Как раньше назывался адмирал кузнецов. Вооружения вмф крейсер кузнецов

Начало проектных работ по созданию крейсера проекта 1143.5 — 1978 год. Работы велись ленинградским ПКБ. Первый вариант – усовершенствованный аванпроект тяжелого авианесущего крейсера 1143. Проектирование ведется согласно научно-исследовательской работе под названием «Ордер», являющейся военно-экономическим обоснованием авианесущего крейсера с ядерной установкой проекта 1160.

Проектирование велось на основе следующих проектов:
— аванпроект 1160 – авианосец водоизмещением 80.000 тонн;
— проект 1153 – большой крейсер с авиационным вооружением (50 ЛА), водоизмещением 7000 тонн. Заложенных и построенных кораблей нет;
— проектный авианосец, рекомендованный Минсудпромом, водоизмещение 80.000 тонн, самолетов и вертолетов до 70 единиц;
— проект 1143М – авианосец, имеющий на вооружении сверхзвуковые самолеты типа Як-41. Это третий авианосный корабль проекта 1143 – 1143.3. Был заложен с 1975 году, принят в 1982 году, выведен из состава в 1993 году;
— проект 1143А – авианосец проекта 1143М с увеличенным водоизмещением. Четвертый построенный авианесущий крейсер. Заложен в 1978 году, принят в 1982 году. С 2004 года проходила модернизация корабля для индийских ВМС. Принят в состав ВМС Индии в 2012 году;
— тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 – это следующая пятая модификация проекта 1143 и пятый, построенный авианесущий крейсер.

В октябре 1978 года, постановлением Совета Министров СССР Министерству Обороны было поручено разработать тактико-техническое задание на проект корабля 1143.5, Министерству судостроительной промышленности выдать эскизный проект и технический проект к 1980 году. Предположительное начало серийного строительства кораблей проекта 1143.5 – 1981 год, окончание – 1990 год. Закладка и строительство кораблей — стапель «О» николаевского судостроительного завода.

Эскизный проект подготовили к 1979 году, в этом же году его одобрил главнокомандующий ВМФ С.Горшков. Через несколько месяцев, в 1980 году, глава военного ведомства Д.Устинов подписывает директиву Генерального штаба, в которой говорилось о необходимости изменения проекта 1143.5. Теперь срок готовности технического проекта отодвигался на 1982 год, строительство на 1986-91 годы. В апреле 1980 года, главнокомандующий ВМФ С.Горшков утверждает тактико-техническое задание с внесенными изменениями проекта.

Летом 1980 года все задействованные стороны – министерство судостроительной промышленности, министерство авиационной промышленности, Военно-Воздушные Силы и Военно-Морской Флот признают разработку проекта корабля 1143.5 полностью выполненной.
Однако изменения проекта продолжаются. Использование на корабле проекта 1143.5 авиационного вооружения прорабатывалось согласно постановлению Совета Министров СССР. В конце 1980 года ЦНИИ военного кораблестроения корректирует тактико-техническое задание на проект корабля 1143.5. Тогда же принимается решение о постройке второго корабля проекта 1143.4 (1143А) вместо корабля проекта 1143.5. Однако в дальнейшем проект снова дорабатывают — технический проект 1143.42.

В начале весны 1981 года от ГУК ВМФ на николаевский судостроительный завод поступает договор на производство заказа 105. Осенью 1981 года в проект корабля внесли изменения – водоизмещение увеличили на 10 тысяч тонн. Далее в проект вносятся следующие изменения:
— установка на борт корабля ПКР «Гранит»;
— увеличение авиационного вооружения до 50 единиц;
— трамплинный взлет самолетов без использования катапульты.

Окончательный технический проект 1143.5 был готов к марту 1982 года. Принят постановлением Совета Министров СССР № 392-10 от 7.05.1982 года.

1 сентября 1982 года корабль проекта 1143.5 заложили на модернизированном стапеле «О» николаевского судостроительного завода и присвоили название «Рига» с заводским номером 105. Через два месяца корабль переименовывают в «Леонид Брежнев». В декабре 1982 года началась установка 1-го блока корпусной конструкции. Кстати, это был первый корабль, состоящий из 24-х блоков корпуса. Блоки шириной корпуса, длиной 32 метра, высотой 13 метров, весом до 1,7 тысяч тонн. Надстройки корабля также устанавливались в виде блока.

Все двигательные и энергетические системы были заказаны на 1983-84 год. Их монтаж и установка велась на уже частично собранном корпусе, что привело к вскрытию палуб и некоторых переборок и сильно замедлило весь процесс строительства. Первые фотографии нового корабля, сделанные со спутника, появились во французской прессе в 1984 году, готовность ТАКР на этот год составляла 20%.

Корабль спущен со стапеля в конце 1985 года, вес корабля не превышал 32 тысяч тонн, готовность корабля оценена на 35,8%. В 1986 году главным конструктором проекта 1143.5 назначают П.Соколова. В середине 1987 года корабль снова переименовывают – теперь он стал называться ТАКР «Тбилиси», готовность корабля оценивается в 57%. Идет задержка постройки корабля (ориентировочно на 15 процентов) из-за срыва поставок различного оборудования. На конец 1988 года готовность ТАКР оценивается на 70%.

Ориентировочная стоимость корабля на 1989 год составила около 720 млн. рублей, из них почти на 200 млн. рублей идет задержка поставок оборудования и систем. В этом же году был назначен новый главный конструктор Л.Белов, готовность корабля оценена на 80%. На корабле установлено около 50-ти процентов радиоэлектронного оборудования и систем, большая часть оборудования прибыла на корабль в 1989 году.

Первый выход корабля в море произвели 20.10.1989 года . Его разрешили официально все участники проекта. Из готовых решений на корабле была готова к применению авиагруппа. Выход корабля был завершен 25.11.1989 года. Испытания авиагруппы начинаются 1.11.1989 года – Су-27К первым совершил посадку на палубу. Сразу после посадки произвел взлет с палубы ТАКР МиГ-29К.

Укомплектование корабля вооружением и радиоэлектронным оборудованием закончено к 1990 году, полная готовность корабля оценивается на 87%. Ходовые заводские испытания были проведены весной-летом 1990 года. В октябре 1990 года корабль последний раз меняет свое название, которое носит и поныне – ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». За время 1-го этапа проводимых испытаний корабль успешно прошел более 16 тысяч миль, более 450 раз взлетали самолеты с палубы корабля .

Госиспытания первого ТАКР проекта 1143.5 окончены 25.12.1990 года, после которых его принимают в состав ВМФ. Дальнейшие испытания корабля проходили до 1992 года на Черном море, после которых он уходит в состав Северного флота.

Проектное развитие корабля:

— усовершенствование проекта 1143 – было предложено пять вариантов, основные прорабатываемые узлы: катапульта, аварийный барьер, аэрофинишеры, КТУ. Водоизмещение до 65.000 тонн. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит»;

— проект 1143.2 – следующий вариант усовершенствования корабля. Основные прорабатываемые узлы: две катапульты, увеличенный ангар, летная палуба. Водоизмещение до 60.000 тонн. Основное вооружение: авиагруппа в составе 42 ЛА (часть из которых возможно вертолеты);

— эскизный вариант проекта 1143.5 – предложенный вариант прорабатывали по возможности докования. Водоизмещением до 65.000 тонн. Вооружение – авиагруппа из 52 машин (30 самолетов и 22 вертолета) и 12 пусковых ПРК «Гранит»;

— проект 1143.5 (Устинова-Амелько) – изменения проекта корабля под требования министерства обороны. Прорабатываемы узлы: трамплин, КТУ или АЭУ проектов 1143.4/1144. Водоизмещение до 55.000 тонн. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит» и авиагруппа из 46 самолетов типа Як-41;

— проект 1143.5 (ЦНИИВК) – подкорректированный проект ЦНИИ военного кораблестроения. Водоизмещение до 55.000 тонн. Прорабатываемые узлы: добавлена катапульта резерва, уменьшена конструкция корпуса, уменьшен запас авиационного топлива. Основное вооружение: авиагруппа в составе 46-ти ЛА (самолёты укороченного и вертикально взлета типа Як-41).

— проект 1143.42 – подкорректированный проект в пользу второго корабля проекта 1143.4. Водоизмещение до 55.000 тонн. Прорабатываемые узлы: увеличение палубы, катапульта. Основное вооружение: авиагруппа в составе 40 ЛА (присутствуют самолеты ДРЛО), ПКР «Базальт»;

— проект 1143.42 (корректировка МО) – откорректированный проект по решению военного ведомства. Водоизмещение — до 65.000 тонн. Прорабатываемые узлы: трамплин. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит», авиагруппа в составе 50 ЛА.

Устройство и конструкция ТАКР проекта 1143.5

Конструктивно корабль состоит из 24-х блоков, весом около 1,7 тысячи тонн каждый. Корпус сварного исполнения с 7 палубами и 2 платформами. При строительстве корабля использовали два крана «Кане» финского производства, грузоподъемность каждого 900 тонн. Корпус корабля покрыт специальным радиопоглощающим покрытием. Если условно поделить корабль на этажи, то их количество составит 27 этажей.

Всего внутри корабля выполнено 3857 помещений различного назначения , из которых отметим: каюты 4-х классов – 387 помещений, кубрики – 134 помещений, столовые – 6 помещений, душевые – 50 помещений. При строительстве корабля было использовано более 4 тысяч километров кабельных трасс, 12 тысяч километров труб различного назначения.

Корабль получил сквозную палубу площадью более 14.000 м 2 с трамплином под углом 14,3 градуса в носовой части корабля. На трамплине и кромках углов палубы установлены профилированные обтекатели. На взлетную палубу самолеты доставляются 40-тонными подъемниками (правый борт) на нос и корму корабля. Ширина палубы – 67 метров. Участок посадочной полосы длиною 205 метров и шириной 26 метров расположен под углом 7 градусов. Поверхность палубы покрыта специальным противоскользящим и термостойким покрытием «Омега», а участки вертикального взлета/посадки покрыты термостойкими плитами «АК-9ФМ».

С левой и правой стороны от пусковых идут две взлетные полосы (длина разбега 90 метров), которые сходятся в верхнем окончании трамплина. Третья взлетная полоса длиной 180 метров (левый борт ближе к корме). Для обеспечения защиты обеспечивающего персонала и ЛА от взлетающих самолетов на палубе используют дефлекторы с охлаждением. Для посадки ЛА на палубу используют аэрофинишеры «Светлана-2» и аварийный барьер «Надежда».

Посадку самолета осуществляют с помощью радиосистемы ближней навигации и оптической системы посадки «Луна-3». Закрытый ангар длиною 153 метра, шириною 26 метров и высотою 7,2 метра вмещает 70% штатной авиагруппы. В нем так же хранятся тягачи, пожарные машины специальный комплекс средств для обслуживания ЛАК. В ангаре выполнена цепная полуавтоматическая система транспортировки штатных ЛА, транспортировка ЛА на палубе производится с помощью тягачей. Ангар разделен на 4 отсека складными огнеупорными шторами с электромеханическим управлением, для обеспечения противопожарной безопасности.

Конструктивная защита надводной части корабля экранированного типа, внутренние защитные преграды – композитные конструкции по типу сталь/стеклопластик/сталь. Основным материалом выбрали высокопрочную сталь (предел текучести 60 кгс/мм 2). Цистерны авиатоплива, топлива и боезапаса защищены с помощью локального коробчатого бронирования. Впервые при строительстве отечественных кораблей применяют подводную конструктивную защиту. Глубина ПКЗ около 5 метров. Из 3-х продольных перегородок, вторая была бронированной многослойного типа. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении 5-ти смежных отсеков, длиной не более 60 метров.

Силовая установка – котлотурбинного типа, состоящая из 8 новых паровых котлов, 4 главных турбозубчатых агрегатов ТВ-12-4, обеспечивающих общую мощность 200.000 л.с. Движители – 4 винта с фиксированным шагом. Энергетика – 9 турбогенераторов, общей мощностью 13500 кВт, 6 дизельных генераторов общей мощностью 9000 кВт.

Вооружение и оснащение ТАКР проекта 1143.5

12 подпалубных ПУ ударного ПКР «Гранит» размещены у самого основания трамплина. Пусковые прикрыты бронекрышками заподлицо с палубой. Системы постановки помех 4 ПУ ПК-10 и 8 ПУ ПК-2М с боекомплектом 400 выстрелов (СУ «Терция»).

