Михаил емельянов прокомментировал повестку пленарного заседания гд. Сергей миронов прокомментировал повестку пленарного заседания госдумы Рекомендованный список диссертаций

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов прокомментировал повестку пленарного заседания ГД.

По словам парламентария, сегодня будет рассмотрено представление Генеральной прокуратуры о даче согласия ГД на лишение неприкосновенности депутата Ильи Пономарева.

"Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит это представление генерального прокурора, - сказал он. - Мы давно настаивали на лишении мандата депутата Пономарева. Думаю, что сегодня Дума сделает первый юридический шаг в этом направлении. Не сомневаюсь, что вся Госдума поддержит это представление генерального прокурора".

Кроме того, как сообщил руководитель фракции "СР", в повестке дня стоит второе чтение поправок в бюджет на 2015 год и бюджеты трех фондов: обязательного медицинского страхования, пенсионного и фонда социальной защиты.

"Наша фракция по проекту корректировки бюджета и по фонду обязательного медицинского страхования будет голосовать "против", - сообщил Сергей Миронов. - Поправки в бюджеты двух других фондов мы не поддерживаем и голосовать по ним не будем".

По мнению Сергея Миронова, антикризисный план Правительства РФ также не выдерживает никакой критики.

"Тупая раздача полутора трлн рублей банкам, которые якобы будут кого-то кредитовать, это наивность. Как будто мы не помним, что было в 2008 году, когда банкам раздали деньги, - объяснил он. - Банки благополучно прокрутили их на валютной бирже, получили барыши, заодно качнули курс рубля, но реальный сектор ничего не получил. Это нас не устраивает точно также, как не устраивают те бюджеты трех фондов".

Кроме того, политик отметил, что на отклонение пойдут многие важные законопроекты, инициированные не только "СР", но и другими фракциями. "Я имел ввиду три варианта закона о внесении поправок в закон о социальной защите инвалидов, где расширяется перечень технических средств для реабилитации и поддержки инвалидов, - разъяснил он. - В частности, предлагается обеспечивать инвалидов автотранспортом".

Как сообщил парламентарий, будут отклонены законопроекты фракции "СР", касающиеся образования: о доплате за классное руководство и об обязательной пятидневке для школьников до девятого класса.

"Похоже, у нас в школе пытаются худо-бедно какие-то знания дать, а вот воспитанием никто не собирается заниматься. С одной стороны, Президент говорит о духовных скрепах, о воспитании в патриотическом духе молодежи, - подчеркнул Сергей Миронов. - А начинать-то нужно с азов. Нужно, чтобы классное руководство было оплачиваемое. Чтобы педагогам было интересно и выгодно этим заниматься. Увы, профильный комитет эту нашу инициативу также предлагает отклонить".

По его словам, с просьбой ввести пятидневку в школе обращаются сотни и даже тысячи родителей, которые считают, что на детей возлагается слишком большая нагрузка и шестидневка им не по силам.

"Мы осознанно оставляем на усмотрение школ вопрос о том, вводить ли шестидневку для подготовки к выпускным экзаменам для старших классов. Но для малышей, конечно, нужна пятидневка. Но опять же, члены профильного комитета, видимо, забыв о том, что тоже были детьми и являются родителями, рекомендовали отклонить этот законопроект".

Стенограмма пленарное заседание ГД 22.02.17 Правительственный час минобороны Сергей Шойгу - начало
(После перерыва)
Председательствующий. Уважаемые коллеги, начинаем работу. Коллеги, просьба зарегистрироваться.
Включите, пожалуйста, режим регистрации. Идет регистрация, коллеги. Пожалуйста, покажите итоги регистрации.
Результаты регистрации (12 час. 31 мин. 11 сек.)
Присутствует 396 чел 88,0 %
Отсутствует 54 чел 12,0 %
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 54 чел 12,0 %
Результат: кворум есть В зале присутствует 396 депутатов, отсутствует 54. Кворум есть. Начинаем работу.
Уважаемые коллеги, в рамках 22-го вопроса нашей повестки у нас "правительственный час". "Правительственный час" у нас посвящен выступлению Министерства обороны. Слово предоставляется Министру обороны Российской Федерации Сергею Кужугетовичу Шойгу. Пожалуйста, Сергей Кужугетович.
Шойгу С. К., Министр обороны Российской Федерации.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рад очередной возможности в рамках "правительственного часа"
рассказать об основных направлениях деятельности Министерства обороны.
Наши регулярные встречи и тесное взаимодействие с профильными комитетами позволяют оперативно решать проблемные вопросы в сфере военной безопасности страны. При вашей поддержке Министерство обороны продолжает планомерное строительство и развитие Вооружённых Сил, направленное на повышение их качественного состояния.
По стратегическим ядерным силам. Они поддерживаются на уровне, позволяющем гарантированно решать задачи ядерного сдерживания.
В Ракетных войсках стратегического назначения в боеготовом состоянии находится 99 процентов пусковых установок, из них 96 в постоянной готовности к немедленному пуску. В прошлом году авиационные стратегические ядерные силы пополнились четырьмя модернизированными стратегическими самолетами дальней авиации Ту-160 и Ту-95МС. Группировка морских стратегических ядерных сил Тихоокеанского флота усилена ракетами, подводным крейсером стратегического назначения "Владимир Мономах". В Вооруженные Силы поставлена 41 новая баллистическая ракета. Это позволило достичь 60-процентного уровня оснащения всей ядерной триады современным вооружением, а в Ракетных войсках стратегического назначения - 62 процента. Увеличен боевой потенциал сил общего назначения. Только за прошедший год в Сухопутных войсках сформировано 9 соединений, в том числе четыре мотострелковые, и одна танковая дивизии.
За счёт поступления 2930 новых и модернизированных образцов вооружения переоснащены 5 соединений, 17 воинских частей и подразделений. Уровень оснащенности Сухопутных войск современным вооружением доведен до 42 процентов. Воздушно-космические силы в прошлом году получили 139 современных летательных аппаратов, еще четыре зенитно-ракетные полка... сформировано еще четыре зенитно-ракетных полка и перевооружены на систему С-400 "Триумф". Доля современных образцов вооружения в Воздушно-космических силах в целом доведена до 66 процентов, а в военных округах - до 51 процента.
В прошлом году успешно прошли государственные испытания трёх новых радиолокационных станций высокой заводской готовности "Воронеж" в Орске, Барнауле и Енисейске. С применением технологий высокой заводской готовности доработаны три действующие радиолокационные станции в Барановичах, Мурманске и Печоре.
Всё это позволило впервые в истории новой России создать по периметру нашей страны сплошное радиолокационное поле, систему предупреждения о ракетном нападении на всех стратегических воздушно-космических направлениях и по всем типам траекторий полёта баллистических ракет.
Помимо этого в Вооружённых Силах сформировано 38 воинских частей и подразделений беспилотной авиации. Всего на вооружении находится более 600 комплексов с двумя тысячами беспилотных летательных аппаратов. По сравнению с 2011 годом в Вооружённых Силах тогда находилось только 180 устаревших беспилотных летательных аппаратов.
Военно-Морской Флот за прошедший год пополнился 24 кораблями и судами обеспечения, в том числе двумя многоцелевыми подводными лодками. Оснащённость флота современными образцами вооружения и техники сегодня составляет 74 процента.
В Воздушно-десантных войсках сформированы три разведывательных батальона и шесть танковых рот, по две роты радиоэлектронной борьбы и беспилотных летательных аппаратов.
В войска поставлено 188 новых и модернизированных боевых бронированных машин. Уровень оснащённости ВДВ современными образцами вооружения доведён до 47 процентов.
В целом оснащённость Вооружённых Сил современным вооружением и техникой в частях постоянной готовности составляет 58,3 процента, а исправность техники - 94 процента.
На новый, качественный уровень выведены возможности Национального центра управления обороной Российской Федерации, который круглосуточно осуществляет мониторинг и координацию 6,5 тысяч мероприятий Плана деятельности Вооружённых Сил. В три раза повышена оперативность принятия решений критически важных вопросов. Улучшены характеристики систем обработки данных.
Для сравнения, наш Национальный центр превосходит объединённый центр управления Вооружёнными Силами Франции "Балар" в 19 раз по суммарному объёму хранимых данных и в три раза по вычислительной мощности. При этом комплекс зданий Министерства обороны построен в три раза быстрее и в 2,6 раза дешевле, чем французский центр.
Информационная платформа 11ационального центра позволила собрать в единую систему межведомственного взаимодействия 73 федеральных органа исполнительной власти, органы власти всех 85 субъектов Российской Федерации, 1320 государственных корпораций и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Впервые создано единое, защищенное информационное пространство на федеральном, региональном и местном уровне.
По укомплектованности Вооружённых Сил личным составом мы вышли на показатель 93 процента, численность военнослужащих по контракту увеличена до 384 тысяч человек. Впервые в истории России сержантский состав полностью комплектуется контрактниками.
Решена многолетняя проблема по военнослужащим, находящимся в распоряжении. Сейчас их количество составляет 2 тысячи человек на все Вооружённые Силы, ещё три года назад их было 49 тысяч в распоряжении, на содержание которых ежегодно тратилось 32 миллиарда рублей.
Повышению уровня подготовки личного состава и слаженности соединений Вооружённых Сил способствуют внезапные комплексные проверки боевой готовности войск. Ежегодно проводится в среднем пять проверок, которые охватывают все военные округа, виды и рода войск Вооружённых Сил. В прошлом году в них активно участвовали федеральные органы власти и администрации субъектов Российской Федерации. Мы впервые, пожалуй, провели учения и внезапную проверку по мобилизации промышленности по отдельным направлениям для того, чтобы понять, на что способна наша промышленность в особый период - в военное время, способна ли она решить те задачи, которые перед ней ставятся мобилизационными планами. В результате повысилась готовность войск к получению в военное время ресурсов из экономического комплекса страны и выполнение задач в тесном взаимодействии с ведомствами.
Увеличилась интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки. В прошлом году проведено 3630 учений, из них 1250 межвидовых. В ходе учений и тренировок созданные группировки войск полностью подтвердили свою готовность и способность обеспечивать военную безопасность России.
На новый качественный уровень систему состязательности в войсках подняли Армейские международные игры, количество участников в них в прошлом году составило почти 82 тысячи военнослужащих, в том числе 3,5 тысячи из других стран. В этом году игры пройдут уже не только на территории России, но и на территории Китая, Азербайджана и Казахстана. Они способствуют распространению передовых методов обучения и совершенствованию боевого мастерства, что заметно сказывается на улучшении качества выполнения боевых и учебно-боевых задач.
Повышению профессионализма военнослужащих способствовало дальнейшее развитие системы военного образования. Преподавательские кадры вузов Министерства обороны укреплены офицерами с боевым опытом. Продолжается расширение сети довузовских учебных заведений. В 2016 году открыто Тульское суворовское военное училище, у Нахимовского военно-морского училища появились филиалы в Севастополе, Владивостоке. В этом году начнет работу филиал в Мурманске, также будет открыто Петрозаводское президентское кадетское училище.
Качественное состояние Вооружённых Сил напрямую зависит от решения вопросов социальной защищённости военнослужащих. С начала прошлого года мы перешли на плановый режим обеспечения постоянным жильём. Выдерживаются высокие темпы предоставления военнослужащим служебного жилья. В 2016 году служебные квартиры получили 29 тысяч 200 человек. Дополнительно в специализированный жилой фонд Министерства обороны включено 12 тысяч 238 жилых помещений. С учётом принятых решений по увеличению размера компенсации за поднаём до реального уровня решена проблема служебного жилья.
Продолжается развитие накопительно-ипотечной системы. В прошлом году её участниками стали 23 тысячи 684 военнослужащих. Средняя площадь приобретённых квартир составляет 60 квадратных метров, что на 20 процентов выше прогнозируемого показателя.
Существенно повышены доступность и качество оказания медицинской помощи. Оснащение военно-медицинских организаций и подразделений современным медицинским оборудованием позволяет оказывать 83 вида высокотехнологичной медицинской помощи и выполнять уникальные операции в ведущих медицинских клиниках Министерства обороны. На 22 процента снижена заболеваемость среди военнослужащих и на 20 процентов - болезнями сердечнососудистой системы.
В этом году открывается многопрофильная клиника Военно-медицинской академии имени Кирова. По своим возможностям и оснащению она станет самым уникальным медицинским учреждением в стране, её ввод восстановит историческую и профессиональную значимость академии, позволит выйти на новый уровень в сфере образования и медицины.
В развитии военно-строительного комплекса Министерства обороны мы добились синхронизации создания инфраструктуры со сроками поступающего в войска вооружения и военной техники.
На сегодня общая потребность Вооруженных Сил в объектах инфраструктуры с учетом изношенности фондов составляет 30 миллионов квадратных метров. Темпы строительства возросли более чем в 10 раз по сравнению с 2010-2012 годами, когда было введено только 210 объектов, в прошлом году построено 2 тысячи 550 зданий и сооружений общей площадью 2 миллиона 700 тысяч квадратных метров, что на 18 процентов превысило показатели 2015 года.
Применение современных быстровозводимых технологий позволило в 2 раза сократить сроки возведения укрытий для техники и объектов казарменно-жилищного фонда и добиться стоимости строительства 1 квадратного метра объектов Министерства обороны, не превышающей 30 тысяч рублей за квадратный метр, что ниже чем по стране в целом.
Министерством обороны проводится серьезная реформа военно-строительного комплекса, Спецстрой России упразднен, а в состав Вооруженных Сил включены восемь федеральных государственных унитарных предприятий, которые осуществляют строительство только специальных объектов военного назначения. Это исключает промежуточные звенья и посредников при реализации госконтрактов по строительству, обеспечивает выполнение работ преимущественно силами указанных предприятий и сокращает численность управленческого персонала в 2 раза.
Министерство обороны добилось значимых результатов от реализации программы "Эффективная армия". В её рамках внедряется автоматизированная система учёта персональных данных военнослужащих с использованием электронных карт (паспорт). Ими обеспечены все 275 тысяч призывников, направляемых в Вооружённые Силы в 2016 году. Система предусматривает охват всего цикла мероприятий - от первоначальной постановки граждан на воинский учёт, призыва на военную службу и её прохождения, а также на период пребывания в запасе.
В дальнейшем электронные карты (паспорт) будут интегрированы в действующую систему контроля управления доступом и заказа питания военнослужащих, это позволит эффективно планировать расходы в звене: воинская часть - армия - округ. Система контроля питания внедрена в 729 столовых и уже сэкономила 700 миллионов рублей.
Установка на объектах Министерства обороны 118 тысяч приборов учёта коммунальных ресурсов принесла снижение расходов на 3,5 миллиарда рублей по году. Перевод 28 котельных с твёрдого и жидкого котельного топлива на природный газ снизил затраты на выработку тепловой энергии на 108 миллионов рублей. После переоборудования к 2020 году 210 котельных ежегодно затраты сократятся в 2 раза, а общий экономический эффект превысит 3 миллиарда 700 миллионов рублей.
С возвращением в 2013 году войсковых ремонтно-восстановительных органов затраты на сервисное обслуживание техники силами сторонних организаций снизились в 4 раза. Ремонтные работы силами штатных ремонтных органов позволяют экономить ежегодно 1 миллиард 400 миллионов рублей бюджетных средств.
На 16 арсеналах развёрнуты цеха по ремонту боеприпасов собственными силами.
Подобного ремонта не проводилось 15 лет, в результате за прошлый год возвращено более 1 миллиона штук боеприпасов, закупка которых обошлась бы бюджету в 69 миллиардов рублей.
В результате продления сроков сохраняемости боеприпасов мы сэкономили ещё более 1 миллиарда. Министерством обороны закуплены и поставлены на арсеналы порядка 60 тысяч единиц современной укупорки из полимерных материалов, её увеличенный срок службы позволит с 2020 года ежегодно экономить на содержании ракет и боеприпасов до 900 миллионов рублей.
Инженерные войска в рамках обучения сапёров провели тактико-специальные учения по обрушению 785 списанных зданий на 54 объектах Министерства обороны, что сэкономило 8 миллиардов рублей. Ранее такие работы выполнялись по тендеру сторонними организациями.
