Целевой анализ проблемы в системном анализе. «Системный анализ и проектирование

Системный анализ с практической точки зрения представляет собой универсальную методику решения сложных проблем произвольной природы. Ключевым понятием в данном случае является понятие «проблемы», которое можно определить как «субъективное отрицательное отношение субъекта к реальности». Соответственно этап выявления и диагностики проблемы в сложных системах является наиболее важными, т. к. определяет цели и задачи проведения системного анализа, а также методы и алгоритмы, которые будут применяться в дальнейшем при поддержке принятия решений. В тоже время этот этап является наиболее сложным и наименее формализованным.

Анализ русскоязычных трудов по системному анализу позволяет выделить два наиболее крупных направления в данной области, которые можно условно назвать рациональный и объективно-субъективный подходы.

Первое направление (рациональный подход) рассматривает системный анализ как набор методов, и в том числе методов, основанных на использовании ЭВМ, ориентированных на исследование сложных систем. При таком подходе наибольшее внимание уделяется формальным методам построения моделей систем и математическим методам исследования системы. Понятия «субъект» и «проблема» как таковые не рассматриваются, а вот понятие «типовых» систем и проблем как раз встречается часто (система управления - проблема управления, финансовая система - финансовые проблемы и др.).

При таком подходе «проблема» определяется как несоответствие действительного желаемому, т. е. несоответствие между реально наблюдаемой системой и «идеальной» моделью системы. Важно отметить, что в данном случае система определяется исключительно как та часть объективной реальности, которую необходимо сравнить с эталонной моделью.

Если опираться на понятие «проблемы», то можно сделать заключение, что при рациональном подходе проблема возникает только у системного аналитика, который имеет некую формальную модель некоторой системы, находит данную систему и обнаруживает несоответствие модели и реальной системы, что и вызывает его «отрицательное отношение к реальности». Волкова, В.Н. Системный анализ и его применение в АСУ / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - Л.: ЛПИ, 2008. - 83 с.

Очевидно, что существуют системы, организация и поведение которых строго регламентирована и признана всеми субъектами - это, например, юридические законы. Несоответствие модели (закона) и действительности в данном случае является проблемой (правонарушением), которую нужно решить. Однако для большинства искусственных систем строгих регламентов не существует, а субъекты имеют свои личные цели по отношению к подобным системам, редко совпадающие с целями других субъектов. Более того, конкретный субъект имеет свое собственное представление о том, частью какой системы он является, с какими системами он взаимодействует. Понятия, которыми оперирует субъект, могут кардинально отличаться от «рациональных» общепринятых. Например, субъект может вообще не выделять из окружающей среды систему управления, а использовать некую только ему понятную и удобную модель взаимодействия с миром. Получается, что навязывание общепринятых (даже если и рациональных) моделей может привести к возникновению «отрицательного отношения» у субъекта, а значит к появлению новых проблем, что в корне противоречит самой сути системного анализа, который предполагает улучшающее воздействие - когда хотя бы одному участнику проблемы станет лучше и никому не станет хуже.

Очень часто постановку задачи системного анализа в рациональном подходе выражают в терминах задачи оптимизации, т. е. идеализируют проблемную ситуацию до уровня, позволяющего использовать математические модели и количественные критерии для определения наилучшего варианта разрешения проблемы.

Как известно для системной проблемы не существует какой-либо модели, исчерпывающе устанавливающей причинно-следственные связи между ее компонентами, потому оптимизационный подход кажется не вполне конструктивным: «…теория системного анализа исходит из отсутствия оптимального, абсолютно лучшего варианта разрешения проблем любой природы… предлагается итеративный поиск реально достижимого (компромиссного) варианта разрешения проблемы, когда желаемым можно поступиться в угоду возможному, а границы возможного могут быть существенно расширены за счет стремления достичь желаемого. Тем самым предполагается использование ситуативных критериев предпочтительности, т. е. критериев, которые не являются исходными установками, а вырабатываются в ходе проведения исследования…».

Другое направление системного анализа - объективно-субъективный подход, основанное на работах Акоффа, ставит понятие субъекта и проблемы во главу системного анализа. По сути, в данном подходе мы включаем субъекта в определение существующей и идеальной системы, т.е. с одной стороны системный анализ исходит из интересов людей - вносит субъективную составляющую проблемы, с другой стороны исследует объективно наблюдаемые факты и закономерности.

Вернемся к определению «проблемы». Из него, в частности, следует, что когда мы наблюдаем нерациональное (в общепринятом смысле) поведение субъекта, и субъект не имеет отрицательного отношения к происходящему, то нет и проблемы, которую нужно было бы решать. Данный факт хотя и не противоречит понятию «проблемы», но в определенных ситуациях исключать возможность существования объективной составляющей проблемы нельзя.

Системный анализ имеет в своем арсенале следующие возможности решить проблему субъекта:

* вмешаться в объективную реальность и, устранив объективную часть проблемы, изменить субъективное отрицательное отношение субъекта,

* изменить субъективное отношение субъекта, не вмешиваясь в реальность,

* одновременно вмешаться в объективную реальность и изменить субъективное отношение субъекта.

Очевидно, что второй способ не решает проблему, а всего лишь устраняет ее влияние на субъект, а значит объективная составляющая проблемы остается. Справедлива и обратная ситуация, когда объективная составляющая проблемы уже проявилась, но субъективное отношение еще не сформировано, либо по ряду причин оно пока не стало отрицательным.

Вот несколько причин, почему у субъекта может отсутствовать «отрицательное отношение к реальности»: Директор, С. Введение в теорию систем / С. Директор, Д. Рорар. - М.: Мир, 2009. - 286 с.

* имеет не полную информацию о системе или использует ее не полностью;

* меняет оценку взаимоотношений с окружающей средой на психическом уровне;

* прерывает взаимоотношение с окружающей средой, которая вызывала «отрицательное отношение»;

* не верит информации о существовании проблем и их сущности, т.к. полагает, что сообщающие ее люди очерняют его деятельность или преследуют свои корыстные интересы, а может быть и потому, что просто лично не любит этих людей.

Следует помнить о том, что при отсутствии отрицательного отношения субъекта объективная составляющая проблемы остается и в той или иной степени продолжает влиять на субъект, либо проблема может существенно обостриться в будущем.

Поскольку выявление проблемы требует анализа субъективного отношения, то этот этап относится к неформализуемым этапам системного анализа.

Каких-либо эффективных алгоритмов или приемов на настоящий момент не предложено, чаще всего авторы работ по системному анализу полагаются на опыт и интуицию аналитика и предлагают ему полную свободу действий.

Системный аналитик должен обладать достаточным набором инструментов для описания и анализа той части объективной реальности, с которой взаимодействует или может взаимодействовать субъект. Инструменты могут включать методы экспериментального исследования систем и их моделирования. С повсеместным внедрением современных информационных технологий в организациях (коммерческих, научных, медицинских и др.) почти каждый аспект их деятельности регистрируется и сохраняется в базах данных, которые уже сегодня имеют очень большие объемы. Информация в подобных базах данных содержит детальное описание, как самих систем, так и истории их (систем) развития и жизни. Можно сказать, что сегодня при анализе большинства искусственных систем аналитик вероятнее столкнется с недостатком эффективных методов исследования систем, нежели с недостатком информации о системе.

Однако субъективное отношение должен сформулировать именно субъект, а он может не обладать специальными знаниями и потому не способен адекватно интерпретировать результаты исследования, проведенного аналитиком. Поэтому знания о системе и прогнозные модели, которые в итоге получит аналитик, должны быть представлены в явном, доступном к интерпретации виде (возможно на естественном языке). Такое представление можно назвать знаниями об исследуемой системе.

К сожалению эффективных методов получения знаний о системе на текущий момент не предложено. Наибольший интерес представляют модели и алгоритмы Data Mining (интеллектуальные анализ данных), которые в частных приложениях используются для извлечения знаний из «сырых» данных. Стоит отметить, что Data Mining является эволюцией теории управления баз данными и оперативного анализа данных (OLAP), основанной на использовании идеи многомерного концептуального представления.

Но в последние годы в связи с нарастающей проблемой «перегрузки информацией», все больше исследователей используют и совершенствуют методы Data Mining для решения задач извлечения знаний.

