Проект «Чудо-водичка» во второй младшей группе. Исследовательско-творческий проект "Капелька" (младшая группа)

Ахмедова Наиля Сираджаддиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №22», Ставропольский край,с.Надежда

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей – это полезное лекарство.

Тип проекта: педагогический

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети 2 младшей группы

— воспитатель младшей группы:Ахмедова Н.С.

Срок реализации проекта: долгосрочный (с сентября 2016 г – по май 2017 года)

Интеграция образовательных областей: Познавательно – речевое, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.

Цель проекта:

1.Развивать у детей представление о природном объекте-воде, формировать наблюдательность через игры с водой.

2.Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта:

1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

3) Научить детей выполнять простейшие опыты,последовательно выполняя указания воспитателя

Ожидаемые результаты:

1.Формирование представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

  1. Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса.
  2. Воспитание бережного, осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Формирование проблемы

Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.

Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.

Обогатить эколого- развивающую среду в группе, центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.

Составить картотеку игр — экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.

Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте) , оформить альбом «Стихи и потешки о воде»,

изготовить макет «Аквариум».

Составить примерный годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и итоговых занятий, связанных с темой проекта.

Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

2 этап – основной(практический)

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по формированию представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

Познавательно – речевое развитие:

Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;

«Круговорот воды в природе»;

«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;

«Что мы знаем о воде»;

«В гостях у капельки».

Поисковая деятельность:

«У воды нет запаха и вкуса», «Вода умеет впитываться», «Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в воде?», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Иней – это вода»

Эксперименты и опыты:

«Превращение снега в воду», «Цветные льдинки», «Тонет – не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной»

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом, дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.

Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю (смена воды в аквариуме, мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)

Социально –коммуникативное развитие:

Дид.игры: «Купание куклы», «Стирка кукольного белья», «Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?»

Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!»

Игры в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати», «Строим башню»

Заучивание потешки «Водичка, водичка…» , чтение сказки «Заюшкина избушка», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование водой (водные раскраски);

Рисование «На полянку, на лужок тихо падает снежок»;

Лепка «Мы скатали снежный ком»;

Аппликация «Снеговик».

Физическое развитие:

Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые игры — упражнения с водой.

Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?

Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе(лед, снег, иней)

Уход за комнатными растениями и животными дома.

Изготовить дневники наблюдений за водой.

Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»

Заучивание стихотворений и потешек о воде.

Чтение художественной литературы: «Заюшкинаизбушка»,стихи А.Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «»

Участие в подготовке к новогоднему празднику (изготовление снежинок)

Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»

3 этап – заключительный

Подведение итогов.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе работы над проектом. Диагностика.

4 этап — презентационный

Оформление стенгазеты по итогам проекта: «Теперь мы знаем, что такое вода!»

Досуг «Праздник мыльных пузырей»

План работы по реализации проекта

Планирование работы

Сентябрь

Прогулка целевая по территории детского сада.

— Знакомство с водой.

— Заучивание потешки «Водичка… »

Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огородеовощи ; познакомить детей со свойствами воды.

«Купание куклы Кати»

— Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.

— Наблюдение за дождем, лужами.

— Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

— Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)

С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.

Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.

— Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют домашние животные.

Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.

Эксперимент (вода – лед – вода)

— Беседы

— Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Наблюдение за испарением воды

— Эксперимент «В воде не тонет»

— Игра «Пускаем кораблики»

Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.

Эксперимент превращения снега в воду

— Беседы «что пьют животные и птицы зимой»

Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.

Наблюдение за рябью на воде

— Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»

— Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице.

Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.

Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.

— Эксперимент «Воздух под водой»

Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)

Эксперимент «Окрашивание воды»

— Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого

Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить знания детей о воде.

Ожидаемые результаты: От своего проекта, я ожидаю того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.

Список литературы:

  1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
  2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
  3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».
  4. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.
  5. Материалы, собранные родителями (стихи, сказки, потешки о воде)
  6. В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика- Синтез. 2011г. – 75с.
  7. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
  8. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
  9. О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.

Проект «Волшебница вода»

вторая младшая группа

Тип проекта: познавательно-поисковый.

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка» для детей младшего дошкольного возраста.

Участники проекта : дети второй младшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, младший воспитатель.

Сроки реализации проекта : 3 месяца (февраль, март, апрель).

Цель проекта:

1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.

2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта:

1. Подвести детей к пониманию:

    вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);

    в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;

    вода прозрачная, без запаха, без вкуса;

    роли воды в жизни человека, растений, животных.

2. Закрепить представления детей:

    вода бывает холодная, теплая, горячая;

    вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.

3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

Ожидаемые результаты :

Образовательные:

    формирование представлений детей о природном объекте воде;

    формирование познавательного интереса;

    обогащение словарного запаса;

    сформированность некоторых обследовательских действий.

Воспитательные:

    воспитание бережного отношения к воде;

    привнесение результатов работы в группе в домашние условия.

Перспектива развития проекта :

    в данной группе наблюдения за природным объектом водой, связанные с весенними и летними изменениями в природе;

    в летний период проведение досуга на улице «Чистая вода нужна всем и всегда»;

Предварительная работа.

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение участников проекта.

3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

4. Оформление альбома потешек, стихов для детей и родителей по теме.

5. Подготовка необходимого оборудования.

6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

8. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.

9. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.

5. Интернет ресурсы.

Материал и оборудование:

ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки: заяц, белочка, медведь, угощение для животных: капуста, морковь, шишки, цветные льдинки, снег, лёд, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, кукла, пелёнка, клеёнка, фартуки, зонт, мыло, кукольная одежда, бумажные и пластмассовые кораблики.

Схема реализации проекта через разные виды деятельности.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

Февраль.

1. Составление проекта.

2. Подготовка к реализации проекта.

3. Проведение диагностики детей по теме проекта.

2 этап. Основной.

Февраль - Март .

1 неделя.

Утро.

Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.

2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Делаем цветные льдинки для украшения снежные построек, живой ели на участке».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить гуашь, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.

2 неделя.

1 половина дня.

Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»

Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот.

Аппликация с элементами рисования «Снежинка».

II половина дня.

Поисковая деятельность.

«Снег – это вода».

Цель: показать, что в тепле снег становится водой, он белый, но в нём есть грязь – она хорошо видна в талой воде.

3 неделя.

Утро.

Игры- забавы «Пускание мыльных пузырей».

Интегрированное занятие «Про маленькую капельку».

II половина дня.

Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.

Досуг «Праздник мыльных пузырей».

4 неделя.

I половина дня.

Наблюдения на прогулках «Лед на лужах».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.

II половина дня.

Поисковая деятельность «Лед – это вода».

Цель: показать, что в тепле лед становится водой.

Развлечение: «Лесные чудеса».

Апрель

1 неделя.

I половина дня.

Подвижная игра «Солнышко дождик»

Рисование красками с элементами аппликации «Дождик».

Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после таяния снега.

Дидактическая игра «Купание куклы».

Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода, свойств воды: чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.

2 половина дня.

Тема: «Вода и ее свойства», «Что плавает в воде».

Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:

легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.

Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).

Работа с родителями.

Консультации для родителей: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь», « Сказка «Как люди речку обидели»».

2 неделя

Утро.

Во время умывания чтение потешек о воде.

Вопросы:

1. Что делают дети?

2. Чем умываются?

3. Какая вода?

4. Что вода делает? (течет из крана)

5. Для чего мы умываемся?

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.

Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.

Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.

2 половина дня.

Поисковая деятельность.

Наблюдение за водой в фонтанчике.

Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.

3 неделя.

Утро.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.

Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Вопросы:

1. Что делаю?

2. Чем поливаю?

3. Какая вода?

4. Для чего поливают комнатные растения?

Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.

2 половина дня.

Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода», «Что растворяется в воде»

Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками), показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка.

4 неделя.

Утро.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Людмила Николаевна моет посуду.

1. Что делает Людмила Николаевна?

2. Чем моет посуду?

3. Какая вода?

4. Что делает вода? (льется из крана)

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.

2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.

Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капли».

3 этап. Заключительный.

Апрель

1. Диагностика детей по теме проекта.

2. Презентация проекта на МО воспитателей.

Приложение к проекту:

Конспект занятия во второй младшей группе на тему:

«Волшебная вода»

Цель : Познакомить детей с приемами элементарного экспериментирования. Развивать представления о свойствах воды. Учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий.

Материалы и оборудование : 3 стола, 5 емкостей с водой, спички, 7 – 8 деревянных и металлических предметов; миски с солью, сахаром, песком; 3 ложки, картонные фигурки в форме капли с грустными и веселыми лицами, магнитная доска.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Чудеса творит водица,

Не устали мы дивиться –

Кораблям доплыть поможет,

Рыбку спать она уложит.

И желанна каждый час.

Вода – волшебница у нас.

Ребята, про что это стихотворение? (дети отвечают)

Почему вода – волшебница? (дети отвечают)

Хотите еще узнать о воде? Представьте, что мы с вами в волшебной комнате, в которой будут происходить разные чудеса с водой.

Первое чудо – я подожгу воду. На столе стоит емкость с водой и спички, воспитатель пытается поджечь воду.