Министерство обороны продолжает комплексное развитие арктических территорий: завершаются работы на новосибирских островах, архипелагах Земля Франца Иосифа и Новая Земля. Возводятся технические позиции радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации на островах Земля Александры, Врангеля и Мессершмитта.
Выполнены мероприятия по экологической очистке Арктики в районах аэродрома "Алыкель" на архипелаге Новая Земля, на островах Котельный и Врангеля. Всего очищено 156 гектаров территорий, вывезено 6,5 тысяч тонн металлолома.
Уважаемые коллеги, в целом Вооружёнными Силами обеспечивается устойчивый рост боевых возможностей и поддерживается заданный уровень обороноспособности страны.
В этом году Министерству обороны предстоит продолжить улучшать качественное состояние Вооружённых Сил, принять меры по усилению группировки войск на западном, юго-западном и арктическом стратегических направлениях, обеспечить своевременное размещение и неукоснительное исполнение государственного оборонного заказа 2017 года и выйти на уровень оснащённости современным вооружением и техникой в частях постоянной готовности - более 62 процентов.
Перед нами стоят следующие задачи по стратегическим ядерным силам, поставить па боевое дежурство в ракетных войсках стратегического назначения три ракетных полка, оснащённых современными ракетными комплексами, ввести в боевой состав 5 модернизированных авиационных комплексов Ту-160 и Ту-95МС.
По силам общего назначения. Поставить в сухопутные войска два бригадных комплекта ракетных комплексов "Искандер-М", а также перевооружить три дивизиона войсковой ПВО на зенитио-ракетные комплексы Тор-М2. Обеспечить поставку 905 современных танков и боевых бронированных машин.
Принять в воздушно-космические силы и авиацию Военно-Морского Флота 170 новых и модернизированных летательных аппаратов. Перевооружить 4 зенитно-ракетных полка на систему С-400. Обеспечить приём в эксплуатацию и поставку на боевое дежурство трёх радиолокационных станций высокой заводской готовности в Енисейске, Орске и Барнауле.
Осуществить запуск второго космического аппарата единой космической системы. Ввести в боевой состав Военно-Морского Флота 8 надводных кораблей и 9 боевых катеров.
В береговые войска поставить четыре ракетных комплекса "Бал" и "Бастион". Продолжить совершенствование системы базирования Вооружённых Сил, ввести в эксплуатацию 3 тысячи 166 зданий и сооружений.
Набранные темпы позволят выполнить поставленные Президентом Российской Федерации задачи и выйти к концу 2020 года на уровень оснащения Вооружённых Сил современными образцами вооружения и техники не ниже 70 процентов.
В целом реализация поступательного курса на достижение высокого, качественного уровня Вооружённых Сил позволит к 2021 году завершить создание полноценных группировок войск на всех стратегических направлениях.
В заключение остановлюсь на применении Вооружённых Сил в Сирийской Арабской Республике.
Председательствующий. Добавьте минуту.
Шойгу С. К. Основная задача, поставленная Вооруженным Силам Верховным Главнокомандующим перед началом операции, выполнена. Решён ряд геополитических задач. Нанесён существенный ущерб международным террористическим организациям в Сирии. Нарушена их финансовая подпитка и система ресурсного обеспечения. Предотвращён распад сирийского государства, практически, остановлена гражданская война и попытки смены законной власти, управляемой из-за рубежа. Прервана цепь "цветных революций", тиражированных на Ближнем Востоке и в Африке. Главным событием прошлого года стало освобождение Алеппо, считающейся второй столицей Сирии и крупнейшим промышленным центром.
Пропускаю. У вас тут звенит всё кругом, говорить невозможно.
Председательствующий. Сергей Кужеготович, сколько времени нужно дополнительно?
Шойгу С. К. Ну не знаю, мне осталось 4 странички вам прочитать.
Председательствующий. Добавьте 5 минут времени.
Шойгу С. К. Мы сегодня завершили, вчера завершили разминирование Алеппо. В общей сложности нашими саперами обезврежено 66, вслушайтесь, 66 тысяч тонн взрывоопасных веществ. Я благодарен нашим ребятам, это самоотверженные и очень сложные работы, которые они завершили. Мало того, мы за это время обучили сирийских саперов и все остальные объекты выполняются уже и сирийскими саперами на нашем оборудовании естественно под присмотром наших инструкторов.
Военная полиция содействует поддержанию порядка в городе. Два батальона на сегодняшний день Военной полиции у нас работает, один в Алеппо, один есть там, рядом с Дамаском в Вади-Барада и я хотел бы поблагодарить всех тех, кто принимал участие в формировании этих батальонов.
Гуманитарная помощь. Конвои, которые ведет наша группировка, они формируются Организацией Объединенных Наций. Также поступает помощь из Армении, Белоруссии, Сербии, Индии, Китая. В результате режима прекращения боевых действий, введенного.30 декабря, который сохраняется на всей территории Сирии, фактически удалось остановить ту самую гражданскую войну и перейти к совместной борьбе с террористами.
В этом году разгромлена крупная группировка боевиков ИГИЛ к северу от Алеппо, это в этом году, за собственно 2 месяца. 11равительственными войсками в данном районе взят контроль над 41 населенным пунктом, при этом впервые проведены совместные действия ВКС России и ВВС Турции.
Только в этом году от боевиков освобождено 1780 квадратных километров сирийской территории, 53 населённых пункта. Российская авиация совершила 1760 вылетов, нанесено 5682 удара по инфраструктуре террористов. При этом ликвидировано 40 тренировочных лагерей, 475 пунктов управления, 45 заводов и мастерских по производству боеприпасов, 1,5 тысячи единиц военной техники террористов, 3119 боевиков, в их числе 26 полевых командиров. Проверили мы в Сирии и апробировали 162 образца современного модернизированного вооружения, которые показали свою высокую эффективность, за исключением, пожалуй, 10-ти, которые мы, к сожалению, вынуждены были снять с производства и отправить на доработку.
Боевой опыт в Сирии получили 86 процентов лётного состава Воздушно-космических сил, в том числе, 75 процентов экипажей дальней авиации, 79 оперативно-тактической, 88 военно-транспортной и 89 процентов армейской авиации.
Показали свою высокую эффективность силы специальных операций и подразделения специального назначения. Они играют ключевую роль в ликвидации главарей террористов, в уничтожении критически важных объектов противника и корректировке ударов нашей авиации. Как вы знаете, с вашим участием развёрнуты полноценные, базами их не хочется называть, но тем не менее, это, наверное, больше чем базы, на аэродроме Хмеймим и в Тартусе Военно-морского флота база. Это позволяет поддерживать нам на достаточно высоком уровне всю логистическую цепь. Я уже, по-моему, выступая в прошлый раз, говорил, и если говорил, то повторюсь, темп завоза грузов в Сирию у нас примерно в среднем 2 тысячи тонн в сутки. Это воздухом, морем по всем направлениям.
Ну и в завершение я, конечно, должен поблагодарить, за что вам всем спасибо, за поддержку армии, поддержку флота, и за всё то, что парламент нашей страны делает для становления и укрепления обороноспособности нашей страны. Доклад закончен. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Сергей Кужугетович.
