Логистической подход к управлению материальными потоками предприятия. Логистический подход в управлении производством

Логистический подход к управлению материальными пото­ками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций.

Слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии:

1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство.

2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками.

3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.

4. Оптимизируются запасы.

5. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.

6. Улучшается качество выпускаемой продукции.

7. Снижаются потери материалов. Любая логистическая oneрация - это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций - это сокращение потерь.

8. Улучшается использование производственных и складских площадей.

9. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.

43. Виды логистик

Закупочная – поиск поставщиков и оценка их надежности; управление материальными запасами; анализ конъюнктуры рынка поставщиков и т.п.

В процессе обеспечения предприятия сырьем, полуфабрикатами, комплектующими и другими материальными ресурсами решаются задачи закупочной логистики . На этом этапе тщательно изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры поставки и контролируется их выполнение. Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение данной цели зависит от решения следующих основных задач:

Определение потребности в материальных ресурсах; решается задача «сделать или купить», которая заключается в сравнении двух вариантов - при­обретения данного материала у поставщика или производства его на собствен­ном предприятии.

Исследование рынка закупок и выбор поставщика по определенным критериям.

Заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов для логистической системы.

Подготовка бюджета закупок материальных ресурсов.

Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбы­том и складированием.

В логистике имеется два основных критерия выбора поставщика:

Стоимость приобретения продукции или услуг.

Качество логистического обслуживания клиентов.

К дополнительным критериям относятся следующие:

удаленность поставщика от потребителя;

сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

организация управления качеством продукции у поставщика;

способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в тече­ние всего срока службы поставленного оборудования;

кредитоспособность и финансовое положение поставщика, авторитет в мире бизнеса и ряд других.

Правовой основой закупок является договор купли-продажи.

На практике используют следующие методы закупок:

Закупки одной партией (оптовые закупки).

Закупки мелкими партиями в течение определенного промежутка вре­мени (месяца, квартала, года).

Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям.

Получение товара по мере необходимости.

Закупка товара с немедленной сдачей.

В целом, закупочный процесс включает следующие основные этапы:

осознание необходимости закупок материальных ресурсов;

разработка спецификаций и составление заявок;

отбор поставщиков, у которых запрашиваются цены;

оценка присланных прейскурантов и выбор поставщиков;

составление заказа на покупку материальных ресурсов;

получение материальных ресурсов.

Сетевые – анализ рынков сбыта, построение каналов распределения; управление товарными запасами; складирование; сервис и т.п.

Сбытовая логистика (логистика распределения) - это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой - обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя

Задачи сбытовой логистики:

Доставить потребителю продукцию своевременно.

Доставить потребителю продукцию в нужном количестве.

Доставить потребителю продукцию без ущерба для ее качества.

Доставить потребителю продукцию с минимальными затратами.

В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:по какому каналу довести продукцию до потребителя; как упаковать продукцию; по какому маршруту отправить; нужна ли логистике сеть складов, если да, то ка­кая, где и сколько; какой уровень обслуживания обеспечить, а также на ряд других вопросов.

Складская логистика – определение схемы расположения складов, параметров складов, организация документооборота; оценка эффективности работы склада и т.п.

Движение материальных потоков в логистической цепи осуществляется с помощью входящей в ее состав транспортно-складской системы. Узловыми пунктами этой системы являются различные склады.

Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приема, размещения и хранения поступивших в них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.

Складское хозяйство создается с целью приема материального потока с одними параметрами (размерными, качественными, временными), его переработки, накопления и выдачи с другими параметрами установленному потребителю.

Таким образом, на склады, как и на другие звенья логистических цепей, распространяется логистическое правило «семи Н»: обеспечить необходимого потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилучшими затратами.

Современный склад - это сложная система. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня - логистической цепи, которая формирует требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее функционирования. В связи с этим склад рассматривается в логистике не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Именно такой подход позволит обеспечить эффективность деятельности не только конкретного склада, но и всей логистической цепи, в которой он действует.

Основное назначение склада - размещение запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада относят:

Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

Складирование и хранение. Эти функции позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дают возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение, используя хранящиеся товарные запасы;

Консолидация (объединение) и транспортировка грузов. Консолидация небольших партий для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства осуществляется с целью сокращения транспортных расходов;

Предоставление услуг (подготовка товаров к продаже, проверка качества, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.).

Транспортная – выбор видов транспорт; выбор маршрутов и способа доставки и т.п.

Транспортная логистика. Транспортировка - одна из ключевых логи­стических функций, связанная с перемещением продукции транспортным сред­ством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистиче­ских операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаков­ку, передачу прав и собственности, на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

Функционируя в условиях рыночной экономики, транспортные предпри­ятия (как и другие участники процесса товародвижения) должны быть нацеле­ны на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить сле­дующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.

Таким образом, благодаря транспорту, логистический процесс товаро­движения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников и заканчивая потребителями готовой продукции) трансфор­мируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемле­мой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи ос­новные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хране­нии.

Перемещение грузов - это изменение их местонахождения при соблюде­нии принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость факто­ра времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, тре­бующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), ко­торые существенно ограничивают использование материальных и товарных ре­сурсов, т.е. «связывают» капитал. Транспортировка требует и финансовых ре­сурсов - в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным под­вижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью ком­мерческого или общественного транспорта.

Таким образом, данная функция транспортировки определяет ее главную цель - доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к миниму­му потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению ин­формации о грузах в пути.

Хранение грузов как функция транспортировки происходит в случаях це­лесообразности экономии средств на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвиж­ного состава), недостаточности складских мощностей и необходимости изме­нения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахожде­ния грузов в пути.

В общем, использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хране­ния либо если допустимо удлинение сроков доставки.

Финансовая – организация взаиморасчетов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью и т.п.

Финансовая логистика представляет собой систему управления, планирования и контроля над финансовыми потоками на основе информации об организации материальных потоков.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с движением материальных, информационных и иных ресурсных потоков как в рамках логистической системы, так и вне ее. Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, денежном возмещении реализованной продукции и оказанных услуг участниками логистической цепи.

Цель финансовой логистики – полное и своевременное обеспечение по объемам, срокам и источникам финансирования.

Для решения этой цели финансовая логистика должна решить следующие задачи:

Изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования с использованием маркетинговых приемов;

Определение потребности финансовых ресурсов, выбор источников финансирования, отслеживание процентных ставок по банковским кредитам и ценным бумагам;

Построение финансовых моделей использования источников финансирования и алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования;

Установление последовательности движения финансовых средств внутри проекта;

Создание операционных систем обработки информации и финансовых потоков.

Принципы финансовой логистики:

Саморегулирование для достижения сбалансированности поступления денежных ресурсов с движением материальных ресурсов, производства и минимизацией производственных затрат;

Гибкость связанная с возможностью внесения изменений в графики финансирования приобретения материалов, необходимых для реализации проекта готовых изделий и при корректировке условия заказа со стороны потребителей и партнеров;

Минимизация производственных затрат при повышении качества продукции;

Интеграция процессов финансирования, снабжения, производства и сбыта;

Конгруэнтность - соответствие объемов финансирования объемам производства;

Надежность источников финансирования и обеспечения проекта финансовыми ресурсами;

Экономичность (через оценку не только затрат, но и «давления» на эти затраты);

Доходность при размещении денежных средств.

Финансовые поток различаются в зависимости от применяемых форм расчета:

Денежные финансовые потоки – это движение наличных финансовых средств, к ним относятся расчеты в рублях и в валюте;

Информационно-финансовые потоки – движения безналичных финансовых средств, к ним относятся расчеты платежными поручениями, расчетными чеками;

Учетно-финансовые потоки возникают при производстве товаров или оказании услуг в процессе формирования материальных затрат в производственной деятельности предприятия.

Производственная – снижение затрат, снижение времени на производство и т.п

Производственная логистика . Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Цель производственной логистики - оптимизация материалопотоков внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего услуги. К производственным логистическим системам можно отнести:

производственное предприятие;

оптовое торговое предприятие;

узловую грузовую станцию;

узловой морской порт.

В интегрированном виде задачи производственной логистики следующие:

Планирование производственного процесса на основе прогноза по­требностей в готовой продукции и заказов потребителей.

Разработка планов-графиков производственных заданий производст­венным и другим подразделениям предприятия.

Установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением.

Оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий.

Участие в разработке и реализации производственных нововведений.

Контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Разработка графиков выпуска продукции, согласованных со службами

снабжения и сбыта.

На практике используются принципиально разные подходы к организации производственных процессов - традиционный и логистический.

Традиционная концепция организации производства предполагает следующие принципы:

Никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

изготавливать продукцию как можно большими партиями;

иметь максимально большой запас материальных ресурсов на «всякий случай».

В отличие от традиционной логистическая концепция организации производства предполагает следующие моменты:

отказ от избыточных материальных запасов;

отказ от завышенного времени выполнения основных (производствен­ных) и транспортно-складских операций;

Отказ от изготовления серий деталей, на которые отсутствуют заказы покупателей;

устранение простоев производственного оборудования;

обязательное устранение брака продукции;

сокращение (устранение) нерациональных внутрипроизводственных перевозок;

Превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжела­тельных деловых партнеров;

сокращение численности вспомогательных рабочих;

более эффективное использование производственных и складских пло­щадей.

№ 44. Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты

Понятие инновации .

Инновация - конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Под инновацией в XIX в. понимали прежде всего введение элементов одной культуры - в другую. В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Й. Шумпетер еще в начале века понял роль инновации как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции.

В своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Понятие «осуществление новых комбинаций» охватывает по Шумпетеру следующие пять случаев:

Изготовление нового, то есть еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

Внедрение нового, не известного данной отрасли промышленности метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в ином способе коммерческого использования соответствующего товара.

Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса.

Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:

научно-техническая новизна;

производственная применимость;

коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента:

"материализацию" инновации - от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию;

"коммерциализацию" инновации - превращение ее в источник дохода.

Здесь следует обратить внимание на широкое толкование понятия инновация - это может быть новый продукт, новый технологический процесс, новая структура и система управления организацией, новая культура, новая информация и т.д.

Инновационный процесс.

Инновационный процесс это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.

Рассматривая инновационный процесс, следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.

Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие.

Новация - проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический проект, модель, опытный образец.

Инициация инновации - научно-техническая, экспериментальная, или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.

Диффузия инновации - процесс распространения инновации за счет фирм - последователей (имитаторов).

Рутинизация инновации - приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, - моральное старение инновации.

Понятие инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - это управление научной, научно- технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах.

Слово «инновация» переводится на русский язык как «новизна», «новшество», «нововведение».

В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя.

Возникновение и становление инновационного менеджмента: «Руководство Осло». Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло».

Давно достигнуто понимание, что создание, применение и диффузия знаний имеют фундаментальное значение для экономического роста, развития и благосостояния народов. В этой связи на центральное место выдвигаются потребности в более совершенном "измерении" инноваций. Со временем природа и разнообразие инноваций варьировались, изменялась и потребность в показателях, необходимых для отслеживания этих перемен и обеспечения политиков надлежащими инструментами анализа. Значительный объем работы по разработке моделей и аналитических рамок для изучения инноваций был проделан в течение 1980-х – 1990-х гг. Экспериментирование с ранними обследованиями и их результатами, наряду с потребностью в согласованном наборе концепций и инструментов, привело к появлению первого издания Руководства Осло в 1992 г., в котором главное внимание уделялось технологическим продуктовым и процессным инновациям (ТПП) в промышленном производстве. Оно стало эталоном для разнообразных крупномасштабных обследований, изучавших природу и влияние инноваций в предпринимательском секторе, таких как Инновационное обследование Европейского сообщества (CIS), повторяющееся сейчас в четвертый раз.

Основные черты инновационного менеджмента (производственные технологии как объект управления).

Специфика инновации как объекта управления предполагает особый характер деятельности инновационного менеджера. Кроме общих требований (творческий характер, аналитические способности и пр.), он должен быть истинным профессионалом, знать производственно-технологическую область инновации; состояние рынка инновационного продукта, рынка инвестиций; организацию инновационной деятельности по разработке и освоению новых видов продукции и оказанию новых видов услуг; финансово-экономический анализ инновационно-производственной и инвестиционной деятельности; основы трудовых отношений и мотивации труда персонала; правовое регулирование и виды государственной поддержки инновационной деятельности. Особое внимание должно уделяться подготовке и принятию управленческих решений, а также контролю на каждом этапе его прохождения. Конечная цель инновационного менеджмента состоит в повышении эффективности использования ресурсов и обеспечении рационального функционирования субъектов инновационной деятельности.