Широкое применение методов извлечения знаний весьма затруднено, что с одной стороны связано с недостаточной эффективностью большинства известных подходов, которые базируется на достаточно формальных математических и статистических методах, а с другой - с трудностью использования эффективных методов интеллектуальных технологий, которые не имеют достаточного формального описания и требуют привлечения дорогих специалистов. Последнее можно преодолеть, используя перспективный подход к построению эффективной системы анализа данных и извлечения знаний о системе, основанный на автоматизированном генерировании и настройке интеллектуальных информационных технологий. Такой подход позволит, во-первых, за счет применения передовых интеллектуальных технологий существенно повысить эффективность решения задачи извлечения знаний, которые будут предъявляться субъекту на этапе выявления проблемы при системном анализе. Во-вторых, исключить потребность в специалисте по настройке и использования интеллектуальных технологий, т. к. последние будут генерироваться, и настраиваться в автоматическом режиме. Берталанфи Л. Фон. История и статус общей теории систем / Берталанфи Л. Фон // Системные исследования: ежегодник. - М.: Наука, 2010. - C. 20 - 37.

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка : Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...

Техника безопасности при работе на пароконвектомате : К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...

Интересное:

Берегоукрепление оползневых склонов : На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...

Искусственное повышение поверхности территории : Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...

Принципы управления денежными потоками : одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ

МИНОБРНAУКИ РОССИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

О.Г. Локтионова

«____»________________2017г.


УДКУДК338.001.36

Составитель: О.В. Шугаева

Рецензент


Введение

Системный анализ проблем предприятия охватывает значительный комплекс задач организационного, технического и экономического характера, начиная от выбора и обновления производственной структуры предприятия, его организационных форм, экономических методов ведения производства и заканчивая разработкой плана организационно-технических усовершенствований. В процессе управления производством устанавливаются организационные связи и создаются условия, обеспечивающие взаимодействие на экономической основе всех элементов производственного процесса и внутренних подразделений предприятия как единой социально-экономической системы.

Объектом изучения дисциплины «системный анализ проблем предприятия» является организационная система управления предприятием. Такие предприятия представляют сложную динамично развивающуюся производственную систему, в которой наиболее усложнены формирования, выбора и принятия управленческих решений.



Задачи дисциплины

Задача курса состоит в том, чтобы исходя из теоретических положений менеджмента и обобщения практического опыта, раскрыть содержание и организационные формы проведения работы в области управления персоналом в современных условиях.

В ходе изучения курса студенты должны получить следующие основы знаний:

оценка экономической деятельности предприятия

кадровая работа на предприятии;

трудовые отношения и управление ими с целью обеспечения баланса интересов с экономической и социальной позиций;

формирование и организация деятельности служб управления персоналом предприятия;

Полученные знания позволят будущим специалистам:

Обеспечить нововведения в производство, повысить гибкость предприятия, способность противостоять дестабилизирующему воздействию факторов внешней и внутренней среды;

Создать условия для эффективной работы предприятия, повышение деловой активности и самоотдачи работника;

Сформировать положительный образ предприятия.


Вводные замечания. Мы живем в мире организаций. Организация представляет собой совокупность людей и других ресурсов, необходимых для достижения определенных целей на основе установленных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

Организации позволяют человеку более успешно достигать своих целей, чем в одиночку. Это происходит благодаря тому, что объединяются разные типы людей, каждый из которых вносит свой индивидуальный, но крайне необходимый для успеха, вклад в общее дело. Единство разнородных, но взаимно дополняющих друг друга частей создает синергетический эффект. Задача руководителя организации – следить за тем, чтобы он был положительным, максимально возможным. Другими словами, любую организацию можно рассматривать как систему.



Система – это совокупность элементов и отношений, закономерно связанных в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов и отношений его образующих (эмерджентные свойства).

Системное исследование организации является масштабной, требую-щей времени, дорогостоящей процедурой, которая позволяет выявить ее проблемы, дать рекомендации по совершенствованию существующей или созданию новой системы управления.

Цель задания. Предварительный системный анализ организации. Определение проблемных зон предприятия, требующих более тщательного исследования.

Порядок работы. Первоначально необходимо дать общую характеристику организации, а именно описать ее виды деятельности, размер предприятия, форму собственности, время образования и основные этапы развития.

Далее организация в целом и ее система управления (любой из отделов или единичных руководителей) должны быть описаны с помощью МСХ, которая представляет собой таблицу, состоящую из системных эле-ментов (функция, выход, вход, процессор), представленных в четырех измерениях: физическом, динамическом, контрольном и прогнозном (см. табл.).

Матрица системных характеристик может рассматриваться в качестве информационной модели системы. Она позволяет получить целостное представление об организации за счет выделения в ней количественно-качественных и пространственно-временных составляющих.

SWOT- анализ

Алгоритм выполнения:

1. Выпишите возможности и угрозы, которые возникли во внешней среде (микро- и макросреде)

Большое значение для организации имеют поля: «ВС», «ВУ», «СС»

Не заслуживают внимания поля: «СМ», «НУ», «НМ»Матрица угроз

Очень большая опасность, требуют немедленного устранения, поля: «ВР»«ВК»«СР»

Находятся в поле зрения и должны быть устранены, поля: «ВТ», «СК», «НР»

Внимательный и ответственный подход к устранению, поля: «НК», «СТ», «ВЛ»

3. Выпишите сильные и слабые стороны, которыми обладает организация по каждому фактору внутренней среды.

4. Дайте оценку эффективности и важности факторов внутренней среды:

Факторы внутренней среды Эффективность Важность (вес)
Высокая Низкая Высокая Низкая
Маркетинг
Качество продукции
Производственные издержки
Уровень сервиса (условия оплаты)
Эффективность продвижения
Сбыт
Производство
Производственные мощности
Комплектующие
Ассортимент
Кадры
Квалификация персонала
Внутренний дух

5. Составьте матрицу «важность и эффективность» и сделайте выводыМатрица «важность - эффективность»

6. Установите связей между сильными и слабыми сторонами и возможностями и угрозами путем составления матрицы SWOT, для этого рассмотрите все возможные пары комбинаций в каждом поле матрицы.

Матрица SWOT

7. Выделите основные пары и сделайте выводы о возможных стратегиях

Профиль среды

1. Выпишите факторы внутренней и внешней среды в таблицу

Оценка важности для отрасли (А) по шкале:

3-сильная важность, 2 –умеренная, 1 – слабая

Влияние на организацию (В) по шкале:

3 - сильное, 2 –умеренное, 1 – слабое, 0 – не влияет

Оценка направления влияния (С) по шкале: +1 – позитивное, -1 - негативное

3. Определите степень важности фактора (D)

4. Сгруппируйте факторы по степени (главные, второстепенные) и по направлению (отрицательные, положительные) и сделайте выводы

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные финансово-экономические показатели функционирования предприятия и раскройте их суть.

2. Дайте определение динамического норматива. В чем его назначение?

3. Укажите функциональные сферы деятельности предприятия. Раскройте суть метода экспертной оценки.

4. Опишите метод профильного анализа организации.


Звезда


Дойная корова

Низкий
Собака
Упадок

Высокая Доля рынка Низкая

(получение денег)

Виды стратегий для квадрантов матрицы БКГ

Квадрант Характеристика Маркетинговая стратегия
Темп роста рынка (отрасли) Доля рынка
«Трудный ребенок» (вопросительный знак) Высокий (развивающаяся отрасль) Низкая Требует большие вложения.Интенсификация усилий (снижение цен, новые каналы сбыта и пр.) или уход
«Звезда» Быстрый (развивающаяся отрасль) Поддержание отличительных преимуществ. Интенсификация усилий для поддержания или увеличения доли рынка
«Дойная корова» Высокая (лидирующее положение) Поддержание существующего положения. Использование прибыли для развития др. СЕБ
«Собака» Медленный (зрелая или сокращающаяся отрасль) Низкая(ограниченный объем сбыта) Уменьшение усилий или ликвидация

Контрольные вопросы:

1. Как определяется конкурентная позиция предприятия?

2. Опишите метод профильного анализа внешней среды организации.

3. Дайте определение сценария. В чем его назначение?


ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1.Почему исследования становятся функцией современного менеджмента?

а) повышается образовательный уровень менеджеров;

б) обостряется конкуренция;

в) компьютер расширяет возможности анализа;

г) повышается сложность решаемых проблем;

д) этому способствует развитие науки;

2.Какое из определений исследования является наиболее полным?

а) это способ получения дополнительной информации;

б) это вид деятельности человека;

в) это способ использования знаний в практической деятельности;

г) это навыки анализа и проектирования;

д) познание законов природы и общества;

3.Зачем исследовать управление?

а) чтобы повышать квалификацию менеджеров;

б) для повышения качества управленческих решений;

в) для разработки стратегии управления;

г) для эффективного совершенствования управления;

д) для получения дополнительной информации при принятии решений.

4.В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?

а) затруднено получение объективной информации;

б) размыты границы объекта исследования;

в) ограничены возможности экспериментирования;

г) решающее значение системного подхода;

д) динамичность процесса функционирования.

5.Как называется способность менеджера привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения?

а) антиномичность;

б) экспрезентность;

в) инновационность;

г) аттрактивность;

д) латентность.

6.При управлении в крупных масштабах системой управления называется:

а) совокупность отношений управления в социально-эконо-мической системе;

б) система действий менеджера по реализации управленческого воздействия;

в) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними;

г) область деятельности, в которой обнаруживается и распознается проблема;

д) комплекс средств и возможностей эффективного функционирования организации.

7.Что такое проблема?

а) направление исследования;

б) совокупность информации о состоянии системы;

в) тенденции развития управления системы;

г) противоречие, требующее разрешения;

д) кризисные ситуации в развитии управления.

8.Что понимается под целью исследования?

а) выбор предмета исследования;

б) главная направленность исследования;

в) проблема развития;

г) познание тенденций развития;

д) поиск путей эффективного развития.

9.Что дает менеджеру знание типологии исследований?

а) позволяет эффективно распорядиться ресурсами;

б) определяет организацию исследования;

в) удачное формирование коллектива исследователей;

г) способствует выбору наилучшего типа;

д) дает объективную оценку проблемы.

10.Что такое методология исследования?

а) совокупность методов исследования;

б) логическая схема исследования;

в) плановый подход к исследованию;

г) соответствие целей, средств и методов исследования;

д) эффективный прием получения знаний.

11.На преувеличении роли факта в научных выводах построена:

а) дуалистическая методология;

б) методология агностицизма;

в) методология позитивизма;

г) методология экзистенциализма;

д) материалистическая методология.

12.На связях, рождаемых противоречием, основан:

а) механистический подход;

б) метафизический подход;

в) организмический подход;

г) диалектический подход;

д) системный подход.

13.Что является главным в системном подходе к исследованию?

а) тип мышления менеджера;

б) знание предмета исследования;

в) возможность имитационного моделирования явлений;

г) определение целостности и связи явлений;

д) наличие всей необходимой информации.

14. чем преимущества диалектического подхода к исследованию?

а) требует количественных оценок;

б) предполагает учет человеческого фактора;

в) ориентирует на поиск противоречий;

г) дает новые знания;

д) имеет универсальный характер.

15.Что является главным признаком концепции исследования?

а) наличие всей необходимой информации;

б) наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования;

в) комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования;

г) совокупность эффективных подходов к исследованию;

д) план организации и проведения исследования.

16.Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?

а) статистический анализ;

б) экспериментирование;

в) социометрический анализ;

г) тестирование;

д) хронометрирование.

17.Какую роль в исследованиях играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?

а) определяет комплексный подход в исследовании;

б) позволяет определить свойства явлений;

в) способствует их упорядочению и ранжированию;

г) дает дополнительную информацию;

д) способствует поиску новых факторов.

18.Классификация путем деления по видоизмененному признаку называется:

а) комбинаторная классификация;

б) декомпозиция;

в) стратификация;

г) дихотомия;

д) типология.

19.В чем преимущество методов тестирования?

а) глубина раскрытия проблемы;

б) простота и доступность, не требует специальных знаний;

в) количественная определенность;

г) позволяет исключить психологические и личностные нюансы;

д) позволяет быстро получить информационный материал.

20.Что характеризует валидность показателя?

а) конструкцию показателя;

б) соответствие измеряемому параметру;

в) синтетичность показателя;

г) методологию построения показателя;

д) цели практического использования.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

к экзамену по дисциплине «Системный анализ проблем предприятия»

1. Место и роль курса «Исследование систем управления» в системе менеджмент-подготовки.

2. Понятие исследования, соотношение его элементов.

3. Типология исследований по различным критериям.

4. Характеристики исследования, учитываемые при его организации и проведении.

5. Исследования в практике управления.

6. Эволюция функций управления, ее причины.

7. Исследование как стиль функционирования системы управления.

8. Проблематика исследований в современном менеджменте.

9. Требования к современному менеджеру.

10.Основные черты менеджера исследовательского типа.

11.Методология исследования управления: понятие и практическое содержание.

12.Понятие и классификация целей исследования.

13.Объект и предмет исследования систем управления.

14.Понятие и классификация подходов к исследованию.

15.Ориентиры и ограничения в исследовании систем управления.

16.Роль в методологии средств и методов исследования, их классификация.

17.Проблема и задача в методологии исследования систем управления.

18.Этапы и критерии выбора проблем в практике исследования систем управления.

19.Последовательность и характеристика этапов определения и распознавания проблемы.

20.Качество проблемы, его параметры.

21.Уровни постановки проблемы, их содержание.

22.Методологические принципы исследования.

23.Этапы исследования систем управления и возможности их комбинации.

24.Процессуально-методологические схемы исследования систем управления.

25.Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления.

26.Результаты исследования управления, их классификация.

27.Проблематика исследования систем управления.

28.Контроль и диагностика функциональных, структурных и параметрических проблем. Типичные проблемы переходной экономики и их симптомы.

29.Основные подходы к исследованию и совершенствованию управления.

30.Этапы эволюции методологии и подходов к исследованию.

31.Практическая формула диалектического подхода к исследованию.

32.Принципы диалектического подхода к исследованию.

33.Диалектические методы исследования, их специфика.

34.Сочетание различных подходов в исследовании систем управления.

35.Состав и использование общенаучных методов в исследовании систем управления.

36.Конструирование определений как метод исследования, их классификация.

37.Принципы конструирования корректных определений.

38.Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления.

39.Исследовательские вопросы, их конструкция и классификация.

40.Метод классификации, его разновидности.

41.Принципы и правила осуществления классификации в исследовании.

42.Применение декомпозиции, стратификации, обобщения, дихотомии и типологии в исследованиях.

43.Метод морфологического анализа, его технология.

44.Построение морфологической схемы.

45.Операторы морфологического анализа.

46.Применение метода "букета проблем" в исследовании систем управления.

47.Метод доказательства в исследовательской деятельности. Строение доказательства.

48.Приемы и способы доказательства.

49.Правила доказательства. Ошибки и фальсификация доказательств.

50.Метод моделирования в исследовании систем управления

51.Язык современных моделей: формы выражения данных об объекте моделирования.

52.Требования к исследовательским моделям.

53.Принципы разработки исследовательских моделей.

54.Виды моделей: состав, условия применения, эффективность. Трудности использования моделей в исследовании систем управления.

55.Исследования робастности результата моделирования к ошибкам в информационных условиях.

56.Полемика как метод исследования систем управления.

57.Принципы научной и исследовательской полемики.

58.Общенаучный метод экспериментирования. Виды экспериментов, их достоинства и недостатки.

59.Конкретно-реальное содержание понятия "система".

60.Предметно-методологическое содержание понятия "система".

61.Сложная система. Свойства сложных систем.

62.Система управления как объект исследования. Влияние масштабов управления на ее содержание и характеристики.

63.Цели и функции системы управления организацией.

64.Построение дерева целей. Базовое дерево целей системы управления организацией.

65.Согласование целей администрации и персонала организации.

66.Подсистемы системы управления, их классификация и элементы.

67.Состав целевых подсистем системы управления организацией.

68.Состав функциональных подсистем системы управления организацией.

69.Состав обеспечивающих подсистем системы управления организацией.

70.Классификация систем управления по видам и статусному взаимодействию управленческих звеньев.

71.Показатели состояния, функционирования и развития систем управления.

72.Факторы и характеристики внешней среды организации.

73.Исследование взаимодействия "система управления - внешняя среда", его технология.

74.Типовые представления и их применение в исследовании систем управления.

75.Требования к объему информации при типизации представлений объектов, субъектов и процессов управления.

76.Классификация типовых представлений, последовательность их разработки.

77.Функционально-декомпозиционное представление системы управления.

78.Таблица функциональных портретов: назначение, разработка, анализ.

79.Представление системы управления в виде контуров обслуживания.

80.Агрегативно-декомпозиционное представление системы управления.

81.Кибернетическое представление системы управления в виде модели «параметр – поле допуска».

82.Исследование целеполагания: требования к целям, классификация целей.

83.Формализация целей при формировании критериев оценки эффективности системы. Параметры эффективности системы.

84.Моно- и поликритериальная постановка задач исследования. Методы линеаризации критериев, их достоинства и недостатки.

85.Основные принципы системного подхода к исследованию, их взаимосвязи.

86.Последовательность и характеристика этапов системного анализа при исследовании проблем организации.

87.Диагностирование организации как наиболее значимый этап системного анализа.

88.Состав и использование специфических методов исследования систем управления.

89.Влияние степени определенности проблемы на выбор метода исследования.

90.Метод изучения документов в исследовании систем управления. Факторы успеха исследования по документам.

91.Формирование альбома документов организации. Таблица характеристик документов.

92.Состав и выбор методов диагностирования информационных потоков.

93.Матричная информационная модель: назначение, разработка, анализ.

94.Схема информационных связей подразделения: назначение, разработка, анализ.

95.Документограмма: назначение, разработка, анализ.

96.Оперограмма: назначение, разработка, анализ.

97.Схема информационных потоков между подразделениями: назначение, разработка, анализ.

98.Схема движения документов между подразделениями: назначение, разработка, анализ.

99.Схема информационной увязки задач управления: назначение, разработка, анализ.

100.Измерения, их необходимость при исследованиях. Важнейшие проблемы сбора данных. Развитие теории измерений.

101.Уточнение структуры объекта исследования: функциональный и объектный подходы.

102.Ограничивающие факторы исследования, их классификация и содержание.

103.Структурирование информационных основ исследования систем управления по природе условий.

104.Структурирование информационных основ исследования систем управления по степени их формализации.

105.Структурирование информационных основ исследования систем управления по признаку снятия неопределенности в знании об объекте.

106.Источники информации при анализе и исследовании систем управления. Релевантные и неуместные данные.

107.Качественные и количественные критерии информационного обеспечения исследования систем управления.

108.Иерархические уровни руководства. Затраты времени руководителей различных уровней на выполнение информационных операций.

109.Статистические исследования систем управления.

110.Этапы статистического исследования системы управления.

111.Факторный анализ функционирования и развития систем управления.

112.Социологические исследования систем управления, цели и направления их проведения.

113.Методы социологических исследований систем управления.

114.Факторы успеха социологического исследования.

115.Этапы социологического исследования системы управления.

117.Критические факторы качества исследовательского эксперимента.

118.Метод управленческого экспериментирования "деловая игра".

119.Метод тестирования в исследовании систем управления. Конструкция и критерии качества тестов.

120.Правила формулировки высказываний при составлении тестов.

121.Метод экспертных оценок, область его применения в исследовании систем управления.

122.Отбор экспертов. Требования, предъявляемые к экспертам.

123.Разновидности и принципы проведения экспертизы.

124.Метод SWOT-анализа в исследовании систем управления.

125.Метод SMART-анализа в исследовании систем управления.

126.Метод исследования взаимодействия факторов.

127.Программа исследования: понятие, структура, разработка и содержание.

128.План исследования: понятие, структура, разработка и содержание.

129.Алгоритм исследования: понятие, структура, разработка и содержание.

130.Принципы планирования исследования систем управления.

131.Исследование форм представления планов, их классификация.

132.Организация исследования: понятие, условия, требования, формы.

133.Технология исследования систем управления.

134.Состав и выбор технологических схем исследований.

135.Линейная, циклическая, параллельная и последовательная технологии исследования, их содержание и условия эффективности.

136.Технология рационального разветвления исследований, ее содержание и условия эффективности.

137.Технология исследования адаптивного типа, ее содержание и условия эффективности.

138.Технология случайного поиска в исследовании, ее содержание и условия эффективности.

139.Технология критериальной корректировки исследования (алгоритмическая), ее содержание и условия эффективности.

140.Матрица предпочтений (парных сравнений): назначение, разработка, анализ.

141.Матрица распределения административных функций управления: назначение, разработка, анализ.

142.Распределение и перераспределение ответственности с применением сетевой модели.

143.Консультирование как форма организации исследования систем управления: понятие, содержание и условия эффективности.

144.Виды консультационно-исследовательской деятельности.

145.Образовательно-исследовательские структуры в системе управления.

146.Возникновение и формирование обучающего менеджмента.

147.Необходимость и формирование интегрального исследовательского интеллекта.

148.Принципы формирования интегрального исследовательского интеллекта.

149.Типологические характеристики творческих индивидуальностей исследователей.

150.Организационно-технологические принципы деятельности интегрального исследовательского интеллекта.

1. Глущенко В.В. , Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. - Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ "Крылья", 2000. - 416 с.

2. Горский Ю.М. Информационные аспекты управления и моде-лирования. - М.: Наука, 1978. - 223 с.

3. Евченко А.В. , Кузьбожев Э.Н. Методы исследования систем управления: Уч. пособие/ Курск.гос.тех.ун-т. - Курск, 2001. - 168 с.

4. Зингер И.С. Моделирование информационных процессов в системах управления предприятиями. - М.: Статистика, 1974. - 128 с.

5. Игнатьева А.В. , Максимцов М.М. Исследование систем управления: Уч. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.

6. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: ООО Издательско-консалтинговая компания "ДеКА", 2000. - 288 с.

7. Краткий курс практического менеджмента : Уч. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева; / Курск.гос.тех.ун-т. - Курск, 2001. - 244 с.

8. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996. - 271 с.

9. Макаренко М.В. , Махалина О.М. Производственный менеджмент: Уч. пособие для вузов. - М.: Изд-во "ПРИОР", 1998. - 384 с.

10. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 136 с.

11. Организационные структуры управления производством / Под ред. Б.З. Ми-льнера. - М.: Экономика, 1975. - 319 с.

12. Организация управления промышленным производством: Учеб. / О.В. Козлова , Л.А.Александров , М.А.Саркисов , Н.А.Саломатин и др.; под ред. О.В. Козловой , С.Е. Каменицера. - М.: Высш. шк., 1980. - 399 с.

13. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, Норма, 1997. - 526 с.

14. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Отв. ред. Г.В. Осипов. - М.: Наука, 1979. - 319 с.

15. Управление организацией: Учеб. / Под ред. А.Г. Поршнева , З.П. Румянцевой , Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 669 с.

16. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 672 с.

17. Хабакук М.Я. Целевые методы управления на предприятии. - М.: Экономика, 1981. - 56 с.

18. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: Уч. пособие - М.: Дело, 2000. - 440 с.

МИНОБРНAУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Юго-Западный государственный университет»

Кафедра экономики, управления и политики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

О.Г. Локтионова

«____»________________2017г.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ

для студентов направления подготовки 38.03.03 «Управление персоналом»


УДКУДК338.001.36

Составитель: О.В. Шугаева

Рецензент

Кандидат экономических наук, доцент М.А. Смирнов

Системный анализ проблем предприятия: методические рекомендации по выполнению практических занятийи тренировочные задания для самостоятельной работы / Юго-Зап. гос. ун-т, сост.: О.В. Шугаева. – Курск, 2017. – 61 с. – Библиогр.: с.51.

Предназначены для студентов направления подготовки 38.03.03 дневной и заочной форм обучения.

Подписано в печать Формат 60х84 1/16.

Усл.печ.л. .Уч.-изд.л. Тираж 100 экз. Заказ. Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет


Введение

Системный анализ проблем предприятия охватывает значительный комплекс задач организационного, технического и экономического характера, начиная от выбора и обновления производственной структуры предприятия, его организационных форм, экономических методов ведения производства и заканчивая разработкой плана

Современные теории системного анализа и принятия решений имеют достаточно проработанную теоретическую базу методов моделирования детерминированных систем с нестабильностью параметров и некоторой начальной неопределенностью, определяемой, как правило, воздействиями внешней среды . В то же время, как это показано выше, все более актуальными становятся проблемы моделирования сложных социально-экономических неоднородных систем с активным элементом – человеком в центре, создающим большую начальную неопределенность внутреннего состояния системы, которая в ряде задач может быть более значима, чем неопределенность внешней среды.

Для отображения в модели этой неопределенности вводят качественные характеристики. Однако попытки отразить качественные характеристики в традиционных формальных моделях помогают определить место и значение неопределенности в процессе принятия решения, но не решают проблемы раскрытия влияния качественных характеристик на принятие решений.

На принципиальные особенности и закономерности открытых систем, такие, как эквифиналъность, независящая от начальных условий, энтропийно-негэнтропийные проблемы, необходимость учета при моделировании закономерностей коммуникативности и иерархической упорядоченности, обратил внимание в самом начале становления теории систем Л. фон Берталанфи . Однако до сих пор формализация моделирования систем, в которых проявляются эти свойства и закономерности, остается нерешенной проблемой.

Первые исследователи систем, в частности Р. Акофф , М. Месарович , осознали принципиальную ограниченность формального описания сложных неоднородных систем с активными элементами. Однако привлекательность формализации модели и передачи хотя бы части функций по ее исследованию вычислительной машине заставляет искать новые методы моделирования таких систем.

В числе этих методов имитационное динамическое моделирование, предложенное Дж. Форрестером и оказавшееся эффективным для решения глобальных проблем, но трудно интерпретируемым для задач на уровне предприятий и организаций; ситуационное управление, предложенное Д.А. Поспеловым для моделирования ситуаций с перемещающимися объектами и успешно реализуемое для задач диспетчеризации.

На определенном этапе развития системных исследований стали разрабатываться логико-лингвистические, когнитивные модели.

Такие модели являются удобными для любого уровня управления. Однако проблемой остается отражение качественных характеристик и закономерностей в формируемых моделях.

На основе исследования процессов функционирования и развития сложных систем с использованием законов диалектики одним из авторов статьи был предложен информационный подход к моделированию систем, базирующийся на материально - информационной парадигме диалектического раскрытия материально - информационного дуализма явлений и процессов различной физической природы. Этот подход явился основой новой интегральной концепции современной теории познания, помогающей осознанно формировать модели и позволяющей учитывать статику, кинематику и динамику поведения отображаемой проблемной ситуации. С помощью информационного подхода разрабатываются методы и методики организации сложных экспертиз , сформулирована закономерность для решения проблемы взаимоотношений части и целого в системе и решения на этой основе проблемы диалектики свободы и справедливости, гибкости и устойчивости в системах с активными элементами.

Одним из важных направлений применения системного анализа представляется использование его средств для реструктуризации организационного управления предприятиями. Однако, несмотря на возрастающие потребности, системный анализ на сегодняшний день находит не столь широкое применение для решения этих проблем. В числе причин такого положения, прежде всего, достаточно низкий уровень информированности руководящего состава о методах и моделях системного анализа, что является самостоятельной проблемой.

Важной проблемой для обеспечения реструктуризации организационного управления и принятия других решений по управлению предприятиями и организациями является проблема целеобразования, которая на всех этапах развития системного анализа являлась наиболее актуальной и трудно решаемой проблемой. Для ее решения исследуются закономерности целеобразования, разрабатываются методики структуризации и анализа целей, базирующиеся на различных определениях и философских концепциях отображения системы .

Изучение процесса формирования и анализа структур, целей и функций управления показало, что это – сложный, итеративный процесс, требующий уточнения признаков структуризации, классификаторов по этим признакам, изменения их последовательности, обсуждения вариантов структуры и внесения изменений в исходные классификаторы. Даже при использовании одной и той же методики разные специалисты, как правило, формируют разные варианты структуры, что обусловлено проявлением закономерности целостности на каждом уровне иерархической структуры. При сопоставлении вариантов структуры, согласовании мнений экспертов нужно обеспечить быструю повторяемость формирования новых, уточненных структур, что весьма трудоемко. Все это обусловило необходимость поиска путей автоматизации формирования и анализа структур, целей и функций, что позволило бы сократить время на получение структуры, не снижая при этом степени полноты. Таким образом, исследование процесса формирования и анализа целей и функций приводит к обоснованию принципиальной необходимости разработки автоматизированных процедур диалогового типа с развитым пользовательским интерфейсом, что и является в настоящее время актуальной задачей системного анализа.

Важной и малоисследованной проблемой современного системного анализа является проблема создания самоорганизующихся систем, решение которой связано с исследованием дуализма энтрорлийно-негэнтропийных процессов в системе. Исследования этой проблемы на основе синергетической концепции позволили получить формальные модели для технических и биологических систем. Однако для социально-экономических систем пока эти результаты могут использоваться только как объяснительные модели, помогающие понять принципы самоорганизации, и актуальной остается задача разработки формализованных моделей самоорганизующихся систем.

Предыдущая

Лекция 1: Системный анализ как методология решения проблем

Необходимо уметь мыслить абстрактно, чтобы по-новому воспринимать окружающий нас мир.

Р.Фейнман

Одним из направлений перестройки в высшем образовании является преодоление недостатков узкой специализации, усиление междисциплинарных связей, развитие диалектического видения мира, системного мышления. В учебный план уже многих вузов введены общие и специальные курсы, реализующие эту тенденцию: для инженерных специальностей — «методы проектирования», «системотехника»; для военных и экономических специальностей — «иcследование операций»; в административном и политическом управлении — «политология», «футурология»; в прикладных научных исследованиях — «имитационное моделирование», «методология эксперимента» и т.д. К числу таких дисциплин принадлежит и курс системного анализа — типично меж- и наддисциплинарный курс, обобщающий методологию исследования сложных технических, природных и социальных систем.

1.1 Системный анализ в структуре современных системных исследований

В настоящее время в развитии наук наблюдаются 2 противоположные тенденции:

  1. Дифференциации, когда при увеличении знаний и появлении новых проблем из более общих наук выделяются частные науки.
  2. 2. Интеграция, когда более общие науки возникают в результате обобщения и развития тех или иных разделов смежных наук и их методов.

В основе процессов дифференциации и интеграции лежат 2 фундаментальных принципа материалистической диалектики:

  1. принцип качественного своеобразия различных форм движения материи, опр. необходимость изучать отдельные аспекты материального мира;
  2. принцип материального единства мира, опр. необходимость получать целостное представление о каких-либо объектах материального мира.

В результате проявления интегративной тенденции появилась новая область научной деятельности: системные исследования, которые направлены на решение комплексных крупномасштабных проблем большой сложности.

В рамках системных исследований развиваются такие интеграционные науки, как: кибернетика, исследование операций, системотехника, системный анализ, искуственный интеллект и другие. Т.е. речь идет о создании ЭВМ 5 поколения (чтобы убрать всех посредников между ЭВМ и машиной. Пользователь неквалифицированный.), используется интеллектуальный интерфейс.

Системный анализ разрабатывает системную методологию решения сложных прикладных проблем, опираясь на принципы системного подхода и общей теории систем, развития и методологически обобщая концептуальный (идейный) и математический аппарат кибернетики, исследования операций и системотехники.

Системный анализ представляет собой новое научное направление интеграционного типа, которое разрабатывает системную методологию принятия решений и занимает определенное место в структуре современных системных исследований.

Рис.1.1 — Системный анализ

  1. системные исследования
  2. системный подход
  3. конкретные системные концепции
  4. общая теория систем (метатеория по отношению к конкретным системам)
  5. диалектический материализм (философские проблемы системных исследований)
  6. научные системные теории и модели (учение о биосфере земли; теория вероятностей; кибернетика и др.)
  7. технические системные теории и разработки — исследование операций; системотехника, системный анализ и др.
  8. частные теории системы.

1.2 Классификация проблем по степени их структуризации

Согласно классификации, предложенной Саймоном и Ньюэллом, все множество проблем в зависимости от глубины их познания подразделяется на 3 класса:

  1. хорошо структурированные или количественно выраженные проблемы, которые поддаются математической формализации и решаются с использованием формальных методов;
  2. неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, которые описываются лишь на содержательном уровне и решаются с использованием неформальных процедур;
  3. слабоструктуризованные (смешанные проблемы), которые содержат количественные и качественные проблемы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доменирования.

Эти проблемы решаются на основе комплексного использования формальных методов и неформальных процедур. За основу классификации взята степень структуризации проблем, причем структура всей проблемы определяется 5-ю логическими элементами:

  1. цель или ряд целей;
  2. альтернативы достижения целей;
  3. ресурсы, расходуемые на реализацию альтернатив;
  4. модель или ряд моделей;
  5. 5.критерий выбора предпочтительной альтернативы.

Степень структуризации проблемы определяется тем, на сколько хорошо выделены и осознаны указанные элементы проблем.

Характерно, что одна и та же проблема может занимать различное место в таблице классификации. В процессе все более глубокого изучения, осмысления и анализа проблема может превратиться из неструктуризованной в слабоструктуризованную, а затем из слабоструктуризованной в структуризованную. При этом выбор метода решения проблемы определяется ее местом в таблице классификаций.

Рис.1.2 — Таблица классификаций

  1. выявление проблемы;
  2. постановка проблемы;
  3. решение проблемы;
  4. неструктуризованная проблема (может решаться с помощью эвристических методов);
  5. методы экспертных оценок;
  6. слабо структуризованная проблема;
  7. методы системного анализа;
  8. хорошо структуризованная проблема;
  9. методы исследования операций;
  10. принятие решения;
  11. реализация решения;
  12. оценка решения.

1.3 Принципы решения хорошо структуризованных проблем

Для решения проблем этого класса широко используются математические методы И.О. В операционном исследовании можно выделить основные этапы:

  1. Определение конкурирующих стратегий достижения цели.
  2. Построение математической модели операции.
  3. Оценка эффективностей конкурирующих стратегий.
  4. Выбор оптимальной стратегии достижения целей.

Математическая модель операции представляет собой функционал:

E = f(x∈x → , {α}, {β}) ⇒ extz

  • Е — критерий эффективности операций;
  • x — стратегия оперирующей стороны;
  • α — множество условий проведения операций;
  • β — множество условий внешней среды.

Модель позволяет оценить эффективность конкурирующих стратегий и выбрать из их числа оптимальную стратегию.

  1. постоянство проблемы
  2. ограничения
  3. критерий эффективности операций
  4. математическая модель операции
  5. параметры модели, но часть параметров, как правило, не известна, поэтому (6)
  6. прогнозирование информации (т.е. нужно предугадать ряд параметров)
  7. конкурирующие стратегии
  8. анализ и стратегии
  9. оптимальная стратегия
  10. утвержденная стратегия (более простая, но которая удовлетворяет еще ряду критериев)
  11. реализация решения
  12. корректировка модели

Критерий эффективности операции должен удовлетворять ряду требований:

  1. Представительность, т.е. критерий должен отражать основную, а не второстепенную цель операции.
  2. Критичность — т.е. критерий должен изменяться при изменении параметров операций.
  3. Единственность, так как только в этом случае возможно найти строгое математическое решение задачи оптимизации.
  4. Учет стохастичности, которая связана обычно со случайным характером некоторых параметров операций.
  5. Учет неопределенностей, которая связана с отсутствием какой-либо информации о некоторых параметров операций.
  6. Учет противодействия, которое вызывает часто сознательный противник, управляющий полными параметрами операций.
  7. Простая, т.к. простой критерий позволяет упростить математические выкладки при поиске opt. решения.

Приведем схему, которая иллюстрирует основные требования к критерию эффективности исследования операций.

Рис. 1.4 — Схема, которая иллюстрирует требования к критерию эффективности исследования операций

  1. постановка проблемы (вытекают 2 и 4 (ограничения));
  2. критерий эффективности;
  3. задачи верхнего уровня
  4. ограничения (мы организуем вложенность моделей);
  5. связь с моделями верхнего уровня;
  6. представительность;
  7. критичность;
  8. единственность;
  9. учет стохастичности;
  10. учет неопределенности;
  11. учет противодействия (теория игр);
  12. простота;
  13. обязательные ограничения;
  14. дополнительные ограничения;
  15. искусственные ограничения;
  16. выбор главного критерия;
  17. перевод ограничений;
  18. построение обобщенного критерия;
  19. оценка математического отид-я;
  20. построение доверительных интервалов:
  21. анализ возможных вариантов (есть система; мы точно не знаем, какова интенсивность вх. потока; мы можем только с определенной вероятностью предположить ту или иную интенсивность; затем взвешиваем выходящие варианты).

Единственность — чтобы можно было решить задачу строго математическими методами.

Пункты 16, 17 и 18 — это способы, которые позволяют избавиться от многокритериальности.

Учет стохастичности — большая часть параметров имеет стохастическое значение. В ряде случаев стох. мы задаем в виде ф-и распределения, следовательно, сам критерий необходимо усреднить, т.е. применять математические ожидания, следовательно, п.19, 20, 21.

1.4 Принципы решения неструктуризованных проблем

Для решения проблем этого класса целесообразно использовать методы экспертных оценок.

Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда математическая формализация проблем либо невозможна в силу их новизны и сложности, либо требует больших затрат времени и средств. Общим для всех методов экспертных оценок является обращение к опыту, указанию и интуиции специалистов, выполняющих функции экспертов. Давая ответы на поставленный вопрос, эксперты являются как бы датчиками информации, которая анализируется и обобщается. Можно утверждать, следовательно: если в диапазоне ответов имеется истинный ответ, то совокупность разразненных мнений может быть эффективно синтезирована в некоторое обобщенное мнение, близкое к реальности. Любой метод экспертных оценок представляет собой совокупность процедур, направленных на получение информации эвристического происхождения и обработку этой информации с помощью математико-статистических методов.

Процесс подготовки и проведения экспертизы включает следующие этапы:

  1. определение цепей экспертизы;
  2. формирование группы специалистов-аналитиков;
  3. формирование группы экспертов;
  4. разработка сценария и процедур экспертизы;
  5. сбор и анализ экспертной информации;
  6. обработка экспертной информации;
  7. анализ результатов экспертизы и принятия решений.

При формировании группы экспертов необходимо учитывать их индивидуальные х-ки, которые влияют на результаты экспертизы:

  • компетентность (уровень профессиональной подготовки)
  • креативность (творческие способности человека)
  • конструктивность мышления (не «летать» в облаках)
  • конформизм (подверженность влиянию авторитета)
  • отношение к экспертизе
  • коллективизм и самокритичность

Методы экспертных оценок применяются достаточно успешно в следующих ситуациях:

  • выбор целей и тематики научных исследований
  • выбор вариантов сложных технических и социально-экономических проектов и программ
  • построение и анализ моделей сложных объектов
  • построение критериев в задачах векторной оптимизации
  • классификация однородных объектов по степени выраженности какого-либо свойства
  • оценка качества продукции и новой техники
  • принятие решений в задачах управления производством
  • перспективное и текущее планирование производства, НИР и ОКР
  • научно-техническое и экономическое прогнозирование и т.д. и т.п.

1.5 Принципы решения слабоструктуризованных проблем

Для решения проблем этого класса целесообразно использовать методы системного анализа. Проблемы, решаемые с помощью системного анализа, имеют ряд характерных особенностей:

  1. принимаемое решение относится к будущему (завод, которого пока нет)
  2. имеется широкий диапазон альтернатив
  3. решения зависят от текущей неполноты технологических достижений
  4. принимаемые решения требуют больших вложений ресурсов и содержат элементы риска
  5. не полностью определены требования, относящиеся к стоимости и времени решения проблемы
  6. проблема внутренняя сложна в следствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов.

Основные концепции системного анализа состоят в следующем:

  • процесс решения проблемы должен начинаться с выявления и обоснования конечной цели, которой хотят достичь в той или иной области и уже на этом основании определяются промежуточные цели и задачи
  • к любой проблеме необходимо подходить, как к сложной системе, выявляя при этом все возможные подроблемы и взаимосвязи, а также последствия тех или иных решений
  • в процессе решения проблемы осуществляется формирование множества альтернатив достижения цели; оценка этих альтернатив с помощью соответствующих критериев и выбор предпочтительной альтернативы
  • организационная структура механизма решения проблемы должна подчиняться цели или ряду целей, а не наоборот.

Системный анализ представляет собой многошаговый итеративный процесс, причем исходным моментов этого процесса является формулировка проблемы в некоторой первоначальной форме. При формулировке проблемы необходимо учитывать 2 противоречивых требования:

  1. проблема должна формулироваться достаточно широко, чтобы ничего существенного не упустить;
  2. проблема должна формироваться т.о., чтобы она была обозримой и могла быть структуризована. В ходе системного анализа степень структуризации проблемы повышается, т.е. проблема формулируется все более четко и исчерпывающе.

Рис. 1.5 — Один шаг системного анализа

  1. постановка проблемы
  2. обоснование цели
  3. формирование альтернатив
  4. исследование ресурса
  5. построение модели
  6. оценка альтернатив
  7. принятие решения (выбор одного решения)
  8. анализ чувствительности
  9. проверка исходных данных
  10. уточнение конечной цели
  11. поиск новых альтернатив
  12. анализ ресурсов и критериев

1.6 Основные этапы и методы СА

СА предусматривает: разработку системного метода решения проблемы, т.е. логически и процедурно организованную последовательность операций, направленных на выбор предпочтительной альтернативы решения. СА реализуется практически в несколько этапов, однако в отношении их числа и содержании пока еще нет единства, т.к. Э большое разнообразие прикладных проблем.

Приведем таблицу, которая иллюстрирует основные закономерности СА з-х различных научных школ.

