Сущность теории управления генри минцберга. Генри Минцберг — Действуй эффективно! (краткая версия)


Минцберг, Генри (1939), Mintzberg, Henry

1. Введение
2. Биографические данные
3. Основной вклад
4. Оценка

Краткие биографические сведения

Родился 2 сентября 1939 г. в Торонто;
получил диплом инженера-машиностроителя в Университете Макгилла (1961), бакалавра гуманитарных наук в Колледже Джорджа Уильямса (1962), магистра менеджмента в Массачусетском технологическом институте (1965) и доктора философии в Слоановской школе менеджмента (1968);
в 1972 г. начал работать преподавателем в Университете Макгилла;
в 1975 и 1987 гг. был удостоен премий компании McKinsey , за лучшие статьи в журнале “ Harvard Business Review”
в 1978 г. профессором менеджмента в Университете Макгилла
в 1988-1989 гг. президент Ассоциации стратегического менеджмента.

Основные работы


The Nature of Management Work (1973)
Mintzberg on Management: Inside the Strange World of Organizations (1989)
The Strategy Process (совместно с Дж. Куинном) (1991)*
The Rise and Fall of Strategic Planning (1994)

Резюме

Г. Минцберг первый специалист по теории менеджмента избранный в члены Канадского королевского научного общества. Ему удалось добиться почетного права четырежды, начиная с 1975 г., опубликовать статьи в журнале “ Harvard Business Review” , две из которых были удостоены премии компании McKinsey . С другой стороны, вполне типичным для Г. Минцберга является то, что получив в 1989 г. признание тысяч членов Общества стратегического менеджмента в качестве своего безусловного лидера, он вскоре объявил о “крахе” одноименной концепции.

1. Введение

Известность Генри Минцберга связана прежде всего с тем, что ему удалось критически оценить состояние дел в науке, которая первоначально называлась бизнес-политикой, а затем получила более солидное название стратегии. Изучая то, чем реально занимались руководители компаний, Г. Минцберг выяснил, что в их действиях присутствовало меньше “командования и контроля”, чем ad hoc (специальных, для данного случая) импровизации и попыток приспособиться к происходящим изменениям. Он сравнивал притязания некоторых руководителей фирм с действиями генералитета в процессе выдвижения на передовые позиции отрядов союзных войск в битве при Пасшенделе, в ходе которого погибло 20000 солдат, в то время как высшее командование оставалось в полном неведении относительно того, что армии пришлось передвигаться по тяжелому болотистому грунту. По мнению Г. Минцберга необходимо было добиться менее “героического” представления о стратегии, рассматривая ее как нечто, возникающее из фактического опыта тех, кто находится на передовых рубежах обслуживания потребителей, что она может оказаться “незапланированной”, вырастая из повседневных реальных обязанностей.

2. Биографические сведения

История жизни самого Г. Минцберга во многом способствовала формированию его особых подходов к стратегии. Полученное им образование не было каким-то необычным, хотя машиностроение, которое он изучал в университете, имело слабое отношение к его будущей профессиональной деятельности. На своем первом месте работы он занимался исследованием операций в компании Canadian Pacific Railways . Эта деятельность дала ему представление о системе как о едином целом, однако двух лет работы оказалось достаточно, чтобы полностью удовлетворить любопытство Г. Минцберга в этой области. Его отношение к этому периоду жизни было позднее резюмировано в посвящении к работе Mintzberg on Management (“ Минцберг о менеджменте ): “Тем, кто проводит свою общественную жизнь, работая в организациях, и свою частную жизнь, спасаясь от них” (1989).
Подавая документы для поступления на работу в Массачусетский технологический институт (МТИ) Г. Минцберг был готов к отказу. Однако его попытка оказалась удачной. Он быстро продемонстрировал тягу к более достижимым целям исследований, поскольку они имели большее практическое значение: “Инженеры мыслят аналогиями. Они не боятся, что их руки окажутся испачканными... Однако я не могу сказать того же об экономистах и других адвокатах Рациональной Модели”. Движимый внутренними предпочтениями, он оказался в числе соискателей докторской степени фактически еще не созданного факультета бизнес-политики в Слоановской школе менеджмента при МТИ, в которой не было ни одного профессора для руководства его диссертацией. В то же время, он оказался свободен от ортодоксальных идей, которые в противном случае он должен был бы усвоить. В обстановке погруженности в море незапланированных благоприятных возможностей и общения с людьми, занимающимися смежными дисциплинами, и произошло “рождение и развитие” Минцберга (как он охарактеризовал бы оказавшуюся в подобной ситуации организацию). Начальные строчки первой опубликованной им статьи обнаружили его вкус к парадоксам и моделям, возникающим в результате контрастных воздействий:
Появление человека было описано в Библии с использованием терминов сознательного планирования и великого стратегического замысла. Оспаривающая эту историю теория Ч. Дарвина предполагает, что никакого великого замысла не существовало, а действовали лишь внешние, влиявшие на постепенное развитие человека силы (1989).

