Кто несет ответственность за недостоверную рекламу. Эмиссия ценных бумаг

Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона № 304898-3 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

В частности, в проекте Федерального закона было предложено исключить из Уголовного кодекса Российской Федерации статью 182 «Заведомо ложная реклама». В пояснительной записке, которая опубликована не была, дана весьма краткая и совершенно неубедительная мотивировка этого предложения. Она звучит следующим образом: «Из УК РФ предлагается исключить статьи 182 «Заведомо ложная реклама» и 200 «Обман потребителей». Ответственность за эти деяния предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае, когда обман потребителей превышает сумму в 500 рублей, он должен быть квалифицирован по статье 159 УК РФ, предусматривающей ответственность за мошенничество».

Сколько-нибудь широкого обсуждения проекта организовано не было, а это – тоже вполне определенная правовая политика. Обнародованные в газетах, журналах, сборниках статей возражения некоторых ученых и практиков во внимание приняты не были.

8 декабря 2003 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон Российской Федерации № 162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», где в пункте 106 установлено: «Статью 182 Уголовного кодекса Российской Федерации признать утратившей силу».

Исключение статьи 182 УК РФ стало крупной политико-юридической ошибкой в сфере правового регулирования рекламной деятельности.

Инициаторы исключения статьи УК РФ в пояснительной записке к проекту Федерального закона № 304898-3 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» обосновывали свое предложение тем, что ответственность за указанное деяние предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. На самом же деле в КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о рекламе, под которыми понимается ненадлежащая реклама (статья 14.3 КоАП РФ). В статье 182 УК РФ была установлена ответственность за иное, гораздо более опасное деяние – за использование в рекламе заведомо ложной информации, совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

Особую опасность реклама представляет при создании так называемых финансовых пирамид. Многие полагают, что после крушения «МММ», «Русского дома Селенга», «Русской недвижимости», «Хопер-инвеста», «Властелины» финансовые пирамиды ушли со сцены. Это глубокое заблуждение – «пирамиды» лишь видоизменили свою «геометрию». Более того, можно прогнозировать их рост.

Статья 182 УК РФ была новой для российского законодательства, но вполне традиционной для уголовного права стран с развитой рыночной и социально ориентированной экономикой. Так, уголовная ответственность за ложную рекламу предусмотрена в законодательстве Швеции, Швейцарии, Дании.

Исключение статьи 182 из Уголовного кодекса свидетельствует об игнорировании законодателем принципа равенства граждан перед законом, а также принципа справедливости, которых стремятся придерживаться уголовные законы любой страны. После отмены статьи 182 УК РФ оказались лишенными защиты интересы огромной аудитории потребителей рекламы, охватывающей большинство населения. Продемонстрированы приоритеты, не относящиеся к гарантированным Конституцией России правам граждан на охрану собственности, жизни и здоровья, достоверную информацию. Именно этим высокозначимым социальным благам причинен ущерб отменой статьи 182 УК РФ.

В то же время исключение статьи 182 из УК РФ со всей очевидностью демонстрирует защиту интересов представителей рекламного бизнеса (рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей). Исключение статьи 182 из УК РФ ныне позволяет им распространять недостоверную рекламную информацию, влекущую тяжелые негативные последствия материального и морального характера, вред здоровью, не беспокоясь о возможном наступлении уголовной ответственности.

Заведомо ложная реклама являлась одним из средств совершения иных, предусмотренных действующим на тот момент УК РФ, преступлений в сфере экономики: незаконного предпринимательства и незаконной банковской деятельности (статьи 171 и 172 УК РФ); лжепредпринимательства (статья 173 УК РФ); монополистических действий и ограничения конкуренции (статья 178 УК РФ); сбыта поддельных ценных бумаг либо платежных документов (статьи 186 и 187 УК РФ); а также обмана потребителей (статья 200 УК РФ). Подобные преступления должны были квалифицироваться по статье 182 УК РФ и одной из названных статей УК, поскольку диспозициями этих статей не охватываются действия, наказуемость которых установлена статьей 182 УК РФ. Отлична заведомо ложная реклама и от мошенничества. Так, рекламная информация о заведомо отсутствующем товаре становится способом злоупотребления доверием, путем которого совершается хищение чужого имущества или приобретение права на него, то есть – мошенничеством (статья 159 УК РФ). При этом имеет место идеальная совокупность преступлений, предусмотренных статьями 159 и 182 УК РФ. Заведомо ложная реклама не относится к числу преступлений против собственности и в данном случае представляет собой лишь способ злоупотребления доверием, не охватывая при этом умыслом совершение более тяжкого преступления – мошенничества, направленного на противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества и обращение его в пользу виновного (или других лиц), совершенного из корыстных побуждений и причинившего ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Реклама зачастую служит именно способом совершения хищений. И вполне мыслима юридическая конструкция, при которой факт размещения такого рода рекламы следует рассматривать в качестве оконченного преступления.

Надо признать, что действовавшая до отмены редакция статьи 182 УК РФ страдала серьезными технико-юридическими дефектами. Поэтому общепредупредительная и охранительная функции, потенциально присущие этой статье, не могли быть реализованы в полном объеме. Однако дефекты законодательной техники не могли и не должны были послужить основанием декриминализации предусмотренных ею социально опасных деяний. Требовалось не исключение этой статьи из Уголовного кодекса РФ, а существенная корректировка, уточнение формулировок с учетом складывающихся в рекламной сфере реалий

Особый интерес представляют доходы, полученные в ходе рекламных преступлений. Данные преступные средства нуждаются в легализации. Статьи 174 и 174 1 УК РФ содержат правовую регламентацию этих преступных деяний.

Согласно части 1 статьи 174 УК РФ целью отмывания денежных средств, приобретенных преступным путем, является придание правомерного вида их владению, пользованию и распоряжению. В этой связи представляется интересным анализ места и роли ненадлежащей рекламы и конкретно рекламного преступления в процессе легализации преступных доходов.