Основные этапы системного анализа
По Ф. Хансману
ФРГ, 1978 год
По Д. Джеферсу
США, 1981 год
По В. В. Дружинину
СССР, 1988 год
  1. Общая ориентация в проблеме (эскизная постановка проблемы)
  2. Выбор соответствующих критериев
  3. Формирование альтернативных решений
  4. Выделение существенных факторов внешней среды
  5. Построение модели и ее проверка
  6. Оценка и прогноз параметров модели
  7. Получение информации на основе модели
  8. Подготовка к выбору решения
  9. Реализация и контроль
  1. Выбор проблемы
  2. Постановка задачи и ограничение степени ее сложности
  3. Установление иерархии, целей и задач
  4. Выбор путей решения задачи
  5. Моделирование
  6. Оценка возможных стратегий
  7. Внедрение результатов
  1. Выделение проблемы
  2. Описание
  3. Установление критериев
  4. Идеализация (предельное упрощение, попытка построения модели)
  5. Декомпозиция (разбивка по частям, нахождения решений по частям)
  6. Композиция («склеивание» частей вместе)
  7. Принятие наилучшего решения

В научный инструментарий СА входят следующие методы:

  • метод сценариев (пытаются дать описание системы)
  • метод дерева целей (есть конечная цель, она разбивается на подцели, подцели на проблемы и т.д., т.е. декомпозиция до задач, которые мы можем решить)
  • метод морфологического анализа (для изобретений)
  • методы экспертных оценок
  • вероятностно-статистические методы (теория МО, игр и т.д.)
  • кибернетические методы (объект в виде черного ящика)
  • методы ИО (скалярная opt)
  • методы векторной оптимизации
  • методы имитационного моделирования (например, GPSS)
  • сетевые методы
  • матричные методы
  • методы экономического анализа и др.

В процессе СА на разных его уровнях применяются различные методы, в которых эвристика сочетается с формализмом. СА выполняет роль методологического каркаса, объединяющего все необходимые методы, исследовательские приемы, мероприятия и ресурсы для решения проблем.

1.7 Система предпочтений ЛПР и системный подход к процессу принятия решений.

Процесс принятия решения состоит в выборе рационального решения из некоторого множества альтернативных решений с учетом системы предпочтений ЛПР. Как и всякий процесс, в котором участвует человек, имеет 2 стороны: объективную и субъективную.

Объективная сторона — это то, что реально вне сознания человека, а субъективная — это то, что находит отражение в сознании человека, т.е. объективное в сознании человека. Объективное отражается в сознании человека не всегда достаточно адекватно, однако от сюда не следует, что не может быть правильных решений. Практически верным считается такое решение, которое в главных чертах правильно отражает обстановку и соответствует поставленной задаче.

Система предпочтений ЛПР определяется многими факторами:

  • понимание проблемы и перспектив развития;
  • текущая информация о состоянии некоторой операции и внешние условия ее протекания;
  • директивы от вышестоящих инстанций и различного рода ограничений;
  • юридические, экономические, социальные, психологические факторы, традиции и др.

Рис. 1.6 — Система предпочтений ЛПР

  1. директивы от вышестоящих инстанций о целях и задачах операций (тех. процессы, прогнозирование)
  2. ограничения по ресурсам, степени самостоятельности и др.
  3. переработка информации
  4. операция
  5. внешние условия (внешняя среда), а) детерминирование; б) стохастические (ЭВМ отказывает через случайный интервал t); в) организованное противодействие
  6. информация о внешних условиях
  7. рациональное решение
  8. синтез управления (зависит от системы)

Находясь в этих тисках, ЛПР должен нормировать множество потенциально возможных решений из них. Из них отобрать 4-5 лучших и из них — 1 решение.

Системный подход к процессу принятия решений состоит в реализации 3-х взаимосвязанных процедур:

  1. Выделяется множество потенциально возможных решений.
  2. Из их числа отбирается множество конкурирующих решений.
  3. Выбирается рациональное решение с учетом системы предпочтений ЛПР.

Рис. 1.7 — Системный подход к процессу принятия решений

  1. возможные решения
  2. конкурирующие решения
  3. рациональное решение
  4. цель и задачи операции
  5. информация о состоянии операции
  6. информация о внешних условиях
    1. стохастические
    2. организованное противодействие
  7. ограничение по ресурсам
  8. ограничение по степени самостоятельности
  9. дополнительные ограничения и условия
    1. юридические факторы
    2. экономические факторы
    3. социологические факторы
    4. психологические факторы
    5. традиции и другое
  10. критерий эффективности

Современный системный анализ является прикладной наукой, нацеленной на выяснение причин реальных сложностей, возникших перед «обладателем проблемы» и на выработку вариантов их устранения. В наиболее развитой форме системный анализ включает и непосредственное, практическое улучшающее вмешательство в проблемную ситуацию.

Системность не должна казаться неким нововведением, последним достижением науки. Системность есть всеобщее свойство материи, форма ее существования, а значит, и неотъемлемое свойство человеческой практики, включая мышление. Всякая деятельность может быть менее или более системной. Появление проблемы — признак недостаточной системности; решение проблемы — результат повышения системности. Теоретическая мысль на разных уровнях абстракции отражала системность мира вообще и системность человеческого познания и практики. На философском уровне — это диалектический материализм, на общенаучном — системология и общая теория систем, теория организации; на естественно-научном — кибернетика. С развитием вычислительной техники возникли информатика и искусственный интеллект.

В начале 80-х годов стало очевидным, что все эти теоретические и прикладные дисциплины образуют как бы единый поток, «системное движение». Системность становится не только теоретической категорией, но и осознанным аспектом практической деятельности. Поскольку большие и сложные системы по необходимости стали предметом изучения, управления и проектирования, потребовалось обобщение методов исследования систем и методов воздействия на них. Должна была возникнуть некая прикладная наука, являющаяся «мостом» между абстрактными теориями системности и живой системной практикой. Она и возникла — сначала, как мы отмечали, в различных областях и под разными названиями, а в последние годы сформировалась в науку, которая получила название «системный анализ».

Особенности современного системного анализа вытекают из самой природы сложных систем. Имея в качестве цели ликвидацию проблемы или, как минимум, выяснение ее причин, системный анализ привлекает для этого широкий спектр средств, использует возможности различных наук и практических сфер деятельности. Являясь по существу прикладной диалектикой, системный анализ придает большое значение методологическим аспектам любого системного исследования. С другой стороны, прикладная направленность системного анализа приводит к использованию всех современных средств научных исследований — математики, вычислительной техники, моделирования, натурных наблюдений и экспериментов.

В ходе исследования реальной системы обычно приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами; быть профессионалом в каждой из них невозможно одному человеку. Выход видится в том, чтобы тот, кто берется осуществлять системный анализ, имел образование и опыт, необходимые для опознания и классификации конкретных проблем, для определения того, к каким специалистам следует обратиться для продолжения анализа. Это предъявляет особые требования к специалистам-системщикам: они должны обладать широкой эрудицией, раскованностью мышления, умением привлекать людей к работе, организовывать коллективную деятельность.

Прослушав настоящий курс лекций, или прочитав несколько книг по данной теме нельзя стать специалистом по системному анализу. Как выразился У.Шекспир: «Если бы делать было бы столь легко, как знать, что надо делать — часовни были бы соборами, хижины — дворцами». Профессионализм приобретается в практике.

Рассмотрим любопытный прогноз наиболее быстро расширяющихся сфер занятости в США: Динамика в % 1990-2000гг.

  • средний медицинский персонал — 70%
  • специалисты по радиационным технологиям — 66%
  • агенты бюро путешествий — 54%
  • аналитики компьютерных систем — 53%
  • программисты — 48%
  • инженеры-электронщики — 40%

Развитие системных представлений

Что означает само слово «система» или «большая система», что означает «действовать системно»? Ответы на эти вопросы мы будем получать постепенно, повышая уровень системности наших знаний, в чем и состоит цель данного курса лекций. Пока же нам достаточно тех ассоциаций, которые возникают при употреблении в обычной речи слова «система» в сочетании со словами «общественно-политическая», «Солнечная», «нервная», «отопительная» или «уравнений», «показателей», «взглядов и убеждений». Впоследствии мы будем подробно и всесторонне рассматривать признаки системности, а сейчас отметим только самые очевидные и обязательные из них:

  • структурированность системы;
  • взаимосвязанность составляющих ее частей;
  • подчиненность организации всей системы определенной цели.

Системность практической деятельности

По отношению, например, к человеческой деятельности указанные признаки очевидны, поскольку каждый из нас легко обнаружит их в своей собственной практической деятельности. Всякое наше осознанное действие преследует вполне определенную цель; во всяком действии легко увидеть его составные части, более мелкие действия. При этом составные части выполняются не в произвольном порядке, а в определенной их последовательности. Это и есть определенная, подчиненная цели взаимосвязанность составных частей, которая и является признаком системности.

Системность и алгоритмичность

Другое название для такого построения деятельности — алгоритмичность. Понятие алгоритма возникло вначале в математике и означало задание точно определенной последовательности однозначно понимаемых операций над числами или другими математическими объектами. В последние годы начинает осознаваться алгоритмичность любой деятельности. Уже говорят не только об алгоритмах принятия управленческих решений, об алгоритмах обучения, алгоритмах игры в шахматы, но и об алгоритмах изобретательства, алгоритмах композиции музыки. Подчеркнем, что при этом делается отход от математического понимания алгоритма: сохраняя логическую последовательность действий, допускается, что в алгоритме могут присутствовать неформализованные действия. Таким образом, явная алгоритмизация любой практической деятельности является важным свойством ее развития.

Системность познавательной деятельности

Одна из особенностей познания — наличие аналитического и синтетического образов мышления. Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых компонент. Но чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс — синтез. Это относится не только к индивидуальному мышлению, но и к общечеловеческому знанию. Скажем так, расчлененность мышления на анализ и синтез и взаимосвязанность этих частей являются важнейшим признаком системности познания.

Системность как всеобщее свойство материи

Здесь нам важно выделить ту мысль, что системность — это не только свойство человеческой практики, включающей и внешнюю активную деятельность, и мышление, но свойство всей материи. Системность нашего мышления вытекает из системности мира. Современные научные данные и современные системные представления позволяют говорить о мире как о бесконечной иерархической системе систем, находящихся в развитии и на разных стадиях развития, на разных уровнях системной иерархии.

Подведем итог

В заключении, в качестве информации к размышлению, приведем схему изображающую связь вопросов, рассмотренных выше.

Рис 1.8 — Связь вопросов рассмотренных выше

Исследование проблемы

Что же такое «проблема» и как необходимо ее решать?

Человек в процессе своей практической деятельности постоянно взаимодействует с внешней средой. Это взаимодействие носит пассивный и активный характер и выражается:

· В познании среды;

· В адаптации к среде;

· В воздействии на среду;

· В управлении средой.

Состояние системы и окружающей ее среды на какой-то момент или отрезок времени называется ситуацией . В качестве модели ситуации можно рассматривать определенное сочетание свойств системы и среды, которые можно охарактеризовать совокупностью контролируемых переменных (показателей).

В том случае, когда значения этих показателей (выраженных в некоторых шкалах, желательно в сильных) находятся в допустимых по какому-то критерию пределах, ситуация оценивается как благоприятная. В противном случае можно говорить о неблагоприятной ситуации. Такая ситуация часто называется проблемной.

Проблемная ситуация – это такое состояние системы и среды, при котором неудовлетворенность существующим положением осознана определенным лицом, но не ясно, что следует предпринять для ее изменения. Такая ситуация порождает проблему.

Неудовлетворенность ситуацией носит двойственный характер. С одной стороны, это отрицательное отношение к тому, что имеет место, и, по мнению конкретного лица(группы лиц или организации), не имеет право на дальнейшее существование. Так возникают проблемы борьбы с загрязнением окружающей среды, эпидемиями или таким негативным социальным явлением как безработица. Проблемы подобного типа иногда называют негативными .

Проблемы другого типа возникают, когда неудовлетворенность ситуацией основывается на стремлении человека получить нечто желаемое, то, что еще не существует, но, по его мнению, должно быть. Эти проблемы можно назвать позитивными . К таким проблемам относятся проблемы экономического и политического развития государства, развития науки и техники, совершенствования системы здравоохранения, изменения социального статуса научного работника и т.п. Эти проблемы возникают, когда стремятся изменить существующую реальность под некоторую прагматическую (нормативную) модель, которая адекватно отражает желаемую ситуацию.

Системный подход к понятию «проблема» отражен в приведенных ниже формулировках, отличающихся различным уровнем формализации и дающих возможность взглянуть на проблему с разных точек зрения.

1. Проблема (гр. Problema – задача) – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и решения.

2. Проблема – это осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникающие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и процессов или отношений между ними.

3. Проблема – это неблагополучное положение в какой-либо области человеческой деятельности, т.е. расхождение между требуемым(ожидаемым, желаемым) и фактическим состоянием системы или результатами ее функционирования.

4. Проблема – это осознание одним человеком или группой людей неудовлетворенностей в отношениях к состоянию некоторой системы и окружающей ее среды. Эти неудовлетворенности могут проявляться в трех основных формах:

· Неудовлетворенности от воздействия внешней среды на систему (неудовлетворенности по входу системы);

· Неудовлетворенности от воздействия системы на внешнюю среду (неудовлетворенности по выходу системы);

· Неудовлетворенности внутренним состоянием системы (неудовлетворенности по элементному составу, структуре, функциям, процессам и т.д.).

Этап осознания проблемы как некоторой иерархии неудовлетворенностей должен

заканчиваться формулировкой проблемы, т.е. вербальной моделью проблемы.

При формулировке проблемы полезно предварительно получить ответы на следующие системные вопросы.

1. Кто (конкретное лицо, организация или другой системный объект) неудовлетворен существующей ситуацией?

2. Что именно не удовлетворяет, и каковы иерархическая структура и ранжированная значимость этих неудовлетворенностей?

3. В какой среде осознается эта неудовлетворенность? Что представляет собой эта среда (какой ее состав и структура, какие процессы в ней протекают и какие релевантные факторы определяют ситуационное состояние среды)?

4. Как констатируемые неудовлетворенности соотносятся с общепринятой в данной культурной среде системой ценностей и с системой ценностей лица, формулирующего проблему?

5. Каковы пространственные и временные границы распространения этих неудовлетворенностей?

6. Выявлены ли эти неудовлетворенности в результате системного анализа или являются быстрой реакцией на какую-то ситуацию, т.е. каково соотношение объективного и субъективного при формулировке неудовлетворенностей?

7. Каковы возможные последствия сложившейся ситуации, если не принимать меры по ее нормализации?

На пути построения модели проблемы как объекта системного анализа существует много серьезных сложностей, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

Как уже отмечалось, проблема зарождается в недрах некоторой системы, которую в системном анализе называют проблемосодержащей системой (ПС - системой), в отличие от системы, которая эту проблему будет решать и которую называют проблеморазрешающей системой (ПР - системой).

В соответствии с системной методологией любая проблемосодержащая система является подсистемой системы более высокого иерархического уровня, называемой метасистемой, которая включает множество различных связанных между собой системных объектов.

Естественно, что все эти системы в той или иной мере взаимодействуют с рассматриваемой ПС - системой и число этих взаимодействий велико и разнообразно.

Системный аналитик подходит к исследованию проблемы с несколькими допущениями.

1. Проблемы взаимосвязаны и к их решению следует подходить холистически (гр – холизм. – философия целостности).

2. Проблемы не существуют сами по себе, а являются отражением суждения субъекта анализа о его взаимодействии с окружающей средой. Другими словами, проблемы, по существу, носят субъективный характер, т.к. они зависят от субъективных интерпретаций тех, кто их определяет.

3. Проблемы динамичны, во-первых, потому, что может быть столько формулировок проблем, сколько независимых субъектов занимаются ее анализом, а во-вторых, воздействует фактор времени и изменяется сама среда, в которой проблема зародилась, т.е. изменяется проблемосодержащая система.

Таким образом, основное предположение системного аналитика состоит в том, что проблема концептуально плохо структурирована. И это тем более верно, чем более тщательно и разносторонне изучается проблемная ситуация.

Очень хорошо эту мысль выразил писатель-фантаст П. Андерсон, сказав, что «проблема, сколь бы сложной она ни была, станет еще сложнее, если на нее правильно посмотреть ».

Различают структурную и неструктурную сложности.

Структурная сложность определяется большим числом элементов системы и связей между ними (например, структура такой системы как атомная электростанция, ракетный комплекс, спутниковая навигационная система и т.п.).

Неструктурная сложность определяется качеством отношения между объектом и субъектом исследования (например, оценка состояния экономического и социально-психологического состояния общества, экологическая обстановка в регионе и т.п.).

Основное различие этих сложностей в том, что в первом случае приходится иметь дело хотя и с большим числом свойств и параметров, но которые выражаются в сильных квалиметрических шкалах (их можно измерить количественно), а во втором случае – эти свойства слабоструктурированы и либо вообще пока не измеримы, либо измеримы в слабых шкалах (шкалы наименований или порядка).

Различают также объективную и субъективную сложности системных объектов.

Объективная сложность связана с сущностными свойствами анализируемого системного объекта, а субъективная сложность определяется особенностями субъекта анализа проблемы.

Формулировка проблемы должна в доступной форме попытаться ответить на следующий комплексный вопрос:

Какие факторы, под воздействием каких сил и обстоятельств, управляемые какими людьми или организациям, преследующими какие цели, приводят к ситуации, которую определенные субъекты деятельности воспринимают (классифицируют) как неудовлетворенность определенной степени, т.е. как проблему.

Полученная таким образом новая версия вербальной модели проблемы в обязательном порядке согласовывается с заказчиком или лицом, принимающим решение (ЛПР) по ликвидации или локализации проблемы.


1 | | | | | | |