Аутсорсинг взяли на службу в армию. Эксперименты с внедрением аутсорсинга привели к коллапсу в тыловом снабжении российской армии Аутсорсинг в вооруженных силах

Намерено внести изменения в саму систему обеспечения войск. С этой целью решено преобразовать подведомственные Минобороны компании - ОАО «Гарнизон» и ОАО . По мнению специалистов, реформирование, прежде всего, будет означать отказ от наследия прежнего министра обороны , активно внедрявшего в сфере обслуживания армии . По словам министра обороны РФ , обращение к услугам сторонних организаций для выполнения несвойственных военнослужащим функций позволило высвободить свыше 65 тысяч военнослужащих для решения своих непосредственных задач. В то же время, заявил Сергей Шойгу на коллегии министерства, аутсорсинг не является универсальным средством и не может обеспечить все тыловые потребности армии.

Недостатки такой системы, по мнению министра, связаны с непрозрачностью деятельности компаний-аутсорсеров, низким качеством выполняемых ими работ и, соответственно, недовольством конечного потребителя их результатами. Из этого глава Минобороны делает вывод, что настало время провести реформу существующей системы обеспечения Вооруженных сил.

Была произведена проверка работы входивших в систему «Оборонсервиса» предприятий за четыре года. В ходе этой проверки был выявлен целый комплекс проблем. Так, внутренняя и внешняя кредиторские задолженности этих предприятий составляла десятки миллиардов рублей. Из них задолженность по зарплате составила 1,4 млрд, а задолженность перед контрагентами - около 97,6 млрд. В целом, убыток, накопленный за услуги ЖКХ, составил свыше 40 миллиардов рублей.

Кроме того, в 2013 году расходы бюджетных средств на ОАО «Оборонсервис» выросли на 49 млрд руб., при заметном ухудшении качества предоставляемых услуг. По словам Сергея Шойгу, коррупционная составляющая увеличилась из-за непрозрачности деятельности компаний-аутсорсеров. За этот период было возбуждено свыше тысячи дел арбитражного разбирательства и 25 уголовных дел, которые удалось выиграть.

Для освоения бюджетных средств компанией создавались многочисленные цепочки посредников. По словам министра обороны, в 2012 году, например, для транспортного обслуживания создавались цепочки, насчитывавшие от 5 до 8 посредников, а в сфере поставок угля цепочки от 4 до 6 посредников. При этом Сергей Шойгу подчеркнул, что созданная при предыдущем главе Министерства обороны Сердюкове система аутсорсинга оказалась полностью несостоятельной в военных условиях.

Например, частные аутсорсинговые компании, в обязанность которых входило сопровождение войск всегда и везде, не справлялись с этой задачей, продемонстрировав полную неспособность выполнять свои прямые обязанности. Во время учений, походов и полевых выходов, отметил заместитель министра Руслан Цаликов, стала совершенно очевидной невозможность выполнения клининговых работ такими компаниями-подрядчиками. По его словам, бизнесмены вряд ли захотят «лезть в грязь» и пытаться заработать в таких условиях.

На основании вышеизложенных причин, Министерство обороны намерено в настоящий момент частично отказаться от передачи работ на аутсорсинг частным компаниям в таких сферах как уборка казарм, общежитий и прилегающих территорий воинских частей. Еду в полевых условиях также в армии теперь будут готовить самостоятельно, не передавая эти функции сторонним организациям. В то же время, в министерстве считают необходимым сохранить систему «шведских столов» в воинских частях. По словам Руслана Цаликова, данная система себя оправдала и нравится самим военнослужащим.

Структура «Оборонсервиса» на сегодняшний день включает в себя свыше 300 акционерных обществ и 9 субхолдингов. После предлагаемой Министерством обороны реформы должно остаться всего 4 субхолдинга структуры ОАО «Гарнизон». Численность обслуживающего персонала также предлагается снизить вдвое - с нынешних 130 тысяч человек до 65 тысяч. Создаваемые новые субхолдинги должны будут заниматься оказанием услуг там, где эти услуги востребованы, и работать в интересах Министерства обороны.

Руслан Цаликов сообщил, что экономический эффект в результате принимаемых ведомством мер по совершенствованию деятельности и структуры «Оборонсервиса» должен дать экономический эффект и общую экономию средств в перспективе от 60 до 70 млрд руб. Реформирование ОАО «Оборонсервис» началось в прошлом году и уже дало возможность сэкономить свыше 22 млрд руб. По словам Сергея Шойгу, следует четко обозначить сферы, в которых приемлемо использование аутсорсинга, а также объёмы необходимых услуг. Решения в данном направлении должны быть взвешенные, ответственные и компетентные, подчеркнул министр. Он также сообщил, что планируется создание инвестиционного блока предприятий в составе нового холдинга.

ОАО «Гарнизон» будет объединять четыре субхолдинга:

1. Единый строительный и жилищно-коммунальный субхолдинг, в который войдут ОАО «Славянка», ОАО «Оборонэнерго» и ОАО «Оборонстрой».
2. Ремонтно-производственный субхолдинг, который объединит свыше 150 промышленных предприятий, входящих в ОАО «Ремвооружение», ОАО «Спецремонт», ОАО «Авиаремонт» и ОАО «Агоропром».
3. Субхолдинг бытового обслуживания и снабжения, в котором останется ОАО «Военторг», на чьей базе создадут дополнительное ОАО «Военторг-Москва», выделив его из ОАО «Военторг-Запад». Оно будет включать блок гостиничных услуг.
4. Субхолдинг для предоставления услуг связи и телекоммуникаций будет включать ОАО «Красная звезда», в качестве основного звена и информационного рупора Министерства обороны. В него войдут телеканал «Звезда», газета «Красная звезда», студия документальных фильмов Министерства обороны, радиостанция «Звезда» и новое информационное агентство, открытие которого намечалось на 1 июля нынешнего года, но так пока и не состоялось.

По словам Руслана Цаликова, Минобороны планирует привлечь крупных инвесторов в систему ведомственного ЖКХ. Он привёл в качестве примера удачного сотрудничества с инвесторами их участие в процессе перевода котельных на газовое топливо. При этом замминистра подчеркнул важность правильного выстраивания системы взаимоотношения с инвесторами, над чем в настоящий момент, по его словам, работают в министерстве. Желательно не повторять прошлых ошибок, считает он, когда при «Оборонсервисе» участие таких инвесторов в проектах Минобороны было лишь эпизодическим по причине «неповоротливости» холдинга.

До середины следующего года, продолжает Руслан Цаликов, входящие в «Оборонсервис» ремонтные предприятия будут переданы структурам оборонно-промышленного комплекса, с которым уже согласованы графики передачи. Предстоящая интеграция будет способствовать осуществлению единой государственной политики в сфере разработок, производства, ремонта, технического обслуживания и утилизации военной техники и вооружений.

Если удастся всё это реализовать, считает эксперт, Министерство обороны будет располагать работающим механизмом, позволяющим эффективно использовать услуги сторонних организаций, хотя в самом министерстве понимают всю сложность предстоящей задачи. Сомнения в успехе вызывает сама система тендеров, считают в ведомстве. По словам одного из источников в министерстве, если изучить списки победителей тендеров, выяснится, что победители всегда одни и те же. После выигрыша они сами объявляют тендер на те же услуги, только снизив стартовые цены. Таким образом набирают субподрядчиков, которые, согласно схеме подрядного бизнеса, имеют право набирать своих субподрядчиков. Так возникают цепочки, в которых налицо коррупционная составляющая. Хотя, с точки зрения закона, тут придраться не к чему.

С коррупцией у нас, как известно, борьба идет на всех фронтах. Но только вот что-то пока коррупция побивает все те законы и преграды, которые ей пытаются чинить. Причем победу коррупции можно признавать как на локальном уровне, так и в общероссийских масштабах . Об армейской коррупции разговор нужно вести отдельный, так как наша армия сегодня находится в таком состоянии, при котором она вобрала в себя все самое худшее от советской эпохи и при этом успела впитать и новые идеи весьма сомнительного содержания.

Одной из таких, на первый взгляд благих идей для российской армии, можно считать идею аутсорсинга. В данном случае под аутсорсингом следует понимать, что армейские подразделения будут обеспечивать свой быт не сами, а с помощью наемных гражданских лиц . Для этого не без помощи государства были созданы даже специальные компании, которые призваны избавить военнослужащих от непосильных тягот уборки казарм и прилегающих территорий, заправки военной техники, поставок продовольствия и медикаментов и прочих невоинских дел.

Идея явно позаимствована у Запада с расчётом на то, что наши военные будут больше времени уделять боевой подготовке, тактической выучке и освоению новой военной техники. Ага – щас! Это что же выходит, нашим военным придется платить деньги гражданским конторам, представители которых будут осуществлять мытье полов и туалетов, привоз макарон и гречки? Да не бывать тому!

Конечно, на бумаге аутсорсинг уже давно реализуется в наших воинских частях . Нанятые «МарьИванны» и «ВанВанычи» уже «успешно» заменяют бойцов на хозяйственных работах – чистят картошку, натирают пол в спальных помещениях казарм. Однако на деле все, мягко говоря, обстоит несколько иначе. Ответственные лица в этой ситуации пошли двумя путями, причем ни один из этих путей нельзя назвать настоящим легальным аутсорсингом.

Путь первый — аффилированный аутсорсинг

Он заключается в том, что по документам воинская часть сотрудничает с неким ООО «Пупкин и сыновья», которое за определенную плату берет на себя всю ответственность по обеспечению боевой службы в рамках хозяйственных работ. При ближайшем рассмотрении оказывается, что компания «Пупкин и сыновья» де-факто является подконтрольной руководству воинского подразделения.

Мало того подконтрольной – часто случается так, что директором этой хозяйственной компании выступает либо генеральская жена, либо другие родственники ответственного лица. А где же тендеры, согласно которым нужно было выбирать из ряда компаний, да еще так, чтобы снизить расходы воинской части? Вы не поверите, но тендеры были, только они были снова на бумаге. Согласно им между собой соревновались сразу несколько фирм, которые установили цены на свои услуги на заоблачных высотах.

И тут безусловную победу празднует то самое ООО «Пупкин и сыновья», у которого в прайс-листе цены чуть ниже, чем у «конкурентов». При этом никто или почти никто не обращает внимания на то, что под боком у военных есть и другие компании, которые могут и мусор вывести и одежду постирать за сумму в два-три раза меньшую, чем «Пупкин». Но кто ж таким компаниям даст аутсорсить направо и налево…

В итоге деньги перетекают в генеральский карман через ту самую аффилированную компанию, которую генерал и создал на семейном совете.

Путь второй — «грязный» аутсорсинг

В этом случае так же с помощью «бумажных» тендеров назначается некая компания, которая обязуется вести хозяйственные дела воинского подразделения. На деле такой компании не существует вообще. Есть лишь банковский счет, куда переводятся бюджетные деньги. Можно даже догадаться, кому этот счет принадлежит. А кто же моет туалеты и стирает портянки? Догадались…

Конечно, те же бойцы, которые делали это на протяжении всей истории российской армии. Без сомнения, их сразу проинструктировали высокие чины, что в случае некоего корреспондентского интереса, им нужно будет отвечать, что все обслуживающие работы ведут гражданские лица, а они, мол, только стреляют из высокоточного оружия, занимаются на 3D-тренажерах и используют новейшие системы навигации на боевых учениях.

И не дай бог, если кто-нибудь из рядового состава хотя бы заикнется о том, что «высокоточное оружие» – это автоматы семидесятых годов, «3D-тренажеры» – это деревянный городок тактической подготовки, а «новейшее навигационное оборудование» – это зоркие глаза солдата и двадцатикилограммовая рация-«стопятка» за его спиной.
Вот такой он военный аутсорсинг по-русски . Для начала нужно с коррупцией разобраться, а затем уже использовать натовские стандарты обеспечения армии на бескрайних просторах нашей Родины.

/Александр Дмитриев, topwar.ru /

Кажется, со смелыми экспериментами в тыловом обеспечении Российской армии решено повременить. Недавно глава департамента имущественных отношений Минобороны Дмитрий Куракин объявил, что выстроенная предыдущим руководством Минобороны РФ система аутсорсинга не приносит положительных результатов. «Наша Версия» разбиралась, кто в ближайшее время будет кормить и одевать российских военных.

По словам Дмитрия Куракина, в теории модель военного аутсорсинга была выстроена правильно, но на практике нужных результатов не показывает. Глава департамента военного ведомства также отметил, что эта система так и не стала универсальным средством обеспечения тыловых потребностей для всей армии. Заметим, что ранее, в январе 2013 года, этот чиновник обращал внимание на то, что нанимаемые для выполнения работ структуры чаще всего оказываются аффилированными с Минобороны и это создаёт почву для различных злоупотреблений.

Законопроект обещает сверхэкономию

Пока, по всей видимости, даже в самом военном ведомстве нет единого понимания, как выстраивать тыловое обеспечение армии. Так, в феврале этого года глава ведомства Сергей Шойгу заявил, что отменять аутсорсинг не планируется. Однако весной мнение министра изменилось, он решил значительно реформировать эту систему. Появилась идея заменить оплачиваемых из бюджета Минобороны уборщиц, поваров теми, кто выбрал альтернативную гражданскую службу. Министр поручил разработать законопроект, согласно которому альтернативщиков можно будет привлекать к хозработам в воинских частях. Этот проект обещает сверхэкономию, ведь этим некомбатантам можно платить лишь минимальную зарплату.

В начале августа заместитель министра обороны, курирующий тыловое обеспечение, генерал армии Дмитрий Булгаков сообщил, что полного отказа от аутсорсинга в Вооружённых силах не планируется. При этом генерал косвенно подтвердил, что система в Российской армии не является полноценной. В частности, по его словам, во время полевых выходов, учений, выполнения специальных и боевых задач материально-техническое обеспечение войск осуществляется штатными тыловыми подразделениями. Так, в ходе последнего масштабного учения к тыловому обеспечению войск, которые выполняли учебно-боевые задачи на полигонах и в акваториях Тихоокеанского флота, сторонние организации вообще не привлекались.

Конкурсы «выигрывали» компании-однодневки

Система аутсорсинга в Российской армии имеет непродолжительную, но весьма яркую историю. При Анатолии Сердюкове было решено передать функции по бытовому и жилищно-коммунальному обслуживанию военных гражданским структурам, заключившим контракты с Министерством обороны. Предполагалось, что у военнослужащих появится больше времени для боевой и специальной подготовки, спортивно-массовой работы. Внешне это выглядело практично и очень по-современному: солдат освобождают от необходимости готовить себе пищу, мыть посуду, убираться в казармах, бороться со снегом и даже красить траву – всё это за них должны были делать нанятые гражданские специалисты.

На аутсорсинг планировалось перевести даже ремонт боевой техники. Если раньше большинство работ выполнялось солдатами в ремонтных батальонах, то теперь вышедшую из строя технику было решено направлять на специализированные предприятия. Плюсы такой системы казались очевидными: на крупных производителей боевой техники также намеревались переложить трудоёмкое сервисное сопровождение собственной продукции. Большинство экспертов, даже в целом критически относящихся к реформам Сердюкова, считали введение аутсорсинга настоящим прорывом.

Алгоритм заказов услуг у сторонних организаций выглядел довольно логично и просто: командир проводит конкурс, победитель заключает контракт с воинской частью, которая и оплачивает получаемые услуги со своего счёта. Но оказалось, что эта система, которая много лет успешно функционирует, к примеру, в американской армии, в России даёт сбои, сталкиваясь с местными реалиями, создавая благоприятную почву для коррупционных проявлений. Конкурсы с помощью различных незаконных схем, как правило, выигрывали компании-однодневки, которые занижали стоимость товаров и услуг, а потом, не имея своих производственных мощностей, передавали подряды более крупным фирмам, забирая посреднический процент. Всё это приводит к срывам заказов и затяжным судебным процессам, в результате страдает боеготовность армии. Так, по нашему мнению, компания «Спецремонт» провалила обязательства по госконтракту на ремонт техники в Южном военном округе. В прошлом году было отремонтировано только 30% подлежащей восстановлению техники, в текущем году этот показатель составляет и того меньше – 10%.

Солдаты оказались в голом поле, на подножном корме

Разработчики системы российского аутсорсинга утверждали, что специалисты провели множество экспериментов, изучили опыт вооружённых сил стран НАТО и выяснили, что гражданские специалисты коммерческих структур этих стран успешно работают как в местах постоянной дислокации воинских частей, так и в горячих точках. Но оказалось, что аутсорсинг по-российски худо-бедно дееспособен только в стационарных условиях. Первый тревожный опыт был получен в ходе учений «Восток-2010» на Дальнем Востоке, которые по замыслу генералов должны были наглядно показать, как эффективно работает новая система. Войскам был отдан приказ по минимуму привлекать к манёврам подразделения материально-технического обес-печения, их должны были заменить гражданские организации. Но на полигоне войска столкнулись со значительными проблемами. Частные подрядчики не смогли самостоятельно создать в полевых лагерях нормальные столовые и объекты бытового обслуживания. Особенно критичной ситуация стала, когда войска начали перемещаться, гражданские снабженцы не поспевали за подразделениями. В результате личный состав оказался в голом поле без горячего питания, практически на подножном корме. Солдаты выживали как могли – питались продуктами, купленными в магазинах окрестных сёл, или даже просили еду у местного населения. Основой рациона солдата современной Российской армии на время учений стала спрессованная китайская лапша со специями. Нужно заметить, что после этого случая военные чиновники больше даже не пытались экспериментировать с аутсорсингом на полигонах, а в боевые порядки вернулись привычные полевые кухни и бани.

При этом аудиторы Счётной палаты неоднократно заявляли, что новая схема тылового обеспечения армии себя не оправдывает, бюджетные средства расходуются неэффективно. Однако Минобороны до поры до времени было не переубедить: военные объявили, что аутсорсинг – это важная часть военной реформы и не подлежит обсуждению. Предметно о его недостатках заговорили только после отставки Сердюкова и последовавшей за ней антикоррупционной кампании в Минобороны. Тогда были вскрыты массовые преступления в ключевом звене, выполнявшем главную роль в системе аутсорсинга, – ОАО «Славянка» и «Оборонсервис». По обвинению в мошенничестве был арестован гендиректор «Славянки» Александр Елькин, под домашний арест была помещена бывший руководитель «Оборонсервиса» Евгения Васильева. В ходе следствия всплыли многочисленные факты хищений, невыполнения оплаченных работ, поставок некачественного продовольствия и т. п.

По мере накопления негативной информации стали меняться и взгляды руководства Минобороны. Непрекращающиеся по сей день скандалы, связанные с расследованием злоупотреблений в структурах, которые формировали тыловое обеспечение на новый лад, по всей видимости, и стали последней каплей, которая заставляет отказаться от внедрения аутсорсинга в войска. Напомним также, что проанализировать эффективность системы тылового обеспечения армии потребовал президент Владимир Путин. Он отмечал, что надо либо выявить её недостатки и совершенствовать, либо убедиться в том, что она неприменима в российских условиях, и отказаться от неё.

Аутсорсинг хорошо знакома всем бизнесменам - это видоизмененный договор подряда, позволяющий компании сэкономить деньги и повысить качество получаемых услуг. Суть заключается в том, чтобы передавать несвойственные функции сторонним организациям. Это актуально в том числе и в вооруженных силах, где большая часть бытовых проблем раньше решалась за счет рабочей силы солдат.

Шведский стол в российской армии. Фото: Шамуков Руслан/ТАСС

Если в недавнем прошлом приготовление пищи, уборка казарм и прилегающих территорий занимали значительное время в повседневной службе бойца, теперь за это отвечают профессиональные повара и специально нанятые клининговые компании. Поставки продуктов также обеспечиваются исполнителем. Новая система заметно улучшила качество контроля поставляемой продукции и практически исключила факты дефицита продуктов.

Новая система, отмечают в армии, освободила значительное время, которое прежде бойцы были вынуждены тратить на подобную "бытовуху". Теперь все свое время и силы солдаты могут, не отвлекаясь, отдавать профессиональной военной подготовке, еще и на отдых время остается.

Не менее важен и тот факт, что привлечение аутсорсинговых компаний позволило значительно улучшить качество материально-технического обеспечения армии. В первую очередь, военнослужащие в частях почувствовали это на собственных желудках: им теперь предлагается не фиксированное меню, а возможность выбора. В ассортименте военных столовых есть несколько перемен блюд, разнообразное первое и второе, гарниры, напитки и даже "салат-бар". К праздникам повара традиционно пекут и подают к столу пироги.

На новый уровень вышла и уборка воинских частей - договоры с клининговыми компаниями гарантируют качественную ежедневную уборку внутренней и внешней территории части, чистоту санузлов и душевых, обеспечение моющими и дезинфицирующими средствами. Военнослужащие стали лишь потребителями этих услуг.

В перспективе такая форма работы позволит не только разгрузить вооруженные силы от несвойственных им функций, но и повысить качество подготовки солдат и офицеров, исключая возможное психологическое давление на личный состав. Но для того, чтобы добиться заветной цели, требуется тщательная проработка контуров реформы, дифференцированный подход и общественный контроль над эффективностью расходов в данной сфере.

По сегодняшним результатам становится очевидно, что Министерство обороны приняло правильное решение, передав бытовые вопросы в руки гражданских специалистов. Это позволило убить двух зайцев сразу: профессионалы в своей области обеспечивают качественное предоставление услуг, а у военнослужащих стало больше времени на реальную военную подготовку.

Среди других немаловажных плюсов: использование специализированного оборудования и технологий, которые ранее просто отсутствовали в воинских частях, а также здоровая конкуренция на рынке исполнителей, когда заказчик может перезаключить контракт на более выгодных условиях.

Отметим также, что западные страны уже давно практикуют аутсорсинг персонала , находя в нем большое количество преимуществ для развития вооруженных сил. Ведь залог сильной армии не только в современном вооружении, но и в качественном материально-техническом обеспечении, которое формирует достойно организованный солдатский быт.

Фирмы-подрядчики, нанятые для оказания тех или иных военных услуг, появились на рынке в конце XX в. в Великобритании и изначально занимались лишь обучением и подготовкой военных специалистов. И лишь в 90-х гг. прошлого века такие компании начали принимать более активное участие в жизнедеятельности вооруженных сил.

В настоящее время услуги, которые оказываются на основании договора аутсорсинга, получает достаточно большое число зарубежных армий - США, Великобритании, Италии, Канады, Франции, Германии и даже армий стран СНГ (к примеру, Украины, Грузии и Киргизии). Этот положительный опыт наконец-то взяли на вооружение и российские Вооруженные силы.

Система аутсорсинга в армии, введенная в свое время бывшим министром обороны , может быть пересмотрена. Такое предположение высказал новый директор имущественных отношений Минобороны Дмитрий .

Привлечение гражданских организаций к обеспечению армии не может быть универсальным решением для всех военных частей, считает военный чиновник.

«На мой взгляд, нельзя вставать на какое-то единое, типовое решение в масштабах всех вооруженных сил. Если мы говорим об обеспечении функционирования вооруженных сил, то условия бывают абсолютно разные», — цитирует Куракина. При этом он оговорился, что это его личное мнение, которое он пока не обсуждал с министром обороны .

Куракин пояснил: одно дело, когда речь идет о боевом корабле в походе, другое — о маяке на Новой Земле, совсем другое — когда речь ведется о воинской части, дислоцированной в Москве, где сложилась на рынке развитая инфраструктура в части общепита, уборки территорий, обслуживания ЖКХ. «Это должны быть разные подходы. Не надо вставать на позицию единообразия», — подчеркнул Куракин.

«Может быть, скажу что-то крамольное, но я лично не вижу ничего плохого, когда солдат убирает свою личную казарму. Ничего страшного в этом нет, мы все это делали. Не надо солдату ждать бабушку из «Славянки» с метелкой, которая уберет за ним мусор», — добавил директор имущественных отношений военного ведомства.

Аутсорсинг при обеспечении гражданских потребностей военного ведомства был введен при экс-министре Сердюкове, который объяснял это тем, что военнослужащие не должны отвлекаться от выполнения боевых задач. Поэтому питание, обслуживание военной техники и многое другое было передано в ведение гражданских организаций.

В свое время высшее руководство страны исключительно благожелательно отнеслось к идее гражданских подрядов. В сентябре прошлого года тогдашний Дмитрий высоко оценил инициативу своего министра. «Военная служба заключается в другом — в приобретении боевых навыков», — повторил его тезис Медведев, заметивший, что первоначально у него был, конечно, скепсис, что «мы сможем наладить нормальное хозяйственное обслуживание за счет привлекаемых организаций, тем более что практика хозяйственных работ в наших вооруженных силах имеет давнюю историю». Медведев, как раз тогда объявивший повышение обороноспособности страны главным приоритетом своей политики, пообещал дополнительные средства на организацию аутсорсинговых программ.

Однако с началом в октябре этого года антикоррупционной кампании в Минобороны под удар попала ключевое звено в новой системе аутсорсинга — ОАО «Славянка», которое было «дочкой» , подчинявшегося, в свою очередь, военному ведомству. Александр Елькин, генеральный директор «Славянки», которой было передано обслуживание жилых домов в военных городках, благоустройство и уборка территорий, был арестован в середине ноября по обвинению в мошенничестве вслед за руководством «Оборонсервиса».

Именно деятельность «Славянки» вызывала больше всего претензий со стороны военнослужащих: они жаловались на перебои в отоплении, нерегулярный вывоз мусора и уборку территорий. При этом квартплата значительно возросла. Другой проблемой аутсорсинга было обслуживание армейских частей в отдаленных районах или во время учений. Сами военные жаловались, что при сокращении штатных должностей им приходится заниматься самообслуживанием.

О проблемах аутсорсинга в армии президент России Владимир Путин заговорил еще в июне, он предложил проанализировать его эффективность.

«В целом такие способы обслуживания вооруженных сил сегодня применяются во всех ведущих странах мира, с тем чтобы избавить военнослужащих от исполнения не свойственных им функций. У нашей армии раньше никогда такого не было. В целом это достаточно эффективная система, но ее внедрение, конечно, связано с определенными проблема и сбоями», — отметил вернувшийся в Кремль Путин.

При этом он оговорился, что необходимо учитывать российскую специфику и совершенствовать систему аутсорсинга. «Либо, если мы убедимся, что в наших российских условиях это неприменимо, будем отказываться», — отметил Путин. При этом он выразил прежнюю уверенность, что солдаты не должны выполнять не свойственные им функции. «Если мы солдата призываем на 12 месяцев, а он шесть месяцев драит, извините, гальюн или у печки стоит, из него хорошего специалиста совсем не получится», — подчеркнул президент.

Аутсорсинг в армии — это действительно очень проблемная сфера, отмечает член , координатор проекта «Человек и армия» Сергей . «С одной стороны, как идея — как избавить военнослужащего по призыву от выполнения не свойственных ему работ — это хорошо и здраво. Многие ребята, проходящие службу, действительно от этого избавлены. Тем более срок службы был сокращен до одного года, за который надо дать солдату необходимые навыки», — отмечает эксперт. Но при введении аутсорсинга возникло много проблем.

«Реализация этой идеи сопровождалась большими скандалами. Они были вызваны ошибками в управлении. Те структуры, которые были предназначены для аутсорсинга, зачастую аффилированы с Минобороны. Не была выстроена схема «заказчик — исполнитель — контролер», все замыкалось на военное ведомство», — подчеркивает Кривенко.

По его словам, во многих частях военные жаловались на недобросовестность гражданских подрядчиков. «На Дальнем Востоке одна из фирм ради получения прибыли наняла на работу в качестве поваров бомжей, ну понятно, какое было питание. Такие скандалы есть», — подчеркивает эксперт.

Другой проблемой является обеспечение военных подразделений во время боевых действий. «Тут не очень ясная ситуация. Хотя остаются тыловые службы, которые и должны обеспечивать армию. К счастью, в ближайшее время никакой войны у нас не будет, и есть время для решения и этой проблемы», — уверен Кривенко.

После изменений в руководстве Минобороны после отставки Сердюкова на фоне коррупционных скандалов в ведомстве заговорили о корректировке реформы армии, проведенной в конце 2000-х. В частности, Шойгу распорядился пересмотреть решение о том, что воспитанники суворовских и нахимовских училищ не должны принимать участие в параде 9 Мая. Затем новый министр обороны приостановил перенос Военно-медицинской академии имени Кирова из исторического центра Петербурга. После этого источники в Минобороны сообщали, что Шойгу выступает против перехода к болонской системе образования для выпускников военных вузов. На первой , которая прошла в закрытом режиме, по данным присутствовавших на ней источников, речь шла о недостаточной комплектации армии и отсутствии современного вооружения. Сам Шойгу отметил, что в последнее время сделано «немало, но еще больше нужно поправлять и изменять».