Человек спортсмен основные этические проблемы современного спорта. Основы этичного поведения в спорте

Правила спортивной этики и «Fair Play»

Важным регулятором отношений, связанных с организацией и проведением физкультурных и спортивных мероприятий, являются этические нормы. Так, поведение участников физкультурно-спортивного движения, в том числе спортивных организаций, их руководителей, менеджеров, спортсменов, тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов, спортивных врачей, спортивных судей, других специалистов сферы физической культуры и спорта, спортивных болельщиков и зрителей, а также представителей спортивных властей, должно, помимо прочего, определяться социальными нормами, основанными на общепризнанных нравственных принципах, и этическими правилами. Например, в соответствии с

ч. 2. cm. 24 Федерального закона о спорте одна из обязанностей спортсменов - соблюдать этические нормы в области спорта.

В связи с этим, укрупнено говоря, названные лица должны придерживаться небезызвестного категорического императива, сформулированного немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом: «Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе», распространяющегося и на спортивную сферу .

В 1995 г. в Лозанне (Швейцария ) состоялась первая Международная конференция по спорту и окружающей среде. Ее организаторами были Международный олимпийский комитет (МОК) и Организация Объединенных Наций (ООН) в рамках Программы по охране окружающей среды (ЮНЕП). На этой конференции 120 делегатов представляли разные страны, структуры ООН, неправительственные организации пяти континентов, промышленный сектор и олимпийскую семью.

На конференции было отмечено, что 3 млрд человек, т.е. около половины человечества, проживают на урбанизированных территориях и ежедневно эта цифра увеличивается примерно на 160 тыс. При этом более 1 млрд человек из городского населения проживают в условиях угрожающих здоровью уровней воздушных загрязнений, что для тех, кто активно занимается спортом, особенно опасно.

В связи с этим Комиссия по спорту Евросоюза запланировала принятие Кодекса устойчивого развития в спорте, причиной разработки которого стала необходимость гарантировать возможно большему числу людей такие оптимальные условия для занятий спортом, которые были бы им полезны. Речь идет в первую очередь о сохранении чистой и здоровой окружающей среды.

Взаимоотношение спорта и окружающей среды в рамках потребности устойчивого развития определены МОК в документе Agenda 21. В нем спорт рассматривается как одна из возможностей отыскания путей и основ, гарантирующих защиту окружающей среды.

В свете этого специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта совместно с представителями Федерации парусного спорта России разработали Кодекс поведения спортсменов во время проведения тренировок и соревнований по парусному спорту, подготовке материальной части при организации отдыха в естественной природной среде 1 .

Регламент разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом РФС, Этическим кодексом и иными документами ФИФА.

Регламент содержит перечень основных правил поведения и требований к официальным лицам, основанных на общепризнанных нравственных принципах, а также устанавливает порядок деятельности Комитета РФС по этике, определяет его компетенцию по рассмотрению нарушений указанных норм и применению наказаний.

Согласно ст. 1 Регламента официальным лицом признается облеченное полномочиями должностное лицо, выполняющее организационнораспределительные или административно-хозяйственные функции в следующих субъектах футбола: РФС, лиги, клубы, члены РФС, в том числе (но не ограничиваясь этим) руководители указанных организаций (член коллегиального исполнительного органа, единоличный исполнительный орган и т.п.), члены органов управления указанных организаций, а также члены комитетов, комиссий, советов и иных аналогичных органов указанных организаций, футбольные судьи и их помощники, инспекторы матчей, делегаты и комиссары матчей, тренеры, врачи, начальники футбольных команд, администраторы футбольных команд, пресс- атташе и иные физические лица, отвечающие за технические, медицинские, административные аспекты деятельности указанных организаций.

Статья 3 Регламента закрепляет следующие обязанности официальных лиц:

  • 1) соблюдать основные правила поведения, установленные Регламентом, документами ФИФА, УЕФА, РФС;
  • 2) предоставлять по запросу необходимую информацию Комитету РФС по этике либо в организацию, действующую по их поручению, а также сотрудничать с ними по всем рассматриваемым вопросам;
  • 3) выполнять иные обязанности, предусмотренные Регламентом, документами ФИФА, УЕФА, РФС;
  • 4) исполнять решения Комитета РФС по этике;
  • 5) по вызовам названного Комитета являться на его заседания.

До того как быть избранным, официальные лица должны исключить свои личные интересы, связанные с их дальнейшей деятельностью в футболе.

Официальным лицам запрещается злоупотреблять или пользоваться своим статусом, извлекать выгоду, ведущую к конфликту интересов, при котором возникает противоречие между личной заинтересованностью официального лица и законными интересами третьих лиц, способное привести к причинению вреда гражданам, организациям, обществу и государству.

Официальные лица должны осознавать значение своих обязанностей, а также ответственность, связанную с их невыполнением.

Основными правилами поведения официальных лиц, закрепленными в Регламенте, являются следующие.

1. Поддержание деловой репутации.

Официальные лица обязаны честно и добросовестно выполнять обязанности, своими действиями не причинять вреда деловой репутации ФИФА, УЕФА, РФС, членов РФС, лиг, клубов и не нарушать принципов честной игры.

2. Лояльность и конфиденциальность.

Официальные лица обязаны проявлять лояльность в отношении ФИФА, УЕФА, РФС, членов РФС, лиг и клубов, а также деятельности данных организаций, т.е. воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб их деловой репутации.

Официальные лица обязаны не разглашать конфиденциальную информацию, полученную ими при исполнении своих обязанностей. Обнародование информации и мнений должно осуществляться без нанесения ущерба деятельности ФИФА, УЕФА, РФС и других субъектов футбола.

3. Отношение к политической деятельности.

Официальные лица при исполнении служебных обязанностей не могут в связи со своей деятельностью в футболе и в период такой деятельности пропагандировать или иным образом публично выражать свое отношение к какой-либо политической партии, политическим движениям и иным общественным объединениям, преследующим политические цели.

Официальные лица должны оставаться политически нейтральными в соответствии с принципами и целями ФИФА, УЕФА, РФС, а также вести себя в соответствии со своим особым публичным статусом и принципами деловой этики, воздерживаться от каких-либо политических заявлений.

4. Запрет на участие в футбольном тотализаторе.

Официальные лица обязаны воздерживаться от прямого или

косвенного участия в азартных играх, а также делать ставки и участвовать в деятельности букмекерских контор и тотализаторов, связанных с проведением футбольных матчей, организуемых или проводимых под эгидой ФИФА, УЕФА и РФС.

5. Честная спортивная борьба.

Официальным лицам запрещается вступать в сговор между собой или с какими-либо иными лицами в целях оказания воздействия на честный результат спортивного соревнования.

6. Запрещение дискриминации.

