Объектов к определенной категории риска или определенному. Категории риска предприятий Роструда: как определить, примеры Отнесение объекта к категории риска является

Больницы встречаются чаще всех в списках организаций значительного риска!

Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) предоставил информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Данные ранжированы по регионам. Предлагаем нашим читателем ознакомиться с этими актуальными данными по ссылкам ниже:

Поиск нужного региона не совсем удобен, т.к. не все их названия расположены в алфавитном порядке. Информация представлена в табличном виде в Excel-формате. Указаны полное наименование организации, ИНН, ОГРН, место нахождения, место осуществления деятельности юридического лица, категория риска.

Размещение данного рода информации в сети Интернет регламентируется Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (ред. от 16.02.2017 ) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» .

Если работодателя нет в обоих перечнях, то категория риска его деятельности не выше средней. Подробнее об этом можно узнать в Роструде, подав официальный запрос. Инспекция обязана дать ответ не позднее 15 рабочих дней с даты поступления запроса.

  • для категории высокого риска - один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;
  • для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Показатель потенциального риска рассчитывается по методике из Приложения к вышеуказанному Постановлению. Он зависит от отраслевых показателей потенциального вреда, среднесписочной численности работников организации, данных о результатах проверок и сведений о травматизме за 3 года предшествующих текущему, а также от сведений о задолженностях по заработной плате за предшествующий год. Добавим, что если за 3 года имелся хотя бы один смертельный несчастный случай на производстве - автоматически присваивается высокая категория риска.

Данная мера не так оптимистична, как кажется. С одной стороны для предприятий с категорией риска не выше средней наступил благостный период проверок раз в 5 лет и реже. Однако, раньше предстоящая проверка раз в 3 года держала работодателя в тонусе. Теперь же накал страстей заметно снизится. А это в первую очередь скажется на попустительстве в области соблюдения требований охраны труда на предприятиях.

Судя по расчетному периоду показателей для определения потенциального риска, обновление категории риска предприятия будет осуществляться раз в 3 года. Впрочем, от внеплановых проверок в этот период работодатель, как и прежде, не застрахован.

Отдельно стоит отметить, что внушительную долю всех организаций, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, составляют больницы. И это явно не является нормой. Либо методика отнесения организаций к этой категории несовершенна, либо нужно что-то срочно менять в охране труда отечественного здравоохранения.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

«Как определить, к какой категории риска относится деятельность работодателя

При плановых проверках работодателей применяют риск-ориентированный подход. Для этого деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей относят к определенной категории риска. Критерии, по которым деятельность относят к определенной категории риска, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197. От категории риска зависит периодичность плановых проверок работодателей.

Категорию риска присваивают в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. А именно жизни и здоровью работников, нарушению их трудовых прав, связанных с невыплатой зарплаты и других выплат в установленные сроки.

  • главный государственный инспектор труда РФ либо его заместитель - при отнесении деятельности к категории высокого риска;
  • главный государственный инспектор труда в субъекте РФ либо его заместитель - при отнесении деятельности к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Если решение об отнесении к определенной категории риска отсутствует, значит, деятельность работодателя отнесли к категории низкого риска.

Об этом говорится в пунктах 18 и 19 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

  • высокий риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
  • значительный риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
  • средний риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
  • умеренный риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
  • низкий риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

Чтобы узнать, какую категорию риска им присвоили, работодатели могут обратиться в трудовую инспекцию с запросом в произвольной форме. Инспекция в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса даст письменный ответ, в котором укажет категорию риска, которую присвоили работодателю* (п. 23 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Кроме того, на официальном сайте Роструда размещена информация о работодателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

Информация в каждом из списков работодателей представлена с разбивкой по регионам и содержит сведения:

  • о наименовании, ОГРН, ИНН;
  • месте нахождения и осуществления деятельности;
  • категории риска и дате принятия решения об отнесении деятельности к высокой или значительной категории риска.

Одним из направлений проводимой в настоящее время реформы контрольно-надзорной деятельности является переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан. Как данный подход реализуется в деятельности Роструда - расскажем.

Группы риска

Все работодатели распределены на 5 групп риска. В зависимости от присвоенной работодателю категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять от 2 до 6 лет.

По данным Роструда, работодателей, деятельность которых отнесена к высокой категории риска в России порядка 6,5 тысяч. Работодателей с умеренной степенью риска - около 2 млн., а тех, кто освобожден от плановых проверок в связи с низким риском - 5 миллионов.

Кто определяет категорию риска

а) решением главного госинспектора труда РФ (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;

б) решением главного госинспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) - при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юрлица или ИП считается отнесенной к категории низкого риска.

На сайте Роструда размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация о юрлицах или ИП, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

По запросу юрлица или ИП Трудинспекция предоставляет ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска.

Как определяют категорию риска

Вышеназванный показатель Р трудинспекторы вычисляют по сложной формуле.

Показатель

Обозначение

Значение

показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда

показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юрлицами или ИП обязательных требований

коэффициент устойчивости добросовестного поведения юрлиц и ИП, связанного с исполнением обязательных требований

Ку = Кт + Кз + Кадм

показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований

ПВ = 4 x С + 2 x Т + 0,5 x Л

показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда

0,5 - при ССЧ менее 200 человек;

0,7 - при ССЧ от 200 до 499 человек;

1 - при ССЧ от 500 до 999 человек;

1,5 - при ССЧ свыше 1000 человек.

индивидуальный коэффициент при наличии случаев травматизма

Кт = Ктт + Ктл

индивидуальный при наличии факта задолженности по зарплате за предшествующий год

0,3 если есть задолженность;

0 если нет задолженности

индивидуальный коэффициент при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение ТК за 3 года

0,1 если были наказания;

0 если не было наказаний

показатель наличия тяжелых несчастных случаев, признанных связанными с производством, за предшествующий год

0,4 за каждый тяжелый несчастный случай

показатель наличия легких несчастных случаев, признанных связанными с производством, за предшествующий год

0,1 за каждый легкий несчастный случай

Значение показателя ПВ (показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований):

Вид деятельности

Показатель ПВ

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Строительство

Транспортировка и хранение

Деятельность в области информации и связи

Образование

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

Прочие виды экономической деятельности

Приветствую, уважаемые друзья! Как мы уже знаем, проверки ГИТ должны осуществляться с применением риск-ориентированного подхода, вопрос только в том, где и как узнать к какой категории риска отнесена организация. Про перечень организаций, которые были отнесены к категориям высокого и значительного риска, далее и пойдёт речь. Только сначала предыстория.

С чего начинался риск-ориентированный подход

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197 были внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875.

Изменениями было определено, что государственная инспекций труда должна осуществлять проверки с применением риск-ориентированного подхода.

Постановлением № 197 было определенно, что деятельность работодателей должна быть отнесена к определённой категории риска в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806.

Кто и как определят категорию риска

  • решения главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • решения главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Какая периодичность проверок ГИТ с учётом риск-ориентированного подхода

Проведение плановых проверок ГИТ в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей зависит от присвоенной категории риска и должно осуществляться со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», для работодателей, отнесённых к категории высокого риска, плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).

Более подробную информацию о риск-ориентированном подходе можно получить из прошлых заметок:

Перечни организаций, отнесённые к категориям высокого и значительного риска

К высокому риску были отнесены организации согласно приказу Роструда от 14.06.2017 г. № 350 «Об отнесении деятельности работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к категории высокого риска». Этот же перечень организаций можно посмотреть на официальном сайте Роструда .

Посмотреть перечень организаций, отнесённых к категории значительно риска, можно также на официальном сайте Роструда, а именно .

Отслеживать обновление перечней нужно .

Самостоятельно определить категорию риска можно с помощью онлайн калькулятора категории риска .

На этом всё. Если заметка оказалась полезной, то не проходим мимо рейтинговых звёздочек и формы комментариев, которые расположены чуть ниже 😉 Спасибо за участие!

Продолжение следует...

Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов госконтроля применяется риск-ориентированный подход.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление) утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Данное постановление вводит новую систему проверки малого и среднего бизнеса.

Новый подход будет риск-ориентированным и направленным на повышение эффективности надзора за индивидуальными предпринимателями и организациями.

Дата начала применения Риск-ориентированного подхода

Порядок разработан, чтобы при организации госконтроля (надзора) реализовать риск-ориентированный подход.

При этом Правительство Российской Федерации вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года.

В чем заключается Риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.

Задачи риск-ориентированного подхода

Применение данного подхода направлено:
  • на оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • на повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

В каких случаях применяется Риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход применяется при проведении:
  1. Федерального государственного пожарного надзора;
  2. Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором и Федеральным медико - билогическим агентством (ФМБА) России;
  3. Федерального государственного надзора в области связи.

к определенной категории риска или определенному классу опасности

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора) с учетом утвержденных Правил, либо Федеральным законом.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности.

Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

Как узнать к какой категории риска или класса опасности отнесли компанию

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Размещение информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

Категории риска и классы (категории) опасности

Согласно Постановлению установлены следующие категории риска и классы (категории) опасности:

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий риск

плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Высокий риск

Значительный риск

Средний риск

плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Умеренный риск

Низкий риск

плановые проверки не проводятся

Как видно из таблицы, для каждой категории риска и классов (категорий) опасности предусмотрено проведение плановых проверок со следующей периодичностью:

  • один раз в период для 1-3 класса опасности в случае чрезвычайного высокого риска, высокого риска и значительного риска;
  • не чаще одного раза в период для 4 и 5 класса опасности в случае среднего и умеренного риска;
При этом для 6 класса опасности при низком риске плановые проверки не проводятся.

Таким образом, чаще всех (но в любом случае не более чем один раз в год) планово будут проверять компании и индивидуальных предпринимателей, для которых установлен чрезвычайно высокий риск.

Например, к чрезвычайно высокому риску в целях санитарно-эпидемиологического надзора отнесены:

  • учреждения, обеспечивающие ежегодный отдых детей (более 500 детей в смену);
  • организации, обеспечивающие организацию питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
  • организации, осуществляющие холодное (горячее) водоснабжение (водоотведение), обслуживающие более 100 000 человек из поверхностных источников, а также обслуживающие более 10 000 человек из подземных источников, и некоторые другие.
При этом в планы проверок вовсе не будут включать организации и индивидуальных предпринимателей с низким критерием опасности.

Это, к примеру, для целей санитарно-эпидемиологического надзора объекты торговли непродовольственными товарами.

В отношении таких объектов плановые проверки проводиться не будут.

Периодичность проведения плановых проверок в зависимости от класса риска и критерия опасности можно будет посмотреть в положениях о соответствующем государственном надзоре (Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, и др.).

То есть каждый контрольно-надзорный орган будет составлять планы проверок с учетом сроков, указанных в положении об осуществлении им надзора.

Например, в целях санитарно-эпидемиологического надзора предприятия по производству продуктов питания числом потенциальных потребителей более 20 000 человек в год будут отнесены к высокому риску, плановые проверки в отношении таких предприятий будут проводиться один раз в два года. А предприятия, отнесенные к умеренному риску (салоны красоты, химчистки и другие), смогут проверять в плановом режиме не чаще чем один раз в семь лет.

Изменение ранее присвоенных деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности

Если организация или индивидуальный предприниматель не согласны с классом и критерием опасности, то можно потребовать их изменить.

Согласно пункту 17 Постановления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее - заявление).

Заявление должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
  • информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
  • адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
К заявлению должны быть приложены документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:

  1. удовлетворение заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора);
  2. отказ в удовлетворении заявления.
После принятия соответствующего решения Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).