Понятие логистики. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 2). При этом обособленность предприятий -- звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

Рис. 1. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне


Рис. 2. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 3) При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.


Рис. 3. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, т. е. потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.


Рис. 4.

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это -- задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

· транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

· предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с товаром;

· коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;

· предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином "функция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция -- это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

Принципиальное отличие логистических функций от аналогичных функций, реализуемых при традиционной организации хозяйственной деятельности, заключается, прежде всего, в их глубокой системной взаимосвязи между собой.

Успешное управление экономическими потоками на отдельном предприятии возможно лишь в случае выделения соответствующей функции. Динамично изменяющаяся ситуация создает объективную потребность у ряда предприятий в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах, длительности производственного цикла, организации сбыта, к неразберихе в складском хозяйстве.

Отсутствие структур логистики на предприятиях России -- скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.

Реализация функции управления материальными потоками в исторически сложившихся структурах управления показана на рис 5. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. - М. банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на рисунке группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу.

Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем (элементы, связи, организация, интегративные свойства).

Элементы (операции) есть, однако состав их складывается случайно, т. е. не исключено, что при проектировании сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить.

Связи между операциями четко не определены и устанавливаются зачастую по случайному закону.

Организация этих операций в единую функцию специально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии.

Интегративные свойства так взаимосвязанной и так организованной совокупности операций в результате не обеспечивают возможности оптимизации управления материальными потоками на предприятии. Залманова М.Е. Логистика бизнес - систем. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1997.

Рис. 5. Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях

На практике это означает, что логистическая функция "растаскивается" по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое -- содержанием запасов, третье -- сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

Возможная структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рис. 6.


Рис. 6. Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии

Данная структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком.

На предприятии могут иметь место и другие структуры, позволяющие реализовывать функцию логистики.

Рассмотрим теперь более детально как взаимодействует служба логистики с другими службами отдельного предприятия.

Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

· анализ окружающей среды и рыночные исследования;

· анализ потребителей;

· планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;

· планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики.

В общем случае деятельность служб логистики и маркетинга на предприятии тесно переплетается. Покажем их взаимосвязь на примере производства напитков, разлитых в тетрапакеты. Оформление пакетов -- функция маркетинга. Прочностные параметры пакетов -- логистика. Объем пакета -- и маркетинг, и логистика. Геометрические параметры пакета -- в большей степени логистика. Нанесение штрихового кода, позволяющего отслеживать движение каждой товарной единицы -- задача в большей степени логистики. Однако учитывая, что наличие штрихового кода на упаковке является одним из факторов, побуждающих к покупке, его нанесение может быть рекомендовано и службой маркетинга.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением -- также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.


ЦЕЛИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Повышение организованности (эффективности) процессов производства -

реализация основных принципов организации производства

(базовых и противоположных базовым):

ЦЕЛИ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ

Обеспечение работоспособности производственной системы в заданном диапазоне

качественных и количественных показателей

Обеспечение реализации полного цикла управления или всех основных функций цикла управления в их взаимосвязи

Например, целевая организация производственных процессов предполагает всяческое уменьшение неупорядоченности, разнооб­ разия и неопределенности в движении предметов труда как в прост­ ранстве, так и во времени. Так, однонаправленное движение пред­ метов труда в производстве обеспечивает: (а) многократное умень­ шение сложности ПС и трудоемкости управления производством благодаря сокрашению в десятки раз количества различных межце­ ховых и внутрицеховых технологических маршрутов и производст­ венных связей между участками; (б) создание базы для согласования сроков выполнения работ с непрерывной загрузкой плановых рабо­ чих мест и производственных участков; (в) повышение технологиче­ ской однородности работ на каждом рабочем месте и т. д.

Целевая организация производственных процессов осуществля­ ется в соответствии с главной целью предприятия, т. е. на основании годовой производственной программы предприятия, и формирует или уточняет их производственную структуру, или объектную струк­ туру предприятия (ПС).

Функциональный состав задач, подлежащих реализации в про­ цессе функционирования предприятия, и спроектированная произ­ водственная структура предприятия вместе определяют организаци­ онную структуру управления предприятием, или его субъектную структуру.

В свою очередь, объектная и субъектная структуры предприятия образуют элементную структуру предприятия.

Гибкость адаптации предприятия к изменениям внешних и внут­ ренних условий работы обеспечивается за счет многих факторов, основными из которых являются гибкость техники и технологии, уровень профессионализма кадров, гибкость организации и управ­ ления производством.

Различают тактическую истратегическую гибкость. Первая оп­ ределяет время, необходимое предприятию для освоения производ­ ства нового изделия или для реконструкции (создания) отдельного производства, связанного с нововведениями в технике, технологии, или то и другое вместе. Вторая определяет значимость возможных капиталовложений, эффекты, объем и время реконструкции пред­ приятия.

Реализация основных принципов организации производства при­ водит лишь к повышению организованности (эффективности) функ­ ционирования предприятия при относительно стабильных воздей­ ствиях окружающей среды; тогда как реализация основных и проти­ воположных принципов организации производства повышает еще и внутреннюю гибкость производства, т. е. способность оперативно, сминимальными затратами, адаптироваться к изменениям производ­ ственной программы, условий на рынке товаров и услуг, норм госу­ дарственного регулирования.

В итоге формируется динамичная организационная структура предприятия (ПС). Это как бы структура некоторой взаимосвязан­ ной совокупности методов организации и управления процессами производства в пространстве и во времени, соответствующая до­ стигнутому уровню знаний и обеспечивающая динамическое взаи­ модействие между компонентами системы в соответствии с их функ­ циональным назначением.

Наличие организационной структуры, объединяющей элементы предприятия и их функции в единое целостное образование и опре­ деляющей правила и направленность динамического взаимодейст­ вия элементов, - необходимое условие существования системы.

Четвертый уровень целей - обеспечение функционирования си­ стемы, сохранение гибкости и адаптивности системы в заданных параметрах (см. рис. 25). Здесь окончательно уточняется функцио­ нальный состав задач, решаемых в системе.

Сегодня в промышленных организациях сложилась негативная практика, когда свернуты или реализуются лишь частично такие основные функции управления, как прогнозирование, нормирова­ ние и планирование. Особенно внушают опасения плохая организа­ ция нормирования и недостаток специалистов по организации и нормированию труда.

Следует помнить, что если не реализуется в полном объеме хотя бы одна из основных функций управления, то система организации и управления материальными потоками в производстве начинает деградировать. Это происходит даже в том случае, когда цели более высоких уровней достигнуты и можно было бы пожинать плоды повышения эффективности производства.

3 Предпосылки и этапы развития логистики

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обуслов­ лена возможность широкого применения логистики в совре­ менной экономике.

Необходимость применения логист ики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина - развитие конкуренции , вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До кон­ ца первой половины XX века в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не при­ давали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальнымипотоками. Производство, оптовая и розничная торговля рабо­ тали без тесной технической, технологической, экономичес­ кой и методологической интеграции друг с другом. Единые системы управления сквозными материальными потоками не создавались. Основной потенциал конкурентоспособности со­ здавался в этот период за счет расширения и совершенство­ вания производства.

Однако к началу второй половины XX века резервы по­ вышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных пре­ имуществ. Предприниматели стали уделять все больше вни­ мания не самому товару, а качеству его поставки. Улучше­ ние работы в сфере логистики, не требуя таких дополни­ тельных капитальных вложений, как освоение выпуска ново­ го товара, тем не менее, оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет сниже­ ния себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Доллар, вложенный в развитие логистики, стал оказывать более сильное влияние на конкурентоспособность, чем доллар, вложенный в развитие качества выпускаемой продукции. В логистически организованных материалопрово­ дящих цепях появилась возможность существенного сниже­ ния себестоимости товара, прошедшего через сферы произ­ водства и обращения в сферу конечного потребления. Возни­ кающие конкурентные, преимущества стали зависеть не столько от величины капитальных вложений, сколько от умения правильно организовать логистический процесс.

Использующие логистику поставщики стали гарантиро­ вать поставку нужной продукции в нужное время и, соответ­ ственно, представлять для потребителя большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивали.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

♦возможности существенного снижения себестоимости товара;

♦повышения надежности и качества поставок (гаранти­ рованные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость примене­ ния логистики в экономике - нарастающие энергетические проблемы.

Повышение стоимости энергоносителей вынуждает пред­ принимателей искать методы повышения экономичности пе­ ревозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необ­ ходимы согласованные действия всех участников совокупно­ го логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обус­ ловлена современными достижениями научно-техничес-кого прогресса (НТП)\ В результате НТП создаются и начина­ ют широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появ­ ляется возможность использовать оборудование, соответствую­ щее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьюте­ ризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычисли­ тельной техники, появление стандартов для передачи инфор­ мации обеспечило мощное развитие информационных сис­ тем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватыва­ ющих большие территории. Стало возможным осуществле­ ние мониторинга всех фаз движения продукта: от первично­ го источника сырья через все промежуточные производствен­ ные, складские и транспортные процессы до конечного по­ требителя.

Таким образом, главные причины, по которым, начиная с середины XX века, в экономически развитых странах на­ блюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

♦превращение рынка продавца в рынок покупателя;

♦обеспечение конкурентных преимуществ логистичес­ ки организованных материалопроводящих систем за счет сни­ жения себестоимости продукции и улучшения качества по­ ставок;

♦энергетический кризис;

♦научно-техническийпрогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

Кратко рассмотрим предпосылки применения логистики

вроссийском бизнесе. В настоящее время эффективный биз­ нес в России, к сожалению, пока еще возможен при высоких затратах, связанных с использованием дезинтегрированных систем товародвижения. Это объясняется низким уровнем конкуренции в ряде отраслей, что позволяет устанавливать высокие цены на продукцию, не теряя при этом объемов сбыта.

Однако коммерческие возможности повышения эффек­ тивности бизнеса постепенно иссякают: увеличивать объемы продаж и повышать цены, компенсируя затратность товаро­ движения, становится все труднее (под термином “коммер­ ческие возможности” в данном случае будем понимать воз­ можность увеличения объемов выпуска и продаж, а также возможность увеличения цен на реализуемые товары). Соот­ ветственно, объективно возрастает степень заинтересован­ ности отечественного бизнеса в логистике.

На рис. 6 представлены два возможных направления по­ вышения эффективности торгового бизнеса: “логистичес­ кое” и “коммерческое”. Отсутствие конкуренции в девянос­ тые годы XX века делало привлекательным коммерческое направление. Однако по мере развития конкуренции барье­ ры на пути повышения цен и объемов продаж возрастают, что делает в настоящее время логистическое направление все более предпочтительным.

Тенденция возрастания барьеров на пути коммерческого направления развития бизнеса в России и снижения барьеров на пути логистического направления

Вначале XXI века в РФ наблюдается тенденция сниже­ ния барьеров на пути реализации логистического направле­ ния развития торгового бизнеса: появляются специалисты, умеющие организовывать логистику, развивается инфраструк­ тура товарного рынка, развиваются информационные систе­ мы (их становится больше, усиливаются их технологические возможности, снижаются цены и т. п.).

ВРоссии сегодня создается ситуация, когда логистика превращается в одно из наиболее привлекательных направ­ лений повышения эффективности бизнеса.

Необходимым условием для развития отечественной ло­ гистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и научно-тех­

нический прогресс в сферах производства и обращения.1.6.Этапы развития логистики

Всовременной экономике выделяют три этапа совер­ шенствования логистики.

Первый этап - 60-егоды XX века, характеризуется использованием логистического подхода для управления ма­ териальными потоками в сфере обращения. В этот период на­ чинает приходить понимание двух ключевых положений:

1.Существующие как бы отдельно потоки материалов

впроизводстве, храпении и транспортировании могут быть охвачены единой системой управления .

2.Интеграция отдельных функций физического распре­ деления материалов может дать существенный экономи­ ческий эффект .

Задачи оптимизации физического распределения реша­ лись и прежде. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функцио­ нирования складов, оптимизация транспортных маршрутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить должного системного эффекта и поэтому в фирмах нередко не при­ давалось должного значения решению этих задач.

Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанно­ го с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом при­ меняемого транспорта; в свою очередь, характеристики пе­ ревозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-склад-ского процесса. Графически степень логистической интегра­

ции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логисти­ ки представлена на рис. 7.

Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного слож­ нее их обособленного решения. Здесь нередко требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на80-егоды XX века. В этот период интеграционная основа логисти­ ки расширилась и стала охватывать производственный про­ цесс.

С точки зрения развития логистики 80-егоды характе­ ризуются следующим:

♦быстрый рост стоимости физического распределения;

♦рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

♦долгосрочное планирование в области логистики;

♦широкое использование компьютеров для сбора инфор­ мации и контроля за логистическими процессами;

♦централизация физического распределения;

♦резкое сокращение запасов в материалопроводящих

♦четкое определение действительных издержек распре­ деления;

♦определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

Графически глубина логистической интеграции, достиг­

нутая в 80-егоды, представлена на рис.

Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и харак­ теризуется следующим:

♦ современные коммуникационные технологии, обеспе­ чивающие быстрое прохождение материальных и информа­ ционных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя,

♦развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики,

♦концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения,

♦совокупность материалопроводящих субъектов приоб­ ретает целостный характер (рис. 9).

4 Логистический подход к управлению материальными потокам

Объекты управления - отдельные предприятияПоказатели сквозного материального потока на выходе (точка А) складываются случайно

При логистическом подходе объектом управления выс­ тупает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обо­ собленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согла­ сованного управления сквозным материальным потоком. Нуж­ ный груз начинает поступать в нужное место, в нужное вре­ мя, в необходимом количестве, необходимого качества. Про­ движение материального потока по всей цепи начинает осу­ ществляться с минимальными затратами. На выходе из цепи (точка А) сквозной материальный поток приобретает запла­ нированные, контролируемые показатели.

На уровне отдельно взятого предприятия цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных подразделений это­ го предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока, как пра­ вило, не имеет приоритетного значения ни для одного из этих подразделений. В результате, согласно известной пого­ ворке, у семи нянек “дитя” остается без надзора. Показатели

материального потока на выходе из предприятия (точка В), так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права подразделение (чаще всего, служба логистики), приоритетной задачей которого является управление сквозным материальным потоком, т. е. потоком, который поступает извне, проходит склады службы снабже­ ния, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходит к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

В целом, принципиальное отличие логистического под­ хода к управлению материальными потоками от традицион­ ного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в техни­ ческой, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управле­ ние сквозными материальными потоками1.

5 Задачи и функции логистики снабжения

Рис. 16. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ИССЛВДОВАНИЯХ РЫНКА ЗАКУПОК

Цель проведения исследований рынка закупок сырья и материа­ лов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:

Непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);

Опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);

Рынки заменителей (полностью или частично заменяемых про­ дуктов);

Новые рынки.

Полученная информация должна отражать такие рыночные кате­ гории, как предложение, спрос и рыночный баланс. На базе получен­ ной информации, как правило, дается ответ на следующие вопросы:

какова структура исследуемого рынка? (какая форма рынка име­ ет место?);

как организован исследуемый рынок? (как протекает балансиро­ вание спроса и предложения?);

каким образом будут развиваться структура и организация рынка? Для того чтобы можно было глубже уяснить смысл перечислен­ ных вопросов и получить на них достоверные ответы, информация

часто подается в трех аспектах:

а) современный анализ рынка («моментальный снимок»); б) динамика изменения конъюнктуры рынка; в) прогнозы изменения рынка.

При проведении анализа важным инструментом исследования рынка закупок товаров производственного назначения являются за­ просы потенциальных потребителей. Используя запросы, рынок можно сориентировать на потенциальный спрос.

Исследования рынка закупок сырья и материалов могут рассма­ триваться внутри предприятия и как средство решения проблем, возникающих в научных исследованиях и конструкторских разра­ ботках, которые связаны с характеристиками нового сырья и ком­ плектующих. Кроме того, необходимо иметь в виду, что важная информация об изменениях и тенденциях развития рынка закупок сырья и материалов может быть получена на основе внутризавод­ ской или внутрифирменной отчетности.

Изучение рынка с целью закупок сырья и комплектующих изде­ лий, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции. Например, в машиностроении оно начинается и осуще­ ствляется на стадии конструирования изделий. Задача органов снаб­ жения - обеспечить конструкторов необходимыми каталогами, опи­ саниями, проспектами по профилю проводимой работы с целью их полной и объективной ориентации в соответствующих вопросах. Однако каталоги и описания обычно не содержат информации о ценах, без чего трудно добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому прямой задачей снабжающих органов является сбор информации о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.

Количество материалов, дата начала поставок и продолжитель­ ность периода их поступления зависят от производственных про­ грамм компании, которые, в свою очередь, определяются результа­ тами изучения рынков сбыта. Общей проблемой для большинства компаний является следующая дилемма. Как осуществить произ­ водственную программу: путем прочного, но не всегда экономичес- ки эффективного обеспечения материалами либо задерживая вы­ пуск продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов?

Изучив рынок и остановившись на каких-либоконкретных по­ ставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предпри­ ятия или фирмы в конкретных поставках. Определение потребнос­ тей основывается на стратегии управления запасами, чему в учеб­ ном пособии посвящен специальный раздел. В настоящей главе обозначим лишь основные принципы определения потребностей. Прежде всего определение потребностей означает выявление про­ дуктов и услуг по их качеству, количеству в основном двумя метода­ ми: путем определения потребностей на основе заказов и планомер­ ного определения потребностей на основе расходов.

Определение потребностей на основе заказов, например в маши­ ностроении, происходит путем разложения спецификаций на от­ дельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запа­ сов. Первичными потребностями здесь являются потребности в го­ товых изделиях, вторичными - узлы, из которых изделия состоят, третичными - детали, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворе­ ния последующих потребностей определяются на основе сроков за­ купки предыдущих.

Если потребности на основе заказов не могут быть определены или применение этого метода нецелесообразно, тогда используют метод определения потребности на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемая потребность в этом случае определяется при помощи простейших расчетных методов. В дополнение к ним на практике часто пользуются интуитивными методами прогноза - прежде всего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либовнешних факторов.

В западных странах приобретаемая фирмами продукция произ­ водственного назначения классифицируется по видам заготовлен­ ного товара и способам их закупки. Из всего многообразия традици­ онно выделяются следующие виды товаров: сырье и основные мате­ риалы, топливо, комплектующие и оборудование. Такое деление обосновывается примерно однотипной удельной стоимостью, а так­ же условиями хранения и применения отдельных видов этих това­ ров.

Способы поставки закупаемых материалов весьма разнообразны. Товары, потребность в которых возникает непредвиденно и не тре­ бующие длительного хранения, закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению. Материалы разового и постоянного по-

требления, требуемые к определенному моменту, закупаются на ус­ ловиях договорной поставки, оговаривающей точное время подвоза. При таком способе поставки объем запасов материалов на фирме уменьшается, а связанные с ним издержки сокращаются. Способст­ вуют резкому снижению производственных запасов регулярные по­ ставки таких партий материалов, которые доставляются потребите­ лю через определенные интервалы времени в соответствии с графи­ ком потребности в них производства на тот или иной период.

Вцелях упрощения процедуры оформления заказов и снижения накладных расходов применяются групповые поставки нескольких видов родственных товаров, приобретаемых и мелкими партиями.

Вэтих же целях фирмы стали использовать автоматизированную систему компьютерной связи. Фирмы осуществляют также конъ­ юнктурные и спекулятивные закупки товаров.

Важнейший элемент в политике закупок - анализ цены приоб­ ретаемых товаров. Для анализа цены закупок, так же, как и анализа стоимости собственного производства, используются различные виды расчетов:

а) простой метод калькуляции (показатель общих издержек~делится на показатель производственной продукции);

б) калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дро­ бятся по отдельным статьям и берутся усредненно);

в) постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции на базе АСУ).

Анализ цен учитывает также дополнительные работы и услуги, например, проведение консультаций, подготовку документации, упаковку, таможенные пошлины, транспортировку и другие. При этом применяются следующие виды анализа цены:

Анализ цены по пути от возникновения продукта до его поступ­ ления потребителю (постатейной калькуляцией определяют цену - НЕТТО, включая заготовительные расходы);

Анализ цены, рассчитанной по общей стоимости произведен­ ной работы, и услуг (здесь дополнительно учитывают расходы на контроль, хранение, финансирование);

Анализ цены на основе полезности продукта (на базе субъек­ тивных оценочных критериев определяется, сколько данный про­ дукт или услуга могут стоить на рынке);

Анализ цены при тенденции ее повышения на аналогичные товары (с помощью расщепления издержек на первичные, в расчете на единицу продукции в настоящий момент, и последующие из­ держки - для расчета цены на определенную партию продукции);

Анализ цены (с помощью кривой освоения новой продукции);

Анализ цены во временном периоде (сравниваются старое и новое коммерческое предложение, при этом учитываются измене­ ния в используемом сырье, затратах, рыночных отношениях и пр.);

Анализ цены по первичным издержкам на единицу продукции;

Анализ с помощью скользящих цен (применяются в основном при разработке долгосрочных договоров при лихорадочном измене­ нии цен);

Анализ цен на основе открытых данных (курс валют, биржевые курсы, таможенная статистика и пр.).

При осуществлении закупок покупатель не обязательно должен рассчитывать составляющие цены получаемого товара, однако в последнее время все чаще между покупателем и продавцом происхо­ дит обмен данными, содержащими составляющие издержек произ­ водства и другие элементы, из которых слагается цена продукта закупок. Особенно широкое применение такая практика получила при заключении долгосрочных договоров о поставках.

Транспортные расходы также находятся в поле зрения органов материально-техническогообеспечения. Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость до­ ставки, партионность грузов, способ их упаковки, методы перегруз­ ки в случае смешанных сообщений.

Помимо транспортных расходов значительные затраты вызывает хранение материалов (о них будет сказано ниже). Здесь снабженче­ ская деятельность имеет однозначную цель - обеспечить эффектив­ ное выполнение производственной задачи За счет сведения, по воз­ можности до минимума, объема запасов. Необходимо отметить, что в настоящее время, в условиях отсутствия дефицита на подавляю­ щую долю сырья, полуфабрикатов и различных комплектующих эле­ ментов в главных капиталистических странах, органы снабжения не ощущают потребности в создании излишних запасов (такая потреб­ ность стихийно формируется при осуществлении дефицита). Тем не менее было бы неправильно считать, что в сфере капиталистическо­ го производства отсутствуют побудительные причины создавать из­ лишние запасы. Конъюнктурные и сезонные колебания цен, инфля­ ция, изменениеполитико-экономическойобстановки в производя­ щих сырье регионах мира и другие факторы могут быть такими стимулами.

\f Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании. Такой выбор осуществляется в настоящее время в основном двумя методами. Первый - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходя

прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современ­ ных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.

Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возмож­ ностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уров­ не отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия выше­ названного отдела с производственным и отделом контроля качест­ ва продукции.

Существует и третий путь, который применяется в основном для обеспечения снабжения компании с нового, плохо изученного рын­ ка. Подобная ситуация может сложиться в результате возникнове­ ния потребности в принципиально новом для компании сырье и комплектующих. Такая потребность появляется при диверсифика­ ции производства и разработке принципиально новой продукции, а также осуществлении закупок по импорту или в не изученном фир­ мой регионе и тому подобных ситуациях. В этих случаях отдел закупок или торговый агент чаще всего обращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило, по­ средническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения про­ граммы выпуска их продукции, ее качества, быстроты реализации полученных заказов.

В одних случаях фирмы-посредникиза предварительно огово­ ренную плату находят возможных поставщиков или потребителей продукции, дают консультации по юридическому и финансовому аспектам предполагаемых сделок. В других, получая полномочия от компании - клиентов, берут на себя организационную и финансо­ вую сторону соглашения за оговоренный процент прибыли или не­ которую долю от суммы контракта. В этом случае они следят за количеством и качеством поставок, заботятся о своевременной до­ ставке, могут предоставлять услуги по складированию, комплектова­ нию, упаковке, сортировке и другим вспомогательным операциям.

С 80-хгодов в организации закупочного процесса в некоторых фирмахусиливаются плановые начала. Планирование процесса при­ обретения продукции и услуг для удовлетворения потребностей фирмы находится в общем русле процесса управления ресурсами и становится важной функцией в снабженческой деятельности. В ходе планирования учитывается ряд факторов, в частности: темпы ин­ фляции и возможность девальвации валют ряда стран, ведущие к росту цен; рост концентрации капиталов на рынке поставок; техно-

логм ческое развитие производства; появление новых материалов и т. д., без чего трудно оценить перспективы развития снабженческих служб фирм.

Руководство многих фирм давно осознало, что планирование свя­

зей с рынком поставок имеет такое же важное значение для успешного функционирования, как и планирование рынка сбыта. В условиях на­ сыщенности рынка закупки, проводимые фирмой, могут оказать значительное воздействие на рост ее прибыли наряду с продажей продукции.

Практически новое отношение к функции снабжения реализует­ ся через разработку плана или основных положений стратегии заку­ пок. Политика снабжения вырабатывается на основании анализа двух аспектов: важности предполагаемой закупки (с точки зрения ее потенциального воздействия на характеристики производимой про­ дукции, сокращение производственных издержек, прибыли) и осо­ бенностей рынка поставок - ограниченности рыночных возможно­ стей, наличия барьеров на пути проникновения на рынок, моно­ польного или олигопольного характера рынка.

Руководство снабжением, опираясь на вышеназванные факторы, оценивает позицию своей фирмы по отношению к поставщикам путем систематического анализа возможностей потенциальных по­ ставщиков и требований со стороны своей фирмы. На основании анализа создается набор вариантов поведения фирмы по отноше­ нию к поставщикам в конкретных рыночных зонах. Отдел снабже­ ния при той или иной стратегии выполняет свою постоянную задачу и выявляет новые источники поставок.

Один из ключевых вопросовматериально-техническогоснабжения промышленных фирм в западных странах - качество поставляемого сырья и комплектующих изделий. Необходимо подчеркнуть, что, не­ смотря на конкуренцию среди потенциальных поставщиков на вну­ треннем и международном рынке, проблема качества материальных ресурсов стоит достаточно остро.

Наиболее солидные западноевропейские, американские и япон­ ские компании, борющиеся за рынок сбыта своей продукции, разра­ батывают и скрупулезно выполняют программы по поддержанию и повышению качества своей продукции. Значительное внимание в них уделяется качеству источников поставок. Характерным приме­ ром в этом деле может являться опыт компании «ITT Кэннон Норт Америка» (США)". В структуре управления компанией создана так называемая «группа по отбору поставщика», в которую входят пред-

"Quality Progress, 1987, № 11, p. 41 .

ставители системы материально-техническогоснабжения компании, финансовой службы, производственного отдела и пр. Группа отби­ рает в качестве поставщика лишь тех, кто проявил или может про­ явить способность удовлетворить уровень запросов, предъявляемых «ITT». Группа выдвигает технические требования к предметам заку­ пок, основанные на технических требованиях к конечной продук­ ции, которые передаются поставщику

При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования:

Наличие оборудования для производства продукции необходи­ мого качества;

Возможность проводить испытания качества по заданной про­ грамме и с помощью необходимых приборов;

Контроль и аттестация входящих материалов и сырья;

Наличие необходимых документов и инструкций, определяю­ щих количество рабочих операций и их контроль;

Наличие марщрутных документов, подтверждающих проведе­ ние всех необходимых операций по производству и контролю.

При традиционном подходе к управлению каждое звено логистической цепи имеет свою систему управления, ориентирующуюся на собственные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена логистической цепи, сформированный под воздействием системы управления данного звена с учетом его целей и критериев, является входным для последующего звена. Результирующим материальным потоком всей логистической цепи является выходной поток последнего звена. Его параметры определяются в результате независимых управляющих воздействий, осуществляемых последовательно в каждом звене логистической цепи. Поэтому с точки зрения общих целей управления они являются случайными. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается, поскольку не выделяется сама категория "сквозной материальный поток". В результате показатели этого потока (себестоимость, надежность поступления, качество и др.) на выходе из цепи, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической системы управления к отдельным стадиям производственно-сбытового процесса. Эти управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи таким образом, что выходные параметры сквозного материального потока (точка Q) оказываются достаточно предсказуемыми и контролируемыми.

Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами вследствие улучшения значения параметров системы.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционногозаключается в :

Выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;

Технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

Таким образом, логистика предлагает иную логику управления совокупными (материальными, финансовыми и пр.) ресурсами и позволяет обеспечить тесную координацию собственно логистической организации и производственной стратегии. Результатами реализации этой стратегии являются:

Необходимый ассортимент запасов в должном месте и в нужное время;

Согласованность внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную доставку в соответствии с требованиями производства;

Синхронность складского хозяйства и транспорта и соответствие упаковки требованиям транспортировки, что позволяет минимизировать расход ресурсов, снизить производственные запасы и запасы готовой продукции;


Синхронизация потребительских заказов и транспортных услуг.

Логистика - это теория и практическая деятельность по организации и управлению процессами движения единой совокупности материальных, финансовых, трудовых, информационных и правовых потоков в системе рыночной экономики. Логистика сегодня проявляется как:

Современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства;

Системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов;

Алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им потоков информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса;

Вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю.

Основные методологические принципы логистики . Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на: методологии системного анализа; кибернетического подхода; исследования операций; экономико-математического моделирования.

На разных экономических уровнях для решения конкретных проблем используются различные методы, в том числе программно-целевого планирования, функционально-стоимостного анализа, макро- и микроэкономики, прогнозирования, моделирования и т. п.

Научную базу логистики составляют :

. математика (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторный анализ и др.);

. исследование операций (оптимальное программирование, теория игр, теория статистических решений, теория массового обслуживания, теория управления запасами, теория сетей и графов и др.);

. техническая кибернетика (теории больших систем, прогнозирования, общая теория управления, теории автоматического регулирования, идентификации, информации и др.);

. экономическая кибернетика и экономика (теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, системный анализ экономики, стратегическое и оперативное планирование, оптимальное ценообразование, имитационное моделирование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибуция, организация продаж, предпринимательство, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.).

Сложность и многообразие комплекса экономических и математических научных дисциплин, находящихся на стыке экономики, математики и кибернетики, обусловили следующие главные принципы логистики:

1. Системный подход . Проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы, зачастую разнокачественных и разнородных, как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительная особенность такого подхода - оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.

2. Принцип интегративности . Характеризует особенность логистической системы достигать целевых результатов на основе количественных и качественных взаимосвязей составляющих ее элементов.

3. Принцип целостности. Означает доведение управляющих воздействий до всех структурных элементов логистической системы на основе информационного обеспечения достижения целей функционирования системы. Также означает исходную оценку логистической системы как единого целого, состоящего из взаимодействующих, зачастую разнокачественных и разнородных, но совместимых по ориентации на конечные результаты логистической системы элементов.

4. Принцип логистической координации . Означает необходимость достижения согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы при управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в процессе достижения целевой функции.

5. Принцип глобальной оптимизации . Заключается в необходимости согласования локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения оптимума всей логистической системы при оптимизации ее структуры или управления ею.

6. Принцип эффективности . Предполагает способность логистической системы при данном уровне развития рыночных отношений, производственных технологий и особенностях субъектов этой системы достичь принципиально возможного минимума логистических издержек.

7. Принцип общих затрат . Означает учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в логистической цепи. При этом критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем.

8. Принцип конкретности . Означает четкое определение конечного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями, обеспечивающими осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов.

9. Принцип устойчивой адаптации . Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставки или закупки материальных ресурсов, транспортных тарифов и т. п.). При этом логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

10. Принцип гибкости . Позволяет реализовать принцип устойчивой адаптации путем встраивания в логистическую систему механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней экономической среды и вырабатывать адекватные им действия.

11. Принцип комплексности . Предполагает осуществление контроля за выполнением задач, стоящих перед различными логистическими структурами непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов, составляющими единую логистическую цепь в целях координации их действий.

12. Принцип формирования инфраструктуры . Означает требование обеспечения логистического процесса технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической подсистемами.

13. Принцип надежности . Означает обеспечение безотказности и безопасности движения потоков, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения при необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; повышение скорости и качества поступления информации и улучшение технологии ее обработки.

14. Принцип конструктивности . Предусматривает обеспечение диспетчеризации потока, а также оперативной корректировки его движения и тщательное выявление деталей всех операций производственно-сбытовой деятельности с целью непрерывного отслеживания перемещения и изменения каждого объекта потока.

15. Принцип всеобщего управления качеством . Требует обеспечения надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям.

16. Принцип превентивности . Обеспечивает нацеленность логистического управления главным образом на предупреждение отклонений, диспропорций, а не только на поиск возможного устранения их отрицательных последствий.

Объекты логистического управления: материальные, финансовые и информационные потоки; потоки услуг . Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

На рис.2.1 приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:

а) участок хранения - участок погрузки;

б) участок хранения - отправная экспедиция - участок погрузки;

в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция - участок погрузки;

г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

Рис. 2.1. Схема материального потока на торговой оптовой базе

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

Материальным потоком на предприятии называются различные грузы производственного назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться как фиксированный параметр для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути». Аналогично можно рассматривать запас груза на складе, запас деталей между разными видами оборудования, между участками и т.д.

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т. е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

Различают входной и выходной материальный потоки . Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному. Классификация материальных потоков приведена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Виды материальных потоков

Финансовые потоки . Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории - логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом их специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Таким образом, под финансовым потоком в логистике мы будем понимать направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует, что :

Во-первых, логистический финансовый поток - это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение;

Во-вторых, направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока;

В-третьих, движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между нею и внешней средой.

Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления логистическими финансовыми потоками обусловливает необходимость проведения их подробной классификации. Для классификации финансовых потоков в логистике используются следующие основные признаки: отношение к логистической системе; направление движения; назначение; способ переноса авансированной стоимости; форма расчета; вид хозяйственных связей.

По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки . Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь, внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на входящие и выходящие финансовые потоки: протекает во внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы.

. входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

. выходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы :

Финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

Инвестиционные финансовые потоки;

Финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

Финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

Финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые нами при их классификации по назначению).

В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы:

. денежные финансовые потоки , характеризующие движение наличных финансовых средств;

. информационно-финансовые потоки , обусловленные движением безналичных финансовых средств.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток.

Информационные потоки . Под логистическим информационным потоком понимается сложившееся или организованное в пределах логистической информационной системы движение информации в определенном направлении при условии, что у этих данных есть общий источник и общий приемник (например, совокупность сведений, передаваемых из одного звена логистической системы (отдел закупок) - источника в другое (производственный отдел) - адресат).

Модули - это системные блоки обработки информации (скажем, прием заказов или выделение запасов под заказ). Файлы данных - это инфраструктура информационной системы, где хранится информация, разбитая на функционально однородные группы, такие как <заказы> или <объем складских запасов>. В прошлом роль файлов выполняли картотеки. Управление и ввод данных - это своего рода интерфейс, через который логистическая система получает <подпитку> из внешних источников: от тех, кто принимает решения в самой компании, или от других фирм. Отчеты содержат информацию о логистических операциях и межфункциональных связях. Коммуникационные каналы (каналы информационного обмена) обеспечивают взаимодействие элементов информационной системы как между собой, так и с внешним миром. Поток логистической информации проходит через следующие пять модулей:

Получение заказов;

Обработка заказов;

Транспортировка и грузопереработка (отгрузка);

Распределение;

Управление запасами.

Файлы содержат данные и информацию, обеспечивающие межфункциональное взаимодействие внутри логистической системы. Основная база данных, служащая для информационной поддержки операций распределения, состоит из следующих файлов:

Данные о заказах;

Данные о запасах и складском хозяйстве;

Данные учета дебиторской задолженности;

Данные о плановых потребностях распределения.

Модуль управления и ввода данных включается в работу, когда в ЛИС поступает информация извне или когда менеджеры принимают, то или иное решение. Это происходит обычно в следующих ситуациях:

Получение заказа;

Получение запроса о состоянии заказа;

Составление и согласование прогнозов;

Установление транспортного тарифа;

Поступление грузов на хранение.

Отчетность состоит из многочисленных обобщенных, детализированных и особых справок, представляющих собой информационное сопровождение логистических операций. Движение информационного потока, связывающее между собой все эти компоненты, происходит по коммуникационным каналам.

Логистические информационные потоки характеризуются :

- неоднородностью (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна). Следует отметить, что под однородностью в линейном программировании и, в частности, в транспортной задаче понимается неограниченная возможность перевозки продукции из любого пункта отправления в любой пункт назначения. Применительно к процессу движения информации внутри логистической системы требование однородности также предполагает неограниченную возможность передачи любого документа в любое структурное подразделение аппарата управления;

- - поставщиков информации;

- множественностью подразделений - потребителей информации;

- сложностью и трудностью практической обозримости информационных маршрутов;

- множественностью числа передач единиц документации по каждому маршруту;

- многовариантностью оптимизации информационных потоков.

Методически важным с точки зрения логистики является определение взаимодействия материального и информационного потоков . Всегда считалось, что материальный поток генерирует информационный, т. е. постулировалась первичность материального потока. Однако современные информационные технологии изменили последовательность взаимодействия материального и информационного потоков, и в настоящее время различают три варианта их взаимодействия.

1. Информационный поток опережает материальный . В этом случае от информационного потока поступают сведения о достижении материальных потоков (прямое направление) или он содержит сведения о заказе (встречное направление).

2. Информация сопровождает материальный поток , движется одновременно с ним. Этим потоком идут сведения о количественных и качественных параметрах материальных потоков, что позволяет правильно и быстро оценивать их состояние и принимать необходимые регулирующие решения.

3. Информационный поток отстает от материальных потоков . В этом случае информация служит только для оценки результатов.

Потоки услуг . Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

Связь материальных, информационных и финансовых потоков . Еще одно требование, весьма важное для логистики, заключается в согласованности финансовых, материальных, информационных и любых других видов ресурсных потоков по всей цепи движения продукции. Его выполнение способствует повышению рациональности использования ресурсов и денежных средств. Контроль за согласованностью потоков позволяет достичь общесистемной оптимизации ресурсных процессов.

Оперативность - требование, связанное с внешним окружением логистической системы. Схемы движения потоков должны гибко и оперативно меняться при изменении экономической и политической ситуации, юридических и рыночных условий. В связи с тем что участники логистического процесса принадлежат к различным сферам производства и обращения, структура и состав финансовых потоков должны быть адаптивны для каждого контрагента.

Для того чтобы потоки соответствовали вышеперечисленным требованиям, на них необходимо оказывать управляющие и корректирующие воздействия. При этом должно выполняться условие взаимосвязанности информационных и финансовых потоков. Этому способствует применение информационных систем поддержки принятия решений, использование баз данных и корпоративных систем автоматизации для оперативного управления потоковыми процессами в логистических системах.

Объектом изучения в "Логистике" как научной и учебной дисциплине, а также объектом управления в деятельности логиста является материальный поток и связанные с ним информационные, финансовые и иные потоки.

Логистический подход к управлению выделяет такую категорию как "сквозной материальный поток".

Отличия разных подходов к управлению материальными потоками можно выделить как на макро, так и на микро уровне и показать схематически:

Рассматривая микро уровень, необходимо заменить на схемах предприятия на подразделения (отделы) одного субъекта хозяйствования, а "картина", отражающая отличия, останется прежней.

В целом, отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками - управление "сквозным материальным потоком".

Дополнительно прочитайте в учебниках:

1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. - стр. 22 - 24

1.3. СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ

МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЭКОНОМИКЕ

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Общепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода

к управлению материальными потоками, как на микро-, так и на макроуровне.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.



На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне

(уровень отдельного предприятия)

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Показатели материального потока на выходе (точка В)

управляемы и имеют заранее заданное значение

Рис. 5. Логический подход к управлению материальным потоком на микпоуровне (уровень

отдельного предприятия)

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками. *

_________________________________________________

* В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельностью по управлению материальными потоками начинает закрепляться название «логистика» вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.

3. Корсаков А.А. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. - стр. 10 -11

1.5. Основные принципы логистики

Специфика существует как на микро, так и на макроуровне.

На макроуровне цепочка, через которую проходит материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 1). При этом, задача

управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. В результате такие показатели этого потока, как себестоимость и надежность, далеки от оптимальных. Сквозное управление материальными потоками, позволяет видеть и управлять всей системой в целом.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 2). При этом, предприятия согласованно управляют сквозным материальным потоком.

Например, нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в небольшом количестве, необходимого качества. В следствии этого, движение материального потока по всей цепочке осуществляется с минимальными затратами.

На микроуровне цепочка, через которую проходит материальный поток, состоит из различных служб одного предприятия (служб снабжения, производства, сбыта). При традиционном подходе задача оптимизации материального потока не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели на выходе из предприятия далеки от оптимальных и складываются случайно.

При логистическом подходе на предприятии выделяется задача управления сквозными материальными потоками. В результате показатели материального потока на выходе становятся управляемыми.

В целом, отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками.

Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, определении порядка и условий производственного или торгового процесса. Традиционный и логистический подходы к управлению материальными потоками рассматриваются на макро- и микроуровне.

При традиционном подходе к управлению материальными потоками каждое звено предприятия имеет собственную систему управления, ориентирующуюся на локальные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена, сформированный с учетом его целей и критериев, является входным для последующего звена. Результат деятельности всего предприятия или цепи поставок оценивается по показателям выходного потока последнего звена.

Параметры совокупного материального потока при традиционном подходе формируются в результате независимых управляющих воздействий, осуществляемых последовательно в каждом из подразделений предприятия или в отдельных звеньях макрологистистической системы.

Поэтому параметры общего потока являются случайными и непредсказуемыми, а задача управления сквозным материальным потоком не решается, так как не выделяется сама категория «сквозной материальный поток».

В результате такие показатели материального потока как затраты на организацию, надежность доставки, качество продукции или услуги на выходе из предприятия далеки ог оптимальных значений. Следовательно, у традиционной системы управления предприятием отсутствуют интегративные свойства.

Еще одной характерной особенностью традиционных сист ем является раздробление функций управления логистической системой по разным службам предприятия (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, транспортная служба, производство). 11ри этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного материального потока на предприятии в целом. Поэтому для эффективного управления материальными потоками необходимо создание логистической службы.

При логистическом подходе управляющие воздействия к отдельным фазам движения материального потока прилагаются со стороны единой логистической подсистемы управления. Эти управляющие воздействия формулируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи. В результате параметры сквозного материального потока становятся предсказуемыми и контролируемыми, а продвижение материального потока по логистической цепи начинает осуществляться с минимальными затратами времени и финансов.

11ринципиальное отличие логистического подхода от традиционного заключается в следующем:

выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по гоками;

обеспечении технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалонроводящей цепи в единую систему на макро- и микроуровне.

Следовательно, логистический подход предлагает иную логику управления совокупными ресурсами предприятия и позволяет обеспечить интеграцию логистической и производственной (корпоративной) стратегий.

Результатами использования концепции логистики в производственной и торговой сферах деятельности являются: необходимое количество запасов материальных ресурсов в должном месте и в нужное время; согласованность внешнего и внутреннего транспорта, что гарантирует своевременную доставку грузов в соответствии с требованиями производства; синхронизация складского хозяйства и транспорта, а также соответствие тары требованиям транспортировки, что позволяет минимизировать логистические затраты, снизить уровень всех видов запасов; синхронизация заказов потребителей и времени оказания транспортных услуг.

Таким образом, логистика на предприятии в настоящее время воспринимается:

во-первых, как современная конкурентная стратегия коммерческой организации, целью которой является прогрессивное завоевание рынка гг ресурсосбережение;

во-вторых, как системный подход, представляющий движение мат ериальных, информационных, финансовых, трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов;

в-третьих, как алгоритм организации рационального движения материальных потоков, сопутствующих им потоков информации и финансов на всех ст адиях товародвижения;

в-четвертых, как вид предпринимательской деятельности организаций, специализирующихся на закупке, хранении, доставке товарных пар тий клиентам.