Радиолокационные комплексы небо м ниобий. Преимущества комплексов «Небо-М» в противоракетном звене ВКС РФ: незаменимые помощники «Воронежей» и «Подлётов

Межвидовой радиолокационный комплекс «Небо-М» обнаружения аэродинамических и баллистических объектов на средних и больших высотах . Комплекс выполнен в блочно-модульном исполнении. Разработка комплекса по ОКР «Небо-М» велась ННИИРТ (г.Нижний Новгород) начиная с 1990-х годов. В 1999 г. принято решение о размещении модулей РЛК на шасси Брянского автозавода (БАЗ). В 2008 г. в полном объеме изготовлен опытный образец модуля встроенного комплексированного вторичного радиолокатора (КВРЛ, ОКР «Небо-М»).

В 2008 г. с положительным результатом завершен первый этап предварительных испытаний опытного образца РЛС 55Ж6М «Небо-М» в составе метрового радиолокационного модуля РЛМ-М и кабины управления КУ РЛК. В 2009 г. проведены полигонные испытания и на государственные испытания предъявлен опытный образец РЛК 55Ж6М в комплектации РЛМ-М (метровый модуль РЛС), РЛМ-Д (дециметровый модуль РЛС) и КУ РЛК (кабина управления РЛ-комплекса) с модулем встроенной вторичной РЛС (КВРЛ).

Согласно протоколу №13 от 18.03.2010 г. подведения итогов конкурса на поставку опытного образца РЛК, конкурс проводился Министерством обороны России, победитель — ННИИРТ. В 2010 г. завершен первый и начат второй этап государственных испытаний опытного образца по ОКР «Небо-М», выполнен этап корректировки рабочей конструкторской документации по результатам первого этапа госиспытаний.

В 2011 году госиспытания опытного образца РЛК 55Ж6М завершены с положительным результатом. Проведен этап корректировки РКД по результатам испытаний с переводом в литеру О1. Контракт на поставку первого серийного комплекса 55Ж6М (1 комплект) подписан ННИИРТ с Министерством обороны России весной 2010 г. В рамках Гособоронзаказа-2011 ННИИРТ ведется серийное производство — выполнялась номенклатурная позиция производственного плана по изготовлению изделия 55Ж6М. В 2011 г. поставки изделий заказчику не осуществлялись. 10 августа 2012 г. образец комплекса под названием 55Ж6МЕ «Небо-МЕ» показан на выставке техники в Раменском, посвященной 100-летию ВВС России.

Метровый модуль РЛС РЛМ-М комплекса РЛС 55Ж6МЕ «Небо-МЕ», Раменское, выставка к 100-летию ВВС России, 10 августа 2012 г.

Дециметровый модуль РЛС РЛМ-Д комплекса РЛС 55Ж6МЕ «Небо-МЕ», Раменское, выставка к 100-летию ВВС России, 10 августа 2012 г.

Сантиметровый модуль РЛС РЛМ-СЕ комплекса РЛС 55Ж6МЕ «Небо-МЕ», Раменское, выставка МАКС-2013, 28.08.2013 г .

Кабина управления КУ РЛК комплекса РЛС 55Ж6МЕ «Небо-МЕ», Раменское, выставка к 100-летию ВВС России, 10 августа 2012 г.

Комплекс «Небо-М» обеспечивает определение трех координат целей. В комплексе использованы средства обнаружения со значительными зонами обнаружения малоразмерных и малозаметных целей, в т.ч. выполненных по технологии stealth. Для РЛК характерно малое время завязки трасс по высокоскоросным целям, высокий темп обновления и выдачи информации, в т.ч. по скоростным и маневрирующим целям, большие дальности обнаружения пусков баллистических ракет, большие потолки в режиме сопровождения баллистических целей.

Рисунок-фотомонтаж со средствами РЛК 55Ж6М «Небо-М», вдали — модуль КУ РЛК, слева-направо модули — РЛМ-С, РЛМ-Д и РЛМ-М.

Средства РЛ-комплекса 55Ж6МЕ «Небо-МЕ», Раменское, выставка к 100-летию ВВС России, 10 августа 2012 г.

Высокая мобильность РЛК обеспечивается:
— размещением каждой РЛМ (радиолокационный модуль) на одной транспортной единице высокой проходимости;
— встроенным источником энергоснабжения мощностью 100 кВт у каждой РЛС;
— размещение аппаратуры во вращающемся контейнере (отсутствуют кабельные соединения внутри РЛМ);
— гидравлическими системами свертывания-развертывания полотен антенных решеток и горизонтирования платформ;
— радиоканалом управления и обмена информацией между модулями с полным исключением межкабинных кабельных соединений;
— автоматической системой навигации и топопривязки с использованием систем GPS и ГЛОНАСС.

Каждый РЛМ представляет собой многофункциональную трехкоординатную РЛС на базе активной твердотельной ФАР. Приемо-передающие и приемные модули расположены на антенне в непосредственной близости от излучателя, что значительно увеличивает надежность приемопередающего устройства. Наличие в каждом приемопередающем модуле фазовращателя позволяет обеспечить работу как в режиме кругового обзора с механическим вращением антенны, так и в режиме секторного обзора.

Состав комплекса:
— РЛМ-М — РЛС метрового диапазона на шасси БАЗ-6909-015;
— РЛМ-Д — РЛС дециметрового диапазона на шасси БАЗ-6909-015;
— РЛМ-С — РЛС сантиметрового диапазона, вероятно, так же на шасси БАЗ-6909-015;
— КУ РЛК — кабина управления РЛ-комплекса с модулем встроенного комплексированного вторичного радиолокатора (КВРЛ) на шасси БАЗ-6909-015. Вторичный радиолокатор обеспечивает работу в режимах международной и отечественной систем вторичной радиолокации RBS/УВД, отечественной и зарубежных систем опознавания.

Шасси средств РЛК — БАЗ-6909-015
Колесная формула — 8 х 8
Грузоподъемность — до 22 т
Время развертывания (свертывания) средство комплекса — 15 мин.
Средняя наработка на отказ — 1000 часов.

(ННИИРТ). Выпускалась в версиях для войск противовоздушной обороны и для сухопутных войск. В варианте ПВО антенная система сложнее, время монтажа и демонтажа значительно, возможности станции больше. В варианте для сухопутных войск антенная система упрощена для повышения мобильности.

«Небо»

войск ПВО страны .

«Небо-СВ»

РЛС метрового диапазона волн для сухопутных войск .

«Небо-М»

«Небо-М» 55Ж6М (экспортная версия «Небо-МЕ» 55Ж6МЕ) - новый трехдиапазонный комплекс с раздельными РЛС сантиметрового (модификация РЛС 64Л6 «Гамма-С1 »), дециметрового (модификация РЛС «Противник-Г ») и метрового диапазонов (модификация РЛС «Небо-СВУ»). Предположительное начало поставок в ВС России 2012 год.

На вооружении других стран

«Небо-СВУ» находится на вооружении Ирана .

Напишите отзыв о статье "Небо (РЛС)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Небо (РЛС)

– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]

Ульяновский механический завод (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей») представлял на форуме «Армия-2017» РЛС 1Л119 «Небо-СВУ".

Радиолокационная станция «Небо-СВУ» (1Л119) предназначена для автоматического обнаружения, измерения координат и сопровождения широкого класса современных воздушных объектов: самолетов стратегической и тактической авиации, авиационных ракет типа «АСАЛМ», малоразмерных целей, малозаметных целей, в частности, выполненных по технологии «СТЕЛС""

Первая в мире мобильная РЛС 1Л119 метрового диапазона волн с цифровой пространственно-временной обработкой радиолокационных сигналов обеспечивает автоматическое обнаружение, измерение трех координат и сопровождение широкого класса современных и перспективных воздушных объектов — самолетов стратегической и тактической авиации: авиационных ракет типа АСАЛМ, малоразмерных целей (боевых блоков ГЗКР), малозаметных целей, в том числе выполненных по технологии «Стелс», а также распознавание классов целей, определение госпринадлежности (ОГП), пеленгацию постановщиков активных помех.

Отличительными особенностями РЛС 1Л119 от аналогичных станций данного класса являются:

— наличие твердотельной активной фазированной активной антенной решетки (ФАР) с аналого-цифровым преобразованием принимаемых сигналов;

— полностью цифровая первичная пространственно-временная обработка сигналов;

— гибкая адаптация системы обработки сигналов к помеховой обстановке и техническому состоянию станции;

— высокоэффективная цифровая селекция движущихся целей (СДЦ), обеспечивающая устойчивую проводку ВО в интенсивных гидрометеообразованиях и преднамеренных пассивных помехах;

В составе станции:

— антенно-аппаратный пост (ААП) на полуприцепе ЧМЗАП 9907.2;

— дизельная электростанция (ДЭС) ЭД 2×30-Т400-1РА1М4 (или ЭД 2×30-Т400-1РА1М6) на шасси автомобиля «Урал» или ЭД 2×30-Т400-1РА1М5 (или ЭД 2×30-Т400-1РА1М7) на шасси автомобиля КамАЗ;

— запасное имущество ЗИП-О.

Дополнительно станция комплектуется выносным индикаторным постом (ВИП) в контейнере КК6.2 на автомобиле «Урал-532361» повышенной проходимости либо в отдельной таре (ящиках), а также дополнительным имуществом для сопряжения РЛС со средствами ПВО заказчика и ЗИП-Г для проведения ремонта агрегатным методом.

Контейнер ВИП оборудован местами отдыха, что позволяет обеспечить постоянное чередование смен расчетов для непрерывной работы РЛС, особенно в полевых условиях

Цифровое управление пространственным положением диаграммы направленности антенны исключает необходимость изменения углового положения полотна АС в вертикальной плоскости. Такое техническое решение обеспечивает обнаружение не только аэродинамических ВО, летающих на высотах, не превышающих 30 000 м, но и баллистических, которые в полете могут достигать высот до 150 км.

Одно из преимуществ станций метрового диапазона волн — возможность обнаружения ВО, изготовленных по технологии «Стелс» либо имеющих малую эффективную поверхность рассеяния (ЭПР). Даже в режиме работы РЛС «Небо-СВУ» с 50-процентной мощностью излучения беспилотный летательный аппарат (БПЛА) с ЭПР = 0,1 кв. м обнаруживается и сопровождается на дальностях более 100 км.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЛС 1Л119 И 1Л13

Характеристика РЛС 1Л119 РЛС 1Л13
Дальность обнаружения воздушных целей типа «истребитель"(ЭОП 2,5 м2),км, не менее: при высоте полета
100 м 25
500 м 60
10000 м 270 250
20000 м 360
Верхняя граница зоны обнаружения: в режиме дежурного регулярного кругового обзора, не менее
по высоте, км 40
по углу места, град 15
в режиме сопровождения целей
по высоте, км 140
по углу места, град 45
Точность измерения координат:
по дальности, м 100 400
по азимуту, угловых мин. 20 40
по углу места (для углов более 5), град 1,5
Помехозащищенность:
коэффициент подавления местных предметов, дБ 45 45
коэффициент подпомеховой видимости, дБ 30
коэффициент подавления АШП, дБ 24
Защита от «слепых скоростей» имеется
Вид выходной информации аналоговая, координатная, трассовая аналоговая, координатная
Количество сопровождаемых целей, не менее 100 60
Период обновления данных, с 20, 10 и 5 10
Среднее время наработки на отказ аппаратуры РЛС, час, не менее 600 250
Количество транспортных единиц, шт. 2 (3 с ВИП) (без УВ*)

История создания

Подвижная двухкоординатная РЛС кругового обзора метрового диапазона "Небо-СВ" (1Л13) предназначалась для обнаружения, опознавания воздушных целей и выдачи их координат (дальности и азимута) на сопрягаемые с ней пункты обработки РЛИ (пункты управления) радиолокационеных рот (постов) ПОРИ-П1 из состава радиотехнических бригад и батальонов и КП зенитных ракетных бригад войск ПВО СВ. Предполагалось также использовать эту станцию в ВВС и в Войсках ПВО (страны).

Разработка РЛС КО "Небо-СВ" проводилась в соответствии с Решением Государственной комиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 27 августа 1981 г. по ТТЗ ГРАУ МО и дополнению к нему.

Эти ТТЗ разрабатывали сотрудники ГРАУ и 3 НИИ МО Д. И. Носов, А. П. Горин, Ю. Г. Сизов, С. Ф. Снопко, П. 3. Белоногов и другие с участием сотрудников Управления начальника войск ПВО СВ.

Разработчиком РЛС "Небо-СВ" являлся Горьковский научно-исследовательский институт радиотехники (ГНИИРТ) Минрадиопрома (главный конструктор станции И. Г. Крылов).

Состав

РЛС "Небо-СВ" в боевом положении © НИТЕЛ
РЛС "Небо-СВ" в походном положении © НИТЕЛ
Антенно-поворотное устройство (кабина АПУ) РЛС "Небо-СВ" в боевом положении
Схема антенно-поворотного устройства (кабины АПУ) РЛС "Небо-СВ" в боевом положении © Невский Бастион
Аппаратный модуль (кабина АП) на переднем плане, далее расположены наземный радиолокационный запросчик (НРЗ) и кабина АПУ РЛС "Небо-СВ" на выставке в Нижнем Новгороде © Невский Бастион
Наземный радиолокационный запросчик (НРЗ) в боевом положении на выставке в Нижнем Новгороде © Невский Бастион

РЛС 1Л13 представляла собой подвижную когерентно-импульсную радиолокационную станцию, размещенную на четырех транспортных единицах (три автомобиля типа "Урал" и прицеп типа 2-ПН-4М).

На первом автомобиле (кабина АП) была размещена приемо-передающая аппаратура, аппаратура защиты от помех, индикаторная аппаратура, аппаратура автосъема и передачи РЛИ, имитации, связи и документирования, сопряжения с потребителями РЛИ, функционального контроля и непрерывной диагностики, аппаратура НРЗ (кроме антенно-поворотного устройства), источники вторичного питания и аппаратура жизнеобеспечения. На втором автомобиле (кабина АПУ) было размещено антенно-поворотное устройство (АПУ) РЛС. На третьем автомобиле размещалась серийная дизельная электростанция типа ЭД2хЗО-Т230П-ЗРА. АПУ НРЗ и кабели сопряжения располагались на указанном прицепе, который буксировался первым или третьим автомобилем. РЛС могла доукомплектовываться двумя выносными индикаторами кругового обзора и кабелями сопряжения с потребителями РЛИ.

Антенная система РЛС состояла из основной антенны, представлявшей собой плоскую эквидистантную решетку из 72 излучателей, и дополнительной трехэлементной решетки, установленной с обратной стороны основной антенны. В основной антенной решетке имелось шесть пассивно сформированных фрагментов, соединенных с антенными коммутаторами.
Эхо-сигналы, принятые фрагментами решетки, через антенные коммутаторы поступали на широкополосные усилители высокой частоты, а затем на диаграммообразующую схему (ДОС), где соответствующим сложением сигналов шести фрагментов основной решетки формировался основной и два компенсационных канала для защиты РЛС от активных шумовых помех (АШП) по боковым лепесткам ДНА. Третий компенсационный канал для защиты от АШП со стороны задней полусферы формировался с помощью дополнительной (задней) антенны.

Сигналы с выходов ДОС через токосъемник, систему усиления, преобразования частоты и устройство нормирования динамического диапазона помех поступали на трехканальный автокомпенсатор АШП и через компенсатор - на аппаратуру индикации помеховой обстановки.
Заданная для станции зона обзора в угломестной плоскости обеспечивалась путем оперативного электромеханического наклона антенной решетки в вертикальной плоскости на фиксированные углы - 0, +9 и +13°. Основной режим работы - наклон антенны под углом +9°.

Передающая система РЛС состояла из возбудителя, предварительного широкополосного усилителя (ПШУ), модулятора и мощного широкополосного усилителя (МШУ). В возбудителе производилось преобразование эталонного сигнала фиксированной длительности, манипулированного кодом Баркера, с промежуточной частоты на одну из рабочих частот РЛС. Выходной сигнал возбудителя усиливался в ПШУ, а затем в МШУ. МШУ был выполнен на широкополосном эндотроне. В РЛС было установлено два эндотрона - основной и резервный. Время переключения с основного эндотрона на резервный - 8 мин. Было возможно экстренно осуществить переключение за 3 мин.

С выхода автокомпенсатора АШП сигналы в аналоговом виде поступали на два (синфазный и квадратурный) фазовых детектора и два аналого-цифровых преобразователя (АЦП). Преобразованные в цифровую форму сигналы поступали в аппаратуру СДЦ и далее в аппаратуру оптимальной фильтрации, где обеспечивалось сжатие полезного сигнала до длительности одного кванта (3,3 мкс), и затем в некогеретный накопитель.

Аппаратура СДЦ была выполнена на базе цифрового режекторного фильтра с устройством автокомпенсации доплеровского сдвига частоты пассивной помехи на входе фильтра. На выходе фильтра по данным схемы межобзорного картографирования помех осуществлялась автоматическая стабилизация уровня ложных тревог.

С некогерентного накопителя сигналы поступали в систему автосъема информации, а через АЦП ~ на индикатор кругового обзора (ИКО).

В состав системы автосъема входили устройство первичной обработки сигналов, спецвычислитель, устройство стробирования, аппаратура сопряжения с потребителями РЛИ и телекодового обмена цифровой информацией между РЛС и этими потребителями (ПОРИ-П1 и др.). Эта система осуществляла измерение и кодирование координат целей с учетом их высоты (угла места), получаемой от сопряженного со станцией радиовысотомера (ПРВ-13, ПРВ-16, ПРВ-17) и выдавала их потребителям и на ИКО, два из которых были выносными. В РЛС 1Л13 были реализованы следующие виды съема информации: визуальный - по координатной сетке ИКО, ручной - с использованием маркера, полуавтоматический - с замещением координат маркера на ближайшую контрольную точку автомата и автоматический.

Имитатор станции позволял производить тренировки расчета РЛС, формируя сигналы до 20 своих и чужих целей, сигналы опознавания и различные виды помех.

Аппаратура опознавания состояла из серийно выпускаемого НРЗ с антенно-поворотным устройством также от серийного запросчика.

При импульсной мощности 120 кВт, чувствительности приемника -103 дБ/Вт и ширине ДНА по азимуту 6° РЛС 1Л13 обеспечивала в режиме "Основной луч" (при угле наклона антенны 9°) обнаружение самолета-истребителя в беспомеховой обстановке с вероятностью 0,8 в зоне с границами:
по дальности:
на высотах:
100 м............................. 22,5-27,5 км;
500 м............................. 45-57 км;
10000 м........................... 236-273 м;
27000 м........................... 335-425 км;

по азимуту.......................... 360°;
по углу места........................ 25-29°;
по высоте (без провалов) ............. от 23 до 42,5 км.

В режиме "Нижний луч" (при угле наклона антенны 0°) дальность обнаружения цели под малыми углами места возростала до 29 км на высоте 100 м и до 278 км на высоте 10000 м.

В режиме "Верхний луч" (при наклоне антенны на 13°) обеспечивалось увеличение верхней границы зоны обнаружения по углу места до 30".

При воздействии на станцию активных шумовых, пассивных и комбинированных помех заданных уровней дальность действия РЛС по цели на высоте 10000 м не снижалась более чем до 200 км. В станции обеспечивалась поимпульсная перестройка рабочей частоты при воздействии прицельных помех.

Коэффициент подпомеховой видимости цели на фоне отражений от местных предметов составлял не менее 50 дБ.

Среднеквадратические ошибки измерения координат цели не превышали 600 м по дальности и 1° по азимуту. Ошибки измерения угла места (высоты) цели определялись точностью сопряженного с РЛС радиовысотомера.

Разрешающая способность станции на расстоянии более 50 км составляла по дальности не более 1000 м и по азимуту 6°. По углу места (высоте) цели разрешались в соответствии с возможностями сопряженных со станцией радиовысотомеров.

Период кругового обзора станции составлял 10 с или 20 с. В режиме автосъема информация могла быть получена не менее чем о 50 целях.

Время развертывания станции составляло 40 мин, а время включения при работающей электростанции - 3 мин.

Боевой расчет станции состоял из 6 чел.

Испытания

Указанные ТТХ станции "Небо-СВ", соответствующие требованиям к ней, были подтверждены результатами государственных полигонных испытаний станции на Донгузском полигоне (начальник полигона А. И. Черпита, его заместитель О. П. Сябрюк, начальник ведущего отдела Г. В. Ивасенко) в январе-июне 1985 г.

Этими испытаниями руководила комиссия, которую возглавлял Г. Г. Павличенко. В комиссию входили А. П. Горин, В. Е. Батанов, П. 3. Белоногов, С. С. Скрынников, И. Г. Крылов, М. А. Медов и другие представители МО СССР и промышленности.

В анализе результатов испытаний участвовали сотрудники полигона, промышленности, 3 НИИ МО, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений войск ПВО СВ и Войск ПВО (страны), ВВС.

Принятие на вооружение

В 1986 г станция 1Л13 была принята на вооружение войск ПВО СВ, Войск ПВО и ВВС.

Серийное производство станции было организовано в Производственном объединении "Горьковский телевизионный завод" (АО "НИТЕЛ" в настоящее время) Минрадиопрома.

В создание достаточно совершенной и мобильной РЛС дежурного режима "Небо-СВ", используемой в трех видах Вооруженных Сил нашей страны, вложен большой труд инженеров и конструкторов ГНИИРТ, которых возглавлял И. Г. Крылов. Наибольший вклад в создание станции внесли сотрудники этого института Е. П. Корякин, М. А. Медов, М. А. Островский, Л. А. Рожанский, В. А. Лазарев и другие.

Разработке этой станции содействовало военно-научное сопровождение ее сотрудниками 3 НИИ МО Ю. Г. Сизовым, С. Ф. Снопко, П. 3. Белоноговым.

Станция "Небо-СВ" стала основным средством разведки воздушного противника в ПВО СВ, образуя дежурное радиолокационное поле в оперативном звене войсковой ПВО. Высокие боевые и эксплуатационные характеристики этой станции неоднократно подтверждались на различных учениях и при несении боевых дежурств формированиями ПВО СВ в составе групп наших войск за рубежами бывшего СССР. Современные элементная база и технические решения, заложенные в станцию, в сочетании с указанными ТТХ РЛС 1Л13 позволяли станции быть конкурентоспособной с зарубежными станциями подобного назначения.

Тактико-технические данные

РЛС
Дальность обнаружения, км:
- на предельно малой высоте

Ми-28Н ударный вертолет «Ночной охотник».

Комплекс 55Ж6М - новейшая разработка российских конструкторов. По своим техническим возможностям он способен заменить в случае необходимости практически любое из существующих в настоящее время подразделений подобного класса. Современных мировых аналогов комплекс на сегодняшний день не имеет.

Мобильный межвидовой многодиапазонный РЛК «Небо-М» (экспортное обозначение 55Ж6МЭ) больших и средних высот представляет собой систему взаимосвязанных блочно-модульных элементов, размещенных на четырехколесных шасси повышенной проходимости. Он способен определить координаты цели по удаленности, высоте и углу места. 55Ж6М предназначен для обнаружения всех существующих, а также перспективных средств воздушного и космического нападения (баллистические и гиперзвуковые КР, самолеты, вертолеты и беспилотные пилотируемые ЛА всех типов и т. п.). Его второе назначение - наведение на выявленные цели средств поражения, стоящих на вооружении российских ПВО/ПКО малой и средней дальности. Министерство обороны России заказало 100 таких станций.

Структура.
Комплекс состоит из четырех машин: трех крупногабаритных РЛМ (РЛМ-М, РЛМ-Д, РЛМ-С) с активной фазированной антенной решеткой (ФАР), работающих в метровом (УКВ), дециметровом (L) и сантиметровом (C/X) диапазонах, кабины управления РЛК (командный и информационный модули). РЛМ-М предназначена для поиска и обнаружения малоразмерных целей. РЛМ-С и РЛМ-Д служат для их сопровождения и последующего наведения на них ракет. В состав бортовой аппаратуры кабины управления интегрирован комплексированный вторичный радиолокатор. Его наличие обеспечивает работу комплекса в режимах как отечественной, так и международной систем УВД/ RBS (вторичной радиолокации) опознания. Все средства обнаружения и наведения «Небо-М» обладают большими зонами обнаружения малозаметных и малоразмерных целей. Это оборудование размещено на четырехосных колесных шасси БАЗ-6909-015.

Конструкция и применение.
Конструктивно РЛК способен работать независимо в трех основных режимах (одном из трех), а в адаптивном варианте - во всех трех диапазонах одновременно, максимально используя достоинства длин волн каждого диапазона от метровых до сантиметровых.

Одно из его важнейших достоинств - реализованная в конструкции возможность устойчивой работы радара в УКВ-диапазоне. Это связано с тем, что широко применяемые в настоящее время технологии «стелс» почти полностью теряют в нем свою эффективность, так как законцовки крыла и стабилизаторы самолетов по своим геометрическим размерам близки к данному диапазону радиоволн.

Комплекс «Небо-М» обладает минимальным временем завязки трасс по целям, особенно высокоскоростным, значительным темпом выдачи и обновления информации, в том числе по маневрирующим и высокоскоростным це­лям. 55Ж6М способен засекать пуски БР на очень больших дальностях и имеет значительные потолки при работе в режиме сопровождения выявленных баллистических целей.

Особенности.
У нового комплекса удалось достигнуть высокой мобильности благодаря использованию новых технических решений. Важнейшими из них являются размещение радиолокатора каждого диапазона на отдельном шасси высокой проходимости, наличие встроенного автономного источника энергоснабжения на каждом агрегате, размещение комплектов аппаратуры и оборудования во вращающихся контейнерах, отсутствие внутренних кабельных соединений РЛМ, применение гидравлических систем развертывания/свертывания антенных решеток. К техническим особенностям относятся также применение гидравлических систем горизонтирования и стабилизации платформ, реализация радиоканала обмена информацией и управления модулями (это позволило полностью отказаться от межкабинных кабельных соединений), наличие автоматической системы топопривязки и навигации, включая спутниковые (ГЛОНАСС и GPS).