Управление лизинговой деятельностью. Управление рисками лизинговой компании Методы эффективного управления лизинговой деятельностью в лизинговых компаниях путем внедрения комплексных систем управленческого учета

Лизинг имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами финансирования. Вот перечень тех видимых преимуществ, которые могут получить субъекты лизинговых отношений

Преимущества лизинга для арендаторов :

Лизинг предполагает 100-процентное финансирование и не требует быстрого возврата всей суммы долга;

Аренда обеспечивает финансирование арендатора в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах. Это особенно выгодно мелким заемщикам, для которых просто невозможно столь удобное и гибкое финансирование посредством ссуды или возобновляемого кредита, какое получают более солидные компании. Лизинговое соглашение может быть разработано с учетом специфических особенностей арендаторов;

Многие арендаторы имеют долгосрочные финансовые планы в течение реализации которых их финансовые возможности в значительной степени ограничены. Лизинг позволяет преодолеть такие ограничения и тем самым способствует большей мобильности при инвестиционном и финансовом планировании;

При лизинге вопросы приобретения и финансирования активов решается одновременно;

Приобретение активов посредством лизинга выполняет «золотое правило финансирования», согласно которому финансирование должно осуществляться в течение всего срока использования актива. Если при покупке актива используется заемный капитал, то обычно требуется более быстрое погашение ссуды, чем срок эксплуатации актива;

Лизинг повышает гибкость арендатора в принятии решений. В то время, как при покупке существует только альтернатива «не покупать», при лизинге арендатор имеет более широкий выбор. Из лизинговых контрактов с различными условиями арендатор может выбрать тот, который наиболее точно отвечает его потребностям и возможностям;

В виду того, что лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, арендатор имеет больше возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации продукции, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем это имеет место при покупке оборудования;

В виду того, что частью обеспечения возвратности инвестированных средств считается предмет лизинга, являющийся собственностью лизингодателя, проще получить контракт по лизингу, чем альтернативную ему ссуду на приобретение тех же активов;

При использовании лизинга, арендатор может использовать больше производственных мощностей, чем при покупке того же актива. Временно высвобожденные финансовые ресурсы арендатор может использовать на другие цели;

Так как лизинг долгое время служит средством реализации продукции производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций;

В случае низкой доходности арендатора последний может воспользоваться возвратным лизингом, дающим возможность получения льготного налогообложения прибыли;

Лизинг позволяет арендатору, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать крупный проект;

Возможность получения высокой ликвидационной стоимости предмета лизинга в конце контракта является во многих случаях определяющим для принятия лизинга арендаторами.

Помимо перечисленного, арендатор имеет ряд преимуществ в учете арендуемого имущества. Среди них:

Лизинговые платежи, уплачиваемые арендатором, учитываются у него в себестоимости, то есть средства на их уплату формируются до образования облагаемой налогом прибыли;

Лизинг не увеличивает долг в балансе арендатора и не затрагивает соотношений собственных и заемных средств, то есть возможности лизингополучателя по получению дополнительных займов не снижается;

Учет и амортизация лизингового имущества производится на балансе лизингодателя. Срок лизинга, как правило, соответствует периоду амортизации предмета лизинга, но срок лизингового контракта обычно бывает меньше. Чем больше срок лизинга и соответственно, ниже остаточная стоимость имущества, тем свободнее условия эксплуатации имущества и дальнейшего его использования.

Преимущества лизинга для лизинговых компаний:

Право собственности на передаваемое в лизинг имущество дает существенные налоговые льготы. Компании с высоким уровнем облагаемой налогом прибыли не забирают часть налоговых льгот у арендаторов с льготным режимом налогообложения прибыли через более низкую ставку арендной платы, чем проценты по кредиту на приобретение того же имущества;

Поскольку передаваемое в лизинг имущество остается в собственности лизингодателя, последний может использовать это имущество в непроизводственных целях (например, в качестве дополнительного обеспечения возвратности кредитных средств);

Высокая ликвидационная стоимость после ускоренной амортизации предмета лизинга. Возврат ее части после реализации предмета лизинга может принести достаточно большую прибыль;

Помощь в продаже продавцу предмета лизинга со стороны лизингодателя. В соответствии с такими соглашениями продавец от лица лизингодателя предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга;

Инвестиции в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижают риск не возврата средств, так как лизингодатель сохраняет право собственности на переданное в лизинг имущество;

Основная роль при подготовке и проведении лизинговой операции остается за лизингодателем. Стоимость этих услуг занимает не малую долю комиссионного вознаграждения лизингодателя;

Лизингодатель имеет возможность изыскивать дополнительные финансовые ресурсы для продолжения и расширения деятельности, закладывая сданное в лизинг имущество или уступая право требования лизинговых платежей;

Лизинг направляет финансовые ресурсы непосредственно на приобретение материальных активов, тем самым, снимая проблему не целевого использования кредитных средств;

Инвестиции в производственное оборудование посредством лизинга гарантирует генерирование дохода, покрывающего обязательства по лизингу.

Преимущества лизинга для продавца лизингового имущества:

Продавец предмета лизинга получает дополнительные возможности сбыта своей продукции;

Сделка для продавца выглядит менее рисковой, так как лизингодатель берет на себя риск возврата стоимости имущества через лизинговые платежи.

Для банков участвующих в лизинговых операциях возможны следующие преимущества :

Первое, на что указывают банки, - это значительные налоговые преимущества, которые позволяют значительно снизить стоимость сделки. Именно этот фактор способствовал развитию лизинга в западных странах. Более низкая стоимость сделки дает возможность повысить вероятность осуществления проектов и снижает бремя долгов для заемщиков, и, как результат, повышает качество предоставляемых займов;

Второе преимущество, действующие на территории России в настоящее время, заключается в том, что законодательные акты недостаточно проработаны для того, чтобы принятая процедура по обращению взыскания на обеспечение не превращалась в затруднительный процесс, занимающий подчас долгое время и в итоге не приносящий ощущения полной уверенности в положительном результате. Лизинг, отчасти, может устранить указанную проблему, поскольку кредитор сохраняет за собой право собственности на обеспечение. Возможность усиления права банка по обращению взыскания на обеспечение должно привести к качественному улучшению кредита и сделать жизнеспособными большее число инвестиционных проектов;

Передача в лизинг оборудования, произведенного за рубежом, позволит привлечь более дешевые денежные средства от иностранных финансовых учреждений или денежные фонды государств, заинтересованных в экспорте продукции своей промышленности в Россию;

Лизинг - относительно новый вид финансирования для нашей страны, способствующий организациям (клиентам банка) осуществлять реорганизацию производства, не отвлекая при этом больших денежных ресурсов из оборотных средств;

Возможность банка достичь более высокой степени ликвидности кредитного портфеля.

Вместе с перечисленными выше преимуществами, лизинг имеет значительные недостатки, проявляющиеся в финансово-кредитной сфере и нерешенных бухгалтерских проблемах. От долгосрочного кредита лизинг отличается повышенной сложностью организации, которая заключается в большем количестве участников.

Для арендатора лизинг может нести в себе ряд недостатков, таких как:

При финансовом лизинге арендные платежи не прекращаются до конца контракта, даже если научно-технический прогресс делает лизинговое имущество устаревшим;

Арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования;

Возвратный международный лизинг, построенный на налоговой основе, оборачивается убытками для страны лизингодателя;

При международных мультивалютных лизинговых сделках отсутствуют полные гарантии от валютных рисков (проблема переносится с одного участника на другого).

На правах рукописи

ВАСИЛЬЕВ КИРИЛЛ НИКОЛАЕВИЧ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

УПРАВЛЕНИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного университета.

Ученый секретарь

диссертационного совета Е. И. Суслова

Актуальность темы исследования. Совершенствование экономического механизма управления лизинговой деятельностью в промышленности РФ относится к ряду концептуальных задач, определяющих перспективы развития инвестиционной политики страны в данной конкретной отрасли хозяйствования. Решение этой задачи обусловлено необходимостью разработки комплекса целей, методов и средств ее наиболее эффективной реализации. В условиях рыночных отношений мощным финансовым инструментом современной экономики становится лизинговая капиталовложений. В настоящее время по данным Федеральной службы государственной статистики РФ годовой оборот лизинговых операций в нашей стране составляет более 3 млрд. долларов или более 5% от общего объема инвестиций в основные производственные фонды. Эти обусловливают и современность всестороннего изучения и совершенствования экономического механизма управления лизинговой деятельностью в промышленности РФ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в уточнении отдельных положений существующего экономического механизма управления лизинговой деятельностью в промышленности РФ на основе разработки нового методического подхода по его совершенствованию с учетом специфических особенностей лизинга и упорядочения процесса регулирования лизинговой сделки.

Наиболее существенными научными результатами , полученными лично автором, обладающими научной новизной и выносимыми на защиту, являются следующие.

5. Уточнен и дополнен методический инструментарий оценки эффективности лизинговых отношений. Наряду с традиционной количественно измеримой оценкой эффективности лизинговых отношений, предложен современный подход к определению качественных характеристик лизинговых отношений. Лизинговые отношения автором предлагается оценивать с позиций результативности, качества управления и эффективности, которые позволяют вместе с финансовыми и объемными (количественными) показателями получить интегральную оценку эффективности лизинговых отношений.

Относительно более дешевый финансирования капитальных затрат

За счет эффекта масштаба и/или положения на рынке лизинговая компания может получить финансирование по более низким ставкам либо предложить более выгодные финансовые условия.

Часто российские лизинговые компании создаются финансово-промышленными группами, либо банками для целей модернизации компаний группы или оптимизации налогообложения. В результате их кредитный рейтинг может уступать рейтингам потенциальных лизингополучателей.

Относительная гибкость как инструмента средне – и долгосрочного финансирования

Лизинг предполагает 100% финансирование инвестиционного проекта и не требует немедленного начала платежей. Лизинговые платежи обычно начинаются после поставки имущества лизингополучателю.

При финансировании инвестиционного проекта лизинговые компании зачастую требуют дополнительное обеспечение в виде поручительств, гарантий обратного выкупа, депозита, значительного увеличения аванса.

Возможность снижения валютных рисков за счет фиксации ставок по лизингу.

Присутствуют валютные риски, значительна национальной валюты.

Риск устаревания оборудования целиком ложится на лизингодателя. Лизингополучатель имеет возможность постоянного обновления своего оборудования.

Риски, связанные с оборудованием, в том числе с его устареванием, целиком перекладываются лизингодателем на лизингополучателя.

Предлагаемая систематизация преимуществ и недостатков лизинга позволяет более глубоко понять принципиальные отличия во взглядах на них западных и отечественных специалистов.