Статьи 242 «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов» и 242 1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних» УК РФ устанавливают, в том числе, запрет незаконного распространения в целях рекламирования и рекламирование порнографических материалов и предметов, а также рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних. Объектом рекламирования, в смысле пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», здесь являются порнографические материалы и предметы.

Предложенный законодателем набор санкций сокращен до минимума: только лишение свободы. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью 1 статьи 242 1 УК РФ, может быть наказано не менее сурово, чем лицо виновное в причинении тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего, либо квалифицированного убийства (часть 4 статьи 111 УК РФ – от 5 лет лишения свободы, часть 2 статьи 105 УК РФ – от 8 лет лишения свободы).

Доходы, полученные от рекламирования порнографии, в России преступны, так как изготовление и распространение подобной рекламы незаконно, как и сама порнографическая продукция. Получив преступные доходы, правонарушители оказываются перед проблемой поиска путей их легализации. Следовательно, можно утверждать, что ненадлежащая реклама, а в первую очередь ее конкретный вид, предусмотренный статьями 242 и 242 1 УК РФ, некоторым образом детерминирует последующий процесс отмывания денежных средств. Противодействовать этому может тщательный, детально проработанный и основанный на развитой правовой базе мониторинг рекламных продуктов.

Пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» содержит норму, прямо запрещающую рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещена законодательством Российской Федерации. Таким образом, если объект рекламирования незаконен, то и его реклама незаконна . При этом под объектом рекламирования, согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона, следует понимать товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.

Как уже отмечалось, административная ответственность за правонарушения в сфере рекламного бизнеса уже много лет является доминирующей и, надо признать, далеко не всегда эффективной. По всей видимости, есть резон за многократное (более трех раз) совершение административного правонарушения в сфере рекламной деятельности ввести уголовную ответственность в виде штрафа. Если же с виновного субъекта взыскать штраф окажется невозможно, то необходимо ввести самостоятельный вид уголовного наказания – принудительные работы на тот срок, в течение которого он возместит сумму наложенного штрафа.

Вопросы для самоподготовки:

1. Раскройте понятие юридической ответственности по рекламному праву России.

2. Назовите виды юридической ответственности по рекламному законодательству РФ.

3. Каковы особенности уголовной ответственности за правонарушения в области рекламной деятельности?

4. Каково место административной ответственности в системе юридической ответственности по рекламному праву?

5. Раскройте содержание понятий: ненадлежащая реклама, недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, скрытая реклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламопроизводитель, контрреклама, территориальный антимонопольный орган, саморегулирование, органы саморегулирования, государственное регулирование, органы государственного регулирования.


Основная литература:

1. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). – Саратов, 2001.

4. Баранова М.В. Административная ответственность за нарушения законодательства России о рекламе (общетеоретические и прикладные проблемы): Монография. – Н. Новгород, 2006. – 237 с.

5. Баранова М.В. Общетеоретические и прикладные проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушения рекламного законодательства России (опыт доктринального тематического анализа Федерального закона РФ от 13 марта 2006 года «О рекламе»): Монография.– Н. Новгород, 2006. – 241 с.

6. Баранова М.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламного законодательства в Российской Федерации и Республике Беларусь (опыт общетеоретического сравнительного анализа): Монография. – Н. Новгород, 2005. – 203 с.

7. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. – Свердловск, 1989.

8. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М., 1976.

9. Курс международного права. Основные институты международного права. – М., 1990. – Т. 3.

10. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. – М., 2002.

11. Тимошенко И.В. Административная ответственность: Учебное пособие. – М.; Ростов-на-Дону, 2004.

12. Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» //Собрание законодательства РФ. – 2006. - №12. – Ст.1232.

Дополнительная литература:

1. Баранова М.В. Уголовно-правовая регламентация рекламной деятельности в Российской Федерации: опыт и перспективы // Современное российское уголовное законодательство: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. П.Н. Панченко. – Нижний Новгород, 2011. – С. 71-84.

4. Баранова М.В. Неэтичная реклама по действующему российскому законодательству: понятие, социальная опасность, ответственность // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2005. – С. 76–83.

5. Баранова М.В. Популяризация объектов культурного наследия как особая разновидность рекламной деятельности и проблема конкретизации юридической ответственности за правонарушения по рекламному законодательству России // Конституционное и муниципальное право. – 2003. – № 2. – С. 16–19.

6. Баранова М.В. Проблемы административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе / М.В. Баранова, Н.В. Макарейко, Ю.В. Черячукин // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов: В 2 ч. / Под ред. В.М. Баранова и М.А. Пшеничнова. – Н. Новгород, 2001. – Вып. 7. – Ч. 1. – С. 27–37.

7. Баранова М.В. Уголовная ответственность за рекламирование порнографических материалов или предметов: состояние, проблемы, эффективность применения / М.В. Баранова, Н.А. Колоколов // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2005. – С. 50–62.

8. Баранова М.В. Целесообразность уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу (об одной ошибочной законодательной инициативе Президента России) / М.В. Баранова, В.М. Баранов // Современные проблемы государства и права: Сборник научных трудов / Под ред. В.М. Баранова, А.В. Никитина. – Н. Новгород, 2003. – Вып. 1. – С. 148–164.

10. Измайлова Е.В. Договор на производство рекламы // Научные труды. Российская академия юридических наук. – М., 2004. – Вып. 4: В 3 т. – Т. 1.

11. Кузнецов А.П. Декриминализация заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ): успех или просчет законодателя // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2005. – С. 260–267

12. Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе: Дис… канд. юрид. наук. – М., 2005.

14. Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей. – М., 1999

15. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. – М., 2001.

16. Семеусов В. Ответственность за нарушение рекламного законодательства // Российская юстиция. – 2000. - №4.

17. Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). – М.. 2007.

18. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»

19. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года № 161 «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»

20. Фокова Е.А. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Юрист. – 2002. – № 9. – С. 28–31.

21. Фокова Е.А. Правовое регулирование ответственности в рекламной сфере // Юрист. – 2004. – № 7. – С. 60–62.


Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года «О состоянии законодательства Российской Федерации» / Под. общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. – М., 2009. – С. 438.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. – М., 2002. – С 253. Подробнее о неприемлемости «внедрения» в научно-практический оборот понятия «позитивная юридическая ответственность» см.: Шабуров А.С. Политические и правовые аспекты социальной ответственности личности: Автореф. дис… д-ра юрид. наук. – Екатеринбург, 1992. – С. 15–16; Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). – Саратов, 2001. – С. 196.

См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М., 1976. – С. 4, 85.

Курс международного права. Основные институты международного права. – М., 1990. – Т. 3. – С. 190.

См.: Измайлова Е.В. Договор на производство рекламы // Научные труды. Российская академия юридических наук. – М., 2004. – Вып. 4: В 3 т. – Т. 1. – С. 755.

См.: Фокова Е.А. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Юрист. – 2002. – № 9. – С. 28–31; Фокова Е.А. Правовое регулирование ответственности в рекламной сфере // Юрист. – 2004. – № 7. – С. 60–62.

Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе: Дис… канд. юрид. наук. – М., 2005. – С. 58.

См.: Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе: Дис… канд. юрид. наук. – М., 2005. – С. 51–60.

См.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. – Свердловск, 1989. – С. 21–24.

Исключением является освобождение от административной ответственности или ограничение административной ответственности по субъектному признаку.

Тимошенко И.В. Административная ответственность: Учебное пособие. – М.; Ростов-на-Дону, 2004. – С. 85.

Об неоправданности исключения статьи 182 УК РФ см.: Кузнецов А.П. Декриминализация заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ): успех или просчет законодателя // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2005. – С. 260–267; Сатушиев А.Х. Об ошибочности декриминализации статьи 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама» // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. – Н. Новгород, 2005. – С. 355–360.

Подробнее см.: Баранова М.В. Мониторинг рекламы финансовых услуг как средство ранней диагностики мошенничества в форме «финансовых пирамид» // Реклама и право. – 2004. – № 1.

См.: Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей. – М., 1999. – С. 263–264.

Недобросовестная реклама - это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.

Порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

Представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

Является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

О любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

Об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;



О стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

Об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

О гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

Об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

О правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

Об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

О результатах исследований и испытаний;

О предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

Об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

О месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

О лице, обязавшемся по ценной бумаге;

Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Законом о рекламе предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораслространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.

Государственным органом, в функции которого входит контроль за осуществлением рекламной деятельности, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные подразделения. При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу.

Контрреклама - это опровержение ненадлежашей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда, а также публичного опровержения ненадлежашей рекламы. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе был утвержден приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 147. Уголовная ответственность в данной сфере предусмотрена за осуществление заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ), и наступает она в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, но он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям.

26 февраля 2015 года по результатам проверки, проведенной Федеральной Антимонопольной Службой в отношении ОАО «МТС-Банк», были выявлены нарушения требований Федерального закона «О рекламе» N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года, в результате чего организация оштрафована на общую сумму в двести тысяч рублей.

Постановлением по делу № 4-14.3-115/00-08-15 и № 4-14.3-101/00-08-15 об административном правонарушении от «26» февраля 2015 года ОАО «МТС-Банк» привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства в отношении распространения рекламных сведений о предлагаемых банковских продуктах.

Основаниями для привлечения к кредитной организации к ответственности послужили несколько нарушений, различных по своей природе, но имеющих сходные негативные последствия для потребителей рекламы.

В первом случае Банк, предоставляя полную информацию о рекламируемом продукте, крупным шрифтом указывал информацию о выгодной для потребителя процентной ставке по вкладам. Остальная информация, содержащая сведения, влияющие на размер доходов, получаемых лицами, которые воспользуются данным предложением, была размещена мелким шрифтом, а цвет текста практически не отличался от фона, что делало его нечитаемым. Таким образом, требования о достоверности и полноте сведений рекламируемого продукта, установленные ст. 5 ФЗ «О рекламе», были соблюдены Банковской организацией лишь формально, поскольку, несмотря на наличие полных и достоверных сведений о рекламном продукте, они не были надлежащим образом доведены до потребителя рекламы. Так в частности в рекламе вклада «Горячий» ОАО «МТС-Банк» крупным шрифтом сообщались привлекательные для потребителя условия:

«Вклад «Горячий». До 12% годовых. МТС БАНК 8 800 250 05 20 www.mtsbank.ru», а текст с менее привлекательными условиями вклада (срок и сумма вклада, размер процентной ставки в зависимости от периода нахождения денежных средств во вкладе, возможность пополнения вклада, условия выплаты процентов при досрочном расторжении договора и т.п.) занимал лишь 1/20 часть от общей площади рекламы и был выполнен мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на голубом фоне.

Во втором случае Кредитной организацией была указана лишь часть сведений о предлагаемом продукте, что противоречит не только ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», но и ст. 28.

Так, например, в информации по вкладам «Высокий доход - Регион», «Накопительный - Регион», «Мобильный», «Пенсионный - Регион», «Корпоративный», «Удобный - Регион», «Мультивалютный - Регион», «Инвестиционный», размещенной в рекламном буклете «Вклады МТС-Банка», отсутствовала информация о размере процентной ставки.

Согласно части 3 статьи 28 указанного правового акта, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита.

Следующее нарушение заключалось в распространении рекламных буклетов, содержащих сведения об условиях предоставления банковских кредитов, которые не соответствовали реальным условиям их выдачи гражданам. Таким образом, реклама кредитного продукта не являлась достоверной. Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Анализируя вышеуказанные различные по своей природе нарушения в сфере реализации рекламного продукта, можно сделать вывод о том, что все они влекут за собой одно негативное последствие. При ознакомлении с такой рекламой потребитель вводится в заблуждение относительно важных условий предоставления банковских услуг, что лишает его возможности совершить осознанный и правильный для него выбор финансовой услуги.

