Порядок перемещения майонезов через таможенную границу. Перемещение товаров через таможенную границу рф

1) Критерии отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС

Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через тамо­женную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользова­ния осуществляется таможенным органом Таможенного союза с приме­нением системы управления рисками исходя из следующих критериев:

1) заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной де­кларации) в случаях, установленных Соглашением от 18.06.2010 г.;

2) характера товаров. Учитываются потребительские свойства то­варов, традиционная практика их применения и использования. Ввоз или вывоз товаров, обычно не используемых в быту, дает основание полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

3) количества товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т. п.) в количестве, превышающем потреб­ность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

4) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы;

5) частоты перемещения физическим лицом товаров через таможенную границу. Периодический ввоз или вывоз однородных товаров одним и тем же лицом, хотя бы и в небольших количествах, может рассматри­ваться как то, что товары ввозятся/вывозятся для использования в ком­мерческих целях, если лицо не докажет обратное.

Независимо от вышеперечисленных критериев не будут относиться к товарам для личного пользования товары, перечисленные в прило­жении 1 к Соглашению от 18.06.2010 г. (табл. 1).

Физические лица, согласно ст. 353 ТК ТС, могут перемещать товары для личного пользования через таможенную границу в сопровождаемом (в том числе в ручной клади, т. е. при себе) или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международ­ных почтовых отправлениях).

2) Таможенные операции, совершаемые в отношении товаров для личного пользования

Таможенные операции в отношении товаров для личного пользова­ния, перемещаемых через таможенную границу, совершаются:

В порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным дого­вором государств - членов Таможенного союза (п. 1 ст. 354 ТК ТС);

В зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства - члена Та­моженного союза, на территории которого постоянно (или вре­менно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров (п. 2 ст. 354 ТК ТС).

При перемещении товаров для личного пользования физически­ми лицами на автомобильных транспортных средствах для личного пользования или в поезде таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая та­кие транспортные средства, за исключением случаев, когда это необ­ходимо для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза (п. 3 ст. 354 ТК ТС).

Товары для личного пользования при перемещении через таможен­ную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС. Порядок со­вершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством Таможенного союза (п. 4 ст. 354 ТК ТС).

По желанию лица, перемещающего товары для личного пользова­ния, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, поме­щением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали место прибытия (п. 4 ст. 354 ТК ТС).

3) Таможенное декларирование и таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС

Таможенное декларирование товаров для личного пользования про­изводится в письменной форме с применением пассажирской тамо­женной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решени­ем Комиссии Таможенного союза (п. 3 ст. 355 ТК ТС). С 01.01.2011 г. используется пассажирская таможенная декларация (ПТД ТС) в соот­ветствии со ст. 180, 355 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного союз от 18.06.2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской та­моженной декларации и порядка заполнения пассажирской таможен­ной декларации».

Согласно п. 2 ст. 355 ТК ТС, таможенному декларированию в пись­менной форме подлежат:

Товары для личного пользования, перемещаемые в несопрово­ждаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физи­ческого лица;

Товары для личного пользования, перемещаемые любым спосо­бом, в отношении которых применяются запреты и ограниче­ния, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

Товары для личного пользования, перемещаемые любым спосо­бом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) коли­чество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установлен­ные международным договором государств - членов Таможен­ного союза;

транспортные средства для личного пользования, перемещае­мые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввози­мых на такую территорию;

валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установ­ленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза;

Культурные ценности;

Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несо­провождаемый багаж;

Иные товары, определенные таможенным законодательством Та­моженного союза.

В соответствии со ст. 356 ТК ТС, подача пассажирской таможен­ной декларации должна сопровождаться представлением таможенно­му органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся:

1) документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершен­нолетнего лица);

2) документы, подтверждающие усыновление, опекунство или по­печительство несовершеннолетнего лица;

3) документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;

4) транспортные (перевозочные) документы;

5) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможен­ных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также под­тверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов ТС;

6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

7) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифициро­вать транспортное средство для личного пользования;

8) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;

9) другие документы и сведения, представление которых предусмо­трено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

10) экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следо­вании через таможенную границу (представляется при таможенном де­кларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в не­сопровождаемом багаже).

В местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойно­го коридора (п. 1 ст. 357 ТК ТС).

Применение системы двойного коридора предусматривает самостоя­тельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную гра­ницу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора («зеленого» или «красного») для совершения таможенных операций (п. 2 ст. 357 ТК ТС).

В местах совершения таможенных операций таможенным органом государства - члена Таможенного союза должна быть обеспечена воз­можность ознакомления физических лиц с информацией, необходи­мой для таможенного декларирования товаров для личного пользо­вания и их представления таможенному органу для выпуска. Такая информация должна содержать основные положения таможенного законодательства, определяющие порядок и условия перемещения фи­зическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, включая таможенное декларирование то­варов, а также предупреждение об ответственности за нарушение тамо­женного законодательства.

По желанию лица, перемещающего товары для личного пользова­ния, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их:

1) размещением на временное хранение;

2) помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС;

3) вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали места прибытия.

Таможенные льготы - это установленные нормативно-правовыми ак­тами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров через таможенную границу в целях реа­лизации отдельных направлений таможенной политики государства.

В процессе перемещения товаров через таможенную границу участ­ники таможенно-правовых отношений имеют возможность сократить свои финансовые, временные издержки посредством использования та­моженных льгот. В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе.

Таможенное законодательство Таможенного союза и законодатель­ство Российской Федерации о таможенном деле содержат ряд поло­жений о предоставлении таможенных льгот следующим категориям физических лиц:

1) дипломатическим работникам и работникам административ­но-технического персонала, направленным на работу в дип­ломатические представительства или консульские учреждения государства - члена Таможенного союза, а также совместно проживающим с ними членам семей;

2) физическим лицам, направленным на работу в иностранное го­сударство государственными органами (федеральными органа­ми государственной власти);

3) физическим лицам государства - члена Таможенного союза, временно проживавшим за границей;

4) физическим лицам государств - членов Таможенного союза при получении наследства за пределами таможенной террито­рии Таможенного союза;

5) беженцам;

6) вынужденным переселенцам;

7) физическим лицам, прибывающим (переселяющимся) в госу­дарства - члены Таможенного союза на постоянное место жи­тельства (далее - ПМЖ).

Соответствующий статус физического лица должен быть докумен­тально подтвержден на день принятия таможенной декларации тамо­женным органом. При отсутствии таких документов соответствующие льготы по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляются, так как, согласно п. 1 ст. 77 ТК ТС, для целей исчисления таможенных по­шлин, налогов в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Представление в последующем до­кументов, подтверждающих статус физического лица, не является осно­ванием для возврата ранее уплаченных таможенных пошлин, налогов.

Условная линия, ограничивающая российскую землю, определена как таможенная граница РФ. Она определяет пределы законодательства этой державы. Также таможенная граница Российской Федерации делит таможенные земли соседних держав.

Внешняя таможенная граница разделяет территории соседних держав. Есть совпадение с единой внешней государственной линией. На единой внешней линии актуализируется специфический российский режим.

Внутренние таможенные границы локализуются в самой глубине страны. Они образуются по причине эксплуатации режимов таможни. Основные функции границы - контактная и барьерная.

Где пропускают продукцию

Всего существует три вида пунктов пропуска. Они выполняют собственные функции. Существуют такие понятия, как:


Понятие многостороннего пункта пропуска предполагает также пересечение границы физическими лицами, не имеющими подданства. Также это понятие предполагает пересечение гос.линии транспортными средствами. Ещё этот вид пропуска предполагает транспортировку животных.

Понятие двухстороннего пункта пропуска предполагает пересечение государственной линии только сопредельных держав. Понятие спец. пункта пропуска также предполагает пересечение государственной линии вместе с животными.

Принципы прохождения границы

Если вывоз запрещённого товара из страны не осуществился, то, соответственно основным принципам кодекса, он должен быть отправлен на временный склад. никакой компенсации при этом человек, которому принадлежит товар, не получает.

Основные принципы ТК гласят о том, что , может подвергаться вывозу с территории РФ. Также существует коммерческая продукция, которая подлежит ограниченному вывозу из страны. Эти предметы допускаются к вывозу из страны только при соответствии определённым международным критериям.

Что нужно знать о передвижении

Существуют важные особенности перемещения через таможенную границу, о которых необходимо знать каждому. Свой порядок передвижения существует для тех, кто перевозит через таможенную границу Таможенного Союза коммерческую продукцию.

Также существует определение таможенной процедуры — нельзя ввозить продукцию, способную нанести вред людям , к такой продукции нужно отнести наркотические препараты и боеприпасы.

Порядок прохождения таможни

Порядок, предназначающийся для транспортирования через таможенную границу Таможенного Союза, предполагает в 2020 году прохождение пяти основных стадий:


Существующий порядок уведомляет сотрудников службы относительно и коммерческих предметов. Процедура оформления предусматривает предоставление заранее подготовленных справок. Справочная форма для процедуры зависит от вида транспортного средства. В наиболее простых случаях необходимо предоставить накладную на транспортное средство.

О чём нужно помнить физ.лицам

Существует особое положение оформления, согласно которому предусматривается порядок оформления следующих предметов:

Под багажом, который не подвергается сопровождению и который принадлежит физическим лицам, понимается личная продукция физических лиц. Под сопровождаемым багажом понимается ручной багаж.

Декларация личной продукции осуществляется физическими лицами во время её предъявления уполномоченным сотрудникам. Внесению в декларацию подлежат транспортируемые ценные предметы.

Если физическое лицо перевозит бумажные денежные средства в размере 10 тыс. дол. США, то они также должны быть задекларированы. Бланк декларации можно получить у уполномоченного сотрудника.

Средства, хранящиеся на карте, декларировать не нужно. В этом случае просто необходимо предоставить справку из банка. При перевозке тревел-чека в предоставлении письменного декларирующего документа также нет необходимости.

Таможенное оформление транспортного средства может осуществляться как его владельцем, так и доверенным лицом при наличии надлежащим образом оформленных документов на представление полномочий. Владельцы транспортных средств или уполномоченные ими лица, перемещающие транспортные средства через таможенную границу Украины, обязаны предъявить их таможне и подать:

o документы, подтверждающие право владения или пользования (в том числе с правом распоряжения) транспортными средствами;

o регистрационные и технические документы на такие транспортные средства, если они были зарегистрированы в стране приобретения или другой стране, другие документы, необходимые для таможенного оформления, по требованию сотрудника таможни (загранпаспорт, доверенность на перегон или перевозки транспортного средства и т.д.).

Граждане, которые перемещают через таможенную границу Украины транспортные средства, обязательства "связаны заполнить декларацию и в надлежащих случаях предоставить обязательства об обратном ввозе / вывозе, транзите. Таможенное оформление транспортных средств (в том числе снятых с учета в стране приобретения или в другой стране), заявленных пограничной таможни гражданами-нерезидентами как таковые, ввозимых ими с целью отчуждения, проводится пограничной таможней с удержанием при этом предусмотренных законодательством платежей без выдачи удостоверения. Удостоверение оформляется на нового владельца в таможне, в зоне деятельности которой он постоянно или временно проживает.

Граждане-резиденты могут перемещать через таможенную территорию Украины транзитом только транспортные средства, принадлежащие гражданам нерезидентам, иностранным фирмам, организациям или учреждениям, должно подтверждаться соответствующими документами.

Отчуждение временно ввезенных в Украину транспортных средств осуществляется с разрешения таможни. Не подлежат отчуждению на территории Украины временно ввезенные транспортные средства, которые на день обращения в таможню по поводу отчуждения запрещены к ввозу для постоянного пользования в Украине. При отчуждении временно ввезенных в Украину транспортных средств таможенное оформление осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на день осуществления таможенного оформления для постоянного пользования.

Не подлежит пропуска через таможенную границу Украины транспортные средства:

o номер кузова (или идентификационный номер), шасси (рамы) или двигателя которого уничтожено, поддельные или не соответствует записи в регистрационных документах;

o ввозимой в Украину гражданином для постоянного пользования, не снят с учета в регистрационных органах страны приобретения или другой страны;

o вывозимого за пределы Украины гражданином для постоянного пользования, не снят с учета в подразделениях МВД Украины, в соответствии с законодательством Украины уполномочены осуществлять государственную регистрацию и снятие с учета транспортных средств;

o ввоз которого в Украину согласно законодательству запрещено по возрасту или на который отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство;

o ввозимого в Украину для постоянного пользования и за который не уплачены налоги и сборы (обязательные платежи);

o снятый с учета, ввозится с целью транзита и за не включенный денежный залог.

В случае выявления признаков нарушений таможенных правил должностное лицо таможенного органа, осуществляющего таможенный контроль и таможенное оформление транспортного средства, принимает меры в соответствии с законодательством Украины по вопросам таможенного дела. Транспортные средства, не пропущенные сквозь таможенную границу Украины вследствие установленных запретов или ограничений на их ввоз в Украину, а также неуплаты установленных налогов и сборов (обязательных платежей), подлежат вывозу с территории Украины или передаче на склад таможенного органа оформления для хранения в соответствии с МКУ.

1. Настоящей главой определяются особенности порядка и условий перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с временным хранением, таможенным декларированием и выпуском товаров для личного пользования, особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров для личного пользования, а также порядок определения стоимости товаров для личного пользования и применения таможенных платежей в отношении таких товаров.

2. Положения настоящей главы применяются в отношении денежных инструментов и наличных денежных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами, а также в отношении товаров, приобретенных физическими лицами, прибывшими на таможенную территорию Союза, в магазинах беспошлинной торговли, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса.

3. Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу Союза следующими способами:

1) в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу Союза;

2) в международных почтовых отправлениях;

3) перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза.

4. Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;

2) характера и количества товаров;

3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

5. Количественные характеристики критериев, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией.

6. Независимо от критериев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, к товарам для личного пользования не относятся следующие товары:

1) товары, в отношении которых физическим лицом осуществляется таможенное декларирование для помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, заявляемой в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 263 настоящего Кодекса;

7. В отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса.

8. Товары, приобретенные физическими лицами, прибывшими на таможенную территорию Союза, в магазинах беспошлинной торговли, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, для целей применения настоящей главы рассматриваются как товары для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Союза в сопровождаемом багаже физического лица при его следовании через таможенную границу Союза.

9. Комиссия на основании актов, входящих в право Союза, устанавливающих запреты и ограничения, формирует сводный перечень товаров для личного пользования, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Союза подлежат соблюдению запреты и ограничения, и обеспечивает его размещение на официальном сайте Союза в сети Интернет.

Сегодня "i", как и обещал, публикует вторую часть (без приложений) новых таможенных правил перемещения товаров физическими лицами через границу России (первая часть, касающаяся правил ввоза и вывоза транспортных средств, была опубликована в Ь 12(171) от 2 апреля 1997 года, с. 24-25).

Первоначально предполагалось, что этот документ вступит в силу 23 марта. Однако, как сообщили нам в Государственном таможенном комитете России, сроки несколько сдвинулись, и в результате новые правила начали действовать лишь 12 апреля. Что, впрочем, по сути дела ничего не меняет, поскольку текст правил призван только конкретизировать положения знаменитого "античелночного" правительственного постановления Ь 808, принятого еще 18 июля прошлого года.

Среди несомненных достоинств новых правил - существенное сокращение списка товаров, вывоз которых с территории России ограничен; четкая формулировка понятия "лицо, переселяющееся на новое постоянное место жительства", позволяющая определить, на кого именно распространяются таможенные льготы; и другие вопросы, которые не были детально оговорены в постановлении правительства.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Физические лица могут перемещать через таможенную границу Российской Федерации любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных Кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2. Ввоз товаров физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз товаров ими с этой территории осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т.п.), а также выполнения других требований, установленных таможенным законодательством, если иное не предусмотрено порядком перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производства или иной коммерческой деятельности, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом таможенные платежи уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа, представляющего собой взимаемую без деления на источники сумму, эквивалентную сумме таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также таможенных сборов и иных причитающихся к уплате таможенных платежей.

1.3. Согласно настоящим Правилам, физические лица перемещают через таможенную границу Российской Федерации товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке.

1.4. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей и неприменение к товарам мер экономической политики в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

1.5. Единые ставки таможенных платежей при применении упрощенного, льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ.

Применение таможенных платежей в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ, определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.6. В случае, если в соответствии с настоящими Правилами подлежат применению единые ставки таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования (мер экономической политики), налогообложения и таможенного оформления.

1.7. Единые ставки таможенных платежей не включают таможенные сборы за хранение товаров, а также таможенные сборы за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.

1.8. За таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, взимаются таможенные сборы в валюте Российской Федерации в следующих случаях и в следующих размерах:

В отношении товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, - в размере 0,15 процента таможенной стоимости товаров;

В отношении товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже при следовании лица через границу, в случае полного освобождения таких товаров от таможенных платежей, взимаемых по единой ставке, в соответствии с настоящими Правилами - в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров;

В отношении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, в случае, если к таким товарам не применяется упрощенный, льготный порядок перемещения в соответствии с настоящими Правилами, - в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров.

При таможенном оформлении товаров, в отношении которых уплачивается совокупный таможенный платеж, таможенные сборы за таможенное оформление являются составной частью такого платежа.

1.9. В настоящих Правилах понимаются:

под "сопровождаемым багажом" - товары, перевозимые следующими через границу лицами;

под "несопровождаемым багажом" - товары, перемещаемые перевозчиком по договору о перевозке (багажной квитанции, накладной, коносаменту и т.п.).

1.10. Перемещение физическими лицами товаров, подлежащих контролю иных государственных органов, допускается при представлении разрешений этих органов.

1.11. Действие настоящих Правил не распространяется на товары, пересылаемые физическими лицами в международных почтовых отправлениях, а также на транспортные средства, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу в качестве товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

1.12. В целях получения таможенных льгот лица признаются переселяющимися на новое постоянное место жительства при одновременном соблюдении следующих условий:

а) при переселении на новое место жительства в Российскую Федерацию:

Лицо проживало в иностранном государстве в соответствии со свободным намерением проживать в этом государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, возвращение в Российскую Федерацию после пребывания в иностранном государстве в связи с командировкой, работой по срочному договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо проживало вне пределов Российской Федерации не менее 3 лет до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо имеет свободное намерение проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, пребывание в Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо подтверждает свое намерение проживать в Российской Федерации в течение неограниченного времени выходом из гражданства (подданства) иностранного государства и приобретением гражданства Российской Федерации, либо приобретением жилья на территории Российской Федерации, либо воссоединением с семьей, проживающей на территории Российской Федерации, либо совершением иных действий, бесспорно свидетельствующих о таком намерении;

б) при переселении на новое место жительства из Российской Федерации в иностранное государство:

Лицо проживало в Российской Федерации в соответствии со свободным намерением проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, выезд за пределы Российской Федерации после пребывания в Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в иностранное государство;

Лицо имеет свободное намерение проживать в иностранном государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, выезд за пределы Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в иностранное государство.

1.13. Лицам, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, таможенные льготы предоставляются в отношении товаров, принадлежащих этим лицам или переселяющимся вместе с ними членами их семей до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при условии, что указанные товары ввозятся с территории государства, в котором эти лица постоянно проживали до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

1.14. Лица, переселяющиеся на новое постоянное место жительства, могут воспользоваться таможенными льготами, предусмотренными настоящими Правилами, соответственно в течение 1 года со дня первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и в течение 2 лет со дня первого выезда с территории Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в иностранное государство.

1.15. Лица, признанные в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами, могут воспользоваться таможенными льготами, предусмотренными настоящими Правилами, в течение 1 года со дня получения ими статуса беженца или вынужденного переселенца в отношении товаров, принадлежащих этим лицам или членам их семей до момента въезда этих лиц на территорию Российской Федерации, при условии сохранения указанного статуса на момент ввоза таких товаров.

2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

2.1. Предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой, исходя из характера, количества и частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи.

2.2. Для целей применения настоящих Правил товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если такие товары ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим товары, и членами его семьи и использование товаров не связано с извлечением дохода в любой форме.

Использование товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, установленных таможенным законодательством.

2.3. При установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы:

а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

б) количество товаров: однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

в) частота перемещения товаров: периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров хотя бы и в небольших количествах может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;

г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.;

д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи.

2.4. Лицо, перемещающее товары, подтверждает то, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, если такое подтверждение является необходимым.

2.5. В случаях, прямо предусмотренных настоящими Правилами, предназначение товаров устанавливается с учетом статуса лица, их перемещающего. При установлении предназначения товаров, перемещаемых физическим лицом, не подтвердившим своего статуса индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, предполагается, что такие товары являются товарами, не предназначенными для производственной или иной коммерческой деятельности.

В этих случаях не применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

2.6. Общее правило, предусмотренное п.2.5. настоящих Правил, не препятствует должностным лицам таможенного органа в установлении иного предназначения товаров, если уровень таможенного обложения товаров в соответствии с таким предназначением превышает не менее чем на 20 процентов уровень обложения, исчисленный в соответствии с п.2.5. настоящих Правил.

3. ВВОЗ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления применяются в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, в случаях:

а) если таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, в том числе товары, ввозимые физическим лицом, подтвердившим свой статус индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) если общая стоимость ввозимых товаров или их количество превышают квоты и ограничения, указанные в п.п.3.3.-3.4. настоящих Правил, - в части такого превышения.

3.2. Физические лица могут ввозить товары с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

а) ввозимые товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) товары ввозятся при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже;

в) количество ввозимых товаров не превышает ограничений, предусмотренных Приложением 1;

г) стоимость товаров не превышает 1.000 долларов США включительно при условии, что общий вес товаров не превышает 50 килограммов. Постоянно проживающие в Российской Федерации физические лица, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 месяцев, могут ввозить товары общей стоимостью до 5.000 долларов США включительно вне зависимости от веса товаров. Физические лица, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранных государств (кроме государств - бывших республик Союза ССР), могут ввозить товары общей стоимостью до 10.000 долларов США включительно вне зависимости от веса товаров.

Указанные в подпункте "г" стоимостные и весовые ограничения не применяются в отношении физических лиц - бывших граждан Союза ССР, ввозящих товары в связи с переселением на новое постоянное место жительства в пределах государств - бывших республик Союза ССР, а также лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами.

Полное освобождение от уплаты таможенных платежей, предусмотренное настоящим пунктом, применяется также в отношении товаров, ввозимых в несопровождаемом багаже, если эти товары ввозятся лицами, указанными в подпункте "г" части первой и части второй настоящего пункта. В отношении лиц, признанных в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, не требуется соблюдение условия о следовании через таможенную границу Российской Федерации при втором и последующих случаях ввоза в Российскую Федерацию товаров в несопровождаемом багаже.

3.3. Ввозимые при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, облагаются таможенными платежами по единой ставке в размере 30 процентов таможенной стоимости, но не менее 4 ЭКЮ за 1 килограмм, в следующих случаях:

а) если количество товаров, указанных в Приложении 1, превышает ограничения, предусмотренные этим Приложением, - в части такого превышения при условии, что товары ввозятся в пределах до трехкратного превышения ограниченных количеств;

б) если общая стоимость или вес товаров, в отношении которых не установлено количественных ограничений, превышает квоты, указанные в подпункте "г" пункта 3.2. настоящих Правил, - в части такого превышения в пределах до 10.000 долларов США включительно, но не более 200 килограммов. Указанная весовая квота не применяется в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации физических лиц, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 месяцев.

3.4. Ввозимые физическими лицами (как при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации, так и без следования лица через таможенную границу Российской Федерации) в несопровождаемом багаже товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, облагаются таможенными платежами по единой ставке в размере 50 процентов таможенной стоимости, но не менее 7 ЭКЮ за 1 килограмм, в пределах до 10.000 долларов США включительно, но не более 200 килограммов, за исключением товаров, в отношении которых не установлено количественных ограничений, ввозимых лицами, указанными в части второй пункта 3.2. настоящих Правил, а также таких же товаров, ввозимых лицами, указанными в подпункте "г" части первой пункта 3.2. настоящих Правил, - в случае, если подлежит применению полное освобождение от таможенных платежей.

3.5. Для целей применения пунктов 3.2.-3.4. настоящих Правил предназначение товаров устанавливается с учетом статуса лица, их перемещающего. Если физическое лицо не подтвердило своего статуса индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, к товарам, перемещаемым таким лицом, не применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

Товары, указанные в пунктах 3.2.-3.4. настоящих Правил, подлежат декларированию в порядке, установленном иными нормативными актами ГТК России, а в случаях, предусмотренных пунктами 3.3.-3.4. настоящих Правил, также и путем представления таможенному органу заявления лица, перемещающего товары, составленного по форме, приведенной в Приложении 2.

Такое заявление для целей таможенного оформления и таможенного контроля рассматривается в качестве таможенной декларации.

3.6. В отношении одного товара либо одного комплекта товаров (гарнитур, сервиз и т.п.), не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности:

при превышении только одного из ограничений (стоимостного или весового), указанных в пунктах 3.3.-3.4. настоящих Правил, может применяться единая ставка таможенных платежей, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, в размерах, указанных в пунктах 3.3.-3.4. настоящих Правил.

3.7. В отношении не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности товаров, происходящих и ввозимых физическими лицами из государств-участников СНГ, применяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил.

Если количество указанных в Приложении 1 товаров, происходящих и ввозимых физическими лицами из государств-участников СНГ, превышает количество, предусмотренное этим Приложением, то в части такого превышения применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

3.8. Порядок ввоза физическими лицами товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории этих государств, регулируется иными нормативными актами ГТК России, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.9. Для целей исчисления и уплаты таможенных платежей таможенная стоимость товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации, определяется на основе базового принципа: цена по которой этот или подобный товар продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции.

При ввозе (в том числе пересылке) товаров на таможенную территорию Российской Федерации в несопровождаемом багаже в таможенную стоимость включаются расходы по доставке таких товаров до аэропорта, порта или иного места ввоза в Российскую Федерацию.

3.10. Таможенная стоимость ввозимых товаров, указанных в п.3.9. настоящих Правил, заявляется физическим лицом, перемещающим товары, соответственно в грузовой таможенной декларации либо в заявлении, предусмотренном пунктом 3.5. настоящих Правил. В целях подтверждения заявленной стоимости лицо представляет таможенному органу документы (счета, чеки, справки и т.д.). Таможенный орган вправе принимать решение о правильности заявленной лицом таможенной стоимости товаров.

При отсутствии документов, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной лицом, либо при наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является достоверной, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость ввозимого товара на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу товаров, либо иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров.

При использовании указанной ценовой информации таможенный орган может производить ее корректировку в зависимости от качества ввозимого товара, его репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену товара.

При несогласии лица с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товаров это решение может быть обжаловано в соответствии с разделом ХIII Таможенного кодекса Российской Федерации. При рассмотрении жалобы вышестоящее должностное лицо таможенного органа или вышестоящий таможенный орган вправе назначить проведение экспертизы.

3.11. В случае необходимости разъяснения порядка определения таможенной стоимости доводятся до таможенных органов ГТК России.

3.12. В отношении товаров, подлежащих сертификации и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, представления сертификата не требуется.

3.13. В случае непредставления одновременно с таможенной декларацией документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, или неуплаты таможенных платежей товары, ввозимые физическими лицами, помещаются на склады временного хранения.

Предельный срок хранения товаров, ввозимых физическими лицами, на складах временного хранения составляет один месяц.

4. ВЫВОЗ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. Общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления применяются в отношении товаров, вывозимых физическими лицами, в случаях:

а) если таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) если общая стоимость вывозимых товаров превышает ограничения, указанные в пункте 4.2. настоящих Правил, - в части такого превышения.

Указанные товары подлежат декларированию путем представления таможенному органу грузовой таможенной декларации.

4.2. Физические лица могут вывозить любым способом, включая пересылку, товары в упрощенном, льготном порядке с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

а) вывозимые товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) стоимость товаров не превышает 10.000 долларов США включительно.

Указанные в подпункте "б" стоимостные ограничения не применяются в отношении физических лиц - бывших граждан Союза ССР, вывозящих товары в связи с переселением на новое постоянное место жительства в пределах государств - цбывших республик Союза ССР, физических лиц, переселяющихся из Российской Федерации на постоянное место жительства в другие иностранные государства, а также лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами.

4.3. Таможенная стоимость товаров, вывозимых (в том числе пересылаемых) с таможенной территории Российской Федерации, определяется исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

4.4. Заявление таможенной стоимости и ее определение производятся применительно к порядку, предусмотренному пунктами 3.10. и 3.11. настоящих Правил.

5. ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ (ВЫВОЗ) ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

5.1. Физические лица при следовании через таможенную границу Российской Федерации могут временно ввозить (вывозить) не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности товары, необходимые этим лицам для личного пользования на территории Российской Федерации (в стране временного пребывания), а также вывозить (ввозить) обратно временно ввезенные (вывезенные) товары при условии декларирования товаров иностранного происхождения таможенным органам при первоначальном въезде (выезде) без уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил. Квоты и ограничения, предусмотренные настоящими Правилами, к указанным товарам не применяются.

Примерный перечень таких товаров приведен в Приложении 3.

5.2. Временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации товары в упрощенном, льготном порядке могут только лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, а временно вывозить в указанном порядке - лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации и выезжающие временно за пределы Российской Федерации.

5.3. Временный ввоз (вывоз) товаров физическими лицами в упрощенном, льготном порядке допускается с разрешения таможенного органа и на срок, не превышающий срок фактического пребывания лица на территории Российской Федерации (в стране временного пребывания), с учетом целей и всех иных обстоятельств поездки (продолжительность, сезон и т.д.).

5.4. При наличии оснований полагать, что временно ввезенные товары могут быть обратно не возвращены, таможенный орган представляет разрешение на временный ввоз товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, не могут осуществлять ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз товаров с этой территории в соответствии с таможенными режимами реимпорта, транзита, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), свободной таможенной зоны, свободного склада, переработки вне таможенной территории, реэкспорта, уничтожения.

6.2. Ремонт товаров, сопряженный с их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации или вывозом с этой территории физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с иными нормативными актами ГТК России.

6.3. Ввоз физическими лицами происходящих из государств-участников СНГ товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, осуществляется в соответствии с общим порядком и условиями тарифного и нетарифного регулирования (мерами экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности соответствующими международными договорами Российской Федерации. В случае, если в соответствии с указанными порядком и условиями причитаются к уплате таможенные платежи, то такие платежи уплачиваются в виде совокупного таможенного платежа.