Проектная деятельность учителя логопеда доу. Проектная деятельность в работе логопеда
АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»
Выполнила учитель-логопед
МДОУ д\с №5 «Тополёк»
пгт. Кокуй
Злобина А. А.
Раздел I Информационная часть
1. Паспорт проекта
1. Аннотация проекта
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект .
3. Цели и задачи проекта
4. Новизна проекта и практическая значимость
5. Предполагаемые риски
6. Ожидаемый результат
7. Эффективность данных результатов
8. Участники проекта
9. Продолжительность проекта
10. Этапы работы
11. План-схема проекта
12. Список литературы
Паспорт проекта
Название проекта «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем ». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы »
Тип проекта Краткосрочный , практико-ориентированный
Аннотация проекта
Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.
Проект «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем » носит открытый характер : изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы , опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета , на начало 2016 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.
Актуальность
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть , но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра ».
А. С. Макаренко
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра , и становится важным направлением коррекционной работы.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя , а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.
Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.
1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.
«Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания».
Крупская Н. К.
Заниматься на логопедических занятиях , играя , весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм , поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Применение игровых методов на логопедических занятиях , интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
Все эти факты послужили разработке данного проекта . Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе , увлекая детей, их родителей и педагогов.
Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда , а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях .
1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.
2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях .
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям .
5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.
6. Распространить опыт работы через активные формы работы : интернет-ресурсы, СМИ.
Новизна проекта заключается в том , что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта состоит в том , что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.
Предполагаемые риски
1. Администрация не поддержит идею реализации проекта , так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.
2. Некоторые педагоги не проникнутся актуальность проекта .
3. Родители не заинтересуются темой проекта , недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей.
Ожидаемый результат
1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого -педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.
3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.
4. Презентация проекта в форме развлечения .
Эффективность данных результатов
Положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи );
Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;
Положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;
Приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;
Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Участники проекта
Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы , родители, учитель-логопед , воспитатель, музыкальный руководитель.
Продолжительность
Продолжительность : 4 недели
Этапы работы
1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .
2. Составление плана-схемы проекта
3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями
4. Обсуждение проекта с воспитателем , музыкальным руководителем
5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала
6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи .
План-схема
работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта
1. Подготовительный –
18 января 2016 – Беседа с родителями «Знакомство с проектом » (родительское собрание) – учитель-логопед
18 января 2016 – Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед
19 января - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед , воспитатель
20 января Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» - учитель-логопед
2. Практический -
21 января Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – учитель-логопед
18 января-22 января – Корректировка и проведение индивидуальных и подгруповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи – учитель- логопед
25 января – 29 января – Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек : лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) – учитель-логопед , воспитатель, родители.
1 февраля – Занятие-развлечение «Наши игры» - учитель-логопед , музыкальный руководитель
3 февраля – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков – учитель-логопед
4 февраля - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме» - учитель-логопед
5 февраля - Создание памятки для родителей «Поучай, играя » - учитель-логопед
8 февраля - Мастер класс для педагогов «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей» - учитель-логопед
3. Заключительный
9 февраля - Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем , развиваемся» - учитель-логопед
10 февраля - Презентация-развлечение «Мы играя , не скучаем, ещё лучше понимаем » - Учитель-логопед , муз. рук.
11 февраля - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед
12 февраля - Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании – учитель-логопед
18 января – 12 февраля - Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель- логопед
Список литературы
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.
2. Цвынтарный В. В. «Играем , слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004
3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.
6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед . – 2010. №1.
7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф , 2005.
Марина Морозова
резентация на тему :
Учитель-логопед Морозова М . В. МБДОУ д/с №16 Кропоткин
Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного потока, учатся общению путём проб и ошибок. Умение ребёнка поддерживать интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать и открывать для себя новое становится фундаментом в становлении личности ребёнка и залогом успешного обучения в школе.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование . Суть проектирования в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности , эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Я для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, широко использую исследовательскую работу . Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности , правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок с нарушением речи перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности , цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми , имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности , требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда .
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Титульный лист : вверху – название учреждения; середина – название проекта большими буквами , ФИО автора; внизу – город, год.
2 страница : Девиз или афоризм проекта
3 страница : - вид проекта (по составу, по сроку, по типу) ; - участники;
4 страница : структура проекта :
1. Проблема (четкое, лаконичное предложение, в чем проблема) .
Формулировка проблемы обычно «вытекает» из актуальности.
2. Актуальность (если проект на срок более 6 месяцев)
3. Цель : Формирование….
4. Задачи (три : образовательная, развивающая, воспитательная)
С 5 страницы :
Описание этапов реализации проекта
1.) Подготовительный (что-то готовим, собираем)
Сбор информации о, анкетирование, подбор аудио или видеоматериалов и т. п. 2.) Основной (само проведение) Образовательные области (указать какие задействованы, НОД (указать какие были экскурсии, подвижные игры и т. д.) по реализации проекта ). Работа с родителями : совместная деятельность (например, изготовление творческих работ , совместные выезды и т. д.).
3.) Заключительный :
1-2 итоговых мероприятия (праздник, утренник, развлечение и т. п.) ;
Продукт проекта ;
Ожидаемые результаты.
Диагностические исследования (на начало и на конец, если долгосрочный проект ) .
Список литературы (если проект долгосрочный ) .
Приложение :
Портфолио проекта : конспекты НОД, сценарии, любой материал.
Фотоприложения : фотографии материалов проекта .
Цель проектного метода :
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.
Проекты классифицируются :
1. По составу участников
2. По целевой установке
3. По тематике
4. По срокам реализации.
Типы проектов по целевой установке
Исследовательско – творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна).
Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему).
Информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы – оформление группы, витражи и т. п.)
Творческие – (оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна, например : «Космическая неделя» ).
Смешанные типы проектов :
Межпредметные по предметно - содержательной области;
Творческие монопроекты – проводятся в рамках узкой проблемы, одного раздела обучения.
По срокам реализации
Краткосрочные
(проекты , продолжительностью от 1 дня до недели) ;
Среднесрочные
(проекты от 1 недели до 1 месяца) ;
Долгосрочные
(проекты , продолжительностью от 1 месяца и более) .
Публикации по теме:
Игры в работе учителя-логопеда В ФГО Стандартах говорится об образовательном процессе, строящемся на подходящих возрасту ребёнка играх. Игра является ведущим видом деятельности.
Игровые приёмы в работе учителя-логопеда Дети дошкольного возраста с нарушениями речи имеют бедный словарный запас, у таких детей отмечается расхождение объёма активного и пассивного.
ИКТ в работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №11 г. Меленки Доклад на тему: «ИКТ в работе учителя.
Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.
.
Предварительный просмотр:
Морозова Т.И., учитель-логопед высшей категории
Г. Москва, ГБОУ гимназия № 1573
Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы
Метод проектов появился в педагогической практике в 20-х годах 20 века. В России он применялся на уроках в начале 20-20-х годов, затем был незаслуженно забыт, но в мире он использовался широко и продолжает использоваться в наше время. Вместе с тем, его относят к педтехнологиям 21 века. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в новых современных условиях постиндустриального общества. ФГОС нового поколения предусматривают деятельностный характер содержания обучения учащихся и сотрудничество учащихся и учителя, поэтому логопед должен использовать на коррекционно развивающих занятиях современные методы обучения и расширять традиционные направления методической работы.
Условия применения метода проектов
- Существование проблемы, требующей решения путем исследовательского, творческого поиска и применение интегрированных знаний.
- Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
- Применение исследовательских творческих методов при проектировании (сбор информации, использование практических знаний детей и знания теории).
- Применение исследовательских, творческих методов при проектировании.
- Структурирование этапов выполнения проекта.
- Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора (одни учащиеся – фотографии, другие – рисунки, третьи – составляют правила, четвертые делятся личным опытом, пятые добывает интересные факты из жизни великих людей).
Особенности проектов в начальной школе : есть проблемы, т. к. дети очень маленькие. Но это возможно.
Ценность проекта
- Возможности и силы данного ученики или детского коллектива.
- Содержание в нем новой информации, которая может служить основой проекта.
- Навыки, которые развивает данный проект.
- Заинтересованность ученика (учеников) в работе.
