Обеспечение безопасности при эпидемии презентация. Эпидемиология

МБОУ - гимназия №16 г.Орла Эпидемии

Г Орел 2012г

Г Орел 2012г

Преподаватель-организатор ОБЖ

Фурсов Юрий Владимирович

г Орел 2012г


Сформировать у учащихся цельное представление об инфекционных заболеваниях и пути распространения инфекций, ознакомить их с понятиями «эпидемия», «пандемия», а также с противоэпидемическими мероприятиями по защите населения.

  • Изучаемые вопросы задач:

1 Инфекционные болезни и пути их распространения.

2 Эпидемии и пандемии

3 Профилактические и противоэпидемические меры и защита населения


Контроль домашнего задания 1

  • 1) Работа у доски:
  • а) 1 учащийся заполняет таблицу «Причины возникновения пожаров»
  • б) 2 учащийся заполняет таблицу

«Правила поведения при лесном пожаре»

ситуации

возгорание

действия

Небольшой пожар

Сильный пожар


  • 2) Фронтальный опрос (контрольные вопросы):
  • А) Назовите основные места и сезонное время возникновение лесных и торфяных пожаров.
  • Б) Какие меры нужно применять по пожарной безопасности при нахождении в лесу и разведении костра?
  • В) Какие вы помните противопожарные мероприятия?

Новая тема: Эпидемии


Инфекционные болезни

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются различными возбудителями болезни


Возбудители инфекционных болезней

  • Бактерии
  • Вирусы
  • Грибки
  • Токсины (яды)

Группы инфекционных болезней

Инфекционные болезни человека

По способу передачи подразделяются

Инфекции дыхательных путей:

грипп, корь, скарлатина

Кишечные инфекции:

брюшной тиф, дизентерия, холера

Кровяные инфекции:

клещевой энцефалит, сыпной тиф, чума

Инфекции наружных покровов:

ВИЧ-инфекция, сифилис, сибирская язва


Пути передачи инфекций

1.Через предметы быта –

(сибирская язва, сифилис,

дизентерия)

2. Воздушным –

(грипп, туберкулез,

скарлатина)

3. Через воду, пищу –

(холера, ботулизм,

брюшной тиф)

4. Насекомыми –

(клещевой энцефалит,

сонная болезнь)


Периоды инфекционных болезней

  • Инкубационный период
  • Начальная стадия
  • Основное проявления болезни
  • Угасание болезни (выздоровление)

Эпидемия

Эпидемия -это широкое распространение какого-либо инфекционного заболевания и охватывает большое количество людей (чума, оспа, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп и тп).


Эпидемическая вспышка

Эпидемическая вспышка – возникновение инфекционной болезни в одном коллективе, на небольшой территории района города п т п.


Пандемия

Пандемия - характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территории всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира (например, холера, грипп).



Исторический экскурс в период эпидемий во времена средневековья


Грипп - как наиболее частое инфекционное заболевание

Возбудитель- вирус гриппа

(часто мутирующий, что

приводит к затруднению

его лечения)


1900-1903 H3N8 Умеренная эпидемия

1889-1890 H2N8 Тяжёлая эпидемия

1918-1919 H1N1 Тяжёлая пандемия (Испанский грипп)

1933-1935 H1N1 Средняя эпидемия

1946-1947 H1N1 Средняя эпидемия

1957-1958 H2N2 Тяжёлая пандемия (Азиатский грипп)

1968-1969 H3N2 Умеренная пандемия (Гонконгский грипп)

1977-1978 H1N1 Средняя пандемия

1995-1996 H1N1 Тяжёлая[источник не указан 55 дней]

и H3N2 пандемия (Птичий грипп)

2009-2010 H1N1 Умеренная пандемия (Свиной грипп)

годы подтип вид распространения



Грипп - как наиболее частое инфекционное заболевание

Самое частое и самое многочисленное инфекционное заболевание приводящее к эпидемическим ситуациям.

В мире в год заболевает 500млн чел. (2млн-умирают) Эпидемии гриппа поражают каждый год до 15% населения .

В России заражаются 25-42млн чел.

А какова ситуация в г Орле и в частности в гимназии №16 ? (выступление мед. работника).


Противоэпидемические меры

Эпидемический процесс - это процесс возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей при наличии трех факторов

Факторы

1.Возбудители 2 Механизм 3 Восприимчивые

болезни передачи люди к болезни

………… инфекции …………………

Грипп - как наиболее частое инфекционное заболевание


Противоэпидемические меры

Меры различны и зависят от типа инфекционной болезни.

Главное –

  • Все меры проводят специалисты санитарного, эпидемического надзора, врачи инфекционных кабинетов поликлиник.
  • Изолируются заболевшие люди от здоровых.
  • Изолируется и уничтожается очаг эпидемий
  • Повышается невосприимчивость населения к инфекциям: вакцинация, общение повышение защиты иммунитета


Закрепление темы

1.Какие мы должны принимать сами меры ежедневно, что бы снизить риск заболевания

инфекционными болезнями?

2.Выполнение заданий №1,3,5 в рабочей тетради стр. 45

3. Работа по группам: составление характеристики инфекционного заболевания и его профилактики

стр. 47, в учебнике стр. №137-140

рабочей тетради по обж за 7 класс Репина

4. Подведение итогов

5.Выставление оценок

Cлайд 1

Cлайд 2

Эпидемия - это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости Эпидемия, как ЧС, обладает очагом заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, или территорией, в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни.

Cлайд 3

В основе обусловленной социальными и биологическими факторами эпидемии лежит эпидемический процесс, то есть непрерывный процесс передачи возбудителя инфекции и непрерывная цепь последовательно развивающихся и взаимосвязанных инфекционных состояний (заболевание, бактерионосительство).

Cлайд 4

Иногда распространение заболевания носит характер пандемии, то есть охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях. Сравнительно высокий уровень заболеваемости может регистрироваться в определенной местности длительный период. На возникновение и течение эпидемии влияют как процессы, протекающие в природных условиях (природная очаговость, эпизоотии и т.д.) так и главным образом социальные факторы (коммунальное благоустройство, бытовые условия, состояние здравоохранения и т.д.).

Cлайд 5

Пути распространения инфекции В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть: - водный и пищевой(при дизентерии и брюшном тифе); - воздушно-капельный (при гриппе); - трансмиссивный (при малярии и сыпном тифе). Зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции

Cлайд 6

Эпидемии - одно из самых губительных для человека опасных природных явлений. Статистика свидетельствует о том, что инфекционные заболевания унесли больше человеческих жизней, чем войны. Холера, картина 1866 года

Cлайд 7

Некоторые инфекционные заболевания свойственны только людям, некоторые являются общими для человека и животных: сибирская язва, сап, ящур, пситтакоз, туляремия и др.

Cлайд 8

Cлайд 9

Грипп «испанка» (1918 - 1919 гг.) Жесточайшая эпидемия гриппа, которая, вероятно, началась в Америке и распространилась на остальные континенты. Такому быстрому распространению способствовала высокая вирулентность штамма вируса гриппа и война. Наверное, нет нужды подробно объяснять роль последнего фактора в быстром межконтинентальном распространении болезни. По подсчетам, это поветрие за полгода унесло от 50 до 100 млн. жизней. К тому же, гриппом тогда болели не только дети или пожилые люди, но и трудоспособное молодое население. Его доля составляла почти 8%. Сравните эти цифры с количеством населения на тот момент - 1,8 млрд. Ученые спрогнозировали, что если бы такая пандемия возникла сегодня, то жертвами ее стали бы 350 млн. человек. Больницы не смогли бы справиться с большим наплывом больных, не всем была бы оказана медицинская помощь.

Cлайд 10

«Черная смерть»XIV-XV века (последующие вспышки вплоть до XVIII в.) Такое название дали бубонной чуме, которая за века унесла около трети тогдашнего населения Европы - 34 млн. человек. Столько же жертв чумы было в Китае и Индии. Эпидемия не обошла и Ближний Восток. За 1348-1349 г.г. в Сирии от болезни погибло 400 тыс. человек; многие умерли и в странах Африки. Можно утверждать, что чума за 100 лет забрала 100 млн. жизней. Столько же погибли от «испанки», но только в течение полугода! Чуму вызывает возбудитель Y.pestis. Она имеет три формы: бубонная, легочная и септическая. Из-за сходства клиники к жертвам чумы могли быть зачислены больные, которые на самом деле умерли от сибирской язвы или геморрагических лихорадок. Поэтому целиком и полностью списывать средневековые эпидемии на чуму нельзя.

Cлайд 11

Малярия До сих пор Малярия остается опаснейшим убийцей. Ежедневно от нее умирают 2800 детей, а за год - 2,7 млн. человек во всем мире. Хуже всего то, что эту болезнь удавалось сдерживать широким применением ДДТ, от которого погибали переносчики - малярийные комары. А сейчас применение ДДТ запрещено во многих странах. Поэтому Малярия и впредь убивает. Грипп Ежегодно от гриппа гибнет 36 тыс. человек. Для сравнения: от СПИДа умирают 15 тыс.

Cлайд 12

СПИД. 1981 г. С 1981 года, когда впервые был поставлен диагноз СПИД (сам возбудитель открыли на несколько лет позже), от этой болезни погибло 25 млн. человек. Кажется, немного по сравнению с тем, сколько умирают от гриппа, однако за распространение этой болезни ответственны сами люди. Эпидемию легко было бы остановить, если бы люди изменили свое поведение. Ведь СПИД не передается ни воздушно-капельным путем, ни через воду или продукты.

Cлайд 13

Полиомиелит Исследователи подозревают, что полиомиелит сопровождал человечество на протяжении тысячелетий, парализуя и убивая тысячи детей. В 1952 году, по оценкам, насчитывалось 58000 случаев заболевания полиомиелитом в США, причем одна треть пациентов была парализована, более 3000 человек умерло. Высокая эффективность профилактики заболевания вакцинацией была доказана тем, что с 1955 года случаи полиомиелита не регистрируются во многих государствах. Однако до сих пор отдельные случаи заболевания встречаются, преимущественно в тех странах, где вакцинация неполная.

Cлайд 14

Превентивные меры в период эпидемий Больным любой инфекцией следует немедленно обратиться к врачу, максимально избегать тесных контактов с людьми, не ходить на работу и выходить из дома на протяжении срока прописанного врачом. Все родственники и соседи больных должны строго соблюдать правила личной гигиены. Это подразумевает, в частности, частое мытье рук с мылом и регулярное протирание рук спиртовым раствором, особенно после контактов с больным или вещами, которых он касался. Лицам, контактирующим с больным, следует соблюдать правила личной гигиены. Каждый больной должен прикрывать лицо носовым платком во время чихания или кашля и, желательно, носить на лице повязку, прикрывающую нос и рот. Это же самое должны делать медицинские работники и родственники, контактирующие с ним. Запрещено использование посуды, полотенец и постельных принадлежностей, использовавшихся больным, другими людьми. Эти предметы должны мыться и стираться отдельно от остальных вещей. Мыть посуду и стирать следует в резиновых перчатках. В случае появления любых проблем со здоровьем у людей, находящихся в контакте с больным, они должны немедленно обращаться к врачу. - При соблюдении этих правил, люди, находящиеся в тесном контакте с больным, могут не ограничивать своих передвижений вне квартиры или дома.

Cлайд 15

При массовых инфекционных заболеваниях обязательно существует эпидемический очаг. В этом очаге осуществляется комплекс мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию болезни Основные мероприятия во время эпидемии Мероприятия по ликвидации эпидемического очага зависят от вида возбудителя и способа возникновения очага. Большое влияние на ведение работ оказывают время года и суток, метеорологические условия, степень подготовленности формирований и учреждений, наличие сил и средств. Работа всех служб основывается на данных общей разведки очага заражения, при которой проводится также медицинская (в том числе эпидемическая) разведка (определяются масштабы поражения, приблизительное количество пораженных, границы очага и т.д.). - дезинфекция территории, сооружений, транспорта, жилых и общественных помещений; - установление противоэпидемического режима работы лечебно-профилактических и других медицинских учреждений; - обеззараживание пищевых отходов, сточных вод и продуктов жизнедеятельности больных и здоровых людей; - санитарный надзор за режимом работы предприятий жизнеобеспечения, промышленности и транспорта; - строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, в том числе тщательное мытье рук с мылом и дезинфицирующими средствами, употребление только кипяченой воды, прием пищи в определенных местах, использование защитной одежды (средств индивидуальной защиты); - проведение санитарно-просветительной работы.

"Эпидемии"., тема урока в 7 классе. В данной презентации (разработке к уроку) раскрыты такие вопросы: 1. История эпидемий. 2. Пути и передачи инфекционных заболеваний. 3. Последствия эпидемий. 4. Меры профилактики эпидемий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

эпидемии

Эпидемия - это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпидемия, как ЧС, обладает очагом заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, или территорией,в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни. КАРТИНА ЧУМА В НЕАПОЛЕ В 1656 показывает опустошительное действие Черной Смерти (Музей Сан-Мартино, Неаполь.)

В основе обусловленной социальными и биологическими факторами эпидемии лежит эпидемический процесс, то есть непрерывный процесс передачи возбудителя инфекции и непрерывная цепь последовательно развивающихся и взаимосвязанных инфекционных состояний (заболевание, бактерионосительство). Иногда распространение заболевания носит характер пандемии, то есть охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях. Сравнительно высокий уровень заболеваемости может регистрироваться в определенной местности длительный период. На возникновение и течение эпидемии влияют как процессы, протекающие в природных условиях (природная очаговость. эпизоотии и т.д.). так и. главным образом, социальные факторы (коммунальное благоустройство, бытовые условия, состояние здравоохранения и т.д.).

В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть: - водный и пищевой, например, при дизентерии и брюшном тифе; - воздушно-капельный (при гриппе); - трансмиссивный - при малярии и сыпном тифе; - зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Эпидемии - одно из самых губительных для человека опасных природных явлений. Статистика свидетельствует о том, что инфекционные заболевания унесли больше человеческих жизней, чем войны. Хроники и летописи донесли до наших времен описания чудовищных пандемий, опустошивших огромные территории и уничтоживших миллионы человек. Некоторые инфекционные заболевания свойственны только людям: азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др. Существуют также общие для человека и животных заболевания: сибирская язва, сап, ящур, пситакоз, туляремия и др.

1347-1351 гг. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии. 1380 г. - от чумы в Европе умерли 25 млн. человек.

1848 г. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек. - 1876 г. - в Германии от туберкулеза умер каждый восьмой житель страны - Конец XIX века - третья пандемия чумы, распространенная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов многих стран мира

1918-1919 гг. - пандемия гриппа в Европе погубила более 21 млн. человек - 1921 г. - в России от сыпного тифа погибли 33 тыс. человек, а от возвратного тифа - 3 тыс. человек - 1967 г. - в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населения. - 1981 г. - открытие болезни СПИД - 1991 г. - в мире обнаружено около 500 тыс. человек, больных СПИД. - В 1996 г. заболеваемость СПИДом в России, по сравнению с 1995 г., выросла в 2 раза. Каждый день вирусом СПИД заражаются в мире 6500 взрослых и 1000 детей. К 2000 г. ожидается 30-40 млн. зараженных этой страшной болезнью - Неожиданную активность в 1996 г. на территории России проявил клещевой энцефалит. Заболеваемость им возросла на 62%, заболели 9436 человек в 35 субъектах РФ.

При возникновении очага инфекционного заражения на пораженной территории вводится карантин или обсервация. Постоянные карантинные мероприятия осуществляются также таможнями на государственных границах. Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем. Вокруг очага устанавливается вооруженная охрана, запрещаются въезд и выезд, а также вывоз имущества. Снабжение производится через специальные пункты под строгим медицинским контролем.

Обсервация - это система изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на ограничение въезда, выезда и общения людей на территории, объявленной опасной, усиление медицинского наблюдения, предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний. Обсервация вводится при установлении возбудителей инфекции, не относящихся к группе особо опасных, а также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.

возбудитель средний инкубаци - онный период, (суток) Опасность больного для окружающих Срок обсервации, (суток) Срок карантина и условия его установления чума 1-3 очень опасен - 6 суток холера 1-3 Очень опасен - 6 суток сибирская язва мало опасен 8 может устанавливаться на 8 суток при массовой заболеваемости и наличии контактного распространения сыпной тиф 10-14 опасен при наличии педикулеза 23 может устанавливаться на 23 суток при массовой заболеваемости и наличии педикулеза натуральная оспа 13-14 очень опасен - 17 суток

Для профилактики эпидемий необходимо улучшать очистку территории, водоснабжения и канализации, повышать санитарную культуру населения, соблюдать правила личной гигиены, правильно обрабатывать и хранить пищевые продукты, ограничивать социальную активность бациллоносителей, их общение со здоровыми людьми.


Самые знаменитые эпидемии

Подготовил ученик 7 класса: Баринов Алексей


Чума Фукидида

  • Об эпидемиях древности сохранились очень скудные сведения. Вероятно, крупнейшей из них стала чума Фукидида, разразившаяся в Афинах с 431 по 427 годы до нашей эры. Началась эпидемия во время Пелопонесской войны, когда Афины были переполнены беженцами. Несколько вспышек болезни стоили городу тридцати тысяч жителей. Среди жертв болезни был и один из отцов афинской демократии Перикл. О трагедии Афин подробно рассказал греческий историк Фукидид, который и сам перенес заболевание, но выжил. Современные учёные утверждают, что причиной эпидемии стала не чума, а сочетание кори и тифа.

Юстинианова чума

  • Юстинианова чума - самая древняя пандемия, о которой до нас дошла более-менее достоверная информация. Болезнь взяла старт в дельте Нила. Из поражённого чумой Египта в Константинополь на кораблях с пшеницей приплыли переносчики чумы – крысы и блохи. Начало кошмара пришлось как раз на время правления византийского императора Юстининана I. Первый чумной пожар бушевал на территории тогдашнего цивилизованного мира почти два века, с 541 по 750 годы нашей эры. В Европе погибло, по разным данным, от 25 до 50 миллионов человек. В Северной Африке, Центральной Азии и Аравии – вдвое больше.

Чёрная оспа

  • Китаю с Японией досталось не меньше Европы. В IV веке эпидемия чёрной оспы прокатилась по Китаю, в VI – достигла Кореи. В 737 году от оспы в Японии погибло около 30% населения. Болезнь оставила такой глубокий след в истории азиатских народов, что у индийцев даже появилась отдельная богиня оспы – Мариатале. Но в 1796 году английский врач Эдвард Дженнер придумал вакцинацию. И сейчас официально считается, что вирус натуральной оспы существует только в двух лабораториях мира.

Чёрная смерть

  • Вторые гастроли чумы по миру случились в Средние Века. Начав в этот раз с Китая и Индии, эпидемия прошлась по всей Азии, Северной Африке и добралась даже до Гренландии. Из-за болезни вымерла половина населения Италии, жертвами заболевания стали каждые девять из десяти жителей Лондона и более миллиона жителей Германии. К 1386 году в русском городе Смоленске в живых осталось только пять человек. Всего Европа потеряла около трети населения. На выручку людям пришли современные правила санитарии и… пожары. Так, в Лондоне чума исчезла после сильного пожара 1666 года.

Английский пот

  • Самая известная эпидемия с до сих пор не установленной причиной. Более всего от нее пострадала тюдоровская Англия между 1485 и 1551 годами. В августе 1485 года Генрих Тюдор победил в битве при Босворте, вступил в Лондон и стал королём Генрихом VII. Его французские и бретонские наёмники принесли на остров неизвестную смертельную болезнь. Об этом заболевании писали Фрэнсис Бэкон и Томас Мор. Историки описывали его как английскую чуму или возвратный тиф. Но причины английского пота, бушевавшего в Британии, Священной Римской Империи, Великом княжестве Литовском, Норвегии и Швеции, до сих пор остаются неясными.

Пляска святого Витта

  • В июле 1518 года, в Страсбурге, женщина по имени Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжалось несколько дней. К концу первой недели к ней присоединились 34 местных жителя. Затем толпа танцующих разрослась до 400 участников. Эта странная болезнь получила название “танцевальная чума” или “эпидемия 1518 года”. Эксперты, полагают, что виной подобных массовых явлений были попавшие в хлеб споры плесени, образующейся в стогах влажной ржи. Во время этой самой в мировой истории эпидемии сотни людей дотанцевались буквально до смерти.

  • Холерная пандемия стартовала в 1817 году в Юго-Восточной Азии и в одной только Индии забрала жизни сорока миллионов человек. Вскоре холера добралась и до Европы. Не смотря на то, что медицина к тому моменту здорово продвинулась вперёд, в одном только Лондоне от холеры погибло около семи тысяч человек, а в целом в Европе более ста тысяч. Пять вспышек заболевания произошли и в России в первой половине XIX века. Одна из них заставила Александра Пушкина безвылазно сидеть в имении Болдино, пережидая холерный карантин. Нужно ли объяснять, что для русской литературы значат слова «Болдинская осень»?

Испанский грипп

  • Эпидемия «испанки» была вероятней всего, самой массовой пандемией гриппа в истории человечества. В 1918-1919 годах, за какие-то восемнадцать месяцев, умерло до 100 миллионов человек или 5% населения Земли. Переболели же «испанкой» около 30% населения планеты. Эпидемия началась в последние месяцы Первой мировой войны и быстро затмила это крупнейшее кровопролитие по масштабу жертв. В Барселоне ежедневно умирали 1200 человек. В Австралии врач насчитал за один час на одной только улице 26 похоронных процессий. Вымирали целые деревни от Аляски до Южной Африки.

  • Впервые вспышка этой болезни была задокументирована в 1976 году в соседних районах Судана и Заира. Заболевание получило имя по названию реки в том районе Африки. Вирус Эбола невероятно заразен, уровень смертности при лихорадке достигает 90% даже в наше время. Ни специфического лечения, ни вакцины от Эбола до сих пор не существует. Единственный способ контролировать вспышки эпидемии – жёсткий карантин. И, не смотря на это, в 2014 году в Западной Африке разразилась сильнейшая в истории эпидемия лихорадки Эбола. Число жертв уже перевалило за тысячу.

Птичий грипп

  • Первая эпидемия постинформационной эпохи. Её появление и развитие происходило при включённых телекамерах и транслировалось в интернете в real time. О заболевании птиц гриппом было известно с XIX века. Тем не менее, первый случай заражения человека штаммом гриппа H5N1 зафиксировали в Гонконге только 1997 году. Весь мир надел марлевые повязки, перешёл на свинину и наперегонки побежал на уколы. Вакцинация, личная гигиена и карантинные меры сделали своё дело: по данным Всемирной организации здравоохранения, с февраля 2003 года по февраль 2008 года только 227 случаев заражения людей вирусом птичьего гриппа стали смертельными.

  • Чистая культура вирусов, бактерий, других микроорганизмов или культура клеток, изолированная в определённое время и в определённом месте.

Эпидемии Эпидемии

Эпидемия – это массовое распространение инфекционных болезней среди людей. Если эпидемия выходит за пределы одного государства, то это явление называется ПАНДЕМИЯ

Инфекционные болезни – группа болезней, возбудителями которых являются вирусы, бактерии и грибки. Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма. Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей. Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни:

Инкубационный период ­ это промежуток времени от момента заражения до появления первых симптомов заражения. Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомогание, озноб, повышение температуры тела, головная боль, иногда тошнота. Периоды развития Период основных проявлений болезни характеризуется инфекционных болезней возникновением наиболее специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период ­ выздоровление. Период угасания симптомов болезни (выздоровление) характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма. Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Профилактика инфекционных заболеваний. Устранение источника инфекции (обеззараживание) Повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации) Исключение путей передачи инфекции

Механизмы (пути) передачи инфекций: Воздушно­капельный Воздушно­пылевой Контактно­бытовой Трансмиссивный (через передатчиков: насекомых и грызунов) Через пищу и воду

Устранение источника инфекции (обеззараживание) включает следующие мероприятия: Дезинфекция ­ уничтожение патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности – токсинов.

Дезинсекция ­ уничтожение насекомых

Дератизация ­ уничтожение грызунов.

Исключение путей передачи инфекции Карантин - комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов инфицированного лица Обсервация – это медицинское наблюдение за изолированными в специальном помещении здоровыми людьми, имевшими контакт с больными

Повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации) Иммунитет ­ это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам. Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма. Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый. Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет. Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно ­ путём введения в организм антител (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой­либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных.

Домашнее задание Читать п. 5.3 В тетради записать группы инфекционных болезней (с примерами) Письменно в тетради – привести примеры наиболее распространенных инфекционных болезней и дать им краткую характеристику. НАПРИМЕР: Дифтерия – характеризуется особым воспалением носоглотки и гортани, отравлением организма, поражением нервной, мочевыделительной и сердечно ­ сосудистой систем.