Сказки где баба яга добрая и злая. Проект «Баба Яга

Какая она – Баба­Яга
Какая она – Баба­Яга
(добрая старушка или
(добрая старушка или
злая ведьма) ?
злая ведьма) ?
ИИ
Что нужно знать, чтобы
Что нужно знать, чтобы
«отправиться в гости
«отправиться в гости
к этой загадочной
к этой загадочной
старушке?»
старушке?»


Я считаю, что Баба­Яга – злая ведьма
­ Она всем вредит
­ Создает на пути трудности
­ Баба­Яга похищает детей
­ Может посадить на лопату и
отправить в печь, чтобы потом
съесть
­ У нее страшный внешний вид
­ Её бояться маленькие дети

1. Как появилась Баба­Яга?
2. Где живет Баба­Яга?
3. Какой характер у Бабы­
Яги?

­ Должна научиться анализировать
сказки
­ Давать характеристики главным
героям произведения
­ Находить полезную информацию
­ Учиться делать выводы
1. Буду искать ответы на вопросы.
2. Подготовленный материал
покажу своим одноклассникам.

1. Изучить данные литературной
энциклопедии
2. Прочитать много русских
народных сказок
3. Посмотреть художественные и
мультфильмы
4. Познакомиться с историческими
сведениями возникновения
образа, старинными ритуалами
5. Встретиться с работниками
библиотеки
6. Провести анкетирование
одноклассников

Родословная Бабы­Яги
Родословная Бабы­Яги
Баба­Яга ­ змея
Человекоподобное существо со змеиным хвостом
Божество, имеющее недостаток в ноге
(хромоногое)
Вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой
Одноногое
божество

Происхождение имени
«Яга (яга­баба, ягая баба, ягабиха, ягабова,
ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба­яга,
сказочный персонаж, обитающий в дремучем
лесу; ведьма.
«Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет,
пестом упирается, помелом след заметает».
«Баба – Яга их напоила, накормила, в
баню сводила».
М. Власова
«Новая абевега
русских суеверий»

Лесная старуха­
волшебница
Баба­Яга - в славянской мифологии лесная старуха­волшебница, ведьма
. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА­ЯГА живет в лесу
в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из
человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая
нога, вместо запоров - руки, вместо замка ­ рот с острыми зубами. В печи
БАБА­ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она - антагонист
героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из
спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА ­ЯГА (Яга Ягишна,
словенск. Ежи­ баба) - мать змеев, противников богатыря.
Кроме образов БАБЫ­ЯГИ - воительницы и похитительницы, сказка
знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ­ЯГИ одна нога
костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она - старуха. Связь с
дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа
хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ­ЯГИ,
как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд
перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о
жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ­ЯГОЙ,
известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и
других мифологиях.

Баба­Яга живет в избушке на курьих
ножках на границе двух миров (мира
живых и мира мертвых)
Чтобы попасть в избушку – надо ее
повернуть «к лесу задом – к себе
передом), т.е. повернуть к миру живых.
Баба­Яга, выказав свое недовольство,
накормит гостя своей (пищей другого
мира) и истопит баню. Помывшись
в бане, гость смывает с себя «дух
живых».
После этого Баба­Яга признает его за
«своего» и может оказать ему помощь.

Баба­Яга – воительница
Яга ­ похитительница
Яга ­дарительница
Дарит предметы, обладающие
волшебной силой
Яга ­ советчица
Сама ничего не делает,
но указывает, к кому
обратиться за
помощью
Яга ­ повелительница
Повелевает силами природы
и животного мира

Б а б а ­ Я г а в е д а е т
с у д ь б о й
Дарит клубок (путеводную нить)
Дает советы, которые помогают
достичь цель
«Чует сердцем»
Испытывает людей
Б а б а ­ Я г а с в я з а н а с в о з д у ш н о й и
о г н е н н о й с т и х и е й
Поднимает ветер помелом,
свистом
Летает на ступе
Лежит на печи
Связана со смертью и
подземным миром
Связана с ночью и тьмой
Она всегда старая (костяная нога)
Она слепа, не видит, а чует носом
(«русским духом пахнет»)
Живет в избушке без окон и
дверей
(домовине)
Вокруг ее дома ограда из черепов
(12 +1)
Огонь, данный ею, может убить
Похищает детей
Яга – язвить, мучить

Баба­Яга не всегда в русских
Баба­Яга не всегда в русских
народных сказках злая ведьма
народных сказках злая ведьма
Она может быть разной – и
Она может быть разной – и
доброй, и злой
доброй, и злой

Часто она помогает герою, спасает его
Баба­Яга может быть веселой и
смешной
смешной
А иногда даже красавицей
А иногда даже красавицей

Сказочный образ Бабы­Яги возник
в далекой древности
как образ смерти – страшный и
пугающий.
Сказка – продукт своей эпохи, она
изменяется во времени, народная
мысль вносит в ее
повествование свои поправки.
Современная Баба­Яга чаще приходит
на помощь герою, выручая его из
трудных ситуаций.

Сказка
«Волшебная
амфора»
В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что
жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а
ребятишек далеко от дома не отпускали.
Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко,
знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина
мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере,
что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы.
Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков
напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти.
Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу
и попросил сковать ему топор­саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху
хлеба, топор­саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители.
Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели,
руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и
шепчет: «Топор­саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко
побежал к оврагу, набрал глины ­ и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали
домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю
нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на
ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что
беды жди, Иванко!»

Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и
ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы ­
прилетела нечисть, да не ожидала она только, что
гончар успеет к тому времени амфору слепить.
Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила
сосуд. Стоило только Иванко и его гостям
прикоснуться к сказочной амфоре, как становились
они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли
сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти.
Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в
один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в
разные стороны, да и растворились совсем – свет
волшебного сосуда настиг их в пути.
С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко
подарил амфору своей невесте и в скором времени
поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в
душу, а сказочная амфора стоит в светлице на
столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца
пробуждает.
Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины!

ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 5

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит.,
1992. – 245 с
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. –
248 с.
http://www.zankovcom/lit­met3.htm ­­ статьи по изучению нар. сказок
http://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 – история и
современность в образе Бабы Яги
http://ww.paganism.ru/babayagahtm ­ о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml ­ тематические статьи по теме
http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm ­ картинки по
теме
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba­yaga.htm ­ о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm ­ о суевериях и обрядах
http://www.bookshop.ru/docs/13069?
PHPSESSID=­ ­изучение
фольклора в школе
http://www.fio.ru/index.php?id=3156 – на уроках литературы

Лена Рафалович
Исследовательская работа «Баба-яга: добро или зло?»

Отдел образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома

Липнишковский детский сад-средняя школа

БАБА ЯГА : ДОБРО ИЛИ ЗЛО ?

Рафалович Елена Степановна,

воспитатель дошкольной группы

1. Введение…. 3

2. Основная часть… …. 5

2.1. Прототипы Бабы - Яги …. …. 5

2.2. Общая характеристика Бабы Яги…. 6

2.3. Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках …. 9

2.4. Оправдание Бабы Яги…. 10

3. Заключение…. 11

Список источников информации…. 12

Приложение…. 13 1. Опрос детей «Баба Яга - положительный персонаж или отрицательный» . 13

2. Ритуальные обряды, связанные с Бабой Ягой…. 14

3. Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка» ….15

1. Введение

Я был в избушке на курьих ножках.

Там всё, как прежде : сидит Яга,

Пищали мыши и рылись в крошках,

Старуха злая была строга.

К. Д. Бальмонт

Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки добрые , веселые, поучительные. В них очень много положительных героев. Но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что этих героев совсем немного. Но без них тоже нельзя, иначе не было бы сказки. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба Яга . Вы помните, как часто вас пугали родители : «Вот не будешь слушаться, прилетит баба Яга и утащит тебя далеко - далеко». И вы боялись, и старались выполнить всё, о чём попросят мама или папа. И никогда не задумывались, а кто же такая Баба Яга ?

И только прочитав много разных сказок, нашли для себя ответ. И оказалось, что бояться-то и некого. Почему? Да потому, что в разных сказках образ Бабы Яги очень разносторонний. Она может быть злой и доброй , хитрой и смешной. Опрос воспитанников старшей дошкольной группы показал : 57 % детей считают Ягу отрицательным персонажем, коварной и злой старухой, 35% - и доброй , и злой, 8 % - положительным персонажем. (Приложение 1)

Кто же эта Баба Яга ? Что в этом существе нас манит и привлекает?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили провести исследование на тему : «Баба Яга : добро или зло

Цель : выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга .

Задачи :

1. Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки .

2. Изучить личность Бабы Яги и общественное мнение о ней.

3. Составить досье на Бабу Ягу.

Гипотеза : предположим, что не так страшна Баба-Яга , как кажется на первый взгляд.

Объект исследования : русские народные сказки, мультипликация, кинематограф.

Предмет исследования : Баба Яга .

Методы исследования :

Анализ литературы;

Сбор информации;

Анкетирование;

Обобщение.

2. Основная часть

2.1. Прототипы Бабы Яги

Кто же она такая - Баба Яга ? Она не всегда была злой, кем же она была?

Одни исследователи считают Ягу обычной злой ведьмой, колдуньей. Другие величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир. Третьи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда появилась «избушка на курьих ножках» . Но есть и другие мнения.

При раскопках были найдены костяные и каменные женские фигурки. В древние времена Ягу считали прародительницей племени, дух которой обитает среди живущих, оберегает их от бед, помогает в делах и хранит огонь очага - символ благополучия дома. Возможно, фигурки - это первое изображение Бабы Яги. Такая Баба Яга была доброй .

Еще одним прототипом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень.

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках расположенных над землей на срубленных деревьях. Люди боялись умерших, их нельзя было тревожить по пустякам, и одновременно приходили просить помощи в трудных ситуациях. Когда открывали отверстие в домовине, то видны были только ноги покойника (Баба Яга - костяная нога ) . Люди верили, что мертвецы летают на гробах – Баба Яга летала на ступе (выдолбленная колода - гроб) . Так что Баба Яга - это умерший предок, мертвец, поэтому ей и пугают, даже забыв, что это значит.

2.2. Общая характеристика Бабы Яги

Баба Яга – это старая сгорбленная старуха. У неё лохматые волосы, нос крючком, железные зубы и длинные руки. Самый четкий признак Бабы-Яги - ее костяная нога.

В сказке «Царевна Лягушка» так пишут про Бабу Ягу : «На печи, на девятом кирпичи, лежит Баба Яга , костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит».

В сказке «Финист – ясный сокол» сказано : «Сидит Баба Яга – костяная нога , ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос».

В сказках она ездит в ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом : «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж : кто видит ягу, становится нем.». Иногда она может перемещаться, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Ступа в славянской мифологии - это транспорт мертвых, не живых людей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад. Метла - специфическое женское средство, связанное, в представлении древних, с магией очистительной силы. Например, по древней традиции, на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести. Иначе умерший найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.

Возраст Яги точно не известен : некоторые утверждают, что ей около 700 лет, другие говорят – больше. Мы обратились к сказкам.

В сказке «Ненаглядная красота» Баба Яга сама говорит : «Вот уже третью сотню лет доживаю» .

В «Сказке о Василисе и об Иване Горохе» : «Сто двадцать лет в избушке сижу, никуда не выхожу» .

Баба Яга пряжу прядёт , ткёт, чаще всего на печи лежит.

У Бабы Яги есть волшебные предметы. Она владеет ветрами и чудными конями. Обязательным атрибутом Бабы Яги во многих сказках является клубок. Волшебный клубочек, подаренный Ягой герою сказки, сам катится и путь показывает. Кроме клубка Баба Яга иногда даёт героям полотенце, гребень и щётку : если по дороге бросить полотенце, то появится быстрая, глубокая река, а гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес.

Если вдруг прекрасный молодец просит Бабу-Ягу приворожить возлюбленную, то своими заклятьями, клюками и метлами Баба Яга вселяет страсть в тело девушки. Она разжигает дикий огонь в 77 медных печах. От того адского пламени в девушке вспыхивает великое желание любви. Она уже без молодца теперь не может ни жить, ни спать, ни пить, ни есть. (Приложение 2)

Есть у Бабы Яги семья. В сказке «Баба Яга » у неё есть сестра, племянница. В сказке «Пойди, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» есть дочь и зять. В сказке «Золотой конь» есть сестра, а у нее сын Змей Горыныч. Но чаще всего Баба Яга живёт одна в лесу.

Друзья у Бабы Яги тоже есть : Леший, Кикимора, Соловей - разбойник, Черти, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое.

Верные слуги Бабы Яги : кот, Ворон, Гуси-лебеди, змеи, лягушки, ящерицы и всякая нечисть. В сказке «Марья Моревна» даже Кощей у неё три дня пастухом был. В сказке «Василиса Прекрасная» служат ей три всадника белый, красный, чёрный : день, солнце, ночь.

Избушка у Бабы Яги необычная. Она ходит на курьих ножках, узнаёт человеческий голос и слушает команды, может видеть окнами, говорить дверью и думать. Попросит молодец : «Избушка, избушка, повернись ко мне

передом, к лесу задом», и избушка слушается. «И привела тропинка Ивана в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинешенька, об одном окошке, со крутым крыльцом. Стоит, сама собой повертывается».

В «Василисе Прекрасной» вокруг избы забор из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские; вместо дверей – ноги человечьи, вместо запоров – руки». Обычно описание черепов на заборе Яги рассматривают как свидетельство ее людоедства. Ничего подобного. В этой ужасающей наше воображение картине отражен древний культ черепа. Кости и черепа умерших некоторые примитивные народы даже современного времени хранят вместо памяти об умерших предках. И даже кормят их с ложки, как, например, папуасы Новой Гвинеи. Вот и избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста - маленького домика мертвых. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство.

Николай Рерих «Изба смерти» , 1905 г. Саамский амбар. Модель на

территории парка Скансен

(Стокгольм)

Баба Яга , наверное, хорошая хозяйка, у неё под рукой всегда ступа, метла. Она приветливо встречает героя, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы.

2.3. Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги.

1. Яга-воительница : сражается с героями и побеждает многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит на верховом коне и сражается подобно богатырю : она выступает против приехавших в её царство богатырей, нападает во главе целого воинства. Её «рать – сила несметная» .

2. Яга – похитительница : в сказках Яга часто похищает детей, стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребёнка» , совершавшийся над больными или слабыми детьми : ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком (Приложение 1) .

3. Яга-дарительница : «…Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая».

4. Яга – советчица : Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре : «Послушай же, ступай по тропинке и дойдешь до пруда, спрячься за дерево и выжидай время».

5. Яга – повелительница : Яге подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластны утро и ночь, вихри и вьюги. В народных сказках Яга повелевает волками, медведями, другим лесным зверьем. «Стала Баба Яга спать ложиться и говорит : «Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь».

6. Яга – охранительница (покровительница) : следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

7. Яга – прародительница : мать-бабка для нескольких своих дочерей-внучек-ягишен, хозяйка лесных зверей (аналог лешего) .

8. Яга – певунья : почти во всех сказках Баба Яга поёт песни , частушки.

2.4. Оправдание Бабы - Яги.

Хоть и обвиняют Ягу в кровожадности, но не в одной сказке она не смогла победить ни одного героя. Никто не спорит, были у нее желания, да ничего не вышло. Сообразительные Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывают и саму ее отправляют в печь. Баба Яга или ее слуги , гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша. Вот и получается, что преступления не произошло.

А ещё Баба Яга всегда помогает добрым молодцам спасти своих красавиц. Именно к ней приходит Иванушка за помощью, когда ищет Василису Прекрасную. И Баба Яга помогает и ничего за это не требует. Своих гостей она встречает как хлебосольная хозяйка : сначала в баньке помоет, затем накормит, а потом уж и речь о делах ведет. Но не всякому пришедшему к ней открывает Баба Яга путь в царство Кощеево. Как гость себя вел, такой прием и получал. Будет вежлив и трудолюбив – получит и помощь, а нет – угодит на лопату и в печь. Определит вечером задание, а потом обязательно проверит, выполнено ли оно. Нерадивость и лень она не переносит. Если человек добр , силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой из царства Кощеева. Этому нас учат русские сказки и Баба Яга .

3. Заключение

В ходе исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы Яги настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом царстве» . Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна , но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает . А значит, гипотеза наша верна : «Не так страшна Баба Яга , как кажется на первый взгляд» .

Список источников информации

1. Доброе слово . Русские народные сказки / сост.: Л. Н. Теляк. - Минск : «Юнацтва» , 1998. 430с.

2. Дубинина, Д. Н. Путешествие в сказку : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Д. Н. Дубинина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – (Серия «Мир детства» )

3. Кононенко, А. А. Персонажи славянской мифологии / А. А. Кононенко. – Корсар, 1993. 224с.

4. Мадлевская, Е. Русская мифология. Энциклопедия / Е. Мадлевская, Н. Эриашвили, В. Павловский. – Мидгард, 2005. 151.

5. По щучьему велению / сост.: В. Соколовский. – «Урал-Пресс Лтд» , 1993. 206с.

6. Пралеска : группа «Фантазёры» . Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования : в 5 ч / сост.: А. И. Саченко, Л. А. Саченко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – Ч. 1. 111с.

7. Шапарова, Н. Краткая энциклопедия славянской мифологии / Н. Шапарова. – АСС, 2011. 624с.

Интернет ресурсы :

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: база содержит материалы по различным темам. – Электрон. дан. (122 тыс. файлов, 775 тыс. ст.) . – М., . – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki , свободный.

Баба Яга – род ведьмы, злой дух,
под личиной безобразной старухи”.

“Баба Яга – положительный
персонаж древней русской мифологии”.

В. А. Иванов.

Одной из самых больших проблем современного мира является проблема нравственности. Школа – это один из оплотов нравственного воспитания молодежи. Учителя постоянно затрагивают вопросы добра, понимания, взаимопомощи, любви, дружбы.

Идея создания проекта “В защиту Бабы Яги” возникла после бесед о нравственных качествах главных героев русской народной сказки.

Найдется ли в русской сказке другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны…Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или наивная?

Для ответа на эти вопросы дети прочитали, проанализировали большое количество книг, художественных фильмов, мультфильмов.

Полученные выводы можно использовать как на уроках литературного и внеклассного чтения, так и для выступлений перед школьниками.

Проблема проекта: Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?

Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.

1) Провести экскурсию в “Музей сказок”.
2) Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки.
3) Организовать работу по подбору стихов и песен о Бабе Яге.
4) Изучить некоторые традиции русского народа.
5) Подготовить групповые и индивидуальные сообщения.
6) Создать коллекцию рисунков и поделок о Бабе Яге.

Описание проекта.

1. На уроке внеклассного чтения по теме “Русские волшебные сказки” ребята заметили, что кроме плохих поступков Баба Яга часто помогает главным героям, т. е. совершает добро. Ребята решили узнать, а такая ли уж плохая эта Баба Яга.

2. В начале ноября 2007 года была организованна экскурсионная поездка в “Музей сказок”. Экскурсию проводила сама Баба Яга. Она рассказывала о себе, о сказках со своим участием. Комнаты музея были украшены в стиле русского деревенского дома. Ребята принимали непосредственное участие во всех затеях Бабы Яги, даже залезали в ее печь и лежали на полатях. Не смотря на то, что мы провели много времени с Бабой Ягой, никто не был съеден, зажарен в печи или просто обижен Бабой Ягой. Это и полученные сведения еще больше утвердили детей во мнении, что Баба Яга положительный сказочный персонаж.

3. Была определена цель – собрать как можно больше примеров поступков Бабы Яги из литературных произведений, художественных фильмов и мультфильмов. Для сбора материала ребята разделились. 1 ученик собирал материал из русских народных сказок, второй ученик – из художественных фильмов, третий ученик – из мультфильмов. Так как 1 ученик затрачивал на поиск значительно больше времени, чем остальные, второму было поручено создание рисунков, третьему ученику – поделок из различного материала, иллюстрирующих Бабу Ягу и ее окружение.

4. Ребята получили задание: объединить свои работы, дополнить их новым материалом и подготовить выступление от группы для презентации, обобщив самое важное. Работа велась под руководством учителя.

Одновременно с выполнением этих заданий на уроках изобразительного искусства и технологии ребятами выполнялись: рисунки о Бабе Яге, избушке на курьих ножках; рисунки с использованием бисера; поделки в технике макраме “Сова”; изделия из пластилина “Избушка на курьих ножках”; изделия из материала с использованием природных материалов “Баба Яга в ступе, с метлой”.

На уроках музыки исполнялись песни Бабы Яги и о Бабе Яге из художественного фильма “Новогодние приключения Маши и Вити” и мультфильма “Летучий корабль”.

На уроках литературного чтения читали и анализировали литературные произведения с участием Бабы Яги. Работа имела комплексный характер.

5. Презентация включала в себя следующие этапы:

Устное сообщение с элементами театрализации;
- ответы на вопросы;
- самоанализ.

Руководитель оценивает работу ученика по следующим параметрам:

1) эстетичность работы;
2) информативность работы;
3) организация работы в группе;
4) качество презентации;
5) ответы на вопросы;
6) соблюдение регламента.

Комментарии.

Это проект я считаю успешным. Дети узнали много нового о Бабе Яге, систематизировали имеющиеся знания, пополнили свой словарь, расширили кругозор, пробуют самостоятельно анализировать характер некоторых литературных героев.

Ребята стали дружнее. Работа проходила при помощи родителей, что всегда сказывается на эффективности выполнения заданий, на повышении интереса ребенка к предмету и улучшению взаимоотношений в семье.

В ЗАЩИТУ БАБЫ ЯГИ

Учащийся: Наш проект называется “В защиту Бабы Яги”. Почему нас заинтересовала Баба Яга? Она описывается во многих сказках.

Это очень запоминающийся персонаж: и по своему виду, и по характеру. Но вот что удивило нас: а такая ли уж плохая, эта Баба Яга? Перечитав множество сказок, пересмотрев большое количество художественных фильмов и мультфильмов, посетив “Музей сказок”, где мы встретились с самой Бабой Ягой, мы разобрались в ее характере и сделали поразительное открытие – Бабу Ягу не справедливо обвиняют в злодействах. Мы беремся доказать, что Баба Яга положительный сказочный герой. Мы выступаем в защиту Бабы Яги.

Обвинитель: Таинственная и ужасная, хитрая и коварная, полная сказочного очарования и ужаса Баба Яга! Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны… Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или наивная? Давайте разберемся!

Баба Яга: Что тут разбираться, милай. Я ж самая популярная девушка почти во всех волшебных сказках: в русских, польских, чешских, словацких. Да, что тут перечислять, и сам, поди, знаешь. И зовут меня: поляки – Ендзу, словаки – Ежибабу, чехи – Езинка.

Обвинитель: Вот-вот, без определенного места жительства, имеет несколько имен. Да и вообще, имя то, очень подозрительное.

Баба Яга: Ты смотри, имя ему не нравится. Историю знать надо. Баба, ну сам понимаешь, мудрая я. А это с возрастом приходит. Яга, потому, что.… Запамятовала я. Даже ученые сомневаются. Может быть, это сосновый таежный бор, в котором растет ягель (он когда-то и назывался – “яг”), а может мохнатая шуба без рукавов – яга (баба в яге).

Обвинитель: Да уж, в таком виде только в тайге и жить. Ведь как о тебе в сказках говорят: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, нос крючком, одна нога костяная (протез, что ли?).

Баба Яга: Да ты что говоришь-то. Да ведь я, можно сказать, богиня любви – Афродита. Сколько раз прекрасные молодцы молили приворожить возлюбленных. И я помогала с помощью волшебных заклинаний. Меня безобразной старухой обозвал! Не всегда я старухой была. А дочка, дочка то у меня красавица - Марья- царевна, вся в меня пошла: и красотой, и умом. Ты, что ж, не читал, сказку “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что”.

Обвинитель: Все слышали, она знает волшебные заклинания. Значит, Баба Яга – ведьма.

Баба Яга: Ох, милок, да ты совсем истории не знаешь. Слово “ведьма” означало – знающая, ведающая женщина. В сказках на современную ведьму я вовсе не похожа: на шабаш не летаю, путешествую не верхом на метле голая, а езжу в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. Зла не делаю.

Обвинитель: Вот ты и попалась. Сказки я не читал! Читал! Ты же только и ждешь, как бы схватить непослушного мальчонку и унести в свое логово-избушку на курьих ножках, зажарить его в печке и съесть. Что теперь скажешь?

Баба Яга: А то и скажу, хотеть съесть хотела, да ни одного не съела. Жихарка, да Иванушка сами меня обманули, и в печь сунули. Да и не людоедка я вовсе. Сажать ребенка в печь это ж древний обычай. Ты, вот послушай: если младенец рождался слабеньким, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш “допекался”, становился сильнее. Так же лечили и детей постарше, если они заболевали.

Ты вообще в “Музей сказок” ездил? (Ездил)
Со мной познакомился? (Познакомился)
Хоть кого-нибудь я там съела? (Нет)
В печь мою залезал? (Залезал)
Крепче, здоровее себя почувствовал? (Почувствовал)

А уж как я помогала Ивану или иному богатырю. Заботы у них немалые, надо вернуть похищенную красавицу. А как это сделать могу подсказать только я. И ведь все делаю бескорыстно, ничего взамен не требую. Гостя встречаю как родного: в баньке выпарю, накормлю, напою, совет дам, а то и волшебного коня и оружие.

Обвинитель: Так что же это получается? Ты – Баба Яга добра, красивая, могущественная волшебница, помогающая людям?

Баба Яга: Милок, какие комплименты говоришь. Врать не буду, все так и есть. Ты не сумлевайся, я хорошая. Смотри, сколько ребята сказок обо мне нашли, мультфильмов, фильмов. В них я добрая. А уж как красиво они меня смастерили: и одежа новая, и я симпатичная, а метла и ступа новейшей…, эта, модификации.

Учащийся: Вот и получается, в сказках Баба Яга существует, чтобы пугать маленьких детей. С точки зрения правосудия ни одного преступления не произошло, а намерение совершить зло – это еще не сам проступок.

Обвинитель: Баба Яга оправдана.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»

БАБА ЯГА.

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ

ИЛИ ДОБРАЯ ВОЛШЕБНИЦА?

Выполнила:

Шмыгалева Дарья,

ученица 2 «Б» класса

Руководитель: Ташкинова Елена Анатольевна

г. Рубцовск 2016

Актуальность работы .

Образ Бабы Яги с давних времен и до сих пор пугает и одновременно привлекает своей загадочностью, волшебством и тайнами. Персонаж, всем известный, но не до конца изученный.

Цель исследования - поближе познакомиться с Бабой Ягой, определить мое отношение к этому герою сказок.

Задачи:

Узнать историю происхождения образа Бабы Яги.

Проанализировать роль Бабы Яги в русских сказках.

Доказать, что внешность бывает обманчива, Баба Яга - положительный герой.

Гипотеза:

Баба Яга - не просто сказочный персонаж, а положительный герой с безграничными возможностями.

Методы исследования.

Чтение русских народных сказок

Проведение опроса среди одноклассников

Просмотр рисунков русских художников

Происхождение Бабы Яги.

История Бабы Яги уходит корнями в далекое прошлое.

Из сказок мы знаем, что Баба-Яга - это сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, носом крючком, с одной костяной ногой. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом.

Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, помелом след заметает.

Во время поездки Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.

Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "Чую, чую - человеческим духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.

Темный лес (обязательно дремучий и очень темный!) это есть граница между нашим реальным миром и загробным. Или волшебным. В этом случае Баба Яга - охранник, страж, который стоит на границе двух миров и именно она решает, кого пропускать, а кого - нет.

А почему именно Баба-Яга получила роль стражника? Вспомним ее полное имя: Баба-Яга - Костяная нога. Оказывается, у многих народов было распространено мнение, что душа человеческая находится в стопе.

Вспомнить хотя бы выражение: "Душа ушла в пятки"! У нашей бабули - стопы нет, а значит, нет и души! То есть она не живая, но и не мертвая. Идеальный вариант для того, чтобы действительно встать на страже живого и мертвого миров.

И еще одно. Вспомните, как передвигается Яга. На ступе, помахивая помелом.

У древних славян именно ступу и пестик клали в могилу умершей женщины. А метлой подметали всю дорогу от дома покойника до кладбища. Делалось это для того, чтобы «умерший» не нашел дорогу домой и не начал там безобразничать.

Домик Бабы Яги на курьих ножках тоже неспроста. Оказывается, у древних славян существовал такой обычай: хоронить своих родственников в домиках на очень высоких ножках. Считалось, что из такого гроба легче всего попасть в царство мертвых.

Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга - одно из самых таинственных существ на Земле. Баба Яга обладает безграничными возможностями, потому что она живет на границе мира живых и мертвых и является проводником в иной мир.

Это не обязательно должен быть загробный мир. Он просто другой. Это может быть и воображаемый мир, попадая в который, у героев начинают проявляться качества, которых он стеснялся в обычном мире (смелость, вежливость, милосердие к окружающим и т.д.). Баба Яга дает герою установку на победу, на будущее счастье.

2. Роль Бабы Яги в русских сказках.

Я провела опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как школьники воспринимают Бабу Ягу. Большинство одноклассников представляют Бабу Ягу злой, сердитой, агрессивной, сражающейся с главным героем.

Я предлагаю взглянуть на Бабу Ягу с другой стороны.

Прочитав сказки, я поняла, что Баба - Яга в любой сказке выполняет важную роль. Если ее убрать из текста сказки, то и герой ничего не сможет.

Несмотря на весь ее страшный облик, она оказывает гостеприимство и Ивану - царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну.

Баба - Яга подскажет, где и как найти богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из плена.

Таким образом, Баба Яга выступает в роли помощницы героев

Дети, попавшие к страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых безвыходных ситуаций.

К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. И все ее злое коварство заканчивается.

Но, каков же характер Бабы Яги? Н е всякому пришедшему к ней открывает Баба Яга путь в «Тридесятое царство» или царство Кощеево. Как гость себя ведет, такой прием и получает.

Будет вежлив и трудолюбив - получит и помощь, а нет - угодит на лопату и в печь. Нерадивость и лень она не переносит . Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой.
И еще, я бы хотела сказать, что ни одного ребенка ни в одной сказке Баба Яга так и не посадила в печь. Значит, она не такая она и страшная. На самом деле она жалеет детей.

В сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Баба Яга выступает в роли дарительницы , помощницы героев. Она помогает им, указывает дорогу, вручает волшебные предметы и дает мудрые советы.


Кроме того, Баба Яга - волшебница. Живет в лесу, обладает большой биоэнергетикой. Она - повелительница животного мира и сил природы. Много знает, много умеет, умеет лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и «дураков». Помогает герою, если чувствует в нем смелость и силу духа.

Даже в сказке «Гуси-лебеди», где Баба Яга хотела изжарить Иванушку, все не так страшно. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка.

Зная его, Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в целителя. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

В древности, когда женщины являлись главой рода, Баба - Яга была могущественной богиней, хранительницей традиций и обычаев.

В сказках Баба - Яга выступает в роли хранительницы волшебных ремесел.

Василиса Прекрасная выучилась у нее великолепно шить и ткать.

Характер у бабы - Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Не переносит нерадивость, лень, наказывает за это. А то, что уроки ее трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее, все - молодые волшебницы.

3. Заключение

Итак, я поняла, что Баба Яга вовсе не зловредная, страшная старуха, а герой, без которого ни один Иван Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной.

Без Бабы Яги многие сказки просто не существовали бы.

Действия Бабы Яги идут вразрез с внешним впечатлением. И здесь давайте вспомним поговорку «С лица воду не пить».

Даже прекрасная принцесса с красивой внешностью может сделать какую-нибудь гадость. А одинокая старушка, если к ней по-человечески, по-доброму отнесешься, отдаст последний волшебный предмет, чтобы герои нашли свое счастье и любовь.

В дремучем лесу, на опушке Накормит, напоит, уложит,

Живет одиноко старушка. В дорогу подарки положит.

Лохмата, носата, горбата, А вечером грустно вздохнет:

Но разве она виновата? На пир ведь никто не зовет!

Зовут ее Баба Яга, Хочу ей письмо написать,

У ней костяная нога. На свой день рождения позвать

Сидит на крылечке, скучает, Ведь добрая Баба Яга!

Героев из сказок встречает. А вовсе не злая она!

Кого попугает немножко,

Кому-то укажет дорожку.

Кому загадает загадку,

С детьми поиграет в прятки.






1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам. - Д- Должны научиться анализировать сказки - Давать характеристики главным героям произведения - Находить полезную информацию - Учиться делать выводы


1.Изучить данные литературной энциклопедии 2.Прочитать много русских народных сказок 3.Посмотреть художественные и мультфильмы 4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование одноклассников




Происхождение имени «Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила». М. Власова «Новая абевега русских суеверий»


Лесная старуха- волшебница Баба-Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА-ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА - ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) мать змеев, противников богатыря. ведьмаБАБА«избушке на курьих ножках»рукиротзубамипечи детейзмеев богатыря Кроме образов БАБЫ-ЯГИ воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.дарительницыглазазвереймира мертвых перепекания ребенка


Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых) Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба-Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба-Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь.




Баба-Яга ведает судьбой Дарит клубок (путеводную нить) Дает советы, которые помогают достичь цель «Чует сердцем» Испытывает людей Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией Поднимает ветер помелом, свистом Летает на ступе Лежит на печи Связана со смертью и подземным миром Связана с ночью и тьмой Она всегда старая (костяная нога) Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») Живет в избушке без окон и дверей (домовине) Вокруг ее дома ограда из черепов (12 +1) Огонь, данный ею, может убить Похищает детей Яга – язвить, мучить




Сказочный образ Бабы-Яги возник в далекой древности как образ смерти – страшный и пугающий. Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.



Сказка «Волшебная амфора» В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек далеко от дома не отпускали. Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко, знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти. Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и попросил сковать ему топор-саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху хлеба, топор-саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители. Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели, руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет: «Топор-саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к оврагу, набрал глины - и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!»


Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы - прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд. Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет волшебного сосуда настиг их в пути. С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца пробуждает. Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины! ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 6 А




Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., – 245 с Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., – 248 с статьи по изучению нар. сказок /projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги - о происхождении образа - тематические статьи по теме - картинки по теме - о славянских мифах - о суевериях и обрядах 804e825304bhttp:// 804e825304b - -изучение фольклора в школе – на уроках литературы