Называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации. Тест по социологии

В обществе, между индивидами и социальными группами постоянно возникают, функционируют, развиваются определенные связи и взаимодействия. Они делятся, с одной стороны, на случайные, спонтанные, хаотичные, поверхностные, неорганизованные. С другой - устойчивые, регулируемые, упорядоченные социальные взаимодействия. Особо важные и глубокие из них относят к социальным институтам (понятие "социальный институт" заимствовано из юридической науки, где оно означает совокупность норм, регулирующих социально-правовые отношения таких, как институты наследования, брака и т.п.).

При этом, в социологической учебной литературе понятие "социальный институт" употребляется в двух значениях. Во-первых, им означают совокупность лиц, учреждений и др., которые обеспечены определенными материальными средствами, выполняют конкретные социальные функции (к примеру, государство, трудовой коллектив, семья и т.п.). Во-вторых, под социальным институтом понимают специфические механизмы социальной регуляции, посредством которых осуществляется контроль за поведением индивидов, групп посредством применения специальных правил, принципов, норм, установок - в целом системы социального контроля.

Оба эти понимания сущности социальных институтов не противоречат друг другу, поскольку указывают на две взаимосвязанные стороны этого сложного социального явления.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ, УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, СОВОКУПНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, И, С ДРУГОЙ - ОПРЕДЕЛЕННЫЙ "НАБОР" ЦЕННОСТЕЙ, НОРМ, СТАНДАРТОВ, ОБРАЗЦОВ ПОВЕДЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Институционализация - процесс придания социальным связям (между индивидами, социальными общностями) упорядоченного, нормативного характера, в т.ч. появления для их реализации, регулирования специальных учреждений, организаций.

Социальный контроль - важнейший элемент социальных институтов, механизм саморегуляции, обеспечивающий их стабильность, следование индивидов и групп принятым в обществе (или в рамках определенных социальных общностей) ценностям, социальным нормам, стандартам поведения.

Социальная норма : важнейшее средство социальной регуляции поведения индивидов и групп в рамках социальных институтов, представляющее собой совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (организация, общество в целом) своим членам с целью осуществления деятельности определенного образца (типа). Подобные социальные нормы носят, естественно, относительный характер, формируются с учетом интересов социальных групп, их представлений о должном, возможном, одобряемом и, наоборот, о нежелательном, неприемлемом и т.п.

Итак, для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием. Что же касается функций социальных институтов, то выделяют следующие:

Закрепление и воспроизводство социальных отношений в определенной сфере общественной жизни.

Интеграция и сплочение общества, социальных групп.

Регулирование деятельности индивидов и социальный контроль за этой деятельностью.

Включение людей в деятельность.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни функционируют социальные институты, какие выполняют функции, каков уровень и характер их организации, выделяют следующие виды социальных интститутов (по классификации Яна Щепаньского):

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, регулирующие процессы производства, обмена и распределения, осуществляющие организацию и управление хозяйственной деятельностью (собственность, рынок, предприятие, банк, деньги, труд и т.п.)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ, связанные с процессами установления, поддержания и использования государственной власти (власть, государство, политические партии, армия и т.п.)

СОЦИАЛЬНЫЕ, регулирующие социальные связи, взаимодействия людей в обществе (трудовой коллектив, семья, добровольные объединения граждан, общественное мнение, средства массовой информации)


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ, связанные с созданием и распространением духовных ценностей, социализацией молодежи (образование, наука, театр и др.)

РЕЛИГИОЗНЫЕ, организующие «отношения» человек с

трансцендентными силами (вера, церковь, и т.п.)

5.2. Социальные организации: сущность, виды

Разграничение понятий "социальный институт" и "социальная организация", в силу уже указанных выше причин, представляет определенную сложность: действительно, социальная организация - в принципе не что иное, как сложный социальный институт.

Однако, при этом нужно иметь в виду то обстоятельство, что термин "социальная организация" употребляется и в двух других значениях.

Социальная организация обозначает определенный организованный вид деятельности, т.е. здесь социальная организация - процесс распределения функций, координации, целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект.

Термином "социальная организация" обозначают также свойство социального объекта, имея в виду степень внутренней согласованности, упорядоченности какого-либо целого, его структуру.

Однако, вернемся к понятию "социальная организация" в его основном значении, о котором уже шла речь выше.

Итак, СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - это один из важнейших элементов социальной структуры общества (в широком значении этого термина), искусственное социальное объединение людей институционального характера, реализующее в обществе определенные функции.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

1.Социальные организации обладают целевой природой, поскольку создаются в обществе для реализации определенных целей, т.е. это средство объединения и регламентации поведения людей для совместного достижения определенной цели.

2. Для достижения цели члены организации вынуждены распределяться по ролям и статусам, т.е. занимать в ней определенные позиции.

3. Организации возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Потому в них, с одной стороны, имеют место различные горизонтальные структуры. С другой - социальные организации всегда строятся по вертикальному (иерархическому) признаку, в них выделяются управляющая и управляемая подсистемы.

4.Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации (имеются в виду как непосредственно органы управления организацией, так и внутриорганизационные нормы).

На основе перечисленных факторов и возникает определенный организационный порядок как система относительно стабильных целей и норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения. Соответствено, поведение индивидов в организации и вне ее - явления различные. Разные элементы человеческого поведения - мотивы, роли, ценности, установки, цели, потребности и т.п. - "выстраиваются" в рамках организации совершенно по-иному, чем вне организации, поскольку в организации действуют законы совместной кооперированной деятельности. Подобная организационная деятельность порождает организационный эффект, который называют СИНЕРГИЕЙ, т.е. приростом дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий ее участников.

СОСТАВЛЯЮЩИЕЭФФЕКТА СИНЕРГИИ

1. Организация объединяет усилия своих членов и уже простая массовость, т.е. одновременность многих усилий дает прирост энергии.

2. Сами единицы, элементы организации, включаясь в нее, становятся иными, специализированными и эта специализация, однонаправленность действий индивидов позволяет также усилить энергию, концентрируя ее в одной точке.

3. Благодаря наличию управляющей подсистемы, действия людей синхронизируются, что также служит мощным источником повышения обшей энергии организации.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ЭТО ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ ОТ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НАЛИЧИЕМ ЦЕЛЕЙ, ИЕРАРХИЧЕСКИМ СТРОЕНИЕМ (В ТОМ ЧИСЛЕ НАЛИЧИЕМ УПРАВЛЯЮЩЕЙ И УПРАВЛЯЕМОЙ ПОДСИСТЕМ), А ТАКЖЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФОРМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского institute означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. - 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

  • - потребность в воспроизводстве рода;
  • - потребность в безопасности и социальном порядке;
  • - потребность в средствах существования;
  • - потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
  • - потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определенных учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

Институт семьи и брака;

политические институты, особенно государство;

экономические институты, в первую очередь производство;

институты образования, науки и культуры;

институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт - это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Еще одна характерная черта социального института - наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего каждая семья - это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи - одна из фундаментальных, т.е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.

Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и не главные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными - институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т.п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, само возобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т.е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, соответствующих законах. Таким же образом происходил, а институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Отсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, нового содержания образовательных программ. Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

1. М. Вебер 2. Платон 3. Э. Дюркгейм 4. О. Конт 5. Аристотель

2. Какое определение социологии более точное?

1. Социология – наука об обществе 2. Социология изучает поведение людей 3. Социология – наука о возникновении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностью и личностью 4.Социология изучает механизмы взаимодействия между организациями и социальными институтами 5. Вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных

3. Понятие «социальное действие» ввел в научный оборот…

1. О.Конт. 2. Г. Спенсер. 3. М.Вебер. 4. Э. Дюркгейм.5. Т. Парсонс.

4. Кто рассматривал общество как биологический организм?

1. Г. Спенсер.2. М. Вебер.3. В. Паретто.4. К. Маркс.5. Т. Парсонс.

5. Как называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей?

поэтому основной признак – это географические границы. 3. Понятие «общество» совпадает с понятием «культура» 4. Общество – люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру. 5. Общество – самая крупная группа людей

7. Для какого типа общества характерна социальная солидарность, сплоченность?

1. Массовое общество. 2. Индустриальное общество. 3. Постиндустриальное общество. 4. Постмодерное общество. 5. Традиционное общество.

8. Что, по мнению Т.Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему?

1. Дифференциация и интеграция. 2. Органическая солидарность, которая в процессе развития общества, пришла на смену механической солидарности. 3. Определенные механизмы и структуры, которые выполняют функции адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца. 4. Социальные конфликты, которые сплачивают противоборствующие стороны. 5. Всевозрастающая рационализация общества.

9. Какому типу общества характерны такие черты, как разделение руда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора?

1. Аграрное общество. 2. Традиционное общество. 3.Общество охотников и собирателей. 4. Индустриальное общество. 5. Индустриальное и постиндустриальное общество.

10. Как называется процесс возрастающего влияния различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах?

1. Модернизация. 2. Индустриализация. 3. Информатизация. 4. Глобализация. 5. Интеграция.

11. Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:

1. Описание методы обработки и анализа данных. 2. Описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий. 3. Обоснование выборки, обоснование методов сборки данных. 4. Организационный план исследования 5.Распределение обязанностей между исполнителями и учет финансовых ресурсов.

12. Что такое объект социологического исследования?

1. Это содержательная, методическая, организационная конкретизация цели 2. Это то, что существует вне зависимости от исследователя и на что может быть направлен процесс исследования 3. Это значимые свойства, стороны, особенности явления, которые подлежат непосредственному изучению 4. Это значимая сторона социального явления, подлежащая системному анализу 5. Определенные общественные отношения.

13. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:

1. Опрос 2.Наблюдение 3. Эксперимент 4. Социометрический тест 5. Анализ документов

14. В социологическом исследовании перевод понятий в систему эмпирически проверяемых показателей, индексов и шкал это:

1. Теоретическая интерпретация понятий. 2. Эмпирическая интерпретация понятий 3. Операционализация понятий 4. Анализ и интерпретация эмпирических данных 5. Системный анализ объекта исследования.

15. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:

1. Предположение о свойствах изучаемых объектах 2. Часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации 3. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического явления 4. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.

5. Социальное противоречие, требующее разрешения.

16. Какой принцип определения малой социальной группы является наиболее существенным?

1. Количество участников. 2. Степень формализации статусов и ролей. 3. Длительность существования. 4. Тесные межличностные контакты, близость участников взаимодействия. 5. Наличие системы контроля.

17. Что такое конформизм?

1. Тенденция к согласованности между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос. 2. Поведение, контролируемое посредством группового давления. 3. Поведение, в котором проявляются способности группового лидера.4. Действия, направленные на поддержку социальных изменений. 5. Вид группового мышления.

18. Примером квазигруппы будет…

1.Толпа. 2. Студенческая группа. 3. Семья. 4. Дружеская тусовка. 5. Трудовой коллектив.

19. Отождествления себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации называется…

1. Социализация. 2. Идентификация. 3. Институционализация. 4. Приспособление. 5. Ассимиляция.

20. Кого нельзя назвать агентами первичной социализации?

1. Семья. 2. Школа. 3. Воспитатели. 4. Трудовой коллектив. 5. Сверстники.

21. Вторичная социализация включает в себя…

1. Профессиональную социализацию. 2. Воспитание в школе. 3. Воспитание в семье. 4. Нормы и правила поведения, которые ребенок узнает в кругу сверстников. 5. Нормы и правила поведения, которые человек получает от родителей, воспитателей, учителей.

22. Социальный статус – это…

1. Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в социальной системе 2. Определенная позиция в социальном пространстве. 3. Устойчивая связь элементов в социальной системе. 4.Нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия.

5. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и

отношений между ними.

23. Какие из перечисленных статусов и ролей личности нельзя назвать предписанными?

1.Мужчина. 2. Афроамериканец. 3. Мужские и женские роли, характерные для данной культуры. 4. Муж. 5. Пожилой человек.

24. Выберите наиболее полный набор важнейших дифференцирующих признаков слоя.

1. Национальность, вероисповедание, происхождение, доход 2. Образование, профессия, доход, престиж.

3. Профессия, национальность, доход. 4. Профессия, доход, половозрастные характеристики. 5. Доход, образование, происхождение, характер потребления благ.

25. Какое из перечисленных понятий не имеет прямого отношеня к социальной структуре общества

1. Стратификация 2. Социализация 3. Социальная мобильность 4. Маргинальность 5. Социальный класс

26. Выберете наиболее точную формулировку такого явления, как социальная мобильность:

1. Это получение человеком новой профессии 2. Это борьба социальных групп за улучшение своего собственного положения 3. Это переход общества как социальной системы на более высокую ступень развития 4. Это изменение условий жизни индивидов 5. Это продвижение по иерархической социальной вертикали или горизонтали социальных групп или индивидов

27. Как называется система упорядоченных взаимодействий, где появляется набор устойчивых социальных ожиданий.

1. Социальные действия. 2. Социальная общность. 3. Социальные отношения. 4. Социальные институты. 5. Социальная организация.

28. Что такое девиантное поведение?

1. Поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и ценностей. 2. Система взаимообусловленных социальных действий. 3. Поведение, ориентируемое на действия других людей. 4. Поведение, которое характеризует лидера в группе. 5. Поведение, направленное на социальные изменения.

29. Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур – это

1. Социальный институт. 2. Социальная общность. 3. Формальная группа. 4. Организация. 5. Институт социализации.

30. Как называется процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности?

1. Социализация. 2. Организация.3 Институционализация. 4. Модернизация. 5. Стратификация.

Ключ к тесту

№ вопроса

№ ответа

1. Социальный институт - это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

2. Цели и функции социальных институтов . Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Функции Ключевые институты Сферы общества Основные роли Физические черты Символичес-кие черты Другие институты данной сферы общества
Забота, воспитание детей Семья, Наследование Социальная (семейно-брачные отношения) Отец Мать Ребенок Дом Обстановка Кольца Обручение Контракт Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.
Добывание пищи, одежды, жилья Собственность Экономичес-кая сфера Работодатель Наемный работник Покупатель Продавец Фабрика Офис Магазин Деньги Торговля Реклама Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др.
Поддержание законов, правил и стандартов Власть Государство Политическая сфера Законодатель Субъект права Общественные здания и места Флаг Хартия Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Религия Духовная сфера Священник Прихожанин Собор Церковь Крест
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образование Духовная сфера Учитель Ученик Школа Колледж Учебник Диплом Степень Общественное мнение, СМИ и др.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений - финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты:

· организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья - роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

Включают систему санкций - от правовых до мораль­но-этических;

Упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

Обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

3. Типы функций социальных институтов:

· Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом

· Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах.

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения(педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества. Что регулируют Примеры
Экономические институты Регулируют производство и распределение товаров и услуг. Собственность, рынок, производство
Политические институты Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институты Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институты Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки. Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей — это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция — то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений . У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция , то есть сплочение, взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция — возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна