Подготовка туриста к походу. Алгоритм подготовки и проведения похода Основные этапы подготовки к походу

  1. Собрать группу, выделить руководителя и заместителя. Решить кто когда может пойти в поход. Установить общие сроки похода.
    Для похода в Хибины самое удачное время - конец июля и начало августа. В это время теплее всего, а также меньше дождей.
  2. Определиться с местом похода и вариантами заброски и выброски.
    Если место отдалённое - проверить наличие и срок действия загранпаспортов.
  3. Распределить походные роли . Лучше взять себе роль по душе сразу, не затягивая, пока не разобрали.
  4. Купить билеты
    1. Собрать у всех паспортные данные для покупки билетов
    2. Если заброска поездом
      1. купить билеты «туда», ровно за 90 дней поздно ночью или рано утром.
      2. купить билеты «обратно» ровно за 90 дней поздно ночью или рано утром (продажа билетов на поезд за 90 суток началась 10.12.2017)
      3. Распечатать билеты
    3. Если заброска самолётом - искать варианты самых дешевых билетов. Обычно недорогие билеты на самолёт покупаются на 6-9 месяцев до похода.
  5. Собрать необходимые документы: страховка, ксерокопии паспортов, сканы страховок, паспортов и медполисов на флешке.
  6. Поделиться по палаткам
  7. Выучить маршрут
  8. Выучить много песен
  9. Подстригаем ногти на руках и ногах за день до выезда. Девушкам непосредственно перед походом лучше заплести косички.

Штурман

  • Составить маршрут или несколько вариантов по срокам и силам группы. Обсудить с группой.
  • Искать отчёты и фотографии других групп, прошедших этот маршрут или его часть.
  • Продумать вариант закладки на маршруте.
  • Рассказать финальный маршрут группе.
  • Постоянно пытаться оптимизировать маршрут можно до окончательной защиты.
  • В походе быть готовым укоротить имеющийся маршрут.

Завснар

  • Составить список необходимого снаряжения.
  • Раздобыть снаряжение.
  • Помочь группе купить/занять личное недостающее снаряжение.
  • Купить газ (если поездом) или найти где купить газ на месте (если самолётом).
  • Ещё раз проверить, что всё снаряжение отвечает условиям похода.
  • Распределить групповое снаряжение равномерно по весу по всем участникам.

Начпрод

  • Опросить группу на любимые и нелюбимые продукты и блюда. Все ли едят мясо, лук, изюм, соль.
  • Составить продуктовую раскладку, одобрить с группой.
  • Научиться сушить овощи, делать пеммикан (с группой).
  • Опробовать употребление сублиматов в ПВД (с группой).
  • Продумать, чем питаться при заброске и выброске.
  • Купить продукты (с группой).
  • Расфасовать продукты (с группой).

Медик

  • Деликатно узнать, у кого в группе какие проблемы со здоровьем.
  • Придумать, как укрепить иммунитет группы до и во время похода.
  • Знать, как оказать первую помощь в любой ситуации.
  • Собрать аптечку (свою или раздобыть клубную).
  • Проверить лекарства на наличие, актуальность и годность.

Реммастер

  • Выяснить, что и как может сломаться в походе.
  • Собрать ремнабор.

Начфин

  • Собрать со всех участников группы по некой стартовой сумме.
  • Учитывать все расходы за всё время.
  • По окончании похода подвести итоги, сделать перерасчёт.

Фотограф

  • Найти дополнительные аккумуляторы и карты памяти

Метеоролог

  • Узнать об особенностях погоды в выбранном месте.
  • Наблюдать за прогнозом погоды в выбранном месте в выбранное время.

Культуролог

  • разыскивать и распечатывать интересную информацию о выбранном месте, знакомить группу с материалами.

Подготовка и проведение туристских походов производятся в строгом соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (утверждена приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293 — Приложение 1).

В этой инструкции четко определены права и обязанности учреждения, проводящего поход, руководителя и членов группы, порядок подготовки, регистрации и проведения похода. Инструкция дает полное представление о действиях руководителя группы от начала подготовки до завершения, подведения итогов похода.

Выполнение инструкции обязательно для всех групп учащихся независимо от того, какое учреждение или организация является организатором туристского мероприятия. За нарушение инструкции руководитель группы и его заместитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Не следует воспринимать инструкцию как чисто формальный документ. Это не первая ее редакция. Она постоянно совершенствовалась опытными педагогами-туристами с целью оказания помощи руководителям групп, упорядочения проведения походов, повышения безопасности их проведения.

Выбор района похода определяется, прежде всего, целью, которую на этот поход определили, и задачами, решение которых позволит этой цели достичь. В этом плане все походы можно условно разделить на:

учебно-тренировочные, цель которых — совершенствование туристских умений и навыков. Сюда же можно отнести контрольные походы, смотры готовности как форму проверки уровня подготовленности групп к серьезным спортивным походам;

спортивные, когда главная цель — выполнение нормативов на значки «Юный турист России», «Турист России» или на спортивные разряды;

краеведческие или познавательные, главной целью которых является какое-либо краеведческое наблюдение или исследование, знакомство с памятниками истории, культуры и природы;

экспедиции или комплексные походы, когда решаются и спортивные и краеведческие задачи.

Однако это деление весьма условно, так как любой спортивный поход с учащимися должен иметь краеведческую составляющую, а поход или экспедиция краеведческой направленности предусматривает активную часть. Поэтому в данном делении за основу принимается главная цель путешествия с учетом других составляющих.

Преподавателю курса «Основы безопасности жизнедеятельности» будут интересны в первую очередь особенности подготовки и проведения учебно-тренировочных походов. Нельзя исключать и варианты проведения спортивных походов, если к этому проявится в процессе занятий желание у педагога и учеников.

Рассмотрим вопросы подготовки учебно-тренировочных походов. Отметим лишь, что во многом подготовка и проведение других походов в техническом плане нисколько не отличаются.

Определив перечень учебных занятий на предполагаемом маршруте, выбираем район, пригодный для решения поставленных задач. Если, допустим, ставится задача отработки элементов техники передвижения по различному рельефу, то надо искать район с разнообразным рельефом, наличием склонов; для совершенствования навыков ориентирования на местности желательно иметь на маршруте полигон спортивного ориентирования и т.п.

Преподавателю достаточно иметь 2 — 3 разработанных маршрута учебно-тренировочных походов, на которых можно решать все практические задачи совершенствования туристских навыков обучающихся.

Разработав и проверив такие маршруты один раз, внеся коррективы после первых походов, можно их использовать ежегодно. При этом, будучи хорошо знакомым с маршрутами, преподаватель все внимание сосредоточит на вопросах обучения, а не на постоянном контроле направления движения, поиске мест для привалов и ночлегов.

В процессе подготовки похода определяется состав группы. Как правило, в учебно-тренировочный поход идут все имеющие возможность и желание. При подготовке многодневного похода в расчет берутся кроме желания детей их техническая и физическая подготовка, а иногда и мнение коллектива. Включать в состав группы участника, конфликтующего со всей группой, опасно. Неизвестно, к каким ситуациям могут привести эти взаимоотношения на маршруте.

После того как состав группы определен, производится распределение обязанностей между всеми участниками похода. О походных должностях разговор пойдет далее. Сейчас лишь отметим, что каждый член группы должен принимать участие в подготовке похода, пусть даже выполняя разовые несложные поручения. К подготовке можно подключать и детей, не имеющих возможности участвовать в походе. Тем самым руководитель подчеркивает значимость, равенство всех членов туристского объединения, а дети чувствуют свою причастность к жизни коллектива.

В процессе учебных занятий дети знакомятся с обязанностями по походным должностям. Тем не менее руководителю стоит еще раз персонально проговорить с каждым, что и как он должен делать в процессе подготовки похода. После этого составляется конкретный план подготовки похода, где указываются все мероприятия, конкретные сроки исполнения, ответственные за выполнение.

Насколько интересно и безопасно пройдет поход, зависит от того, как хорошо дети изучат район его проведения (даже если это однодневный поход). Еще более ответственно надо подходить к этому вопросу при организации многодневного похода. Каждый ребенок, а не только проводник, должен знать особенности местности, климата, историю той местности, по которой будет проложен маршрут. Много сведений можно получить из различной литературы, посвященной описанию географии, истории, культуры того или иного района. При этом, конечно, не обойтись без топографических карт. Но в популярной литературе не всегда есть подробная информация о конкретном маршруте. Такую информацию можно почерпнуть из отчетов, составленных группами, ранее прошедшими тот же маршрут или часть его. Там же можно найти рекомендации по исключению каких-либо осложнений, которые случились с предшественниками. Полезны будут и встречи, беседы с туристами, прошедшими предполагаемый маршрут.

Более свежую и достоверную информацию — допустим, о расписании местных поездов, автобусов, ценах и многом другом — могут дать местные жители предполагаемого района путешествия. Для этого делаются письменные запросы в местные станции и центры детско-юношеского туризма, дома творчества детей, школы. Сотрудники этих учреждений помогут решить вопросы ночлега и питания в населенном пункте, от которого начинается или где заканчивается маршрут. Запросы в местную санитарно-эпидемиологическую станцию дадут информацию о закрытых по тем или иным причинам (туляремия, клещевой энцефалит и т.д.) местностях, о зараженных источниках воды. Местные управления лесного хозяйства, заповедников и заказников сообщат о закрытых (допустим, по пожароопасное™) районах, о рекомендациях по прохождению лесных массивов.

При подготовке похода важно подробно изучить возможности подъезда к начальной точке маршрута и отъезда при его завершении. В противном случае группа может потерять время и выбиться из графика.

В многодневном походе вес рюкзака может быть довольно велик и непосилен для детей, поэтому надо постараться уменьшить его начальный, выходной вес. Сделать это можно только за счет приобретения части продуктов на маршруте. Поэтому важно знать, есть ли такая возможность. Кстати, есть еще один способ уменьшить вес рюкзака — заброска продуктов. Для этого часть продуктов каким-либо образом доставляется на середину или вторую часть маршрута. Сведения о возможностях подъезда и закупки продуктов также можно получить, сделав запрос.

Для планирования маршрута потребуется картографический материал. В настоящее время в продаже имеются топографические карты двухкилометрового масштаба. Карта такого масштаба послужит и для общего знакомства с районом похода, и для прокладывания маршрута. Для детальной проработки маршрута желательно иметь крупномасштабные или спортивные карты.

Для подготовки маршрута спортивного похода (чаще такие походы проводятся далеко за пределами своего населенного пункта) потребуются мелкомасштабные карты от 1: 200 ООО и мельче. Они нужны для общего обзора района похода, знакомства с путями сообщений, гидрографией.

После того как район проведения похода определен, переходим к следующей стадии — выбору маршрута. В первую очередь следует определить начальную и конечную точки маршрута, «привязав» их к транспортным магистралям.

Выбирая маршрут, желательно избегать движения по (или вдоль) автомобильным и железным дорогам. Это и опасно и утомительно. Лучше использовать проселочные дороги, тропы и просеки. На предполагаемом маршруте определяются места для проведения занятий, организации привалов и ночлегов. Об организации ночлегов и обеденных привалов уже говорили в предыдущем параграфе, а сейчас лишь отметим, что для этого на маршруте следует определять места с источниками пригодной для питья воды и наличием дров.

Всесторонне изучив район предстоящего похода, туристская группа разрабатывает приблизительную нитку маршрута по мелкомасштабной обзорной карте, исходя из общих (табличных) параметров степени (категории) сложности намеченного похода, и выстраивает ее (нитку) по следующим ключевым точкам:

а) начало и конец маршрута, увязанные с транспортными возможностями;

б) познавательные и спортивные интересы группы (пункты наблюдений и т.п.);

в) места предполагаемых ночлегов и дневок;

г) места дневных привалов (часто сочетаемые с точками «б»).

Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не только музеи, мемориалы, места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памятники, монументы, захоронения и т.п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и природные объекты — карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща и т. п. К пунктам спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки по кладям и по камням, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.

В учебных целях на нитке маршрута могут быть специально предусмотрены участки, где группа будет двигаться по карте или по азимутам, в усложненных условиях — по лесу, в сумерках, используя неточную карту, и т.д.

В результате постепенного накопления сведений об избранном районе похода на обзорную карту (так называемую рубашку — кальку, наложенную поверх карты) наносятся значки различной формы или разных цветов, обозначающие точки-объекты, в том или ином отношении интересные для прохождения через них. Разработка маршрута производится путем последовательных проб — прикидок различных вариантов пути с постепенным приближением к лучшему варианту, при котором на нитку наносятся все самые ценные объекты — точки познавательных и спортивных интересов группы. При этом длина нитки должна остаться в пределах допустимого для данной категории (степени) сложности похода. Неизменными остаются начальная и конечная точки маршрута, выбранные с учетом удобства подъезда.

Желательно, чтобы увлекательность и напряженность маршрута плавно возрастали. Недопустимо, чтобы самые сложные в техническом и физическом отношении участки приходились на первые дни похода.

В первом приближении отбираются сначала те точки, которые группа обязательно должна посетить, а затем уже к ним добавляются наиболее ценные из оставшихся.

После того как генеральный маршрут проложен и принят, начинается следующий этап, на котором маршрут конкретизируется, т.е. прокладывается точная нитка движения с определением плановых точек третьей и четвертой очередей и вырабатывается документ, называемый «план-график похода». На этом этапе прокладки маршрута похода уже не годится обзорная мелкомасштабная карта, нужна более подробная.

План-график движения и конкретная нитка маршрута разрабатываются последовательно, начиная с первого дня похода — от начального пункта. Задача сводится, во-первых, к расчетам рабочего времени — количества ходовых часов по каждому дню похода; во-вторых, к нахождению на карте удобных мест для ночлегов и дневных обеденных привалов (вода + дрова), в-третьих, к прокладыванию на крупномасштабной карте вариантов движения, руководствуясь принципом КЛИН — короче, легче, интереснее.

Сначала определяется возможная протяженность маршрута в первый день похода. Это зависит от времени прибытия группы в пункт начала маршрута и времени, которое необходимо группе для отметки документов, отправки телеграммы, закупки хлеба, посещения музея и т.д. То есть надо решить вопрос о конкретном времени выхода группы на маршрут.

Допустим, имеется двухсоттысячная карта (1:200 000) и установлено, что группа в этот день может двигаться с 11 до 19 ч, с перерывом на обед с 13 до 16 ч. Значит, этот день будет укороченным по времени движения, так как сдвинуто время выхода в путь. При таком варианте имеется пять ходовых часов. При нормальной скорости движения (примерно 3 км/ч, если нет препятствий) группа сможет пройти в этот день около 15 км. На карте (на «рубашке») помечаем начальную (стартовую) точку похода — С. Придав ножкам циркуля раствор чуть меньше рассчитанного на этот день пути (примерно на одну пятую длины), ставим иглу в точку С и прочерчиваем небольшую дугу, отстоящую от С в направлении генерального маршрута. Эта дуга покажет нам предел, вблизи которого надо найти точку Н — место первого ночлега. Оно, понятно, должно быть обеспечено чистой водой и топливом. Кроме того, при выборе точки Н надо учитывать все необходимые требования к организации бивака. Должно повлиять на выбор точки Н и расположение ближайшей (следующего дня) целевой точки — объекта генерального маршрута (краеведческий объект, удобная переправа и т.п.).

С такими же требованиями подходим и к поиску точки ОП — обеденный привал. При ее определении надо учитывать пространственно-временной фактор: она должна отстоять от точки С на расстоянии, которое группа успеет пройти до обеда. Технология поиска точки ОП аналогична описанному процессу, но теперь, когда уже намечены две главные точки дня — С и Н, точку ОП необходимо искать вблизи радиуса С —Н, сообразуясь с принципом КЛИН.

Разработка нитки маршрута на второй и последующие дни производится таким же образом. Особые проблемы в прокладывании маршрута (во втором приближении) возникают в связи с решением краеведческих и спортивных задач. Чтобы не нарушать режима рабочего дня похода, не устраивать гонок на маршруте, необходимо заранее рассчитать временные затраты на каждый такой объект. Если это большой экскурсионный объект, как, например, мемориальный комплекс-музей, заповедник-музей, промышленное предприятие, на осмотр которых потребуется много времени, то надо строить нитку и график так, чтобы поблизости от них располагались бытовые точки — Н или ОП, или вообще планировать дневку вблизи таких объектов и делать к ним радиальный выход. Если же это объекты простого визуального наблюдения с коротким пояснением и фотографированием (например, отдельный памятник, реликтовое растение, курган и т.п.), осмотр которых не нарушит режима ходового дня, то и время на их посещение специально не планируется.

Другие необходимые затраты времени при движении по маршруту по возможности тоже должны быть заранее учтены и заложены в график. К ним можно отнести: затраты времени на ориентирование (наблюдения, измерения, обдумывание, разведка), на учебные цели (специальные занятия на маршруте), на приобретение продовольствия в пути. Есть еще и непредвиденные обстоятельства, которые тоже могут потребовать затрат времени. Это ухудшение погодных условий или недомогание кого-либо из участников. В больших, сложных спортивных походах в график специально закладываются один-два запасных дня на такие непредвиденные случаи.

Общая рекомендация при расчете графика движения состоит в том, что более 3 км на ходовой час (40 — 45 мин движения) никогда не следует планировать (особенно для походов в таежных и горных районах), лучше планировать 1,5 —2 км.

Конечно, подобный вариант разработки маршрута годится не в любом районе, а в основном на равнине, где много объектов, хорошо развита дорожная сеть. В горной местности разработка маршрута практически сводится к выбору долины, по которой течет река и вдоль которой есть дорога или тропа. Там расчет мест ночлегов и обедов делается в основном с учетом рельефа, ориентирование зачастую грубое — ущелья справа и слева, вершины, хребты, река и ручьи, в нее впадающие.

Такое же грубое ориентирование будет и при планировании маршрута похода вдоль какой-либо реки, так как практически всегда (за исключением малонаселенных районов) на берегу есть или дороги, или тропы, служащие средством сообщения местных жителей, рыбаков, охотников.

При расчете ходового времени следует учитывать тот факт, что у начинающих туристов много времени уходит на утренние сборы, приготовление обеда, установку лагеря вечером. Поэтому не следует планировать для них большие дневные переходы.

Какими бы простыми ни казались маршруты многодневного похода, желательно через 2 — 3 дня планировать дневки, т. е. отдых в течение дня. В этот же день можно провести учебные занятия, экскурсии, небольшие радиальные выходы без рюкзаков.

Таким образом, начав с разработки маршрута, мы закладываем и основы тактики похода, т.е. определяем наиболее рациональный и безопасный путь к конечной точке маршрута. В конечном итоге получается план-график похода, где по дням расписаны участки маршрута, указана примерная их протяженность, предполагаемое время движения.

Изучение района похода поможет определить и перечень личного и общественного снаряжения. Одна из составляющих безопасности похода — соответствие личного снаряжения климату и предполагаемой погоде и общественного — сложности маршрута. При этом не следует уповать на случай, т.е. на то, что погода не преподнесет сюрпризов. Надо рассчитывать на возможные дожди, внезапные понижения температуры, усиление ветра и т.д. Полный список личного снаряжения должен иметь каждый участник похода и в соответствии с ним готовиться к походу. Оправданными являются контрольные проверки снаряжения, которые руководители проводят за день-два до похода. Некоторые руководители даже предпочитают после проверки оставлять рюкзаки детей до выезда в школе, доме творчества. Таким образом, исключается возможность добавить что-то ненужное, но утяжеляющее рюкзак или выложить нужные вещи. При проверке руководитель отмечает недостатки в экипировке детей, и перед выездом каждый из них отчитывается об их устранении. Таким образом можно исключить досадные промахи, которые дорого обходятся вдали от дома.

Общественное снаряжение комплектуется из имеющегося в учреждении, а при необходимости что-то докупается или берется напрокат. Кое-какие предметы общественного снаряжения детям посильно изготовить самостоятельно или с помощью родителей.

На проведение любого туристского мероприятия необходимо оформить документы. Прежде всего, руководитель и его заместитель назначаются администрацией учреждения, проводящего путешествие. В приказе также определяются численный состав группы, сроки проведения путешествия, маршрут. В этом же приказе на руководителя и его заместителя возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей и безопасность проведения мероприятия, за выполнение его плана, за содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, за соблюдение правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры. При совершении похода выходного дня, экскурсии руководителю группы выдается маршрутный лист установленного образца, заверенный подписью руководителя и печатью учреждения.

При совершении категорийного маршрута (а также походов I — III степеней сложности в межсезонье) руководитель группы представляет заявочные документы в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), полномочную рассматривать маршрут данной категории сложности. МКК — экспертный общественный орган, создается с целью оказания квалифицированной помощи руководителям туристских групп по подготовке походов. Члены МКК — опытные туристы, хорошо знающие районы походов, проверяют знание руководителем района похода, маршрута и его опасных участков, способов их преодоления, вариантов аварийного выхода в случае непредвиденных обстоятельств. Они оценивают соответствие заявленного снаряжения степени сложности маршрута. По итогам собеседования с руководителем группы члены МКК дают положительное заключение, высказывают рекомендации, направленные на более тщательную подготовку, или высказываются за запрещение выхода группы на заявленный маршрут. Группе может быть назначен смотр готовности, для того чтобы на местности убедиться в подготовленности всех членов группы к прохождению данного маршрута. Все это проводится с одной целью — максимально повысить безопасность проведения похода, ведь на маршруте руководителю уже никто ничего не посоветует.

В случае положительного заключения МКК группа регистрируется, ей выдается маршрутная книжка, в которую заносятся все сведения о группе, ее маршруте. Не позднее чем за 10 дней до выезда к месту начала похода руководитель обязан сообщить в поисково-спасательную службу системы МЧС (ПСС) по установленной форме маршрут похода, контрольные пункты и сроки их прохождения, состав группы.

Проведение любого туристского мероприятия требует финансовых затрат. Поэтому в период подготовки похода необходимо составить смету расходов на его проведение. Как только будут определены исходные данные: район похода, количество участников в группе, — можно приступать к расчету сметы. Для этого потребуются некоторые сведения, которые участники похода получают в процессе знакомства с районом похода и конкретным маршрутом. В первую очередь определяется стоимость проезда к начальной точке маршрута и от конечной точки до дома, внутри-маршрутные переезды, стоимость проживания (если планируется таковое в населенных пунктах), примерные цены на основные продукты, которые предполагается закупать на маршруте. В процессе составления меню и расчета необходимого количества продуктов определяется примерная стоимость питания в сутки. При подготовке группового снаряжения выясняется, что необходимо приобрести, а что взять в прокате. Все эти сведения пригодятся при составлении сметы.

Следует отметить, что величина непредвиденных расходов напрямую зависит от степени изученности всего процесса похода (табл. 1). То есть чем лучше изучены все вопросы проведения похода, учтены все возможные затраты, тем меньшей планируется сумма непредвиденных расходов.

В случае финансирования мероприятия учреждением, выпускающим группу в поход, в приказе утверждается смета расходов (табл. 1). В нее надо внести позиции, финансируемые учреждением, добавив в виды расходов оплату суточных руководителю и его заместителю. Если следовать Приложению 1 к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. № 113 «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда» (см. приложение 2 в конце данного учебного пособия), то в смету закладывается и оплата труда руководителей.

Кроме того, в период подготовки похода все члены группы проходят медицинский контроль; производится расчет, закупка и фасовка продуктов питания.

Подведение итогов похода имеет большую педагогическую ценность. В любом походе дети чему-то учатся. Оценить их действия, высказать замечания и предложения по исправлению недостатков — значит наметить пути дальнейшего совершенствования каждого члена группы. В оценке действий каждого, похвале за хорошую работу, помощь коллективу дети видят свою значимость. Это помогает в становлении их жизненной позиции, желания и далее приносить пользу своему коллективу (туристской группе).

После проведения однодневного похода разбор действий участников можно провести на следующем занятии, а вот в многодневном походе желательно проводить разбор каждый день, вечером, когда группа поужинала, подготовилась ко сну. Разговор располагает детей к искренности. Вначале заслушиваются краткие отчеты участников похода по их походным должностям, затем предлагается всем членам группы дать свою оценку действий каждого, свои предложения и замечания. Роль руководителя заключается в создании деловой, конструктивной атмосферы беседы, в недопущении перебранки.

Итоги подводит командир и руководитель группы. Руководитель, если считает необходимым, может объяснить детям причину принятия того или иного решения. Это будет еще один момент обучения.

В некоторых группах практикуется оценка детьми действий руководителя. Верно ли это? Представьте себе небольшое воинское подразделение и солдат, обсуждающих действия своего командира. Будет ли такое подразделение боеспособно?

После завершения похода каждый член группы представляет свой краткий письменный отчет о выполнении обязанностей по порученной ему на данный поход должности. На общем собрании происходит заключительное обсуждение итогов работы каждого члена группы и группы в целом. Важно, чтобы все дети знали оценку своего участия в походе.

После этого необходимо произвести обработку собранных в походе материалов, если велись какие-либо наблюдения, исследования; подготовить материалы для письменного отчета о проведении похода (если такой предложила сделать МКК).

Детям важно рассказать о своем походе друзьям, учителям, родителям. Это можно сделать, оформив фотогазету или организовав вечер, на котором юные туристы расскажут о своих впечатлениях, о походе.

На первых же после похода занятиях дети приводят в порядок групповое снаряжение, сушат и ремонтируют его и сдают руководителю или ответственному за хранение, возвращают взятые в прокате вещи.

В случае финансирования похода учреждением руководитель обязан в трехдневный срок сдать финансовый отчет в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям учащихся» (Письмо Минобразования России от 10 июня 1997 г. № 21-54-33 ИН, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации письмом от 15 апреля 1997 г. № 3-Е2-8).

Данная лекция не может претендовать на освещение всех аспектов подготовки к водному походу и его проведения. Эта лекция является изложением моих личных взглядов на организацию походов и затрагивает отдельные моменты, на которые я считаю необходимым обратить внимание.


Особенности водного туризма.


Не буду повторять явные отличия водного туризма от других видов. Прошу обратить внимание на следующее.
Почти во всех видах туризма, кроме водного, человек борется в первую очередь с самим собой. Со своей усталостью, например. В водном же походе турист вступает в единоборство со стихией. Причем, его ошибка (неподготовленность) может быть наказана моментально.
Именно в водном туризме техническая и психологическая подготовка участника выходит на первый план уже в походах младших категорий сложности.
Вообще, тренировка техники в водном туризме неразрывно связана с психологической подготовкой. Умение в критической ситуации грамотно, в нужный момент, применить необходимое техническое действие прививается на тренировках, а в походных условиях позволяет человеку в подобных ситуациях оставаться хладнокровным.
Именно на тренировках нарабатывается необходимый набор технических приемов управления судном, и тогда выбор нужного приема применительно к данному моменту в походе происходит на уровне подсознания, автоматически.
Именно на тренировках вырабатывается умение "читать воду", предвидеть воздействие воды на судно, столь необходимое в походе.
Кроме того, определяющими для безопасности водного похода являются качество подготовки снаряжения, его соответствие выбранному маршруту, техническим навыкам участников.


Поэтому, выводы:
1. Нарабатывайте свою технику, используя любую возможность, участвуйте в соревнованиях по ТВТ. Организовывайте тренировки в походах. В том числе и по имитации аварийных ситуаций. Лучше научиться спокойно покидать перевернутое судно на ровной воде (быстротоке) в походе 1 к.с., чем первый раз «кильнуться» на пороге 3 к.с. и растеряться при этом.
2. Тщательно выбирайте и готовьте снаряжение для своих походов.


Подготовка и проведение водного похода
Следует понимать, что для любого похода является обязательным:
. Соответствие подготовки участников планируемому маршруту
. Соответствие подготовки снаряжения планируемому маршруту


1. Определение цели и задач похода
Все походы по решаемым ими задачам можно условно разделить на три группы:
. Чисто спортивные
. Учебные, учебно-спортивные
. «Отдыхательные», познавательные, «рыбные» и т.п..
Подготовка к походу, по большому счету, не зависит от его целей. Просто по разному расставляются приоритеты.
Подготовка к "рыбному" походу по категорийной реке требует такого же тщательного подхода, что и к спортивному.
Это следует понимать.


2. Формирование группы
Считаю, что только для спортивных походов группа может подбираться под маршрут. Когда поход заявлен на участие в чемпионате. Когда нужен именно спортивный результат.
Во всех остальных случаях следует маршрут подбирать под группу.
Идеальный вариант подбора, когда маршрут для самого слабого участника проходим на пределе его возможностей, но не «ломает», а самому сильному участнику маршрут еще интересен.
Можно признать оптимальной по составу такую группу, где основное количество участников (ядро группы) имеет примерно одинаковый уровень подготовки и, кроме того, они объединены общими интересами вне рамок похода.
Желательно, чтобы руководитель похода имел отношение к этому ядру. В любом случае руководитель должен обладать таким уровнем подготовки, чтобы на маршруте быть также и неформальным лидером группы.
Если в поход привлекаются «случайные» по отношению к ядру группы лица, их необходимо ознакомить с «правилами игры», принятыми в группе и взять с них обязательство эти правила выполнять.
Лично я не сторонник привлечения в группу случайных людей, поскольку считаю, что поход, кроме всего прочего еще и вид отдыха. Соответственно, возможные проблемы психологической совместимости в походе просто не нужны.
А именно на маршрутах невысоких категорий с малым опытом участников, еще не «тертых» походной жизнью, эти проблемы наиболее вероятны.


3. Выбор маршрута и его проработка.
Повторю: к выбираемому маршруту должны быть готовы все члены группы, готовы технически, психологически, физически, тактически. Пусть некоторые на пределе своих возможностей, но на момент старта должны быть готовы все. Способы подготовки просты - это тренировки, участие в соревнованиях, наработка техники, изучение теории.
К выбираемому маршруту также должно быть подготовлено снаряжение, полностью соответствующее маршруту и уровню подготовки участников.
Сроки маршрута определяются многими факторами и решаются группами исходя из своих предпочтений. Пример: в Карелии в начале июня на большинстве рек достаточно высокий уровень воды и интересен спортивный сплав. Там же в июле, как правило, хорошая рыбалка, но возможен «шкуродер» на порогах.
Подготовка к походу включает в себя:
. Сбор и анализ информации о районе похода, основным сплавным и запасным рекам.
. Поиск и подготовка картографического материала
. Детальная проработка маршрута (в том числе и в тактическом плане)
. Корректировка требований к участникам, снаряжению, питанию, устранение выявленных несоответствий.
. Принятие окончательного плана основного похода и запасных вариантов
. Оформление похода в МКК


Несколько слов о перечисленных выше пунктах:
Проблем с поиском материала по районам походов, по конкретным маршрутам, по картографическому материалу сейчас нет. Интернет в этом плане - серьезный помощник. В то же время к описаниям и отзывам о конкретных маршрутах, реках, препятствиях надо подходить взвешенно - их готовили люди с разным опытом, с разным уровнем подготовки. Рекомендую пользоваться отчетами, получившими одобрение МКК.
Ссылка на библиотеку отчетов архива Московского городского центрального туристского клуба - http://www.tlib.ru/


Проработка маршрута включает в себя:
1. Изучение лоции реки
2. Уточнение соответствия ранее планируемого состава группы и снаряжения выбранному маршруту
3. Предварительное определение тактики преодоления препятствий
4. Разработку графика движения:
. определение протяженности всех дневных переходов
. определение необходимости, количества и мест тренировок (при наличии в группе лиц, впервые идущих на планируемую категорию сложности, считаю обязательным проведение тренировок до начала основных препятствий маршрута)
. определение количества и места дневок
5. Определение режима походного питания в зависимости от условий
6. Определение способов заброски/выброски, а также аварийных сходов с маршрута


Тактически верной проработкой маршрута следует признать составления такого графика движения, соблюдая который группа в любой момент времени остается полностью готовой к решению походных задач.


Примеры грамотного планирования:
. Дневной переход имеет такую нагрузку и продолжительность, что питание и сон позволяют полностью восстановить силы.
. Количество и качество тренировок в начале маршрута позволяет новичкам освоиться и получить (закрепить) навыки, необходимые при преодолении основных препятствий.
. Преодолению ключевых препятствий отведено достаточно времени для организации прохождения.
. У участников не накапливается психологическая усталость, вовремя запланированы дневки или полудневки.
. Места стоянок в меру комфортны, т.е. не на болоте, дров достаточно и т.п.
. Предусмотрен резерв времени на непредвиденные ситуации (например, климатические, типа сильного встречного ветра на озере или многочасового «тропического» ливня).


Финал проработки маршрута - его защита в МКК и получение маршрутной книжки. Но это не цель, а лишь косвенное подтверждение правильности ваших планов.


4. Распределение обязанностей в группе.
Руководитель похода - несет полную ответственность (в том числе уголовную) за безопасность участников, организацию и проведение похода в целом.
Он должен иметь достаточную подготовку, в первую очередь тактическую и техническую, чтобы суметь организовать безопасное прохождения маршрута.
Руководитель также должен уметь решать вопросы психологической напряженности в походе. Всем известно, что одна «паршивая овца» может испортить жизнь всей группе, и это всегда отрицательно влияет на безопасность похода в целом. Именно поэтому я уже утверждал, что лучше всего комплектовать группу из единомышленников.
Завхоз - опытный турист, имеющий достаточный уровень тактической подготовки, психологически устойчивый. Обязан уметь составить рацион питания, полностью соответствующий тактике прохождения маршрута.
Медик - наиболее подготовленный в вопросах медицины турист. Обязан знать применимость и дозировку всех находящихся в походной аптечке медикаментов.
Фотограф - желательно иметь в группе два фотографа, идущих на разных судах. Фотографы должны знать азы съемки, уметь фотографировать в контровом свете. Научиться этому несложно, и тогда количество нормально экспонированных фотографий существенно вырастет.
Хронометрист - основная обязанность - корректировать чужой или готовить свой вариант лоции реки.
Ремонтник - в большинстве водных походов целесообразнее иметь ремнабор для каждой конкретной модели судов (см. лекцию по снаряжению). Соответственно, должность ремонтника в этом случае надуманная.
Остальные обязанности определяются исходя из особенностей задач, стоящих в походе и желаний группы (видеооператор, финансист, специалист по топосъемке, собиратель фольклора, ботаник, рыбак и т.д.)


5. Итоги.
В процессе предпоходной подготовки и организации похода необходимо:
. Грамотно разработать маршрут и план похода в целом
. Правильно выбрать личное и групповое снаряжение
. Правильно подобрать рацион и режим питания
. Исключить ошибки в комплектовании группы
. Устранить недостатки в подготовке туристов: технической, психологической, тактической, физической.


Обеспечение безопасности в водном путешествии.
Безопасность — основное и важнейшее требование ко всем туристским путешествиям.
Причины снижения безопасности и способы её повышения практически не меняются с течением времени и не зависят от сложности маршрута.


Привожу выписку из Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденных Министерством просвещения СССР еще в 1982 году.


Основные причины возникновения опасности в путешествии:
плохая техническая, физическая и моральная подготовка участников и недисциплинированность туристов,
недостаточный опыт руководителя,
слабое изучение района и условий предстоящего путешествия,
плохая разработка маршрута,
неумелое преодоление препятствий,
пренебрежение страховкой,
недооценка трудностей и опасностей и переоценка собственных сил и возможностей,
ослабление внимания на «легких» участках,
переутомление,
незнание приемов оказания доврачебной помощи,
внезапное изменение погоды,
ядовитые растения и пресмыкающиеся.


Предпоходные меры предупреждения опасности:
проверка снаряжения,
байдарок,
спасательных средств.


Меры предупреждения опасности в путешествии:
регулярный осмотр байдарок, спасательных средств и другого снаряжения и
своевременный ремонт их.
Отработка приемов использования спасательных средств на первом пороге.
Строгое соблюдение порядка движения судов,
предварительный осмотр серьезных препятствий,
организация страховки при преодолении естественных и искусственных препятствий.


Как видите, спустя три десятка лет эта программа остается актуальной.


Примеры к лекции.
О формировании группы, выборе и проработке маршрута.
Привожу цитату из отчета Валентина Юрина о сплаве по р. Курчум - р.Кальджир 1991 г.


(Валентин Юрин - каякер с огромным туристским опытом, автор фактически учебника по сплаву по бурной воде - "Сольфеджио белой воды" (скачать с сайта Раменского клуба туристов - http://www.rktur.ru/files/sol_white_water.pdf))


При сплаве по этой связке рек часть группы сошла с маршрута после третьего (из пяти) ущелья р.Кальджир. Цитата:


«…Переформирование группы и его результат однозначно показали, какой должна и какой не должна быть группа для серьезного маршрута. Группа, которая стартовала в 4 ущелье, не была составной частью той, которая шла по первой части маршрута; это была совершенно иная группа, с качественно иной структурой, подготовкой и возможностями. Именно Кальджир стал для меня поворотным пунктом на пути от катамаранной школы к каякам, от стадной психологии, традиционной для нашего туризма - к формированию каждого участника как индивидуальной "боевой единицы" и построению группы из этих личностей. Именно на Кальджире я понял, что понятия группа, коллектив, общество, считающиеся святыми и непреложными приоритетами в отечественной туристской школе, на самом деле являются вторичными по отношению к понятию личность, и никак не наоборот. Именно на Кальджире я окончательно понял, что мастерство не может быть заменено числом или размером, что сами по себе большая группа или большое судно не решают никаких проблем, а лишь создают новые.» (См. предисловие к отчету - http://turizm.lib.ru/j....ivision)


И далее: «О разделении группы и его причинах.
Четверо участников были вынуждены прекратить маршрут на автодороге Алексеевка-Горное.
Причины того были следующие:
1. Река оказалась существенно сложнее, чем это представлялось из Москвы, судя по имевшимся описаниям, и техническая подготовка некоторых участников и экипажей оказалась недостаточной для уверенного прохождения маршрута. Сложности возникли во 2 и 3 ущельях, а впереди предстояло прохождение самого сложного и длинного - четвертого.
2. Количественный состав группы также не соответствовал маршруту. При отсутствии удобных мест для чалки и недостаточной подготовке многих экипажей было крайне сложно найти места, где могла бы причалить вся группа. Это вынуждало большую часть участков с препятствиями проходить с длительным и трудоемким сплошным просмотром, а все сложные препятствия - поочередно. Из-за большого числа судов каждое прохождение занимало много времени. В ущельях было сложно найти место для стоянки для такой большой группы, а проходить их за один день группа не успевала.
3. Наиболее слабым судном оказался четырехместный катамаран - самое громоздкое и неповоротливое судно. Постоянные проблемы с негабаритными проходами и с чалками обострялись тем, что экипаж этого катамарана был, как обычно, сборным, наименее подготовленным и схоженным.
4. Техническое состояние четырехместного катамарана (производство МП "Вольный ветер", Москва) не позволяло ему продолжать маршрут. Баллоны катамарана постоянно расклеивались по всем швам, их требовалось полностью переклеивать, для чего не имелось в наличии ни клея, ни времени…»
Пункт пятый включает информацию о невозможности некоторых участников задержаться на маршруте позже конкретного срока, об отставании от графика движения


Я намеренно привожу в пример опытного туриста, сделавшего вывод из своих ошибок.
Ошибок существенных. Фактически были нарушены почти все условия организации безопасного похода :
1. Недостаточно прорабатывался маршрут, и как следствие:
. В группе оказались неготовые к походу люди. Соответственно, не было ни подбора группы под маршрут, ни подбора маршрута под группу.
. Несоответствие количественного состава группы маршруту и использование «негабаритного» судна. Подразумевает слабую тактическую проработку маршрута (подход «на месте разберемся»).
. Невозможность стартовым составом вовремя закончить маршрут. Как минимум, не предусмотрен резерв времени на непредвиденные обстоятельства.
2. Постоянные проблемы с катом-4. Явные пробелы в подготовке снаряжения.
3. Недостаточный опыт руководителя. Не технический и тактический на сплаве, а как организатора и психолога. Цитата из описания пешей части: «Однако большинство участников настаивало на том, чтобы попытаться пройти к перевалу на Маркаколь траверсом, без потери высоты. … В результате еще один день был потрачен на то, чтобы убедиться в невозможности траверса…» Возможно, руководителю не хватило воли принять непопулярное решение. Либо, действительно технического опыта, только в пешем туризме.
Поверьте, источники всех этих проблем устранимы еще до начала похода. А если не заниматься их устранением, то получить «проблемный» поход легко и на 1 к.с.


Что касается «стадной психологии, традиционной для нашего туризма» (текс В.Юрина).
И того, “…что мастерство не может быть заменено числом или размером, что сами по себе большая группа или большое судно не решают никаких проблем, а лишь создают новые»
Последняя фраза правильная, точная, но суть, заложенная в этой фразе, вторичная, не основная. Проблема не в «стадности», а в неумении (а главное, в нежелании) создать нормальную команду. Значительно проще набрать коллектив из технически подготовленных «личностей», чем подготовить квалифицированную «группу».
В подготовке команды нужна работа, и главное, не техническая, а психологическая, работа с реальной личностью, работа с её трудностями, работа в первую очередь твоя, а также этой личности над собой.
Поэтому, во фразе Юрина, что «группа» в туризме, является вторичной по отношению к «личности» идет подмена понятий.
Хорошая группа создается, притирается, лепится из личностей, а не автоматом из них набирается.
Некорректный пример, но все же - пять моральных уродов с техникой мирового уровня (якобы личности экстра-класса), так и останутся моральными уродами, а не создадут реальную команду. И часть из них тоже может сойти с р.Кальджир в районе автодороги Алексеевка-Горное. Только преследовать они будут свои личные цели.

Алгоритм В.Б. Третяк

Алгоритм подготовки и проведения похода.

Этапы подготовки

    Подготовительный

    Проведение похода

    Завершение похода (отчет)

Подготовка похода

    Группа участников – руководитель!

    Цели похода.

    Маршрут (карта).

    Снаряжение (групповое и личное).

    Документы.

    Деньги (смета).

    Продукты питания (меню похода).

    Распределение обязанностей.

    Изучение района путешествия.

    Организация «ликбеза» по туризму и технике безопасности.

    Распределение общественного груза (групповое снаряжение и продукты) между участниками.

Проведение похода

    Подъезд к району путешествия

    Движение на маршруте (по карте и азимуту)

    Режим движения

    Обязанности на маршруте (во время движения)

    Поведение на малых привалах

    Питьевой режим

    Утомляемость

    Техника движения, безопасность на маршруте

    Организация бивуака

    Организация костра, типы костров

    Приготовление пищи в походе

    Работа на маршруте

    • Руководителя

    • Дежурного

      Каждого (сачков быть не должно)

13.Экскурсии, встречи, труд (помощь кому-либо)

14.Сбор краеведческого материала

15.Отдых (баня).

Завершение похода

    Сушка и ремонт снаряжения

    Возвращение снаряжения взятого на прокат

    Изготовление фотоснимков, слайдов, видеофильмов

    Написание отчета

    Присвоение разрядов (если выполнены нормы)

    Проведение итогового вечера

Алгоритм похода составлен, теперь кратко расшифруем наиболее важные пункты.

Подготовка похода

«Успех похода полностью зависит от его подготовки»

(Закон туристов)

      Подбор группы.

Группа подбирается ровная по силе, возрасту, подготовленности, интересах. Разница в возрасте детей 1-2 года.

      Цель, задача, тема похода.

      • Спортивные (зачетные – выполнение разрядов)

        Краеведческие

        Учебно-тренировочные

        Многоцелевые (но не более 2-3 целей)

        Контрольные

        Рекреационные (просто отдых)

      Маршрут выбирается по силам участников, интересный. Местность должна иметь места для ночлегов, быть обеспеченной водой, дровами и т.д.

      Снаряжение.

А. Групповое (для похода без ночевки)

    Маршрутный листок

    Карта (1-2 экз.)

    Компас (2-3 шт.)

  • Фотоаппарат (1-2)

    Ремонтный набор

    Топор, пила

    Спички, растопка, фанерка для поддува, рукавица

    Котелок (в чехле)

    Костровое приспособление (тросик, рогульки, крючки, гвозди)

    Черпак, большой нож, консервовскрыватель, доска кухонная

    Клеенка для стола

    Тент от дождя

Б. Групповое (для похода с ночевкой, дополнительно к А., на 15 человек)

    Палатки (с тентом из полиэтилена)- 3-4 шт.

    Коврики пенополиуритановые- 2-3 на палатку (стелить поперек)

    Топоры (1 большой, 2 малых)

    Котелки (5-8 л.) – 2-3

    Половник (еще один)

    Фонарики (1 на палатку, запасной комплект батареек)

    Бинокль, подзорная труба

    Снаряжение для переправы (если необходимо)

В. Личное (каждому)

    Рюкзак с вкладышем (мальчикам большой), без ночевки можно и сумку

    Накидка от дождя (можно кусок полиэтиленовой пленки 120х160 см)

    Седушка, альпеншток (посох), моток веревки (2-5 м)

    Спальник с вкладышем (или одеяло)

    Ботинки или кроссовки (запасные шнурки и стельки)

    Запасная обувь (кеды, спорт. туфли) – сапоги весной и осенью, зимой – валенки

    Носки толстые, шерстяные – 2 пары

    Носки тонкие – 3-4 пары

    Штормовка, ветровка, анарак, куртка (или штормовой костюм)

    Брюки плотные (свободные)

    Шорты, бриджи

    Легкий свитер, байка (зимой - толстый плюс запасной)

    Рубашка, футболка, майка спортивная – 2-3

    Шапочка, косынка, бейсболка

    Плавки, купальник (но в них не ходить на маршруте)

    Нижнее белье – 2-3 пары (лучше х/б)

    «фонарики», гетры (чтобы песок в обувь не попадал)

    КЛМН (кружка, ложка, миска, ножик складной)

    Фляга (полиэтиленовая бутылка) 0.5-1 л

    Гигиенические принадлежности (полотенце, мыло, зубная паста и щетка, туал. бумага, платки носов.)

    Спички (запаянные в полиэтилен)

    Часы, компас, свисток, фонарик (желательно)

  • Личные лекарства и перевязочный пакет

    Иголка, нитки

      Документы.

Обязательно написать приказ по учреждению, оформить и заверить маршрутнай лист (категорийный поход заявить в МКК, зарегистрировать в КСС), руководителю паспорт, детям – справки из школы. Если ночлег планируется в помещении лучше заранее договориться (письмом, по телефону).

      Деньги, смета.

Деньги – за счет родителей, шефов, спонсоров, выпускающей организации; летом - за счет средств выделяемых на оздоровление (не менее 9 дней).

Смета (расчет денег необходимых на поход):

    Транспорт

  • Аренда снаряжения

    Необходимые мелочи (медикаменты, упаковочные мешочки, фотопленка, батарейки, написание отчета – фото, бумага, переплет, телефон и телеграммы, непредвиденные расходы и т.д.)

7. Питание

    Хлеб, сухари – 500 г или печенье, галеты – 200 г

    Крупы, макароны – 60 г на человека на одну варку, концентраты супов – 50 г на сутки

    Масло сливочное, топленое – 50-60 г

    Тушенка, паштет – 150 г или мясо сублимированное – 50 г

    Сахар – 80-100 г. Конфеты, шоколад, халва, мед – 70-100 г

    Колбаса сырокопченая, варено-копченая, грудинка, корейка, сало-шпиг, ветчина – 50 г

    Рыбопродукты, рыба соленая, консервированная, вяленая, копченая – 50 г

    Овощи свежие – 100 г, сублимированные – 50 г

    Молоко свежее, сливки – 200 г, или молоко сухое – 25-30 г, или сгущенка – 50 г

    Сыр – 20-40 г

    Фрукты свежие – 100 г, или сухофрукты, орехи – 30 г

    Кофе – 3 г, какао – 10 г, чай – 4 г

    Специи: перец, горчица, лавровый лист, лук, чеснок, лимонная кислота – 30-40 г

    Витамины, глюкоза – 3 г

    Соль – 10 г

На поход составляется несколько типовых меню на 3-4 дня; в многодневном походе типовые меню повторяются. Для многодневного категорийного похода делается строгий расчет по каждой варке по дням; каждая варка упаковывается в отдельный полиэтиленовый пакет, а они складываются один за другим по варкам в отдельные мешочки на сутки. Суточный мешочек взвешивается и подписывается: пр. 2 день-2кг.

8. Обязанности (должности) в походе: постоянные и сменные (дежурные)

А. Постоянные:

    Руководитель (совершеннолетний, желательно с опытом участия и руководства)

    Заместитель рук. (совершеннолетний, в походах более 3 дней, более 15 чел, категорийных)

    Помощник (командир) – подготовленный старшеклассник

    Завхоз (если много людей, то раздельно – по питанию и по снаряжению)

    Старший проводник – отвечает за карты, следит за дежурным проводником

    Старший краевед – отвечает за сбор краеведческого материала

    Санитар – хранит аптечку, умеет оказать помощь пострадавшему, следит за чистотой

    Эколог – следит за уборкой территории, ведет наблюдения

    Метеоролог – ведет наблюдения за погодой

    Культорг – организует досуг

    Физорг – проводит зарядку, спортивные игры

    Казначей – собирает деньги, ведет подсчеты, расходы, но руководитель «сберкасса»

    Ремонтный мастер – хранит ремнабор, умеет произвести ремонт рюкзака, обуви, техники

    Фотограф – фотографирует для отчета

    И т.д. желательно: 15 участников – 15 должностей

Б. Сменные (дежурные)

    Старший дежурный (руководитель, заместитель, помощник)

    Костровой

    Мойщик посуды

    Поднос воды (если далеко)

    Проводник

    Летописец

Прим. Дрова на привале собирают все в т.ч. и руководитель

    Район путешествия изучается заранее по литературным источникам, по отчетам в турклубах, проводятся консультации с бывалыми туристами.

    При подготовке к походу с ночевкой обязательно нужно провести поход выходного дня без ночевки, пройти 10-15 км. Перед многодневным походом (более 3-х дней) необходимо провести поход с одной ночевкой. При подготовке к категорийному походу желательно совершить степенной поход (по нормативам юношеских разрядов). Перед каждым походом проводится инструктаж по технике безопасности со всеми участниками под роспись.

    Проводя инструктаж о личном снаряжении следует обратить внимание участников на необходимость не брать с собой лишних вещей, брать вещи облегченные, т.к. при распределении общественного снаряжения и продуктов вес личного снаряжения не учитывается. Вес общественной нагрузки для девочек составляет 2/3 от веса возлагаемого на мальчиков.

Проведение похода

    Подъезд к району путешествия.

Очень важный и ответственный момент путешествия. Билеты лучше купить заранее, особенно на поезда дальнего следования и автобусы. Если вещи громоздкие (байдарки), на автобус лучше заранее оплатить багаж. В транспорте строго соблюдать правила

перевозки: не шуметь, не сорить и т.д. При выходе главное не забыть свои вещи, а для этого необходимо назначить ответственных за каждую конкретную вещь: котлы, байдарки, палатки и т.д., если они не упакованы в рюкзаки.

    Движение на маршруте.

Здесь главное уметь ориентироваться и пользоваться картами и схемами. Необходимы знания топографии, условных знаков, умения ориентировать карту на местности и при помощи компаса, определять точку своего стояния, определять и уметь двигаться по азимуту.

    Режим движения.

Распорядок дня определяется в зависимости от плана похода. Подъем как можно раньше. Основной переход необходимо сделать в начале дня, до жары. Дневной обеденный привал 2-3 часа. Остановка на ночлег не позже, чем за 2-3 часа до наступления темноты. Средняя скорость движения 3,5-4,5 км/ч. Двигаться равномерно, без рывков. Темп – по слабейшему. Более сильным – больший груз (если группа разновозрастная).

    Обязанности на маршруте (во время движения).

Руководитель или старший дежурный: контролирует направление движения, периодически проверяет состав туристов, подает сигнал на остановку и продолжение пути, указывает порядок преодоления препятствий, обеспечивает безопасность, заранее подбирает места привалов и ночлегов. Назначает направляющего и замыкающего.

Дежурный проводник: ведет группу по намеченному маршруту по карте и компасу.

Направляющий: выбирает путь в указанном направлении, соблюдает ровный темп движения. Может быть по совместительству дежурным проводником или его дублером.

Замыкающий: не оставляет ни при каких условиях никого позади себя, сигнализирует о необходимости остановиться, оказывает первую помощь (имеет медикаменты).

    Поведение на привалах.

Первый привал через 10-15 минут после начала движения. Задача: устранить все неполадки в снаряжении и форме. На привале: расположиться в тени, ноги для оттока крови поднять, сделать массаж при болях икроножных мышц и мышц тела, можно помыть ноги (обязательно сухо вытереть), ополоснуть лицо, торс. НЕ ПИТЬ!

6. Питьевой режим.

2,5-3 литра воды в день (чай, супы). На маршруте не пить! Особенно из рек, болот и озер. При сильной жаре: кислая конфета, чернослив, прополоскать рот.

7. Утомляемость.

Признаки утомляемости: бледность, потливость, неровное дыхание, потеря координации движения, появление разрывов в колонне. Дать сахару 10-15 г и 1-2 таблетки витамина С, частично или полностью освободить от груза, поставить уставших в голову колонны (там темп движения ровнее). Смена впечатлений, условий движения и другие эмоциональные факторы помогают преодолеть усталость.

8. Техника движения, безопасность на маршруте.

Стопы ставить параллельно (для уменьшения боковых колебаний). При подъеме на полную стопу, при спуске на полную стопу (по твердому грунту), заглублять каблуки на сыпучем грунте. Препятствие перешагивать, не наступать. Пользоваться альпенштоком. На подъеме идти зигзагом. Через болото: рюкзак на одно плечо, обходить «окна», по труднопроходимым – не ходить! Через реки, ручьи: по бревну – обвязка (булинь, проводник); вброд – со страховкой или «стенкой».

9. Организация бивуака

    Безопасность: не выбирать бивуак вблизи населенных пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, складов, под высоковольтными линиями, под крутым склоном (обвал, лавина), у отдельно стоящих деревьев, на вершинах холмов (молния), низкий берег реки (зальет при ливне), под сухостоем, подгнившими деревьями (упадут при сильном ветре).

    Вода: должна быть чистой, проточной, вытекать не из населенного пункта. Лучше родник.

  • Место должно быть красивым, сухим, удобным, особенно на дневке.

Планирование бивуака.

    Компактное размещение – палатки близко друг к другу, выходом к костру, расстояние от костра не менее 5 м.

    Определить места: для умывания, мытья посуды, туалета (не ближе 100 м), мусорной ямы.

    Если у реки, то воду для питья берут выше по течению, затем ниже - место купания, умывания, мытья посуды, стирка.

По прибытии на бивуак: 5-10 минут отдых, затем 1-я команда – где поставить рюкзаки, 2-я – где оборудовать костер, 3-я – все, кроме дежурных, идут за дровами, в т.ч. и руководитель. Далее костер, варка, палатки и т.д.

При уходе: залить костер, убрать мусор и засыпать мусорную яму, засыпать туалет.

10. Организация костра, типы костров.

Костры разводить только в местах, полностью исключающих возможность пожара. Лесной пожар, возникший по вине туристов – преступление наказуемое законом!

Запрещено разводить костры: рядом с лесом (деревьями), в хвойном молодняке, на старых вырубках, на торфяниках, рядом с сухой травой, у деревянных строений.

Типы костров: «колодец», «шалаш», «таежный», «звездный», «нодья» и другие.

11. Приготовление пищи (по очереди).

12. Работа на маршруте.

Руководитель постоянно контролирует группу, наблюдает за действиями старшего дежурного, проводников, аккуратно и тактично помогает исправить недочеты, руководит группой в «свой» день. Хранит деньги группы. Руководитель освобожден от дежурства по кухне, не моет общественной посуды.

Завхоз по питанию контролирует расход продуктов, руководит их выдачей и закупкой, совместно с завхозом по снаряжению перераспределяет вес продуктов и общественного снаряжения между участниками.

Завхоз по снаряжению, кроме того, контролирует наличие и состояние общественного снаряжения, дает указания на ремонт.

Старший дежурный руководит действиями группы в течение «своих» суток.

Остальные специалисты работают по профилю.

Главное, на маршруте- все должны работать. Не сделал ты – кто-то должен это сделать вместо тебя! Работы меньше не станет.

    Экскурсии, встречи лучше предусмотреть заранее, отвести на них время в графике движения. Для этого хорошо предусмотреть полудневки, т.е. до обеда экскурсия, после – переход, или наоборот. Если на пути встречается интересный краеведческий объект (или знающий человек), не проходите мимо – ознакомьтесь, осмотрите, выслушайте рассказ, все это сфотографируйте и запишите, а затем приложите к отчету.

    Сбор краеведческого материала, труд (помощь кому-либо). Многие планируют в пути выполнение общественно полезной работы, в т.ч. и по заданию различных организаций. Это может

быть физический труд, пропаганда, поиск, наблюдения, исследования, сбор чего-либо. Берите задание, выполняйте,

помогайте, но только рассчитывайте свои силы, не перегружайтесь.

    Отдых (баня). Очень важно не перегружаться, вовремя отдыхать, после 2-3 дней пути делать дневки или через 2 дня полудневки. На дневках, в конце пути очень неплохо организовать туристскую баню, хорошо вымыться, постирать носимые вещи.

    Отъезд. Важно четко организовать отъезд, не забыть на пироне в спешке вещи, при отлучках обязательно определять охранников.

Завершение похода.

    По возвращении из похода все вещи просушить, осмотреть, по необходимости отремонтировать.

    Взятое напрокат, в т. ч. и у друзей, знакомых, немедленно вернуть хозяевам лично.

    Проявить пленки и изготовить снимки, смонтировать видеофильмы.

    Написать отчет:

    • Справочные сведения о походе,

      Краткое описание района путешествия,

      Сведения об участниках группы,

      График движения группы,

      Предпоходная подготовка,

      Медаптечка, ремнабор,

      Общая схема маршрута,

      Техническое описание маршрута,

      Фотоматериалы,

      Краеведческий собранный материал.

    Проводят совместный вечер, где смотрят слайды, видеофильм (можно приготовить стенд или газету о походе), поют песни и мечтают о новых путешествиях.

Использованная литература

    Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983.

    А. Берман. Юный турист. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

    Краткий справочник туриста. – М.: Профиздат, 1985.

    Бардин К. Азбука туризма, М.: Просвещение, 1981.

    Куликов В., Ротштейн Л. Школа туристских вожаков. – М.: Гуманитарный издательский центр, 1999.

    Документ

    ... подготовки , проведе­ния похода и подведения итогов. 1.8.Правила движения в походе ... прове­дения соревнования и оформления мест проведения . Виды туристских соревнований и особенности их проведения . Понятие о дистанции, этапах ... . Алгоритм обследования...

  1. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях интеграция в европейское образовательное пространство

    Документ

    Операционным содержанием (технологии и алгоритмы , отражающие построение двигательного действия), ... при подготовке спортсменов на предсоревновательном этапе подготовки при проведении текущих... физических нагрузок при проведении похода выходного дня в...

  2. Г нижнего новгорода образовательная программа начального общего образования

    Основная образовательная программа

    Соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы , исследовать... этапы : 1. Первый этап ... подготовке и оформлении концертов, театральных постановок, соревнований, участие в организации и проведении волонтерских и благотворительных акций, походов ...

  3. «методика организации и проведения ктд»

    Краткий словарь

    Организационный алгоритм не меняется. Этапы подготовки КП: принятие решения о проведения КП, ... спортсменов, полоса препятствий, походы (однодневные, многодневные, ночные... туристические игра, туристический поход , товарищеские спортивные встречи, ...

Что нужно сделать для того, чтобы избежать возникновения экстремальных ситуаций в природных условиях? Знающие люди утверждают, что для этого прежде всего необходимо: 1) правильно подготовиться к походу; 2) соблюдать правила безопасного поведения в природных условиях. Давайте рассмотрим эти вопросы на примере туристского похода школьников.

Туристы обычно подготовлены к автономному существованию. Для них это нормальное явление, они идут на это сознательно. Они планомерно готовятся к жизни вдали от населённых пунктов, самостоятельному приготовлению пищи, оказанию первой помощи.

Подготовка к походу

Ежегодно тысячи туристов-школьников отправляются в походы и экспедиции. Их сопровождают учителя или руководители туристских кружков.

Туристы реально знают и представляют себе сложности походной жизни и заблаговременно готовятся к их преодолению. Существует инструкция, в которой определены обязанности руководителя и членов группы при подготовке и проведении похода, по предотвращению экстремальных ситуаций. Главная задача при подготовке и проведении похода — это обеспечение безопасности.

Не думайте, что поход — это сплошное удовольствие. В походе бывает и трудно, и холодно, и слишком жарко.

Туристскую группу школьников обязательно возглавляют двое взрослых: руководитель группы и его заместитель. Если во время похода что-то произойдёт с руководителем, его место займёт заместитель.

Руководителя группы назначают из опытных туристов. Он несёт ответственность за жизнь и здоровье членов группы. Поэтому он обладает абсолютной властью, как капитан корабля.

Подготовки требуют и многодневные, сложные походы, и одно-двухдневные. Подготовка предусматривает определение целей и задач похода, разработку маршрута, приобретение продуктов питания, подготовку общественного (палатки, посуда для приготовления пищи) и личного снаряжения.

Особенно много времени занимает подготовка к многодневному походу. Так как многодневные походы часто проводят вдалеке от дома, от населённых пунктов, необходимо тщательно разработать маршрут, познакомиться с климатическими условиями района путешествия. С учётом разработанного маршрута, климата и рельефа местности подбирают необходимое снаряжение группы и приобретают продукты питания.

В интересах безопасности продукты и снаряжение желательно распределять так, чтобы у каждого члена группы были самые необходимые в экстремальной ситуации вещи: спички, какие-либо продукты, личная посуда, позволяющая приготовить пищу (например, железная кружка), и нож.

Руководитель похода после разработки маршрута представляет его в маршрутно-квалификационную комиссию, членами которой являются самые опытные туристы, хорошо знающие выбранный для похода район. Они проверяют правильность разработки маршрута, запасные варианты выхода на случай непредвиденных обстоятельств, соответствие снаряжения, дают советы и консультации.

О маршруте и сроках его прохождения руководитель обязан сообщить в поисково-спасательную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий того района, где будет совершён поход. Поисково-спасательные службы действуют во всех областях, краях, республиках России. Сообщения им посылают для того, чтобы они смогли оперативно оказать помощь группе, если она вовремя не возвратится из похода или подаст сигнал об экстремальной ситуации, в которой оказалась.

Вот один пример из газетных сообщений (Российская газета. 1997. 3 сентября):

«От группы туристов, совершающих путешествие по отрогам горного массива Иегош, поздним вечером был получен сигнал бедствия. У 18-летней студентки Сочинского политехнического колледжа Жени Горбуновой начались резкие боли в животе. Уже через час в воздухе был вертолёт «Сиецавиа» с пятью спасателями на борту. В темноте найти группу не удалось, и тогда ребята решили десантироваться. Это был самый драматичный этап операции: в дождливую и ветреную погоду спуститься по верёвке с высоты 30 метров совсем не просто. Но парни один за другим скользнули в темноту. За ночь разыскали туристов, сообщили их точные координаты, оказали заболевшей девушке первую помощь. А уже утром вторым рейсом вертолёта пострадавшая была доставлена в Сочи и госпитализирована...»

Наконец маршрут разработан и проверен, подготовлены снаряжение и продукты, поставлена в известность местная поисково-спасательная служба. Но и даже после тщательной подготовки группа не застрахована от экстремальных ситуаций.

Правила безопасного поведения на природе

У туристов существуют чёткие правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий. Эти правила направлены на обеспечение безопасности.

Запомните: в походе необходимо быть дисциплинированным, ведь большая часть экстремальных ситуаций в природе возникает из-за недисциплинированности участников.

Во время движения члены группы идут в колонне по одному. Впереди в роли направляющего может идти руководитель или штурман группы, сзади — замыкающий. У него ответственная задача: следить, чтобы колонна не растягивалась, никто не отставал. Если вдруг что-то случилось с одним из участников, то замыкающий решает, останавливать ли всю группу или остановиться с этим участником для устранения неполадок. Но в любом случае он сначала сообщает об этом руководителю.

Запомните: на маршруте или на привале ни в коем случае нельзя уходить от группы.

Особенно внимательными надо быть при движении по сложным участкам местности. Можно поскользнуться на крутом горном склоне, на сырых камнях на берегу горной реки, на переправе через неё, оступиться при движении по болоту, да и просто запнуться ногой за поваленное дерево, ветку в густой траве.

Опасны последние километры дневного перехода. Накапливается усталость, снижается внимание.

В группе всегда назначается участник, ответственный за оказание первой помощи. Уметь её оказывать должны все члены группы, но у назначенного на эту должность хранится медицинская аптечка. Среди туристов принято считать, что поход проведён успешно, если медикаменты и перевязочные средства не потребовались.

Запомните: если быть внимательным и соблюдать осторожность, медикаменты не понадобятся.

Надо быть осторожным у костра, нельзя пить сырую воду... Как запомнить, что можно, а что нельзя? Очень просто — об этом расскажут на занятиях туристского кружка и всему научат: ставить палатку, разводить костёр, готовить пищу, ориентироваться на местности, оказывать первую помощь, вязать специальные туристские узлы (см. приложение 3).

На маршруте и на привале настоящие туристы бережно относятся к окружающей природе, стараясь как можно меньше нарушать её гармонию.

Запомните: мы - гости природы и должны вести себя прилично.

Стойки для палаток не надо вырубать из живых деревьев на каждом привале, лучше взять разборные, лёгкие из дома. Ушли в прошлое вырубленные рогульки и перекладины для подвешивания вёдер над костром: туристы теперь носят с собой лёгкий разборный таганок или тросик. Соблазнительно подстелить под палатку пушистые еловые ветки, но правильнее взять с собой теплоизоляционный коврик.

У туристов есть такое правило: если кто-то отправляется в разведку, то заранее определяют маршрут и устанавливают контрольное время, к которому необходимо вернуться. Если это время истекло, а ушедшие в разведку не вернулись, начинают поисковые работы.

Собираясь в незнакомый лес, расспросите о местности маршрутах местных жителей. Если есть подробная карта этого района, изучите её. Лучше пойти в незнакомый лес с местными ребятами, а ещё надёжнее — с кем-то из взрослых. Уходя, надо сообщить об этом родителям или кому-то из взрослых.

Выходя из населённого пункта, надо определить направление дорог, идущих от него. Узнать, какими ориентирами ограничен участок леса, в который собираетесь идти.

У туристов и ориентировщиков, участвующих в соревнованиях, существует понятие «границы полигона» Это линейные ориентиры (дороги, просеки, граница леса, линии электропередачи), за которые выходить нельзя.

На всякий случай участникам соревнований сообщают порядок действий в случае потери ориентировки. Это делают для того, чтобы при потере ориентировки участник не ушёл далеко из района соревнований, а выходил в определённом направлении на хорошо заметный линейный ориентир и далее шёл к месту сбора. Рассмотрим это на примере показанного на схеме района соревнований у деревни Дровяная.

Границы полигона: с севера — река Андога и овраг с пересыхающим ручьём, с востока — реки Андога и Стача, с юга — река Стача, с запада — железная дорога и дорога от деревни Дровяной до железной дороги.

При потере ориентировки требуется выходить на запад до железной дороги и потом идти вдоль неё до деревни.

«Как я ругал себя за то, что не взял с собой спичек. Я мысленно дал себе слово па будущее время не отлучаться без них от бивуака даже на несколько метров» — это слова знаменитого русского исследователя Дальнего Востока В. Арсеньева, оказавшегося в плохую погоду вдалеке от своего лагеря.

Во время прогулки надо запомнить основное направление движения, какие-то хорошо заметные предметы, по которым можно определить своё местонахождение (их называют ориентирами), развилки троп, перекрёстки дорог, характерные особенности рельефа. Собирая с кем-нибудь грибы или ягоды, стараться не упускать друг друга из вида.

Иногда в литературе можно встретить совет: при входе в незнакомый лес отмечать свой путь зарубками на деревьях. Представьте, во что превратится лес, если все входящие в него начнут делать зарубки или надламывать ветки! Делать это надо только в крайнем случае, в экстремальной ситуации, но об этом поговорим позже.