Новая концепция администрирования таможенных платежей. Таможенные доходы

таможенный платеж уплата исчисление

В условиях Таможенного союза возникают новые информационные связи, которые позволяют учесть особенности формирования таможенных доходов. Данный принцип и положен в основу новой концепции, поскольку существующей он учтен не был.

Целью концепции является повышение результативности взимания таможенных платежей и формирования таможенных доходов для реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ.

Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач: повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения поступлений доходов в федеральный бюджет, ускорению товарооборота; совершенствование администрирования таможенных платежей, в том числе осуществление таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий; укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными таможенными органами и другими органами исполнительной власти и коммерческими организациями.

Реализация указанных задач предполагает обеспечение на всей территории РФ стабильного правового режима для внешней торговли, основанного следующих принципах:

переход от непосредственного взимания таможенных платежей к контролю фактического движения денег по соответствующим счетам на базе учетных данных казначейств государств Таможенного союза;

стандартизация, совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;

прозрачность и предсказуемость; минимальное вмешательство;

ориентация на потребителя;

сотрудничество и партнерство; сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.

Кроме того, эта концепция обусловлена принципами, на которых основано Соглашение о зачислении и распределении ввозных таможенных пошлин, поскольку в нем предусмотрено наличие механизма контроля за полнотой распределения уплаченных сумм, в том числе процентов и пеней, подлежащих отражению в 47-й графе и графе «В» декларации на товары, а также указания в декларации на товары любых сведений об уплате таможенных платежей, которые происходят после выпуска этих товаров. Этот контроль основан, в первую очередь, на контроле фактического движения денег по соответствующим счетам на базе учетных данных казначейств. Поэтому принципы Соглашения также учтены в предлагаемой концепции.

Таким образом, сформирована новая концепция администрирования таможенных платежей, обеспечивающая повышение результативности при внешней простоте и быстроте оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами. В интересах реализации этой концепции потребовалось разработать новую классификацию таможенных доходов с учетом особенностей формирования таможенных доходов РФ в условиях ТС.

Более половины федерального бюджета РФ формируется за счет доходов, администрируемых Федеральной таможенной службой

Под таможенными доходами понимаются средства, поступающие в федеральный бюджет посредством таможенных органов. Они включают, кроме таможенных платежей, также пени, недоимки, штрафы и другие платежи, которые,

во-первых, являются результатом применения административных наказаний и финансово-правовых санкций,

а во-вторых, не являются в соответствии с действующим таможенным законодательством таможенными платежами.

При исследовании сущности таможенных платежей было выявлено, что они характеризуют движение денежных средств от плательщика на счет Федерального казначейства России в связи с перемещением товаров через границу ТС. Их состав установлен ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Понятие «таможенные доходы» отражает конечный финансовый результат деятельности ФТС России как администратора доходов федерального бюджета РФ, осуществляющего контроль за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Таможенные платежи становятся таможенными доходами при уплате по кодам бюджетной классификации и поступлении на счет Федерального казначейства. В то же время обеспечение поступления денежных средств в федеральный бюджет и их формирование находится в компетенции таможенных органов. Данные обстоятельства обуславливают необходимость классификации таможенных доходов в соответствии с бюджетной классификацией.

Согласно таможенному и бюджетному законодательству состав таможенных доходов можно представить с учетом кодов бюджетной классификации.

Установлено соответствие кодов бюджетной классификации и каждого из видов таможенного дохода. Что, во-первых, характеризует таможенные доходы как доходы федерального бюджета, а во-вторых, позволяет комплексно рассмотреть вопросы организации взимания и перечисления таможенных и иных платежей, поскольку конечные результаты деятельности таможенных органов отражают только суммы таможенных платежей, а начисленные на них суммы пеней, процентов и штрафов уже включены в эти величины. Таким образом, классификация таможенных доходов позволила выделить те участки деятельности таможенных органов, где необходимо усиление контроля за их уплатой. Так, ежегодно увеличивается задолженность по уплате таможенных платежей и пеней.

Министерство образования и науки РФ

«Марийский государственный технический университет»

Кафедра экономики и финансов

Курсовая работа

по дисциплине Финансы

Таможенные доходы как источник доходов бюджета

Введение………………………………………………………………….…….....….3

1. Таможенное регулирование и система формирования таможенных платежей………………………………………………………………………………….....6

1.1 Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности. ……….....…..…6

1.2. Использование банковской гарантии в таможенной сфере…………....….…8

1.3. Экономическая сущность и характеристика таможенных платежей...…....13

1.4. Особенности уплаты таможенных платежей в различных таможенных режимах………………………………………………………………………...…...19

2. Таможенные платежи как доходная статья федерального бюджета…..…....30

2.1. Понятие и структура федерального бюджета………………………….....….30

2.2. Методика определения таможенных доходов…………………………....….33

2.3. Факторы, влияющие на объемы поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет……………………………………………………………...….34

3. Организация таможенного дела в Российской Федерации………………...…38

3.1. Характеристика единой системы таможенных органов России…….……...38

3.2. Таможенная инфраструктура в организации и осуществлении таможенного дела…………………………………………………………………………….…….43

3.3. Система состояния таможенного дела РФ в современных условиях……...49

Заключение…………………………………………………………………….........55

Практическая часть……………………………………………………………...…58

Список используемой литературы……………………………………………...…81

Введение.

