Понятие офсетной печати. Пишущая машинка Серийное производство в России

Как бы вы вели себя на месте старого короля, у которого наследники стали умирать одним за другим? Стали бы сговорчивее за столом переговоров? Вопрос сложный, и каждый решает его по-своему. «Король-солнце» пошел на переговоры. В 1713 году был заключен Утрехтский мир, который обесценил одиннадцать лет борьбы Франции. И тогда наследники французского престола умирать перестали...

Двойной луидор Людовика XV 1764 год, золото


Наследником стал пятилетний малыш, правнук «короля-солнца», будущий Людовик XV. Ребенок-дофин при семидесятичетырехлетнем короле, который мог умереть от старости в любой момент. Умри король — кто поможет, кто охранит ребенка? Французское государство оказалось бы в очень уязвимом положении, если бы не красавец двадцати восьми лет — герцог Беррийский, второй внук Людовика XIV, дядя наследника. На него престарелый король возложил ответственность за судьбу страны и малолетнего короля. И… Да, все верно. Герцог Беррийский тоже вскорости умер. Получил травму на охоте и со всей силы ударился о луку седла.

Обычно пишут: упал с лошади и разбился. Получается вроде как сломал себе шею или позвоночник. Но это не так. Несчастный герцог Беррийский умер 4 мая 1714 года после «четырехдневной болезни». Теперь пишут, что причина смерти — «внутренние повреждения после падения с лошади». Как такое могло случиться? Вполне могло, если бы еще один участник бурной политики того времени не умер аналогичным образом, тоже упав с лошади…

После несчастного случая с внуком Людовик XIV потерял интерес к жизни. Опасаясь дальнейших «случайностей», он даже изменил закон. До тех пор наследниками трона являлись только дети, рожденные от королевы. У Людовика XIV было несколько внебрачных детей. Король их узаконил и поставил в иерархии королевского дома после принцев крови. Еще через пару месяцев Людовик XIV специально оговорил следующее: в случае пресечения законного рода трон могут занять новоявленные принцы. Он знал, кто уничтожает его род, и понимал: череда смертей не случайна, и она может продолжиться.

В 1715 году «король-солнце» скончался. Казалось бы — конец истории. Но на самом деле она только начиналась. Не прошло и года после смерти старого короля, как акционеры Банка Англии убедились в оправданности своих опасений. Их ноу-хау, их изобретение попытались нагло украсть. Скопировать, как сегодня ушлые китайские производители копируют форму автомобилей известных марок. Сохранить тайну «печатной машинки» оказалось невозможно. Преимущества и гениальная простота были налицо. Вместо сложной процедуры добычи золота и серебра — простой процесс печатания денег.

Франция, потерпевшая поражение в войне из-за «недостаточности кредита», решила открыть свою «печатную машинку». В 1716 году шотландец Джон Лоу получил патент на открытие частного банка с правом выпуска обмениваемых на металл банковских билетов. Король Франции Людовик XV в тот момент был малышом и, понятное дело, вопросами финансирования не интересовался. Зато регент, герцог Филипп Орлеанский, с радостью ухватился за прекрасную идею. Он повелевает, чтобы банковские билеты стали приниматься в уплату податей наравне со звонкой монетой.

В 1718 году банк Лоу был переименован в Государственный банк. Хотя по сути это было такое же «совместное предприятие», где доли между собой поделили хитрые банкиры и королевская власть. Теперь военное и дипломатическое соперничество Англии и Франции приняло и тайный финансовый оборот. Две группы банкиров, получившие две разные государственные «крыши», сражались между собой за право бесконтрольно печатать пустые деньги. И тем самым получить власть над миром.

Но мы немного отвлеклись. Вернемся к клонированию французами «английской» идеи бумажных денег. История быстрого расцвета Англии под скипетром Вильгельма начала повторяться во Франции. Ничего удивительного в этом нет — ваша персональная экономика тоже разом расцветет, если вы найдете на улице чемодан с деньгами. Государственный банк Франции был очень успешен. Джон Лоу, словно добрый волшебник, разом решает финансовые проблемы королевской власти: он дает правительству в долг 100 млн ливров под 3 % годовых. Для сравнения: на момент смерти «короля-солнца» в казне имелось лишь 700 тыс. ливров. А в конце 1716 года, когда Джон Лоу включил свою «печатную машинку», дефицит бюджета достиг 140 млн ливров.

И теперь Франция может продолжать мировую экспансию, потому что у нее появляются деньги. Французы копируют систему англичан не только в главном, но и в частных моментах. Власть отдает Джону Лоу на откуп разработку золотых месторождений в Луизиане и всю заморскую торговлю. Заниматься всем этим будет Индская компания, полный аналог британской Ост-Индской компании. Акции нового предприятия продаются поначалу всем желающим, а потом только тем, кто расплачивается банковскими билетами, которые можно было получить в обмен на свои золотые монеты.

«Это превратилось в соревнование, кто быстрее освободится от своего золота». Но успехи будут недолги, просто удивительно недолги. Кредитно-денежный базис расширения Французской империи будет уничтожен буквально за несколько месяцев. Вот хронология расцвета и моментальной гибели дублера Банка Англии на французской земле. В январе 1720 года банкир Джон Лоу на волне феноменального успеха «лавочки» становится генеральным контролером финансов Франции, ведь только что руководимый им Банк ссудил Франции 100 млн ливров. И в этот момент происходит нечто страшное.

«Тут же с невероятной быстротой распространились тревожные слухи, и весь Париж оказался во власти чудовищной паники» — пишет французский писатель Ги Бретон в своей книге «Истории любви в истории Франции». И уже в начале 1720 года начался массовый напор на банк тех, кто желал обменять бумажные банковские билеты на монеты. Обмен сначала был замедлен, а потом и вовсе приостановлен. Когда это случилось? В феврале-марте 1720 года. За давностью лет сложно проследить, как была организована «паника вкладчиков», но думаю, что технологии ничуть не отличаются от сегодняшних.

Обратите внимание, что произошло это через три года работы Государственного банка Франции. Значит, поначалу его дела шли в гору. И вдруг резко покатились вниз — после «рекордного» займа в 100 млн ливров, полученного правительством. Совпадение? Судите сами — удар был нанесен быстрый и безжалостный. Банк, выпустивший 3 млрд бумажных денег под гарантию 700 млн наличных монет, оказался не в состоянии платить. Но правительство Франции не хотело сдаваться без борьбы. И нашло очень «оригинальный» выход из ситуации.

Раз население не хочет пользоваться бумажными банкнотами, а предпочитает монеты, значит, нужно… запретить хождение монет. «Декретом от 11 марта 1720 года было объявлено о запрете после 1 мая употреблять звонкую монету; найденная у кого-либо, она подлежала конфискации». Вы можете представить, какую реакцию это решение вызвало во Франции. Конечно — всеобщее ликование и полный энтузиазм масс. После такого декрета популярность бумажных билетов и вовсе упала, как и популярность королевской власти. Все начали гоняться за запретной монетой и бежать от разрешенных ассигнаций. И это очень быстро закончилось катастрофой.

Следующим декретом от 22 мая 1720 года было объявлено о снижении номинального курса банковских билетов вдвое. То есть те, кто законопослушно выполнил предыдущий указ короля и пользовался бумажными деньгами, стал разом вдвое беднее. Затем 10 октября 1720 года был издан третий декрет о прекращении хождения билетов после 1 ноября 1720 года. Мелкие билеты было постановлено обменять на государственные облигации с уменьшением номинального курса еще в два раза. В итоге произошел очень быстрый двойной грабеж законопослушных граждан.

Ясно, что королевское правительство, совершившее во Франции такие трюки (прямо «списанные» с наших российских реформ), стало крайне непопулярным. Именно в это время и был заложен тот заряд ненависти к французской монархии и стране, который в 1789 году приведет к революции и разнесет в щепки королевскую власть. В ноябре 1720 года Государственный банк обанкротился, а его основатель через месяц был вынужден бежать из Франции. Интересно только узнать — КУДА? Это многое бы прояснило…

Дальнейшая судьба основателя «печатной машинки» во Франции мне неизвестна. Зато известна судьба основателя Банка Англии. Как мы помним, Вильгельм III Оранский, король Англии, договорился с банкирами. И договоренностей не нарушил. Возможно потому, что тоже очень вовремя умер. В марте 1702 года он скончался в Кенсингтонском дворце от… (опять?!) последствий падения с лошади. Могло такое случиться? Могло. Вызывают подозрение только два факта: аналогичная кончина герцога Беррийского и официально озвученная причина смерти основоположника «печатной машинки». Отчего конкретно он умер?

Вильгельм скончался от воспаления легких, явившегося осложнением после перелома плеча. Которое, в свою очередь, король сломал при падении с лошади. Кто бы мог подумать, что воспаление легких начинается с перелома? Какая связь между переломом и воспалением легких? Согласитесь, все это крайне любопытно. И очень подозрительно… Основатель чего бы то ни было необходим для иконостаса. Ведь именно этот король подписал все нужные банкирам законы: он дал все, что мог и что им было нужно на тот момент. Следующие короли получат систему уже как данность. А тайну своих договоренностей Вильгельм III Оранский унесет с собой в могилу и будет строго смотреть на наследников трона с парадного портрета.

Банк Англии для новых монархов станет данностью. Заветом и наказом. Не подлежащим изменению решением предка. Пора было начать думать о дальнейших шагах по установлению мировой гегемонии. Способ для этого всегда имелся один — война. Ведомая банкирами британская элита добавит в мировую геополитическую копилку еще один — специальные операции. И то и другое обильно «смазывается» деньгами — благо теперь они появляются из воздуха. Война за испанское наследство — это начало долгого пути «печатной машинки» к июльскому утру 1944 года в Бреттон-Вудсе, когда фунт передаст первенство доллару.

Придет время менять дислокацию, и «печатная машинка» переедет за океан, где она будет в большей безопасности. Но сначала будет Первая мировая война, которая уничтожит золотой рубль и золотую германскую марку. Уйдет в небытие валюта Австро-Венгерской и Османской империй. До мирового господства останется только один шаг, только одна глобальная война. И сценарий Второй мировой, который писался в Лондоне, будет отличатся от того, что случится в реальности.

…И главное правило — правил не существует

Слава печатной машинки уже закатилась, а ведь еще совсем недавно она была поистине грандиозной. В конце прошлого века пришлось пишущей машинке передать эстафету дальше — персональному компьютеру. Но какой была первая печатная машинка? Фото, история изобретения и конструктивные особенности - далее.

Первые опыты

Когда появилась первая печатная машинка? История переносного устройства для печати начинается задолго до двадцатого века. Множество людей вместе или независимо друг от друга в разные годы неизменно приходили к идее быстрого набора самых разнообразных текстов. Впервые это случилось еще в начале восемнадцатого века, а именно в 1714 году.

Тогда английская королева Анна выдала официальный патент работнику водопроводной станции в Лондоне Генри Миллю на машину, в которой искусственный метод отпечатывания букв позволяет располагать каждую отдельно и в необходимом порядке. При этом текст отпечатывается на бумаге ясно и четко. К сожалению, кроме текста патента, не сохранилось ничего.

Вторично печатную машинку сконструировал уже в Германии в пятидесятых годах того же столетия Фридрих фон Кнаусс. Этому устройству не суждено было стать популярным, о пишущей машинке снова забыли. Далее настал черед Испании. Приблизительно в 1808 году талантливый механик Терри Пеллегрино создает собственную печатную машинку. Это устройство породила любовь.

Трогательная любовная история

Терри Пеллегрино влюбился в прелестную графиню Каролину Фантони. Молодая девушка вдруг ослепла, но ее избранник оказался верным и довольно-таки предприимчивым человеком. Для своей незрячей любимой Терри создал первую печатную машинку. На ней слепая Каролина Фантони писала письма возлюбленному и сочиняла поэмы.

Устройство работало следующим образом. Графиня пальцами находила клавишу с выгравированной на ней необходимой буквой, легко нажимала, а литера опускалась, оттискивая через копирку букву на бумаге. После смерти Каролины сама машинка затерялась, но сохранилось несколько напечатанных на ней писем.

Первая копировальная бумага

Осенью 1808 года Каролина сообщала Терри, что у нее кончается бумага, без которой она больше не сможет писать письма любимому. Таким образом, предприимчивый итальянец может считаться создателем не только первой в мире печатной машинки, но и прототипа современной копировальной бумаги.

Обычные листы Террри Пеллегрино пропитывал типографской краской и высушивал на солнце. После этой трогательной истории различные опыты по созданию новых версий машинок для слепых получили широкую известность во многих странах мира. До победного конца пишущую машинку начали изобретать в США.

Американские изобретения

В 1829 году американский гражданин Уильям Остин Берт запатентовал пишущую машинку для незрячих под названием «Тайпограф» («печатник»). Методом специального тиснения заготовки букв оставляли четкий след на толстой бумажной ленте. В 1843 году патент на печатное устройство получил Чарльз Тобер.

Изобретателя волновала судьба слепых. Как и его предшественники, американец хотел обеспечить работой слепых людей, которые до этого никак не участвовали в социальной жизни. Машинка Тобера не нашла отклика у производителей, но в его изобретении используется плодотворная идея рычажной передачи движения букв.

Следующая «первая» печатная машинка — изобретение Сэмюэла Френсиса. В его машинке 1856 года были и подвижная каретка, и рычаги с заготовками букв, и лента, пропитанная специальной типографской краской, и даже звонок, который предупреждал о конце строки.

Другие изобретатели

Так кто изобрел первую печатную машинку? В середине девятнадцатого века очередной прототип печатной машинки создал некий итальянец. Он назвал свое изобретение «пишущий клавесин», или «машина для письма с помощью клавиш». Это было уже более современное устройство, которое позволяло видеть написанный текст в процессе печатания.

В 1861 году свой вариант устройства создал бразильский священник. Вдохновленный этим изобретением, император Бразилии Педро I наградил священника золотой медалью. Отец стал настоящей гордостью латиноамериканской страны. В Бразилии его до сих пор считают единственным изобретателем.

Русская машинка для письма

Кто создал первую печатную машинку в России? В 1870 году Михаил Иванович Алисов сконструировал «скоропечатник», или «скорописец». Его целью была замена каллиграфического переписывания рукописей и различных документов. Скоропечатник оказался вполне пригоден для этого, за что получил высокие отзывы и медали на трех выставках: в Вене в 1873 году, в Филадельфии в 1876 году и в Париже в 1878 году.

Изобретателя, который придумал такое устройство, Русское техническое общество наградило медалью. Та печатная машинка сильно отличалась по внешнему виду от большинства устройств, знакомых современному обывателю. Использовалась восковая бумага, которая потом размножалась на ротаторе.

Клавиатура QWERTY

Различные типы печатных машин постепенно становились более практичными для ежедневного использования. Знакомую всем клавиатуру QWERTY придумал некий Скоулз. Изобретателями была проанализирована сочетаемость букв в английском языке, а QWERTY — это вариант, при котором часто сочетающиеся литеры расположены максимально далеко. Это предотвращало залипание клавиш при наборе текста.

Нестареющая классика

Классический «Ундервуд» появился еще в 1895 году и добился господства в начале двадцатого века. Это первая печатная машинка в мире, которая действительно получила ошеломляющий коммерческий успех. Вскоре появилась еще одна классическая модель. Американец Кристофер Лэтем Шоулз запатентовал устройство, которое после нескольких усовершенствований получило коммерческое название «Ремингтон № 1». Эти машинки выпускались серийно.

Торговля «Ремингтонами» шла тяжело до тех пор, пока машинки не заказало министерство финансов. К 1910 году в Америке использовалось уже более двух миллионов таких пишущих машинок. Один печатающий аппарат из этой серии приобрел для себя даже писатель Марк Твен.

Серийное производство в России

В России до революции пишущие машинки не производились, но активно использовались. В силу дореволюционной орфографии буквы на них располагалась довольно необычно. На портативных устройствах отсутствовали цифры, которые при печати заменялись на соответствующие буквы («О», «З» и так далее).

Первая печатная машинка в России, которая выпускалась серийно, называлась «Яналиф».Производилось устройство с 1928 года в Казани. В позднее время самыми распространенными отечественными марками машинок были портативные «Москва» и «Любава», канцелярские «Украина» и «Ятрань». Из зарубежных устройств были популярны «Оптима» и «Роботрон», «Эрика» из ГДР, «Консул» из ЧССР, «Олимпия» из ФРГ.

Впервые пишущая машинка могла бы появиться в 1714 году, когда в Англии механику Лондонской водопроводной станции приказали изготовить машину для производства оттиска текстов. К сожалению историков в хрониках не сказано о выполнении этого предписания. Прошло еще 150 лет до того, как первые серийные пишущие машинки увидели свет. Первые машинки сильно отличались от современных и использовали различные методы для печатанья текста.

Из всех разработок впоследствии сохранили свое значение всего около двадцати. Самой удачной была конструкция американца Шолеса. Его «Ремингтон» стал родоначальником современной пишущей машинки.

Шолес жил в американском городке Милуоки и по образованию был полиграфистом, но тогда зарабатывал деньги, собирая налоги. Он изобрел механизм для простановки номеров страниц в книгах и все свободное время посвящал попыткам изготовить его. Там же работал над своим оригинальным плугом фермер-изобретатель Глидден. Как то раз Глидден пришел с журнальной статьей о пишущей машинке Пратта и уговорил сделать подобную машинку на основе механизма Шолеса. В 1867 году машинка была сделана..

Удовлетворенные друзья послали всем своим знакомым письма, напечатанные на этой машинке. Среди получивших письма оказался Глидден. Он предложил изобретателям финансовую поддержку за счет будущей прибыли, но указал на необходимость усовершенствования. Несмотря на выход из предприятия Глиддена, Шолес в одиночку произвел необходимые доработки. Он изготовил около тридцати машинок, и в 1873 году опытный образец вышел в серию на заводе Ремингтона.

Изобретателем первой компьютерной мыши считается Дуглас Энджелбар, работавший в Исследовательском центре Стэндфордского исследовательского института. Ее разработка относится к 1964 году и является побочным продуктом операционной системы oN-Line System (NLS). →

Впервые колесо рулетки появилось во Франции в 1655 году. Блез Паскаль пытался создать вечный двигатель, проводя опыты с шариком и колесом-рулеткой. Идея Паскаля была использована каким-то предприимчивым дельцом для создания →

Изобретатель : Кристофер Леттам Шоулз и Самуэль Сулле
Страна : США
Время изобретения : 1868 г.

Машинная революция в 70-е годы XIX века затронула даже такую, казалось бы, далекую от техники область, как письмо. Испокон веков человек пользовался для начертания письменных знаков только своей рукой. С изобретением пишущей машинки он мог поручить эту операцию механизму. Вместо того чтобы выписывать буквы, теперь достаточно было ударить по нужной клавише.

Появление пишущей машинки привело к значительным сдвигам во многих областях человеческой деятельности и подняло на более высокий уровень культуру делопроизводства. Скорость и качество канцелярской работы возросли в несколько раз.

В самом деле, научиться писать может каждый, но не все могут писать быстро и в то же время четко, разборчиво и красиво.

Между тем распространение письменных сношений между людьми, увеличение числа деловых бумаг и коммерческой корреспонденции, требующих особой отчетливости рукописи, а также многие другие причины (например, желание ускорить работу наборщиков, которые, набирая текст со слепой рукописи, часто работали медленно и делали ошибки) вызвали стремление изобрести буквопечатающую машину, которая была бы доступна каждому и позволяла бы сразу и быстро получать один или несколько экземпляров аккуратной и быстро читаемой рукописи.

Несколько моделей пишущих машин появилось еще в XVIII веке, но они работали настолько медленно, что не могли иметь практического значения. Одна из первых известных пишущих машинок была собрана в 1833 году французом Прогрином. Его ктипограф состоял из 88 рычагов, соединенных с буквенными и цифровыми штемпелями. Рычаги располагались по окружности и передвигались вдоль и поперек листа бумаги на особых салазках. Понятно, что работать на такой машинке было трудно и неудобно.

В 1843 году Шарль Турбер взял патент на изобретенную им печатную машинку, предназначенную для слепых. Именно ему принадлежала очень плодотворная идея рычажной передачи движения букв, примененная позже во всех пишущих машинках. Были и другие конструкции печатающих устройств. Однако пишущая машинка в современном смысле этого слова появилась только тридцать лет спустя, и не в Европе, а в Америке.

В 1867 году два американских типографщика Леттам Шоулз и Самуэль Сулле изобрели машину для печатания номеров, которую можно было использовать для нумерации страниц, а также для печатания номеров и серий банковских билетов. Один из знакомых Шоулза, заинтересовавшись новым устройством, предложил им, используя принцип этой простой печатной машинки, создать пишущую машину, которая вместо знаков и цифр могла бы печатать буквы и слова. Эта мысль увлекла Шоулза. Поначалу он продолжал работать вместе с Сулле.

Летом была готова первая однобуквенная печатающая машинка. Она состояла из старого телеграфного ключа в форме клавиши, стеклянной пластинки и некоторых других частей. Шоулз клал на пластинку угольную ленту и тонкий лист белой бумаги, затем, двигая одной рукой бумагу, он другой нажимал на телеграфную клавишу, на которой находилась вырезанная из латуни буква «B». В результате на бумаге получался оттиск.

Осенью того же года был создан первый образец многобуквенной пишущей машинки. Она работала настолько хорошо, что писала быстро и отчетливо, но была еще очень неудобна для практического использования, так как имела плоскую клавиатуру (как на пианино) и печатала только большими буквами. В 1868 году на эту машинку был получен патент, после чего Сулле потерял к ней интерес.

Но Шоулз решил во что бы то ни стало создать такой образец машинки, который можно было бы запустить в производство. Один из его знакомых, Дексимор, оказал ему финансовую поддержку. Шоулз с головой ушел в работу. В следующие пять лет он изготовил около 30 моделей машинок, причем каждая следующая была лучше, чем предыдущая, но по-прежнему далека от совершенства.

Только в 1873 году была создана достаточно надежная и удобная модель пишущей машинки, которую Шоулз предложил известной фабрике Ремингтона, выпускавшей оружие, и земледельческие машины. В 1874 году первая сотня машинок уже была пущена в продажу. Знаменитый американский писатель Марк Твен был одним из первых ее покупателей. Именно на ней он отпечатал своего «Тома Сойера». Возможно, это было первое классическое сочинение, созданное за пишущей машинкой.

Однако в целом положение оставалось не совсем удовлетворительным. Еще восемь лет пришлось приучать публику к этой удивительной технической новинке. Много машинок из первой серии было возвращено в магазины, некоторые с испорченными частями. Долгое время на пишущие машинки смотрели как на предмет роскоши. Но постепенно положение менялось. Деловые конторы, фирмы и банки были первыми, кто по достоинству оценил новое изобретение.

Уже в 1876 году был налажен массовый выпуск машинок. Первые «ремингтоны», хотя имели такой же принцип действия, как современные печатные машинки, все же отличались некоторыми специфическими особенностями. Например, текст в них печатался под валиком и не был виден. Чтобы посмотреть на работу, надо было приподнять тележку, для этой цели расположенную на шарнирах. Понятно, что это было не совсем удобно.

Между тем пример Шоулза вдохновил и других изобретателей. В 1890 году Франц Вагнер получил патент на машинку с горизонтально лежащими буквенными рычагами и с видимым при печатании шрифтом. Права на ее производство он продал фабриканту Джону Ундервуду. Эта машинка оказалась настолько удобной, что вскоре стала пользоваться массовым спросом, и Ундервуд заработал на ней огромное состояние. Сам изобретатель не был, впрочем, так удачлив и умер в бедности.

С 1908 года «Ремингтон» тоже стал выпускать машинки с видимым шрифтом. После «Ундервуда» появились пишущие машинки других фирм, в том числе несколько европейских разработок. Но в первые десятилетия своего существования это изобретение более соответствовало американскому образу жизни. По крайней мере, вплоть до начала XX века львиная доля всех производимых и покупаемых машинок приходилась на США. Принцип действия у всех этих машинок в общих чертах был один и тот же.

Наверное, нет человека, который бы не видел работы пишущей машинки. Поэтому нет нужды подробно описывать ее действие и устройство. Главные части машинки составляли: клавиатура с системой рычагов, каретка с валиками для бумаги и чугунная оправа механизма, установленная на деревянной доске. Каретка (подвижная тележка, несущая бумагу) несла на себе твердый каучуковый цилиндр и параллельный ему деревянный валик, между которыми и проходила .

При работе машинки каретка автоматически двигалась справа налево после оттиска каждой буквы. При нажатии на определенную клавишу, поднимался связанный с ней рычаг, который имел на себе стальную вырезанную букву. Эта буква ударяла по резиновому валику, по которому передвигалась бумага. Все буквы били в одну точку, так как были расположены по образующей цилиндра.

Между бумагой и буквой автоматически проходила специальная лента, пропитанная черной или цветной краской. Стальная буква, ударяя в ленту, отпечатывала на бумаге свой оттиск. На каждом рычаге помещались две буквы. Для того чтобы напечатать вторую надо было сдвинуть нажимом на особую клавишу каучуковый цилиндр (переместить его в верхний регистр).

При ударе по клавише не только приходил в движение соединенный с ней рычаг, но путем зубчато-конического зацепления поворачивалась на определенный угол катушка с лентой, которая сматывалась с одной из них и наматывалась на другую, так что следующая буква ударялась по другому месту ленты. Когда вся лента проходила под шрифтом, особым рычагом менялось направление ее движения, и катушки начинали вращаться в обратную сторону. Одновременно с движением ленты навстречу ей под действием пружины перемещался упругий резиновый валик, несомый кареткой и поддерживающий бумагу. Обратное движение каретки производилось от руки.

Таким образом, каждое нажатие на клавишу вызывало сразу три действия машинки: 1) буква оставляла оттиск на бумаге; 2) каретка смещалась на один шаг влево; 3) перемещалась лента. Все это достигалась благодаря взаимодействию различных частей пишущей машинки, главными из которых были печатающий механизм, шаговый механизм и ленточный механизм.

В дореволюционной России пишущие машинки не производились, но использовались. Однако в силу особенностей дореволюционной орфографии размещение клавиш несколько отличалось от нынешнего. Первая пишущая машинка в нашей стране была произведена в 1928 г. в Казани, именовалсь она «Яналиф».

В более позднее время наиболее распространёнными отечественными марками пишущих машин в СССР были «Украина» (канцелярская) и «Москва» (портативная). Из зарубежных достаточно широко были распространены «Оптима» (ГДР, канцелярская) и «Консул» (ЧССР, портативная). Однако по уровню распространённости пишущие машинки значительно уступали компьютерам.

В 2011 году последняя в мире фабрика по производству печатных машинок Godrej and Boyce прекращает свою работу. Коллекционеры и любители редкостей скупают последние образцы клавишного «раритета». В прошлое уходит целая эпоха…

Сегодня, 1 марта, в день рождения первой коммерчески успешной «Ремингтон № 1» мы решили вспомнить, какие печатные машинки были самыми известными и необычными и для чего они пригодились своим не менее известным хозяевам.

Reming ton и Марк Твен

© Fotobank.ru/Getty Images


Летом 1868 года американский изобретатель Кристофер Лэтем Шоулз получил патент на устройство typewriter, позже ставшее первым механическим пишущим аппаратом. Прототип появился 1 марта 1873 года. А уже в июне Шоулз и его компаньоны договорились с компанией Remington & Sons о выпуске 10 тысяч печатных машинок. А первая Remington № 1 вышла на рынок 1 июля 1874 года.

Литераторы сразу заинтересовались техническим новшеством. Например, Марк Твен купил у Шоулза машинку, не дожидаясь, пока устройство поступит в массовое производство. Писатель любил хвастаться тем, что был первым человеком, использовавшим печатную машинку в литературе. Конечно, за свою жизнь он не раз менял пишущие устройства, но легендарного «Тома Сойера» Твен печатал именно на Remington № 1.

Hansen Writing Ball и Фридрих Ницше

© The Library of Congress/flickr.com


Не так давно ученым удалось в точности воссоздать пишущую машинку, на которой творил великий Фридрих Ницше . Устройство это имеет весьма оригинальную форму и не очень похоже на привычные печатные машинки.

«Пишущий шар» - так назвали техническое новшество - изначально был предназначен для слабовидящих и слепых людей. С годами Ницше начал терять зрение, и такая машинка стала для него единственным способом продолжать литературную работу. На «пишущем шаре» с серийным номером 125 философ создал свои «Так говорил Заратустра» и «Веселую науку».

Underwood и Довлатов



Название этой печатной машинки уже давно связывают исключительно с именем Сергея Довлатова и его «Соло на ундервуде». По слухам, писатель страшно любил свой литературный инструмент, вдохновлялся, прикасаясь к его клавишам, и не поменял бы его ни за какие «ремингтоны».

Его вполне можно понять: удобное фронтальное расположение клавиш и лаконичный, но утонченный внешний вид в то время сделали машинки Underwood самыми популярными среди подобных устройств.

Corona 3 и Артур Конан Дойл

© Toronto Public Library/flickr.com || Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)


В конце XIX - начале XX-го века кто-то придумал печатать «вслепую» (возможно, просто заснув на работе). Удобнее всего «с закрытыми глазами» работалось на устройствах Corona. Компактные и надежные, они позволяли развивать высокую скорость печати и были просты в использовании.

Артур Конан Дойл был большим поклонником современной техники и многих своих персонажей «сажал» за печатную машинку. Печатал, например, Эдвард Мэллоун из «Затерянного мира». В романе не указано, какое именно устройство использует репортер, но это упущение исправили при экранизации романа в 1925 году. «Киношный» Мэллоун работает на Corona, модель 3.

Royal Desktop для Дживса и Вустера


© Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)


Помните сериал «Дживс и Вустер», где Хью Лори и Стивен Фрай сыграли британского аристократа и его камердинера? Так вот, автор историй о похождениях Дживса и Вустера, писатель Пэлем Грэнвил Вудхаус тоже оказался большим любителем печатных машинок. Его любимица - Royal Desktop. В предисловии к одному из своих произведений автор даже описал момент, когда окончательно полюбил свое пишущее устройство: Вудхаус записал несколько страниц текста при помощи фонографа, но услышав свой голос в записи, по его мнению, «весьма противный», он понял, что для него годятся только клавиши.

Оlivetti и Кормак Маккарти


© Foundation of Finnish Business College (Typewriter Museum)


Знаете, на чем напечатан оригинал «Кровавого меридиана» и «Старикам здесь не место»? На печатной машинке! Обладатель Пулитцеровской премии, американский романист и драматург Кормак Маккарти пару последних десятилетий создавал свои произведения исключительно на Olivetti Lettera 32 1963 года выпуска. Машинка - хрупкая на вид, но она «выжала» из себя несколько миллионов слов и больше десяти работ Маккарти. Кстати, ее недавно продали на аукционе за 254 тысячи долларов. А вот новый экземпляр после этого Маккарти получил за 11 «баксов».

Halda Portable и Хемингуэй

© Toronto History/flickr.com


Мало кто знает, что Хемингуэй оттачивал свое литературное мастерство не только в блокнотах (и барах), но и на печатной машинке Halda Portable. Писатель говорил, что перестук клавиш напоминает ему звук пулеметных очередей. Говорил он это со знанием дела: до 1941 года он организовал несколько операций против нацистских шпионов на Кубе, потом почти 12 месяцев провел в осажденном фашистами Мадриде, и в довершение - поработал военным корреспондентом в Лондоне.

ОФФТОП. Ниже представлены просто печатные машинки. О звездности их владельцев достоверных сведений мы не нашли. Зато их оригинальность, популярность или бесполезность отрицать совершенно невозможно.

Lambert и домохозяйки

© jared422/flickr.com


Такие устройства были довольно популярными в начале ХХ века. И ничего, что клавиатуры на них не было, - одной рукой «машинист» выбирал нужную букву на панели, а другой нажимал на рычаг - и буква оттискивалась на бумаге.