Таблица 2.

Недостатки лизинга с позиций международной практики

и российской специфики

Международная практика

Российская специфика

Относительная негибкость условий лизинга

Резкое возрастание объемов реализации на инвестиционном рынке.

Увеличение предложения и спроса на объекты инвестирования. Опережающий рост спроса предложением.

Повышение цен на объекты инвестирования.

Увеличение доходов инвесторов и инвестиционных посредников.

Ослабление

Относительно полное удовлетворение спроса на объекты инвестирования при некотором избытке их предложения.

Поддержка интеграции и кооперации на муниципальном уровне.

Прямое финансирование инвестиций.

Развитие ОАО «ЩЛЗ» и в целом всего лифтостроения РФ предлагается осуществлять в соответствии с основными направлениями совершенствования и реализации экономического механизма управления лизинговой деятельностью в промышленности страны. При этом особое рекомендуется обращать на имущественное РЕПО (от англ. repurchase agreement (REPO) – соглашение об обратной покупке), так как оно представляет собой современный инновационный лизинговый . Он способен решать проблемы краткосрочного лизингового финансирования предприятий машиностроительной отрасли. Достигать этого предлагается за счет использования одного из основных преимуществ лизинга перед другими финансовыми инструментами, а именно – титула права собственности на предмет лизинга. В лизинг (сублизинг) с переуступкой контракта позволит участникам лизинговых отношений (предприятиям машиностроительной отрасли) получать долгосрочное дешевое финансирование. Этот процесс будет обеспечиваться конкретным надежным инструментарием, позволяющим оптимизировать лизинговые риски, возникающие при участии в лизинговом отношении большого количества участников, в том числе и нерезидентов.

Применительно к условиям ОАО «ЩЛЗ» автор разработал инновационный экономический механизм управления лизинговой деятельностью, функционирующий на основе синтеза актуальных и взаимосвязанных финансовых инструментов, которые объединены условиями срочности, платности и возвратности денежных средств. Внедрение этого экономического механизма на ОАО «ЩЛЗ» позволило ввести в эксплуатацию нового оборудования, поставленного в лизинг, на сумму 38 млн. рублей, сроком финансирования – 3,5 года. За счет этих мероприятий завода в 2005 г. составила 21 млн. руб. В ближайшие годы предприятие может успешно использовать -пресс серии LP–6 для комплексной обработки сложноконтурных изделий из различных материалов, включая оцинкованную и , а также гильотинные производства голландской фирмы «Darley», позволяющие проводить точную резку металла толщиной до 6,5 мм. Все это обеспечит дальнейший рост чистой прибыли ОАО «ЩЛЗ».

Таким образом, разработанные научно-методические положения и инструменты их реализации при совершенствовании существующего экономического механизма управления лизинговой деятельностью в промышленности РФ могут быть использованы в российской экономике всеми участниками лизингового рынка. Это расширит и повысит привлекательность лизинга для новых потенциальных субъектов лизинговых отношений.

В заключении по результатам диссертационного исследования сформулированы основные выводы и предложения.

1. Используя зарубежный и отечественный лизинговых отношений в промышленности РФ, автором изложена сущность, систематизированы и основные особенности лизинговых отношений.

2. В диссертационном исследовании автором была проанализирована законодательная Российской Федерации, регулирующая лизинговые отношения. По мнению автора, в настоящее время определенным недостатком всей законодательной базы по лизингу является излишняя лаконичность Закона «О лизинге».

3. Автором предложена современная описания и структурирования лизинговых отношений. Суть этой новой концепции заключается в рассмотрении лизинговой сделки с двух позиций: в статике и в динамике. В целом такой подход, во-первых, будет обеспечивать четкое представление участниках лизинговых отношений и процессах взаимодействия между ними; во-вторых, позволит определять эффективность динамического взаимодействия участников лизинговых отношений по поводу предмета сделки.

Предлагаемая концепция описания и структурирования лизинговых отношений отдельно дополняется автором разработкой методических положений последовательности реализации этапов лизинговой сделки.

4. Важным моментом диссертационного исследования является совершенствование системы управления рисками лизинговой компании. Проведенные автором исследования показали, что в лизинговом отношении инициатором и основным регулятором лизинговой сделки должен выступать лизингодатель. Именно на него рекомендуется возлагать ответственность за прогнозирование и рисков лизинговой сделки.

5. Проведенные исследования показали, что реализуемый в настоящее время экономический механизм управления лизинговой деятельностью в промышленности РФ имеет ряд недостатков. В связи с этим автором отдельно разработаны новые инструменты его усовершенствования. Предлагаемые инструменты совершенствования экономического механизма управления лизинговой деятельностью в промышленности РФ разделены на две категории.

Первая категория решает вопросы краткосрочного лизингового финансирования. К ней отнесены операции имущественного РЕПО, позволяющие без дополнительного обеспечения предоставлять лизингополучателям финансовые ресурсы. При этом здесь нами используется основная особенность лизинга, а именно, собственности на предмет сделки.

Вторая категория решает вопросы долгосрочного финансирования. При этом в лизинговой сделке предполагается участие лиц-нерезидентов. Это финансирующие иностранные , производитель оборудования, экспортно-кредитное агентство страны производителя техники (оборудования). Несмотря на увеличение общего количества участников, такой новый экономический управления лизинговой деятельностью в промышленности РФ позволит получать, по расчетам автора, кредитные ресурсы на срок от 5 до 10 лет под процентную ставку в 3 раза ниже, чем среднерыночная процентная в целом в России.