Получилось поджечь воду? (нет).

Почему огонь потух? (дети отвечают)

Огонь боится волшебницу – воду. Ребята, а вы хотите стать волшебниками?

Дети переходят к следующему столу, на нем емкость с водой, металлические и деревянные предметы.

Посмотрите, на столе лежат предметы. (обращает внимание на деревянные предметы).

Из чего они сделаны? (из дерева, деревянные)

Как вы думаете, они плавают, или тонут в воде? (дети отвечают)

Хотите проверить второе чудо? Уважаемые волшебники возьмите по предмету и опустите в воду.

Что с ними произошло? (они плавают, не тонут).

Почему? (они деревянные, легкие, не тонут).

На столе лежат предметы.

Из чего они сделаны? Какие они? (металлические.)

Как вы думаете, они утонут в воде или будут плавать? (дети отвечают.)

Давайте проверим третье чудо. Берите предметы и опускайте в воду.

Что с ними произошло? (они утонули.)

Почему? (предметы тяжелые, металлические, поэтому утонули.)

Дети переходят к следующему столу, на нем три небольшие прозрачные емкости с водой, миски с сахаром, солью, песком.

Уважаемые волшебники, как вы думаете, что находится в мисках? (дети рассматривают, пробуют. Сахар, соль, песок.)

Что с ними произойдет, если их бросить в воду? (дети отвечают.)

Хотите проверить, какие чудеса произойдут с ними?

Найдите себе товарища, договоритесь, кто из вас будет проверять соль, кто проверять сахар, а кто песок.

В одну емкость с водой положите сахар, размешайте.

Что произошло с сахаром? Он исчез изводы? (дети отвечают.)

Попробуйте воду. Какая она на вкус? (сладкая.)

Вода растворила сахар, он стал невидимым, но остался в воде.

Проверьте соль.

Расскажите, что произошло? (вода растворила соль, она стала невидимой, но осталась в воде.)

Проверьте песок.

Что с ним произошло? (дети отвечают.)

Он исчез из воды? (нет.)

Почему? (песок – мелкие камешки, которые вода растворить не может.)

Садитесь на стульчики. (Стульчики стоят полукругом перед магнитной доской.)

Расскажите, что нового вы узнали в волшебной комнате о волшебнице – воде? (огонь боится воды. В воде деревянные предметы плавают, не тонут. Металлические предметы тонут в воде. Вода растворяет сахар и соль, но не растворяет песок.

Запомните то, что узнали о волшебнице – воде, а она вам дарит частичку себя – капельки. Кому сегодня было трудно или неинтересно, возьмите грустную капельку, а кому все понравилось, возьмите веселую. Спасибо, ребята.

Конспект интегрированного занятия "Волшебница вода"

(экспериментирование с детьми 3-4 лет)

Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.

Задачи:

1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая.

2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, грязной.

4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь: горячая, теплая, холодная, прозрачная, грязная, сильная, капает, течет, льется, булькает, кипит, отмывает, моет, пьют, волшебница, волшебник.

Интеграция образовательных областей : познание, чтение художественной литературы, коммуникация.

Предварительная работа : игры-эксперименты с водой; игра «Чудесный мешочек», слушание музыки CD - «Звуки природы», чтение А.Барто «Девочка чумазая».

Средства обучения: стаканы на каждого ребенка с водой холодной и горячей t ~ 45-55, таз с водой чистой, поролон на дно таза, камешки, таз, мыло, салфетки тканевые, «чудесный мешочек» - мелкие предметы для игры с ним (зубная щетка, мочалка, мыло, расческа, полотенце), брызгалка, фрагмент из мультфильма «Королева Зубная Щетка». Ребенок подготовительной группы – «девочка чумазая».

Тип мероприятия : познавательно – исследовательское.

Виды деятельности : игровая, исследовательская, практическая (эксперимент).

Форма организации : игра «Волшебники»

Ход занятия.

I часть.

Сюрпризный момент. Воспитатель говорит детям, что утром почтальон принес в сад мешочек, заинтересовывает детей новым предметом. Сообщает название мешочка - «Чудесный мешочек».

Этот мешочек волшебный, и кто с ним играет, тоже становится волшебником. Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения, например: угадывать предмет закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками? Предлагает поиграть.

Назвать каждый предмет, поговорить с детьми о его назначении с помощью наводящих вопросов.

Игра - «Чудесный мешочек» - угадай на ощупь.

Как узнали, что лежит в мешочке?

Кто помог вам узнать предмет в мешочке? (руки)

Какие волшебные у вас руки.

А хотите посетить волшебную страну? Давайте все закроем глаза и хлопнем в ладоши. Открываем глазки. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про королевство «Умывайка». А в волшебную страну мы возьмем с собой предметы из чудесного мешочка.

Просмотр фрагмента мультфильма «Королева Зубная Щетка»

Обсудить с детьми, что случилось с девочкой.

Слышится стук в дверь – приход гостя «Девочка чумазая», дети встречают девочку, знакомятся.

Воспитатель: - Ах ты, девочка чумазая.

Где ты руки

Так измазала?

Черные ладошки;

На локтях - дорожки!

Девочка: - Я на солнышке лежала

Руки кверху держала

Вот они и загорели.

Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая,

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа черный

Будто закопченный.

Девочка: – Я на солнышке лежала

Нос я кверху держала

Вот и загорела.

Воспитатель: – Ой, ли, так ли?

Так ли дело было?

А. Барто

Надо нам тебя отмыть, и в чистюлю превратить!

Кто же нам сможет помочь?

Загадка подскажет:

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я

Кто я такая. (Вода)

А вот и она! Воспитатель брызгает на детей из брызгалки (ситуация неожиданности, снятие напряжения), обыгрывает появление брызгалки.

Как вода может помочь нашей девочке? (высказывания детей)

Вода грязнулю всегда выручает, и в чистюлю превращает.

Воспитатель сообщает детям, что в группе есть горячая и холодная вода. Показывает стаканы с холодной и горячей водой. Кто подскажет, как узнать в каком стакане холодная вода, а в каком горячая, ведь они одинаковые? (предложения детей).

Правильно нужно осторожно прикоснуться к стакану, прикладывая руки ненадолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет?

Какой водой будем мыть девочку? (Дети размышляют, почему нельзя мыть холодной водой и горячей, приходят к решению, что надо мыть девочку теплой водой.)

Где взять теплую воду? Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую).

Игра – эксперимент «Горячо или холодно»

Дети определяют воду в кружке холодную и горячую, обозначают символами.

А теперь приготовим таз для умывания нашей девочки.

Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»- воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь.

Приходят к решению, что в такой воде можно вымыть девочку. Отметить, что вода в тазу чистая, прозрачная.

Девочка чумазая умывается над тазом. Воспитатель сообщает детям, что лучший помощник волшебнице воде в борьбе с грязью – мыло и губка.

Намыливают руки девочке, выбирают полотенце для вытирания.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода изменила цвет, была прозрачной, стала мутной, грязной. Почему?

Воспитатель: - Вот теперь ты белая, совсем не загорелая. Это была грязь.

Спасибо волшебнице воде и нам волшебникам.

Воспитатель предлагает девочке поиграть и сообщает детям, что вода может не только отмывать грязь, но и имеет силу, и может даже в море камешки передвигать.

Физкультминутка - релаксация «Камешки в воде»- музыка «Звуки природы» Дети, стоя в кругу, слушают музыки, узнают в музыке шум воды. Воспитатель предлагает детям превратиться в камешки - выполнять движения под ритм музыки движение камешков – сидя на ковре.

II часть.

А еще вода умеет издавать различные звуки.

Артикуляционная гимнастика.

Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .

А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?

Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.

Опыт- эксперимент «Что сказала водичка? »

Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.

Воспитатель:

Кто у нас самый внимательный волшебник?

Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)

Воспитатель. - Волшебница вода умеет издавать разные звуки.

III часть.

Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Помогли девочке отмыть грязь, научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). (Она может издавать звуки, имеет силу)

А за то, что вы помогли грязнуле стать чистой, девочка подарит вам подарки! (сюрпризный момент)

Вам понравилось быть волшебниками и играть с волшебницей водой? А теперь давайте найдем у нас в группе игрушки, которые можем помыть, и приведем их в порядок!

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА»

ЦЕЛИ:

Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).

Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ :

солнышко (из цветного картона);

туча (из цветного картона);

капля (из цветного картона);

стаканчики с водой: 2 больших и маленькие;

кисточки с набранной на них краской (на подносе);

ватные палочки; листы белой бумаги (для рисования);
синяя (голубая) краска.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Воспитатель и дети рассаживаются полукругом на ковре.

В руках у воспитателя солнышко.

Детки, посмотрите, что это у нас такое: яркое, тёплое, лучистое? (дети - солнце)

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Но вот появилась на небе большая туча! (воспитатель закрывает часть солнышка.) Она чуть не закрыла наше солнышко! А из тучки кто-то выпрыгнул! (Показать каплю.)

Посмотрите-ка, кто это к нам в гости пришел? (Капелька воды).

Эта капля жила в туче. Скажите, а где ещё могут жить капельки? (дети в ручейке, в речке, в луже, в кране).

