Организационные основы процесса управления. Процесс осуществления управления организацией

Функции менеджмента, их классификация и взаимосвязь.

Тема 5. Функции и технология менеджмента

1. Функции менеджмента, их классификация и взаимосвязь.

2. Процесс управления организацией.

3. Технология процесса управления

При изучении данного вопроса студент должен обратить внимание на то, что управление – процесс, направленный на достижение целей предприятия. Этот процесс представляет собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач фирмы. Эти действия получили название управленческих функций. Слово «функция» латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность. Функции управления можно определить как виды деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом.

Функции менеджмента сформировались в процессе распределения и специализации труда, поскольку любые управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Функции менеджмента отражают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

Функции целесообразно классифицировать по признаку места в системе менеджмента:

1) общие функции менеджмента - функции, типичные для любого управленческого процесса, выполняемые органами управления всех организаций независимо от их назначения, форм собственности. Общие функции выражают содержание процесса управления в любой организации и не зависят от специфики объекта управления. К ним относятся: планирование; организация; мотивация; контроль; регулирование.

2) частные функции менеджмента - характеризуются особенностями реализации общих функций управления, и выполняются специалистами исходя из особенностей сферы деятельности и масштабов управления. Количество частных функций управления и их разновидности обуславливаются объемом функциональной деятельности, ее конечными и промежуточными результатами, глубиной разделения труда. К частным функциям относятся: управление коммерческой деятельностью, управление маркетингом, управление закупками, управление сбытом, управление персоналом и т.д.

3) объединяющая функция менеджмента – руководство – пронизывает все управленческие процессы в организации.

Процесс управления можно представить в виде совокупности как общих, так и частных функций управления. Каждую общую функцию управления можно представить как совокупность частных функций и наоборот.



Распределение функций на общие и частные является условным, поскольку они тесно переплетаются, взаимно проникая и дополняя одна другую (рис.5.1)


Рис. 5.1 - Взаимосвязь частных функций менеджмента

Общие функции менеджмента выполняются на любом предприятии, независимо от его назначения и особенностей деятельности. Содержание каждой общей функции управления определяется многими факторами и характеристиками фирмы. Прежде всего, от вышеперечисленных факторов, влияющих на элементы управленческой технологии. Конкретное изменение содержания общих функций управления проявляется в технологии выполнения конкретной функции. Таким образом, технологию менеджмента описывают как общие функции (характер управленческих действий), так и конкретные функции (объект, над которым совершается управленческое действие).

Общие функции управления характеризуют лишь определенные области управленческой деятельности (например, планирование, учет, контроль и т.д.) и не могут рассматриваться изолированно (отдельно) друг от друга. В процессе управления они, взаимодействуя, проникают друг в друга. Конкретное содержание управления проявляется только через задачи управления.

Дадим краткое представление о содержании общих функций менеджмента.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с разработкой комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения целей предприятия с учетом наиболее эффективного использования ресурсов.

Функция планирования следует из содержания процессов управления и представляет собой: набор действий и решений, предпринятых управленческими работниками, которые ведут к разработке стратегий по достижению организацией своих целей; разработку текущих и краткосрочных программ, политики, процедур и правил, объясняющих, каким образом должны быть достигнуты цели организации.

Организация – вид управленческой деятельности, направленный на формирование структуры управления организацией, установление в ней определенной системы связей и взаимоотношений, что дает возможность эффективно работать для достижения поставленных целей.

Функция организации вытекает из необходимости координации совместных действий людей в процессе достижения общих целей. Она включает следующие наборы действий:

§ обеспечение динамического равновесия внутренних процессов, протекающих между управляемой и управляющей подсистемами, т.е. соединение людей и средств производства;

§ установление отношений между организацией (предприятием) и внешней средой для обеспечения динамического равновесия;

§ организацию собственного производства, т.е. процесса превращения ресурсов в готовую продукцию;

§ организацию управляющей подсистемы;

§ организацию действий людей по выполнению других функций управления.

Именно последний набор управленческих действий определяет специфику функции организации. Она состоит в том, что это единственная функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность выполнения всех других функций управления.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации

В процессе мотивации устанавливаются и оцениваются неудовлетворенные потребности; формулируются цели, которые направлены на удовлетворения потребностей; определяются действия, необходимые для удовлетворения потребностей.

Контроль – это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными

Хорошо составленные планы и организация их выполнения совсем не гарантирует эффективное достижение результата. Процесс выполнения планов постоянно подвергается воздействию как внутренних, так и внешних факторов. Сопоставляя реально достигнутые результаты с плановыми, т.е. отвечая на вопрос: насколько мы продвинулись к поставленным целям, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу.

Регулирование – вид управленческой деятельности, направленный на устранение отклонений, сбоев, недостатков и др. в управляемой системе путем разработки и внедрения управляющей системой соответствующих мероприятий.

Данный вид деятельности направлен на то, чтобы организация сохраняла свою динамическую устойчивость, на поддержание и усовершенствование состояния, ее упорядоченности, поддержание связей между субъектом и объектом управления.

Рассмотренные общие функции управления не существуют сами по себе. Они проявляются как виды управленческой деятельности только при взаимодействии с частными функциями.

Частные функции обусловлены необходимостью управления сложной организацией. Они возникают вследствие горизонтального разделения труда человека. Такое разделение может быть проведено по назначению основных процессов, протекающих в организации.

На основе исследовании взаимосвязи функций происходит совершенствование управления. Формирование эффективной системы менеджмента. устранение лишних звеньев. Бюрократических преград. Преодоление сопротивления изменениям. Взаимосвязь частных и общих функций менеджмента можно проследить по таблице 5.1.

Общие функции являются абстрактными. Они превращаются в реальную управленческую деятельность лишь тогда, когда с их помощью происходит реализация частных функций менеджмента. Поэтому общие функции рассматривают как основу для осуществления любого управленческого процесса.

Таблица 5.1 – Механизм реализации частных функций менеджмента через общие функции (пример)

Частные функции менеджмента Реализация частных функций менеджмента через использование общих функций
Управление отделом кадров · Планирование работы отдела кадров. · Формирование организационной структуры управления отделом кадров и подбор работников необходимой квалификации. · Мотивирование работников отдела кадров. · Контролирование результатов работы (результатов подбора в организацию необходимых специалистов, оформление документации в соответствии с установленными законодательством нормами, эффективности мероприятий по повышению квалификации работников и др.). · Регулирование путем устранения выявленных в процессе контроля недостатков по управлению отделом кадров.
Управление сбытовой деятельностью · Планирование реализации продукции. · Организация соответствующих служб, подразделений (отдела сбыта, отдела маркетинга и др.). · Стимулирование работников, занимающихся сбытовой деятельностью. · Контроль результатов сбытовой деятельности (объемов сбыта, объемов продукции на складах и др.). · Регулирование (устранение) выявленных в процессе контроля отклонений.

При изучении второго вопроса данной темы студент должен усвоить, что выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления».

Процесс управления в простейшем своем виде представляет собой деятельность руководителя в подчиненном ему коллективе, посредством чего происходит соединение труда в коллективе. Такое соединение достигается не единичными актами, а непрерывным процессом управленческой деятельности, включающей не только текущие распоряжения руководителя, но и постоянные действующие регламенты и нормативы, с помощью которых он также осуществляет свое воздействие.

Участники процесса управления – руководители, исполнители и контролеры.

Цель управленческого процесса – объединение усилий участников для достижения конкретного результата.

Предмет управленческого процесса – информация, которую исполнители, контролеры и руководители используют в своей деятельности.

Средства осуществления процесса – это документы и различные средства приема, передачи, регистрации, хранения, обработки и выдачи информации.

Процесс управления обладает специфическими свойствами , каждое из которых оказывает влияние на формирование и развитие системы управления.

1. Динамичность проявляется в постоянном изменении процесса управления по направленности, проблематике, характеру течения, а также в динамичности взаимодействия его различных этапов и операций.

2. Устойчивость проявляется в возникновении определенных каналов протекания процесса управления, которые образуют естественную структуру системы менеджмента, закрепляемую в организационных актах.

3. Непрерывность отражает необходимость непрерывного осуществления деятельности по управлению торговым предприятием.

4. Цикличность проявляется в том, что процесс управления – это закономерная повторяемость основных этапов и стадий его непрерывного осуществления.

5. Дискретность проявляется в том, что во внутренних своих особенностях процесс управления протекает неравномерно.

Последовательно реализованный и завершенный процесс менеджмента образует управленческий цикл (рис. 5.2). При этом организация смоделирована как открытая система, которая имеет входы и выходы и состоит из управляющей и управляемой систем, которые тесно взаимодействуют, поскольку являются органично взаимосвязанными. Управляющую систему образуют элементы, которые обеспечивают процесс управления, управляемую – элементы, которые обеспечивают непосредственный процесс производственной, хозяйственной, коммерческой и других видов деятельности.

Процесс управления организацией охватывает несколько последовательных этапов:

1. Реализация функций менеджмента , к которым относятся все виды управленческой деятельности (планирование реализации товаров, управление разработкой новых технологий, организация кадровой работы, учет и т.д.). речь идет об управленческой деятельности на всех уровнях управляющей системы организации: руководителей организаций и их заместителей, начальников отделов, специалистов всех направлений (экономистов, технологов, юристов). Это означает, что сосредоточенный в управляющей системе аппарат управления в процессе управленческой деятельности должен выполнять свою основную задачу: создавать систему методов менеджмента - совокупность способов влияния управляющей системы на управляемую с целью обеспечения производственно-хозяйственной деятельности организации и получения конкретных результатов (производство продукции, оказание услуг и др.).


Рис. 5.2 – Графическая модель процесса управления

2. Формирование методов менеджмента как результатов реализации функций менеджмента . К ним относятся план сбыта, материальные стимулы к труду, ценообразование. Однако полученные методы менеджмента, как правило не могут осуществлять управленческое воздействие, поскольку они в большинстве случаев не приобретают формы административных рычагов. Для того, чтобы придать методам менеджмента действенное управленческое воздействие, необходимо их формализовать, т.е. превратить в управленческие решения.

3. Формализация методов менеджмента в управленческие решения . Особенность этого этапа состоит в создании механизмов трансформации методов менеджмента в приказы, распоряжения, указания и др. после этого управленческие решения (формализованные методы менеджмента) по каналам прямой связи поступают из управляющей системы в управляемую, осуществляя необходимое управленское воздействие, обеспечивающий выполнение хозяйственных операций, производство товаров, оказание услуг, достижение коммерческих, финансовых и др. результатов.

Если управленческие решения в управляемой системе срабатывают недостаточно (не выполняются, выполняются частично, выполняются с отклонениями), то информация о всех неточностях, недостатках по каналам обратной связи поступаем в управляющую систему (осуществляется процедура регулирования), в которой аппарат управления разрабатывает необходимые мероприятия.

4. Обеспечение управленческого воздействия на основе руководства . Руководство организацией – вид управленческой деятельности, который объединяет трудовые процессы всех работников, обеспечивает реализацию функций и формирование методов менеджмента, разработку и принятие управленческих решений, а также формализует воздействие управляющей системы на управляемую. Руководство является объединяющим фактором в структуре категорий менеджмента, поскольку определяет направления деятельности аппарата управления, эффективность управленческих решений, степень достижения целей организации.

Реализация этапов менеджмента сопровождается коммуникациями, т.е. процессами обмена информацией между работниками, подразделениями и другими организациями.

Процесс управления — это воздействие на объект с целью изменения его состояния или формы.

Система управления делится на две подсистемы: управляемую и управляющую.
Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. Управляемая подсистема осуществляет различные функции управления. В нее входят цеха, участки, бригады.

По функциональному признаку система управления подразделяется на подсистемы:

  • техническую (машины и оборудование);
  • технологическую (ряд процессов, стадий производства);
  • организационную;
  • социальную (единство социальных отношений);
  • экономическую.

Система управления включает:

  1. структурно-функциональную подсистему (реализует принцип единства структурных и функциональных элементов системы);
  2. информационно-поведенческую подсистему (обеспечение действий необходимой информацией);
  3. подсистему саморазвития (принцип самостоятельности, независимости развития отдельных элементов).

Субъект управления

Назначение субъекта управления — обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Управляемость — способность системы воспринимать управляющее воздействие и реагировать на него соответствующим образом.

Субъекты управления — центры активности, центры ответственности.

Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления (для вышестоящих руководителей).

Главная цель функционирования субъекта управления — выработать управленческое решение, которое обеспечивает эффективность функционирования системы в целом.

Цели субъекта управления рассматриваются на 2 уровнях:

  1. на интегративном уровне — субъект управления функционирует для того, чтобы привести систему к поставленным перед ней целям, поэтому степень достижения целей системы в целом является критерием эффективности функционирования субъекта управления;
  2. на локальном уровне (на уровне самой системы).

Требования к субъекту управления:

  1. субъект управления должен реализовывать закон необходимого разнообразия (количественная сторона);
  2. система управления должна иметь все те свойства и характеристики, которые присущи кибернетической системе (данные требования характеризуют качественную сторону):
    • единство;
    • целостность;
    • организованность;
    • эмерджентность.
  3. субъект управления должен быть принципиально активным, который знает цели, знает пути их достижения и постоянно генерирует функции. Принципиально активная система состоит из активных элементов;
  4. система управления должна быть всегда центром ответственности;
  5. субъект управления должен быть законопослушным;
  6. субъект управления должен быть более высокого социально-культурного уровня по отношению к внешней среде, чтобы быть способным адекватно реагировать на воздействие внешней среды и влиять на развитие этого уровня;
  7. субъект управления должен иметь более высокий по отношению к объекту творческий и интеллектуальный потенциал.

