Система интегрированной логистической поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции. Системы интегрированной логистической поддержки для наукоемких изделий на постпроизводственных стадиях жизненного цикла Интегрированная логистическая поддержка продукци

Системный подход к проектированию ЖЦ изделия и вытекающий из него комплекс управленческих мероприятий, направленных на сокращение этих затрат, объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП – Integrated Logistic Support) . Концепция ИЛП возникла почти одновременно с самой интегрированной логистикой как результат осмысливания многолетнего опыта эксплуатации военной техники в армиях США и Великобритании.

Интегрированная логистическая поддержка – методология оптимизации стоимости ЖЦ изделия с учетом критериев его наилучшей пригодности к поддержке эксплуатации, надежности и ремонтопригодности, основанная на построении интегрированной логистической системы.

В понятие ИЛП входят:

· исследование состояния рынка и прогнозирование перспектив сбыта изделий, планируемых к производству;

· определение инфраструктуры системы обслуживания изделий в период эксплуатации, в том числе планирование процедур материально-технического обеспечения, диагностики состояния изделий, ремонта и т. п.;

· учет требований ремонтопригодности при проектировании изделий, разработка средств обслуживания сложной техники параллельно с разработкой самого изделия;

· расчет надежности и длительности безотказной работы изделий;

· расчет затрат на производство и эксплуатацию изделий;

· определение состава и необходимого объема запасных частей;

· обучение обслуживающего персонала;

· поддержка связей между производителем и потребителем путем доступа потребителя к интегрированной базе данных изделия с целью упрощения диагностики состояния и ремонта изделий, а также получения изготовителем данных о неисправностях и отказах для принятия мер по повышению надежности изделий;

· классификация и кодификация изделий и материалов, необходимые для упрощения поиска нужных данных в справочниках и БД, исключения дублирования проектов, ускорения составления заявок на поставки комплектующих и т. п.;

· разработка и сопровождение электронной эксплуатационной и ремонтной документации;

· традиционные логистические процедуры, такие как упаковка, складирование, транспортировка изделий.

Пригодность к осуществлению поддержки эксплуатации (supportability) – степень соответствия конструктивных характеристик изделия и интегрированной логистической системы поддержки его эксплуатации требованию постоянной готовности изделия к работе или приведения его в готовность за приемлемое время.

Система интегрированной логистической поддержки (ИЛП-система) изделия – интегрированная логистическая система, обеспечивающая поддержку эксплуатации данного изделия в течение всего его ЖЦ в соответствии с требованиями ИЛП.

ИЛП реализуется посредством применения специализированных информационных технологий (ИТ) и соответствующих программно-методических средств. Базовым стандартом в области ИЛП, получившим в Европе de-facto статус международного, является стандарт министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60: Интегрированная логистическая поддержка. Это новейший стандарт, в настоящее время состоит из двенадцати томов, охватывающих основные аспекты ИЛП.

Большинство сложных технических задач разрабатывается по специальному заказу. Для таких изделий разработка ИЛП-системы начинается практически одновременно с разработкой самого изделия. В ходе разработки концепции изделия вырабатываются также и общие принципы организации поддержки его эксплуатации. Зная концепцию, можно определить структуру и порядок функционирования будущей ИЛП-системы изделия (рис. 8.1).

Рис. 8.1 - Жизненные циклы изделия в ИЛП:

- стадии ЖЦ ИЛП

Этапу проектирования и производства изделия соответствует этап проектирования ИЛП-системы (на рис. 8.1 – проектирование стратегии поддержки эксплуатации ). Здесь методом последовательного приближения определяется конструкция изделия, обеспечивающая наилучшую пригодность к поддержке эксплуатации. Каждый вариант конструкции имеет свои функциональные характеристики и, соответственно, характеристики ИЛП. Поэтому возникает необходимость в управлении конфигурацией изделия и его ИЛП-системы.

На этапе эксплуатации (на рис. 8.1 – поддержка эксплуатации изделия) постоянно осуществляется мониторинг и анализ состояний изделия и его ИЛП-системы с целью проверки соответствия фактических и расчетных значений их характеристик. Выявленное таким путем несоответствие фактической и расчетной степени пригодности изделия к поддержке эксплуатации может повлечь за собой пересмотр ИЛП-системы, а в худшем случае – конструкции или даже концепции изделия.

