Российская система социального обслуживания. Учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения

Введение

В настоящее время в России очень противоречивая и многоаспектная ситуации как морально-психологическая, социально – экономическая, так и духовная. Экономика нестабильна. Тенденции неблагополучия (в том числе социальной девиации) проявляется все сильнее. Численность людей с доходом ниже прожиточного минимума не уменьшается. Зато дифференциация населения по доходам обостряется. Все это требует того, чтобы государство и общественные объединения неправительственных организаций приняли должные меры. Во-первых, меры в сфере формирования системы обеспечения социальной безопасности и социальной защиты населения.

Одна из наиболее значимых тенденций социальной политики сегодня – это становление системы социального обслуживания, а также обширное применение в работе с населением современных технологий и методов. В одних работах социальное обслуживание населения анализируется как очень результативная социальная технология, которая способствует результативной социальной поддержке граждан в обстановке непростой социальной экономической ситуации, нелицеприятно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в иных работах – как новейшая парадигма социальной работы, в третьих – как принципиально важный сектор социальной сферы.

Анализируя процесс становления социальной профессии, науки и практики, ее теоретики говорят, что в современных условиях социальное обслуживание уступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.

По мере быстрого формирования команд квалифицированных социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и заметной.

Социальное обслуживание понимается во всех странах мира по-разному, очень часто этот термин имеет различное содержание.

В «Законе о социальном обслуживании» в Финляндии под социальным обслуживанием понимают множество социальных услуг, средствами поддерживающих существование, социальных пособий и связанных с ними действий, служат укреплению социальной обеспеченности и способствуют развитию сообщества, семьи, отдельного человека.

Ситуация в российском социальном обслуживании показывает, что теоретическое обоснование содержания и сущности социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения находится под защитой.


1. Система социального обслуживания

Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.

Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.

В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей – наиболее важны для общества.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.

Его цель – регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предмет в этом законе.

Социальное обслуживание охватывает всю совокупность социальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания (вне зависимости от форм собственности) на дому.

Основные принципы социального обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина.

Закон предоставляет возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услуги включаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг, обеспеченных государством.

Термин «социальное обслуживание» описывает некоторый идеальный объект. Исходя из системных его свойств, социальное обслуживание – это множество подсистем и элементов. С другой точки зрения, социальное обслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствам сети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достижения переходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.

1.1 Понятие и принципы социального обслуживания

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание государственными социальными службами предоставляется бесплатно (в объемах, определенных государством):

o Несовершеннолетним детям, которые пребывают в трудной жизненной ситуации по причине инвалидности, конфликтов и жестокого обращения в семье, болезни, сиротства, безнадзорности, мало обеспеченности и т.д.

o Гражданам, не способным к самообслуживанию по причине инвалидности, преклонного возраста, болезни, или если они не имеют родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – при условии, что среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации из-за безработицы, стихийных бедствий, катастроф;

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Право на социальное обслуживание имеют:

· граждане РФ;

· иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

1.2 Принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.

Адресность , т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.

Доступность . Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

Виды учреждений социального обслуживания

Социальная служба, представляющая собой систему, состоит из специализированных учреждений, задача которых заключается в обслуживании соответствующих групп населения.

Территориальные центры в этой системе занимают важное место и осуществляют свою деятельность в пределах различных административных единиц страны – область, город, микрорайон и др.

Функции управления социальным обслуживанием осуществляются на подведомственных территориях органов социальной защиты. Подразделения социального обслуживания в структуре центров различны и могут включать отделения дневного пребывания престарелых граждан и инвалидов, помощь на дому, срочную социальную помощь и др.

Социальная помощь центров комплексная – психологическая, юридическая, реабилитационная, медико-социальная и др. Такая территориальная служба может быть государственной, негосударственной, муниципальной, т.е. независимо от формы её собственности.

Надо сказать, что сеть предприятий социального обслуживания развивается, появляются новые их виды, а это значит, что есть возможность охватить больший перечень социальных проблем различных слоев населения.