В составе субъекта управления при рассмотрении аспекта элементов необходимо выделить следующие подсистемы:

  1. система целей управления;
  2. функциональная модель системы управления;
  3. структурная модель;
  4. информационная модель;
  5. модель коммуникаций (системы отношений);
  6. модель эффективности;
  7. механизм управления;
  8. операционная (технологическая) модель.

Объект управления

Объектом управления является социально-экономическая система и процессы, которые в ней протекают.

Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время всё больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т.е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.

Процесс управления в организации

Процесс управления — это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путём преобразования ресурсов на входе в продукцию или услуги на выходе системы.

Процесс управления — это совокупность действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Все процессы управления делятся на две группы:

  1. постоянные процессы — представляют собой функциональные области человеческой деятельности по достижению текущих целей;
  2. периодические процессы — это активная форма управления, вызванная непредвиденными ситуациями и требующая выработки оперативных управленческих решений.

Основные этапы процесса управления изображены на рисунке.


Создание и этапы процесса управления определяют его элементы:

Цель — каждый процесс управления осуществляется для достижения конкретного результата, цели. Цели в процессе управления должны иметь операционный характер и трансформироваться в конкретные задачи. Они являются ориентиром для конкретизации использования необходимых ресурсов.

Ситуация — представляет собой состояние управляемой подсистемы.

Проблема — это несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.

Решение — представляет собой выбор наиболее эффективного воздействия на существующую ситуацию, выбор средств, методов, разработка конкретных управленческих процедур, осуществление процесса управления.

Стадии процесса управления:

  1. постановка конкретной цели;
  2. информационное обеспечение;
  3. аналитическая деятельность — это совокупность операций, связанная с оценкой состояния управляемого объекта, поиском путей улучшения существующей ситуации;
  4. выбор вариантов действий;
  5. реализация решений;
  6. обратная связь — осуществляет сравнение полученного результата от реализации решения с целью, ради достижения которой осуществлялся процесс управления.

Механизм менеджмента

Управление в организации осуществляется с помощью механизмов управления. Экономический механизм решает конкретные проблемы взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.

Механизм управления — это подсистема системы управления, назначение которой обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Составляющие:

  • методология (закономерности, принципы, политика, правила);
  • органы, принимающие решения;
  • исполнительные органы;
  • выбранная точка воздействия;
  • метод воздействия;
  • защитные механизмы, которые встраиваются в любую систему (саморегуляторы);
  • инструменты воздействия;
  • обратные связи;
  • центры ответственности и центры контроля;
  • формы проявления влияния.

Экономический механизм менеджмента состоит из трёх уровней:

  1. внутрифирменное управление;
  2. управление производством;
  3. управление персоналом.

Внутрифирменное управление :

  • маркетинг;
  • планирование;
  • организация;
  • контроль и учёт.

Принципы внутрифирменного управления:

  • централизация в управлении;
  • децентрализация в управлении;
  • сочетание централизации и децентрализации;
  • ориентация на долгосрочные цели развития;
  • демократизация управления (участие работников в высшем звене управления).

Управление производством :

  • проведение НИОКР;
  • обеспечение развития производства;
  • обеспечение сбыта;
  • выбор оптимальной организационной структуры управления.

Управление персоналом :

  • принципы подбора и расстановки персонала;
  • условия найма и увольнения;
  • обучение и повышение квалификации;
  • оценка персонала и его деятельность;
  • формы оплаты труда;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • вовлечение работников в управление на низовом уровне;
  • система мотивации труда работников;
  • организационная культура фирмы.

Методы воздействия в менеджменте

Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность различных способов и приёмов, используемых администрацией фирм для активизации инициативы и творчества людей в процессе трудовой деятельности и удовлетворения их естественных потребностей.

Главная цель методов менеджмента — обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и социальных интересов. Особенностью методов как инструментов практического управления является их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Методы менеджмента могут быть:

  1. экономические;
  2. организационно-распорядительные;
  3. социально-психологические.

Экономические методы воздействуют на имущественные интересы фирм и их персонала. В их основе лежат экономические законы общества, рынка и принципы вознаграждения за результаты труда.

Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности и управления ею, естественных потребностях людей в определенном порядке взаимодействовать между собой.

Организационно-распорядительные методы делятся на три группы:

  • организационно-стабилизирующие — устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положения об исполнителях, регламенты деятельности, концепции управления фирм);
  • распорядительные — обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и фирм;
  • дисциплинарные — предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную работу.

Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на социальные и психологические интересы фирм и их персонала (роль и статус личности, группы людей, фирм, психологический климат, этика поведения и общения и т.д.). Они состоят из социальных и психологических и должны соответствовать морально-этическим и социальным нормам общества.