6. Для совершенствования механизма управления лизинговой деятельностью в промышленности РФ автором отдельно предлагается система качественного и количественного его анализа. В целом эта система представляет собой инструментарий качественной и количественной оценки любого инвестиционного механизма. Поэтому она может быть реализована и в других отраслях народного хозяйства России.

1. Васильев К. Н. Основные тенденции развития рынка лизинга телекоммуникационного оборудования в России в 2002-2003 гг. // Третья Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых по вопросам менеджмента и бизнеса: Тезисы докладов аспирантов, студентов и преподавателей. – М.: Национальный бизнеса, том 2, 2004. – с. 34 – 37 (0,3 п. л.).

2. Васильев К. Н. Организационные преобразования лизинговых компаний // Вопросы исследования финансово-экономических отношений и механизмов рынка: Сборник научных трудов. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2004 – Вып. 6. – с.163 – 175 (0,3 п. л.).

3. Васильев К. Н. Качественные характеристики развития лизинга // Десятая Международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов. Тезисы докладов. В 3-х т. – М.: Московский , том 2, 2004. – с.251 – 252 (0,1 п. л.).

4. Васильев К. Н. Структурирование лизинговой сделки с точки зрения управления рисками лизинговой компании // Четвертая Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых по вопросам менеджмента и бизнеса. Тезисы докладов аспирантов, студентов и преподавателей. – М.: Национальный институт бизнеса, том 2, 2004. – с. 69 – 72 (0,3 п. л.).

5. Васильев К. Н. лизинга в строительной отрасли // . – 2005 №1 (552). – с.17 – 23 (0,5 п. л.).

6. Васильев К. Н. Особенности лизинга дорожно-строительной техники // , оборудование, технологии XXI века. – М.: Композит, 2005 №2 (73). – с.36 – 38 (0,8 п. л.).

7. Васильев К. Н. Влияние эффективности лизинга на экономику лизинговой сделки // Научные труды аспирантов и докторантов 2005*3. – М.:

Хизириева Д.И.,
юрисконсульт
ОАО «Мустанг»

Вопрос организации лизингового бизнеса, как известно, зависит от правильно сформированной руководителем лизинговой компании организационной структуры и организационных форм управления лизингом. Данный вопрос является актуальным ввиду того, что правильное формирование структуры компании в соответствии с целями деятельности и стратегическими задачами компании является одним из основных факторов конкурентоспособности лизинговой компании.

Лизинговая компания как представитель юридического лица, обладающего правом на осуществление коммерческой деятельности, начинает свою деятельность так же, как и другие представители юридических лиц, а именно, с момента государственной регистрации в органах налоговой и регистрационной службы.

Учредителями лизинговых компаний, со гласно п. 2 ст. 5 Закона о финансовой аренде (лизинге) , могут быть юридические лица и (или) физи ческие лица. Следовательно, лизинговые компании в соответствии с ГК РФ и Законом о финансовой аренде (лизинге) могут иметь различные организационно-правовые формы. Поэтому можно сказать, что любая компания, занимающаяся коммерческой деятельностью и сдающая свое имущество в финансовую или иную аренду, может называться лизинговой, тем более что для этого ей не нужно получать лицензию.

В зависимости от конкретных условий лизинговые компании можно различать по двум принципам , первым из которых предусмотрено разделение лизинговых компаний на шесть групп в зависимости от их учредителей: банков (российских и зарубежных), производственных структур (предприятий, финансово-промышленных групп, непосредственно производящих объект лизинга), государственных органов управления, страховых компаний, физических лиц и иных учредителей. Согласно второму принципу предусмотрено разделение лизинговых компаний на специализированные и универсальные.

Из анализа рынка лизинговых компаний России можно сказать, что большинство из них создано при участии крупных банковских, страховых или производственных холдингов, однако в их числе превалируют компании, созданные крупными банками. Распространение такой практики обусловлено существованием некой закономерности, то есть необходимостью лизинговых компаний быть рядом с крупными финансовыми и инвестиционными холдингами либо находиться «под их крылом». Это и понятно: лизинг по своей сути - финансовая услуга, разумная альтернатива кредиту и это к тому же более удобный вариант создания лизинговой компании, тем более что сразу разрешается и основная проблема лизинговых компаний - упрощается путь к финансовым ресурсам. В данном случае применяются две формы участия банков в лизинговом бизнесе:
- прямой метод, когда банк сам выступает в качестве лизингодателя, создавая в своей структуре специальный отдел или группу специалистов;
- косвенный метод, когда банк учреждает самостоятельную лизинговую компанию или выступает в роли кредитора лизингодателя.

Представителями прямого метода участия являются такие известные банки России, как Банк кредитования малого бизнеса («Банк КМБ»), «Юниаструм Банк» и др.

Косвенное участие в деятельности своих лизинговых компаний принимают «Альфа банк», «Райффайзенбанк», «Банк ВТБ», «Парекс Банк», «Банк Московский деловой мир» («МДМ Банк»), Московский кредитный банк, «НОМОС-Банк», «Абсолют Банк» и др.

Создание и функционирование лизинговой компании в рамках коммерческого банка обусловлено обоюдными преимуществами, которые предоставляют данные партнерские отношения их участникам.

Однако следует отметить, что в первые годы функционирования таких лизинговых компаний они обычно обслуживают клиентов банка-учредителя. Например, так сложилось у ООО «ЛК «РМБ-Лизинг». В первые четыре года своего существования эта компания обслуживала преимущественно клиентов Русского международного банка. В настоящее же время все больший процент портфеля составляют сделки с независимыми клиентами . Но это зависит от стратегии и принципов деятельности самого банка. Существует также практика предоставления лизинговых услуг дочерней структурой банка только для клиентов этого банка. Такую позицию старается соблюдать известный представитель лизинговых компаний ООО «Райффайзен-Лизинг». К примеру, эта компания, расширяя свою региональную сеть, одновременно открывает там и филиал своего банка-учредителя. Тем не менее лизинговые компании, созданные при банках, имеют наибольший потенциал для того, чтобы стать независимыми универсальными лизинговыми компаниями, а также возможность получать опыт лизинговых сделок на проверенных клиентах банка и одновременно строить свою кредитную историю .

Лизинговые компании, созданные производственными структурами, также облегчают себе проблему поиска финансирования, так как учредители через них сбывают производимую ими продукцию, расширяя свою сеть сбыта. Однако не все производственные структуры пользуются таким методом. На рынке лизинга такими представителями обычно являются крупные и известные производственные холдинги; например, в России это ЛК «КАМАЗ», «РАФ-Лизинг», а из зарубежных компаний, работающих в России, известны BRUINSWICK RAIL LEASING, Daimler Chrysler Financial Services Russia, «Скания Лизинг», «Вольво-финанс сервис», Caterpillar Financial, Hewlett Packard и др.

При создании лизинговой компании с участием государственных органов управления в значительной степени используются бюджетные средства, которые предоставляются лизингодателям по стоимости 1/2 или 1/4 от ставки рефинансирования Банка России, что также устраняет проблему поиска источников финансирования лизинговых сделок. Однако в этом есть и свой минус, например, учредители могут потребовать участия лизинговой компании в проектах, которые не всегда являются для нее экономически выгодными. Представителем такой лизинговой компании является Московская лизинговая компания (МЛК), учрежденная Московским фондом поддержки малого предпринимательства и осуществляющая свою деятельность при организационной и финансовой поддержке Правительства Москвы. В агропромышленном комплексе функции лизингодателя выполняет по решению Правительства РФ ОАО «Росагроснаб», а также «Аккор-лизинг».

Относительно лизинговых компаний, созданных при страховых компаниях, можно сказать, что это для них является одним из способов диверсификации бизнеса. Обладая временно свободными финансовыми средствами, они решаются таким образом вкладывать их в надежные лизинговые проекты. Тем самым лизинг позволяет им существенно расширить рамки собственного страхового бизнеса и получать значительные дополнительные доходы. Такими компаниями на рынке лизинга являются «РЕСО-Лизинг», «Ренессанс-Лизинг», «Прогресс-Нева Лизинг».

Лизингодателями могут выступать и физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. На практике имеются и такие случаи. Например, до февраля 2002 г., то есть до отмены лицензирования лизинговой деятельности, лицензию на три года получали предприниматели в Калининграде, Омске, Северске, Альметьевске . Конечно, такие лизингодатели могут столкнуться в своей деятельности с большими проблемами, но они, как показывает сложившаяся практика, являются более амбициозным и инициативными, и большинство интересных и самых разнообразных лизинговых продуктов и программ создается именно в их компаниях.

Деление лизинговых компаний на специализированные и универсальные основано на объектной специализации компании. В частности, специализированные лизинговые компании работают обычно с одним видом товара (легковые автомобили, компьютеры, контейнеры, грузовой автотранспорт, самолеты и др.) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, полиграфическое оборудование, телекоммуникационное оборудование и др.).

Универсальные лизинговые компании передают в лизинг разнообразные виды транспортных средств, оборудования и недвижимости. Они предоставляют лизингополучателям право выбора поставщика необходимого ему оборудования. Техническое обслуживание осуществляет сам поставщик или лизингополучатель. При этом лизингодатель на правах владельца вправе осмотреть имущество и проверить комплектность. После ввода объекта в эксплуатацию он обязан подписать протокол приемки объекта.

Специализированные же лизинговые компании уже располагают собственным парком машин или оборудования и предоставляют их лизингополучателю по его заявке. При этом техобслуживание и ремонт осуществляют сами лизингодатели. Представителями специализированных российских лизинговых компаний являются: «Лизингстроймаш», «РТК-Лизинг», «ГЕО-Лизинг», «Глобал рент», «РусЛизингСвязь», «Медлизинг». Представителями специализированных лизинговых компаний с участием зарубежного капитала являются такие крупные производители машин и оборудования, как: BRUINSWICK RAIL LEASING, Daimler Chrysler Financial Services Russia, «Скания Лизинг», «Вольво-финанс сервис», Caterpillar Financial, Hewlett Packard и др. У этих компаний удельный вес одного вида оборудования обычно бывает близок или равен 100% в общем объеме их лизинговой деятельности.

Анализ практики деятельности российских лизинговых компаний показывает, что на данное время на рынке лизинга превалируют универсальные лизинговые компанию. Однако для российского рынка лизинга характерен процесс постепенного сокращения уровня универсализации и соответственно увеличения количества лизинговых компаний, специализирующихся на предоставлении в лизинг определенных видов имущества.

В зависимости от уровня разделения труда в обществе и на предприятиях, размера и типа коммерческих организаций, стадии развития лизинга и сложившейся практики можно выделить три основных концепции управления лизинговой деятельностью: производственную, маркетинговую и специализированную (отраслевую) .

Первая концепция предусматривает осуществление лизинговых операций фирмой - производителем какого-либо определенного оборудования (объекта лизинга). Тогда вся работа по подготовке и реализации лизинговых операций сосредоточивается в производственных подразделениях фирм - изготовителей оборудования, что позволяет улучшить сбыт новой техники, наладить ее ремонт и обслуживание непосредственно по месту использования у арендаторов. Ведь именно в производственных подразделениях находятся квалифицированные кадры, имеющие опыт в производстве и сервисном обслуживании выпускаемой техники. Но по мере развития и увеличения лизинговой доли выпускаемой продукции такая организационная форма перестает соответствовать экономическим интересам обоих сторон, и на определенном этапе возникает необходимость перехода к новому, более высокому уровню управления.

Вторая концепция предусматривает выделение управления лизинговыми операциями в самостоятельные подразделения или в составе маркетинговой службы предприятия (банка, промышленной фирмы), что позволяет уже с большой долей профессионализма продвигать выпускаемую продукцию на рынке лизинговых услуг.

И, наконец, третья концепция предусматривает ситуацию, когда лизинговая деятельность в силу действия закона общественного разделения труда выходит за пределы производственных предприятий-изготовителей и концентрируется в особой специализированной отрасли, представленной различного рода лизинговыми компаниями.

В соответствии с конкретными условиями рассматриваемые формы управления лизинговой деятельностью существуют во времени и пространстве одновременно, параллельно, образуя различные комбинации применительно к любому виду лизинга.

Дальнейшее развитие организационных форм управления лизингом обусловливается тенденциями, вызываемыми законами кооперации и концентрации производства.

Кооперация крупных финансодержателей в лице банков и страховых компаний с предприятиями - производителями машин и оборудования, а также ремонтных предприятий с непосредственными потребителями позволит преодолеть неизбежные трудности развития системы лизинга технических средств в нынешних непростых условиях. Возможно, например, долевое участие заинтересованных сторон в образовании специализированных лизинговых фирм с привлечением материально-технической базы каждого из участников и получением ими прибыли пропорционально вложенному капиталу.

Повышенный спрос на технические средства в условиях формирования рынка приводит к увеличению объемов сделок, осуществляемых лизинговыми фирмами. В лизинговый бизнес включаются все новые технические средства. Отсюда возникает необходимость укрупнения фирм, их специализации, создания юридически самостоятельных фирм, во вкладах которых данное акционерное общество будет обладать контрольным пакетом акций. То есть речь идет о переходе к компаниям холдингового типа. Именно использование холдинговой модели построения компании считает перспективной организационной формой руководство ассоциации «БАЛТЛИЗ», ныне «Группа лизинговых компаний НОМОС-Банка».

Функциональное построение лизинговых ассоциаций и компаний на основе фирм холдингового типа позволит существенно сократить расходы по проведению лизинговых операций. Например, вопросы рекламы и издательской деятельности вполне могут находиться в ведении компании - держателя контрольного пакета. Холдинговая компания может иметь общую службу изучения клиентуры. Вопросы страхования лизинговых сделок также могут решаться на уровне холдинга при условии контракта со страховой компанией.

Новые сферы деятельности лизинговых фирм, несомненно, повлекут и усложнение организационной структуры. Здесь проявляется общий принцип - организационная структура должна перестраиваться с учетом потребностей рынка, обеспечивая прогресс в лизинговом бизнесе. Поэтому можно сказать, что
организационная структура зависит от форм собственности участвующих сторон, сферы приложения услуг, типов контрактов, географической зоны деятельности и других факторов.

В целом необходимо всегда помнить, что адекватная организационная структура является существенным фактором успеха любой лизинговой компании.

При формировании организационной структуры необходимо решить вопрос о создании и правильной организации лизинговой компании, что означает найти нормальный состав менеджеров, создать сильную бухгалтерскую службу и т. д. А для этого необходимо изыскать финансовые средства, правильно выбрать оборудование и доставить его лизингополучателю, а затем правильно учесть в бухгалтерской документации. В свою очередь, чтобы реализовать все перечисленные действия, необходимо правильно организовать структуру компании.

Как показывает сформированный в нашей стране рынок лизинга, существующие на рынке крупные лизинговые компании чаще всего имеют организационную форму в виде акционерных обществ как открытого, так и закрытого типа, для которых характерен перечень органов управления, включающий:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров (наблюдательный совет);
- единоличный исполнительный орган (генеральный директор, правление);
- коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция, исполнительный директор);
- ликвидационную и ревизионную комиссии;
- счетную комиссию - постоянно действующий орган общего собрания.

Представителями таких компаний являются: ОАО «РТК-Лизинг», ОАО «Авангард-Лизинг», ОАО «Главлизинг», ОАО «Югорская лизинговая компания», ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ», ОАО «Росдорлизинг», ОАО «ВТБ-Лизинг», ЗАО «Атлант-М Лизинг», ЗАО «КМБ-Лизинг», ЗАО «Локат Лизинг Руссия», ЗАО «Гознак-Лизинг», ЗАО «ЛК «Медведь» и др.

В то же время Закон об акционерных обществах предусматривает возможность выбора различных вариантов формирования органов управления и их сочетания.

Практика деятельности лизинговых компаний говорит о существовании нескольких вариантов организационной структуры, различия между которыми состоят в следующем .

Вариант 1. Предусматривает наличие двух исполнительных органов. Наряду с единоличным исполнительным органом образуется коллегиальный (исполнительная дирекция, правление), который назначается советом директоров по предложению генерального директора.

Основные функции по текущему управлению делами общества берут на себя исполнительные органы при усилении роли генерального директора. Исполнительным органам может быть передана часть полномочий общего собрания, делегирование которых допускается законом.

Функции председателя коллегиального исполнительного органа общества осуществляет единоличный исполнительный орган общества. Этот вариант позволяет сохранить традиционный статус «сильного» генерального директора.

Вариант 2. Предусматривая единоличный исполнительный орган, этот вариант в большей мере соответствует акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, в которых контрольный пакет акций находится в руках должностных лиц администрации, то есть когда наиболее крупными акционерами являются исполнительные директора.

Вариант сохраняет статус «сильного» генерального директора, но предполагает отказ от коллегиального исполнительного органа, что позволяет обойти ограничение, содержащееся в п. 2 ст. 66 Закона об акционерных обществах, относительно того, что члены этого органа не могут составлять большинство в совете директоров. В предложенной схеме любое количество должностных работников общества может войти в состав совета директоров.

Совет директоров принимает на себя функции не только по выработке стратегических решений, но и по текущему оперативному управлению. Необходимости формирования особого коллегиального исполнительного органа при этом не возникает. Генеральный директор для усиления своих властных полномочий может воспользоваться своим традиционным правом проведения производственных совещаний.

Вариант 3. Предусматривает управление лизинговых компаний наемным менеджером. Этот вариант свойственен и наиболее популярен среди компаний, существующих в странах с развивающейся рыночной экономикой. Он был распространен и в России. Как правило, вновь создаваемые при участии государственного капитала крупные акционерные общества нанимали иностранных менеджеров, которые занимались бизнесом не впервые и имели высокую квалификацию и огромный опыт работы в данной сфере. Однако наем менеджеров предусматривает обычно дорогую стоимость его услуг, а данные расходы были бы неадекватны для начинающей лизинговой компании. По данному варианту, общее собрание акционеров избирает совет директоров и его председателя. Совет директоров назначает единоличный, а при необходимости - и коллегиальный исполнительный орган.

Данный вариант в большей мере соответствует вновь учреждаемым акционерным обществам, где одному из учредителей принадлежит контрольный пакет акций. Он актуален при учреждении дочерних обществ. Учредитель не имеет возможности заниматься оперативными вопросами управления созданной им коммерческой организацией, но при этом желает обеспечить достаточно жесткий контроль над ее исполнительными органами.

Место «сильного» генерального директора, избираемого общим собранием, в данной схеме занимает председатель совета директоров. Исполнительный директор - это, по сути, наемный менеджер, назначаемый советом директоров с ежегодной пролонгацией его полномочий. Необходимость создания коллегиального исполнительного органа определяется в каждом случае индивидуально.

Однако в управленческой структуре лизинговой компании необходимы должности финансового директора, директора по коммерческим вопросам и директора по общим вопросам, которые, как правило, существуют в структуре правления (дирекции) лизинговой компании.

Поэтому наиболее распространенным вариантом формирования организационной структуры среди лизинговых компаний, особенно среди крупных лизинговых компаний, является первый. К примеру, такую структуру имеет Группа компаний «РТК-Лизинг».

Структура органов управления «РТК-Лизинг» традиционна для российских юридических лиц и является трехуровневой: общее собрание акционеров, совет директоров, единоличный исполнительный орган в лице генерального директора. В соответствии с уставом высшим органом управления компании является общее собрание акционеров. Определение стратегии развития компании и осуществление контроля за деятельностью ее исполнительного органа осуществляются советом директоров, который избирается на общем собрании акционеров.

В соответствии с законодательством и уставом ОАО «РТК-Лизинг» совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью компании. Также именно этот орган определяет приоритетные направления развития компании, благодаря чему устанавливаются основные ориентиры деятельности ОАО «РТК-Лизинг» на долгосрочную перспективу. Единоличный исполнительный орган ОАО «РТК-Лизинг» - генеральный директор - является ключевым звеном структуры органов управления компании, на которое в соответствии с законодательством и уставом возлагается текущее руководство деятельностью компании, то есть реализация целей, стратегии и политики компании. В своем подчинении генеральный директор имеет хорошо подобранную команду высококвалифицированных специалистов, без которой невозможно было бы осуществление успешной деятельности в области лизинга .

Вышеуказанная система корпоративного управления, применяемая ОАО «РТК-Лизинг», не менее успешно реализуется и в деятельности дочерних лизинговых компаний. Подобную структуру, но со своей спецификой, имеет и такая известная лизинговая компания, как ООО «Индепендент Лизинг». Она представлена на рис. 1 .

Как видно из рисунка, структура корпоративного управления компании «Индепендент Лизинг» состоит из двух органов управления: совета директоров и правления. В частности, совет директоров определяет приоритетные направления деятельности «Индепендент Лизинг», осуществляет контрольную функцию за деятельностью компании. Правление осуществляет непосредственное оперативное руководство компанией.