Г. Минцбергу предстояло стать “Дарвином”, часто посещающим “государственную церковь” в Гарвардской школе бизнеса, несмотря на то, что для более полного раскрытия характера взаимодействия планов и конечных результатов ему пришлось все чаще и дальше выходить за рамки роли простого оппозиционера.

3. Основной вклад

Синтез выводов Г. Минцберга , сделанный им на основе результатов шестнадцатилетних исследований содержится в его статье “Crafting strategy” (“Ремесло создания стратегии”) (1987), где он использует метафору, связанную с деятельностью его бывшей жены, известной изготовительницы гончарных изделий. Как гончар придает определенную форму глине, движениями пальцев воплощая в жизнь свой замысел, так и специалист по стратегиям формирует модель своей политики. Согласно Г. Минцбергу:
Ремесло развивает в человеке традиционные навыки, преданность делу, стремление к совершенству за счет мастерского освоения деталей. То, что приходит на ум, является результатом не столько мышления и рассудка, сколько вовлеченности и чувства тесной взаимосвязи и гармонии с находящимся в руках материалом, развитым благодаря длительному опыту и приверженности своему делу. Формулировка идеи и ее воплощение сливаются в процессе обучения, посредством которого развиваются творческие стратегии (1987).

Руки придают глине определенную форму, однако, по мере того, как гончарный круг продолжает вращаться, глина также влияет на действия рук, которые стараются сохранить в ней то, что начинает представлять ценность, при этом итеративный процесс творчества повторяется бесконечно:
Ее [женщины-гочара] ум занят обрабатываемой глиной, но она также осознает себя находящейся между прошлым опытом и будущими перспективами. Она точно знает, что помогало и что не помогало ей в прошлом. Она обладает чутким пониманием своей работы, своих возможностей и своего рынка. Как ремесленник она скорее чувствует, чем анализирует эти вещи; ее знание не выражается словами (1987).

Для того, чтобы уловить выдвигаемую Г. Минцбергом идею, необходимо знание критикуемых им ортодоксальных представлений. Его возражения направлены против концепции стратегии как плана, который заранее формируется в голове ее разработчика. Напротив, Г. Минцберг рассматривает стратегию как совокупность осуществляемых в течение определенного времени различных видов деятельности, которые включают в себя и наблюдение за происходящими внутри и вне организации событиями. Он отнюдь не настаивает на ненужности планирования, а просто говорит о том, что действия представляются ему более важными, чем намерения.
Ортодоксальная школа рассматривает появление законченной стратегии подобно появлению богини Афины из головы верховного стратега, который “видит ее целиком”; при этом она придерживается своего рода доктрины “непорочного” зачатия. План является заранее обдуманным, осознанным и ясно выраженным; сначала он формируется на верхнем уровне организации и затем во всех деталях реализуется другими ее членами. Г. Минцберг утверждает, что стратегия не обязательно обдумывается заранее, а может проявляться постепенно. Так, руководители компании Honda , прожившие несколько дней в одном из многоэтажных домов Лос-Анджелеса, обнаружили, что американцам нуждаются не столько в мощных спортивных мотоциклах, сколько в мотоциклах с объемом двигателя 50 см 3 . Стратегия не обязательно должна быть осознанной; форма руля мотоциклов Honda была выбрана по ассоциации с формой бровей Будды в результате анализа проекта, учитывавшего влияние культурных традиций. Наконец, стратегия не всегда предварительно формулируется выпускниками университетов с дипломами магистров делового администрирования, а осознается в процессе действий кого-нибудь из членов организации, имеющего контакты с внешней средой. В этом случае именно “реализация” формирует стратегию, и оба этих процесса скорее сливаются, чем действуют независимо друг от друга. Разумеется, всегда можно приписать сознательное изобретение стратегии неким индивидам, и несомненно, что им будет лестно считать себя предвидевшими событие, с которым они в действительности просто случайно столкнулись; однако эта “реконструированная логика” не должна смешиваться с истинной “логикой открытия” или с тем, что происходит в действительности.
В своей докторской диссертации Г. Минцберг проанализировал деятельность ряда высших руководителей компаний. Он обнаружил, что лучшие из них лишь незначительную часть рабочего времени уделяли тем видам деятельности, которые получают бурное одобрение ученых (планирование, организация, координирование и контроль), при этом они игнорировали рекомендуемые в бизнес-школах специальные исследования, и не принимали скоропалительных решений на основе абстрактной информации. Вместо этого они постоянно занимались поиском ответов на текущие проблемы, возникновения которых они не могли предвидеть, и вырабатывали собственные суждения на основе личных встреч или телефонных переговоров.
Ортодоксальное представление о стратегии со всей очевидностью является чем-то идеализированным и имеющим характер предписания: “Мы знаем, что руководители доводят дело до конца, но было бы лучше, если бы они более тщательно разрабатывали свои стратегии заранее”. Однако возражения Г. Минцберга касаются не просто чрезмерной идеализации “великой стратегии”, а самого идеала. В то время как происходит разработка стратегии, внешняя среда может измениться еще больше, чем она изменилась на поле битвы при Пасшенделе в 1917 г., когда земля под ногами солдат превратилась в море непроходимой грязи; при этом верховное командование, находившееся вдали от передовых позиций, по-прежнему разрабатывало “великий план”, в результате реализации которого число убитых и раненых солдат союзников превысило 250 тыс. человек. Разделение процессов разработки и внедрения стратегии оказалось крайне неэффективным. Сознательное формулирование стратегии сужает возможности получения информации и позволяет “ослам” вести “львов” навстречу грядущей катастрофе. При этом утрачивается периферический обзор происходящих во внешней среде событий, быстрота реакции и способность изучать ситуацию прежде, чем она заведет руководителей в “непроходимые топи”. Стратегия предполагает наличие определенной стабильности и может привести к серьезным ошибкам, в случае, если во внешней среде происходят непредсказуемым изменения.

Именно по этой причине Г. Минцберг отказался от чтения лекций будущим магистрам делового администрирования. С его точки зрения суждению о человеческом поведении нельзя научить тех, кто почти не имеет практического опыта, как нельзя передать нюансы работы или эстетические оценки тем, кто никогда не занимался гончарным делом. Методы управления человеческими отношениями , с помощью которых фирмы Японии и других азиатских стран добились единства и внутренней сплоченности, давно известны; тем более, что эти методы изучались японцами на западных фирмах еще в 1950-х гг. Причина, по которой сами западные фирмы не смогли оценить и усвоить подобные уроки заключается в том, что эти методы управления основываются на использовании непосредственного живого опыта, а для учащихся, не имеющих такого опыта, они представляются всего лишь малоэффективными и абстрактными управленческими теориями. Стремление узнать все еще до начала действия является не просто недостатком политики бизнеса; оно обесценивает личный опыт и переводит развивающуюся стратегию в подчиненное положение. В этом заключается основной структурный дефект системы американского преподавания менеджмента , понимание которого позволяет объяснить, почему “мировой учитель” бизнеса сам находится во все углубляющемся кризисе. Данный недостаток системы является фундаментальным, поскольку подразумевает неверную трактовку причины и следствия.
С точки зрения Г. Минцберга правильно разработанная стратегия является результатом изучения возникающих планов, импровизаций, текущих мер адаптации и стратегических основ. Одна из его любимых цитат заимствована им у А. Эйнштейна: “Для нашего века характерным является смешение средств и целей”.

4. Оценка

Возможно, достоинства Г. Минцберга как блестящего полемиста уравновешиваются таким его недостатком, как неспособность прекратить свои критические выпады. Объект его нападок, так называемая “школа планирования” стратегии, по прежнему удерживает прочные позиции в общей теории создания стратегии. Г. Минцберг же борется за укрепление положения школы “развивающейся (возникающей) стратегии”. Но его идея о том, что руководитель должен разрабатывать стратегию в соответствие с поступающей от рядовых сотрудников информацией о различных достижениях, остается спорной. Обе школы фактически могли бы объединиться ради целей синтеза: наилучшие достижения работников фирмы могут быть организованы благодаря проницательности тех, кто занимает в ней руководящие посты.
Тем не менее продемонстрированные Г. Минцбергом интеллектуальная ясность и острота критики оказали влияние не только на более глубокое понимание организаций, тщательным изучением которых он занимался в течение многих лет, но и на его собственную жизнь и направление его интеллектуального развития. Он является примером человека, для которого достижение внутренней целостности является необходимым условием понимания и отражения процесса интеграции в социальных системах.

¦
’" l Введение Биографические данные Основной вклад Оценка
Краткие биографические сведения родился 2 сентября 1939 г. в Торонто; получил диплом инжепера-машиностроителя в Университете Макгилла, бакалавра гуманитарных наук в Колледже Джорджа Уильямса, магистра менеджмента в Массачусетском технологическом институте (1965) и доктора философии в Слоановской школе менеджмента (1968); в 1972 г. начал работать преподавателем в Университете Макгилла; в 1975 и 1987 гг. был удостоен премии компании McKinsey за лучшие статьи в журнале «Harvard Business Review»; в 1978 г. профессором менеджмента в Университете Макгилла; в 1988-1989 гг. президент Ассоциации стратегического менеджмента.
Основные работы
«The Nature of Management Work» (1973)
«Mintzberg on Management: Inside the Strange World of Organizations» (1989) «The Strategy Process» (with J. B. Quinn) (1991)[††]
«The Rise and Fall of Strategic Planning» (1994)
Резюме
Г. Мннцберг - первый специалист по теории менеджмента, избранный в члены Канадского королевского научного общестна. Ему удалось добиться почетного права четырежды начиная с 1975 г., опубликовать статьи в журнале «Harvard Business Review», две из которых были удостоены премии компании McKinsey. С другой стороны, вполне типичным для Г. Миицберга является то, что, получив в 1989 г. признание тысяч членов Общества стратегического менеджмента в качестве своего безусловного лидера, он вскоре объявил о «крахе» одноименной концепции.
Введение
Известность Генри Минцберга связана прежде всего с тем, что ему удалось критически оценить состояние дел в пауке, которая первоначально называлась бизнес- политикой, а затем получила более солидное название стратегии. Изучая то, чем реально занимались руководители компаний, Г. Минцберг выяснил, что в их действиях присутствовало меньше «командования и контроля», чем ad hoc (специальных, для данного случая) импровизации и попыток приспособиться к происходящим изменениям. Он сравнивал притязания некоторых руководителей фирм с действиями генералитета в процессе выдвижения на передовые позиции отрядов союзных войск в битве при Пасшенделе, в ходе которого погибло 20 ООО солдат, в то время как высшее командование оставалось в полном неведении относительно того, что армии пришлось передвигаться по тяжелому болотистому грунту. По мнению Г. Минцберга, необходимо было добиться менее «героического» представления о стратегии, рассматривая ее как нечто, возникающее из фактического опыта тех, кто находится па передовых рубежах обслуживания потребителей, что она может оказаться «незапланированной», вырастая из повседневных реальных обязанностей. Биографические данные
История жизни самого Г. Минцберга во многом способствовала формированию его особых подходов к стратегии. Полученное нм образование не было каким-то необычным, хотя машиностроение, которое оп изучал в университете, имело слабое отношение к его будущей профессиональной деятельности. На своем первом месте работы он занимался исследованием операций в компании Canadian Pacific Railways. Эта деятельность дала ему представление о системе как о едином целом, однако двух лет работы оказалось достаточно, чтобы полностью удовлетворить любопытство Г. Минцберга в этой области. Его отношение к этому периоду жизни было позднее резюмировано в посвящении к работе «Mintzberg on Management» («Минцберг о менеджменте»): «Тем, кто проводит свою общественную жизнь, работая в организациях, н спою частную жизнь, спасаясь от них» (1989).
Подавая документы для поступления паработу в Массачусетский технологический институт (МТИ), Г. Минцберг был готов к отказу. Однако его попытка оказалась удачной. Оп быстро продемонстрировал тягу к более достижимым целям исследований, поскольку они имели большее практическое значение: «Инженеры мыслят аналогиями. Они не боятся, что их руки окажутся испачканными... Однако я не могу сказать того же об экономистах и других адвокатах Рациональной Модели». Движимый внутренними предпочтениями, он оказался в числе соискателей докторской степени фактически еще не созданного факультета бизнес- политики в Слоановской школе менеджмента при МТИ, в которой не было ни одного профессора для руководства его диссертацией. В то же время он оказался свободен от ортодоксальных идей, которые в противном случае он должен был бы усвоить. В обстановке погруженности в море незапланированных благоприятных возможностей и общения с людьми, занимающимися смежными дисциплинами, и
произошло «рождение и развитие» Миицберга (как он охарактеризовал бы оказавшуюся в подобной ситуации организацию). Начальные строчки первой опубликованной им статьи обнаружили его вкус к парадоксам и моделям, возникающим в результате контрастных воздействий:
Появление человека было описано в Библии с использованием терминов сознательного планирования и великого стратегического замысла. Оспаривающая эту историю теория Ч. Дарвина предполагает, что никакого великого замысла не существовало, а действовали лишь внешние, влиявшие на постепенное развитие человека силы (1989).
Г. Минцбергу предстояло стать «Дарвином», часто посещающим «государственную церковь» в Гарвардской школе бизнеса, несмотря на то что для более полного раскрытия характера взаимодействия планов и конечных результатов ему пришлось все чаще и дальше выходить за рамки роли простого оппозиционера. Основной вклад
Синтез выводов Г. Миицберга, сделанный им на основе результатов шестнадцатилетних исследований, содержится в его статье «Crafting strategy» («Ремесло создания стратегии») (1987), где он использует метафору, связанную с деятельностью его бывшей жены, известной изготовительпицы гончарных изделий. Как гончар придает определенную форму глине, движениями пальцев воплощая в жизнь свой замысел, так и специалист по стратегиям формирует модель своей политики. Согласно Г. Минцбергу:
Ремесло развивает в человеке традиционные навыки, преданность делу, стремление к совершенству за счет мастерского освоения деталей. То, что приходит на ум, является результатом не столько мышления и рассудка, сколько вовлеченности н чувства тесной взаимосвязи и гармонии с находящимся в руках материалом, развитым благодаря длительному опыту и приверженности своему делу. Формулировка идеи и ее воплощение сливаются в процессе обучения, посредством которого развиваются творческие стратегии (1987).
Руки придают глине определенную форму, однако по мере того, как гончарный круг продолжает вращаться, глина также влияет на действия рук, которые стараются сохранить в ней то, что начинает представлять ценность, при этом итеративный процесс творчества повторяется бесконечно:
... Ее [женщины-гончара] ум занят обрабатываемой глиной, но она также осознает себя находящейся между прошлым опытом и будущими перспективами. Она точно знает, что помогало и что не помогало ей в прошлом. Она обладает чутким пониманием своей работы, своих возможностей и своего рынка. Как ремесленник она скорее чувствует, чем анализирует эти вещи; ее знание не выражается словами (1987).
Для того чтобы уловить выдвигаемую Г. Минцбергом идею, необходимо знание критикуемых им ортодоксальных представлений. Его возражения направлены про
тив концепции стратегии как плана, который заранее формируется в голове ее разработчика. Напротив, Г. Минцберг рассматривает стратегию как совокупность осуществляемых в течение определенного времени различных видов деятельности, которые включают в себя и наблюдение за происходящими внутри и вне организации событиями. Оп отнюдь не настаивает на ненужности планирования, а просто говорит о том, что действия представляются ему более важными, чем намерения.
Ортодоксальная школа рассматривает появление законченной стратегии подобно появлению богини Афины из головы верховного стратега, который «видит ее целиком»; при этом она придерживается своего рода доктрины «непорочного» зачатия. План является заранее обдуманным, осознанным и ясно выраженным; сначала он формируется па верхнем уровне организации и затем во всех деталях реализуется другими ее членами. Г. Минцберг утверждает, что стратегия не обязательно обдумывается заранее, а может проявляться постепенно. Так, руководители компании Honda, прожившие несколько диен в одном из многоэтажных домов Лос-Анджелеса, обнаружили, что американцы нуждаются не столько в мощных спортивных мотоциклах, сколько в мотоциклах с объемом двигателя 50 см3. Стратегия не обязательно должна быть осознанной; форма руля мотоциклов Honda была выбрана но ассоциации с формой бровей Будды в результате анализа проекта, учитывавшего влияние культурных традиции. Наконец, стратегия не всегда предварительно формулируется выпускниками университетов с дипломами магистров делового администрирования, а осознается в процессе действии кого-нибудь из членов организации, имеющего контакты с внешней средой. В этом случае именно «реализация» формирует стратегию, и оба этих процесса скорее сливаются, чем действуют независимо друг от друга. Разумеется, всегда можно приписать сознательное изобретение стратегии неким индивидам, и несомненно, что им будет лестно считать себя предвидевшими событие, с которым они в действительности просто случайно столкнулись; одпако эта «реконструированная логика» не должна смешиваться с истинной «логикой открытия» или с тем, ч то происходит в действительности.
В своей докторской диссертации Г. Минцберг проанализировал деятельность ряда высших руководителей компаний. Оп обнаружил, что лучшие из них лишь незначительную часть рабочего времени уделяли тем видам деятельности, которые получают бурное одобрение ученых (планирование, организация, координирование и контроль), при этом они игнорировали рекомендуемые в бизнес-шко- лах специальные исследования и не принимали скоропалительных решений на основе абстрактной информации. Вместо этого они постоянно занимались поиском ответов па текущие проблемы, возникновения которых они не могли предвидеть, и вырабатывали собственные суждения на основе личных встреч или телефонных переговоров.
Ортодоксальное представление о стратегии со всей очевидностью является чем-то идеализированным и имеющим характер предписания; «Мы знаем, что руководители доводят дело до конца, но было бы лучше, если бы они более тщательно разрабатывали свои стратегии заранее». Однако возражения Г. Минцберга касаются не просто чрезмерной идеализации «великой стратегии», а самого идеала. В то время как происходит разработка стратегии, внешняя среда может изменить
ся еще больше, чем она изменилась на поле битвы при Пасшенделе в 1917 г., когда земля под ногами солдат превратилась в море непроходимой грязи; при этом верховное командование, находившееся вдали от передовых позиций, по-прежпему разрабатывало «великий план», в результате реализации которого число убитых и раненых солдат союзников превысило 250 тыс. человек. Разделение процессов разработки и внедрения стратегии оказалось крайне неэффективным. Сознательное формулирование стратегии сужает возможности получения информации и позволяет «ослам» вести «львов» навстречу грядущей катастрофе. При этом утрачивается периферический обзор происходящих во внешней среде событий, быстрота реакции и способность изучать ситуацию прежде, чем она заведет руководителей в «непроходимые топи». Стратегия предполагает наличие определенной стабильности и может привести к серьезным ошибкам, в случае если во внешней среде происходят непредсказуемые изменения.
Именно по этой причине Г. Минцберг отказался от чтения лекций будущим магистрам делового администрирования. С его точки зрения, суждению о человеческом поведении нельзя научить тех, кто почти не имеет практического опыта, как нельзя передать нюансы работы или эстетические оценки тем, кто никогда не занимался гончарным делом. Методы управления человеческими отношениями, с помощью которых фирмы Я поп ни и других азиатских стран добились единства и внутренней сплоченности, давно известны; тем более что эти методы изучались японцами на западпых фирмах еще в 1950-х гг. Причина, по которой сами западные фирмы не смогли оценить и усвоить подобные уроки, заключается в том, что эти методы управления основываются па использовании непосредственного живого опыта, а для учащихся, не имеющих такого опыта, они представляются всего лишь малоэффективными и абстрактными управленческими теориями. Стремление узнать все еще до начала действия является пе просто недостатком политики бизнеса; оно обесценивает личный опыт и переводит развивающуюся стратегию в подчиненное положение. В этом заключается основной структурный дефект системы американского преподавания менеджмента, понимание которого позволяет объяснить, почему «мировой учитель» бизнеса сам находится во все углубляющемся кризисе. Данный недостаток системы является фундаментальным, поскольку подразумевает неверную трактовку причины п следствия.
С точки зрения Г. Миицберга, правильно разработанная стратегия является результатом изучения возникающих планов, импровизаций, текущих мер адаптации и стратегических основ. Одна из его любимых цитат заимствована им у А. Эйнштейна; «Для нашего века характерным является смешение средств и целей». Оценка
Возможно, достоинства Г. Миицберга как блестящего полемиста уравновешиваются таким его недостатком, как неспособность прекратить свои критические выпады. Объект его нападок, так называемая «школа планирования» стратегии, по прежнему удерживает прочные позиции в общей теории создания стратегии. Г. Минцберг же борется за укрепление положения школы «развивающейся (возникающей) стратегии». Но его идея о том, что руководитель должен разрабаты
вать стратегию в соответствии с поступающей от рядовых сотрудников информацией о различных достижениях, остается спорной. Обе школы фактически могли бы объединиться ради целей синтеза: наилучшие достижения работников фирмы могут быть организованы благодаря проницательности тех, кто занимает в ней руководящие посты.
Тем не менее продемонстрированные Г. Минцбергом интеллектуальная ясность и острота критики оказали влияние не только на более глубокое понимание организаций, тщательным изучением которых он занимался в течение многих лет, но и на его собственную жизнь и направление его интеллектуального развития. Он является примером человека, для которого достижение внутренней целостности является необходимым условием понимания и отражения процесса интеграции в социальных системах.
Чарльз Хемпден-Тернер Judge Institute of Management Studies University of Cambridge

Биография

Закончил факультет машиностроения Университета МакГилл, работал в отделе Operational Research Канадской железной дороги. Затем получил диплом магистра и степень PhD в Слоанской Школе Менеджмента в Массачусетском технологическом институте. С тех пор преподает на факультете менеджмента Университета МакГилл. Кроме этого, является профессором университетов Карнеги Меллон, университета d’Aix-Mardeill, Ecole des hautes etudes commerciales, Монреаль, Лондонской школы бизнеса и INSEAD . Обладатель 15 почетных дипломов университетов всего мира.

Каждая книга Генри Минцберга пытается быть своеобразным вызовом устоявшемуся общественному и профессиональному мнению. Об этом говорят названия некоторых его книг: «Природа работы менеджера» (1973 г.), «Структура в кулаке» (1983 г.), «Взлет и падение стратегического планирования» (1994 г.), «Стратегическое сафари» (1998 г.), «Требуются менеджеры, а не выпускники MBA» (2004 г.) В работе 2004 года Минцберг анализирует системы бизнес-обучения в США, Канаде, Австралии и Европе и ставит вполне разумный вопрос о том, способна ли вообще система обучения в вузе создать профессионального менеджера, который готов завтра же возглавить крупную компанию или организацию.

Минцберг опубликовал 15 книг, последняя книга, написанная автором в 2009 году, переведена на русский язык: «Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента» . В книге анализируется работа 29 менеджеров из различных сфер деятельности: бизнеса, государственной службы, здравоохранения, симфонического оркестра. Полученные данные Минцберг сформировал в систему, которая дает представление о современном менеджменте и разрушает многие управленческие стереотипы. Стиль изложения в книге - доверительная беседа.

Минцберг опубликовал более 150 статей, две из них получили награду MacKinsey журнала «Harvard Business Review ». Генри Минцберг удостоен наград ведущих научных и отраслевых ассоциаций, в том числе Академии менеджмента, Общества стратегического менеджмента и Ассоциации управленческого консультирования.

В последние годы Г.Минцберг посвящает все свое время разработке учебных программ, в ходе которых менеджеры исследуют собственный опыт в небольших группах. «The Wall Street Journal » поставил Генри Минцберга на 9-е место в списке наиболее влиятельных мыслителей, работавших в области менеджмента.

Примечания

Теоретические воззрения

По мнению Минцберга, и сами управленцы, и общество в целом воспринимают менеджмент скорее как науку или как профессию, которой можно обучиться в стенах университета. В настоящее время есть два понимания менеджмента: 1. Как искусство, овладеть которым без опыта невозможно. Только с опытом может прийти понимание бесконечных нюансов управленческого процесса, способность вписывать собственные знания в заданный контекст. 2. Как наука, основы который можно изучить, и которую можно применять

Три программы развития организаций

Продвигая свои идеи профессор Г. Минцберг инициировал создание разных программ развития организации. Все они построены вокруг идеи, что руководители лучше всего обучаются анализируя свой собственный опыт в группе коллег.

На сегодняшний день процветают три программы:

Мнение о России

"Дело не только в лидерах, дело во всех. Не только лидеры должны оценить ситуацию, ее должны оценить все. Я ни в коем случае не эксперт по России, но несомненно в вашем правительстве слишком много лидерства. Вам нужно больше вовлеченности, а не построения всего и вся вокруг культа одного индивидуума. Корпоративная среда в этом смысле не отличается от политической. Таким образом, лидеры должны оценить ситуацию, но и все остальные так же должны ее оценить. Должно существовать широкое ощущение, что эти вещи важны."

"Я заинтригован Россией, поскольку люди настолько интеллектуальны, хорошо образованы, яркие, и вместе с тем, в политическом смысле страна не может действовать согласовано. Я полагаю, что в каком-то смысле это обусловлено непродолжительной историей демократии. Но возможно так же что-то в российском менталитете относящееся к лидерству, что необходимо сильное лидерство. Единственный закон в отношении человеческой природы, который я знаю, и который действительно почти закон, это высказывание лорда Эктона, сказавшего «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». И я думаю, это то что происходит в России. На самом деле это происходит везде, не только в России, но в особенности в России. Вы знаете, сейчас много говорят о БРИК, но похоже, что БИК развивается лучше, чем БРИК. Бразилия, Индия, Китай. Мы проводим наши программы IMPM в странах БИК, как я их называю. В Англии, Канаде и БИК. Мы проводим модульное обучение, 5 – 10 дней модуль. В Ланкастере, Монреале, Бангалоре, Пекине и Рио Де Жанейро. На постсоветском пространстве нашу программу CoachingOurselves представляет International Bureau of Change Management. И очень плохо, что Россия считается частью БРИК, но развитие БИК опережает БРИК, на мой взгляд."

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные Канады
  • Родившиеся 2 сентября
  • Родившиеся в 1939 году
  • Родившиеся в Монреале
  • Менеджмент
  • Офицеры Национального Ордена Квебека
  • Офицеры ордена Канады
  • Выпускники университета Макгилла
  • Преподаватели университета Макгилла

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Минцасс
  • Анастасия (певица)

Смотреть что такое "Минцберг, Генри" в других словарях:

    Минцберг - Минцберг, Генри Генри Минцберг (англ. Henry Mintzberg, 2 сентября 1939) профессор менеджмента МакГилльского университета в Монреале. Он закончил Слоанскую Школу Менеджмента в Массачусетском технологическом институте. Работал на различных… … Википедия

    Организационная структура - (англ. Organizational structure) совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке») … Википедия

    Управление организационными изменениями - Управление организационными изменениями это управление переходом организации, как системы, из одного устойчивого состояния в другое. Содержание 1 Отличие управления организационными изменениями от управления проектами … Википедия

    Национальный Орден Квебека - Лента Национального Ордена Квебека Национальный Орден Квебека (фр. Ordre national du Québec) орден за заслуги, учреждённый правительством Квебека (Канада). Содержание … Википедия

    Национальный орден Квебека - Национальный Орден Квебека … Википедия

    Премия Молсона - Оригинальное название англ. Molson Prize Страна … Википедия

    Олимп-бизнес (издательство) - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/24 октября 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Книги

  • Менеджмент. Природа и структура организаций , Минцберг Генри. Генри Минцберг, признанный гуру теории и практики управления, подробно рассказывает о том, что именно необходимо для успешного управления организацией. Автор считает, что очень часто…

Биография

Закончил факультет машиностроения Университета МакГилл, работал в отделе Operational Research Канадской железной дороги. Затем получил диплом магистра и степень PhD в Слоанской Школе Менеджмента в Массачусетском технологическом институте. С тех пор преподает на факультете менеджмента Университета МакГилл. Кроме этого, является профессором университетов Карнеги Меллон, университета d’Aix-Mardeill, Ecole des hautes etudes commerciales, Монреаль, Лондонской школы бизнеса и INSEAD . Обладатель 15 почетных дипломов университетов всего мира.

Каждая книга Генри Минцберга пытается быть своеобразным вызовом устоявшемуся общественному и профессиональному мнению. Об этом говорят названия некоторых его книг: «Природа работы менеджера» (1973 г.), «Структура в кулаке» (1983 г.), «Взлет и падение стратегического планирования» (1994 г.), «Стратегическое сафари» (1998 г.), «Требуются менеджеры, а не выпускники MBA» (2004 г.) В работе 2004 года Минцберг анализирует системы бизнес-обучения в США, Канаде, Австралии и Европе и ставит вполне разумный вопрос о том, способна ли вообще система обучения в вузе создать профессионального менеджера, который готов завтра же возглавить крупную компанию или организацию.

Минцберг опубликовал 15 книг, последняя книга, написанная автором в 2009 году, переведена на русский язык: «Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента» . В книге анализируется работа 29 менеджеров из различных сфер деятельности: бизнеса, государственной службы, здравоохранения, симфонического оркестра. Полученные данные Минцберг сформировал в систему, которая дает представление о современном менеджменте и разрушает многие управленческие стереотипы. Стиль изложения в книге - доверительная беседа.

Минцберг опубликовал более 150 статей, две из них получили награду MacKinsey журнала «Harvard Business Review ». Генри Минцберг удостоен наград ведущих научных и отраслевых ассоциаций, в том числе Академии менеджмента, Общества стратегического менеджмента и Ассоциации управленческого консультирования.

В последние годы Г.Минцберг посвящает все свое время разработке учебных программ, в ходе которых менеджеры исследуют собственный опыт в небольших группах. «The Wall Street Journal » поставил Генри Минцберга на 9-е место в списке наиболее влиятельных мыслителей, работавших в области менеджмента.

Примечания

Теоретические воззрения

По мнению Минцберга, и сами управленцы, и общество в целом воспринимают менеджмент скорее как науку или как профессию, которой можно обучиться в стенах университета. В настоящее время есть два понимания менеджмента: 1. Как искусство, овладеть которым без опыта невозможно. Только с опытом может прийти понимание бесконечных нюансов управленческого процесса, способность вписывать собственные знания в заданный контекст. 2. Как наука, основы который можно изучить, и которую можно применять

Три программы развития организаций

Продвигая свои идеи профессор Г. Минцберг инициировал создание разных программ развития организации. Все они построены вокруг идеи, что руководители лучше всего обучаются анализируя свой собственный опыт в группе коллег.

На сегодняшний день процветают три программы:

Мнение о России

"Дело не только в лидерах, дело во всех. Не только лидеры должны оценить ситуацию, ее должны оценить все. Я ни в коем случае не эксперт по России, но несомненно в вашем правительстве слишком много лидерства. Вам нужно больше вовлеченности, а не построения всего и вся вокруг культа одного индивидуума. Корпоративная среда в этом смысле не отличается от политической. Таким образом, лидеры должны оценить ситуацию, но и все остальные так же должны ее оценить. Должно существовать широкое ощущение, что эти вещи важны."

"Я заинтригован Россией, поскольку люди настолько интеллектуальны, хорошо образованы, яркие, и вместе с тем, в политическом смысле страна не может действовать согласовано. Я полагаю, что в каком-то смысле это обусловлено непродолжительной историей демократии. Но возможно так же что-то в российском менталитете относящееся к лидерству, что необходимо сильное лидерство. Единственный закон в отношении человеческой природы, который я знаю, и который действительно почти закон, это высказывание лорда Эктона, сказавшего «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». И я думаю, это то что происходит в России. На самом деле это происходит везде, не только в России, но в особенности в России. Вы знаете, сейчас много говорят о БРИК, но похоже, что БИК развивается лучше, чем БРИК. Бразилия, Индия, Китай. Мы проводим наши программы IMPM в странах БИК, как я их называю. В Англии, Канаде и БИК. Мы проводим модульное обучение, 5 – 10 дней модуль. В Ланкастере, Монреале, Бангалоре, Пекине и Рио Де Жанейро. На постсоветском пространстве нашу программу CoachingOurselves представляет International Bureau of Change Management. И очень плохо, что Россия считается частью БРИК, но развитие БИК опережает БРИК, на мой взгляд."

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные Канады
  • Родившиеся 2 сентября
  • Родившиеся в 1939 году
  • Родившиеся в Монреале
  • Менеджмент
  • Офицеры Национального Ордена Квебека
  • Офицеры ордена Канады
  • Выпускники университета Макгилла
  • Преподаватели университета Макгилла

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Минцберг, Генри" в других словарях:

    Минцберг, Генри Генри Минцберг (англ. Henry Mintzberg, 2 сентября 1939) профессор менеджмента МакГилльского университета в Монреале. Он закончил Слоанскую Школу Менеджмента в Массачусетском технологическом институте. Работал на различных… … Википедия

    - (англ. Organizational structure) совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке») … Википедия

    Управление организационными изменениями это управление переходом организации, как системы, из одного устойчивого состояния в другое. Содержание 1 Отличие управления организационными изменениями от управления проектами … Википедия

    Лента Национального Ордена Квебека Национальный Орден Квебека (фр. Ordre national du Québec) орден за заслуги, учреждённый правительством Квебека (Канада). Содержание … Википедия

    Национальный Орден Квебека … Википедия

    Оригинальное название англ. Molson Prize Страна … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/24 октября 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Книги

  • Менеджмент. Природа и структура организаций , Минцберг Генри. Генри Минцберг, признанный гуру теории и практики управления, подробно рассказывает о том, что именно необходимо для успешного управления организацией. Автор считает, что очень часто…