Закон о кассовых аппаратах. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

До настоящего времени субъекты предпринимательства, применяющие специальный налоговый режим (СНР) в виде уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД), освобождались от применения кассовой техники. Такую возможность им предоставляет пункт 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ . Однако с 2016 года вопрос о ККМ для ЕНВД, а именно изменения, вносимые в указанный Федеральный закон, рассматриваются в Государственной думе РФ. Законопроект принят в первом чтении, но о конкретных изменениях говорить еще рано, все разговоры пока ведутся на «уровне дискуссии».

Применение ККМ в 2016 году для ЕНВД

Как уже было указано выше, правило, согласно которому «вмененщики» освобождаются от применения контрольно-кассовых аппаратов, на сегодняшний день изменений не претерпело, поэтому пока в 2016 году имеем действующий и в предыдущие годы порядок. Согласно этому порядку условиями освобождения от применения ККТ являются:

  • осуществление видов предпринимательства, указанных в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ;
  • выдача документа, подтверждающего прием денег за товар или услугу.

Нужно при этом учесть, что субъекты предпринимательства, применяющие СНР в виде ЕНВД, вправе осуществлять расчеты без кассового аппарата, но при этом они должны выдать покупателю иной документ о произведенных расчетах (товарный чек, квитанцию и др.). Верховный суд РФ указал на то, что необходимость выдачи такой квитанции не зависит от наличия волеизъявления покупателя. Другими словами, если субъект предпринимательства не дал покупателю соответствующий документ (например, чек чекопечатающей машинки для ЕНВД), то он считается нарушившим кассовую дисциплину. При этом не имеет значения, требовал ли покупатель выдать ему такой чек (Постановление от 11.02.2016 N 301-АД15-14856).

Важно!

  • В пункте 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ содержится указание на виды предпринимательства, при которых возможны расчеты без применения контрольно-кассового аппарата. «Вмененщики», оказывающие соответствующие виды услуг, могут не применять ККТ, только если выдают БСО в соответствии с Положением , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (Письма Минфина России от 30.12.2015 N 03-11-06/3/77890 , от 10.08.2015 N 03-11-11/46052);
  • Неприменение ККТ при ЕНВД (в т.ч. в 2016 году) для индивидуального предпринимателя, осуществляющего пассажирские перевозки, возможно лишь при условии выдачи соответствующих БСО (Письмо Минфина России от 07.08.2015 N 03-11-11/45835).

Изменения в вопросе применения ККМ для ЕНВД

В начале рассмотрения законопроекта об изменениях в Федеральный закон N 54-ФЗ предполагалось обязать «вмененщиков» применять контрольно-кассовую технику. В настоящее время по этому вопросу ведется дискуссия и, возможно, сохранится возможность не применять ККМ для ИП на ЕНВД.

  • автоматизация системы контроля за учетом выручки и, следовательно, правильность уплаты налогов;
  • удобство и защита прав потребителей (при подключении ККТ к Интернету покупателю будет доступна «виртуальная версия чека»);
  • простота регистрации кассового аппарата - теперь в онлайн-режиме.

С учетом предполагаемых изменений последовательность действий по применению ККМ будет следующей:

  • регистрация личного кабинета осуществляется на сайте налоговой службы с составлением заявки на фискализацию кассы;
  • когда зарегистрированная касса выбивает покупателю чек, сведения об операции направляются оператору фискальных данных (ОФД), который впоследствии направляет их в инспекцию Федеральной налоговой службы России.

Изменения в применении ККТ, без сомнения, должны упростить жизнь налоговикам, но вот что ждет от очередных нововведений предпринимательское сообщество… Ответ также очевиден: дополнительные затраты. Для переориентации учета предполагается срок до 2018 года.

Что же касается изменений в использовании контрольно-кассовой техники (а именно введения обязанности по использованию онлайн-касс) непосредственно для субъектов предпринимательства, применяющих СНР в виде уплаты ЕНВД, ответ государство пока не дало. Возможно, изменений и не будет. Что ж, посмотрим, ждать осталось недолго.

Изменения в законодательстве с 1 января 2016 года для всех компаний введут онлайн кассы

Не для кого не секрет грядущее изменение в законодательстве касающееся требованиям к контрольно кассовой технике. Законопроект на рассмотрении, а значит скоро его утвердят и будет бизнесу не сладко. Как на этом заработать? Точнее как воспользоваться этой информацией с целью экономии средств потраченных в дальнейшем в бизнесе. Что изменится:

  1. Появится новый электронный фискальный накопитель.
  2. Уйдут в прошлое ЭКЛЗ и Фискалка.
  3. В ККТ добавится функция передачи данных.
  4. Обязанность применения ККТ будет возложена на все виды деятельности без ограничений.
  5. Информация на чеке будет обязана содержать наименование товара.

Плюсы и минусы в новом законе о применении ККТ.

Как на этой информации заработать? Если Вы владелец бизнеса , то рекомендую поставить на учет в 2015 году ККМ попроще, которая отработает амортизационный срок и будет снята только через 7 лет. Я лично покупал кассы без ЭКЛЗ перед внедрением того закона и сем лет работал не оплачивая установку ЭКЛЗ. В свое время это было около 15 салонов связи и экономия на установке ЭКЛЗ была существенной. 12000 стоила АМС100Ф. Её приобретение окупалось уже через полтора года, поскольку замена ЭКЛЗ стоила 7000 рублей в год. Пять лет я проработал в плюсе. Если Вы только решаете чем заняться , то подумайте о создании своего сервисного центра по обслуживанию ККТ. Об этом и поговорим сейчас более подробно. Вывод:

  1. Плюс для сервисных центров.
  2. Минус для любого бизнеса.

Какие изменения в законе о применении ККТ нас затронут больше всего?

  1. Сервисный центр обслуживающий ККТ подлежит лицензированию.
  2. Весь бизнес подлежит обязательному применению ККТ.
  3. Появляется функция передачи данных (новый оператор, полная автоматизация ККТ, работа ККТ в режиме онлайн)

Если Вы дочитали статью до этого пункта, значит Вам это интересно. Далее уже рассмотрим многие нюансы этого закона. В комментариях задавайте вопросы, постараюсь отвечать оперативно.

Новый электронный фискальный накопитель заменит блок фискалки и блок ЭКЛЗ в кассовом аппарате. Это значит что процентов 95 существующих касс подлежит модернизации либо замене. Это произойдет не сразу. Кассы зарегистрированные до конца года подлежат замене по истечении срока амортизации (семь лет). Включаем голову — сервисные центры станут более востребованы.

Единое устройство обработки данных. Контроль за ним — органы федеральной власти (все прекрасно понимают какие именно). Обязательная Лицензия ФСБ для сервисного центра и Оператора передачи данных. В ККТ добавляется функция передачи данных. Не сам модуль будет передавать, а в составе кассы будет дополнительное устройство передатчика информации. 90% ККТ потребует дополнения этого модуля, иначе полная замена по окончании срока амортизации.

Под обязательное применение ККТ попадают все категории бизнеса. Патент, упрощенка, вмененка — кто ранее был освобожден от этого, теперь будет обязан покупать Кассовую технику. Все платежные терминалы и автоматы обслуживающие население при приеме платежей. Увеличится рынок продажи фискальных регистраторов нового образца. Правда обещают, что это будет стоить очень маленьких денег, но на практике все иначе. У нас рынок, потом возможны издержки.

Реестр ККТ будет содержать, помимо марки и модели кассы, номер и дату выпуска аппарата. То есть, по сути перечень из двух — трех миллионов касс поставленных на учет в налоговой. Минус для бизнеса — вылетела касса из реестра — в расход. Перепродать или поставить на учет дважды ее не получится. Хотя может и плюс — не нужно их хранить. просто выбрасываем.

Оператор фискальных данных сообщает в налоговую о любой неисправности и ККТ автоматически исключается из реестра в одностароннем порядке без возможности восстановления. Это плюс для сервисных центров и минус для предпринимателей. Нет оплаты за обслуживание — выпал из реестра. Наверняка появится пред оплатная система оператору. Ответственность за передачу данных несет владелец. Соответственно полное право выбора только качественного сервиса. Рынок оказываемых услуг будет нуждаться в специалистах. Данные не передаются — сразу в сервис. Штрафовать будут не только за не пробитие чека. Но и не переданные данные — тоже неприменение ККТ! Востребованность атестованных сервисов с полученной лицензией только возрастет. Больше не будет возможности ремонта техники на коленках.

ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ сервисным центром — кому интересно это выполнение 313 постановления правительства от 16.04.2012 года. Госпошлина + подача документов регулятору и при выполнении требований соответствия вида деятельности получаете лицензию. все просто — особо не придираются. Даже закрывают глаза на стаж работы от трех лет. Более жесткие требования к операторам. Выданных им лицензий будут единицы.

Срок действия этого модуля не менее 13 месяцев, но возможно будет и для определенных видов деятельности не 36 месяцев. Патент, услуги на вмененике и упрощенке… Но технически по любому это будет для них дороже. Модуль памяти 36 мес будет мин в 2 раза дороже модуля на 13 месяцев. Такова специфика устройств Средств криптозащиты информации.

Личный кабинет владельца ККТ теперь появится на сайте ГНИ. Не используя посредников можно будет самим проходить регистрацию.

ВЫВОДЫ: Хранение информации непосредственно в ККТ (ранее только в ЭКЛЗ) — это серьезное усложнение всего процесса. Именно поддержка двухсторонней связи теперь весь бизнес переводит в ОНЛАЙН Соответственно теперь любой предприниматель будет иметь . Последует полная автоматизация процесса, ибо на чеке помимо кодов обяжут прописывать ставку НДС и наименование товара. Возможность блокировки ККТ в одностороннем порядке при невыполнении требований автоматически снимает ККТ из реестра.

Оставайтесь с нами, пишите коментарии, добавляйтесь в закладки! Легких заработков.

В 2016 году вступает в силу новый закон, касающийся использования контрольно-кассовой техники. Изменения коснутся предпринимателей, которым было разрешено работать без кассовых аппаратов. Рассмотрим, какие нововведения появятся, и ответим на важный вопрос: понадобится ли вам в работе кассовое оборудование.

Нужен ли для ООО или ИП с УСН, на ЕНДВ и при патенте, если регистрация уже прошла?

Согласно Федеральному закону под названием «О применении контрольно-кассовой техники» и номером 54, который пересмотрят и утвердят в новом году, бизнесменов, работающих по режимам ЕНВД, УСН и на патенте, могут заставить приобрести ККТ (ранее это требование было не обязательным). Однако при рассмотрении этого вопроса большинство экспертов Министерства экономразвития посчитали, что это излишнее требование к ведению предпринимательской деятельности. Примут или нет это решение, пока неизвестно.

Независимо от того как вы зарегистрированы – ООО, ОАО, ИП, внимание обращать будут на ваш вид деятельности.

Перечислим тех, кому обязательно следует оснастить рабочее место контрольно-кассовой техникой:

  1. Предпринимателям, выплачивающим ЕНВД и оказывающим услуги другим компаниям.
  2. Бизнесмены, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН). Но, помните, если вам не обязательно расплачиваться наличными средствами, то вам понадобится ККМ.

А вот предприниматели, работающие по патентной системе налогообложения, не обязаны приобретать ККТ. В разработках закона отмечены еще некоторые исключения.

Перечислим, кого изменения не коснутся.

Этим категориям бизнесменов разрешено не приобретать кассовую технику:

  1. При торговле в специально отведенных, открытых местах. К ним относят выставочной комплекс, рынок, ярмарку или другие места. Обязательное условие – продажа непродовольственных товаров. Приведем пример: вы решили продать женскую одежду на ярмарке. Никто не будет вам запрещать реализовывать товар без ККТ. Однако если вблизи нее будут располагаться торговые помещения, необходимые для показа и сохранности реализуемого товара, то запрет на продажу могут наложить. К таким помещениям относятся: магазины, киоски, палатки, автомобильные лавки или магазины, помещения-контейнеры, крытые комплексы и рынки. Для продажи в них обязательно необходимо кассовое оборудование.
  2. При киосковой реализации безалкогольных напитков на розлив или мороженого.
  3. При продаже мелкорозничной продукции. Это могут быть непродовольственные товары и продовольственные, только если они не требуют определенных условий для хранения и продажи. Обычно реализуют такую продукцию с ручных тележек, лотков, корзин.
  4. При реализации разливной продукции из цистерн. Например, при продаже пивного напитка, кваса, молочной продукции, растительного масла, живой рыбы.
  5. При торговле газетной продукцией , лотерейными билетами, талонами на проезд, продуктами питания, ценными бумагами.
  6. При реализации продукции в пассажирских вагонах.
  7. При продаже религиозной продукции – икон, крестов, свечей, литературы и других предметов.
  8. В почтовых отделениях, находящихся в отдаленных местностях. Почтовую продукцию можно продавать без техники.
  9. При работе службы, собирающей у населения стеклопосуду и утильсырье , но не металлолом.
  10. При оказании религиозных услуг. Например, за проведение таинства крещения, венчания в церкви необходимо заплатить некую сумму. Кассовая техника для фиксации необязательна.
  11. При работе автосервиса также необязательна ККТ.
  12. Салон красоты, турфирма - могут не использовать ККТ, но иметь ЧПМ обязаны, чтобы выписывать бланки строгой отчетности.

Чтобы определить, нужен ли вам кассовый аппарат, можете пройти тест:

Также ознакомьтесь с таблицей:

Преимущества использования кассового аппарата в ООО или ИП – даже, если он не обязателен по закону

Кассовый аппарат можно заменить на .

Однако следует обдумать заранее, поможет или нет вашему бизнесу кассовый аппарат, стоит ли всё-таки приобретать именно его.

Выделяют такие преимущества при использовании кассового аппарата для ООО и ИП:

  • Простота подведения итогов, проведения анализа проделанной работы . Вы сможете следить за продажами, поступлениями за весь период функционирования, либо за какой-либо день.
  • Проводить инвентаризацию станет легче.
  • Возможность предоставлять чек, содержащий всю необходимую информацию о компании, его сотрудников, а также о проданном товаре.
  • Возможно использовать систему мотивации для клиентов. Вы сможете проводить акции, делать скидки на какую-либо вещь, услугу, продавать подарочные купоны, применять в работе дисконтные карты и многое другое.
  • С кассовым аппаратом будет реально вести список клиентов , выделять постоянных или редких.
  • Имеется возможность оплаты банковской картой.
  • Минимизируете риск появления ошибок и злоупотреблений со стороны рабочего персонала. Все действия кассира будут занесены в устройство системы.
  • При подборе персонала требования минимальны.
  • Аппарат можно подключить к , ПК, расширителю памяти, принтеры.
  • Обслуживать клиентов с кассовым аппаратом продавец будет быстрее и оперативнее. Ему не нужно будет оформлять квитанции об оплате рукописно.
  • Любой бизнесмен заметит, как быстро начнет развиваться его дело с использованием контрольно-кассовой техники . Повысится качество оказываемых услуг.
  • Минимум финансовых затрат на . Работа мастера оплачивает 1 раз в год, причем по подсчетам специалистов в месяц на обслуживание, проверку прибора вы потратите всего лишь 40-50 рублей.

Главное помните: кассовая техника вызывает доверие у клиентов. Покупатель уверен, что его не обманут, что он сможет вернуть купленный товар в случае плохого качества.

Учитывая все вышеперечисленные преимущества, у предпринимателей не должно возникнуть сомнений. Серьезный подход к делу подразумевает использование современного надежного кассового оборудования. В вы можете приобрести кассовый аппарат для своего бизнеса. Наши специалисты с радостью проконсультируют вас и подберут необходимую модель ККТ.

Какие штрафы могут быть за неиспользование или неправильное использование ККМ в ООО или ИП

В случае неисполнения закона, который контролируют налоговые службы, на предпринимателя может быть наложен штраф при таких условиях:

  1. Бизнесмен не применяет контрольно-кассовую машину.
  2. Предприниматель использует ККМ, но не зарегистрировал ее в Госреестре.
  3. Он применяет аппарат в нефискальном режиме.
  4. Кассир или сотрудник не дает положенный чек клиенту, либо вообще забывает его «пробить».
  5. Использование в работе поддельной ККМ. Приобретайте устройства у заводов-изготовителей, либо в магазинах, которые реализуют качественную продукцию. На кассовом оборудовании должны быть наклейки-голограммы от сервисной компании и производителя.
  6. Предприниматель реализует продукцию с чеком, на котором отсутствуют обязательные реквизиты, либо они есть и не читаются. Также могут наказать, если данные на чеке не соответствуют правде.
  7. В случае если у бизнесмена отсутствует договор на сервисное обслуживание кассовой техники, а также важная техническая документация. Во-первых, это журнал вызова, где будут фиксироваться запланированные приезды специалистов. Во-вторых, это паспорт применяемого кассового оборудования, определенной модели. А также это журнал кассира-операциониста. Специалисты центра технического обслуживания реализуют не только кассовое оборудование, но и также заключают договора со своими клиентами на дальнейшее обслуживание техники.
  8. Если предприниматель использует технику вместе с платежным терминалом в неположенном месте – не по адресу регистрации ККТ. Либо использует только один платежный терминал без аппарата, где он обязан быть.

Согласно статье 14.5 КоАП РФ, административное наказание составляет:

  • 1,5-2 тыс.руб. Если законопреступником является физическое лицо, обычный гражданин.
  • 3-4 тыс.руб. Когда ослушавшийся бизнесмен зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
  • 30-40 тыс.руб . Если неисполнителем является организация, компания, фирма.

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Онлайн-кассы стали новинкой 2016 года с внесением изменений в закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В июле 2019 года наступает 3-я волна перехода на онлайн-технику. С этого времени практически все налогоплательщики обязаны использовать обновленные модели кассовых машин. Кто обязан применять онлайн-кассы, а кто вправе их не устанавливать, читайте в материале далее.

Как изменен закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ

Основные поправки в закон РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ внесены законом РФ «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ. Их достаточно много, и в части ряда вопросов они существенно изменили значение многих положений текста старой редакции закона № 54-ФЗ.

Основными стали поправки, изменившие:

  1. Представление о применяемых при расчетах кассовых аппаратах.

Если ранее ККМ была просто автономным или включенным в локальную сеть аппаратом, защищающим от изменений введенные в нее данные о продажах за период, то теперь она должна стать устройством, подключенным к интернету и способным передавать информацию о каждой из продаж в режиме реального времени (онлайн) в налоговый орган. Неофициально такие ККМ стали называть онлайн-кассами.

2. Требования к техническим характеристикам применяемых касс (онлайн-касс).

Для них стало ненужным наличие ЭКЛЗ и фискальной памяти, но обязательным - присутствие фискального накопителя, способного сохранить данные о продажах, защитить их от изменений и передать в ИФНС. Фискальный накопитель по мере наполнения информацией подлежит замене. Так же как и сам кассовый аппарат, каждый накопитель к онлайн-кассе нужно регистрировать в налоговой инспекции. При этом процедура регистрации упростилась, став электронной.

Инструкцию по регистрации онлайн-касс см. .

3. Подход к оформлению БСО.

Исчезла форма этого документа, которую можно было создать вручную, заполнив бланк. Обязательным стал БСО, оформленный на автоматизированном устройстве, являющемся аналогом онлайн-кассы. Таким образом, информация о продажах, сделанных с оформлением БСО, также оперативно поступает в налоговый орган. По существу, это нововведение сделало обязательным применение кассы (ее аналога) для лиц, ранее освобождавшихся от ее использования по причине оформления ими БСО.

4. Форму документов, создаваемых онлайн-кассой или ее аналогом.

Как и раньше, эти устройства должны выполнять функцию печати для выдачи бумажного чека или БСО. Но одновременно эти документы будут сохраняться и в электронной форме.

5. Набор обязательных реквизитов, указываемых в кассовом чеке или БСО.

Он стал шире и подробнее. Например, добавилось указание на применяемую продавцом систему налогообложения, место продажи (которым может быть не только почтовый адрес, но и адрес сайта), электронные адреса продавца и покупателя (для чеков, выдаваемых в электронной форме), порядковый номер используемого фискального накопителя, QR-код, перечень товаров и услуг.

См. также:

  • «ФНС утвердила формат и реквизиты нового кассового чека»;
  • "Номенклатура в онлайн-кассах ".

6. Состав лиц, не обязанных применять ККТ в расчетах.

Появились лица, как расширившие перечень тех организаций и ИП, которые освобождались от использования ККМ старой редакцией закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, так и исключенные из него. В частности, как уже указывалось выше, лишились права не применять аналог онлайн-кассы лица, оформляющие продажи через БСО.

Помимо поправок, сделанных в законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ, закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ внес также коррективы в статью 14.5 КоАП РФ, существенно изменив в сторону увеличения размер имевшей место ответственности за неприменение ККТ (п. 2) и добавив в эту статью еще 2 пункта:

  • п. 3 - в отношении повторно совершенного нарушения при значительной сумме расчетов без ККТ;
  • п. 4 - в части использования онлайн-кассы, не соответствующей законодательно установленным требованиям к ней или применяемой с нарушением порядка регистрации ККМ.

Действительно ли весь бизнес обязали работать на онлайн-ККМ

Согласно новой редакции закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ по-прежнему существует круг лиц, которые освобождаются от обязанности применять ККТ. Из них такое право продолжает сохраняться за продающими:

  • газеты, журналы и сопутствующие товары через киоски;
  • ценные бумаги;
  • проездные билеты на общественный транспорт в салоне этого транспорта;
  • мороженое и разливные безалкогольные напитки;
  • товары в разнос, на ярмарках, на розничных рынках и на выставках;
  • молоко, квас, живую рыбу с автоцистерн;
  • сезонные овощи, фрукты и бахчевые плоды;
  • питание, предназначенное для учащихся и преподавателей образовательных учреждений во время занятий;
  • товары на территориях отдаленных и труднодоступных (по перечню, утвержденному регионом);
  • аптечные товары в сельских фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах.

Дополнительно право на неприменение ККТ предоставлено организациям и ИП:

  • оказывающим услуги по ремонту и окраске обуви;
  • изготавливающим и ремонтирующим металлическую галантерею и ключи;
  • осуществляющим уход за детьми, больными, инвалидами и престарелыми;
  • продающим изготовленные собственными силами изделия народных художественных промыслов;
  • выполняющим вспашку огородов и распиловку дров;
  • оказывающим услуги носильщиков;
  • сдающим в аренду собственное жилье — это касается только ИП.

Кроме того, в круг лиц, для которых допустимо применение бумажных БСО до 01.07.2019 года, включены и те организации и ИП, которые выполняют для населения работы. Ранее это касалось только услуг для населения.

Урегулирована неопределенность в части применения касс при интернет-расчетах. Для таких расчетов кассы также стали обязательными. Не применять их можно только в осуществляемых через интернет расчетах между организациями, между ИП или между организацией и ИП.

Из числа лиц, освобожденных от применения ККТ, исключаются:

  • организации и ИП, оказывающие услуги (работы) для населения с оформлением БСО, в связи с появлением необходимости применения ими для оформления БСО устройств, аналогичных онлайн-кассам;
  • плательщики ЕНВД;
  • ИП, применяющие патентную систему;
  • реализующие лотерейные билеты и почтовые марки по номиналу;
  • продающие чайную продукцию в поездах;
  • торгующие через торговые (вендинговые) автоматы.

Несмотря на то что новая редакция закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ исключает вышеперечисленных лиц из числа не обязанных применять ККТ, освобождение от использования кассовой техники сохраняется за ними до 01.07.2019 (пп. 7-9, 11 ст. 7 закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). То есть законодательно для них устанавливается более длительный период к переходу на применение онлайн-кассы, чем для лиц, и ранее использовавших ККТ.

Кто должен перейти на онлайн-кассы с 01.07.2019 читайте .

Вступление изменений в силу с привязкой к годам: с 2016, с 2017, с 2018, с 2019-го

Не все поправки, сделанные законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, вступили в силу с даты начала действия этого закона (15.07.2016). По годам обязательность начала их применения распределяется так:

  • В 2016 году (с 15.07.2016) действует расширенный перечень лиц, имеющих право на неприменение касс. Дополнительно возникла обязанность применения ККТ при интернет-расчетах, стало возможным применять БСО при выполнении не только услуг, но и работ для населения, ужесточены меры ответственности за неприменение ККМ.
  • В 2017 году прекратилась регистрация ККМ старого образца (с 01.02.2017) и применение таких ККМ (с 01.07.2017), однако это не касается тех лиц, которые утратили право на освобождение от применения касс, но получили возможность использовать его до 01.07.2018.
  • В 2018 году (с 01.07.2018) применение онлайн-кассы стало обязательным и для части лиц, имевших право на более длительный переходный период к началу использования ККТ.
  • В 2019 году (с 01.07.2019) онлайн-технику обязаны применять все лица, имевшие отсрочку согласно закону «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 337-ФЗ.

Таким образом, обязанность применять онлайн-кассу в 2019 году наступит практически при всех наличных взаиморасчетах.

О том, где можно получить рекомендации по выбору новой кассы, читайте в статье «Вышел второй выпуск информационного бюллетеня, посвященного переходу на онлайн-кассы» .

Когда станет обязательной электронная онлайн-ККТ для магазина

Дата возникновения обязанности применять онлайн-кассу у магазина зависит от того, относится ли он к кругу лиц, освобожденных от применения ККТ:

  • Если обязанность применения кассовой техники существовала, то онлайн-кассу нужно было начать применять с 01.07.2017. До этой даты возможно использование старой ККТ.
  • Если имело место освобождение от использования ККТ (применение ЕНВД, ИП, работающие на патенте), но с поправками, внесенными законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, право на него утрачено, то можно воспользоваться отсрочкой, предоставленной для начала работы с кассой. В этой ситуации датой для начала обязательного применения онлайн-кассы было 01.07.2018.

Итоги

Положения закона РФ от 03.07.2016 № 290-ФЗ, изменившие содержание закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ в части круга лиц, обязанных применять кассовую технику, и технических требований к этой технике, вступают в силу в разные сроки. Это обстоятельство привело к тому, что применение онлайн-касс для большего числа розничных продавцов стало обязательным со второй половины 2017 года, а лица, имевшие ранее освобождение от применения ККТ, но утратившие его с появлением закона РФ от 03.07.2016 № 290-ФЗ, вправе не применять онлайн-кассы до 01.07.2019.