Зенитное вооружение корабля – 4 модуля зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» с боезапасом 192 ракеты, 8 модулей ЗРАК «Кортик» с боезапасом 256 ракет, 48.000 снарядов. Модули установлены побортно, обеспечивая круговой обстрел воздушных целей.

Артиллерийское вооружения корабля – три батареи АК-630М с боезапасом 48.000 боеприпасов.
Противоторпедное вооружение корабля – две 10-ствольные установки РБУ-12000, установленные в корме побортно. Боезапас 60 РГБ.
Авиагруппа – по проекту 50 ЛА. На 2010 год в его составе находились 18 Су-33, 4 Су-25Т, 15 Ка-27 и 2 Ка-31.

Радиотехническое вооружение и оборудование корабля – 58 систем и комплексов, основные из них :
— БИУС «Лесоруб»;
— СОИ «Тройник»;
— комплекс дальнего целеуказания «Коралл-БН»;
— многофункциональный РЛК «Марс-Пассат» с фазированной антенной решеткой;
— трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА»;
— двухкоординатная РЛС «Подкат» обнаружения низколетящих воздушных целей;
— комплекс навигации «Бейсур»;
— оборудование связи «Буран-2»;
— станции активных помех МП-207, МП-407, ТК-Д46РП;
— РЛС управления полетами «Резистор»;
— комплекс радиоэлектронной борьбы «Кантата-1143.5»;
— комплекс гидроакустики «Полином-Т»;
— станции гидроакустики «Звезда-М1», «Амулет», «Алтын»;
— навигационные радиолокационные станции «Наяда-М», «Вайгач-У»;
— станция звукоподводной связи «Штиль»;
— система космической связи «Кристалл-БК»;
— система боевого управления ЛА «Тур-434»;
— телевизионная система посадки «Отведок-Раскрепощение»;
— станция наведения «Газон»;
— система автоконтроля «Контроль».

Антенные устройства большинства систем и комплексов размещены на надстройке корабля. Радиосредства приемо-передачи — более 50 единиц. Это 80 трактов приема-передачи информации и данных, большая часть которых может работать одновременно.

Вспомогательное оборудование насчитывает более 170 наименований и состоит из 450 отдельных единиц.

Спасательные средства корабля – командирский катер проекта 1404, два катера проекта 1402-Б, два 6-весельных яла (проект ЯЛ-П6), 240 ПСН-10М (спасательные плотики в контейнерах).

Основные характеристики ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» :
— длина – 304,5 метра;
— ширина КВЛ/палуба – 38/72 метра;
— осадка – 10,5 метра;
— высота трамплина над водой – 28 метров;
— водоизмещение стандарт/полное/максим. – до 46.000/59.000/67.000 тонн;
— скорость эконом/макс – 18/32 узла;
— дальность эконом/макс хода – 8000/3800 миль;
— автономность плавания – 1,5 месяца;
— личный состав корабля экипаж/летный состав – 1533/626 человек.

В этом году ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» :

— 8 января – в составе корабельной авианесущей группы ВМФ РФ вошел с Сирийский порт Тартус с официальным дружеским визитом;

— 16 февраля – в составе корабельной авианесущей группы ВМФ РФ завершил поход по Средиземному морю и возвратился в базу приписки Североморск;

— 2012-17 гг. – должна начаться модернизация корабля, работы будут проводиться производственным объединением «Севмаш».

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки

Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Чтобы просматривать видео на сайте - включите JavaScript, и убедитесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 видео.

«Адмирал Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки. Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Система ПТЗ имеет глубину 4,5 м и состоит из трех камер: расширительной, поглощения (заполненной топливом), фильтрационной. Между двумя последними находится защитная переборка переменной по высоте толщины, из высокопрочной вязкой стали Ак-25. Паровые ТЗА аналогичны установленным на «Баку».
По проекту авиагруппа должна была состоять из 24 палубных самолета и 42 вертолетов, однако штатная численность машин не была достигнута из-за нехватки средств. Контроль посадки самолетов обеспечивала оптическая система «Луна». В носовой части авианосца «Адмирал Кузнецов» установлены 12 под-палубных пусковых установок для ударных крылатых ракет П-700 «Гранит». Четыре шестиракетных модуля ЗРК «Кинжал» размещаются в носу и корме на бортовых спонсонах.

Оборону корабля обеспечивают 8 зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик», 6-30-мм артустановок АК-630М, 2 ПУ комплекса противоторпедной защиты «Удав». Параллельно с постройкой корабля шла отработка палубных самолетов для него и авиационно-технического оборудования. В Крыму на аэродроме Ново-Федоровка был построен полигон со стальным летным полем в виде корабельной палубы, получивший название «Нитка». Летом 1982 г. на нем были произведены первые взлеты Су-27 и МиГ-29 с наземного трамплина с углом 8,5 градуса. Через год начали отработку аэрофинишера «Светлана-2». 1 сентября 1984 г. состоялась первая посадка Су-27 при помощи аэрофинишера.
В 1985 г. самолеты обычной схемы начали взлетать с более крутого трамплина (угол 14 градусов), принятого для ТАКР. 1.09.1989 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». В тот же день с борта корабля поднялся в воздух на самолете МиГ-29 летчик-испытатель Тахтар Аубакиров. До завершения государственных испытаний корабля с него было выполнено более 300 полетов. Однако строевые летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» гораздо позднее.

20.01.1991 г. «Кузнецов» вошел в состав Северного флота. Пришедшая в упадок экономика государства значительно осложнила и задержала освоение корабля, комплектацию его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей. Только в 1993 г. на Северный флот прибыли предназначенные для авианосца самолеты и лишь в следующем году удалось подготовить десять строевых корабельных летчиков.
В конце августа 1995 г. они совершили свои первые посадки на ТАКР, а в сентябре «Кузнецов» принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения.
Что касается проблемы базирования, то она так и осталась нерешенной. Правда, для «Кузнецова» соорудили плавучий причал в Ура-губе, но береговую электростанцию и котельную построить не смогли. Кораблю для обеспечения своей жизнедеятельности приходится постоянно «гонять» два главных котла.

Еще в процессе эксплуатации «Киева» на Севере выяснилась одна интересная особенность. Авианесущий корабль имеет огромную верхнюю палубу, которая в холодное время (восемь месяцев в году) активно охлаждается. Поскольку система отопления в суровых условиях Заполярья не справляется со своими обязанностями, происходит постоянное образование конденсата, вызывающее коррозию палуб, переборок, кабель-трасс, выход из строя приборов. Кроме преждевременного старения кораблей, низкие температуры и большая влажность значительно ухудшают бытовые условия экипажа. Так, на «Кузнецове» в кубриках, расположенных в оконечностях корабля, температура зимой не поднимается выше 10-12 градусов.

Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»
Водоизмещение 55000 (70500) тонн
Размеры 304,5 х 38 х 10,5 м

Мощность четырехвальной энергоустановки 200000 л.с.: 4 ПТ
Скорость 32 узла

Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах

Вооружение 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 РАК «Кортик», 6-30-мм автоматов АК-630М, 2 РБУ-12000
Авиагруппа (март 1996 г.) 15 истребителей Су-27К, 1 Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27, 1 вертолет Ка-31

Тяжёлый авианесущий крейсер, проекта 11435, известный на западе как "Кузнецов" класс, "Орёл" класс или как тип 11435, был построен на Черноморском судостроительном заводе на в г.Николаев. Проект разработан на основе предшествующего ТАКР "Адмирал Горшков" (бывший "Баку"), проект 11434, который был заложен в 1982 году, но превосходит его по водоизмещению (58500 тонн по сравнению с 40000 тонн) и имеет несколько меньшую скорость (30 узлов по сравнению с 32 у "Адмирала Горшкова".

Авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (проект 1143.5) был заложен в 1985, а второй корабль этого же типа "Варяг" - в 1988, но его строительство не было завершено.

Проект 1143.5 может оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и морской ракетоносной авиации российского флота. Корабль может поражать надводные, подводные и воздушные цели.

Авиационное вооружение:

Площадь лётной палубы составляет 14700 квадратных метров и лётная палуба оснащена расположенной под углом 12 градусов взлётно-посадочной полосой. Лётная палуба оборудована аэрофонишёрами. Два подъёмника доставляют авиатехнику из ангара на лётную палубу.