В компетенцию коммерческого директора входят вопросы маркетингового исследования лизингового рынка, коммерческо-посреднических операций, оформления договоров на лизинг технических средств, изучения зарубежной торговли и лизинговой практики. Неотъемлемой частью коммерческой службы лизинговой фирмы является аппарат экспертов, способных проводить анализ и подготавливать заключения о техническом уровне, перспективах развития, потребительских свойствах и конъюнктурных возможностях компании. (Пренебрежение этими аналитическими службами и явилось в большинстве случаев причиной неэффективности многих созданных лизинговых фирм.) В компетенцию финансового директора целесообразно включить вопросы, связанные с финансовым обеспечением лизинговых операций, исследованием рынка заемных средств, финансовой экспертизой договоров, а также определением экономических показателей деятельности лизинговой фирмы и изучением клиентуры.

Аналогичную структуру, но с присущей данной компании спецификой имеет и ООО «ЛК «Элемент Лизинг». Во главе генеральный директор, у которого в прямом подчинении находятся коммерческий директор, исполнительный директор (не являющийся заместителем генерального директора в отличие от структуры ООО «ЛК «Индепендент Лизинг»), управляющий аппаратом генерального директора, финансовый директор, служба правового обеспечения и советник генерального директора по безопасности .

Следует заметить, что в связи с ростом объема лизинговых сделок и одновременного роста количества лизинговых компаний уже состоявшиеся и пользующиеся большим авторитетом у лизингополучателей лизинговые компании ведут активную работу по экспансии российских регионов. Например, все крупные лизинговые компании имеют минимум по 20 филиалов в различных регионах России и странах СНГ. Однако если правильно не организовать структуру головного офиса компании, данное обстоятельство может привести к большим трудностям. Поэтому их организационная структура должна иметь соответствующие структурные подразделения, регулирующие деятельность компании в регионах. Такому методу последовала Группа компаний «Интерлизинг» (ООО «Интерлизинг») . Так, в 2006 г. в Группе компаний «Интерлизинг» были проведены мероприятия по реорганизации структуры компании, которые потребовались в связи с динамичным развитием компаний. Компания представляет дивизионально-матричную структуру, представленную на рис. 2.

Таким образом, организационная структура лизинговой компании зависит от типа учредителей (акционеров) (банки, страховые компании, частные организации и др.), экономической сферы деятельности (промышленность, агропромышленный комплекс, торговля и т. д.), типа контрактов и товаров (оборудование, транспорт, мини-заводы, недвижимость и др.), зоны деятельности. Поэтому построение лизинговой компании должно отвечать целям и задачам ее и ее учредителей, и не следует забывать о том, что успешная деятельность лизинговой компании определяется рациональным построением ее внутренней организационной структуры и формированием адекватной системы органов управления.

Литература
1. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Глава 34 «Аренда», параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32.
2. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 44.
3. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1.
4. Финансовый лизинг: Учеб. пособие для вузов / В.Д. Газман. - 2-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
5. Сайт ЛК «Росагролизинг». - Режим доступа: http://rosagroleasing.ru.
6. Адамов Н.А., Тилов А.А. Лизинг. - 2-е изд. - Спб.: Питер, 2006.
7. Информационный портал о лизинге. - Режим доступа: http://www.Leasing-Forum.ru.
8. Сайт ЛК «РТК-Лизинг». - Режим доступа: http://www.rtc-leasing.ru.
9. Сайт ЛК «Индепендент Лизинг». - Режим доступа: http://www.indep-leasing.ru.
10. Сайт ЛК «Элемент Лизинг». - Режим доступа: http://www.elementleasing.ru.
11. Сайт ЛК «Интерлизинг». - Режим доступа: http://www.ileasing.ru.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и порядок регулирования лизинговых отношений. Виды лизинга и их преимущества. Документы, оформляемые при лизинговой сделке. Преимущества и недостатки лизинговой формы инвестирования. Развитие и основные проблемы лизинговой деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2014

    Теоретические основы и специфика организации лизинговой деятельности, ее экономическое содержание: аренда, финансирование, кредит, инвестиции. Анализ деятельности банков Республики Беларусь в системе лизинговых отношений, пути и перспективы их развития.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2013

    Сущность, функции и классификации лизинговых операций. Классификация видов риска и показатели эффективности лизинговых сделок. Экономическая характеристика банковского холдинга "Авангард", оценка рисков, связанных с осуществлением лизинговой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2010

    Основные принципы и особенности лизинговых отношений. Современный рынок лизинговых услуг: участники, формы и функции. Этапы проведения лизинговой операции. Особенности современной ситуации в России, влияющие на развитие лизинговых операций банков.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Понятие, объекты и субъекты лизинговой деятельности. Экономическое значение лизинга и его эффективность для всех сторон лизинговых отношений. Учет банковских операций по предоставлению основных средств в лизинг. Форма и содержание лизингового договора.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2013

    Теоретические аспекты лизинга как инструмента финансирования предприятия. Выполнение лизинговых операций на примере ЗАО "Райффайзен Лизинг Аваль": характеристика банка; принципы лизинговых отношений; этапы лизинговой сделки; бухгалтерские проводки.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2009

    Экономическая сущность страхования лизинговых операций и характеристика его видов. Способы минимизации рисков утраты, убытков, исполнения обязательств по договору. Тенденции развития зарубежного и российского рынков страхования лизинговой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2011