Гигиена умственного и физического труда. Профилактика переутомления

Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.

История отечественной и мировой науки и культуры дает множество примеров того, как правильно организованный творческий труд позволил людям преклонного возраста сделать великие открытия и создать шедевры искусства, В то же время известно, что при неправильной организации умственной работы, пренебрежении к отдыху умственная деятельность затрудняется, снижаются производительность труда, творческая активность, создаются условия для возникновения нарушений в состоянии здоровья.
Умственный труд имеет ряд особенностей. Чаще всего он связан с длительной работой в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Усиленная работа мозга требует большого притока крови к нему, что в свою очередь связано с повышением тонуса сосудов мозга. Это физиологическое повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда может перейти в патологическое, что может привести к стойкому повышению артериального давления. Работа сидя, зачастую в полусогнутом положении приводит к длительному сдавливанию грудной клетки, что ухудшает вентиляционную способность легких и ведет к развитию хронической кислородной недостаточности. При длительной работе сидя создаются также условия для застоя крови в органах брюшной полости и таза, снижается моторная Деятельность кишечника, что может привести к нарушению их функции.
Как всякая интенсивная работа, умственный труд неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что человеку приходится затрачивать на обычный объем работы больше энергии. Несмотря на это, он допускает ошибки, и, наконец, утомление приводит к невозможности продолжать работу. При неумении правильно организовать умственный труд наступает состояние хронического утомления, которое может закончиться истощением нервной системы или развитием сосудистого заболевания.
Первыми признаками хронического утомления являются быстро наступающая усталость, снижение внимания, ослабление памяти, ухудшение аппетита, раздражительность или апатия, периодические головные боли, расстройства сна, которые в одних случаях проявляются сонливостью, в других - бессонницей. Бессонница обычно тяжелее переносится человеком. Утром после бессонной ночи появляются общая слабость, ощущение "разбитости", раздражительность, понижается работоспособность. Кроме того, беспокоит страх перед очередной бессонной ночью.
Для того чтобы предупредить заболевания, связанные с хроническим утомлением, прежде всего необходимо урегулировать сон. Для этого рекомендуется ложиться спать всегда в одно и то же время. За 1 ч до наступления сна следует прекратить напряженную работу и по возможности посвятить это время прогулке на свежем воздухе. Полезно перед сном принять теплую ванну или сделать 10-минутную теплую ножную ванну. Спать следует в хорошо проветренной комнате. Взрослому человеку необходимо спать не менее 7-8 часов в сутки (последние исследования показывают, что некоторым индивидуумам рекомендовано спать не менее 9-10 часов). Утром рекомендуется сделать гимнастическую зарядку, по окончании которой желательно принять прохладный душ или растереться влажным полотенцем. Комплекс упражнений, передаваемых по радио, могут выполнять люди любого возраста. Можно делать индивидуальный комплекс упражнений, разработанный применительно к своей физической подготовке.
Для наиболее интенсивной и трудной умственной работы лучше отводить утренние часы. Приступая к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы комната, в которой предстоит работать, в достаточной степени вентилировалась. Желательно, чтобы температура воздуха в помещении была в пределах 18- 20 °С. Источник освещения рабочего места должен находиться слева и не быть слишком ярким, чтобы не вызвать утомления глаз. Шум мешает работе, поэтому его по возможности нужно исключить.
Время от времени нужно снимать напряжение мышц, для чего необходимо менять положение тела. Каждые 1-2 часа рекомендуется делать перерывы 10-15 мин, во время которых следует, откинувшись на спинку стула, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или проделать то же самое, прохаживаясь по комнате, затем, сидя в кресле, на несколько минут расслабить мышцы туловища и конечностей. После этого рекомендуется проделать несколько гимнастических упражнений, размяться. Опыт показывает, что в тех учреждениях, где внедрена производственная гимнастика, производительность труда выше (вспоминается успешный опыт ещё советских времён, когда программа производственной гимнастики передавалась по производственному радио в 11 часов дня, анализ нововведения показал, что производительность труда поднималась в 1.2 - 1.5 раза, в зависимости от отрасли производства).
Умственная деятельность часто сопряжена с большой нагрузкой на зрительный анализатор (чтение, письмо). Для того чтобы не вызвать утомления глаз, нужно периодически во время работы на несколько секунд закрывать глаза и прикрывать их ладонями. За это короткое время расслабляются и отдыхают мышцы глаз. Совершенно недопустимо курение во время работы.
Большую роль в профилактике умственного утомления играют положительные эмоции. Труд, протекающий в благоприятной психологической атмосфере, дает значительно больший экономический эффект, чем труд в неблагоприятной обстановке. Положительные эмоции вызывают перестройку в организме, способствующую улучшению кровоснабжения мозга, повышению тонуса коры мозга, активации деятельности вегетативной нервной системы. В результате этого увеличиваются резервы восприятия, улучшается память и возрастают творческие возможности мозга. Есть данные, что использование функциональной музыки (по специально разработанной программе) позволяет в течение длительного времени поддерживать высокий уровень работоспособности лиц, занятых умственной деятельностью. Музыка действует как раздражитель, формирующий положительные эмоции. Однако в период напряженной умственной работы музыка часто является отвлекающим фактором и создает помехи в работе.
Под влиянием отрицательных эмоций у человека притупляется внимание, снижается качество мышления. Для того чтобы компенсировать потерю работоспособности, человек делает дополнительные усилия, которые в итоге ведут к быстрому утомлению.
Особенностью умственного труда является то, что человек по истечении времени, отведенного для этого труда, не может отрешиться от связанных с ним проблем, что вызывает нервно-психическое перенапряжение. Для профилактики утомления необходимы условия, помогающие "погасить" продолжающуюся умственную работу и снять нервно-психическое напряжение. С этой целью по окончании дневной работы можно совершить пешеходную прогулку, поиграть в спортивные игры, заняться умеренной физической работой. Всем здоровым людям вполне доступны такие виды спорта, как бег, катание на велосипеде, игра в волейбол. Теперь уже твердо установлено, что малоподвижный образ жизни приводит к развитию многих заболеваний и прежде всего сердечно-сосудистых. Работникам умственного труда выходные дни лучше проводить в движении, на воздухе. В эти дни рекомендуется полностью переключиться с умственной на другие формы деятельности. В период отпуска рекомендуется отдавать предпочтение активному отдыху, сочетая его со спортивными занятиями и умеренным физическим трудом на свежем воздухе.
Немаловажную роль в организации режима труда играет и питание. Питание должно быть 3-4-разовым. Нужно следить за тем, чтобы пища была разнообразной, богатой белковыми веществами, витаминами. Утром следует позавтракать плотно. Пища в первой половине дня должна быть более калорийной, чем во второй. Ужин не должен быть обильным, в него следует включать молочно-растительные блюда. Не следует ужинать непосредственно перед сном. Необходимо широко использовать сырые овощи и фрукты. Не следует злоупотреблять острыми приправами к еде. Рекомендуется несколько ограничивать количество сахара, так как удельный вес углеводов в питании и без того занимает большое место. Вредно читать во время еды.
Часто возникает вопрос о целесообразности повышения работоспособности в период утомления с помощью специальных средств. Известно с давних пор, что кофе и чай, содержащие кофеин, являются стимуляторами умственной деятельности. В умеренных дозах они не приносят вреда. Прием чая и кофе рекомендуется уменьшить во второй половине дня и совсем не принимать их на ночь. Сильно действующие стимулирующие средства применять не рекомендуется. Не следует принимать и алкогольные напитки. Давно известно, что после приема даже малых доз алкоголя работоспособность уменьшается и увеличивается число ошибок в производимой работе. В некоторых случаях показан прием витаминов группы В и С.
Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей.
Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности.


Умственный труд известен с глубокой древности, поэтому правила его гигиены проверены опытом поколений ученых, изобретателей, поэтов, писателей, художников.

Первое правило гигиены умственного труда - ритмичность работы.

Второе правило гигиены умственного труда – наличие достаточного количества кислорода в помещении, где Вы работаете. Для этого нужны регулярные проветривания в течение 10 минут через каждые 90 минут занятий.

Третье правило гигиены умственного труда - состоит в том, что из-за продолжительного сидения организм устает. В движении или стоя мыслительные процессы протекают с большей скоростью. Отсюда сделайте вывод: при любой возможности лучше заниматься стоя или прогуливаясь, а книга должна стоять перед глазами. Вспомните высокие «конторки» в старых фильмах и в музеях, за ними чиновники могли заниматься только стоя.

Четвертое правило гигиены умственного труда – освещенность. Лампа мощностью 40-60 ватт должна находиться на расстоянии 30 см от книги или рукописи слева. Абажур должен обязательно защищать глаза от прямого света лампочки. Рекомендуется иметь поверхность стола матовую, без бликов, лучше – зеленую.

Пятое правило гигиены умственного труда – регулярность питания. Питаться следует в одно и то же время, желательно с перерывами не больше 4 часов.Ужин легкий (молочные продукты, овощи) не позже, чем за 2 часа до сна.

Шестое правило гигиены умственного труда – необходимость полноценного сна (7,5 – 8 часов в сутки).

Седьмое правило гигиены умственного труда – знать индивидуальный «пик формы». Работоспособность изменяется в течение суток. У многих людей наблюдаются пики примерно с 9.00 до 14.00 часов и с 18.00 до 22.00 часов, во время которых умственная деятельность наиболее продуктивна. Понаблюдайте за собой. Определите время Вашего индивидуального «пика формы». Планируйте самостоятельную домашнюю работу именно на эти часы, а хозяйственными делами, чтением художественной литературы и т.п. занимайтесь в другое время. Это позволит Вам экономить ежедневно час – полтора.

Закаливание

Закаливание - это система использования физических факторов внешней среды для повышения устойчивости организма к воздействию холода и повышения этим его сопротивляемости к простудам, вызываемым ими инфекционным заболеваниям.

Сущность закаливания состоит в тренировке механизмов регуляции тепла, более 90% которого организм теряет с поверхности кожи. При закаливании происходит повышение сопротивляемости организма не только к холоду, но и к другим неблагоприятным воздействиям. Закаливание оказывает общее воздействие на общее состояние здоровья и увеличение работоспособности, как физической, так и умственной, а также одновременно повышающим в целом резистентность организма ко всем неблагоприятным воздействиям. Закаленные люди в 1,5 - 3 раза меньше болеют, чем население в целом.

Для закаливания используют воздушные, водные и солнечные процедуры.

 Закаливание воздушными ваннами

Закаливание воздушными ваннами осуществляется пребыванием на открытом воздухе, в обнаженном или полуобнаженном виде, чем оказывается воздействие воздуха на термические рецепторы на поверхности тела, обычно закрытые одеждой, что восстанавливает их способность адекватно реагировать на изменения температуры воздуха. Эффект закаливания достигается также и при пребывании на морозе в облегченной одежде.

Воздушные ванны рекомендуется начинать принимать при температуре воздуха 20-22 о С. по 20-30 мин. Постепенно величину охлаждения необходимо увеличивать, постепенно переходя к температуре 10-12 о С за 15-20 мин. Воздушные ванны лучше принимать в вечерние часы, после учебы, сочетая их с отдыхом (можно лежа). Простейшей формой закаливания холодным воздухом является ночной сон зимой при открытой форточке. Необходимо иметь в виду, что главным является не время процедуры и температура, а самочувствие.

 Закаливание водными процедурами

Холодная или горячая вода из-за большей теплопроводимости и теплоемкости вызывает более сильное воздействие на термические рецепторы, чем воздух той же температуры. Кроме того, она оказывает механическое более выраженное механическое давление на ткани тела, особенно при движениях в воде, при плавании, при воздействии душа с напором.

Холодовые водные процедуры рекомендуется проводить в утренние часы, после зарядки или после сна, когда кожа согрета. При этом водные процедуры способствуют более быстрому переходу организма в активное состояние и способствуют формированию бодрого настроения. Эти процедуры нежелательно проводить перед сном, так как они оказывают возбуждающее воздействие на нервную систему и нарушают сон. Длительность холодовых водных процедур должна быть небольшой, и она тем меньше, чем холоднее температура самой вода и окружающего воздуха. Первоначальные эти процедуры рекомендуется проводить при температуре воздуха не менее 17-20 о С, а в дальнейшем их можно проводить при более низкой температуре.

Водные процедуры могут проводиться в форме обтирания, обливания, приема душа и купания.

Обтирание осуществляется с помощью полотенца или губки, смоченных в воде. Обтирают сначала верхнюю половину тела и руки, насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела ногами. Продолжительность обтирания составляет 4-5 мин, включая растирание тела. Для обтирания применяется сначала прохладная воду, с температурой не ниже 20-24 о С, а затем постепенно переходят к все более холодной, до ниже 16 о С и ниже.

Обливание состоит в выливании холодной воды на шею и плечи. Обливание рекомендуется начинать водой с температуры не ниже 30 градусов, постепенно снижая ее до 15 о С. Длительность процедуры, с последующим растиранием тела, составляет 3-4 мин.

Продолжительность приема душа, оказывающего наиболее сильное воздействие не должна превышать более 1 мин. Температура воды при этом сначала должна быть около 30-32 о С. В дальнейшем она постепенно снижается на 1 градус через каждые 3-4 дня, причем продолжительность процедуры увеличивается до 2 мин.

Купание рекомендуется начинать при температуре воды не ниже 18-20 о С. Постепенно допускается купание при температуре воды 12-13 о С и воздуха - 14-15 о С. Продолжительность пребывания в воде при купании зависит от ее температуры, метеорологических условий и закаленности человека. Пребывание в воде вначале ограничивается 4-5 минутами, а затем увеличивается до 15-20 мин. и более. Нельзя начинать купание в разгоряченном состоянии, сразу после физических упражнений, а также в состоянии озноба. Оптимальное время для купания - утренние и вечерние часы. Можно купаться несколько раз в день

Необходимо быть крайне осторожным в следовании пропаганде закаливания методом купания в проруби зимой («моржевание»). Этот метод категорически противопоказан лицам со сниженной устойчивостью, особенно лицам с хроническими заболеваниями. Следует иметь в виду, что ресурсы организма в целом ограничены, и нежелательно расходовать их на упражнения, допустимость которых не является общепризнанной. Опыт показывает, что некоторые лица имели осложнения от этой процедуры.

Закаливание местными холодовыми процедурами. Некоторые участки тела особенно чувствительны к охлаждению, в частности, стопы ног и глотка, и потому нуждаются в отдельных локальных процедурах закаливания.

Закаливаниестоп ног проводится с помощью приема ножных ванн. Стопы ног рекомендуется ежедневно за 1,5-2 часа до сна погружать в прохладную или холодную воду с последующим вытиранием насухо. Продолжительность процедуры и температура воды те же, что при других процедурах общего закаливания.

Закаливание глотки производится путем полоскания ее холодной водой по утрам во время умывания, а также в течение дня.

 Закаливание воздушно-солнечными ваннами

Систематическое закаливание способствует переносимости высокой температуры воздуха, совершенствует терморегуляцию организма в условиях перегревания, в частности, при тяжелой физической работе. В тоже время повышается и сопротивляемость организма к переохлаждению.

Закаливаниесолнечными ваннами можно проводить на открытом воздухе во время работы, занятий спортом. Лучшее время для приема солнечных ванн - утренние часы. При приеме ванн необходимо ложиться ногами к солнцу, голову защищать от солнечных лучей. Не рекомендуется загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу после нее. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 мин. после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи.

В зависимости от времени года, погоды закаливание начинают с сеансов продолжительностью 5-10 мин. в день. Постепенно их увеличивают на 5-10 мин. ежедневно и доводят до 2-3 часов. После каждого часа облучения необходимо делать перерыв на 10-15 мин и отдыхать в тени.

Необходимо знать, что излишне длительное пребывание на солнце, особенно сопровождающееся ожогами («сгоранием») может привести к развитию злокачественных опухолей кожи, из которых особенно опасна меланома.

Выделяют три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности называют «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов – это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5–2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5–2 ч, а при третьем виде умственной деятельности – через 40–50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5–10–минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18–22°, а относительная влажность–50–70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25–27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем.

Для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно–гигиенические исследования установили, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15–0,45 %, т. е. увеличивается в 5–15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.


Все это говорит о необходимости проветривать аудитории.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40–50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75–80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию.

На столе желательно иметь пюпитр–подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха.

Правильное питание

Основу рационального питания составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Они являются структурной основой всех клеток тела, обеспечивают их деятельность. Белки в организме человека образуются из пищевых белков, которые в результате переваривания расщепляются до аминокислот, всасываются в кровь и используются клетками. Аминокислоты делятся на заменимые (они синтезируются в организме) и незаменимые, которые поступают с продуктами питания. Из незаменимых аминокислот особо важными признаны метионин, лицин и тряптофан. Они содержатся преимущественно в продуктах животного происхождения. Особенно необходим для умственной деятельности метионин. Наибольшее содержание его в твороге, яйцах, сыре, мясе.

Средняя потребность организма в белках составляет 1–1,3 г на килограмм массы тела. Для студентов, активно занимающихся физической культурой и спортом, из–за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион студента следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.

Жиры – наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной компонент – жирные кислоты являются незаменимой составной частью пищи.

Углеводы считаются основным источником снабжения организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но их избыток в организме создает жировые отложения.

Углеводы поступают с пищей в виде моносахаридов (фруктозы, галактозы), дисахаридов (сахарозы, лактозы) и полисахаридов (крахмала, клетчатки, гликогена, пектина), превращаясь в результате биохимических ре–акций в глюкозу. Излишнее употребление углеводов, особенно сахара, чрезвычайно вредно. Поэтому рекомендуется в качестве источников углеводов больше использовать продукты, содержащие полисахариды (каши, картофель), фрукты и ягоды.

Средняя суточная потребность человека студенческого возраста в углеводах составляет 4–5 г на килограмм массы. При регулярных занятиях физическими упражнениями организму требуется больше углеводов – до 600 г. Углеводы в виде сахарного песка, меда, варенья рекомендуется вводить 35%, а остальное количество желательно восполнять за счет хлеба, картофеля, круп, яблок и т. д.

Энергетическая ценность пищи, или ее калорийность, зависит от количества присутствующих в ней белков, жиров и углеводов. По установленным нормам калорийность для юношей–студентов составляет 3000 ккал в день, для девушек – 2600 ккал. При занятиях спортом и физической культурой калорийность пищи должна повышаться приблизительно на 700––1000 ккал, в зависимости от интенсивности нагрузок.

Пищу рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3–4 раза в день, что обеспечивает нормальное пищеварение. Еще недавно была популярна рекомендация завтракать достаточно плотно. Однако в результате длительных наблюдений был сделан вывод, что прилив крови к органам пищеварения после сытной еды уменьшает кровоснабжение мозга, скелетных мышц. А это ведет к ухудшению продуктивности умственной деятельности. Поэтому наиболее правильно во время завтрака употреблять 15–20 % суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать желательно как минимум за 1,5–2 ч до сна, чтобы пища переварилась. По возможности следует организовать второй завтрак или полдник, в виде горячего чая с бутербродами.

Витамины также являются необходимым компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ, повышают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность. Большинство витаминов не синтезируется в организме, поэтому в необходимом количестве они должны поступать с пищей.

Немалое влияние на здоровье человека оказывает и достаточное поступление в организм минеральных веществ. Известно, что в теле человека находится до 60 химических элементов. По своему количественному содержанию они делятся на макро–, микро– и ультрамикроэлементы.

К макроэлементам относятся кальций, которого в организме до 1000 г, фосфор–780, натрий–100, хлор–95, железо – 4,2 г.

В число микроэлементов входят марганец, цинк, йод, медь, фтор, кобальт и др. Их количественное содержание значительно меньше–от граммов до их сотых долей. Еще меньше в организме ультрамикроэлементов – золота, ртути, хрома и др.

Минеральные вещества – регуляторы обменных процессов в клетках – принимают участие в их построении, в образовании жизненно важных ферментов и гормонов.

Важным для здоровья является сохранение в организме кислотно–щелочного равновесия. Источниками кислых радикалов (фосфора, серы, хлора) служат такие продукты, как мясо, рыба, сыр, хлебобулочные изделия, крупы, картофель, творог, сало. Щелочные основания, к которым относятся кальций, магний, натрий, калий, железо, имеются в овощах, фруктах и молоке. Таким образом, одни продукты вызывают в нашем организме сдвиги в сторону кислой реакции, другие же – в сторону щелочной.

Поэтому человек в своем питании, с целью поддержания кислотно–щелочного равновесия, должен использовать продукты, вызывающие как кислые, так и щелочные реакции. Физические нагрузки ведут к сдвигу внутренней среды организма в сторону кислой реакции. Учитывая это, студенты должны увеличивать прием молочных продуктов, продуктов растительного происхождения (капуста, морковь, свекла, яблоки и др.).

Полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: сон – слуга жизни. Современная наука помогла установить, что в процессе его восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившихся в ней продуктов распада,

Недостаток сна вредно отражается на здоровье. Даже частичное недосыпание понижает активность мозга; отрицательно сказывается на внимании, памяти, качестве мышления, ухудшает самочувствие, умственную работоспособность.

Особое значение полноценный сон приобретает в период сессии, когда студентам приходится осваивать много информации. Именно тогда студент должен спать не менее 8 ч. Если же сон ограничивать 5–6 ч, то это понизит способность к усвоению материала и в конечном итоге ослабит организм.

Чрезмерно продолжительный сон также вреден. Излишний сон не считается полезным и в биологическом отношении, поскольку нарушаются кровообращение и работа органов пищеварения. Каждый студент должен помнить, что напряженную умственную работу следует прекратить за 1,5–2 ч до ночного сна. Иначе затрудняется процесс засыпания, да и сам сон становится менее крепким. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 1,5–2 ч до сна. Ложиться спать рекомендуется в 23–24 ч, вставать – в 7––8 ч.

Спать полагается в удобной, но не слишком мягкой постели, лежа на правом боку со слегка согнутыми ногами. В таком положении мышцы лучше всего расслабляются, тело отдыхает.

Перед сном необходимо проветрить комнату, создать тишину и выключить источники яркого света.

Полезен непродолжительный дневной пассивный отдых. Горизонтальное положение тела улучшает мозговое кровообращение, позволяет мышцам расслабиться. Дневной сон, даже кратковременный, прекрасно восстанавливает работоспособность. Еще древние мудрецы говорили, что дневной сои полезен, продолжительность его должна составлять 60 вдохов, т. е. примерно 4–5 мин.

Бессонница может возникать при больших умственных нагрузках, неврозах. От такого явления можно избавиться благодаря правильной организации режима дня, регулярным занятиям физическими упражнениями, а также аутогенной тренировке.

Ночной сон зависит и от индивидуально–типологических особенностей. «Жаворонки» для восстановления своей работоспособности должны ложиться спать пораньше. «Совы» же, наоборот, засыпают поздно, но утром любят поспать подольше.


?21

Введение

2. Основы гигиены труда

Заключение


Введение

Актуальность работы
Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.
История отечественной и мировой науки и культуры дает множество примеров того, как правильно организованный творческий труд позволил людям преклонного возраста сделать великие открытия и создать шедевры искусства, В то же время известно, что при неправильной организации умственной работы, пренебрежении к отдыху умственная деятельность затрудняется, снижаются производительность труда, творческая активность, создаются условия для возникновения нарушений в состоянии здоровья.
Умственный труд имеет ряд особенностей. Чаще всего он связан с длительной работой в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Усиленная работа мозга требует большого притока крови к нему, что в свою очередь связано с повышением тонуса сосудов мозга. Это физиологическое повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда может перейти в патологическое, что может привести к стойкому повышению артериального давления. Работа сидя, зачастую в полусогнутом положении приводит к длительному сдавлению грудной клетки, что ухудшает вентиляционную способность легких и ведет к развитию хронической кислородной недостаточности. При длительной работе сидя создаются также условия для застоя крови в органах брюшной полости и таза, снижается моторная Деятельность кишечника, что может привести к нарушению их функции.
Как всякая интенсивная работа, умственный труд неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что человеку приходится затрачивать на обычный объем работы больше энергии. Несмотря на это, он допускает ошибки, и, наконец, утомление приводит к невозможности продолжать работу. При неумении правильно организовать умственный труд наступает состояние хронического утомления, которое может закончиться истощением нервной системы или развитием сосудистого заболевания.
Цель работы – рассмотреть гигиену умственного труда.
Задачи работы:
1. Дать характеристику понятия умственного труда;
2. Изучить основы гигиены труда;
3. Рассмотреть современные требования к гигиене умственного труда студента.


1. Характеристика умственного труда

К умственному труду (интеллектуальному труду) относится деятельность, связанная с приемом и переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. Научно-технический прогресс с каждым годом увеличивает число лиц, выполняющих преимущественно умственную работу. У многих профессий с традиционным преобладанием физического труда в настоящее время имеется стойкая тенденция к увеличению доли умственного компонента. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности. Перечисленные факторы часто приводят к нервным перегрузкам, а как следствие - к возникновению сердечно-сосудистых и нервных заболеваний.
Основные виды умственного труда в современном производстве можно разделить на следующие группы:
1. Операторский труд;
2. Управленческий труд;
3. Творческий труд;
4. Труд учащихся и студентов;
5. Труд медицинских работников.
Особенности интеллектуального труда:
Научный анализ распространенности нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний среди работников умственного труда свидетельствует, что сама по себе напряженная умственная деятельность, не осложненная отрицательными эмоциогенными факторами, неблагоприятного влияния на организм человека не оказывает. При относительно спокойном, регламентированном (как правило, без дефицита времени), интеллектуальном труде конструкторов сердечно-сосудистая заболеваемость низкая (в частности, в 2 раза ниже, чем у телефонисток, труд которых связан с дефицитом времени, высоким эмоциональным фоном). Наиболее эмоционально напряженным в условиях современного производства является труд руководящих работников, у которых заболевания гипертонией и ишемической болезнью сердца достигают 40-50% и возникают в относительно более молодом возрасте.
Среди факторов риска сердечно-сосудистой патологии у работников умственного труда, кроме повышенной нервно-эмоциональной напряженности, специалисты выделяют гипокинезию, монотонность, высокий темп, трехсменный режим работы, избыток веса, курение, наследственную предрасположенность. Из числа перечисленных профессиональные факторы приводят к заболеваниям сердца и сосудов в 5 раз чаще, чем все остальные факторы риска, вместе взятые.
Специальные исследования показывают, что у работников умственного труда отрицательные эмоциогенные факторы вызывают патологию значительно чаще, чем у работников физического труда. Вынужденные подавлять в себе желание «разрядиться» люди подвергают себя риску заболевания. Некоторые хватаются за обманчивую видимость облегчения, которое создает прием алкоголя или наркотика. А выход прост: регулярные физические нагрузки (хотя бы в виде длительных быстрых пешеходных прогулок).
Рассмотрим подробнее механизмы умственной деятельности (особенности интеллектуального труда).
При умственном труде мозг - это не только регулирующий, но и работающий орган, поэтому влияние интеллектуальных нагрузок сказывается прежде всего на функциональном состоянии центральной нервной системы. Основное условие стабильного трудового процесса при умственной работе - это выработка и поддержание устойчивой доминанты, обесценивающей высокий уровень работоспособности.
Учение о доминанте находит подтверждение и в наши дни. Феномен доминанты объясняется образованием в ЦНС центра повышенной возбудимости: раздражение самых различных рецептивных полей начинает вызывать рефлекторный ответ, характерный для деятельности именно этой доминантной области. Доминанта представляет собой временное объединение (созвездие или констелляцию) нервных центров и других структур организма для достижения крайне необходимой организму цели. Если указанная цель достигнута и задача решена, доминанта прекращает свое существование, объединение распадается.
Следует отметить, что психическая деятельность не реализуется всем мозгом в целом, разные отделы которого функционируют весьма дифференцированно. Различным по содержанию видам психической деятельности соответствуют определенные морфофизиологические субстраты, представляющие собой сложные функциональные системы и включающие многочисленные корковые и подкорковые структуры. Разнообразные психические процессы сопровождаются активацией соответствующей функциональной системы. При этом активируются как специфические (в частности, сенсорные), так и неспецифические (ретикулярная формация) структуры мозга. Во время умственной деятельности локальная активация развивается во многих зонах мозга. Если генерализованные, общие, изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации развиваются в соответствующих областях коры и подкорковых образованиях при всем многообразии видов деятельности: восприятии, запоминании, мышлении, движениях.
Любая умственная работа вызывает нервно-эмоциональное напряжение. Для каждого рода деятельности необходим свой оптимум эмоционального напряжения, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективными. Под влиянием социальной среды аппарат эмоций у человека достиг высокой степени развития, чрезвычайно сложен и реагирует не столько на физиологические стимулы, сколько на сложные и тонкие социально-психологические мотивы, обусловленные во многом профессиональной деятельностью. Особенно часто эмоциональное напряжение возникает у человека в процессе оценочной деятельности (выбора альтернатив) и организации новых видов деятельности в соответствии с доминирующей потребностью. Эмоциональная активация крайне необходима при решении сложных мыслительных задач. Эмоции всегда выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности, хотя наличие активации еще не гарантирует достижения верного результата, а чрезмерное перенапряжение может вызвать срыв.
Напряженность умственной деятельности - это характеристика труда, отражающая физиологическую стоимость нагрузки при психической работе. Основной причиной повышенной напряженности и возникающих в результате этого нарушений адекватной регуляции функций являются перегрузки чувствительных (афферентных), центральных и исполнительных (эффекторных) звеньев функциональных систем, осуществляющих трудовую деятельность. Это происходит, в частности, при различении человеком близких по параметрам сигналов, попытках выделить полезный сигнал из шума, выполнении предельно точных и четких движений, необходимости принять решение с альтернативным выбором в условиях дефицита времени.
К определенной напряженности ведут также некоторые семантические характеристики трудовой деятельности: значимость работы, ее опасность, ответственность.
Успех в современной трудовой деятельности во многом зависит от личностных особенностей работника умственного труда. Деловые качества (умение ориентироваться в сложной ситуации, оперативность, грамотность и т. д.) можно определить и прогнозировать с помощью многофакторных личностных опросников, в частности 16-факторного личностного опросника (Р. Кэттелла), стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ), некоторых других. Для сведения, наряду с психологическими опросниками, в настоящее время в интернете существует очень большое количество опросных компаний, предлагающих всем платные опросники. То есть опросные компании платят деньги за заполнение их опросников. При этом темы опросов могут быть совершенно разными, в том числе, например, «О медицинской профилактике профессиональных заболеваний», а также многие другие.
При анализе с помощью психологических опросников личностей руководителей передовых предприятий было обнаружено, что наиболее выраженными качествами у них были настойчивость в достижении цели, ответственность, дисциплинированность и даже конформизм. Для группы опытных мастеров и бригадиров в производственных цехах наиболее характерными чертами оказались уверенность в себе, добросовестность, ответственность, уравновешенность. В то же время корреляционный анализ между факторами опросника и уровнем артериального давления у обследованных лиц управленческого интеллектуального труда показал, что повышенная чувствительность и подозрительность способствуют заболеванию гипертонией и ишемической болезнью сердца.


2. Основы гигиены труда

Умственный труд предъявляет высокие требования к организму и поэтому гигиена умственного труда включает ряд специальных рекомендаций. Успешная умственная деятельность возможна лишь в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при котором отводится, определенное время для труда и для отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима. Тот, кто приступает к работе не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, быстрее устает и менее производительно работает.
Труд вынужденный, выполняемый без интереса, скучен. Однако неинтересных работ не бывает. Они оказываются неинтересными до тех пор, пока не найдена и не осознана цель задания, которое человек выполняет. Увлеченность работой - один из основных факторов высокой производительности труда.
Результат любого труда, а в особенности умственного, зависит от настроения, от психологического климата семьи и учреждения. В обстановке зависти и недоброжелательства производительность умственного труда, конечно, будет невысокой, а степень утомления не будет соответствовать времени работы.
Таким образом, создание «благоприятной психологической обстановки, условий, в которых каждый член коллектива полон доброжелательности и охвачен трудовым настроем,- одно из важнейших требований психогигиены, и в том числе гигиены умственного труда.
Одновременно следует заботиться и о благоприятных условиях среды, в которой проходит трудовой процесс. Накуренная комната, стук, шум, грохот оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в. работе. Столь же пагубное влияние на умственный труд оказывают алкогольные напитки и всевозможные возбуждающие средства (неумеренное употребление крепкого чая и кофе). Положительный эффект они дают очень кратковременно, зато последствия очень плохие - быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, неустойчивость внимания»
Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний. Человек, выбирающий своей специальностью интеллектуальную деятельность, должен быть готовым к учебе, продолжающейся всю жизнь; в этом залог творческой продукции, соответствующей требованиям времени. При этом нужно помнить, что одностороннее развитие психики, узкий, стереотипный навык мышления эффективен лишь в решении конкретных задач, чаще технических, с определенными исходными данными. Нахождение же оригинальных путей решения, способность к созданию концепций, гипотез отмечается лишь у людей с широким кругозором, с развитым творческим воображением.
Все виды деятельности, осуществляемой человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, полому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию с известными особенностями труда физического. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки, поддержанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности. Как спортсмен, прекративший тренировки, так и школьник после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения нагрузки. Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка, целесообразно чередование умственного труда с физическим. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной позы, но и повышают общий тонус организма. Иногда действенным оказывается даже хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи. Часто прочные навыки, умственной работы компенсируют недостаток способностей.
Умственный труд подразделяется на множество видов, каждый из которых предъявляет к занятому этим трудом человеку различные требования. Есть умственный труд, предъявляющий исключительные требования к функции внимания (работа диспетчера), памяти и пр. Для его успешного выполнения желательна содружественная тренированность других интеллектуальных функций. Гармонизация умственной деятельности так же эффективна, как гармонизация психической и физической деятельности. В дифференцированных рекомендациях нуждается каждый человек, занятый умственной работой. При этом нужно иметь в виду его индивидуальные особенности. Людям рано и бодро просыпающимся, следует рано ложиться спать, а ответственную умственную работу выполнять рано утром – и в первую половину дня. Другой тип людей наиболее продуктивно работает во вторую половину дня, поздним вечером. В соответствии с этими особенностями и следует по возможности планировать свою работу. Наиболее активным людям разумно трудные задачи решать в начале работы, поскольку наступающее утомление постепенно снижает работоспособность. Медлительным людям, которые постепенно входят в работу, целесообразно начинать умственную работу с простейших заданий. При встрече с трудно решаемой задачей такие люди могут сидеть часами до победного конца и после долгожданного решения чувствуют себя опустошенными, не способными к продолжению труда. При таких ситуациях лучше трудно решаемую задачу отложить и выполнять остальную работу. Нередко при возвращении к нерешенной задаче спустя какой-то период времени ее можно решить неожиданно быстро. Это наблюдение дает основание предполагать, что какая-то часть умственной работы выполняется подсознательно. Так, многие математики находили решения во сне, в форме сновидения или в момент пробуждения. Конечно, лицам, легко возбудимым, с хорошей переключаемостью откладывать решение задач не рекомендуется, для них это лишь самообман. Однако на подсознательную работу не следует особенно рассчитывать. Приобретение новых знаний требует ясного сознания.
Дать исчерпывающие дифференцированные указания в отношении гигиены умственного труда без учета множества факторов сложно и вряд ли возможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу - психогигиенисту, психотерапевту или к психологу.


3. Современные требования к гигиене умственного труда студента

Труд студента – это, прежде всего, интеллектуальный труд. Опасен ли для здоровья человека умственный труд? Если им заниматься, соблюдая правила гигиены умственного труда (УТ), то он даже способствует поддержанию высокого уровня, загрузки других систем организма. Лучший пример тому – жизнь многих великих ученых, доживших в полном здравии до глубокой старости и сохранивших при этом до последних дней способность к напряженному умственному труду.
В настоящее время при высокой механизации, автоматизации и компьютеризации практически всех видов деятельности человека УТ занимает значительное место среди других видов труда, и это в какой-то степени сказывается на количестве сердечно-сосудистых заболеваний. Они перестали быть уделом пожилых людей, нередки случаи заболевания в возрасте 17-35 лет. Однако опасности, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом, связаны не со спецификой самого труда, а с условиями, в которых он обычно протекает: сидячая поза, пребывание в закрытых помещениях и незаметно подкрадывающееся переутомление. Поэтому все правила гигиены УТ направлены на то, чтобы не допускать занятий в неблагоприятных условиях.
Существуют закономерности, от которых зависит производительность труда. Эти закономерности еще в начале века описал известный физиолог Н.Е.Введенский. Он установил следующее:
1. количество продукта, произведенного за определенный отрезок времени, зависит от того, в каком состоянии находится Ваш организм. Если Вы работаете в определенном ритме и через определенные интервалы времени отдыхаете, то чем дольше Вы работаете, тем большей оказывается производительность Вашего труда: организм постепенно приобретает «инерцию работы», в короткие перерывы он не утрачивает этой «инерции», восстанавливает силы, и от цикла к циклу происходит активация всех функций и систем организма. Нужно знать, что в процессе УТ участвует не только мозг, но и весь организм, и для того, чтобы он приступил к работе, нужно время, то есть после каждого перерыва на отдых требуется некоторое время «на врабатывание». Чем больше был перерыв, тем больше это время. Поэтому перерыв между циклами работы не должен превышать 10 минут. После 4-5 циклов целесообразен перерыв 30-60 минут, а через 10 часов занятий одним видом труда – прекращение этих занятий. Продолжительность цикла от 45 до 90 минут;
2. если человек из-за недостатка времени решает отказаться от перерывов, производительность труда его падает, появляется «угнетение». Чем дольше человек таким образом работает, тем больше вред он наносит организму – появляется переутомление, сначала острое, а затем хроническое. Человек, однако, приносит вред не только своему здоровью: поскольку утомление от умственного труда – это притупление внимания, человек наносит вред всему делу. Он начинает делать ошибки, на исправление которых тратит потом значительно больше времени, чем он потратил бы на отдых.
В период более длительного отдыха, как, например, в вечерние свободные часы и в воскресные дни, необходимо увеличивать физическую нагрузку и обязательно на свежем воздухе. В противном случае от месяца к месяцу производительность УТ будет снижаться и к сессии окажется совсем низкой.
Опасно и другое: полное безделье в течение семестра не даст Вам возможности приобрести нужный темп в работе, натренировать должным образом свое внимание. Неизбежный результат такого безделья – невыполнение требуемого объема работ в сессии, провал на экзаменах (на экзамен дается подготовка в 3-4 дня, в течение которых практически не- возможно выучить предмет, изучаемый на протяжении всего семестра, длительностью около 4-х месяцев) и, что самое важное, приобретение недопустимого в дальнейшей работе жизненного стиля:
? неумение распределять работу во времени;
? заставлять себя делать то, что важно;
? отличать главное от второстепенного;
? расхлябанность;
? неудовлетворенность и отрицательные эмоции и т.д.
Поэтому, первое правило гигиены умственного труда - ритмичность работы. От работающего требуется особое поведение:
первая фаза – начало работы. Нужно работать в умеренном темпе, не подгонять себя, входить в работу исподволь. Чтобы скорее вработаться, нужно до мелочей продумать то, что собираетесь сделать, определить последовательность операций, приготовить рабочее место, чтобы все нужное было под рукой и потом не пришлось бы отрываться и снижать темп работы. Начинать работу всегда с дел средней для Вас трудности. Итак, действия в первой фазе – это своего рода алгоритм поведения человека.
вторая фаза – решаются самые сложные дела или операции, которые требуют наибольшей концентрации внимания. Здесь Вы должны работать в максимальном темпе и ни на что не отвлекаться.
третья фаза – здесь выполняются самые легкие дела. Но старайтесь при этом усилием воли поддерживать высокий уровень внимания. Помните, что на этой фазе уровень внимания уже достаточно снижен.
Ошибочное мнение о том, что утомление – это вред для организма. Утомление неизбежно. Опасно не утомление, а пренебрежение к своему организму – продолжение работы, несмотря на сильное переутомление. Главный вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление. Через 1-1,5 часа степень утомления бывает такова, что целесообразно сделать перерыв. Но все же полезно знать некоторые признаки наступившего недопустимого переутомления:
? Вы по несколько раз перечитываете одно и то же;
? глаза «читают», а мозг не реагирует на прочитанное;
? появляется болезненная реакция на звуки, которых Вы раньше не замечали;
? почерк стал более размашистым, не ровным, буквы «пляшут», трудно соблюдать угол их наклона и линию строки.
Все это означает, что настало время отдохнуть.
Производительность труда в следующем цикле во многом зависит от того, насколько продуктивным был отдых. Отдых – это не безделье, это – смена деятельности. Для работника умственного труда – это физическая нагрузка на свежем воздухе даже при небольшом перерыве:
? подойти к окну, выполнить дыхательную гимнастику;
? сделать упражнения для пальцев правой руки;
? вращательные движения головой;
? походить.
Второе правило гигиены умственного труда – наличие достаточного количества кислорода в помещении, где Вы работаете. Для этого нужны регулярные проветривания в течение 10 минут через каждые 90 минут занятий, как это принято в университете. В перерывы следует выходить из аудитории и устраивать сквозняк. Во время занятий в аудиториях, наоборот, открывать окна в коридорах.
Третье правило гигиены умственного труда -состоит в том, что из-за продолжительного сидения организм устает. В движении или стоя мыслительные процессы протекают с большей скоростью. Отсюда сделайте вывод: при любой возможности лучше заниматься стоя или прогуливаясь, а книга стоять перед глазами.
Четвертое правило гигиены умственного труда – освещенность. Лампа мощностью 40-60 ватт должна находиться на расстоянии 30 см от рукописи слева. Абажур должен обязательно защищать глаза от прямого света лампочки. Рекомендуется иметь поверхность стола матовую,без бликов, лучше – зеленую.
Пятое правило гигиены умственного труда – регулярность питания. Питаться следует в одно и то же время, желательно с перерывами не больше 4 часов. Ужин легкий (молочные продукты, овощи) не позже, чем за 2 часа до сна. В университете после первой пары, длительностью 90 минут (8.00 – 9.20) принят перерыв в 25 минут (9.20 – 9.45) основной целью которого является питание студентов. Для этого в каждом учебном корпусе имеются буфеты.
Шестое правило гигиены умственного труда – необходимость полноценного сна (7,5 – 8 часов в сутки).
Седьмое правило гигиены умственного труда – индивидуальный «пик формы». Работоспособность изменяется в течение суток. У многих людей наблюдаются пики примерно с 9.00 до 14.00 часов и с 18.00 до 23.00 часов, во время которых умственная деятельность наиболее продуктивна. Понаблюдайте за собой. Необходимо определить время индивидуального «пика формы». Планируйте самостоятельную домашнюю работу именно на эти часы, а хозяйственными делами, чтением художественной литературы и т.п. занимайтесь в другое время. Это позволит экономить ежедневно час – полтора.
Соблюдение всех этих правил позволит сохранить бодрость и здоровье, увеличить производительность труда и испытать ту радость, которая известна только людям, привыкшим упорно трудиться.


Заключение

Особенностью умственного труда является то, что человек по истечении времени, отведенного для этого труда, не может отрешиться от связанных с ним проблем, что вызывает нервно-психическое перенапряжение. Для профилактики утомления необходимы условия, помогающие "погасить" продолжающуюся умственную работу и снять нервно-психическое напряжение. С этой целью по окончании дневной работы можно совершить пешеходную прогулку, поиграть в спортивные игры, заняться умеренной физической работой. Всем здоровым людям вполне доступны такие виды спорта, как бег, катание на велосипеде, игра в волейбол. Теперь уже твердо установлено, что малоподвижный образ жизни приводит к развитию многих заболеваний и прежде всего сердечно-сосудистых. Работникам умственного труда выходные дни лучше проводить в движении, на воздухе. В эти дни рекомендуется полностью переключиться с умственной на другие формы деятельности. В период отпуска рекомендуется отдавать предпочтение активному отдыху, сочетая его со спортивными занятиями и умеренным физическим трудом на свежем воздухе.
Немаловажную роль в организации режима труда играет и питание. Питание должно быть 3-4-разовым. Нужно следить за тем, чтобы пища была разнообразной, богатой белковыми веществами, витаминами. Утром следует позавтракать плотно. Пища в первой половине дня должна быть более калорийной, чем во второй. Ужин не должен быть обильным, в него следует включать молочно-растительные блюда. Не следует ужинать непосредственно перед сном. Необходимо широко использовать сырые овощи и фрукты. Не следует злоупотреблять острыми приправами к еде. Рекомендуется несколько ограничивать количество сахара, так как удельный вес углеводов в питании и без того занимает большое место. Вредно читать во время еды.
Часто возникает вопрос о целесообразности повышения работоспособности в период утомления с помощью специальных средств. Известно с давних пор, что кофе и чай, содержащие кофеин, являются стимуляторами умственной деятельности. В умеренных дозах они не приносят вреда. Прием чая и кофе рекомендуется уменьшить во второй половине дня и совсем не принимать их на ночь. Сильно действующие стимулирующие средства применять не рекомендуется. Не следует принимать и алкогольные напитки. Давно известно, что после приема даже малых доз алкоголя работоспособность уменьшается и увеличивается число ошибок в производимой работе. В некоторых случаях показан прием витаминов группы В и С.
Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей.
Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности.


Список источников и литературы

1. Азизова С.М. Технологии умственной работы как фактор формирования у студентов стремлений к самореализации в их образовательной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук, Махачкала. ? 2005. ? 153 c.
2. Зайцева С.С. Культура умственного труда как педагогический феномен // Вестник УРАО. – М., 2007. – № 1. – С. 42-45.
3. Зайцева С.С. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов // Современное образование в контексте идей гуманистической педагогики и психологии: Сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. – Элиста: Калмыц. филиал Моск. гос. открыт. пед. ун-та им. М. А. Шолохова, 2006. – С. 102-106.
4. Зайцева С.С. Учебная деятельность студентов и культура их умственного труда. // Актуальные вопросы образования и производства: Сб. матер. 7-й Всерос. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. – 115-118.
5. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. – М., 2002.
6. Умственное переутомление и гигиена умственного труда: [Публ. лекция] / Проф. И. Кияницын. – http://www.oldbooks.ru/e- store/books/bbgr/index.php? SECTION_ID=225&ELEMENT_ID= 145042199
7.

Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. – М., 2002. – С. 55.
Эрисман Ф.Ф. Справочник «Медики России» – http://ap.sibtechcenter.ru/ap_ person.tal?identifier= AErismaFedoF2008122463480700
Эрисман Ф.Ф. Справочник «Медики России» – http://ap.sibtechcenter.ru/ap_ person.tal?identifier= AErismaFedoF2008122463480700
Умственное переутомление и гигиена умственного труда: [Публ. лекция] / Проф. И. Кияницын. – http://www.oldbooks.ru/e- store/books/bbgr/index.php? SECTION_ID=225&ELEMENT_ID= 145042199
Зайцева С.С. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов // Современное образование в контексте идей гуманистической педагогики и психологии: Сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. – Элиста: Калмыц. филиал Моск. гос. открыт. пед. ун-та им. М. А. Шолохова, 2006. – С. 106.
и т.д.................

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным со­беседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функ­ционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повто­рение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиоло­гические механизмы мозга работают с большим напря­жением. Эффективно подобная деятельность может про­должаться 1,5-2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе ста­рых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механиз­мов, осуществляющих процессы мышления и запомина­ния.

Знание приведенной классификации должно помочь студентам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать пере­рывы через 1,5-2 ч, а при третьем виде умственной дея­тельности - через 40-50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. По­этому 5-10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умст­венной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными ис­следованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного тру­да оказывают физические факторы внешней среды. Уста­новлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18-22°, а относительная влажность-50-70%. Длительное пребывание студентов в помещении с темпе­ратурой 25-27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосу­дистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отлича­ются особенно интенсивным энергетическим обменом.

Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кис­лорода.

Санитарно-гигиенические исследования помогли уста­новить, что уже после первой лекции содержание диокси­да углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15-0,45 %, т. е. увеличивается в 5-15 раз по сравне­нию с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных за­лах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличива­ется окисляемость воздуха, возрастает концентрация ам­миака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.



Все это говорит о необходимости проветривать ауди­тории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40-50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние орга­низма, превышение этого показателя снижает трудоспо­собность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об исполь­зовании музыки в процессе умственного труда. Венгер­ский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негром­кой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздейст­вие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казан­ском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исход­ный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию-проверке пре­подавателем их знаний по иностранному языку с простав­лением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в те­чение 2,5-3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действо­вала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение по­низилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восста­навливался уровень эмоционального состояния.

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использо­вать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопро­са о включении музыки в процесс умственной деятельно­сти целесообразно учитывать специфику предстоящей ра­боты. Выполнение сложной работы требует тишины, ко­торая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение за­дач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может ускорить се. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, во­ротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосу­ды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто прихо­дится наблюдать, как студенты сидят за столом с согну­той спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется поз­воночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75-80°) и при­поднятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за пра­вильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и осла­бит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие реко­мендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночно­го сна, так н после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступа­ет утомление.

3. Соблюдать привычную последовательность и сис­тематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придержи­ваться заранее запланированного распорядка дня и сме­ны видов умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстанов­лению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Добавим к перечисленному еще несколько советов, выполнение которых будет способствовать успеху в учебе.

Не начинать работу без твердого плана и установле­ния ее примерного объема.

Не пытаться охватить и запомнить материал с перво­го раза. Иметь в запасе время для повторения.

Составлять собственный конспект изучаемого матери­ала, не пользоваться чужими конспектами,

Широко применять закладки, цветные чернила, с по­мощью которых можно выделить важный для усвоения материал.

Организовывать кратковременный отдых, Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.