Слово предоставляется заместителю Председателя Счетной палаты Российской Федерации Вере Ергешевне Чистовой. Пожалуйста, Вера Ергешевна.
Чистова В. Е., заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты! Уважаемый министр и его заместители!
Открытый режим обсуждения не позволяет мне оперировать теми цифрами, которые мы достигли в результате своих проверок. Поэтому буду говорить о фактах в относительных величинах и общих проблемах, выявленных по результатам наших проверок.
Итак, Министерство обороны решает огромный объём задач, что ясно видно из выступления Сергея Кужугетовича. Мы все видим достижения министерства по программе "Перевооружение армии и флота", повышение качественного состояния Вооруженных Сил, социальную защищенность военнослужащих. Минобороны является крупнейшим, главным распорядителем бюджетных средств. И в этой связи, имея сложнейшую организационную структуру, мы, соответственно, осуществляем самые разнонаправленные проверки, и количество их тоже весьма значительно.
За 2014-2016 годы Счетной палатой проведено 25 проверок Минобороны, не считая формирования и исполнения бюджета. Ежегодная проверка наша -основные показатели года и состояние нормативно-методической базы по их формированию. 2016 год, начаты проверки, которые сейчас завершаются, это: продовольственное обеспечение военнослужащих; развитие систем управления и систем связи; ремонт авиационной техники, включая анализ акционерного общества "Авиаремонт". Завершенные проверки 2016 года: ценообразование на госконтракты, на разработку и поставку вооружения и военной техники; вопросы утилизации вооружения. Полностью проверена деятельность ФАО ЦСКА. 2015 год, вы знаете, Балтийский флот, Северный флот мы проверили еще в 2014 году. Финансовое оздоровление РЭО, использование средств, выделенных на ГСМ, и большая проверка была по финансовому обеспечению Вооруженных Сил.
В целях обеспечения качественного контроля за эффективным использованием бюджетных средств, федеральной собственности и имущества выстроено тесное взаимоотношение с Министерством обороны. Между нами подписано Соглашение о сотрудничестве и Регламент взаимодействия при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Указанные документы позволили обеспечивать для нас информационную открытость, беспрепятственный оперативный доступ к сведениям, которые необходимы Счётной палате по результатам её проверок, даже с учётом соответствующих ограничительных грифов.
Хочу отметить, что год от года ситуация с финансовой дисциплиной в министерстве улучшается. На постоянной основе проводится работа, направленная на упреждение нарушений и их возможного исправления уже в ходе контрольных мероприятий. Это касается, в том числе, и большой работы, проводимой по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Приведу некоторые примеры. Самый высший уровень - законы. При поддержке уважаемых законодателей в 2016 году внесены изменения в законы, что позволило в дальнейшем, с учётом особенностей и задач, и структуры Вооружённых Сил, избежать ряд нарушений.
В частности в период проверки были внесены изменения в Федеральный законфизической культуре и спорте в Российской Федерации". ФАУ ЦСКА, будучи объектом контроля, будет наделено полномочиями по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд по иным видам спорта, помимо военно-прикладных, чем фактически оно ранее занималось.
Внесены соответствующие изменения в налоговое законодательство и законодательство о государственном страховании по наделению финансовых органов Минобороны особым статусом налоговых агентов, их надлежащей регистрации, а также решены вопросы порядка уплаты НДФЛ, перечисления страховых взносов в соответствии с требованиями законодательства, на что ранее неоднократно обращала внимание Счётная палата.
Второй уровень - правительственные акты. Наиболее значимым мы считаем выпуск постановления № 407 о порядке определения начальной (максимальной) цены госконтракта, заключаемого в рамках государственного оборонного заказа, в том числе с единственными исполнителями".
Кроме того, в настоящее время под эгидой ВПК и ФАС России Минобороны работает над предложениями Счётной палаты по изменению нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ценообразования в части изменения положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, а также утверждение порядка определения рентабельности при расчёте цен и исключения возможности заключения контрактов с организациями, использующими посреднические схемы и не имеющие собственных мощностей.
И третий уровень - ведомственные акты.
Могу сказать, огромное количество нормативных актов пересмотрено, в том числе ещё и те, которые издавались при Советском Союзе, я имею в виду нормативные акты, регулирующие в этой или иной мере финансовые отношения в рамках Министерства обороны.
И могу сказать, что результаты совместной деятельности отразились также и на структуре Министерства обороны в части, например, совершенствования системы финансового обеспечения, в части дополнительного создания финансово-экономических служб видов Вооружённых Сил и в военных округах, что приблизило соответствующие финансовые органы непосредственно к обслуживанию войсковых частей.
Созданы отделы эксплуатационного содержания, что позволило освободить командиров войсковых частей, не обладающих специальными знаниями, от несвойственных функций по приемке услуг ресурсного обеспечения и эксплуатационного содержания объектов инфраструктуры.
Надеемся продолжить практику проведения совместных коллегий по наиболее актуальным темам, выявленным в вопросах повышения эффективности использования финансовых средств.
Но мне, как представителю высшего органа внешнего государственного контроля, придётся говорить не только о положительных моментах, но и о недостатках. И поэтому остановлюсь на тех типовых проблемах, которые сейчас частично уже решены, но пока ещё остаются в зоне внимания и Счётной палаты, и Министра обороны.
Начну с жилья для военнослужащих.
В этом направлении сделано очень много. Очередь нуждающихся сокращается. Но при этом до 2015 года значительный объём квартир был признан невостребованным, в результате чего часть из них передана другим федеральным органам, часть передаётся муниципалитетам и субъектам Российской Федерации. Сам по себе процесс этот положительный, но, увы, не для военнослужащих.
Имеется дополнительная потребность в служебном жилье. И Счётная палата понимает, что эта потребность растёт не в связи с неудовлетворённостью ранее обозначенных позиций, а в том, что предусматривается в определенной мере новое размещение воинских частей и подразделений, которые требуют строительства нового жилья в новых местах дислокации.
Но связанная проблема - объем незавершенного строительства, который в основном сложился в 2000-х годах и от этого сумма просроченной дебиторской заложенности. По состоянию на 1 октября 2016 года не исполнено 40 контрактов на строительство жилья для постоянного проживания, 94 контракта на строительство служебного жилья, срок исполнения которых был предусмотрен в 2012-2014 годах. Объем просроченной дебиторской задолженности по указанным контрактам составил около 60 миллиардов рублей.
В настоящее время Министерством обороны проводится инвентаризация недвижимого имущества и незавершенного строительства, по результатам которой мы ожидаем соответствующих эффективных решений.
Кстати, об общей дебиторской задолженности. Её значительный объем связан не столько со строительством, сколько с вопросами НИОКР и закупок длительного цикла длительного характера и заключённых тоже ещё в 2000-х годах. И ранее практиковавшееся, от которой сейчас Министерство обороны, в принципе, практически полностью отказалось, это 100-процентное авансирование контрактов.
В 2016 году Счётной палатой отмечалось снижение просроченной дебиторской задолженности по Министерству обороны. Однако оно достигнуто в основном по результатам применения устойчивой практики расторжения по соглашению сторон государственных контрактов с предприятиями промышленности, не исполнившими своих обязательств, за которые числились большие неотработанные авансы, они засчитывались в счет оплаты вновь заключаемых контрактов, либо средства перенаправлялись на этих же предприятиях на иные контракты.
Приём достаточно понятный, но лукавый, поскольку из категории просроченной, дебиторская задолженность переходит в нормативную, а таких нормативных разрешительных документов законодательство в сфере закупок не предусматривает.
Положительно отмечается тенденция Минобороны по отказу от механизма кредитования государственного оборонного заказа. Вы сами приняли норму в конце года, сейчас дело за промышленностью. Необходимо срочно передать деньги банкам с тем, чтобы закрыть эти долгосрочные процедуры.
Проблемные вопросы есть в части практики определения единственных поставщиков и неурегулированности вопросов ценообразования государственных контрактов. По результатам проверок определения единственного поставщика в ряде случаев, учитывая особенности, отчетливо видно: порядок требует более четкой регламентации. Полторы минуты можно?
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, полторы минуты.
Чистова В. Е. Что касается единственного исполнителя Спецстроя, то мы считаем, что ликвидация этого ведомства не должна привести к потере значительной части по авансам, числящимся за его подведомственными предприятиями.
Государственный оборонный заказ. Результаты контрольных мероприятий показывают несовершенство действующего механизма государственного регулирования цен, оказывающее негативное влияние на эффективность формирования, размещения и исполнения ГОЗа.
Вопросы ценообразования на продукцию регулируются значительным количеством нормативных актов, что затрудняет их правоприменение, а действующая нормативная база, которая, как я уже говорила, в ряде случаев не содержит четких, однозначных определений порядка формирования цен, влечет коррупционные риски. Действующие нормы законодательства и 44-го, и 275-го законов не препятствуют заключению контрактов с организациями, не являющимися непосредственными исполнителями контрактов. Сложившаяся система показывает, что совершенствование ещё должно осуществляться. Минобороны необходимо продолжить работу и по взаимодействию с ФАС, с Роспатентом.
Сейчас начинается проверка на исполнение бюджета 2016 года. Мы надеемся, что закрепление этих положительных тенденций, которые я отмечала... будут закреплены.
Накануне 23 Февраля хотелось бы закончить свое выступление поздравлением всех с наступающим праздником - Днем защитника Отечества и процитировать слова великого государственного деятеля и реформатора Петра I, следующие: военное дело - первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего Отечества.
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Вера Ергешевна.
Уважаемые коллеги, переходим к вопросам. В соответствии с принятым решением у нас будут вопросы от фракций.
Вопрос от фракции КПРФ. Пожалуйста, Дорохин Павел Сергеевич.
Дорохин П. С, фракция КПРФ.
Уважаемый Сергей Кужугетович, товарищ Министр обороны!
Предполагается ли выезд в Сирийскую Арабскую Республику депутатов Госдумы, в частности профильного Комитета по обороне для уточнения ситуации на месте и моральной поддержки наших военнослужащих, сдерживающих банды международных террористов на дальних подступах к России?
Также какова в целом эффективность новых видов техники и вооружения, применяемых в Сирии, по сравнению со старыми образцами? Удовлетворены ли вы этой продукцией оборонно-промышленного комплекса?
Председательствующий. Пожалуйста, Сергей Кужугетович.
Шойгу С. К. Спасибо.
Ну, у нас в Сирии моральный дух у наших ребят достаточно высок, но если вы считаете, недостаточен, мы готовы. (Аплодисменты.)
Если говорить о той поддержке, которая могла бы быть и которую мы хотели бы видеть от нашего парламента и коллег, мы только что с руководством Государственной Думы говорили об этом, то здесь нам, скорее, нужна поддержка в части политического урегулирования, это касается обсуждения и принятия конституции, механизма принятия этой конституции. Это касается разного рода межконфессиональных отношений внутри Сирии. Это касается межнациональных отношений, там много разных вопросов, и, конечно, вопросы, касаемые гуманитарной помощи. Здесь много разных вопросов, которые так или иначе надо продвигать и поддерживать.
Ну, и наверное, в первую очередь мы бы, конечно, хотели, чтобы вы за счёт ваших контактов с вашими коллегами из парламентов и европейских, и других оказали такое серьёзное, не хочу говорить влияние или давление, но серьёзную поддержку парламенту Сирии. И сегодня как раз идёт обсуждение той конституции, которая внесена и подготовлена, и тут могла бы быть большая польза.
То, что касается работы оружия. Это большой, серьёзный доклад. Мы по этому поводу провели две конференции больших с привлечением всех глав и конструкторов предприятий-поставщиков оружия, в основном оружие, я уже сказал, 162 образца нового и модернизированного мы попробовали, посмотрели, повоевали с ним. 10 не показали себя, не дали тех характеристик, которые должны были дать, какие-то из них, больше того, несли опасность и угрозу тем, кто его, естественно, применял.
Большой очень опыт: впервые наша несуидая группа, вы знаете об этом, впервые за всю историю существования авианосной авиации была применена в Сирии, показала свою, в общем, большую, высокую эффективность и те неполадки или те сбои, которые были, они рано или поздно всё равно были бы, ну вот они выявились сейчас.
И я благодарю и наших моряков, и морскую авиацию, и всех тех, кто обслуживал эти самолёты, потому что всё-таки мы попробовали и днём, и ночью (у нас больше сотни полётов ночью было совершено), те, кто в этом понимают... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время.
Шойгу С. К. Да, я, собственно, закончил. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.

