Тематическая неделя по теме птицы зимой. Планирование недели в старшей группе:Зима.Зимующие птицы

Анна Савченко
План тематической недели «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель недели : создание условий для экологического, нравственного, эстетического воспитания и развития детей .

Задачи недели : продолжать знакомить с особенностями существования, внешнего вида, повадок представителей животного мира – птиц ; воспитывать чувство сострадания к представителям фауны; создавать у детей положительный эмоциональный настрой во время проведения мероприятий; повышать творческую активность воспитанников.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Дидактическая игра «Найди где какая птица живёт . Цель :закрепить название птиц , учить детей классифицировать птиц .

«Птички»

Н. О. Д 1. ИЗО (рисование)

Просмотр презентации «Детям о перелётных птицах » .Цель : расширить представления детей о жизни птиц .

Прогулка

1. Наблюдение за птицами . Цель : развивать наблюдательность; воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам .

2. П/И «Перелётные птицы » . Цель : учить бегать, упражнять в прыжках, уметь от одного движения перейти к другому.

3. Индивидуальная работа «По дорожке на одной ножке» .

4. Трудовая деятельность : Уборка участка от мелких веток, учить детей

Подготовка к обеду. Обед : КГН «Мои ладошки

Подготовка ко сну, сон

Чтение рассказа «Галка» Б. Житкова

Гимнастика после сна «Птички»

Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по весеннему лесу» . Цель : развивать интерес к жизни птиц

Вечерняя прогулка :

1. Наблюдение за воробьями. Цель : продолжать знакомится с повадками птиц .

2. Инд. работа : закрепить пословицу «Всякая птица своим пером гордится»

3. П/И «Воробушки и автомобиль» . Цель : развивать умение бегать,не наталкиваясь друг на друга.

4. Беседа о безопасном поведении на улице.

Беседа о зимующих и перелётных птицах . Цель : формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах , учить различать птиц по существенному признаку. Углубить представления о причинах отлёта птиц .

Комплекс утренней гимнастики «Птички»

Подготовка к завтраку. Завтрак.

Н. О. Д. 1. Развитие речи

Прогулка :

1. Наблюдение за вороной. Цель : расширить знания о вороне.

2. П/И «Птички и кот» .Цель

3. Индивидуальная работа «Делай,как я!» Цель : развивать двигательные навыки, способствовать эмоциональному подьёму.

4. Познавательно-исследовательская деятельность : «Камни» .Цель :развивать любознательность, внимание, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.

Подготовка к обеду. Обед.

- КГН : быть взаимовежливыми, говорить «пожалуйста» , «спасибо» , «приятного аппетита» .

Подготовка ко сну, сон.

Чтение сказки Г. Андерсена «Гадкий утёнок» .

Гимнастика после сна «Птички-невелички» .

Полдник : КГН «Каша-сила наша!»

«Кто больше вспомнит?» . Цель : закрепить названия птиц .

Рассматривание иллюстраций к книге Г. Андерсена «Гадкий утёнок»

Н. О. Д. Ознакомление с природой

Вечерняя прогулка :

1. Наблюдение за поведением птиц на участке . Цель : побуждать детей к самостоятельным выводам – в чём проявляется весеннее оживление в жизни птиц .

2. П/И «Перелёт птиц » . Цель : закрепить с детьми движения в одном направлении, убегать после сигнала.

Цель

Артикуляционная гимнастика «Птичка зёрнышки клюёт» .Цель : развивать арт. аппарат.

Рассмотреть иллюстрации «Домашние птицы » . Цель : закрепить название домашних птиц .

Комплекс утренней гимнастики «Птички» .

Н. О. Д. 1. ИЗО

Прогулка :

1. Наблюдение за травой. Цель формировать представление о потребностях растений (тепло, влага, земля) . Трава –лучшая пища для домашних птиц .

2. Индивидуальная работа : «Прокати мяч в ворота» . Цель : закрепить умения попадать мечом в ворота.

3. П/И «Наседка и цыплята» . Цель : развивать координацию движений.

4. Трудовая деятельность : уборка участка от мелких веток – учить детей самостоятельно выполнять соответствующие трудовые операции.

Подготовка к обеду, обед.

КГН «Чей стол самый аккуратный»

Подготовка ко сну, сон

Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Гимнастика после сна. «Птички невелички»

Полдник : КГН «Польза молока»

Настольная игра «Не ошибись» . Цель : формировать знания детей о домашних птицах .

Поупражнять в лепке уточки. Цель : закрепить приёмы сглаживания, сплющивания.

Вечерняя прогулка :

1. Наблюдение за весенними явлениями в природе. Цель : закрепить цветущей весны признаки весны.

2. П/И «Гуси- лебеди» . Цель : учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость и быстроту.

3. Инд. работа : «Попади в цель» Цель : закрепить метание меча в кольцо.

Цель : развивать самостоятельные игры.

Беседа «Из чего птицы строят гнёзда » . Цель : выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной .

Работа с шаблонами и трафаретами по теме «Птицы » . Цель : развивать глазомер, чувство композиции.

Комплекс утренней гимнастики «Птички» .

Подготовка к завтраку, завтрак.

Н. О. Д. 1. ФЭМП

Прогулка :

1. Наблюдение : «Грач –птица весенняя » .Цель : обратить внимание на сезонные изменения в природе, расширить представления детей о птицах- вестниках весны .

2. П/И «Пчёлки и ласточки» . Цель : развивать ловкость, быстроту реакции.

3. Инд. работа.: «Лови- бросай» . Цель : учить ловить мяч не прижимая его к груди.

4. Трудовая деятельность : «Строим гнёздышко для птиц » . Цель : развивать творческие способности, умение выкладывать гнездо из веток, собранных на участке.

Подготовка к обеду, обед

КГН : «Королевство столовых приборов» Н. Литвинова.

Подготовка ко сну, сон.

Чтение рассказа В. Бианки «Чей нос лучше?» .

Гимнастика после сна «Птички-невелички»

Дидактическая игра «Кто как кричит?» . Цель : учить детей слушать , развивать фонематическое восприятие.

Штриховка «птица » Цель : развитие мелкой моторики.

Вечерняя прогулка :

1. Наблюдение за облаками. Предложить детям найти облако похожее на птицу . Цель : развивать у детей наблюдательность , воображение, развивать навыки составления описательного рассказа.

2. П/И «Птички и кот» .Цель : развивать наблюдательность, быстроту движений, ловкость.

3. Инд. работа : «Поймай комара» . Цель упражнять детей в прыжках на двух ногах.

4. Игры с выносным материалом. Цель : развивать самостоятельные игры.

Словесно-дидактическая игра «Чудесные птицы » . Цель : закрепить название птиц и придумать каждой птице соответствующие качества по полученным знаниям за неделю (трудолюбие-дятел, весёлый нрав-воробей, доброта-ласточка) .

Игра «Птичья столовая» . Цель : придумать рецепты разных блюд для птиц .

Комплекс утренней гимнастики «Птички»

Подготовка к завтраку, завтрак.

Н. О. Д. 1. Викторина «Пернатые друзья»

Прогулка :

1. Наблюдение за птицами у кормушки . Покормить птиц . Цель : прививать доброе отношение и заботу к птицам .

2. П/И «Совушка» . Цель : развивать у детей наблюдательность , умения выполнять движения по сигналу.

3. Инд. работа : «Как цапли» . Цель :упражнять в ходьбе с высоким подниманием колен.

4. Познавательно –исследовательская деятельность «Почему птицы летают . Цель : найти особенности внешнего вида птиц , позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, обсуждений и экспериментирований.

Подготовка к обеду, обед

КГН : «Культура поведения во время еды»

Подготовка ко сну, сон.

Чтение стихотворения «Где обедал воробей?»

Гимнастика после сна «Птички-невелички»

Словесная игра «Что за птица . Цель : учить детей описывать по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Сюжетно-ролевая игра «В ветеринарной клинике» . Цель : показать детям значения ветеринарной медицины для животных и птиц , учить заботиться о своих питомцах.

Вечерняя прогулка :

1. Наблюдение послушать пение птиц . Цель : создать бодрое, радостное настроение.

2. П/И «Птички и дождик» . Цель : учить ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.

3. Игры с выносным материалом. Цель : развивать самостоятельные игры.

Дата ___________

Тема недели: «Покормите птиц зимой»

Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества: « Трудно птицам зимовать – надо птахам помогать! ».

Цель:

Закрепление представления детей о зимующих птицах края (их образе жизни и его связи с сезонными изменениями в природе, роли человека в жизни птиц), бережного отношения к ним.