Функции управления

Функция управления — это вид трудовой деятельности человека, направленный на уравновешивание состояния организации с внешней средой, вступая при этом в систему управленческих отношений.

По этим признакам можно выделить две основные группы функций управления:

  1. общие функции управления — это функции, которые определяют вид управленческой деятельности независимо от места её проявления;
  2. конкретные функции — это функции, которые определяют направленность труда человека на конкретный объект. Они зависят от организации, направлений её деятельности. Конкретные функции управления возникают в результате горизонтального разделения труда.

К общим функциям управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации для достижения общих её целей.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий (подразделений), входящих в фирму. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку ресурсов, перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Организовать — значит создать некую структуру. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели.

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права для использования ресурсов организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей.

Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (технических, финансовых, производственных и других) объекта управления при оптимальных для данных условий трудовых, денежных и материальных затрат.

По способу осуществления координация может иметь вертикальный или горизонтальный характер.

Координация по вертикали приобретает значение субординации — подчинение функций одних компонентов другим, а в менеджменте — служебное подчинение младших старшим, что основывается на нормах служебной дисциплины. Задача вертикальной координации — организация эффективной связи и сбалансирование структурных подразделений и их работников различных иерархических уровней.

Горизонтальная координация состоит в обеспечении сотрудничества руководителей, специалистов и других работников подразделений, между которыми нет отношений подчинения. В результате достигается согласованное единство взглядов на общие задачи.

Мотивация — процесс побуждения себя и других к действию для достижения общей цели. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого значения, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому задача данной функции заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно плану.

Контроль — это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигала своих целей. Обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководителем. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, достижение целей будет поставлено под угрозу.

Любые организации, в том числе и производственные предприятия для достижения поставленных целей нуждаются в процессе управления. Организация управления предполагает сочетание в пространстве и во времени всех составляющих процесса управления. Организация управления предполагает создание организационной структуры и организацию функционирования производственной системы. Процесс управления можно представить в виде последовательности управленческих решений. Функциональный аспект управления производством предполагает выполнение ряда функций. К общим функциям управления относят планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль и регулирование. Каждая из этих функций, в свою очередь, может быть представлена совокупностью более частных функций. Функция планирования, например включает в себя анализ состояния объекта управления, прогнозирование тенденций его развития, определение целей управления, разработку плана достижения целей (распределение целей и ресурсов по исполнителям и срокам). Функция контроля включает такие функции, как учет и анализ. Реализация всех этих управленческих функций требует принятия решений. Так, при планировании принимаются плановые решения, при организации – организационные решения, при регулировании – оперативные регулирующие решения.

Принятие решений – это процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором одного из нескольких возможных вариантов решения и действием по установлению проблемной ситуации. Проблема – это ситуация, характеризующаяся таким различием между необходимым (желаемым) и существующим состоянием управляемой системы, которое препятствует ее развитию или нормальному функционированию. Управленческое решение – это продукт управленческого труда, это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей предприятия. Управленческие решения представляют собой основной инструмент управленческого воздействия в ответ на проблемные ситуации, возникающие в ходе управления предприятием.

Управленческие решения – это способ постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта принятия решения на объект исполнения решения), что в конечном счете ведет к достижению поставленных целей.

Процессы разработки, принятия и осуществления управленческих решений, оценки их фактической эффективности занимают центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности, так как именно они в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результаты.

Принятие решений – это основное содержание всех функций менеджмента. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. С позиций системного анализа процесс управления является в сущности процессом решения проблем предприятия, возникающих по мере его функционирования и развития.

Цикл управления всегда начинается с постановки целей, выявления и идентификации проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого для реакции на проблемную ситуацию решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата и оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя таким образом управленческий цикл.

Смысл управленческой деятельности состоит в обеспечении достижения предприятием поставленных целей, содержание же управления заключается в выработке определенных управляющих воздействий, направленных на реализацию этих целей. Разработка, принятие и реализация решений является, таким образом, концентрированным выражением самой сущности управления.

Под управленческим решением понимается выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности.

В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Таким образом, понятие решения неоднозначно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора.

Решение как процесс предполагает регламентируемую последовательность действий по разработке, принятию и реализацию управляющего воздействия для достижения поставленной цели.

Решение как акт выбора (в соответствии с принятыми критериями) средств и методов осуществления реакции на возникшую проблему из множества возможных альтернатив предполагает выпуск нормативного документа, регламентирующего деятельность системы управления, плана мероприятий, устных или письменных распоряжений о необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса.

Решение как результат реализации конкретного выбранного варианта действий – это осуществление поставленной цели, отраженное в установленных показателях.

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления (руководителя и поддерживающего его аппарата), определяющий реализацию обоснованного выбора из возможных альтернатив цели, плана и способа деятельности коллектива по разрешению проблемной ситуации на основе знания объективных закономерностей функционирования объекта управления и анализа информации контроля за состоянием управляемой системы и воздействиями внешней среды.

Управленческое решение представляет собой социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценки, имеющий директивное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления, направленную на достижение указанных целей.

Вопросы методологии принятия управленческих решений охватывают такие понятия, как типология решений, принципы, методы и технология разработки и реализации решений, критерии оценки альтернатив.

В понятие организация разработки управленческого решения включаются мероприятия по совершенствованию совместной работы различных звеньев и подразделений предприятия, а также отдельных его сотрудников в рамках процесса разработки и реализации решений на основе установленных регламентов, инструкций, нормативов, норм ответственности и других директивных документов.

Организационная сущность управленческих решений состоит в том, что к этой работе привлекается персонал организации. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимыми техникой и технологией, постоянно координировать их работу.

Организационное содержание решения проявляется в том, что должна быть четко определена система организации работ по разработке и реализации решений позволяет установить и закрепить права, обязанности и ответственность отдельных работников и служб организации по выполнению отдельных работ (операций), стадий и этапов разработки и реализации решений. Это осуществляется путем регламентирования и инструктирования работников, принимающих участие в разработке и реализации решения.

Понятие «технология разработки управленческого решения» отражает специфику и этапность действий по разработке решения, выявленных на основе оптимизации условий его практической реализации с учетом профессионального уровня сотрудников, специфических условий и различных обстоятельств, определяющих выполнение решения.

В понятие «методы разработки и реализации решений» входят способы, формы, приемы выполнения работы по подготовке и осуществлению управленческих решений (анализ данных, обработка и систематизация необходимой информации, определение вариантов действий, критериев выбора, способов принятия решения и порядка его исполнения и контроля за реализацией решения).

Субъектом управления – лицом, принимающим решения (ЛПР) – может быть одно лицо или группа лиц. ЛПР должно обладать определенными знаниями и опытом принятия решений, а также должно обладать умением разумно рисковать и развитым чувством интуиции, должно ясно представлять свои предпочтения и полномочия. Обладая правом окончательного выбора, ЛПР может не согласиться ни с одним из вариантов, предложенных экспертами, консультантами, советниками. При отказе от решения ЛПР должен уметь сформулировать новые цели, определить ресурсы для решения и оценить степень достижения новых целей.

Понятие «объект принятия управленческого решения» включает в себя все аспекты деятельности предприятия, в частности, такие как организация производства, обеспечение внедрения нововведений, хозяйственного и финансового развития, проведение маркетинговых исследований на рынке, организация управленческой деятельности, организация оплаты труда, социальное развитие персонала и проведение кадровой политики и т.д.

Управленческие решения являются движущей силой при осуществлении всех функций управления предприятием. Так, к функциям производственных подразделений относятся:

маркетинговые исследования;

проектирование;

подготовка производства;

управление материально-техническими ресурсами;

производство продукции;

реализация продукции;

управление качеством продукции;

управление кадрами;

управление финансами.

К основным функциям процесса управления относятся:

планирование;

организация;

мотивация;

координация;

контроль;

регулирование.

К функциям ЛПР по этапам разработки к реализации управленческих решений относятся:

анализ информации;

диагностика ситуации;

выработка вариантов решений и критериев выбора;

выбор альтернативы;

организация выполнения решения;

контроль результатов.

Взаимосвязь этих функций схематически можно показать следующим образом (рисунок)

Управленческие решения должны реализовать следующие функции: направляющую, координирующую, мотивирующую.

Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления – планирования, организации, мотивации, координации, контроля, регулирования, которые реализуются посредством решений.

Координирующая функция решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

Функции ЛПР

Взаимосвязь функций

Мотивирующая функция реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Для эффективной подготовки и реализации управленческих решений необходимо обеспечить поддержку управленческих решений, т.е. оказать помощь лицам, принимающим и подготавливающим решения в области методологии, организации, кадров, информации и экономики.

Научная и методологическая поддержка заключается в разработке гипотез, идей, теоретических положений, принципов, требующих экспериментальной проверки на моделях и последующей реализации в управленческих решениях при формировании целей, задач и содержания управляющего воздействия.

Организационная поддержка предусматривает необходимость разработки инструктивных материалов по порядку разработки, реализации и контроля управленческих решений, по срокам, процедурам, участникам, распределению ответственности между ними и т.д.

