Китайские вертолеты – новые образцы и вооружение. Самые опасные ударные вертолеты мира (9 фото) Китайский ударный вертолет wz 10

Армии мира не так давно начали использовать боевые вертолеты. Собственно говоря, всего было создано 27 моделей этих машин. Но какая из них является лучшей на данный момент? Мы составили небольшой список, отбирая претендентов по нескольким важным параметрам. Во внимание принимался комбинированный показатель производительности, скорости, защиты, ловкости, огневой мощи и возможностей БРЭО. Все боевые вертолеты в этом списке - невероятно мощные машины смерти.

Россия

Ми-24 остается одним из наиболее известных атакующих вертолетов во всем мире. Хотя производство машины прекратилось еще в 1991 году, он до сих пор эксплуатируется во многих странах. Вертолет оснащен двойной пушкой калибра 23 миллиметра и несет ракеты Штурм-В, Атака-В и Гермес-А.

Апач

AH-64D Longbow Apache («Апач» по российской классификации) служит основным ударным вертолетом Армии США и является самым распространенным ударным вертолетом в мире. Его активно использовали во время войны в Персидском заливе. Вооружен «Апач» 30-мм пушкой M230, несет 16 ракет AGM-114L Hellfire 2, 4 Mistral 2 класса «воздух-воздух» и может быть оснащен противокорабельными ракетами.

Мангуст

Италия

Первый ударный вертолет, разработанный в Европе. Agusta A129 Mangusta является двухместной легкой машиной, сделанный специально для атаки бронированных целей. Пара 20-мм пушек, пулеметы калибра 12.7 и 8 TOW-2A противотанковых ракет.

Пустельга

Южная Африка

Вертолет Denel AH-2 Rooivalk предназначен для ударов по живой силе и технике противника, но также активно используется в качестве машины поддержки и сопровождения. На борту «Пустельга» несет пушку калибром 20 миллиметров, на 6 точек подвески монтируются управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Z-10

Китай

Китайский вертолет Z-10 Gunship является первым специализированным ударным вертолетом КНР. Считается, что Z-10 находится в том же классе, что и A-129 Mangusta и Rooivalk AH-2. Корпус вертолета имеет стандартную конфигурацию Gunship с узким фюзеляжем. Z-10 оснащен 30 мм пушкой и несет 10 противотанковых ракет HJ-9 или HJ-10.

Тигр

Франция/Германия

Один из самых современных вертолетов мира Eurocopter Tiger в настоящее время состоит на вооружении Германии и Франции. Этот ударный двухмоторный вертолет среднего веса впервые был введен в эксплуатацию в 2003 году.

Ми-28

Россия

Российский красавец «Ночной охотник» (Havok, «Опустошитель» по классификации НАТО) предназначен для поиска и уничтожения целей в условиях активного огневого противодействия танков противника. Максимальная скорость этого бронированного убийцы составляет 320 км/ч, что делает его весьма трудной целью. На вооружении «Ночного охотника» две 30-мм пушки и ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Ка-52

Россия

Хищные обводы «Аллигатора» способны напугать даже опытных пилотов противника. Этот мощнейший вертолет, являющийся одним из самых быстрых и самых современных в мире, использует 30-мм пушки, противотанковые ракеты Игла-5 класса «воздух-воздух». Скорость бронированного убийцы составляет 320 км/ч, что делает его весьма трудной целью. На вооружении «Ночного охотника» две 30-мм пушки и ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Вайпер

Bell AH-1Z Viper представляет собой современную версию AH-1 Cobra. Это единственный ударный вертолет с полностью интегрированным воздушно-ракетным потенциалом. 6 точек подвески, 16 управляемых ракет «воздух-земля» и 8 неуправляемых ракет AIM-9.