Задачи:

Обучающие:

расширять представления детей о птицах, их разнообразии; расширять представления детей о жизни птиц зимой; знакомить детей с повадками и особенностями жизни птиц зимой.

Развивающие:

развивать представление об окружающем мире, развивать память, связную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание оказывать посильную помощь птицам зимой.

Понедельник

Социально-коммуникативное развитие.

Организация ОД на основе

познания в интеграции с музыкальной деятельностью.

1.Художественно-эстетическое развитие (по плану муз. рук.)

2.Художественно-эстетическое развитие (аппликация).

Тема: «Новогодняя поздравительная открытка ».

Цель: Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое.

3. Речевое развитие (чтение

художественной литературы)

Тема: Сопоставление сказок: «У страха глаза велики» и «Плюх, пришел»

Цель: учить находить сходство и различие в построении сюжетов, идеях двух сказок и аргументировать свои ответы; («У страха глаза велики», «Плюх пришел»).

Приём детей. Проведение УГ(комплекс №10).

Беседа: «Каких зимующих птиц ты знаешь?»

Игра-драматизация по стихотворению

С. Маршака «Где обедал воробей?»

На прогулке наблюдение за птицами.

П/и « Два Мороза », «Охотник и зайцы».

Чтение «Пословицы и поговорки о зимующих птицах» (малые фольклорные формы).

Цель: Развивать интерес к чтению, мышление.

Д/и ««Четвертый лишний»- Развивать интерес к игре.

С Андрюшей Т. закрепить названия птиц;

С Данилом Т. развивать меткость глазомер - игра «Попади в цель».

Внести иллюстрации « Зимующие птицы».

Посоветовать родителям поиграть с детьми дома в д/и «Опиши птицу по внешнему виду».

ОД детей и взрослых

Вторник

Речевое развитие.

Организация ОД на основе восприятия художественной литературы в интеграции с коммуникативной деятельностью.

1.Познавательное развитие (развитие речи).

Тема: « Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?».

Цель: Упражнять детей в творческом рассказывании; умении употреблять обобщающие слова.

2.Художественно-эстетическое развитие (рисование).

Тема: « Городецкая роспись »

Цель: Продолжать знакомить детей с городецкой росписью.. Развивать художественный вкус. Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками.

3. Физическое развитие (физкультура).

Тема: « Перебрасывание мяча друг другу, ходьба и бег между предметами »

Цель: Повторить ходьбу и бег между предметами; упражнять в перебрасывании мяча друг другу; повторить задания в равновесии.

Беседа на тему « Птицы нашего участка» - вспомнить птиц, которые прилетают на участок д/с, рассмотреть иллюстрации, составить рассказы по наблюдениям.

На прогулке наблюдение за изменениями, которые произошли в природе.

П\И «Веселые санки», «Воробьи - вороны»

Гимнастика после сна: «Путаница».

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

Подвижная игра: «Чьё звено быстрее соберётся?».

Цель: Развитие выносливости, быстроты реакций, внимания.

Индивидуальная работа с Настей Б., Артемом В., Пашей Г.., в составлении рассказа по картинке «На нашей кормушке».

Фотографии зимующих птиц;

Д/игра «Четвёртый лишний»;

Материал для самостоятельной продуктивной деятельности детей.

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Среда.

Физическое развитие.

Организация ОД на основе двигательной деятельности в интеграции с познавательной деятельностью.

1.Познавательное развитие (ознакомление с окружающим).

Тема: « Школа. (Явления общественной
жизни)»

Цель: Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя. Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает
ученикам).

2. Художественно -эстетическое развитие (конструирование)

Тема: «Вагон»

Цель: Учить мастерить вагоны из коробочек от зубной пасты или крема.

Развивать изобразительные способности в процессе изготовления поделок из самых разных материалов.

3.Физическая культура.

Тема: « Перебрасывание мяча друг другу, ходьба и бег между предметами ».

Цель: Закрепить ходьбу и бег между предметами; упражнять в перебрасывании мяча друг другу; повторить задания в равновесии.

Прием детей. Проведение УГ (комплекс №10)

Беседа: «Зимующая птица-клёст». Расширять и уточнять знания детей об особенностях и повадках птицы клёст .

    Д /упражнение: «Пять пальчиков».

    Наблюдение на прогулке за грузовым транспортом.

    Трудовая деятельность – посыпание песком дорожек.

    П/и «Мышеловка», «Совушка»

    Гимнастика после сна «Путаница».

Д/ игра: «Зимующие птицы»

Цель: Развивать слуховое внимание, наблюдательность.

Чтение художественной литературы: В. Берестова «О чём поют воробушки?»

Цель: способствовать развитию интереса к художественной литературе.

Индивидуальная работа с Алиной Н., Машей М., Таней Р.: Игровое упражнение: «Соедини точки». Развивать логическое мышление.

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Четверг.

Познавательное развитие.

Организация ОД

на основе познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с двигательной деятельностью.

1.Познавательное развитие (ФЭПМ)

Тема: «Цифра 8. Геометрические фигуры».

Цель: Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Познакомить с цифрой 8.Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

2.Физическая культура.

Тема: « Повороты на лыжах. Игровые упражнения с бегом и прыжками ».

Цель: Разучить повороты на лыжах; повторить игровые упражнения с бегом и прыжками.

Прием детей.

Беседа: «Почему птицам нелегко зимой»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Птицы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

На прогулке наблюдение за небом и облаками.

П/и «Попади в цель», «День и ночь».

Гимнастика после сна «Путаница».

Игра – экспериментирование «Какие кораблики проплывают дальше»

Цель: Развивать знания о свойствах материалов.

Чтение Соколов-Микитов «Снегири».

Цель: Продолжать приобщать детей к прочтению произведений художественной литературы.

Индивидуальная работа с Викой К., Артемом В., Дианой О.: игровое упражнение: «Кто быстрее до снеговика». Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах до снеговика.

Центр «Конструирование» - Конструирование из кубиков «Машина»; обыгрывание ситуации по замыслу ребенка.

Игры на развитие моторики рук «Пуговицы».

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Пятница.

Художественно-эстетическое развитие.

Организация ОД на основе музыкальной деятельности в интеграции с изобразительной деятельностью.

1.Художественно-эстетическое развитие. (рисование).

Тема: « Машины нашего города» .

Цель: Учить детей изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины. Развивать творчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами. 2.Художественно-эстетическое развитие (музыка).

По плану музыкального руководителя.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 10)

Просмотр слайдов «Птицы зимой».Уточнять и закреплять знания детей об особенностях и повадках птиц.

Д/и «Я начну – ты закончи»

На прогулке наблюдение за тем, как одеты люди.

Цель: Развивать наблюдательность.

Опыты со снегом, льдом - Продолжить знакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

П/и «Два Мороза», «Хитрая лиса».

Гимнастика после сна «Путаница».

Вместе с детьми организация выставки детского творчества: «Трудно птахам зимовать – надо птахам помогать!»

Ходьба по узкой снежной дорожке с перешагиванием через различные предметы – Андрей Т., Данил Т., Настя Л, Алина н..

Центр «Игра» - «Мозаика».

Цель: побуждать детей выполнять узоры по образцу, подбирать детали мозаики по форме и цвету; развивать воображение, зрительное восприятие.

Игровые задания «Выполни по образцу», «Птичий домик».

Памятка для родителей: «О правилах дорожного движения в зимний период».

Галина Хабарова
Тематическое планирование, тема недели «Зимующие птицы»

В соответствии с темой недели пополняю все центры соответствующим материалом.

Понедельник

Формирование целостной картины мира +лепка «Зимующие птицы»

Программное содержание.

Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время. Лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение в соотношении частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Пользоваться стекой. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность. Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивающая среда

Слайдовая презентация «Зимующие птицы»

Рассматривание изображений птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Фигурки птиц

Запись пения птиц

Беседа «Зимующие птицы»

Д/и «Угадай, какая птица улетела?»

Д/и «Собери картинку»

Книги: М. Горького: «Воробьишко»; Т. Евдошенко «Берегите птиц».

Работа с родителями

Консультации в родительский уголок:

«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц.»

«Прочтите детям»

Вторник

Развитие речи

Тема занятия:"Зимующие птицы"

Программное содержание.

Уточнить представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях); закрепить обобщающее понятие "Зимующие птицы"; умение детей отвечать на вопросы полным предложением, самостоятельно составлять короткие рассказы о зимующих птицах. Активизировать и расширять словарь по теме.

Развивать внимание, мышление.

Развивающая среда

Беседа «Меню птиц»

Рассматривание фотографий «Зимующие птицы»

Д/и «Птички на кормушках»

Д/и «Чьи следы?»

Чтение Ю. Никонова «Зимние гости»

Чтение В. Л. Воронко «Птичьи кормушки».

П/игры: «Перелет птиц», «Птички в гнездышках»

Работа с родителями (совместная детско-родительская деятельность)

Изготовление кормушек

Среда

Математические представления («Такие разные птицы»)

Программное содержание.

Показать детям количественный состав числа 7 (из отдельных единиц). Упражнять в счете до 7 (пересчет предметов-птиц). Закреплять знание цифр от 1 до 7, развивать внимание. Делить круг, квадрат и треугольник на две равные части. Упражнять в различении форм окружающих предметов.

Оборудование .

Д/материал: семь игрушек-птиц, цифры от 1 до 7, карточки с изображением геометрических фигур (фигура на карточке одна, каждой карточки по 2 штуки).

Раздаточный материал: наборы карточек от 1 до 7с изображением птиц, математические наборы, бумажные круг (d-7 см, квадрат (со стороной 9-10 см и треугольник (со сторонами 8 см, ножницы.

Развивающая среда

Беседа «Кто заботится о птицах»

Чтение В. Звягиной «Воробей»

Музыкальная д/игра «Птицы и птички», муз. И слова Е. Тиличеевой

Д/игра «Каких птиц не увидишь зимой»

Работа с родителями

Изготовление шапочек-масок с изображением птиц

Консультация в родительский уголок «Давайте посчитаем»

Четверг

Рисование «Сказочные птички»

(техника: оттиск –ладошкой)

Программное содержание.

Систематизировать знания о зимующих птицах. Учить рисовать птицу нетрадиционным способом оттиск- ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги. Развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию, чувство цвета.

Развивающая среда

Беседа «Пользу или вред приносят птицы»

Материалы для детского творчества

Изготовление альбома «Зимующие птицы»

Кроссворды по теме.

Чтение Я. Яшина «Покормите птиц зимой»

Работа с родителями

Попросить родителей помочь в сборе неоформленного (бросового) Материала (картонные коробочки и прочие упаковки разного размера и формы и др.)

Консультация «Покормите птиц зимой»

В физкультурно-оздоровительном центре:

П/и: «Совушка-сова», «Стайка».

Пятница

Конструирование (из неоформленного (бросового) материала) «Чудесные превращения коробки»

Программное содержание.

Закрепить умение детей путем достраивания или убирания лишнего преобразовывать простые предметы в интересные поделки и игрушки. Развивать фантазию, творческие способности, умение предвидеть результат, реализовывать свои замыслы на практике.

Материал, инструменты, оборудование: картонные коробочки разного размера и формы по две-три на каждого ребенка.

Экспериментирование «Подводная лодка из яйца»

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Материал: 3 банки: две пол-литровые и одну литровая., поваренная соль (раствор- 2 стол. Ложки на 0,5 л воды).

Развивающая среда

Беседа «Что мы знаем о птицах?»

Отгадывание загадок о зимующих птицах

Викторина «Умнички и умники» (по теме)

Д/и «Что за птица»

Чтение В. Сухомлинского «Как синичка меня будит»

Работа с родителями

Оформление выставки в рамках группы «Зимующие птицы» (из детских и детско-родительских работ).

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование в группе детей раннего возраста (С 1 до 2 лет). Тема недели «Весенняя капель» Март 2 неделя «Весенняя капель» Социально-коммуникативное развитие 1. Социализация (о себе, о семье, этикет, общество) «Почему снег тает».

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Защитники Отечества» Цель: Формировать у детей дошкольного.

Календарно-тематическое планирование в средней группе. Тема недели «Активный отдых» Тема недели: "Активный отдых" Цели и задачи: Способствовать развитию всех компонентов детской игры (обогащению тематики и видов игр, игровых.

Задачи Продолжать обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов Познакомить с элементарными правилами.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ 07- 11 декабря 2015 ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Оформление альбома «Знаки безопасного поведения с бытовыми приборами» СЕТКА ЗАНЯТИЙ.

Согласно ФГОС ДО в дошкольном возрасте должны быть сформированы основы экологической культуры и природоохранного сознания. Работая по программе «От рождения до школы» в рамках акции «Покормите птиц зимой» целесообразно запланировать неделю, посвящённую зимующим птицам. В конце января, с наступлением морозов они нуждаются в заботе людей, а наблюдая и подкармливая пернатых друзей дошкольники больше узнают о повадках и особенностях строения, способах приспособления птиц к разным условиям жизни. Содержание бесед о зимующих птицах города и леса, загадки, стихии речевые упражнения по теме вы найдёте в приложении «Тематическая неделя «Зимующие птицы».

Социально-коммуникативное развитие

Работа с экраном настроения, беседы о столовом этикете, игровые ситуации с макетом «Дорожное движение» способствуют социально-коммуникативному развитию детей. Педагог планирует упражнение «Конкурс хвастунов», беседу «Кем я хочу стать, когда вырасту», а так же сюжетно-ролевую игру «Учёные — биологи».

Познавательное развитие

Во время экскурсии по экологической тропе дошкольники наблюдают за зимующими птицами, сравнивают их между собой, рассматривают перья птиц через лупу. Для познавательного развития педагог организует игры «Когда это бывает», знакомит детей со способами решения логических задач.

Речевое развитие

В области речевого развития запланированы составления загадок о птицах, чтение художественной литературы по теме и игры на закрепление способов обозначения предложений. Взрослый знакомит детей с игровым тренингом «Кормушка», обсуждают сказку «Как сорока клеста судила».

Художественно-эстетическое развитие

Решая задачи художественно-эстетического развития воспитатель организует условия для творческой деятельности детей. Старшие дошкольники инсценируют сказку «Курорт «Сосулька», выполняют птицу на ветке в технике пластилинографии, конструируют кормушки из бросового материала.

Физическое развитие

Гимнастика для глаз «Сорока», подвижные игры «Перелётные и зимующие птицы», эстафеты по теме недели способствуют физическому развитию будущих школьников.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Утренние приветствия, работа с экраном настроений. Цель: создать положительный настрой. Домашние заготовки «Сообщение о птицах» (сороке и голубе). Цель: ввести детей в тему недели. Игра «Нужные знаки». Цель: развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений. Рассматривание картин: «На кормушке», «Снегири» Н.Ульянова. Цель: продолжить учить внимательно рассматривать картину, давать характеристики персонажам. Самомассаж «Сорока». Цель: разучить слова и движения.
Про-
гулка
С.р. игра по выбору детей. Цель: развивать коммуникативные умения. Работа с календарём наблюдения за птицами. Цель: выяснить, какие птицы чаще прилетают на кормушки. Д.и. «Чей хвост». Цель: развивать наблюдательность и навыки словообразования. Раскраски по теме недели. Цель: развивать цветовосприятие, совершенствовать умение смешивать краски. П.и. «Волк во рву». Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной — 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк.
ОД
2 п.д. Продолжение беседы «Столовый этикет. Ты пришёл в кафе». Цель: формировать умение есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно. Познавательно-исследовательская деятельность «Свечка в банке». Цель: показать на опыте как при горении изменяется состав воздуха. Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой» . Цель: учить использовать в речи разные виды предложений. Музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок». Цель: учить детей узнавать знакомые песни по мелодии, сыгранной на металлофоне, уметь назвать композитора. Релаксация «Звуки птиц». Цель: помочь детям расслабиться.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Игры на макете «Дорожное движение». Цель: вспомнить правила дорожного движения, закрепить умение договариваться в игре. Знакомство с логическими задачами. Цель: продолжить подготовку к школе. Д.и. «Сосчитай до пяти». Цель: упражнять детей в умении употреблять существительное с числительным и прилагательным, согласуя их в роде, числе и падеже. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии. П.и. Чайковского «Времена года». Цель: научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение. Народная игра «Что это за птица». Цель: познакомить с игрой.
Про-
гулка
Общественно-полезный труд. Цель: формировать ответственность за выполнение поручений, умение анализировать результат труда. Наблюдение за синичками. Цель: учить различать синичек по размеру, внешним особенностям, расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Составление описательных рассказов о птицах. Цель: развивать связную речь, активизировать в речи эпитеты. Рассматривание альбома «Следы птиц». Цель: расширять знания об особенностях строения птиц. П.и. «Не попадись». Цель: укреплять свод стопы. П.и. «Перебрось через планку». Цель: вспомнить правила игры. Эстафеты «Накорми птиц», «Кто быстрее до кормушки». Цель: закрепить правила поведения во время эстафеты.
ОД

Тема недели : «Зима. Зимующие птицы»

Задачи : закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц, пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников, привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях .

Итоговое мероприятие: выставка творческих работ.

Совместная деятельность

Прогулка

Индивидуальная работа

Утренняя муз. гимнастика № 6

Беседа с детьми «Что интересного заметили по дороге в д/с?» Цель: учить побуждать детей делиться своими впечатлениями, следить за построением предложений.

Рассматривание иллюстраций и фото зимующих птиц.

Д/И «Когда это бывает?» Цель: закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы.

Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…» Цель: учить детей делать выводы в ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам.

Гимнастика после сна.

Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»

Д/И «Один –много» Цель: упражнять в образовании мн.ч. имен сущ. (ворона –вороны)

С/Р игра «Птичий двор» Цель: развивать сюжет игры по замыслу, учить детей перевоплощаться в птиц, подражая их повадкам.

Познание. Формирование целостной картины мира . «Зимующие птицы» Цель: познакомить детей с зимующими птицами. Изучать их особенности. Воспитывать любовь к природе. Развивать интерес к наблюдению за птицами. Словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Коммуникация. Развитие речи

Музыка

Наблюдение за птицами на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц: крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно.

П/И «Перелет птиц»

Труд на участке – развесить кормушки для птиц, насыпать корм. Цель: воспитывать желание помогать птицам в холодное время года. Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Д/И «Посчитай птиц» Цель: упражнять в согласовании числительных с сущ. (один воробей, два воробья и т.д.) (Полина, Маша)

Д/И «Придумай загадку» Цель: упражнять детей в придумывании загадок про птиц, используя элементы описания птиц (Ксюша, Анжелика)

Разучить пальчиковую гимнастику «Считалка для ворон» Цель: учить согласовывать движения с текстом, развивать моторику рук (Артем У., Вероника)

Утренняя муз. гимнастика № 6

Беседа с детьми «Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Настольно-печатная игра «Разрезные картинки. Птица» цель: продолжать упражнять в умении собирать пазлы.

Привлечь детей к оформлению объемного панно «Зимующие птицы» Цель: упражнять в умении вырезать силуэты, закрепить знания о зимующих птицах

Гимнастика после сна.

Разучивание упражнения на дыхание «Согреем птичку дыханием»

С/Р игра «В гостях у Лесовичка» Цель: закрепить правила поведения в лесу через игровую деятельность.

Свободное творчество в изоцентре «Учимся лепить птиц» Цель: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.

Познание. ФЭМП . Цель: закрепить представление о взаимном расположении предметов в ряду, учить пользоваться в речи наречиями, обозначающими пространственно-временные отношения (перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше), определять последовательность всех дней недели.

Конструирование . «Птичка» (Оригами) Цель: учить делить квадрат на две и четыре части, складывать квадрат в различных направлениях по схеме, соединяя углы и стороны, воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к птицам.

Физкультурное (по музыку) Цель: упражнять детей в ходьбе с выполнением задания по сигналу, в беге с преодолением препятствий, в забрасывании мяча в корзину двумя руками от груди, в ходьбе по гимнастической скамейке с приседанием поочередно на правую и левую ноги, с перенесением махом другой ноги снизу сбоку скамейки

Во время подкормки птиц наблюдать за их повадками. Задать вопросы. Какие птицы прилетают к кормушке? Чем питаются птицы? Какие птицы какой корм любят? Воспитывать наблюдательность.

П/И «Коршун и наседка»

Труд на участке – подмести дорожки. Цель: воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Работа в тетрадях «Продолжи узор» Цель: упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку (Лиза А., Дима П.)

Упражнять в умении называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон. Кирилл Ф., Максим П.

Повторить времена года, части суток, дни недели с Денисом, Настей К., Настей А.

Утренняя муз. гимнастика № 6

Беседа с детьми «Кто заботится о птицах» Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

Д/И «Птичья столовая» Цель: упражнять детей в заучивании стихотворения, используя мнемотаблицу.

Гимнастика после сна.

Театрализация «Где обедал воробей?» Цель: упражнять в умении подражать повадкам животных, согласовывая движения с текстом.

Д/И «Построй птицу» Цель: упражнять в умении строить изображение птицы, используя геометрические фигуры.

Коммуникация. Развитие речи . Составление сюжетного рассказа по серии картинок «Птичья столовая» Цель: учить участвовать в коллективном составлении рассказа по серии сюжетных картинок и опорным вопросам, развивать речевые умения в подборе определений, закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух при составлении схемы звукового анализа слова.

Чтение художественной литературы . Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» Цель: продолжать учить различать жанровые особенности прозы, формировать оценочное отношение к героям, учить осмысливать содержание прочитанного, связно передавать содержание средствами игры.

Художественное творчество «Синички» Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками, учить дополнять изображение деталями, воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера. Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на участке в зависимости от погоды.

П/И «Третий лишний»

Насыпать корм для птиц. Цель: воспитывать желание помочь птицам зимой.

Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Д/И «Я начну, а ты продолжи» Цель: упражнять в умении описывать птицу по мнемотаблице. (Костя, Дима Л)

Д/И «Чей хвост? Чей клюв?» Цель: упражнять в умении называть птиц по внешним признакам.(Катя, Яна)

Д/И «Фантастическая птица» Цель: развивать воображение, учить придумывать фантастических птиц. (Максим К., Тимофей)

Утренняя муз. гимнастика № 6

Беседа с детьми «Зимушка-зима» Цель: дать представление о зимних явлениях, влияющих на жизнь и поведение птиц.

Д/И «Сколько птиц на кормушке?» Цель: учить составлять и решать простые задачи на наглядной основе.

Гимнастика после сна.

Ситуативная беседа с детьми «Мороз и металл» Цель: воспитывать правила безопасного поведения на прогулке

Просмотр мультфильма «Высокая горка» Цель: формировать личную оценку поступков героев.

Конструктивная деятельность: «Домики для птиц» Цель: развивать конструктивные навыки, воображение детей.

Познание. ФЭМП. Цель: формировать умение называть последующее и предыдущее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10, упражнять в установлении соответствия между количеством предметов и цифрой в пределах 10.

Художественное творчество. Аппликация. «Снегири на ветке» Цель: учить передавать особенности строения снегиря, окраски птицы приемом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками, упражнять в композиционно правильном расположении изображения на листе.

Музыка (по плану музыкального руководителя)

Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь».

Д/И «Птицы, звери, рыбы»

Труд: почистить кормушки, насыпать корм. Цель: воспитывать желание помогать птицам.

Самостоятельная двигательная активность на участке.

Д/И «Счетные палочки» Цель: упражнять в умении составлять птиц из счетных палочек.

(Настя А., Вова)

Д/И «Четвертый лишний « Цель: развивать внимание и наблюдательность детей. (Кирилл Ш., Артем У.)

Д/И «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в подборе слов-антонимов (Вова, Дима П)

Утренняя муз. гимнастика № 6

Д/И «Какое у тебя настроение?» Цель: упражнять в умении давать оценку своим эмоциям.

Беседа с детьми «У меня есть лучший друг» Цель: воспитывать у детей дружеское отношение к другим детям.

Д/И «Что говорит нам пословица» Цель: развивать умение детей понимать смысл народных пословиц и поговорок.

Разучить пальчиковую гимнастику «Кормушка»

Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор «Пользу или вред приносят птицы?»

Отгадывание загадок про птиц.

Настольно-печатная игра «Птицы» (лото) Цель: учить играть по правилам.

Художественное творчество. Рисование «Птицы зимой» Цель: развивать у детей воображение, творчество, учить рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы и схему последовательного рисования.

Физкультура . Цель: упражнять детей в прыжках на правой и левой ногах через шнуры, перебрасывании мяча друг другу двумя руками из-за головы, стоя в шеренгах, в отбивании малого мяча в ходьбе. П/И «Летает – не летает», «Перемени предмет»

Наблюдение за солнцем. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в природе.

П/И «День –ночь»

Труд на участке – собрать крупный мусор. Цель: воспитывать желание поддерживать порядок на участке.

Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Д/И «Назови ласково» Цель: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (Кирилл Ф., Максим П.)

Д/и «Какая фигура лишняя?» - на основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать свой выбор. Максим К., Анжелика, Катя