3 важных момента проекта
Выбор (тема)
Планирование (структура, из каких частей)
Критика (выводы и наблюдения сделанные в процессе работы над проектом).
В настоящее время процесс обучения больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.
Одна из разновидностей этого подхода есть проектная деятельность. Спецификой этой деятельности является:
Направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности;
Учет возрастных особенностей детей;
Постепенное нарастание самостоятельности;
Повышение творческой активности детей.
Этапы проектной деятельности
1. Оргмомент :
Знакомство со спецификой проектной деятельности; деление на группы (аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, фотографы, испытатели). Аналитики и испытатели – более сильные группы.
2. Формулирование темы и целей :
Например: тема: Создание книги правильного произношения.
Цель: помочь другим детям преодолеть недостатки речи.
3. Подготовительный:
Составляется общий план. Распределяются дети на группы. «Мозговой штурм». Особая роль у детей-аналитиков, которые корректируют предложения остальных детей. Результаты «мозгового штурма» должны совпасть с выбором запланированным учителем.
4. Собственно проект :
Идет работа в группах. Роль детей (экспериментаторы, испытатели, иллюстраторы, аналитики). Испытатели и экспериментаторы проводят презентацию книги.
5. Практическое применение проекта :
Работают испытатели.
6. Самоанализ :
Анализируются положительные и отрицательные стороны деятельности.
7. Итоги всей работы в целом.
Тема
Книга правильного произношения
Учащиеся должны знать: особенности русской речи, правильное произношение звуков, этапы работы над речью, основные принципы проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь: использовать полученные на логопедических занятиях знания на практике, заготовки страниц «Книги правильного произношения». Таблички с названием творческих групп.
Формулирование целей и задач: создать книгу-пособие для учеников, работающих над исправлением недостатков речи.
Подготовка к разработке: повторение составных частей книги (обложка, титульный лист, главы (части книги), содержание (оглавление), выводы).
Создание проекта: определение глав и заголовков, оформление иллюстраций, оформление глав книги, вступление и оглавление. Далее идет рассказ о самой книге.
Тип проекта : информационно-исследовательский, коллективный, долгосрочный.
Субъект проекта : дети в школе, дома, вне школы.
При участии взрослых : родителей, учителя.
Защита проектов должна быть публичной.
Номинации проектов
Проект-открытие, проект-удивление (проект-сюрприз), проект-уникальность, забавный проект, академический проект, проект-размышление, проект-полет фантазии, проект-эрудиция, проект-гармония, проект-исследование, проект-проблема, проект-обозрение, универсальный проект, проект-панорама, проект-творчество, мини-проект, глобальный проект, проект «свободный выбор».
Виды презентаций проектов :
Доклад, слайд-шоу, компьютерная презентация, стендовая презентация, концерт, видеофильм, -реклама, заочная экскурсия, спектакль, театрализованное представление, демонстрация электронных проектов.
Роль учителя
В проектной деятельности учитель – это помощник, он обеспечивает деятельность школьника:
Консультирует;
Мотивирует;
Помогает;
Наблюдает.
Роль ученика
Зависит от этапа проекта:
Выбор (принятие решения)
Выстраивает систему взаимоотношений с людьми;
Оценивает свой продукт и чужой.
Особенности проектной деятельности в начальной школе
1. Сформированность у учащихся коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных интеллектуальных взаимодействия в процессе обучения:
Умение спрашивать;
Умение выражать свою точку зрения;
Умение договариваться.
2. Развитие мышления учащихся, интеллектуальная зрелость:
Развитие аналитико-синт.действий;
Сформированность алгоритма сравнительного анализа;
Умение выделять главное;
Выделение общего способа действия;
Перенос общего способа действия на другие учебные задания.
3. Опыт развернутой содержательной дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности:
Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
Обоснованно и доброжелательно оценивать результат;
Выделять недостатки;
Вносить конструктивные замечания, пожелания.
Работа над проектом «Книга правильного произношения»
Идея : помочь детям, исправляющим речевые нарушения правильно организовать работу над речью.
Цель : создание пособия по коррекции нарушений произношения (для детей, исправляющих речь и их родителей).
Тип проекта : долгосрочный, коллективный, информационно-исследовательский.
Тема : написать «Книгу правильного произношения».
Собственно проект : Пособие «Книга правильного произношения» состоит из следующих частей: оглавление, предисловие, правила правильной речи, памятки по работе над речью, артикуляционная гимнастика, комментарии логопеда, фоторепортаж о наших логопедических занятиях, личные истории детей, рисунки детей (мой учитель-логопед), высказывания великих людей о речи, история исправления речи великого греческого оратора Демосфена, заключение, выводы по проекту.
Ценность проекта для детей, имеющих нарушения речи :
Это особый творческий проект, т.к. его выполняли дети с речевыми нарушениями;
Дети приобрели опыт участия в коллективном творчестве;
Каждый участник проекта смог проявить свои способности;
Проект способствовал развитию коммуникативной функции речи у детей с речевыми нарушениями;
Была собрана интересная и полезная информация;
Проектная работа может использоваться как методическое пособие по исправлению речи для детей и их родителей;
У детей вырос интерес к логопедическим занятиям.
Выводы по проекту :
Учитель-логопед должен обязательно использовать в своей работе проектную деятельность, так как она способствует развитию коммуникативной функции речи у детей, повышает интерес к занятиям;
Нужно тщательно отбирать виды проектов, чтобы они были возможны для выполнения с детьми, имеющими нарушения речи.
Недостатки :
Часть работы не успели сделать;
Материал до сих пор в обработке.
Но мы решили сделать следующую часть «Книга правильного произношения-2».
Используемая литература
1. Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова и др. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград, «Учитель». 2010 г.
2. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина и др. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, «Учитель». 2010 г.
3. А.Б.Воронцов. Проектные задачи в начальной школе. Москва, «Просвещение». 2009 г.
4. А.П.Терехова, г. Пермь, ДОУ № 5, учитель-логопед. Статья «Проектная деятельность на логопедических занятиях» в журнале «Логопед» № 3, 2009 г., Москва. «Сфера».
5. М.Г.Лужина, г. Томск, ДОУ № 15, учитель-логопед. Статья «Деятельностный подход к обучению на логопедических занятиях в ДОУ» в журнале «Логопед» № 2, 2008 г. Москва, «Сфера».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Проектная деятельность в работе учителя-логопеда ДОУ. Метод проектов – как наиболее современный и перспективный метод работы с дошкольниками. Учитель-логопед Крутилина Ж.Н.
2 слайд
Описание слайда:
АКТУАЛЬНОСТЬ Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка логопедических проектов. Проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
3 слайд
Описание слайда:
Логопедические проекты имеют различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
4 слайд
Описание слайда:
Цель проектной деятельности логопеда в ДОУ: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
5 слайд
Описание слайда:
Задачи проектной деятельности: Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 2. Развивать речевые и творческие способности детей. 3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 4. Увеличить объем коррекционного воздействия. 5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 6. Побуждать детей к совместной деятельности. 7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
6 слайд
Описание слайда:
Ожидаемый результат: 1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
7 слайд
Описание слайда:
Этапы и стратегия реализации проектов Подготовительный этап (информационно-аналитический). Задачи: 1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 4. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
8 слайд
Описание слайда:
II. Основной этап реализации проектов (практический): Задача: реализация проектов в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности
9 слайд
Описание слайда:
: План проведения мини проектов Название проекта Задачи Содержание работы «Школя Язычка» Дать советы и рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию связной речи у детей с ОНР. Познакомить родителей с особенностями, принципами, этапами работы логопеда. Показать на наглядном практическом материале методы и приёмы развития артикуляционной моторики, формирования речевого дыхания, развития звукового анализа и синтеза. Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей. Оформление наглядной просветительской информациидля родителей (стендовая информация, памятки, буклеты) Онлайн общение с родителямив интернете. Семинар-практикумдля родителей «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения» Мастер-класс«Методы и приемы постановки звуков». Практикум«Игры для развития звукового анализа и синтеза» Экран звукопроизношения«Школа язычка».
