Диагностика по определению уровня развития деловых качеств. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В

Тексты книг на сайте не размещены и не доступны для чтения или скачивания.
Приводится только содержание книги и ссылки на онлайн-версии соответствующих тестовых методик.
Онлайн-версии тестов не обязательно сделаны по тексту именно этой книги и могут отличаться от печатного варианта.

Д. Я. Райгородский
. Психодиагностика персонала
Методики и тесты
М.: Бахрах-М, 2007, ISBN 5-94648-053-7, 978-5-94648-053-6

Человек со всеми его качествами – важнейший элемент диагностической модели управления персоналом. Под личностью в контексте управления персоналом имеется в виду характерный способ мышления и поведения в обстановке функционирующей организации. Эта характеристика включает черты характера, личностные ценности, мотивы, эмоциональную возбудимость.

Решения и поведение индивида определяются не только рациональными, но и эмоциональными факторами, личность действует в соответствии со своими внутренними склонностями, но также и в соответствии с внешней обстановкой. Как выявить эти особенности работника, как определить, где использовать его лучшие качества? Все это содержится в предлагаемой книге.

Руководство и лидерство

Тест «Проверьте самого себя – вашу готовность начать собственное дело» Ф. Срама

Тест «Способны ли вы стать руководителем»

Тест «Способность к лидерству» Р.С. Немова

Тест «Биполярная оценка способностей к лидерству»

Тест «Характеристика» (для оценки деловых и личных качеств руководителя)

Тест «Оценка предрасположенности к управленческой деятельности»

Методика определения организаторских и коммуникативных качеств Л. П. Калининского

Тест «Эффективность лидерства» P. C. Немова

Тест «Проверьте свои качества руководителя и знания по управлению» М. Ярмаркт

Тест «Выявление ориентации руководителя на людей или на задачу»

Тест «Стиль руководства» А. А. Журавлева

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева

Тест «Руководить или исполнять»

Тест «Оценки своего стиля руководства»

Тест «Диагностика уровня самооценки личности руководителя»

Тест «Проверьте, какой вы руководитель»

Тест «Оценка личностных качеств руководителя»

Тест для руководителя «Ваш служебный темперамент»

Тест «Неэффективный руководитель»

Тест «Потенциальный антрепренер» Р. Хизрича и М. Питерса

Тест «Ваш стиль работы с документами»

Тест «Администратор или лидер» С. Жарикова

Тест «Лидер или администратор»

Тест «Капитан или рядовой»

Тест «Вы и ваше предприятие» И. В. Линейна

Тест «Полярные профили изучения подчиненных»

Тест «Определение необходимости организационного развития предприятия»

Тест «Производственные ситуации»

Тест-анкета «Производительность предприятия»

Тест-анкета «Задачи менеджера»

Тест «Ваш стиль руководства»

Тест «Самооценка стиля управления»

Интегральный тест «Оценка своих личных ограничений» М. Вудкока и Д. Френсиса

Тест «Как вы проводите совещания»

Тест «Владеете ли вы аудиторией»

Тест «Как вы справляетесь с делегированием полномочий»

Тест «Женщина-лидер и карьера»

Методика «Выявление и анализ профессионально важных качеств специалистов системы „Человек – техника“»

Методика изучения профессионально важных качеств персонала системы «Человек – машина – знаковая система»

Тест «Вектор вашей активности»

Тест «Определение деловых и коммуникативных предпочтений в направленности личности»

Тест «Самооценка» Н. М. Пейсахова

Тест «Умеете ли вы быстро приспосабливаться?» А. Ассингера

Тест «Деловой или деловитый?»

Тест «Потребитель или созидатель?»

Тест «Консерватор или радикал?»

Тест «Парус или флюгер?»

Тест «Организованный ли вы человек?»

Тест «Ведущий или ведомый?»

Тест «Можете ли вы добиться успеха?»

Методика самооценки деловых и личностных качеств менеджера

Тест «Любите ли вы риск?»

Тест «Как вы справляетесь с делами?»

Тест «Вы и технический прогресс»

Тест «Достаточно ли вы активны?»

Тест «Решительны ли вы» (1)

Тест «Решительны ли вы» (2)

Тест «Решительность»

Тест «Уверенность в себе»

Тест «Воля и внимание»

Тест «Пробивная сила»

Тест «Сильный ли у вас характер?» В. Рощаховского

Методика «Выявление стиля саморегуляции деятельности» Г. С. Прыгина

Метод «Незаконченные предложения» Сакса и Сиднея

Тестовая методика «Определение степени внушаемости»

Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга

Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н. Г. Хитровой

Мотивация личности и карьера

Тест «Уровень притязания»

Тест «Иерархия потребностей личности по А. Маслоу»

Тест «Выявление потребностей отдельных лиц и выявление мотивационных пластов в организации»

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Тест «Диагностика структуры жизненных ценностей»

Тест «Определите свою систему ценностей»

Тест «Осознанность жизненных целей»

Тест «Самореализация»

Тест «Что люди хотят получить от своей работы?»

Тест «Влияние на позицию и мотивация личности»

Тест «Определение мотивации в работе»

Тест «Диагностика мотивационной структуры личности»

Тест «Оценка удовлетворенности работой»

Тест «Диагностика мотивационно-потребностной сферы с помощью личностных опросников» А. Джексона

Тест «Определение мотивов достижения»

Тест «Ваши пути свершения карьеры»

Тест «Успех»

Тест «Ваши деловые перспективы»

Тест «Ваше честолюбие»

Тест «Крепко ли вы держитесь на своей работе?»

Тест «Лентяй или трудяга?»

Тест «Считаете ли вы себя ценным работником?»

Тест «Подходите ли вы для своей работы?»

Тест «Довольны ли вы своей работой»

Тест «Ваши успехи на работе»

Личность и группа

Тест «Диагностика ценностно-ориентированного единства (ЦОЕ) организации»

Тест «Восприятие индивидом группы»

Тест «Поддаетесь ли вы чужому мнению?» (конформность поведения)

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто

Тест «Определение психологического климата в организации»

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидпера

Тест «Я» или «мы?» (способны ли вы работать в тесно взаимодействующей группе)

Тест «Служебные отношения: знаете ли вы "правила игры"?»

Тест «Определение деловых ролей членов организации»

Тест «Насколько этично ваше поведение на работе?»

Тест «Этика бизнеса»

Тест «Какой тип взаимоотношений между работником и организацией вы предпочитаете?»

Тест «Пульсар» (качество вашей организации) Л. Г. Почебут

Тест «Исследование предпочтений в командной работе»

Тест «Менеджер и общение»

Тест «Знание способов общения»

Опросник «КСК» (компетентность социально-коммуникативная)

Диагностика ведущего состояния «Я» в управленческом общении

Тест «Оценка стиля межличностного общения»

Тест 1 «Умеете ли вы слушать?»

Тест 2 «Умеете ли вы слушать?»

Тест «Ваш стиль общения»

Тест «Как вы относитесь к критике?»

Тест 1 «Умение слушать»

Тест 2 «Умение слушать»

Тест «Умение говорить и слушать» В. Маклени

Тест «Проверьте себя, умеете ли вы слушать?»

Тест «Умеете ли вы выслушивать правду?»

Личность и конфликты

Тест «Конфликтная личность»

Тест «Оценка уровня конфликтности личности»

Тестовая методика «Предрасположены ли вы к конфликтам?»

Тест «Каков ваш стиль разрешения конфликтных ситуаций?»

Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?»

Личность и стресс

Тест «Можете ли вы работать в напряженной обстановке?»

Тест «Степень напряженности»

Тест «В каком состоянии вы находитесь?»

Тест «Стрессоры»

Тест «Стресс усердия»

Тест «Стрессоустойчивость человека»

Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности»

Методика «Самооценка актуальности стрессового состояния»

Методика «Личностный профиль кризиса»

Методика «Как вы относитесь к собственному здоровью?»

Методика «Какова ваша устойчивость к стрессу?»

Методика «Ведете ли вы здоровый образ жизни и умеете ли производительно работать?»

Тест «Степень подверженности вас стрессу»

Экспресс-диагностика личности

Тест «Дом – дерево – человек» Д. Бука

Экспертная оценка личности

Тест «Экспертная оценка личных и деловых качеств»

Опросник когнитивного стиля

Тест «Личностный опросник»

Тест «Менеджер и индивидуальная проверка»

Тест «Менеджер и человеческие отношения»

Тест «Анализ возможностей в получении поддержки организации при проведении в ней изменений»

Тест «Менеджер и преобразования»

Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Инструкция

«Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».

Текст опросника

А. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах
докладывали именно ему.

Б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

В. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

А. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

Б. Приказывает так, что хочется выполнить.

В. Приказывать не умеет.

А. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

Б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

В. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

А. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

Б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

В. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

А. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

Б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.

В. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

А. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

Б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

В. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

А. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

Б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

В. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их. 8. а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

Б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

В. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

А. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.

Б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

В. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

А. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.

Б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.

В. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

А. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

Б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

В. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

А. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

Б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

В. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

А. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

Б. Он требователен, но одновременно и справедлив.

В. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

А. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.

Б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.

В. Контролирует работу от случая к случаю.

А. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.

Б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.

В. Не может влиять на дисциплину.

16.

А. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.

Б. С руководителем работать интересно.

В. Подчиненные предоставлены самим себе.

КЛЮЧ

ОПРОСНЫЙ

ЛИСТ

Оценивает(ют)ся:

1. а б в

9. а б в

2. а б в

10. а б в

3. а б в

11. а б в

4. а б в

12. а б в

5. а б в

13. а б в

6. а б в

14. а б в

7. а б в

15. а б в

8. а б в

16. а б в

Вопросы :

10. Тест "Проверьте свои качества руководителя и знания по управлению" М. Ярмаркт 11. Тест "Стиль руководства" А.А. Журавлева

12. Тест "Оценки своего стиля руководства"

13. Тест "Диагностика уровня самооценки личности руководителя"

14. Тест "Проверьте, какой вы руководитель"

15. Тест "Оценка личностных качеств руководителя"

16. Тест "Методика оценки эмпатичности руководителя" А. Мехрабиана и Н. Эпштейна

Часть 1: (1 – 9 вопросы)

1. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

2. Тест «Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня»

3. Тест «Оценка конкурентоспособности фирмы»

4. Методика «Потребность в перестройке»

5. Тест "Проверьте самого себя - вашу готовность начать собственное дело" Ф. Срама

6. Тест "Способны ли вы стать руководителем"

7. Тест "Характеристика" (для оценки деловых и личных качеств руководителя)

8. Тест "Оценка предрасположенности к управленческой деятельности"

9. Методика определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калининского

МЕТОДИКА № 1

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Диагностическая цель. Выявить несколько стилей ру­ководства трудовым коллективом.

Процедура тестирования . Тест включает в себя не­сколько групп вопросов, каждая из них подразделяется на 3 утверждения, условно обозначаемых буквами а, в и с. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, необ­ходимо внимательно прочитать предложенный текст и из трех вариантов ответов-утверждений выбрать только один, наиболее соответствующий стилю руководства в вашем трудовом коллективе. Тестирование может прово­диться как всем коллективом, так и каждым индивидуу­мом в отдельности. В первом случае результаты теста будут более убедительными, так как в большей степени будут лишены субъективности.

Стимульный материал.

Текст теста.

1. Ваше предприятие производит группу товаров, не пользующихся большим спросом у покупателей. Конку­ренты разработали новую технологию производства этих же товаров, отличающихся высоким качеством, но требующих дополнительных капиталовложений. Как в данной ситуации поступит ваш руководящий начальник?

а) продолжит производство товаров, не пользующихся спросом у покупателей;

б) издаст приказ о скорейшем внедрении в производство новых технологий;

с) потратит дополнительные средства на разработку собственных новых технологий, для того чтобы товары по своим качествам превосходили товары конкурентов.

2. Представьте себе, что вы работаете на автомо­бильном заводе. Один из ваших сотрудников недавно вер­нулся из командировки, целью которой было посещение выставки новинок автомобильного производства. Он предложил модернизировать одну из выпускаемых заво­дом моделей автомобиля. Руководитель вашего завода:

а) примет активное участие в разработке новой идеи, приложит максимальные усилия, для того чтобы быстро ввести ее в производство;

в) отдаст распоряжение о разработке новой идеи соот­ветствующему персоналу;

с) прежде чем ввести это новшество в производство, ваш руководитель соберет коллегиальное совещание, на котором будет принято общее решение о целесообразнос­ти модернизации выпускаемого вами автомобиля.

3. На коллегиальном совещании один из сотрудников предложил наиболее рациональное решение одной из воз­никших в вашем трудовом коллективе проблем. Однако это решение полностью противоречит предложению, ко­торое до этого внес ваш руководитель. В сложившейся ситуации он:

а) поддержит рациональное решение, предложенное сотрудником;

в) будет отстаивать свою точку зрения;

с) проведет опрос сотрудников, который поможет прий­ти к единому мнению.

4. Ваш коллектив проделал большую трудоемкую ра­боту, которая не принесла вам желаемого успеха (прибыли). Ваш руководитель:

а) попросит переделать всю работу, подключив новый, более квалифицированный персонал;

в) обсудит сложившуюся проблему с сотрудниками, для того чтобы выяснить причины неудачи, чтобы избе­жать их в дальнейшем;

с) попытается найти виновных в неудаче (не справив­шихся с работой) сотрудников.

5. В вашу организацию пришел журналист, работаю­щий в газете, пользующейся популярностью у читателей. Если бы вас попросили перечислить ценные каче­ства вашего руководителя, то какие бы из них вы назва­ли в первую очередь:

а) квалифицированность, требовательность;

в) осведомленность обо всех затруднениях, возникаю­щих на предприятии; умение быстро принимать нужное решение;

с) одинаковое отношение ко всем сотрудникам, уме­ние идти на компромисс.

6. Один из сотрудников допустил в своей работе не­ значительный промах, однако для того чтобы его уст­ранить, потребуется большое количество времени. Как вы думаете, как в данной ситуации поступит ваш руко­водитель?

а) сделает замечание этому сотруднику в присутствии его коллег, с целью недопущения подобных промахов в дальнейшем;

в) сделает замечание наедине, не привлекая внимание других сотрудников;

с) не придаст этому событию большого значения.

7. На вашем предприятии освободилась должность. На нее претендуют сразу несколько сотрудников пред­приятия. Действия вашего руководителя:

а) предпочтет, чтобы достойный претендент был выб­ран коллективным голосованием;

в) он будет назначен самим руководителем;

с) прежде чем назначить человека на эту должность руководитель посоветуется только с некоторыми члена­ми коллектива.

8. Принято ли в вашем коллективе проявлять личную инициативу при решении вопроса, который не связан не­посредственно с деятельностью всего предприятия?

а) все решения принимаются только руководителем предприятия;

в) на нашем предприятии приветствуется личная ини­циатива сотрудников;

с) принимая самостоятельное решение, прежде чем начать действовать, сотрудник предприятия должен обя­зательно посоветоваться с руководителем.

9. В целом, оценивая деятельность вашего руководи­теля, вы можете сказать, что он...

а) полностью поглощен проблемами, возникающими у вас на производстве, так что даже в свободное от работы время раздумывает над их разумным разрешением. Он требователен к другим так же, как и к себе;

в) относится к тем руководителям, которые считают, что для плодотворной работы в коллективе между сотрудника­ми должны быть ровные, демократические отношения;

с) ваш руководитель не принимает активного участия в управлении предприятием, всегда действует по опреде­ленной схеме, не стремится совершенствоваться в мало­известных ему областях.

10. Руководитель пригласил вас и других сотрудников на юбилей. Обычно в неофициальной обстановке он:

а) говорит с сотрудниками только о работе, о планах по расширению производства, об увеличении рабочего персонала и т. п., при этом именно он задает основной тон беседе;

в) предпочитает оставаться в тени, для того чтобы пре­доставить возможность собеседникам, коллегам по рабо­те, высказать свою точку зрения по интересующему их вопросу, рассказать занимательный эпизод из их жизни;

с) принимает активное участие в разговоре, не навя­зывая своего мнения другим собеседникам, не отстаивая противоположную всем остальным участникам разгово­ра точку зрения.

11. Руководитель попросил вас побыстрее завершить начатую совсем недавно работу, которая займет у вас дополнительное время, ваши действия:

а) тут же приступите к ее скорейшему выполнению, так как не хотите показаться неисполнительным работ­ником и дорожите тем мнением, которое сложилось у вашего руководителя о вас;

в) выполните эту работу, но несколько позже, так как начальник прежде всего оценит качество ее выполнения;

с) постараетесь уложиться в сроки, предложенные ру­ководителем, однако не гарантируете высокого качества ее выполнения. В нашем коллективе главное - выпол­нить работу в намеченное время.

12. Представьте, что кабинет вашего руководителя временно занят (в нем идет ремонт), поэтому ему не­сколько дней придется поработать в вашем кабинете. Что вы при этом будете чувствовать?

а) вы постоянно будете нервничать, испытывать страх, бояться допустить какую-либо оплошность в его при­сутствии.

в) будете этому очень рады, так как это лишняя воз­можность обменяться опытом работы с опытным, инте­ресным человеком;

с) присутствие руководителя никак не отразится на вашей работе.

13. Вы вернулись с курсов повышения квалификации, узнали много полезного и Ценного для вашей дальнейшей работы. Руководитель дал вам небольшое поручение, и вы для его выполнения использовали приобретенные на курсах знания. Как вы думаете, каковы будут дей­ствия вашего руководства?

Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руковод­ства и коллектива.
Методика направлена на определение стиля руковод­ства трудовым коллективом. Порядок тестирования содер­жится в инструкции.
Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утвержде­ний, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначен­ных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует ваше­му мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверж­дение на опросном листе знаком «+» под соответствую­щей буквой.
Если Вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, харак­теризующих каждого руководителя (или одно утвержде­ние, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе раз­ными знаками: 0; +; -.
Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов!»

1. Центральное руко­водство требует, чтобы о всех делах доклады­вали именно ему.

Старается все решать вместе с подчиненны­ми, единолично реша­ет только самые сроч­ные и оперативные во­просы.

Некоторые важные де­ла решаются фактиче­ски без участия руко­водителя, его функции выполняют другие.

2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

Приказывает так, что хочется выполнить.

Приказывать не умеет.

3. Старается, чтобы его заместители были ква­лифицированными спе­циалистами.

Руководителю безраз­лично, кто работает у него заместителем, по­мощником.

Он добивается безот­казного исполнения и подчинения заместите­лей, помощников.

4. Его интересует толь­ко выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

В работе не заинтересо­ван, подходит к делу формально.

Решая производствен­ные задачи, старается создать хорошие отно­шения между людьми в коллективе.

5. Наверно, он консер­вативен, так как боит­ся нового.

Инициатива подчинен­ных руководителем не принимается.

Способствует тому, что­бы подчиненные рабо­тали самостоятельно.

6. На критику руко­водителя обычно не обижается, прислуши­вается к ней.

Не любит, когда его критикуют и не стара­ется скрыть это.

Критику выслушивает, даже собирается при­нять меры, но ничего не предпринимает.

7. Складывается впе­чатление, что руково­дитель боится отвечать за свои действия, же­лает уменьшить свою ответственность.

Ответственность рас­пределяет между собой и подчиненными.

Руководитель единолично принимает реше­ния или отменяет их.

8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

Не допускает, чтобы подчиненные ему сове­товали, а тем более возражали.

9. Обычно советуется с заместителями и ниже­стоящими руководи­телями, но не с рядо­выми подчиненными.

Регулярно общается с подчиненными, гово­рит о положении дел в коллективе, о трудно­стях, которые предсто­ит преодолеть.

Для выполнения ка- кой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих под­чиненных.

10. Всегда обращается к подчиненным веж­ливо, доброжелатель­но.

В обращении с под­чиненными часто про­являет равнодушие.

По отношению к под­чиненным бывает не­тактичным и даже гру­бым.

11. В критических си­туациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

В критических ситуа­циях руководитель, как правило, перехо­дит на более жесткие методы руководства.

Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо зна­ком.

Если что-то не знает, то не боится этого пока­зать и обращается за помощью к другим.

Он не может действо­вать сам, а ждет «под­талкивания» со сторо­ны.

13. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

Он требователен, но одновременно и спра­ведлив.

О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже при­дирчивым.

14. Контролируя ре­зультаты, всегда заме­чает положительную сторону, хвалит подчи­ненных.

Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллек­тива в целом.

Контролирует работу от случая к случаю.

15. Руководитель уме­ет поддерживать дис­циплину и порядок.

Часто делает подчинен­ным замечания, выго­воры.

Не может влиять на дисциплину.

16. В присутствии ру­ководителя подчинен­ным все время прихо­дится работать в напря­жении.

С руководителем рабо­тать интересно.

Подчиненные предос­тавлены самим себе.

Опросный лист

Оценивает(ют)ся:

1. а б в

9. а б в

2. а б в

10. а б в

3. а б в

11. а б в

4. а б в

12. а б в

5. а б в

13. а б в

6. а б в

14. а б в

7. а б в

15. а б в

8. а б в

16. а б в

Интерпретация

Директивный компонент - Д

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремле­ние к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчинен­ными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирова­ние инициативы, творческой активности людей. Едино­личное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент
(пассивного невмешательства) (пассивного невмешательства) - П

Снисходительность к работникам. Отсутствие требова­тельности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент - К

Требовательность и контроль сочетаются с инициатив­ным и творческим подходом к выполняемой работе и соз­нательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демо­кратичность в принятии решения.

Ключ

ДИАГНОСТИКА ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПЕРЦЕПТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ (С.ЕФРЕМЦЕВА)

Инструкция к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Шкалы: типы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический

см 2 вопрос)

Методики для диагностики тревоги и тревожности у школьников
Тест школьной тревожности Филлипса
Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS)
Шкала учебной тревожности
2.3. Методики для диагностики тревоги и тревожности у взрослых
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант)
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант)
Личностная шкала проявления тревоги (тревожности)
Шкала тревожности
Шкала личностной тревожности (опросник Спилбергера)
Диагностика профессиональной и родительской тревожности
Шкала для определения тревоги и депрессии

12 Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.
Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны - реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:
Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов.
Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Дети - дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х - 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах. Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.
Также для детей - дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа. Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которое ребенок еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно объяснять ребенку.
Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.
Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.



Забирая ребенка на диагностику, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты исследования могут оказаться недостоверными. Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания между ребенком и экспериментатором - необходимое условие для получения достоверных результатов. Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу. Может оказаться целесообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций. Иногда оказывается эффективной предварительная спокойная беседа на необременительные для ребенка темы. Доброжелательное, доверительное отношение к дошкольнику, полное принятие ребенка, без требования от него соблюдения обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на «вы» и т.п.), положительная оценка его личности и его действия создают тот фон, на котором могут реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.

Важное условие психодиагностики - приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. В случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений. В целом обследование может занимать от 30 до 60 минут.

13см тетрадь

14 Метод Диагностики межличностных отношений (адаптированный тест Л ири) выявляет стиль межличностного поведения индивида в трудовом коллективе, команде, экипаже, фирме, любой управленческой иерархии; позволяет сравнить самооценку индивида с тем идеалом, к которому человек стремится; дает возможность выявить оценку стиля межличностного поведения любого члена группы с точки зрения данного лица в сравнении с ожидаемым идеальным вариантом (идеальный лидер, партнер, подчиненный и т.д.).

15 · Методика "Вербальная фантазия" В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов.

· Методика "Времена года" Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка.

Методика "Вырежи фигуры" Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры.

Методика "Кому чего недостает?" Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет.

LSI (Life Style Index)

Опросник Плутчика-Келлермана-Конте

Методика MMPI. Особенности и принципы использования, Кругов С.
Шкала лжи опросника MMPI: опыт экспериментальной валидизации, Мягков А.

PGI (Воспринимаемый индекс вины)

Воспринимаемый индекс вины (PGI), Оттербахер Д.

Методика PARI

Тест Айзенка