Ген директор фонда капитального ремонта многоквартирных домов. ГБУ «Жилищник» стало претендентом на миллиардные контракты по капремонту

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167, частью 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также частью 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 г. N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Учредить Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - также Фонд), являющийся унитарной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда, целью деятельности которой является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.

2. Установить, что:

2.1. Фонд является региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы (далее - капитальный ремонт).

2.2. Правительство Москвы в лице Департамента капитального ремонта города Москвы осуществляет полномочия единственного учредителя создаваемого Фонда.

2.3. Состав управляющего совета, являющегося высшим коллегиальным органом Фонда, и состав попечительского совета Фонда формируются Правительством Москвы.

2.4. Текущее руководство деятельностью Фонда осуществляет единоличный исполнительный орган (генеральный директор), избираемый (назначаемый) на конкурсной основе.

2.5. Департамент капитального ремонта города Москвы:

2.5.1. По согласованию с Департаментом городского имущества города Москвы утверждает устав Фонда.

2.5.2. Назначает генерального директора Фонда по результатам конкурсного отбора в порядке, установленном Департаментом капитального ремонта города Москвы.

2.5.3. Осуществляет иные мероприятия, связанные с созданием Фонда в установленном порядке.

2.6. Фонд открывает счет в Департаменте финансов города Москвы для совершения операций по аккумулированию и расходованию средств, полученных Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете Фонда, и иных не запрещенных законом источников, используемых только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Санкционирование расходов, производимых со счета, открытого Фондом в Департаменте финансов города Москвы, осуществляется в порядке, установленном Департаментом финансов города Москвы.

Открытие счетов для иных целей осуществляется Фондом в российских кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.7. Имущественный взнос города Москвы Фонду предоставляется из бюджета города Москвы не позднее двух месяцев со дня государственной регистрации учреждения Фонда в размере, установленном Правительством Москвы.

2.8. Финансовое обеспечение текущей деятельности Фонда осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту капитального ремонта города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на соответствующие цели.

3. Утвердить состав управляющего совета Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (приложение 1).

4. Утвердить состав попечительского совета Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (приложение 2).

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Состав
управляющего совета Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы

Председатель управляющего совета:
Бирюков П.П. - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
Члены управляющего совета:
Зяббарова Е.Ю. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы
Ефимов В.В. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества города Москвы
Решетников М.Г. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Данчиков Е.А. - начальник Главного контрольного управления города Москвы
Кескинов А.Л. - руководитель Департамента капитального ремонта города Москвы
Цыбин А.В. - руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы
Кичиков О.В. - начальник Государственной жилищной инспекции города Москвы
Секретарь управляющего совета:
Лифшиц Д.В. - заместитель руководителя Департамента капитального ремонта города Москвы

Состав
попечительского совета Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы

Председатель попечительского совета:
Орлов С.В. - депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Московской городской Думы (по согласованию)
Члены попечительского совета:
Теличенко В.И. - депутат Московской городской Думы, член Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Московской городской Думы (по согласованию)
Платонов В.М. - депутат Московской городской Думы, член Комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Московской городской Думы (по согласованию)
Семенов В.Г. - член Общественной палаты города Москвы, заместитель руководителя Комиссии по развитию жилищно-коммунального хозяйства Общественной палаты города Москвы (по согласованию)
Львов М.В. - глава муниципального округа Нагатинский затон, член Президиума Совета муниципальных образований города Москвы (по согласованию)
Шистеров С.А. - председатель саморегулируемой организации некоммерческого партнерства строительных компаний «Капитальный ремонт и строительство» (по согласованию)
Борисенко Л.В. - директор саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Объединение организаций в области профессионального управления недвижимостью «Гарантия» (по согласованию)
Лукина Н.С. - председатель президиума некоммерческого партнерства жилищных объединений и граждан за сохранение и улучшение жилища «Управдом» (по согласованию)
Головкова Н.С. - председатель правления Региональной общественной организации «Московское общество защиты потребителей» (по согласованию)
Секретарь попечительского совета:
Москвина В.М. - исполнительный директор некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Межрегиональная гильдия управляющих компаний в жилищно-коммунальном хозяйстве» (по согласованию)

Обзор документа

Учрежден Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, целью которого является обеспечение проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Москве. Учредителем Фонда является Правительство Москвы в лице Департамента капитального ремонта.

Счет для накопления и расходования средств, полученных Фондом в целях финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, открывается в Департаменте финансов. Счета для иных целей открываются Фондом в российских кредитных организациях.

Финансирование текущей деятельности Фонда осуществляется за счет бюджетных средств.

Утверждены составы управляющего совета и попечительского совета Фонда.

Кескинов Артур Львович является генеральным директором Фонда по капитальному ремонту многоквартирных домов в городе Москва.

Кескинов Артур Львович: Биография

В 1960 году (25 ноября) в городе Ереване появился на свет Кескинов Артур Львович. В 1994 году Кескинов Артур Львович окончил учебу в московском архитектурном институте по специальности «архитектор». Образование, а также первую работу по специальности Кескинов Артур Львович получил в Московском энергетическом институте. Артур Кескинов хорошо учился и был примером для многих. Он окончил институт с отличием и вышел со специальностью «государственное и муниципальное управление». В последующие пятнадцать лет Артур из должности простого инженера стал зам. Директором студгородка московского энергетического института.

Карьера Кескинова Артура

В конце девяностых Кескинов Артур Львович решил продолжить свою карьеру в направлении жилищно-коммунального хозяйства Москвы.
Вскоре (1998 год) Кескинова назначили на пост директора государственного предприятия ДЕЗ «Лефортово» Юго-Восточного административного округа (ЮВАО).
Годом позже, в 1999 году Кескинова Артура принял на должность заместителя главы по управе районом «Лефортово»Юго-Восточного административного округа (ЮВАО).
В 2001 году стал начальником управления коммунального хозяйства Юго-Восточного административного округа (ЮВАО), а также директором Государственного унитарного предприятия (ГУП) в Москве.
В 2003 году принял должность заместителя префекта Юго-Восточного административного округа (ЮВАО) в Москве.
В период с 2003 по 2005 гг. был первым заместителем префекта центрально административного округа в городе Москва.
С 2005 по 2008 год был назначен руководителем жилищно-коммунального хозяйства по благоустройству Москвы.
В следующие 7 лет (2008 - 2015 года) Кескинов Артур занимал пост руководителя департамента капремонта в городе Москве.
В 2015 году (18 марта) он выиграл конкурс и стал гендиректором Фонда, который занимался капремонтом домов с множеством квартир в Москве.

Благодаря своим заслугам Кескинов Артур Львович был награжден несколькими медалями и даже почетным званием «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства города Москвы».

Один из главных партнеров Кескинова - , который является российским политическим и государственным деятелем (третий мэр города Москва).

Собянин и Кескинов

За то время, пока Кескинов Артур находился на должности руководителя департамента, было отремонтировано около 10 тысяч домов и установлено 18 тыс. лифтов. Артур сделал три тысячи фасадов знаковых зданий, формирующих внешний облик столицы.

Личная жизнь Кескинова Артура

О личной жизни Кескинов Артур Львович никогда не оглашает, поэтому о ней практически ничего не известно.

Кескинов сейчас

На сегодняшний день Кескинов Артур Львович находится на должности генерального директора Фонда по капитальному ремонту домов (многоквартирных) в городе Москва. Артур вместе с Сергеем Собяниным утвердили сумму взноса за капитальный ремонт. Теперь каждый собственник квартиры будет выплачивать минимум 15 рублей за квадратный метр. Данная региональная программа была утверждена правительством на ближайшие 30 лет.

Окончил Московский архитектурный институт

Специалисты Антикоррупционного центра ЯБЛОКА провели анализ прозрачности работы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Москвы (Фонд), узнали, как тратятся бюджетные средства, и выяснили, насколько Фонд открыт с точки зрения гражданского контроля.

Предварительные выводы

Многие данные скрыты

Средства со сборов на капремонт скапливаются на счёте в Департаменте финансов Москвы, дальнейшее их использование до оплаты подрядных работ на капремонт — не раскрывается. В частности, остаётся закрытым вопрос, размещаются ли средства в банках и если да, то на каких условиях. Общие суммы произведённых сборов до сих пор не обнародованы. Точный бюджет Фонда не оглашается.

Фонд расточителен

Содержание Фонда обходится налогоплательщикам в год на сумму порядка 690 млн. руб. Руководители Фонда (они же — ещё вчера государственные служащие) по-прежнему получают оклад, поощрения и премии из московского бюджета. Однако уже не публикуют обязательные для чиновников декларации о доходах и считаются работниками НКО. Закупки для нужд Фонда и при проведении капитального ремонта выведены из системы госзакупок. Подробности читайте далее.

Сборы обесцениваются

Сумма около 5,3 млрд. руб. на сегодняшний день хранится на счёте Фонда и обесценивается из-за инфляции. При современных темпах сборов и расходов за 2016 год сумма потерь из-за инфляции может составить 1,2 млрд. руб.

Общая картина

С 1 июля 2015 г. собственники жилых и нежилых помещений, расположенных в Москве, обязаны ежемесячно выплачивать взносы на капитальный ремонт в Фонд. Учредителем и курирующей организацией Фонда является Департамент капитального ремонта города Москвы. Возглавил созданный фонд Артур Кескинов, для этого ему пришлось покинуть должность руководителя Департамента капитального ремонта города Москвы. Он был на должности главы департамента 10 лет (7 лет - руководителем Дпартамента капитального ремонта и ещё 3 года - Департамента ЖКХ и благоустройства). Его сменил Виталий Михайличенко, бывший заместитель Кескинова.

Финансовое обеспечение текущей деятельности Фонда осуществляется за счет бюджетных ассигнований из средств бюджета города Москвы. Однако опубликованный бюджет Москвы не дает точной информации о средствах, которые город расходует на деятельность Фонда.

Таблица 1. Бюджетные ассигнования, предусмотренные

Департаменту капитального ремонта города Москвы

Как видно из Таблицы 1, в бюджете Москвы указаны расходы Департамента капитального ремонта на оплату персонала для всех казенных учреждений и внебюджетных фондов, а также общий размер субсидий департамента для некоммерческих организаций. Точной информации о том, сколько средств получает Фонд от государства, в открытом доступе нет.

Отметим, что средства, напрямую предусмотренные в бюджете Москвы не отражают всех предполагаемых расходов Фонда.

Непрозрачность выделения государственных средств для деятельности Фонда вызывает существенные вопросы с точки зрения противодействия коррупции.

Траты Фонда

Свою деятельность Фонд капитального ремонта начал с расходов на ремонт помещений для Фонда, закупку мебели и заказ ряда научно-исследовательских работ.

Ремонт помещений в 2015 г., исходя из начальной максимальной цены за лоты, обошелся Фонду более 86 млн. руб.

Покупка мебели в 2015 г. обошлась чуть более чем в 32,5 млн. руб. Примечательно, что разработку ряда нормативных правовых актов для деятельности Фонда выполнили не юристы Департамента капитального ремонта города Москвы, а сторонний фонд - «Институт экономики города». Начальная цена закупок на разработку нормативных актов составила 4,33 млн. руб.

План закупки товаров (работ, услуг) на 2016 г. предполагает расходы в размере 90,47 млн. руб. Среди закупок на 2016 указано “оказание услуг по информационно-аналитической обработке обращений, поступающих в Фонд”. Почему Фонд проводит закупки на разработку нормативных документов и обработку обращений при наличии в штате юристов, остаётся неясным.

Стоить отметить, что на сайте Фонда указаны планы до конца I квартала 2016 года набрать порядка 600 специалистов: инженеров, юристов, бухгалтеров и т. д. Фонд предлагает «стабильный официальный доход» 47500 руб. + премии.

Источники в мэрии утверждают, что суммарные премии московских чиновников (ежемесячная, ежеквартальная и годичная) составляют примерно 70-80 % ежемесячно от оклада у среднего служащего. Таким образом, на премии сотрудников фонда может уходить порядка 256 млн. в год.

Приблизительный подсчёт показывает, что за год расходы на персонал составят в районе 598 млн. руб.

Всего в год содержание Фонда должно обходиться в сумму примерно 690 млн. -190499

Информация о расходах на заработную плату генерального директора Фонда и его шести заместителей остается закрытой. Нет возможности сравнить изменения в окладах руководства Фонда после перехода с государственной службы в сферу НКО.

Формирование бюджета Фонда

Бюджет Фонда формируется из ежемесячных взносов в размере 15 р. за один квадратный метр.

Предусмотрено два варианта накопления:

1) На счёте Фонда капитального ремонта - специально созданной Правительством Москвы организации для накопления средств собственников и организации капитального ремонта.

2) На специальном счете в банке, открытом для конкретного дома.

Только 130 многоквартирных жилых домов (МЖД) выбрали второй вариант. 28 942 МЖД (общая площадь 212,14 млн. кв. м.) направляют средства Фонду. Процент собираемости в Москве один из самых высоких в России: 91,4%, поэтому на счёте Фонда скапливаются значительные суммы.

Сколько планируется собрать?

Фонд капитального ремонта планирует разместить годовой отчёт только к 1 июля 2016 года. Пока нет официальных данных, проведем предварительные подсчёты.

Таблица 2 Формирование счёта Фонда капитального ремонта

Сколько потрачено на ремонт

Общая цена объявленных и уже завершённых торгов на капитальный ремонт домов составила по состоянию на 21 марта 2016 года 9 928 409 072 руб. Ещё 11 947 367 797 руб. за тот же период выделено на ремонт лифтов. Средний процент снижения начальной цены на торгах составил около 5,17 %. То есть, на капремонт израсходована сумма около 20,78 млрд. руб. С учётом процента собираемости к этому времени фонд должен был аккумулировать около 26,1 млрд. руб. из сборов с граждан.

Таким образом, на сегодняшний день порядка 5,3 млрд. руб. остаётся на счёте московского фонда и стремительно обесценивается.

Фонд и инфляция

Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Козак в своём интервью заявил: «Общая сумма сборов на капитальный ремонт в России в 2015 году составила 97 млрд. руб., из них реализовано на проведение ремонтных работ только 25 млрд. руб.». Согласно предварительным данным за 2015 г., московский Фонд капитального ремонта выполнил лишь половину запланированных работ. Запланировано / выполнено в текущем году: 2 297 / 1087 (по состоянию на 01.12.2015 г.).

Исходя из этой информации, возникает вопрос о сохранении денежных средств Фонда от инфляции. По итогам 2015 года инфляция в России по официальным данным составила 12,9 процента. Таким образом, в 2016 г. даже при планируемой инфляции 6,4% Фонд рискует потерять более 1,2 млрд. рублей.

Средства, аккумулированные Фондом, согласно положениям Постановления Правительства Москвы № 834-ПП от 29 декабря 2014 года хранятся на счету в Департаменте финансов г. Москвы. Не смотря на указание, что такие средства могут расходоваться только на капитальный ремонт МЖД, остаётся неясным, размещаются ли они в банках. И если да, то на каких условиях, установлены ли проценты, и каким образом они расходуются.

На основании Постановления Правительства Москвы № 86-ПП от 27 февраля 2015 года, Фонд не может расходовать ежегодно более 90 % от сборов за прошедший календарный год. С какой целью введена данная норма неизвестно, поскольку средства в таком случае неизбежно обесцениваются.

Региональная программа капитального ремонта 2015-2044 гг.

Программа рассчитана на 30 лет (с 2015 - 2044 гг.). Стоит отметить, что треть всего жилого фонда, включенного в программу капитального ремонта, находится в Центральном административном округе. Таким образом, владельцы квартир из других административных округов будут спонсировать ремонт домов в центре.

Вызывает вопросы необходимость «общего котла» при возможности распределить взносы по административным округам Москвы и проводить ремонт в каждом округе отдельно. Децентрализация может снизить коррупционные риски при определении подрядчиков и выполнении работ.

Выводы

Проведенный анализ показал необходимость раскрытия общественно важной информации о деятельности Фонда.

Получая все преимущества государственного финансирования, Фонд фактически выведен из системы контроля государственных органов. Глава Фонда - бывший руководитель Департамента капитального ремонта - теперь отчитывается о деятельности Фонда перед своим бывшим подчиненным, который пришел ему на смену. Информация на сайте Фонда опубликована не в полном объеме. Недостаток существенной информации сглаживается большим количеством комплиментарных публикаций о Фонде в СМИ.

С нашей точки зрения, Правительству Москвы в лице компетентных органов необходимо:

  • Опубликовать информацию о бюджетных средствах, выделяемых на текущую деятельность Фонда капитального ремонта;
  • Обязать руководство Фонда регулярно публиковать декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • Публиковать сведения об окладах и полученных премиях руководящего аппарата Фонда капитального ремонта (согласно Уставу Фонда данные сведения не могут являться коммерческой тайной);
  • Ввести ограничения на занятие иной оплачиваемой деятельностью для руководителей Фонда в соответствии с ограничениями и запретами для государственных служащих;
  • Раскрыть информацию о порядке использования средств на счёте Фонда в Департаменте финансов г. Москвы;
  • Дифференцировать размер ежемесячного взноса в зависимости от административного округа;
  • Осуществлять ежеквартальный отчёт по собранным и израсходованным средствам на капремонт МЖД;
  • Ограничить расходование средств пределами административного округа, в котором произведены сборы, вплоть до полной отмены на федеральном уровне противоправных, с точки зрения партии ЯБЛОКО, сборов на капремонт.

Член Федерального политкомитета партии ЯБЛОКО

Сергей Митрохин

Руководитель Антикоррупционного центра партии ЯБЛОКО

Алексей Карнаухов

alex.v.karnaukhov@gmail.com

Юрист Антикоррупционного центра партии ЯБЛОКО

Алексей Чумаков

Директор Югорского фонда капитального ремонта Сергей Макаров уволен. . Ещё пару месяцев назад ничто не предвещало такого расклада. Однако буквально на прошлой неделе были обнародованы факты, которые сделали Сергея Макарова, по сути, несовместимым со своей должностью. Подробности - в материале «АиФ-Югра».

Вам письмо!

В 20-х числах января стало известно, что в конце 2015 года губернатор Югры Наталья Комарова получила письмо. Написал ей заместитель генерального прокурора РФ по Уральскому федеральному округу Юрий Пономарёв , сообщив о подозрительных финансовых операциях в Югорском фонде капитального ремонта, выявленных специалистами Росфинмониторинга.

Например, проверяющие обнаружили такую нелицеприятную вещь. За 2015 год на счёт Фонда, предназначенный для взносов населения, поступило 1 млрд 168 млн рублей. Из них непосредственно на оплату работ подрядчикам были направлены 563 млн рублей. Остальные деньги лежали в Ханты-Мансийском банке и на них капали проценты. Так вот, по решению наблюдательного совета Фонда эти проценты в размере 64 млн рублей были со счёта изъяты и потрачены на финансирование деятельности самого Фонда. Из них на зарплату сотрудникам - без малого 29 млн рублей.

Причем, наибольшую часть этих средств получил один сотрудник - директор Фонда Сергей Макаров . В результате его официальный доход за 11 месяцев 2015 года превысил 10 млн рублей.

«С учётом изложенного предлагаю разработать правовой акт, регламентирующий порядок расходования процентов за использование денежных средств, находящихся на счетах регионального оператора. О результатах прошу меня проинформировать», - написал Юрий Пономарёв.

Заместитель генерального прокурора РФ Юрий Пономарёв. Фото: пресс-служба губернатора Югры

Первая реакция

На прокурорское письмо власти округа отреагировали достаточно оперативно. На первом же в 2016 году заседании думы Югры, которое состоялось 28 января, депутаты постановили, что отныне Югорский фонд капремонта может тратить проценты, начисленные на народные деньги, только по прямому назначению.

«Когда есть свободные остатки на счетах югорского оператора капремонта многоквартирных домов, и они размещаются на банковских счетах, вырученная сумма постановлением правительства будет направляться только на непосредственные цели фонда - то есть, на капитальный ремонт жилья. Ни на какие другие цели. Ни на выплаты заработной платы, ни на какие-то приобретения», - заверил спикер окружной думы Борис Хохряков .

Сергей Макаров, впрочем, попытался объясниться.

«Проценты не были изъяты. Они были взяты на возвратной основе, большую часть уже вернули, - цитирует теперь уже бывшего директора агентство URA.ru . - Дело в том, что мы никогда не позволяли себе брать проценты, тем более - на выплату заработной платы. Разработан порядок - проценты не могут быть использованы никак, кроме как на капремонт. Дали пояснения, подписали в департаменте ЖКХ и отправили в прокуратуру».

Но на что же были потрачены 29 млн рублей, о которых толкует заместитель генпрокурора, Сергей Макаров так и не объяснил. Равно как ничего не сказал в оправдание своей непомерно высокой зарплаты.

Оппозиция подоспела

Между тем, скандал просочился на самый высокий уровень - в Москву. Депутаты Госдумы от КПРФ Сергей Обухов и Валерий Рашкин обратились к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ликвидировать фонды капремонта по всей стране и вернуть гражданам уплаченные взносы. В обоснование того, что фонды неэффективны, они, в частности, привели и случай с зарплатой Сергея Макарова.

Югорский депутат Госдумы от «Справедливой России» Михаил Сердюк написал Наталье Комаровой письмо с требованием уволить директора Фонда.

«Это же абсурд! Сегодня жильцы сотен и тысяч многоквартирных домов округа, вынужденные оплачивать стоимость капитального ремонта зданий из личных средств по ставке, близкой к установленному максимуму, против своей воли участвуют и в «благотворительном марафоне» в пользу главы фонда капремонта. При этом большинство из них даже не подозревают о масштабах своей добродетели. Людей просто держат в неведении. Думаю, лучшее, что светит в итоге югорскому Остапу Бендеру, это переквалификация в управдомы», - не стесняется в выражениях справедливоросс .

«Мы следуем букве закона, в Фонде создана специальная комиссия по противодействию коррупции. Никаких коррупционных схем у нас не должно и не может быть, ведь мы работаем со средствами собственников и должны отчитаться за каждый рубль».

Заниматься капремонтом жилых домов в Москве будут бюджетные учреждения «Жилищник». Они составляют почти 20% от всего столичного реестра организаций, которые могут претендовать на 82 млрд руб., выделенных на работы

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Новые участники

Капитальным ремонтом жилых домов в Москве будут заниматься государственные бюджетные учреждения «Жилищник», рассказали РБК в пресс-службе Фонда капитального ремонта (ФКР). Зимой на заседании правительства Москвы обсуждалась проблема нехватки подрядчиков для капремонта, в итоге их пул был расширен. «В числе подрядных организаций назывались и ГБУ «Жилищник», которые знают состояние многоквартирных домов. Логично, если они будут ремонтировать дома, текущим содержанием которых занимаются», — уточнили в фонде.

«Жилищник» и «Автомобильные дороги» уже выиграли 196 торгов на капремонт в 2017 году, всего пока объявлено 1273 аукциона. «Итоговый объем выполнения работ силами ГБУ будет понятен после завершения конкурсной кампании фонда», — говорится в ответе на запрос РБК, подписанном первым замглавы ФКР Дмитрием Лифшицем. Москва расторгла договоры на ремонт 279 домов с коммерческими подрядчиками, в том числе из-за срыва сроков работ. «Были случаи в 2016 году при проведении конкурентных процедур по 180 домам, когда для участия в них не заявилась ни одна почти из 300 коммерческих организаций», — пояснили в ФКР.

В январе 2017 года заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков говорил , что из-за «нерадивости отдельных подрядных организаций» договоры на капремонт были расторгнуты, а работы перенесены. Власти «попросили» ГБУ «Жилищник» и «Автомобильные дороги» «сформировать бригады и принять участие в торгах».

Первый замглавы управы Хамовников по вопросам ЖКХ Ольга Шовгеня сказала РБК, что в ее районе «Жилищник» уже начал ремонтировать один дом, а в ближайшее время начнет работы еще в трех. Для этого в конце прошлого года организация получила допуск к выполнению строительных работ. В управе Ломоносовского района также сообщили РБК, что «Жилищник» участвует в конкурсах на проведение капремонта многоквартирных домов.

Глава комиссии совета депутатов Сокола по развитию района Иван Богомолов рассказал РБК, что «Жилищник» и «Автомобильные дороги» участвуют в конкурсах на ремонт многоквартирных домов. По некоторым объектам процедуры уже прошли, специалисты устанавливают строительные «городки» и приступают к работам. Как правило, срок выполнения указан до конца года, отметил Богомолов. «Жилищники» — «мощные, технически оборудованные организации со сложившимся штатом», а материально-техническая база у ГБУ «Автомобильные дороги» еще больше, уверен депутат. Глава муниципального округа Таганский Илья Свиридов утверждает, что ГБУ «Жилищник» «получили указания» от мэрии и «массово пошли» на конкурсы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Монополизация «мертвых душ»

ГБУ «Автомобильные дороги» занимаются ремонтом и содержанием улично-дорожной сети, а ГБУ «Жилищник» — эксплуатацией многоквартирных домов, содержанием и ремонтом дворов и районных дорог. Московские власти начали создавать «Жилищник» как альтернативу управляющим компаниям (УК) в 2013 году. ГБУ отвечает за всю территорию района и не должно привлекать подрядчиков или посредников. Это делает работу коммунальщиков более эффективной и экономит средства, утверждали столичные чиновники.

Бюджетное учреждение не зарабатывает прибыль, а сэкономленные средства направляет на закупку техники. Критики новой системы упрекают московские власти в монополизации рынка. Московское УФАС уличало префектуру ВАО и управу Измайлова в навязывании услуг «Жилищника». Власти собирались перевести в управление ГБУ 80% домов, для чего планировали сообщать собственникам, что их прежние УК прекратили деятельность, а также проводили несколько собраний жильцов, пока граждане не соглашались перейти в ГБУ.

Поскольку «Жилищник» выступает и заказчиком, и исполнителем услуг, контролировать их работу некому, утверждают противники новой схемы. Уже в 2014 году в Замоскворечье случился «мусорный скандал» , когда вывозившая отходы компания расторгла контракт с властями, заявив, что после создания ГБУ «Жилищник» ей не заплатили 20 млн руб. В 2016 году возбуждено уголовное дело против руководителей «Жилищника» Ломоносовского района, которые обвиняются в хищении 16,7 млн руб. при помощи «мертвых душ»: коммунальщики фиктивно оформляли на работу граждан и перечисляли им «зарплату», которую присваивали себе. Наконец, власти не раз утверждали, что ГБУ не будут нанимать мигрантов. Однако СМИ выяснили , что коммунальщики не только берут на работу гастарбайтеров, но и забирают себе часть их зарплаты. После одного из скандалов были уволены главы двух управ ЮЗАО, префект получил выговор.

Сопредседатель координационного совета движения «Жилищная солидарность» Вячеслав Гуменюк говорит, что сегодня в управлении «Жилищника» находится больше половины домов в Москве. В год ГБУ могут выполнять работы на несколько миллиардов рублей. В городе около 40 тыс. многоквартирных домов. Средняя плата за содержание и текущий ремонт общих территорий 2 тыс. в месяц с квартиры, пояснил Гуменюк.


Фото: Александра Мудрац / ТАСС

82-миллиардный рынок

За 2015-2017 годы планировалось провести капитальный ремонт в 5626 домах, следует из информации на сайте Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Москвы. Общая стоимость работ по всем включенным в перечень домам оценивалась фондом в 81,9 млрд руб.

Чтобы иметь право принять участие в закупках, связанных с капитальным ремонтом, организация должна быть включена в реестр квалифицированных подрядных организаций. В действующей редакции реестра Москвы указано 742 организации, из них 124 — это ГБУ «Жилищник», которые разделены по районам города, и еще 12 — ГБУ «Автомобильные дороги». Все они внесены в реестр 5 декабря 2016 года.

Крупнейшие контракты на капитальный ремонт в 2016 году получили компании «Миланстрой» (483,9 млн руб.), «Стройгрупп» (379,3 млн руб.) и «СпецТехСтрой» (371,6 млн руб.), посчитал РБК на основе данных сайта госзакупок.

У ГБУ «Жилищник» и «Автомобильные дороги» недостаточно ресурсов для участия в программе капремонта, полагает ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ общественного движения «За права человека» Виктор Федорук. Коммерческим подрядчикам невыгодно участвовать в программе капремонта из-за большого числа контролирующих органов, которые выписывают штрафы, считает эксперт. Правительство требует , чтобы собранные с жителей взносы на капремонт тратились в тот же год, а не обесценивались инфляцией, но ГБУ не смогут выполнить это условие, поскольку у них не хватает специалистов, уверен Федорук.

«Капитальный ремонт совершенно другая работа, чем эксплуатация дома и тем более содержание дорог. Одно дело — замазать в подъезде надпись, другое — сделать штукатурку нужной толщины, грамотно проложить в ней провода», — заявил Федорук.

Председатель комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты России Андрей Широков согласен, что ГБУ не заточены на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Значит, они будут искать субподрядчиков, утверждает эксперт. В результате может возникнуть тенденция к монополизации: все деньги, собранные с населения на капитальный ремонт, будут осваиваться государственными учреждениями, полагает Широков.

Программа капитального ремонта была принята в Москве в 2015 году. С 1 июля того же года собственники жилья платят взносы на капремонт — 15 руб. за 1 кв. м в месяц. 1 июля 2017 года ставка вырастет до 17 руб. Жильцы могут перечислять деньги либо в Фонд капитального ремонта, либо на спецсчет своего дома. Программа капремонта рассчитана на 30 лет. Изначально сообщалось, что в столице отремонтируют почти 32 тыс. домов общей площадью более 244 млн кв. м. Теперь из программы должны исключить 8 тыс. пятиэтажек общей площадью 25 млн кв. м, . Уплаченные жителями хрущевок взносы пойдут на строительство новых домов.

При участии Алексея Гаврилко-Алексеева