Порядок проведении закупок по 223 фз. Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Закупки по правилам Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Сафохина Е.С.)

Дата размещения статьи: 15.04.2016

Ряд организаций в Российской Федерации осуществляют торги по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Так, на сайте zakupki.gov.ru можно найти информацию о торгах не только по Закону N 44-ФЗ, но и по Закону N 223-ФЗ.

Рассмотрим особенности осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также отличия этого способа от закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Действие Закона N 223-ФЗ распространяется на следующие категории заказчиков:

Государственные корпорации;

Государственные компании;

Субъекты естественных монополий;

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;

Государственные унитарные предприятия;

Муниципальные унитарные предприятия;

Автономные учреждения;

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;

Бюджетные учреждения.

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения осуществляют закупки на средства субсидии на выполнение государственного задания по правилам Закона N 44-ФЗ. Однако согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения могут использовать "двойной" режим закупок: закупки, осуществляемые за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, могут быть проведены в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Итак, Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы организации закупок. Одно из главных его требований состоит в том, что заказчик должен принять и разместить на сайте zakupki.gov.ru положение о закупке, утвержденное для организации в установленном порядке (далее - Положение). Положение - это основной документ, который регламентирует порядок осуществления закупки: он должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Учитывая огромную роль данного документа, еще до подачи заявки нужно изучить Положение того заказчика, в торгах которого поставщик хочет принять участие.

Не существует единых требований к разработке Положения. Каждая организация составляет его самостоятельно с учетом особенности своей деятельности. В то же время согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ не всегда руководитель данной организации сам утверждает его. Некоторые заказчики составляют Положение подобно нормам Закона N 44-ФЗ, в то время как другие используют все возможности, предоставленные Законом N 223-ФЗ.

В системе закупок по Закону N 223-ФЗ можно выделить несколько особенностей по сравнению с Законом N 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации основными процедурами являются аукцион и конкурс. Их исключение из Положения недопустимо. Помимо данных процедур заказчик имеет право осуществлять закупки любыми иными способами: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и т.д.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Это основное правило прямо прописано в Законе N 223-ФЗ.

Согласно Закону N 44-ФЗ (ст. 33) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя. При осуществлении закупок по правилам Закона N 223-ФЗ заказчик имеет право закупать конкретный определенный товар с указанием его марки и модели. Такие закупки не являются нарушением, если не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

В Законе N 223-ФЗ существует свой Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме". Он распространяется на любой способ осуществления закупки помимо аукциона. При этом иных требований к проведению процедур в электронной форме Закон N 223-ФЗ не содержит. Так, Закон не запрещает проводить электронные закупки с использованием собственных программно-аппаратных средств заказчика.

В Положении может быть расширен перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика. Законодатель допускает два случая закупки у единственного поставщика: небольшая сумма закупки и закупка при наличии определенных обстоятельств. Исходя из смысла п. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ "малая закупка" - эта закупка на сумму, не превышающая 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика составляет более 5 млн руб.). К определенным обстоятельствам заказчик может отнести те положения, которые важны организации. Например, закупка услуг по обслуживанию автотранспорта или услуг страхования и т.д. Таким образом, заказчик имеет право значительно расширить перечень оснований закупки у единственного поставщика по сравнению со ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе по правилам Закона N 44-ФЗ. Согласно указанному Постановлению основные критерии - стоимостные. Закон N 223-ФЗ не регламентирует порядок оценки заявок и таким образом предоставляет свободу заказчикам установить свои правила. В том числе заказчик и вовсе может не учитывать стоимостные критерии при оценки заявок.

При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков. Подобные реестры ведутся как в соответствии с Законом N 223-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В извещении заказчик может указать как оба реестра, так и один из них.

Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2015 г. N Д28и-2884 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" сумма, предусмотренная контрактом, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должна быть уплачена победителю закупки в установленном контрактом размере независимо от применения исполнителем упрощенной системы налогообложения или уплаты исполнителем НДС.

В то же время согласно Положению конкретного заказчика может быть предусмотрено, что начальная цена контракта формируется без учета НДС, и, как следствие, предложения поставщика подается без учета НДС. А при заключении контракта цена может быть скорректирована в зависимости от налогового режима победителя.

Закон N 223-ФЗ предусматривает, что по результатам проведения закупки заказчик может заключить договоры с несколькими поставщиками, тем самым разделить запланированный объем ТЗ "зонтичная закупка".

Итак, с одной стороны, Закон N 223-ФЗ предоставляет большие возможности заказчику для осуществления закупок. Однако, с другой стороны, ФАС все чаще фиксирует случаи нарушения заказчиком собственного Положения. Положение о закупке обязательно для исполнения как заказчиком, так и поставщиком.

Закупки по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru). Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.

Открытый конкурс по 223-ФЗ

Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ

Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.

Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).

Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:

  • Запрос цен
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок
  • Конкурентные переговоры
  • Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.

Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.

Приоритет российских товаров по 223-ФЗ

С 1 января 2017 вступило в силу Постановление Правительства №925, о приоритете товаров, работ и услуг российского происхождения .

Планы закупок по 223-ФЗ

Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. Вы можете ознакомиться с планами закупок по 223-ФЗ по ссылке .

Помощь по 223-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 223-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам. Мы с радостью

Не так давно на территории нашего государства стал вводиться закон ФЗ 223. Этот закон 223 касается всего, что хоть как-то связано с осуществлением государственных закупок. Основным целями и задачами нового Федерального закона под номером 223 (223 закон о закупках) являются:

  • открытость закупок для широкой массы общественности. Любой потенциальный поставщик работ, товаров, услуг должен иметь доступ к информации о проводимых и планируемых закупках, из любой точки нашего государства.
  • отсутствие необоснованной и ограниченной конкуренции, принципами равноправия и справедливости между всеми участниками торгов в рамках государственных закупок (223 закон).
  • эффективное расходование бюджетных средств, открытость и контроль над расходованием целевых активов, направленных на реализацию поставленных целей.
  • отсутствие непреодолимых требований заказчика по отношению к поставленным задачам, заказчик должен кратко и понятно излагать требуемые работы, услуги, товары, при этом не должен необоснованно усложнять спецификацию.

Дополнительная информация по 223 закону

223 закон о закупках содержит с вебе так же следующую информацию. Извещение по таким процедурам торгов как конкурс и аукцион в электронной форме должно размещаться на официальном сайте не позже чем за двадцать дней до даты окончания принятия заявок. Победителем в торгах признается участник, предложивший наилучшие условия по выполнению контракта или предложивший наименьшую цену.Закон 223 ратует за то, чтобы государственные торги были честными и открытыми, чтобы принять участие в них могла позволить себе любая желающая организация. Поэтому закон 223 ФЗ и прописывает пункты, относительно регистрации на соответствующем сайте госзакупок.

Также существует перечень работ, товаров услуг по 223 закону в рамках, которых можно проводить аукцион в электронной форме.

Участником торгов на право заключения контракта по 223-ФЗ может являться юридическое лицо, независимо от местоположения и уставного капитала, главное при этом то, что участник не может находиться в реестре недобросовестных поставщиков по Федеральному закону № 94. Если же вдруг по какой-то причине компания попадает в реестр недобросовестных несправедливо, то она имеет право оспорить такой приговор и обратиться по данному вопросу в суд.

Все условия проведения и оценки, указанные в извещении и в конкурсной или аукционной документации, равны для всех участников торгов.

Заказчик вправе установить приоритет на товары, произведенные на территории Российской Федерации.

Любой участник торгов имеет право обжаловать решении конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольном органе в срок указанный в 223 законе , если вдруг посчитает решение несправедливым по отношению к себе.

Всю информацию о закупках, а также о заключаемых контрактах можно найти в открытом и абсолютно бесплатном доступе на официальном сайте по размещению заказов. Для участников регистрация на сайте обязательна. Это обеспечивает в некоторой степени открытость торгов.

Любые изменение в законодательстве, которые могут повлиять на прохождения процедуры торгов, либо на процедуру заключения контракта, в обязательном порядке, размещаются в свободном доступе в сети Интернет. Все это помогает всегда быть в курсе дела и исключает возможность такой ситуации, в который компания оказывается попросту не знала о произошедших изменениях.

В итоге хочется отметить, что все перечисленные принципы и положения достаточно способствуют прохождению честных, открытых и не коррумпированных торгов, главное, чтобы все они исполнялись в соответствии с 223 законом. Введение этого закона должно оптимизировать торговые процессы государственного масштаба, в которых так часто происходят коррупционные действия.

Немного истории: первыми были зарегулированы (и довольно жёстко) закупки бюджетных учреждений (потребляющих деньги из бюджета). Сначала это был 94-фз (запоминать не обязательно, больше мы про него говорить не будем),
теперь это 44-фз, в котором определены базовые понятия ("котировка", "аукцион", "конкурс" итп), (этим правилам и логике посвящена бОльшая часть ресурса сайт если в статье не указано иное).
223-фз это вторая половина госзаказа РФ, он регулирует закупочную деятельность предприятий(в основном) зарабатывающих деньги самостоятельно*.
Закупки 223-фз в любом случае основаны на базовых понятиях. Поэтому совершенно нелепо заниматься закупками 223-фз, не понимая базы. К сожалению, этот простой принцип не ведом некоторым заказчикам 223-фз которые размещают причудливые гибриды, в которых перепутано всё на свете.

    Субъекты 223-фз:
  • Госкорпорации,ГУПы,субъекты естественных монополий,
  • все компании в которых доля государственного участия превышает 50%,
  • а так же все дочерние и “внучатые” организации таких компаний,
  • некоторые (муниципальные) автономные учреждения.

Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой, данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти (таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой).
*Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по разным законам.
Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз,
НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).
Это средства полученные:

  • за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
  • за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ. и юр.лиц (за исключением средств ОМС).
В том числе любая "наличность" в кассе заведения (полученная от физ.лиц) естественным образом является внебюджетными средствами.

Для проведения закупок по 223-фз заказчики (в том числе бюджетные) должны принять и разместить в ЕИС:
1)Положение о закупках - документ в котором заказчик самостоятельно определяет все правила размещения своих заказов.
*В положение можно вносить изменения и через 10-ть дней после внесения проводить закупки по новым правилам.
2)План-график закупок на следующий календарный год (бюджетные заказчики размещают отдельно план-график закупок по 44-фз и план-график для 223-фз, если проводят такие закупки)
*в план-график можно и нужно вносить изменения в течении года, естественным образом.
Если размещение указанных документов не выполнено, то вся "внебюджетка" тратится по 44-фз.

Типовое положение (скачать pdf) для нужд АО с гос участием по версии РосИмущества
Если заказчик не АО и (или) не относится к РосИмуществу, он не обязан использовать именно это, но может взять за основу.

Обязанности заказчика 223-фз , которые нельзя изменить положением о закупках:

  • Извещения для конкурса и аукциона размещаются не менее чем за 20 дней до ОПЗ , а если заказчиком внесены изменения, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы до нового ОПЗ было не менее 15-ти дней.
  • Протоколы размещаются в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
  • Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, с отдельными сведениями о закупках у единственного поставщика. Без раскрытия самих поставщиков.

Возможности заказчиков 223-фз:

  • проводить закупки на любой существующей электронной площадке в том числе с платным участием (кроме пяти федеральных - у тех есть свои отделения для работы по 223-фз);
  • не размещать информацию в ЕИС о закупках дешевле 100 000 рублей для всех и дешевле 500 000 для заказчиков с выручкой за отчётный финансовый период свыше 5 млрд рублей;
  • в контракте может быть предусмотрено его изменение, в том числе при выполнении определённого объёма контракта;
  • применять Реестр недобросовестных поставщиков РНП по своему усмотрению (общий с 44-фз);
  • Все виды закупок могут быть проведены в электронной форме;
  • Если предумсмотреть в документации то извещения о закупках не являются публичными офертами. Заказчик имеет право отказаться от проведения закупки на любом её этапе;
  • Так же можно предусмотреть закупки у единственного поставщика на неограниченные суммы;

223-фз не регулирует отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валюты, драг.металлов, биржевых товаров,
  • закупками в области военно-технического сотрудничества,
  • отбором аудиторской организации,
  • договорами об электроэнергетике (обязательными для субъектов оптового рынка),
  • осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций,
  • услугами в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков,
  • экспортным кредитованием и инвестициями.

Уважаемые посетители блога! Приходит много вопросов и обобщив их решила написать статью об особенностях закупок по закону 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и плюсах данного Закона по сравнению с законом о Контрактной системе. Прежде чем начать работу Заказчик самостоятельно утверждает по которому в дальнейшем будет работать. Есть обязательные требования к Положению, которые необходимо прописать и о которых я уже писала в предыдущей статье. А теперь поговорим о плюсах закона.

При закупках по закону 223-ФЗ заказчики вправе указывать товарный знак без всяких указаний «или эквивалент».

Заказчики вправе прописывать любые способы закупок, которые считает нужным и даже те, которых нет в законе о Контрактной системе (44-ФЗ), но при этом они должны быть прописаны в утвержденном положении о закупках.

Нет требований к критериям оценки заявок и коэффициентам значимости (весомости) при проведении конкурсов, запросов предложений. Мы работаем по критериям которые сами установили в положении.

Не надо обосновывать начальную (максимальную) цену договора.

На любом этапе закупки заказчик вправе вносить изменения в договор (даже в заключенный), изменяя любые условия, в том числе изменяя сроки, цену, количество и т.д.

У заказчика нет обязанности привлекать экспертов при исполнении договора.

По результатам конкурентных закупок, при признании их несостоявшимися, нет необходимости осуществлять повторную процедуру или согласовывать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Обращаю Ваше внимание, что весь механизм закупок и действий должен четко быть прописан в Вашем Положении о закупках.

Но также надо учесть, что если заказчиком является бюджетное учреждение, то придется работать по двум законам. Это касается и планирования и отчетности.

Бюджетные учреждения, принявшие решение работать по внебюджетным средствам по закону 223-ФЗ должны поторопиться, утвердить и разместить на официальном сайте Положение о закупках и план закупок до 31 марта 2014 года, чтобы в 2014 году иметь возможность работать по данному закону.