Должностная инструкция капитана речного судна. Должностная инструкция механика речного судна

Капитан судна обладает комплексом прав и обязанностей, связанных с руководством экипажем и осуществлением административных полномочий. Надлежащее управление судном и безопасное плавание его обеспечиваются путем должной организации работы всех служб судна, содержания судна и имеющегося на нем оборудования в исправном техническом состоянии, укомплектования судна квалифицированными специалистами и принятия капитаном правильных решений навигационного порядка.
При подготовке к плаванию капитан обязан проверить наличие на судне необходимых откорректированных навигационных карт и пособий для рейса, проработать со штурманским составом условия плавания по маршруту следования судна, а также назначить точное время готовности судна к отходу. Во время плавания капитан обязан осуществлять контроль за своевременным и качественным определением местонахождения судна вахтенными помощниками капитана. Назначение и изменение курса судна является правом только капитана. Он вправе давать распоряжения об отклонении от назначенного ранее маршрута всякий раз, когда это вызвано обстоятельствами плавания или необходимостью оказания помощи терпящим бедствие судам и людям.
При форс-мажорных ситуациях, когда возникает опасность для судна, людей и груза, вахтенный помощник капитана может изменить назначенный капитаном курс, однако он должен немедленно поставить капитана в известность об этом.
Обо всех авариях и аварийных происшествиях, а также о несчастных случаях на судне капитан обязан немедленно докладывать в установленном порядке судовладельцу и принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности людей, судна и груза. Вплоть до завершения рейса капитан обязан обеспечить сохранность и неприкосновенность морских карт с нанесенной на них прокладкой и других навигационных документов, в которых отражено маневрирование судна. При аварии с судном такие документы должны сохраняться до ее расследования. В соответствии со ст. 66 КТМ Российской Федерации, в случае если судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров. Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасению судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.
Капитан обладает целым рядом прав и обязанностей, связанных с коммерческой эксплуатацией судна. Реализуя свои права и выполняя обязанности, капитан должен организовать коммерческую работу на судне таким образом, чтобы эксплуатация судна была не только рентабельной, но и приносила значительную прибыль. Он обязан обеспечить подготовку всех помещений судна, в которых перевозится груз, для его сохранной перевозки, проверить правильность его размещения. Перед приемкой груза капитан рассматривает предварительный грузовой план и утверждает его, если предложенный вариант загрузки обеспечивает безопасность плавания и сохранность груза. В соответствии со ст. 30 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации капитан имеет право отказаться от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречит правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза.
Осуществляя свои права и обязанности в части административных полномочий, капитан издает приказы по судну, утверждает должностные инструкции и судовые расписания, которые являются основой организации службы на судах, так как определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров. На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.
В силу Устава о дисциплине работников морского транспорта, а также Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота (уставы о дисциплине утверждаются Правительством Российской Федерации) капитан имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа: замечание, выговор, строгий выговор и списание с судна с одновременным направлением судовладельцу представления о наложенном взыскании - и высказать свое мнение о дальнейшем использовании этого работника. Согласно п. 2 ст. 67 КТМ Российской Федерации капитан имеет право в случае необходимости отстранять от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна. В таком случае соответственно применяются правила, установленные ст. 58 Кодекса "Репатриация членов экипажа судна". Эти правила обязывают судовладельца обеспечить за свой счет доставку списанного с судна члена экипажа в порт, предусмотренный в трудовом договоре (контракте) или коллективном договоре, а при отсутствии таких указаний в договорах - в порт приема его на работу, с содержанием до прибытия к месту назначения. Однако п. 5 ст. 58 предусматривает, что если причины, вызвавшие репатриацию члена экипажа судна, возникли по его вине при исполнении им служебных обязанностей, то судовладелец имеет право на возмещение расходов по репатриации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Капитан судна обладает соответствующими правами и обязанностями при осуществлении им функций, присущих органам государства. В частности, он имеет право задержать и изолировать до прихода в отечественный порт лицо (включая пассажира), действия которого не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества (п. 3 ст. 67 КТМ Российской Федерации). Иная ситуация складывается тогда, когда на судне, находящемся в море, совершено уголовно наказуемое деяние. В таком случае капитан имеет право и обязан произвести дознание в установленном законодательством порядке; задержать и изолировать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до прихода в первый отечественный порт для передачи его с материалами дознания соответствующим властям. В этой ситуации капитан выступает в качестве органа дознания и обязан на основании статьи 69 КТМ Российской Федерации руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Инструкцией о производстве дознания на судах, находящихся в плавании, утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации.
Согласно ст. 70 КТМ Российской Федерации капитан судна наделяется правами и обязанностями нотариуса, а именно: капитан вправе удостоверить завещание, сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне. Удостоверение завещаний производится капитаном в соответствии с Инструкцией о порядке удостоверения завещаний капитанами морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации. В случае смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового медицинского работника (врача или фельдшера), если такой имеется.
"В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна", - определено ст. 73 КТМ Российской Федерации. Статья 32 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации значительно шире трактует ситуацию, когда капитан не в состоянии исполнять свои служебные функции, а именно: "В случае болезни (смерти) капитана, внезапного психического расстройства или иного состояния, которое угрожает безопасности судна или находящихся на нем людей, в командование судном вступает (временно) старший помощник капитана, с немедленным донесением об этом судовладельцу, флагману группы (руководителю промысла), а в иностранном порту - консулу. В судовом журнале делается соответствующая запись".
Капитан судна несет все виды ответственности: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную.
Дисциплинарная ответственность. На капитана, нарушившего служебную (трудовую) дисциплину, т.е. не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего по своей вине возложенные на него служебные обязанности, может быть наложено дисциплинарное взыскание, предусмотренное уставами о дисциплине. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, а если проступок был совершен во время плавания, то с момента возвращения судна в отечественный порт. Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев (для капитанов судов дальнего плавания - одного года) со дня совершения проступка.
Административная ответственность. В случае если меры дисциплинарного воздействия будут признаны недостаточными, то применяются меры административного взыскания, к которым следует отнести штраф и лишение морского диплома на срок от одного года до трех лет. Капитан может быть привлечен к административной ответственности за нарушение правил таможенного режима, правил безопасности судовождения, охраны труда, санитарных правил и правил охраны морской среды или водных ресурсов, если такие действия не являются уголовно наказуемыми. Штраф на капитана налагается компетентными органами (службами) в соответствии с административным законодательством Российской Федерации. Штраф в административном порядке запрещается налагать позднее одного месяца со дня совершения проступка.
Материальная ответственность. В соответствии с действующими нормативными актами капитан, по вине которого причинен ущерб судовладельцу, несет материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не более одной трети его месячного оклада. Однако в случаях, когда ущерб причинен действиями капитана, содержащими признаки уголовно наказуемых деяний, капитан несет полную материальную ответственность (по решению суда).
Уголовная ответственность. В установленных законом случаях капитан может быть привлечен к уголовной ответственности, в частности, в случаях:
неоказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана капитаном без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров;
нарушения правил судовождения, вызвавших тяжелые последствия (гибель судна, людей или разрушение причальных коммуникаций);
повреждения морского телеграфного кабеля или трубопровода:
загрязнения морской среды веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря;
нарушения правил труда, выразившегося в действии или бездействии капитана, повлекших гибель людей;
злоупотребления властью или служебным положением, повлекшего большие негативные последствия.
К уголовной ответственности капитан может быть привлечен лишь по приговору суда.
Взаимоотношения капитана с властями иностранного государства. Во время пребывания судна в территориальном море, внутренних водах и портах иностранных государств капитан должен неукоснительно соблюдать законы, правила и обычаи прибрежного государства. Необходимую информацию о законодательстве государства пребывания судна капитан может получить от отечественного консула (консула государства флага судна), а при его отсутствии - от агента судовладельца. Это особенно важно при заходе судна в незнакомый порт, а тем более в порт, ранее не посещаемый, государства, флаг которого несет данное судно.
Согласно Консульскому уставу Российской Федерации капитан может обратиться за содействием и необходимой помощью к консулу порта, который входит в консульский округ, государства его аккредитации. В случае необходимости консул является посредником в сношениях капитана с портовыми и другими местными властями. Он содействует капитану в розыске пропавших или дезертировавших членов экипажа, а также в ситуации, когда необходимо оставлять тяжелобольного члена экипажа на излечение в государстве пребывания консула, и обеспечивает доставку его на родину.
Во время пребывания судна в водах иностранного государства члены экипажа и пассажиры судна подпадают в силу суверенитета прибрежного государства под действие его уголовных законов. В связи с этим компетентные власти прибрежного государства могут производить обыск, арестовывать лиц, совершивших преступление. Однако любые действия на борту судна должны производиться с ведома и в присутствии капитана и консульских (дипломатических) представителей государства, под флагом которого плавает судно. Современная международная практика идет по пути ограничения юрисдикции прибрежного государства в отношении преступлений, совершенных на борту иностранного судна, если только последствия преступления не затрагивают безопасность этого государства или интересы его граждан. При получении от консула сведений о неприменении прибрежным государством в определенных случаях своей юрисдикции в силу соглашений капитан вправе принимать решение об осуществлении функций органа дознания.
Однако при осуществлении этих функций капитан должен соблюдать определенные условия. Так, при необходимости выполнить отдельные неотложные действия за пределами судна (например, произвести в больнице опрос потерпевшего) капитан обязан получить разрешение на такие действия компетентных властей прибрежного государства. Их разрешение требуется также для производства опросов граждан этого государства и других действий с их участием, даже если они по каким-то причинам находятся на борту судна. Это правило не касается случаев приобщения к материалам дознания заявлений и собственноручных объяснений иностранных граждан, а также различных документов, имеющих отношение к дознанию. Капитан должен проводить дознание в правовом поле государства пребывания судна с учетом действующих международных соглашений.
В случае задержания капитаном лица, подозреваемого в совершении преступления, местные власти в любом случае вправе проверить законность такого задержания. Право на проверку законности произведенного капитаном задержания сохраняется за местными властями, даже если такое задержание имело место до захода судна в иностранный порт. При этом в одних странах обоснованность задержания подозреваемого проверяется на основании законодательства государства флага судна (например, в Великобритании, Нидерландах), в других - на основании законодательства государства пребывания судна (например, в Норвегии, Дании).
Капитанам судов следует иметь в виду, что в тех случаях, когда документы и акты составляются при участии иностранных властей или исходят от властей и граждан, они должны быть легализованы консулом округа, в котором такие документы оформлены.Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на этих документах и актах и соответствия их законам государства пребывания судна и консула. Без легализации такие документы считаются недействительными и правового значения не имеют.

В соответствии с «МКУБ» (п. 5.2) капитан судна осуществляет на судне верховную власть и несет ответственность в отношении решений по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.

Капитан судна является высшим должностным лицом и главной, ключевой фигурой в «СУБ» судна.

Капитаны судов являются определяющими, ключевыми фигурами в «Системе управления безопасностью» компании в целом.

Законодательные требования в отношении капитана судна

Обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены:

  1. Международными конвенциями, соглашениями, обязательными нормами;
  2. Нормами национального законодательства Государства Флага (РФ);
  3. Кодексом торгового мореплавания;
  4. Уставом службы на судах;
  5. Дисциплинарным уставом;
  6. Ведомственными организационно-распорядительными документами — приказами, распоряжениями, положениями, правилами, инструкциями, и т. п.;
  7. Уставом компании;
  8. Организационно — распорядительными документами компании — приказами, распоряжениями, циркулярами, и т. п.;
  9. «Руководствами» по «СУБ» компании.

В «Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации» («КТМ-99») обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены в главе 2 (Статьи 61-75).

Согласно ст. 61 «Управление судном и другие обязанности капитана судна», на капитана «возлагается управление судном, в том числе — судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу».

В действующем «Уставе службы на судах Министерства морского флага Союза ССР» (1976 года) обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены в Главе V (статьи 60-125).

Место капитана

Согласно ст. 60, капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз. Согласно ст. 61, капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику пароходства.

На капитана судна в полной мере распространяются положения «Устава о дисциплине работников морского транспорта», введенного в действие с 1 сентября 2000 года.

Требования «МКУБ» в отношении капитана судна определены в главе 5 «Ответственность и полномочия капитана» (пп. 5.1-5.2). а также в п. 6.1 «МКУБ».

Компания должна обеспечить, чтобы «СУП», использованная на судне, содержала четкое подтверждение полномочий капитана. Компания должна установить, что капитан осуществляет на судне верховную власть и несет ответственность в отношении решении по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды, и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.

Квалификационные требования в отношении капитана судна определены в МК «ПДМНВ — 78/95» (Правило 11/2, Разделы A-II/2 и В II/2 «Кодекса ПДМНВ»).

Общие обязанности капитана судна должны быть определены компанией на основании документов, указанных в п. 1.5.2, с учетом специфики деятельности судов компании.

Политика компании в отношении капитана судна

Политика компании в отношении капитана судна может включать следующие основные элементы:

  1. Тщательная и вдумчивая подготовка резерва на должности капитана из числа наиболее способных, квалифицированных, ответственных старших помощников капитана;
  2. Прохождение кандидатами на должности капитана специальных собеседовании в управлениях, службах, отделах компании, а также специальных курсов повышения квалификации (включая курсы по «МКУБ») и специальных тренажерных курсов;
  3. Особый контроль и помощь молодым капитанам со стороны флагманских капитанов, включая обязательный выход флагманского капитана в первый рейс с молодым капитаном;
  4. Предоставление капитанам судов широких прав и полномочий — как при комплектовании экипажей, так и в процессе эксплуатационной деятельности судна, уважительное отношение и доверие к капитанам, а также обеспечение необходимых мер по защите капитанов судов в надлежащем выполнении ими своих обязанностей в отношении безопасности на море и защите морской среды (в соответствии с Резолюцией ИМО А. 443(IХ) и Правилом V/34 МК «СОЛАС-74»);
  5. Обеспечение всей необходимой поддержки для безопасного выполнения капитаном своих обязанностей;
  6. Компания всегда поддержит любое решение, принятое капитаном судна в добром здравии и в интересах компании;
  7. Обеспечение полной осведомленности капитанов судов о «миссии компании», основных элементах, целях и принципах политики компании и области безопасности, и защите окружающей среды, а также о действующей «Системе управления безопасностью» (СУБ) компании;
  8. Обеспечение надлежащей квалификации капитанов судов компании, в том числе за счет систематического (не реже чем через пять лет) прохождения одобренных курсов повышения квалификации;
  9. Тщательный и доброжелательный контроль деятельности капитанов судов со стороны компании.

Компания должна четко и ясно подтвердить полномочия капитанов своих судов капитан судна осуществляет судне верховную власть и несет ответственность в отношении решений по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.

В соответствии с правилом 34 пересмотренной главы V конвенции «СОЛАС — 74», капитан судна не должен быть ограничен судовладельцем, фрахтователем, компанией или иным лицом, в праве принимать любое решение, которое, по профессиональному суждению капитана, необходимо для обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской окружающий среды.


Следствие невнимательности капитана

Обеспечение безопасности экипажа судна и его груза, является главной обязанностью капитана судна, невыполнение которой влечет за собой его ответственность. Ничто, содержащееся в «Руководствах» и «СУВ», никоим образом не освобождает капитана судна от его обязанностей в отношении экипажа, судна, груза и/или от выполнения требований международных конвенций (включая «СОЛАС-74». «ПДМНВ-8/95», «МАРИОЛ-73/78», конвенцию об «МППСС-72» с последними изменениями и дополнениями).

Точно так же содержащееся в «Руководствах» по «СУБ», не ограничивает капитана судна в принятии иных решений, если он посчитает их более эффективными и/или необходимыми в конкретных условиях и обстоятельствах случая.

Документы «СУБ» компании должны четко определять и оформлять в виде документов.

Ответственность капитана в отношении:

  1. Реализации политики компании по обеспечению безопасности и защите окружающей среды;
  2. Побуждения экипажа к соблюдению этой политики;
  3. Издания соответствующих приказов и инструкций в ясной и простой форме (приказы по судну, записи в журнале распоряжений по вахте на мостике и т. п.);
  4. Проверки выполнения предъявленных требований (в том числе — путем делегирования полномочий по проведению проверки лицам командного состава судна, при этом капитан остается ответственным за то, чтобы эти лица командного состава применяли установленные компанией и задокументированные процедуры проверки, включая использование соответствующих «Контрольных листов»);
  5. Пересмотра «СУБ» и передачи сообщений о любых недостатках «СУБ», относящихся к эксплуатации судна, береговым службам управления, при этом информация о недостатках «СУБ» должна включать конкретные предложения по корректирующим действиям и рекомендации по улучшению «СУБ».

Подчеркивая указанную выше ответственность капитана, компания (в соответствии с п. 6.1 «МКУБ») обеспечивает и контролирует, чтобы капитан судна компании:

  • Имел надлежащую квалификацию;
  • Был полностью осведомлен о «СУБ» компании;
  • Получал всю необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей.

Оценка компанией того, что капитан «обладает надлежащей квалификацией» для командования судном, производится посредством:

  1. Контроля наличия (или получения капитаном) соответствующего сертификата компетентности;
  2. Прохождения специальных курсов повышения квалификации, тренажерных курсов, получения требуемых сертификатов;
  3. Прохождения установленной аттестации каждые 5 лет;
  4. Учета удовлетворительного послужного списка капитана, и его предшествующего опыта работы, в том числе — на судах данного типа или данной тоннажной группы;
  5. Учета информации, полученной от других компаний и от инспектирующих организаций;
  6. Учета сведении о поощрениях и взысканиях.

Компания должна обеспечивать, чтобы капитан «был полностью информирован» о всех установленных требованиях, относящихся к безопасности и защите окружающей среды, посредством:

  1. Включения таких требований в «Руководства» по «СУБ» компании, в инструкции по эксплуатации, должностные и рабочие инструкции для лиц судового экипажа;
  2. Введения порядка изучения «Руководств» по «СУБ» компании, курсов повышения квалификации, специальной предварительной подготовки экипажей;
  3. Введения практики обязательных систематических официальных встреч капитана с руководством компании и т. д.

Важным элементом политики компании должно быть своевременное, полное и объективное информирование капитанов о состоянии дел в акционерном обществе, основных направлениях деятельности совета директоров и правления.

В этих целях обычно:

  1. Устанавливается единый (ежемесячно) информационный день для капитанов, находящихся на берегу в отпуске и в ожидании направления на судно;
  2. Поддерживается практика личных встреч высшего руководства компании с капитанами перед направлением на судно и по окончании рейса (контракта);
  3. Продолжается практика регулярных встреч руководства и ведущих специалистов компании с капитанами и командным составом судов в рамках курсов повышения квалификации, и т.д.

В отношениях с капитанами судов, как и со всем персоналом компании, руководство компании придерживается принципов открытости, местности, принципиальности и полной ясности.

Компания должна гарантировать, что капитан судна получит всю необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей.


Пример спасательной операции

По вопросам и предложениям, поставленным капитаном, должно обеспечиваться первоочередное внимание во всех подразделениях и на всех уровнях управления компании, своевременное принятие целесообразных и эффективных мер, и обязательный персональный ответ.

В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принята любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом:

  • Безопасность жизни.

Это является главным приоритетом и распространяется на любые действия.

  • Безопасность судна.

Безопасность судна практически является синонимом по отношению к спасению человеческой жизни. Если судно безопасно, то существует гораздо меньшая угроза человеческой жизни и окружающей среде.

После безопасности жизни и безопасности судна, которые пользуются высшим приоритетом, наиболее важным являются безопасность груза и безопасность окружающей среды. Следует иметь в виду, что в современном судоходстве штрафы за розлив нефти и нефтепродуктов, особенно в экологически чувствительных районах, могут быть разорительными для компании.

Если в опасной ситуации судно нуждается в срочной помощи, то капитан судна должен быть уполномочен компанией самостоятельно обращаться за необходимой помощью и подписывать спасательный, или буксировочный контракт даже без консультации с судовладельцем, если такая консультация невозможна или затруднительна либо связана с неприемлемой потерей времени.

Компания ожидает, что капитан судна будет предпринимать все обоснованные меры для того, чтобы обеспечить следование судна в соответствии с установленным графиком движения.

Однако никакая экономия времени не должна достигаться за счет снижения безопасности и неоправданного риска.

Безопасность — прежде всего!

В вопросах безопасности капитан судна имеет право и обязан благоразумно предпринимать любые действия, которые будут, по его мнению, наилучшим образом соответствовать интересам безопасности его судна, и никакие соображения предварительного плана, удобства или полученных предварительно инструкций не должны заставлять капитана пойти на риск, который он считает неприемлемо опасным.

Компания всегда поддержит решение, принятое капитаном в добром здравии и в интересах безопасности.

Ответственность за судовождение

Капитан судна ответственен за безопасное судовождение. Он обеспечивает управление судном в соответствии с применимыми правилами, принципами хорошей морской практики и обстоятельствами плавания.

Капитан всегда должен предотвращать повреждения судна. Он обязан обеспечивать, чтобы ни судно, ни его «СЭУ» не подвергались чрезмерным нагрузкам при плавании в , снизив для этого скорость либо изменив курс соответствующим образом, если судно испытывает тяжелые удары, особенно когда оно в балласте.

Капитан судна обязан развивать и поддерживать свои знания и навыки в судовождении, в управлении судном в различной навигационно-гидрографической и гидрометеорологической обстановке с тем, чтобы всегда быть в состоянии обеспечить управление судном в соответствии с высшими стандартами морской практики.

Капитан организует и контролирует штурманскую и вахтенную службу на судне в соответствии с требованиями «Устава службы на судах», международных кодексов, руководства компании по организации штурманской службы и других организационно-распорядительных документов.

Капитан должен контролировать глубокие знания всех судоводителей по «МППСС-72» и обеспечивать плавание судна всегда в строгом соответствии с этим и правилами.

Капитан должен присутствовать на мостике, как минимум, в следующих случаях:

  1. При вызове вахтенным помощником;
  2. При ограниченной видимости;
  3. При следовании в районе интенсивного судоходства;
  4. При плавании в стесненных водах;
  5. При плавании с лоцманом;
  6. При входе в порт, выходе из порта, швартовных операциях (в т. ч. — у монобуя или при швартовке к другому судну);
  7. При постановке на якорь и съемке с якоря;
  8. При следовании вблизи мелководья или навигационных опасностей;
  9. Тяжелых погодных условий или других обстоятельств, когда по мнению капитана существует потенциальная угроза для безопасности судна, экипажа или окружающей среды;
  10. При подходе к берегу после океанского плавания;
  11. При проведении спасательных операций;
  12. В любое другое время, когда, по его мнению, складываются условии, несущие потенциальную угрозу безопасности судна.

Хотя капитан всегда ответственен за навигационную безопасность судна, могут возникнуть обстоятельства, при которых капитан будет вынужден проводить на мостике многие часы. В результате усталость из-за длительного пребывания на мостике может ослабить эффективность и бдительность капитана. Следовательно, присутствие капитана на мостике должно быть предварительно спланировано и, насколько это возможно, совпадать с периодами наибольшей необходимости.

Кроме того, в подобных ситуациях капитан вправе (и обязан, когда это требуется) делегировать свои полномочия и ответственность в отношении присутствия на мостике, управления судном и обеспечения безопасности судовождения старшему помощнику капитана, насколько это необходимо для того, чтобы дать капитану достаточное время для отдыха.

Если у капитана есть сомнения в возможности такой передачи ответственности старшему помощнику капитана, капитан обязан проинформировать об этом компанию.

Капитан должен всякий раз, когда это безопасно, приемлемо и практически возможно, обучать старшего помощника капитана методам практического управления судном.


Практическое занятие управлением судна старшим помощником капитана

Капитан должен обеспечивать безопасность такой тренировки, контролировать развитие ситуации и быть готовым в любой момент взять управление судном на себя.

Капитан должен обеспечить, чтобы до начала перехода был разработан план предстоящего перехода, полностью отвечающий требованиям обеспечения безопасности судовождения и хорошей морской практики (раздел 2 настоящего «Руководства»). Этот план должен быть обсужден со всеми помощниками капитана, принят к исполнению, и исполнение утвержденного плана перехода должно контролироваться в процессе всего плавания судна.

Перед выходом из порта капитан должен убедиться, что судно является мореходным во всех отношениях. В частности, необходимо проверить, что все люки, лазы, горловины закрыты, зажаты, задраены так, как это требуется.

Капитан должен обеспечить, чтобы в процессе плавания курсы судна проходили бы «чисто» от мысов и навигационных препятствий, и чтобы применяемая практика обеспечивала бы навигационную безопасность.

Судно должно следовать в пункт назначения в соответствии с установленным графиком движения, однако с полным соблюдением требований безопасности. Безопасность экипажа, судна, груза, окружающей среды должны всегда пользоваться приоритетом перед соображениями экономики, как при выборе маршрута перехода, так и в процессе управления судном в море. Стандарты и «запасы» безопасности не должны снижаться, ни по какой причине, и ни под каким давлением со стороны любого должностного лица компании.

Скорость судна должна снижаться, если этого требуют условия плавания.

Не следует идти на необоснованный риск, представляющий опасность для экипажа, судна, груза, окружающей среды. Выбираемые решения должны основываться на требованиях хорошей морской практики и глубоком знании характеристик, особенностей, поведения судна при данном варианте загрузки.

Вахтенному помощнику капитана должны быть даны четкие указания, в каких ситуациях следует без промедления вызвать капитана на мостик. Вахтенный помощник всегда должен знать, где он может найти капитана в любой момент времени.

Должно быть четко заявлено с записью в судовой журнал, когда капитан принимает управление судном на себя.

Капитан должен устанавливать режим на мостике в зависимости от условий плавания, в том числе организует усиленную вахту при плавании в сложных навигационных условиях.


Разлитая нефть с тонущего нефтяного танкера

Капитан должен обеспечить, чтобы все системы безопасности на судне (как, например, противопожарное оборудование) эксплуатировались должным образом, и чтобы вахтенные помощники и другие члены экипажа были бы соответственно позиционированы в использовании таких систем.

Должны проводиться регулярные учения, в особенности — на ранних стадиях рейса и в обязательном порядке — перед выходом в рейс после заводского ремонта. Сведения по эксплуатации систем безопасности и проведенных учениях следует заносить в соответствующий журнал.

Капитан должен обеспечить, чтобы информация об осадке судна была в ясной форме доступна вахтенному помощнику на протяжении всего перехода. Осадка судна должна быть указана в ходовой рубке и записана в судовой журнал. Специально назначенный помощник капитана должен обеспечивать, чтобы изменения в осадке судна в течение рейса, в том числе — вследствие балластировки (особенно в море), должным образом рассчитывались, учитывались и записывались.

Специальный планшет, показывающий общие размерения судна и детальную информацию о маневренных характеристиках судна, должен быть, постоянно вывешен в ходовой рубке. Пример такою планшета, рекомендуемый на международной основе, приведен в приложении к «BPG-98». Операционный статус судовой энергетической установки и навигационного оборудования должен быть показан либо на этом же планшете, либо рядом с ним.

Капитан должен обеспечить, чтобы, когда это целесообразно, списывающиеся с судна помощники капитана вводили бы в курс дела прибывающих на судно помощников капитана. Важно, чтобы вновь прибывающим помощникам было показано, как включать, настраивать и использовать все находящееся на мостике оборудование.

Капитан должен обеспечить, чтобы все помощники капитана (в том числе — прибывающие на судно) ознакомились с «Руководством по организации штурманской службы компании», поняли его содержание и приняли его как руководство к действию, засвидетельствовав это своей подписью в специальном листе ознакомления.

Капитан должен издавать, когда это необходимо и целесообразно, свои оперативные распоряжения в письменной форме и заносить их в «Журнал распоряжений по мостику» и в «Журнал распоряжении на ночь», контролируя, чтобы помощники капитана знакомились с этими распоряжениями, засвидетельствовав это своей подписью, до начала выполнения обязанностей вахтенного помощника по очередной вахте.

Капитан должен обеспечивать и контролировать должное ведение помощниками капитана всех установленных компанией судовых журналов в соответствии с действующими инструкциями по их заполнению.

Капитан судна ответственен за немедленное (насколько позволяют обстоятельства) сообщение о любом несчастном или аварийном случае, инциденте, повреждении, случае загрязнения окружающей среды в адрес компании и других заинтересованных сторон, как это определено в «Руководстве» компании по действиям в чрезвычайных и аварийных ситуациях.

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О.

Руководителя или иного

Должностного лица, уполномоченного

Утверждать

[организационно-правовая форма, должностную инструкцию]

наименование организации, [число, месяц, год]

предприятия] М. П.

Должностная инструкция

капитана плавучего судна [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 г. N 349 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Капитан плавучего судна возглавляет экипаж судна, является его руководителем на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу.

1.2. Капитан плавучего судна назначается на должность и освобождается от должности приказом [наименование руководителя организации].

1.3. На должность капитана плавучего судна назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее высшее профессиональное образование по соответствующей специальности, диплом капитана, медицинское заключение о годности к такой работе по состоянию здоровья и стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов не менее [значение] месяцев.

1.4. Капитан плавучего судна осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и лиц, находящихся на судне.

1.5. Капитан плавучего судна является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания.

1.6. Капитан плавучего судна издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

1.7. Во время отсутствия капитана плавучего судна его служебные обязанности возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.

1.8. Капитан плавучего судна должен знать:

Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

Соответствующие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Устав службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденный в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;

Трудовое законодательство Российской Федерации;

Устав о дисциплине, утвержденный Правительством Российской Федерации.

2. Должностные обязанности

2.1. Капитан плавучего судна обязан обеспечивать:

2.1.1. Надлежащее управление судном и руководство судовождением, безопасность плавания, поддержание порядка на судне, охрану окружающей среды, предотвращение причинения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу, выполнение производственных задач.

2.1.2. Соблюдение на судне законов Российской Федерации, международных и национальных правил, других нормативных и правовых актов законодательства о водном транспорте.

2.1.3. Организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, а также к действиям по спасению людей.

2.1.4. Соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и должного уровня обслуживания пассажиров.

2.1.5. Соблюдение требований положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава, охрану труда на судне.

2.1.6. Выполнение требований правил по предотвращению загрязнения окружающей среды.

2.1.7. Своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям органам надзора.

2.1.8. Выполнение утвержденных графиков и расписаний движения судна.

2.2. Капитан плавучего судна обязан:

2.2.1. Сообщить соответствующим органам, судовладельцу о случившемся транспортном происшествии с судном, повреждении судном других судов или сооружений, порчи или утраты груза, багажа, несчастных случаев с людьми и принять меры по ликвидации последствий и причин происшествия, обеспечить своевременное оформление документов в установленном порядке, а также в соответствии с указаниями судовладельца.

2.2.2. Задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или населенном пункте, а также незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

2.2.3. В случае нападения на судно с целью совершения противоправных деяний действовать в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти в области государственной безопасности и в области внутренних дел.

2.2.4. Составить акт о каждом случае рождения или смерти на судне при участии двух свидетелей и медицинского работника (если он имеется на судне) и сделать запись в судовом журнале.

2.2.5. Уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры к сохранению тела умершего, которое передать родственникам или администрации ближайшего порта.

2.2.6. Обеспечить составление описи и сохранность на судне имущества умершего до передачи этого имущества согласно описи родственникам умершего или администрации ближайшего порта.

2.2.7. В случае исчезновения члена экипажа или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность его гибели, сделать запись в судовом журнале, составить соответствующий акт, а также опись оставшегося имущества пропавшего и передать акт и имущество администрации ближайшего порта.

2.2.8. Если член экипажа нуждается в неотложной помощи, которая не может быть оказана в плавании, зайти в ближайший порт, известить об этом судовладельца, портовые власти, а в случае захода в иностранный порт - также консула Российской Федерации.

2.2.9. Оказать помощь людям на воде, которым угрожает гибель, при условии, что это безопасно для судна, экипажа и пассажиров.

2.2.10. В случаях военной опасности принять все возможные меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

2.2.11. Не реже одного раза в месяц проводить с участием старшего помощника капитана, старшего механика осмотр судна, судовой техники и предметов снабжения с записью результатов осмотра в судовом журнале.

2.2.12. Осуществлять контроль за правильным ведением судового журнала, журнала судовой радиосвязи и радиожурнала ГМССБ (если положено его ведение).

2.2.13. Оставлять судно последним, приняв все зависящие от него меры по спасению судового, машинного журналов, журнала судовой радиостанции, судовой печати, документов и ценностей.

2.3. Капитан плавучего судна при приемке и сдаче судна обязан:

2.3.1. Прием (сдача) судна производится только по указанию судовладельца и осуществляется капитаном лично.

2.3.2. Принять (сдать) все судовые документы - по описи, денежные суммы и ценные бумаги - по кассовой книге и судовую печать.

2.3.3. Принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, предметам снабжения, неснижаемым запасам и имуществу.

2.3.4. Принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него.

2.3.5. Получить от сдающего капитана необходимую информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных и маневренных качествах, имевших место аварийных случаях и их последствиях.

2.3.6. Ознакомиться с экипажем судна, а в навигационный период проверить действия экипажа по борьбе за живучесть судна, другим судовым расписаниям и тревогам с записью в судовом журнале.

2.3.7. По результатам приемки (сдачи) судна составить акт по установленной форме, первый экземпляр которого направить судовладельцу.

2.4. Капитан плавучего судна перед вводом судна в эксплуатацию обязан:

2.4.1. Проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и соответствующим правилам.

2.4.2. Обеспечить эксплуатационную готовность судна к безопасному плаванию, укомплектование экипажем и всеми видами снабжения.

2.4.3. При приеме судна от завода-изготовителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации в соответствии со спецификацией.

2.5. Капитан плавучего судна при выводе судна из эксплуатации или постановке на ремонт должен:

2.5.1. Обеспечить своевременное составление необходимой документации для производства ремонтных работ.

2.5.2. Принять меры к надлежащей охране судна и его безопасной стоянке; передать судно на ответственное хранение в пункте отстоя в порядке, определенном судовладельцем.

2.5.3. При постановке судна в док (на слип), выводе судна из дока (спуске со слипа) лично находиться на судне.

2.5.4. После постановки в док (на слип) совместно со старшим помощником капитана, старшим механиком произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса. После окончания ремонтных работ провести повторный осмотр. Результаты осмотра оформить установленным порядком и занести в судовой журнал.

2.6. Капитан плавучего судна при подготовке судна к рейсу должен:

2.6.1. Проверить обеспечение технической и навигационной готовности судна, укомплектование всеми видами снабжения для предстоящего рейса.

2.6.2. Проверить срок действия судовых документов с учетом длительности предстоящего рейса.

2.6.3. Проверить наличие нужных для рейса навигационных карт, пособий для плавания, а также предварительную прокладку пути судна.

2.6.4. Поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к рейсу, ознакомить с особенностями предстоящего рейса, получить информацию и проработать с судоводителями путевые и навигационно-гидрометеорологические условия рейса.

2.6.5. Перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его.

2.6.6. Перед отправлением судна в рейс принять от старшего помощника капитана, старшего механика и лица, ответственного за радиосвязь, доклад о готовности судна, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц.

2.7. Капитан плавучего судна в период плавания обязан:

2.7.1. Обеспечить надлежащую организацию и несение вахт.

2.7.2. Следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания, принятием должных мер предосторожности, осуществлять контроль за своевременным получением навигационной (путевой), гидрометеорологической, других видов информации и прогнозов погоды в соответствии с действующими правилами.

2.7.3. Изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от помощников капитана.

2.7.4. Немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить по прибытию голосом и, если есть необходимость, объявить о вступлении в управление судном с записью в судовом журнале.

2.7.5. Соблюдать установленный органом технического надзора район плавания судна.

2.7.6. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять лоцмана, обеспечив ему безопасный прием (сход) на борт судна.

2.7.7. Принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт; район поиска может быть покинут только после убеждения, что дальнейший поиск не принесет результатов.

2.7.8. При столкновении с другим судном запросить, не требуется ли помощь, и при необходимости оказать ее без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, взаимно согласовав свои действия.

2.7.9. При оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасения людей, после чего предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасении и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества.

2.7.10. Если судну грозит бедствие или создается угроза закрытия судового хода и оно нуждается в помощи, принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна.

2.7.11. При подходе судна к району с ледовыми, штормовыми и другими опасными условиями плавания принять надлежащие меры по обеспечению безопасности плавания в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими нормативными документами.

2.7.12. При освобождении от несения регулярной вахты должен находиться на мостике и руководить судовождением при входе в порт и выходе из него, следовании в узкости и других особо сложных условиях плавания.

2.8. Капитан плавучего судна при стоянке судна в порту обязан:

2.8.1. При подходе к порту подготовить судно, судовую и грузовую документацию для предъявления портовым властям.

2.8.2. По прибытию судна в иностранный порт известить об этом консула Российской Федерации или лицо им уполномоченное и сообщить сведения о судне и обстоятельствах плавания.

2.8.3. Убедиться в безопасной стоянке судна, организовать вахту, ее состав и продолжительность в зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза.

2.8.4. Покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику капитана устное или письменное распоряжение относительно судовых работ, деятельности и безопасности судна, а также о месте своего пребывания на берегу.

2.8.5. Оставлять судно только на старшего помощника капитана или сменного помощника капитана.

2.9. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Капитан плавучего судна имеет право:

3.1. Производить распределение обязанностей между членами экипажа по выполнению судовых работ.

3.2. Требовать от судовладельца замены членов экипажа при установлении несоответствия их занимаемой должности.

3.3. В случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа и направить его в распоряжение органа, принявшего на работу.

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

ИНСТРУКЦИЯ
по обеспечению безопасности морских буксировок
судов и других плавучих сооружений


Утратила силу с 1 сентября 1996 года на основании
письма Росморфлота от 8 июля 1996 года N МФ-35/1921
____________________________________________________________________

Цель инструкции - улучшение организации буксировки морских плавучих объектов.

Инструкция содержит основные требования по организации и обеспечению безопасности морских и океанских экспедиционных буксировочных работ.

Настоящая инструкция распространяется на всех участников буксировочной экспедиции независимо от их ведомственной принадлежности, а также на лиц, осуществляющих надзор за безопасностью мореплавания (службы мореплавания пароходств, капитаны морских портов).

1.Общая часть

1. В целях обеспечения безопасности проведения дальних морских и океанских буксировок:

а) все дальние морские и океанские буксировки проводятся только спасательно-буксирными судами. Использование транспортных судов при таких буксировках допускается в исключительных случаях при отсутствии буксирных судов соответствующей мощности;

б) во всех случаях планирование и организация дальних морских и океанских буксировок согласовывается с В/О "Совсудоподъем"*;
________________

* Функции В/О "Совсудоподъема" переданы В/О "Мореплавания".

в) контроль за организацией и проведением вышеуказанных буксировок возлагается на В/О "Совсудоподъем"*.

2. В зависимости от сложности буксировки, определяемой дальностью перехода, конструктивными особенностями объекта буксировки, его размерами и состоянием, морская буксировка может быть осуществлена:

а) на буксире специального буксирного судна;

б) путем организации специальной экспедиции из нескольких судов;

в) на буксире транспортного судна.

Необходимость организации специальной экспедиции из нескольких судов определяется руководством Э/О АСПТР или службой мореплавания пароходства, которым поручена буксировка.

3. Руководство организацией и подготовкой экспедиции к морской буксировке, ее проведение возлагаются на начальника экспедиционного отряда АСПТР или службу мореплавания пароходства, которому поручена буксировка.

В их обязанности входит:

а) согласование сроков готовности буксируемого объекта и буксировщиков, а также срока начала буксировки с учетом наиболее благоприятного периода перегона;

б) контроль за подготовкой буксировщиков в установленные сроки;

в) обеспечение хорошего технического состояния судов-буксировщиков;

г) укомплектование судов-буксировщиков опытными экипажами;

д) проведение инструктажа начальника экспедиции (капитана основного буксировщика);

е) обеспечение необходимым снабжением судов-буксировщиков.

4. Владелец буксируемого объекта обеспечивает своевременную и качественную подготовку объекта к буксировке, его техническое состояние, укомплектование объекта экипажем (при необходимости), выполнение всех требований Регистра СССР, ВОХРа, портнадзора, санитарных органов и представителей организации, осуществляющей буксировку, необходимое и качественное снабжение и оформление всей требуемой документации.

Все необходимые документы, разрешающие буксировку объекта, должны быть владельцем своевременно предъявлены начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика).

5. Начальник экспедиции (капитан буксирующего судна) назначается из числа наиболее опытных капитанов.

6. По получении задания или заявки на буксировку Э/О АСПТР (в случаях, когда буксировщиком является транспортное судно - служба мореплавания пароходства) разрабатывает "План перехода" и "Инструкцию по обеспечению безопасности морской буксировки". "План перехода" и "Инструкция утверждаются начальником Э/О АСПТР, а при буксировке транспортным судном - заместителем начальника пароходства по мореплаванию.

7. В плане перехода должны быть предусмотрены:

а) названия судов-буксировщиков, их мощность, скорость каждого судна в балласте и плановая скорость буксировки с объектом;

б) маршрут перехода и расстояния по маршруту следования с объектом и в балласте;

в) порты захода (в том числе порты пополнения запасов) и порты убежища;

г) контрольные сроки выхода из порта отправления и прихода в порт назначения, а также заходов в промежуточные порты;

д) расчет ходового и стояночного времени.

8. Инструкция по обеспечению безопасности морской буксировки составляется на основе проекта перегона и требований Регистра СССР. Ее выполнение является обязательным для всех участников буксировки.

Инструкция по обеспечению безопасности морской буксировки должна предусматривать:

а) перечень технических и эксплуатационных требований к буксируемым объектам и судам-буксировщикам, обеспечивающим проведение буксировки;

б) перечень требований к буксирному устройству буксировщиков;

в) перечень требований к буксирному, якорному, спасательному, противопожарному и др. устройствам буксируемого объекта;

г) общую характеристику морских качеств буксируемого объекта, его особенностей и рекомендации по его буксировке при различных условиях погоды;

д) требования по организации судовой службы;

и) требования по специальному оборудованию и снабжению;

к) требования по организации штурманской службы и специальных наблюдений за состоянием и поведением буксируемого объекта;

л) порядок движения судов и организацию связи судов между собой, а также порядок радиопереписки;

м) порядок выхода и входа в порты и порядок прохода узкостей, а также плавания в условиях шторма и плохой видимости;

н) порядок подачи, отдачи и крепления буксирных тросов на случай обрыва буксира.

Помимо Инструкции по буксировке начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) получает дополнительный инструктаж в Э/О АСПТР и службе мореплавания пароходства по особенностям данной буксировки.

II. Подготовка буксируемого объекта и судна-буксировщика

9. Подготовка предназначенного к буксировке объекта производится его владельцем на основе разработанного проекта перегона данного объекта и согласованного инспекцией морского Регистра СССР, которая после освидетельствования объекта дает свое заключение о пригодности его к буксировке.

10. Владелец буксируемого объекта представляет совместно с заявкой также и разработанный проект на перегон объекта (проект конвертовки, расчет и проект буксирного устройства, проект подкрепления корпуса судов с ограниченной мореходностью, проект устройства, уменьшающего сопротивление воды, и т.д.). Организация, осуществляющая буксировку, имеет право в случае необходимости потребовать от владельца объекта дополнительную техническую документацию, а также в целях безопасности имеет право выставлять разумные дополнительные требования по отдельным устройствам и оборудованию на буксируемом объекте.

11. Основной буксировщик должен подбираться с мощностью машин, обеспечивающей резерв не менее 15 % против расчетного, т.е. тягового усилия для плановой скорости буксировки.

Все суда-буксировщики должны обладать хорошими мореходными качествами, соответствовать району плавания, согласно документам Регистра СССР.

12. Основной буксировщик (когда им является транспортное судно) предъявляется к освидетельствованию инспекцией Регистра СССР на предмет проверки его технического состояния и пригодности к буксировке.

13. Для обеспечения живучести буксируемого объекта проектом перегона должен быть предусмотрен табель снабжения аварийно-спасательным имуществом и инвентарем, согласованный с инспекцией Регистра СССР и организацией, осуществляющей буксировку.

Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) перед началом буксировки проверяет наличие этого имущества на буксируемом объекте.

Выход в море без наличия перечисленного в табеле имущества и инвентаря не допускается.

14. Буксирующее судно, вспомогательные суда и буксируемый объект перед выходом в море должны принимать полный запас топлива, котельной и питьевой воды, а также запасы продовольствия и расходных материалов, обеспечивающие переход до порта назначения или порта захода, если он предусмотрен планом.

Организация, осуществляющая буксировку, заблаговременно дает заявки на гидрометеорологическое обслуживание экспедиции по маршруту перехода, на бункер и снабжение, а также, при необходимости, на право захода в порты, согласно плану перехода.

15. Основной буксировщик и вспомогательные суда должны быть обеспечены полным комплектом откорректированных карт и навигационных пособий по маршруту перехода. Все навигационные и электронавигационные приборы должны быть в полной исправности и подвергнуты тщательной проверке непосредственно перед выходом в море.

Перечень необходимых навигационных приборов и пособий для буксируемого объекта устанавливается организацией, осуществляющей буксировку. При всех случаях морской буксировки на буксируемом объекте, как минимум должны быть генеральные карты на переход и прокладочный инструмент.

16. Все суда экспедиции должны быть оборудованы средствами дальней радиосвязи согласно требованиям правил Регистра СССР. Кроме этого, на всех судах экспедиции, включая и буксируемый объект, устанавливается радиотелефонная аппаратура ближнего действия (типа УКВ).

17. Все суда, участвующие в буксировке, включая и буксируемый объект, должны иметь книгу Международного свода сигналов и быть снабжены средствами визуальной связи: двумя комплектами флагов Международного свода сигналов, семафорными флажками, сигнальными фонарями, прожекторами и клотиковыми лампами.

Исключения допускаются только для буксировок на небольшие расстояния в пределах одного моря, причем виды средств визуальной связи устанавливаются организацией, осуществляющей буксировку. Независимо от характера буксировки должны быть обеспечены флажная, семафорная и световая сигнализации.

18. Суда-буксировщики при дальних морских буксировках должны быть снабжены буксирными тросами длиной согласно проекту на данную буксировку.

На судах-буксировщиках должно быть два комплекта буксирных тросов.

Запасные буксирные тросы должны быть равноценны основным.

При буксировках, когда буксирный трос подается не с буксирной лебедки, трос должен быть размечен марками.

На все буксирные тросы должны быть сертификаты, а также тросы должны иметь соответствующий запас прочности.

19. На всех судах-буксировщиках должны быть в достаточном количестве растительные, синтетические или стальные тросы для использования их в качестве тросов-проводников, а также другое оборудование, необходимое для подачи буксиров в открытом море.

20. При проведении дальних океанских буксировок доков и других крупных плавучих сооружений на основном буксировщике для качественного и оперативного прогнозирования погоды по маршруту перехода в состав экспедиции включается синоптическая группа с оборудованной факсимильной аппаратурой.

Необходимость установки факсимильной аппаратуры и укомплектования экспедиции синоптической группой определяется организацией, осуществляющей буксировку.

21. Для выполнения морской буксировки должен заключаться договор между владельцем буксируемого объекта и организацией, осуществляющей буксировку. Образцы буксировочных контрактов прилагаются*.
________________
* Образцы в Сборнике не приводятся.

III. Буксировка

22. Начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) подчинены капитан (командир) буксируемого объекта и капитаны всех судов, участвующих в буксировке. В случае отсутствия начальника экспедиции его правами пользуется капитан судна-буксировщика.

23. Начальник экспедиции (капитан буксировщика) до выхода в море обязан:

а) тщательно ознакомиться с конструктивными особенностями буксируемого объекта и его техническим состоянием;

б) знать план перехода и изучить инструкцию на буксировку;

в) с капитанами всех судов экспедиции и со всем штурманским составом основного буксировщика проработать маршрут перехода, его особенности с целью выбора наиболее благоприятного пути следования и выполнения предварительной прокладки;

г) ознакомиться с гидрометеорологическими условиями плавания;

д) знать ширину территориальных вод иностранных государств по маршруту следования, правила плавания и пребывания в них; ознакомиться с характеристиками, особенностями и обычаями захода в порты-убежища;

е) изучить правила плавания проливами и каналами по морям следования экспедиции.

24. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) до выхода в море обязан лично ознакомить командный состав судов, участвующих в экспедиции, с "Планом перехода", соответствующими инструкциями и разработанными им наставлениями, а также дать устный инструктаж по всем необходимым вопросам морской практики, судовождения и организации судовой службы на период рейса.

25. Капитаны всех судов экспедиции письменным рапортом докладывают начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) о готовности своего судна к рейсу с указанием:

а) готовности буксирного, якорного, спасательного и др. устройств и средств;

б) исправности водоотливных, пожарных и других систем;

в) исправности главных машин и механизмов;

г) наличия запасов топлива, воды, технического, аварийного и бытового снабжения;

д) наличия и качества запасов продовольствия и неприкосновенного запаса;

е) наличия полного комплекта корректированных карт, лоций и др. навигационных и электронавигационных пособий;

ж) исправности навигационных и электрорадионавигационных приборов и всех средств связи;

Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) лично проверяет готовность судов к буксировке и особое внимание должен обратить на исправность и готовность всего буксирного устройства.

О приемке объекта к буксировке составляется акт комиссией, назначаемой начальником экспедиции совместно с владельцем буксируемого объекта либо капитаном буксируемого объекта.

26. На всем протяжении буксировки начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) в части организации судовой службы и обеспечения безопасности плавания руководствуется "Уставом службы на судах Министерства морского флота СССР", "Правилами для предупреждения столкновения судов в море", "Правилами технической эксплуатации судов ММФ" и инструкциями по буксировке, КТМ СССР, условиями буксировочного контракта.

27. Если буксировка совершается через иностранные воды, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) должен знать наименование фирм, которые будут агентировать суда в пути следования.

Во всех случаях затруднений во взаимоотношениях с иностранными властями начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) надлежит обращаться к представителям: Морфлота, Торгпредства СССР, консульских учреждений СССР, посольства СССР (в случаях, затрагивающих политические интересы Советского государства), смешанных советско-иностранных агентирующих компаний, а также иностранных морских фирм (агентам), агентирующим советские суда, представителям Ингосстраха или клуба взаимного страхования, если судно было застраховано по данному риску.

Примечание. Под представителями Морфлота понимаются зам.торгпреда по транспорту, уполномоченный ММФ, представитель ММФ, представитель морских пароходств, представитель В/О "Совинфлот", начальники агентств.

При отсутствии в данном месте перечисленных организаций и лиц начальник экспедиции должен по вопросу, к кому ему следует обратиться за оказанием помощи, запросить рекомендации у судовладельца.

28. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) имеет право и обязан задержать выход судов в море из порта в случае получения неблагоприятного прогноза погоды.

29. Для прохода узкостями и каналами могут быть использованы местные буксиры и лоцманы, если в этом есть необходимость.

В тех местах, где лоцманская проводка обязательна, вызов лоцманов должен быть произведен заблаговременно, а суда должны ожидать прибытия лоцманов в безопасном месте, не входя в район обязательной проводки.

30. Стоянки в промежуточных портах и местах отстоя должны быть использованы для осмотра состояния буксирного устройства, буксируемого объекта, судов-буксировщиков и устранения всех обнаруженных дефектов.

Без устранения обнаруженных неисправностей дальнейшая буксировка не допускается.

Помимо осмотров в портах и местах отстоя надлежит использовать всякую возможность производить осмотр объекта, буксирного устройства особенно перед наступлением и после штормовой погоды, перед заходом в проливы, каналы, узкости, перед выходом в океан и т.д.

31. Во время стоянки на якоре и при лежании в дрейфе в ночное время и плохую видимость, должны быть приняты особые меры для обращения на себя внимания приближающихся судов с целью предупреждения столкновения и навалов.

32. В случаях, когда экспедиция будет застигнута штормом в открытом море, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) обязан принять все меры предосторожности, рекомендуемые в таких случаях хорошей морской практикой и, в первую очередь, уменьшить ход, увеличить длину буксирных тросов, лечь на наиболее благоприятный для буксируемого объекта курс относительно ветра и волны либо следовать в пункты убежища или места укрытия.

33. Вся оперативная радиокорреспонденция, касающаяся работы экспедиции, передается за подписью начальника экспедиции (капитана основного буксировщика).

34. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) сообщает в адреса: пароходств, Э/О АСПТР (по принадлежности), В/О "Совсудоподъем", управления ГМС, обеспечивающего переход, владельцу буксируемого объекта:

а) даты, время выхода и прихода в порты;

б) предполагаемое время подхода к портам, проливам, каналам;

в) ежесуточно на 08 и 18 час. московского времени координаты, скорость и курс, условия погоды, состояние всех судов и буксируемого объекта.

На 18 час. дополнительно сообщается остаток запасов (топлива, воды) и пройденное за сутки расстояние.

В случае неблагоприятной погоды, а также в случае аварийного происшествия текущая информация о положении, состоянии и координатах судов даются каждые четыре часа. В случае отклонения от намеченного "Плана перехода", начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) должен информировать о причинах изменения плана и о своих дальнейших намерениях.

Вся подаваемая информация должна быть краткой, но точной и понятной.

35. Прокладка и счисление пути судна должны вестись на всех судах, участвующих в буксировке объекта.

Основным счислением считается счисление основного буксировщика, которым руководствуются все остальные суда.

Если на буксируемом объекте не ведется счисление, в этом случае вахтенный начальствующий состав наносит на навигационные карты координаты, сообщаемые с основного буксировщика.

36. В случаях необходимости оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие в море, в районе движения каравана, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) обязан по согласованию с В/О "Совсудоподъем" и службой мореплавания пароходства или Э/О АСПТР приступить к оказанию помощи, предварительно обеспечив безопасность буксируемого объекта.

37. Наряду с изложенными в Инструкции требованиями все участники экспедиции должны использовать рекомендации хорошей морской практики.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Сборник нормативных актов о транспорте"
М., Юридическая литература 1983, ч.2

Глава 6.

Правовому регулированию положения экипажа судна посвящена глава V КВВТ. Статьи 26-33 КВВТ определяют состав экипажа судна, тре­бования, предъявляемые к членам экипажа, трудовые отношения на судне, права и обязанности капитана судна.

Экипаж судна состоит из командного состава и судовой команды. К командному составу в соответствии с пунктом 2 статьи 26 КВВТ относят­ся: капитан судна, его помощники, механики и электромеханики, помощ­ники механиков и электромехаников, радиоспециалисты. Настоящим ко­дексом впервые к перечню лиц командного состава отнесены врачи, кото­рые ранее на речном флоте не входили в штат экипажа судна. Все осталь­ные члены экипажа - боцманы, рулевые, матросы, мотористы, проводники и повара - относятся к судовой команде. Согласно выполняемым обязанно­стям члены экипажа распределяются по службам внутри судна: общесудо­вой, вахтенной, штурманской и технической.

Общесудовая служба занимается организацией работы экипажа, пе­ревозки грузов и пассажиров, содержанием корпуса и помещений судна в надлежащем состоянии, обеспечением сохранности перевозимых грузов; обеспечивает борьбу за живучесть судна, санитарно-бытовые условия на судне.

Возглавляет службу старший помощник капитана, в состав общесу­довой службы входят: помощники капитана (штурманы), боцман, рулевые, матросы и проводники.

Вахтенная служба на судах речного флота является особым видом выполнения служебных обязанностей и обеспечивает круглосуточную и бесперебойную работу судна. Практически каждый член экипажа привле­кается к несению вахты в соответствии с расписанием по вахтам, устанав­ливающим состав вахт. Время несения вахты для командного состава ус­тановлено Уставом службы на судах МРФ РСФСР, для судовой команды -устанавливается капитаном.

К штурманской службе относятся штурманы, а на судах смешанного «река-море» плавания - помощники капитана.

Техническую службу возглавляет механик судна. В состав данной службы входят помощники механика, электромеханик, помощники элек­тромеханика, мотористы и кочегары.

Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна внутреннего и смешанного (река-море) плавания установлен одноименным Положением, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от 24.05.94 №31. Положение разработано с учетом требований междуна­родных конвенций и КТМ.

Список членов экипажа, ведение которого является обязанностью капитана судна, называется «судовая роль».

Каждый член экипажа судна должен знать и выполнять свои обязан­ности, установленные Уставом службы на судах. Устав содержит перечень обязанностей членов экипажа судна, как по занимаемой должности, так и во время несения вахты. К числу основных обязанностей относятся: вы­полнение требований действующего законодательства, приказов, правил и инструкций; добросовестное выполнение служебных обязанностей, береж­ное отношение к судовому имуществу, охрана природной среды, а также соблюдение чистоты и порядка на судне. Уставом определены конкретное время несения вахты командным составом при управлении судном, поря­док организации судовых работ и вахтенной службы и время отдыха чле­нов экипажа. Согласно Уставу все члены судового экипажа должны иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку в соответствии с занимаемыми должностями.

На должности членов экипажа судна могут назначаться лица, имеющие соответствующие документы на право занятия должности - ди­пломы и квалификационные свидетельства. Дипломы выдаются на основа­нии Положения о дипломировании, утвержденного Правительством Рос­сийской Федерации.

Все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комис­сии о пригодности к работе в соответствующей должности. На судно за­граничного плавания назначаются лица, имеющие паспорт моряка, выда­ваемый в соответствии с Конвенцией о национальных удостоверениях личности моряков 1958 г. Порядок выдачи паспорта определен Положени­ем о паспорте моряка, утвержденным постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 01.12.97 №1508 и Инструкцией «О порядке приме­нения Положения о паспорте моряка», утвержденной совместным прика­зом Минтранса Российской Федерации и Минсельхозпрода Российской Федерации от 30.06.98 №81-328.

На занятие определенных должностей из числа командного состава установлены ограничения: в соответствии со статьей 27 КВВТ иностран­ные граждане, а также лица без гражданства не могут назначаться на должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалистов. Аналогичные нормы содержит и КТМ.

Члены экипажа назначаются на судно судовладельцем только с со­гласия капитана судна.

Трудовые отношения членов экипажа и судовладельца регулируют­ся трудовым законодательством, КВВТ, Уставом службы на судах, Уста­вом о дисциплине и трудовым договором (контрактом). Впредь до утвер­ждения нового Устава о дисциплине Правительством Российской Федера­ции продолжает действовать Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 26.08.85 №812. Указанный Устав определяет общие обязанности работников речного транспорта, порядок применения дисциплинарных взысканий и поощрений.

Для членов экипажа установлен 8-ми часовой рабочий день, кроме того, капитан вправе привлекать членов экипажа к участию в авральных работах, продолжительность которых не может превышать 40 часов в ме­сяц.

Между профсоюзными организациями речников и судовладельцами заключаются коллективные договоры (соглашения), определяющие допол­нительные права и льготы для работников, а также дополнительные обя­занности судовладельцев. Так, например, коллективные договоры некото­рых речных пароходств предусматривают выплату вознаграждения за вы­слугу лет, за работу на определенных типах судов и т.д.

Основные обязанности судовладельца в отношении членов экипажа определены пунктом 4 статьи 28 КВВТ. Для членов экипажа должны быть обеспечены безопасные условия труда, охрана здоровья плавсостава, бес­перебойное снабжение продовольствием и водой. На судне должно нахо­диться достаточное количество спасательных средств, а также должны быть оборудованы надлежащим образом каюты для проживания членов экипажа, столовые, санитарные узлы, а также амбулатории и помещения для отдыха.

Члены экипажа должны быть застрахованы от возможного причине­ния вреда жизни, здоровью при исполнении ими служебных обязанностей за счет судовладельца в порядке, предусмотренном действующим граж­данским законодательством.

Репатриация членов экипажа (возвращение к месту приема на работу или в иное обусловленное договором место) осуществляется за счет судов­ладельца в случаях: гибели судна, болезни или получения травмы члена экипажа, требующей лечения в береговых условиях, прекращения трудо­вого договора (контракта), вследствие несостоятельности (банкротства) судовладельца, продажи судна, изменения государства регистрации судна и в случае направления судна без согласия члена экипажа в зону военных действий или эпидемии. Судовладелец при этом обязан за свой счет обес­печить возвращение личного имущества члена экипажа судна весом до 30 килограммов.

^ Права и обязанности капитана судна

Руководителем экипажа судна является капитан, действующий на основе единоначалия. Капитан подчиняется непосредственно судовладель­цу, доверенным лицом и представителем которого он и является. Предста­вителем грузовладельца капитан выступает в сделках, вызванных нуждами груза.

Определение «капитан» распространяется на лиц, осуществляющих самостоятельное командование судами. В зависимости от типа и назначе­ния судна применяются определения «командир», «багермейстер», «шки­пер» и «капитан-дублер».

Капитан управляет судном и принимает все необходимые меры к обеспечению безопасности плавания, для поддержания порядка на судне, предотвращения нанесения вреда судну и находящимся на нем людям и грузу, а также по защите водной среды.

В случаях, препятствующих исполнению обязанностей капитана судна, в том числе, болезни или смерти капитана, временно командование судном передается первому штурману (старшему помощнику капитана), о чем немедленно информируется судовладелец. О передаче командования судном производится запись в судовом журнале.

Капитан судна наделен действующим законодательством обширным комплексом прав и обязанностей. Права и обязанности капитана судна можно разделить на связанные с административными функциями; относя­щиеся к управлению судном; к руководству судовым экипажем и коммер­ческой работе судна. Кроме этого капитану судна делегированы полномо­чия некоторых государственных органов и нотариальные функции.

Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат бес­прекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами. В слу­чае неисполнения распоряжения капитана он принимает в отношении не-исполняющих его распоряжений лиц необходимые меры в пределах пре­доставленных ему прав, в том числе капитан имеет право отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа и списать его с судна.

Капитан вправе изолировать в особом помещении лицо, в действиях которого не содержится признаков преступления, но при этом указанные действия угрожают безопасности судна, находящихся на нем людей, иму­щества.

В соответствии с КоАП РФ капитаны речных судов и их помощники налагают административные взыскания в виде штрафа за безбилетный проезд и курение в неустановленных местах.

Применение некоторых мер поощрения и наложение дисциплинар­ных взысканий на членов экипажа судна относятся к компетенции капита­на.

Капитан судна имеет право пользоваться средствами диспетчерской связи, а в случаях опасности для судна и находящихся на нем людей или для оказания помощи другому судну или людям - устанавливать режимы работы главных двигателей с превышением установленных норм.

Капитану предоставлено право удостоверения завещаний лиц, нахо­дящихся на судне в период плавания. Такое завещание приравнивается к нотариально удостоверенному.

В случае возникновения во время рейса неотложной необходимости в денежных средствах для продолжения рейса, капитан вправе продать часть запасов продовольствия и часть вверенного ему имущества, за ис­ключением имущества, которое необходимо для продолжения рейса. Такое право предоставляется капитану судна при условии невозможности полу­чения распоряжения судовладельца на этот счет.

Высокая степень ответственности капитана за безопасность судна, за жизнь и здоровье находящихся на нем людей и сохранность груза опреде­ляет широкий круг должностных обязанностей. В частности, основные обязанности капитана определены КВВТ, а также статьями 46-94 Устава службы на судах МРФ РСФСР.

На капитана возложены обязанности по контролю за правильностью и своевременностью ведения судового, вахтенного, машинного, а также других журналов, за получением необходимых карт и пособий для плава­ния; по хранению судовых документов; по руководству ходом подготовки судна к плаванию, назначению курса судна и определению поправок к нему.

Капитан обязан оказывать помощь любому лицу, терпящему бедст­вие на воде, если спасание не представляет серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц. За неисполнение этой обязанности капи­тан несет уголовную ответственность.

В случае столкновения своего судна с другим судном, капитан обя­зан запросить другое судно о необходимости помощи и оказать такую по­мощь, при условии отсутствия серьезной опасности для своего судна, эки­пажа и пассажиров, кроме того, капитан должен запросить у капитана суд­на, с которым произошло столкновение следующие сведения: название судна, пункты приписки, отправления и назначения, характер полученных повреждений, а также сообщить аналогичные сведения по своему судну и оформить необходимые документы.

При возникновении ситуаций, которые угрожают безопасности суд­на, людей или груза капитан обязан сообщить судовладельцу об этом и действовать в сложившейся ситуации в соответствии с полученными рас­поряжениями и рекомендациями.

Если судну грозит бедствие, и оно нуждается в помощи, капитан обязан принять все возможные меры для того, чтобы получить такую по­мощь.

В том случае, если судну, по мнению капитана, грозит неминуемая гибель, капитан судна обязан принять все возможные меры по спасению пассажиров и только после этого отдать приказание оставить судно членам экипажа.

При спасании людей капитан в первую очередь обеспечивает спасе­ние детей, больных, женщин и престарелых. Сам капитан оставляет судно последним, приняв все возможные и зависящие от него меры к спасению судового и машинного журналов, карт данного рейса, документов, ценно­стей и судовой печати, обязанность хранения которой также возложена на капитана.

В случае гибели судна, вне зависимости от того, куда был доставлен экипаж, капитан сохраняет полностью свои права и обязанности в отноше­нии спасенных лиц.

К обязанностям капитана по поддержанию на судне порядка отно­сятся обязанности по незамедлительному информированию компетентных органов в случае обнаружения на судне признаков преступления во время стоянки в порту; по задержанию лица, подозреваемого в совершении пре­ступления, до передачи его компетентным органам при первой возможно­сти, а также по принятию мер по защите судна и экипажа от нападения.

О каждом случае рождения ребенка или смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей, а также врача, если та­ковой имеется, и произвести запись в судовом журнале. Кроме того, капи­тан обязан немедленно сообщить судовладельцу о случае смерти на судне и действовать по его указаниям, а также принять меры по сохранению тела и имущества умершего для передачи его портовым властям или родствен­никам в ближайшем порту.

В случае необходимости оказания срочной квалифицированной ме­дицинской помощи больному, которая не может быть оказана на судне, капитан должен зайти в ближайший порт, известив об этом судовладельца и портовые власти. При заходе судна в иностранный порт за получением медицинской помощи необходимо также известить консула Российской Федерации. Все распоряжения консула обязательны для капитана.

Кроме вышеперечисленных обязанностей капитана судна, Уставом службы на судах МРФ РСФСР достаточно подробно регламентированы обязанности капитана при приемке и сдаче судна; во время стоянки судна в порту; при ремонте судна; в период плавания по внутренним водным путям, а также при плавании в море и на участках внутренних водных пу­тей, требующих применения методов морской навигации.