№ 45. Управление инновационной деятельностью предприятия

Понятие инновационной деятельности предприятия, инновационно-активного предприятия;

виды инновационно-активных предприятий по типу инновационной стратегии (виоленты, патиенты, коммутанты, эксплеренты);

Под инновационной деятельностью предприятия понимается процесс создания нового товара - от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта. Целями инновационной деятельности предприятия с позиций его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ - в первую очередь, высшего порядка - на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономических потенциалов.

Соответственно, инновационно-активное предприятие характеризуется выпуском инновационной продукции.

Таким образом, управление инновационной деятельности предприятия осуществляется на основе достижения следующих целей инновационной организации:

1. Приоритетных целей. К ним относятся рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, активного продвижения новых товаров и новых технологий на рынок, использования возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.

2. Тактических целей. Эти цели сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств.

3. Структурных целей, связанные с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.

Классификация компаний по типу инновационного поведения

№ п/п Параметры Тип инновационного поведения по Л.Г. Раменскому
Виоленты Патиенты Эксплеренты Коммутанты
Тип компании (классификация X. Фризевинкеля)
Львы, слоны, бегемоты Лисы Ласточки Мыши
Уровень конкуренции Высокий Низкий Средний Средний
Новизна отрасли Новые Зрелые Новые Новые, зрелые
Какие потребности обслуживают Массовые, стан­дартные Массовые, но не стандартные Инновационные Локальные
Профиль производства Массовый Специализированный Экспериментальный Универсальный, мелкий
Размер компании Крупные Крупные, средние, мелкие Средние, мелкие Мелкие
Устойчивость ком­пании Высокая Высокая Низкая Низкая
Расходы на НИОКР Высокие Средние Высокие Отсутствуют
Фактор силы и конкуренции Высокая производительность Приспособленность к особому рынку Опережение в нововведениях Гибкость

Виолентное поведение характерно для крупных компаний, обладающих большими ресурсами, они действуют на рынке с позиции силы, выделяют много средств на исследования и разработки, маркетинг и сбытовые сети. Компании-виоленты встречаются во всех отраслях, многие из них являются транснациональными. По этапу в динамике своего развития их называют: "гордые львы", "могучие слоны", "неповоротливые бегемоты".
"Гордые львы" - компании, для которых характерен самый динамичный темп развития с четкой концентрацией на узком, но массовом и перспективном ассортименте продуктов высокого качества и по доступным ценам, они вкладывают большие средства в создание мощных научно-исследовательских структур. Однако потенциал роста сегмента рынка, в котором сформировался "гордый лев", рано или поздно заканчивается и он переходит на позицию "могучего слона". "Могучий слон" характеризуется менее динамичным развитием, но более диверсифицированной структурой. В этом состоянии фирма может существовать долгие годы, ее устойчивость обеспечивается большими размерами, диверсификацией и наличием широкой международной сети. При появлении новинки на рынке "могучие слоны" начинают действовать только тогда, когда успех новинки уже очевиден и, обладая мощным финансовым и производственным потенциалом, оттесняют фирмы-новаторы на второй план и получают максимальную коммерческую выгоду от но-вовведения. В связи с тем, что успешно развиваются лишь отдельные направления бизнеса, созидательный момент такой фирмы постепенно снижается и она превращается в "неповоротливого бегемота".
"Неповоротливый бегемот" - компания, чрезмерно увлекшаяся диверсификацией, распылившая свои силы и утратившая динамику развития. По различным причинам компания утрачивает возможность получать соразмерную прибыль и иногда становится убыточной.
Патиенты ("хитрые лисы") могут быть малыми, средними и изредка крупными. Стратегия этих компаний заключается в том, что они занимают свою нишу - узкий сегмент рынка, ориентируясь на тех потребителей, которым не подходит массовая продукция. Запас конкурентоспособности при этом обеспечивается благодаря высокой потребительской ценности продукта. Постепенно фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой нише, отсекая конкурентов. У таких фирм жизнеспособность и возможность развития сохраняется до тех пор, пока существует сегмент рынка или есть спрос на продукт. Компании-патиенты в силу своей эффективности являются привлекательным объектом для поглощения фирмами-виолентами. Прямая попытка проникнуть в нишу рынка, контролируемую "хитрой лисой", может привести к значительным, а иногда и непоправимым потерям, поэтому поглощение является практически единственным вариантом доступа к патентам, ноу-хау, специализированной бытовой сети. Даже после попадания в подчинение виолентов патиенты обычно сохраняют высокую степень автономности. Избежав поглощения, они могут развиваться по двум направлениям: первое - умеренный рост или стагнация вместе с занимаемой нишей, второе - изменение стратегии и превращение в виолента.
Главная роль небольших компаний-эксплерентов ("ласточки") состоит в создании новых продуктов и технологий и внедрении радикальных нововведений. На первом этапе своей деятельности они нуждаются в финансировании. В последнее десятилетие наблюдается тенденция оказания все возрастающей финансовой и организационной их поддержки со стороны государственных и коммерческих структур. Для многих компаний-эксплерентов поиск новаций заканчивается неудачей. Те фирмы, которые добиваются успешных результатов благодаря высокой потребительной ценности и конкурентоспособности продукта, начинают бурно развиваться. Чтобы выдержать конкуренцию виолентов и удержаться на рынке, эксплерент должен изменить стратегию на специализированную (патиентную) либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть (виолентная стратегия).
Компании-коммутанты ("серые мыши") - мелкие фирмы, приспособленные к условиям местного спроса, они заполняют ниши, по тем или иным причинам не занятые виолентами, патиентами или эксплерентами. Удовлетворяя локальные потребности и индивидуальный спрос, они выполняют объединительную роль, связывая экономику в единое целое. Поэтому их назвали коммутантами. Они способствуют расширению и ускорению инновационного процесса, выполняя двоякую роль: с одной стороны, со-действуют диффузии нововведений, а с другой - их рутинизации. Мелкие фирмы содействуют продвижению нововведений путем имитационной деятельности. Коммутанты получают значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, которая вывела товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое. Мелкое подражательное производство оказывается эффективнее крупного, обеспечивая качество, практически совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм, но дешевле. Коммутанты наиболее распространены в таких отраслях (швейная, мебельная), где патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (фармацевтика, электроника) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара, что дает возможность участвовать в процессе распространения, вполне законно копируя лучшие разработки известных фирм. Коммутанты традиционного типа сохраняют небольшие размеры. Их расширение вызывает необходимость смены стратегии, вероятнее всего, на патиентную.
Не всегда легко четко определить тип предприятия по его инновационному поведению, так как подавляющее большинство крупных компаний используют различные варианты инновационного поведения и инновационных стратегий в зависимости от вида выпускаемой продукции, принимают активное участие в международной интеграции и кооперировании.
анализ управленческой деятельности инновационного предприятия: анализ инновационной системы предприятия, инновационного потенциала с основой на конкурентные преимущества инновационного-активного предприятия; особенности управления персоналом в инновационных организациях.

1. Координация инновационной деятельности

Особенностью инновационной деятельности является ее значительное разнообразие..

Существует три «переломных» точки в инновационном процессе, где необходима эффективная координация:

Переход от науки к проектированию;

Переход от проектирования к производству нового продукта;

Переход от производства к сбыту.

Кроме того, в инновационной деятельности предприятия необходимо скоординировать работу участников двух неграничащих между собою фаз - фазы разработки и фазы сбыта, то есть разработчиков с одной стороны и менеджеров по сбыту - с другой.

Можно выделить следующие методы координации:

1. создание специальных координирующих структур - советов, комитетов, в которые входят представители подразделений, принимающих участие на разных фазах инновационного процесса;

2. создание системы референтов и консультантов;

3. полная доступность рабочей информации. Создание системы отчетов, то есть документов, отражающих результаты работы подразделений в установленных "контрольных точках". Доступность, открытость этих отчетов для менеджеров и ведущих специалистов всех подразделений;

4. высокая интенсивность плановых коммуникаций;

5. поощрение высшим руководством неплановых неформальных коммуникаций;

6. стажировки и ротация.

