«Октаву» посетил директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Сергей Хохлов.

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РЕШЕНИЕ

РАСШИРЕННОГО СОВЕЩАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 14 МАРТА 2012 ГОДА

В расширенном совещании приняло участие 172 руководителя и ведущих специалистов предприятий радиоэлектронной промышленности, а также 16 приглашенных представителей министерств и ведомств . Заслушав и обсудив доклады директора Департамента радиоэлектронной промышленности, заместителей директора Суворова, и по вопросу «Об итогах деятельности радиоэлектронной промышленности в 2011 году и основных задачах на 2012г.», выступления приглашённых участников расширенного совещания, руководителей предприятий и организаций отрасли, совещание отмечает:

В 2011г. предприятиям и организациям радиоэлектронной промышленности (РЭП) в условиях экономического кризиса в основном удалось сохранить положительные тенденции в финансово-экономической деятельности.

По ожидаемым итогам 2011 года общий объем товарной продукции, произведенной предприятиями и организациями радиоэлектронной промышленности, вырос на 7,8% по сравнению с 2010 годом, в том числе: объем продукции специального назначения вырос на 6,5%, а гражданского назначения - на 12,7%. Доля продукции специального назначения в общем объеме товарной продукции составила 78,0%.

Численность работников РЭП – 249,6 тыс. человек. В целом по РЭП выработка товарной продукции на 1 работника в 2011 году выросла на 20,6% по сравнению с 2010 годом. Среднемесячная заработная плата работников РЭП в 2011 году составила 24,2 тыс. руб. и выросла на 15,8% по сравнению с 2010 годом. В промышленности она составила 20,4 тыс. руб. (рост на 14,8%), в научной сфере - 32,3 тыс. руб. (рост на 16,8%).

В 2011 году разработаны Государственная программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на годы» с подпрограммой «Создание

электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники», подпрограмма «Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт» ФЦП «Национальная технологическая база на годы», межведомственная программа «Создание и развитие российских дизайн-центров для программирования СБИС с высокой степенью интеграции». Начаты работы по новой научно-технической программе Союзного государства « Перспективные полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе».

В 2011 году около 200 предприятий и организаций РЭП участвовали в выполнении заданий государственного оборонного заказа в части НИОКР и поставок вооружения, военной и специальной техники для нужд Минобороны России и других силовых структур. По договорам с Минобороны России выполнялись работы в рамках более 350 контрактов, создано более 40 опытных образцов ВВСТ. В рамках ГОЗ-2011 из числа современных и перспективных образцов ВВСТ поставлены заказчику РЛС «Воронеж-ДМ» (Калининград) и «Воронеж » (Лехтуси), зенитные управляемые ракеты для различных ЗРС и ЗРК, модернизированный радиолокационный комплекс для самолета радиолокационного дозора и наведения А-50У, радиолокационные станции типа «Каста-2-2», 1Л119, 96Л6, комплексы средств автоматизации различного назначения, автоматизированные портативные радиостанции КВ-УКВ диапазонов и др.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом внешнеторговый оборот увеличился на 61%, составив более 1,26 млрд. долл., причем более 80% приходится на страны дальнего зарубежья. Торгово-экономическое сотрудничество со странами СНГ в годовом исчислении выросло более чем в 3 раза. Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья в течение года увеличился более чем на 70%.

Объем экспортных поставок за год увеличился на 59%, превысив сумму

1,0 млрд. долл. Продукция предприятий радиоэлектронной промышленности экспортируется в 66 стран мира.

Ежегодно около 200 предприятий отрасли осуществляют внешнеторговое сотрудничество с более чем 80 странами мира. Основные партнеры в экспорте предприятий радиоэлектронной промышленности в 2011 году стали Сирия, Венесуэла, Индия, Азербайджан, Египет и Алжир. Основные партнеры в импорте предприятий РЭП - США, Китай, Беларусь, Германия, Тайвань, Украина.

1.2. Разработку и утверждение Государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности».

1.3. Разработку «Стратегии развития радиоэлектронной промышленности».

1.4. Обеспечение реализации на конкурсной основе заданий федеральных целевых, ведомственных и межгосударственных программ. При уточнении мероприятий федеральных целевых программ, инновационных программ развития регионов придавать им большую практическую направленность под задачи разработки и производства продукции, необходимой для региональных хозяйств, создание специализированных уникальных производств (региональных дизайн-центров, центров микросистемотехники, испытаний, метрологии и др.) на основе интегрирования средств федерального и регионального бюджетов и внебюджетных средств предприятий.

1.5. Утверждение в установленном порядке подпрограммы «Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт» ФЦП «Национальная технологическая база на годы»,

1.6. Разработку и согласование новых научно-технических программ Союзного государства по радиоэлектронной тематике – «Автоэлектроника» и «Союзный тепловизор».

1.10. Обеспечение реализации инвестиционных проектов предприятий отрасли в рамках ФАИП.

1.11. Формирование Совета главных технологов из специалистов интегрированных структур и ведущих предприятий для определения перспектив технологического развития отрасли.

1.12. «Вега» совместно с интегрированными структурами и заинтересованными предприятиями подготовить в 3-х месячный срок и представить в Департамент радиоэлектронной промышленности предложения по освоению и внедрению технологий 3Д электронных модулей в разработку и производство РЭА.

1.13. Дальнейшее оказание мер государственной поддержки предприятиям радиоэлектронной промышленности.

1.14. Создание и расширение интегрированных структур.

1.15. Организацию и проведение XI отраслевой научно-практической конференции.

1.16. Организацию и участие в отечественных и зарубежных выставках по тематике радиоэлектронной промышленности.

1.17. Обеспечение выполнения Федерального отраслевого соглашения по радиоэлектронной промышленности между Российским профсоюзом работников радиоэлектронной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России» и Минпромторгом России.

1.18. Издание:

Отраслевых научно-технических журналов;

Книг из серии «Мир радиоэлектроники»;

Научного труда «История отечественной электроники»;

Перекидного ежедневного календаря на 2013 год «Радиоэлектроника России. События, деятели науки, промышленности, военачальники».

2. Установить следующие контрольные отраслевые показатели на 2012 год в % к 2011 году:

Объем промышленной продукции 114%

Специальная продукция 118%

Гражданская продукция 106%

Объем НИОКР 103%

Численность работающих 101%

Промышленность 100%

Наука и научное обслуживание 102%

Выработка на 1 работающего 113%

Промышленность 117%

Наука и научное обслуживание 109%

Среднемесячная заработная плата 117%

Промышленность 122%

Наука и научное обслуживание 111%

3. Руководителям предприятий и организаций:

3.1. Обеспечить выполнение заданий государственного оборонного заказа, программ и планов военно-технического сотрудничества и заданий федеральных целевых и межгосударственных программ.

3.2. Продолжить работу по расширению участия предприятий РЭП в реализации региональных программ инновационного и социально-экономического развития. При реализации региональных программ использовать разработки продукции на основе двойных технологий, выполняемых в рамках федеральных целевых, ведомственных и межгосударственных программ как фактор, минимизирующий региональные затраты на их использование для нужд региона.

3.3. Обеспечить в 2012 г. систематическую работу по повышению производительности труда, росту объемов выполненных работ, повышению качества выпускаемой продукции, обновлению производственной и научно-технической базы.

3.4. Обеспечить завершение подготовки проектно-сметной документации на проведение вновь начинаемых в 2012 г. работ в области капитального строительства в рамках действующих федеральных целевых программ и представление ее на утверждение в установленном порядке.

3.5. Принять меры по своевременной и качественной подготовке и представлению необходимых документов для выполнения НИОКР по договорам с Минпромторгом России.

3.6. Взять под личный контроль подготовку и своевременное представление отчетов по финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятий, а также мониторингу финансово – экономического состояния по установленным формам и в установленные сроки.

3.7. Повысить активность и инициативность в решении социальной и кадровой проблем, в т. ч. по повышению уровня оплаты труда , сохранению и привлечению высококвалифицированных кадров и молодых специалистов.

3.8. Обеспечить повышение уровня профессиональных знаний руководителей и специалистов радиоэлектронного комплекса, регулярно направлять их на повышение квалификации и переподготовку в учебные центры по перспективным направлениям экономики, новых технологий маркетингу и управлению персоналом.

3.9. Активизировать подписку на отраслевые информационные журналы.

Директор Департамента

радиоэлектронной промышленности

ПАО «Октава» получит поддержку Минпромторга России в рамках масштабной программы Госкорпорации Ростех по восстановлению тульского завода. По итогам состоявшегося рабочего визита на предприятие директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Сергея Хохлова было принято решение создать совместную рабочую группу в рамках модернизации производства.

Во время визита Сергею Хохлову были представлены перспективные образцы продукции завода, а также основные подходы стратегии развития предприятия. Разработка и запуск новой продукции - одни из основных мер, которые необходимо реализовать в рамках возрождения легендарного отечественного бренда. На текущий момент ПАО «Октава» ведет разработки новых гарнитур, малогабаритных динамиков и переговорных устройств. В ближайшие несколько лет планируется запуск современной акустической техники, включая гарнитуры нового образца, проводные и беспроводные наушники, которые ранее не были представлены в производственной линейке завода, а также новые микрофоны, в том числе для конференц-связи, кино и телевидения.

Помимо обновления уже имеющейся продукции представленная стратегия развития включает в себя проведение НИОКР, масштабную модернизацию производственного оборудования и активизацию функций маркетинга и продаж. На данном этапе ведется разработка и развитие нового бренда, что включает построение сбытовой сети, а также полноценный выход на потребительский рынок.

Программа по развитию завода предполагает комплекс мер, среди которых наиболее важными являются модернизация оборудования и ремонт производственных помещений

Василий Бровко, председатель совета директоров «Октавы»

«Масштабная программа по развитию завода предполагает целый комплекс мер, среди которых наиболее важными являются модернизация оборудования и ремонт производственных помещений, достигших максимально критического состояния, а также решение проблемы низкой загрузки персонала. Сейчас мы разрабатываем систему мотиваций и премирования, а также прорабатываем другие существенные вопросы кадровой политики. Выполнение этих первостепенных задач позволит нам приступить к следующим этапам развития завода и возрождения известного по всему миру бренда», - заявил председатель совета директоров ПАО «Октава» Василий Бровко, который в Госкорпорации отвечает за развитие тульского завода «Октава» и создание на его базе творческого индустриального кластера.

По итогам состоявшегося рабочего визита Сергея Хохлова было принято решение создать совместную рабочую группу Минпромторга России и ПАО «Октава» с целью модернизации тульского завода акустического оборудования.

Напомним, весной текущего года Ростех принял решение возродить знаменитое предприятие в связи с реализацией масштабного социокультурного проекта по созданию творческого индустриального кластера, который будет открыт на базе имущественного комплекса завода «Октава». Проект реализуется при активной поддержке губернатора Тульской области Алексея Дюмина и является одним из ключевых в рамках развития города и региона.

Основанный в 1927 году тульский завод является единственным в стране разработчиком и создателем электроакустического оборудования как для гражданских целей, так и для оборонно-промышленного комплекса. В июне 2017 года тульский завод был передан в прямое управление Госкорпорации Ростех. Особый контроль обусловлен критическим состоянием предприятия. После полученного убытка по итогам 2016 года (19 млн рублей) финансовые показатели первого полугодия 2017 года подтвердили отрицательный тренд: выручка завода составила 99 млн рублей, а убыток - 13 млн.

На прошлой неделе в Госдуме состоялось первое заседание Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Обсуждалась горячая тема - законодательное закрепление функций госзаказчика по разработке, производству, применению, стандартизации и обеспечению качества электронной компонентной базы (ЭКБ) для вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) за Минпромторгом. С докладом выступил заместитель директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Павел Куцько. И хотя большая часть его доклада проходила в закрытом режиме, кое-что из него все-таки можно раскрыть.

Идея закрепить функции госзаказчика за гражданским ведомством отнюдь не новая. Более того, вопрос уже был решен правительством РФ в 2009 году. Потом составляли план передачи этой функции от Минобороны Минпромторгу, правительство поручало ведомствам начать передачу. В дальнейшем еще одним поручением правительства было предписано двум ведомствам обеспечить взаимодействие. Казалось бы, цель достигнута и процесс должен завершиться. Но российские чиновники, сами, наверное, не подозревая, являются тайными последователями лидера II Интернационала Эдуарда Бернштейна. Или тайными троцкистами. «Разумеется, и в нашей стране и, собственно говоря, в любой стране всегда есть, всегда были и всегда будут силы, которым важна не перспектива развития, а броуновское движение постоянное. Помните известный троцкистский лозунг: «Движение – все, конечная цель – ничто», – сказал Владимир Путин на заседании федерального координационного штаба Общероссийского народного фронта 27 декабря 2011 года. Вообще-то товарищ Троцкий (в 100-летие Октябрьской революции грех его не вспомнить) в работе «Перед историческим рубежом. Политические силуэты» назвал этот лозунг «бессмыслицей и пошлостью», но очень показательным: «реформаторская повседневная борьба приняла самодовлеющий характер». Современная российская бюрократия это наглядно демонстрирует на примере передачи функций от одного ведомства другому.

Камнем преткновения стали положения Минпромторга о перечне ЭКБ, разрешенной для применения при разработке, модернизации и эксплуатации в ВВСТ, и о порядке применения ЭКБ иностранного производства. Коллегией ВПК они утверждены в качестве единственных межотраслевых документов. Однако никто не отменил приказа министра обороны, предусматривавшего разрешительный порядок применения ЭКБ иностранного производства в ВВСТ. Спустя семь лет выясняется, что Минобороны по-прежнему дублирует функции Минпромторга. У Главного управления вооружения Вооруженных сил РФ наравне с перечнем Минпромторга есть свой перечень разрешенной номенклатуры ЭКБ. Как выразился представитель гражданского ведомства, «это приводит к раздвоению личности у предприятий-потребителей, которые не понимают, какой документ использовать при формировании номенклатуры для комплектования образцов ВВСТ». Самый главный изъян в списке военных – в нем фигурирует продукция предприятий, которые уже не существуют, или изделия, которые не выпускаются на протяжении трех лет. Или, наоборот, на протяжении шести лет выпускаются предприятиями за собственный счет, потому что их заказывает военное ведомство. Кроме того, военные не ленятся брать на себя нелегкий труд согласовывать номенклатуру ЭКБ, что не нравится гражданскому ведомству.

Логично встает вопрос: какой у военных есть мотив? Ведь люди, которые работают в Главном управлении вооружения, наверняка хорошо знают состояние промышленности. Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: в списке разрешенных изделий должно быть только то, что требуется для обороны страны, а не для бумажных отчетов.

Очередная попытка отстранить военных от формирования перечня разрешенной номенклатуры ЭКБ связана отнюдь не с укреплением обороны страны, а со стремлением чиновников во что бы то ни стало выполнить поставленную президентом стратегическую задачу – использовать потенциал оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в прошлом году пообещал президенту поддерживать устойчивую динамику наращивания объемов выпуска гражданского сегмента на уровне не менее 5% прироста по году, что должно позволить выйти на пропорцию 50:50 к 2020 году.

Однако чтобы доля гражданской продукции составила около 50%, ее объем надо увеличить в шесть раз. Это трудно сделать, но еще труднее найти потребителей таких объемов в условиях жестких бюджетных ограничений. Нет заказчиков, нет спроса, нет сети обслуживания и сопровождения высокотехнологичной продукции. Кроме того, предприятиям ОПК трудно попасть в рамки конкурсных процедур при продаже гражданской продукции.

Между тем диверсификация оборонного производства не самоцель, а средство спасения радиоэлектронной промышленности от краха после 2020 года. По словам заместителя председателя Экспертного совета доктора технических наук Арсения Брыкина, радиоэлектронная промышленность пронизывает все звенья гособоронзаказа. По мнению другого участника заседания, кандидата технических наук Владимира Мельникова, это один из наиболее динамично развивающихся сегодня секторов российской экономики. Но ученый отмечает, что такой темп роста обусловлен прежде всего высокой долей гособоронзаказа – от 70 до 100%. Когда программа вооружения будет выполнена, значительные технологические, научные и производственные мощности останутся незадействованными.

В правительстве, очевидно, до сих пор раздумывают, как не ослабить обороноспособность и сохранить радиоэлектронную промышленность. Правда, на случай провала виновный уже обозначен, это Минобороны, которое на протяжении многих лет сопротивляется новациям Минпромторга.

Директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Сергей Хохлов / Фото: Ростех

ПАО «Октава» получит поддержку Минпромторга России в рамках масштабной программы Госкорпорации Ростех по восстановлению тульского завода. По итогам состоявшегося рабочего визита на предприятие директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Сергея Хохлова было принято решение создать совместную рабочую группу в рамках модернизации производства.

Во время визита С. Хохлову были представлены перспективные образцы продукции завода, а также основные подходы стратегии развития предприятия. Разработка и запуск новой продукции – одни из основных мер, которые необходимо реализовать в рамках возрождения легендарного отечественного бренда. На текущий момент ПАО «Октава» ведет разработки новых гарнитур, малогабаритных динамиков и переговорных устройств. В ближайшие несколько лет планируется запуск современной акустической техники, включая гарнитуры нового образца, проводные и беспроводные наушники, которые ранее не были представлены в производственной линейке завода, а также новые микрофоны, в том числе для конференц-связи, кино и телевидения.

Было принято решение создать совместную рабочую группу в рамках модернизации производства / Фото: Ростех

Помимо обновления уже имеющейся продукции представленная стратегия развития включает в себя проведение НИОКР, масштабную модернизацию производственного оборудования и активизацию функций маркетинга и продаж. На данном этапе ведется разработка и развитие нового бренда, что включает построение сбытовой сети, а также полноценный выход на потребительский рынок.

«Программа по развитию завода предполагает комплекс мер, среди которых наиболее важными являются модернизация оборудования и ремонт производственных помещений»

«Масштабная программа по развитию завода предполагает целый комплекс мер, среди которых наиболее важными являются модернизация оборудования и ремонт производственных помещений, достигших максимально критического состояния, а также решение проблемы низкой загрузки персонала. Сейчас мы разрабатываем систему мотиваций и премирования, а также прорабатываем другие существенные вопросы кадровой политики. Выполнение этих первостепенных задач позволит нам приступить к следующим этапам развития завода и возрождения известного по всему миру бренда», – заявил председатель совета директоров ПАО «Октава» Василий Бровко, который в Госкорпорации отвечает за развитие тульского завода «Октава» и создание на его базе творческого индустриального кластера.

По итогам состоявшегося рабочего визита Сергея Хохлова было принято решение создать совместную рабочую группу Минпромторга России и с целью модернизации тульского завода акустического оборудования.

Напомним, весной текущего года Ростех принял решение возродить знаменитое предприятие в связи с реализацией масштабного социокультурного проекта по созданию творческого индустриального кластера, который будет открыт на базе имущественного комплекса завода «Октава». Проект реализуется при активной поддержке губернатора Тульской области Алексея Дюмина и является одним из ключевых в рамках развития города и региона.

Основанный в 1927 году тульский завод является единственным в стране разработчиком и создателем электроакустического оборудования как для гражданских целей, так и для оборонно-промышленного комплекса. В июне 2017 года тульский завод был передан в прямое управление Госкорпорации Ростех. Особый контроль обусловлен критическим состоянием предприятия. После полученного убытка по итогам 2016 года (19 млн рублей) финансовые показатели первого полугодия 2017 года подтвердили отрицательный тренд: выручка завода составила 99 млн рублей, а убыток – 13 млн рублей.

МОСКВА, Ростех
1