Определение педагогический менеджмент включает. Сущность педагогического менеджмента, его системный характер

CoolReferat.com

1. Понятие педагогический менеджмент

2. Принципы педагогического менеджмента

3. Функции педагогического менеджмента

1. Понятие «педагогический менеджмент»

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта:

    совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;

    социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;

    научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.

В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент , включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.

Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.

В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление » и «менеджмент » практически совпадают.

Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.

В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

Процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

Управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

Специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;

Умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

Функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

Область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

Из приведенных определений можно заключить, что в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности », и в значении «области знания ».

Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива).

2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

5) О предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия.

1. Понятие педагогический менеджмент

2. Принципы педагогического менеджмента

3. Функции педагогического менеджмента

1. Понятие «педагогический менеджмент»

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта:

· совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;

· социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;

· научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.

В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент , включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.

Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.

В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление » и «менеджмент » практически совпадают.

Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.

В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

Процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

Управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

Специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;

Умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

Функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

Область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

Из приведенных определений можно заключить, что в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности », и в значении «области знания ».

Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива).

2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

5) О предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия.

2. Принципы педагогического менеджмента

Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений.

С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы :

Принцип уважения и доверия к человеку;

Принцип целостного взгляда человека;

Принцип сотрудничества;

Принцип социальной справедливости;

Принцип индивидуального подхода в управлении;

Принцип обогащения работы педагога;

Принцип личного стимулирования;

Принцип консенсуса;

Принцип коллективного принятия решения;

Принцип целевой гармонизации;

Принцип горизонтальных связей;

Принцип автономизации управления;

Принцип постоянного обновления.

Остановимся несколько более подробно на каждом из названных выше принципе.

Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.

Требования этого принципа:

уважайте личное достоинство человека, признавайте за человеком соответствующие права и возможности;

уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также присутствует человек;

предоставляйте личности когда это возможно, свободу выбора;

доверяйте человеку; его потенциальные возможности неисчерпаемы;

создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;

уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;

создавайте обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;

максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;

поощряйте достижения и личный вклад каждого в дела образовательного учреждения;

гарантируйте каждому педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.

Принцип целостного взгляда человека – вторая очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:

стройте свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;

не ограничивайте отношения с педагогами только должностными обязанностями, вникайте в их жизнь, духовный мир и стремления, иначе каждый педагог неизбежно будет чувствовать отчужденность;

помните, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается только часами, проведенными в образовательном учреждении, - она гораздо шире и богаче;

общаясь с педагогом, никогда не забывайте, что его работа составляет большую часть его жизни, - сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе были для педагога светлыми и радостными;

управленец должен быть причастен к образу жизни членов педагогического коллектива, он должен понимать, в чем состоят общие их потребности;

встречайтесь с педагогами не только в формально-официальной обстановке, но и в такой, где можно просто пообщаться, «поговорить по душам».

Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:

считайтесь с человеком как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы;

знайте и учитывайте личные качества педагогов и на основе этого формируйте оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавая рабочую высокопродуктивную атмосферу в образовательном учреждении;

цените в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а со трудник, человек дела;

создавайте атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и осознания им роли и необходимости участия в процессе управления образовательным учреждением;

бережно относитесь к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же и по отношению к педагогам;

основными паролями совместной деятельности руководителя и педагогического коллектива должны быть: человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически целесообразная работа. Инициатива вначале, работа потом, человечность и сознательная дисциплина – всегда;

сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом – принятие решения – вот основа сотрудничества.

Н.Витке считал, что вся суть административной работы заключается в создании атмосферы дружного коллективного сотрудничества, при сочетании всеми признанного делового и морального авторитета администрации с проявлением самой широкой инициативы сотрудников учреждения.

Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

стремитесь равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди педагогов, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру;

создавайте условия и предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности не только «педагогическим звездочкам», но и всем педагогам;

поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей;

всегда при оценке труда педагога приводите в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;

помните, что одной из гарантий социальной справедливости в педагогическом коллективе является гласность, систематическое освещение в коллективе всей деятельности аппарата управления;

руководитель должен учитывать, что уровень социальной справедливости всегда находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его в целом и по отдельным параметрам;

ощущение несправедливости возникает тогда, когда человек признает, что соотношение его трудового вклада и результата оценено ниже (несправедливо) по сравнению с соотношением вклада и результата других участников деятельности. Отсюда и возникают конфликты.

Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Некоторые требования этого принципа формулируются следующим образом:

помните, что индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы каждого педагога и его личности;

на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту и формы общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и расширение требований к другим;

в ходе индивидуальной работы с педагогом помогайте ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он обладает. Вселяйте в него профессиональную уверенность. Помните, что поощрение желательных видов индивидуального поведения всегда более плодотворно, чем подавление нежелательных. Опора на сильные стороны приносит больше пользы, чем бесконечный «разбор» недостатков;

одной из главных задач индивидуального подхода в управлении образовательным учреждением является задача выравнивания профессионального мастерства педагогов, постепенное доведение отстающих до уровня передовых;

определяйте для каждого педагога его индивидуальные цели и рубежи их достижения, - этим вы обеспечите ему путь к успеху.

Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности. Некоторые конкретные требования этого принципа:

проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;

создать условия для включения педагогов в инновационную деятельность;

организовывать посещение уроков (занятий с детьми) творчески работающих педагогов в своем и других образовательных учреждениях;

проводить семинары, «круглые столы» по проблемам методов образовательной деятельности;

следить за повышением квалификации педагогов.

Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Об этом свидетельствуют некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

каждый руководитель должен иметь хорошо продуманную систему стимулов, включающую материальное и моральное стимулирование. Кроме того, необходимо помнить, что вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение руководителя также являются достаточно действенными стимулами для подчиненных;

вся работа руководителя с педагогами должна строиться на основе стимулирования их деятельности: создание условий для труда, создание атмосферы взаимной удовлетворенности, создание системы творческой деятельности, создание условий для самообразования и т.д.

Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов и различных точек зрения привести коллектив к согласию, перевести людей от конфронтации к сотрудничеству. Приведем некоторые требования этого принципа:

в основе консенсуса должна лежать объективная оценка точек зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения;

руководитель должен особенно четко и логично аргументировать свою точку зрения, чтобы ее восприняло «критическое большинство» в коллективе;

основным инструментом руководителя должен быть логический анализ ошибочных суждений. Он должен уметь вскрывать противоречия в суждениях коллег, добиваться осознания ими этих противоречий и пересмотра своей точки зрения, когда это необходимо;

умейте идти на взаимные уступки, но не во вред делу.

Принцип коллективного принятия решения – это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями. Некоторые требования принципа:

Не всякое решение должно приниматься коллективно (это касается оперативных ситуаций, рутинных, повторяющихся дел). Коллективно принимаются решения играющие существенную роль в жизнедеятельности образовательного учреждения (принятие его Устава, определение режима работы, принятие Программы развития и т.д.), касающиеся практически каждого члена коллектива;

с информацией, на основе которой будет приниматься такое решение, должен познакомиться каждый член коллектива;

решение только в том случае будет активно поддерживаться частью коллектива, если педагоги активно участвовали в его подготовке;

всегда надо помнить, что там, где решение, принято большинством, бывает и меньшинство, не согласное с ним. С этим меньшинство необходимо и дальше вести работу, вовлекая его в процесс выполнения решения.

Принцип целевой гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой. Некоторые принципы, вытекающие из этого принципа:

что бы в образовательном учреждении ни делалось, - все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;

целевая целостность в образовательном учреждении формируется не сразу, это результат длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами;

приверженность целям образовательного учреждения связана с убеждениями педагога, с его приверженностью основным ценностям образовательного учреждения и его культуре.

Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально обособиться в коллективе. Вот некоторые требования принципа:

принцип реализуется в процессе делегирования полномочий педагогам, коллективном принятии решений, установления единого статуса всех работников и др.;

горизонтальные связи необходимо формировать целесообразно, имея программу на длительное время;

при формировании такой системы связей необходимо учитывать неформальные, дружеские связи между педагогами, с одной стороны, они улучшат качество работы, с другой - они могут стать источником оппозиции администрации и целям образовательного учреждения.

Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов. Некоторые требования к осуществлению принципа:

во главе автономных участков управления обязательно должны находиться высококвалифицированные педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью;

желательно, чтобы педагоги, руководящие конкретными участками управления (методическим объединением, командой диагностического сопровождения, командой учебно-программного обеспечения, командой педагогической поддержки ребенка и т.д.) выбирались или утверждались на собрании всего педагогического коллектива;

все педагоги, ставшие во главе автономных подразделений, должны пройти соответствующую подготовку.

Принцип постоянного обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип – основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, иных изменений в образовательном учреждении. Некоторые требования к его осуществлению:

любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;

изменения должны быть основаны на детальном плане (проекте) и расчете, который обязательно приведет к успеху, - если уверенности в успехе нет, их лучше не проводить;

коллектив должен готов теоретически и практически к осуществлению изменений;

сопротивление переменам было, есть и будет, учитывая это, необходимо искать консенсус и склонять людей к идее неизбежности и обоснованности внесения изменений;

процесс перемен в образовательном учреждении – это, прежде всего, процесс перемен в самом педагоге, в его личности.

Представленные выше принципы системны, - для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также исполняются.

3. Функции педагогического менеджмента

В мировой практике менеджмент выступает как наука , искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.

За рубежом менеджмент в образовании или школьный менеджмент определяется как «сосредоточение на процессе принятия наиболее важных решений в школе». Основная идея школьного менеджмента, например, в США базируется на децентрализации управления в системе образования, - в ее контексте школьный учитель должен быть наделен правами участвовать в разработке и принятии наиболее важных для своей школы решений.

В нашей стране руководитель (начальник цеха, директор завода, главный врач больницы, директор школы, заведующий детским садом и т.д.) до сих пор назначался на должность на основе оценки своих профессиональной готовности к выполнению функций инженера, врача, учителя, воспитателя. В результате он становился организатором деятельности производственных единиц (цехов, заводов, отделов, больниц, школ, детских садов и т.п.), руководителем производственной деятельности . Менеджер же является организатором людей и должен иметь, кроме профессиональной, специальную подготовку в области искусства управления людьми.

Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления – школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. - требует изменения и субъекта управления.

Педагогический менеджмент в работах некоторых современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности .

1. Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления: 1) организации, иерархии управления , основное средство здесь - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр; 2) культуры управления , т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения; 3) рынка , рыночных отношений , т.е. отношений, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Энциклопедический словарь определяет «управление» как функцию организованных систем (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы, цели.

В современной теории управления выделяют следующие научные подходы к управлению социальными системами: кибернетический (Н. Винер), функциональный (А. Файоль), административный (Ф. Тейлор, Г. Форд), человекоцентристский (Э. Мейо, А. Маслоу, К. Роджерс), синергетический (на основе синергетики: В.И. Аршинов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И. Пригожин и др.) на основе менеджмента (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, О.С. Виханский, А.И. Наумов и др.).

Согласно кибернетическому подходу , управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Принципиальная схема управления показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Принципиальная схема управления с позиции кибернетического подхода

Иными словами управление с позиции кибернетического подхода рассматривают как процесс циркуляции и преобразования информации, обеспечение оптимальных коммуникаций и каналов связей в функционирующей системе с целью перевода объекта управления в новое качество.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими . К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др. У истоков кибернетического подхода стоял выдающийся американский математик и философ, основоположник теории искусственного интеллекта Норберт Винер (1894 – 1964).

Синергетический подход к пониманию управления подходит по-иному.

С позиций синергетики управление рассматривается как открытая система, в основе которой лежит взаимодействие с объектом, а не воздействие на него. Практическим аспектом синергетического подхода к управлению является теория самоорганизуемых и саморазвивающихся систем.

Синергетика прежде всего изучает системы открытого типа (к которым относится и человек, и группа, и школа в целом как групповой субъект), ведущим принципом существования которых является самоорганизация, саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия этих систем с внешней средой.

Основными принципами синергетического подхода являются неравномерность изменения структуры и поведения, открытость, наличие обратных связей и нелинейность, характеризующаяся тем, что слабый стимул может вызвать сильную реакцию и наоборот.

Синергетический подход рассматривает любую образовательную систему как открытую, саморазвивающуюся систему. Образовательная система не только управляется извне, но и способна к саморазвитию, самообновлению, самоорганизации. На основе законов синергетики формулируются признаки самоорганизации и саморазвития социально-педагогических систем:

1) самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические размеры;

2) фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации (случайные отклонения);

3) неравновесность в системе является источником появления новой организации (порядка);

4) системы всегда открыты и обмениваются энергией с внешней средой;

5) в системах действуют бифуркационные механизмы – наличие точек раздвоения продолжения развития;

6) высокий уровень самоаналитической и прогностической деятельности всех участников образовательного процесса;

7) цели и задачи формулируются изнутри на основе глубокого самоанализа и изучения связей с внешней средой;

Административный и функциональный подход зародился в недрах классической (научной) школы менеджмента на рубеже XIX – XX веков. Основателем науки управления считается американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 -1915), издавший в 2011 году книгу «Принципы и методы научного управления».

Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менеджмента», ввёл контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж, разделение труда, зависимость зарплаты от количества труда. На основе установленных норм выработки осуществлялось стимулирование труда: люди, которые производили больше, вознаграждались лучше.

Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность. Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов.

Французский инженер и предприниматель Анри Файоль (1841-1925) создал так называемую административную теорию управления. Согласно его утверждениям: «управлять – значит вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов». Изначально выделил пять функций управления: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль. Функции, которые выделил Файоль до сих пор считаются основными в менеджменте. Он положил начало функциональному подходу в управлении, который называется так потому, что все функции расписаны по уровням управления – каждому свои и в разном объёме.

Рассмотрим управление с человекоцентристского подхода (неклассическая школа управления). Этот подход развивался с середины XX века представителями школ бихевиористской (поведенческих наук) и человеческих отношений. Школа человеческих отношений, в которой основоположником направления считается американский психолог и социолог Э. Мэйо (1880 - 1948), сделала акценты на гуманизации производства и управления. В 1927-1932 годах им были проведены так называемые Хоторнские эксперименты (Хоторн – местечко близ Чикаго), в ходе которых он доказал, что эффективные результаты в росте производительности труда дают социально-психологические методы управления:

Обучение управляющих различного уровня демократическому стилю управления;

Создание благоприятного климата общения и неформальных групп в управлении;

Учёт личных интересов работников в решении вопросов развития организации;

Обеспечение благоприятных условий труда персонала.

Э. Мэйо сделал выводы, что работники стали сильнее реагировать на замечания со стороны сослуживцев, чем на материальные стимулы администрации.

Позднее американский психолог А. Маслоу (1908 – 1970) своей знаменитой «пирамидой потребностей» подтвердил вывод о том, что для работников мотиваторами являются не только экономические стимулы, а и потребности, которые удовлетворяются с помощью денег лишь частично.

В целом, доктрина человеческих отношений базируется на следующих постулатах: человек – социальное существо, поэтому необходимо использовать такие методы и стимулы управления, которые смогут регулировать его поведение в группе; в управлении человеком необходимо полнее использовать его психологические, эмоциональные особенности и интеллектуальный потенциал, так как его природа несовместима с иерархией и формализацией отношений; решение проблем работников – это задача управленцев и предпринимателей, они должны решать проблемы гуманизации труда, обучения и воспитания работников.

Представители школы поведенческих наук сосредоточились преимущественно на изучении методов установления человеческих отношений. Видными представителями поведенческого (бихевиористского) направления являлись А. Арджирс (род. 1923 г.) , Р. Лайкерт (1903 – 1981), Д. Макгрегор (1906 – 1964), Ф. Герцберг (1923 – 2000) и др. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, характер власти и авторитета, лидерства, коммуникации в организации. Главный постулат их исследований заключался в следующем: правильное применение наук о поведении способствует повышению эффективности управления за счет эффективности использования человеческих ресурсов. Основными достижениями представителей этой школы считаются: применение технологий управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенностью трудом; использование наук о человеческом поведении в управлении организации таким образом, чтобы работник мог полностью использовать свой потенциал. В отечественной науке этот подход разрабатывали следующие исследователи: А.Г. Здравомыслов, С.А. Кугель, Н.Ф. Наумова, С.Ф. Фролов, В.А. Ядов и др.

В целом, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук сделали упор на важности человеческого фактора в повышении эффективности управления, открыв тем самым явления самоорганизации и самоуправления. По мнению доктора социологии А.В. Тихонова (род.1939г.), ошибкой неклассических концепций было умаление роли формальных отношений и смещение управленческих акцентов с управления производством на управление людьми. Сторонники данных концепций считали, что удовлетворение важных социальных и психологических потребностей людей обязательно приведет к росту производительности труда. Последующие исследования учёных показали, что это является не абсолютным и не единственным фактором.

Рассмотрим управление с позиции менеджмента.

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова «manage» (латинское manus) - рука. Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении.

Оксфордский словарь предлагает более широкую трактовку слова «менеджмент»: административные навыки и умение особого рода; искусство управления; способ обращения с людьми; орган управления и люди, его составляющие.

Существуют различные подходы в понимании менеджмента. В книге М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях:

Как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»;

Как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»;

Как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию».

Менеджмент можно рассматривать как сферу человеческой деятельности и соответствующую область знаний, включающую в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.

Изначально понятие «менеджмент» в современном его значении применялось по отношению к системе бизнеса в США в середине 30-х годов XX столетия. Основатель американской школы менеджмента Питер Друкер (1909 – 2005) трактовал его «как управление делом, бизнесом через филигранную работу с людьми». Позднее появилось его классическое определение менеджмента.

Менеджмент (по П. Друкеру) – специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости.

Как видно из определения человек и его способности мотивировать людей к слаженной работе в фокусе этой специальной деятельности. Здесь заложены сущностные основы менеджмента и его социально-психологическая, человекоцентристкая философия управления.

Выдающийся менеджер XX века американец Ли Якокка (род. 1924г) сумевший поднять корпорацию «Крайслер», находящуюся на гране банкротства, определил так сущность управления в книге своей жизни «Карьера менеджера»: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд» .

Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что менеджмент необходим не только в области бизнеса и производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Управление образовательными системами на основе менеджмента разрабатывают отечественные учёные: Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, В.П. Симонов, Шамова Т.И. и др.

Традиционно в педагогике и её разделе «школоведение» управление образовательным учреждением, педагогическим процессом рассматривалось как целенаправленное воздействие субъекта (руководителя ОУ, педагога) на объект управления (педагогический коллектив, учащихся); воздействие управляющей подсистемы на управляемую подсистему с целью перевода последней в новое качество; внедрение элементов научной организации труда.

В современном образовании на смену парадигме внешнего «воздействия» и тотального контроля приходит парадигма «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления», что и обусловило появление нового подхода к управлению и новой теории – педагогического менеджмента (Ю. А. Конаржевский (1926 – 2000), Т. И. Шамова (1924 – 2010) и др.). Новый управленческий подход отличается в первую очередь тем, что деятельность менеджера (управляющего) имеет гуманную, личностную направленность, строится на подлинном уважении, доверии, создании ситуации успеха.

По-новому осмысленные идеи менеджмента как философии человекоцентристского управления переносятся в сферу педагогического управления и дают основание для разработки самостоятельного направления – педагогического менеджмента.

Безусловно, педагогический менеджмент это особая отрасль менеджмента, которая имеет свою специфику и свойственные только ей закономерности. Специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда руководителя образовательного учреждения. Предмет труда менеджера образования – деятельность субъектов управления (руководителей ОУ, методических подразделений, педагогов); продукт труда – информация об образовательном процессе; орудие труда – убеждающее слово или требовательное распоряжение. Результат труда для топ-менеджеров (руководителей и их заместителей) – эффективно функционирующее и развивающееся образовательное учреждение, где обеспечивается высокий уровень преподавания, воспитания и организации учебно-воспитательного процесса. Для педагогов как менеджеров, управляющих образовательным процессом на учебном занятии, результат труда – уровень обученности, воспитанности, личностного развития обучаемых.

Понятие «педагогический менеджмент» имеет различные формулировки:

· теория управления в образовательном учреждении (В.И. Загвязинский, Л.Е. Капто, М.М. Поташник и др.);

· система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития и принятия стратегических и оперативных решений (Б.С. Гершунский, С.В. Лазарев, Е.В. Яковлев и др.);

· эффективное управление образовательной деятельностью (A.M. Моисеев);

· комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (Н. В. Кузьмина, Е. Ю. Никитина и др.).

Симонов В.П. определяет педагогический менеджмент как теорию, методику и технологию эффективного управления образовательным процессом, основанную на совокупности философских, педагогических, социальных, психологических, экономических и управленческих понятий, законов и закономерностей. Согласно Симонову В.П., педагогический менеджмент – система эффективного управления образовательными системами различного уровня.

Сравнительный анализ трактовок понятий «управление» и «менеджмент», содержащихся в различных источниках, обнаруживает весьма противоречивые, порой взаимоисключающие подходы к определению соотношения этих понятий в современных социальных науках.

Эти термины имеют достаточно широкую трактовку, вследствие чего любое его определение будет неполным (см. таблицу 3).

В целом - это комплекс общих подходов, процессов, методов, обеспечивающих эффективное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач.

Управление Менеджмент
§ руководство людьми; § процесс принятия решений; § скоординированность мероприятий на достижению поставленных целей гуманным, рациональным и экономическим путём; § деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления; § система сбора, хранения и обработки информации с целью перевода управляемой подсистемы в новое качество (кибернетический подход) · подход в управлении, обеспечивающий эффективность производства, бизнеса, высоких результатов в социальной сфере; · человекоцентристская философия управления; · процесс взаимодействия людей; · искусство управления людьми, которое заключается в наиболее умелом и эффективном решении управленческих задач; · теория управления; · система управления; · учебная дисциплина; · научная дисциплина;

Таблица 3. Различные подходы к пониманию «управления» и «менеджмента»

Управление образовательными учреждениями представляет собой разновидность социального управления и является по сути своей гуманитарным, поскольку главное содержание деятельности всех его субъектов составляет руководство людьми.

Согласно Борытко Н.М., в самом общем виде управление в образовании можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы .

В определениях менеджмента встречается часто слово «эффективность». Как его следует понимать применительно к управленческой деятельности?

Академик РАО М.М. Поташник в своих работах выделил это понятие таким образом.

Управление в любой сфере деятельности является эффективным , если оно удовлетворяет ряду требований:

1) соответствие механизма управления сложности объекта и возможности субъекта;

2) наличие резервов: времени, вариантов управленческих решений;

3) наличие хорошей обратной связи;

4) выбор диагностичных критериев достижения результата;

5) учёт человеческого фактора.

Управление эффективно , если оно характеризуется следующим свойствами:

1) целенаправленность;

2) системность;

3) партисипативность (участие в разработке и принятии решений тех, кто будет их выполнять);

4) прогностичность;

5) цикличность

1.1.3. Комплексный и системный подход как управленческий феномен.

Системный подход многие исследователи (Н.П. Капустин, М.М. Поташник, Т.И. Шамова и др.) рассматривают как методологическую основу управления образовательным учреждением. И это особенно убедительно при современных подходах к анализу, оценке, прогнозированию развития социальных систем. Необходимость системного подхода диктуется самой жизнью, высокой интеграцией и динамичностью общественных процессов, где как никогда «всё связано со всем», когда «решение одной проблемы зависит от решения от множества других, когда сами проблемы приобретают системный, комплексный характер» (В.Г. Афанасьев).

Системный подход к управлению требует рассматривать процессы, явления, организации, учреждения как целостную систему. Для рассмотрения социально-педагогических систем необходимо во взаимосвязи и взаимообусловленности рассмотреть следующие компоненты. См. рисунок 2.

Рисунок 2. Схема для рассмотрении социально-педагогических систем с позиции системного подхода

Образовательное учреждение в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов, стратегий, ресурсов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. Так, например, решение о закрытии сельской школы обоснованное только выгодой экономической для бюджета муниципалитета может повлечь за собой социальные проблемы: миграции сельского населения, снижение показателей рождаемости, обеднение культурной жизни на селе и др.

Системное видение руководителем и педагогами педагогической реальности – залог оперативного и качественного решения проблем, грамотного выбора инноваций и технологий, определения реперных точек и стратегий развития, эффективного использования и привлечения ресурсов (финансовых, кадровых, технических).

В практике часто отождествляют системный и комплексный подходы. Здесь сходство имеется, но в понимание «комплекса» всё-таки вносятся определённые уточнения. Комплекс можно рассматривать как разновидность системы, но он отличается и по способу своего возникновения и по неоднородности исходных компонентов.

1. Всесторонний анализ результатов образовательного учреждения в увязке с прогнозируемыми целями и выбранными средствами (Цель – Средства – Результат).

2. Выявление системообразующих факторов системы, повышающих её целостность и стабильность функционирования.

3. Определение компонентов и механизмов внутренней и внешней среды ОУ и обоснование роли социума на решение задач воспитания и обучения.

4. Выявление наиболее оптимальной организационной структуры управления образовательным учреждением и механизмов достижения целей ОУ (нормативно-правовых, экономических, общественного и профессионального самоуправления и др.)

5. Обоснование взаимосвязанности в работе государственно-общественных органов управления ОУ (управляющий совет, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления, общественные организации).

6. Позиционирование образовательного учреждения в СМИ, местных органах власти, рейтинге органов управления образованием и заказчиков образовательных услуг.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что понимают под «системой»? Какие виды систем вам известны? Приведите примеры.

2. Каково назначение социально-педагогических систем?

3. Охарактеризуйте компоненты образовательного процесса как системы.

4. Какой системой (открытой или закрытой) является образовательное учреждение? Докажите.

5. Что такое целостность системы? Докажите, что учебное занятие – целостная система.

6. Охарактеризуйте объекты, атрибуты и отношения деятельностной системы. В чём их различие от суммативных систем?

7. Как применить системный подход к управлению образовательным учреждением?

8. Выделите все компоненты системы образования в Российской Федерации. Докажите, что такая система целостная?

10. Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»? Покажите это графически.

11. В чём различие классической и неклассической школ менеджмента?

12. В чём особенности педагогического менеджмента?

13. Охарактеризуйте подходы к управлению.

14. Что значит управлять образовательным учреждением с позиции синергетического и системного подходов?

Ключевые слова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ / ТИПЫ ЛИДЕРСТВА / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / EDUCATIONAL SYSTEMS / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / MANAGEMENT IN EDUCATION / LEADERSHIP TYPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Ситаров Вячеслав Алексеевич

В статье рассматривается понятие педагогического менеджмента , содержание которого направлено на развитие культуры управленческой деятельности в сфере образования. С позиции управления образовательными системами и процессами педагогический менеджмент это отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях. Педагогический менеджмент включает следующие уровни: управление деятельностью педагогического коллектива; управление деятельностью педагога; управление деятельностью учащегося. Главные задачи педагогического менеджмента постановка целей и задач; планирование процесса; ресурсное обеспечение процесса; обеспечение высокой мотивации участников; контроль и координация процесса; анализ результатов. Менеджмент в сфере образования и воспитания имеет такие специфические особенности, как непосредственное и личностно включенное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; необходимость дифференциации и индивидуализации образовательных услуг; зависимость функционирования организации от поведения потребителей; сложность определения параметров качества; необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями и другие. Показана роль руководителя образовательного учреждения, выступающего в качестве лидера, и выделены лидерства, которые необходимы руководителю образовательного учреждения, для того чтобы его организация считалась успешной (техническое, человеческое, образовательное, символическое, культурное лидерство). Для успешного обеспечения целостного образовательного процесса руководитель должен умело сочетать в себе и своей работе различные типы лидерства , нести опыт разностороннего построения образовательной действительности как среды полноценного формирования личности обучаемых и дееспособного труда педагогического коллектива.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Ситаров Вячеслав Алексеевич

  • Из истории возникновения понятия педагогического менеджмента в россии

    2017 / Харченко Елизавета Сергеевна
  • Педагогический менеджмент в практике управления образовательным учреждением

    2018 / Потапова Ольга Кимовна
  • Управление образованием и педагогический менеджмент: терминологический аспект

    2018 / Михеева Светлана Александровна
  • Педагогический менеджмент: воздействие или взаимодействие?

    2018 / Харченко Елизавета Сергеевна
  • Педагогический менеджмент: историографический обзор

    2016 / Косинова Оксана Анатольевна
  • Основные аспекты аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации

    2016 / Коваль Наталья Николаевна
  • Образовательный менеджмент: понятие и сущность

    2018 / Габышева Наталья Владимировна
  • Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации

    2019 / Бичева Ирина Борисовна, Филатова Ольга Михайловна
  • Управление инновационным развитием образовательной организации

    2016 / Базарова Елена Гармаевна, Базаров Алексей Цыренович

Pedagogical Management as a Theory and Practice of Supervising the Educational Process

The article studies the concept of pedagogical management , the point of which is to improve managerial culture in education. In terms of managing educational systems , pedagogical management is the field of study which addresses the issues of management organization at teaching institutions. Pedagogical management includes supervising the work of the faculty, individual educators’ and students’ activity. The main tasks of pedagogical management include setting goals, planning, supervising and coordinating processes, providing resources, ensuring high motivation, and analyzing the outcomes. Management in education has its specifics, such as direct and personal involvement of all participants of the teaching process, the need for differentiation and individualization of teaching services, the dependence of the institution on consumer behavior, the difficulty of defining the parameters of education quality, and the demand for perfect consumer interaction skills. The article also defines the role of the leader at a teaching institution, and states other skills (technical, human, educational, symbolic, cultural, etc.) leaders need to make the institution successful. To make the educational process comprehensive, the manager should combine different types of leadership, have experience of constructing a multifaceted educational environment, which provides ample conditions for students’ personality development and faculty’s capabilities.

Текст научной работы на тему «Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом»

Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом

В. А. Ситаров (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматривается понятие педагогического менеджмента, содержание которого направлено на развитие культуры управленческой деятельности в сфере образования.

С позиции управления образовательными системами и процессами педагогический менеджмент - это отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях.

Педагогический менеджмент включает следующие уровни: управление деятельностью педагогического коллектива; управление деятельностью педагога; управление деятельностью учащегося. Главные задачи педагогического менеджмента - постановка целей и задач; планирование процесса; ресурсное обеспечение процесса; обеспечение высокой мотивации участников; контроль и координация процесса; анализ результатов.

Менеджмент в сфере образования и воспитания имеет такие специфические особенности, как непосредственное и личностно включенное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; необходимость дифференциации и индивидуализации образовательных услуг; зависимость функционирования организации от поведения потребителей; сложность определения параметров качества; необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями и другие.

Показана роль руководителя образовательного учреждения, выступающего в качестве лидера, и выделены лидерства, которые необходимы руководителю образовательного учреждения, для того чтобы его организация считалась успешной (техническое, человеческое, образовательное, символическое, культурное лидерство). Для успешного обеспечения целостного образовательного процесса руководитель должен умело сочетать в себе и своей работе различные типы лидерства, нести опыт разностороннего построения образовательной действительности как среды полноценного формирования личности обучаемых и дееспособного труда педагогического коллектива.

Ключевые слова: педагогический менеджмент, образовательные системы, управление образовательным процессом, менеджмент в образовании, типы лидерства.

В современном мире педагогическая деятельность выходит за границы образовательных учреждений. Она приобретает активный социальный статус и целенаправленно реализует задачи повышения образовательного уровня управленцев и руководителей, направленные на совершенствование результативности работы муниципальных и государственных служащих.

Традиционным в науке являлось мнение о том, что в основе эффективности управления в органах государственной и муниципальной власти лежит личный и практический опыт менеджера, чиновника. Вместе с тем актуальные потребности общества диктуют новые условия качественных характеристик управленческой деятельности, основной целью которой является реализация высоких гуманитарных стандартов жизни и достижение социально значимых результатов.

Одним из путей формирования культуры управления современными исследователями признана теория педагогического менеджмента, который представляет собой комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами подготовки служащих, направленными на повышение эффективности их профессиональной деятельности и развития личностных качеств (Симонов, 2009). Особое значение в педагогическом менеджменте играют искусство общения с людьми, особые управленческие умения и способность к организации.

Сегодня понятие «педагогический менеджмент» можно рассматривать и трактовать в качестве нового социального явления как организацию воспитания, развития, обучения и формирования управленческой компетенции представителей власти в системе государственного и муниципального управления.

Потребности современной социальной жизни требуют поиска новых форм деятельности, новых направлений работы, таких как педагогический менеджмент профессиональной деятельности, а также педагогический менеджмент в системе государственной и муниципальной власти. Кроме того, чиновники, муниципальные служащие, руководители, ежедневно работающие в контакте с другими людьми, должны развивать свои дидактические умения и совершенствовать личностный потенциал.

Как показывает опыт развития ведущих организаций и корпораций, формирование эффективного управления в рамках применения теории и практики педагогического менеджмента позволяет ориентировать образовательный потенциал чиновников не только на усвоение универсальных знаний, умений и навыков, но также на развитие личности, способной творчески применить полученные знания в практической деятельности, совершенствовать свою профессиональную культуру.

Понятие «менеджмент» в педагогике начали использовать относительно недавно. Менеджмент - это умение достигать поставленные задачи, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Однако русское слово «управление» не передает всех оттенков того, что подразумевает слово «менеджмент» (Мескон и др., 1997). Менеджмент - это также и функция, вид деятельности, содержание которых составляет руководство подчиненным в пределах организации; менеджмент - это и область знаний, помогающих осуществлять функцию управления; менеджмент - это способ, манера общения с людьми, власть и мастерство выстраивания отношений, особого рода умения и административные навыки (Ситаров, Смирнов, 2006).

Под педагогическим менеджментом в общем смысле понимают процесс организации человеческих, материальных, финансовых ресурсов для достижения определенных целей. Менеджмент в педагогике - это управление (планирование, регулирование, контроль), руководство педагогическим производством, его организация. Это также совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей (Симонов, 2009).

Педагогический менеджмент как наука управления образовательными системами и процессами - отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях. Источниками управления и руководства образовательными системами служат современные достижения науки об управлении, законодательство, практика организации школьного дела, опыт управления в области образования, историческое наследие и т. д. Будучи отраслью педагогики и опираясь на ее достижения, педагогический менеджмент как теория и практика связан с целым рядом других наук: общей теорией управления, экономикой, социальной психологией, физиологией, школьной гигиеной и др. Актуальность исследований в этой области подтверждается многочисленными изданиями по вопросам управления в сфере образования таких ведущих специалистов, как Ю. А. Конаржевский, B. С Лазарев, A. M. Моисеев, А. А. Орлов, М. М. Поташник, П. В. Сунцов, В. А. Сластенин, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург, и многих других.

В задачи управления образовательными системами как сферы компетенции педагогического менеджмента входит целая совокупность различных мероприятий, которые

направлены на обеспечение эффективного и устойчивого функционирования образовательного процесса в условиях современных учебных и воспитательных учреждений. Среди них особо выделяются такие, как организационные, методические, дидактические, воспитательные, кадровые, плановые, финансовые, снабженческие, информационные, имиджевые, контрольно-мониторинговые и пр. Весь этот комплекс дел и мероприятий составляет непосредственное содержание деятельности и феноменологию образовательной реальности, которая складывается в целостный и упорядоченный процесс благодаря специально выстроенному управлению, а именно педагогическому менеджменту.

Структура педагогического менеджмента включает следующие уровни: 1) управление деятельностью педагогического коллектива; 2) управление деятельностью педагога; 3) управление деятельностью учащегося.

Педагогическая действительность представляет собой множество иерархически увязанных между собой по вертикали и по горизонтали систем (система - совокупность элементов, между которыми появляются определенные отношения). Например, дидактическая система - это часть общей педагогической системы, которую мы обособляем и рассматриваем как относительно самостоятельную, чтобы глубже разобраться в процессах, в ней происходящих (Беспалько, 1989).

Системной природе педагогических процессов соответствует системный характер педагогического управления в основных измерениях.

По вертикали выделяются следующие системы и соответствующие им уровни управления: государственная система образования и воспитания в целом (уровень государственного менеджмента); региональные образовательно-воспитательные системы (уровень регионального менеджмента); областные (районные) сети образовательно-воспитательных учреждений (областной и региональный уровень менеджмента); учебные заведения и соответствующий им уровень менеджмента; подразделения учебно-воспитательных заведений и соответствующий уровень менеджмента.

По горизонтали отмечаются следующие уровни квалифицированного управления: учебные занятия; самостоятельная внеаудиторная работа; профессионализм преподавателя и т. д.

Отдельно выделяется управление педагогическими проектами. Педагогические проекты - это относительно обособленные направления (части) деятельности, выполняемые с определенной целью. Так, на уровне школы или вуза могут быть следующие педагогические проекты: научные исследования преподавателей; научные исследования студентов; учебные занятия; различные воспитательные мероприятия; издательские проекты; строительные проекты; обмены студентами и преподавателями; экзаменационные сессии; проведение каникул; развлекательные мероприятия.

В числе сущностных и постоянных компонентов педагогических систем выделяются следующие:

Цели (смысл) функционирования системы. Главная цель - формирование свободного, ответственного и творческого человека, готового к жизни в современных условиях;

Организация (формы и методы) процесса;

Побуждение (мотивация) участников педагогических процессов к достижению высоких результатов;

Продукты (результаты) функционирования системы. Важен контроль их количества и качества.

В качестве компонентов педагогического менеджмента исследователи определяют следующие составляющие:

Образовательный компонент, предполагающий организацию процесса обучения и воспитания в его взаимосвязи с принципами, методами, средствами и формами управления учебным процессом;

Мотивационный компонент, обеспечивающий постановку целей отдельных участников совместного трудового процесса;

Когнитивный компонент, отражающий интерпретацию педагогического знания в качестве методов развития корпоративного мышления;

Деятельностный компонент, применяемый в рамках использования научных педагогических подходов, образовательных концепций и человеческого фактора;

Творческий компонент, согласно которому педагогическая деятельность основывается на творческом характере работы, постановке целей и разработке способов их достижения;

Информационный (конативный) компонент, определяющий информацию в качестве предмета педагогической деятельности;

Интегративный компонент, с помощью которого осуществляется реализация функции управления учебной деятельностью путем постановки целей и способов их достижения, разрабатываемых совместно с субъектами образовательного процесса (Симонов, 2009).

Современные авторы констатируют, что педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности. С позиций педагогического менеджмента Ю. А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы: принцип уважения и доверия к человеку; принцип целостного взгляда человека; принцип сотрудничества; принцип социальной справедливости; принцип индивидуального подхода в управлении; принцип обогащения работы педагога; принцип личного стимулирования; принцип консенсуса; принцип коллективного принятия решения; принцип целевой гармонизации; принцип горизонтальных связей; принцип автономизации управления; принцип постоянного обновления (Конаржевский, 2000).

Функции менеджера, обеспечивающего образовательный процесс школы или вуза, состоят в том, чтобы: 1) определить и найти нуждающихся в обучении (в большинстве стран с рыночной экономикой нет закона об обязательном образовании); 2) подобрать персонал необходимой квалификации, нанять специалистов, владеющих высокопрофессиональным опытом; 3) сконцентрировать в одном месте (университетах, школах, аудиториях, классах) субъектов учения и обучения; 4) запустить процесс и обеспечить его всеми необходимыми средствами; 5) стимулировать, контролировать и корректировать течение процесса, добиваясь нужного качества; 6) получить ресурсы, распределить их на оплату труда и развитие производства.

Главные задачи педагогического менеджмента следующие: постановка целей и задач; планирование процесса; ресурсное обеспечение процесса; обеспечение высокой мотивации участников; контроль и координация процесса; анализ результатов.

Своеобразие сферы педагогического менеджмента обусловлено характером и природой образовательной деятельности. Обучением и воспитанием создается весьма своеобразный продукт, не похожий на продукты других производств и сфер деятельности. Продукт школы - человек, потому «педагогическое производство» отличает-

ся многими особенностями, а менеджмент в педагогических системах имеет определенную специфику. Менеджмент в сфере образования и воспитания имеет ряд следующих особенностей:

Непосредственное и личностно включенное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;

Необходимость дифференциации и индивидуализации образовательных услуг;

Желание потребителей получать относительно небольшие объемы услуг;

Зависимость функционирования организации от поведения потребителей;

Проблематичность (а часто и невозможность) создания запасов;

Сложность определения параметров качества;

Необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями;

Сложность определения эффективности работы персонала;

Наличие ряда местных регуляторов, существенно влияющих на ход процесса.

Очевидно, что ведущая роль в педагогическом менеджменте как повседневной

практике отводится руководителю образовательного учреждения, а именно той философии и мотивации руководства, на основе которой он организует свою деятельность. Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен быть лидером в своей организации. Обращаясь к сложившемуся опыту управления образовательными учреждениями, можно выделить пять типов лидерства, необходимых руководителю образовательного учреждения, для того чтобы его организация считалась успешной.

Техническое лидерство: руководитель успешен и признан в планировании, организации, координации, составлении бюджета, учебного расписания. Хорошо разбирается в хозяйственных проблемах школы.

Человеческое лидерство: руководитель хорошо контактирует с людьми, может оказывать поддержку и управлять конфликтами. Оказывает влияние на формирование моральных устоев и нравственных ценностей, способствует развитию творчества. Использует тактику совместного принятия решений.

Образовательное лидерство предполагает успешность руководителя в диагностике проблем школы и учителей, оказании помощи в оценке учителей (как педагогов и как предметников). Образовательный лидер успешен в составлении учебного плана и в структурировании программы обучения. Он может участвовать в подготовке учителей школы.

Символическое лидерство: руководитель становится символом образовательного учреждения, т. е. школу (или лицей, колледж, вуз) многие знают не по названию, а по фамилии руководителя. Он председательствует на церемониях и собраниях, знает по имени сотрудников и учеников, посещает занятия и делает обходы школы. Педагогический коллектив и обучающиеся сразу понимают, что ценит их руководитель, что дает им чувство уверенности и целенаправленности в своих действиях. Они ощущают свою вовлеченность в дела школы, и их заинтересованность возрастает.

Культурное лидерство: руководитель в такой школе - это своего рода «верховный жрец», он является главным носителем и хранителем культуры школы, ее традиций и символов. Он поддерживает климат, основополагающие идеи и общие задачи, следит за передачей традиций и культуры новичкам. Люди начинают верить в школу как в идеологическую систему, понимают, что они члены сильной культуры, и это придает им чувство собственной значимости и ощущение важности их работы, что служит для них прекрасным стимулом.

Для успешного обеспечения целостного образовательного процесса руководитель должен умело сочетать в себе и своей работе различные типы лидерства, нести опыт разностороннего построения образовательной действительности как среды полноценного формирования личности обучаемых и дееспособного труда педагогического коллектива.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беспалько, В. П. (1989) Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика. 192 с.

Конаржевский, Ю. А. (2000) Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Центр «Педагогический поиск». 222 с.

Мескон, М. Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. (1997) Основы менеджмента: пер. с англ. М. : Дело. 704 с.

Симонов, В. П. (2009) Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учеб. пособие. М. : Высшее образование; Юрайт-Издат. 357 с.

Ситаров, В. А., Смирнов, А. И. (2006) Культура предпринимательства: теория и практика. М. ; Вологда: Полиграфист. 192 с.

Дата поступления: 20.06.2014 г.

PEDAGOGICAL MANAGEMENT AS A THEORY AND PRACTICE OF SUPERVISING

THE EDUCATIONAL PROCESS V. A. Sitarov (Moscow University for the Humanities)

The article studies the concept of pedagogical management, the point of which is to improve managerial culture in education.

In terms of managing educational systems, pedagogical management is the field of study which addresses the issues of management organization at teaching institutions.

Pedagogical management includes supervising the work of the faculty, individual educators’ and students’ activity. The main tasks of pedagogical management include setting goals, planning, supervising and coordinating processes, providing resources, ensuring high motivation, and analyzing the outcomes.

Management in education has its specifics, such as direct and personal involvement of all participants of the teaching process, the need for differentiation and individualization of teaching services, the dependence of the institution on consumer behavior, the difficulty of defining the parameters of education quality, and the demand for perfect consumer interaction skills.

The article also defines the role of the leader at a teaching institution, and states other skills (technical, human, educational, symbolic, cultural, etc.) leaders need to make the institution successful. To make the educational process comprehensive, the manager should combine different types of leadership, have experience of constructing a multifaceted educational environment, which provides ample conditions for students’ personality development and faculty’s capabilities.

Познание сущности педагогического менеджмента предусматривает исследование его функций, которые отражают в совокупности законченный цикл управленческих действий. Функция (лат. function – исполнение) – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Исходя из теории менеджмента и базируясь на анализе практики управления общеобразовательными учреждениями, представляется возможным выделить основные функции педагогического менеджмента.

1. Функция планирования, или принятия решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решения совета, решения педсовета и т.п.).

Планирование учебно-воспитательного процесса (или принятие решения) – первый основной компонент (первая функция) педагогического менеджмента, реализующийся через определение основных видов деятельности и мероприятий с четким указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения, с учетом имеющегося в распоряжении данного субъекта фактического бюджета времени. Несомненно, что всякое управленческое воздействие является итогом определенного управленческого решения, принятого менеджером конкретного уровня управления. При этом управленческое решение должно удовлетворять целому ряду требований. Анализ теории менеджмента и изучение практики показывает, что решение должно:

Во-первых, иметь целевую направленность (то есть полностью соответствовать цели педагогического менеджмента);

Во-вторых, быть обоснованным и иметь конкретный адрес – кто будет претворять его в жизнь и нести ответственность за его эффективную реализацию; решение должно быть правомочным, т.е. базироваться на строгой правовой основе;

В-третьих, быть также непротиворечивым, т.е. отражать единство и согласованность данного решения с общей системой принимаемых управленческих решений;

В-четвертых, отвечать условию конкретности по времени его реализации и предусматривать критерии эффективности его реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств и времени;

В-пятых, отвечать условию актуальности и современности, а также быть полным, кратким и четко изложенным.

Исходя из всего вышесказанного можно определить, что план работы на учебный год – это взаимосвязанная, объединенная общими целями совокупность практических мероприятий и дел по реализации поставленных перед учебным заведением целей. А планирование учебных занятий – специфический акт принятия решения по конструированию общей умозрительной или письменной модели взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе занятий. Основой этого этапа служат цель, задачи и реальное время урока, а также принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Этап планирования остается формальным актом, если отсутствует элемент прогнозирования в этот момент.

2. Функция организации выполнения принятых решений и планов, включающая в себя доведение принятого решения (плана) до исполнителя; материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана); согласование данного плана (решения) с установками и потребностями личности исполнителя (второго субъекта менеджмента).

Организация выполнения принятых решений и планов – второй базовый компонент (вторая функция) педагогического менеджмента, основой которого являются принципы научной организации труда (НОТ).

3. Функция мотивации. Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации независимо от того, сознавали они это или нет.

В древние времена для этого использовались кнут и угрозы, для немногочисленных избранных – награда. С конца XVIII века и по ХХ век было широко распространено убеждение, что люди будут работать больше, если у них будет возможность заработать. Считалось, таким образом, что создание мотивов работы – очень простой процесс, сводящийся к предложению соответствующих вознаграждений в обмен за труд.

4. Функция предварительного (проверка только всевозможных планов), текущего, отсроченного и итогового контроля (координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценка ее эффективности на основании результатов этого контроля).

Контроль – это процесс получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для принятия на этой основе определенного управленческого решения. Контроль включает в себя: наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности деятельности исполнителей.

Анализ образовательного процесса – способ получения знаний о причинах той или иной результативности совместной деятельности преподавателя и учащихся. Это один из основных методов контроля в структуре педагогического менеджмента.

В комплексе названные функции отражают ход и последовательность определенных управленческих воздействий. Каждое управленческое действие начинается с принятия решения или планирования (план – это принятое управленческое решение, зафиксированное каким-либо образом на бумаге, фотопленке, магнитной ленте, дискете т.п.), а заканчивается итоговым контролем с анализом результативности и эффективности реализации данного управленческого решения. При реализации каждого нового управленческого воздействия руководителя на подчиненных весь цикл повторяется в той же последовательности.

Согласно функциям педагогического менеджмента могут иметь место различные уровни управления:

1. Роль главного руководителя, предполагающая участие в церемониалах и вообще во всех действиях, обязываемых положением.

2. Роль лидера, предусматривающая ответственность за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственность за подбор и расстановку кадров.

3. Связующее звено, роль которого – осуществление переписки, участие в совещаниях на стороне, т.е. установление внешних контактов с организациями и частными лицами.

4. Приемник информации. Суть работы состоит в том, что менеджер разыскивает и получает разнообразную информацию. При этом предполагается, что менеджер обрабатывает всю почту, осуществляет контакты, связанные с получением информации.

5. Распространитель информации. Менеджер передает информацию, полученную из внешних источников, членам данной организации, осуществляет рассылку почты по организациям с целью распространения информации.

6. Предприниматель. В данной роли менеджер разрабатывает и запускает “проекты к совершенствованию”, приводящие к изменениям.

7. Устраняющий нарушения. Менеджер осуществляет корректировочные действия, когда организация оказывается перед каким-либо кризисом и проблемами.

8. Распределитель ресурсов. Роль подразумевает ответственность за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений.

9. Ведущий переговоры. Менеджер является ответственным за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.