7. участие персонала в завершении или начале смежной фазы.

2. Контроль в инновационной деятельности

Контроль в инновационной деятельности приобретает особое значение в связи с высокими рисками.

Перед началом инновационной деятельности на этапе предварительного контроля определяются количественные и качественные показатели всех видов имеющихся у предприятия ресурсов, необходимых для осуществления инновационного проекта, а также стандарты и нормы будущей деятельности.

Оценка и анализ полученной информации должны дать ответы на вопросы - возможно ли начать инновационный процесс, какие дополнительные ресурсы необходимы, сможет ли организация обеспечить необходимое качество проектных работ.

В ходе текущей деятельности очень важен стратегический контроль над расходованием ресурсов (учет затрат) путем сопоставления запланированных затрат с фактическими. Перерасход ресурсов частое явление для инновационной деятельности, в некоторых случаях это приводит к значительному недополучению запланированной прибыли.

Кроме того, в ходе текущей деятельности за счет обратной связи осуществляется оценка совпадений ожидаемых результатов с реальными . И если при простом воспроизводственном процессе в случае несовпадений ожиданий и реальности обычно производят корректировку текущей деятельности, то при инновационном процессе часто приходится корректировать ранее принятые нормы и стандарты.

Следующей особенностью контроля инновационного процесса является его всесторонний критический анализ результатов , включающий обсуждение всех возникающих проблем. Результатом такого критического анализа может быть существенное изменение направления проектных работ или даже их полное прекращение.

Для обеспечения всестороннего критического анализа результатов необходимо хорошо отлаженное информационное обеспечение руководства о результатах инновационной деятельности, иногда вплоть до мелочей. Как показывает практика, в инновационном процессе мелочный просчет может сыграть роль «слабого звена» и вызвать цепную реакцию, ведущую к краху всей системы.

При текущем контроле осуществляется оценка трех аспектов реализации проекта:

- Время - проект должен быть выполнен в установленные сроки.

- Стоимость - должен быть выдержан бюджет проекта.

- Качество - должны быть выдержаны установленные характеристики проекта.

Еще одна особенность контроля в инновационной деятельности заключается в том, что особое значение имеет контроль «на стыках» фаз инновационного процесса при передаче результатов с одной фазы на другую. При этом каждая фаза инновационного процесса начинается с предварительного контроля и заканчивается итоговым контролем. Для осуществления итогового контроля организуется приемная комиссия, в которую должны входить представители от обеих фаз - передающей и принимающей. Контроль на «стыках фаз» (или как еще говорят в «контрольных точках») должен быть комплексным - финансовый контроль, технический контроль, контроль соблюдения сроков, контроль документации

Общий итоговый контроль результатов проекта завершается сдачей проекта заказчику и закрытием договора.

При итоговом контроле, как правило, проводятся испытания с целью оценки достижения установленных в договоре (в техническом задании) технико-экономических показателей разработки. В случае если эти условия не соблюдаются, то выявляются расхождения, их причины и разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных расхождений.

При итоговом контроле также осуществляется проверка финансовой отчетности, которая относится к отчетности заказчика и организаций- исполнителей.

Проверка финансовой отчетности включает: проверку выписки счета-фактуры на весь объем завершенных работ, согласование полученных платежей с представленными счетами-фактурами; проверку наличия документации по изменениям; контроль суммы удержании, произведенных заказчиком.

Еще одним элементом итогового контроля при сдаче инновационного объекта заказчику может быть паспортизация . Для ее осуществления заказчику предъявляются соответствующие документы, характеризующие качество материалов, процессов, самой продукции.

Управление персоналом в инновационной деятельности

Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Большинство из них связывают это понятие с материальным потоком и потоком информации. Всю совокупность определений логистики можно объединить в две группы. Первая группа определений трактует логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Вторая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных и информационных потоков.

В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.

В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г., дается такое определение логистики: «Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».

Обобщая все сказанное выше, можно предложить более краткое определение логистики.

Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управлении, прежде разрозненными материальными потоками: в технической, технологической, экономической, методологической интеграции отдельных звеньев материалопроизводящей цепи в одну единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроизводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное время, в нужное место, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю.

Объектом изучения в "Логистике" как научной и учебной дисциплине, а также объектом управления в деятельности логиста является материальный поток и связанные с ним информационные, финансовые и иные потоки.

Логистический подход к управлению выделяет такую категорию как "сквозной материальный поток".

Отличия разных подходов к управлению материальными потоками можно выделить как на макро, так и на микро уровне и показать схематически:

Рассматривая микро уровень, необходимо заменить на схемах предприятия на подразделения (отделы) одного субъекта хозяйствования, а "картина", отражающая отличия, останется прежней.

В целом, отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками - управление "сквозным материальным потоком".

Дополнительно прочитайте в учебниках:

1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. - стр. 22 - 24

1.3. СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ

МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЭКОНОМИКЕ

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Общепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода

к управлению материальными потоками, как на микро-, так и на макроуровне.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.



На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне

(уровень отдельного предприятия)

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Показатели материального потока на выходе (точка В)

управляемы и имеют заранее заданное значение

Рис. 5. Логический подход к управлению материальным потоком на микпоуровне (уровень

отдельного предприятия)

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками. *

_________________________________________________

* В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельностью по управлению материальными потоками начинает закрепляться название «логистика» вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.

3. Корсаков А.А. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. - стр. 10 -11

1.5. Основные принципы логистики

Специфика существует как на микро, так и на макроуровне.

На макроуровне цепочка, через которую проходит материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 1). При этом, задача

управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. В результате такие показатели этого потока, как себестоимость и надежность, далеки от оптимальных. Сквозное управление материальными потоками, позволяет видеть и управлять всей системой в целом.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 2). При этом, предприятия согласованно управляют сквозным материальным потоком.

Например, нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в небольшом количестве, необходимого качества. В следствии этого, движение материального потока по всей цепочке осуществляется с минимальными затратами.

На микроуровне цепочка, через которую проходит материальный поток, состоит из различных служб одного предприятия (служб снабжения, производства, сбыта). При традиционном подходе задача оптимизации материального потока не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели на выходе из предприятия далеки от оптимальных и складываются случайно.

При логистическом подходе на предприятии выделяется задача управления сквозными материальными потоками. В результате показатели материального потока на выходе становятся управляемыми.

В целом, отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 2). При этом обособленность предприятий -- звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

Рис. 1. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне


Рис. 2. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 3) При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.


Рис. 3. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, т. е. потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.


Рис. 4.

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это -- задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

· транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

· предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с товаром;

· коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;

· предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином "функция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция -- это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

Принципиальное отличие логистических функций от аналогичных функций, реализуемых при традиционной организации хозяйственной деятельности, заключается, прежде всего, в их глубокой системной взаимосвязи между собой.

Успешное управление экономическими потоками на отдельном предприятии возможно лишь в случае выделения соответствующей функции. Динамично изменяющаяся ситуация создает объективную потребность у ряда предприятий в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах, длительности производственного цикла, организации сбыта, к неразберихе в складском хозяйстве.

Отсутствие структур логистики на предприятиях России -- скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.

Реализация функции управления материальными потоками в исторически сложившихся структурах управления показана на рис 5. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. - М. банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на рисунке группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу.

Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем (элементы, связи, организация, интегративные свойства).

Элементы (операции) есть, однако состав их складывается случайно, т. е. не исключено, что при проектировании сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить.

Связи между операциями четко не определены и устанавливаются зачастую по случайному закону.

Организация этих операций в единую функцию специально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии.

Интегративные свойства так взаимосвязанной и так организованной совокупности операций в результате не обеспечивают возможности оптимизации управления материальными потоками на предприятии. Залманова М.Е. Логистика бизнес - систем. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1997.

Рис. 5. Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях

На практике это означает, что логистическая функция "растаскивается" по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое -- содержанием запасов, третье -- сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

Возможная структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рис. 6.


Рис. 6. Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии

Данная структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком.

На предприятии могут иметь место и другие структуры, позволяющие реализовывать функцию логистики.

Рассмотрим теперь более детально как взаимодействует служба логистики с другими службами отдельного предприятия.

Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

· анализ окружающей среды и рыночные исследования;

· анализ потребителей;

· планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;

· планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики.

В общем случае деятельность служб логистики и маркетинга на предприятии тесно переплетается. Покажем их взаимосвязь на примере производства напитков, разлитых в тетрапакеты. Оформление пакетов -- функция маркетинга. Прочностные параметры пакетов -- логистика. Объем пакета -- и маркетинг, и логистика. Геометрические параметры пакета -- в большей степени логистика. Нанесение штрихового кода, позволяющего отслеживать движение каждой товарной единицы -- задача в большей степени логистики. Однако учитывая, что наличие штрихового кода на упаковке является одним из факторов, побуждающих к покупке, его нанесение может быть рекомендовано и службой маркетинга.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением -- также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

Большинство определений трактуют логистику как те­орию и практику управления материальными потоками. Од­нако эта деятельность осуществлялась человечеством с дав­них времен. Общепризнанного же определения, которое от­ражало бы специфику логистики, пока не выработано. По­этому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными по­токами, как на макро-, так и на микроуровнях.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из не­скольких самостоятельных предприятий, Традиционно уп­равление каждым из этих предприятий осуществляется соб­ственником обособленно (рис. 2). При этом задача управле­ния сквозным материальным потоком не ставится и не ре­шается. Не выделяется также категория "сквозной матери­альный поток". В результате показатели этого потока, та­кие как его себестоимость, надежность поступления, каче­ство и др., на выходе из цепи складываются в значитель­ной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выс­тупает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согла­сованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нуж­ное время, в необходимом количестве, необходимого каче­ства. Продвижение материального потока по всей цепи на­чинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего со­стоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозно­го материального потока внутри предприятия, как прави­ло, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выхо­де из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритет­ной задачей которой является управление сквозными ма­териальными потоками, т. е. потоками, которые поступа­ют извне, проходят склады службы снабжения, производ­ственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели матери­ального потока на выходе из предприятия становятся уп­равляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управ­ления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффек­тивное управление сквозными материальными потоками.


1.4. Предпосылки развития логистики

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обус­ловлена возможность широкого применения логистики в со­временной экономике.

Необходимость применения логистики объясняет­ся рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали се­рьезного значения созданию специальных систем, позволя­ющих оптимизировать управление материальными потока­ми. Системы распределения, как правило, не планирова­лись. Производство, оптовая и розничная торговля работа­ли без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Ре­альных связей между различными взаимосвязанными фун­кциями логистики не было. Такое невнимание к сфере уп­равления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производ­ства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого по­тенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадици­онных путей создания конкурентных преимуществ. Пред­приниматели стали уделять все больше внимания не само­му товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных ка­питальных вложений, как, например, освоение выпуска но­вого товара, тем не менее, оказалось в состоянии обеспе­чить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надеж­ности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляе­мого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимо­сти того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурен­тные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логис­тический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики мо­гут гарантировать поставку точно в срок нужного количе­ства товара необходимого качества и представляют для по­требителя гораздо большую ценность, чем поставщики, ко­торые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

· резкого снижения себестоимости товара;

· повышения надежности и качества поставок (гаран­тированные сроки, отсутствие брака, возможность постав­ки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость приме­нения логистики в экономике, - энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило пред­принимателей искать методы повышения экономичности пе­ревозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников сово­купного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-тех­нического прогресса . В результате НТП создаются и на­чинают широко применяться разнообразные средства тру­да для работы с материальными и информационными пото­ками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических про­цессов. При этом ключевое значение для развития логисти­ки играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычисли­тельной техники, появление стандартов для передачи ин­формации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуще­ствление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные про­изводственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым начиная с середины 60-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключа­ются в следующем:

· превращение рынка продавца в рынок покупателя;

· обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества по­ставок;

· энергетический кризис;

· научно-технический прогресс и в первую очередь ком­пьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной ло­гистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и науч­но-технический прогресс в сферах производства и обраще­ния.