Китайский атомный авианосец. Как пекин обзавелся собственной длинной палубой

Бурное экономическое развитие Китайской Народной Республики все отчетливее сказывается на росте возможностей ее вооруженных сил. Сегодня одним из направлений развития боевого потенциала НОАК становится формирование авианосных ударных групп в составе ВМС Китая. Авианосец «Ляонин» открывает серию статей на данную тематику.

Согласно военным специалистам Японии, военно-политическое руководство КНР неоднократно санкционировало разработку авианесущего корабля силами национального оборонно-промышленного комплекса.

Первая попытка спроектировать корабль для одновременных действий авиации и сил морского десанта предпринята в рамках «Проекта 707». Проект утвержден в июле 1970 г., закрыт в сентябре 1971 г. Работы над новым кораблем для обеспечения действий авиации получили обозначение «Проект 891» (утвержден в январе 1989 г., закрыт в 1998 г.).

ТАВК «Варяг»

Очевидно, что сворачивание второй разработки учитывало приобретение в 2002 г. в Украине за 20 млн. долл. США недостроенного советского тяжелого авианесущего ракетного крейсера «Варяг». Корабль отбуксировали на Судостроительный завод №1 в г. Далянь (северо-восточный Китай). На завод пригласили и украинских судостроителей. Последние действовали под прикрытием компании, осуществляющей ремонт судов под Регистр.

Китайские специалисты признают, что тесное знакомство с кораблем и его конструкторами позволило им сэкономить 8–10 лет только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Согласно данным китайских источников, решение о ремонте и модернизации «Варяга» Командование ВМС НОАК приняло 26 апреля 2005 г.

Свое наименование авианосец «Ляонин» получил 25 сентября 2012 г. в честь провинции, в которой находится г. Далянь

Основные этапы постройки

Для модернизации авианесущего корабля на территории судостроительного завода были возведены крытый сборочный цех и сухой док. Их длина составляет 400 и 360 м соответственно. Эти сооружения позволят и в будущем строить более крупные атомные авианесущие корабли.


Отметим основные вехи процесса достройки и подготовки первого авианесущего корабля ВМС НОАК.

Будущий авианосец «Ляонин» завели в сухой док в апреле 2005 г. для проведения инспекции подводной части и начала работ на стапеле. Работы фактически завершились к 27 июля 2011 г. Суммарная стоимость проведенных работ оценивается в 10 млрд. юаней. За этот период китайские судостроители из Даляня и Шанхая прошли серьезную практику. По расчетам китайских инженеров, авианосец «Ляонин», который официально введен в состав ВМС НОАК 25 сентября 2012 г., должен прослужить в течение 35 лет.

В результате перепроектирования внутренних помещений корабля и установки современного цифрового оборудования стандартное водоизмещение «Ляонина» составляет 55 тыс. тонн. Его полное водоизмещение достигает 67,5 тыс. тонн. Экипаж насчитывает одну тысячу человек.

Морские походы

В свое первое плавание корабль вышел 30 октября 2012 г. Уже через месяц, 23 ноября 2012 г., летчики морской авиации на тяжелых истребителях «Цзянь-15» совершили первые посадки на палубу. По состоянию на 21 сентября 2013 г. летчики первого полка палубной истребительной авиации выполнили 100 взлет-посадок. Это позволило провести проверку системы тормозных тросов на прочность в условиях высокой интенсивности полетов.


Авианосец «Ляонин»

Авианосец «Ляонин» 2 января 2014 г. вышел в учебно-испытательный поход продолжительностью 37 суток. В ходе похода первый экипаж корабля получил опыт использования радионавигационных систем, проверил все установленные РЛС, систему управления полетами (СУП), отработал действия палубной команды.

При организации работы команды корабля использовался опыт ВМС США. Это означает, что все члены экипажа в зависимости от предназначения носят жилеты определенного цвета: белый – группа управления воздушным движением, красный – вооружение, фиолетовый – топливо, зеленый – обслуживание и ремонт и т.д.


На палубе авианосца «Ляонин»

В отношении СУП авианосца «Ляонин» известно, что одна смена состоит из шести военнослужащих. Они наблюдают за ситуацией на палубе при помощи 16 видеокамер высокого разрешения. Информация с камер передается на четыре широкоформатных монитора. Кроме того, в распоряжении дежурной смены СУП находится прозрачный масштабный макет летной палубы и ангара, на котором отражается текущая обстановка на корабле.

Авианосец «Ляонин» – ядро АУГ

24 декабря 2015 г. состоялись первые учения по слаживанию действий экипажей боевых кораблей перспективной авианосной ударной группы (АУГ) ВМС НОАК. Кроме того, были выполнены контрольные мероприятия подготовки второй группы летчиков палубных истребителей.

Через год, 23 декабря 2016 г., над акваторией Желтого моря прошли первые учения палубной авиации. В ходе мероприятия летчики истребителей выполнили дозаправку в воздухе и провели несколько учебных боев против смешанной эскадры Восточного Флота ВМС НОАК.


Истребители на палубе «Ляонина»

Следует отметить, что экипажи кораблей начали подготовку к этим учебным боям еще 15 декабря 2016 г. В рамках подготовительного периода отрабатывались:

  • вопросы раннего обнаружения воздушных целей и раннего предупреждения о воздушном нападении;
  • электронный перехват целей;
  • электронные пуски ракет по надводным кораблям условного противника;
  • приемы противоракетной обороны.

По результатам данных тренировок уже 2 января 2017 г. авиационная группа «Ляонина» приступила к новым учебным мероприятиям, но теперь над акваторией Южно-Китайского моря.

Формирование АУГ

В рамках последующих учений АУГ ВМС НОАК в ее состав были введены эсминцы проекта 052С «Чанчунь», «Цзинань» и «Яньтай». Корабли данного проекта составляют основу ПВО АУГ.


В апреле 2018 г. АУГ ВМС НОАК провела совместные с ВВС учения. Их целью стала противолодочная оборона и отражение массированных налетов бомбардировочной авиации вероятного противника. Задачи учений отрабатывались в акваториях Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, а также в западных районах Тихого океана.

В настоящее время авианосец «Ляонин» находится у причальной стенки судостроительного завода в г. Далянь. Корабль ожидает замены трехкоординатной РЛС дальнего обнаружения воздушных целей, некоторых агрегатов и радиоэлектронных систем на более современные

Авианосец «Ляонин» – особенности конструкции

Известно, что китайские и украинские специалисты не стали переделывать летную палубу и оставили трамплин с подъемом в 14 градусов. Однако, проведена полная замена системы ПВО корабля. Некоторые специалисты в КНР утверждают, что китайские конструкторы излишне упростили и даже ослабили ее. На корабле разместили всего три 30 мм одиннадцатиствольные зенитные установки H/PJ-11 (также известны как «Тип 1130») и три механизированные пусковые установки ЗУР «Морское красное знамя 10».


Двигатели и топливо

Китайские специалисты в области судовых силовых установок смогли скопировать котлотурбинные агрегаты (КТА) советского производства. В КНР они получили обозначение ТВ-12 (по другим данным TY-12).

Согласно китайским источникам, авианосец «Ляонин» получил четыре КТА ТВ-12 суммарной мощностью 150 тыс. л.с. Дополнительно установлены еще 8 КТА повышенного давления (работают на дизельном топливе), которые обеспечивают еще 50 тыс. л.с.

Данный комплекс КТА позволяет «Ляонину» уверенно поддерживать скорость 30 узлов на протяжении пяти часов. Следует отметить, что китайские инженеры тщательно анализируют возможности КТА российского производства КВГ-6М (располагают трехмерными чертежами и рисунками). По их мнению, агрегаты позволят единственному российскому авианесущему крейсеру проявить все свои возможности.

Стандартная и максимальная емкость топливных танков (мазут) составляет 6 тыс. и 8 тыс. тонн соответственно. По оценкам обозревателей военно-технических изданий Китая, для полной подготовки авианосца к походу необходимо от трех (при работающих КТА повышенного давления) до 10 часов.


Известно, что китайские специалисты прорабатывают возможность применения двух тяжелых газотурбинных двигателей R0110. По данным проведенных испытаний двигатели развивают максимальную мощность 150 тыс. л.с. (114500 кВт) и обладают ресурсом в 200 тыс. часов.

Два таких ГТД позволят авианосцу «Ляонин» легко развить скорость в 35 узлов, а более тяжелым перспективным кораблям обеспечат скорость 30 узлов. Следует отметить, что появление таких турбин, равно как и серийное производство некоторых компонентов палубных истребителей стало возможным после появления в КНР гидравлического пресса, обеспечивающего давление 80 тыс. тонн.

Расчеты, расчеты

Согласно данным, полученным в ходе нескольких морских учебно-боевых походов, при постоянной скорости 18 узлов (минимальная разрешенная скорость для проведения полетов палубных истребителей) корабль потребляет 390 тонн мазута. Это позволяет ему преодолевать около 780 км. Таким образом, одной заправки топливом в объеме 6 тыс. тонн такому авианосцу, как «Ляонин» достаточно только на 12 дней похода.

При цене мазута 2169 юаней за тонну стоимость такого краткосрочного выхода в море составляет 13 млн. юаней, или около 130 млн. руб. Традиционно продолжительность учебно-боевого похода авианосца «Ляонин» составляет 38–40 суток. При этом, максимальный боевой радиус корабля – более 4200 миль. Стоимость только судового топлива на такой период боевой учебы достигает 31 млн. юаней или 310 млн. руб.

Авиационная группа

Согласно японским источникам, китайские и украинские конструкторы решили частично убрать вертикальные пусковые установки противокорабельных ракет П-700, размещенные под летной палубой.


Тяжелый палубный истребитель «Цзянь-15»

Однако, даже эта небольшая модернизация позволила увеличить вместительность авиационного ангара. В результате появилась возможность разместить 24 тяжелых истребителя «Цзянь-15», т.е. стандартный полк в составе трех эскадрилий. При цене одного истребителя «Цзянь-15» около 400 млн. юаней, стоимость полкового комплекта (25 самолетов) достигает 10 млрд. юаней., а бригадного (36 самолетов) – уже 15 млрд. юаней.


Помимо самолетов, авианосец «Ляонин» имеет в составе палубной авиагруппы 12 вертолетов различного назначения. Среди них шесть вертолетов противолодочной обороны (ПЛО) Z-18F, четыре вертолета дальнего радиолокационного дозора (ДРД) Z-18Y и четыре вертолета поисково-спасательной службы (ПСС) Z-9C.


Вместе с тем, в ходе всех учебно-боевых походов на корабле дислоцировалась только половина от указанного количества винтокрылой техники. Следует отметить, что на большинстве надводных кораблей ВМС НОАК размещены вертолеты ПЛО типа Z-9 «Черная пантера», которые в перспективе могут быть заменены более тяжелыми Z-20.


Предварительные итоги и перспективы

Представляется возможным утверждать, что спустя практически пять лет после ввода в строй авианосец «Ляонин» оправдал затраты на его создание. Корабль позволил:

  • подготовить первый полностью боеготовый полк летчиков палубной авиации;
  • обучить инструкторов для учебных подразделений;
  • проверить надежность компонентов системы посадки;
  • провести учения в составе авианосной ударной группы, а также межвидовые учения с ВВС НОАК и решить другие задачи.

По данным специализированных изданий КНР, китайские военные и кораблестроители рассматривают несколько вариантов модернизации «Ляонина», как будущего учебного корабля.

В рамках первого варианта предлагается увеличить плоскую часть летной палубы за счет демонтажа нескольких систем ПВО. Также будут убраны газоотбойные щиты с двух дальних стартовых позиций.

Согласно второму варианту, предусматривается заменить трамплинную часть палубы на прямую и установить на корабле две электромагнитные катапульты (ЭМК).


В основном все системы и компоненты ЭМК выполнены модульными и вмонтированы в рамы стандартных 40 и 20 футовых морских контейнеров. Исключением является направляющая линии, которую придется внедрить в палубу авианосца. За данное решение группа научных сотрудников АВН КНР под руководством академика, контр-адмирала Ма Вэймина получила государственную премию.

Продолжение следует…

По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.

Утром 26 апреля Китай спустил на воду первый авианосец собственного производства. До того в ВМС Китая был только один корабль такого типа — "Ляонин", построенный на базе советского крейсера "Варяг". Но, по словам самих китайцев, это только начало. В планах — создание шести авианосных ударных групп и десяти военно-морских баз по всему миру.

Сюй Гуаньюй, отставной генерал-майор и старший советник в Ассоциации по контролю над вооружениями и разоружению, еще в прошлую пятницу на страницах газеты Министерства обороны Китая PLA Daily заявил, что Китай построит десять баз для своиx авианосцев, желательно на всех континентах мира, но это будет зависеть от отношений Китая с различными странами.

Помимо самих авианосцев, там будут базироваться ударные подводные лодки и эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием. Заявленная цель создания авианосных групп, как пишет PLA Daily, — обеспечение "прорыва" флота Китая через первую цепь островов (Япония, Тайвань, Южная Корея, Филиппины) и установление влияния Китая на западе Тихого океана.

Второй и третий авианосцы

Новый китайский авианосец Type 001A должен встать в строй в 2020 году, на его борту предусматривается базирование от 28 до 36 истребителей "Цзянь-15" (J-15). Корабль пока не получил имя и проходит под названием CV-17. Его строительство заняло всего два года. Для сравнения: бывший "Варяг" купили в 1998 году, а в строй он встал только в 2012 году.

Западные аналитики отмечают, что строительство крупнейшего в истории страны военного корабля дает Китаю бесценный индустриальный опыт. Несмотря на то что новый CV-17 очень похож на "Ляонин", в этом нет ничего страшного. Например, американские авианосцы типа "Нимиц" строятся по одной модели 40 лет, но именно это позволяет потом судостроительной индустрии сделать шаг вперед и выйти на новые классы кораблей.

Эксперт о новом китайском авианосце: это модернизированный советский проект Спуск на воду второго по счету китайского авианосца стал началом нового этапа в развитии авианосного флота КНР. Это мнение в эфире радио Sputnik высказал директор Института Хо Ши Мина Владимир Колотов.

В то же время эксперты отмечают, что CV-17 пока не сможет стать ядром авианосной ударной группы, так как не обладает соответствующей дальностью автономных операций, зависит от авиаразведки наземного базирования (не в состоянии запускать самолеты с системой раннего оповещения) и несет слишком мало самолетов.

Тем временем в Шанхае уже ведутся работы над созданием третьего китайского авианосца Type 002, который, возможно, будет атомным и будет больше походить на американские разработки типа "Джеральд Форд", а не на советские модели.

База в Джибути

Что касается десяти баз, то пока с натяжкой единственной зарубежной китайской военно-морской базой, или "пунктом поддержки", можно назвать объекты в Джибути в Восточной Африке. Еще год назад Министерство обороны Китая подтвердило, что ведет там строительные работы, а впервые Китай использовал эту базу во время эвакуации своих граждан из Йемена весной 2015 года, после чего начал переговоры о постоянном присутствии.

Китайские военные эксперты утверждают, что хотя на базе и будут дислоцироваться солдаты, она все же будет отличаться от соседей по Джибути — военных баз Франции и США. В первую очередь она будет служить точкой обслуживания судов Китая в регионе, а также позволит держать руку на пульсе судоходства через Суэцкий канал. Впрочем, также она будет служить для поддержки операций ВМС Китая в Индийском океане и для более оперативного реагирования на события в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Шэнь Динли, профессор из Университета Фудань в Шанхае, заявил, что США развивали свой бизнес по всему миру и посылали своих военных защищать его интересы на протяжении 150 лет. Теперь пришло время Китаю делать то же самое.

Другие базы в теории

До создания базы в Джибути китайские ВМС использовали порт Виктория на Сейшелах для заправки кораблей и отдыха моряков наравне с ВМС других стран. Правда, в этом случае Китай пошел дальше и подарил береговой охране Сейшел патрульный катер в знак благодарности за прием своих военных кораблей.

Сегодня Пекин участвует в коммерческих инфраструктурных проектах в порту Гвадар в Пакистане на берегу Аравийского моря и порту Хамбантота в Шри-Ланке. И хотя проекты коммерческие, в том же Гвадаре Китай предлагает пакистанцам услуги по обеспечению безопасности порта. О возможном создании военно-морской базы Китая в Гвадаре говорит и Сюй Гуаньюй.

В 2014 году китайские подводные лодки пришвартовались в порту Коломбо в Шри-Ланке. Причем сделали это в контейнерном терминале, принадлежащем китайской коммерческой компании, а не в обычном месте швартовки кораблей ВМС других стран мира.

На Мальдивах Китай в рамках концепции "Морского Шелкового пути XXI века" инвестирует в инфраструктурный портовый проект iHavan. Ожидается, что Мальдивы не смогут выплатить огромные долги, и, по сути, все объекты в будущем перейдут под контроль Пекина как в коммерческом плане, так и в военном при необходимости.

Действуя по формуле "политика — это большая экономика", Китай в теории может развернуть береговую инфраструктуру на основе своих коммерческих активов в других странах, не обязательно прибегая к уже существующим зарубежным портовым услугам, которыми пользуются ВМС других стран.

Надо отметить, что слухи о планах создания Китаем 18 военно-морских баз по всему Мировому океану циркулируют уже многие годы, как минимум с 2014-го. Агентство Синьхуа в свое время "рекомендовало" создание баз в таких портах, как: Чхонджин (Северная Корея), Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея), Сиануквиль (Камбоджа), Ко Ланта (Таиланд), Ситтве (Мьянма), Джибути, Мальдивы, Сейшелы, Гвадар (Пакистан), порт Дака (Бангладеш), Лагос (Нигерия), Хамбантота (Шри-Ланка), Коломбо (Шри-Ланка), Момбаса (Кения), Луанда (Ангола), Уолфиш-Бей (Намибия), Дар-эс-Салам (Танзания).

Мало кто верит, что Китай сможет закрепиться во всех этих точках и тем более открыть там базы, но можно напомнить, что в 2014-м никто не верил и в базу Китая в Джибути. Тем не менее сегодня это уже реальность.

Китай приобрел у Украины в 1998 году недостроенный авианосец бывшего советского военно-морского флота «Варяг» и в 2002, наконец, его получил. После существенного переоборудования на верфи в городе Далянь на севере КНР судно было введено в строй в сентябре 2012 года и переименовано в «Ляонин» в честь северо-восточной провинции. Основная задача корабля - служить тренировочной площадкой ВМС Китая для получения опыта в эксплуатации современного авианосца, а также для разработки и совершенствования технологий, которые будут использоваться при проектировании и строительстве кораблей этого класса.

Продукт распада

Ранее авианосец «Ляонин» носил название тяжелый авианесущий крейсер «Рига». Это был второй корабль проекта 1143.5 (класса «Адмирал Кузнецов») ВМФ СССР. 67 500-тонное судно заложено на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, Украина, 06.12.85 и спущено на воду 04.12.88. Переименовано в «Варяг» в июле 1990 года. После распада Советского Союза в 1991 году право собственности на него было передано Украине. Из-за отсутствия финансирования в 1992 году строительство было остановлено. К тому времени было построено 70 % авианосца. Конструктивно судно было завершено, но отсутствовало вооружение, электроника и ходовая часть.

Китай впервые проявил интерес к покупке «Варяга» в 1992 году. Официальные представители Китая осмотрели судно, дислоцированное на причале но переговоры оказались бесплодными из-за спора по поводу цены. В результате недостроенный «Варяг» оставался в доке без присмотра в течение 6 лет. В конце 1990 годов, судно было выставлено на аукцион и куплено китайской компанией из Макао за 20 млн долларов США для преобразования в плавучее казино и парк развлечений. Контракт с Украиной запрещал покупателю использовать корабль в военных целях. Перед продажей все военное бортовое оборудование было демонтировано.

От плавучего казино до флагмана ВМФ Китая

В 1999 году, через 11 лет после спуска на воду, «Варяг» окончательно покинул док, ведомый несколькими мощными буксирами на Дальний Восток. Однако судну было отказано пройти через пролив Босфор турецким правительством на том основании, что корабль обесточен и представляет слишком большой риск для других судов и объектов в проливе. «Варяг» находился вблизи пролива в течение трех лет. После того как вмешалось китайское правительство и в 2001 году передало Турции 1 млн долларов США в качестве гарантии, кораблю, наконец, было позволено продолжить путь.

4 ноября «Варяг» попал в 10-балльный шторм и сорвался с якоря вблизи греческого острова Скирос. После многих неудачных попыток восстановить контроль над судном, вертолет греческой береговой охраны эвакуировал 7 членов экипажа. После падения при попытке прикрепить буксирные канаты погиб матрос буксира Haliva Champion. Судно было снова взято под контроль в тот же день.

После беспокойного путешествия «Варяг» в марте 2002 года, наконец, прибыл на верфь Далянь на севере Китая и находился там под усиленной охраной. К тому времени стало очевидным, что судно в парк аттракционов не будет превращено никогда. Вместо этого оно было передано для исследования и реставрации. Вместе с кораблем Китай получил чертежи и проектную документацию. В 2005 году авианосец был перемещен в сухой док верфи Далянь и окрашен в серый цвет военно-морского флота Китая.

Реставрационные работы были завершены в конце 2006 года. Затем в апреле 2009 года корабль был перемещен в другой сухой док для установки двигателей и другого тяжелого оборудования. Монтаж начался в конце 2010 года. К марту 2011 надстройка на верхней палубе была почти завершена, покраска закончена и строительные леса сняты.

«Научно-исследовательское судно»

В июне 2011 года глава штаба народной освободительной армии генерал Чэнь Биндэ подтвердил, что Китай строит авианосец. Это было первое официальное признание существования такого проекта. 27 июля Министерство национальной обороны Китая заявило, что оно переоснастило судно для «научных исследований, экспериментов и учебных целей». Первые четырехдневные ходовые испытания корабля прошли в августе, а затем началась вторая серия испытаний в декабре, до того, как он был возвращен на завод для окончательной доработки.

25 сентября 2012 года судно было официально введено в эксплуатацию под новым названием авианосец «Ляонин» (CV-16). В ноябре Министерство обороны подтвердило, что китайские истребители J-15 успешно выполнили на нем посадку со взлетом и с аэрофинишером. Пресса КНР предполагает, что подготовка экипажа будет продолжаться в течение 4-5 лет, пока корабль не достигнет своего максимального потенциала.

Палубная авиация

Флагман флота КНР авианосец «Ляонин» имеет короткую взлетную полосу, оборудованную аэрофинишем. Взлет облегчен наличием носового трамплина под углом 14°. Палуба оснащена тормозными тросами. Два подъемника со стороны правого борта перемещают самолет из ангара на полетную палубу.

Авианосец «Ляонин» способен перевозить 24 «летающие акулы» - палубные многоцелевые истребители Shenyang J-15, в том числе их двухместный вариант - тренировочный истребитель J-15S. Кроме того, он транспортирует несколько типов корабельных вертолетов, в том числе вертолеты китайского производства Changhe Z-18, Z-18J AEW и Z-18F ASW, Harbin Z-9, а также Ка-31. Общее количество перевозимых летательных аппаратов - 36 единиц.

Вооружение

«Варяг» первоначально был оснащен противокорабельной ракетной системой «Гранит» (SS-N-9 Shipwreck). Пусковая установка была демонтирована до продажи судна Китаю, а ракетная база - во время переоборудования, для увеличения размера самолетного ангара.

Авианосец «Ляонин» оборудован системой противовоздушной обороны малой дальности, которая состоит из 4 ракетных комплексов ПВО HQ-10 (FL-3000N), каждый с 18-ракетной пусковой установкой, похожей на систему RIM-116, используемой ВМФ США. Модификация ракеты малой дальности класса «воздух-воздух» TY-90, HQ-10 оснащена двойным пассивным радаром, инфракрасной головкой самонаведения и имеет максимальную дальность 9000 м. Ее улучшенный вариант оборудован независимой активной инфракрасной головкой и имеет максимальный радиус действия 10000 м.

Кроме того, Авианосец «Ляонин» оснащен двумя системами оружия ближнего действия типа 1030, которые представляют собой 10-ствольный вариант системы типа 730 CIWS. К 10-ствольной 30-мм пушке подаются 2 ящика с 500 боеприпасами. Один магазин, как правило, заряжен бронебойными отделяемыми патронами. Пустые гильзы выбрасываются вперед из нижней части системы. Пушка управляется извне, с максимальной скорострельностью 3,5-6 тыс. выстрелов/мин. Дальность ее стрельбы ограничена 3000 м, но цели, как правило, поражаются на расстоянии 1000-1500 м.

Системы связи и обнаружения целей

Авианосец КНР «Ляонин» оборудован такими навигационными приборами:

  • радиолокационная станция обнаружения воздушных целей типа 382 Eagle S/C (крепится вверху мачты);
  • морской радар;
  • радар управления огнем HQ-10 SAM;
  • РЛС обнаружения воздушных целей типа 346 с набором из четырех активных антенных решеток с электронным сканированием на мостике;
  • радиолокатор воздушных судов;
  • навигационная РЛС;
  • антенна связи;
  • антенна спутниковой связи.

Силовая установка

Авианосец «Ляонин» оборудован стандартной силовой установкой, подобной установке корабля «Адмирал Кузнецов» ВМФ России. Состоит из 8 котлов и четырех паровых турбин по 50000 л. с. каждая. Судно оснащено четырьмя валами с винтами фиксированного шага.

Авианосец «Ляонин»: Тартус

В сентябре 2015 года появились сообщения о том, что флагман флота КНР прошел Суэцкий канал и движется к берегам Сирии. Израильский сайт военной разведки утверждал, что авианосец «Ляонин» прибыл в в сопровождении ракетного крейсера. Прибытие военных самолетов и вертолетов ожидалось к середине ноября непосредственно из Китая через Иран или с помощью российских транспортных самолетов с базированием на судне и российской базе вблизи Латакии.

Эксперт опроверг эту информацию. Он также заверил, что КНР не будет поддерживать какие-либо группы или отдельных лиц в Сирии, придерживаясь справедливого и объективного подхода к этому вопросу. Кроме того, сирийский военный источник сообщил, что ни один китайский военный корабль не заходил в сирийские территориальные воды.

Южно-Китайское море напряженности

Где сейчас авианосец «Ляонин»? Судно находится вблизи территориальных вод Китая и служит для демонстрации силы в регионе, напряженность в котором росла десятилетиями, а также для тренировки экипажа и военно-морской авиации. Ведь скоро будет построен второй корабль подобного класса, но уже исключительно собственного производства. Для запуска самолетов снова будет использоваться трамплин, который хотя и позволяет самолетам нести больше груза, сравниться с мощью электромагнитных катапульт, использующихся почти на всех авианосцах ВМФ США, не может.

С двумя кораблями данного класса Китай станет членом элитного клуба - такое число активных суден есть только у Италии и Индии. Особняком стоит с десятью крупнейшими военными кораблями в мире.

Как Пекин обзавелся собственной длинной палубой.
Утром 26 апреля в китайском городе Далян был спущен на воду первый авианосец собственной китайской постройки. К созданию этого корабля на основе проекта авианосца «Ляонин» (в прошлом - советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг») Китай шел более 30 лет.

Ее Величества австралийский корабль...

...«Мельбурн» (HMAS Melbourne) имел длинную историю. Заложенный в апреле 1943 года по заказу Королевского флота и спущенный на воду в феврале 1945-го под именем «Мажестик», новый авианосец был первым кораблем, построенным по усовершенствованному варианту проекта легкого флотского авианосца 1942 года. Этот проект был вызван необходимостью резко нарастить численность авианосцев из-за потерь в первые годы войны. Корабли должны были строиться гражданскими верфями с использованием технологий коммерческого судостроения, но при этом иметь характеристики, позволяющие действовать совместно с флотом, в отличие от эскортных авианосцев, использовавшихся в первую очередь для прикрытия конвоев.

С 1 июня 1942-го по 27 ноября 1943 года на различных британских верфях было заложено 16 кораблей, в том числе 10 по исходному проекту (авианосцы типа «Колоссус») и 6 по усовершенствованному (тип «Мажестик»). Лишь головной «Колоссус», вступивший в строй в декабре 1944-го, успел принять участие в боевых действиях на Тихом океане. Большинство кораблей нового проекта были сданы уже после войны и со значительными задержками. Среди них был и «Мажестик», который сдали заказчику спустя 10 лет после спуска на воду, в 1955 году, причем этим заказчиком оказался не британский Королевский флот, а в то время уже отдельная, хоть и близкородственная структура.

Переименованный в «Мельбурн» и получивший бортовой номер R21, корабль служил австралийскому Королевскому флоту почти 30 лет. За это время он совершил ряд дальних походов, как учебных, так и связанных с выходом на боевую службу, участвовал в учениях, был переклассифицирован из легкого многоцелевого в противолодочный авианосец, потопил в навигационных авариях два эсминца - австралийский «Вояджер» в феврале 1964-го и американский «Эванс» в июне 1969-го, и наконец летом 1982 года был выведен в резерв. Три года спустя корабль был продан на слом в Китай за 1,4 миллиона австралийских долларов.

Резать полученный авианосец на металл Китай, однако, не спешил. Он стал важным элементом китайской авианосной программы, притом что китайский военный эксперт контр-адмирал Чжан Чжаочжун, сын основателя ВМС Народно-освободительной армии Китая Чжан Айпина, утверждал, что ВМС НОАК не были осведомлены о покупке «Мельбурна» до его прибытия в Гуанчжоу.

Изучение и разборка (по факту - послойное препарирование) корабля продолжались очень долго. С авианосца до его передачи Китаю было демонтировано вооружение и радиоэлектронное оборудование, но паровая катапульта, аэрофинишер и оптическая система привода на посадку остались на месте. Окончательно «Мельбурн» был разрезан уже в 2002 году, когда в Китай прибыл приобретенный на Украине «Варяг».

На фото: "Мажестик", переименованный в "Мельбурн"

Советский проект...

Под индексом 1143 имел сложную историю. Многолетние дискуссии в советском руководстве о потребности ВМФ СССР в авианосцах и об их предпочтительном облике привели к появлению странных гибридов - авианесущих крейсеров, предназначенных для эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки и вертолетов, оснащенных мощным ударным вооружением. Четыре корабля этого типа - «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку» - стали первыми советскими кораблями, способными применять боевые самолеты с палубы. Опыт их эксплуатации, однако, заставил советское руководство и промышленность осознать необходимость возвращения к «классической» авианосной школе, предполагавшей строительство авианосцев, обеспечивающих эксплуатацию самолетов обычного взлета и посадки.

Первым таким кораблем стал пятый вымпел в семействе 1143, ныне входящий в состав ВМФ России под именем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Приближающийся по размерам к суперавианосцам ВМС США, оснащенный угловой палубой, трамплином и аэрофинишером, «Кузнецов» (заложенный в 1982 году как «Рига», переименованный в том же году на стапеле в «Леонида Брежнева» и проходивший испытания после спуска на воду в 1985 как «Тбилиси») способен эксплуатировать классические самолеты, в том числе такие габаритные, как Су-33 - палубную версию тяжелого истребителя Су-27.

25 ноября 1988 года со стапеля номер «0» Черноморского судостроительного завода сошел шестой корабль семейства 1143 - ТАВКР «Рига» (после переименования предшественника в «Брежнева» прибалтийскую республику решили не обижать). Два года спустя, накануне распада СССР, он был переименован в «Варяг». Тогда же «Тбилиси» был переназван в честь знаменитого советского главкома ВМФ, а «Баку» - в честь его многолетнего преемника Сергея Горшкова.

«Кузнецов», уже проходивший испытания, успели перевести на Северный флот до распада СССР. «Варягу» же, по мнению некоторых специалистов, до вывода в море, который позволил бы увести корабль для последующей достройки в интересах ВМФ России, не хватило буквально нескольких недель. В итоге авианосец остался у достроечной стенки ЧСЗ и достался независимой Украине.

Распад Советскою Союза фактически зарубил отечественную авианосную программу. В 1992 году была отменена достройка атомного авианосца «Ульяновск», который должен был первым из советских авианосцев получить катапульты. Работы на «Варяге» приостанавливаются. В 1993 году на консервацию отправляются «Киев», «Минск» и «Новороссийск», в 1994 году после пожара к стенке встает «Адмирал Горшков».

Получив в свое распоряжение «Варяг», Украина начала искать покупателя. Довольно быстро стало ясно, что Россия им не станет, даже несмотря на то, что сторонники достройки авианосца организовали посещение корабля премьер-министром России Виктором Черномырдиным. По мнению некоторых специалистов, точку в судьбе «Варяга» поставило принятое Борисом Ельциным решение о достройке на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге атомного ракетного крейсера «Юрий Андропов» (ныне известен как «Петр Великий»). Денег на второй крупный корабль, да еще строящийся украинским предприятием, в бюджете уже не было.

«Киев», «Минск» и «Новороссийск» были проданы довольно быстро. «Киеву» повезло больше остальных: первый советский авианесущий крейсер, сохранивший на борту свое имя, стал частью военно-морского музея в Тяньцзине. Бизнес-проект по переоборудованию «Минска», который превратили в плавучий развлекательный центр, больших успехов не принес, а «Новороссийск» был разрезан на металл в Южной Корее.

«Киев» и «Минск» были изучены в том числе китайскими военно-морскими специалистами, однако наибольший интерес для них представлял «Варяг». Проданный в 1998-м корабль в 2000-2002 годах был отбуксирован в КНР. Покупателем выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр. Вскоре, впрочем, стало ясно, что этот корабль вряд ли превратится в развлекательный объект.

Авианосец проекта 001 «Ляонин», получивший бортовой номер 16, был введен в состав Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая в сентябре 2012 года. Весной 2015-го в доке начались работы по сооружению корабля проекта 001А. 26 апреля 2017 года, проведя в доке около двух лет, он был спущен на воду. Название корабля пока неизвестно, по некоторым данным, он называется «Шаньдун».

Новый китайский авианосец, практически точное воспроизведение «Ляонина», должен войти в состав флота к 2020-2021 годам. Состав его авиагруппы вчерне известен: ее основу составят истребители типа J-15 (китайская копия советской палубной машины Су-33), а в перспективе - палубные версии двухместного истребителя J-16, включая специализированный самолет радиоэлектронной борьбы.J-16D. Китай также разрабатывает палубный «летающий радар», известно о существовании экспериментальной машины с индексом JZY-01.

Уже при спуске нового корабля на воду внимательные наблюдатели обратили внимание на металлоконструкции рядом с построечным доком. Некоторые специалисты полагают, что это может говорить о скором начале работ по третьему кораблю. Каким он будет - мы пока не знаем, но кое-что можно предположить уже сейчас.

Анализируя известные данные о китайской военно-морской программе, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время китайские авианосцы рассматриваются командованием ВМС НОАК как средство обеспечения боевой устойчивости соединений ВМФ. Ударная мощь флота при этом обеспечивается крылатыми ракетами боевых кораблей, включая ракетные крейсеры проекта 055. Учитывая, что в ближайшей перспективе Китай ставит задачу обеспечить операции своего флота в основном в прибрежной зоне и прилегающих морях, эта система, предполагающая взаимодействие палубной авиации, надводных кораблей, подводных лодок и береговой авиации и ракетных комплексов, может оказаться весьма устойчивой к внешнему воздействию.

Каков потенциал этих сил в сравнении, например, с ВМС США, основным потенциальным противником китайского флота? Прямое численное сопоставление невозможно. Для США палубная авиация сегодня является основой ударной мощи флота, а для Китая она и сейчас, и в перспективе будет частью распределенной системы, выполняющей скорее обеспечивающую роль. Прямое сравнение численности авианосцев и их палубных самолетов непродуктивно, но можно сказать, что два-три авианосца, которые Китай сможет использовать к середине 2020-х годов, в случае конфликта обеспечат присутствие в воздухе 50-70 истребителей, действующих совместно с береговой авиацией. Пекин активно работает над инфраструктурой для собственной авиации на спорных островах в Южно-Китайском море, что означает существенный рост боевого потенциала флота в целом: раньше китайский флот и дальние бомбардировщики-ракетоносцы в принципе не могли рассчитывать на истребительное прикрытие на расстоянии более нескольких сотен километров от континентального побережья.

Отчасти это напоминает ситуацию, складывавшуюся в СССР в конце 1980-х годов, накануне ввода в строй «Кузнецова» и последующих кораблей, к сожалению, так и не вошедших в состав советского флота. Разница в пользу Китая заключается в том, что СССР был вынужден делить свой военно-морской потенциал в океанской зоне между двумя изолированными театрами, на каждом из которых США и их союзники обладали существенным превосходством. Китай таких проблем с изолированностью своих флотов друг от друга не испытывает, и расстояния, на которые ВМС НОАК приходится перебрасывать силы, куда меньше.

Как может в этих условиях закончиться потенциальный конфликт КНР и США - сказать трудно. Вероятно, в ближайшие 10-15 лет мы станем свидетелями новой морской гонки, напоминающей дредноутную гонку 1900-1910-х годов. Тогда это соревнование завершилось Первой мировой войной.

МОСКВА, 26 апр — РИА Новости, Андрей Коц. Второй авианосец военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) был торжественно спущен на воду в порту Далянь утром 26 апреля. Он стал первым кораблем этого класса, построенным китайскими специалистами с нуля, своими силами и всего за четыре года. Авианосцу еще предстоит достройка на плаву, ходовые испытания и государственная приемка. Как сообщает информагентство Синьхуа, в боевой состав флота он войдет к 2020 году.

На сегодняшний день у нового корабля нет официального имени, известны лишь тип — 001А и проектное название — "Шаньдун". Под секретом и многие тактико-технические характеристики. Однако военные эксперты отмечают, что 001А станет первым по-настоящему боевым авианесущим кораблем ВМС КНР. Его предшественник "Ляонин" использовался в основном для обучения летчиков палубной авиации и для экспериментов по созданию полноценной авианосной ударной группы (АУГ).

Более современный тип — 001А — в полной мере воспользуется этими наработками и усилит позиции Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В то же время этот корабль — лишь промежуточный. В планах КНР — создание нового типа авианосца, который по своим возможностям не уступит американским одноклассникам.

Братья "Кузнецова"

Оба китайских авианосца — ближайшие родственники российского тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) "Адмирал Кузнецов". "Ляонин" представляет собой модернизированный советский ТАКР "Варяг" того же проекта, выкупленный у Украины в апреле 1998 года. Первоначально его планировали перестроить под огромное плавучее казино, однако в 2005 году командование ВМС НОАК приняло решение дать боевому кораблю вторую жизнь. В состав флота "Ляонин" был официально принят 25 сентября 2011 года.

© AP Photo / Xinhua, Li Tang Китайский авианосец "Ляонин"

© AP Photo / Xinhua, Li Tang

"По своей архитектуре авианосец типа 001А практически идентичен и "Ляонину", и, соответственно, "Адмиралу Кузнецову", — рассказал РИА Новости ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. — Несколько изменилась конструкция надстройки и полетных палуб, но это не говорит ни о чем конкретном. Зато новый корабль значительно превосходит "Ляонин" по уровню своего электронного оборудования. На "Шаньдуне" установлена новая радиолокационная станция, системы связи, управления. Вся начинка — китайского производства и самая современная".

Одним из главных отличий китайских авианосцев от "Адмирала Кузнецова" является отсутствие противокорабельного вооружения — российский ТАКР имеет в своей носовой части пусковые установки крылатых ракет П-700 "Гранит". По сравнению с оригинальным советским проектом корабли ВМС НОАК имеют более слабую систему корабельной ПВО, которая, по сути, ограничена зенитно-ракетными и артиллерийскими комплексами малой дальности. Специалисты, впрочем, не считают это серьезным недостатком. Отказ от громоздких систем вооружений позволил освободить место под дополнительное топливо и боеприпасы для палубной авиации. На борту "Шаньдуна" смогут базироваться до 36 тяжелых истребителей J-15 — китайской версии российских Су-33.

"Сейчас строится еще один авианосец схожего проекта, его спустят на воду к 2021 году, — рассказал Василий Кашин. — Все три корабля будут предназначены для действий внутри так называемых первой и второй цепей островов, то есть в акватории морей, прилегающих к территориальным водам Китая. По сути, авианосцы будут играть оборонительную роль в тесном взаимодействии с береговой авиацией, войсками береговой обороны и так далее. Кроме того, этим кораблям вполне по силам регулярно демонстрировать флаг в западной части Тихого океана. Сопровождать авианосцы в дальних походах будут, в частности, эсминцы с крылатыми ракетами проекта 052Д и фрегаты типа 054А с противолодочным вооружением. Китай создал достаточно серьезные АУГ, выстроенные по американскому образцу".

Паровая катапульта

Основным отличием третьего авианосца КНР, который в настоящий момент строится на верфях в Шанхае, станет наличие паровой катапульты. На "Кузнецове", "Ляонине" и первенце типа 001А для взлета авиации используется трамплин, который "подбрасывает" самолет после короткого разгона. При этом истребитель, двигаясь по палубе, набирает скорость исключительно за счет тяги своих двигателей.

Данный метод имеет ряд недостатков. В частности, самолет перед взлетом стараются максимально облегчить, чтобы он не рухнул в воду. Поэтому истребители с "трамплинных" авианосцев часто летают на боевые задания недозаправленными и с неполной боевой нагрузкой. Катапульта же придает летательному аппарату дополнительное ускорение. Кроме того, это устройство позволяет включать в корабельное авиакрыло более тяжелые самолеты. К примеру, американский палубный разведчик E-2C Hawkeye с турбовинтовыми двигателями без парового "пинка" физически не смог бы достаточно разогнаться, чтобы взлететь с корабля.

"На третьем авианосце китайские военные как следует обкатают катапульты и ряд других перспективных технологий, после чего приступят к строительству принципиально нового корабля, — пояснил Василий Кашин. — Известно об этом проекте не много, но уже очевидно, что он будет атомным и гораздо более крупным, чем "Ляонин" и "Шаньдун". Он сможет нести больше истребителей и самолетов поддержки и значительно дольше находиться в плавании. Именно эти корабли будут использоваться военным и политическим руководством КНР для проецирования силы и боевого применения в любой точке Мирового океана. Технические возможности для создания надводных кораблей такого уровня у Китая есть".

Прикрыть побережье

КНР удается поддерживать высокие темпы военного строительства благодаря постоянному увеличению оборонного бюджета — и так второго в мире по величине. В начале марта официальный представитель Всекитайского собрания народных представителей Фу Ин сообщила, что в 2017 году бюджет НОАК увеличится на 7% по сравнению с прошлым годом и составит более 1 триллиона 78 миллиардов юаней (около 156 миллиардов долларов). Львиная доля средств, направленных на перевооружение, идут на военно-морские силы, в то время как сухопутные войска пользуются наименьшим приоритетом.

Этот подход говорит о том, что угрозу для себя Китай видит со стороны Тихого океана, где уже несколько месяцев продолжается наращивание военно-морского присутствия США. Если со строительством флота, способного противостоять американским АУГ, дела у Поднебесной идут более-менее успешно, то с дальнобойными системами противовоздушной обороны, которые прикроют побережье в случае гипотетического конфликта, ситуация пока сложная.

Эту проблему КНР намеревается решить в ближайшее время — за счет российских зенитно-ракетных систем. Во вторник, 26 апреля, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России сообщила о начале поставок Китаю ЗРС С-400. Напомним, контракт на покупку двух полковых комплектов был заключен в апреле 2015 года, после нескольких лет напряженных переговоров и согласований. Таким образом, Китай стал первой страной, помимо России, на вооружении которой стоят зенитно-ракетные комплексы этого типа.