Методическая поддержка, т.е. разработка комплекса методических материалов по всем аспектам управленческого решения в рамках этапов подготовки, проведения, анализа, оценки результатов решений.

Кадровая и социальная поддержка предусматривает специальную подготовку кадров участия в разработке и реализации решения и привлечения специалистов других профилей для обеспечения комплектности проработки, а также проведение индивидуальных и разъяснительных совещаний с участниками и реализации решения.

Информационно-теоретическая поддержка обеспечивает необходимую информацию и позволяет автоматизировать информационные процедуры, а также процесс подготовки, реализации и контроля управленческого решения.

Экономическая поддержка определяет условия финансирования и необходимые ресурсы и вопросы разработки стимулирования участников выработки и реализации решения.

Правовая поддержка обеспечивает соответствие решения как организационно-правового акта полномочиям ЛПР, установленному порядку принятия и оформления, проверку юридических последствий реализации решения. Решение должно определять последовательность и порядок действий по решению проблемы; календарные сроки (промежуточные и конечные); ответственных исполнителей с указанием подразделений, должностных лиц и фамилий; вопросы координации и взаимодействия между соисполнителями; порядок отчетности.

В методологии (разработки и реализации) управленческих решений используются такие понятия как цель, альтернативы, критерии, модели, субъект решения (ЛПР), объект решения, функции решения, поддержка решения.

Цель означает желаемый конечный результат деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность Целью организации процесса принятия решения является повышение его эффективности при экономии живого и прошлого труда, которая, в частности, сводится к рациональному использованию информации.

Альтернативы возможные способы решения задачи или проблемы для достижения поставленной цели. Для выбора варианта решения (альтернативы) на основе сформулированной цели необходимо определить множество критериев и разработать шкалы оценок по ним.

Критерий – это правило, в соответствии с которым альтернативы располагаются в порядке их важности или предпочтительности. С помощью критериев определяется степень достижения цели. Во многих случаях решение приходится принимать в условиях многокритериальности.

В таких случаях производится ранжирование критериев по степени важности и используются предпочтения лица, принимающего решения.

Модель представляет собой условный образ объекта, процесса или явления, используемый в качестве заменителя оригинала и отображающий его существенные стороны. Модель дает возможность многократно проводить опыты для изучения возможных результатов реализации различных вариантов решений. Модель разрабатывается для улучшения понимания объективно существующей реальности и для выработки рационального плана действий.

Отсутствие достоверной информации не позволяет в должной мере обосновывать варианты решений, дефицит времени мешает тщательной объективной оценке возможных последствий выбора того или иного варианта решения, тогда решения принимаются в условиях неопределенности. По степени неопределенности ситуации можно разделить на определенные (детерминированные), вероятностно определенные (рисковые) и неопределенные.

Субъективная информация ЛПР основана на его опыте, интуиции, проводимой политике. Характеристики человеческой системы переработки информации накладывают определенные ограничения на все поведение человека, даже если это опытный, рационально мыслящий руководитель. Это приводит к тому, что сами ЛПР без дополнительной аналитической поддержки используют упрощенные, а иногда и противоречивые решающие правила. Для выполнения этой дополнительной аналитической проработки решения необходим специалист по принятию решений, который должен помочь ЛПР последовательно и непротиворечиво сформулировать политику, систему предпочтений ЛПР и структуру проблемы. Конструируя процедуры выявления предпочтений и принятия решений, специалист по принятию решений помогает ЛПР делать обоснованный выбор, определять необходимые компромиссы, сознательно и последовательно проводить свою политику и оценивать ее возможные последствия.

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. (Например, производственный коллектив). Набор решений в социальной системе характеризуется разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек как личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

В зависимости от условий реализации решений в социальной системе руководитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества (поддержки) , так и противостояния. Профессионализм специалиста, разрабатывающего или реализующего решение, определяется его способностью создать стимулирующую среду для выполнения решения. Работник, в функциональные обязанности входят действия по управлению деятельностью других работников (подчиненных), является руководителем. Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, называются управленческими решениями.

Прежде чем начнется сам производственный процесс, у руководителя создается его модель (цели, формы конкретной деятельности, имеющиеся ресурсы и возможности, вероятные трудности и пути их преодоления). Все это формируется в виде управленческого решения, которое направляет, организует и стимулирует трудовую деятельность коллектива.

Тема 2.УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА

Процесс управления - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей.

Процесс управления решает две задачи :

  • тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления;
  • стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.

Процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.

Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.

Предметом труда в управлении являются документы управления , получивший такое название в отличии от других документов, не связанных с вообще с процессом управления. Основным носителем информации в системе управления служит в настоящее время документ. С их помощью осуществляется взаимосвязь между структурными подразделениями организации.