Да, там, где вода, таких капелек очень, очень много.

Ребята, а мне капелька на ухо прошептала, что она хочет попить водички, чтобы подрасти. Давайте ей поможем.

Дети, посмотрите, а у нас здесь есть два больших стакана с водой.

(1 стакан с чистой водой, а 2 стакан с грязной)

Посмотрите, какая вода в стаканчике? (дети - чистая, прозрачная). Ребята, а где бывает чистая вода? (дети - в кране, в бутылке, в роднике). Эту воду пьют, готовят суп, компот, чай.

А в этом стаканчике, какая вода? (дети - грязная). А где у нас бывает грязная вода? (В луже, на улице). Эту воду можно пить? (ответы детей: нет, нельзя)

Правильно. Какую же воду можно пить? (ответы детей: только чистую)

Давайте вместе с капелькой попьем водички? (дети пьют воду из маленьких стаканов.) Понравилась вам чистая водичка? (дети: да.) Она не сладкая, как чай. Она не солёная, как суп.

Вывод: Ребята значит у чистой воды нет вкуса, но её очень приятно пить. (дети: да)

А теперь понюхайте водичку, чем она пахнет? (дети: ничем).

Вывод: Правильно ребята вода без запаха.

Воспитатель раздаёт детям кисточки с набранной краской.

А ещё чистую водичку можно покрасить в разные цвета. Опустите каждый свою кисточку в свой стаканчик с водой. Что вы видите? (дети: водичка окрасилась, стала цветной.) Правильно. Капельке очень понравилось, какая красивая у вас получилась водичка! А теперь положим кисточки обратно на поднос.

Вывод: Что можно сделать с водой? (дети: закрасить).Да, в воде может раствориться краска.

Ребята, идите сюда, посмотрите, на небе опять появилась тучка. А что бывает, когда на небе много туч? Что капает с неба? (дети: дождик.)

Правильно, идет дождь, с неба падает много-много капелек. Покажите, как капают капли на ладошку? (Указательным пальцем ударяют по открытой ладони.)

(включить музыку «звуки дождя»)

Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом

Ребята, капельке очень понравилось с нами играть, но посмотрите, она заскучала. Она одна и ей скучно без своих подружек; вас много, а она одна. Давайте мы с вами нарисуем ей подружек, таких же капелек. Когда много капелек бывает? (дети: когда идет дождь).

Вот мы с вами сейчас и нарисуем дождик. Переходим к столу для рисования. Я вам раздаю подписанные листочки бумаги, чтобы вы не перепутали свои рисунки. Чтобы нарисовать дождик, нужно обмакнуть палочку в розетку с голубой краской, аккуратно приложить её к листу бумаги(сопровождаю действиями). Получилась вот такая капелька. Ребята возьмите ватные палочки и нарисуйте много капелек. Дети рисуют, воспитатель помогает кому нужно.

--Молодцы! У нас получился проливной дождь!

Давайте подарим наши рисунки капельке. Теперь ей не скучно, у неё стало много-много подружек. Скажем ей «До свидания!» Появляется туча. Капелька и рисунки прячутся за тучу. Смотрите, дети, капелька с подружками спряталась в туче. Но она к нам снова вернётся, когда пойдёт дождик.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект « Волшебница Вода» Дроздова И.Н. воспитатель детского сада №125 Выборгского района Санкт-Петербурга

Цели и задачи проекта Цель проекта: закрепить знания детей о воде, ее свойствах, состояниях. Влияние воды на все живое. Задачи проекта: дать детям знания о переходе воды из одного состояния в другое. учить детей делать выводы на основе опытов; участвовать в посильной практической деятельности; воспитание бережного отношения к водным ресурсам; пополнить уголок демонстрационным материалом, создать картотеку опытов, фотоматериалов.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители. Тип проекта: исследовательский, информационно-практический. Продукты проекта: картотека опытов и экспериментов, картотека загадок, художественного слова о воде; коллективная работа « Аквариум», коллаж «Жители подводного мира». Сроки проведения проекта: 2 недели Итоговое мероприятие: интегрированное занятие «Путешествие капельки»

Подготовительная работа В процессе беседы перед детьми ставиться проблемный вопрос: «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?» Изготовление «портрета» капельки.

Познание Серия игр-экспериментов по ознакомлению со свойствами воды; Опыты со снегом и льдом; «Прятки»- игры с водой; Наблюдения за природными явлениями: за падающими снежинками, за образованием сосулек, за льдинками; Наблюдения за комнатными растениями; рыбками; Знакомство в доступной форме с круговоротом воды в природе.