Официальные лица должны проявлять толерантность к людям вне зависимости от их пола, национальности, вероисповедания, политической ориентации, проявлять уважение к обычаям и традициям народов России и других стран, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.

7. Прием подарков, коммерческий подкуп и комиссионные.

Официальным лицам при исполнении служебных обязанностей

не разрешается принимать от третьих лиц подарки и прочие блага, ценность которых превышает культурную традицию (или установленный РФС предел). В случае сомнений подарки должны быть отклонены. Прием подарков в виде наличных денег любой суммы строго запрещен.

При исполнении служебных обязанностей официальные лица могут дарить подарки и прочие блага в соответствии с культурными традициями третьей стороны.

Коммерческий подкуп официальных лиц запрещен. Любые подарки, которые предлагаются, обещаны или отправлены им в целях подстрекательства, нарушения обязанностей или нечестного поведения ради интересов третьих лиц, запрещены.

Официальным лицам запрещено получать комиссионные за переговоры, сделки при исполнении служебных обязанностей без разрешения на то органа, в состав которого они входят или который их назначил (избрал).

Важным документом, регламентирующим международные спортивные соревнования, является Кодекс спортивной чести - «Fair Play».

«Fair Play» - это свод правил, которых должны придерживаться спортсмены, тренеры, врачи, судьи и другие лица, участвующие в системе соревнований. Основные правила честной игры, не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство; главное - не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление собственной слабости. Согласно кодексу, необходимо строго соблюдать регламент и правила соревнований, не допускать мошенничества, запрещенных приемов, грубости, не использовать запрещенные препараты и т.д.

Международное движение «Fair Play» существует 50 лет. Его координирует Международный комитет «Fair Play» (основан в 1964 г.) - общественное объединение, получившее признание МОК и ЮНЕСКО. Его основателем и первым президентом был выдающийся теннисист середины XX в. Жан Боротра (Франция). Комитет совместно с

Международной ассоциацией борьбы за спорт без насилия и Международным фондом борьбы с насилием в спорте создали совместный консультативный орган под названием «Международное содружество борьбы с насилием в спорте и пропаганды честной игры».

Международный комитет «Fair Play» провозглашает в своем манифесте: концепция этой организации является неотъемлемой частью спорта. Без принципов честной игры спорт существовать не может. Принципы «Fair Play» являются необходимой частью олимпийской идеи Пьера де Кубертена - олимпизма.

Для поощрения рыцарского поведения спортсменов стали широко применяться различные награды. Присуждает их Международный комитет «Fair Play». Одна из наград называется «Трофей Пьера де Кубертена за благородный жест». Вторая награда Международного комитета - «Трофей Пьера де Кубертена за благородство на протяжении спортивной карьеры».

Олимпийский комитет России входит в Международный комитет «Fair Play» с 1992 г. В 1993 г. высшей награды комитета был удостоен трехкратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе Александр Медведь .

Европейское движение «Fair Play » существует уже почти 20 лет. Движение включает 32 члена, в том числе и Россию .

Международная олимпийская академия стремится «быть стражем олимпийского духа», который предполагает соблюдение в спорте правил честности, справедливости, благородства, взаимного уважения, стремится привлечь внимание участников сессий и семинаров к олимпийскому идеалу «Fair Play». Лекции и доклады на этих сессиях посвящены двум группам вопросов: теоретической концепции честной игры; средствам, формам и методам формирования поведения, соответствующего принципам «Fair Play» .

В соответствии с п. 23.2 Регламента СОГАЗ-чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги сезона 2013-2014 гг., утвержденного Исполкомом Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» (РФС) 28 июня 2013 г. (далее - также Регламент), матчи проводятся в соответствии с принципами «Fair Play», определяемыми ФИФА. А в силу п. 15.6 Регламента назначенный Российской футбольной Премьер-Лигой на матч делегат, отвечающий за вопросы организации и проведения матча, обязан оценить организацию и проведение матча в зачет системы «Fair Play».

В 1985 г. министрами Европы, ответственными за спорт, принят Кодекс спортивной этики «Справедливая игра - путь к победе »*.

В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, которые являются неотъемлемой частью всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта - основу, построенную на справедливой игре, товариществе.

Многие положения этических кодексов и других аналогичных документов не являются императивными и носят главным образом рекомендательный характер. Однако отказ следовать этическим нормам, помимо прочего, может нанести серьезный ущерб имиджу спортсмена, тренера, судьи, спортивной организации, другого субъекта спортивной сферы, даже государства, и стать куда более болезненным, чем меры юридической ответственности.

  • См.: Радченко Л., Матвеев С., Когут И. Проблема этики в современном олимпийском спорте // Наука в Олимпийском спорте. Украина. 2007.
  • См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013. С. 229-230.
  • http://www.rfs.ru
  • См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. С. 225-228.

Fair play и спортивная этика

2.1 Понятие о спортивной этике

2.2 Основы этичного поведения в спорте

2.3 Понятие о Fair play – «справедливая игра»

2.4 Пропаганда Fair play

Понятие о спортивной этике

Профессионализация спорта и спортивная этика. Профессионализация спорта в последнюю четверть XX начала ХХI века приобрела почти всеобщий характер. Однако, профессиональный спорт, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Но поскольку в настоящее время именно профессиональный спорт занимает доминирующее положение в иерархии этого рода деятельности, поскольку события и люди именно сферы про­фессионального спорта задают здесь тон и привлекают наибольший интерес зрителей и читателей, поскольку именно они в наибольшей мере определяют характер и содержание общественного мнения по поводу спорта, а также мощно влияют на другие сферы общественной жизни (экономику, политику, культуру), постольку становятся все более актуальными и приобретающими общий характер порождаемые им этические проблемы.

Под спортивной этикой понимается система принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере спорта.

Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, как к необ­ходимому условию деятельности (всякого рода скандалы и скандальное поведение здесь допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть опять-таки условий, способствующих успеху деятельности).

Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Другое дело секреты (технические, технологические и др.), всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт, – этика требует их беречь.

Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа.

Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности.

Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей .

Основы этичного поведения в спорте

Что же является основой для честного и этического поведения в спорте?

Этический кодекс. Наличие и принятие (и приверженность к) установленного кодекса поведения/этического кодекса спортсменов, тренеров, официальных лиц и т.д. Во время Олимпийских игр Этический кодекс МОК применяется по отношению ко всем участникам. Другими словами, к индивидуальным и командным соперникам; официальным лицам, руководителям и другим членам любой делегации; судьям и членам судейской команды; всем остальным аккредитованным лицам.

Права человека. Основные права человека, а также отсутствие эксплуатации, уважение к достоинству и ценности человеческой личности, самоопределение и право на частную жизнь.

Принципы естественного права. Наличие политики и процедур, соответствующих естественному праву (надлежащая правовая процедура), включая такие аспекты, как согласие, основанное на получении информации, отсутствие предубеждения, отсутствие конфликта интересов и право обжалования.

Обязанность соблюдать осторожность . Стремление к высоким результатам руководствуется ценностями, политикой и действиями, которые подчеркивают обязанность соблюдать осторожность в отношении себя и других. Соответствующие вопросы могут включать в себя дисциплину, здоровье спортсмена, работу с несовершеннолетними, работу с молодыми девушками, страдающими отсутствием аппетита, транспортные условия, физические риски и так далее.

Практика деловых отношений . Сюда относятся неэтичные и или нелегальные деловые отношения, включая ложную информацию или информацию, вводящую в заблуждение, подачу неправильных данных (например, о квалификации), незаконное присвоение собственности (включая список членов, предложения спонсорства), маркетинговую деятельность, кон­тракты спортсменов, договоры личного найма (тренера), случаи мошенничества, разглашение информации, методы переманивания (например, страховые полисы на выступления спортсменов).

Специфическая область. Выбранный курс и деятельность по таким вопросам, как:

– равенство полов;

– мультикультурализм;

– расизм;

– дискриминация;

– интеграция спортсменов-инвалидов;

– притеснения;

– безопасность;

– спорт, свободный от наркотиков.

Система контроля качества. Внутренний контроль качества за этическими действиями может включать в себя:

– обзор проводимого курса, какие существуют стратегии-процедуры; их ясность, проработанность, специфические шаги по решению проблем, обзор специфических целей и систем мониторинга;

– обзор процесса: как разрабатываются и выполняются стратегии и программы;

– обзор программы: включаются ли олимпийские ценности, этические положения в процесс принятия решений и выполнения программ;

Цели этичного поведения в спорте. Например, что может продемонстрировать приверженность спорту, свободному от наркотиков?

– выполнение национальной антидопинговой политики;

– процент необъявленных тестов по отношению к объявленным тестам;

– независимый тест Международной федерации;

– независимые эксперты по проведению тестов на Олимпийских играх / спортивных соревнованиях;

– определение результатов всех тестов;

– участие в обзорах случаев использования допинга;

– образование по вопросам спорта, свободного от допинга (семинары, распространение материалов);

– процент спортсменов, тренеров, членов, посетивших семинары по вопросам спорта, свободного от допинга;

– услуги консультирования, реабилитации;

– присутствие адвоката спортсмена на соревнованиях.

Например, что может указывать на приверженность идее искоренения дискриминации?

– существует процедура обжалования и независимый комитет, независимое лицо;

– обеспечение конфиденциальности;

– право представительства;

– отсутствие финансовых барьеров в случае обжалования;

– предоставление преимущественных прав на вовлечение меньшинств;

– равные возможности (в отношении объективности и доступности, отсутствия гендерного, этнического, языкового притеснения спортсменов, тренеров, официальных лиц и т. д.);

– критерий проведения тендера на заключение контрактов (с целью гарантировать вознаграждение надлежащим продавцам).

Например, что может указывать на приверженность организации идее честного и этического спорта?

– этический кодекс, учрежденный для спортсменов, тренеров, официальных лиц и добровольцев (наряду с процедурами строго соблюдения правил и механизмами мониторинга);

– справедливая игра, включенная в курсы развития мастерства, про грамм развития лидерства и работу семинаров;

– продемонстрированная приверженность идее спорта, свободного от допинга (выработанные стратегии, процедуры и механизмы мониторинга);

эффективные стратегии борьбы с притеснениями;

– верность, принципам естественного права, надлежащих правовых процедур, включая право быть услышанным, право обжалования и отсутствие предубеждения;

Что может указывать на то, что возможности в спорте равны и доступны для всех?

– отсутствие гендерного, этнического, языкового притеснения спортсменов, тренеров, официальных лиц и добровольцев;

– количество и тип программ, разработанных для меньшинств или групп, недостаточно представленных в спорте (например, местные группы, группы инвалидов, лиц с низким социально-экономическим статусом);

– в какой степени реализация программ и услуг осуществляется на официальных языках;

– наличие программ по выработке стратегий, направленных на борьбу с притеснениями.

Комиссия МОК по этике. После обсуждения тем, касающихся подачи заявки Солт-Лейк-Сити на принятие Олимпийских игр в апреле 1999 года, для активного решении определенных этических проблем МОК создал постоянно действующую Комиссию по этике. Этический кодекс МОК применяется к членам МОК, всем НОК, ОКОИ, городам, претендующим на организацию Олимпийских игр, и участникам самих Игр. МСФ также могут принять решение о применении Этического кодекса МОК по отношению к себе.

Комиссия состоит из двух членов МОК, включает одного спортсмена и шесть ведущих независимых лиц, известных своим независимым духом, компетентностью и международной репутацией. Она проводит заседания каждые два года.

Формально одобренная на 108-й Сессии в Лозанне в марте 1999 года, Комиссия по этике отвечает за:

– пропаганду положительной этики;

– обеспечение прозрачности и подотчетности в применении этических стандартов;

– обеспечение четкости и применения стандартов и правил, содержащихся в Кодексе поведения МОК, который должен быть выпущен в ближайшее время;

– обеспечение всеобъемлющего, реалистичного и эффективного решения этических проблем.

Комиссия рассмотрит все случаи противоречия данным принципам и правилам с тем, чтобы в дальнейшем выработать рекомендации Исполнительному комитету МОК .

11.6. Спортивная этика 197

Успешность деятельности человека в присутствии других людей зависит от личностных особенностей, в частности от экстравертированности (общитель­ности). Так, П. Бекан выделил две группы - экстравертов (общительных) и ин­травертов (замкнутых) - и предложил им задание на внимание. И экстраверты, и интраверты были поделены на две подгруппы, одна из которых работала кол­лективно, а другая - в условиях индивидуального эксперимента (каждый испы­туемый был изолирован от других). Результаты эксперимента показали, что экст­раверты лучше работали коллективно, а интроверты - изолированно.

11.6. Спортивная этика

Во время соревнований соперники используют различные приемы, чтобы вывес­ти друг друга из душевного равновесия, вызвать растерянность. Весь вопрос в том, какими средствами это достигается. Именно поэтому в спортивном соперни­честве наиболее ярко проявляется идейная направленность спорта. Всякое спор­тивное соревнование помимо состязаний в силе, ловкости, быстроте, выносливо­сти, смекалке является и состязанием в проявлении нравственных и морально-волевых качеств спортсменов. Соперничество должно проходить в бескомпро­миссной, но честной борьбе. Поэтому нравственное воспитание спортсменов яв­ляется обязательной частью педагогической работы тренеров.

В связи с обострением борьбы на международной арене все большее значение приобретает вопрос о спортивной этике, то есть о нравственных правилах, кото­рые вытекают из идеи здорового, честного соперничества. Как писал знаменитый бегун Владимир Куц, «спорт тем и велик, что "противники" на беговой дорожке, загнавшие себя до полуобморочного состояния, после финиша обнимают друг друга, а едва стоящие на ногах боксеры после боя никогда не забывают обменять­ся рукопожатиями» (Предисловие В. Куца к кн.: Гилмор Г., Снелл П. Без труб, без барабанов. М.: ФиС, 1972. С. 8).

Высокие моральные качества должны проявляться спортсменами даже в мо­менты острейшей спортивной борьбы, что и демонстрируют многие спортсмены.

Однажды во время международных соревнований мотогонщиков в ФРГ один из швед­ских спортсменов потерпел аварию, жизнь его находилась в опасности. Два наших спортсмена, увидев истекающего кровью гонщика, прервали состязание и поспешили к нему на помощь. Они возвратились на трассу только после того, как отвезли шведа к медикам. Судейская коллегия оценила благородство этих спортсменов и сняла с их результатов время, которое они затратили на оказание помощи потерпевшему аварию. Таких примеров можно было бы привести много.

Однако дух бизнеса, проникший в профессиональный спорт, отрицательно влияет на формирование нравственных и этических черт личности спортсменов.

Кистлер и Ричардсон выявили у американских студентов университетов, занимающих­ся спортом, менее благоприятное отношение к таким понятиям, как спортивная честь, благородство, чем у студентов, не занимающихся спортом. Этот факт авторы объясня­ют тем, что существующая практика отбора спортсменов в крупные университеты, снисходительность к ним тренеров и руководителей спортивных клубов приводят к формированию определенного отношения к спорту, противоречащего представлениям о его морально-этических ценностях: уважении соперников, честном и открытом еди­ноборстве и т. п.

В настоящее время нередки случаи проявления в спорте расизма. Нередки и провокации со стороны соперников в виде ударов исподтишка, оскорблений. Так, во время финального матча на первенстве мира по футболу 2006 года футбо­лист итальянской команды оскорбил родственников одного французского футбо­листа, и тот, не стерпев обиды, боднул головой соперника, за что был удален судьей с поля. В результате команда Франции осталась в меньшинстве и проиг­рала итальянцам.

Особую этическую проблему в спорте в последние десятилетия создает ис­пользование спортсменами, в основном занимающимися циклическими видами спорта и метаниями, допинга. И дело не только в стремлении спортсменов любой ценой добиться славы и почета. Спорт в настоящее время пропитан духом ком­мерциализации. На спортсменах дельцы от спорта, называющие себя менеджера­ми, зарабатывают колоссальные деньги. Но для этого нужно устраивать для зрите­лей соревнования-шоу, участниками которых становятся супермены-спортсме­ны. Стать же такими без допинга практически невозможно. Вот и обманывают спортсмены друг друга, демонстрируя не столько возможности человеческого ор­ганизма и своей воли, сколько возможности теневой медицины и фармакологии.

Предлагается для сохранения чистоты спорта превратить его целиком в лю­бительский, со скромными призовыми, так как не без основания считается, что большие деньги в мире профессионального спорта - корень всех бед. Но допинги начали использовать еще в те годы, когда коммерциализации спорта не было, а слава после побед на чемпионатах мира и олимпиадах уже была. Слава, призна­ние в своем кругу - вполне достаточная мотивация для тщеславных людей.

Как-то о своих ощущениях во время бега мне рассказывал известный конькобежец, кото­рый при этом не скрывал, что его мировой рекорд - результат применения анаболиков. Ощущения, по его словам, были не из приятных. Я по наивности спросил: «Ну почему вы не можете договориться между собой о честной борьбе и отказаться от использова­ния допингов?» - «А у вас есть уверенность, что какой-нибудь подлец, согласившийся на словах, не будет втихаря использовать допинги?» - последовал его ответ.

Проблема действительно непростая. Как пишет один журналист, «в системе ценностей, где человек хорош ровно настолько, насколько велик его банковский счет; где вознесение над всеми и подавление всех - абсолютная цель; где тот, кто ради успеха гробит себя, - идиот, а тот, кто устлал свой путь к успеху безжизнен­ными телами и сломанными судьбами (но при этом не был пойман или догово­рился с кем надо), - гений - при всем при этом ждать от спортсменов честной игры по правилам наивно до тошноты. А что же делать-то? Кто знает ответ на этот вопрос - тот как минимум спаситель человечества» (Курдюков С. Советский спорт)

Primi, et spolia

(«Кто пришел первым, тот и уносит добычу» – Плавт)

Профессиональный спорт представляет собой спортивно-предпринимательскую деятельность, которая за счёт высокой зрелищности состязаний даёт коммерческую выгоду для телевидения, спортивных организаций и самих спортсменов. Это позволяет им целиком посвятить себя спорту, совершенствуя свои навыки и сохраняя или даже повышая свою спортивную форму.

Самые высокие результаты на международном уровне показываются в спорте высоких достижений (олимпийский спорт) и в профессиональном спорте. Между этими разновидностями спорта существует целый ряд общих и специфических отличий. К числу организационных характеристик профессионального спорта относятся:

1. Выраженный коммерческий характер как видов спорта, так и технологии проведения соревнований. Правовое обеспечение (наличие специального законодательства, регламентирующего управленческие и трудовые отношения).

2. Стремление профессиональных клубов к созданию объединений (лиг, союзов и т. п.), в задачи которых входят проведение соревнований и отстаивание общих экономических интересов партнеров.

3. Функциональная ориентация на зрелищность и рекламу, на обеспечение приятного времяпрепровождения зрителей.

4. Источники финансирования.

5. Правовое положение спортсменов (социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, наличие контрактов, их содержание, возможность создания профсоюзов).

6. Вознаграждение спортсменов (количественные показатели и формы оплаты труда).

К специфическим характеристикам следует отнести:

1. Календари соревнований с акцентом на общую продолжительность и количественную насыщенность.

2. Критерии в классификации спортсменов: рейтинги спортсменов, стоимостные показатели, количество денег, заработанных за сезон, место в системе драфта и т. п. – в отличие от разрядов и званий в любительском спорте.

3. Нацеленность правил и условий проведения соревнований на усиление зрелищности и контакта соперников.

4. Особенности тренировочного режима, вытекающие из своеобразия спортивной деятельности и условий, оговоренных в контракте спортсмена.

Исторический экскурс

Первые упоминания о педагогах-профессионалах в сфере физического воспитания связаны с элитарной культурой Древнего Востока. В частности, об этом говорится в древнеегипетских источниках, относящихся ко времени за две тысячи лет до новой эры. При дворах сатрапов в Персии существовали школы, где обучали верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья и нравственности.

Появление профессиональных атлетов связывают с древнегреческими Олимпийскими играми (IV в. до н. э.), когда среди олимпийцев сформировалась прослойка борцов и кулачных бойцов, занимавшихся спортом профессионально. Система местных соревнований-агонов со значительными призами позволяла представителям низших классов, занимающимся профессиональным спортом, обеспечивать себе безбедное существование.

С упадком греческой цивилизации центр профессионального спорта перемещается на территорию Римской империи. Первые поединки борцов-профессионалов состоялись в Риме в 186 г. до н.э. Именно в Древнем Риме спортсмены-профессионалы впервые создают организации – прообразы современных профсоюзов, из которых наиболее авторитетным было «Товарищество атлетов, увенчанных победой на священных играх».

В эпоху Средневековья профессиональный спорт находился в упадке. Его бурное развитие начинается в Новое время, с зарождением буржуазной культуры, обеспечившей новые перспективы для коммерческого использования способностей спортсмена и открывшей возможности спортсмена выгодно продать свой талант. Именно начало XVIII в. приято считать временем зарождения современного профессионального спорта. В это время в Англии и США появились профессионалы в конном спорте, в состязаниях борцов, бегунов, кулачных бойцов, гребцов, несколько позднее – в игровых видах спорта. Особую популярность приобрели конные скачки и поединки профессиональных боксеров с использованием тотализатора. Уже к середине XVIII в. началась практика манипуляций с результатами скачек и боёв, позволявшая менеджерам и антрепренёрам получать значительные суммы денег.

С середины XIX в. спорт стал социальным феноменом. Аристократия начала регулярно заниматься спортом для собственного удовольствия. Такой спорт назвали любительским, исходя из того, что любитель – это тот, кто участвует в каком-либо виде деятельности исключительно ради удовольствия и развлечения. Аристократы не допускали к своим соревнованиям тех, кто мог иметь заметное превосходство в силе и мастерстве, обусловленное их профессией, – то есть рабочих. Соответственно спорт, которым занимались рабочие, получил статус профессионального. Постепенно классовое противоречие между любительским и профессиональным спортом начало исчезать, однако появилось новое различие – денежное вознаграждение. Если любительство – спортивная деятельность, не преследующая цели извлечения материальной прибыли, то занятия спортом для профессионала, напротив, выступают основным источником заработка.

В XX в., когда большое развитие получила культура досуга, спортивные состязания и наблюдения за ними стали популярными развлечениями для зрителей и профессиональной деятельностью для спортсменов. Профессиональные спортсмены высокого уровня зарабатывают большие гонорары, а также получают доходы, рекламируя различные товары, и становятся знаменитостями.

В профессиональном спорте, наряду со спортивным результатом, в первую очередь ценится коммерческий успех, зависящий от отношения зрителей, спонсоров и телевидения. Система профессионального спорта состоит из взаимосвязанных подсистем, является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой, системообразующим фактором которой является зрелищность. В её основе лежат внешняя привлекательность, эффект сопереживания и отождествления со спортсменами, непредсказуемость результата, сохранение интриги до конца соревнования, постоянное внесение элементов новизны (изменение правил, систем розыгрыша и т.п.). Зрелищность обеспечивают 4 основных компонента: участники, организаторы, органы управления, средства массовой информации.

В 1981 году понятие «любительство» было исключено из Олимпийской хартии, и в Олимпиадах, стали участвовать сильнейшие профессиональные спортсмены мира. В дальнейшем Олимпийский конгресс 1994 года в Париже поддержал концепцию президента МОК Х.А. Самаранча о профессионализации и коммерциализации спорта, но одновременно призвал не допустить того, чтобы дух коммерции пришел на смену Олимпийским идеалам. Для регулирования происходящего в профессиональном спорте образуются общие и узкоспециальные организации и ассоциации, которые объединяют спортсменов, тренеров, судей, а иногда и болельщиков.

То, что спорт превратился в бизнес и источник благосостояния, сильно влияет на суть состязаний. Ввиду требований зрелищности или удобства судейства часто изменяются спортивные правила. Так, в 60-е годы XX в. Американская баскетбольная ассоциация с целью оживления игры и повышения интереса у зрителей ввели в обиход трёхочковые броски, позже ставшие частью баскетбольных правил во всём мире. С 1970 года на профессиональных теннисных турнирах в целях сокращения времени матчей система, предполагавшая обязательную разницу в два гейма для победы в сете, вытесняется так называемым тай-брейком – решающим геймом, разыгрываемым при равном счёте 6:6 в сете. В конце XX в. в волейболе, где до этого можно было заработать очко только на своей подаче, в целях увеличения зрелищности была введена система «ралли-пойнт», по которой каждый розыгрыш мяча стал приносить очко – сначала в решающей, пятой, партии, а с 1998 года и в остальных партиях матча.

Спортивная этика в условиях профессионализма

Профессиональная этика представляет собой систему принципов, норм и ценностных аспектов, регулирующих отношения в сфере определенного вида профессиональной деятельности.

Доктор философских наук М. Я. Сараф, считает, что существуют нюансы в оценке высших ценностей в системах общественной морали и профессиональной этики. В первой высшими нравственными ценностями являются человек и все, что направлено на развитие и совершенствование человеческих отношений и человека, независимо от его рода занятий и социального статуса. Приоритетом выступает достоинство человека как такового. В профессиональной же этике высшей ценностью представляется лишь то, что ведет к профессиональному успеху, к получению высшего результата в этой сфере деятельности. Здесь рассматривается не отношение человека к человеку, а отношение коллеги к коллеге в условиях их совместной профессиональной деятельности.

По мнению М. Я. Сарафа, если в профессиональном спорте успех будет связан с гуманистическими ценностями и определяться благородными идеалами, то на их основе будет формироваться и его этика. Вместе с тем во имя успеха здесь готовы к нарушению этих идеалов или даже отказу от них. К примеру, с точки зрения общечеловеческой морали всякого рода скандалы и скандальное поведение противоречат нормам человеческого общежития. В профессиональном же спорте они допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть условий, способствующих успеху деятельности

Каково же содержание общих принципов спортивной этики в условиях профессионализма? Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, которые являются основным источником денежного притока.

Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Исключение составляют секреты, всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт. Речь идет о технических, технологических, фармакологических секретах, о новинках в методике тренировки и т. д.

Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа.

Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности.

Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей.

Спортивное поведение

Gratiam magis quam amare divitias

(«Добрая слава лучше богатства» – Публилий Сир)

Поведение спортсмена в быту, на тренировочных занятиях, в отношениях с товарищами, соперниками, тренерами, судьями обусловлено спецификой спортивной деятельности. С точки зрения спортивной этики наиболее интересным представляется поведение спортсмена в процессе спортивных соревнований, где эмоциональное состояние достигает наивысших показателей. Именно здесь можно выделить принципы нравственного спортивного поведения:

1. Уважительное отношение к сопернику.

3. Отрицание допинга и любого искусственного стимулирования.

4. Равные шансы – все спортсмены на старте соревнований могут одинаково рассчитывать на победу.

5. Самоконтроль спортсмена – сдерживая свои эмоции уметь адекватно воспринимать любой исход поединка.

Свои нравственные законы есть в каждом виде спорта. В частности, один из них касается строго обязательной формы одежды, которую необходимо соблюдать. Кроме того, одним из обязательных ритуалов является приветствие команд и спортсменов перед началом и по окончании соревнований. Как правило, на международных соревнованиях команды выстраиваются под гимн своих стран, затем по очереди жмут руки соперникам.

Поведение спортсменов и зрителей в разных видах спорта может существенно отличиться. Часто это объясняется историческими корнями. Так, теннис зародился и долгое время развивался как аристократический вид. Поэтому реакция зрителей на соревновательные ситуации в этом спорте коренным образом разнится с тем, что можно наблюдать на футбольном матче. Истоки футбола находятся в народной физической культуре с ее доступностью и простотой нравов. Здесь до сих пор можно видеть потасовки и брань как на соревнованиях, так и во время тренировочных занятий. В разных видах спорта и физических упражнений сложились традиции благородного поведения по отношению к соперникам и товарищам по занятиям. Приведем несколько примеров.

После футбольных матчей нередко игроки меняются футболками в знак особой расположенности к противникам. В случае травмы одного из игроков игроки другой команды, заметив это, намеренно останавливают игру, незначительно нарушая правила. После оказания медицинской помощи пострадавшему футболисту, игроки его команды обязаны оказать ответную любезность соперникам, передав им мяч. В официальном своде футбольных законов этого нет, это негласное правило честной игры. Воспитанный футболист, в единоборстве бивший соперника с ног, помогает ему подняться и приносит извинения.

Баскетбол

В баскетболе тоже есть свой кодекс чести: принято поднимать руку тому игроку, который получил замечание. Это экономит время проведения игры.

Легкая атлетика

В этом виде спорта сложилась традиция чествования бегунов марафона и многоборцев. По окончании соревнований все спортсмены бегут круг почета, держась за руки. Аплодисменты и поздравления коллег и болельщиков достаются не только победителям, но и аутсайдерам.

Единоборства

Во всех видах единоборств перед началом поединка борцы показывают свою готовность к честному бою, без оружия, когда они приветствуют друг друга. После боя судья поднимает вверх руку победителя, а борцы просят прощения и благодарят друг друга за поединок.

В теннисе перед началом розыгрыша площадки игроки пожимают руки друг другу и судье. Этот же жест обязателен и после завершения игры. Во время встречи, если мяч задел сетку, выигравший очко соперник поднимает вверх руку. Этим жестом он как бы просит прощения.

Авто- и мотогонки

Победитель обливает шампанским соперников, тренеров и механиков. Так он призывает всех разделить его радость и показывает уважение к остальным участникам. На пьедестале почета все победители жмут друг другу руки и поздравляют друг друга. После вручения медалей, чемпион приглашает призеров взобраться на верхнюю ступеньку для общей фотографии.

Эталоны спортивного поведения

Образцы спортивного поведения, к сожалению, чаще встречаются в любительском спорте. Тем не менее примеры благородства и уважительного отношения к сопернику, зрителям и судьям можно констатировать во многих видах спорта, в том числе – на соревнованиях самого высокого уровня. История спорта знает немало случаев, когда:

Теннисист помогает судье, показывая, что удар его соперника пришелся в пределах линии;

Боксер воздерживается от нанесения ударов по сопернику после того, как понимает, что тот, хотя и продолжает стоять, уже не в состоянии себя защитить;

Велосипедист в гонке на длинную дистанцию останавливается, чтобы помочь упавшему и повредившему свой велосипед сопернику, предоставив ему запасную деталь из собственной «велоаптечки»;

Тренер по футболу поощряет игрока за отказ от агрессивности по отношению к игроку соперника в ситуации, когда это позволяло забить гол.

Примеры проявления спортивной этики

Первым спортсменом, награждённым медалью Пьера де Кубертена стал итальянский бобслеист Эудженио Монти, который собственными руками несколько раз помогал выигрывать олимпийское золото своим соперникам, помогая им в ремонте поврежденных саней.

Примером истинно спортивного поведения стал поступок капитана сборной СССР по футболу Игоря Нетто. В матче группового турнира чемпионата мира 1962 года сборная СССР встречалась со сборной Уругвая. Нетто обратил внимание судьи на то, что забитый советской командой мяч влетел в ворота уругвайцев через дырку в сетке, сбоку от штанги, и не должен быть засчитан. Судья отменил взятие ворот (хотя команда СССР все же выиграла этот матч).

Игрок немецкой команды «Вердер» Франк Ордоневид совершил невиданный по футбольным понятиям поступок. В матче с «Кельном» он остановил игру в своей штрафной и признался судье, что сыграл рукой. Назначенный пенальти привел к поражению «Вердера».

Противоположный пример. В Италии на матче «Удинезе»–«Наполи» (1:0) 12.000 детей заняли места на фанатских трибунах хозяев поля. Эти трибуны были дисквалифицированы после игры, так как с детских мест доносилась нецензурная брань, в том числе, оскорбления в адрес голкипера гостей. Присутствовавший на матче Фабио Капелло (в то время – старший тренер сборной России по футболу) воскликнул: «Дети оскорбляют соперника – у Италии серьезные проблемы с этикой».

Югославский гроссмейстер Видмар в одном из турниров играл с Капабланкой. Партия была отложена в выигрышном положении для Капабланки. Когда Видмар записал свой ход и заклеил конверт, Капабланка спросил его, действительно ли он думает доигрывать партию. Видмар, несмотря на не совсем тактичный вопрос Капабланки, сказал, что сначала он проанализирует отложенную позицию и только тогда даст ответ.

Наступил день доигрывания. Появился Видмар. Он убедился, что сопротивление бесполезно, и ожидал своего партнёра, чтобы сообщить ему о сдаче. Минута шла за минутой, а Капабланка всё ещё не появлялся. Внезапно Видмар взглянул на часы и увидел, что секунд через десять флажок на часах Капабланки упадёт и ему Видмару, присудят формальную победу в партии, в которой он собирался сдаваться. Видмар, не колеблясь ни секунды, подбежал к столику в последний момент, когда судья уже собирался зафиксировать просрочку времени у Капабланки, и успел в знак сдачи партии опрокинуть своего короля. Английская печать назвала этот ход Видмара самым красивым из всех, когда-либо сделанных в шахматной игре.

Гимнастика

На Олимпийских играх в Афинах (2004 г.) после блестящего выступления российского гимнаста Алексея Немова на перекладине зрители устроили пятнадцатиминутную обструкцию судьям, которые выставили незаслуженно низкие оценки нашему спортсмену. Недовольство зрителей могло продолжаться еще долго, если бы Алексей не попросил зрительный зал успокоиться, чем помог следующему за ним американскому гимнасту Полу Хэму выступить достойно, завоевать серебряную медаль на этом снаряде и лишить Немова призового места.

Легкая атлетика

Андрей Павлов из Новосибирска на чемпионате мира по легкой атлетике в Токио лидировал в ходьбе на 50 км. Увидев, что его товарищ Александр Поташов сильно устал, он помог ему поддерживать нужный темп, понизив собственную скорость. Они финишировали одновременно, причем, фотофиниш вывел в чемпионы Поташова.

В 1956 году в Мельбурне была отменена дисквалификация олимпийского победителя в беге с препятствиями на 3000 метров, поскольку соперники, бежавшие непосредственно за ним, заявили, что он их не задерживал.

В декабре 2012 года в Наварре (Испания) проходили престижные соревнования в беге на 3000 м с препятствиями с солидным призовым фондом. Участвовали сильнейшие спортсмены мира, в том числе кениец Абель Мутаи, бронзовый призер Олимпийских Игр в Лондоне. В своей коронной дистанции Мутаи уверенно лидировал, но примерно за десять метров до конца дистанции остановился, ошибочно решив, что он уже пересек финишную черту. Мутаи начал хлопать болельщикам, не понимая на испанском подсказок о том, что конец дистанции только через десять метров. Бежавший вторым испанец Иван Фернандес Анайя настиг кенийца и мог бы легко закончить забег на первом месте. Но вместо этого, Анайя принялся толкать кенийца в спину и рукой показывать ему, где находится финишная черта. Когда после окончания дистанции Ивана Фернандеса Анайю спросили, неужели он не хотел победить, то 24-летний бегун из Витории (чемпион Испании в беге на 5000 метров) ответил следующее: «Я не заслуживал победы – отрыв был велик, и я не имел шансов догнать соперника, если бы он не ошибся. Мне важнее сохранить достоинство, чем выиграть».

Противоположный пример. В похожей ситуации на одном из марафонов лидировавший кенийский атлет – практически уже победитель – радостно вскинул руки и перешел на шаг, и в этот момент из-под его руки вылетел бегун из Катара и выиграл соревнования.

Спортивное ориентирование

Датский спортсмен Ханс Оле Кеттинг, не задумываясь, сошел с трассы, чтобы оказать помощь получившему травму сопернику.

Настольный теннис

Анджей Грубба из Польши в финале престижного и очень денежного турнира Гран-При, ведя в пятом сете 19:17, отказался от очка, по ошибке засчитанного в его пользу. В итоге проиграл шведу Уве Вальднеру.

Плавание

Француз Мишель Пу не вышел на старт отборочного заплыва. Считал, что в олимпийский Сеул должен поехать другой, более сильный пловец.

Конный спорт

Вольфганг Бринкманн из ФРГ, завоевавший на Олимпиаде в Сеуле «золото» в команде, добровольно отдал свое место в личных соревнованиях вечному сопернику, который в конце концов получил «бронзу».

Фехтование

На олимпийских играх 1928 года французский фехтовальщик Люсьен Годен был задет рапирой противника. Когда судья провозгласил: «Не попал!», Годен вышел вперед и закричал: «Попал!». Результаты соревнования были вследствие этого пересмотрены не в его пользу.

Французский фехтовальщик Жан-Мишель Анри отказался от укола, засчитанного было арбитром в его пользу в поединке крупного турнира, входящего в зачет Кубка мира.

Стрельба из лука

На чемпионате России 1995 г. Елена Тутатчикова в финальных соревнованиях по стрельбе из лука по результатам спарринга с Ольгой Беловой выводится судьями в следующий круг соревнований. Подсчитав в перерыве свои результаты, Елена обнаруживает ошибку судей в подсчете, заявляет об этом в судейскую коллегию и выбывает из состязаний, лишив себя возможности продолжать борьбу за медали чемпионата.

Подводное плавание

Стать лучшим в любимом деле - здоровое желание каждого человека. Быть хорошим работником или хорошим родителем. Самый наглядный пример соревновательного поведения иллюстрирует спорт. Спортсменам, как никому другому, близка жажда обладания призовым местом. Но как же держать себя в руках и не поддаваться эмоциям в порыве страстного желания стать первым? Для этого существует спортивная этика. Она создана, чтобы ограничить возможность применения нечестных способов получения победы. Эта сторона спорта относится также и к нравственным качествам спортсменов. Победа, полученная обманным путем, не приносит гордости и радости. Спортивная этика регулирует понятия честности и справедливости в жизни спортсмена. Она регламентирует правила поведения и моральные принципы в спортивной деятельности.

Этика спортсмена в общественном сознании

Подразумевает честность во всех отношениях. Спортивная этика в этом контексте понимается обычным человеком как искренность, стремление к принципиальности и правдивости. Соблюдение правил, дисциплинированность, культура, способность собраться в стрессовой ситуации. Уважение к сопернику является наглядным примером соблюдения спортивной этики. Невозможность бросить спортивное выступление, отвернуться и уйти, если нет уверенности в собственных силах - это то, чему она учит. Спортивное поведение - важный воспитательный инструмент в руках педагогов. Повышает в учениках сознательность, воспитывает моральные принципы. Патриотизм, ответственность и дружба также стимулируют нравственное развитие в подростковом возрасте.

Наука спортивная этика

Специфический раздел общей этики. Рассматриваются все этапы тренировочного процесса, соревнований. Подробно разбираются взаимоотношения внутри спортивной группы, с соперниками и тренерами. Предметом изучения являются нравственные аспекты в спортивных условиях, психологические проблемы морального характера, возникающие на пути спортсменов, нормы спортивной этики. На чем же строится мораль в профессиональном спорте? Как спортивная этика относится к нравственным ценностям?

Моральное сознание

Это сформированное понятие о принципах, на которых основывается поведение спортсмена. Накопленный опыт, убеждения, этические взгляды. Искренние чувства основывают заложение нравственных принципов и моральные качества спортсмена как профессионала своего дела. С получением опыта и формированием нравственных убеждений в спортивной деятельности создается ценностная ориентация. Она направляет спортивную деятельность личности в моральном выборе, объединяет мышление и действия. Нравственные ценности спортсменов формируют личность как в деятельности, относящейся к физической культуре, так и в общественной жизни. Определяются правила поведения, взаимоотношений. Спортсмены формируют собственные моральные ценности и применяют их в жизни, наблюдая за реакцией окружающих.

Нравственные отношения

В спортивной деятельности имеют специфические особенности. Формирование нравственных отношений происходит не только в контактах ученик-тренер или болельщик-спортсмен. Понятие спортивной этики, как межличностных отношений, распространяется на государственном и межнациональном уровне, между командами-соперниками и спортивными обществами.

Нравственная деятельность

Поступки, действия которых направлены на качественное улучшение моральных норм в спорте. В общественном принципы и нравственные ценности образуются благодаря упорному труду, самодисциплине, стремлением к идеалу. В спортивной деятельности специфика выражается в способности преодоления, победе над собой, уверенности в собственных силах и умении собраться в нужный момент.

Экскурс в историю

С первыми упоминаниями профессиональных спортсменов в истории Древнего Египта (II век до н. э.) отмечено появление школ, где проходило обучение езде верхом, стрельбе из лука, борьбе. Активное развитие спорта, как специальности, началось с открытия Олимпийских игр, продолжилось в Древнем Риме. В Средневековье случился упадок спортивной деятельности, и следующий расцвет начался в XVIII веке на территории США и Великобритании. Позднее появилось финансовое поощрение спортсменов, открылись ставки на спорт. Постепенно спорт стал социализироваться и разделился на любительский (им занимались аристократы, не пуская физически сильных конкурентов-рабочих в свой круг) и профессиональный (состоящий из простых людей, зарабатывающих на этом деньги). В XX веке спортивные соревнования вышли на коммерческий уровень. Профессиональные спортсмены стали получать большие гонорары, зрители-болельщики стали следить за состязаниями и активно продвигать этот вид культурного досуга. В результате коммерческий успех затмил спортивные идеалы. Для регуляции спортивной деятельности и возврату к спортивным этическим нормам, к сути состязаний, создано несколько спортивных организаций. Они призваны следить за надлежащим исполнением спортивных моральных норм как со стороны участников состязаний, так и тренеров, и болельщиков.

Общие принципы

С современной коммерциализацией спорта, правила спортивного поведения поменялись, относительно исходного содержания:

Между участниками спортивных соревнований запрещен обман, за исключением секретов, связанных с методикой тренировок, фармакологией или применением технологий.

От спортсменов требуется достойное поведение, публичная демонстрация дружественности и патриотизма.

Солидарность в отношении коллег по спорту, невзирая на принадлежность к команде и государству. Защита интересов коллег.

Нельзя использовать спортивные достижения или принадлежность к какой-либо команде во вред, с целью негуманной или преступной.

Отличается специфичностью как в периоды состязаний, так и в жизни. Профессия откладывает отпечаток на все стороны деятельности личности. Чем же отличается поведение профессионального спортсмена?

1. Отношение к сопернику уважительное.

2. Четкое следование правилам состязания, полное принятие решений судьи.

3. Отсутствие искусственной стимуляции организма (запрет на допинг).

4. Понимание, что шансы равны у всех, кто находится на старте.

5. Сдержанность в поступках, действиях и словах. Принятие любого результата завершения соревнования.

Спортивные ритуалы создают особую атмосферу в процессе состязаний. К ним относятся: одинаковая форма одежды внутри команды, приветствие соперников и поздравление с началом соревнования. Образцы спортивного поведения встречаются все реже. Например:

Боксер перестает вести бой, если видит, что соперник не способен себя защитить.

Велосипедист в процессе гонки останавливается, чтобы помочь встать упавшему сопернику.

Теннисист обращает внимание судьи на мяч внутри линии, который прислал ему соперник.

В истории спорта есть немало примеров поистине поразительных личностей, известных спортсменов, которые являются эталонами спортивной этики и нравственности. Так, бобслеист Эудженио Монти несколько раз проигрывал Олимпиаду. Он останавливал свои сани и помогал соперникам в починке поломок. В результате получил медаль Пьера де Кубертена за спортивное поведение. Или в 2012 году кенийский бегун, который шел первым, раньше времени остановился. Он не увидел, что до окончания дистанции осталось еще 10 метров, и радовался победе. Испанец, который шел вторым, поравнявшись с ним, обратил его внимание на финишную черту, хотя сам мог завершить состязание первым. Для него важнее было сохранить достоинство.

Fair Play

Эта организация была создана в 1963 году. Буквально название переводится как «честная победа». Призвана формировать спортивное поведение и следить за сохранением принципов игры. Ежегодно личности, которые становятся примером для остальных спортсменов, награждаются медалями имени барона Кубертена. Организация выступает за чистую игру и возносит моральные принципы выше жажды наживы и тщеславия.

Кодекс Fair Play

В первую очередь догмы Кодекса рассчитаны на воспитание моральных принципов спортивной этики в подрастающем поколении. Подростков и маленьких спортсменов учат противостоять давлению общества, не поддаваться на провокации. Организация поддерживает воспитание в дружбе, патриотизме, уважении к окружающим. Согласно концепции Fair Play спорт - это инструмент, формирующий мировоззрение, способствующий становлению внутреннего «я». Он несет людям здоровье, удовольствие и не допускает внутри себя насилие и применение искусственных стимуляций.

1. Играйте честно.

2. Играйте, чтобы победить, но принимайте поражение с достоинством.

3. Соблюдайте правила игры.

4. Уважайте соперников, товарищей по команде, судей, руководителей и зрителей.

5. Поддерживайте интересы футбола.

6. Почитайте тех, кто защищает добрую репутацию футбола.

7. Откажитесь от коррупции, наркотиков, расизма, жестокости, денежного азарта и других опасных для футбола вещей.

8. Помогайте другим противостоять порочному давлению.

9. Разоблачайте тех, кто пытается дискредитировать наш футбол.

10. Используйте футбол, чтобы сделать наш мир лучше.

В заключение

В России Fair Play была создана в 1992 году. Ответственность за соблюдение принципов организации несет Правительство (отвечает за привлечение общественности к спорту), спортивные организации и спортсмены лично (как тренеры, так и ученики). Само название Fair Play стало именем нарицательным. Оно несет философию спортивной этики в профессиональный спорт, не имеет аналогов и альтернатив. Правила поведения в профессиональном спорте закладываются в первую очередь в головы молодых спортсменов. Приучают преодолевать трудности тренировочного процесса, работе в команде, учат соблюдать вертикаль власти, подчиняться дисциплине. И, конечно, самостоятельно принимать решения в процессе соревнований и во время тренировок.

Положительные моральные качества привносит спорт и в обычную жизнь рядовых граждан. Кроме физического совершенствования тела и укрепления здоровья, многие переносят в жизнь нравственные ценности профессиональных спортсменов. Люди используют принципы спортивной этики ежедневно, сами того не замечая. Помощь коллегам по работе, стремление стать лучшим в увлечениях. Этика учит преодолевать себя, идти вперед несмотря ни на что. В детской психологии занятия спортивное воспитание несет ключевое значение в формировании характера, нравственности и рекомендуются с раннего возраста.