Преобразованная информация приобретает самостоятельное существование и может накапливаться, что приводит к усложнению процесса управления, усилению господства прошлых решений над текущими. Последнее, правда, в определенней степени полезно, так как порождает организационный порядок , обеспечивающий автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение соответствующих действий без специальных распоряжений. Однако он ограничен, так как не в состоянии подчинить и координировать все организационные элементы.

Средствами управленческого труда является все то, что способствует осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов до авторучки и бумаги. При этом выделяют: средства составления документов (принтеры, диктофоны и пр.); средства обработки и оформления документов (штемпели, резаки, дыроколы); средства группировки и хранения документов (папки, скоросшиватели, картотеки); средства выполнения вычислительных операций; средства оперативной связи; мебель.

Продукт труда - это результат управленческого процесса, которым является управленческое решение. С помощью того или иного материального носителя (преимущественно документов) эти решения поступают непосредственно объекту управления.

Управленческий труд , как и инженерный, конструкторский, исследовательский и пр., относится к категории труда умственного , осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Он существует в трех основных формах : эвристического, административного и операторного.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений - управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.

Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он включает такие работы как документационная (оформление, размножение, сортировка, и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму, расчетов необходимых для принятия решений).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для ее обозначения иногда используют термин «нефизический труд».

Процесс управленческого труда состоит из элементарных действий , или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.

Управленческие операции – это технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение.

Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными (например, слушание, чтение, разговор, наблюдение за действиями различных устройств, мышления т.п.).

Самостоятельный комплекс операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, их оформлению), заканчивающихся определенным по форме и содержанию результатом в виде устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и пр.), получил название работы.

Управленческие работы различаются :

  • по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль);
  • по конкретному содержанию (исследования, планирование);
  • по периодам (стратегические, тактические, оперативные);
  • по этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы, поиск решения); по направленности (внутрь или во вне организации);
  • по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
  • по объектам (производство, персонал);
  • по формам и методам осуществления; по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);
  • по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, и творческие);
  • по степени сложности.

Остановимся подробнее на последней, поскольку для управленческого труда она является едва ли не главной характеристикой.

Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами.

Во-первых , масштабами, количеством и составом решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.

Во-вторых , необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, часто в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.

В-третьих , сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Менеджер, принимая решения, часто берет на себя ответственность не только за материальное благосостояние людей, но за их здоровье и даже жизнь.

  • коммуникационными (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки);
  • распорядительными и координационными (доведение до исполнителей принятых решений в устной и письменной форме, составление и выдача заданий, инструктирование);
  • контрольно-оценочными (проверка своевременности и качества выполнения заданий);
  • аналитико-конструктивными (изучение информации и подготовка решений);
  • информационно-техническими (с носителями информации) на которые уходит 10 - 15% рабочего времени; первично-счетными и учетными.

Управленческая процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной .

Процедура должна отражать цель работы, используемые и разрабатываемые документы, их содержание, порядок прохождения.

Классификация процедур и операций осуществляется по ряду критериев:

  1. По содержанию:
    • информационные или информационно-технические связаны с обработкой информации и ее носителей. Здесь выделяют также документационные, первично-счетные, учетные и вычислительные операции и процедуры;
    • логико-мыслительные или аналитико-конструктивные связаны с подготовкой и принятием управленческих решений;
    • организационные состоят из служебно-коммуникационных, распорядительных и координационных операций и процедур.
  2. По характеру сочетания во времени:
    • последовательные, т.е. каждая операция или процедура начинается только после окончания предыдущей;
    • параллельные, предполагающие одновременное выполнение операций и процедур;
    • параллельно-последовательные предусматривают частичное совмещение смежных операций и процедур во времени и в пространстве.
  3. По сложности:
    • простые операции и процедуры, т.е. содержащие несколько элементов и операций;
    • сложные операции (20-30 элементов) и процедур (100 и более операций).
  4. По степени повторяемости:
    • повторяющиеся, т.е. постоянно выполняемые работниками управленческого аппарата;
    • неповторяющиеся или творческие, сложные операции и процедуры.

При всем своем разнообразии и различной степени сложности управленческие процедуры носят циклический характер.

Управленческий цикл – это период обращения информации в сфере управления, который измеряется определенным для каждой процедуры временным интервалом или календарным периодом.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности - менеджеров.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. (рис. 1).

Исходное состояние Конечное состояние

Рис. 1. Место процесса управления в организации

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов. Однако несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие, в общем-то, однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления: 1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению; 2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними; 3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей; 4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.

Менеджер

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин }