Организации как субъекты коммерческой деятельности. Коммерческие организации, как субъект предпринимательства

Коммерческая организация - юридическое лицо , преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками

Основные признаки коммерческой организации

Цель деятельности - получение прибыли;

Чётко определённая в законе организационно-правовая форма;

Распределение прибыли между участниками юридического лица.

Также коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическому лицу:

Обладают обособленным имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным;

Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом;

Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности;

Могут быть истцом и ответчиком в суде.

Коммерческие организации делятся на три крупные категории: организации, объединяющие отдельных граждан (физических лиц); организации, объединяющие капиталы и государственные унитарные предприятия (рис. 3.4). К первым относятся хозяйственные товарищества и производственные кооперативы. Гражданский кодекс четко разделяет товарищества – объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, общества – объединения капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных органов управления. Хозяйственные товарищества могут существовать в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

В полном товариществе (ПТ) все его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам. Каждый участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен иной порядок. Прибыль полного товарищества распределяется между участниками , как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам полного товарищества его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.

Товариществом на вере , или коммандитным товариществом (ТВ или КТ), признается такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются и участники-вкладчики (коммандиты ), которые не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ограниченную материальную ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов. По существу ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.



В полном товариществе и товариществе на вере доли имущества не могут быть свободно переуступлены, все полноправные члены несут безусловную и солидарную ответственность по пассиву организации (отвечают всем своим имуществом).

Хозяйственные товарищества (ХТ), как и хозяйственные общества (ХО), представляют собой коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Различия между ХТ и ХО проявляются, применительно к их более конкретным формам, в способах их образования и функционирования, в характеристиках их субъектов по степени материальной ответственности этих субъектов и т. д. В самом общем виде все эти различия можно трактовать в контексте соотношения партнерства корпораций.

Производственный кооператив (ПрК) представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства длясовместной производственной или иной хозяйственной деятельности , основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенностями ПрК являются приоритетность производственной деятельности и личного трудового участия его членов, разделение имущества ПрК на паи его членов (рис. 3.5).

Кооперативы и организации с участием рабочих в управлении и прибылях, послужившие распространению в смешанной экономике, имеют определенные преимущества перед компаниями предпринимательского типа в производительности труда, социальном климате и трудовых отношениях, распределении доходов. Привнесение в хозяйственную деятельность социалистических, по своей сути, принципов организации (участие рабочих в управлении, в прибылях и во владении акциями) рассматривается как средство преодоления трудностей, с которыми постоянно сталкиваются организации предпринимательского типа: бюрократизация управленческих структур в крупных корпорациях; слабая заинтересованность рабочих в успехе компании (ибо их вознаграждение все равно ограничено зарплатой); потери от забастовок и трудовых конфликтов; высокая текучесть рабочей силы, сопряженная в нынешних условиях с особенно высокими издержками из-за растущих затрат на подготовку рабочих для специфической деятельности именно в этой организации, и т. д.



Но чисто самоуправляющиеся компании проигрывают предпринимательским по целому ряду позиций: в дополнение к слабой и, возможно, обратной реакции на рыночные сигналы в краткосрочном плане они склонны к «недоинвестированию», т. е. к проеданию своих прибылей; в долгосрочной перспективе они консервативны в рискованных проектах и внедрении технических новшеств.

Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций (рис. 3.6). Акционерные общества делятся на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распространяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в Российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

Но есть и третья, «гибридная» категория – общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью – которая одновременно относится и к организациям, объединяющих отдельных лиц, и к организациям, объединяющим капиталы.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, которые несут материальную ответственность только в пределах ст оимости внесенных ими вкладов. В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является по существу разновидностью ООО. Его особенности: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственности по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.


К государственным и муниципальным унитарным предприятиям (УП) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов федерации) или муниципальной собственности и является неделимым. Различают два вида унитарных предприятий (табл. 3.1):

1) основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия);

2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) – во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.

Устав унитарного предприятия (УП) утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом и содержит:

Наименование предприятия с указанием собственника (для казенного – с указанием на то, что оно является казенным) и место нахождения;

Порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности;

Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.

Уставный фонд УП полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда не меньше 1000 размеров минимальной месячной оплаты труда на дату представления документов на регистрацию.

Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие извещает кредиторов.

Имущественные права унитарного предприятия представлены в табл. 3.2. Унитарное предприятие может создать дочерние УП путем передачи им части имущества в хозяйственное ведение.

4. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права.

Законодательство о некоммерческих организациях. Основными нормативными актами, регулирующими правовое положение некоммерческих организаций, являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 276-ФЗ), предусматривающие общие положения, распространяющиеся на все формы некоммерческих организаций. Наряду с ними существует перечень специальных федеральных законов, в которых присутствует дополнительная регламентация отдельных форм некоммерческих организаций.

К их числу относятся: Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в российской Федерации)» (в ред. от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях » (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ). Специальные законы приняты в отношении торгово-промышленных палат, негосударственных пенсионных фондов, Центрального банка РФ (Банка России), объединений работодателей. Сравнительно недавно, 3 ноября 2006 г., принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях».

Перечень федеральных законов, определяющих статус некоммерческих организаций, можно было бы продолжить. Но в этом нет необходимости. Важно другое: статус некоммерческих организаций как субъектов гражданского права определяется актами федерального уровня. По мнению авторов Концепции развития корпоративного законодательства, в настоящее время открытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций привел к неоправданному увеличению количества видов некоммерческих организаций. Так, число зарегистрированных некоммерческих организаций уже превысило в три раза число созданных акционерных обществ.

Понятие и признаки некоммерческой организации . В соответствии сп. 1 ст. 50 ГК некоммерческая организация - это юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальны х потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Законодатель указывает на два основных признака некоммерческих организаций. Первый - отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности. Второй - полученная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности некоммерческой организации от неосновной. Многие некоммерческие организации формально не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся и получают огромные доходы от предпринимательской деятельности.

В литературе указывается на неубедительность известного способа деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Отмечается, что проблема состоит не столько в выборе подходящих критериев разграничения, сколько в последовательном их применении к тем или иным видам юридических лиц. Примером такой непоследовательности законодателя является потребительский кооператив. Согласно п. 5 ст. 116 ГК доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой им в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Перечисленные недостатки понятия некоммерческой организации вынуждают ученых и практиков искать альтернативные конструкции их обособления, например, деление на предпринимательские (прибыльные) и непредпринимательские (бесприбыльные) организации.

Организационно-правовые формы некоммерческой организации . Некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 3 ст. 50 ГК). Это означает, что перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим.

Гражданский кодекс РФ называет пять организационно-правовых форм некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения , объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Специальные законы заметно расширяют данный перечень организационно-правовых форм.

Закон о некоммерческих организациях дополняет перечень тремя формами некоммерческих организаций: государственная корпорация , некоммерческое партнерство,автономная некоммерческая организация.

Закон о потребительской кооперации называет в качестве самостоятельных форм некоммерческих организаций потребительские общества и потребительские союзы.

Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» регламентирует деятельность нотариальных палат.

Определяет статус общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и политических партий.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускает создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяет статус коллегий адвокатов, адвокатских палат субъектов Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Жилищный кодекс РФ регламентирует правовое положение товариществ собственников жилья.

Специальные законы приняты в отношении торгово-промышленных палат, негосударственных пенсионных фондов, Центрального банка РФ (Банка России), объединений работодателей и др.

Не всегда организационно-правовая форма отражает коммерческий или некоммерческий характер деятельности юридического лица. Например, форма некоммерческого партнерства представляется довольно близкой по своей природе к обществу с ограниченной ответственностью. При этом нельзя смешивать форму юридического лица и техническое название организации: биржа, коммерческий банк, центр и т. д. С этой точки зрения фондовая биржа не является организационно-правовой формой.

Законодательство о некоммерческих организациях страдает противоречивостью в отношении организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Так, в силу п. 2 ст. 50 ГК некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений). В свою очередь, Закон об общественных объединениях (ст. 7) дифференцирует организационно-правовые формы общественных объединений. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Не случайно в концепции развития корпоративного законодательства недвусмысленно заявлено о необходимости установить в Гражданском кодексе исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Можно не соглашаться с таким предложением, но факты - упрямая вещь. В этой части регулирования обнаруживается беспорядок.

Классификация некоммерческих организаций . Некоммерческие организации могут быть классифицированы по различным критериям:

1. по форме собственности;

2. правам учредителей (участников) в отношении некоммерческих организаций или их имущества;

3. наличию института членства;

4. присутствию иностранного элемента;

5. территориальной сфере деятельности . Коротко рассмотрим основные виды организаций.

В зависимости от формы собственности некоммерческие организации делятся на публичные (государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, Банк России) и частные (все остальные).

Согласно п. 2 ст. 48 ГК учредители (участники) некоммерческой организации, как и иных юридических лиц, могут иметь обязательственные права в отношении некоммерческой организации или вещные права на ее имущество либо не иметь каких-либо имущественных прав.

Так, учреждения и Банк России не являются собственниками вверенного им имущества , право собственности сохраняется за их учредителями. Участники потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств приобретают обязательственные права в отношении самих некоммерческих организаций, утрачивая при этом право собственности на переданное имущество.Не имеют ни вещных, ни обязательственных прав учредителифондов и автономных некоммерческих организаций.

Организационно-правовые формы потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), товариществ собственников жилья, иных организации подразумевают членство их участников (учредителей), тогда как, например, в фондах и автономных некоммерческих организациях такой институт исключен.

Наличие (отсутствие) иностранного элемента и его размер позволяет выделять национальные некоммерческие организации, с иностранным участием, а также иностранные некоммерческие организации.

В зависимости от территориальной сферы деятельности некоторые некоммерческие организации (например, общественные организации) можно подразделить на международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Правоспособность некоммерческих организаций . Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью. Они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и, подчеркнем, соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами.

Таким образом, по общему правилу объем специальной правоспособности каждой некоммерческой организации зависит от воли ее учредителей, которые определяют цели и виды деятельности некоммерческой организации. На практике при создании некоммерческой организации зачастую нет четкого представления обо всех будущих направлениях ее деятельности. По этой причине учредители стремятся указать максимальный перечень целей и видов деятельности, доходя порой до абсурда.

Коммерческим организациям законодательство предоставляет широкие возможности в части выбора наиболее эффективного варианта поведения с точки зрения цели предпринимательской деятельности (получения прибыли). Такие возможности обеспечиваются наделением коммерческих организаций рядом свобод, и прежде всего широкой, практически неограниченной правоспособностью. Юридическим лицам, созданным не для получения прибыли, способность иметь любые права и принимать на себя любые обязанности не только не нужна, но может оказаться опасной, ибо создает потенциальные условия для уклонения их от целей, ради которых они образованы.

Кроме того, некоммерческие организации не являются профессиональными участниками гражданского (добавим - предпринимательского) оборота. Выступление их в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено в первую очередь необходимостью материального обеспечения основной деятельности, не связ анной с осуществлением предпринимательства.

Право некоммерческих организаций (как и коммерческих) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью с обязательным соблюдением двух требований: а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы; б) характер деятельности должен соответствовать этим целям.

Доходы, полученные в результате осуществления предпринимательской деятельности, направляются на достижение целей, предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации. Надо согласиться с тем, что в современных условиях ни одно юридическое лицо не может существовать только на взносы учредителей и пожертвования. Полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль используется некоммерческой организацией на покрытие расходов, связанных с той непредпринимательской деятельностью, ради которой она была образована.

Развивая положения Гражданского кодекса РФ, Закон о некоммерческих организациях устанавливает, что предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признаются приносящее прибыль производство товаров и оказание услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24). Некоммерческие организации в интересах достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, вправе создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Закона).

Законом могут предусматриваться ограничения видов деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации, в том числе по поводу осуществления предпринимательской деятельности (п. 1,2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Это правило корреспондирует с нормами п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК, устанавливающими, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Все правовые ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций следует разделить на две основные группы: прямые и косвенные.

Прямые ограничения предполагают наличие четких нормативных запретов. Например, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов), запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Косвенные ограничения , как правило, исключают возможность некоммерческих организаций совершать определенные действия (деятельность) посредством указания на исчерпывающий перечень иных субъектов соответствующих отношений. Так, некоммерческие организации не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере (п. 4 ст. 66 ГК), стороной договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК) и простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1041 ГК). Исключается деятельность некоммерческих организаций в качестве финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), а также кредитной организации (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности) и пр.

Некоммерческие организации не вправе совершать сделки, противоречащие целям и видам их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 ГК, а в некоторых случаях могут послужить поводом для ее принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).

5. Российская Федерация, ее субъекты, муниицпальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления в предпринимательских правоотношениях.

Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом предпринимательской правосубъектности государства и муниципальных образований служит их статус как субъектов гражданского права. При этом надо подчеркнуть, что никакими прерогативами, льготами и т. п. в гражданском правоотношении по сравнению с другими «не властными» его участниками они не пользуются. Обновленное российское законодательство последовательно стоит на позиции недопустимости какого бы то ни было смешения функций государства как властной политической организации, выражающей, представляющей, защищающей интересы российского народа и выступающей от имени народа, с его участием в качестве партнера в гражданском обороте, рыночных отношениях. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, сказано в п. 1 ст. 24 ГК РФ, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -- гражданами и юридическими лицами.

Существенная особенность государства и муниципальных образований как субъектов гражданского правоотношения состоит в том, что возможность быть стороной таких отношений не обусловливается наличием у них статуса юридического лица. Нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются к ним в силу самого факта вступления в эти отношения. Однако сами государство и муниципальные образования вступать в гражданские правоотношения не могут. Российская Федерация, любой ее субъект представлены многими структурными звеньями, начиная с президентов, глав администраций и др. Муниципальное образование, согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», есть городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. - М.: Издательство БЕК, 2000. С. 5-39.

Так кто же вправе представлять их в общественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством? Действующим законодательством предусмотрены два варианта возможного участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

Во-первых, от имени Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Например, Президент РФ и палаты Федерального Собрания РФ могут действовать в гражданско-правовой сфере на основе соответствующих положений Конституции РФ, Правительство РФ -- на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и т. д.

Никаких ограничений государственным органам и органам местного самоуправления для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, не установлено. Важно лишь одно: они могут и должны действовать только в пределах предоставленной им компетенции. Данное обстоятельство дает повод утверждать, что эти органы обладают специальной правоспособностью. Сделки, заключенные ими с отступлением от установленной компетенции, могут быть признаны недействительными.

Необходимо подчеркнуть важность для нормального функ-ционирования рыночных отношений и как пример для других участников гражданско-правовых отношений неуклонное выполнение Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованьями взятых на себя обязательств. Подлежат осуждению, в частности, попытки отдельных глав исполнительной власти субъектов Федерации, впервые избранных на эту должность, отказаться от погашения долгов, оставшихся еще от прежней администрации.

Таким поведением субъекты Российской Федерации дискредитируют себя как участники гражданско-правовых отношений. Но дело не только в этом. Подобная позиция глав субъектов Российской Федерации может породить ситуацию, сопоставимую с несостоятельностью (банкротством) хозяйствующих субъектов. В Бюджетном кодексе РФ п. 1 ст. 112 «Превышение предельных объемов расходов на обслуживание государственного или муниципального долга» устанавливает: если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации расходы на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, установленного ст. 111 БК РФ, и при этом субъект Российской Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти Российской Федерации может передать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации. Если в сходном положении оказывается муниципальное образование, то исполнение местного бюджета может быть передано под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.

Во-вторых, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Как субъекты гражданского права государство и муниципальные образования через свои компетентные органы вступают в самые различные отношения. Например, государство и муниципальные образования могут быть наследниками по закону и по завещанию. Завещать им свое имущество могут, естественно, и индивидуальные предприниматели. Также обширны договорные и внедоговорные отношения с участием государства и муниципальных образований. Так, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты. Подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному документу акта государственного органа или органа местного самоуправления. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Совершенно иначе регулируется участие государства и муниципальных образований в предпринимательстве. У них отчетливо выделяются по крайней мере три направления предпринимательской деятельности. Шиткина И.С. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.// Гражданин и право. 2002.№ 4.

Первое -- участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различаются три вида таких организаций. Это, прежде всего государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Его собственники, т. е. государство и муниципальные образования, утверждают устав предприятия, назначают его руководителя и заключают с ним контракт, определяют предмет и цели деятельности предприятия, осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеют право на получение части прибыли от использования имущества.

Два других вида -- казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Если учреждению в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Второе направление предпринимательской деятельности -- участие в управлении приватизированным государственным и муниципальным имуществом. Остановимся на деятельности представителей Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ. При использовании специального права -- «золотой акции» -- представители назначаются в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию. Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. - М.: Издательство БЕК, 2000. С. 5-39.

Представители действуют на основании Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», постановлений Правительства РФ и иных органов власти, наделивших их полномочиями. Правительство РФ 21 мая 1996 г. приняло постановление № 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности». Постановлением утверждены Примерный договор на представление интересов государства в указанных коммерческих организациях и Порядок заключения и регистрации этих договоров. Следует обратить внимание на требования к профессиональной подготовке и квалификации лиц, кото

Понятие юридического лица? Виды юридического лица? Коммерческие организации? Организационно-правовая форма юридического лица? Полное товарищество? Товарищество на вере? Крестьянское (фермерское) хозяйство? Хозяйственное партнерство? Общество с ограниченной ответственностью? Общество с дополнительной ответственностью? Акционерное общество? Типы акционерного общества? Производственный кооператив? Унитарные предприятия? Предпринимательские объединения? Холдинг? Дочернее общество

Юридические лица как участники предпринимательской деятельности

Гражданин имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность не только в индивидуальном порядке без образования юридического лица, но и путем создания юридического лица.

К юридическим лицам относятся организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК).

Юридические лица обладают имущественной обособленностью. Имущественный комплекс организации отделен (обособлен) от имущества других юридических лиц, граждан, в том числе являющихся участниками (учредителями) данной организации; Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Допускается различная степень обособления имущества. Оно может принадлежать организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий) владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом как собственник. Учет имущества, принадлежащего организации, осуществляется путем ведения бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс является основным источником информации о финансовом положении юридического лица. Имущество индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, не обособляется от его личного имущества.

Как субъект предпринимательских отношений юридическое лицо участвует в обороте от собственного имени через свои органы. Система органов управления организацией зависит от организационно-правовой формы юридического лица, предусмотрена законом и учредительными документами. Лицо, выступающее от имени юридического лица, должно действовать в его интересах, добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица возместить убытки, причиненные им юридическому лицу, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 53 ГК).

При создании организации ее учредители вправе выбрать ту организационно-правовую форму, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида предпринимательской деятельности и соответствует целям учредителей.

В соответствии со ст. 50 ГК все юридические лица разделяются на два вида. Основанием разграничения служит цель осуществляемой организацией деятельности. Коммерческие юридические лица имеют основной целью деятельности извлечение прибыли. Некоммерческими организациями признаются юридические лица, не преследующие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, наделены универсальной правоспособностью. Они могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Унитарные предприятия и некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность данных юридических лиц признается специальной.

Проектом ГК предполагается еще одно разграничение юридических лиц: на корпорации и унитарные организации (ст. 65.1 Проекта).

К корпорациям относят организации, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. В числе корпораций - хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Унитарными коммерческими юридическими лицами являются государственные и муниципальные предприятия.

Виды организационно-правовых форм коммерческих организаций установлены в ГК; перечень их исчерпывающий.

Под организационно-правовой формой юридического лица понимается совокупность легально закрепленных признаков, характеризующих порядок формирования и правовой режим имущества организации, способ ее индивидуализации, соотношение прав и обязанностей участников и хозяйствующего субъекта на используемое имущество, отличительные признаки внутреннего организационного устройства.

Выбор организационно-правовой формы зависит от многих факторов:

  • целей и видов деятельности будущей организации;
  • состава учредителей, их влияния на деятельность организации, количества участников;
  • правового статуса участников, объема имущественных прав и обязанностей участников;
  • требований к минимальному размеру «стартового» капитала;
  • наличия или отсутствия ограничений на отчуждение доли в капитале;
  • системы управления;
  • особенностей налогообложения.

Коммерческая организация - юридическое лицо,преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности,в отличие от некоммерческой организации,которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками

Основные признаки коммерческой организации

Цель деятельности - получение прибыли;

Чётко определённая в законе организационно-правовая форма;

Распределение прибыли между участниками юридического лица.

Также коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическому лицу:

Обладают обособленным имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным;

Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом;

Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права;несут обязанности;

Могут быть истцом и ответчиком в суде.

В статье 50 Гражданского кодекса РФ дан исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Это означает, что без изменения Гражданского кодекса никакими иными законами другие виды коммерческих юридических лиц в гражданский оборот введены быть не могут.

Классификация коммерческих организаций по организационно-правовой форме в РФ

Хозяйственное товарищество - коммерческая организация с разделённым на доли (вклады) учредителей(участников) уставным капиталом.Имущество, созданное за счёт вкладов участников, а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом, находится в его собственности(определение закреплено ст. 66 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Полное товарищество

Товарищество на вере (коммандитное)

Крестьянское(фермерское) хозяйство

Хозяйственное общество

Акционерное общество

Открытое акционерное общество

Закрытое акционерное общество

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Производственный кооператив

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Унитарное предприятие на праве оперативного управления

Хозяйственное партнёрство

Классификация коммерческих предприятий по принадлежности капитала

Национальное предприятие

Иностранное предприятие

Совместное предприятие

Многонациональное предприятие

Права участников коммерческих организаций

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Предпринимательское право

Вопросы ответы. По предмету Предпринимательское право предпринимательской деятельности РФ

Коммерческие организации создаются для ведения предпринимательской деятельности и, следовательно, имеют главную цель - получение прибыли.

Коммерческие организации: Хозяйственные товарищества :1. Полное товарищество 2. Товарищество на вере (коммандитное). Хозяйственные общества :1.ООО. 2. Общество с дополнительной ответственностью 3.ОАО. 4. Закрытое акционерное общество 5. Открытое АО работников (народное предприятие). Производственные кооперативы (артели). Унитарные предприятия (государственные или муниципальные, казенные):1. Основанные на праве хозяйственного ведения 2. Основанные на праве оперативного управления.

Хозяйственное товарищество - это коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) складочным капиталом, которая создана как договорное объединение нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности.Полное товарищество - товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в складочный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность.Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом.

Хозяйственные общества. 1.Общество с ограниченной ответственностью- учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. 2. Акционерное общество-коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Деятельность акционерного общества в РФ регулируется ФЗ «Об акционерных Обществах». Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Выделяются открытые и закрытые акционерные общества. 3. Общество с дополнительной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.



Производственный кооператив (артель) - коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном его Уставом. Общее число членов производственного кооператива не может быть менее 5. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с Уставом кооператива. Единственным учредительным документом производственного кооператива является Устав. Минимальный размер паевого фонда производственного кооператива законом не установлен. Не менее 10 % своих паевых взносов члены кооператива обязаны внести до государственной регистрации кооператива, а оставшуюся часть - в течение одного года с момента регистрации. Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено законом и уставом кооператива. Высшим органом управления в производственном кооперативе является общее собрание его членов, которое решает важнейшие вопросы деятельности кооператива, в том числе избирает постоянно действующие исполнительные органы кооператива - правление и/или председателя кооператива. Исполнительные органы руководят деятельностью кооператива между собраниями, решая вопросы, не отнесённые к исключительной компетенции общего собрания.



Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального - не менее чем 1000 МРОТ. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Общую дает возможность предпринимателю осуществлять любой законодательно допустимый вид предпринимательской деятельности. Общая компетенция характерна для большинства коммерческих организаций;

Ограниченную. В случае, если учредители определят предназначение фирмы в определенной сфере бизнеса, они могут установить ограниченную компетенцию такой организации, указав на это в учредительных документах фирмы (например, ограничения на розничную торговлю в уставе оптовой организации). Сделки, совершенные организацией в противоречии с целями ее деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ. Разъяснение об этом дано в п. 18 Постановления № 6/8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».;

Некоммерческие организации , по общему правилу, отличаются от коммерческих тем, что они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации:

Потребительские кооперативы. - Общественные и религиозные организации (объединения). - Фонды. - Учреждения. - Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). - Автономные учреждения. - Некоммерческие партнерства. - Саморегулируемые организации.

Некоммерческие организации также вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Все большую роль для предпринимателей играют саморегулируемые организации. Согласно ст. 2 ФЗ от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» саморегулируемая организация - это некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации. Наибольшее распространение саморегулируемые организации получили в сфере деятельности арбитражных управляющих, в сфере рекламной и аудиторской деятельности.

В целом, предпринимательская деятельность по своему характеру должна соответствовать целям деятельности некоммерческой организации согласно ее уставу. Лишь одна разновидность некоммерческих организаций не может вести коммерческую деятельность ни при каких условиях - это ассоциация, или союз юридических лиц. Для осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности ассоциация (союз) юридических лиц создает хозяйственное общество, участвует в хозяйственном обществе или преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (ст. 121 ГК РФ).

Хозяйственная компетенция.

Правоспособность предпринимателя.

Достаточно хорошо правовые возможности ведения бизнеса характеризует хозяйственно-правовая компетенция юридического лица. Различают следующие виды хозяйственно-правовой компетенции:

Общую дает возможность предпринимателю осуществлять любой законодательно допустимый вид предпринимательской деятельности. Общая компетенция характерна для большинства коммерческих организаций, кроме унитарных предприятий и ип в силу общей нормы;

Ограниченную. В случае, если учредители определят предназначение фирмы в определенной сфере бизнеса, они могут установить ограниченную компетенцию такой организации, указав на это в учредительных документах фирмы (например, ограничения на розничную торговлю в уставе оптовой организации). Сделки, совершенные организацией в противоречии с целями ее деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ. Разъяснение об этом дано в п. 18 Постановления № 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

Специальную т.е. они осуществляют правомочия, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и несут связанные с этой деятельностью обязанности (например, государственные унитарные предприятия по бытовому обслуживанию населения).;

Исключительную, чей правовой статус можно характеризовать как исключительный в силу того, что законодательство допускает для них ведение только указанной в лицензии предпринимательской деятельности и сопутствующих этой деятельности услуг. Наибольшее число подобных ограничений в законодательной базе, регулирующей деятельность финансовых организаций. Например, кредитные и страховые организации не вправе заниматься производственным и торгово-посредническим предпринимательством.

КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Джигкаева Фатима Заурбековна, соискатель Согу, преподаватель.

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к понятию и форме коммерческих организаций как субъектов предпринимательской деятельности в России.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, юридическое лицо, коммерческая организация, форма коммерческой организации.

COMMERCIAL ORGANIZATION AS AN ENTREPRENEUR

Dzigkaeva Fatima Zaurbekovna, candidate degree seeker of the North-Ossetian State University, senior lecturer of Civil and Entrepreneurial Law Department.

Annotation. In article various approaches to concept and the form a commercial organisation as subjects of enterprise activity in Russia are considered.

Keywords: enterprise activity, the legal body, the commercial organisation, the form of the commercial organisation.

Согласно п. 1 ст. 30 и п. 1 ст. 34 Конституции РФ право на объединение, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности являются правами конституционными и незыблемыми. Реализация этих прав происходит, в частности, посредством создания организаций (в том числе организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности). «Юридическое лицо используется в качестве правового оформления создаваемой организации с целью придания ей необходимой самостоятельности и обеспечения ей участия в правовых отношениях»1.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, в силу ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Предпринимательскую деятельность осуществляет широкий круг лиц, среди которых хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, холдинги, филиалы, индивидуальные предприниматели и даже некоммерческие организации (при определенных условиях), найти обобщающую категорию для которых крайне сложно, поэтому объединение их по критерию общего характера деятельности выполнено достаточно удачно - «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность» - это специфичная группа не всегда субъектов права, но «лиц». Общепризнанным является дихотомический характер деления лиц (от лат. «persona») на физические лица и лица, называемые «юридическими», т.е. такие субъекты права, которые «не подходят под понятие физического лица, сама личность которых

1 Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989. М.: Статут, 2001. С. 391

создается только во имя права»2. Однако в контексте

ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ полагаем возможным отойти от указанной классификации лиц как субъектов права. Данная норма предполагает необходимость наличия двух существенных условий для признания за лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности: 1) осуществление им предпринимательской деятельности и 2) регистрация его в качестве предпринимателя. Таким образом, приходим к выводу, что круг лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, может быть шире, чем круг субъектов предпринимательской деятельности.

Обращаем внимание, что условием для признания правосубъектности таких лиц является не просто государственная регистрация, а регистрация в качестве предпринимателя. Необходимо заметить, что, согласно действующему законодательству РФ, указанный признак применим только к гражданину, который вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Что касается организаций, то вряд ли можно выделить некую специальную, предусмотренную нормами действующего законодательства РФ, регистрацию организации в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Представляется, законодатель, определяя круг субъектов предпринимательской деятельности, имел целью данной нормой установить, в частности, для организаций обязательное условие возникновения у них права осуществления этой деятельности в результате регистрации организации, созданной в соответствующей правовой форме, в качестве юридического лица. Однако данный вывод только мыслится в результате системного толкования ряда положений Гражданского кодекса, но не вытекает напрямую из смысла нормы закона. При этом помимо юридических лиц, создаваемых и регистрируемых в соответствии с требованиями закона, действительность рождает и иные формы организаций, не вмещающиеся в установленные законом организационно-правовые формы, но в полной мере относящиеся к «лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность». Такие организации со сложной и порой неясной внутренней структурой, с мощным концентрированным экономическим потенциалом осуществляют предпринимательскую деятельность, не беспокоясь о государственной регистрации, т.к. нормы закона позволяют довольствоваться регистрацией только отдельных, ее суть составляющих. Собственно организация создает свои по существу структурные подразделения (назовем их структурные организации) в установленных правовых формах, а государство регистрирует такие структурные организации в качестве юридических лиц - субъектов права. Нормы закона не нарушаются, однако сложившаяся ситуация безусловно не соответствует целям, которые ставятся законодателем при регулировании правового статуса субъектов предпринимательской деятельности.

Понятие «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность», не ограниченное требованием государственной регистрации, вмещает в себя абсолютно все социальные образования, функционирующие в сфере предпринимательства, и в первую очередь коммерческие организации. Рассмотрим, какие из

2 Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут. С. 136

социальных образований можно отнести к коммерческим организациям и что предполагается мыслить под понятием «коммерческая организация».

Употребление этого термина в единственном числе не вполне традиционно для гражданского права и не распространено в науке и юридической практике. Причиной тому является акцент законодателя на объеме этого понятия в ущерб содержанию. В п. 2 ст. 50 ГК РФ обозначен закрытый перечень возможных организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Кодекс не предполагает вариантов расширения этого списка без изменения формулировки вышеуказанной нормы и достаточно детально описывает каждую организационно-правовую форму. Именно формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, представляют собой предмет детального правового регулирования. Отсюда и традиционное употребление термина «коммерческая организация» во множественном числе. Значение этого термина в законодательстве заключается скорее в отражении сущностного признака (а именно коммерческого характера деятельности) группы организаций, нежели в характеристике этого особого вида организаций и системного определения его правового положения.

Наличие в деятельности основной целевой направленности на извлечение прибыли лежит в основании деления организаций на коммерческие и некоммерческие. Подчеркнем, что родовым понятием для коммерческих и некоммерческих организаций является понятие «организация»3, а не «юридическое лицо». Так, «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Действительно, согласно научной доктрине и правовой концепции все юридические лица являются организа-циями4. При этом организации по критерию признания за ними правосубъектности делятся на организации со статусом юридического лица и организации без статуса юридического лица; а по критерию основной целевой направленности деятельности - на коммерческие организации и некоммерческие. Таким образом, объем понятия «коммерческая организация» не ограничивается перечнем форм, указанных законодателем, по той простой причине, что это понятие не является подчиненным по отношению к понятию «юридическое лицо». В связи с изложенным представляется не вполне удачным сокращение понятия «коммерческая

3 Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2000. С. 46

4 Следует отметить точку зрения С.И. Архипова, полагающего возможным применить форму юридического лица применительно к первому лицу государства, субъекту Российской Федерации, муниципального образования, причем не только и не столько в гражданско-правовых целях, сколько в общеправовых, межотраслевых, а также отмечающего отсутствие в теоретическом плане препятствий для законодательного признания в качестве юридического лица индивидуального предпринимателя. С.И. Архипов приходит к выводу об искусственности навязывания гражданским законодательством заинтересованным в таком правовом обособлении лицам тех или иных форм. См. об этом: Архипов С.И. Субъект права. Теоретическое исследование. СПб.: Издательство

Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 354

организация со статусом юридического лица», находящегося на пересечении понятий «юридическое лицо» и «коммерческая организация», до усеченного, но легального термина «коммерческая организация»5, в пределах которого в праве рассматриваются только зарегистрированные организации, созданные в предусмотренных правовых формах.

Категория коммерческой организации не является исключительно правовой в отличие, например, от юридического лица, и поэтому любой исследователь свободен в трактовке понимания ее сущности. Предлагаем рассматривать понятие коммерческой организации в широком и в узком смысле. В объеме понятия коммерческой организации в широком смысле, не ограничиваясь рамками, установленными Гражданским кодексом, предлагается рассматривать все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением собственно некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством и их учредительными документами. В объеме понятия коммерческой организации в узком смысле предлагается рассматривать традиционный перечень правовых форм, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, а именно хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

На сегодняшний день рассмотрение правового положения коммерческой организации в широком смысле, не ограниченном рамками понятия «юридическое лицо» и предусмотренными организационноправовыми формами, представляет особый интерес в силу своей правовой многоликости при концентрированности сущностных характеристик организации как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Содержание и объем понятия коммерческой организации в широком смысле не определены и подлежат тщательному всестороннему исследованию, в отличие от этого понятия в узком смысле, предполагающем исследование лишь его объема, обусловленного, в свою очередь, границами понятия «юридическое лицо» и предложенными законодателем организационно-правовыми формами.

Содержание понятия коммерческой организации в широком смысле, в связи с предлагаемым расширением его объема, согласно логическому закону обратной зависимости между объемом и содержанием понятия, должно «обеднеть» на те сущностные признаки, которые нивелируются посредством расширения его объема. Однако положение п. 1 ст. 50 ГК РФ вполне соответствует предлагаемому объему понятия в широком смысле: коммерческая организация - это организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Думается, было бы правильно определить коммерческую организацию в узком смысле как организацию, созданную в установленной законом организационно-правовой форме, предусматривающей для такой организации извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, и зарегистрированную в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

5 Следует согласиться с позицией Грешникова И.П., который отмечает, что формула «классификация юридических лиц» есть сокращение формулы «классификация организаций со статусом юридического лица». См.: Грешников И.П. Субъекты гражданского права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 168

Сложившаяся ситуация, при которой объем понятия не совпадает с его легальной дефиницией, представляется неудовлетворительной, т.к. вносит правовую неопределенность в используемую терминологию. Более того, согласно формулировке п. 1 ст. 50 ГК РФ, выделенные две разновидности организаций (коммерческие и некоммерческие) «могут быть» юридическими лицами, что очень похоже на такой способ регулирования, как дозволение. Необходимо отметить, что логика изложения вышеприведенной нормы предполагает допущение законодателем существования в праве коммерческих организаций без статуса юридического лица. Проблема возможности признания правосубъектности (неполной, усеченной, ограниченной и т.д.) за такими организациями является актуальной по сей день, т.к. законодательство фрагментарно и не системно регулирует особенности правового положения такого рода организаций.

Многосубъектные предпринимательские образования (именуемые в юридической литературе холдингами, предпринимательскими объединениями и т.д.), представляющие собой не что иное, как организации в высшей степени интегрированные и в высшей степени коммерческие, осуществляющие свою деятельность как единая организация вне соответствующих ей правовых форм, по банальной причине их отсутствия в праве целиком и полностью попадают в объем понятия коммерческой организации в широком смысле. Что касается правосубъектности таких организаций, то с определенными оговорками и условностями считаем возможным рассматривать их в составе субъектов предпринимательской деятельности, согласившись с такими учеными, как В.С. Белых, В.В. Лаптев, И.С. Шитки-на, отмечающими в своих исследованиях в той или иной степени элементы правосубъектности вышеназванных образований6. Такой подход разумен и обоснован, когда субъекты предпринимательской деятельности (в т.ч. коммерческие организации в широком смысле) рассматриваются как комплексное, межотраслевое понятие, не ограниченное рамками гражданского права.

Цивилистический подход к проблеме признания за организацией правосубъектности по сравнению с менее традиционными подходами вызывает ассоциацию с соотношением английского британского языка, такого безупречного и классического, с упрощенным и производным от него американским. Первый становится все менее востребованным и все более вытесняемым последним, как более динамичным и практичным. При всем уважении к эстетике частного права приходится констатировать, что право не может быть ради права, и, если оно в определенной части не справляется с экономической действительностью и пробуксовывает, используя устаревшие формы, необходимо взглянуть на проблему с другой позиции, в данном случае - с позиции сторонников предпринимательского права. И этот взгляд откроет нам такую картину: организации нового типа, закованные в правовые формы юридических лиц, являют собой правовых оборотней, т.к. закон не предлагает им другой судьбы в праве. Время вносит свои коррективы, и наступает момент, когда ранее идеальные правовые конструкции уже не отражают существа новых явлений, прежние правовые формы не соответствуют новому экономическому содержа-

6 Белых В.С. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Сборник научных трудов. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. С. 29; Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999. С. 127; Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М.: ООО «Городец-издат», 2003. С. 23

нию. Время требует новых форм, и этому требованию сопротивляться бессмысленно: когда закон безмолвствует, сама жизнь рождает эти формы, и они, безусловно, жизнеспособны, но далеко не всегда цивилизованны.

Обобщая вышеизложенное, следует обратить внимание на логическую цепочку правового регулирования процесса возникновения коммерческой организации как субъекта права, руководствуясь положениями ст. 50 ГК РФ:

организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, является коммерческой организацией;

коммерческая организация (равно как и некоммерческая) может быть юридическим лицом;

юридические лица могут создаваться в установленных законом организационно-правовых формах, а коммерческие - в формах, установленных Гражданским кодексом.

Не вдаваясь в вопросы теории юридического лица, считаем правильным и обоснованным в установлении момента появления юридического лица как субъекта права исходить не из его создания, но из возникновения в результате регистрации организации в выбранной ею организационно-правовой форме в качестве юридического лица. Юридическое лицо появляется как правовой статус организации в результате государственного акта признания его как субъекта права. Что касается организаций, то они в отличие от юридического лица создаются, а легитимное создание организаций возможно только в установленных организационно-правовых формах. Выбор соответствующей формы как модели, предусмотренной и урегулированной правом, принадлежит организации и лежит в основе регистрации организации как юридического лица.

Резюмируя изложенные доводы и обоснование понимания коммерческих организаций как лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, следует предложить:

Рассматривать в составе лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, неограниченный на сегодняшний день правовыми формами круг лиц, в том числе коммерческие организации в широком смысле.

Рассматривать юридическое лицо как правовой статус организации, а именно статус субъекта права, возникающий в момент ее регистрации в установленной законом организационно-правовой форме.

Рассматривать многосубъектные предпринимательские образования (или иначе именуемые «холдинги», «предпринимательские объединения» и пр.) в составе объема понятия «коммерческая организация» в широком смысле.

Предусмотреть в законе организационно-правовые формы для таких предпринимательских образований и, руководствуясь критериями обособления которых как вида, установить отличительные и характерные признаки и свойства таких образований.

При существующем объеме и содержании правового регулирования приходится констатировать, что предлагаемые законодателем формы не справляются со стремительно развивающейся действительностью и не отражают актуальные особенности содержания фактически существующих коммерческих организаций, при этом, напротив, целенаправленно искажают это содержание, предлагая выбору таких организаций иные, не соответствующие наличествующему содержанию формы. В оценке целесообразности правового

регулирования следует исходить из безусловной ценности ясности, точности и четкости в вопросах определения правового положения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Указанный подход является залогом востребованной государством прозрачности и добросовестности предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Список литературы:

1. Архипов С.И. Субъект права. Теоретическое исследование. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

2. Белых В.С. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Сборник научных трудов. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.

3. Грешников И.П. Субъекты гражданского права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

4. Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999.

5. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут. 2001

6. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2000.

7. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М.: ООО «Городец-издат», 2003.

8. Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989. М.: Статут, 2001.

РЕЦЕНЗИЯ

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Джнгкасвой Ф.З. «КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК

СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Статья написана на довольно актуальную на данный момент тему, затрагивающую определение понятия и форм существования предпринимательской деятельности в РФ.

В статье автором делается вывод о том, что предпринимательскую деятельность осуществляет широкий круг лиц, среди которых хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, холдинги. филиалы, индивидуальные предприниматели и даже некоммерческие организации (при определенных условиях). В связи с этим, следует отметить, что законодатель, определяя круг субъектов предпринимательской деятельности, имел целью данной нормой установить обязательное условие возникновения у них права осуществления этой деятельности в результате регистрации организации, созданной в соответствующей правовой форме, в качестве юридического лица. При этом, понятие «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность», не ограниченное требованием государственной регистрации, вмещает в себя абсолютно все социальные образования, функционирующие в сфере предпринимательства, и в первую очередь коммерческие организации.

На сегодняшний день рассмотрение правового положения коммерческой организации в широком смысле, не ограниченном рамками понятия «юридическое лицо» и предусмотренными организационноправовыми формами, представляет особый интерес в силу своей правовой многоликости при концентрированности сущностных характеристик организации как лица. осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Автор в статье подчеркивает необходимость расширения толкования коммерческой организации, базируясь на положениях ст. 50 ГК РФ: коммерческая организация - это организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Автором исследуется вопрос о многосубъектных организациях, по своей сути также являющимися коммерческими, но при этом не входящие в перечень, установленный законодательством России. На базе результатов исследования автор разрабатывает предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ в указанной области. По выше изложенным причинам статья заслуживает пристального внимания широкой аудитории и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: к.ю.н.лоцент кафедры гражданского права Владикавказского Института Управления Кун духова И. В