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
Описание слайда:
: Название проекта Задачи Содержание работы «Моя любимая буква» Формировать представление о звуках и буквах. Знакомить с буквами в интересной и доступной форме. Формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ. Повышать интерес детей к непосредственной образовательной деятельности пообучению грамоте. Учить различать и узнавать буквы алфавита Воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека. Оформление стенда «Советы логопеда» по темам «Как знакомить ребенка с буквой», «Веселый алфавит». Еженедельное обновление информации по теме «Игры и упражнения для закрепления изучаемой буквы». Творческий конкурс по изготовлению букв из различных материалов и различными способами.
13 слайд
Описание слайда:
: Название проекта Задачи Содержание работы «Трудные звуки» Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека. Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков. Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. Повышение интереса родителей и компетенции воспитателей в данной области Исследование органов артикуляции с помощью игрушек. Изучение комплекса артикуляционных упражнение для постановки звука. Изготовление папок «Говори правильно»
14 слайд
Светлана Чагина
Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда
Чагина С. В.
п. Коноша, Архангельской области. МБДОУ общеразвивающего вида детский сад «Теремок» .
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность . Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей , в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности , цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Творческий проект «Волшебный мир сказок»
Вид проекта : творческий, долгосрочный, групповой.
Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность : Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на дошкольников. Актуальность проекта состоит в том , что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении, создание мультфильмов, книжек-самоделок объясняется тем, что это позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность . Исходя из этого, было решено по максимуму включить творческую деятельность в логопедическую работу .
Цель : коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности .
Задачи :
Развивать речь старших дошкольников через театрально – игровую деятельность ;
Использовать современные технологии в логопедической работе ;
Использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
Включить детей с ОВЗ в образовательный процесс;
Вовлечь педагогов и родителей в коррекционно -педагогический процесс.
Этапы реализации :
1. Начальный этап. (Определение цели, постановка задач, изучение литературы) .
2. Продуктивный этап. (Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта ).
3. Результативный этап. (Продукт проекта : изготовление детьми и родителями книжек-самоделок; показ русских народных сказок с использованием настольного театра детям младших групп, участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем» , создание мультфильмов).
Направления проектной деятельности :
Работа по развитию речи
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
Закрепить правильное произношение звуков в театрализованной и свободной речевой деятельности ;
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
Совершенствовать умение отвечать на вопросы полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок со зрительной опорой, умение передавать характер героя.
Театрально – игровая деятельность :
Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
Развивать умение инсценировать сценки по знакомым сказкам;
Совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
Воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.
Творческая деятельность
Пересказ русских народных сказок с использованием настольного театра «Заюшкина избушка» , «Курочка-ряба» , «Маша и медведь» , «Теремок» , «Колобок» .
Совместное творчество детей и родителей : составление сказок, рассказов, иллюстрирование книжек-самоделок;
Презентация детьми книжек-самоделок;
Инсценировка произведения В. Сутеева «Под грибом» . Участие в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем» ;
Рисование иллюстраций к мультфильмам : «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» ;
Озвучивание мультфильмов.
Работа с родителями
Знакомство родителей с проектом на первом групповом собрании в сентябре.
Конкурс книжек-самоделок «Сказка на новый лад» ;
Выставка детских рисунков по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом» , «Яблоко» ;
Презентация мультфильмов для детей и родителей на итоговом собрании;
Распространение среди родителей копии мультфильма для домашнего просмотра.
Участие воспитателей группы в проекте
Знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева. Чтение сказок «Под грибом» , «Мышонок и карандаш» , «Петух и краски» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» , «Разные колеса» ;
Просмотр мультфильмов «Под грибом» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» ;
Рисование иллюстраций к мультфильмам.
Результаты :
Внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу ;
Повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность ;
Раскрытие творческого потенциала дошкольников;
Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
Позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.
Список литературы :
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников »
Популярное
- Деловая переписка – примеры писем
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей,специалистов и служащих
- Конспект урока на тему «Рабочий вопрос в России
- Законность переноса неиспользованных отпусков за прошлые годы на текущий период
- Предпринимательство как фактор производства в современных условиях - реферат
- Проблема заинтересованного чтения
- ОАО МТТ – что за организация
- Что такое ретро-бонус и как его получить
- Расчёт показателей оборачиваемости оборотных средств Высвобождение денежных средств
- Kpi компании пример. Что такое KPI? К основным достоинствам КПI можно отнести