Коммуникация Беседы: «Вода и ее превращения», «Есть ли у воды цвет?», «Капель», «Для чего нужна вода?». Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе», «Использование воды человеком». Д/игра «Угадай, где вода» (по цвету, вкусу, запаху); Отгадывание загадок о воде. Заучивание наизусть потешек и стихов о воде. Пальчиковая гимнастика «Капель», «Дождик». Игра-инсценировка «Два часа мочалкой мыли».

Социализация. Сюжетно-ролевые игры: «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем белье для куклы». Инсценировка «Девочка чумазая»

Чтение художественной литературы Чтение стихотворений «Ключевая вода», «Снежинка - балеринка», «Дождик», «Росинка», потешки о дождике, ручейке, воде. К. И. Чуковский «Мойдодыр», « Федорино горе»; Сказки С. Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»; А. Барто «Девочка чумазая»; Словацкая народная сказка « У солнышка в гостях»

Художественное творчество Рисование «портрета» капельки; Рисование нетрадиционным способом «Весенний дождик»; Коллаж «Жители подводного царства»; Коллективная работа «Течет ручей»; Совместная работа «Аквариум».

Реализация проекта Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без нее вам не умыться! Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Экспериментирование – это интересно В группе дети узнали, …что вода прозрачная, и в ней можно увидеть другие предметы; … вода не имеет вкуса и запаха; … снег и лед – это тоже вода; … если лед взять в теплые ручки, то он растает и превратиться снова в воду.

«Путешествие капельки» В гости к детям приходила Капелька, которой ребята помогали найти своих потерявшихся подружек - капелек в группе, в снеге, в сосульках. Познакомились с понятием круговорота воды в природе.

Без воды нам не прожить! Помогаем девочке «чумазой» стать чистой и красивой. Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

«Настоящие садоводы» Мы сажали цветы и поливали их водой. Узнали, что будет, если забыть и не поливать цветы. Мы увидели, как пьет водичку лук, что водичка в баночке заканчивается.

Актуальность :

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в группе № 6 детского сада «Сказка» был разработан проект «Вода - волшебница» для детей младшего дошкольного возраста. Эта тема была всегда актуальной и до сих пор её можно и нужно исследовать.

Взяв эту тему я хочу, чтобы мои дети поняли, что вода очень важна для всех живущих на Земле. Хочется также показать им, как она может меняться под воздействием человека, пробудить в них любознательность, желание как можно больше узнать. Для осуществления этого надо начинать заинтересовывать детей уже с младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»

Проект «Вода - волшебница» во второй младшей группе

Выполнил воспитатель I квалификационной категории – Чучкова Екатерина Ивановна

Г.о.г. Выкса 2018 г.

Проект « Вода - волшебница » во второй младшей группе

Актуальность :

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в группе № 6 детского сада «Сказка» был разработан проект «Вода - волшебница» для детей младшего дошкольного возраста. Эта тема была всегда актуальной и до сих пор её можно и нужно исследовать.

Взяв эту тему я хочу, чтобы мои дети поняли, что вода очень важна для всех живущих на Земле. Хочется также показать им, как она может меняться под воздействием человека, пробудить в них любознательность, желание как можно больше узнать. Для осуществления этого надо начинать заинтересовывать детей уже с младшего дошкольного возраста.

Цель проекта :

Знакомить детей со свойствами воды. Развивать социально - эмоциональную и познавательную сферы детей. Создать условия для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности.

Задачи проекта :

1. Сформировать для детей элементарное представления о значении воды в жизни человека, обогащать словарный запас и активизировать словарь;

2. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний;

3. Воспитывать у детей бережное отношение к воде;

4. Развивать у детей поисковую деятельность, интеллектуальную активность.

Тип проекта : краткосрочный (июль), познавательно-поисковый.

В проекте участвуют : дети второй младшей группы , их родители, воспитатель Чучкова Екатерина Ивановна.

Ожидаемые результаты :

1. Расширение у детей элементарного представления о воде, умение определять различные состояния воды;

2. Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса у детей;

3. Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей;

4. Воспитание бережного отношения к воде.

Продукт проекта :

  1. Фотоотчет;
  2. Картотека потешек, загадок, стихов о воде.

Этапы осуществления деятельности по проекту :

Ι. Подготовительный

  • Подбор необходимой художественной литературы;
  • Привлечение родителей для обогащения лаборатории для опытов;
  • Приобретение и изготовление мыльных пузырей

ΙΙ. Основной

  • Чтение потешек, загадок, стихов о воде ;
  • Развитие знаний для чего нужна вода во время режимных моментов, труда, закаливания;

Игра «Чистые ладошки»;

Намочить ладошки и приложить их на белое полотенце: если ручки грязные то на полотенце непременно останутся следы, а если ручки чистые то и полотенце остается чистым, т. е на нём не остаётся следов грязных рук. Что бы ручки у детей были чистыми, нужно обязательно их мыть водой.

Из этого можно сделать вывод: Вода нужна человеку для умывания, что бы быть чистыми и не болеть.

Вода нужна не только людям, что бы умываться. В воде так же нуждаются растения, потому что без воды он погибнут. Полив растений в огороде и на клумбе.

Так же летом мы купаемся, т. е. вода нужна чтобы закаляться.

  • Опыты с водой;

Первый опыт

В стакан с прозрачной водой опускают ложечку. Почему ложку видно?

Вывод: Вода прозрачная

Второй опыт

В стакан с прозрачной водой добавляют гуашь. Дети опускают ложечку в подкрашенную воду. Что происходит? Ложки не видно. Вода окрасилась и стала не прозрачная и ложка пропала из виду.

Вывод: В прозрачной воде предметы хорошо видны, а в непрозрачной предметы не видны

Поисковая деятельность :

«Вода состоит из капельки»

Опыт :

Предложить детям при помощи груши набрать воду и капельками накапать в чашечку

«Вода жидкая и не имеет формы»

Дети переливают воду из одной формы в другую. Вода принимает форму той посуды, куда её переливают.

«У воды нет запаха и вкуса»

Цель : Дать детям знания : вода не имеет вкуса и запаха.

Предложить детям стакан с водой. Понюхать воду. Чем пахнет вода?

Ничем не пахнет /вода не имеет запаха/

Дать детям попробовать воду. Какая она на вкус?

Безвкусная /вода не имеет вкуса/

Учить детей выполнять простейшие опыты последовательно выполняя указания воспитателя. Подвести к пониманию свойств воды.

Вода прозрачная, она не имеет цвета

Вода состоит из капелек

Вода жидкая, не имеет формы

У воды нет запаха и вкуса

  • Обогащение лаборатории для экспериментирования с водой;
  • Показ сказки « Про маленькую капельку »

Сказка «Про маленькую капельку»

Мы с ребятам превратиться в капельки воды и попытаться повторить путь воды : побывали в тучке, спустились на землю с дождём, по журчали в ручейке, покачались на волнах моря, а потом нас пригрело солнышко и мы опять вернулись на небо к маме - тучке

  • Предложить детям игры - забавы «Мыльные пузыри»

Игры с мыльными пузырями невозможны без воды

  • Работа с родителями :

Предложить родителям показать в домашних условиях для чего нужна вода /для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, для мытья в ванной/

ΙΙΙ. Заключительный

Фотоотчет проекта;

Картотека потешек, загадок, стихов о воде.

Выводы и практическая значимость проекта

Дети приобрели теоретические и практические знания о воде, которые они могут применять в жизни. Дети были удивлены полученными знаниями о воде. Проект дал возможность развития наблюдательности. Умения анализировать, делать выводы.

Данный проект доставил положительные эмоции детям .

Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной и экспериментальной деятельностью.

Список литературы:

  1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, тематическое планирование, рекомендации, конспекты. / сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. – Волгоград. 2012 г. – 333 с.
  2. Проектная деятельность в ДОУ. / сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с.
  3. Султанова М. «Простые опыты с водой» Лабиринт.ру

Выбирая темы для наших проектов, мы всегда опираемся на интересы, потреб­ности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закали­вающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.

Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок,вместе с детьми наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручей­ками), отмечали изменение состояний воды в зависимости от сезона.

Неоценимую помощь в оснащении центра воды и песка оказали родители воспитанников. Благодаря этому дети в группе могли проводить исследовательскую работу (опыты и игры - эксперименты) (приложения 1-6 ).

  • Вода холодная и горячая;
  • Разноцветная водица;
  • Цветные льдинки;
  • Таяние снега;
  • Капельки сосульки;
  • Игры- эксперименты с тонущими и плавающими предметами;
  • С растворимыми и нерастворимыми веществами;
  • Образование паровых капель.

Попробовать и испытать свойственно маленьким детям. А сказочная форма и рациональное наблюдение помогли взаимно дополнить и обогатить друг друга. Дети подружились с дидактической куклой «Капелькой», которая и помогла нам совершить удивительные открытия в мире простых вещей.

Большая роль в осуществлении поставленных задач была отведена специально организованным занятиям по познавательному и речевому развитию детей. В своей работе мы использовали разные виды занятий - обучающие, интегрирован­ные, коррекционные: «Водичка - водичка», «Умываться нужно всем», «Дождик босиком по земле прошёл», «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой».

Очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашими замеча­тельными поварами, а те в свою очередь рассказали о своём труде и первом помощнике - воде. Малыши посетили прачечную, где наблюдали за разными видами работ, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья.

В зимнем саду вместе с педагогом - экологом ребятишки ухаживали за растениями, аквариум­ными рыбками, черепахами, кроликами, убеждаясь в том, что живые существа не могут обходиться без воды.

Создавая игровые проблемные ситуации, мы побуждали детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через сюжетные игры, игры - инсценировки, игры - драматизации.

Полученные впечатления дети отобразили в работах под общим названием «Превращения Капельки». В результате этого в группе была организована выставка творческих работ наших воспитанников.

Наивысшим пиком данной проектной деятельности стала презентация проекта «Капелька». Дети совершили увлекательное путешествие с Волшебницей Водой и помогли найти ей потерявшиеся капельки воды в снежинках, комочках снега, в сосульках. Игра - путешествие сопровождалась чтением стихов, пением, исполнением танца.

Кульминацией стало создание коллажа «Приключения Капитошки». Дети, используя различные художественные материалы, отобразили многообразие состояний воды, а затем презентовали свои работы. В подарок малыши получили от Волшебницы Воды карту «Путешествия Капельки», на которой на доступном для данного возраста уровне отображен круговорот воды в природе.

Деятельностный подход, лежащий в основе метода проектов, предполагает полноправное и активное сотрудничество педагогов и ребёнка. Мы считаем, что содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей. Идёт углубление и обогащение знаний воспитанников, выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемым объектом и сезонными явлением, происходит обогащение активного словарного запаса.

Паспорт проекта «Капелька», посвящённый Дню охраны воды

Руководитель проекта : воспитатели 2-ой младшей группы

Базисный компонент : Работа по проекту проводится в рамках разделов программы «Детство» (познавательное, социальное, физическое развитие).

Возраст участников проекта : дети от 3 до 4 лет.

Состав проектной группы : Воспитатели и воспитанники группы, ПДО по экологическому образованию, работники пищеблока и прачечной, родители воспитанников.

Тип проекта : Среднесрочный, групповой, исследовательско - творческий, межпредметный.

Проблема проекта : Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.

Цель проекта : Ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ и для здоровья человека.

Задачи проекта :

  1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
  2. Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье;
  3. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
  4. Воспитание бережного отношения к воде.

Актуальность проекта : Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.

Необходимое оборудование :

Литературный ряд :

  • малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
  • сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А.Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»;

Музыкальный ряд:

  • аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
  • видеозапись - мультфильм «Капитошка»;

Демонстрационный ряд : Дидактическая кукла «Капелька», альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»; оборудование Центра воды и песка; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.

Продукты проекта:

  • Экологический стенд «Путешествие Капельки» (круговорот воды в природе).
  • Коллаж «Приключения Капитошки» (значение воды в жизни люде, животных, растений).
  • Выставка рисунков «Превращение Капельки».
  • Выпуск плакатов «Сбережём голубую планету».

Предварительная работа:

  1. Беседа «Для чего нужна вода?»;
  2. Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».
  3. Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»
  4. Занятия по изобразительной деятельности «Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование), «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!» (аппликация), изо - сотворчество «Превращение Капельки».
  5. Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
  6. Посильная помощь за обитателями Зимнего сада.
  7. Оснащение Центра воды и песка.
  8. Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
  9. Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»).
  10. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
  11. Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
  12. Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».
  13. Составление системной «паутинки».

Распределение деятельности по этапам проекта.

Этапы работы над проектом Деятельность детей Деятельность педагогов
1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы. 1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему.

Вводит в игровую ситуацию: помочь Волшебнице Воде найти потерявшиеся капельки.
2. Выделение задач. Принятие задачи - совершить путешествие и найти капельки. 1. Подводит к решению задач.

2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования)

3. Организует деятельность

3. Продуктивная деятельность. 1. Читают стихи.

2. Исполняют танец «капелек»;

3. Опыты со снегом;

4. Игра со снежками;

5. Опыты со льдом;

6. Рисуют «портрет» воды.

1. Организует работу над проектом,

3. Во время танца детей рассказывает сказку о движении капель воды;

4. Активизирует инициативу детей в игровых действиях;

5. Обращает внимание детей на их рисунки, подчеркивая. Что на них изображена вода в разных ее состояниях.

4. Презентация. Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды (капли, дождик, река, вода в аквариуме, снежинки, облака). 1. Организует презентацию коллажа;

2. Волшебница Вода вручает подарок и благодарит за оказанную помощь.