Самолеты с самой необычной формой (10 фото). Самые необычные самолеты в истории авиации Нестандартные самолеты

Для современного человека самолет ‒ обычное явление, но еще в начале XX века увидеть крылатую машину было в диковинку. Двадцатое столетие ознаменовало эпоху развития авиации. Именно в этот период появились самые удивительные самолеты мира. Хотя первый полет человека состоялся более 19 столетий назад.

В конце I века н. э. в Испании ученый Аббас ибн Фирнас сконструировал летательный аппарат – планер, на котором смог взлететь и продержался в воздухе около 10 минут. Это была его вторая попытка, а 25 годами ранее первый эксперимент закончился неудачей и привел к получению легких травм. Сейчас подобные, но более совершенные летательные аппараты называются дельтапланами. Их используют для спортивных и прогулочных полетов. В древности развитие планеризма продвигалось медленно, а параллельно более перспективным направлением считалось воздухоплавание на аэростатах. Несмотря на скептические настроения, планеризм продолжал развиваться и положил начало созданию моторных самолетов.

Появление первых моделей с двигателем можно было бы приписать к достижениям XX века, если не учитывать полет средневекового конструктора Лагари Хасан Челеби. В 1633 году ученый построил управляемую ракету с пороховым двигателем. На ней он за 20 секунд поднялся на высоту 300 метров, а после успешно приземлился с помощью заранее закрепленных на теле крыльев.

Современные летательные аппараты все больше уходят от законов аэродинамики в пользу маневренности. Например, военный истребитель Су-27 стабилизируется в воздухе с помощью постоянного контроля аэродинамической устойчивости, выполняемой бортовым компьютером. В принципе новые воздушные корабли можно считать удивительными, но скорее не по внешнему виду, а по возможностям. Доказательством тому являются фигуры высшего пилотажа, в которых уже традиционно первенство держат русские летчики.

Сегодня в небо поднимаются множество крылатых машин, но появлению каждой модели предшествовало несколько прототипов, многие из которых так и не взлетали. К тому же существовало множество идей и опытных образцов, над которыми работы были прекращены.

Стремление человека покорить небо имело тысячи попыток, но множество из них заканчивались фатально.

Спаренные самолеты

Идея соединить два борта в один имела веские основания – получить машину с двойной мощностью, способной поднимать большие грузы, а также совершать длительные и дальние полеты. Конструкция заключалась в двух фюзеляжах, соединенных средним крылом. Такие лайнеры управлялись двумя пилотами из разных кабин, что давало возможность поочередного управления. В то время как один пилот вел воздушное судно, второй мог отдыхать, тем самым время полета значительно увеличивалось.

Мальчик на побегушках

Так немецкие летчики прозвали необычный крылатую машину, принявшую участие во Второй мировой войне. Характерное прозвище Heinkel 111 Zwilling получил благодаря многофункциональности и применению для решения различных задач. Сконструированная, как говорится на скорую руку, авиамашина представляла собой два спаянных бомбардировщика Heinkel 111. На удивление она оказался довольно эффективной. Хотя изначально конструкция рассчитывалась как буксир для грузовых планеров, машина была модифицирована под тяжелый бомбардировщик. Конструкция отличалась высокой надежностью и даже могла оснащаться тремя тяговыми ракетами для взлета с большим грузом.

Первая концепция реактивного двигателя была выдвинута в 1881 году Н. И. Кибальчичем. Он разработал её в тюремной камере за несколько дней до смертной казни.

Истребитель Мустанг

Учитывая отличные характеристики немецкого образца, американские авиаконструкторы создали собственную спаянную модель F-82. Испытательный полет состоялся 6 июля 1945 года.

После отличных результатов испытания ВВС США заказали 500 истребителей, но впоследствии заказ был сокращен до 270 машин. Причина сокращения ‒ разработка реактивных двигателей, а F-82 «Мустанг» стал последним поршневым американским истребителем.

Гигантские воздушные корабли

Идея создания больших грузовых самолетов была одной из самых трудных для реализации. Сегодня всем известны такие модели как «Мрия» и «Руслан». В свое время весь мир замер перед экранами телевизоров наблюдая как крылатый гигант Ан-225 «Мрия» нес на «спине» космический шатл «Буран». Однако попытки построить многотонные летательные аппараты предпринимались и раньше.

Геркулес

Hughes H–4 Hercules – деревянный летательный аппарат с размахом крыла 97,5 м. На сегодняшний день это самая большая летающая лодка. Единственная опытная модель была создана конструктором Говардом Хьюзом. Стимулом к разработке подобной авиамашины стала Вторая мировая война, а точнее немецкие подлодки, представлявшие серьезную угрозу флоту США. При этом первый полет состоялся уже после войны в 1947 году.

Несмотря на удачное испытание, этот полет был единственным, а раритет теперь стоит в музее. Причиной отбраковки стали новые технологии, которые предполагали создание более совершенных воздушных кораблей.

Первый и последний Каспийский монстр

Конструкторами 500-тонного авиагиганта стали Алексеев и Ефимов. Идея была грандиозной и могла совершить прорыв в авиации. Самолет был рассчитан на дальние полеты, мог нести на борту до 240 тонн груза и развивать скорость 200 км/ч. К сожалению, первая модель с именем «Каспийский монстр» потерпела крушение при испытательном полете. И хотя летчикам удалось спастись, идея была оставлена на много лет.

Одним из весомых стимулов развития авиации являются войны.

Первый блин комом

Самой первой попыткой создать трансатлантический авиалайнер стал Caproni Ca.60 Noviplano. «Детище» 1921 года представляло собой несуразную конструкцию с девятью крыльями в трех пакетах по трипланной схеме. Модель была рассчитана на взлет и посадку с воды и на воду.

Первый полет был запланирован на 4 марта этого же года. После разбега авиалайнер оторвался от поверхности воды, набрал высоту 18 метров и развалился на части, а оба пилота погибли.

Летательные аппараты необычной формы

Самые удивительные самолеты в мире могут лишь отдаленно напоминать или вообще не иметь ничего общего с традиционным образом воздушного судна. Скорее всего, увидев в небе подобную конструкцию первая мысль будет об инопланетянах.

Летающая ванна

Самолет разрабатывался в качестве капсулы для возвращения астронавтов. M2-F1 ‒ одна из работ НАСА, потерпевшая неудачу. Был даже создан первый образец, который в августе 1963 года совершил полет.

Последнее испытание необычной конструкции прошло в 1966 году, а после проект закрыли.

Летающая тарелка

Реальны ли пришельцы с других планет – это вопрос спорный, а вот креативные канадские инженеры точно существуют. Проект «Аврокар» занял 7 лет исследований, за которые было создано 2 опытных образца в форме тарелки. Испытания обеих моделей прошли в 1952 году, но поднять их выше полутора метра так и не удалось. Дальнейшая судьба программы очень туманна, но официально разработки были закрыты.

Крепкий блинчик

Оказывается, у американцев до «крепкого орешка», был еще и «крепкий блинчик». Это экспериментальный истребитель V-173 1942 года. Прозвище «Блинчик» он получил из-за характерной формы, в действительности напоминающей блин. Несмотря на первое впечатление неуклюжести, он отличался повышенной маневренностью и был одним из первых летательных аппаратов с почти вертикальным взлетом. Удлиненные передние шасси предавали модели особую осанку. При резком ускорении с места машина взмывала в атмосферу, разгоняясь за считанные метры.

О крепости «Блинчика» ходили легенды, основанием для которых стала авария при посадке. Резкое торможение шасси, в результате случайно оказавшихся на посадочной полосе людей, привело к переворачиванию машины. При этом она не получила повреждений, не считая царапин, а пилот, спасший любопытных зрителей, отделался легкими ушибами.

Самолет в коробке

Удивительные самолеты мира могли отличаться не только конструкцией, формой и возможностями, но и материалом изготовления. Вряд ли кого-то удивишь надувными матрасами, лодками, бассейнами и даже диванами, а вот надувной самолет как минимум вызовет улыбку. В 1959 году американские инженеры предложили военным уникальную конструкцию одноместного надувного самолета Goodyear Inflatoplane. За исключением двигателя и некоторых деталей управления, конструкция состояла из прочной резины.

В сложенном состоянии воздушный корабль вмещался в коробку объемом 1 м³, а сборка и надувание занимало 15 минут. Военные отвергли предложение по причине уязвимости летательного аппарата любым стрелковым оружием. При этом надувная модель обладала отличными летными характеристиками и реальными перспективами в других областях применения.

История насчитывает еще много крылатых машин, которые поражают воображение. Возможно, наступит время, когда традиционные самолеты будут удивлять как сегодня старинные планеры из деревянных реек и ткани.

С развитием авиационной промышленности все больше авиаконструкторов начали представлять свои необычные на первый взгляд проекты. Каждый из них отличается концепцией строения, некоторые из них и вовсе в корни изменили законы аэродинамики и подъемной силы.

Самые необычные грузовые самолеты

Аэроплан Super Guppy транспортник, предназначенный для транспортировки крупногабаритных грузов. Разработчиками самолета является американская компания Aero Spacelines. Всего было создано пять экземпляров и две модификации самолета.

Аэроплан, более известный под наименованием Корабль-макет или же Каспийский монстр является экспериментальным аппаратом, способным взлетать с воды, который и на сегодняшний день является самым большим в мире. Самолет имел длину крала в 37,6 метров, длина фюзеляжа достигала сотни метров. Испытания проходили ежемесячно на протяжении пятнадцати лет, однако в 1980 году в связи с ошибкой пилота самолет потерпел серьезную аварию, в результате которой, к счастью никто не пострадал.

Экспериментальный кругообразный самолет с названием Vought V-173 был построен и впервые запущен в 1947 году. Самолет имел необычную конструкцию, которая удивила инженеров своей формой и характеристиками. Проект предусматривал возможность вертикального или укороченного совершения взлета и посадки с небольшим тормозным путем.

Самые необычные экспериментальные самолеты

Необычный проект крупной американской компании Nasa под названием «М2-F1» с первых дней своего существования получил необычное прозвище «ванна для полетов». Главной задачей самолета являлось его использование в качестве капсулы для мягкой посадки астронавтов. Впервые бескрылый самолет поднялся в небо в августе 1963 года, а через несколько лет потерпел крушение со смертельным исходом пилота.

В период с 1979 по 1983 год на одном из дополнительных аэродромов НАСА был проведен ряд тестов двух машин HiMAT, оснащенных реактивным двигателем. Каждый из аппаратов был в два раза меньше знаменитого стратегического бомбардировщика F‑16, однако он имел большую скорость, маневренность и управляемость. На скорости в 400 км в час и высоте более семи километров беспилотник совершал крутой боевой разворот на 180 градусов и выдерживал максимальную перегрузку в +8g, что в сравнении с F-16 было достаточно высоким показателем. На сегодняшний день оба аппарата являются экспонатами, непригодными для полетов, и хранятся в имении Наса.

Разработка беспилотного самолета с наименованием McDonell Douglas X-36, была создан для того, чтобы проверить полетные, а также аэродинамические способности бес хвостовых самолетов. Аппарат в первый раз поднялся в небо в конце прошлого века, и совершил ряд успешных полетов и испытаний.

Самолет Ames AD-1 является первым и единственным в мире на сегодняшний день аппаратом, оснащенным косым крылом, которое расположено с небольшим отклонением вправо по центральной оси самолета. Впервые, аппарат отошел от земли в 1979 году, и в течении следующих трех лет участвовал в многочисленных испытаниях. За период исследований AD-1 испытали и оценили более 15 летчиков. На сегодняшний день данный необычный косой аэроплан находится на музейной площадке американского города Сан-Карлос.

Аппарат, носящий имя VZ-9-AV Avrocar является подобием летающей тарелки, обладающей возможностью совершения вертикального взлёта, полета и посадки. Чудо техники разработала популярная компания, занимающаяся производством самолетов. Впервые аппарат поднялся в небо в конце шестидесятых, однако всего через два года необычный проект заморозили в связи с низкой мощностью и полетными характеристиками.

Истребитель, который построен в форме летающего крыла был построен и впервые запущен в 1945 американской организацией Northrop. Было запланировано использование самолета в качестве стратегического бомбардировщика, однако он потерпел крушение в первом же полете.

Boeing X-48 является тестовым беспилотником, который был создан совместными усилиями двух крупнейших американских авиа промышленных компаний: Boeing, занимающаяся производством самолетов и Nasa, занимающаяся производством и запуском самолетов и ракет. Первый отрыв самолета от земли состоялся в середине 2007 года. В ходе тестового полета он поднялся на высоту более двух километров и успешно сел в назначенное место через пол часа после вылета.

Самолет NASA Hyper III является еще одним проектом американской организации Nasa, созданным в конце 1970 года. В самолете применяется объединенная система киля и стабилизатора, которые в результате объединения представляют собой две рулевые поверхности, расположенные под углом в 45 градусов от фюзеляжа.

HL-10 является одним из многочисленных НАСА, который использовался и предназначался для изучения полетных характеристик бескрылых аэропланов с однокилевым оперением, после их возвращения из ближнего космоса.

Разработка Российской боевой авиации Су-47 модернизация «Беркут» является необычной разработкой российского однопалубного боевого истребителя, который был создан в бюро имени Сухого. Самолет имеет необычное крыло, стреловидность которого имеет отрицательный коэффициент. В самолете используется большое количество композитных материалов, что позволяет сократить массу самолета на одну четверть. Первый самолет был изготовлен и впервые запущен в конце прошлого века, до сих пор он используется в качестве экспериментального образца.

Аппарат Grumman X-29 является прототипом самолета с обратной стреловидностью несущего крыла со всеми управляемыми поверхностями (крен и тангаж). Всего, сохранилось два таких экземпляра.

Остроносый самолет, носящий наименование Douglas X-3 Stiletto является американским экспериментальным аэропланом, главной задачей которого было проведение ряда испытаний на преодоление максимальной скорости и маневренности.

Спускаемый пассажирский отсек, который был построен в 1963 году и являлся частью американского проекта «Аполлон», главной задачей которого была посадка на Луну. Аппарат оснащен одним жидкотопливным реактивным двигателем.

Самые необычные вертолеты

Boeing Vertol VZ-2 является первейшим в мире и единственным подобным винтокрылым самолетом-вертолетом, который использует новейшую концепцию вращающегося крыла. Аппарат впервые полетел и завис в воздухе в середине 1957 года. После проведения ряда опытов, аппарат передали для дальнейшего применения в NASA.

Аппарат S-72 является экспериментальным вертолетом-самолетом, первый полёт которого был совершен в октябре 1976 года. После трех полетов финансирование проекта было прекращено.

В конце прошлого века в связи с постоянными потребностями Советского Союза в плане транспортировки пшеницы и зерна началась разработка и дальнейшее создание огромного и грузоподъемного вертолета. В августе 1969 года на сверхтяжелом вертолете типа МИ В-12 был достигнут мировой рекорд грузоподъемности подобных аппаратов. Вертолет поднял на борту груз массой 40 тонн на высоту более двух километров. Всего на данном двухвинтовом вертолете было достигнуто около восьми рекордов.

История помнит извечное стремления человека летать, много на это пути было открытий и дерзких попыток переиграть гравитацию, лишь в 20м веке человек полноценно захватил господство в воздухе как по высотам, так и по скоростям. Однако классические компоновки самолетов 20 века удовлетворяли не всех инженеров конструкторов, весь прошлый век пытливые умы пытались построить что-то кардинально новое, чтобы перевернуть представление о воздухоплавании.

В этой публикации мы постараемся рассказать о самых интересных авиасудах прошлого столетия, от почти привычных схем, до фактически «летающих тарелок». Читателям будет интересно узнать, на что замахивались авиаконструкторы мира и что же у них получилось в итоге.

Экспериментально-гоночный самолёт Bugatti 100P

Глядя на этого стремительного красавца и не скажешь, что история его создания началась в далёком 1938 году. Да именно тогда отдел авиационного проектирования итальянской компании Bugatti начал разработку, а затем и строительство самолёта в надежде не только удивить стремительными и смелыми формами, но и победить на Кубке Германии. К сожалению начало войны и тяжёлое экономическое положение после неё не позволило самолёту покинуть пределы ангара.

Истребитель вертикального взлёта и посадки Vought XF5U Skimmer «Шумовка»

Самолёт вертикального взлёта и посадки Vought XF5U разрабатывался для сопровождения караванов снабжения как беспроигрышный метод борьбы с немецкими подлодками. Даже Америка тогда не могла укомплектовывать каждый конвой эскортным авианосцем, а использование «Шумовки» могло решить проблему, так как взлететь она могла практически с любого транспортного судна. К сожалению конструкторов опытные образцы были построены уже после войны и необходимость в Vought XF5U отпала.

Уникальный самолет Proteus

Высотный самолёт Proteus первоначально разрабатывался как мобильный центр обеспечения связи, но в дальнейшем развился в многоцелевую платформу с помощью которой даже будет возможна доставка пассажиров на суборбитальные корабли. Proteus уже поставил несколько рекордов, в частности рекорд высоты полёта — 19 277 метров.

Экспериментальный самолет Lockheed SR-71 Blackbird

Стратегический сверхзвуковой разведчик SR-71 Чёрный Дрозд эксплуатировался американскими ВВС в период с 1964 по 1998 годы. Помимо применённой в его строительстве технологии стелс SR-71 интересен следующими фактами: так как на скоростях более 3300км/ч корпус самолёта нагревается до 400С, специально для Чёрного Дрозда разработали топливо с высокой температурой воспламенения, которое также выступает в роли… хладагента системы кондиционирования кабины пилота.

Оригинальный самолет Northrop YB-35 Flying Wing

Дальний стратегический бомбардировщик XB-35 Flying Wing выполнен по схеме летающее крыло и обладал действительно впечатляющими для своего времени показателями, хотя в серию так и не пошёл. Четыре пары его трёхлопастных соосных винтов приводялись в движение четырьмя 28-ми цилиндровыми двигателями по 3000 л.с. каждый, во избежание перегрева каждый из двигателей оснащался охлаждающей установкой мощностью по 350 л.с.

В 30-ые года в СССР авиационное конструкторское бюро под управлением К.А. Калинина приступило к грандиозному и смелому для своего времени проекту — многомоторному трансконтинентальному самолёту, который был бы способен выполнять широкий спектр задач и в зависимости от нужд мог служить и пассажирским лайнером и тяжёлым бомбардировщиком и самолётом десанта.

Экспериментальный самолет-стенд с вертикальным взлетом VAK 191

При создании самолёта вертикального взлёта и посадки VAK 191 Fokker был построен уникальный летающий стенд SC-1262 оснащённый пятью турбо-реактивными двигателями Роллс-Ройс RB-108. На этом опытном стенде более года проводились различные тесты оценивающие возможности и характеристики силовой установки и бортовых систем летательного аппарата.

Уникальный самолет VZ-9V Avrocar «Летающее блюдце»

В шестидесятых годах прошлого столетия американские ВВС заинтересовались изысканиями канадской фирмы «Авро Эйркрафт», которая всерьёз занималась реализацией проекта дискообразного летательного аппарата способного выполнять вертикальные взлёт и посадку. Хоть самолёт и воплотили в металле, опытный образец не оправдал ожиданий — ЛА постоянно испытывал проблемы с силовой установкой и устойчивостью в воздухе.

Экспериментальный истребитель-перехватчик Leduc 0.22

Истребитель-перехватчик Leduc 0.22 работу над которым вел французский конструктор Рене Ледюк имеет очень своеобразный внешний вид, кроме того пилот в кабине должен был находиться в лежачем положении и в случае внештатной ситуации вместе с кабиной отстреливался от фюзеляжа, а уже после достижения безопасной скорости и высоты лётчик мог покинуть модуль самостоятельно и приземлиться используя собственный парашют.

Экспериментальный Истребитель F-85 Goblin

Легкий истребитель Истребитель F-85 «Гоблин» разрабатывался как самолёт эскорта сверхдальних тяжёлых бомбардировщиков, причём по идее большую часть пути Гоблин должен был проводить в бомболюке сопровождаемого самолёта, а для защиты «хозяина» от атак противника выводился наружу при помощи специальной оснастки. Проект был закрыт из-за трудностей и неудач сопровождавших стыковку F-85 с носителем для обратной погрузки на борт, хотя сам летательный аппарат показал отличные лётные качества.

Все мы давно уже привыкли к самолетам. К их внешнему виду. Независимо от того, гражданский это самолет, или военный. И мы знаем, что у любого самолета есть два крыла, фюзеляж, киль (хвост) и один или несколько двигателей.

Но, поверьте, так было не всегда. И на заре становления авиации, и во время мировых войн, да и в наши дни появляются аппараты поражающие своим необычным видом.

Опуская время развития самолетостроения в Первую мировую войну, обратимся к 30-м годам прошлого века.

Две страны, Германия и СССР усиленно готовились к войне. На военные нужды не жалели ни денег ни ресурсов. И не удивительно что именно в этих странах появлялись самые необычные проекты в авиации. Талантливым конструкторам удавалось воплотить в реальность самые необычные проекты.

Конструкторами не только СССР и Германии, но и других авиационных держав, опробовались самые необычные схемы самолетов. В основном это были так называемые «бесхвостки», летающие крылья, лишенные вертикального киля. И если такие проекты в СССР не получали дальнейшего развития, то в Германии «бесхвостки» разрабатывались весьма активно. Они получали новые, уже реактивные двигатели и были очень перспективны. Но, история, как всегда, расставила все на свои места. Слабеющая под ударами союзников машина немецкой промышленности, уже не могла обеспечивать фронт даже отлаженными серийными машинами, не говоря уже про экспериментальные «сырые» самолеты.

Вообще, в СССР, как и в Германии, во время усиленной милитаризации режимов, появились целые плеяды талантливых конструкторов, инженеров, проектировщиков. Две страны, как магнитом притягивали перспективных «технарей» своими безграничными возможностями. Бывало, что даже самый безумный и фантастический проект получал свою реализацию в реальной машине за очень короткое время.

В СССР в 20-30-х годах конструктора предлагали и воплощали в жизнь самые необычные проекты. Причем это могли быть как маститые, известные люди, так и молодые, только что из института, но перспективные конструкторы.

К сожалению, локальные военные конфликты, а позднее и начавшаяся Вторая мировая война не дали возможности для развития экспериментальной авиации. Промышленность была переведена на массовое производство серийных самолетов. Стране было не до изысков и опытов.

В Германии ситуация обстояла несколько другим образом. Безумные идеи вождя о мировом лидерстве, а позднее осознание неминуемого краха 3 Рейха, позволяли продвигать самые смелые и неординарные военные проекты.

Надо отдать должное немецким конструкторам, не все эти проекты были мертворожденными. Многие новшества впервые примененные на самолетах люфтваффе, позднее стали нормой в авиации

Многие проекты впервые разработанные в Германии, позднее использовались в самолетостроении СССР и США, которым досталась вся документация и опытные образцы побежденной Германии. На их основе велись дальнейшие исследования и разработки в области авиастроения.

В 35-37 году, в СССР, в ОКБ-16 была разработана уникальная и очень необычная машина – ДБ-ЛК. Инженер Виктор Беляев, профессор, ведущий группы прочности в ЦАГИ, с группой талантливых инженеров создал самолет необычной конструкции. Про эту машину, советский конструктор и истории авиастроения в СССР В.Б. Шавров писал, что она совершенно оригинальна, и не может считаться ни летающим крылом, ни бесхвосткой.

В Германии, самым необычным проектом, пожалуй можно назвать разведчик фирмы Blohm und Voss

Продолжая тему необычных самолетов мира, остановимся еще на одной основной примете обычного самолета – это фюзеляж. Все мы привыкли что у самолета есть один фюзеляж, он же корпус, он та основная деталь в которой располагается кабина и к которой крепятся крылья и хвост. Те кто хорошо знаком с авиацией знают, что есть самолеты типа «рама» то есть имеющие две хвостовые балки.

А вот самолеты имеющие два фюзеляжа, известны немногим.

И опять, пожалуй самыми первыми, здесь снова оказались немецкие конструктора.

В 1939 году, когда разрабатывались планы вторжения в Великобританию, в Германии началось проектирование тяжелых планеров Ju.322 и Me.321. На них планировалась высадка десанта и техники на Британских островах.

Планеры были чудовищно огромными. Достаточно отметить что планер Ju.322 Мамонт имел весил в пустом виде 26 тонн! И имел полезную нагрузку 12 тонн.

Более удачный планер Вилли Мессершмитта Me.321 Гигант был еще тяжелее и имел большую полезную нагрузку. Это был дешевый практически полностью деревянный планер. И кстати, на нем впервые был применен открывающийся нос для доступа в грузовой отсек. Позднее, такой вариант загрузки тяжелых грузовых самолетов был применен в российских и американских конструкциях.

Но такие планера нужно еще поднять в воздух. Подходящих самолетов у Люфтваффе не было. И вот тогда, известный летчик, и удачливый промышленник, генерал-полковник Эрнст Удет предложил сделать из двух бомбардировщиков один, сцепив их крыльями. Что давало двукратное увеличение мощности, а самое главное возможность поднимать в воздух планера-тяжеловесы.

Для проекта были выбраны тяжелые бомбардировщики He 111. Два самолета получили центральную секцию с еще одним двигателем. Такая сцепка получила наименование He 111Z (Zwilling-близнецы). Обе пилотские кабины были сохранены. Только в левой кабине пилот мог управлять всеми двигателями и имел полное оборудование и приборы. Отвечал он и за выпуск и уборку левой стойки шасси, и управлял створками радиаторов левой группы двигателей. В правом фюзеляже, второй пилот отвечал соответственно за правую стойку и правую группу двигателей. Хотя сектора газа у него отсутствовали. В экипаже «сиамских близнецов» были еще два бортмеханика, два стрелка и один радист. Второй, правый пилот выполнял обязанности также штурмана. Такое вот распределение обязанностей было в необычном самолете.

He 111Z (Zwilling-близнецы)

Необычный самолет имел неплохие характеристики, был неприхотлив и принимал участие в боевых действиях на Восточном фронте.

Для сопровождения тяжелых бомбардировщиков ВВС США B-29 требовались дальние истребители. Для участия в налетах на Японию, не было подходящих самолетов сопровождения. Вот тут то американцы прибегли к опыту Люфтваффе. Они взяли самый массовый и самый, пожалуй, удачный самолет P-51 «Мустанг» и соединили его общим средним крыло, и общим стабилизатором. Так появился необычный North American F-82 Twin Mustang.

На 6 июля 1945 года, когда первый прототип XF-82 поднялся в воздух, война уже закончилась, но тем не менее Твин использовался в качестве ночного истребителя. Также он использовался и в своем основном качестве-дальнего истребителя сопровождения.

Но два самолета умудрялись соединять не только крыльями, конструктора догадались из двух самолетов сделать эдакую сцепку, когда один самолет сидит «верхом» на другом. А еще и не один, и не только верхом, а еще и под крыльями.

Таким была разработка инженера В.С. Вахмистрова. Самолет-авианосец, авиаматка, авиа звено, таким были названия необычного проекта, который официально назывался «Звено-СПБ» или составной пикирующий бомбардировщик.

На хорошо апробированный в локальных конфликтах бомбардировщик, конструктора Туполева, ТБ-3 крепились от одного до 4-5 истребителей. Это давало увеличение радиуса действия истребителей. А еще истребители могли нести тяжелые бомбы, с которыми не могли взлететь сами. На подходе к цели истребители отцеплялись от авиаматки, штурмовали с пикирования цель, и возвращались своим ходом на свой аэродром. Самолеты были подвешены под крылом и фюзеляжем, еще пара была на крыле.

При испытаниях такого необычного авианосца, собирался весь персонал испытательного института, зрелище прозвали «Цирк Вахмистрова».

Но «цирк» имел возможность продемонстрировать свою дееспособность и в боевых условиях Второй мировой. 26 июля 1941 года составное звено разбомбило нефтехранилище в Плоешти. Потерь не было. А 10 августа, «Звено-СПБ» утерло нос и остальным скептикам, особенно из штурмовых и бомбардировочных полков.

Мост Карла 1 через Дунай усиленно охранялся и истребителями противника и зенитками. Помимо регулярного снабжения техникой и войсками, через мост также проходил трубопровод из Плоешти в Констанцу.

ВВС РККА многократно предпринимали попытки бомбардировки моста. Но все были неудачными. И вот 10 августа, тройка звеньев- «циркачей» поднялась в воздух. Одно Звено из-за поломки вернулось на базу, пара оставшихся, благополучно выпустила истребители-бомбардировщики. Они с пикирования, с высоты 1800 метров удачно атаковали мост, и вернулись домой без потерь. 13 августа они повторили цирковой номер сильно разрушив мост.

В июле 43 года, с немецкого аэродрома взлетел непонятный самолет. По контурам это был бомбардировщик Ju 88 A4, на котором сидел «вцепившись» в него истребитель Bf 109F-4. Это был взлет прототипа авиационного комплекса Mistel («Омела»). В войсках прозванный «Папа и сын».

Бомбардировщик переделывался под сверхтяжелую бомбу. Для чего вместо остекления пилотской кабины ставился длинный конус детонатора, за которым располагалась взрывчатое вещество (1725 кг.). Самолет взлетал на всех двигателях, после набора высоты, истребитель выключал свой двигатель. При подлете к цели, двигатель «мессера» вновь запускался и он отцеплялся от бомбы, которая с пологого планирования летела на цель.

На фотографии представлен учебный вариант «Мистеля». На Ju 88 оставлена кабина пилотов для отработки взаимодействия пилотов, и отцепления истребителя. В данном случае FW 190 A -8 (F -8). Учебный «Мистель» был захвачен союзниками.

На «роль» бомбы и носителя пробовались и другие самолеты.