Таможенная служба России на современном этапе развития государства играет все возрастающую роль. Сегодня таможенные органы осуществляют взимание таможенных платежей; обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль; производство по делам об административных правонарушениях, дознание и производство неотложных следственных действий, осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность, выполняют целый ряд иных важнейших функций.

Основными целями деятельности таможенной службы являются формирование доходной части федерального бюджета и борьба с правонарушениями в области таможенного дела, т.е. правоохранительная деятельность.

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему таможенных органов в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, определить факторы, оказывающие влияние на объемы таможенных доходов;

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

    исследовать сущностные характеристики таможенной пошлины

    изучить положения таможенного законодательства РФ по вопросам порядка исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов;

    проанализировать функционирование механизма обеспечения уплаты таможенных платежей;

Объектом исследования выступает система таможенных платежей Российской Федерации как основной регулятор внешнеэкономической деятельности и фискальный инструмент государства.

Импорт необходим любой стране для получения продуктов, не производимых в стране, продуктов, эффективность производства которых ниже, чем в других странах, или при существовании повышенного спроса внутри страны на определенные товары.

На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Практика развитых стран свидетельствует о том, что их таможенные системы нацелены главным образом на решение стратегических задач, иными словами, на выполнение протекционистской функции, а приоритет тактических задач, как известно, присущ переходным и развивающимся экономикам. Он обусловлен либо резким сокращением налоговых доходов от внутренней экономики, либо их хроническим недостатком.

В России, особенно в последнее десятилетние, приоритетной функцией таможенной деятельности является фискальная, выполнение которой становится все более проблематичным. Это объясняется не только динамикой экономических процессов, но и требованиями Всемирной Торговой Организации и Киотской Конвенции в части вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Российская Федерация в некоторых случаях вынуждена снижать таможенные тарифы.

Огромные суммы федеральный бюджет недополучает из-за несовершенства российского таможенного законодательства. При этом проблема заключается не столько в существовании пробелов, порождающих самодеятельность таможенных органов, а в самом подходе к взиманию таможенных платежей.

Возникает необходимость пересмотреть позиции по вопросам доминирования фискальной функции таможенных платежей и, следовательно, таможенных органов. Этому также способствует динамика экономических процессов и требования Киотской Конвенции в части вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

В связи со сказанным выше особую актуальность обретают сегодня вопросы, связанные с решением проблем совершенствования таможенных платежей в России, как важнейшего источника формирования доходов федерального бюджета.

Выявление и оценка факторов формирования таможенных платежей в Российской Федерации предполагает анализ динамики и структуры импортных и экспортных операций в России, поскольку именно эти операции обеспечивают возможность взимания пошлин, сборов, НДС и акцизов.

    Таможенное регулирование и система формирования таможенных платежей

1.1. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности

Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Следовательно, на участников внешнеторговой деятельности распространяют свое действие нормы, устанавливающие общий режим предпринимательской деятельности, в том числе и общий налоговый режим. Наряду с этим действуют и специальные нормы внешнеторгового законодательства, учитывающие специфику предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере.

В системе регулирования внешних экономических связей приоритетное место занимают средства экономического характера, и в первую очередь таможенно-тарифные средства, на основе которых осуществляются экспортно-импортные операции. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство-импортер создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз товаров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен.

Различают два вида таможенной политики:

Протекционизм, характеризующийся высоким уровнем таможенной пошлины на ввозимые товары;

Свободная торговля, основная особенность которой состоит в поощрении ввоза при минимальных таможенных пошлинах.

Важным средством осуществления таможенной политики является таможенный тариф, представляющий собой систематизированный перечень пошлин на товары, облагаемые пошлинами, денежными сборами.

Несмотря на достаточно глубокие теоретические обоснования целесообразности свободной торговли и ее реальные ценовые достоинства для конечных потребителей, сегодня нет ни одной страны, которая в той или иной мере не проводила бы политику протекционизма в международной торговле.

Уровень развития разных стран не может быть равным, и совершенной конкуренции в международной торговле не существует.

В пользу политики протекционизма свидетельствуют следующие аргументы:

Временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;

Введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;

Протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы;

Необходимо всегда заботиться о достижении национальной безопасности в широком смысле и военно-политической неуязвимости, которые обычно связываются с ликвидацией зависимости страны от поставок сырьевых товаров и продовольствия из-за границы, созданием собственной оборонной промышленности.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, в частности, непосредственно воздействующие на цену товара (таможенная пошлина, налоги, акцизы и прочие сборы и т. д.) либо ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара.

Наиболее распространенными средствами являются таможенные пошлины (тарифы), целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экспортном таможенных тарифах.

1.2. Использование банковской гарантии в таможенной сфере.

В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей. Для решения указанных вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, и законодатель, понимая значимость данного вопроса, посвятил его правовому закреплению в новом ТК РФ отдельную главу (ст. 337 -347 гл. 31). Подробная регламентация данного вопроса отражает ту особую роль, которую играют меры обеспечения уплаты таможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования.

Следует отметить, что порядок обеспечения уплаты таможенных платежей, закрепленных в ТК РФ, в целом соответствует тому порядку исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, который предусмотрен в гл. 11 НК РФ, с оговоркой, содержащейся в п. 2 ст. 72 НК РФ: "В части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Российской Федерации".

ФТС России является одним из администраторов доходов федерального бюджета. Кроме нее администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, Центральный банк Российской Федерации, казенные учреждения.

Таможенная служба России как администратор доходов бюджета осуществляет мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование таможенных платежей. Таможенные органы несут ответственность за перечисление в федеральный бюджет в полном объеме налогов и сборов от внешней торговли. На таможенные платежи приходится до 50% дохода государственного бюджета России, в других государствах - членах Таможенного союза таможенные платежи также образуют значительную часть дохода государственных бюджетов.

Роль этих перечислений в национальных бюджетах разных стран неодинакова. Она зависит от уровня развития экономики, отраслей специализации, места страны в международном разделении труда и других факторов. Для развивающихся стран характерна макроэкономическая нестабильность, высокая долговая нагрузка, зависимость от экспорта сырьевых товаров и внешнеэкономической конъюнктуры и как следствие - повышенная доля таможенных платежей в бюджетных доходах. В развитых странах основную долю доходов в бюджет приносит собственная экономика, а доля таможенных платежей составляет 12-22%.

Министерство экономического развития РФ составляет прогноз поступлений средств в бюджет. В основе прогноза лежат сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития государств на среднесрочную перспективу, в частности темпы роста основных отраслей экономики, экспорта и импорта, прогнозные цены на нефть и газ, ставки вывозной таможенной пошлины, акциза и другие показатели.

Задания ФТС России по перечислению таможенных платежей устанавливаются на основе сложных прогнозных расчетов ВВП.

ФТС России в составе основных направлений своей деятельности на трехлетний период разрабатывает прогноз поступления таможенных платежей в бюджет и представляет его в Министерство финансов РФ для использования в расчетах проекта государственного бюджета. Ниже приведен расчет всех платежей в бюджет ФТС России (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Платежи ФТС РФ в федеральный бюджет, млн руб. 1

1 Приложение к докладу ФТС России «Об основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013 годы». URL: http://www.customs.ru.

На рис. 4.4 представлена структура таможенных платежей в 2013 г. Наибольший удельный вес занимают вывозные таможенные пошлины (58,6%); но сравнению с 2012 г. их размер увеличился на 0,4%.

Рис. 4.4.

Ввозная таможенная пошлина; - вывозная таможенная пошлина;

НДС; - акциз; - таможенные сборы и прочие платежи

Плановое задание по перечислению таможенных платежей для ФТС России устанавливает Правительство РФ и утверждает Государственная дума РФ; затем Федеральное собрание РФ принимает закон о федеральном бюджете на очередной год и среднесрочную перспективу. ФТС России распределяет полученное от Правительства РФ плановое задание по региональным таможенным управлениям и таможням центрального подчинения. РТУ, в свою очередь, доводят плановые задания до находящихся в их подчинении таможен, а последние - до таможенных постов.

Плановые задания таможенным органам устанавливаются по видам налоговых платежей (пошлины на ввозимые и вывозимые товары, акциз, НДС), таможенным сборам как в целом на год, так и по кварталам. Учитывается риск невыполнения плановых показателей по перечислению таможенных платежей по общей сумме, видам платежей или отдельным таможенным органам. Риск обусловлен влиянием на сумму прогнозируемых платежей многих факторов, имеющих неопределенный характер. Задача состоит в правильном выборе метода прогнозирования или экспертной оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на сумму платежей по их видам, оценке достоверности прогнозных расчетов. При изменении ситуации в сфере ВЭД (экономические санкции, «торговые войны», изменение конъюнктуры мирового рынка) возможна корректировка заданий.

Региональные таможенные управления и таможни при установлении контрольных заданий по перечислению таможенных платежей должны учитывать региональные особенности перемещения товаров через таможенную границу, направления грузопотоков, региональные различия в объемах и структуре внешнеторгового оборота, особенности структуры полученных таможенных платежей в предшествующем периоде (по видам платежей и участникам ВЭД), ожидаемые изменения в нормативной базе начисления сборов, налогов и пошлин, сезонные колебания объемов таможенных платежей. Например, в зимний период сокращаются объемы поставок нефти но системе нефтепроводов в северных районах Сибири из-за повышения ее вязкости; закрытие зимой горных перевалов практически прекращает оформление грузов отдаленными постами в горных районах.

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, заключенным между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан. Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике.

Исследования показывают, что сумма ввозной пошлины в наибольшей степени зависит от таможенной стоимости ввозимых товаров и средневзвешенной (адвалорной) ставки таможенного тарифа. Таможенная стоимость как налогооблагаемая база для расчетов формируется в разных таможнях в зависимости от многих факторов: номенклатуры ввозимых товаров, средней цены сделок, транспортных расходов, не входящих в цену сделки. Внешним фактором, определяющим доходы федерального бюджета, является структура экспорта, которая не изменится в перспективе. Так, по прогнозам на среднесрочную перспективу, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте России по-прежнему будет преобладать. Доля платежей от продажи сырой нефти составляет в доходах бюджета около одной шестой части и зависит от средних контрактных цен на российскую нефть.

На территории Таможенного союза первое место по взносу таможенных платежей в федеральный бюджет России занимает ЦТУ (табл. 4.8), второе - Северо-Западное и третье - Южное таможенное управление.

Таблица 4.8

Динамика таможенных платежей ЦТУ ФТС РФ в федеральный бюджет, млрд руб.

Экономические санкции не оказали влияния на динамику таможенных платежей ЦТУ ФТС РФ в федеральный бюджет России. В 2014 г. таможнями ЦТУ в доходную часть бюджета перечислено таможенных платежей по операциям импорта 98,7%, экспорта - 0,5%. В результате принятия дополнительных мер но контролю за начислением и взиманием таможенных платежей, осуществлению корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру, выпуску товаров для внутреннего потребления, в 2014 г. дополнительно перечислено в бюджет 6,9 млрд руб., что на 7% больше, чем в 2013 г.

Крупнейшими плательщиками таможенных платежей являются Центральная энергетическая, Центральная акцизная, Балтийская, Санкт- Петербургская, Тюменская, Московская областная таможни.

Так, сумма перечисленных Центральной акцизной таможней в федеральный бюджет таможенных и иных платежей составила в 2013 г. 512 млрд 372 млн руб., в том числе при импорте платежи составили 90%, при экспорте - 2%, доля утилизационного сбора составила 8%; 75% от взысканных при импорте платежей пришлось на транспортные средства, 15% - на алкогольную продукцию .

Расчетные задания таможенному органу по взиманию и перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет устанавливаются:

  • путем выделения групп товаров по единой ТН ВЭД ТС, являющихся наиболее платежеемкими, и построения прогноза таможенных платежей с корректировкой суммы платежей по другим группам товаров. Таможни оформляют документы в среднем по 4-6 основным группам товаров, которые обеспечивают до 90% таможенных платежей, получаемых при импорте;
  • на основе выделения наиболее крупных участников ВЭД и перспектив увеличения таможенных платежей в регионе их обслуживания;
  • с использованием многофакторных экономико-математических моделей, определяющих сумму таможенных платежей в регионе таможенного обслуживания.

При установлении плановых заданий таможням используются:

  • - статистические данные о стоимостных и весовых объемах экспорта и импорта товаров по группам ТН ВЭД ТС;
  • - статистические данные о поступлении таможенных платежей по их видам и по товарным группам ТН ВЭД ТС;
  • - динамика поступлений всех видов таможенных платежей за последние три года, по месяцам, по видам валют и участникам ВЭД для учета сезонного фактора;
  • - краткосрочные прогнозы об ожидаемом уровне инфляции, курсе валют, изменениях в объемах и структуре внешнеторгового оборота;
  • - перспективы развития экономических отношений в рамках Таможенного союза и дальнейшей интеграции в ЕАЭС;
  • - сведения о наиболее крупных участниках ВЭД с указанием их роли в импорте и экспорте по наиболее весомым группам товаров, используемых ими таможенных процедурах с целью анализа их финансово-экономической стабильности и оценки перспектив внешней торговли;
  • - изменения нормативной базы по начислению таможенных платежей на таможенной территории Таможенного союза.

Перечень крупных плательщиков таможенных платежей далеко не всегда совпадает с перечнем крупнейших участников ВЭД с точки зрения объемов товарооборота. Крупные промышленные предприятия - экспортеры сырья, освобожденные от уплаты части налоговых платежей, могут уступать в доле таможенных платежей коммерческим организациям, которые занимаются ввозом легковых автомобилей, винно-водочных, табачных, ювелирных и иных изделий, облагаемых налогами и пошлинами по высоким ставкам, хотя коммерческие организации не всегда вывозят (ввозят) большие объемы товаров.

ТК ТС значительно расширил задачи таможенных органов но осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров. Приказом ФТС России создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров. В структуру Главного управления входят отделы: таможенных проверок после выпуска товаров; методологии и практики применения таможенного законодательства РФ при таможенном контроле после выпуска товаров; взаимодействия с налоговыми органами; регионального курирования и контроля; мониторинга и анализа.

Статьей 99 ТК ТС установлен трехлетний срок таможенного контроля после выпуска товаров. Расширен перечень лиц, в отношении которых проводится контроль, а также перечень оснований для проведения выездной таможенной проверки.

Перенос акцента на таможенный контроль после выпуска товаров позволяет упростить формальности, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, и сократить время таможенного оформления. Применение современных форм таможенного контроля позволяет достичь баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства (см. разд.З ТК ТС).

  • Таможня: журнал. 2014. № 7. С. 14-15.

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

АТРОЩЕНКОВА Ирина Сергеевна

Аннотация: статья посвящена раскрытию экономического и правового содержания таможенных платежей в современной России. Автором раскрывается именно финансовое содержание доходов от внешнеэкономической деятельности как значительной составляющей федерального бюджета.

Annotation: article is devoted disclosing of the economic and legal maintenance of customs payments in modern Russia. The author the financial maintenance of incomes of foreign trade activities as a considerable component of the federal budget reveals.

Ключевые слова: финансы, финансовая деятельность, доходы федерального бюджета, таможенное регулирование, таможенные платежи, внешнеторговое регулирование.

Key words: the finance, financial activity, incomes of the federal budget, customs regulation, customs payments, the foreign trade.

Одной из наиболее динамично развивающихся сфер жизни являются международные экономические отношения. Постоянные процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно затрагивают интересы абсолютного большинства развитых государств мира, что, несомненно, создает необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Поскольку Российская Федерация в настоящее время является стороной межгосударственного договора1 о создании единого таможенного пространства, подписанного также Белоруссией и Казахстаном, то таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а именно, Таможенным кодексом таможенного союза, международных договоров стран - членов таможенного союза и решений комиссии таможенного союза.

Одной из целей таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, а также контроля за перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза является в первую очередь получение Россией доходов от импорта и экспорта, процент которых является существенным в государственном бюджете страны.

Такое получение денежных средств реализуется посредством взимания налогов, таможенных пошлин, сборов и иных платежей, то есть посредством взимания таможенных платежей.

Что касается непосредственно таможенных платежей, то на сегодняшний день общепринятое и однозначное определение такового понятия отсутствует. При этом даже в положениях основного законодательного акта, регулирующего таможенное регулирование в таможенном союзе, то есть в Тамо-

1 Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007 г.

женном кодексе Таможенного союза2, не раскрывается значения этого понятия.

В российской научной литературе можно встретить множество мнений относительно значения термина «таможенные платежи». Так в двух работах Свинухова В.Г. дает два абсолютно отличных друг от друга определения одному термину. В одной из работ под таможенными платежами понимается обязательный взнос, который подлежит взиманию таможенными органами при ввозе или вывозе товара и который является обязательным условием импорта или экспорта товара3. В другой же работе под значением понятия таможенные платежи подразумеваются взимаемые таможенными органами налоги и сборы, которые непосредственно связаны с перемещением товаров через таможенную границу, при этом уплата которых является неотъемлемым условием для применения таможенных процедур» 4.

Другой российский автор, В.Ю. Жуковец, интерпретирует понятие таможенные платежи как совокупность всех платежей, подлежащих уплате лицом в обязательном порядке таможенным органам за перемещение товара через таможенную границу таможенного союза5.

Е.В. Романова дает иное определение: таможенные платежи - это таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы и иные платежи, которые предусмотрены действующим таможенным законодательством и которые взимаются таможенными органами в установленном порядке для осуществления таможенно-

2 Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 г. № 17).

3 Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2004. С. 35.

4 Свинухов В.Г. Таможенное дело. М., 2005. С. 251.

5 Жуковец В.Ю., Таможенное право в вопросах и ответах. М., 2005. С. 98.

Юридическая наука. 2011. № 3

тарифного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации»6.

Также имеет место точка зрения С.В. Халипо-ва, который к таможенным платежам относит в своих работах все налоги и сборы, обязанность взимания которых отнесена к полномочиям таможенных органов Российской Федерации7.

В.Г. Драганов предлагает рассматривать таможенные платежи в качестве денежных средств, которые подлежат взиманию таможенными органами Российской Федерации с лиц, принимающих непосредственное участие в перемещении товаров через государственную таможенную границу, приравнивая при этом таможенные платежи к таможенным доходам в некотором смысле8.

О.Ю. Бакаева дает свое определение таможенным платежам, понимая под ними обязательные платежи, которые выступают в качестве налоговых и неналоговых доходов в федеральный бюджет, взимаемые при этом таможенными органами в предусмотренном порядке и подлежащие уплате при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза9.

Исходя из приведенных выше различных точек зрения российских авторов, следует отметить, что таможенные платежи представляют собой взимаемые таможенными органами денежные средства с лиц, принимающих участие в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Правовые аспекты по начислению, взиманию и уплате таможенных платежей регламентированы Таможенным кодексом таможенного союза.

Таможенные платежи подлежат взиманию с физических, юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица. По действующему таможенному законодательству Российской Федерации в качестве плательщиков таможенных платежей могут выступать непосредственно декларанты или иные лица, которые Таможенным кодексом таможенного союза или международными договорами государств - членов таможенного союза наделены обязанностью по уплате таковых платежей.

Уплачиваются таможенные платежи, в зависимости от их вида, в государственной валюте Российской Федерации или же в иностранной валюте, курсы которой котируются Центральным банком Российской федерации. Если же необходим пересчет иностранной валюты в валюту страны - члена таможенного союза, то применению подлежит тот курс валют, который установлен законодательством этой страны и который действует на момент реги-

6 Романова Е.В. Таможенные платежи. СПб, 2005. С. 29-30.

7 Халипов С.В. Таможенное право. М., 2004. С. 47.

8 Драганов В.Г. Основы таможенного дела. М., 1998. С. 330.

9 Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности та-

моженных органов Российской Федерации. Саратов. 2005. С. 28.

страции таможенной декларации10.

Сроки по уплате таможенных платежей определяются исходя из положений международных договоров и законодательства стран - членов таможенного союза. Однако Таможенным кодексом таможенного союза предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей. При этом условия, основания, порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин подлежат определению на основании международных договоров членов таможенного союза, а налогов -законодательства страны - члена таможенного союза, в бюджет которого уплачивается соответствующий налог.

Кроме того, на практике имеет место применение авансового таможенного платежа, то есть суммы денежных средств, которую плательщик зачисляет на счет таможенного органа в зачет будущей уплаты таможенных платежей. Таковые авансовые платежи подлежат уплате в валюте страны - члена таможенного союза, на чьей территории данный платеж будет использоваться в целях уплаты платежей.

Ситуацию по возврату излишне уплаченных таможенных платежей регламентирует статья 90 Таможенного кодекса таможенного союза. Так, излишне уплаченные вывозные пошлины и налоги возвращаются в порядке, предусмотренном законодательством страны - члена таможенного союза, где произошла уплата соответствующих платежей, а излишне уплаченные ввозные пошлины подлежат возврату на основаниях и в порядке, определенном законодательством страны - члена таможенного союза, где была уплачена пошлина с учетом особенностей международных договоров такового государства.

Денежные средства, получаемые от уплаты или взыскания таможенных платежей, подлежат зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации. При этом на размер таможенных платежей оказывает влияние довольно внушительный перечень различных факторов, различающихся в зависимости от конкретных видов таможенных платежей.

Основным законодательным актом, регламентирующим порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, а также случаи предоставления льгот при их уплате, помимо Таможенного кодекса таможенного союза является Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Однако помимо вышеназванных законов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, следует также отметить важное значение многочисленных постановлений Правительства РФ, актов Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной налоговой службы РФ и Министерства финансов РФ.

10 Таможенный кодекс таможенного союза, ст. 78.

Переходя непосредственно к видам таможенных платежей, следует отметить, что статьей 70 Таможенного кодекса таможенного союза установлены следующие платежи, подлежащие уплате при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза:

1) таможенная пошлина (которая в свою очередь подразделяется на ввозную и вывозную);

2) таможенные сборы (которые включают в себя сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, их таможенным сопровождением и прочих предусмотренных законом действий);

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизы.

При этом среди вышеназванных таможенных платежей следует выделить платежи, которые имеют налоговую природу формирования, а именно налог на добавленную стоимость и акциз, а также неналоговые доходы федерального бюджета страны, к которым относится таможенная пошлина и таможенные сборы11.

Всем видам таможенных платежей присущи некоторые общие признаки и черты.

Во-первых, общей характеризующей особенностью всех без исключения таможенных платежей является необходимость их отнесения к таможенным правоотношениям как следствию возникновения обязанности по их уплате при перемещении товаров через таможенную границу. Так статьей 80 Таможенного кодекса таможенного союза регламентированы случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей. По-

мимо всего прочего принцип обязательности содержится также непосредственно и в самих определениях таможенной пошлины, налогов и сборов.

Во-вторых, закрепление на законодательном уровне плательщиков, объекта обложения, порядка взимания таможенных платежей, их размеров, форм и сроков уплаты.

В-третьих, обязанность уплаты таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государства. За нарушение порядка уплаты таможенных платежей действующим законодательством предусмотрена ответственность.

В-четвертых, специальный субъект взимания таможенных платежей, а именно таможенные органы, в обязанностях которых взимание таможенных платежей, контроль за правильностью их исчисления, а также принятие мер по принудительному взысканию.

В-пятых, формирование федерального бюджета за счет сумм таможенных платежей, поскольку подлежащие уплате денежные средства сначала поступают на счет налогового органа, после чего перечисляются в бюджетную систему. Следует отметить, что более одной трети всех доходов российского федерального бюджета складывается из поступлений от их уплаты12.

Проанализировав сущность, основные черты и признаки таможенных платежей, можно сделать вывод, что таможенные платежи выступают в качестве основного инструмента государственной экономической политики. Уплата таможенных платежей является основополагающим условием осуществления операций, связанных с внешней торговлей.

11 Пансков В.Г., Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: учеб.-метод.пособие. М.: Инфра-М, 2008.

12 Свинухов В.Г., Оканова Т.Н. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности. М.: Магистр, 2008.

Изучение исторического опыта развития таможенного дела показыва­ет, что таможенные пошлины тогда являются эффективными, когда они связаны с производством, с развитием промьппленности и экономики в це­лом, т. е. когда нормально работает механизм регулирования внешней

торговли.

Таможенные пошлины - это важнейшее средство таможенно-тариф­ной политики, это сборы, взимаемые государством с владельцев товаров, привозимых из-за границы, вывозимых за границу и следующих через страну транзитом.

Установление таможенных пошлин преследует две цели: экономичес­кую (покровительство отечественной промышленности) и финансовую (фискальная), связанную с пополнением государственной казны. Но в практике таможенной политики бывало, когда вводились пошлины, пре­следующие политические цели, хотя фискальная теория таких пошлин не предусматривает.

Это проявляется в запрещении на отпуск или ввоз некоторых товаров при торговле с одними иностранными партнерами, соблюдений режима наибольшего благоприятствования в торговле с другими, а также в уста­новлении разных ставок пошлин на аналогичные товары.

Чем же отличается пошлина от налога? Н. А. Досужков считает, что отличие налога от пошлины состоит в том, что в случае пошлины государ­ство берет сбор с лица, которому оно прямо и непосредственно оказыва­ет известную услугу, а в случае налога такой услуги нет и пожертвование подданного не вознаграждается никаким эквивалентом ^.

Кроме понятия «пошлина» в таможенном деле существовало понятие «таможенные сборы». Таможенные сборы включали пошлины, складоч­ный сбор, канцелярский сбор, сбор за наложение на товары клейма, сбор за бандероли и сбор за командирование досмотрщиков для оформления товаров. Все таможенные сборы, кроме пошлины, шли таможне.

Важное значение имели таможенные доходы, т. е. доходы за вычетом на содержание таможен и органов управления ими.

Этот далеко не полный перечень некоторых существовавших тогда та­моженных понятий свидетельствует о том, что в таможенном деле уже в XVII в. сложилась определенная система сбора таможенных пошлин.

По мере расширения территории России увеличивалась протяженность ее границ, возникали трудности в организации таможенной службы. Все это требовало дополнительных усилий для сбора пошлин и их доставки,

1 ПСЗРИ. Т. III. С. 489-490.


1 См.: Досужков Н. А. Статистический очерк таможенного дохода России в период 1822-1890 гг. СПб., 1892. С. 1

История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел VII. Централизация и совершенствование… 143

что вело к снижению таможенных доходов. «Собирание таможенных пошлин, - писал К. И. Арсеньев, - сопряжено с великими затруднени­ями по причине пространственных границ сухопутных, злоупотреблений при сем многочисленных. Множество чиновников таможенных истощают казну, вредно для таможен и тягостно для торговцев. Нет нигде столько таможен, сколько в России. Но все их число не в состоянии возбранить вход запрещенных товаров»1.

Д. И. Менделееву удалось выявить определенную закономерность изменения таможенного дохода. Таможенный доход, по его мнению, слабеет вместе с усилением внутреннего производства и уменьшением ввоза. Однако в то же время возникшие и развивающиеся отрасли про­изводства становятся, в свою очередь, источниками финансового дохо­да. Высокими пошлинами нельзя создать новых отраслей промышленно­сти, нужны еще капиталы и технология. Упрочение денежной системы требует не только благоприятного торгового баланса, но и целого ряда финансовых мер.

Свидетельств о времени возникновения таможенного обложения това­ров пошлинами на территории нашей страны не сохранилось. Поскольку в торговле всегда сопутствовали торговые и проезжие пошлины, можно предположить, что задолго до образования Киевского государства восточ­ные славяне не могли быть в стороне от этих порядков и взимание тамо­женных пошлин служило в какой-то степени средством укрепления мощи союзов племен и народов. Система древнерусских таможенных пошлин была привезена на Русь, как это утверждают исследователи таможенного дела, из южных и восточных стран. Эту систему начали нарушать мест­ные князья, которые создавали собственные границы, когда каждый фе­одал в пределах своих владений изобретал свою систему таможенных по­шлин (см. раздел V).

Таможенные пошлины, взимаемые внутренними таможнями, в рас­сматриваемый период взыскивались с товаров, привозившихся на прода­жу. Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не об­лагались.

После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV в. Русское государство укрепило внешнеполитические связи со мно­гими государствами Западной Европы, с Турцией, с Балканскими страна­ми, что стало новым стимулом для развития экономических отношений России на мировой арене. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пыта­лись упорядочить таможенные сборы. При этом пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Так, Новгородской тамо­женной грамотой 1571 г. с местных горожан предусматривалось брать по-

1Арсеньев К. И. Статистический очерк России. СПб., 1848. С. 17.


шлину в количестве 0,75 % по стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2, с торговцев из других областей - 4, с иноземцев - 7 %. Из общей суммы госдоходов при Иване IV (1 430 000 руб.) таможен­ные пошлины (не доходы) составили 60 500 руб., в том числе Москва со­брала таможенных пошлин на сумму 12 тыс. руб., Псков - 12 тыс., Ка­зань - 2 тыс., Смоленск - 4тыс., Новгород - 6тыс., Кострома - 1300, Ярославль - 1200, Торжок - 800, Тверь - 700 руб.1.

Материалы о структуре торговли, пошлинах, порядке осуществления таможенного досмотра и других процедурах таможенного дела в XVI в. содержатся в первую очередь в таможенных книгах. Часть этих книг бы­ла опубликована в начале XX в., другая - в 50-е годы.

Отдельные сведения о состоянии торговли, таможенных сборах в XVI -XVII вв. встречаются в иностранных источниках2. Это в основном воспоминания дипломатов, посетивших Россию. Записки непосредствен­ных очевидцев событий раскрывают многие ранее неизвестные страницы истории, и в том числе о таможенных сборах. Так, интересные данные о торговле и таможенных пошлинах в России содержатся в книге Флетче-ра «О государстве Русском», вышедшей в Лондоне в 1591 г. Книга напи­сана в жанре воспоминаний. Автор указывает, что главные центры тор­говли в России - Москва, Смоленск, Псков, Великий Новгород, Старая Русса, Торжок, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Вологда. Значительное место Флетчер отводит анализу доходов России. Он пишет, что в конце XVI в. чистый доход от сбора пошлины составлял 1 430 000 руб., другие сборы - 800 000 руб.3.

Дальнейшее развитие таможенная политика России, как об этом гово­рилось ранее, получила в Новоторговом уставе 1667 г. Преследуя фис­кальные цели таможенного законодательства, правительство закрепило в нем идеи меркантилизма, вследствие чего запрещался ввоз в Россию пред­метов роскоши и вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Пошлины стали взиматься золотыми монетами и ефимками.

Одним из первых таможенных мероприятий Петра I был указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Царь указал таможенным бурмистрам брать пошлины с питья ефимками «перед преж­ним с убавкою». Если станет известно, что напитки привезены посланни­кам, заморским представителям, докторам, московским иноземцам, рус­ским торговым людям, то ефимки брать сполна неотложно и напитки про­пускать, давая выписки об уплате пошлин тайно, а если пошлину в ефим-

1 См.: ЛоЪыженский К. И. Указ. соч. С. 10, 11.

2 См.: Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988; Горсей Дж. Записки о России
XVI-начала XVII в. М., 1990; Проезжая по Московии (Россия XVI -XVII веков глаза­
ми дипломатов). М., 1991.

3 См.: Проезжая по Московии (Россия XVI-XVII вв. глазами дипломатов). С. 63, 64.


144 История^таможенного дела и: таможенной политикиРоссии


ках не возьмут, то эти ефимки брать с бурмистров «вдвое без пощады». Если ввозилось церковное вино, то указ предусматривал взимание пош­лины в серебряных рублях, а если под видом церковного вина ввозились заморские вина, за которые надлежало взыскивать пошлину в ефимках, то оно конфисковывалось, а за подделку полагалось «бить кнутом нещад­но». Петровский указ продолжал линию накопления иностранной валю­ты в стране и суровых наказаний за контрабанду.

К началу XVIII в. в Московском государстве законодательно была за­креплена единая таможенная система пошлин, способствовавшая более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможен­ного оформления, что в условиях оживления торговли обеспечило совер­шенствование таможенного механизма регулирования внешней торговли.

Вместе с тем объективно назревающие экономические реформы в госу­дарстве Российском, укрепление рынка, расширение внешнеэкономичес­ких связей потребовали пересмотра таможенного законодательства как с точки зрения правового обоснования таможенных процедур, так и в обла­сти их совершенствования и сбора таможенных доходов.


Раздел VIII

ТАМОЖЕННАЯ И ТАРИФНАЯ СИСТЕМА В XVIII в.