5 октября, в среду, состоялось первое заседание избранной Государственной думы VII созыва. Заседание парламента началось с избрания председателя палаты, заместителей и глав комитетов и комиссий. В заседание также принял участие президент России Владимир Путин. Ведущие политологи и эксперты обозначили свою точку зрения о Госдуме VII созыва.

Спикером Госдумы седьмого созыва большинством голосов избран Вячеслав Володин, ранее он занимал должность первого замглавы Администрации президента РФ.

Выступая перед парламентариями, специально приехавший по такому случаю на Охотный ряд глава государства напомнил слова из обращения Петра Столыпина к депутатам Госдумы, сказанные более 100 лет назад: «Мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и права для поддержания исторического, высшего права России - быть сильной».

«Сила России - внутри нас самих. Она внутри нашего народа, в наших людях, в наших традициях и в нашей культуре, в нашей экономике, в огромной нашей территории и природных богатствах, в обороноспособности, конечно. Но самое главное - наша сила, безусловно, в единстве нашего народа», - отметил Путин.

О первом заседания Госдумы седьмого созыва рассказал президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов : «Сегодня много говорилось о необходимости диалога, об учете мнения всех слоев общества, в том числе и тех, кто голосовал за партии, не прошедшие в парламенте или вообще не принимал участия на выборах в ГД по тем или иным причинам. Роль Госдумы как представительного органа в российском обществе весьма велика - это и межпартийный диалог, и общественный диалог, и взаимодействие с экспертными структурами, это и тема майских указов, социальной политики, и тема реакции на разного рода внешние угрозы».

«В целом, старт работы ГД прошел удачно. Мы увидели прецедент совместного голосования по кандидатуре спикера, когда почти 90% депутатов поддержали кандидатуру, предложенную президентом. Очевидно, что такое единство во взглядах будет наблюдаться не во всем», - добавил Виноградов.

«Неформальные группы в политике известны, и это совершенно естественно. Взять хотя бы ЕР - внутри партии все время ведутся дискуссии по различным вопросам. Там сосуществуют представители разных регионов, интересы которых подчас несовместимы. Важно, чтобы депутаты не пытались пугать себя и других призраком той самой монолитности, которую часто пытаются искусственно создать, понимая при этом, что определенный процент избирателей на выборы не пришёл, а значит, нынешний состав Госдумы нравится далеко не всем», - уверен эксперт.

«Главное первое впечатление от выступлений Путина и Володина - эти выступления хорошо продуманы и четко и качественно задают повестку работы нового созыва Государственной думы. Обозначены все потенциальные проблемные точки, что свидетельствует о понимании властями наличия этих проблемных точек. И при этом даны достаточно весомые обещания, что работа по этим проблемным точкам будет вестись», - заметил политолог Ростислав Туровский .

«В частности, есть, безусловно, проблема, связанная с принятием непопулярных решений. И для Государственной Думы есть определенные риски, связанные с тем, что принятие этих решений может сказаться на ее имидже и имидже ее руководства. С этой точки зрения диалоговая политика и общественное обсуждение готовящихся решений имеют огромное значение. Также имеет огромное значение поддержание межпартийного консенсуса, равно как и выстраивание диалога с непарламентскими партиями», - добавил Туровский.

«Другими словами, понятно, что работа Государственной думы и информационный фон для этой работы будут весьма непростыми и первые вызовы здесь понятны: это и социально-экономические решения, и бюджет, и вопросы пенсионной реформы. Необходимо сделать так, чтобы решения не стали шоком для общества, чтобы ни в коем случае они не были кулуарными (от чего шок только усиливается). Важна предварительная проработка этих решений с привлечением различных партий и общественных организаций. Если иметь в виду предстоящие трудности, то отстройка работы Государственной думы выглядит на первоначальном этапе работы достаточно эффективной. Но конечно, в дальнейшем многое будет зависеть от того, насколько эффективно будут работать сами принципы диалоговой политики и насколько реальным, а не формальным окажется общественное обсуждение тех вопросов, которые попадут в думскую повестку», - резюмировал эксперт.

Глава Центра политического анализа и политолог Павел Данилин так прокомментировал первое заседание: «Главное резюме - страна находится под большим внешним давлением, и необходима серьезная консолидация общества для преодоления кризисной ситуации, об этом говорил и глава государства, и Володин. В этой связи диалог с различными политическими силами является первой необходимостью, в том числе, и с не представленными в парламенте партиями, с общественными движениями. Необходимо слышать каждого депутата, как сказал Володин, необходимо, чтобы каждый депутат участвовал в политической деятельности Госдумы и принятии решений».

Седьмую Госдуму проанализировал политолог и политконсультант, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев : «Еще до начала недавних политических реформ было понятно, что президент взял курс на повышение роли парламента в государстве. Сейчас, когда новый состав депутатского корпуса приступил к работе, Владимир Путин подчеркивает ответственность и важность его решений для будущего страны, тем более в условиях непростой международной обстановки, мирового экономического кризиса, санкций и контрсанкций».

«Что касается Володина, то в его речи можно услышать тезисы, положенные Володиным в основу его деятельности. Несомненно, новый спикер - это человек диалога. От него никто не слышал грубого слова, Володин никогда не ставил ультиматумы - это не его стиль. Он способен слышать собеседников, спорить с ним - понятно, что у него всегда есть аргументы. Володин способен принять чужую точку зрения и ему неважно, кто является его оппонентом. Его стиль - принятие сбалансированных решений, с обязательным учетом всех рисков», - добавил политолог.

«Возможно, на характер Володина оказало влияние его происхождение. Володин - коренной русак из Саратова, а там крестьяне все вопросы решали миром, общиной. В этом особенность мировоззрения Володина - не правых не бывает, если человек с какой-то позицией, но в ней есть истина, он должен быть услышан, и общие решения должны быть скорректированы с учетом этого мнения тоже. Володин в этом смысле коллективист, и я думаю, что он в этом же стиле будет руководить Думой, в „диалоговом стиле“», - заключит Матвейчев.

Об основных смыслах сказанного президентом и избранным председателем Госдумы в ходе первого пленарного заседания рассказал член Экспертного совета Фонда ИСЭПИ, политолог Алексей Зудин : «Смысл выступления президента на первом заседании - можно сформулировать так - Путин настроил новую Думу работать по-государственному. То есть, в решении тех проблем, с которыми новая Дума будет сталкиваться, руководствоваться общегосударственным подходом, а он состоит в единении всех политических сил, в понимании того, что статус депутаты ГД является общегосударственным, этот статус превыше партийных амбиций, и партийных обязательств».

«При этом Дума была обозначена как площадка самого широкого общественного диалога, диалога со всеми силами, как представленными партиями думской оппозиции, так и теми политическими силами, которые по разными причинам в Госдуме нынешнего созыва не представлены. И в выступлении прозвучала важная мысль - что качество законотворческой работы будет определяться не только юридической техникой, но и тем гражданским согласием, которое будет лежать в основе принимаемых законопроектов», - продолжил эксперт.

«Выступление Володина полностью укладывалось в основные пожелания или требования президента к работе ГД, и Вячеслав Володин выдвинул своеобразный девиз для работы новой думы - „Государственная дума VII созыва - это место для дискуссий“», - отметил важность сказанного Зудин.

«Если говорить о фракции Единой России, как фракции парламентского большинства, то стоит отметить, неизбежность возникновения ситуативных коалиций или групп по интересам внутри столь большой фракции. Мы знаем, что большая фракция ЕР уже внутренне структурирована на несколько внутрифракционных групп, но сама логика думской работы будет подсказывать формирование различного рода групп по интересам. И здесь самое главное - чтобы эти объединения не становились самодовлеющими, чтобы они вписывались в общие программные установки, с которыми ЕР шла на выборы, это первое. И во-вторых, чтобы они были конструктивны, чтобы помогали, а не мешали находить необходимые решения», - подытожил Зудин.

Первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Михаил Емельянов выступил перед пленарным заседанием Госдумы.

По словам парламентария, центральный вопрос повестки – постановление Госдумы об антикризисном отчете Правительства. Михаил Емельянов подчеркнул, что фракция "СР" не будет поддерживать отчет Правительства, и будет голосовать против данного постановления.

"Мы считаем, что Правительство неэффективно реализует антикризисный план, и сам план вызывает сомнения, – заявил депутат. – Наша главная претензия заключается в том, что Правительство пытается выйти из кризиса за счет среднего класса и за счет бедных слоев населения. Оно не стремится переложить тяготы кризиса на элиту, и это, на наш взгляд, неверно. Если в стране кризис, то все слои населения должны нести эти тяготы, а не только средний класс и беднейшие слои населения".

По словам Михаила Емельянова, это проявляется в отсутствии достаточной индексации пенсий, индексации заработной платы не только бюджетникам, но даже сотрудникам силовых ведомств.

"Такая социальная политика имеет негативный результат – не только социальный, но и экономический, – подчеркнул он. – Катастрофически сжимается потребительский спрос, а вслед за ним и инвестиционный. Падение потребительского спроса только за сентябрь составило почти 9%, а это главная причина и экономического спада. Мы не сможем выйти из экономического кризиса, мы не сможем добиться экономического подъема, если не будем стимулировать потребительский спрос. Это главная причина того, что у нас не экономический рост, который должен был возникнуть после девальвации, а экономический спад".

По словам депутата, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" настаивает на достойной компенсации зарплат, пенсий, пособий, и это не только мера поддержки наиболее обездоленных социальных слоев населения, но и мера экономического стимулирования, средство обеспечения экономического роста.

"Во всем мире, когда идет экономический спад, пытаются стимулировать спрос, в том числе и прямыми денежными выплатами", – пояснил он.

Михаил Емельянов подчеркнул, что единственный способ улучшить экономическую ситуацию – пополнить бюджет, но жёсткая бюджетная политика Минфина не только не способствует экономическому росту, но и ставит в тяжелое положение население страны.

По словам политика, СР предлагает пополнить бюджет за счет отмены НДС, введения прогрессивной шкалы налогообложения, улучшения работы таможенной службы, и целого ряда мер, который позволил бы увеличить доходы бюджета и поддержать самые незащищенные слои населения.

"Экономическая и социальная программа СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ принципиально противоположна тому, что делает Правительство, поэтому постановление по отчету Правительства мы не поддерживаем и будем голосовать против", – подчеркнул депутат.

Еще один важный законопроект, который будет рассмотрен Госдумой в этот день, по словам парламентария, направлен на борьбу с коррупцией. Он отметил, что СР всегда поддерживала усиление финансовой дисциплины в отношении чиновников и депутатов.

Михаил Емельянов рассказал, что во втором чтении законопроекта появилась принципиальная поправка, которая распространяет меры этой финансовой дисциплины не только на федеральный уровень и уровень субъекта Российской Федерации, но и на муниципальный уровень. Он отметил, что депутаты фракции "СР" не только поддержали, но и стали соавторами данной поправки.

Другой законопроект в повестке, на который обратил внимание депутат, – о расширении возможностей применения спецсредств в отношении заключенных.

"Мы считаем это принципиально неверным, и будем голосовать против этого законопроекта. Все же заключенные – это наши граждане и никто их гражданских прав не лишал", – сказал парламентарий.