Планы Люфтваффе по бомбардировке советских электростанций и других стратегических объектов были сорваны стремительно наступавшими советскими войсками.

В Великобритании еще 1938 году уже была апробирована подобная сцепка двух самолетов. Это были две летающие лодки. Тяжелая лодка Maia с 4 двигателями, несла на себе более легкий поплавковый самолет Mercury, тоже с четырьмя двигателями. В испытаниях участвовал пилот фирмы «Юнкерс» Зигфрид Гольцбауэр, который впоследствии и предложил вариант сцепки самолетов Министерству авиации Германии.

А это уже ВМ-Т Атлант, разработанный мясищевским КБ в середине 80-х годов. Этот самолет был предвестником «Мрии» для транспортировки «Бурана».

Это еще не все необычные самолеты мира. В мире авиации достаточно необычных проектов, которые будут интересны все любителям техники и авиации.

В СССР, никогда не было недостатка в талантливых конструкторах и изобретателях. Проектировались, и воплощались в конструкциях, самые неожиданные технические решения, самые смелые и перспективные идеи.

Практически в каждом КБ, проектирующем самолеты, была своя инициативная группа молодых энтузиастов, которые предлагали неожиданные конструкции и нестандартные конструкторские решения.

22 июня 1966 года, со стапелей судоверфи «Волга», был спущен невиданный по тем временам аппарат. Было непонятно что это. То ли судно с крыльями, или самолет с корпусом лодки. Огромная, длиною около 90 метров, машина, имела небывалый вес в 544 тонны. Машина имела обозначение «КМ», корабль-макет. Но за рубежом, да и в наших авиационных кругах была тут же окрещена «Каспийским монстром», за устрашающий необычный вид.

Машина была уникальна своей универсальностью. Она могла взлетать как самолет, могла плыть как морское судно, или, благодаря своим особенным крыльям, лететь над водой со скоростью 500 км\час.

Испытания шли долго и трудно. Межведомственная неразбериха вносила хаос в работу КБ. Дело в том, что долго не могли решить к какому типу его отнести. По документации, он проходил как военное судно, и принадлежал ВМФ СССР. Хотя испытывали его летчики ВВС.

Испытания продолжались 15 лет, на специальной базе под городом Каспийск. Сырые, недоведенные двигатели, постоянно срывали графики испытаний. На КМ установили 10 ТРД ВД-7, тягой по 13000 кгс. Они и обеспечивали скорость до 500 км\час с грузом свыше 300 тонн!

Первый испытательный полет проводили летчики В.Ф. Логинов, и главный конструктор Р.Е. Алексеев.

К сожалению, в 1980 году, единственный экземпляр КМ, потерпел аварию, из-за ошибок пилотирования. Долгое время он оставался на плаву. Но попыток спасти машину не было. То ли не было средств для этого, то ли на проект махнули рукой. На радость военным блока НАТО, второй экземпляр не был построен. А в 90-е годы из-за хаоса в стране, про грозу морей и авианосцев и вовсе забыли.

Но, как говорится: новое-это хорошо забытое старое

И в последнее время, в СМИ прошли сообщения о возобновлении работ по проекту КМ. Уже создан уменьшенный макет, и готовится полноразмерный 500-тонный. В планах МО и ВМФ, оснастить боевыми экранопланами типа КМ и «Лунь» внутренние флота России к 2020 году.

ВВА-14. Амфибия вертикального взлета.

Еще один уникальный аппарат, уникального человека и конструктора Роберта Бартини.

Итальянец, дворянского происхождения, Роберт Бартини, еще в юности увлекся марксистским движением. Переехав в Советскую Россию в 30-х годах, он с увлечением занялся конструированием самолетов необычных схем.

Вертикально взлетающий экранолет ВВА-14 стал кульминацией конструкторской мысли этого конструктора.

Планировалось что самолет станет универсальным. Способным взлетать и с воды и с твердой поверхности. Причем взлетать как в обычном режиме, так и вертикально.

В 1976 году под Таганрогом испытывался окончательный вариант ВВА. Из-за недоведенности двигателей вертикального взлета, амфибию переоборудовали под экранолет, способный летать в режимах самолета и экраноплана.

Уже после смерти конструктора, машину пытались довести, но интерес у военных к ней пропал, двигатели для вертикального взлета так и не появились, и проект был закрыт.

На фото из музея в Монино, вынесенного в заголовок, видны остатки уникальной конструкции, уже без крыльев и двигателей.