Презентация интересное о русская старина. Презентация "Слава русской стороне, слава русской старине" презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему


С Масленицей ласковой поздравляем Вас


Поговорки о русской Масленице

Не житьё, а Масленица.

Масленица – объедуха, деньгами приберуха.

Без блинов - не Маслена.


  • Боится Маслена горькой редьки да пареной репы(предстоящего поста).
  • Масленица семь дней(неделю)гуляет.


Понедельник – «встреча»

Утро... Понедельник... Наступает «Встреча». Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.


Вторник – «заигрыш»

«Заигрыш» беспечный – вторника отрада

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!


Среда – «лакомка»

Тут среда подходит – «лакомкой» зовётся. Каждая хозяюшка колдует

у печи. Кулебяки,

сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики –

всё на стол мечи!


Главное угощение на Масленицу - это:

блины

1) рыба;

2) овощи и фрукты;

3) блины.


По древним поверьям, блины – это символ:

солнца

1) весны;

2) солнца;

3) плодородия.


Традиционно Масленицу изображали в виде соломенной куклы, одетой в сарафан

Саму Масленицу традиционно изображали в виде:

1) чучела медведя;

2) соломенной куклы, одетой

в сарафан;

3) снежной бабы.


Что делали с чучелом Масленицы в последний день праздничной недели?

1) оставляли до следующего года;

2) сжигали;

3) топили в проруби.




Пятница – «тещины вечерки»

Пятница настала – «тёщины вечёрки»...

Тёщу приглашает зятёк на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.


Суббота – «проводы»

Близится суббота – «золовки угощение».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!


Воскресенье – «прощёный день»

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «прощёный день».

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...


Пышные гуляния

ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Слава русской старине! Учитель технологии МОУ «Краснолиманская ООШ п. Красноармейский Романовского района Саратовской области» Жук Т.Е. 2014г.

2 слайд

Описание слайда:

Интеллектуально- познавательная игра КВМ-ЗС Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом, Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине!

3 слайд

Описание слайда:

Клуб веселых мастеров- знатоков старины Привет, друзья! Сегодня в нашей школе интересный день. Мы приготовили веселый, чудесный праздник – КВМ-ЗС

4 слайд

Описание слайда:

1-й чтец. Оглянись на предков наших. На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом- Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы люди знать могли О делах родной земли… 2-й чтец. В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле, о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. Ведущий. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы- красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они землю пахать, травы косить, дома- терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

ВИКТОРИНА – РАЗМИНКА.Древнее название хлеба. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение. Ткацкий станок. Народный умелец. Предмет для глаженья белья, деревянный утюг. Так в старину называли населенный пункт. Этим же словом мы называем сейчас осадки. Что это за слово? Назовите русский вариант латышской пословицы: «Руку не протянешь, так и с полки не достанешь». Другое название полотенца.

7 слайд

Описание слайда:

Рушник Фантазии полёт и рук творенье С восторгом я держу в своих руках... Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках.

8 слайд

Описание слайда:

История рушника Женщина в древней Руси почиталась хранительницей обрядов, которые обеспечивали благо семьи и всего рода. К этому она готовилась с самого детства. С 8-9 лет девочки садились за пяльцы и овладевали искусством вышивки и тайнами магических знаков, а попутно готовили приданное к своим свадьбам. Старинная вышивка представляет собой своеобразную систему тайнописи, где бумагу заменяет домотканое полотно, а чернила – хлопчатобумажные или шерстяные нити. Выражение «строчить письмо» означало в те далекие годы вышивать символические знаки. Считалось, что наиболее благотворную силу имеют узоры, вышитые в канун весны. В более поздние времена солнце символизировали то жар-птица, роняющая согревающие перья-лучи, то ретивый огнедышащий конь. Вообще птицы символизировали в древних узорах тепло, свет, богатство. Если изображались парные или сросшиеся птицы, то узор вышивался в качестве доброго пожелания жениху и невесте. Особую роль играли в различных обрядах полотенца, назначение которых было подчас весьма далеким от нынешнего. Ко дню свадьбы девушка должна была вышить не менее 40 полотенец, для того чтобы не только одарить всю женихову родню, но и выполнить свадебные обряды. Самое большое «рукобитное» - она дарила своему жениху в знак согласия ее и родителей на брак. Во время поездки к венцу им украшали дуги свадебной повозки. Полотенца с определенными узорами сопровождали человека всю жизнь. Их использовали в родильных и крестильных обрядах, а после смерти человека специальное полотенце на 40 дней вывешивали за окно или выкладывали на подоконник, чтобы душа умершего по нему входила в дом. Полотенце считалось символом предков, оно являлось как бы посредником между живущими и зачинателями их рода. Особой магической силой обладали полотенца, сделанные в один день или ночь. Огромное значение в старину придавалось цвету вышивки. Белый цвет был символом света, счастья, изобилия. Красный – означал огонь и солнечный свет, обладавшие многими чудесными свойствами. (В красный цвет нитки окрашивали красителями из самок червеца, собранного со стебельков зверобоя). В рушниках изображали представление о трехъярусности мира, в которое верили наши предки – это верхний ярус (мир богов), средний ярус (мир живущих), нижний ярус (мир мертвых). Каждый ярус на рушнике был обязательно отделен друг от друга вышитыми полосками или пропущенными, никогда символы верхнего или нижнего ярусов не соединялись со средним.

9 слайд

Описание слайда:

Рушник В рушниках изображали представление о трехъярусности мира, в которое верили наши предки – это верхний ярус (мир богов), средний ярус (мир живущих), нижний ярус (мир мертвых). Каждый ярус на рушнике был обязательно отделен друг от друга вышитыми полосками или пропущенными, никогда символы верхнего или нижнего ярусов не соединялись со средним.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Деревенская изба Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом. С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

12 слайд

Описание слайда:

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит, а в старину и освещалась изба лучиной. Возводя дом, человек словно устраивал свою маленькую Вселенную, символизирующую связь человека с космосом, потому что крыша в народных представлениях связывалась с небом, сруб – с землей, подпол – с подземным миром. Жилище человек стремился наполнить образами, дабы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. Изба она и есть изба, а похожих нет, как и нет похожих людей. У каждой своё лицо, своя осанка: Теперь мы знаем, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной - с небом (Правь), землей (Явь), "нижним миром" (Навь) и сторонами света. При этом со сторонами света связывались определенные понятия. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, "красную" весну, полдень, "красное" лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался Ирий - обитель Богов, света, добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными богами. Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели просто желание осветить жилище.

13 слайд

Описание слайда:

мазанка Избы рубились там, где был лес. А где не было леса, приходилось искать другие источники сырья. Вот о чем поведала наша учительница Татьяна Егоровна Жук, родившаяся в целинных степях Заволжья.

14 слайд

Описание слайда:

Из воспоминаний Жук Т. Е Детство. Хорошая пора. !954 год. Знаменитые события, «поднятие» целинно-залежных земель. Все по призыву партии стремились принять участие в этих мероприятиях. Мои родители приехали по комсомольским путевкам покорять целину. Привезли с собой маленького братишку Сашеньку. И куда? Ни одного жилого дома, только колышки с табличками: «Совхоз Комсомольский», да палатки, а еще техника: машины грузовые, тракторы гусеничные, сеялки. Поселили их в палатку. А на утро второго дня, они уже были в поле. Папа на тракторе, мама на сеялке, а маленький Саша с нянькой. Кормили их прямо в поле. Приезжала полевая кухня, как на фронте. Посеяли. Обработали, убрали первый урожай. Наступила поздняя осень. Дождь, холод, первые морозы, зима на носу. Жизнь в палатке невозможно. Где зимовать? В двух километрах от совхоза была маленькая деревенька Петраки, она и сейчас там находится. Да от 30 дворов осталось 14, и живут старожилы сейчас в добротных домах. Вот моих родителей и приютила одна бабушка. А жила она в крестьянской избе-мазанке. Я и родилась в этой мазанке в ноябре 1955 года. Почему же мазанка? Потому, что, построена не из бревен, не из кирпича, а из самана. Саман – глина, вода и солома. Все смешивается ногами, а у кого есть лошади, то лошадьми. Эта глина раскладывается тонким слоем, рубится на кирпичи и высушивается на солнце. Вот вам и готов саман. А скрепляли его обыкновенной глиной, смешанной с водой. Когда мазанка была готова, ее обмазывали той же глиной: стены, потолки и даже полы. А ходили по этому полу в валенках. Крыли соломой. А иногда камышом. Перед праздниками «мыли» полы жидкой глиной. Разводили обыкновенную глину в воде, надевали рукавичку на руку и натирали этой смесью пол. Давали ему высохнуть. И до следующего праздника только заметали мусор веником из полыни.

15 слайд

Описание слайда:

Русская печь Хочешь есть калачи, так не лежи на печи. Назовите старинную утварь, какой пользовались крестьяне?

16 слайд

Описание слайда:

Печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне. То есть там, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло. Могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - Домовой, - могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставили в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, а может быть, даже и первым; не случайно же родилось в народе выражение "начать от печки", то есть с самого начала.

17 слайд

Описание слайда:

Красный угол Красный угол (он же "большой", "святой", "Божий") - располагался в южной и юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило. "Краше ясного солнца, яснее ясного месяца - красный угол".

18 слайд

Описание слайда:

Деревенская изба. Как называли в избе самое почетное место? Как называли дом из самана? 3. Что называли шапкой избы? 4. Как называли бревенчатый дом без крыши? 5. В какой сказке герой ездил на печи?

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Города старинные Города старинные, Звон колоколов. Словно птицы – лебеди Суздаль и Ростов. На широкой Волге Тверь и Кострома, Башенки резные, Чудо - терема

21 слайд

Описание слайда:

В столбик записаны необычные слова. Это названия городов Руси, в которых перепутаны буквы. Кроме того, в каждом слове есть одна лишняя буква, а может быть и две. Восстановите правильный порядок букв и запишите получившиеся названия. Из лишних букв составится часть имени еще одного прекрасного города нидорчегов вуммор регпеславяль н о в г о р о д

22 слайд

Описание слайда:

В столбик записаны необычные слова. Это названия городов Руси, в которых перепутаны буквы. Кроме того, в каждом слове есть одна лишняя буква, а может быть и две. Восстановите правильный порядок букв и запишите получившиеся названия. Из лишних букв составится часть названия еще одного прекрасного города. векин мидилавор дузосаль н о в г о р о д

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

«Что такое снедь?» Сбруя; Еда; Снасть рыболовная. «Что такое танок?» Крыша; Хоровод; Одежда.

25 слайд

Описание слайда:

«Что такое клеть?» Чулан; Платье; Кролик. «Батог – что это?» Охапка; Палка; Ткань.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

«Кто кем работает?» он она 1. Повар - 1. 2. Певец - 2. 3. Портной - 3. 4. Продавец - 4. 5. Пианист - 5. 6. Поэт - 6. 7. Плотник - 7. 8. Лекарь - 8. 9. Машинист - 9. 10. Сапожник - 10.

28 слайд

Описание слайда:

Закончи фразу 1. Трактор водит…. 1. машинист. 2. Электричку…. 2.тракторист. 3. Стены выкрасил…. 3. столяр. 4. Доску выстругал…. 4. маляр 5. В доме свет провел …. 5. шахтер 6. В шахте трудится…. 6. монтер 7. В жаркой кузнице…. 7. кузнец 8. Кто все знает…. 8. молодец

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Рассказ про одежду Рассказ про одежду во все времена. Про то, как менялась с веками она. Как нынче нужна, Как важна была прежде… Итак, Начинаем рассказ об одежде.

31 слайд

Описание слайда:

Русский народный костюм Русский народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые традиции народа, целостное мировосприятие и ослепительная красота.

Презентация на тему "Золотое наследие русской старины" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 7 класса рассматривается материал о русских народных песнях. Автор презентации: Оксененко Н.Б.

Фрагменты из презентации

Русские народные песни

  • В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца»)
  • Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие.
  • Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.
  • Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии.
  • Передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
  • Первые записи народных песен относятся к XVII в.
  • Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.

План и анализ лирической песни

  • Выразительное чтение песни.
  • Смысл названия песни.
  • Кто и когда мог ее исполнять?
  • Каким чувством проникнута песня?
  • Какие художественные приемы использованы в песне?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Лирическая песня

  • Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь.
  • Композиционно лирическая песня:
    • монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения;
    • диалог – разговор лирических героев.
  • Основной принцип внутренней организации л/п –поэтический параллелизм - вначале дается природная символическая картина, затем – картина-образ из человеческой жизни (селезень-молодец, уточка-девушка)

Древние символы-образы

  • Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена)
  • В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)
  • Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)
  • Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.
  • Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)

Исторические песни и предания

  • Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях.
  • Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом:
  • Историческое реальное событие, небольшой объем, отсутствие рифмы (речитативный стих-различное количество слогов и ударений)
  • Первые песни о Щелкане (1327), из XVI в. – песни об Иване Грозном, XVII в. – отражение национально-освободительной борьбы против интервентов, песни о Степане Разине, в песнях XVII в. – Петр 1, восстание Булавина, Пугачева, последний цикл песен посвящен войне 1812 г.

Слайд 2

Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «Научное общество учащихся»Средняя школа №6с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Тема:“Корни русской старины”. Выполнили: ученицы 8 класса Лаврова Настя, Мухаметдинова Наташа, ученицы 7 класса Криницина София, Балог Наташа, Руководители: Айтжанова Наталья Николаевна, Лундина Светлана Михайловна, Красноярск 2006-2007 г.г.

Слайд 3

Из поколения в поколение передается опыт многовековой культуры русского народа. Чтобы не растерять свою национальную культуру, не забывать свои корни, мы - современная молодежь, должны продолжить эти традиции. Научиться ценить безграничный талант, душевную красоту своего народа. В основу проекта мы положили изучение народных праздников, выбрав самые яркие: Рождество, Масленица, Пасха. К ним мы готовим выставки по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, провели фольклорный праздник “Рождественские посиделки” для учащихся 4-ого класса, написали сценарий к Масленице, по которому проведем в начальной школе праздник. Все в жизни меняется, а праздники остаются. Сейчас они выглядят по другому, но нам хочется, чтобы и сегодня все знали, что послужило поводом для праздника, откуда пришли традиции, обычаи, какие пели песни, какими были пляски и игры наших предков, как выглядел народный костюм.

Слайд 4

Актуальность темы: Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, обычаи, традиции должен каждый человек. Проблема: Традиции и обычаи западных и восточных стран уверенно входят в нашу жизнь. Знать культуру других народов – замечательно, но и нельзя терять свое национальное лицо. Цель: Сбор научно-информационного, литературно-иллюстративного материала по народным праздникам. Организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству к Рождеству, Масленице, Пасхе. Проведение фольклорного праздника “Рождественские посиделки”. Написание сценария и проведение по нему праздника Масленицы в начальной школе с целью популяризации нашей национальной культуры.

Слайд 5

Задачи: Провести презентацию выставки праздник “Светлого Рождества”. Провести фольклорный праздник “Рождественские посиделки”(для учащихся 4класса). Провести презентацию выставки ”Раздольная Масленица”. Написать сценарий и провести по нему праздник Масленицы в начальной школе. Провести презентацию выставки “Великий праздник Пасхи”. Собранный материал передать в библиотеку для общего пользования. Методы решения задач: Посещение библиотеки, КИЦа. Работа в Интернете. Просмотр дисков (“Народные праздники”, “Славянские крашенки”, “Древнерусская архитектура”). Изучение собранного материала. Работа над композициями на тему: “Рождество”, “Масленица”, “Пасха”. Работа над постановкой фольклорного спектакля “Рождественские посиделки”. Разработка сценария к празднику масленицы для начальной школы. Выполнение декоративно-прикладных работ к Пасхе.

Слайд 6

Праздник Светлого Рождества

Слайд 7

14 участников представили свои работы. Изучив собранный литературный, иллюстрационный материал, просмотрев видеофильмы, мы сделали наброски, зарисовки на выбранный сюжет. В своих выставочных работах мы стремились передать в первую очередь, характерные особенности праздника, настроения. Мотивы работ разнообразны. библейские сюжеты

Слайд 8

изображение народных гуляний, колядование, рождественский натюрморт.

  • Слайд 9

    Под каждой композицией есть текст, который помогает лучше понять содержание: «Христос родился!», гуашь, Крупина Настя, 8 «В» класс, шк. №6 «Спокойствие в окрестностях Вифлеема было нарушено движением в небесах. Звезды, казалось, задрожали. «Не бойтесь, - пропел ангел. – Слушайте, ибо я несу всем благую весть о великой радости – рождении Христа!» «Рождественские песни», гелиевая ручка, Судиловский Женя, 8 «В» класс, шк. №6 «Праздник Рождества, весь мир, казалось, пел. В небесах звезды и планеты водили волшебные хороводы. Внизу им вторили гимнами Рождества церкви и соборы»

    Слайд 10

    А какая культура может существовать без фольклора? Холодными зимними вечерами в избе, которую откупали у какой-нибудь одинокой старушки, собиралась молодежь на посиделки. Песни, игры, танцы, гадание на судьбу, на суженного, колядование – это и есть рождественский фольклор. Именно так на Руси проводили время в рождественские вечера. Подобные сценки были показаны нами в рождественских посиделках.

    Слайд 12

    Отгулял народ зимние праздники, и земля и люди ждут весну! Наступила Масленица! Семь дней народ придавался празднованию и каждый день имел свое значение.

    Слайд 13

    «Народные гуляния», «Заигрыш молодых», «Тещины блины», «Сжигание Масленицы» таковы названия работ, которые мы приготовили к Масленице.

    Слайд 14

    Широко праздновали Масленицу на Руси – безудержная народное веселье с песнями, обрядами, с скоморошескими играми, колядками. Не даром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки:“Не житье, а масленица”, “Не все коту масленица”. Настоящий праздник Масленицы прошел у нас в начальной школе. Мы написали для него сценарий. План сценария “Масленица”: 1. Выход скоморохов под народную музыку. 2. Общая пляска со скоморохами. 3. Вынос Масленицы и песня “А мы Масленицу дожидали” (исполняет фольклорная группа). 4. Выход ряженых. 5. Игры:“Ручеек”, “Карусель” и др. 6. Общая песня “Блины”. 7. Соревнования: “Меткий стрелок”, “Перетягивание каната”, “Мячик”. 8. Катания мальчиками девочек на санках. 9. Проводы Масленицы (сжигание). Песня “Прощай, Масленица”(исполняет фольклорная группа). 10. Праздничное застолье.

    Слайд 1 «Русский народный быт» для детей старшего дошкольного возраста
    Слайд 2 Цели и задачи создания: Способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры;
    приобщать детей к основам национальной культуры, быта.
    Знакомить с русским народным фольклором.
    Привлечь внимание родителей к истории нашей страны.

    Слайд 3 Экспонаты.
     Макет русской печи.
     Макет русской избы.
     Деревянный сундук.
     Домашняя утварь.
     Тканые изделия.
     Наглядно-дидактические пособия.

    Слайд 4 Русская изба.
    Строили дома в старину довольно быстро. Избы строились из сосны или ели. Также использовался мох, который клали между бревен
    Избы строили, не используя гвозди.
    Изба, стоявшая на камнях, иногда не касалась земли, под нею гулял ветер, отчего она не гнила, но тепло в ней было благодаря второму, черному полу. Плотность пола была такова, что вода в щели не протекала.
    Крыша, как и вся изба, делалась так, чтобы последующая часть держалась за предыдущую, нижнюю.

    Слайд 5 Русская печь.
    Древнерусская печь являлась домашним очагом- источником тепла и уюта. Печь очень рано превратилась в важный элемент украшения интерьера.

    Слайд 6 Деревянный сундук.
    Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

    Слайд 7 Русские народные костюмы.
    Русский народный костюм - это прежде всего костюм крестьянский. Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Но особенно эффектно выглядело платье, предназначенное для праздников.

    Слайд 8 Кухонная утварь.
    Без самовара, как и без хлеба, изба выглядело неполноценной. Формы и объемы самовара были бесконечно разнообразны.
    В чугунке варили первое и второе - ставили на печь или в печь. Ухват, им отправляли
    в жар горшки с пищей.
    Ступа и пест.
    Использовались для измельчения зерна в крупу, толчения льна и других полуфабрикатов

    Слайд9 Плетеные, вязаные, тканые изделия.
    Коврик плетеный из лоскутков, ими застилали пол, скамейки.
    Рушник, на нем выносили каравай и украшали избу.

    Слайд 10 Глиняные и деревянные игрушки различных промыслов.
    Глиняные дымковские игрушки- нарядные, яркие, дарящие людям ощущение праздника.
    Матрешка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

    Слайд 11 Изделия плетеные из бересты.
    Лапти плелись из лыка липы. Лапти могли быть в виде туфель с невысокими бортиками.
    Берестяной коробок, в нем хранили
    продукты питания.

    Слайд 12 Список литературы:
    1. Б. А. Рыбакова Древняя Русь. Быт и культура.- М.:Наука, 1997.-368с.
    2. В.И.Белов. Лад: Очерки о народной эстетике.- М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с.