До недавнего времени была армейская авиация. Сегодня же она не только развивается по многочисленным направлениям, но и имеется декларация по ее преобразованию в главную ударную силу из средств поддержки Сухопутных войск. Ярким примером подобного преобразования стало создание и внедрение в войска новейшего ударного вертолета Caic WZ 10. Буквы WZ означают Wuzhuang Zhishengji, которые буквально означают «вооружённый вертолет».

История создания вертолета WZ-10

Caic wz 10 – китайский ударный вертолет, который принят на вооружение армии Китая в феврале 2011 года. Официальная версия Китая гласит, что caic wz 10 – это собственная разработка, однако вертолет разрабатывался с участием российских специалистов. Ударный вертолет wz 10 был построен по проекту 941, который был разработан в 1995 году России.

Проектирование вертолета осуществлялось в КБ «Камов» по заказу правительства КНР в соответствии с требованиями, по которым летательный аппарат должен иметь массу шесть тонн, а также другие летные характеристики. Участие российских специалистов в создании WZ-10 ограничивалось лишь проектированием машины. Китай самостоятельно строил все летные прототипы для проведения испытаний, а также серийные машины. Специалисты из поднебесной сами производили доработку проекта.

Первый полет вертолета осуществился в 2003 году. Производство началось с 2010 года, а на вооружение НОАК WZ-10 поступил в феврале 2011 года.

Технические характеристики вертолета WZ-10

Вертолет Caic WZ 10 имеет следующие технические характеристики:

  • Экипаж составляют 2 человека: оператор вооружения и пилот.
  • Длина фюзеляжа составляет 14,5 м.
  • Диаметр несущего винта составляет 13 м.
  • Масса пустого вертолета составляет 5540 кг.
  • Масса снаряженного вертолета составляет 7000 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 8000 кг.
  • Силовая установка состоит из 2-х турбовальных двигателей Zhuzhou WZ-9.
  • Мощность двигателей составляет 2×1285 л. с.
  • Максимальная скорость составляет 300+ км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 270+ км/ч.
  • Практический потолок составляет 6400 м.

Вооружение:

  • Стрелково-пушечное вооружение включает 1×23-мм пушку.
  • 4 точки подвески.
  • Управляемые ракеты:
    • неуправляемые ракеты включают 4 блока калибра 90-мм или 57-мм;
    • ракеты «воздух-воздух» включают TY-90;
    • ракеты «воздух-земля» включают до 8×ПТУР HJ-10 «Красная стрела».

Особенности конструкции вертолета WZ-10

  1. Вертолет создан по классической одновинтовой схеме с хвостовой опорой и убираемым трехопорным шасси. Узкий фюзеляж, который трапециевиден в сечении, выполнен с применением композитных материалов, а также оснащен коротким крылом.
  2. Экипаж располагается тандемно. Остекление и кабина вертолета бронированы. Для безопасности во время аварийной посадки шасси выполнено энергопоглощающим и неубираемым. Бортовое оборудование пилотов выполняет принцип стеклянной кабины, для чего установлены большие МФИ. Кресла членов экипажа и фюзеляж выполнены с учетом возможности относительно грубой аварийной посадки.
  3. Caic WZ 10 оснащен 2 турбовальными двигателями. Используются меры по снижению ИК заметности. Лопасти сделаны из композитных материалов, а несущий винт состоит из 4-х лопастей.
  4. Система управления вертолета — электро-дистанционная.
  5. Корпус WZ-10 сделан по технологии стелс.
  6. Вооружение вертолета включает ОПС, который размещен в носовой части, а также управляемую поворотную пушку калибра 23-мм. Крепление управляемых ракет осуществляется на 4 точках подвесках крыльев.

В 2012 году случился «Двигательный» скандал. Власти США оштрафовали корпорацию United Technologies, относящуюся к одной из крупнейших финансово-промышленных групп Америки, на $75 миллионов за поставки двигателей Китаю нелегально. Двигатели предназначались для вертолетов WZ-10. Производством двигателей занималась компания из Америки Pratt & Whitney, дочка United Technologies. Она долгие годы продавала двигатели в Китай для пассажирских и гражданских транспортных вертолетов.

Двигатели, которые поставлялись для WZ-10, отличались от гражданских версий только программным обеспечением. В результате Китаю пришлось отказаться от двигателей PT6C-76C, которые стояли на первых прототипах. На серийные машины стали ставить менее мощные двигатели WZ-9, произведенные в Китае.

Китай долгое время утверждал, что Caic WZ 10 – это полностью китайская разработка. Однако в 2013 году Сергей Михеев, генеральный конструктор ОАО «Камов», на выставке Heli-Expo сообщил, что вертолет был создан на базе эскизного проекта «941» и эта информация довольно долго держалась в секрете.

Видео о китайском вертолете WZ-10

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В ноябре 2012 года не авиационном салоне «Airshow China-2012» впервые официально под своими наименованиями были представлены два новых боевых вертолета китайских ВВС: ударный Changhe Z-10 так называемого «среднего класса» и легкий разведчик Z-19. При этом сообщалось, что вертолет Z-10 в массовых количествах поступает в войска и им оснащается уже третья вертолетная бригада частей НОАК. Кстати, незадолго до этого вертолет уже попадал на новостные строчки информационных агентств миро: летом 2012 года появились сообщения о наложении крупного штрафа в 70 млн. долл. на американскую компанию United Technologies Corp (UTCj за нелегальную поставку ее канадским филиалом «Пратт-Уитни» двигателей для китайских боевых вертолетов Z-10.

Информация об одном из секретных проектов китайской авиапромышленности всегда носила неполный и отрывистый характер, что не в последнюю очередь связанно с проблемой обхода санкций на поставку военных технологий в Китай после событий но площади Тяньаминь в 1989 году. Фактически данные о Changhe Z-10 носят характер частично управляемых, а иногда и случайных «утечек» информации. Отсутствие полноценного боевого вертолета в составе ВВС НАОК являлось довольно заметным пробелом но фоне динамичного перевооружения китайских вооруженных сил. Приобретение вертолетов «Газель»; вооруженных ПТУР и создание вооруженной версии вертолетов «Харбин» Z-9 являются фактически только временным решением вопроса авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя. Особенно этот недостаток становится заметным после прекращения производства для ВВС НОАК штурмовиков А-5, не получивших но донный момент адекватной замены.

Первоначально проблему оснащения ВВС НОАК боевым вертолетом китайское руководство планировало решить поставками российских Ми-24. Тем более, что специалисты имели возможности ознакомится с «живым» образцом, полученным от одной из «дружественных» стран. Однако программы создания в конце 1980-х - начале 1990-х годов в ряде стран нового поколения боевых машин типа американского RH-66 «Каманч», германо-французского «Тигра» и итальянской «Мангусты», привели к решению переориентироваться на западный опыт и следованию общим модным тенденциям в вертолетостроении и боевой авиации. Подробности начало робот (в период около 1994 г.) доподлинно не известны. Наиболее вероятным представляется разработка Китайским вертолетостроительным институтом параллельно двух программ: одна было направлена но попытку выбрать и приобрести зарубежный образец боевого вертолета (закончившаяся по розным причинам неудачно), вторая - на разработку своей собственной конструкции. Практически сразу вертолет получил обозначение Changhe Z-10 - «Жишенджи-10». Хотя работу возглавлял вертолетостроительный институт, в качестве головной по проектированию и последующему серийному производству была определено Чендунская компания.

