Пларб расшифровка. Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения России и зарубежных стран (рейтинг)

Александр МОЗГОВОЙ

Этому событию уделили немало внимания у нас в стране и за рубежом. И это понятно. «Ясени» относятся к числу лучших АПЛ в своем классе. Согласно открытым данным, атомоходы этого типа имеют подводное водоизмещение 13800 т, их длина – 139,2 м, ширина корпуса – 13 м. Водо-водяной реактор ОК-650В позволяет развивать максимальную 31-узловую подводную скорость. Рабочая глубина погружения – 520 м, максимальная – 600 м. Идеально обтекаемый корпус и высокие меневренные характеристики способствуют выполнению самых разнообразных миссий как при действиях в океане, так и у берегов. На корпус из маломагнитной стали нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов.

Лодка несет широкую номенклатуру вооружения. За ограждением выдвижных устройств находятся восемь вертикальных шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК), в каждой из которых размещается по четыре противокорабельные ракеты «Оникс» или семейства «Калибр-ПЛ», разными модификациями которого можно стрелять по кораблям или по береговым объектам. Поражение наземных целей происходит на дальности до 2650 км. Сверхзвуковой вариант данной ракеты меняет траекторию полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения приближается к гиперзвуковой. То есть перехватить ее нельзя. Другими словами, «ясени» будут использоваться для неядерного стратегического сдерживания. Впрочем, в некоторых публикациях говорится о возможности оснащения «калибров» ядерными боевыми частями. Комплектование ракетного арсенала подводной лодки из 32 единиц осуществляется в разных комбинациях.

В центральной части корпуса находятся десять торпедных аппаратов с боезапасом из 30 телеуправляемых и самонаводящихся торпед, в том числе новейших тепловых «Физик-1». Вместо торпед или их части возможен прием мин. Как сообщают некоторые источники, через торпедные аппараты могут выстреливаться стратегические крылатые ракеты «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км и ядерными боевыми частями, а также крылатые ракеты семейства «Калибр-НК» и противолодочные ракеты «Водопад-ПЛ». Отмечается, что в перспективе ПЛАРК этого типа будут получать новые образцы торпед, в том числе пятого поколения «Ломонос», и ракет, которые в настоящее время находятся в процессе создания.

Не менее впечатляющим является электронное оснащение корабля. Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Округ» осуществляет в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля и от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается несколькими бортовыми цифровыми вычислительными машинами на современной элементной базе. БИУС может получать и передавать данные другим кораблям по защищенной звукоподводной связи. Радиоэлектронные комплексные системы 3Ц-30.0-М предназначены для освещения обстановки и целеуказания.

Особо стоит остановиться на гидроакустическом комплексе МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень», который относится к ГАК нового поколения. В носовой части лодки размещается его основная конформная крупногабаритная антенна «Амфора» с цифровой обработкой сигналов и с использованием цифровых библиотек системы автоматической классификации целей «Аякс-М». По бортам находятся конформные антенны большой площади, позволяющие контролировать обстановку вокруг корабля. Имеется и буксируемая антенна, которая выпускается из обтекателя вертикального оперения подводной лодки.

«Ясени» – высокоавтоматизированные корабли. На лодках имеются комплексные системы управления техническими средствами «Булат-Ясень», системы управления электроэнергетической системой «Луга-Ясень», системы централизованного электропитания «Косинус-Ясень» и ряд других. Вот почему экипаж ПЛАРК может состоять из 64 человек. Но на практике «для подстраховки» команды АПЛ формируются из 85-93 человек. Все они офицеры или мичманы.

Головная лодка этого типа – К-560 «Северодвинск» – вошла в строй ВМФ РФ 17 июня прошлого года. На стапеле эта АПЛ находилась очень долго. Она была заложена 23 декабря 1993 года. Но сборка корабля из-за отсутствия финансирования не велась. Работы возобновились в 2004 г. по переработанному проекту 0885. Серийные ПЛАРК («Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и теперь «Архангельск») строятся тоже по измененному проекту – 08851 (885М). В нем используются комплектующие исключительно российского производства.

По словам Владимира Дорофеева, генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», которое является проектантом корабля, «Северодвинск» успешно выполнил все мероприятия программы заводских и государственных испытаний, а также опытной эксплуатации на флоте. «Это и глубоководные испытания – погружение на предельную глубину с испытанием всех необходимых технических средств, и мероприятия, связанные с выполнением ракетных и торпедных стрельб с борта корабля, а также завершение государственных испытаний основных комплексов радиоэлектронного вооружения на больших глубинах», – отметил он в интервью агентству ИТАР-ТАСС. Получив подводную лодку принципиально нового проекта, военные моряки отработали применение всех технических средств в различных условиях эксплуатации. «Проекты 885/885М – прорывные для нашего Военно-морского флота, – подчеркнул Владимир Дорофеев, – в них очень много серьезных новшеств. Подобные корабли сейчас отсутствуют в составе всех флотов, кроме российского».

Вот почему, как отмечалось, «ясени» вызывают большой интерес и беспокойство за рубежом. Начальник подразделения разработки подводных лодок командования военно-морских систем ВМС США (NAVSEA) контр-адмирал Дэйв Джонсон распорядился поставить в своем кабинете модель «Северодвинска». «Я должен видеть модель этой АПЛ каждый день, когда вхожу в офис, – говорит он. – В лице этой субмарины мы столкнемся с жестким оппонентом. Вот почему я попросил в Кардероке (там находится научно-исследовательский центр ВМС США – Прим. редакции) сделать для меня эту модель». В свою очередь, американский журнал The National Interest, специализирующийся на проблемах национальной безопасности Соединенных Штатов, называя пять наиболее опасных для Вашингтона российских ядерных вооружений, на первые три места поставил РПКСН проекта 955 «Борей», БРПЛ «Булава» и многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень». Четвертое и пятое места занимают тактические ракеты и МБР РС-24 «Ярс».

По мнению зарубежных специалистов, ПЛАРК типа «Ясень» не уступают лучшим американским атомным многоцелевым подводным лодкам типа Seawolf (3 единицы), а по возможностям нанесения ракетных ударов по кораблям и береговым целям превосходят их. Их ставят выше и строящихся сейчас серией в 30 единиц субмарин типа Virginia (для сравнения приведем тактико-технические элементы этих лодок: подводное водоизмещение – 7900 т, длина – 115 м, максимальная скорость подводного хода – 30-35 узлов, 12 вертикальных пусковых установок с крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk, предназначенными для стрельбы по береговым целям, четыре 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 27 торпед, экипаж – 115 человек).

В чем эксклюзивность «ясеней»? Это действительно универсальные подводные лодки. Они одинаково хороши для обороны и атаки. ПЛАРК проекта 885 и их модификации способны действовать против кораблей и судов противника, нанося по ним ракетные и торпедные удары, ставить мины. Но самое главное, эти АПЛ – идеальное средство для поражения береговых целей. При этом они могут использовать крылатые ракеты как в обычном, так и ядерном снаряжении. То есть достигается высокая степень гибкости использования оружия.

В настоящее время борьба против берега выдвигается на первый план для подводных лодок всех подклассов, в том числе и неатомных. Теперь им нет надобности рыскать в морских и океанских глубинах для поиска кораблей и судов противника. В пределах дальности стрельбы крылатых ракет субмарин находится порядка 75-80% экономического потенциала большинства стран мира, а также их политических центров. В свое время Соединенные Штаты объявляли себя «островом», мотивируя тем самым свою океанскую экспансию в соответствии с теорией «морской силы» адмирала Альфреда Мэхэна (1840-1914). Теперь «остров» может оказаться под перекрестным огнем крылатых ракет подводных лодок. Большинство западноевропейских столиц – тоже прекрасные цели для них.

Даже крылатые ракеты в обычном снаряжении способны нанести огромный ущерб городам, особенно портовым, и тем, где сосредоточены нефтехимические производства. Вспомним о трагедии, случившейся в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 г., когда в гавани этого города столкнулись французский пароход Mont-Blanc и норвежский Imo. Mont-Blanc перевозил 2300 т пикриновой кислоты, 10 т пироксилина, 200 т тротила и 35 т бензола в бочках, размещенных на верхней палубе. От столкновения несколько бочек с бензолом дали течь, и он растекся по палубе Mont-Blanc. А когда суда расходились, то их железные борта высекли искры, которые вызвали пожар на французском пароходе. В 9.06 произошел чудовищной силы взрыв, который считается самым мощным за всю доядерную эпоху. В его результате Ричмонд – северный район Галифакса – был снесен с лица земли, погибло 1963 человека, около двух тысяч пропали без вести, почти девять тысяч получили увечья и ранения, 1600 зданий были разрушены, а приблизительно 12000 – сильно повреждены.

Современные порты с их огромными газовыми, нефтяными, химическими терминалами, а также насыщенные другой пожаро- и взрывоопасной продукцией могут представлять еще большую опасность, чем пароход Mont-Blanc. То же относится и к крупным промышленным центрам. Крылатые ракеты класса «подводная лодка-берег», как правило, атакуют хорошо разведанные цели. К ним, в том числе, относятся органы военного и гражданского управления, склады боеприпасов и базы. И избежать их попадания практически невозможно. В США и других странах НАТО с тревогой смотрят за наращиванием Россией строительства подводных лодок с крылатыми ракетами. «Если эта тенденция продолжится, – заявил 19 марта на слушаниях в американском Конгрессе глава Северного командования Вооруженных Сил США, отвечающего за оборону территории всей страны, адмирал Уильям Кортни, который одновременно возглавляет Объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД), – то со временем НОРАД столкнется со сложностями в обеспечении защиты Северной Америки от угрозы со стороны русских крылатых ракет». В свою очередь бывший американский подводник, а ныне эксперт по военно-морской стратегии Брайан Кларк считает: «Если они действительно создадут подводный флот нового поколения, он создаст проблему для ВМС США».

Тем временем растет активность российских субмарин в морях и океанах. Как сообщил главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, «за период с января 2014 года по март 2015 года интенсивность выходов подводных лодок на боевую службу увеличилась почти на 50% по сравнению с 2013 годом». По его словам, для боевой службы в Мировом океане в прошлом году подготовлено свыше десяти экипажей ПЛ Северного и Тихоокеанского флотов.

Однако и американцы не дремлют. Не зря контр-адмирал Дэйв Джонсон держит у себя перед глазами модель «Северодвинска». От подсерии к подсерии (в США их называют «блоками») АПЛ типа Virginia совершенствуются, а возможности их наращиваются. Сейчас ведется строительство подсерии Block III. 7 марта этого года была официально заложена (ее строительство фактически началось в 2012 г.) подлодка Colorado – пятнадцатая типа Virginia и пятая подсерии Block III. У этих лодок новая носовая гидроакустическая станция LAB, которая по своим возможностям на 40% превосходит ГАС, установленные на первых лодках этого проекта. Кроме того, КР Tomahawk размещены в двух модулях, в которых в случае надобности может находиться и иная полезная нагрузка, в том числе беспилотные летательные аппараты, средства доставки боевых пловцов и т.д.

В перспективе новые модификации АПЛ типа Virginia могут менять конфигурацию вооружения. Так, путем врезки дополнительной секции предполагается увеличить количество крылатых ракет Tomahawk на 28 единиц, то есть общий боезапас составит 40 штук. Первую такую субмарину ВМС США хотят получить до 2019 года. Не исключается, что в будущем лодки могут оснащаться даже компактными баллистическими ракетами средней дальности. Сейчас речь идет о доведении серии этих лодок до 48 единиц.

На сегодняшний день ВМС США с 2000 г. получили 11 субмарин типа Virginia трех подсерий, еще две проходят испытания и будут введены в строй в ближайшее время. Промышленности поставлена задача сдавать ежегодно не менее двух АПЛ этого семейства.

Французская АПЛ Saphir.

К сожалению, темпы строительства так нужных флоту ПЛАРК типа «Ясень» нельзя признать удовлетворительными. На закладке в 2009 г. первой серийной АПЛ «Казань» тогдашний заместитель командующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов утверждал, что эта подлодка «войдет в строй не позже 2015 года». Сейчас уже говорят о 2017 годе.

Нет ясности и с количеством лодок, которые получит флот. Одна уже поставлена ВМФ РФ, четыре строятся, две заказаны. А вот судьба восьмой пока не ясна. Одни представители ОПК и ВМФ говорят, что она тоже будет построена, другие утверждают, что серия будет ограничена семью единицами. Хотя очевидно, что флоту требуется как минимум 20 «ясеней». От сроков строительства и количества кораблей в серии зависит цена каждой единицы. Чем выше темп и больше лодок в серии, тем меньше их себестоимость.

Требуется понимать, что военно-политическая истерия вокруг России – своеобразная модификация холодной войны 50-80-х годов прошлого века – быстро не «рассосется». В состоянии жесткого противостояния с Западом, и прежде всего с Соединенными Штатами, нам придется жить еще долго.

В день закладки ПЛАРК «Архангельск» Виктор Чирков сообщил журналистам, что до 2020 г. флот получит десять модернизированных АПЛ проектов 971 и 949А. Они тоже станут носителями крылатых ракет. Например, субмарины проекта 949АМ будут нести 72 крылатые ракеты разного назначения.

Однако главком не упомянул о титановых АПЛ проектов 945 и 945А. Они тоже должны были пройти модернизацию для придания им современных качеств. 14 мая прошлого года с Центром судоремонта «Звездочка» был подписан контракт на капитальный ремонт и модернизацию АПЛ «Карп» и «Кострома» – первых двух лодок этого типа из четырех, которые должны радикально «омолодиться». На «Карпе» начались активные работы. Предполагалось, что эта АПЛ вернется в строй в 2017 году. Но в феврале появились первые сообщения о приостановке работ на лодке. И хотя от «Звездочки» поступали вялые опровержения этой информации, как раз в день закладки «Архангельска» стало известно, что из-за сокращения бюджетных расходов в связи с финансовым кризисом все работы на «Карпе» заморожены. То-то радуются недруги России! Ведь они предрекали, что падение цен на нефть и западные санкции затормозят, а то вовсе остановят обновление российского подводного флота. «У Путина не так уж много денег, с падением цен на нефть у России возникли очень тяжелые проблемы», – заявлял в конце января известный американский военно-морской аналитик Норман Фридман. Вот почему «в будущем Россия вряд ли развернет на передовых позициях в Мировом океане подводный флот в количестве, способном угрожать ВМС США», – отмечал тогда же обозреватель влиятельного американского издания Defense News Кристофер Кейвас.

Да, санкции и низкие цены на энергоносители заставляют «поджиматься». И тут важен выбор приоритетов. На наш взгляд, в кризисный период и с учетом складывающейся вокруг России обстановки как раз следует сосредоточиться на строительстве и модернизации подводных лодок. Большие надводные корабли, предназначенные для демонстрации флага в далеких морях, подождут до лучших времен.

Тем паче, что они, несомненно, уступают по боевой устойчивости субмаринам. Достаточно вспомнить недавний эпизод у берегов США, когда перед отправкой в дальнее плавание 12-я авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем Theodore Roosevelt провела в феврале этого года у берегов Флориды десятидневные учения. В них приняла участие французская атомная подводная лодка Saphir. Ей удалось благополучно преодолеть ордер противолодочной обороны и выйти в атаку. В реальных боевых условиях она бы потопила или, по крайней мере, серьезно повредила бы авианосец. А ведь эскортировали атомный плавучий аэродром очень серьезные корабли: недавно завершивший модернизацию крейсер Normandy, новейшие ракетные эсминцы Farragut, Forrest Sherman и Winston S. Churchill, а также атомная подводная лодка Dallas. Но перехватить Saphir они не смогли, хотя и знали о ее присутствии.

Это не первый случай, когда субмарины выставляют на посмешище надводные корабли. Самый одиозный случай произошел 26 октября 2006 г. в районе Окинавы, когда китайская дизель-электрическая подводная лодка типа Song провела успешную учебную атаку на американский авианосец Kitty Hawk. Она благополучно миновала противолодочный ордер и всплыла в пяти милях от американского корабля. И только после этого была обнаружена.

Можно привести пример и из отечественной практики. На учениях, проводившихся в июне 2003 г. в Балтийском море, ДЭПЛ проекта 877 «поразила» торпедами атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Противолодочные силы, а они были немалые, очень не хотели ударить в грязь лицом, поскольку за учениями с борта крейсера «Маршал Устинов» наблюдали президенты России Владимир Путин и Польши Александр Квасьневский, но сорвать атаку так и не удалось. Когда большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» выпустил по лодке торпеды и обрушил на нее реактивные бомбы, та уже сделала свое дело.

Для отработки противолодочных действий ВМС США на регулярной основе привлекают не только свои атомные подводные лодки, но и дизель-электрические субмарины других государств, поскольку те имеют меньшую шумность по сравнению с АПЛ. Шведская НАПЛ Gotland была даже взята американским флотом на два года в лизинг. К подобным учениям привлекаются ДЭПЛ и НАПЛ ВМС Австралии, Южной Кореи, Японии, ФРГ, Нидерландов, Португалии, Перу и других стран. И, как правило, они берут верх над американскими силами ПЛО.

Те же учения подтвердили, что самым эффективным средством борьбы с современными подводными лодками являются подводные лодки. Это особенно актуально в связи с намерением Соединенных Штатов обновить флот своих стратегических ракетных АПЛ. 12 подлодок SSBN(X) подводным водоизмещением 20810 т каждая будут строиться по программе Ohio Replacement Program (ORP) на грандиозную сумму $347 млрд. Закладка первой намечена на 2021 г., а ввод в строй в 2031 году. Носовая оконечность вместе с ГАС LAB и двумя модулями для крылатых ракет Tomahawk «заимствуется» у многоцелевых АПЛ типа Virginia Block III. У ПЛАРБ – движитель водометного типа pump-jet. Но самое главное – лодки получат полностью интегрированную электросистему, что позволит избавиться от гидроприводов, а винты не будут связаны турбозубчатыми агрегатами, с шумом ворочающими гребные валы. Вращать винт будет кормовой электромотор. Таким образом значительно уменьшится акустическая заметность субмарины. Конструкторы пришли к оригинальному исполнению ограждения выдвижных устройств. Это очень узкая конструкция, в профиль напоминающая небольшой надутый ветром парус. В подводном положении он будет играть роль киля, только находящегося не в нижней части корпуса, а в верхней. За ограждением выдвижных устройств – четыре блока пусковых установок БРПЛ Trident II D-5 LE. Всего их – 16 единиц.

Обнаружение, слежение, а в случае надобности и уничтожение таких ПЛАРБ ляжет на плечи российских многоцелевых субмарин. Вот почему при проектировании атомных подводных лодок пятого поколения, по словам Виктора Чиркова, главные требования флота к проектантам - увеличение скрытности и совершенствование систем вооружения. Это относится и к АПЛ стратегического назначения. Как заявил генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин», проектирующего российские ПЛАРБ, Игорь Вильнит, «у «бореев», безусловно, будут модификации «Борей-Б», «Борей-Д» и т.д.». То есть соперничество под водой продолжается. И это дерби, судя по всему, не будет иметь остановки.

Журнал «Слово и дело» составил ТОП-5 ПЛАРБ, присутствующих в арсенале наиболее развитых государств мира.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) – принятое обозначение для атомных подлодок, предназначенных для нанесения ракетных ударов по стратегически важным объектам противника. Помимо термина «РПКСН» для наименования данного класса также применяют аббревиатуру ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими), которая больше распространена на Западе.

Ракетонесущие подводные крейсеры являются частью триады ядерных держав и сегодня находятся на вооружении России, США, Великобритании, Франции, Индии (проходит испытания) и КНР. Все они в разной степени соответствуют современным требованиям ударного потенциала, скрытности, обороны и информирования экипажа, поэтому имеет место их детальное сравнение между собой. Журнал «Слово и дело» составил ТОП-5 ПЛАРБ, присутствующих в арсенале наиболее развитых государств мира.

1.Подводные лодки проекта 885 «Ясень»


АПЛ "Северодвинск"

На сегодняшний день абсолютным лидером в своем классе является российский головной корабль проекта 885 «Северодвинск». Эта АПЛ - квинтисенция всего того, что наработала отечественная оборонка за более чем полувековой период развития подводного кораблестроения. Проект обладает принципиально новой системой конструкции из маломагнитной стали, позволяющей субмарине погружаться на 600 (обычные лодки не более 300 метров) и более метров, что делает ее практически недосягаемой для всех видов современного противолодочного оружия. Торпедные аппараты подлодки расположены за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса.

В центральной части корпуса корабля размещен ракетный отсек с 8-ю универсальными ракетными шахтами. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс» (24 ракеты, по 3 в каждой шахте). Кроме того, АПЛ способна применять противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб», которые могут достать любой береговой объект с дистанции в 5000 км.

«При ходовых испытаниях и в приемке госкомиссии АПЛ «Северодвинск» показала отличный результат. Теоретически подводные лодки проекта 885 способны в одиночку нанести значительный урон авианесущей группе США. 32 крылатые ракеты «Калибр», распологающиеся на борту крейсера могут уничтожить авианосец, даже если он находится в сопровождении нескольких кораблей. Аналогичная ситуация произойдет и с вражеской субмариной», - сообщил журналу «Слово и дело» военный эксперт Алексей Леонков

Главное преимущество российских подлодок проекта «Ясень» - низкий уровень шумности: благодаря маломагнитной стали и специальному магнитному покрытию это самые тихие АПЛ в своем классе. Стоимость «Северодвинска» составляет примерно 47 млрд. рублей.

2. Подводные лодки типа « Seawolf »

Второе место занимают американские ПЛАРБ четвертого поколения проекта «Seawolf», которые являются «одноклассниками» российских «Ясеней». Корпус субмарины выполнен из стали HY 100 с большим пределом текучести, что обеспечивает АПЛ большую маневренность. По оценкам западных и отечественных экспертов уровень гидроакустической заметности обеих подлодок сопоставим, при этом себестоимость «Морского волка» в 7 раз выше, из-за чего Штаты ограничились всего 3 экземплярами.

На лодке «Seawoolf» главным средством для поражения надводных кораблей и нанесения ударов по береговым целям являются ракеты «Томагавк» и «Гарпун», которые значительно уступают российским «Ониксам» в дальности и обнаружении. Американская АПЛ проигрывает и в скорости, в подводном и бесшумном режиме она составляет 20 узлов, в то время как у «Ясеня» этот показатель равняется 30 узлам. Таким образом, в случае сражения один на один у российской подводной лодки есть все шансы на победу.

3. Подводные лодки типа «Вирджиния»


Атомная подводная лодка США класса «USS Virginia»

АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния» - основная ударная сила ВМС США. Она значительно дешевле своего последователя «Seawolf», поэтому ей отдано стратегическое предпочтение. «Вирджиния» также находится в одном классе с российским «Ясенем», но серьезно ему уступает. По мнению Алексея Леонкова, огневая мощь отечественной АПЛ по крылатым ракетам превосходит американскую субмарину в 2,5 раза, а по классу противолодочных торпед подлодка США вообще нам не ровня, поскольку она имеет гораздо меньше пусковых установок.

Главное достоинство «Вирджинии» - наличие специального модуля для десантных операций. Помимо огневых задач, подлодка способна выполнять скрытную высадку тактических подразделений типа «Морские котики» на сушу в тыл противника.

4. Подводные лодки типа «Триумфан» ВМС Франции

Французские ПЛАРБ класса «Le Triompant» отличает высокотехнологичная энергетическая установка, позволяющая подлодкам сохранять максимальную подвижность даже в экстренных ситуациях. Достигается это за счет парогенераторов, которые интегрированы в единый модуль с реактором К-15, а также наличием резервного выдвижного движителя, питающегося от аварийных дизель-генераторов. Кроме того, французская АПЛ обладает сравнительно высокой скоростью в подводном положении (25 узлов) и корпусом достаточной прочности.

Однако по части вооружения «Триумфан» значительно отстает от своих конкурентов. В его основе лежит французская твердотопливная баллистическая ракета М45, чьи технические характеристики и маневренность уступают российским и американским образцам.

5. Подводные лодки проекта 094 «Цзинь» Китай

Китайские АПЛ проекта «Цзинь» в начале 90-х создавались при заметной технологической поддержке российского ОКБ «Рубин». Именно поэтому своим обликом с развитым ограждением ракетных шахт субмарина напоминает советские ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин». Несмотря на это очевидное сходство, китайцы преуспели в минимизации уровня шума: по тишине проект «Цзинь» значительно превосходит показатели американских МАПЛ класса «Лос-Анджелес».

Подводные лодки типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км. Данные ракеты являются подводным вариантом новейших китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31. Российские специалисты полагают, что JL-2 - отдельная разработка: трехступенчатая DF-31 слишком велика для размещения в ракетных шахтах подводного крейсера.

Таким образом, российские подводные лодки проекта 885 «Ясень» являются победителями в своем классе. Их техническое оснащение, огневая мощь, высокая скрытность и приемлемая себестоимость не оставляют конкурентам никаких шансов в случае гипотетического сражения, а количество осуществимых боевых задач значительно превышает возможности американских, французских и китайских аналогов.

Максим Руденко


ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»

HEAVY MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE (TRPKSN) PROJECT 941 AKULA

07.03.2012
ВМФ России не будет модернизировать стоящие на вооружении стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» по финансовым соображениям, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. По словам источника агентства, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подлодок проекта 955 «Борей».
В настоящее время на вооружении ВМФ России стоят три подводных лодки проекта «Акула»: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь». Последние два корабля находятся в порту Северодвинска и в боевом составе не числятся из-за отсутствия боекомплекта — баллистических ракет Р-39. «Северсталь» стоит у причальной стенки с 2004 года, а «Архангельск» — с 2006-го. «Дмитрий Донской» использовался в качестве опытового корабля, участвуя в испытаниях ракеты «Булава». (lenta.ru)


30.12.2011
30 ЛЕТ ВСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВ ВМФ ТРПКСН ПРОЕКТА 941

29 декабря 2011 года в музее Севмаша ветераны предприятия и военные моряки вспоминали историю строительства самого большого подводного корабля в мире – АПЛ «Дмитрий Донской». 30 лет назад 29 декабря 1981 года корабль вступил в состав ВМФ.
Корабелы и военные моряки по праву гордятся уникальным атомоходом. В его создании участвовали более 1000 предприятий со всей страны, на Севмаше 1219 работников награждены орденами и медалями. Головная АПЛ проекта «Акула» за свои размеры занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
После 10 лет эксплуатации головной ракетоносец был поставлен на ремонт и переоборудование. В 2002 году АПЛ вывели из цеха, по некоторым системам и комплексам модернизировав до уровня кораблей 4-го поколения. 2002 год считается вторым рождением корабля. В последние годы с борта АПЛ «Дмитрий Донской» проводились испытания нового ракетного комплекса «Булава». Сегодня корабль участвует в обеспечении испытаний новых подводных кораблей, строящихся на Севмаше. Экипаж АПЛ возглавляет командир I ранга Олег Цыбин, заводскую часть сдаточной команды – ответственный сдатчик Евгений Слободян.
К 30-летию головной Акулы научные сотрудники заводского музея подготовили экспозицию, а специалисты телестудии – видеофильм «Дмитрий Донской» снова в строю», что и было продемонстрировано собравшимся. (Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»)

22.05.2013
ВМФ России до конца 2013 года выведет из своего состава две самые большие в мире атомные подводные лодки «Северсталь» и «Архангельск», построенные по проекту 941 «Акула». Как сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, до 2018-2020 года обе АПЛ утилизируют.

22.06.2013
ИЗ «ДМИТРИЯ ДОНСКОГО» СДЕЛАЮТ ПОДЛОДКУ ПРОТИВНИКА

В Белом море начались госиспытания сразу трех атомных подводных лодок. Новые лодки проектов 995 и 885 «Александр Невский» и «Северодвинск» проведут пуск учебных торпед по «Дмитрию Донскому», который вышел в море после ремонта. Как сообщает газета «Известия», «Дмитрий Донской» используется как измерительная лаборатория и с его помощью военные намерены записать звуки двух других подводных лодок.
По информации издания, по самой большой в мире АПЛ выпустят учебные торпеды и таким образом «Александр Невский» и «Северодвинск» проверят системы управления огнем и торпедные аппараты. Кроме того, до 1 июля планируется испытать большинство других систем обеих подлодок: если в результате не будет выявлено серьезных недостатков, то осенью пройдут испытания с пусками ракет как из надводного, так и подводного положения. Тогда же проверят и новую автоматическую систему управления, позволяющую перенацеливать «Булаву» в полете.
Ранее «Дмитрий Донской» уже проходил несколько модернизаций. В 1989 году построенную в 1976 АПЛ начали модернизировать на «Севмашпредприятии» по проекту 941У, однако в 1991 году работы были свернуты. Их возобновили только пять лет спустя и завершили в 2002 году; тогда пусковые шахты переобрудовали под ракеты «Булава», имеющие существенно меньшие по сравнению с Р-39 размеры.
Лента.ру

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска в Белое море была спущен первый подводный ракетный крейсер стратегического назначения класса «Тайфун» («Акула»). Особенность этой подлодки - наличие на ее борту баллистических ракет, способных поражать цель на расстоянии более 9000 км. Стреляя из подводного положения с Северного полюса, ракета «Тайфуна» может поразить цели на экваторе Земли. Поэтому этот крейсер справедливо называют стратегическим (по-гречески «Strateqos» - «полководец»), и ракетным, и подводным, способным выполнять важнейшие задания верховного командования.

Когда корпус подлодки был еще на стапелях, на носу субмарины, ниже ватерлинии, была нарисована оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска акула с трезубцем скрылись под водой и больше их никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». А для экипажей и первой, и последующих субмарин этого класса была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы.

Название же «Тайфун» этой подлодке дали американские эксперты. Но даже для служивших на самой лодке это название до недавнего времени считалось секретным.

Эта лодка стала нашим ответом американцам, которые в апреле 1979 года спустили на воду первую из лодок нового класса — «Огайо». Затем последовачи «Мичиган», «Флорида», «Джорджия» и другие.

Наш «Тайфун» был достойным ответом американцам. И не только потому, что сама по себе субмарина была уникальна. Сама по себе она была лишь одним из компонентов грандиозной программы с тем же названием. Программа эта планировала небывало широкий размах военно-морского строительства в нашей стране.

На Севере, по всему побережью Баренцева и Белого морей, строились специальные причалы, мастерские, склады для хранения запчастей и механизмов; к ним прокладывались автомобильные и железные дороги. Строились и так называемые места погрузки — гигантские сооружения, прозванные среди острых на язык моряков «виселицами». На них и в самом деле подвешивались ракеты, торпеды и прочее оборудование, которое затем грузилось на борт субмарины.

Проводились также взрывные работы для углубления фьордов в местах базирования лодок, создавались в скалах убежища на случай ядерной атаки вероятного противника и т.д.

Программа эта, по словам одного из ее участников, капитан-лейтенанта А.И. Склярова, предусматривала и невиданный ранее распорядок эксплуатации подводных лодок. В Подмосковье, в городе Обнинск, строился по этой программе специальный учебный центр.

Плюс к нему — жилье, детские сады, школы, медицинские учреждения. В этом центре, сменяя друг друга, должны были проходить подготовку экипажи подводников.

Для каждого подводного крейсера предполагалось иметь аж три экипажа: два боевых — для несения службы в море и один технический — для устранения неисправностей, текущего ремонта и подготовки атомохода к новому походу.

Режим работы экипажей должен был быть таким. Первый боевой экипаж находится два-три месяца в море на боевом дежурстве, во время которого на борту неизбежно накапливаются какие-то неисправности. По приходе на базу корабль поступает в распоряжение технического экипажа, которому передаются все дефектные ведомости. Сам же боевой экипаж тем временем отбывает в аэропорт, где грузится специально заказанный самолет и отбывает в Подмосковье. Отсюда, забрав свои семьи, все убывают в отпуска в разные концы страны.

К тому времени второй боевой экипаж, загорелый, отдохнувший и даже подуставший от семейного уюта, слетается вместе с семьями со всех концов страны в Обнинск. Здесь подводников — для освежения памяти и навыков — гоняют по всем тренажерам, они сдают зачеты и, подтвердив свою квалификацию, летят с вещами обратным спецрейсом в Мурманск. Из аэропорта экипаж прибывает спецавтобусом прямо к пирсу — к трапу своего крейсера, уже полностью готового к новому боевому походу. Принимают у технического экипажа лодку, убирают трап, и корабль уходит на боевую службу, управляемый вторым боевым экипажем.

Затем весь процесс, по идее, повторяется снова и снова.

Но, как говорится, гладко было на бумаге. Трудности начались уже при проектировании, когда встал вопрос о ракетном вооружении. Американцы оснащают свои субмарины ракетами на твердом топливе, которые менее капризны в обслуживании, чем жидкостные. У нас же долгое время таких ракет не было. А когда появилась первая отечественная морская баллистическая ракета на твердом топливе Р-31, оказалось, что вместить ее в ту же ракетную шахту, где раньше помещалась жидкостная, нельзя — габариты не те.

Благодаря отечественным технологиям 70—80-х годов XX века такая ракета оказалась не компактней, как можно было бы ожидать, а больших размеров и веса оружия. Плюс к тому массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с приборами предшествующего комплекса в 2,5—4 раза.

В итоге пришлось проектировать оригинальный, не имеющий мировых аналогов тип подводной лодки с двумя прочными корпусами, расположенными параллельно (своеобразный «подводный катамаран»). Кроме того, подобная «сплющенная» в вертикальной плоскости форма корабля диктовалась ограничениями по осадке в районе Северодвинского судостроительного завода и ремонтных баз Северного флота, а также технологическими соображениями — требовалось обеспечить возможность одновременной постройки двух кораблей на одной стапельной «нитке»; так вроде бы выходило удобнее и дешевле.

Однако даже сами конструкторы признают, что выбранная схема являлась в значительной мере вынужденной, далеко не оптимальной. Это, кстати, привело к тому, что иногда подлодки 941-го проекта называют еще и «водовозы».

В то же время, как говорится, нет худа без добра — она позволила повысить живучесть тяжелого подводного крейсера за счет разнесения энергетической установки по автономным отсекам в двух раздельных прочных корпусах (это улучшило взрыво- и пожаробе-зопасность, (удалив ракетные шахты из прочного корпуса), а также размещения торпедного отсека и главного командного поста в изолированных прочных модулях.

В переводе с технического языка на обыденный это означает следующее. Чтобы разместить все вооружение и оборудование, конструкторам пришлось создать этакий подводный катамаран. Два прочных цилиндрических корпуса объединяются между собой тремя поперечными переходами — в носу, посредине и на корме. Между корпусами размещены пусковые шахты ракет и некоторое другое оборудование. А сверху все прикрыты легким обтекаемым корпусом, по форме смахивающим на приплюснутый хлебный батон гулливеровских размеров.

Таким образом, получается, что в одном общем легком корпусе размещены как бы две лодки. На практике их обычно именуют «левый борт» и «правый борт», подразумевая при этом левую и правую цилиндрическую сигару целиком. В этих прочных сигарах-бортах все дублировано: реакторы, турбины, все механизмы и даже каюты.

И если даже в одной половине откажет вдруг все оборудование, то другая позволит полностью выполнить боевую задачу и вернуться в базу. Ведь и всех специалистов в команде тоже имеется точно по паре, и называют их специалистами правого и левого бортов.

Чтобы различать правый и левый борта, принято нумеровать все, что находится слева, четными числами, а все, что справа, — нечетными.

Между легким внешним и прочным внутренним корпусами остается довольно большое пространство, где размещены цистерны погружения, всякие емкости и вообще все то, что можно не защищать от высокого давления и действия морской воды. И контейнеры с ракетами тоже размещены у «Тайфуна» в пространстве между бортами—в передней части лодки, перед рубкой. В итоге получилось, что «Тайфун» — единственный из подводных ракетоносцев, у которого ракеты расположены впереди рубки. Другие субмарины как бы «тащат» ракеты за собой, а «Тайфун» свои ракеты «толкает» впереди себя.

Прозвище же «водовоз» вот откуда. При погружении все пространство между бортами заполняется забортной водой, и всю эту массу воды лодка разгоняет и тащит вместе с собой. Что, в конечном итоге, повышает общую массу и отрицательно сказывается на маневренности лодки.

Впрочем, особой «вертлявости» от «Тайфуна» никто и не требовал. Главная его задача — как можно незаметнее доставить в указанный командованием район ракеты и при необходимости произвести их пуск по заданным целям.

Поэтому главное вооружение — разработанные в НПО имени В.П. Макеева межконтинентальные баллистические ракеты. Контейнеры, расположенные, как уже говорилось, между цилиндрами прочных корпусов, связаны коммуникациями с аппаратурой в отсеках прочного корпуса. И вот тут наблюдается некое нарушение симметрии. Аппаратура одного борта служит для проверки ракет, а другого — для подготовки и проведения пусков.

Каждая из 100-тонных ракет способна поразить цель на расстоянии до 9000 км, это значит, что с Северного полюса можно попасть в экватор. А уж до Америки-то этого хватит и подавно. Поэтому с самого начала «Тайфун» проектировался для плавания лишь в Северном Ледовитом океане. Ему нет надобности уходить далеко от своих северных баз. Для дежурства в Тихом и Атлантическом океанах, у берегов США у нас есть другие подлодки. Но о них — в свой черед.

Двухкорпусная конструкция «Тайфуна», кроме всего прочего, позволила разместить экипаж с небывалым для подводников комфортом. Такие условия, пожалуй, можно было бы ожидать от «Наутилуса» Жюля Верна, но никак не от настоящей лодки. За это, кстати, «Тайфун» получил и еще одно прозвище — «плавучая гостиница» или «подводный отель».

И то сказать: команда здесь живет в обшитых пластиком под дерево 2-, 4- и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.

Есть на «Тайфуне» и специальный комплекс для отдыха, включающий в себя спортивный зал со «шведской» стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело- и гребными тренажерами, беговыми дорожками.

Имеется и обшитая дубовыми досками сауна на пять человек. А еще есть на лодке небольшой бассейн: в длину — 4, в ширину — 2, в глубину — 2 метра. Бассейн можно заполнять либо пресной, либо соленой забортной водой — холодной или подогретой.

Нашли на «Тайфуне» место даже для солярия, но загар в нем почему-то получается с каким-то «инопланетным», зеленоватым оттенком. Поэтому подводники стараются ультрафиолетовыми ваннами не злоупотреблять, чтобы потом на берегу особо не выделяться.

Есть тут и четыре душевые, а также девять гальюнов, что тоже весьма неплохо.

В уютном и тихом зале для отдыха есть кресла-качалки и поющие канарейки, рыбки и комнатные цветы. А одна из его стен представляет собой большой экран, на котором по выбору демонстрируется любой пейзаж: лес, горы, степь, крымский пляж и многое другое — всего около трех десятков вариантов.

Отдельно от этого зала есть для любителей и комната с игровыми автоматами.
Имеются на «Тайфуне» и две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Кают-компанией, как известно, на корабле именуют «помещение, служащее для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола». На борту принято четырехразовое питание.

Меню — самое изысканное по меркам советского строя; завтрак, обед и ужин обязательно содержали что-нибудь мясное. За обедом полагался и маленький стаканчик сухого вина (всего 50 граммов) — не пьянства ради, а для борьбы с авитаминозом. Вечерами — впрочем, понятие суток в субмарине, как вив космическом корабле, весьма относительное — можно и попить чайку со сгущенкой, медом, печеньем, баранками.

Корабельные повара — коки вообще славятся своей выдумкой, а по мастерству ничуть не уступают своим наземным коллегам из лучших ресторанов. Кроме того, еда на подлодке относится в какой-то мере к числу развлечений. Так что приготовленные коками блюда съедаются обычно подчистую.

Тем более что недоеденные продукты, как и вообще все пищевые отходы, составляют на подводной лодке весьма серьезную проблему.

Мусорных ящиков на подлодке нет, поэтому пищевые отходы и всякий другой мусор на лодке упаковывают в пластиковые мешки и раз в трое суток «отстреливают» за борт из специального аппарата ДУК (для удаления контейнеров). На глубине, кстати, сделать это куда труднее, чем в космосе. Там при открытии люка переходной камеры космический вакуум все высасывает сам, а под водой — напротив — приходится преодолевать, «продавливать» забортное давление воды. «Отстреленные» мешки с отходами потом опускаются на дно, где их содержимое достается на корм морским обитателям.

Однако вернемся к боевым возможностям «Тайфуна» — ведь на самом деле он строился вовсе не как подводный санаторий.

При создании нового корабля заказчиком была поставлена задача — расширить зону его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до полюса (и за него) за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения.

Энергетическая установка мощностью 100 000 л.с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ядерной энергетической установки, увеличив при этом ее мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.

Она включает два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.

По сравнению с предшествующими атомными подводными лодками существенно изменилась система управления и защиты реактора. Внедрение импульсной аппаратуры! позволило контролировать его состояние при любом уровне мощности, в том числе и в подкри-тическом состоянии. Безопасность обеспечивает механизм «самохода», который при исчезновении электропитания обеспечивает полное «глушение» реактора, даже при опрокидывании корабля.

На борту лодки установлены четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. В качестве резерва используются два электродвигателя постоянного тока, мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт.

Два малошумных семилопастных гребных винта установлены в кольцевых насадках. Для маневрирования в стесненных условиях корабль оснащен подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами на носу и корме.

При создании «Тайфуна» большое внимание было уделено снижению его гидроакустической заметности. В частности, корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, а также новые, эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. В результате по гидроакустической скрытности «Тайфун», несмотря на гигантские размеры, шачительно менее заметен в океане, чем все ранее построенные отечественные подлодки, и, вероятно, вплотную приблизился к американскому аналогу — субмарине типа «Огайо».

Подводная лодка оснащена новым навигационным комплексом «Тобол-941», включающим систему спутниковой навигации «Симфония», боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 «Арфа», эхоледо-мером МГ-518 «Север», радиолокационным комплексом МРКЛ-58 «Буран», телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеется комплекс радиосвязи «Молния-Л 1» с системой спутниковой связи «Цунами».

Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат», интегрирующий четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10—12 подводными целями.

Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстанта, РАС, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор.

Лодка оснащена двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на большой (до 150 м) глубине или подо льдами.

Подумали и о том, как запускать ракеты в условиях Заполярья с минимальным риском для экипажа. Оптимально, конечно, осуществлять ракетный старт прямо из-под воды. Но, к сожалению, научить ракеты проламывать лед самостоятельно еще не удалось ни одному конструктору в мире. Так что для пуска ракет из-под арктического «ледового панциря» лодка должна была всплывать в полыньях, проламывая лед толщиной до 3 м.

Больше ни одна подлодка в мире не рассчитана на подобные «фокусы». Да и для «Тайфуна», несмотря на солидный опыт в этой области и специальное техническое оснащение, каждое всплытие во льдах — непростой и небезопасный процесс. Сначала ищут подходящую полынью. Полыньей вообще-то принято называть чистое от льда место, но их в Арктике мало. Зимой 90 % акватории покрыто дрейфующими льдами, летом — около 50 %. Лед очень толстый, бывают поля с толщиной льда до 35 м.

Поэтому довольно часто капитану и его команде приходится просто подыскивать место, где толщина льда не превышает трех метров. Делается это при помощи специальных приборов наподобие эхолота. Затем убирают носовые горизонтальные рули и медленно, очень осторожно «приледняются» — то есть притыкаются снизу к поверхности льда. А поверхность эта покрыта многочисленными наростами вроде сосулек или сталагмитов весьма значительных размеров. Так что места «приледнения» на лодке пришлось особо упрочнять.

Итак, прижавшись к ледяному потолку специально приспособленными для этого носом и рубкой, резко продувают цистерны главного балласта. В этот момент по всей лодке, помимо свиста воздуха в продуваемых цистернах, слышны треск и скрежет ломающегося льда.

На «Тайфуне», как уже говорилось, ракеты расположены спереди — перед рубкой. Это сделано как раз для того, чтобы крышки шахт оказались после всплытия свободными от^льдин. После этого открывающиеся крышки шахт смахивают оставшиеся куски льда за борт, и можно производить ракетные стрельбы.

Старт всего боекомплекта может быть осуществлен двумя залпами, причем на чистой воде ракеты могут запускаться не только из надводного положения, но и с глубины до 55 м, без ограничений по погодным условиям на поверхности моря.

Ракетный комплекс Д-19 включает 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет МБР Р-39 с разделяющимися головками Д-19 (РСМ-52, западное обозначение — SS-N-20). Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией, которая обеспечивает точность попадания в круг диаметром 500 м на дальности порядка 10 000 км.

Для комплекса Д-19 была создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. Пуск выполняется с помощью порохового аккумулятора давления. В момент старта пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения.

Для самообороны «Тайфун» имеет шесть 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжения. Типовой боекомплект — 22 торпеды 53—65К, СЭТ-65 и САЭТ-60М, а также ракетоторпеды 81Р «Водопад». Вместо части ракетно-торпедного вооружения на борт корабля могут приниматься мины.

Для обороны подводной лодки, находящейся в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов имеется восемь комплектов ПЗРК «Игла». Говорят также, что вскоре на вооружении появится зенитно-ракетный комплекс самообороны, способный применяться из подводного положения.

Первым «Тайфуном», вступившим в строй 12 декабря 1981 года, командовал капитан 1-го ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Вслед за головным кораблем предполагались строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание целой структуры для обслуживания новых модификаций этого корабля. Все эти планы полетели прахом в конце 80-х годов, когда СССР начал трещать по всем швам.

В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т.е. одной дивизии). Недостроенный корпус седьмого ракетоносца — ТК-210 — был разобран на стапеле в 1990 году. В какой-то мере сокращению программы способствовал и тот факт, что в середине 90-х годов прекратилась реализация и американской программы строительства подводных ракетоносцев типа «Огайо». Вместо планировавшихся 30 субмарин ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в строю к началу XXI века решено было оставить лишь 14.

Все шесть «тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения» были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в бухте Нерпичья. Реконструкция базы в Западной Лице для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года.

За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы. Был также создан оригинальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). Специально для обеспечения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году была спущена на воду плавбаза «Александр Брыкин», полным водоизмещением 11 440 т, имеющая 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженная 125-тонным краном.

Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941 -го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте, да и то не до конца. А на Тихоокеанском флоте ничего подобного соорудить так и не успели. Тем не менее «Тайфуны» все же сказали свое веское слово в подводной холодной войне.

Первый выход на боевое дежурство подлодка этого типа совершила в 1986 году, причем в ходе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа. Десять лет спустя из-за нехватки средств часть подлодок была выведена в резерв. Однако оставшиеся продолжают нести боевую службу.

Ныне планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации кораблей проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если планы осуществятся, «Тайфуны» имеют шансы остаться в боевом строю еще несколько лет.

В дальнейшем возможно переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки, предназначенные для перевозок грузов из Европы в Америку подо льдами Заполярья. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10 000 т груза.


Накануне Дня ВМФ, 26 июля, на верфи Севмаша в Северодвинске заложили АПЛ нового поколения «Новосибирск». Этот подводный ракетоносец станет третьим среди многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», который разработали сотрудники Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».

Согласно государственной программе до 2020 года на верфи Севмаш в Северодвинске планируют построить семь АПЛ классов «Ясень» и модернизированного «Ясень-М», которые в дальнейшем станут основными многоцелевыми атомными крейсерами России.

«Ясень»
Многоцелевые подлодки проекта 885 «Ясень» водоизмещением 13,8 тысячи тонн способны развивать скорость свыше 30 узлов, погружаться на глубину до 600 метров и находиться в автономном плавании в течение ста суток. Экипаж субмарины рассчитан на 90 человек, включая 32 офицера. Корабли вооружены десятью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра и пусковыми установками для крылатых ракет «Калибр» и «Оникс».

«Северодвинск», головная подлодка проекта, заложенная на «ПО «Севмаш» 21 декабря 1993 года, уже завершила весь цикл заводских ходовых испытаний и сейчас проходит государственные испытания в море. Сдать «Северодвинск» флоту обещают до конца 2013 года. Второй атомный крейсер проекта «Казань», заложенный в 2009 году, в данный момент находится в стапельном цехе Севмаша и будет передан Военно-Морскому флоту в 2017 году.




«Борей»
Кроме многоцелевой АПЛ проекта «Ясень», в этом году «Севмаш» планирует сдать ВМФ и два стратегических крейсера серии «Борей» (955) – проекта, который в будущем составит основу морских стратегических ядерных сил России. Головной крейсер в серии подводных ракетоносцев четвертого поколения «Юрий Долгорукий», разработанный в ЦКБ морской техники «Рубин», был принят на вооружение Военно-морского флота РФ в 2012 году. Заложенный на «Севмашпредприятии» 2 ноября 1996 года, «Юрий Долгорукий» имеет длину около 170 метров, ширину - 13,5 метра и полное водоизмещение 24 тысячи тонн. Корабль должен принять на вооружение 16 ракет «Булава», разработкой которых занимался Московский институт теплотехники.

Другой «Борей» «Александр Невский» проходит сейчас государственные испытания, совершая второй государственный выход, 15 ноября его готовятся сдать флоту. Третий корабль серии, «Владимир Мономах», должен закончить госиспытания не позднее 12 декабря 2013 года и также будет сдан ВМФ еще в этом году.

Предполагается, что в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года флоту будет передано восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения: три проекта 955 (шифр «Борей») и пять проекта 955А (шифр «Борей-А»).

«Акула»
Сегодня основу боевой мощи ВМФ составляет около 60 подводных лодок, от атомных подводных ракетоносцев до многоцелевых дизельных субмарин. Однако до 2018 года, из боевого состава флота будут выведены несущие сегодня боевую службу подлодки проектов 941 («Акула», по классификации НАТО «Тайфун») и 667 БДР и БДРМ («Кальмар» и «Дельфин», по классификации НАТО «Дельта-3» и «Дельта-4»).


Окончательное решение об утилизации двух подлодок проекта 941 класса «Акула» - «Архангельск» и «Северсталь», выведенных из боевого состава флота еще несколько лет назад, было принято недавно. Третий подводный крейсер стратегического назначения этой же серии - «Дмитрий Донской» останется в составе флота до 2017 года, когда по нему будет принято отдельное решение. Списание и утилизация «Архангельска» и «Северстали» произойдет по финансовым соображениям: поддержка в нормальном состоянии систем их жизнеобеспечения требует непомерно больших финансовых расходов. Экономически нецелесообразна и модернизация - капитальный ремонт с модернизацией одной «Акулы» обойдется дороже, чем строительство двух новых «Бореев». Утилизацией «Архангельска» и «Северстали», которая запланирована на 2016-2020 годы, займется Росатом.

Подлодки класса «Акула», самые большие из когда-либо построенных подводных кораблей, благодаря своим размерам попали даже в книгу рекордов Гиннеса: их длина составляет 172 метра, ширина - 23,3 м., осадка - 11,5 м. АПЛ считаются самыми тихими и неуловимыми для радаров и предназначены для уничтожения надводных и подводных кораблей противника. В боекомплект такой подлодки входит 20 ракет, каждая из которых имеет 10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения.

Снятие всех АПЛ проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО - Typhoon) с боевого дежурства произошло в соответствии с договором между Россией и США СНВ-3, вступившим в действие с февраля 2011 года.
по материалам