Финансовая услуга. Предоставление финансовых услуг для бизнеса: особенности сферы финансов Предоставляет все виды финансовых услуг

д. ю.н., профессор кафедры предпринимательского права ГУ-ВШЭ

Финансовые услуги, как целостное явление, начали систематически изучаться российским правоведением недавно. Вряд ли я ошибусь, если назову книгу и ее же докторскую диссертацию первыми в России систематическими исследованиями, посвященными этим услугам. Несмотря на то, что отдельные виды финансовых услуг – банковские, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг , схемы коллективного инвестирования и пр. - изучаются давно и весьма активно, вопрос о том общем, что имеется в правовом регулировании всех финансовых услуг независимо от их вида, до практически в отечественном правоведении не ставился и, соответственно, не изучался.

Как всегда, в начале систематических исследований встает вопрос об определении понятий и, прежде всего, ключевого в данном случае понятия – финансовые услуги. Этому и посвящена данная работа.

Два подхода к определению финансовых услуг.

исходит из того, что понятие «финансовые услуги» и «инвестиционные услуги» в настоящее время являются тождественными. При этом в ее работах это обстоятельство рассматривается, как очевидное и не требующее каких-либо обоснований.

Так в своей докторской диссертации вначале дает определение инвестирования: «Инвестированием является акт отчуждения собственником … денежных средств … с целью последующего получения дохода », а далее определение финансовой услуги: «Финансовой услугой (или инвестиционной услугой) является услуга, оказываемая профессиональным участником рынка финансовых услуг … на основании договора с целью передачи денежных средств отчуждаемых инвестором в пользу реципиента инвестиций ».

Таким образом, по мысли квалификация услуги в качестве финансовой существенно зависит от цели, с которой клиент финансовой организации (профессионального участника соответствующего рынка) отправляет свои деньги оборот. Именно в связи с наличием такой цели финансовая услуга и тождественна инвестиционной.

Последовательно применяя это определение, не признает финансовыми услугами операции по расчетному банковскому счету, операции с банковскими карточками , страховые услуги, не связанные с размещением страховой организацией денежных средств.

Однако имеется и несколько иное определение финансовых услуг. В статье 4 Федерального закона -ФЗ «О защите конкуренции» дано такое определение: «финансовая услуга - банковская услуга , страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга , а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц ».

Поскольку все, перечисленные в этой норме услуги связаны с привлечением и размещением чужих денежных средств, то «связь с привлечением и размещением денежных средств физических и юридических лиц » можно считать одним из квалифицирующих признаков этих услуг для целей данного определения. Причем на рынках все время появляются новые виды таких услуг и поэтому их перечень не исчерпывающий.

Для краткого обозначения этой деятельности по привлечению и размещению чужих денежных средств здесь будет также использоваться термин «финансовое посредничество».

Вторым квалифицирующим признаком финансовой услуги в приведенном определении можно считать субъекта, который ее оказывает – финансовую организацию. Понятие «финансовая организация» определено в этом же Законе и содержит исчерпывающий их перечень.

Таким образом, необходимую и достаточную совокупность квалифицирующих признаков финансовых услуг с точки зрения определения, данного в Федеральном законе «О защите конкуренции» образуют два признака:

· это услуги, связанные с привлечением и размещением чужих денежных средств;

· оказываемые финансовой организацией, исчерпывающий перечень которых приведен в Законе.

Заметим, что в Законе ничего не сказано о той цели, с которой запускаются в оборот денежные средства, которые «привлекает и размещает» финансовая организация. Главным признаком финансовой услуги здесь является характер деятельности, который осуществляет финансовая организация – финансовое посредничество.

Понятие финансовых услуг определяется и в так называемом Соглашении на о. Корфу, которое ратифицировано и является частью российского законодательства. В Приложение 6 к этому Соглашению содержится прямое перечисление услуг, признаваемых финансовыми для целей данного Соглашения. Этот перечень для сравнения целесообразно привести:

Под финансовой услугой понимается любая услуга финансового характера, предоставляемая поставщиком финансовых услуг одной из Сторон. Финансовые услуги включают следующие виды деятельности :

A. Все страховые и имеющие отношение к страхованию услуги

1. Прямое страхование (включая совместное страхование)

ii) прочие виды

2. Перестрахование и ретроцессия.

3. Страховое посредничество, такое как брокерские или агентские операции .

4. Услуги, вспомогательные страхованию, такие как консультационные, актуарные, оценка рисков, услуги по урегулированию претензий.

B. Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)

1. Принятие депозитов и прочих возвратных средств от населения.

2. Кредитование всех видов, включая потребительский кредит, залоговый кредит, факторинг и финансирование коммерческих сделок.

3. Финансовый лизинг.

4. Все виды услуг по переводу платежей и денег, включая выдачу кредитных и дебетных карт, дорожных чеков и банковских векселей.

5. Гарантии и обязательства.

6. Осуществление, за свой счет и за счет клиентов, на валютной бирже , на внебиржевом рынке ценных бумаг или иным образом операций с:

a) кредитными обязательствами, обращающимися на денежном рынке (включая чеки, векселя , депозитные сертификаты и т. п.),

c) производными продуктами, включая, но не исключительно, фьючерсные контракты и опционы,

d) инструментами, связанными с изменением валютных курсов и процентных ставок, включая сделки "своп" и форвардные сделки,

e) переводными ценными бумагами,

f) прочими оборотными документами и финансовыми активами, включая торговлю золотом и серебром в слитках.

7. Участие в выпуске всех видов ценных бумаг, включая гарантирование размещения их выпуска на рынке и их размещение в качестве агента (публичная или закрытая подписка) и оказание услуг, имеющих отношение к выпуску ценных бумаг.

8. Операции на денежном рынке.

9. Операции по управлению активами, такие как прямые и портфельные инвестиции, все формы управления совместными инвестиционными проектами, управление пенсионными фондами , сохранное депозиторство и трастовые услуги.

10. Услуги по осуществлению платежей и клиринговых расчетов по финансовым активам, включая ценные бумаги, производные продукты и другие оборотные документы.

11. Предоставление и передача финансовых данных, обработка финансовых данных и предоставление соответствующего программного обеспечения поставщиками других финансовых услуг.

12. Консультационное посредничество и другие вспомогательные финансовые услуги по всем видам деятельности, перечисленным выше в пунктах 1 - 11, включая справочные и аналитические материалы по кредитам, исследования и рекомендации по вопросам инвестиций и размещения ценных бумаг, выработку рекомендаций по приобретению и по корпоративному реструктурированию и стратегии.

По существу, это все то же финансовое посредничество и некоторые, как здесь сказано, «вспомогательные» услуги типа актуарных, консультационных и т. д.

Ясно, что формально в силу исчерпывающего характера перечня услуг, приведенного в Соглашении и не исчерпывающего – в Законе, Соглашением не могут охватываться все услуги, которые Законом признаются финансовыми. Но и определение Закона охватывает не все услуги, перечисленные в Соглашении.

Действительно, рассмотрим пункты А4 и В12 приведенного выше перечня. Можно спорить о том, охватываются ли данные услуги определением Закона, если такие услуги оказывает финансовая организация. Однако если подобная услуга оказывается не финансовой организацией, то эти услуги точно не охватываются определением Закона, поскольку страховые актуарии и разного рода консалтинговые компании не входят в перечень финансовых организаций, приведенный в Законе.

Таким образом, имеются услуги, которые Соглашение признает финансовыми, а Закон не признает и наоборот. Т. е. эти два описания финансовых услуг, как минимум, не тождественны. Однако в одном они очень схожи – за основу, как определения Закона, так и перечня Соглашения взят характер той деятельности, которую ведет лицо, оказывающее услугу – финансовое посредничество и ничего не сказано о целях, с которыми это посредничество осуществляется.

По вопросу о соотношении определения Закона и перечня Соглашения остается отметить лишь следующее. Формально множество финансовых услуг по Закону не полностью включено во множество финансовых услуг по Соглашению, хотя оба эти множества имеют очень большую общую часть. Однако если прочесть перечень Соглашения не формально, а учитывать содержание приведенных в нем услуг, то видно, что Соглашением охватываются все реально оказываемые на практике услуги, связанные с привлечением и размещением денежных средств. Это означает, что практически все действительно оказываемые финансовые услуги по Закону охватываются Соглашением, но в Соглашении их больше, чем в Законе.

Наконец определение финансовых услуг имеется и в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС/GATS), Марракеш, 15 апреля 1994 г., к которому Россия пока не присоединилась, но которое в сравнительно-правовом плане также целесообразно учитывать. В подпункте «а» п.5 Приложения по финансовым услугам к ГАТС сказано, что для целей этого Приложения:

Финансовые услуги включают все страховые и относящиеся к страховым услуги, а также все банковские и другие финансовые услуги (помимо страхования). Финансовые услуги включают следующие виды услуг:

Страховые и относящиеся к страховым услуги

i) Прямое страхование (включая совместное страхование)

Б) кроме страхования жизни

ii) Перестрахование и ретроцессия;

iii) Страховое посредничество, такое как брокерское и агентское;

iv) Вспомогательные услуги по страхованию, такие как консультационные, актуарные услуги, оценка риска и услуги по урегулированию претензий.

Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)

v) Прием от населения депозитов и других подлежащих выплате денежных средств;

vi) Выдача ссуд всех видов, включая потребительский кредит, залоговый кредит, факторинг и финансирование коммерческих операций ;

vii) Финансовый лизинг;

viii) Все виды услуг по платежам и денежным переводам , включая кредитование, платежные и дебитовые карточки, дорожные чеки и банковские векселя;

ix) Гарантии и обязательства;

x) Торговля за свой счет и за счет клиентов, на валютной бирже и вне биржи, либо иным образом:

A) инструментами денежного рынка (включая чеки, переводные векселя, депозитные сертификаты);

B) иностранной валютой;

C) производными продуктами, в том числе, но не исключительно, фъючерсами и опционами;

D) инструментами, касающимися валютных курсов и процентных ставок, включая такие как сделки "своп" и форвардные сделки;

E) переводными ценными бумагами;

F) прочими оборотными инструментами и финансовыми активами, включая золото и серебро в слитках.

xi) Участие в выпусках всех видов ценных бумаг, включая гарантирование и размещение, в качестве агента (государственного или частного), и предоставление услуг, относящихся к таким эмиссиям;

xii) Брокерские операции на денежном рынке;

xiii) Управление активами, такими как наличность или ценные бумаги, все виды управления коллективными инвестициями, управление пенсионным фондом, попечительство, услуги по хранению и трастовые услуги;

xiv) Услуги по осуществлению платежей и клиринговые услуги по финансовым активам, включая ценные бумаги, производные продукты и другие оборотные инструменты;

xv) Предоставление и передача финансовой информации и обработка финансовых данных и соответствующего программного обеспечения поставщиками других финансовых услуг;

xvi) Консультативные, посреднические и другие вспомогательные финансовые услуги о всех видах деятельности, перечисленных в подпунктах "v" - "xv", включая справочные и аналитические материалы по кредитным вопросам, исследования и рекомендации по прямым и портфельным инвестициям, рекомендации по вопросам приобретения, реорганизации и стратегии корпораций.

Мы видим, что перечень из ГАТС по содержанию услуг практически тождественен перечню Соглашения на о. Корфу. Перечень ГАТС лишь несколько более подробен.

Налицо, таким образом, два принципиально разных подхода к определению финансовых услуг. Один подход понимает под финансовыми услугами совокупность видов деятельности, которые мы обозначаем, как финансовое посредничество (привлечение и размещение чужих денежных средств), а второй подход требует принять во внимание не только характер деятельности лиц, оказывающих эти услуги, но и инвестиционную цель, с которой действует получатель этих услуг. Поэтому при втором подходе целый ряд видов финансового посредничества финансовыми услугами не признаются.

Для выбора одного из рассмотренных подходов обратимся к тому, зачем правопорядок наряду с банковскими, страховыми услугами, услугами на рынке ценных бумаг и т. д., вводит еще и общее понятие «финансовые услуги». Для чего законодателю (причем не только российскому) требуется это обобщение? Ответив на этот вопрос, полагаю, мы и сможем выбрать определение, подходящее для достижения этой цели правопорядка.

Общие свойства всех видов деятельности по привлечению и размещению чужих денежных средств (финансового посредничества).

Финансовое посредничество и финансовая система.

Рассмотрим существо деятельности финансового посредника – финансовой организации. Она либо привлекает чужие денежные средства, обещая контрагенту вернуть их через определенное время, либо предоставляет контрагенту денежные средства на определенное время под его обещание их вернуть. При этом получив деньги у одного участника оборота (А), финансовая организация разместит их у другого участника (Б) и в результате А и Б никак не связанные между собой частными отношениями, оказываются тесно связаны интересами. Однако эти интересы порождены не взаимоотношениями конкретных лиц А и Б, так как А и Б могут даже не знать о существовании друг друга. В действительности речь идет не об интересах конкретных А и Б, а об общих интересах лиц, участвующих в функционировании финансовой системы, т. е. рассматриваемые интересы имеют не частный, а публичный характер.

Таким образом, как и любые гражданско-правовые отношения, финансовое посредничество порождает частные интересы сторон по сделке между финансовой организацией и ее контрагентом. Однако в отношениях по финансовому посредничеству, помимо частных интересов участников этих отношений, огромную роль играют публичные интересы.

Наличие публичных интересов в гражданско-правовых отношениях свойственно, конечно, не только финансовому посредничеству. Достаточно вспомнить, например, договор строительного подряда, где публичные требования многочисленных технических регламентов во многом определяют отношения по исполнению договора. Однако публичные интересы при финансовом посредничестве специфические. Для прояснения этой специфики можно привести характерный и актуальный пример.

Рассмотрим очень схематично природу современного кризиса ипотечных ценных бумаг в США.

С начала 30-х годов XX века в США активно функционировал рынок ипотечного кредитования . Однако, если на западном побережье США имелся избыточный спрос на ипотечные кредиты, но недостаток сбережений, то в других регионах средства, привлеченные банками во вклады, значительно превышали спрос на ипотечные кредиты. Поэтому в конце 70-х годов XX века в США начала развиваться секъюритизация требований по ипотечным кредитам, т. е. выпускались ценные бумаги, обеспеченные требованиями по ипотечным кредитам (ипотечные ценные бумаги) и они пускались в коммерческий оборот.

В результате была достигнута основная экономическая цель создания рынка ипотечных ценных бумаг - перераспределение финансовых средств. Однако секъюритизация позволила банкам рефинансировать выданные ипотечные кредиты – по сути, через ипотечные бумаги одна часть населения финансировала покупку недвижимости другой частью населения - и банки стали менее тщательно заботиться о проверке кредитоспособности заемщиков по ипотечным кредитам. Требования к заемщикам были существенно снижены.

В конечном итоге многие ипотечные кредиты оказались невозвращенными, а реализация заложенной по ипотеке недвижимости затруднительной из-за отсутствия платежеспособного спроса . Требования, предъявленные к банкам по ипотечным ценным бумагам, существенно превысили возможности банков по их удовлетворению – разразился кризис, который стал распространяться и на другие сектора финансовых рынков. Государство оказалось вынужденным помогать финансовой системе с ним справиться.

Эти комиссии назвали «скрытыми», поскольку они были соответствующим образом включены в текст кредитного договора. Для обычного человека, читающего договор, который ему предложил подписать банк, наличие этих комиссий не всегда очевидно. А иногда эти платежи включались не в текст договора, а в приложение к нему, которое заемщик получал уже после подписания кредитного договора.

Все это привело к тому, что многие кредиты не возвращались, но те, кто кредиты все же возвращал, компенсировали банку его потери за счет «скрытых комиссий». В результате ситуация оказалась по своей сути похожей на ипотечный кризис - платежеспособная часть населения финансировала покупки неплатежеспособной его части. Это вызвало протест, посыпались жалобы и в 2005 г. Федеральная антимонопольная служба, первой из всех государственных органов обратила внимание на эти «скрытые комиссии» при выдаче банками потребительских кредитов населению, а в 2006 г. к борьбе с этим явлением подключился и Роспотребнадзор, правда, без особого успеха.

Уже в середине 2005 г. Федеральная антимонопольная служба и Центробанк выпустили совместные рекомендации по стандартам раскрытия банками информации при потребительском кредитовании, а в середине 2007 г. появилось соответствующее разъяснение к документу, определяющему формирование банками резервов и в течение 2006 и 2007 г. г. государственным органам удалось заставить банки полностью раскрывать те суммы, которые должен платить заемщик по кредиту.

В договорах страхования также практикуются подобные «скрытые» условия. Одна из страховых компаний включила в свои Правила страхования автотранспорта оговорку о том, что при ДТП, произошедшем по вине самого страхователя, страховое возмещение ему не выплачивается. Правила страхования – это многостраничный документ, написанный профессиональным языком. Для того чтобы в нем хорошо разобраться, необходим, как минимум, навык чтения подобных текстов. Обычный человек с первого раза вряд ли обратит внимание на все тонкости. Причем цена страхования по этим Правилам у данной компании была примерно такой же, как и в других компаниях, страхующих автотранспорт без такой оговорки.

Росстрахнадзор, реагируя на жалобы страхователей, включился в борьбу с подобными условиями договоров страхования, но пока безуспешно. Лучше это удалось все той же Федеральной антимонопольной службе.

Казалось бы и в данном случае, условия кредитного договора или договора страхования – это частное дело его сторон. Человек, берущий кредит или заключающий договор страхования, должен внимательно прочесть его условия, проанализировать их и решить, подписывать ему такой договор или не подписывать.

Однако и в данном случае этот тезис неверен. Современная жизнь динамична. Человеку нужен кредит или страховка сейчас и у него нет времени, чтобы вникать в сложные условия договора. Привлечение для анализа договора грамотного юриста, специализирующегося в соответствующей области, приведет к тому, что кредит обойдется в довольно круглую сумму. Подробное изучение сложных договоров на оказание таких специализированных услуг, к которым относится финансовое посредничество, для обычного человека неэффективно.

Таким образом, между сторонами договора на оказание услуг по финансовому посредничеству на стадии заключения договора возникает информационная диспропорция : клиент финансовой организации по вполне объективным причинам не слишком хорошо понимает содержание оказываемой услуги. Все современные правовые системы признают, что организация не вправе пользоваться этой диспропорцией и ее клиент может рассчитывать на защиту со стороны правопорядка.

Английские авторы в предисловии к своему учебнику контрактного права так выразили эту мысль: «Функции английского судьи заключаются не в том, чтобы искать и находить какие-то элементы умственного характера, а обеспечивать, насколько позволяет практический опыт, чтобы разумные ожидания порядочных людей были оправданны». Полагаю, что это можно отнести не только к английским судьям.

При заключении договора между финансовой организацией и ее клиентом возникает и другая диспропорция.

Финансовые организации работают в такой сфере оборота, которая сильно подвержена различным рискам, и они обязаны в этих условиях обеспечивать свою финансовую устойчивость. Поэтому большинство таких организаций вырабатывают типовые схемы работы с клиентами и заключают с клиентами типовые договоры со стандартными условиями.

В некоторых случаях заключение стандартизованных договоров прямо предусмотрено законодательством. Например, в ст. ст.940, 943 ГК РФ прямо предусмотрено право страховщиков использовать типовые формы договоров и стандартные правила страхования. Договор, который заключает пайщик паевого инвестиционного фонда при приобретении пая, является договором присоединения , причем это является императивным требованием закона (п.1 ст.11 Федерального закона -ФЗ «Об инвестиционных фондах»). Правила негосударственных пенсионных фондов также являются стандартными и могут использоваться только после соответствующей регистрации (п.1 ст.9 Федерального закона -ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

В других случаях таких законодательно установленных требований нет, но договоры, тем не менее, являются стандартизованными. Например, в отношении условий договоров, заключаемых банками, законодательство молчит, но каждый, кто когда-либо обращался в банк, знает, что для всех видов операций банки имеют типовые формы и условия договоров и заставить их внести в эти формы какие-либо изменения практически невозможно. То же самое можно сказать и о финансовых брокерах, дилерах, регистраторах и т. д.

Однако стандартизованные договора, как и любой другой юридический инструмент, имеет свою обратную сторону. При разработке этих договоров компании часто включают в них такие условия, с которыми разумный клиент не согласился бы, если бы мог участвовать в согласовании условий договора. Причем тексты стандартизованных договоров, как правило, достаточно объемны и написаны специализированным языком, а те условия, о которых идет речь, включаются в них так, чтобы они не бросались в глаза.

Такие условия договоров со стандартизованными условиями хорошо известны всем правопорядкам. Их называют по-разному: «несправедливые (недобросовестные) условия», «неожиданные оговорки», «незаметные оговорки». В приведенном выше примере из банковской практики, они названы «скрытыми комиссиями».

Таким образом, при заключении договора между финансовой организацией и ее клиентом помимо информационной диспропорции имеется еще одна диспропорция, которую мы будем называть договорной . Клиент финансовой организации практически не может влиять на содержание договора – он может лишь согласиться с его содержанием или не согласиться.

На стадии исполнения договора на оказание услуг по финансовому посредничеству эта договорная диспропорция также проявляется, когда клиент финансовой организации предъявляет ей требование уплаты денег.

Финансовая организация всегда размещает свои деньги и деньги своих клиентов в доходные финансовые инструменты. Поскольку речь идет о довольно больших суммах, то и доходы от их размещения достаточно велики, в том числе и в процентном отношении.

Например, по данным ЦБ РФ рентабельность капитала российских банков в 2006 г. в среднем составила 26,3%. По данным Федеральной службы страхового надзора более чем у 100 страховых компаний доходность инвестиций в 2005 г. составила от 12% до 40% годовых, а у 10-ти страховых компаний доходность была более 40% годовых.

Ответственность же за неисполнение денежного обязательства предусмотренная в ст.395 ГК РФ состоит в уплате процентов по ставке рефинансирования.

Соответственно, когда к финансовой организации предъявлено денежное требование, встает вопрос о соотношении последствий неисполнения этого требования и того дохода, который будет получен вследствие его неисполнения. Конечно, часть вторая п.2 ст.15 ГК РФ предусматривает средство борьбы с таким рассуждением, позволяя кредитору взыскивать в свою пользу упущенную выгоду в размере дохода, полученного вследствие неисполнения должником своего обязательства. Однако это средство лишь теоретическое.

Прежде всего, следует отметить трудности взыскания упущенной выгоды при существующем подходе к ее взысканию. Эти трудности весьма подробно исследовал . Кроме того, доказывание того, что именно неуплаченные вовремя деньги принесли именно такой доход, крайне затруднено – для этого нужно обладать специальными знаниями о том, как работает финансовая организация, где и на каких условиях она размещает деньги. Такими знаниями ее клиент, конечно, не обладает.

При всем этом следует учитывать, что специфика финансового посредничества определяет сложность предъявляемых требований и реальные расходы клиента на судебное разбирательство, в том числе, на услуги представителя по таким спорам, как правило, значительно выше, чем взыскивают суды в так называемых «разумных пределах».

Диспропорции, имеющиеся на стадии заключения договора, проявляются, таким образом, и на стадии исполнения договора.

Итак, финансовая организация и ее клиент, как при заключении договора, так и при его исполнении, юридически являясь совершенно равными, находятся фактически в неравном положении.

При заключении договора финансовая организация может навязать клиенту условия, смысл которых он не вполне понимает, а в споре об исполнении договора финансовая организация практически всегда окажется в выигрыше, поскольку имеет навык, как в подобных спорах, так и в получении инвестиционного дохода. А ее клиент окажется в проигрыше, так как, даже выиграв дело, он потратит много сил и денег на спор, а в результате полученные проценты не только не компенсируют ему всех его затрат, но их в большой степени «съест» инфляция.

По принятой терминологии, наличие этих диспропорций обозначают, называя клиента финансовой организации «слабой стороной» договора.

С подобными диспропорциями гражданское право встречается достаточно часто и совсем не только в отношениях по финансовому посредничеству. В той или иной степени они существуют практически в любых отношениях между предпринимателем и потребителем. Однако в отношениях по финансовому посредничеству диспропорции являются следствием не только различного статуса их участников, но обусловлены и самим содержанием этих отношений.

Как уже было показано, все финансовые организации работают с рисками. Но финансовых организаций довольно мало, как из-за специфики оказываемых услуг, так и из-за предъявляемых жестких требований. Например, банков в России в 2007 г. было всего 962, страховых компаний – 869, паевых инвестиционных фондов – 1114, а акционерных инвестиционных фондов всего 6. Клиентов же у банков, страховых компаний, фондов десятки миллионов. Поэтому у каждой активно работающей финансовой организации масса клиентов и если с каждым клиентом заключать индивидуальный договор, отношения с каждым из них будут порождать для финансовой организации индивидуальные риски и управлять этими рисками станет совершенно невозможно.

Только типизация форм и стандартизация условий договоров позволяют типизировать и стандартизовать риски и с ними работать. Поэтому использование типовых форм договоров и стандартных условий для финансовых организаций лишь отчасти является проявлением их субъективной воли – существует вполне объективная необходимость в таком способе работы, вытекающая из содержания их деятельности и практически альтернативы этому у них нет.

Аналогично и при исполнении договора поведение финансовой организации в большой степени обусловлено характером ее деятельности – аккумулированием и инвестированием финансовых средств.

Таким образом, диспропорции, часто присутствующие в различных типах отношений с участием предпринимателей, для финансового посредничества значительно более выражены. Кроме того, обычно такие диспропорции возникают между предпринимателями и потребителями, однако в сфере финансового посредничества они присутствуют, как в чисто предпринимательских отношениях, так и в отношениях между некоммерческими финансовыми организациями (потребительский кредитный кооператив, негосударственный пенсионный фонд) и их клиентами. Такая выраженность диспропорций обусловлена объективными причинами – характером оказываемых услуг и необходимостью для финансовой организации обеспечивать свою финансовую устойчивость.

На первый взгляд, защита, предоставляемая правопорядком для выравнивания рассмотренных диспропорций - это защита частных интересов. Ведь защищаются интересы частных лиц. Однако это не так. Конституционный суд, признавая неконституционной норму, позволявшую банкам в одностороннем порядке изменять процентную ставку по вкладам, указал «…законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне, с тем чтобы не допустить недобросовестную конкуренцию в сфере банковской деятельности и реально гарантировать в соответствии со статьями 19 и 34 Конституции Российской Федерации соблюдение принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Таким образом, предоставление защиты в рассматриваемых случаях является конституционной обязанностью государства, направлено на защиту конституционного принципа равенства, т. е. публичных интересов.

Совершенно аналогичной позиции придерживается и Европейский суд по правам человека. В известном деле Флимменос (Thlimmenos) против Греции этот суд указал, что одинаковое обращение правопорядка с лицами, находящимися в разном положении является дискриминацией.

Т. е. и в этом случае видно, что публичный интерес, порожденный отношениями на финансовых рынках, тесно переплетен с частными интересами и их трудно разделить.

Двумя приведенными примерами, естественно, не исчерпываются те публичные интересы, которые возникают при финансовом посредничестве и защищаются правопорядком. Наиболее очевидные из таких, не рассмотренных здесь публичных интересов - интересы, связанные с защитой конкуренции.

Я ограничился здесь описанными выше двумя типами публичных интересов, так как именно они обусловлены содержанием этих услуг и позволяют сформулировать основные особенности финансового посредничества, которые являются общими для всех услуг этого типа:

· финансовые организации, оказывая услуги своим клиентам (привлекая и размещая их денежные средства), одновременно обеспечивают функционирование финансовой системы государства, а также и международной финансовой системы и поэтому их способность исполнять свои обязательства перед клиентами (платежеспособность и финансовая устойчивость), их уязвимость к потенциальному кризису не является частным делом ни их самих, ни их клиентов;

· привлекая и размещая денежные средства, финансовые организации сталкиваются, как с риском того, что им не вернут размещенные денежные средства, так и с риском того, что они не смогут вернуть привлеченные денежные средства. От них требуется профессионально изучать эти риски, их оценивать и ими управлять, т. е. от финансовых организаций требуется помимо финансовой состоятельности, также и профессиональная подготовленность;

· в договорных отношениях между финансовой организацией и ее клиентом имеется информационная диспропорция. Специфический характер финансового посредничества требует для понимания содержания оказываемых услуг специальных знаний, которыми клиент финансовой организации, как правило, не обладает;

· помимо информационной диспропорции, в договорных отношениях между финансовой организацией и ее клиентом имеется и договорная диспропорция. Клиент финансовой организации не только хуже понимает содержание оказываемой услуги, но в меньшей степени может влиять на процедуру согласования условий договора и на его исполнение.

Эти особенности характеризуют два типа отношений, в которые вступают финансовые организации:

· публичные отношения, связанные с необходимостью соблюдать финансовые и иные публичные (профессиональные) требования. Эти отношения регулируются специальными публично-правовыми нормами;

· договорные отношения с клиентом, в которых и проявляются информационная и договорная диспропорции.

Как мы видели, интересы, связанные с этими двумя типами отношений переплетены между собой и их не всегда удается четко разграничить.

Понятие «финансовые услуги».

Вернемся к выбору одного из подходов к определению финансовых услуг. Мы показали, что все виды услуг по финансовому посредничеству (деятельность по привлечению и размещению чужих денежных средств), имеют важные общие свойства:

· в публично-правовой сфере оказание этих услуг формирует финансовую систему страны;

· в частно-правовой сфере между финансовыми посредниками и их клиентами имеются серьезные диспропорции, обусловленные самим содержанием оказываемых услуг.

Эти свойства зависят только от характера деятельности финансовых организаций – финансового посредничества – и никак не связаны с целевым назначением денежных средств, с которыми эти организации оперируют.

Мы показали также, что с этими общими свойствами всех видов финансового посредничества связаны публичные интересы, которые требуют защиты со стороны правопорядка. Соответственно, правопорядок создает механизмы такой защиты. В ФЗ «О защите конкуренции» в основном реализуются механизмы защиты от диспропорций, но средства этого закона, осложняющие экономическую концентрацию, препятствуют также и концентрации рисков и тем самым повышают устойчивость финансовой системы (финансовую стабильность). В Соглашении на о. Корфу, в ГАТС их стороны реализуют в основном механизмы развития и защиты своих финансовых систем, путем продвижения своих компаний на финансовые рынки других стран и допуска на свои рынки иностранцев, но с некоторыми ограничениями их деятельности.

Иными словами, понятие «финансовые услуги» появляется в законодательстве там и тогда, где и когда возникает необходимость отрегулировать деятельность по финансовому посредничеству – привлечению и размещению денежных средств – независимо от того, с какой целью эти деньги запущены в оборот.

Поэтому для создания механизмов правовой защиты тех интересов, о которых сказано выше, имеет смысл вводить общее понятие, охватывающее любую деятельность финансовых посредников, независимо от целевого назначения тех денег, с которыми они имеют дело.

Понятие финансовых услуг, предложенное, для этого слишком узко. Основные цели и характеристики механизмов правовой защиты рассмотренных публичных интересов не зависят от того, находятся ли деньги на банковских вкладах или на расчетных счетах или передаются страховщику по договору страхования. С одной стороны, все эти деньги находятся в обороте и являются, если так можно выразиться, «кровью» финансовой системы. С другой стороны клиенты финансовых организаций нуждаются в защите от попыток этих организаций использовать свои естественные преимущества на рынке.

Подготовлено при поддержке Научного фонда Государственного университета - Высшая школа экономики грант №, а также при информационной поддержке Плюс».

Семилютина рынок финансовых услуг (формирование правовой модели) – М., Волтерс Клувер, 2005, 336 с.

Семилютина правовой модели российского рынка финансовых услуг: дисс. ... докт. юрид. наук 12.00.03 – М., 2005.

Семилютина правовой модели российского рынка финансовых услуг: автореферат дисс. ... докт. юрид. наук 12.00.03 – М., 2005 с.14. Для экономии места текст мною немного сокращен, но его смысл полностью сохранен.

Там же с.15. Этот текст также немного сокращен, но с полным сохранением смысла

СЗ РФ 2006, №31 (1 ч.), ст.3434

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны и европейскими сообществами и их государствами-членами с другой стороны // СЗ 1998, №16, ст.1802

На английском языке это соглашение опубликовано в издании International Investment Instruments: A Compendium. Volume I.- New York and Geneva: United Nations, 1996. P. На русский язык оно официально переведено и опубликовано не было, но неофициальный перевод имеется в информационной базе «Международные правовые акты » СПС «Консультант Плюс».

Бэр Ханс Питер Секъюритизация активов: секъюритизация финансовых активов – инновационная техника финансирования банков / ; пер с нем. [, ]. – М.: Волтерс Клувер, 2006, с.391.

Там же с. с.401-407

В России в настоящее время выпуск таких бумаг регулируется Федеральным законом -ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». Описание функционирования главного субъекта рынка этих бумаг – ипотечного агента - можно найти в статье А. Гафарова Правовые риски ипотечного агента // Хозяйство и право, 2005, №№7,8.

Довыдавались // Ведомости, 29.12.2007, №

История развития и характер этого кризиса сжато, но весьма точно описаны на интернет-портале BBC NEWS // Электронный ресурс http://news. bbc. co. uk/1/hi/business/7096845.stm и http://news. bbc. co. uk/2/hi/business/7073131.stm.

О влиянии кризиса ипотечных ценных бумаг на другие финансовые рынки см., например, на интернет-сайте Международного Валютного Фонда статью Dodd Randall Subprime Tentacles of a Crisis // Электронный ресурс http://www. imf. org/external/pubs/ft/fandd/2007/12/dodd. htm.

Для интересующихся экономикой подробный анализ этого кризиса имеется в докладе Международного Валютного Фонда за октябрь 2007 г. Global Financial Stability Report. Financial Market Turbulence. Causes, Consequences and Policies. Oct. 2007 – IMF Washington DC, 2007, p. p.2-39.

Американская помощь в 800 долл // Ведомости, 20.01.2008, №9 (2031).

Ерпылева банковское право: генезис, природа, основные понятия и институты // М., Дело, 2004, с. 185.

Достаточно полное перечисление таких комиссий можно найти в статье С. Горелика Банки продолжают обманывать россиян // *****, 2005, №24. Электронный ресурс http://www. *****/articles/2005/01/24/399766.shtml

Некоторые сведения о доле скрытых комиссий в прибылях банков приводит информационный портал ***** // Электронный ресурс http://*****/news/newsline/18.04.2007/81505

Скрытым комиссиям закроют доступ // Финанс, 2005, №3

См. Постановление 9 Апелляционного арбитражного суда от 01.01.2001 №09АП-11031/2007-АК, Постановление 9 Апелляционного арбитражного суда от от 01.01.01 г. №09АП-14121/2007-АК

Совместное письмо от 01.01.2001 ФАС РФ №ИА/7235 ЦБ РФ №77-Т // Вестник Банка России, 2005, №28.

Письмо ЦБ РФ от 01.01.2001 №78-Т // Вестник Банка России, 2007, №34.

См. Постановление ФАС МО от 01.01.2001 №КА-А40/5013-07, Определение ВАС РФ /07.

Информационный портал «Страхование сегодня» достаточно подробно изложил эту историю // Электронный ресурс http://www. *****/news/10272/.

Cheshire H. Fifoot D. The Law of Contract / 11th Furmston - 1986, p.28f

СЗ 2001, №49, ст.4562

СЗ 1998, №19, ст.2071

Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006 г. – М., Центральный банк Российской Федерации , 2007, с.26 // Электронный ресурс http://www. *****/publ/root_get_blob. asp? doc_id=7297.

Федеральная служба страхового надзора. Доклад по итогам 2005 – 9 месяцев 2006 года // Электронный ресурс http://*****/www/site. nsf/web/doc_.html, с.35

В период написания данной работы составляет 10,25% годовых.

Егоров выгода: проблемы теории и противоречия практики // В кн. Убытки и практика их возмещения: Сборник статей / Отв. ред. – М., Статут, 2006, с. с.68-137

См. об этом Рожкова возмещения расходов на оплату услуг представителей и иных судебных убытков // В кн. Убытки и практика их возмещения: Сборник статей / Отв. ред. – М., Статут, 2006, с.566.

В англоязычной литературе используется аналогичный, но несколько более точный, как мне представляется, термин. Они говорят, что у сторон такого договора unequal bargaining power – неравная договорная власть.

Постановление КС РФ от 01.01.2001 №4-П // Вестник КС РФ, 1999, №3

Де Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002г.:Перевод с французского // СПб, Юрид. Центр Пресс, 2004, с.748

Это видно, хотя бы из того, сколько внимания уделили кризису ликвидности банковской системы США международные организации, занимающиеся изучением и совершенствованием деятельности финансовых систем. На интернет-сайте Международного Валютного Фонда (http://www. imf. org) имеется масса материалов, посвященных влиянию финансового кризиса в США на международную финансовую стабильность, аналогично и на интернет-сайте Банка международных расчетов (http://www. bis. org) на вкладке Monetary &financial stability (http://www. bis. org/stability. htm).

Конечно, публичные интересы, связанные с защитой конкуренции, значительно шире. Но здесь речь идет о двух приведенных общих свойств финансовых услуг.

Банковские услуги

Как правило, во всех странах особым образом регулируются ряд финансовых услуг право совершения которых принадлежит только банкам. К этим услугами относятся:

  • привлечение денежных средств во вклады ;
  • Расчётно-кассовое обслуживание;
  • Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • выдача банковских гарантий;

Существуют финансовые услуги, которые предоставляются не только банками:

  • Кредитование (включая жилищное кредитование или ипотеку);
  • Денежные переводы.

Существует также понятие микрофинансирования и микрофинансовых услуг (микрокредитования , микрострахования и т. п.). Эти услуги оказываются в развивающихся и отсталых странах людям, которые по своему бедственному материальному положению не могут претендовать на обычные финансовые услуги.

Инвестиционно-банковские услуги

  • Управление крупным частным капиталом
  • Финансовое консультирование
  • Оценка собственности

Страховые услуги

Прочее

  • Биржевые услуги

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Роджер Ди
  • Анетан

Смотреть что такое "Финансовые услуги" в других словарях:

    финансовые услуги - 76 финансовые услуги: Планирование, разработка и управление общим бюджетом конгрессного мероприятия, привлечение средств, организация финансирования подготовки и проведения конгрессных мероприятий. Источник: ГОСТ Р 53524 2009: Конгрессная… …

    ГОСТ Р ИСО/ТО 13569-2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности - Терминология ГОСТ Р ИСО/ТО 13569 2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности: 3.4 активы (asset): Все, что имеет ценность для организации . Определения термина из разных документов: активы 3.58 анализ риска (risk… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ИСО ТО 13569-2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности - Терминология ГОСТ Р ИСО ТО 13569 2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности: 3.4 активы (asset): Все, что имеет ценность для организации . Определения термина из разных документов: активы 3.58 анализ риска (risk… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    КОРПОРАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ - FINANCIAL SERVICE CORPORATIONSФин. учреждения, предоставляющие широкий круг комплексных фин. услуг оптовым или розничным торговым предприятиям. Напр., в состав Сёрс, Робак энд Компани входят ссудосберегательная холдинговая компания в Калифорнии,… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    услуги консультационные банковские Справочник технического переводчика

    Услуги, оказываемые банком своим клиентам в вопросах эффективности помещения капиталов в финансовые активы, планирования прибыли клиентов. Информационной основой оказания консультационных услуг является внутренняя система информации банка. Услуги … Большой бухгалтерский словарь

    УСЛУГИ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ БАНКОВСКИЕ - услуги, оказываемые банком своим клиентам в вопросах эффективности помещения капиталов в финансовые активы, планирования прибыли клиентов. Информационной основой оказания консультационных услуг является внутренняя система информации банка. Услуги …

    Финансовые вложения - К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    УСЛУГИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ - поступающие на внешний рынок услуги, то есть потребительные стоимости, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы. Они образуют мировой рынок услуг, который распадается на более узкие рынки: лицензий и ноу хау, инженерно… … Большой экономический словарь

    ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ - обязательные платежи предприятия, обусловленные его финансовыми и договорными отношениями. Ф.о.п. возникают в регламентированных отношениях с бюджетами, внебюджетными (соц., спец., обществ.) фондами, банками и др. кредитными учр ниями,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • , Ашли Демиргюч-Кунт, Торстен Бек, Патрик Хонован. Невозможность получить доступ к финансовым услугам является одной из основных причин сохранения неравенства доходов и медленного экономического роста в самых разных странах мира. Опираясь на… Купить за 687 руб
  • Финансовые услуги для всех? Стратегии и проблемы расширения доступа , Демиргюч-Кунт Ашли. Невозможность получить доступ к финансовым услугам является одной из основных причин сохранения неравенства доходов и медленного экономического роста в самых разных странах мира. Опираясь на…

Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

Законодательство о конкуренции на товарных рынках появилось в нашей стране почти одновременно с началом рыночных реформ. Но специальный Федеральный закон о защите и регулировании конкуренции в финансовой сфере вступил в силу только в конце 1999 г.

К этому моменту монополизация финансовых рынков значительно усилилась, на многих из них постепенно сложилась олигополия. Олигополия характеризуется тем, что покупателей на рынке обслуживает небольшое число хозяйствующих субъектов. Если на рынке присутствует всего несколько господствующих субъектов, то каждый из них может воздействовать на рыночную цену, получать за счет этого более высокие прибыли и ущемлять интересы других участников рыночных отношений.

Типичным примером усиления монополистических тенденций в финансовой сфере является банковский сектор. Вот лишь несколько статистических данных. На долю пяти крупнейших банков приходится более 40% суммарных активов. Сберегательному банку России, в котором государство имеет контрольный пакет акций, принадлежит свыше 80% рынка вкладов населения. Частные коммерческие банки занимают всего 15% рынка банковских услуг.

Аналогичные тенденции наблюдаются и на страховых рынках. Здесь почти половина страховых взносов приходится на 10 компаний-лидеров, а 86% взносов - на первую сотню фирм.

Поэтому в таких условиях необходима правовая основа для антимонопольного контроля на финансовых рынках, которой стал Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Закон распространяется на все финансовые рынки. Финансовой услугой признается деятельность по привлечению и использованию денежных средств физических и юридических лиц. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, приводится в Приказе МАП России от 21 июня 2000 г. N 467. К ним относятся:

1) банковские операции и сделки согласно ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (привлечение денежных средств во вклады, размещение этих средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов и пр.);

2) страховые услуги:

обязательное страхование;

добровольное страхование жизни и иные виды личного страхования;

добровольное имущественное страхование;

добровольное страхование ответственности;

перестрахование;

взаимное страхование;

3) управление ценными бумагами и денежными средствами;

4) негосударственное пенсионное обеспечение;

5) приобретение имущества и передача его в аренду юридическим и физическим лицам (лизинг).

Вряд ли к финансовым услугам можно относить услуги по продаже валюты, включая проведение валютных торгов. Здесь необходимо воспользоваться критерием определения денежного обязательства. Согласно п. 1 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами" не являются денежными обязательства, в которых валюта исполняет роль товара.

Хозяйствующими субъектами на финансовых рынках признаются: юридические лица, осуществляющие на основе лицензии банковские операции, предоставляющие услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию; негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитный потребительский союз <*>.

Таким образом, хозяйствующими субъектами на финансовых рынках являются организации, обладающие специальной правоспособностью, зачастую осложненной необходимостью получения лицензии. Например, кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Страховщики, напротив, не могут осуществлять банковскую деятельность.

Важно подчеркнуть, что к финансовым организациям не относятся аудиторские компании. Они устанавливают достоверность проведенных финансовых операций, но саму их деятельность нельзя назвать финансовой услугой. Индивидуальные предприниматели также не могут быть признаны хозяйствующими субъектами на рынке финансовых услуг.

Современный финансовый рынок характеризуется многообразием и комплексным характером услуг, предоставляемых финансовыми организациями потребителям - финансовых услуг. Примерами организаций, оказывающих финансовые (потребительские) услуги, являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний.

Прежде всего, следует заметить, что содержание термина «финансовые услуги» в законодательстве и отечественном правоведении отличается. В связи с этим, данное понятие требует детального изучения. В законодательстве для деятельности, которую ведут финансовые организации, используется термин «финансовые услуги», потребителями которых являются граждане (физические лица), состоящие либо не состоящие в договорных отношениях со своим контрагентом, имеющие намерение обратиться за предоставлением финансовых услуг или получающее финансовые услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Понятие финансовой услуги сосредоточено в рамках ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 21 июля 2014 г. № 265-ФЗ) // Российская газета от 27 июля 2006 г. № 162. (далее - Закон о защите конкуренции), согласно которой под финансовыми услугами понимаются банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридического и физического лица».

Отсюда следует, что виды услуг, закрепленные в указанной норме Закона о защите конкуренции, основываются на привлечении и размещении чужих денежных средств. Это означает, что связь финансовой услуги с привлечением и размещением денежных средств физического и юридического лица может быть истолкована как квалифицирующий признак этой услуги Фогельсон Ю.Б. Указ.соч. - С. 77-78..

Второй квалифицирующий признак финансовых услуг, согласно определению, представленному в ст. 4 Закона о защите конкуренции, по мнению Ю.Б. Фогельсона сводится к определению субъекта, ее оказывающего или к финансовой организации Там же. - С. 81..

Что касается определения финансовой организации, то оно представлено также в Законе о защите конкуренции, который также содержит полный перечень финансовых организаций.

Классифицируя финансовые услуги, Ю.Б. Фогельсон подразделяет их следующим образом:

а) банковские услуги, к которым относятся финансовые услуги, совершение которых находится исключительно в компетенции банков. К ним относятся услуги:

По привлечению денежных средств во вклады;

По осуществлению расчетно-кассового обслуживания.

б) финансовые услуги, реализуемые помимо банков также небанковскими организациями и включающие услуги по кредитованию (в том числе жилищному или ипотечному) и денежным переводам;

в) услуги инвестиционно-банковского характера или посреднические услуги, в реализации которых задействованы потребитель и фондовый рынок. Этот вид услуг объединяет депозитарные услуги, услуги по финансовому консультированию и оценке собственности;

г) страховые услуги, то есть услуги, связанные с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) в случае наступления определенного события (страхового случая) за счет средств денежного (страхового) фонда, формируемого на основе страховых взносов (страховой премии). Это услуги по страхованию и перестрахованию Рыжановская Л.Ю. Механизм правовой защиты потребителей финансовых услуг // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2013. - № 1 (15). - С. 51..

Определение финансовых услуг, а также их классификация содержатся в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.) // Официально не опубликовано., которое утверждает партнерство между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами, подписанном на о. Корфу 24 июня 1994 г. (далее Соглашение). Данное Соглашение ратифицировано и входит в состав российского законодательства.

Приложение 6 к указанному Соглашению содержит перечень услуг, которые признаются финансовыми для целей данного Соглашения. В соответствии с указанным Соглашением, финансовая услуга - любая услуга финансового характера, которую предоставляет поставщик финансовых услуг одной из сторон. В рамках указанного Соглашения закреплены следующие группы финансовых услуг:

Первая группа:

Страховые услуги и услуги (любые), которые имеют отношение к страхованию, а именно: услуги по прямому страхованию, в т.ч. совместному: страхование жизни, прочие виды страхования;

Услуги по перестрахованию и ретроцессии;

Услуги, связанные со страховым посредничеством (услуги брокеров, агентские услуги);

Вспомогательные страховые услуги, связанные со страховым консультированием, оценкой рисков, а также услуги по урегулированию претензий.

Вторая группа:

Услуги банков и иные финансовые услуги, за исключением страхования;

Услуги, связанные с принятием депозитов и иных возвратных средств клиента;

Услуги по кредитованию (все виды кредитования, в том числе услуги по предоставлению потребительских кредитов, залоговых кредитов, факторингу и финансированию коммерческих сделок).

Третья группа услуг: услуги финансового лизинга.

Четвертая группа услуг включает все виды услуг, связанные с переводом платежей и денег, в том числе услуги по выдаче кредитных и дебетовых карт, дорожных чеков и банковских векселей.

Пятая группа финансовых услуг объединяет все финансовые гарантии и обязательства.

Шестая группа услуг включает финансовые услуги на рынке ценных бумаг. Они реализуются финансовыми организациями за собственные деньги либо за деньги клиентов и осуществляются на валютных биржах, на внебиржевых рынках ценных бумаг или иным образом. Данные услуги включают операции с:

a) кредитными обязательствами, обращающимися на денежном рынке (включая чеки, векселя, депозитные сертификаты и т.п.);

b) иностранной валютой;

c) производными продуктами, включая, но не исключительно, фьючерсные контракты и опционы;

d) инструментами, связанными с изменением валютных курсов и процентных ставок, включая сделки своп и форвардные сделки;

e) переводными ценными бумагами;

f) прочими оборотными документами и финансовыми активами, включая торговлю золотом и серебром в слитках.

Седьмая группа финансовых услуг связана с выпуском всех видов ценных бумаг, в том числе, с гарантированным размещением их выпуска на рынке и их размещением в качестве агента.

Восьмая группа финансовых услуг объединяет осуществление операций на денежных рынках.

Девятая, десятая и одиннадцатая группы финансовых услуг, закрепленных в Соглашении, связаны с выполнением операций по управлению активами, то есть прямыми и портфельными инвестициями, а также включают управление инвестиционными проектами всех видов, средствами пенсионных фондов.

Двенадцатая группа финансовых услуг включает услуги, связанные с консультационным посредничеством и другими вспомогательными финансовыми услугами, перечисленными выше, в том числе по предоставлению справочных и аналитических материалов по кредитам, исследованиям, а также услугам рекомендательного характера. Отметим, что данная группа услуг, по сути, то же финансовое посредничество с дополнительным включением вспомогательных услуг консультационного характера.

С учетом изложенного становится очевидным, что список финансовых услуг, закрепленный в Соглашении, носит исчерпывающий (закрытый) характер и по своему содержанию гораздо шире того, который закреплен в рамках Закона о защите конкуренции. Это означает, что Закон о защите конкуренции в силу его определения охватить весь перечень финансовых услуг, закрепленный в Соглашении, не может Фогельсон Ю.Б. Указ.соч. - С. 84..

Конечно, можно усомниться в том, охватываются ли данные услуги определением Закона о защите конкуренции, если они оказываются финансовой организацией. В этой связи вполне обоснованным представляется мнение Ю.Б. Фогельсона, полагающего, что «услуга, оказываемая не финансовой организацией, точно не охватываются определением данного Закона, потому что страховые и разного рода консалтинговые компании не имеют отношения к финансовым организациям» Там же. - С. 86-87..

Из сказанного следует, что услуги, позиционируемые в рамках Соглашения как финансовые, Законом к таковым не причисляются, и наоборот. Иначе говоря, эти два описания финансовых услуг как минимум не тождественны. Вместе с тем, у них есть большое сходство: для их выделения что Закон, что Соглашение берет характер деятельности, осуществляемой лицом, реализующим услугу.

Рассматривая в соотношении определение финансовых услуг, закрепленное в двух анализируемых документах (Законе о защите конкуренции и Соглашении), следует заметить, что формально множество финансовых услуг по Закону не полностью включено во множество финансовых услуг по Соглашению, хотя большая часть этих множеств в обоих документах состоит из аналогичных видов услуг.

Вместе с тем, если подойти к изучению перечня Соглашения не с формальной стороны, а учитывая представленные в нем услуги, то легко заметить, что все финансовые услуги по привлечению и размещению финансовых средств, нашли в нем отражение. Отсюда можно сделать вывод, что наиболее полный перечень финансовых услуг содержится именно в Соглашении, в то время как перечень, закрепленный в Законе, значительно уже.

Вместе с тем, существует еще один документ, содержащий перечень финансовых услуг, и называется он Генеральное Соглашение по торговле услугами Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // Официально не опубликовано. (далее - ГАТС). Присоединению к данному перечню Российской Федерации способствовало вступление нашей страны 22 августа 2012 г. во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). При сравнительно-правовом исследовании данный документ также необходимо принимать во внимание. Согласно подп. 5 ГАТС (приложение к ГАТС), в перечень финансовых услуг включаются все страховые и имеющие к ним отношение услуги, банковские и иные финансовые услуги, исключая страхование.

Страховые и имеющие к ним отношение услуги включают:

i) услуги по прямому и совместному страхованию:

б) исключая страхования жизни;

ii) услуги по перестрахованию и ретроцессии;

iii) услуги страхового посредничества, такого, например, как брокерское и агентское;

iv) вспомогательные услуги, связанные со страхованием в виде консультирования, актуарных услуги, услуг по оценке и услуги, связанные с урегулированием претензий.

Банковские и другие финансовые услуги (кроме страхования):

v) связанные с приемом от населения депозитов и иных денежных средств, которые подлежат;

vi) связанные с выдачей любых видов ссуд, в том числе потребительского кредита, залогового кредита, факторинга и финансирования коммерческих операций;

vii) услуги по финансовой аренде (лизингу);

viii) все услуги, связанные с платежами и денежными переводами, в том числе с кредитованием, платежными и дебетовыми карточками, дорожными чеками и банковскими векселями;

ix) услуги, связанные с предоставлением финансовых гарантий и обязательств;

x) услуги по торговле за свой счет и за счет клиента, а также услуги, связанные с торговлей на валютной бирже при помощи:

a) инструментов денежных рынков (в том числе чеков, переводных векселей, депозитных сертификатов);

b) услуги, связанные с иностранной валютой; производными продуктами, а также фьючерсы и опционы;

d) инструменты, касающиеся валютных курсов и процентных ставок, в том числе, сделок своп и форвардных сделок;

e) переводные ценные бумаги;

f) прочие оборотные инструменты и финансовые активы, в то числе, золото, серебро в слитках;

xi) услуги по выпуску ценных бумаг, в том числе по их размещению, агентские услуги государственного или частного характера, а также услуги, имеющие отношение к эмиссии;

xii) услуги по брокерским операциям на денежном рынке;

xiii) услуги по управлению активами, в том числе, наличностью или ценными бумагами, а также по управлению всеми видами инвестиций, управлению пенсионным фондом, услуги в сфере попечительства, а также услуги, связанные с хранением и трастом;

xiv) услуги, связанные с осуществлением платежей и клирингом финансовых активов, в том числе, касающиеся ценных бумаг, производных продуктов и других оборотных инструментов;

xv) услуги по предоставлению и передаче финансовой информации и обработке финансовых данных и необходимого программного обеспечения поставщиками иных финансовых услуг;

xvi) услуги консультативного, посреднического и другого характера в области дополнительных финансовых услуг, перечисленные в подпунктах «v» - «xv», а также услуги по предоставлению справочных и аналитических материалов в сфере кредитования.

Анализ видов финансовых услуг, закрепленных в перечне ГАТС, показывает, что данный перечень мало чем отличается от ранее проанализированного перечня финансовых услуг (перечня Соглашения, заключенного на о. Корфу). Единственное отличие - это более подробное описание финансовых услуг в перечне ГАТС.

На основе вышесказанного можно заключить, что согласно действующему законодательству, финансовые услуги - это, в первую очередь, финансовое посредничество, а также ряд вспомогательных, консультационных и информационных услуг, оказываемых и самим финансовым посредником, и иным лицом финансового посредника.

Что касается подхода к трактовке понятия финансовых услуг отечественным правоведением, то надо сказать, что он имеет существенные отличия от трактовки финансовых услуг законодателем.

Особой последовательностью отличается подход Н.Г. Семилютиной, изложившей свое видение данного понятия в рамках докторской диссертации «Формирование правовой модели российского рынка финансовых услуг» Семилютина Н.Г. Формирование правовой модели российского рынка финансовых услуг: лис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011. - С. 15.. В своей попытке выработать собственное определение финансовой услуги автор прибегает к ее отождествлению с инвестиционной услугой. Изначально автор дает определение понятию «инвестирование», понимая под ним процедуру, связанную с отчуждением собственником... денежных средств... в целях последующего получения дохода» Там же. - С. 17-18., а затем характеризует непосредственно саму финансовую услугу. Н.Г. Семилютина пишет: «Финансовая услуга (или инвестиционная услуга) - это услуга, которую профессиональные участники рынка финансовых услуг оказывают в соответствии с договором, имея при этом цель передать денежные средства, отчуждаемые инвестором реципиенту инвестиций» Там же. - С. 18..

Иначе говоря, в рамках подхода указанного автора финансовая услуга квалифицируется как услуга, которая определяется не только характером деятельности профессионального участника финансового рынка, но и целью, которую преследует клиент этого посредника, отправляя денежные средства в такой оборот. При этом термин «цель» употребляется в экономическом смысле. Итак, согласно подходу Н.Г. Семилютиной, финансовая и инвестиционная услуга тождественны.

С позиции указанного автора для признания услуги инвестиционной существенным является не только характер деятельности лица, которое ее оказывает, но и цель, с которой его клиент передает ему деньги. Это принципиально другая квалификация финансовых услуг, поскольку и определение Закона о защите конкуренции, перечня Соглашения, заключенного на о. Корфу, а также ГАТС финансовые услуги никак не зависят от цели, с которой финансовой организации передаются деньги. Поэтому такие операции, как заключение и исполнение договоров страхования, открытие и ведение банковских счетов, расчеты, согласно подходу Н.Г. Семилютиной,.не являются финансовыми услугами.

Особый интерес в рамках настоящей работы представляет трактовка понятия финансовых (потребительских) услуг В.С. Петрищева и С.А. Румянцева Петрищев В.С., Румянцев С.А. Защита прав потребителей финансовых услуг. - М.: Инфра-М, 2010. - С. 11., согласно которой финансовая (потребительская) услуга - это услуга, оказываемая организацией, связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических лиц и предоставлением защиты имущественных интересов посредством страхования. Данное определение будет взято за основу в рамках настоящей работы.

Таким образом, для определения финансовых (потребительских) услуг нам представляются две возможности: либо считать финансовыми услугами любое финансовое посредничество, либо не любое, а только такое, которое обеспечивает достижение определенных целей - опосредует инвестирование.

Подводя итог данному разделу исследования, отметим, что финансовая (потребительская) услуга представляет собой услугу, оказываемую организацией, связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств физических лиц и предоставлением защиты имущественных интересов посредством страхования.

Проведенный анализ позволил определить совокупность квалифицирующих признаков финансовых услуг с точки зрения определения, данного в Законе о защите конкуренции, которые включают:

Связь услуг с привлечением и размещением чужих денежных средств (финансовое посредничество);

Оказание данного вида услуг с привлечением финансовой организации.

Основными видами финансовых (потребительских) услуг являются:

1) банковские услуги (услуги, право совершения которых принадлежит только банкам: привлечение денежных средств во вклады; расчетно-кассовое обслуживание);

2) финансовые услуги, которые оказываются как банками, так и небанковскими организациями (кредитование); денежные переводы;

3) инвестиционно-банковские услуги или услуги посредничества между потребителем и фондовым рынком (депозитарные услуги; финансовое консультирование; оценка собственности);

4) страховые услуги (страхование, перестрахование).