По завершении утилизации изделия подсчитывается окончательная стоимость ЖЦ изделия и оценивается общая эффективность организации ИЛП.Такая оценка вместе с архивными данными о функционировании ИЛП-системы может использоваться при организации ИЛП для изделий аналогичного типа или назначения. На рис. 8.1 это стадия завершения поддержки эксплуатации изделия.

Главное, на что следует обратить внимание, – постоянный контроль за текущей или реальной стоимостью ЖЦ изделия. Важность жесткого регулярного контроля обусловлена необходимостью доказать пользователю, что полученная в конечном итоге стоимость ЖЦ изделия оптимальна.

Интегрированная логистическая поддержка включает в себя следующие процедуры:

· логистический анализ (Logistic Support Analysis) изделия, выполняемый с целью обеспечения необходимого уровня надежности, ремонтопригодности и пригодности к поддержке, а также установления требований:

– к конструкции изделия, размещению его агрегатов и узлов, подлежащих регулярному обслуживанию, замене и ремонту;

– к вспомогательному и испытательному оборудованию;

– к численности и квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала;

– к системе и средствам обучения;

– к номенклатуре и количеству запасных частей, расходных материалов и т. д.;

– к организации хранения, транспортировки, упаковки и т. д.

· планирование технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning):

– разработка концепции ТОиР, требований к изделию в части его обслуживания и реализации плана ТОиР;

· интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning), в том числе:

– определение параметров начального и текущего материально-технического обеспечения;

– кодификация предметов поставки;

– планирование поставок изделий;

– управление заказами на поставку предметов снабжения;

– управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения;

· меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation) , принимаемые на стадии проектирования и в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия. Указанная документация используется при закупке, поставке, вводе в действие, при эксплуатации, сервисном обслуживании и ремонте изделия.

В системах ИЛП контролируются процессы поставки изделий, формирования и исполнения заявок. Следует отметить, что ИЛП тесно связана с обеспечением управления качеством продукции в соответствии со стандартами серии ISO 9000.

Приоритетным направлением в сфере ИЛП ЖЦИ становится создание автоматизированных информационно-логистических систем (как стационарных, так и мобильных), на базе технологий, интегрирующих прогнозирующий мониторинг технического состояния объектов и процессы их ЖЦ в единое информационное поле: сканирование информации с основных узлов/агрегатов изделия и передача ее по беспроводным каналам связи на порталы управления ИЛП ЖЦИ позволит принимать оптимальные решения по управлению производством и поставкой МКЗ и послепродажному обслуживанию сложной техники (рис. 8.2). Это даст возможность существенно сократить затраты, связанные с простоем техники и созданием колоссальных запасов комплектующих и запчастей к ней, за счет эффективного управления материально-техническим обеспечением не на основе долгосрочного планирования, а в режиме реального времени.

Рис. 8.2 - Система ИЛП в реальном времени

Модуль 10. Интегрированная логистическая поддержка

________________________________________________________________________________________

Модуль 10. «Интегрированная логистическая поддержка»

Слайд 1. Введение

Пояснения

Данная лекция является неформальным введением в методологию организации «Интегрированной логистической поддержки» - перспективной CALS-технологии, призванной сократить расходы на владение сложными техническими системами, когда полная стоимость владения может намного превышать стоимость приобретения.

Слайд 2. Задачи Интегрированной логистической поддержки

Слайд 3. Стоимость владения сложной техникой

Пояснения

Совокупная стоимость владения изделием включает в себя:

    стоимость приобретения изделия

    стоимость внедрения изделия

    стоимость эксплуатации и обслуживания изделия

    стоимость ремонта изделия

    стоимость утилизации изделия

Существует большой класс технических систем, для которых обслуживание, а иногда и утилизация, являются достаточно сложными и дорогостоящими задачами. К числу таких систем можно отнести, например, военную технику, космические аппараты, крупные транспортные средства, особенно с ядерными двигателями.

Более того, иногда решение этих задач становится настолько сложным или дорогим, что стоимость разработки и изготовления оказывается лишь незначительной частью общей стоимости жизненного цикла изделия. Эксплуатация такого изделия может оказаться просто экономически невыгодной.

В этом смысле в самом сложном положении оказались военные: они просто вынуждены эксплуатировать большую номенклатуру очень сложных технических систем, которые

    поступают от разных поставщиков,

    функционируют в различных, иногда достаточно суровых условиях,

    требуют создания специализированных систем материально-технического снабжения и обслуживания.

Эффективная организация эксплуатации военной техники и в мирное время задача непростая, а в военное время сложность ее возрастает многократно.

Слайд 4. Задачи Интегрированной логистической поддержки

Пояснения

Первоначально задача снижения затрат на эксплуатацию и ремонт военной техники решалась в основном за счет стандартизации и унификации элементов конструкции и вооружения близких по назначению систем.

К последней четверти 20-го века стало очевидным желание военных быть уверенными в том, что

    Техника разработана с учетом удобства ее обслуживания

    Существует необходимая инфраструктура для обслуживания техники

    Стоимость эксплуатации техники не выходит за пределы разумного

    Четко регламентированы все аспекты взаимоотношений военных ведомств с поставщиками техники

    Можно обеспечить некоторую совместимость и рационально организовать взаимодействие между наземными, морскими и воздушными вооружениями.

Чтобы разумно распорядиться своими ограниченными финансовыми ресурсами, необходимо было научиться управлять совокупной стоимостью владения военной техникой, при необходимости учитывать массу факторов, косвенно влияющих на величину этой стоимости.

Таким образом, возникла необходимость выработать комплекс мер, позволяющих в максимальной степени учитывать условия перспективного функционирования техники в процессе ее создания и минимизировать стоимость ее эксплуатации.

Именно эти задачи и призвана решить система Интегрированной логистической поддержки изделия.

Многообразие процессов в ходе ЖЦ продукции и необходимость их интенсификации требуют активного информационного взаимодействия субъектов (организаций), участвующих в его поддержке. С ростом числа участников увеличивается объем используемой и передаваемой информации.

Процессы ЖЦ продукции можно представить как совокупность процессов, происходящих у разработчиков, в органах государственного и отраслевого регулирования, у производителей, поставщиков МТО, перевозчиков, потребителей, ремонтных организаций, имеющих прямые и обратные связи. Таким образом, ЖЦ конечной продукции необходимо рассматривать с учетом ЖЦ входящих в нее компонентов. Базовая схема информационных потоков в среде участников ЖЦ продукции представлена на рисунке 3.1.

Потребность в интегрированной системе поддержки ЖЦ изделия и систематизации информационного взаимодействия компонентов такой системы привели к необходимости создания интегрированной информационной среды (ИИС). В основе ИИС лежит использование открытых архитектур, международных стандартов, совместное использование данных и апробированных программно-технических средств. Круг конкретных задач, решаемых в результате создания современной ИИС, включает:

Объединение в единое информационное пространство большого числа территориально удаленных друг от друга объектов и подразделений компании;

Высокоскоростную передачу по каналам связи любых видов информационных потоков;

Поддержку деятельности всех подразделений и объектов предприятия;

Автоматизацию всех технологических и бизнес-процессов компании, оперативный контроль и управление процессами производства, транспортировки и сбыта, взаиморасчетов с потребителями и поставщиками, управление персоналом; мощные средства обработки и анализа получаемой информации, расчет плановой и фактической себестоимости продукции;

Обеспечение необходимого уровня безопасности и защиты информационных ресурсов предприятия.

Новые информационные технологии уже позволили добиться существенных достижений в области автоматизации и информационной интеграции при проектировании и производстве техники. Больше внимания уделяется и вопросам, связанным с информационной и организационной поддержкой постпроизводственных стадий ЖЦ изделий. В частности, таких как их закупка и поставка, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, гарантийное и сервисное обслуживание, техническое обслуживание и ремонт, поставка запасных частей и др. В западной терминологии перечисленные стадии объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП), являющейся важной составной частью концепции CALS.

Рисунок 1.5 --Базовая схема информационных потоков в среде участников ЖЦ продукции

Электронная обработка информации о материальных потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков с помощью компьютерных средств в снабжении, производстве и поставках обеспечивает реализацию современной концепции интегрированной логистики.

Послепродажное обслуживание продукта, с одной стороны, должно учитывать интересы потребителя, с другой - быть рентабельным для производителя. При этом производитель (поставщик) продукта сталкивается с целым рядом проблем:

Планирование производственной программы должно учитывать соответствие динамики производства динамике эксплуатации продукта, обеспечивая своевременное поступление запасных частей в службы технического обслуживания и ремонта (ТОиР);

Соотношение уровня сервиса послепродажного обслуживания продукции и уровня затрат на производство, поставку, складирование запасных частей должно быть оптимальным;

Обеспечение загрузки оборудования и ритмичности предполагает непрерывность производственного цикла;

Время реакции производства на изменение структуры входящего потока потребностей в запасных частях должно быть минимальным.

Решение этого комплекса проблем в конечном итоге определяет конкурентные преимущества продукта для потребителя. Комплекс управленческих мероприятий, направленных на решение этих проблем, объединяется в системе интегрированной логистической поддержки (ИЛП) ЖЦ наукоемкой продукции. Интегрированный процесс управления обеспечивает выбор комплектующих, кодирование изделий и запчастей, планирование поставок, администрирование заказов и др. Системы ИЛП обеспечивают предприятия оперативной и аналитической информацией в электронной среде, что делает взаимодействие высокоэффективным.

В мировой практике на основе использования систем ИЛП продлеваются назначенные до списания межремонтные ресурсы и сроки службы техники, приносящее эксплуатирующим организациям колоссальный экономический эффект.

Методическую основу концепции ИЛП составляют положения стандарта министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60 (Jntegrated Logistic Support)", который практически стал международным и на нормы которого иностранные заказчики ссылаются, формулируя требования к системе ИЛП для отечественных изделий. Использованы некоторые положения нормативного документа НАТО "NATO CALS Handbook", военного стандарта США MILSTD-1388 (к настоящему времени отменен), а также требования спецификаций АЕСМА 1000D, АЕСМА 2000D.

Анализ перечисленных выше нормативных документов позволил выявить основное содержание проблемы ИЛП и сформулировать связанные с ней задачи. ИЛП сложного наукоемкого изделия состоит в реализации четырех основных процессов:

1) логистического анализа изделия (Logistic Support Analysis), проводимого на всех стадиях ЖЦ;

2) планирования процессов технического обслуживания и ремонта изделия (Maintenance and Repair Planning), проводимого на стадии проектирования и уточняемого в процессе производства и эксплуатации изделия;

3) интегрированного планирования процедур поддержки материально-технического обеспечения процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning), проводимого на стадии проектирования и уточняемого в процессе производства и эксплуатации изделия;

4) обеспечения персонала электронной эксплуатационной и электронной ремонтной документацией на изделие (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation), проводимого на стадии проектирования и реализуемого в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия.

Необходимо отметить, что в отечественной практике под другими названиями понимаются процессы и процедуры, в известной степени аналогичные перечисленным выше. Главное отличие процессов и процедур, описываемых в отечественных нормативных документах, от аналогичных, регламентированных зарубежными стандартами, состоит в том, что отечественные документы не предусматривают систематического применения информационных технологий для поддержки процессов логистического анализа, таких как безопасность, надежность, контролепригодность, эксплуатационная и ремонтная технологичность, техническое обслуживание и ремонт, материально-технического обеспечение и другие, в рамках интегрированной информационной среды. Это предопределяет необходимость перевода данных процессов на современную методическую и программно-техническую базу, приемлемую, в первую очередь, для иностранных заказчиков отечественной продукции.

В настоящее время законченных решений в области ИЛП не существует. Стандарт министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60, хотя и является основой для создания систем ИЛП, но дает лишь общий подход к проектированию. Все работы по выработке таких решений находятся на стадии разработки концепции, технических заданий и пилотных проектов.

В нашей стране до 2000-х годов не происходило сколько-нибудь значимых изменений в области логистической поддержки техники. Основная особенность проблемы в том, что ИЛП зародилась еще в советские времена, когда она существовала в виде системы послепродажного обеспечения эксплуатации техники. А главная причина появления этой проблемы - сугубо ведомственная структура советской экономики, фактически лишенная каких-либо экономических или коммерческих отношений между предприятиями различных ведомств. Одни ведомства производили, другие эксплуатировали. Поэтому все вопросы, касающиеся обеспечения эксплуатации (будь то инженерная поддержка или снабжение запасными частями) решались на уровне ведомств в рамках планового хозяйства. Отсюда сегодняшний конфликт интересов и существующие недостатки.

В остальном мире системы ИЛП бурно развивались. Импортеры техники уже привыкли к использованию подобных систем настолько, что по-другому эксплуатировать уже не хотят и не могут.

Иначе говоря, техника без системы послепродажного обеспечения эксплуатации сегодня уже не рассматривается в качестве законченного продукта или товара.

Заинтересованность в освоении и развитии указанных информационных технологий во многом объясняется следующим: создание системы логистической поддержки становится необходимым условием заключения крупных контрактов на поставку изделий техники и др. При этом наукоемкое производство возвращает свои утраченные позиции на международных рынках. Укрепление позиций производителей наукоемкой продукции на мировых рынках будет зависеть от наличия систем поддержки эксплуатации, поставляемых одновременно с объектами, и их качества.

Белорусская железная дорога является крупным потребителем наукоемких технических средств и современных технологий. На этапе проведения тендеров по закупке технических средств транспорта необходимо требовать от поставщиков выполнения указанных выше международных норм.

Определение в западной терминологии дефиниции ИЛП связано с существенным изменением требований предъявляемых к надежности сложной техники: для сложной НП нуждающейся в ремонтном обслуживании и имеющей длительный срок использования затраты возникающие на этапе эксплуатации как правило в несколько раз превышают затраты на приобретение изделия. Поэтому создание и внедрение систем ИЛП в первую очередь было связано с поддержкой ЖЦ объектов сложной техники на этапе эксплуатации и их главные задачи заключаются в предотвращении неоправданных...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Бром А.Е., Колобов А.А.

МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ

Проблемы повышения эффективности и конкурентоспособности российского промышленного производства на фоне нестабильной экономической и политической ситуации на мировых рынках требуют коренного пересмотра существующих парадигм управления субъектами хозяйственной деятельности на макро- и микроэкономических уровнях.

Концептуальной базой обновления системы управления должна стать инженерная экономика – концепция, интегрирующая основы экономических и инженерных наук в методологию организационно-экономического и технического развития высокотехнологичного производства.

Для предприятий, производящих сложные наукоемкие изделия, в том числе объекты военного и двойного назначения, инженерная экономика обеспечит инновационную деятельность и внедрение новых технологий, эффективность производства и конкурентный уровень отечественной продукции с учетом международных стандартов качества.

В основе инженерной экономики лежит комплексное рассмотрение и автоматизация процессов жизненного цикла (ЖЦ) наукоемкой продукции (НП) – разработки, проектирования, производства, поставки, эксплуатации и утилизации НП, интегрирование их в единую информационно-логистическую систему.

Для успешной производственной деятельности необходимо информационное взаимодействие не только на уровне автоматизированных систем, но и между изготовителями и потребителями продукции, так как целью промышленного производства является создание изделий требуемого уровня надежности и ремонтопригодности, эффективных в эксплуатации и удобных в обслуживании.

На основе многолетнего опыта эксплуатации сложных технических систем в западных странах в начале XXI в. стала складываться концепция интегрированной логистической поддержки (ИЛП) продукции, являющейся важной составной частью CALS -технологий. Определение в западной терминологии дефиниции «ИЛП» связано с существенным изменением требований, предъявляемых к надежности сложной техники: для сложной НП, нуждающейся в ремонтном обслуживании и имеющей длительный срок использования, затраты, возникающие на этапе эксплуатации, как правило, в несколько раз превышают затраты на приобретение изделия. Поэтому создание и внедрение систем ИЛП в первую очередь было связано с поддержкой ЖЦ объектов сложной техники на этапе эксплуатации, и их главные задачи заключаются в предотвращении неоправданных потерь времени и ресурсов различного вида в процессе организации взаимодействия участников ЖЦ НП.

Система ИЛП представляет информационно-организационное сопровождение ЖЦ изделия, т. е. физически реализуется через интеграцию информационных потоков, выполняемых процессов и соответствующих компьютерных систем участников ЖЦ 1 .

Отметим, что на данный момент в России системы ИЛП находятся на стадии разработки и законченных решений в этой области нет. Трудности с созданием и внедрением глобальных логистических систем, объединяющих множество процессов и участников ЖЦ продукции, напрямую обусловлены с практикуемым до сих пор в России подходом, когда логистическое управление разбито на отдельные подпроцессы: логистика запасов, транспорта, информационная логистика и т. п. Поэтому и возникают большие трудности при попытках синтеза отдельных логистических процессов (даже уже эффективно управляемых с точки зрения выполнения принятых в логистике критериев: времени, снижения издержек, качества) в единую эффективную систему управления предприятием.

Современное промышленное производство, особенно в высокотехнологичных отраслях экономики, – это объединение множества предприятий в многоконтурные цепи поставок. Поэтому в мире последние десятилетия не практикуется такой узкий и частный подход к логистике отдельных процессов в сфере управления производством НП.

Современная логистика сейчас – это универсальная теория эффективной организации производственно-коммерческой деятельности, интегрирующая целый ряд фундаментальных и прикладных наук в экономических и технических областях знаний. В сфере наукоемкого и высокотехнологичного производства объектом логистики являются все процессы ЖЦ НП от проектирования и конструирования до утилизации, а предметом – организация и оптимизация соответствующих потоков в рамках единого информационного пространства на основе современных информационных систем и технологий.

Конечной целью любой логистической системы является своевременное удовлетворение потребностей. Но поскольку особенности будущего спроса потребителей объектов сложной техники являются неизвестными по определению, то это делает планирование производства и поставок материалах, комплектующих изделиях и запасных частях (МКЗ) более трудным и рискованным.

Одна из основных причин, по которой любая эксплуатирующая сложную технику организация имеет резервный запас МКЗ, заключается в существовании неопределенности относительно будущего спроса. Кроме того, при поставке одновременно с объектом техники элементы МКЗ рассчитываются по одной цене, а при удовлетворении потребности в них на этапе эксплуатации (особенно при окончании гарантийного срока) цена гораздо выше, что связано с необходимостью повторного запуска производства.

Даже на самых современных объектах техники случаются непредвиденные поломки и аварии. Современные технические возможности позволяют осуществить ремонт и восстановить утраченную работоспособность практически для любых отказов (кроме особых случаев, например, при гибели изделия в результате катастрофы). Но по какой бы причине не произошел бы отказ, для эксплуатанта в первую очередь имеет значение показатели готовности объекта техники, зависящие от возможности замены отказавшего узла. Главный вопрос стоит о временных и материальных затратах на проведение ремонта и обеспечение соответствующими МКЗ. Поэтому для объектов сложной техники всегда было необходимо тщательное определение спроса на МКЗ для всего ЖЦ.

В мире высоких технологий не только вводятся в эксплуатацию новейшие сложные технические системы, но и стремятся применять современные формы их эксплуатации на основе внедрения систем радиочастотной идентификации ( RFID ), средств диагностики, мониторинга и контроля фактического состояния составляющих элементов и объекта в целом.

Приоритетным направлением в сфере ИЛП ЖЦ НП становится создание автоматизированных информационно-логистических систем (как стационарных, так и мобильных), на базе технологий, интегрирующих прогнозирующий мониторинг технического состояния объектов и процессы их ЖЦ в единое информационное поле: сканирование информации с основных узлов/агрегатов изделия и передача ее по беспроводным каналам связи на порталы управления ИЛП ЖЦ НП позволит принимать оптимальные решения по управлению производством и поставкой МКЗ и послепродажному обслуживанию сложной техники (рис. 1). Это даст возможность существенно сократить затраты, связанные с простоем техники и созданием колоссальных запасов комплектующих и запчастей к ней, за счет эффективного управления материально-техническим обеспечением не на основе долгосрочного планирования, а в режиме реального времени.

Рис. 1. Система ИЛП в реальном времени

Кроме этого, внедрение систем радиочастотного кодирования и автоматизированного считывания информации позволяет осуществлять прогнозирующий мониторинг индивидуального состояния объектов, что является самым прогрессивным подходом к обеспечению эксплуатационной надежности сложной техники.

Чтобы обеспечить высокую скорость прохождения информации о фактическом состоянии изделия и формирования ответной реакции элементами таких систем, необходима эффективная организация взаимодействия участников ЖЦ в режиме реального времени в информационной среде системы ИЛП ЖЦ НП.

В России уже имеются разработки отечественных тест-систем радиочастотной идентификации, например, отслеживающих движение и состояние узлов и комплектующих частей авиационной техники, датчики контроля и индивидуальной оценки технического состояния турбоагрегатов. Для этого на ведущие звенья объекта устанавливаются датчики, контролирующие определенные (наиболее важные) параметры данного звена. Данная информация поступает на общий пульт, где анализируется и затем производится расчет возможности продолжения работы или необходимой остановки, т. е. составляется стратегия эксплуатации объекта. Данный метод является наиболее экономичным как в отношении материальных и нематериальных средств, так и позволяет диагностировать сложные технические системы, диагностика которых неразрушающими методами невозможна.

Кроме этого немаловажного обстоятельства, внедрение средств оперативной диагностики состояния оборудования позволяет выстроить систему ИЛП ЖЦ НП, основанную на интенсивности эксплуатации объектов техники в реальном времени. Такая система ИЛП позволит выбирать стратегии эксплуатации техники и соответствующие виды технического обслуживания, их параметры (периодичность, нормативы), до минимума снижая издержки эксплуатации на обслуживание и ремонт объектов 2 .

Будет достигаться колоссальная экономия средств на производство и хранение МКЗ для проведения необходимого технического обслуживания: информация об интенсивности эксплуатации техники в реальном времени поступает в информационно-управляющую систему производителя и программа выпуска МКЗ к технике постоянно корректируется в соответствии с реальной нагрузкой и фактической наработкой.

Таким образом, переход к системам ИЛП ЖЦ, включающим в себя программный модуль в реальном времени, позволяет встроить в рамки стратегического управления производством контур оперативного управления, реализующий постоянную корректировку и приближение к оптимальной траектории управления предприятием.

Обеспечить эффективную организацию, реактивность и синхронизацию ключевых процессов ЖЦ в едином информационном пространстве возможно только на основе единых информационных каналов. Внедрение прогрессивных информационных технологий дает возможность «видеть» фактический спрос конечных потребителей в режиме реального времени.

Преимущества систем ИЛП ЖЦ теперь определяются качеством организации и управления информационными потоками, идущими от точки возникновения потребности в продукте через все звенья и этапы ЖЦ НП. Но необходимо сказать, что внедрение информационных систем и технологий без изменения подходов к управлению и организации производства не принесут положительного экономического эффекта.

Поскольку все ведущие зарубежные компании в настоящее время уже работают по принципам ИЛП ЖЦ, задержка с внедрением современных управленческих технологий на российских предприятиях может привести к полной потере ими конкурентоспособности как на мировом, так и на внутреннем российском рынке. Предстоящие годы станут своеобразным рубежом для отечественной промышленности, после которого Россия или сможет стать высокотехнологичной страной, или безвозвратно скатится к сборочному производству и производству относительно несложных – для XXI в. – комплектующих к зарубежным изделиям машиностроения.

Уровень эффективности наукоемких предприятий будет определяться, в первую очередь, не их оснащенностью современными средствами производства, а способностью работать в той системе управления, которая обеспечивает открытое взаимодействие партнеров, моделирование бизнеса и реализацию прикладных технологий в единой электронной среде. Иначе говоря – способностью эффективно работать в информационной системе управления логистическими процессами и ресурсами наукоемкого производства. Центральное место в обновленных системах управления ЖЦ должна занять инженерная экономика, призванная стать эффективным инструментом самораскручивания и обновления наукоемкого производства.

1 Бром А.Е. Об интегрированной логистической поддержке жизненного цикла наукоемкой продукции // Логистика. 2008. № 1. C. 16-20.

2 Бром А.Е., Колобов А.А., Омельченко И.Н. Интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла наукоемкой продукции / Под ред. А.А. Колобова. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20177. Анализ жизненного цикла продукции 190.29 KB
Данная тема является особенно актуальной в современное время, так как жизненный цикл продукции имеет большое значение. Во-первых, он ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Во-вторых, жизненный цикл товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции. В-третьих, данная тема помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла
2189. Понятие жизненного цикла ПО 185.18 KB
Процессы жизненного цикла ПО по ISO 12207 Основные процессы Поддерживающие процессы Организационные процессы Адаптация Приобретение ПО; Передача ПО в использование; Разработка ПО; Эксплуатация ПО; Поддержка ПО Документирование; Управление конфигурациями; Обеспечение качества; Верификация; Валидация; Совместные экспертизы; Аудит; Разрешение проблем Управление проектом; Управление инфраструктурой; Усовершенствование процессов; Управление персоналом Адаптация описываемых стандартом процессов под нужды конкретного проекта Процессы строятся из...
356. Основные процессы жизненного цикла 11.91 KB
Основные процессы жизненного цикла Приобретение Процесс приобретения как его называют в ГОСТ – “заказа†определяет работы и задачи заказчика приобретающего программное обеспечение или услуги связанные с ПО на основе контрактных отношений. Процесс приобретения состоит из следующих работ названия ГОСТ 12207 даны в скобках если предлагают другой перевод названий работ оригинального стандарта: Initittion – инициирование подготовка Requestforproposl preprtion – подготовка запроса на предложение подготовка заявки на подряд...
358. Определения аппаратно-программного средства и его жизненного цикла 28.92 KB
Существует общее соглашение о выделении четырех обобщенных фаз жизненного цикла в скобках приведены используемые в различных источниках альтернативные термины: концепция инициация идентификация отбор определение анализ выполнение практическая реализация или внедрение производство и развертывание проектирование или конструирование сдача в эксплуатацию инсталляция тестирование и т. Модель или парадигма жизненного цикла определяет концептуальный взгляд на организацию жизненного цикла и часто основные фазы жизненного цикла и...
16247. Стратегический выбор компании с учетом этапа ее жизненного цикла 26.41 KB
В условиях рыночной экономики выступая на рынке самостоятельным субъектом хозяйствования компании должны обладать определенной устойчивостью функционирования и развития. Учитывая сложную экономическую ситуацию вызванную мировым финансовым кризисом устойчивость функционирования и развития компании приобретает большое значение. Обладая данной информацией о развитии компании руководитель имеет возможность прогнозировать различные кризисные явления которые...
11702. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 240.15 KB
Изучить взгляды различных авторов на теорию управления персоналом и жизненных циклов организации; Подробно проанализировать специфику управленческой деятельности на каждом из этапов; Проанализировать управление кадрами на современном этапе ЗАО «ОБД»; Предложить пути совершенствования системы управления персоналом в ЗАО «ОБД».
357. Модели жизненного цикла аппаратно-программного средства (АПС), их достоинства и недостатки 192.04 KB
Модели жизненного цикла Наиболее часто говорят о следующих моделях жизненного цикла: Каскадная водопадная или последовательная Итеративная и инкрементальная – эволюционная гибридная смешанная Спиральная spirl или модель Боэма Легко обнаружить что в разное время и в разных источниках приводится разный список моделей и их интерпретация. Например ранее инкрементальная модель понималась как построение системы в виде последовательности сборок релизов определенной в соответствии с заранее подготовленным планом и заданными уже...
17473. Понятие и классификация затрат на производство и реализацию продукции. Управление качеством продукции 31.86 KB
Управление качеством продукции Общая теория управления и управления качеством Универсальная схема управления качеством продукции. Категория управления качеством продукции. Органы управления качеством продукции.
5007. Процесс переживания жизненного кризиса в период с 27 до 32 лет 68.68 KB
Процесс развития продолжается на протяжении всей жизни как в детском так и во взрослом зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы успехи и неудачи самопознание и самосовершенствование поиски смысла жизни и пути их достижения надежды и разочарования конфликты и их разрешение в семье на работе в межличностных отношениях. В процессе переживания кризиса происходит изменение отношения к жизни взглядов...
883. Цены реализации сельскохозяйственной продукции (по видам продукции) 83.82 KB
Цены реализации сельскохозяйственной продукции по видам продукции. Влияние цены реализации на финансовые результаты деятельности предприятия. Введение В условиях рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от того насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс...