Что делать не чувствуешь счастливой. "Не испытываю радости в жизни

«He иcпытывaю paдocти в жизни. Чтo дeлaть?» - этoт вoпpoc чacтo звyчит в кaбинeтe пcихoлoгa. Кaк пocтpoить cвoю жизнь, чтoбы быть cчacтливым? Пoчeмy yхoдит paдocть из жизни и кaк ee вepнyть? Oб этoм мы cпpocили пpoфeccиoнaльных пcихoлoгoв.

Шабшин Илья Иосифович

Индивидуальное и семейное консультирование, работаю со взрослыми людьми


Один мой бывший клиент - 25-летний программист, выучил два иностранных языка, самостоятельно освоил игру на гитаре, его фотографии собирали сотни «лайков» и так далее - а он не радовался жизни, поскольку считал себя убогим и неполноценным из-за того, что у него не было близких отношений («а должны»). Так была устроена его система убеждений, что всё замечательное было обесценено до нуля, а несоответствие стереотипу «как у всех» по одному параметру возведено в абсолют. Ясно, что ни сам этот разносторонне талантливый человек не был «убогим», ни его жизнь не была «никчемной»; проблему создавал выбранный им когда-то способ отношения к себе (усвоенный от отца).

Мы часто забываем о том, что, за исключением нарушений в биохимии мозга, наши суждения о жизни в целом, наши оценки конкретных ситуаций и событий вовсе не самоочевидны и объективны, а являются продуктом наших убеждений, установок, предпочтений, опыта, характерологических особенностей и т.д. Вот в этой психологической реальности и нужно искать причины отсутствия радости.

Хотя любой клиент приходит к психологу с вопросом «Что делать?», но чтобы делать то, что нужно, необходимо правильно понять и точно разобраться в том, что происходит и почему. По опыту консультирования, я бы сначала рассмотрел три таких варианта: (1) человек перестал чувствовать радость от жизни после какого-то определенного события; (2) ощущение радости от жизни угасало постепенно; (3) жизнь вообще проходит безрадостно.Соответственно, рабочими гипотезами были бы реакция на травму или утрату, несоответствие реальности и имеющихся ожиданий (требований) от себя, близких, дальних, жизни вообще, а также жизненный сценарий (раннее детское решение), предписывающий жить в состоянии грусти и/или тревоги в этом несовершенном мире.

Хорошая новость состоит в том, что с любым из перечисленных вариантов можно успешно работать. Менее хорошая - что изменение может потребовать серьёзных усилий, достаточно длительной работы. Но цель - обретение СВОЕЙ радости от жизни, безусловно, того стоит!

Сафьян Надежда Владимировна

Сертифицированный гештальт-консультант, психолог, бизнес-тренер


Что можно сделать для актуализации радостного состояния?

  • Осознать, что приносит радость. Это очень важный шаг. Все люди разные, имеют разные потребности и желания, и радуются разным вещам. Кто-то радуется тому, что выспался и провел дома в тишине и покое, кто-то радуется встрече с друзьями и шумной вечеринке. Можно составить личный список из 100 «маленьких радостей», включить туда разные варианты, например «отдых на природе», «вкусный ужин с близким человеком», «катание с горки», «чтение интересной книги», «массаж» и т.д.
  • Осознать, в каком состоянии я нахожусь на данный момент, чего мне больше всего хочется именно сейчас. Чего сейчас больше всего хочется: расслабленного уединенного отдыха, встречи с близкими, новых впечатлений, включенности в новую профессиональную деятельность, а может быть физической нагрузки? Какие мои потребности долго находились в тени и не были реализованы? Может пришло время именно сейчас уделить им особое внимание.
  • Выбрать вариант деятельности, при носящей радости из личного списка в соответствии с актуальным состоянием. Радость будет наиболее полной, если она соответствует Вашему актуальному состоянию.
  • Перейти к действиям. На этом этапе следует организовать свое время и деятельность таким образом, чтобы насладиться радостью в полной мере. Постараться исключить все помехи, препятствующие наслаждению. Например, не стоит организовывать вечер уединения с близким человеком в состоянии спешки и дефицита времени.
  • Насладиться процессом и открыться радости в полной мере.
  • Поблагодарить себя за проделанный путь и за пережитую радость . И может быть Вам захочется чаще себя радовать, что уже само по себе приносит радость.

Если данный путь показался труднореализуемым - возможен и другой вариант - более глубокий. Может быть в жизни происходят события и состояние грусти, раздражения, отчаяния - стали настолько привычными, что возникает ощущение, что радости просто нет места в Вашей жизни.

В этом случае, следует разобраться с тем, что вызывает грусть, раздражение и отчаяние - с какими событиями и фактами это связано. Может быть пора взглянуть на жизнь с позиции Автора жизни, и поисследовать, что Вам хочется в своей жизни изменить, чтобы освободить пространство для радости. Это более длинный путь … от понимания чего я хочу изменить к реальным переменам и новому ощущению себя … на этом пути встречаются и грусть, и разочарование, и обиды, и страхи … однако когда если по нему начать двигаться - уже можно порадоваться за себя, за то, что нашлись силы менять жизнь и прислушиваться к себе, за то, что у вас есть все возможности, проживать свою жизнь именно так как вы хотите.

Нас часто радуют близкие и окружающие, но очень важно так же понимать, что в первую очередь, мы сами можем себя радовать, и именно у нас внутри есть все для того, чтобы прожить эту жизнь, открываясь радости, вне зависимости от внешних обстоятельств и других людей.

Покровская Светлана Ивановна

Психолог, сертифицированный специалист по системным расстановкам, работаю со взрослыми людьми как индивидуально, так и в группе


Ритм жизни, большой поток информации, цейтнот времени, высокие требования к профессиональному уровню, многоплановость деятельности, постоянные стремления к достижениям, власти, наличие денег, статуса, и др.приводят человека к постоянным стрессами м в крайнем случае к истощению организма, депрессии. Все чаще ко мне на карьерные консультации обращаются клиенты с похожим запросом - «нет желания работать, активно действовать, нет удовольствия и радости, ощущение бессилия, нет энергии». Обращение за помощью к профессионалам - психологам, коучам, психотерапевтам, безусловно, поможет подойти Вам к данному вопросу системно - найти и проработать мешающие лично Вам факторы (причины могут быть самые разные), найти скрытые ресурсы и выстроить Ваше взаимодействия с жизненными обстоятельствами оптимально и конструктивно в соответствии с Вашими целями.

Что можно сделать самостоятельно? Как не доводить себя до полного истощения или выйти из такого состояния, если это уже случилось?

Постарайтесь наладить баланс работы и отдыха, сна, физической и умственной активности.

Важно соблюдать границы: про работу на работе, личные отношения и общение с друзьями отдельно, выделить время в течение дня только для себя (20-30 минут тишины в спокойном месте наедине с собой, на природе, в парке позволят лучше чувствовать себя, осознавать свою целостность и бытие в мире).

Полезны подвижные спортивные занятия, дыхательными упражнениями, использование методов саморегуляции (аутогенной тренировки, аутогипноза, мышечной релаксации, телесной и дыхательной терапии, медитации и др.)

Важно иметь связь с другими людьми, поддерживать отношения, получать эмоциональную поддержку, доверительное обсуждение вопросов связанные со стрессом на работе позволяет снизить напряженность, тревогу и другие переживания.

Отличным ресурсом и поддержкой является связь с природой, искусством, Богом, обращение к творчеству в любом виде.

Правило «стоп!» Самоконтроль своего эмоционально состояния- психологическая «диета» получения негативной информации по все возможным каналам (СМИ, личное окружение),необходима переоценка суждений (убеждений), меньше акцентировать внимание на негативных сторонах событий и поступков окружающих, сохранять оптимизм и позитив.

Помогают перемены и изменения: поменять вид деятельности, поменять место работы, или найти силы вырасти по должности.

Найти новые смыслы в текущей деятельности, внести творческий взгляд на выполняемую работу (это возможно совершенно в любой профессии).

Амеялли (Оксанен) Екатерина Олеговна

клинический (медицинский) психолог, психолог-консультант, семейный психолог


Бывают такие периоды, когда возникает очень неприятное ощущение: вроде всё то же самое, но кажется, будто жизнь утратила смысл. Раньше в работе/ семье/ увлечениях было что-то, а теперь будто все краски померкли. В такие моменты мозг как будто применяет экстренный тормоз: ничего не хочется, чувства «замёрзли», а все мысли только о том, зачем вообще вставать по утрам, куда-то тащиться и что-то делать.

Вот жил себе человек, никому не мешал. Думал, что счастье и гармония наступят, когда, например, он заработает денег и достигнет определённого статуса. А может быть, он хотел семью и друзей. И к этим целям он честно стремился: получил правильное образование, купил много нужных и ненужных вещей, нашёл работу, завёл семью и друзей. И вдруг этот внешне успешный человек впадает в уныние: кажется, что всё это — не то. Вот ещё вчера было «тем», а сегодня то, к чему он так долго стремился, становится ненужным, скучным и даже раздражающим. Самое грустное, что очень трудно найти того, кто может понять и поддержать. Ведь со стороны всё будто бы хорошо. Даже больше того: ничто в жизни формально не изменилось, горевать вроде как не из-за чего, да и сформулировать ответ на вопрос «что случилось» не представляется возможным. Не случилось ничего. В этом-то и беда. Из жизни ушло что-то важное, самое важное, а что это было — загадка.

Утрата смысла — крайне тяжёлое переживание, самое настоящее горе. Но об этом почему-то не принято говорить. Как я уже писала, горем часто считают только физическую потерю. То есть чтобы социум дал «право» переживать, нужно потерять что-то, что видно невооружённым глазом: близкого человека, работу, дом, семью. А для нашей психики утрата смысла переживается ничуть не легче.

Человек, утративший смысл, стремительно проваливается в депрессию. Душу его захватывают смутные чувства апатии, потери интереса к жизни, бессилия и безысходности. Он становится вялым, слабым, безынициативным. В эти периоды человек крайне уязвим во всех смыслах этого слова. Нарушается привычный способ мыслить и принимать решения, и в этот период можно совершить необдуманные и импульсивные поступки, даже причинить вред себе или окружающим. Утрата смысла травмирует не только психику, но и тело: внезапно человек может заболеть. Причём болезнь чаще всего наступает резко и сильно, а характер заболевания может быть очень непривычным.

Получается, что утрата смысла — переживание настолько тяжёлое, что наносит удар сразу по всем фронтам. И где-то в душе все мы знаем, насколько это страшно. СтОит ли говорить, что абсолютно естественная реакция — бежать как можно дальше, чтобы ни за что не соприкасаться с вопросами смысла. Неувязочка только в том, что они догонят. «Заткнуть» утрату невозможно — можно «отложить», заняв на время свою душу чем-то другим. Но потеря-то никуда не денется. Она вылезет с новой силой, да так, что мало не покажется.

Наверняка вы видели примеры людей, которым удавалось временно сдержать накал внутренних страстей, с головой погрузившись в бурную деятельность. Женщины часто делают это посредством семьи и детей, мужчины чаще уходят в работу. Эти люди так и говорят: «я живу ради него/ детей», «на работе я чувствую себя живым». И вроде как всё так и должно быть, но... выходит, что смысл всей своей жизни они приравнивают к какой-то одной сфере. То есть они делают «ставку» на что-то одно. А что будет, если дети у такой женщины вырастут и станут самостоятельными (ну или партнёр бросит), а мужчина в сорок лет обнаружит, что его достижений не достаточно? Их сломает. Пополам.

Всё логично: если ставить знак «равно» между смыслом собственной жизни и какой-то одной идеей, то идея эта становится самой ценной в мире. Если вдруг идея рухнет — не станет и человека. Вот инстинкт самосохранения и заставляет идти на любые жертвы, лишь бы это сохранить. И тогда мы получаем женщин, которые терпят унижения; мам, которые не дают своим детям вырасти и завести собственную семью (или требуют внуков); мужчин, которые спиваются или заводят романы с молоденькими девочками. Всё это — попытки заполнить внутреннюю пустоту. Иногда — ценой чужих жизней.

Но такие ужасы происходят тогда, когда мы, во-первых, делаем «ставку» на что-то одно и, во-вторых, вовремя не «отпускаем» один смысл, чтобы впустить в свою жизнь другой. То есть когда мы разными способами слишком долго бежим от этого вопроса, не общаясь с собой. А чем быстрее бежим, тем сильнее накроет. Потому что это накапливается. Как говорится, «сколько мусор ни утрамбовывай — выносить всё равно придётся». И чем дольше копишь, тем тяжелее будет тащить. Поэтому иногда нужно пережить встречу с собой.

Да, в этом очень трудно быть. Так трудно, что почти невозможно. Но если вы «там», то, пожалуйста, помните:

Кто сказал, что смысл должен быть в чём-то одном? Может быть, желание жить кроется в балансе: что-то для ума, что-то для души, что-то для тела. Ну или так: для себя, для друзей, для семьи, для работы. Внутренняя пустота становится невыносимой, когда эти пропорции нарушаются, когда какая-то одна сфера перетягивает на себя одеяло, заставляя нас забыть о существовании других.

Ощущение осмысленности, цельности и полноты жизни очень индивидуально и напрямую не зависит от внешних обстоятельств. Иногда эти чувства приходят, когда сидишь в четырёх стенах, а иногда - на вершине горы. Бывают люди, внутренний огонь которых "подкармливают" достижения, а для кого-то эти самые успехи - прямая дорога к депрессии. Поэтому так трудно помочь тому, кто потерял смысл: ему ваш рецепт вряд ли подойдет, у него он свой.

Смысл - плавающий, динамичный. Он надолго в одном месте не задерживается. Сначала желание жить появляется от одного дела, потом переходит к другому. Если вы вдруг перестали его ощущать — это не значит, что «всё тлен». Это просто показатель того, что смысл двигается. И это нормально. Так и должно быть.

Нужно сначала пережить потерю, и только тогда станет возможным процесс поиска нового. Жуткие вещи случаются, если мы пытаемся сразу же занять себя другим смыслом, не дав себе время проститься с предыдущим.
Когда краски исчезли — это именно те моменты, когда нужно покопаться в себе. (Кстати: когда мы думаем, что боимся одиночества, часто нас пугает вовсе не то, что рядом никого не окажется, а то, что мы останемся наедине с собой. Вот тогда-то от вопросов смысла сбежать будет некуда...).

Депрессия искажает реальность. И делает она это так ловко, что кажется, будто мир такой и есть — серый, унылый, бессмысленный, опасный. Но она врёт. И нельзя совершать импульсивные поступки, исходя из того, что она нашёптывает.

Афицинский Алексей Михайлович

Психолог, преподаватель психологии.


Мир вокруг нас, бесконечно многообразен, все зависит от того, как мы видим его, под ка-ким углом, например, если у человека есть негативная установка, он не умеет видеть радость в элементарных и, казалось бы, обыденных мелочах, то соответственно и мир будет казаться жесто-ким и серым, а мир между тем, не плохой и не хороший - он разный, а проблема отсутствия или присутствия радости в жизни, печалей - это вопрос нашего отношения, взгляда (концентрации), на тех или других проявлениях(сторонах), например, человек включает телевизор, в новостной ленте, осветили ряд событий, но из всего он выдернул не позитивный сюжет, а эпизод о крушении поез-да, в итоге, негатив накапливается, что, в конечном счете, приводит к ошибочной картине мира. К слову сказать, такие люди, легкая «добыча», разного рода тоталитарных сект, где человеком управляют, манипулируя понятием «радости жизни», в зависимости от концепции учения. Так как же научиться этой радости жизни? Ну очевидно, что менять мир - это романтическая утопия, лучше начать изменения себя. Во-первых, поменять свое окружение (людей, которые тянут не вверх, а вниз, если таковые есть), поменять (возможно не капитально), обстановку в своей квартире (из-вестно, что цвета оказывают на настроение, самоощущение, человека не последнюю роль, так, например, Красный - самый возбуждающий, Желтый - вызывает симпатию и положительные эмо-ции, Зеленый - успокаивает.

Титова Мария Юрьевна

Сертифицированный психотерапевт. Личностно-центрированный метод. Языки: русский, немецкий, английский. Работаю индивидуально, со взрослыми и детьми.


"Не испытываю радости жизни" - к сожалению достаточно часто встречающееся выражение. Что стоит за этими словами? Каждое из слов этой фразы может раскрыть свои, неожиданные аспекты.

Начнем с "не" - отрицание. Не делаю чего-то. Чего-то, что должен делать. Почему должен, кому должен? Чувство неудовлетворенности есть уже в этом "не", чувство что что-то не так. Некое обесценивание?

Следом идет слово "испытываю". Испытывать с этом контексте ближе по значению к слову "чувствовать". Говорю: не испытываю - значит думаю, что должен испытывать, но почему-то не получается и это расстраивает. Вопрос: откуда я знаю, что я должен испытывать? Испытывал когда-то раньше, а сейчас не получается? Тогда стоит остановиться на том моменте, когда испытывал, вспомнить, как это было, и подумать, почувствовать, что изменилось? Или "надо испытывать", а я не испытываю. Тогда ответ кроется в том, что испытывать не может быть "надо". И, если вопрос так встает, то интересно сконцентрироваться на том, что же я испытываю. Внимательно, медленно, присмотреться к своим чувствам. Чувства, испытываемые в настоящем это главный ключ ко всем загадкам нашей Души. Конечно, присматриваться лучше в сопровождение профессионала, который поможет открыть доступ к спрятанным и "задавленным" чувствам.

Слово "радость" - о какой радости идет речь? О восторге от восхода солнца или синичек, играющих не ветке? Или радость от хорошей новости, радости от подарка? Или радость, которая изнутри, из самой глубины, когда "трепещет Душа"? Ответ на эти вопросы важен, он позволяет понять, в какой плоскости лежит ответ на вопрос "что делать".

И, наконец, слово "жизни". Это самое содержательное слово во всем выражении. Что вкладываю я в это слово - "жизнь", что хочу от "жизни", живу ли я свою "жизнь", живу ли я полной "жизнью"? Какой из этих вопросов находит во мне отклик, что я хочу на это ответить, о чем рассказать? У каждого будет свои ответы. И чувства, которые с этими ответами связаны, ассоциации, воспоминания, которые неожиданно всплывают "на поверхность сознания". Отсюда и начинается путь к ответу на вопрос "Что делать".

Афанасьева Ольга Михайловна

Практический психолог. Дополнительное образование: НЛП, эриксоновский гипноз.


Радости в жизни нет, когда нет секса. Как это ни банально и, возможно, чересчур прямолинейно ни прозвучало бы. Либо - секс есть, но не с тем или не с той, или не с теми, не так... в общем, что-нибудь с сексом не так, и поэтому ни удовольствия, ни радости он не приносит.

Если есть достаточно актуальные жизненные задачи, цели, для достижения которых тоже нужен эротический импульс, тогда какие-то неувязки буквально - в плане секса, могут сглаживаться, и даже вовсе терять актальность. Потому что отойдут на второй план, сттанут не очень значимыми и т.д.

А вот если буквально - и с сексом, и с жизненными задачами большие неувязки, тогда совсем плохо. Это и есть главная причина утраты радости жизни.

В любом случае, ответ на вопрос: "Что делать?" - искать и причину, и решение именно в названных областях. Наиболее вероятно, что источник проблемы - утрата радости жизни, именно в названных областях.

Вообщем, я хочу чего то очень сильно, а когда получаю это, то не испытываю никакой радости. Раньше от радости слезы текли, а щас стало все равно. Все вокруг кажется бессмысленным.
Мой молодой человек мне признается постоянно в любви , но я в последнее время перестала отвечать взаимностью, так как ничего не чувствую. Раньше такого не было. Это все длиться уже пол года. Что со мной? Помогите пожалуйста.

Здравствуйте, Александра! если Вы сейчас перестали испытывать эмоции, то это может говорить о том, что какое-то время Вы слишком расходовали себя - возможно, слишком близко к сердцу что-то принимали, растрачивали себя эмоционально и сейчас наступает период эмоционального истощения, когда Вы просто не можете что-то испытывать, так как нет источника, который будет Вас восполнять. Также нужно проанализировать отношения, что в них происходило, сталкивались ли Вы с какими-то тяжелыми для себя переживаниями? когда началось это состояние, что в это время происходило? ведь это состояние длиться уже год! а это не малый срок и нужно уже что-то предпринимать. Главное, не упустить состояние истинной депрессии , а это уже то, что нужно корректировать уже с применением иного пути! Нельзя упускать ситуацию!

Александра, если Вы действительно решитесь разобраться в том, что происходит - можете смело обращаться ко мне - буду рада Вам помочь.

Шендерова Елена. Москва. Возможна работа по телефону, skype, watsapp.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Александра, добрый день.

Вы пишите, что не испытываете радостных эмоций и все вокруг кажется бессмысленным уже более полугода. Так же вы упоминаете о том, что прежде от радости у вас текли слезы. И то, и другой проявление чувств можно отнести к . Однако только этого недостаточно для того, чтобы утверждать о наличии у вас этой проблемы. Вы ничего не написали о вашем образе жизни, возрасте, том типе отношений, который сложился у вас и складывался в последние несколько лет с близкими людьми и теми, кто находится в вашем окружении.

Исходя из этого невозможно ясно и четко ответить на ваш вопрос: Что с вами происходит?

Я постараюсь пояснить свое видение этого вопроса. Невозможность испытывать радостные чувства, всегда связаны со сдерживанием и внутренним запретом каких-то чувств и последующей закономерной утратой эмоциональной чувствительности. Чаще всего люди сдерживают гнев или страх (тревогу), загоняют их настолько глубоко, что перестают их ощущать, но расплата за это утрата и других чувств - радость, удивление, интерес и так далее. Итог - депрессия .

Почему люди обходятся так со своими чувствами? Чаще всего по причине сильного переживания вины или стыда, привитых им с детства за искреннее выражение своих эмоций или по причине того, что они настолько дорожат отношениями со значимыми людьми, что игнорируют свои желания и нежелания ради сохранения этих отношений.

Я предполагаю, что у вас развилось эмоциональное расстройство, чаще всего это депрессия и она очень многолика. Об этом мне говорит длительность вашего состояния. Терпеть такое состояние больше полугода достаточно преступно по отношению к себе. Почитайте среди моих статей и других эмоциональных расстройствах. Далеко не обо всех я же написала, но даже этого достаточно, чтобы понять направление.

Если почувствуете необходимость обращайтесь на прием по Скайпу.

Желаю вам ясности мыслей и чувств, гармонии с собой и взаимопонимания с близкими.

Бирюкова Анастасия, Гештальт терапия в Петербурге и Skype во всем мире

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Всем давно известно, что перепады настроения у беременных – это нормально. Но при этом, в обществе принято, что все беременные непременно должны испытывать радость в ожидании малыша. К сожалению, далеко не всегда женщины чувствуют эмоциональный подъем в этот период, и давление общественного мнения, к сожалению, часто приводит к депрессии во время беременности.

Дети прелестны. Это очаровательные, совершенные, милые маленькие комочки любви. Но давайте будем говорить серьезно. Какими бы милыми они ни были, иногда ожидание их появления на свет пугает.

Моя работа связана с беременностью. Будучи акушером и фотографом новорожденных, я работала со многими беременными женщинами в тот период, когда они готовились к родам и роли родителей.

Недавно я познакомилась с парой, которая готовилась к приходу в мир их первого ребенка. Мы болтали об их семейном бизнесе, когда будущая мать поделилась со мной своей радостью по поводу того, что смогла легко утаить беременность от посторонних. И почти как запоздалое оправдание, которое она заставила себя произнести, она проговорила: «Понимаете, так мы могли наслаждаться радостью только вдвоем».

Теперсь, когда я вспоминаю тот разговор, имея за плечами личный опыт, мне кажется, что слово «радость» она произнесла с некоторым усилием, даже неискренне, как будто от нее требовалось обязательно сказать, что ее беременность доставляет ей удовольствие. Я ей посочувствовала.

В нашей культуре беременность считается прекрасным даром. И хотя допустимо жаловаться на усталость, тошноту, утреннее головокружение и другие мелкие неприятности беременных, будущая мать просто не имеет права испытывать к своему будущему ребенку ничего, кроме полного восторга.

Однако правда заключается в том, что нередко беременность оказывается чрезвычайно эмоциональным периодом в жизни как женщины, так и всей семьи, и иногда эти эмоции могут носить исключительно негативную окраску.

Даже те родители, которые не сомневались в том, что хотят ребенка, после наступления беременности переживают сильное эмоциональное напряжение, из которого не могут найти выход, и в итоге начинают стыдиться своего положения. Настроение женщины в этом случае начинает меняться на глазах и может привести к депрессии во время беременности.

В прошлом году я познакомилась с матерью, которая ждала своего первого ребенка. Когда я спросила, как протекает ее беременность, она откровенно поделилась со мной, что ужасно боится становиться матерью. Хотя она планировала эту беременность, но беременность произошла под влиянием биологических часов, и теперь будущая мама боялась, что не сможет поладить со своим ребенком из-за большей, чем принято, разницы в возрасте.

«Я впервые произнесла это вслух… потому что это звучит просто отвратительно», - призналась она, все своим видом выражая стыд. Я хотела обнять ее и держать до тех пор, пока чувство вины полностью не исчезнет. Но поскольку это была наша первая встреча, я обуздала свое сострадание и вместо объятий сказала ей, что ее чувства абсолютно нормальны, что они абсолютно приемлемы, и в этом нет ничего страшного. И практически сразу я заметила облегчение в ее глазах. «Никто никогда не говорил мне, что испытывать такие чувства - это нормально».

Я основываюсь на своем личном опыте. Мы с мужем поженились менее чем через год после знакомства и всего через несколько месяцев после того, как я закончила мединститут. Мы решили сразу же завести ребенка, и я забеременела через месяц после свадьбы. Я ведь хотела ребенка, правда? Поэтому я добросовестно изображала радость, когда сообщала эту новость мужу. Моим родителям мы поведали о беременности очень милым способом – подарили подписанную детскую книгу. На протяжении всего праздника меня тошнило, и я хотела сбежать.

Вся моя беременность была пронизана ложной радостью, нужной, чтобы соответствовать представлениям, сложившимся в нашей культуре, хотя внутри я чувствовала себя совершенно разбитой.

Мне пришлось болезненно вживаться в новую роль, становиться матерью-домохозяйкой, потому что с финансовой точки зрения это было наиболее оптимальным решением, хотя я всегда мечтала о полноценной карьере врача. Я замучила себя угрызениями совести, когда однажды почувствовала облегчение оттого, что у меня открылось сильное кровотечение, и я думала, что может случиться выкидыш. Я ужасно переживала, потому что боялась, что не смогу найти общий язык с сыном – ведь я так отчаянно хотела дочь. Чувство вины с новой силой захлестнуло меня из-за разочарования и стыда, которые я испытала после того, как УЗИ определило, что у меня будет мальчик. С одной из вечеринок перед родами я уехала в слезах, потому что чувство вины за то, что я не рада будущему ребенку, было слишком сильным и всепоглощающим.

Следующие четыре года я провела в депрессии, которая резко обострилась в течение нескольких месяцев после рождения второго ребенка. Были и другие факторы, которые повлияли и усилили мою депрессию, но, прежде всего, этого зверя во мне разбудила внутренняя борьба, непризнание моих чувств имеющими права на существование и отсутствие поддержки со стороны общества. Другими словами, в моем случае депрессия при беременности переросла в серьезную проблему после родов.

Вы не одиноки.

Важно помнить, что плохое настроение или частая смена настроения у беременных могут быть первыми признаками депрессии во время беременности. Я призываю женщин и их родных не стесняться обращаться к специалистам, оказывающим профессиональную психологическую поддержку беременных.

Марианна, добрый день.
То, о чём Вы пишите вызывает чувство сопереживания Вам. Это не просто, когда смотришь на свою жизнь и видишь, что есть неудачи, они повторяются, а главное - не хочется чего-то и прежнее не радует..
Вы пишете, что у Вас нет депрессии, но, думаю, депрессивное состояние присутствует. Вы молодец, что говорите о своём состоянии и переживаниях! Это и будет первой моей рекомендацией - быть с людьми. Общаться, находить новых людей. Да, с кем попало не будет интересно выстраивать контакт, но находите людей там, где Вам самой интересно.
Второй рекомендацией будет - занятие любимым делом. Дело, которое когда-то приносила удовольствие или что-то новое. Да, может не быть желания что-то делать, но.. для Вас полезнее не замыкаться в себе, а всеми способами выходить в мир.
Третей рекомендацией может быть беседа со специалистом, который даст свои рекомендации. Одно дело, когда мы сами с собой и сами диагностируем своё состояние, другое - когда живой человек, да ещё и со знаниями.
Думаю, с этих простых, понятных и даже очевидных рекомендаций можно начать, а дальше предлагаю Вам самой поразмыслить - что из этого Вы уже пробовали? Какой был результат? Чего хотели получить используя ту или иную рекомендацию? Что помешало достичь это результата?
Важно сохранять в себе способность ставить перед собой цели. Однако, время на отдых и "ничего не делание" тоже должно быть. А когда сами поймёте, что хотите что-то делать - начинайте свой путь.
Занятную рекомендацию однажды прочла, Марианна, в интернете. "Если Вам скучно, поставьте стул по середине комнаты, сядьте на него и ничего не делайте. 30 минут, 1 час, 1,5 и Вам будет невмоготу лениться".
Снова стать прежней.. думаю, можно найти такие методы. Но.. этого ли на самом деле Вы хотите, Марианна? Мы ведь каждый день заново рождаемся просыпаясь. Мы уже не такие как вчера. Да, порой нам сложно что-то новое в себе принять или распознать. Но тогда более полезно для самого себя, нового себя - изучать себя, познавать. Кто Вы сейчас есть, Марианна? Какая Вы? Какие у Вас прямо сейчас, в этот момент желания? О чём мечтаете в более долгой перспективе? Что для Вас важно?
Довольно часто мне приходилось общаться в рабочей среде с клиентами, которые говорили: "я уже стар для этого" или "в моём возрасте уже не прилично развлекаться и радоваться, да и нечему", причём, что так мне говорили и 30-и летние и 50-и летние..
Интересно, что группа, где средний возраст участника был 65-70 лет, порой была более активной, заинтересованной жизнью, другими людьми, собой, чем группы 35-40 лет..
Возможно Ваш организм и правда сейчас какую-то перестройку переживает, как и Ваше сознание, восприятие себя..
Знакомьтесь с собой, изучайте и развивайте себя. Любой возраст для этого хорош.
Удачи Вам, Марианна, в поиске и нахождении себя.

«Не испытываю радости в жизни. Что делать?» Подход современной психотерапии к депрессии и к радости

«Не испытываю радости в жизни. Что делать? »

Современная психотерапия, психоанализ и духовность в лечении депрессии, депрессивных состояний и в вопросах радости, счастья, в выходе из депрессивных тупиков

«Благословен и спокоен тот,
Кто не надеется, кому желания
Не дают больше взаймы.

Нечего получать, нечем владеть.»
(Лалла (للء ایشوری) кашмирская просветлённая (1320-1392),
из сборника стихов "Обнажённая песня")

«Не испытываю радости в жизни. Что делать?» Ничего не делать. Парадокс именно в том и состоит, что для того, чтобы «испытывать радость от жизни» (по-другому, «быть счастливым») делать специально ничего не нужно.

Более того, обычно, именно благодаря тому, что человек что-то делал в своей жизни для того, чтобы быть счастливым, он и потерял вкус жизни (радость от жизни).

В детстве большинство людей умели радоваться жизни. И разве для этого что-то специально делалось? Просто жилось, как живётся и делалось то, что делалось. Делалось творчески и без забот о завтрашнем дне. Действие само рождалось изнутри, и развёртывалось простое следование за своим интересом, интересом сегодняшним (а не вчерашним и не завтрашним). Каждый день проживался как одна жизнь. А на следующий день была уже другая жизнь (и ты был уже другой и сам день был уже не похож на вчерашний). В детстве у всех было это ощущение как быть счастливым ничего «не делая». Пусть у кого-то и в наименьшей степени, но интуитивно это понятно каждому, потому что потенциал к этому (быть счастливым просто так) заложен в каждом живом организме. Если бы по природе это было не так, то мир давно бы распался, развалился. Неспроста мудрые люди во все времена подмечали, что мир держится на любви и само-естественной гармонии.

Поэтому естественно очевидно что, чтобы вернуть радость от жизни, надо ничего специально не делать, и не делать ничего, чтобы эту радость получить.

Чтобы за радостью не гоняться (перестать гоняться), надо не связывать её возникновение с чем-то внешним. Радостно должно быть внутри само по себе. Радость должна заполняться изнутри.

Почему радость не приходит изнутри сама уже сейчас? Очевидно, что место радости занято чем-то, заполненным самостоятельно от ума из вне. Также существуют, так называемые «травмы боли, рождённые в отношениях с родителями», от которых в том или ином возрасте начал убегать во вне за счастьем "экскурсант в полях жизни" (взрослый человек, часто сам того не осознавая, убегает от переживаний, которые бы сами собой всплыли в сознании, если бы человек не боялся их пережить). Ранние детские переживания, будучи не пережитыми, вновь и вновь пытаются вернуться в жизнь человека, встроиться в сознание, интегрироваться в личность. Это хорошо известный психотерапевтам психоаналитикам феномен. «Не пережитое», то есть не интегрированное и не понятое (от того и не интегрированное) может приходить (и будет приходить) в жизнь человека (как не убегай) в очень разных одеждах: в виде жизненных неудач, в виде болезненных симптомов, в виде специфического выбора партнёров по отношениям и иного.

Если человек в жизни ни от чего не убегает, то изнутри естественным образом рождается (или возникает) радость. Радость - это другое название счастья (целостности, полноты, удовлетворённости, самодостаточности и покоя на душе).

И уже из радости (из полноты) и следует совершать или не совершать те или иные действия, следуя за интересом, который сам собой с утра каждый день приходит (но никогда не знаешь какой именно заранее). Поэтому важно не определять для себя, чем именно заниматься (сегодня и в жизни в целом), а предоставить это жизни самой решать. Поэтому, чтобы быть радостным (или счастливым), речь о важности личных целей вестись не может. Не человек устанавливает цель и глупо придерживаться цели вчерашнего дня (она растворилась вместе с заходом солнца или со сном).

Поэтому когда речь идёт о радости от жизни, то автоматически речь идёт о доверии жизни. Конечно, степень доверия к жизни нарушена у большинства людей и нарушена из-за взаимоотношений с родителями в детстве. Это факт.

Всегда во все времена были мудрецы, целители, духовные мастера, которые показывали как правильно относиться к жизни, чтобы не страдать. Сейчас есть специально обученные люди: психологи, психотерапевты, психоаналитики - специалисты по исследованию лабиринта «своего минотавра» [к/ф «Лабиринт минотавра»]. Речь не может идти о врачах-психотерапевтах и психологах адептах медицинского директивного подхода, не-глубинной психологии, хотя и они полезны на первых порах многим, не готовым идти вглубь себя по-настоящему (с интересом и за пониманием). Полезны (а иначе их бы не было) тем, что ускоряют процесс разочарования в личных целях.

Речь о тех людях, которые помогают в вопросах возврата доверия к жизни, через возвращение любви к себе в виде принятия себя (а не изменения). Так психотерапевт-психоаналитик через принятие человека решает проблему непринятия его родителями. На это уходит в среднем несколько лет. Сделать это быстрее предлагают не-глубинные психологи. Не-глубинная психология (и директивная психотерапия) занимается постановкой целей и достижением результатов. В этом и заключается не глубина подхода, так как человек может научиться ставить "свои" цели и достигать результатов, но счастья это в его жизнь не принесёт. И более того, для многих это ведёт к ещё большему разочарованию в жизни и (или) в себе самом. Это опасные подходы (нацеленности на результат), которые усиливают разочарование и разрушают представления о себе. Последнее в целом полезно, но происходит через несоразмерную цену и часто сверх болезненным образом, с последствиями (особенно если это групповые тренинги), так как не предоставляется противоядия (не даются более глубокие взгляды и знания о природе человека). Особенно вредны такие подходы и тренинги для интровертов.

​Во-первых, не у всех получается достигать результатов, а во-вторых, (что упускается), - это никак со счастьем и радостью на душе не связано, а наоборот ведёт со временем к разочарованию в "идеи о цели" и "идеи о себе". Метод постановки целей и достижения результатов - это временная иллюзия для не наигравшихся в результат людей и тех, кто поверил в иллюзию, что человек - хозяин своей жизни, что можно желать и получать желаемое, если делать это правильно и ставить правильные цели. Получать плоды, дающие счастье в жизни, не возможно через личные усилия. То есть усилия прилагать можно и достигать целей можно (для тех, кто сильный), но счастья от этого не будет и у сильных и у слабых. Много тому подтверждений от людей, у которых всё есть (достигнутое усилиями), но счастья, радости, отсутствия депрессии и чувства утолённой пустоты - нет.

Нет ни одного примера получения счастья от жизни через личные усилия. Достаточно прийти домой к такому человеку, чтобы убедиться, проверить.

Счастье либо само приходит, либо человек бегает за ним и в итоге убегает от него ещё дальше.

Каков спрос, таковы и предложения...в "мире менеджеров" и бизнеса, нацеленного на результат. Эти тенденции не минули и психологии. Конечно, настоящий специалист-психолог - это не бизнесмен. Такое сочетание ("и бизнесмен и психолог") теоретически возможно, так как в природе всё бывает, но встречается крайне редко. Потому что если психолог ориентирован на деньги или на результат, то он упускает сонастроенность с происходящим, с происходящим как в своей жизни, так и в жизни своего клиента (пациента), сонастроенность с безусловным. "Сила происходящего" и его мишени берутся из бессознательного и разворачиваются не предсказуемым для ума образом. Любая заинтересованность в результате сбивает настройки.

Нацеленность на результат крадёт пребывание в настоящем моменте, в котором собственно и возможно распускание бутона радости.

Жизнь часто подыгрывает какое-то время тем людям, которые нацелены на результат, и со стороны кажется, что они достигают успеха своими усилиями. Но если пронаблюдать их жизнь дальше, то куда-то потом весь результат исчезает, а в процессе его получения человек жил как натянутая струна в постоянном напряжении, так как устремлённость к результату требовала постоянных вложений. Лишь тело тормозило болезнями.

Медленно (часто через не решаемые проблемы) у людей происходит разочарование в идее о цели (идеи о том, что это важно и ведёт к чему-то существенному). Разрушаются представления о себе. Это процесс уменьшения чувства собственной значимости, уменьшение тенденции к расширению границ эго, это начало процесса освобождения от власти представлений о себе. Путь к себе лежит, через отказ от себя известного. На пути к себе, можно встретиться с самим собой настоящим, неискуственным, спонтанным, рождённым из неизвестности настоящего момента, а не поддерживаемым из прошлого или из опоры на какую-либо цель или идею.

Со стороны создаётся некое иллюзорное представление об успешности других людей, о воли и об источниках возникновения желаний. Плюс само человеческое желание верить и втягиваться в плен иллюзий, основанное на чём-то из прошлого и на привычке закрывать глаза на правду, что создаёт общую запутанность людей, если оглянуться вокруг. Если оглянуться вокруг, то кажется, что все куда-то бегут (к целям), словно зная куда. Но на самом деле никто ничего не знает, но создаёт видимость для других (как часть образа себя для глаз других).

Поэтому психологи не-глубинных направлений тоже делают свою работу и будет неправильным говорить, что они не нужны, во-первых, раз они есть. И, во-вторых, возможно польза их работы как раз и заключается в том, что к проблемам своих клиентов они заходят парадоксальным образом от обратного, через усиление веры в разные виды иллюзий и соблазнов, предлагаемых миром, свободным для всех способов жизни.

Медицинский подход в психотерапии вреден тем, что учит доверять телу. Как если тело - это хозяин человека, хозяин всего. Если на трон сознания в человеке взабралось тело, то это конец радости, потому что нет предела по удовлетворению потребностей тела. Тело всегда будет чем-нибудь не довольно. Первичность материи в медицинской психотерапии - это основа знаний о человеке. Первичность сознания через это нивелируется. Концепции Бога (Целого, Самости, Атмана и иное), концепции Бессознательного и иные концепции, указывающие на первичность сознания - отметаются. Если тело первично, то можно влиять на него успешно с помощью лекарств. На что-то влиять, возможно, нужно (когда другого не остаётся), но сам подход к человеческому существу, к сознанию, в медицине перевёрнут с ног на голову. Нет концепции устройства психики (и мира), которая устраивало бы и самих врачей. Если что-то, не дай Бог, плохое в жизни врача случается, то он бежит к целителю или обращается к Богу, как и все остальные обычные люди. Парадокс в том, что чем сильнее человек полагается на материальное, тем быстрее он в нём разочаровывается и тянется к Тайне. Затем тянется к постижению жизни, через доверие к ней и полагание на неё, открывая измерение души.

Итак, если человек специально ничего не делает, доверяя жизни, отказывается от идеи достижения результата, то он начинает постепенно принимать себя, встречаясь с самим собой настоящим (неизвестным для ума).

Если человек принимает себя, то он принимает и мир вокруг (неизвестное для ума). Принятие себя и доверие жизни - две стороны одной медали.

Так рождается доверие к себе и к миру, где остаётся жить в унисон с самой жизнью, не нарушая гармонии своими не мудрыми действиями, возвращается детское ощущение жизни, в котором всегда есть место тайне и радости.

Но если человек долгое время жил не мудро (не правильно), то ему чтобы испытывать радость от жизни, надо конечно не только научиться «ничего не делать» (как в детстве), но и позволить развалится тому, что было создано путём не правильных действий (усилий). Духовно-ориентированная психотерапия Востока называют это «всё отпустить». Имеется ввиду отпустить всё то, за что человек держится. Чтобы не нужное ушло само, а для нужного освободилось место. Собственно всё не нужное и так само разваливается, но часто человек вцепляется в то, чему уже суждено давно уйти из его жизни. Отсюда возникают страдания. А от попытки приложить усилия и удержать что-то, могут образоваться и дополнительные проблемы и симптомы.

Что считается «не правильными» или «не мудрыми» действиями? Сюда относятся:

  • проживание не своей жизни,
  • работа не на своём месте,
  • попытки строить отношения без преодоления симбиоза с родителями (без психологического отделения от матери, отца и от их пары),
  • попытка взвалить на себя (или скинуть усилием) чужую ношу (феномен «трансгенеративной передачи» по семейно-родовым энерго-информационным каналам («наследственность»), например, передача по роду чужих "долгов", чувства вины, ответственности, не отплаканного горя, архаических не переработанных переживаний и иное). Всё то, с чем не справились предки и подкинул социум (коллективное бессознательное).
  • попытки заполнить внутреннюю пустоту внешним,
  • нацеленность на результат и погоня за результатом (за той же, например, радостью),
  • действия из-за привязанности к результату (а не ради самого процесса),
  • попытки делать что-то для чего-то (не творческие действия, действия от ума).
  • …и иное, с чем сталкиваются практикующие психологи, духовно-ориентированные психотерапевты и психоаналитики.

Можно всё это объединить «действиями неосознанными и пустыми» в силу ошибочного представления, внушённого близким окружением, о том, что радость (счастье) надо искать, стремиться получать, заслужить, заработать, поменять и т. п., где нет исходной предпосылки о том, что радость заполняется сама изнутри, а не приходит из вне. И незнание о том, что радость (или счастье) не может быть целью или мишенью. Потому что когда человек ставит цели, то он не может при этом учесть всей картины мироздания и всех причинно-следственных связей внутри этой постоянно меняющейся живой структуры. Устанавливая мишени и стреляя в них, человек в большинстве случаев ошибается. А так как иногда что-то совпадает (или что-то показалось, глядя на других), то человек часто продолжает верить, что у него получится «выиграть у жизни» (у других не получилось, но у него получится). Нельзя построить счастье своими руками. Руки у людей общие, жизнь это одно целое на всех. Поэтому и говорится, что чтобы вернуть радость надо ничего не делать, словно ни в чём специально не участвовать. Словно перестать вкладывать личное в целое и тогда целое само позаботится об остальном (о возврате внутреннего баланса, о радости, о проблемах).

Следует признать, что без поддержки обойтись достаточно сложно, процесс может затянуться не на одно десятилетие.

Возникает вопрос, кто может помочь современному человеку пройти боль, живущую внутри, и тем самым закрывающую радость?


Полагаем, что это, возможно, сделает сам Бог, ведущий каждого своими путями, в том числе и через болезнь, симптом, психотерапию, духовного мастера.

Или для атеистов - психотерапевт как инструмент таланта помогать другим, рождённого из природы всего сущего. Напомним, что человек не живёт из радости (которая сама его наполняет изнутри естественным образом), если имеет в области чувств «травмы боли», рождённые в отношениях с первыми объектами в своей жизни (т. е. с родителями). Человек очень часто живёт не из радости, а компенсирует своими действиями и занятиями (интересами и работой) внутреннюю душевную боль. Большинство людей убегают во что-то от самих себя. Убежать от боли невозможно, так как образуются болезненные «симптомы» (внешние ситуации или внутренние болезни, внутренние конфликты или конфликты внешние, семейные). Размер боли и её количество - различны и часто требуют помощи не информационного-консультационного характера, а психотерапии. Часто хороша психоаналитическая помощь, когда восстанавливается ресурс, открываются способности, предоставляется помощь в переработке боли (целебный механизм "переноса-контрпереноса", процессы "контейнирования", обучение работе с предсознательным, обучение способности "ментализировать" и др.). Безусловный факт в том, что мы не можем хорошо интерпретировать своё бессознательное без стороннего незаинтересованного в нашем использовании наблюдателя. Здесь нужен психоаналитик и его специфическая техника.

Верующему человеку помогает пройти этот путь вера, но вера, которая на деле реализуется в опоре на Бога. Верующий (или духовный человек) не тот, кто ходит в церковь, а тот, кто живёт согласно воле Бога (или тот, кто интересуется её пониманием). Легко обмануть самого себя. Поэтому важно встретить духовного мастера. Когда ученик готов, появляется мастер. Никто никого специально не ищет.

Сложно интерпретировать самостоятельно духовные учения (любые): христианские, мусульманские, и другие учения для продвинутых, с их характерными особенностями - аскетические практики по работе с «прилогом», суфийские стоянки и понятие сдачи, дзенские коаны, принятие и понимание в нео-адвайте и в адвайта-веданте, тонкости дзогчен и тибетского буддизма, правильное отношение к практикам концентрации и медитации, кашмирский шиваизм и иное, распространённое в мире без границ.

Неспроста ум человеческий иногда называют дьяволом, когда ум из инструмента, становится хозяином человека.

Самостоятельное продвижение по духовному пути чревато ошибками, так как нет стороннего, незаинтересованного в привычном, наблюдателя. Духовно-ориентированный психотерапевт-психоаналитик может быть таким наблюдателем, интерпретирующим уловки ума и игры бессознательного. Психоанализ специализируется по бессознательному и делает это особым образом, используя специализированную психоаналитическую технику в работе.

Психоанализ может оказать неоценимую помощь для человека в принятии себя, в исследовании и прохождении травм боли, рождённых в отношениях с родителями, опекунами и объектами идентификаций на пути вызревания личности.

"Мой друг уехал"

За пределы личности, часто прошедшей в достаточной степени "стоянки" травм боли внутри, обычно выводит, встреченный «случайным» образом, духовный мастер. Помочь человеку, живущему в измерении личности, может только тот, кто сам находится за пределами ума и личности, в измерении души. Духовный мастер может помочь в дальнейшем исследовании наслаждения от жизни.

Это подобно тому, как только психотерапевт, сам прошедший свою психотерапию, может помочь в этом процессе кому-либо. Но что мы видим, если присмотреться в реальности? Многие вещи перевёрнуты, искажены информационно.

Так, например, психотерапевтом в России считается врач-психотерапевт. Хотя врачу-психотерапевту, чтобы заниматься психотерапией надо сначала изучить разные школы психотерапии (особенно не-директивные, чему в мед. вузе не учат). Изучение не-глубинной психологии происходит в процессе подготовки по программе государственного психологического образования. Далее надо выбрать психологическую школу и в ней развиваться, а это не возможно не изучив глубинную психологию. То есть врачу необходимо получить ещё одно (после психологического) третье образование.

То есть, в итоге, у врача-психотерапевта (чтобы по правде называться психотерапевтом), должно быть, помимо медицинского образования, ещё и психологическое, и далее, например, психоаналитическое. Или какое либо еще направление из школ глубинной не-директивной психотерапии, к которым относятся психоанализ, аналитическая психология Юнга и некоторые духовно-ориентированные, отличающиеся не-директивностью, подходы. (К духовно-ориентированной психотерапии "экзистенциальная психотерапия" не относится, так как в ней нет компетентного понимания феноменов самадхи, нет выхода за пределы личности).

Также у врача должно быть прохождение личной психотерапии.

Но что мы наблюдаем на деле? Врач-психотерапевт, порой, выставляя себя как специалиста в области душевного здоровья, в большинстве случаяев не имеет за спиной ничего из вышеперечисленного. И как врач-психотерапевт, разделяющий медицинский научный подход, может быть разбирающимся, например, в психоанализе или занимающимся психотерапией души? А как депрессию лечить без психоанализа? Лекарствами? Антидепрессанты усиливают тенденции к суицидам, так как увеличивают энергетический потенциал, а настроение не поднимают. И если человек ориентирован на результат в жизни, он кончает с собой (так как не получается жить как другие). Медицинская парадигма сегодняшних дней, требующая революционного пересмотра (о чём говорят сами врачи), во многом отличается, например, от психоаналитического научного, методологического подхода. И тем более, сегодняшняя медицинская парадигма непримиримо далека от духовности, так как в медицинском подходе постулируется первичность материи (и отсюда склонность опираться на воздействие лекарств, которые снимают лишь симптом, но не сам корень и, тем более, не почву, на которой корень образуется).

Парадокс в том, что психотерапией занимаются люди, которым разрешили это делать чиновники у власти (устремлённые к целям), т. е. такие же далёкие по складу характера люди как и врачи от понимания и глубинной психологии и мировоззрения духовных людей. Медики так ушли в сторону от понимания устройства человека, что даже не рассматривают в своих научных медицинских теориях феномены Самости, бессознательного. Рассматривают человека как организм, управляемый умом (ум хозяин - как мы рассматривали выше). Каковы следствия такого отношения к человеческому существу? Следствия таковы, что во врачебном психотерапевтическом подходе используются знания школ не-глубинной психологии и директивной психотерапии. Суть в подходах этих школ вертится вокруг важности всего лишь одной из возможностей человека (причём уводящей от счастья и свободы) - управлять собой и своим сознанием, опираясь на желания, волю и ум. Воля человека, его ум, вся сознательная часть - всё это поверхностные феномены. А бессознательное как конструкт врачами отрицается. Формулировки, хоть с каким либо люфтом вокруг феноменов Самости, первичного бессознательного для врача-психотерапевта являются "не научными" (запретными).

Если повезёт, то может повстречаться врач психотерапевт (или психиатр), который действительно «увидел» на личном опыте переживаний или в процессе прохождения личного анализа какие-то для себя феномены. Но тогда такой специалист, применяющий психоанализ, уже не называет себя врачом-психотерапевтом, а называет себя психоаналитиком. Психоаналитик уже не может работать как врач-психотерапевт (есть различия в подходах и в понимании феноменов).

Обычная психология и врачебная психотерапия - это направления, которые изучают сознание и подсознание, ориентированы на веру в значимость директивности, первичность воли и умственных процессов. Работа головного мозга первична и определяющая в плане функционирования сознания. Постулируется концепция о том, что сознание есть результат деятельности головного мозга. Факты, открытые восточными учёными, йогами, святыми, просветлёнными и духовными мастерами всех времён и народов отрицаются (факты о том, что наша природа - это Сознание, и оно существует и без личности и без тела). Не рассматривается и феномен «смерти личности при жизни тела» - эти вещи не понятны для ума и отбрасываются как не существующие.

Психоанализ на сегодняшний день является, словно, промежуточной стоянкой между предельным пониманием функционирования личности (эго, супер-эго, Оно) через изучение предсознательного и бессознательного и тем, что ещё глубже, то есть находится за пределами личности. Некоторые французские психоаналитики описывают «мистические переживания» (переживания самадхи) как своего рода «перезагрузку либидо» (Дидье Анзье).

Юнгианцы посвятили жизни не только изучению "тени", но и изучению первичного бессознательного, Самости, транцендентной функции.

Только основываясь на целостной картине устройства человека, не отбрасывая никаких феноменов, а наоборот интегрируя в себя новые объяснения, можно подходить к вопросу лечения болезней и болезненных симптомов. Медицинский подход (в сегодняшнем виде) - не целостен, ограничен.

«Напав» фактически на врачей-психотерапевтов мы гармонизируем эти вышеперечисленные факты фактами о психологах. Существует также и много психологов, которые работают в ключе школ не-глубинной директивной психотерапии, где ставка делается не на бессознательное и понимание, а на приложение усилий, упражнения, тренинги, на получение результата (быстрого, что даёт побочные эффекты). Это очень похоже на точно такую же по своей сути тенденцию в среде верующих, "ищущих" и занимающихся духовными практиками (речь не только о подмене личностного роста духовным, а о подходе усилий и получения результата , что часто наоборот уводит в сторону, так как по сути является неосознаваемым уходом и убеганием, а не движение к благородной цели ).

В России идёт процесс медленного разочарования в методах не-глубинной директивной психологии и психотерапии, так как вскрывается как минимум иллюзия быстрого результата, далее вскрывается иллюзия получения результата в принципе. То, с чем мы боремся внутри себя или снаружи, то лишь усиливается и начинает иметь над нами власть. На этом держится зависимость, привязанность, зависть, обрекающие на душевные страдания. Образуется почва для ухода радости.

Также стоит отметить, что и психоанализ тоже бывает разный. Каждый психолог волен изучать психоанализ как хочет, но только носитель коренных психоаналитических знаний (и умений) может передать концепции и технику. Психоаналитических школ несколько, и наиболее приближенной к технике, передаваемой от мастера к учителю, считается та школа, адепты которой входят в Международную психоаналитическую ассоциацию. Особо продвинутой является школа французского психоанализа. Многие практикующие психологи-психотерапевты констатируют эффективность «жёстких» психоаналитических правил. Ориентир во французском психоанализе на принятия и понимание, соединяет с такими же сродственными элементами внутри духовно-ориентированных подходов.

Также, на наш взгляд, настоящий психолог должен иметь клиническое образование (диплом медицинского психолога), чтобы понимать мир врачей и чувствовать себя в нём уверенно (на сколько это возможно). Это необходимо, так как для психолога мир врачей-психотерапевтов - это чужой мир, это мир иных ценностей и отличных мировоззренческих опор. Надо обладать определённым складом характера (и иметь определённую личную историю отношений с родителями), чтобы обладать «клиническим мышлением» (М. Е. Бурно).

Пока мы что-то делаем, чтобы найти радость или, что чаще всего, ищем её там, где её нет, жизнь незаметно проходит мимо. И мы уже вынуждены решать вопрос встречи со смертью, природа которой остаётся пугающей и не прояснённой, если этой темой не заниматься. Глупо жить из страха смерти (не зная, что этот такое), и бегая в компенсации от боли, которая заслоняет радость. Научившись «ничего не делать» мы открываемся боли, но выйдя за её размеры, мы встречаем радость. психотерапевт, психоаналитик

Популярное