При таком положении дел деятельность банка создала предпосылки для формирования у потребителя рекламы неверных представлений о размерах доходов, необходимых для своевременного возврата заемных денежных средств, либо о сумме доходов, которые потребитель рекламы может получить, воспользовавшись конкретной финансовой услугой, поэтому привлечение ОАО «МТС-Банк» к административной ответственности видится вполне обоснованным.

К сожалению, распространение недобросовестной рекламы не редкость и имеет тенденции к росту.

Федеральная Антимонопольная служба ежегодно предпринимает меры по привлечению недобросовестных рекламодателей к административной ответственности.

Так в апреле 2014 года Альфа-банк оштрафован за размещение ненадлежащей наружной рекламы.

В ноябре 2014 года Волгоградский провайдер "ИнвестСвязь" был оштрафован за непредставление потребителям полной и исчерпывающей информации об оказываемых услугах мобильной связи под брендом Pronto.

В декабре 2014 года ОАО «МТС» было оштрафовано на 100 000 рублей за распространение рекламы, где часть условий предлагаемого тарифа была написана мелким нечитаемым шрифтом.

И это далеко не все случаи привлечения к административной ответственности недобросовестных рекламодателей.

Несмотря на то, что современные улицы заполнены рекламными продуктами, не выдерживающими требований закона, как показывает практика, большинство проверок размещенной рекламы на соответствие действующему законодательству проводятся по заявлениям граждан, которые уже тем или иным образом пострадали от недобросовестных действий рекламодателя финансовых или иных услуг.

Однако принять какие-либо превентивные меры для предупреждения данной категории правонарушений практически невозможно ввиду большого объема предлагаемых рекламных продуктов.

В 2014 году Федеральной Антимонопольной службой опубликовано письмо о разъяснении отдельных положений о рекламе от 17 апреля 2014 г. N АД/15051/14. Данный документ содержит, в том числе и разъяснения относительно формы и содержания заявления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, изложенный доступным языком для лиц, не владеющих специальными познаниями в сфере юриспруденции. Таким образом, созданы благоприятные условия для того, чтобы граждане, видя очевидные нарушения требований действующего законодательства о рекламе, не относились к проблеме безразлично, а обращались в компетентные органы не только за защитой своих нарушенных прав, но и действовали на благо общества в целом, сообщая о замеченных ими нарушениях.

Нельзя не отметить, что требования законодательства в отношении качества рекламного продукта близки по своей правовой природе к нормам в отношении качества товаров и услуг, установленных законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1, что видится вполне закономерным.

Так, например, в процессе приобретения продуктов питания в повседневной жизни гражданину необходимо располагать полной информацией о приобретаемом им товаре (срок годности, производитель, состав, дата изготовления и т.п.). В противном случае, сделав неправильный выбор, покупатель рискует поплатиться не только своим здоровьем, но и здоровьем своей семьи.

Аналогичную опасность таит в себе ненадлежащая реклама, поскольку лицу, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге не представляется возможным, следовательно, гражданин или юридическое лицо не смогут сделать осознанный выгодный для них выбор, в результате чего может пострадать их «финансовое здоровье»

Таким образом, привлечение недобросовестных рекламодателей к административной ответственности имеет фундаментальное значение для снижения количества правонарушений в сфере распространения рекламных сведений и, как следствие, влечет за собой снижение числа потребителей рекламы, пострадавших от неверного выбора.

Андрей Комиссаров, основатель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры»

В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме (п.1 ст.29 Закона "О рекламе").

Согласно ст. 2 комментируемого Закона контрреклама - это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Несмотря на то, что в п.1 статьи 29 указано на обязанность нарушителя осуществить контррекламу, в случае установления факта нарушения законодательства о рекламе. Не всякое нарушение законодательства о рекламе влечет за собой обязанность осуществления контррекламы, так же как не может быть опровергнуто отсутствие в рекламе отметки "подлежит обязательной сертификации". Иногда в контррекламе указано содержание решения Антимонопольного органа о контррекламе. Контррекламу обязан осуществить нарушитель от своего имени, а не от имени антимонопольного органа. В противном случае непонятно, зачем согласовывать ее содержание с антимонопольным органом.

При принятии решения о полном или частичном приостановлении рекламы Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе ГАК или его территориального управления должна учитываться степень вины нарушителя и наступившие последствия, а также является ли осуществление рекламы основным видом деятельности нарушителя или обслуживающим его основную деятельность. Как указано в п.2 ст. 29, полное или частичное приостановление рекламы прекращается при исполнении нарушителем контррекламы.

В соответствии со ст.30 Закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Как следует из ст.31 Закона "О рекламе", за нарушение законодательства о рекламе могут быть привлечены только юридические или физические лица - индивидуальные предприниматели, которые являются рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями, и только за действия, указанные в статье 30 Закона "О рекламе". Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рекламе не предусмотрена. Она не предусмотрена не только "Законом о рекламе", но и КоАП РСФСР. Этим Кодексом не предусмотрена также ответственность юридических лиц за любые административные правонарушения и ответственность физических лиц за нарушения законодательства о рекламе."Хозяйствующие субъекты не являются субъектами правоотношений, регулируемых этим Кодексом. Перечень субъектов административной ответственности и понятие административного правонарушения содержатся в главе 2 КоАП РСФСР. Этот перечень является исчерпывающим, а понятие административного правонарушения, как виновного поведения физического лица, расширительному толкованию не подлежит",- указано в Постановлении Президиума Московского городского Суда от 23 августа 1995 г. по делу №44 -423. В связи с этим административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе наступает только по Закону "О рекламе".

Следует отметить, что административная ответственность за нарушение правил распространения рекламы предусмотрена также статьей 60 Закона РФ "О средствах массовой информации". Однако только в Законе "О рекламе" указаны конкретные меры такой ответственности. При реализации пункта 1 ст.31 Закона "О рекламе" следует руководствоваться нормами глав 25 и 59 и статьями 15, 151, 152 ГК РФ, а также статьей 12 Федерального Закона от 26 ноября 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ". При применении пункта 2 ст.31 Закона "О рекламе" следует иметь ввиду, что административная ответственность в виде штрафа до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленная федеральным законом, применяется антимонопольным органом за сами нарушения, указанные в этом пункте, а не за невыполнение их предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе и решений об осуществлении контррекламы. Что касается уголовной ответственности, предусмотренной частью второй пункта 2 ст.31 Закона "О рекламе", за ненадлежащую рекламу, совершенную повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, то такая уголовная ответственность не предусмотрена ни действующим УК РФ, ни Уголовным кодексом, действующим до него, и не только для юридических лиц, к которым применяются меры административной ответственности, но и по отношению к индивидуальным предпринимателям.

Поэтому часть вторая п.2 статьи 31 Закона о рекламе в настоящее время не действует, хотя и не отменена. В действующем с 1 января 1997г. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность только за один вид ненадлежащей рекламы - заведомо ложной (ст.182 УК). К уголовной ответственности по этой статье могут быть привлечены индивидуальные предприниматели за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Понятие "заведомо ложная реклама" в УК РФ значительно шире, чем в статье 9 Закона "О рекламе". В качестве мер наказания за это преступление предусмотрены штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Закон "О рекламе" обходит молчанием вопрос о порядке рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе. Однако такой порядок существует, он утвержден Приказом Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 13 ноября 1995 г. № 147. Согласно данному приказу для рассмотрение каждого конкретного дела образуется Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Ход заседания Комиссия фиксирует в протоколе, который подписывается председателем Комиссии. В отсутствие сторон (их представителей) дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела. Неявка заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению дела. Дело рассматривается по месту нахождения рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, совершившего нарушение.

Решение принимается комиссией в отсутствии сторон и всех лиц, привлеченных к участию в деле.

Решение Комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По особо сложным делам составление решения быть отложено на срок не более пяти дней, но резолютивную часть решения Комиссия объявляет в том же заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Копия мотивированного решения направляется сторонам, заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его составления.

На практике возникает такой вопрос: следует ли применять по делам о нарушениях рекламного законодательства двухмесячный срок давности, предусмотренный статьей 38 КоАП РСФСР, по аналогии, учитывая, что в Законе "О рекламе" такой срок не установлен? Думается, что этого не следует делать, так как, в отличие от гражданского процессуального законодательства (ст. 10 ГПК РФ), административное законодательство не предусматривает возможность его применения по аналогии.

Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни. Из всего набора рыночных инструментов российский бизнес быстро освоил и стал широко использовать рекламу. Это связано с тем, что в системе маркетинговых коммуникаций является наиболее доступным методом стимулирования продаж.

Важнейший составляющей системы контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно достигается как созданием широкой законодательной базы, так и формированием системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль.

Антимонопольные органы РФ ведут активную работу в сфере регулирования рекламной деятельности и уже добились ряда положительных результатов, на этом вопросе я относительно подробно остановилась в своей работе. В России также ведутся работы в области саморегулирования рекламы, и непосредственное участие в этом принимает сами участники рекламной деятельности. Да, система саморегулирования рекламы в России пока еще окончательно не сложилась, но очевидно одно: рекламный бизнес в России достаточно силен, чтобы отстаивать свои корпоративные интересы перед законодателями и на деле доказывать право не саморегулирование в сфере бизнеса, к тому же существует ряд положительных примеров успешного функционирования системы саморегулирования в зарубежных странах, в частности в США. И поскольку рекламное дело в России еще очень молодо, нам просто необходимо учиться на чужом опыте. Желательно, конечно перенимать все самое лучшее, но так, к сожаленью, не всегда получается. Но я думаю, что рекламное дело в России ждет прекрасное будущее, для этого существуют все предпосылки.

Эмиссия ценных бумаг.

В рыночных отношениях ценные бумаги выполняют ряд важных функций. На уровне макроэкономики рынок ценных бумаг создает условия для перелива капиталов, структурных преобразований экономики. Микроэкономический аспект ценных бумаг заключается в том, что они являются средством получения дохода, выполняют функцию удовлетворения имущественных интересов граждан и юридических лиц. Наряду с кредитованием, ценные бумаги выступают одним из основных способов привлечения инвестиций.

В соответствии со сложившейся мировой практикой рынок ценных бумаг регулируется государством. Процесс формирования системы правовых и организационных механизмов регулирования рынка ценных бумаг в России начался сравнительно недавно.

В юридической литературе ценные бумаги, их правовое положение являются предметом дискуссии и публикаций многих современных ученых.

Благодаря работам Алдохина С.Г., Жданова Д.В., Ломакина Д.В., Редъкина И.В., Синенко А.Ю., Шевченко Г.Н. и других отечественных цивилистов сформировалась качественно новая юридическая дисциплина – правовое регулирование рынка ценных бумаг. Их труды стали достойным продолжением теоретических изысканий правоведов начала 20 века – Г.В. Шершеневича Г.Ф. и О.С. Иоффе.

Целью эмиссии ценных бумаг является привлечение необходимого объема денежных средств в минимально возможные сроки. Эмиссия может быть первичная или дополнительная. Первичная эмиссии ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества. Дополнительная эмиссия проводится, если фирма нуждается в привлечении дополнительных финансовых средств. Дополнительный выпуск акций может быть осуществлен после утверждения общим собранием итогов предыдущей эмиссии, внесения в уставный капитал изменений, обусловленных фактической реализацией ранее выпущенных акций и погашением нереализованных акций. Кроме этого, при дополнительной эмиссии ценных бумаг акционеры - владельцы голосующих.акций имеют преимущественное право на их приобретение.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О рынке ценных бумаг» эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством форм и порядка;

размещается выпусками;

имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В соответствии с указанным законом в России эмиссионными ценными бумагами являются акции и облигации.

Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Предпринимательская фирма может эмитировать простые и привилегированные акции.

Облигация - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Фирма-эмитент может выпускать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки.

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:

именные ценные бумаги документарной формы выпуска (именные документарные ценные бумаги);

именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные ценные бумаги на предъявителя).

Процедура эмиссии ценных бумаг предпринимательской фирмой включает в себя несколько этапов, которые схематично изображены на рисунке:

При принятии предпринимательской фирмой решения о выпуске ценных бумаг предварительно осуществляются следующие основные мероприятия:

проводится анализ конъюнктуры фондового рынка;

осуществляется оценка инвестиционной привлекательности эмитируемых ценных бумаг;

определяются цели эмиссии;

определяется объем эмиссии;

определяются форма, номинал и количество эмитируемых ценных бумаг.

Решение о предполагаемой эмиссии фирма должна принимать лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности эмитируемых ценных бумаг.

Анализ конъюнктуры фондового рынка, как правило, включает в себя: анализ спроса и предложения ценных бумаг, анализ динамики уровня цен их котировки, анализ объемов продаж ценных бумаг новых эмиссий и анализ ряда других показателей. В результате такого анализа фирма должна определить уровень чувствительности реагирования фондового рынка на появление эмитируемых ценных бумаг.

Кроме этого предпринимательская фирма должна оценить инвестиционную привлекательность эмитируемых ценных бумаг. Такая оценка проводится с позиции учета перспективности развития отрасли деятельности фирмы в сравнении с другими отраслями, конкурентоспособности производимой продукции, а также с учетом результатов анализа финансового состояния фирмы. В итоге определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций данной фирмы по сравнению с обращающимися акциями других компаний. Эмиссия ценных бумаг - это достаточно сложный и дорогостоящий процесс, поэтому цели эмиссии должны быть значимыми для стратегического развития предпринимательской фирмы.

Основными целями эмиссии ценных бумаг могут быть:

осуществление реального инвестирования, связанного с расширением или диверсификацией производственной деятельности;

изменение структуры используемого капитала, т.е. повышение доли собственного капитала, например, с целью повышения уровня финансовой устойчивости фирмы;

другие цели, которые требуют от фирмы быстрой аккумуляции значительного объема капитала.

Достаточно важно также при принятии решения об эмиссии ценных бумаг правильно определить объем предполагаемой эмиссии. Объем эмиссии определяется исходя из ранее рассчитанной потребности в дополнительном финансировании за счет внешних источников.

В заключение фирма должна определить форму, номинал и количество эмитируемых ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг подлежит обязательной государственной регистрации в Министерстве финансов РФ либо в Министерстве финансов республик в составе РФ, краевых, областных, городских финансовых управлениях по месту нахождения предприятия (эмитента). Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент должен представить в регистрирующий орган следующие документы: заявление на регистрацию; решение о выпуске эмис­сионных ценных бумаг; проспект эмиссии, если регистрация сопровождается регистрацией проспекта эмиссии; копии учредительных документов; документы, подтверждающие решение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг, если такое разрешение необходимо.

Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг, которое в обязательном порядке готовится фирмой, должно содержать:

полное наименование эмитента и его юридический адрес;

дату принятия решения о выпуске ценных бумаг;

наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о выпуске;

вид эмиссионных бумаг;

отметку о государственной регистрации и государственный регистрационный номер ценных бумаг;

права владельца, закрепленные одной ценной бумагой;

порядок размещения эмиссионных ценных бумаг; обязательство эмитента обеспечить права владельца при соблюдении владельцем установленного законодательством РФ порядка осуществления этих прав;

указание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске;

указание общего количества выпущенных эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером и их номинальную стоимость;

указание формы ценных бумаг;

печать эмитента и подпись руководителя эмитента.

Эмиссия ценных бумаг может осуществляться в форме открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов и в форме закрытого (частного) размещения ценных бумаг среди заранее известного ограниченного круга инвесторов.

Для открытого размещения в обязательном порядке подготавливается и публикуется в печати проспект эмиссии, который должен содержать:

данные об эмитенте - юридический адрес эмитента, список всех учредителей и распределение уставного капитала между ними, структура органов управления с данными о персональном составе дирекции, информация о лицах, владеющих не менее 5% уставного капитала эмитента, список всех юридических лиц, в которых эмитент обладает более чем 5% уставного капитала, список всех представительств и филиалов эмитента и другие сведения;

данные о финансовом положении эмитента - бухгалтерские балансы и финансовые отчеты за последние три года, баланс и отчет на конец последнего квартала перед принятием решения об эмиссии, заверенные аудиторами; подробная расшифровка кредиторской задолженности; отчет о формировании и об использовании средств резервного фонда за последние три года, данные об уставном капитале эмитента; данные о предыдущих эмиссиях ценных бумаг;

сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг: виды ценных бумаг и их количество; номинал одной акции, порядок выпуска, дата принятия решения о выпуске, дата начала и окончания размещения выпуска, ограничения на потенциальных инвесторов, цены и порядок оплаты приобретаемых владельцами эмиссионных ценных бумаг, порядок начисления дивидендов или процентов по ценным бумагам, направления использования средств, мобилизуемых путем выпуска ценных бумаг, с оценкой ожидаемой эффективности вложений и другие сведения.

В том случае, если готовится эмиссия ценных бумаг в документарной форме, предпринимательская фирма-эмитент должна подготовить сертификат эмиссионной ценной бумаги - документ, зарегистрированный в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой, таких, как: полное наименование эмитента и его юридический адрес, вид ценных бумаг, государственный регистрационный номер эмиссионных ценных бумаг, порядок размещения, обязательство эмитента обеспечить права владельца при соблюдении владельцем установленного законодательством РФ порядка осуществления этих прав, указание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске, указание общего количества выпущенных эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером и их номинальную стоимость и т.д.

Регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда. В случае публичной эмиссии эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тыс. экземпляров.