Учреждения социального обслуживания финансируются из бюджета. Их финансовые средства формируют:

  • бюджетные отчисления соответствующего уровня в размере 2% расходной части бюджета;
  • выделение поступлений из фонда социальной поддержки части средств;
  • поступления из федерального бюджета для выполнения уставных задач;
  • за счет перераспределения средств между комитетами и отделами служб;
  • средства из областного и местного бюджетов для обеспечения целевых мероприятий;
  • благотворительные пожертвования, взносы предприятий, общественных организаций, поступления от благотворительных акций.

Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей

Поддержка и защита института семьи относится к важному аспекту социально-экономических процессов.

Организация социальной помощи семье со стороны государства, муниципалитетов, общественных организаций выражается в том, что расширяются возможности семьи для решения жизненно-важных задач.

Идет расширение и установление связей семьи с организациями и социальными институтами, обеспечивающих ресурсами и поддержкой.

Оказывается эффективное и гуманное содействие семье, происходит развитие самопомощи на территориях субъектов.

Функциональная общая схема выглядит как система взаимодействия семьи с государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами.

Задачи реализации программ семейной политики в регионах увязываются с планами развития учреждений социального обслуживания, создаются горизонтальные структуры системы социальной помощи семье с учетом специфических особенностей регионов. Организаторам социальных служб районного уровня важно знать потребности населения в таких услугах, учитывая при этом тип семьи и её острые проблемы и отношение к такой службе.

При этом опыт работы с семьей показывает, что комплекс социальных услуг в районе должен предоставляться и детям и родителям.

В отличие от районных, областные учреждения выполняют ещё научно-методические функции. Областной центр, например, зная ситуацию на месте, свои рекомендации может направить во властные структуры.

Государственная служба этого вида социальной помощи имеет свои функции:

  • это, прежде всего, аналитическая функция, задача которой состоит в изучении проблем контингента семей, а также членов коллектива;
  • планово-организационная функция, связана с планированием и организацией социального обслуживания;
  • функция управленческая обеспечивает контакт с государственными органами по решению проблем клиента и добивается этого решения, дает оценку результатам проведенных мероприятий;
  • информационная функция знакомит население с новыми решениями государства по социальной защите и сообщает о возможностях службы.

Замечание 1

Помощь семье в этих службах может иметь различные формы, например, телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи, неотложной помощи при острых психических состояниях и др.

Помощь, оказываемая социальными учреждениями семье, может быть прямой и опосредованной.

Первая непосредственно направляется на защиту прав и интересов клиента, второй вид помощи предоставляется через социальное окружение клиента – это семья, друзья, рабочий коллектив и др., а также через государственные организации и фонды.

В структуре центра социального обслуживания семьи могут быть различные подразделения, включая отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической, медико-социальной, психолого-педагогической помощи, профилактики детской безнадзорности.

Социальные услуги оказываются неполным, многодетным, малообеспеченным семьям. В зоне их внимания также находятся дети и подростки, оказавшиеся в трудных семейных условиях, дети-сироты, дети с физическими и психическими отклонениями, инвалиды.

Деятельность учреждений социального обслуживания пенсионеров

Замечание 2

Конституция РФ гарантирует право гражданам на социальное, в том числе пенсионное обеспечение в старости.

Пенсия представляет собой денежное пособие, которое граждане получают из общественных фондов потребления.

Основанием для начисления пенсии является старость, потеря кормильца, потеря трудоспособности, выслуга лет.

Выплаты по достижении пенсионного возраста производятся ежемесячно. Пожилые люди получают социальное обслуживание в соответствии с этическими международными принципами организации труда.

Социальная работа с данной категорией граждан опирается на Федеральный Закон от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

На основании закона в сферу социальных услуг входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги, а также материальная помощь, социальная реабилитация и адаптация пожилых людей.

