Законодательное увеличение минимального размера оплаты труда. Повышение мрот: последствия для работодателей

С 1 января 2019 года правительство решило поднять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на 117 рублей, то есть на 1,048%. Эксперты выдвинули предположения, зачем это нужно властям

В некоторых регионах, с учетом местных надбавок повышение может достигать даже 351 рубля..

Повышение минимальной зарплаты на стоимость полутора десятка яиц или двух поездок на московском транспорте, вряд ли можно называть помощь малообеспеченным гражданам страны. А некоторые, воспринимают такие решения правительства, как издевательство.

Подгоняют цифры под отчет

На деле оказывается, что повышение МРОТ на один процент нужно на самом деле не нам, а правительству. Просто, чтобы подогнать цифры под еще один отчет.

«По идее МРОТ повышают потому, что действительно минимум заработок должен номинально быть выше уровня налогов, плат за коммуналки и так далее. Раз правительство увеличило нам налоги, цены растут постоянно, то должна увеличиться и минимальная зарплата. А для граждан страны – это ни о чем. Никак не скажется. Просто есть такой показатель, или индикатор. – объясняет заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ Елена Ведута. – Знаете, у нас почти в каждой диссертации вводится новый индикатор. Так вот МРОТ – это не просто индикатор. О нем много говорят, но от него не зависит ни управление экономикой, ни какие другие серьезные процессы».

Улучшают статистику

Повышение МРОТ, если и улучшит ситуацию, то только для тех россиян, которые получают зарплату, исходя из его размера. Да, и то – чисто символически. А вот государство может покормиться с этих 117 рублей.

«Это такая статистическая поправка, которая будет использоваться для расчетов и улучшения статистики. Плюс к МРОТУ все еще привязаны некоторые государственные сборы, пошлины и штрафы», - комментирует независимый экономический эксперт Антон Шабанов.

Правительство также готовит проект бюджета, в котором предполагается, что МРОТ будет увеличиваться каждый год – с января 2020 года он вырастет на 2,9%, а с 2021 года – на 2%. В бюджете уже запланировали 62,2 млрд рублей для того, чтобы покрыть расходы от повышения «минималки».


При этом, какую сумму получит государство от подорожавших сборов и штрафов, не сообщается.

С 1 мая 2018 МРОТ повысился до 11163 рубля и сравнялся с прожиточным минимумом. Теперь заработная плата работников не может быть менее этой суммы. А что на деле?

Повышение в «бюджете»

По данным статистики, около 1,6 млн. работников бюджетной сферы получали зарплату ниже прожиточного минимума.

Распоряжением Правительства от 16.03.2018 №440-р выделены ассигнования в размере 20 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ с 1 мая.

Кроме того, Распоряжением от 27.04.2018 №780-р из резервного фонда Правительства выделяются ассигнования в размере 16,3 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на выплату районных коэффициентов к зарплате и процентных надбавок, установленных на федеральном уровне и на повышение оплаты труда бюджетников в связи с увеличением МРОТ.

«Еще никогда в Российской Федерации не было такого роста заработных плат отдельных категорий в бюджетном секторе», - заявил глава Минтруда Максим Топилин.

Повышение в «коммерции»

Коммерческие фирмы должны самостоятельно изыскать средства для доведения зарплаты своих сотрудников до федерального МРОТ. Отметим, что работодателям из некоторых регионов не придется суетиться из-за нового федерального МРОТ. Им нужно ориентироваться на региональную «минималку», которая выше федеральной.

Например, в Москве МЗП составляет 18742 руб., в Московской области - 13750, в Санкт-Петербурге - 17000, в Ленобласти - 11400 руб. Кроме того, региональная МЗП выше общероссийского МРОТ в таких регионах как Тульская область, Магаданская область, Камчатский край.

Напомним, в северных регионах «минималка» должна быть увеличена на показатель районного коэффициента.

Тем работодателям, которые до 1 мая платили сотрудникам меньше МРОТ, необходимо пересмотреть выплаты и внести изменения в трудовые договоры.

Как показывают предварительные итоги , который проводится на нашем сайте, 30% работодателей провели повышение. К слову, большинство (45%) и так платили своим работникам больше, чем 11163 руб.

Неповышение в «коммерции»

Между тем 25% опрошенных нами работодателей пошли другим путем. Они повысили зарплату, не повышая ее.

Как известно, согласно ст. 133 ТК платить не ниже МРОТ следует тем сотрудникам, которые полностью отработали норму рабочего времени. Если сотрудник работает неполное рабочее время, то и зарплата ему выплачивается пропорционально.

Например, до 1 мая 2018 сотруднику Иванову начислялась зарплата в размере МРОТ в сумме 9489 руб.

С 1 мая при 8-часовом рабочем дне на стандартной пятидневке его зарплата не может быть ниже 11163 руб. Однако работодатель одновременно с повышением оклада до нового МРОТ переводит сотрудника на неполный день, формально соблюдая нормы ТК.

9489/11163*8=6,8 часов или 0,85 ставки.

Таким образом, если сократить рабочий день сотрудника на 1 час, сделав его 7-часовым, то платить Иванову можно не 11163, а 9767,63 (11163/8*7).

Отметим, что причины для такого изменения рабочего времени по инициативе работодателя, ограничены нормами ст. 74 ТК.

Однако инициативу может проявить и сам работник. Если сотрудники вдруг решили с мая 2018 перейти на неполный рабочий день, письменно заявив об этом, работодатель вправе удовлетворить их просьбу.

Что грозит работодателям

За выплату зарплаты ниже МРОТ тем, кто отработал месячную норму, полагается штраф.

Штрафы на этот случай прописаны в ч.6 ст. 5.27 КоАП и составляют:

  • на юрлиц - от 30 до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. рублей;
  • на ИП - от 1 до 5 тыс. рублей.
Отметим, в последнее время контролирующие органы уделяют немало внимания работе по легализации зарплат. Под руководством Минтруда в каждом субъекте РФ созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов

Кроме того, например, трудинспекторам данные по работодателям, которые начисляют взносы с зарплаты, начисленной ниже МРОТ.

ПФР граждан сообщать информацию о работодателях, которые предлагают получать часть зарплаты «в конверте».

Налоговики по ряду признаков фирмы с серыми зарплатами. Например, их внимание заострится, если они заметят, что у сотрудника на новом месте работы заработная плата ниже, чем на предыдущем (по данным справок 2-НДФЛ), то есть он сменил работу на менее выгодных условиях.

28.08.2019

В процессе установления уровня заработной платы сотрудников работодатель руководствуется определенными показателями.

Одним из таковых является МРОТ — минимальный размер оплаты труда.

Логичен вопрос: как повлияет изменение минимальной оплаты на величину заработка работников, нужно ли повышать заработную плату при увеличении МРОТ?

Как минимальный размер оплаты труда влияет на заработную плату?

Сама расшифровка аббревиатуры МРОТ говорит за себя. С помощью этого показателя происходит регулирование величины оклада. Об этом свидетельствует ФЗ №82 .

Помимо этого Конституцией РФ определяется:

  • порядок определения размера минимальной гарантированной к выплате сумме оплаты труда;
  • обязанность работодатель выплачивать работникам ежемесячное вознаграждение, размер которого не должен быть ниже МРОТ.

Из этого можно сделать вывод — МРОТ представляет собой показатель, который прямым образом влияет на уровень заработной платы трудящихся граждан.

Особому вниманию при этом подлежат сферы деятельности, финансирование которых осуществляется из государственного бюджета.

Если официально трудоустроенный сотрудник получает за выполнение своих должностных обязанностей зарплату, размер который менее МРОТ, он вправе обратиться за защитой своих прав в вышестоящие органы с целью повышения заработка.

В качестве таковых может выступать суд, Трудовая инспекция, прокуратура и т.д.

За нарушение установленных правил и отказ в увеличении зарплаты до уровня МРОТ руководство фирмы может привлекаться к ответственности. Величина штрафа в каждом случае определяется индивидуальным образом.

Повысится ли оклад в связи с увеличением МРОТ в 2019 году?


Повышение размера МРОТ должно отражаться на уровне заработной платы.

С 1 января 2019 года установлена новая величина минимального размера оплаты труда. Минимальный уровень повышается до 11280 руб.

Как такое увеличение повлияет на уровень заработных плат, у кого повысится зарплата после повышения МРОТ?

После введения изменений все трудоустроенные граждане, работающие на официальной основе, должны получать ежемесячную зарплату, которая не может быть менее указанного показателя.

Важно учесть — фиксированный оклад или установленная тарифная ставка может быть ниже МРОТ. В учет берется итоговая сумма дохода работника. В нее включены различные премиальные выплаты и надбавки.

Причем сравнению подлежит общая начисленная сумма до налогообложения с учетом того, что сотрудник отработал полный рабочий день и рабочую неделю.

То есть при повышении МРОТ увеличение зарплаты проводится, если ее размер при начислении за полный месяц ниже действующего минимального значения.

Заработная плата за месяц может быть ниже минимальной в следующих случаях:

  • Не отработан полный месяц – например, были больничные, отпуска, командировки, прогулы и отсутствие по иным причинам.
  • После налогообложения – после удержания 13% зарплата может оказаться ниже МРОТ, это нормально, так сравнивать нужно заработок до удержания налогов.

С некоторыми нюансами определяется размер зарплаты сотрудников, одновременно работающих сразу в нескольких компаниях, а также граждан, рабочий день которых можно считать неполным.

При таких обстоятельствах сумма, которую они получают по итогам расчетного периода, может быть меньше МРОТ. Минимальный размер заработной платы в этом случае определяется процентным соотношением отработанных в течение месяца часов с установленной нормой рабочего времени.

При работе на половину ставки, сотрудник с 1 января 2019 года должен получать зарплату не менее 5640 р. Если после изменения МРОТ этот показатель не был достигнут, работодатель обязан повысить оклад, размер тарифной ставки, или увеличить размер дополнительных выплат.

Таким образом, при увеличении минимального размера оплаты труда необходимо повысить зарплату тем работникам, у которых сумма начисления за полный месяц ниже МРОТ.

У кого изменится доход?

При изменении величины МРОТ повышается размер заработной платы только некоторых сотрудников.

Особое внимание уделяется гражданам, доход которых после нововведений не достигает минимального уровня.


В обязательном порядке работодатель должен повысить до нормы величину дохода сотрудника, осуществляющего свою профессиональную деятельность на протяжении полного рабочего дня.

При нарушении этого требования руководство компании может привлекаться к административному типу ответственности.

МРОТ может повышаться несколько раз в год. Работодатели должны четко следить за изменением этого показателя и своевременно увеличивать уровень дохода работников. Только таким образом можно избежать проблем с законом.

На законных основаниях могут получать зарплату ниже МРОТ граждане, работающие на неполной ставке и сотрудники-совместители.

Их минимальный доход определяется путем долевого соотношения, которое в каждом случае рассчитывается индивидуально.

Как оформить изменения оплаты труда, если вырос МРОТ?

Порядок оформления увеличения зарплаты сотрудника в связи с повышением МРОТ регламентируется действующими нормами ТК РФ.

Ранее уже было указано, что изменить зарплату можно несколькими способами:

  • изменением оклада;
  • изменением величины или количества надбавок.

В каждом случае работодатель должен издать соответствующий .

Образец приказа

В бланке приказа отражается информация следующего характера:

  • наименование предприятия;
  • название бумаги – о повышении заработной платы;
  • место и дата издания;
  • обоснование создания — “в связи с увеличением МРОТ”, дата, с которой действуют изменения;
  • основная часть — в ней указываются данные о сотрудниках, чья зарплата будет повышена.

Отмечается должность и инициалы гражданина:

  • ФИО специалиста, ответственного за исполнение приказа;
  • дата вступления документа в силу;
  • ФИО и подпись генерального директора;
  • ФИО, должности и подписи ответственных лиц — главбуха и сотрудника отдела кадров;
  • ФИО и должность работника, повышение оклада которого регламентируется настоящим приказом;
  • дата вступления приказа в силу.

Скачать образец приказа о повышении заработка в связи с ростом МРОТ –


Пример дополнительного соглашения

На основании оформленного документа вносятся корректировки в штатное расписание. Помимо этого, между работодателем и сотрудником заключается , выступающее в роли приложения к основному договору, заключенному при принятии гражданина на должность.

В доп соглашении указываются следующие сведения:

Своей подписью сотрудник также подтверждает тот факт, что он получил документ, ознакомился и согласен с информацией, отраженной в соглашении.

02.11.2016 11:08:00

С введением в действие Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и публикацией его редакции 01.05 2016 г. многие работодатели задаются вопросами: как рассчитывается повышенная оплата труда по результатам специальной оценки? ... Как учитывать результаты ранее проведенных аттестаций? ... Как правильно оформить компенсационный пакет для новых сотрудников и сотрудников, уже работающих на предприятии. На эти и другие актуальные вопросы мы ответим в нашей статье.


Из этой статьи вы узнаете:

Как результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда;
- как правильно рассчитать компенсацию за вредные условия труда;
- в каких случаях может быть установлена повышенная оплата труда после СОУТ;
- как оформляется повышенная оплата труда по результатам специальной оценки;
- как оформить сокращенный рабочий день и отпуск с учетом вредных условий труда.

Надбавка за вредные условия труда
Как результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) позволяет определить класс условий труда на рабочих местах. Если результаты СОУТ покажут, что работники выполняют свои трудовые обязанности во вредных и (или) опасных условиях, то обязанность работодателя в этом случае - предоставить им соответствующий объем компенсаций. Не соблюдение этого требования может рассматриваться как административное нарушение и влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Следуя ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) условия труда на предприятии по результатам СОУТ можно отнести к одному из четырех основных классов вредности:

Опасные (4 класс);
- вредные (3 класс);
- допустимые (2 класс)
- оптимальные (1 класс).

Принадлежность условий труда к классам 3 и 4 вредности, согласно ст. 92, 94, 117 и 147 ТК РФ обязывает работодателя предоставить работнику, занятому в таких условиях определенные компенсации в виде: дополнительной оплаты к окладу; дополнительного отпуска; сокращенного рабочего дня. Попробуем разобраться, как правильно предоставить и оформить компенсацию в случае, если...

Компенсации предоставляются впервые


Для того, чтобы определить необходимость предоставления компенсации работодателю, согласно норме ФЗ № 426-ФЗ и Трудового кодекса РФ потребуется провести СОУТ на рабочих местах. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 № 135-0 компенсация предоставляется всем работникам, которым приходится выполнять работу во вредных и (или) опасных условиях в случае, если такие условия подтверждаются результатами СОУТ. Поэтому если ранее по разным соображениям (аттестация рабочих мест проведена не была, была проведена с нарушениями и т. д.) компенсация работодателем не предоставлялась, то сейчас, в случае если по результатам СОУТ условия труда признаны вредными или опасными, предоставить компенсацию работодателя обязывает действующее законодательство.

Компенсации предоставлялись и ранее, но по результатам СОУТ были изменены


Вполне вероятно, что вредность условий труда работников - не новость для работодателя, который согласно результатам ранее проведенных аттестаций уже предоставляет своим сотрудникам компенсации. Вместе с тем, результаты проведенной СОУТ могут либо подтвердить, либо изменить уже сложившуюся ситуацию, поскольку возможны два варианта:

Класс вредности условий труда подтвержден, что оставляет работодателю право предоставления гарантий и компенсаций в прежнем объеме (зафиксированном до проведения СОУТ);
- результаты СОУТ продемонстрировали, что размеры компенсации были завышены.

В том случае, если результаты СОУТ продемонстрировали, что условия труда работников в связи с реконструкцией, модернизацией, изменением производственного цикла и т.д. улучшились, то размеры компенсации и объем дополнительных гарантий работодатель вправе уменьшить. С другой стороны, в случае, если работники, чей труд связан с вредными и опасными условиями уже пользуются преимуществами компенсационного пакета, то объем компенсаций не может быть сокращен по сравнению с тем объемом, который предоставлялся на 01.01.2014 года если при этом сами условия труда на рабочем месте не улучшились (см. ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

Другими словами, размер компенсаций, предоставляемый работникам на основании результатов ранее проведенных аттестаций или на основании нормативно-правовых актов бывшего СССР сохраняются вплоть до улучшения условий труда, зафиксированных по результатам СОУТ. Нужно отметить, что, согласно судебной практике, уклонение работодателя от предоставления работникам компенсационного пакета в прошлом не может лишать последних права на получение полагающихся компенсаций в настоящее время.

Обращаем ваше внимание: при рассмотрении вопроса об изменении объема пакета компенсаций работодатель обязан быть особенно внимателен, поскольку немотивированное снижение объема гарантий с большой долей вероятности может быть расценено гострудинспекцией как нарушение действующего законодательства, влекущее за собой вполне конкретную административную ответственность.

Как правильно рассчитать и установить компенсацию за вредные условия труда


Для оценки размера компенсации следует учесть следующие основополагающие моменты, которые мы рассмотрим ниже.

1. Действующие на законодательном уровне минимумы объема компенсаций (согласно ТК РФ):

Надбавка за вредность не должна оказаться меньше 4 % от размера тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ в случае нормальных условий труда (см. ст. 147 ТК РФ);
- минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска для работников, чей труд связан с опасными либо вредными условиями (2, 3 и 4 степень) не может быть меньше 7 календарных дней (см. ст. 117 ТК РФ);
- продолжительность сокращенного рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (см. ст. 92, 94 ТК РФ).

2. Регламент, устанавливаемый отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями

Определяя размер компенсации работодателю или уполномоченному им лицу будет полезно проверить, не распространяются ли на деятельность организации отраслевые (межотраслевые) нормы и соглашения. Так, к примеру, Отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 определило, что работники, занятые на местах с особо опасными, тяжелыми и вредными условиями труда имеют право на увеличение тарифной ставки на 10 % и 20 % согласно специальному перечню.

В том случае, если такие решения на деятельность организации распространяются, то размеры предоставляемой компенсации не могут оказаться меньше тех, которые регламентируются этими Отраслевыми соглашениями.

3. Мнение профсоюзного органа

Если в организации предусмотрена деятельность профсоюзного органа, то конкретные размеры компенсации работодатель устанавливает с учетом мнения такого органа в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ.

Как оформляется повышенная оплата труда и прочие компенсационные привилегии
по результатам специальной оценки


Следуя регламенту ст. 189 ТК РФ режим работы и отдыха работников, включая сведения о предоставляемых дополнительных отпусках и сокращении рабочего дня отражаются в Правилах внутреннего трудового распорядка. Факт повышения размеры оплаты труда работникам, исполняющим трудовые обязанности во вредных условиях труда фиксируется в Положении об оплате труда, изданном на предприятии. Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте, компенсации и гарантии, предоставляемые работнику в обязательном порядке прописываются в трудовом договоре.

В полной мере это требование относится как к новым работникам, только устраивающимся на предприятие, так и к уже работающим сотрудникам, включая случаи, когда условия труда на предприятии относятся к вредным и (или) опасным. В первом случае повышение зарплаты, сокращение рабочего дня и предоставление дополнительного отпуска в связи с вредностью условий труда прописывается в трудовом договоре при поступлении сотрудника на работу, во втором случае (если сотрудник уже работает) эти моменты отражаются в дополнительных соглашениях к трудовому договору.

Доплата за работу на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда должна начисляться ежемесячно в процентах от тарифной ставки (оклада), является частью заработной платы (см. ч. 1 ст. 129 ТК РФ) и отражается в расчетном листке работника.



Источник публикации:

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин