Где делают ракеты. Где производят воздушное и космическое вооружение россии

Стокгольмский институт исследований проблем мира (СИПРИ) опубликовал доклад о ситуации в области производства и продажи оружия в мире. Одиннадцать российских компаний вошли в список 100 ведущих мировых производителей вооружений за 2014 г.

"РТИ Системы"

Место в рейтинге : 91

Продажи оружия, 2014 г. : $840 млн

ОАО "Концерн "РТИ Системы" — российская машиностроительная компания. Осуществляет научно-техническую и производственную деятельность в таких отраслях, как радиостроение и ракетная техника, комплексные системы связи и безопасности, приводная техника.

Создана в 2000 г. финансовой корпорацией "Система" на базе двух ведущих российских радиотехнических институтов — РТИ и НИИДАР — с целью "построить из института бизнес". Штаб-квартира компании расположена в Москве.

Предприятия концерна выпускают радиотехническую продукцию, аэрокосмические и наземные системы управления и связи, двигатели, низковольтную аппаратуру и др.

В числе направлений деятельности — создание информационных средств ракетно-космической обороны, организация технической эксплуатации систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной обороны, механотроника.

Среди продукции, выпускаемой компаниями концерна, беспилотные летательные аппараты: "Кайра", "Авиус-1", "Вяхирь", "Форпост", на базе самолета Diamond DA42, радиофотонные РЛС терагерцового диапазона и т. д.

"Уралвагонзавод"

Место в рейтинге : 61

Продажи оружия, 2014 г: $1 450 млн

АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского" — российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В корпорацию входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия.

Головное предприятие — завод "Уралвагонзавод", расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области.

Сегодня один из крупнейших научно-производственных комплексов России включает в себя металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, позволяющие обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции.

Четыре конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли грузового вагоностроения, и два института дают возможность корпорации осваивать современные технологии, успешно разрабатывать и внедрять в серийное производство новые модели транспорта и спецтехники.

Генеральными партнерами Уралвагонзавода являются крупнейшие отечественные перевозочные компании, а также Министерство обороны РФ и ОАО «Рособорнэкспорт».

АО "Концерн Радиоэлектронные технологии"


Место в рейтинге : 45

Продажи оружия, 2014 г .: $2 240 млн

АО "Концерн Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) входит в состав Государственной корпорации "Ростехнологии" (Ростех).

Сегодня КРЭТ объединяет 97 предприятий, занимающихся разработкой и производством радиоэлектронной продукции военного и гражданского назначения.

Предприятия Концерна расположены по всей территории России, от Санкт-Петербурга до Владивостока, а общая численность их сотрудников составляет около 50 тыс. человек.

В настоящее время КРЭТ выпускает широкую линейку продуктов, которые можно разделить на следующие сегменты: системы и комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО); средства радиоэлектронной борьбы и разведки (РЭБ); радиолокационные станции (РЛС); системы и средства государственного опознавания (ГО); измерительная аппаратура различного назначения (ИА); разъемы, электрические соединители и кабельная продукция (СК).

НПО "Высокоточные комплексы"


Место в рейтинге : 39

Продажи оружия, 2014 г .: $2 350 млн

Холдинг АО "НПО "Высокоточные комплексы" образован в 2009 г. с целью консолидации научно-технического потенциала группы профильных предприятий для создания, на основе инноваций и технологической модернизации существующей производственной базы, перспективных вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) в области высокоточных систем и комплексов вооружения тактической зоны боевых действий. Входит в состав гоcкорпорации "Ростех".

В холдинг АО "НПО «Высокоточные комплексы" входят 19 предприятий, численность персонала более 45 тыс. человек.

Основная сфера деятельности предприятий - разработка, производство, модернизация, ремонт и реализация вооружения, военной и специальной техники по нескольким направлениям:

. оперативно-тактические ракетные комплексы, зенитные ракетные, включая переносные, ракетно-пушечные и ракетно-артиллерийские комплексы ближнего действия и малой дальности для Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота ("Искандер-М", "Панцирь С-1", "Игла-С");

. противотанковые ракетные комплексы и комплексы штурмового вооружения ("Корнет", "Хризантема", "Конкурс" и т. д.);

. комплексы управляемого артиллерийского вооружения ("Краснополь", "Китолов");

. комплексы вооружения бронетанковой техники, боевые отделения легкобронированной техники ("Бережок", "Бахча", комплексы активной защиты "Арена", "Дрозд");

. аппаратура информационного обеспечения и другие образцы ВВСТ.

Объединенная двигателестроительная корпорация


Место в рейтинге : 38

Продажи оружия, 2014 г .: $2 600 млн

АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" — интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космических программ, газотурбинные установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты.

Объединенная двигателестроительная корпорация является дочерней компанией Объединенной промышленной корпорации "Оборонпром", входящей в государственную корпорация "Ростех".

АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" осуществляет разработку, производств и послепродажное обслуживание широкого ряда газотурбинных двигателей.

Деятельность корпорации на данный момент сосредоточена в следующих ключевых бизнес-направлениях: двигатели для военной авиации, двигатели наземного применения, вертолетные двигатели, двигатели для гражданской авиации, ракетные двигатели, короткоресурсные газотурбинные двигатели, морские газотурбинные двигатели.

ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"


Место в рейтинге : 34

Продажи оружия, 2014 г. : $2 810 млн

ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) — российская компания, один из крупнейших производителей вооружений. Штаб-квартира компании расположена в городе Королёве (Московская область).

Стратегической целью создания объединения стало сохранение и развитие научно-производственного потенциала ракетостроения, обеспечение обороноспособности государства, мобилизации ресурсов для создания высокоэффективных управляемых ракет и комплексов вооружения воздушного, наземного, морского базирования, усиления позиций России на мировом рынке вооружений.

Корпорация - признанный лидер в разработке и производстве высокоточного оружия, объединяющая 32 предприятия оборонно-промышленного комплекса России.

Приоритетные направления деятельности корпорации "Тактическое ракетное вооружение":

- разработка, производство, модернизация гиперзвуковых систем вооружения, комплексов стратегического и тактического авиационного высокоточного оружия класса "воздух-поверхность", "воздух-воздух" и унифицированных систем морского вооружения, отечественной ракетно-космической техники и радиоэлектронного вооружения, а также продукции, созданной на основе технологий двойного назначения в сферах аэрокосмических, информационных технологий и возобновляемой энергетики;

- ремонт, сервисное обслуживание ранее произведенной продукции;

- обеспечение лицензионного производства поставляемой на экспорт продукции военного назначения.

Объединенная приборостроительная корпорация


Место в рейтинге : 24

Продажи оружия, 2014 г. : $3 640 млн

"Объединенная приборостроительная корпорация" — российская государственная корпорация, создана в марте 2014 г. в составе Государственной корпорации "Ростех" как специализированная управляющая компания, под эгидой которой объединены научные и производственные структуры радиоэлектронной промышленности России.

На сегодня в контуре управления ОПК - более 60 предприятий и научных организаций радиоэлектронной отрасли.

Среди основных проектов которые ведет сегодня ОПК - создание армейской связи 6 поколения и современных комплексов бортовой связи для авиации, в частности, для истребителя Т50.

Создание современных радиолокационных комплексов для разведки и мониторинга различного назначения, в том числе, радиолокационных комплексов для самолетов А-50У и А-100.

Разработка и внедрение новых технологий в производстве систем и средств связи, телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники.

Один из самых значимых проектов ОПК - организация серийного производства высокоплотной электроники нового поколения - компактных 3D-микросистем.

"Вертолеты России"


Место в рейтинге : 23

Продажи оружия, 2014 г .: $3 890 млн

АО "Вертолеты России" — российский вертолётостроительный холдинг, объединяющий все вертолётостроительные предприятия страны. АО "Вертолеты России" является дочерней компанией ОАО ОПК "Оборонпром", входящего в состав государственной корпорации "Ростех".

География "Вертолетов России" охватывает всю страну.

В состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, авиаремонтные заводы, а также сервисные компании, обеспечивающие послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами.

Головной офис "Вертолетов России" расположен в Москве.

Холдинг "Вертолеты России" образован в 2007 г., но ключевые предприятия имеют более чем 70-летнюю историю.

По состоянию на 2014 г. предприятия "Вертолетов России" выпустили 24% мирового парка вертолетов военного назначения, при этом продукция холдинга занимает 35% мирового парка боевых и 50% средних военно-транспортных вертолетов.

В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга "Вертолеты России" составляет рекордные 71% среди тяжелых вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) и 69% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн).

Объединенная судостроительная корпорация


Место в рейтинге : 15

Продажи оружия, 2014 г. : $5 980 млн

Объединенная судостроительная корпорация - это 80% всех судостроительных проектов в России. ОСК объединяет лучшие судостроительные, судоремонтные предприятия и проектные бюро.

В военном кораблестроении - обеспечение нужд ВМФ России, проектирование и строительство флота XXI века. Значительная доля продукции военного назначения ОСК идет на экспорт.

В гражданском судостроении - буровые и добычные платформы, шельфовая техника, специализированные суда ледового класса для освоения Арктики, суда для работы на внутренних водных путях.

Проектно-конструкторские бюро ОСК имеют богатый опыт инновационных разработок в области кораблестроения и производства морской техники. К услугам заказчиков десятки уникальных инновационных проектов, не имеющих мировых аналогов, и сотни уже опробованных в серии проектов судов.

Объединенная авиастроительная корпорация


Место в рейтинге : 14

Продажи оружия, 2014 г. : $6 110 млн

ПАО "Объединенная авиастрои́тельная корпорация"— российское публичное акционерное общество, объединяющее крупнейшие авиастроительные предприятия России.

На сегодняшний день ОАК включает в себя около 30 предприятий и является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Компании, входящие в структуру Корпорации, обладают правами на такие всемирно известные бренды как "Су", "МиГ", "Ил", "Ту", "Як", "Бериев" а также новые - SSJ, МС-21.

Приоритетные направления деятельности Корпорации - разработка, производство, испытания и сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание авиационной техники гражданского и военного назначения.

В сфере работы компаний ОАК - модернизация, ремонт и утилизация воздушных судов, подготовка кадров и повышение квалификации летного состава.

На сегодняшний день наибольший удельный вес в структуре производства занимает продукция военного назначения, как для Министерства обороны РФ, так и для иностранных заказчиков. При этом с 2013 г. основная доля поставок военной техники приходится на внутренний рынок.

"Алмаз-Антей"


Место в рейтинге: 11

Продажи оружия, 2014 г. : $8 840 млн

АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" — российский концерн, объединяющий предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружения.

Предприятия, собранные в концерн, разрабатывают, производят и модернизируют зенитно-ракетное и радиолокационное оборудование и его компоненты (основная сфера деятельности концерна — противовоздушная оборона).

Кроме того, задачи концерна включают реализацию, сопровождение эксплуатации, ремонт и утилизацию для федеральных государственных нужд и иностранных заказчиков систем, комплексов и средств противовоздушной обороны и средств не стратегической противоракетной обороны.

Вчера президент посетил Самару, где побывал на одном из ведущих российских предприятий – ОАО «Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс» – и провёл совещание по вопросам социально-экономического развития региона.

Осмотр заводской продукции Владимир Путин начал прямо с вертолётной площадки на заводской территории. Здесь президенту показали образцы авиационной и водной техники. Глава государства даже сел за штурвал двухмоторного турбовинтового самолёта «Рысачок», который производится на предприятии.

С самолётов и началась история предприятия. С 1917 года это был Государственный авиационный завод № 1, и находился он в Москве. А родилась мастерская по ремонту велосипедов ещё в 1894 году, с неё-то всё и пошло. В Самару (тогда город назывался Куйбышев) завод эвакуировали в 1941 году. Отсюда на фронт отправлялись штурмовики Ил-2 и Ил-10, истребители МиГ-3. А в 1959-м с полигона Байконур взлетела первая серийная межконтинентальная баллистическая ракета, с 12 апреля 1961 года все запуски отечественных космических экипажей производились на самарских носителях.

Современная история предприятия тоже успешна. Владимиру Путину показали и рассказали о международных и перспективных проектах завода. К примеру, международный проект «Союз», который реализуется в Гвианском космическом центре, предполагает около 50 пусков ракет-носителей в течение 15 лет, что обеспечивает «Прогрессу» долгосрочной заказ на производство ракет класса «Союз-СТ».

На предприятии идёт работа над перспективными космическими проектами создания новых ракет среднего класса типа «Союз-5», ракет-носителей тяжёлого и сверхтяжёлого классов для полётов на Луну и Марс, производства малых космических аппаратов и других высокотехнологичных проектов.

В цехе сборки и испытания ракет-носителей, используемых для запуска пилотируемых и транспортных космических кораблей, президенту показали и серийные, и опытные образцы ракет-носителей – главной продукции предприятия.

Как рассказал генеральный директор завода Александр Кирилин, за 50 лет на Самарском РКЦ создано девять модификаций ракет-носителей среднего класса – «Восток», «Молния», «Союз». И запущено их было за эти годы более 1800, а ещё – 980 космических аппаратов, которые также делают на «Прогрессе». Причём они решают множество задач, включая национальную безопасность, научные и народно-хозяйственные цели.

Вечером в административном корпусе завода Владимир Путин провёл совещание, посвящённое социально-экономическому развитию Самарской области. Его участниками стали министры правительства, вице-премьер Дмитрий Рогозин и руководители крупных предприятий области в сфере нефтепереработки, автомобилестроения, авиационно-космической промышленности и жилищного строительства.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-У»

Унифицированная ракета-носитель (РН) среднего класса «Союз-У» разработана на базе РН «Союз» и эксплуатируется с 1973 года. Предназначена для выведения на околоземную орбиту транспортных кораблей по программе Международной космической станции, а также автоматических космических аппаратов различных типов. РН разработана и производится АО «РКЦ Прогресс» (г. Самара). РН «Союз-У» по количеству пусков и надежности является бесспорным мировым лидером среди ракет-носителей среднего класса.

  • универсальная ракета-носитель для выполнения разных задач;
  • экологически безопасные компоненты топлива - керосин и жидкий кислород;
  • мировой лидер по количеству пусков и надёжности, проведено более 800 пусков («Союз-У» и «Союз-У2») - надежность 97,3%.

Ракета-носитель «Союз-У»

Конструктивно РН «Союз-У» выполнена по схеме продольно-поперечного деления ракетных ступеней. На первом этапе полёта работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков - только двигатель центрального блока.

В хвостовом отсеке каждого бокового блока размещается автономный жидкостный четырехкамерный ракетный двигатель однократного включения РД-118, оснащенный двумя рулевыми соплами.

На центральном блоке второй ступени используется четырехкамерный ракетный двигатель РД-117 с четырьмя рулевыми соплами. Запуск ЖРД центрального и боковых блоков производится на Земле, что даёт возможность контролировать работу двигателей на переходном режиме и при возникновении неисправностей во время пуска отменять пуск ракеты. Это существенно повышает безопасность пусков космических кораблей к МКС.

На третьей ступени применяется двигательная установка РД-0110, состоящая из четырехкамерного двигателя однократного включения и четырех поворотных рулевых сопел (используемых для управления полётом по трем осям). После отключения двигателя третьей ступени и отделения космической головной части третья ступень выполняет маневр увода.

Стартовый комплекс ракеты-носителя «Союз»

Комплекс на БАЙКОНУРЕ предназначен для предстартовой подготовки и проведения пусков ракеты-носителя среднего класса типа «Союз» с различными космическими аппаратами. Головным разработчиком стартового комплекса (СК) является филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - НИИ СК.

Стартовый комплекс, созданный в 1957 году за необычайно короткое время для МБР Р-7 (прообраза ракеты-носителя «Союз»), в дальнейшем неоднократно дорабатывался в связи с модернизацией самой ракеты. Стартовый комплекс успешно использовался при запуске первой межконтинентальной баллистической ракеты, первого искусственного спутник Земли, первого космонавта в истории человечества - Ю.А.Гагарина, космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», космических аппаратов, запущенных на Луну, Марс, Венеру. Для различных отраслей экономики и обеспечения государственных нужд со стартовых комплексов ракет-носителей «Союз» проводились запуски спутников телевещания, связи, фотосъёмки поверхности Земли, прогнозирования погоды, биологических исследований, а также проводились работы с иностранными фирмами в области биотехнологии и исследования космоса.

До 2012 года пуски РН «Союз-У» проводились также и со стартового комплекса космодрома ПЛЕСЕЦК.

Основные характеристики РН «Союз-У»

Стартовая масса, т

Количество ступеней

Компоненты топлива:

Первой ступени;

Второй ступени;

Третьей ступени.

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

Маршевые двигатели:

Первой ступени;

Второй ступени;

Третьей ступени.

Используемые разгонные блоки

Для автоматических космических аппаратов - РБ «Фрегат»

При запусках транспортных кораблей разгонный блок не используется

Космодром

БАЙКОНУР, ПЛЕСЕЦК

Масса полезного груза на низкой околоземной орбите, т.

С наклонением 51,8 град;

С наклонением 62,8 град;

Баллистические ракеты были и остаются надежным щитом национальной безопасности России. Щитом, готовым, в случае необходимости, обернуться мечом.

Р-36М "Сатана"

Разработчик: КБ «Южное»
Длина: 33, 65 м
Диаметр: 3 м
Стартовый вес: 208 300 кг
Дальность полета: 16000 км
Советский стратегический ракетный комплекс третьего поколения, с тяжёлой двухступенчатой жидкостной, ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой 15А14 для размещения в шахтной пусковой установке 15П714 повышенной защищённости типа ОС.

«Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали американцы. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана. Ни одна система ПРО неспособна была противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 16 тысяч метров. После создания Р-36М, Советский Союз мог не беспокоится «гонки вооружений». Однако в 1980-ые «Сатана» был модифицирован, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 - Р-36М2 «Воевода», против которой ничего сделать не могут сделать и современные американские ПРО.

РТ-2ПМ2. «Тополь-М»


Длина: 22,7 м
Диаметр: 1,86 м
Стартовый вес: 47,1 т
Дальность полета: 11000 км

Ракета РТ-2ПМ2 выполнена в виде трехступенчатой ракеты с мощной смесевой твердотопливной энергетической установкой и стеклопластиковым корпусом. Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года. По состоянию на конец 2012 года, на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования. Все ракеты шахтного базирования стоят на боевом дежурстве в Таманской ракетной дивизии (Светлый, Саратовская область).

PC-24 «Ярс»

Разработчик: МИТ
Длина: 23 м
Диаметр: 2 м
Дальность полета: 11000 км
Первый запуск ракеты состоялся в 2007 году. В отличие от Тополя-М обладает разделяющимися боевыми частями. Помимо боевых блоков, Ярс также несет комплекс средств прорыва противоракетной обороны, что затрудняет противнику ее обнаружение и перехват. Такое нововведение делает РС-24 наиболее удачной боевой ракетой в условиях развертывания глобальной американской системы ПРО.

СРК УР-100Н УТТХ с ракетой 15А35

Разработчик: ЦКБ машиностроения
Длина: 24,3 м
Диаметр: 2,5 м
Стартовый вес: 105,6 т
Дальность полета: 10000 км
Межконтинентальная баллистическая жидкостная ракета 15А30 (УР-100Н) третьего поколения с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) была разработана в ЦКБ машиностроения под руководством В.Н.Челомея. Летно-конструкторские испытания МБР 15А30 проводились на полигоне Байконур (председатель госкомиссии - генерал-лейтенант Е.Б. Волков). Первый пуск МБР 15А30 состоялся 9 апреля 1973г. По официальным данным, на июль 2009 г. РВСН РФ имели 70 развернутых МБР 15А35: 1. 60-я ракетная дивизия (г. Татищево), 41 УР-100Н УТТХ 2. 28-я гвардейская ракетная дивизия (г. Козельск), 29 УР-100Н УТТХ.

15Ж60 "Молодец"

Разработчик: КБ «Южное»
Длина: 22,6 м
Диаметр: 2,4 м
Стартовый вес: 104,5 т
Дальность полета: 10000 км
РТ-23 УТТХ «Молодец» - стратегические ракетные комплексы с твёрдотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, подвижного железнодорожного и стационарного шахтного базирования, соответственно. Явился дальнейшим развитием комплекса РТ-23. Были приняты на вооружение в 1987 году. На внешней поверхности обтекателя размещаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается.

Р-30 "Булава"

Разработчик: МИТ
Длина: 11,5 м
Диаметр: 2 м
Стартовый вес: 36,8 т.
Дальность полета: 9300 км
Российская твёрдотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955. Первый запуск "Булавы" состоялся в 2005 году. Отечественные авторы часто критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большую долю неудачных испытаний.Как утверждают критики, "Булава" появилась благодаря банальному желанию России сэкономить: стремление страны сократить расходы на разработку за счет унификации "Булавы" с сухопутными ракетами сделало ее производство дешевле, чем обычно.

Х-101/Х-102

Разработчик: МКБ «Радуга»
Длина: 7,45 м
Диаметр: 742 мм
Размах крыла: 3 м
Стартовый вес: 2200-2400
Дальность полета: 5000-5500 км
Стратегическая крылатая ракета нового поколения. Её корпус представляет собой низкоплан, однако имеет сплющенное поперечное сечение и боковые поверхности. Боевая часть ракеты весом в 400 кг может поражать сразу 2 цели на расстоянии 100 км друг от друга. Первая цель будет поражена боеприпасом, спускающимся на парашюте, а вторая непосредственно при попадании ракеты.При дальности полета на 5000 км показатель кругового вероятного отклонения (КВО) составляет всего 5-6 метров, а при дальности 10 000 км не превышает 10 м.