Так как своего опыта разработки боевых винтокрылых аппаратов в Китае не имелось, требовалось обратиться к зарубежному. В связи с тем, что поставка военных технологий запрещена из-за наложенных западом санкций, китайцы первоначально воспользовались прикрытием фиктивной «гражданской» программы вертолете Changhe Z-10, хотя и признавалась возможность создания его «вооруженной» версии WZ-10. Его проект в 2002 представлялся как очень похожий на Агуста-Вестленд AW139. На удивление, успех, несмотря но эмбарго, оказался полный. Хотя реально оборудование не покупалось, удалось привлечь западные компании для помощи в разработке силовой установки, трасмиссии и фюзеляжа. Первым «партнером» оказалась французская "Еврокоптер" с которой был заключен контракт но 70-80 млн. сроком но 9 лет. Контракт предусматривал помощь в разработке главного ротора. Через пару лет нашелся еще один «партнер» -итальянская «Агуста» (теперь «Агуста-Вестленд»), с которой был заключен контракт но 30 млн. но «консультацию» разработки трансмиссии и оценки вибраций. Согласно неподтвержденным сообщениям, итальянцы не ограничились только разработкой проекта, но и изготовили несколько узлов трансмиссии, включая четыре для сборки в Китае.

В середине 2001 года для оснащения первых опытных машин было решено приобрести 10 турбовальных двигателей РТ6С-67С фирмы «Пратт-Уитни Канада» (дочерней компании оштрафованной United Technologies Corp.), с поставкой первого через год, а всех десяти - к 2004 г. Приблизительно через год прошли утечки информации о сборке первых двух опытных вертолетов, а в мае 2002 г. - об успешном испытании трансмиссии. Всего в 2003 г. были подготовлены три опытных машины, а первый попет Z-10 (опытного, бортовой «02») состоялся 29 апреля 2003 г. К концу 2003 г, были закончены предварительные испытания, По результатам испытаний вертолет был доработан: несущий винт стал пятилопастным. К 2004 г. были готовы уже шесть опытных машин, что позволило завершить второй этап испытаний. Точное число опытных образцов не известно - в основном упоминают 8 опытных и предсерийных машин. Несколько прототипов испытывались армией в 2006-2007 годах. Когда появились первые, еще нечеткие фотографии Z-10, вертолет посчитали копией либо «Тигра», либо «Мангусты». Более поздние четкие фотографии показали сходство граненного фюзеляжа Z-10 с фюзеляжем RAH-66 «Каманч», с прицелом но применение «стелс»-технологий, хотя с меньшим размахом. Борта фюзеляжа наклонены с целью снижения сигнатуры при радиолокационном облучении. Рулевой винт установлен справа. Пилот и оператор расположены друг за другом. Шасси - неубирающееся. В целом Changhe Z-10 отражает основные тенденции в развитии боевых вертолетов.

Тем не менее разворачивание полномасштабного серийного производство сдерживалось из-за санкций США, задерживающих приобретение новых двигателей РТ6С-76С. Главной проблемой было то, что предлагавшийся но замену РТ6С китайский WZ-9 обладал меньшей мощностью. Приблизительно в 2009 году появились сообщения о «доработанном» Z-10A - такое название он получил потому, что бортовой номер опытного вертолета сменился с «03» на «03А». Планер вертолета доработали и облегчили, также он получил новую силовую установку. По крайне мере но последних вертолетах изменили направление выхлопа двигателей -в сторону от фюзеляжа. Считается, что вертолет был оснащен китайским двигателем WZ-9, созданным при содействии российских и украинских специалистов. Главными достоинствами двигателя считается низкая стоимость эксплуатации и отсутствие зависимости от зарубежных комплектующих. Модифицированы также гондолы двигателей, установлены противопыльные фильтры, доработано оперение.

Говоря об оборудовании, стоит отметить, что вертолет оборудован электродистанционной системой управления и «стеклянной» кабиной с многофункциональными экранами. Все системы построены но общей шине китайского стандарта GJV289A (эквивалент МП Std 1553В). Другие системы включают средства связи и навигации, о также встроенную систему РЭБ (системы предупреждения об РЛ- и лазерном облучении, системы постановки активных и пассивных помех в ИК- и РЛ-диапазонах). Оборудование включает нашлемную прицельно-информационную систему. В носовой части установлено прицельно-поисковая система, включающая инфракрасную камеру, лазерный дальномер, о также небольшая камера для пилотирования в ночных условиях. Сам прицельный комплекс в процессе работ над вертолетом менялся минимум три раза. Предполагается и установка локатора, который проходит испытания на Z-9.

В качестве основного вооружения вертолета Changhe Z-10 первоначально рассматривались ракеты HJ-8A - в целом аналог американских Тоу-2А. Ракеты HJ-8A подвешиваются на пилоны под крылом в контейнерах коробчатой формы. Но основную ставку сделали на разрабатываемую в Китае новую противотанковую ракету HJ-10 (KD-10), являющуюся аналогом американской ракеты AGM-114 «Хеллфайр». Судя по имеющимся данным, вертолет в текущей конфигурации способен нести 8 ракет HJ-10. В носовой части вертолета установлена 30-мм пушка, которую дополняют неуправляемые ракеты. Для поражения воздушных целей с Z-10; в Китае разработана новая легкая ракета «воздух-воздух» PL-90, пусковые устройства которой крепятся на законцовках крыла.

Приблизительно в середине 2007 г. испытания завершились и было решено начать серийное производство. Первые серийные машины НОАК получила в конце 2007 года. Освоение нового вертолета шло в течение 2008-2009 годах. Сначала вертолет Changhe Z-10 поступил на вооружение 5-го полка армейской авиации; базирующегося на аэродроме Нандзинг-Тушан. В начале 2010 года поступили сообщения о начале полномасштабного серийного производства Z-10, а в декабре 2010 года вертолет уже был принят на вооружение. Появление полноценного боевого вертолета означает качественно новый этап развития китайских ВВС. Даже недостаточная мощность двигателей WZ-9 не является серьезным недостатком машины, так как в разработке уже находится двигатель WZ-16 мощностью почти в полтора раза больше, чем WZ-9. Двигатель создается совместно с французской «Турбомекой» для нового вертолета Avicopter АС352 (бывшего Z-15) на основе двигателя «Ardiden», который уже рассматривался в качестве возможной альтернативы для Пратт-Уитни РТ6С-67Е. Так что проблем с установкой на Z-10 быть не должно. На данный момент вертолет Changhe Z-10 уже активно участвует в боевой учебе частей НОАК.

Тактико-технические характеристики Changhe Z-10
Экипаж, чел 2
Диаметр несущего винта, м 13.00
Диаметр рулевого винта, м
Длина, м 14.20
Высота,м 3.84
Масса, кг
- пустого 5100-5500
- нормальная взлетная 6500
- максимальная взлетная 7500
Тип двигателя - 2 ГТД Pratt & Whitney Canada PT6C-67C (WZ-9)
Мощность, кВт 2 х 985
Максимальная скорость, км/ч 270
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км 800
Боевой продолжительность полета, ч.м 2.45
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6400
Статический потолок, м
Вооружение: одна 30-мм пушка
боевая нагрузка до 1500 кг на 4 узлах подвески:
4 ПУ ПТУР HJ-9, HJ-10 или 2 ПУ 57-мм или 90-мм НУР
или 2 УР воздух-воздух TY-90 или
2 контейнера с 12.7-мм пулеметами

CAIC Z -10 (или WZ -10) — китайский ударный вертолет, разработанный концерном Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) совместно с ОКБ Камова в конце 1990-хх. Основной ударный вертолет НОАК. Вертолет WZ-10 имеет неофициальное название «Жестокая молния», взятое из классического китайского романа «Речные заводи».

История Z-10

В 1979 году китайские военные активно изучали проблему защиты от крупных моторизированных группировок противника. Быстро стало ясно, что единственным эффективным способом обороны являются противотанковые ударные вертолеты. В середине 1980-хх у Китая было несколько вертолетов, способных выполнять ударные функции, но это были лишь боевые модификации гражданских машин, не отличающиеся выдающимися характеристиками. В конце 1980-хх Китай заключил соглашение с США на лицензионное производство вертолетов и ракет TOW к ним, но после события на площади Тяньаньмэнь в 1989 году военные контракты с США были сорваны. Поставки вертолетов из России так же не осуществлялись.

Когда стало ясно, что импорт таких вертолетов крайне осложнен, а НОАК нужны сотни таких машин, пришлось снова вернуться к методике боевой модификации гражданских машин. Имевшийся в то время вертолет какое-то выполнял эту роль. Harbin даже создал глубокую военную модификацию — ударный , который был весьма не плох.

Война в Персидском заливе снова подтвердила важность наличия ударных вертолетов на поле боя. В Китае была создана специальная комиссия, которая должна была заняться формированием облика нового ударного вертолета для НОАК. Недостаток опыта в этой области китайцы компенсировали контрактом с российским ОКБ Камова, которое имело огромный опыт создания таких машин. Работа велась в условиях строгой секретности, а официально заявлялось, что в стране создается новый легкий гражданский вертолет. Гражданская направленность позволяла ограниченно сотрудничать с Eurocopter, Pratt & Whitney и Agusta Westland, но все боевые системы разрабатывать приходилось самостоятельно.

В 1998 году 602-ой Исследовательский Институт инициировал программу Z-X, причем финансирование шло через статьи, приписанные к программе разработки истребителя J-10.

В 2003 году прототип Z-10 совершил первый полет. Предположительно, в испытаниях участвовало 6 прототипов. В 2006 году начались испытания боевых систем и оружия. Наконец, в 2012 году вертолет Z-10 был официально принят на вооружение.

Описание: видео демонстрация вертолетов CAIC Z-10

Конструкция Z-10

CAIC Z-10 выполнен по классической одновинтовой схеме с неубирающимся шасси и вспомогательным крылом с узлами крепления боевой нагрузки.

Фюзеляж – полумонокок смешанной конструкции, изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов и композиционных материалов. Кабина экипажа тандемная, бронированная.

Силовая установка: два турбовальных двигателя Zhuzhou WZ-9 мощностью 1350 л.с.

Вооружение:

  • Стрелково-пушечное: 1 × 23-мм пушка
  • Точки подвески: 4
  • 1500 кг
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-земля»: до 8 ×ПТУР HJ-10 «Красная стрела»
    • ракеты «воздух-воздух»:TY-90
  • Неуправляемые ракеты: 4 блока калибра 57 мм или 90 мм

Эксплуатация Z-10

В 2016 году командование НОАК объявило о плане снабдить все наземные войсковые силы подразделениями вертолетов WZ-10. Ведется разработка корабельной версии.

Схема вертолета Z-10

Одним из сюрпризов открывающегося сегодня в китайском городе Чжухай 11-го Международного аэрокосмического салона Airshow China – 2016 может вновь стать ударный вертолет Z-10. Состоящий на вооружении ВВС НОАК без малого пять лет, он представляется широкой публике лишь во второй раз, а для детального осмотра – только сейчас.Примечательно, что у этой машины имеются прямые российские корни: проект Z-10 (другое название CAIC WZ-10) изначально разрабатывался в ОКБ «Камов». В рамках договоренностей он был передан китайской стороне для выпуска вертолетов на производственной базе Поднебесной.Машина для передовой Даже в облике «десятки» угадываются стремительные черты как минимум одной из моделей камовского КБ – ударного вертолета Ка-50. Такой же рисунок обводов фюзеляжа, похожая схема размещения пилотской кабины, идентичные крылья пилонов, предназначенных для размещения точек подвески бортового вооружения. Разве что схема расположения винтов не соосная, как у российской «Черной акулы», а классическая: с несущим винтом на верхнем редукторе и рулевым – на задней оконцовке хвостовой балки. Кроме того, в отличие от одноместного Ка-50 Z-10 управляется экипажем из двух человек. Летчик и оператор вооружения размещаются так называемым тандемом, то есть как на вертолете Ми-24 – один за другим.Ударное предназначение китайской модели отражено в его оснащении значительным количеством бронированных элементов. Пуленепробиваемым сделано, в частности, и остекление кабины: по заявлениям китайской стороны оно способно выдержать обстрел 12,7-миллиметровыми боеприпасами. Ноу-хау китайской машины стало применение в ее конструкции материалов, снижающих обнаружение вертолета в радиолокационном поле. Как заявляют представители ВВС НОАК, речь идет о так называемой технологии «стелс».У Z-10 весьма достойные характеристики для машин подобного класса. Два двигателя мощностью более 2,5 тысячи лошадиных сил разгоняют вертолет до скорости свыше 300 километров в час и поднимают на высоту без малого 6,5 километра. Стрелково-пушечное вооружение представлено огневой установкой 23-миллиметровой авиационной пушки на подвижном модуле и четырьмя точками подвески. Всего вертолет может брать на борт до полутора тонн боевой нагрузки. В составе боевого оснащения присутствуют до восьми ПТУР HJ-10 «Красная стрела», ракеты TY-90 класса «воздух – воздух», а также четыре блока неуправляемых авиационных ракет, предназначенных для поражения наземных объектов.С камовской родословной О том, что вертолет Z-10 был создан на основе камовской разработки, еще три года назад рассказал генеральный конструктор АО «Камов» Герой России Сергей Михеев. По его словам, заказ на изготовление такого проекта (в КБ он получил индекс 941) поступил от властей КНР в середине 1990-х годов и был исполнен согласно представленным заказчиком техническим требованиям. Китайцы желали получить ударный вертолет с тандемной компоновкой кабины, выполненный по схеме с рулевым винтом.В качестве основного вооружения предполагалась та самая 23-миллиметровая пушка, ПТУР, блоки НАР. Оговаривались наличие противооблединительной системы, комплекса бортовой обороны, прицела с индикацией на лобовом стекле и другие моменты. Участие российских конструкторов заключалось в эскизном проектировании концепции будущей машины. Остальную часть опытно-конструкторских работ, равно как доработку прототипов и выпуск непосредственно вертолетов, Китай брал на себя.О том, как возник «проект 941», в свое время подробно рассказал российский исследователь военной авиации Михаил Лавров. В начале 1990-х годов российские армия и флот почти перестали заказывать авиационную технику, задержки по зарплате на предприятиях ОПК доходили до нескольких месяцев. И для камовцев, как отмечал Лавров, работа по китайскому контракту обеспечила возможности преодоления этих проблем.В конечном итоге они не просто пережили «смутные времена», но и смогли сохранить коллектив и продолжить работы по текущим темам. Так, были успешно реализованы проекты вертолета радиолокационного дозора Ка-31, ударного Ка-52, легкого многоцелевого Ка-226, беспилотного Ка-37. Одновременно шла работа по первому в мире одноместному ударному вертолету Ка-50, завершившаяся принятием в 1994 году этой машины на вооружение.Важное уточнение: Z-10 дополняет собой целый список китайских систем вооружений, спроектированных с участием российских инженеров. Как отмечает авиационный эксперт полковник ВВС в отставке Юрий Авдеев, созданными с разной долей участия российских разработчиков можно считать истребитель FC-1, учебно-боевой самолет L-15, некоторые виды зенитно-ракетных комплексов, а также целую номенклатуру авиационных ракет.Также китайцы улучшили РЛС с фазированной антенной решеткой для зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ-2, дивизионные комплекты которых были поставлены в рамках контракта с российской стороной. Радар способен обнаруживать и отслеживать баллистические ракеты, и благодаря этому эксперты уже включили Китай в число стран, обладающих наземной системой ПРО, способной перехватывать ракеты средней дальности.Критерии эффективности Несмотря на то что значительный объем работ на завершающей стадии проекта Z-10 китайская сторона выполнила самостоятельно, влияние камовского КБ на эту модель вертолета оказалось решающим. Тот же Михаил Лавров отмечает, что с точки зрения внешнего вида авиастроительная корпорация AVIC (она и выпустила Z-10) практически ни на шаг не отступила от дизайна, выполненного специалистом отдела технических проектов российского КБ «Камов» Сергеем Носовым. А сам конструктор позже отмечал, что китайцы с точностью повторили даже те элементы внешнего облика, в функциональной оправданности которых разработчик был не вполне уверен. Как бы то ни было, проект был реализован, при этом авторские права на запущенный в серию вертолет согласно договору полностью перешли китайской стороне.«Возможности китайского вертолета достаточно высокие, однако, они не дотягивают до характеристик наших ударных вертолетов», – подчеркивает полковник ВВС в отставке, бывший офицер штаба армейской авиации общевойсковой армии СКВО Николай Локтев. Для сравнения летчик приводит ключевые характеристики отечественных машин и их китайского «собрата». Так, если на Z-10 установлена 23-миллиметровая пушка, то российские Ми-28 и Ка-52 оснащены более мощным 30-миллиметровым орудием – знаменитой пушкой 2А24, которой вооружены БМП-2.Более чем в два раза мощнее наши машины и по силовой установке, а кроме того, у Ка-52 на две точки крепления бортового оружия больше (шесть против четырех). Значительно превышают российские машины своего китайского партнера и по массе боевой загрузки. Если у Z-10, как уже было сказано выше, этот показатель составляет 1,5 тонны, то Ми-28 может брать различного вооружения до 2,3 тонны, а Ка-52 – 2,8 тонны.Как бы то ни было, китайский вертолет с камовской родословной оказался весьма востребован китайскими военными. СМИ КНР сообщают о массовом переоснащении соединений ВВС на эти машины. Так, по информации издания «Бэйцин ваньжи», около десятка новых вертолетов поступили на вооружение авиационной бригады 13-й группы армий Западного театра военного командования. «Поставки СAIC WZ-10 в части НОАК демонстрируют успех, которого удалось добиться Китаю с момента принятия на вооружение первого боевого вертолета», – пишет издание.Китайский разворот На протяжении более двух десятилетий основным боевым вертолетом ВВС НОАК являлся СAIC WZ-9, разработанный на основе французского Eurocopter Dolphin. «В настоящее время китайская армия нуждается в большом количестве многоцелевых вертолетов средней грузоподъемности. К сожалению, НОАК не располагает достаточным количеством "рабочих лошадок", например как UH-60 Black Hawk в армии США», – подчеркивает военный обозреватель У Пэйсинь. Другой китайский эксперт в области вооружения, Гао Чжо, отмечает, что «Китаю необходимо по меньшей мере около трех тысяч вертолетов, в особенности тяжелых военно-транспортных и многоцелевых боевых машин».В этой связи российские предприятия ОПК заинтересованы в наращивании сотрудничества с китайскими партнерами. Так, на нынешней выставке Airshow China – 2016 свои разработки продемонстрируют 49 компаний из России. В их числе – концерн ВКО «Алмаз – Антей», «Вертолеты России», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», компания «Сухой».«Китай является одним из наших надежных партнеров в области вертолетостроения, а также крупным оператором российской вертолетной техники в Азиатско-Тихоокеанском регионе, – заявляет генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. – Рынок Китая демонстрирует стабильный рост и потребность в надежных и многофункциональных вертолетах разных классов. Мы готовы предложить не только диверсифицированный модельный ряд техники, но и все необходимые сопутствующие услуги, включая послепродажное обслуживание».Известно, что Китай является одним из крупнейших операторов вертолетов российского производства. Наибольшей популярностью в стране пользуются вертолеты типа Ми-8/17 (их парк насчитывает около 150 машин). Два года назад «Вертолеты России» завершили поставку 84 Ми-171Е для китайской компании Poly Technologies. А в данное время Китай ведет с Россией переговоры по созданию нового тяжелого транспортного вертолета. Эта машина будет иметь меньшие взлетный вес и полезную нагрузку, чем Ми-26, но большие, чем у Ми-17.