Отделения социальной защиты населения выявляют и ведут учет, осуществляют социальную поддержку, предлагают и обеспечивают платные услуги.

Ряд других учреждений тоже выполняют функцию социальной защиты и помощи. К этим учреждениям относятся: дома-интернаты, дома для престарелых одиноких людей, больничные отделения для людей хронически больных, различного типа стационары, дома ночного и дневного пребывания, геронтологические центры и др.

Новым элементом в системе стационарных учреждений страны стали специальные дома для постоянного проживания как одиноких пожилых людей, так и супружеских пар, нуждающихся в соответствующей помощи.

Специальный дом для пенсионеров выполняет следующие функции:

  • создает благоприятные условия для проживания и самообслуживания;
  • предоставляет постоянную социально-бытовую и медицинскую помощь;
  • создает необходимые условия с целью поддержания активного образа жизни и посильной трудовой деятельности.

Замечание 3

Как показывает опыт, организация специальных домов для пожилых супружеских пар и одиноких престарелых людей относится к перспективному решению проблем пожилых граждан.

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе отводится территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России от 20.07.1993 г. № 137). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Такие центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально - педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, позволяющие охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

  • - нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части бюджета;
  • - поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
  • - средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
  • - финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
  • - дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;
  • - доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;
  • - благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб.

Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например, социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости.

Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

  • - слабая правовая база системы социального обслуживания;
  • - ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
  • - отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
  • - нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
  • - низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
  • - недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в организации социальной помощи в этом направлении со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

  • - расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;
  • - установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
  • - содействие эффективному и гуманному развитию семьи как социально-экономической системы;
  • - развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет развитие горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должны, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

  • - аналитическую: изучает проблемы и нужды семей или членов коллектива;
  • - планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
  • - управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результатов тех или иных мероприятий и т.д.;
  • - информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, существует неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией, которая направлена на снятие или уменьшение отрицательных последствий таких состояний, включая возможность суицида. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и более углубленная поддержка, направленная на оздоровление ситуации, выявление внутренних резервов и развитие веры человека в свои силы, в способность самостоятельно преодолеть жизненные трудности. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семей, проблемах и др.

Предоставляемая помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов человека, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть откликающейся - в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 14.04.13 г. № 47 утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра - содействие реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

  • - выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
  • - определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
  • - поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • - социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  • - участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
  • - анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
  • - привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.

К категориям и группам населения, которым Центр оказывает социальные услуги, относятся:- семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;- дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды, и т.д.;- взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);- бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция старения населения. Согласно данным Отдела народонаселения ООН, в развитых странах удельный вес пожилых людей возрастет с 21 до 28% к 2050 г. В России к 2010 г. доля людей пенсионного возраста уже превышает одну треть.

В связи с этим в современных условиях важное значение приобретают институты социального обслуживания пожилых людей, межведомственная работа по организации социальной поддержки этой группы населения. Это связано не только с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, но и решением, вытекающих из этого явления проблем: изменение социального статуса человека в старости, прекращение или ограничение трудовой деятельности, трансформация ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, что диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда.

Достоинство личности - право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора - каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или постоянным.

Координация помощи - помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи - помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом - при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.), в соответствии с которым в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям в поле зрения социальных работников находилось решение таких неотложных проблем, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или ввиду одиночества, а также социально-психологическими проблемами - как пожилые люди воспринимают другие возрастные группы, каковы их социальные проблемы, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:

  • - не нуждающиеся в помощи;
  • - частично утратившие трудоспособность;
  • - нуждающиеся в обслуживании;
  • - требующие постоянного ухода и т.д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут контроль, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют следующие учреждения:- дома-интернаты;- отделения дневного и ночного пребывания;- специальные дома для одиноких престарелых;- больницы и отделения для хронических больных;- стационары различного типа;- территориальные центры социального обслуживания;- отделения социальной помощи на дому;- геронтологические центры и т.д.

Рисунок 1. Основная схема функционирования социального обслуживания людей преклонного возраста

В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пенсионеров (утв. приказом Минсоцзащиты России от 14.04.94 г. № 47) перечисляет его функции: - обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;- предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;- создание условий для поддержания активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

С точки зрения архитектуры и планировки специальные дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающего контингента граждан. Такой дом состоит из одно - двухкомнатных квартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

Специальный дом оснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан, а также при нем организуется круглосуточно действующий диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан, проживающих в специальном доме, осуществляется соответствующими специалистами территориальных лечебно-профилактических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспективных путей решения целого комплекса социальных проблем пенсионеров и пожилых граждан.

Основы системы социального обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложены в ряде законов, федеральных и региональных программ. Прежде всего - в законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) и законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), в федеральных программах «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и других.

Сейчас уже можно констатировать о том, что в нашей стране утвердились и новые профессии - социальная работа и социальная педагогика, и новая система учреждений социального обслуживания населения. Основное место среди учреждений социального обслуживания занимают учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

Учреждения социального обслуживания семьи;

Учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;

Отделения социальной помощи на дому;

Службы срочной социальной помощи;

Территориальные социальные центры.

Среди перечисленных учреждений по своей значимости (не по количеству) на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся (прежде всего, пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Более того, просматривается тенденция, выражающаяся в стремлении каждой первичной территориально-административной единицы (район, небольшой город) иметь свой центр социального обслуживания.

Реальное число такого рода центров зависит, прежде всего, от материальных и финансовых возможностей местных органов власти. Особенностью территориальных центров социального обслуживания является то, что по характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения, выполняющие специфические функции. Так, согласно Примерному положению о центре социального обслуживания, утвержденному Минсоцзашиты России (1993 г.), в центре социального обслуживания могут быть открыты следующие отделения и службы:

Отделение дневного пребывания (создается для обслуживания не менее 30 чел.);

Отделение социальной помощи на дому (создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, и не менее 120 пенсионеров и инвалидов - в городской местности);

Служба срочной социальной помощи (предназначена для оказания неотложной помощи разового характера).

В отделении дневного пребывания предусмотрены должности: заведующего отделением, медицинской сестры, культорганизатора (с выполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии (при наличии мастерских или подсобного хозяйства), сестры-хозяйки, буфетчика и других.


В отделении социальной помощи на дому - заведующий отделением, социальный работник (специалист по социальной работе) - 1,0 ставка на 8 чел., обслуживаемых в городской местности и 1,0 на 4 чел. - в сельской, водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

В службе срочной социальной помощи - заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе (2 ед.), социальный работник (1 ед.), водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

Разумеется, специализированные отделения или службы могут создаваться и помимо центров социального обслуживания, непосредственно органами социальной защиты. Многие из такого рода служб или отделений были открыты еще до того, как в той или иной местности начали функционировать территориальные центры социального обслуживания.

Наряду с учреждениями социального обслуживания системы Министерства здравоохранения и социального развития существуют учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и Т.п.). Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи.

На территории местных органов власти организуются различного рода специализированные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это могут быть и центры по оказанию социальных и юридических услуг по трудоустройству (учредители: муниципальный (территориальный) орган и несколько коммерческих организаций), и центры реабилитации инвалидов и сирот (учредители: территориальный орган, комитет по делам семьи и молодежи, общественные и коммерческие организации) и др.

Следует подчеркнуть, что разрешение на ведение социально-защитной деятельности на своей территории различными ведомствами и коммерческими структурами дают соответствующие органы социальной зашиты и местного самоуправления. При этом муниципальный орган как юридическое лицо, дающее разрешение на социально-защитную деятельность на своей территории, может выступать в нескольких лицах: и как один из соучредителей учреждения социального профиля, организуемого по инициативе различных ведомств и общественных объединений, и как инициатор и координатор проведения большинства социокультурных акций на подведомственной территории.