Основаниями для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг являются:

нарушение фирмой-эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ;

несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства РФ;

внесение в проспект эмиссии или в решение о выпуске ценных бумаг ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности.

В соответствии с законодательством фирма-эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых ею эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске ценных бумаг. Фирма может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии, при этом фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска.

Размещение ценных бумаг нового выпуска должно начинаться не ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске данных ценных бумаг. При этом информация о цене размещения ценных бумаг может быть раскрыта в день начала размещения ценных бумаг. Кроме этого, при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг запрещается закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими.

Размещение выпускаемых ценных бумаг должно быть закончено по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки не установлены законодательством РФ.

Итоги размещения ценных бумаг публикуются в печати. Не размещенные ценные бумаги находятся в распоряжении совета директоров общества и могут быть использованы им в качестве резерва для последующей эмиссии.

После завершения размещения эмиссионных ценных бумаг не позднее чем через 30 дней фирма-эмитент обязана предоставить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, который рассматривается в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрируется. Данный отчет должен содержать следующую информацию:

даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

фактическая цена размещения ценных бумаг;

количество размещенных ценных бумаг;

общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги;

для акций дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом акций, размер которого определяется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Следует отметить, что открытая эмиссия ценных бумаг является дорогостоящей операцией, требует определенных затрат средств и продолжительного времени (6-9 месяцев), поэтому обычно проводится с привлечением профессионалов фондового рынка.

Задача:

Главный врач больницы заключил договор с леспромхозом о закупке древесины для ремонта. Договор был исполнен, но у больницы средств для полной оплаты продукции не осталось. Леспромхоз предъявил иск к больнице и администрации района, которой она подчинялась.

Как решить спор?

Решение задачи:

1.Данная правовая ситуация относиться к отрасли «Гражданское право»,подотрасли «Предпринимательское право».

2.В данной правовой ситуации имеют место правоотношения, в которых фигурирует правовой институт «Договор купли-продажи».

3.Субъект: главврач больницы, леспромхоз.

Объект: предъявление иска.

а) равноправие

б) процессуальные

в) материальные

4. Данная правовая ситуация разрешается на основании норм Гражданского кодекса РФ, ч.2 раздела 4 «Отдельные виды обязательств» гл.30 «купля-продажа», пр.1 «общие положения», ст.454 «договор купли-продажи» п.1 ст.484 «обязанность покупателя принять товар», ст.486 «оплата товара».

5. в соответствии со ст.454 ГК РФ данный договор является договором купли-продажи. В соответствии со ст.484 п.1 «Покупатель обязан принять переданный ему товар»

В соответствии со ст.486 «Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов».

6.Больница обязана оплатить покупку древесины.

Список используемой литературы:

2. ФЗ РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарный рынках».

3.ФЗ РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г, 18 февраля 1998 г.)

4.ФЗ РФ «О защите прав потребителей»

7.ФЗ РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г.

8. Приказ Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 13 ноября 1995 г. «Об утверждении порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе».

9. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. «Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в российскую Федерацию, информации на русском языке»

10. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. 1997 г. «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний».

11. Ю.А. Вольдман «Комментарий Закона РФ «О рекламе», М, Правовая культура, 2008г.»

12. Завидова С.С., Крючкова П.П., Павловец Е.В., Сорк Д.М., Янин Д.Д. «Российское законодательство о рекламе»- практический комментарий, М, Новый юрист, 2007 г.

16. К.В. Всеволожский «Основы коммерческой рекламы» М, 2008г.

17. А.Ю. Ерошок «Государственное регулирование рекламного рынка» М, 2009г.

19. Гусева И.А. Рынок ценных бумаг. Практические задания по курсу: учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2005г.

20. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Юридическая ответственность является одной их составляющих механизма правового регулирования общественных отношений. Ни одно правило, определенное законодателем в качестве нормы поведения, не может считаться жизнеспособным, если не установлена ответственность за отступление от него.

Под юридической ответственностью в сфере рекламы следует понимать установленную в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего нарушение законодательства о рекламе, претерпевать лишения личного, имущественного или организационного характера.

Общие положения ответственности за нарушения законодательства о рекламе установлены ст. 38 Закона о рекламе.

Статья выделяет следующие виды юридической ответственности за нарушения законодательства о рекламе: гражданско-правовую, административную и иные меры ответственности.

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Порядок и условия привлечения субъектов рекламной деятельности к гражданско-правовой ответственности определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ответственность по гражданскому праву наступает за действие или бездействие, нарушающее требования закона или договора, и носит компенсационный характер. К нарушителю гражданских прав применяются предусмотренные законом или договором меры, имеющие для него отрицательные последствия имущественного характера, в интересах другого лица -- возмещение вреда или убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), потери задатка и т.д.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе наступает как следствие реализации юрисдикционной формы защиты права. В этой связи, Закон о рекламе закрепляет право граждан и юридических лиц на обращение в суд за защитой в случае нарушения их прав ненадлежащей рекламой.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) (ч. 2 ст. 38 Закона о рекламе).

Судебной практикой выработаны следующие позиции касательно публичного опровержение недостоверной рекламы (контрреклама) как специфической мерой восстановительного характера. Во-первых, заявителю необходимо иметь доказательства противоправности недостоверной рекламы. Противоправность недостоверной рекламы может быть установлена судом или антимонопольным органом. Во-вторых, закрепление специального права о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы) не освобождает лиц, права и интересы которых нарушены, от бремени доказывания наступления вредных последствий.

Закон устанавливает также право антимонопольного органа обратиться в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы. Антимонопольный орган опосредует свое право потребовать опровержение недостоверной рекламы от лица государства при необходимости защитить неопределенный круг потребителей от вредоносного воздействия рекламы.

Закон отождествляет опровержение недостоверной рекламы с контррекламой, не раскрывая понятие контррекламы как таковой.

Правовым основанием контррекламы является решение суда о публичном опровержении недостоверной рекламы. Нарушитель обязан осуществить контррекламу в установленный судом срок. Суд принимает решение о форме, месте и сроках размещения такого опровержения. При этом нарушитель несет расходы на производство и распространение контррекламы в полном объеме.

Административная ответственность.

Ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе устанавливает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общим составом административного правонарушения в сфере рекламы является состав, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе».

Объектом данного правонарушения являются общие и специальные требования, установленные законодательством о рекламе.

Объективная сторона может быть выражена либо действием, либо бездействием.

Субъектом правонарушения могут быть как физические (в том числе должностные лица) и юридические лица: рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Помимо этой общей статьи предусмотрены и другие составы административных правонарушений: непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) (ч. 2.4. ст. 19.8 КоАП РФ); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ); нарушения требований к установке рекламной конструкции (ст.14.37 КоАП РФ); размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (ст.14.38 КоАП РФ); нарушение сроков хранения рекламных материалов (ст. 19.31 КоАП РФ).

Характерным признаком административной ответственности является то, что за совершение административных правонарушений нарушителям рекламного законодательства назначается наказание в виде административного штрафа. Не смотря на то, что штрафные санкции достаточно высоки, субъекты рекламной деятельности сознательно нарушают законодательство о рекламе в целях сохранения рекламной привлекательности макетов, которые могут принести в дальнейшем прибыль, значительно больше, чем установленные Законом суммы штрафов.

Заслугой рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между участниками рекламных правоотношений - рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями в зависимости от роли каждого субъекта в процессах производства, размещения и распространения рекламы.

Рекламодатель является источником рекламной информации. Исходя из данного обстоятельства законодательство устанавливает презумпцию его вины по отношению к другим субъектам рекламной деятельности (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые касаются содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

Рекламопроизводитель осуществляет приведение рекламы в готовую для распространения форму, поэтому несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламораспространитель совершает действия по распространению рекламы и, соответственно, несет ответственность за нарушения требований, установленных к порядку распространения рекламы (времени, месту, способу и средствам размещения рекламы).

В ряде случаев закон обращает требование следовать установлениям закона к содержанию рекламы, так же и к обязанности рекламораспространителей. Вместе с тем есть целый ряд нарушений, совершение которых в силу частей 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе влечет одновременно ответственность и рекламодателя и рекламораспространителя.

В равной степени рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за рекламирование товаров, запрещенных к производству и реализации либо не прошедших процедуру обязательной сертификации или иного обязательного подтверждения соответствия, а также не получивших соответствующих разрешений, лицензий и регистраций. Рекламораспространитель наравне с рекламодателем будет подвергнут наказанию за отсутствие в содержании рекламы сведений, указание которых обязательно в силу закона, таких как предваряющих рекламу пометок, различного рода предупреждений и сообщений в рекламе отдельных видов товаров и услуг. Сходство рекламы с дорожными знаками или иная угроза безопасности движения транспорта, нарушение сроков хранения рекламных материалов влечет ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя.

В связи с этим можно констатировать, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая ее с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе.

По поводу ответственности рекламораспространителя следует отметить, что на практике имеются случаи привлечения рекламораспространителя к ответственности за нарушения законодательства о рекламе, состав которых не предусмотрен пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе.

Из решения от 11 февраля 2010 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-4530/2009-С6-22 следует, что на краевом радио транслировалась реклама биологически активной добавки «Биоматик», которую можно было заказать по телефону. Данная реклама создавала впечатление у потребителей о том, что БАД «Биоматик» является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Кроме того, в рекламе было недостоверно указано назначение препарата.

Специалисты антимонопольного органа неоднократно консультировали Телерадиокомпанию по поводу распространения рекламы БАДа «Биоматик», убеждая в том, что данная реклама не соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе», указывая на поступающие жалобы в адрес антимонопольного органа и сотни жалоб со всей России, размещенные на официальном сайте справочно-информационной службы «Фармконтроль», информирующей население о забракованных и фальсифицированных лекарственных средствах по базам данных Роспотребнадзора.

Однако Телерадиокомпания не предприняла никаких мер по устранению нарушений Федерального закона «О рекламе». Антимонопольный орган направил в адрес Телерадиокомпании официальное обращение о недопустимости распространения рекламы дистанционных методов продажи БАД, а также недостоверной рекламы БАД. Но обращение государственного органа было проигнорировано руководством Телерадиокомпании.

Суд посчитал, что указанный факт свидетельствует о целенаправленной рекламной акции, направленной на формирование и поддержание интереса к БАДу «Биоматик» и способствующей реализации данной продукции, и в данной конкретной ситуации прекратить распространение ненадлежащей рекламы был способен рекламораспространитель. В этой связи суд заключил, что ссылки Телерадиокомпании на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения не состоятельны.

Приведенное судебное решение наглядно показывает, что составы правонарушений, которые могут вменяться рекламораспространителю, не исчерпываются их перечнем в пункте 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе».

Иные меры ответственности.

В законодательстве Российской Федерации в отношении нарушений законодательства о рекламе действует административная и гражданская ответственность.

Ранее статьей 182 Уголовного кодекса Российской Федерации была установлена уголовная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Однако Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ указанная статья признана утратившей силу и уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу исключена.

Включение в Федеральный закон «О рекламе» данной нормы подразумевает возможность введения уголовной ответственности за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации. Тем самым законодатель подчеркнул значимость социальной ответственности, которую осознанно должны нести субъекты рекламной деятельности за последствия своих действий.

Подводя итоги по данному разделу работы следует отметить:

  • - Законом о рекламе предусмотрены гражданская, административная и иные меры ответственности. Законодатель оставил перечень видов ответственности открытым для возможности введения в будущем уголовной ответственности;
  • - Специфической восстановительной мерой в сфере рекламы является публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама);
  • - Заслугой настоящего рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями;
  • - Анализ юридической ответственности показал, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая ее с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе. Более того составы правонарушений, которые могут вменяться рекламораспространителю, не исчерпываются их перечнем в пункте 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе».

Популярное