Корабль имеет возможности по вместимости и обслуживанию на 16 самолётов Як-41М (известен под кодовым наименованием НАТО "Фристайл") и 12 самолётов Су-27К (Су-33) (Кодовое наименование НАТО "Фланкер") входящих в авиасоединение самолётов и соединение вертолётов включающее 4 Ка-27ЛД (Кодовое наименование НАТО Хеликс), 18 Ка-27ПЛО и 2 Ка-27С.

Ракетное вооружение

Корабль оснащён противокорабельными ракетами Гранит (поверхность-поверхность), оборудовано 12 пусковых установок. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием "Shipwreck" и имеют дальность свыше 400 километров.

Противовоздушное ракетно-артиллерийское вооружение включает противовоздушные ракеты Клинок с 24 вертикальными пусковыми установками и 192 ракетами. Эта система защищает корабль от противокорабельных ракет, самолётов, беспилотных летательных аппаратов и надводных кораблей. Управление осуществляется с помощью многоканальной РЛС с фазированной решёткой с электронным управлением. Система включает управляющую систему, подпалубную пусковую установку с четырьмя пусковыми модулями барабанного типа, каждый из которых имеет 8 ракет и ракетами "поверхность-воздух" в контейнерной пусковой установке. Система может достигать частоты запуска 1 ракета каждые 3 секунды. Четыре цели могут быть атакованы одновременно в секторе 60 х 60 градусов. Дальность поражения составляет 12-15 километров.

Противовоздушная система Каштан, изготовляемая Тульским машиностроительным заводом имеет 4 командных и 8 боевых модулей с 256 противовоздушными ракетами. Система обеспечивает защиту от "точного" оружия, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, самолёты, вертолёты и малоразмерные морские цели. Радиус действия ракет 1,5 - 8 километров. Орудия могут вести огонь со скорострельностью до 1000 выстрелов в минуту на дальность 0,5 - 1,5 километров. Зенитные орудия - AK630 АД.

Противолодочное вооружение

Корабль оборудован системой противолодочной обороны Удав-1 с 60 противолодочными ракетами. Удав-1, поставляемый Научно-Производственной Ассоциацией "Сплав", защищает надводные корабли отвлекая и уничтожая торпеды противника. Система также обеспечивает защиту от подводных лодок, карликовых подводных лодок и диверсионных средств, таках как подводные мотоциклы. Система имеет 10 секций и способна вести огонь глубинными реактивными снарядами 111СГ, ставить минные заграждения (111СЗ) и использовать отвлекающие снаряды (111СО). Дальность действия составляет до 3000 метров по горизонтали и до 600 метров по глубине.

Акустическое и радиолокационное оборудование

РЛС корабля включают РЛС обнаружения воздушных и морских целей, РЛС обнаружения низколетящих целей (обнаруживают низколетящие самолёты и ракеты), РЛС управления полётами, навигационную РЛС и четыре РЛС управления огнём для системы ПВО Каштан.

Корабельное гидролокационное оборудование включает расположенный в корпусе корабля гидролокатор обнаружения и управления вооружением, действующий на средних и низких частотах, способный обнаруживать торпеды и подводные лодки. Противолодочная авиация корабля оборудована РЛС поиска надводных целей, погружными гидролокаторами, погружными буями и детекторами магнитных аномалий.

Электронные системы корабля

Корабельные электронные системы включают Боевой информационный центр и систему боевого авиасопровождения. Корабль имеет навигационную систему и средства связи, включая спутниковую связь.

Ходовые качества

Корабль оснащён 8 котлами и 4 паровыми турбинами, каждая мощностью 50000 л.с., вращающими 4 вала с винтами фиксированного диаметра. Максимальная скорость составляет 29 узлов, дальность плавания на максимальной скорости - 3800 миль. Максимальная дальность плавания на скорости 18 узлов составляет 8500 миль.

Комплектация

Экипаж корабля насчитывает 1960 человек, включая 200 офицеров. Также корабль укомплектован 626 чел. лётно-технического состава, включая 40 чел. командного состава. 3857 помещений корабля включают 387 кают, 134 помещения для экипажа с 50 душевыми, 6 столовыми, 120 складскими помещениями и 6000 метров коридоров и переходов.

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — наш единственный авианосец и самый большой военный корабль российского флота за всю его более чем трехвековую историю.

Формально «Адмирал Кузнецов» авианосцем не является: по официальной классификации этот корабль в период постройки и строительства именовался тяжелым авианесущим крейсером, а после включения в состав ВМФ — тяжелым авианосным крейсером (ТАВКР). Однако его часто называют авианосцем, поскольку он таковым и является — и по конструкции, и по кругу решаемых задач. Рождению этого корабля предшествовал долгий путь проб и ошибок. По субъективным причинам советское руководство упорно не желало утверждать постройку авианосцев, считая их слишком дорогими и уязвимыми. В качестве альтернативы в СССР строились ТАВКР проектов 1143 и 1143.4 с самолетами вертикального взлета и посадки Як-38М. Лишь в 1978 году было принято постановление Совета министров о создании корабля проекта 1143.5 с полноценной палубной авиацией на борту. Правда, предложение оснастить ТАВКР катапультами так и не утвердили. Из-за жесткого требования ограничить полное водоизмещение корабля цифрой в 55 тыс. т конструкторам пришлось пойти на ряд компромиссов, но к весне 1982 года разработку проекта удалось завершить.

ОПИСАНИЕ

ТАВКР проекта 1143.5 (с 1981 года — 11435) отличается чисто «авианосной» архитектурой со смещенным к правому борту «островом». Площадь сквозной полетной палубы — 14 800 кв. м, угловая часть размерами 205 х 26 м располагается под углом 7 градусов к диаметральной плоскости. Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки «Луна» и бортовые самолетоподъемники. Носовая часть оснащена трамплином. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций — по 100 м, с третьей позиции — 200 м.

Корпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб; общее число внутренних помещений различного назначения — 3857. Ангар площадью 153 х 26 м по высоте занимает три межпалубных пространства (7,2 м). Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов (вместо применяющихся за рубежом тягачей-буксировщиков); тягачи используются лишь для подачи летательных аппаратов на платформы лифтов.

В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива — около 2500 т. Подводная противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из трех продольных переборок, одна из которых (2-я) бронированная (многослойная). Энергетическая установка включает 4 турбозубчатых агрегата ТВ-12-4 и 8 паровых котлов КВГ-4. По сравнению с предшественником-ТАВКР «Баку» проекта 1143.4-за счет увеличенного запаса топлива повысились дальность плавания и автономность: последняя составила 45 суток.

По сложившейся в нашем флоте традиции ТАВКР оснастили ударными ракетами «Гранит», размещенными в 12 подпалубных наклонных шахтах. Весьма мощным стало и зенитное вооружение: 4 модуля вертикальных пусковых установок ЗРК «Кинжал» и 8 новейших ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик». Численность авиакрыла по проекту — 50 самолетов и вертолетов. Радиоэлектронное вооружение: боевая информационно-управляющая система «Лесоруб» и многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», система радиоэлектронной борьбы «Созвездие-БР», гидроакустический комплекс «Звезда-М1». Всего на борту корабля было смонтировано более 450 единиц радиооборудования различного назначения.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Основным назначением ТАВКР «Адмирал Кузнецов» считается обеспечение прикрытия района развертывания стратегических атомных подводных лодок. Правда, отличные характеристики самолета Су-33 теперь позволяли успешно бороться с вражеской противолодочной авиацией и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения даже при наличии у них истребительного прикрытия. Таким образом, наш флот наконец-то получил необходимый «воздушный зонтик», без которого действовать за пределами прибрежных вод в условиях современной войны практически невозможно.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в декабре 1991 года перешел из Черного моря на Северный флот, в последующие годы осуществлял отработку полетов авиакрыла, проводил учебные стрельбы в Баренцевом море. В декабре 1995 — марте 1996 года он возглавил многоцелевую группу в походе на Средиземное море. За время боевой службы пройдено 14 156 миль, выполнено 524 полета самолетами и 996 вертолетами. В 2004, 2005, 2007-2008, 2008-2009 и 2011 -2012 годах «Адмирал Кузнецов» совершал дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море, в 2015-2018 годах участвовал в операции в Сирии. На ближайшее время запланирована модернизация корабля. В частности, предполагается полностью обновить состав авиагруппы: вместо выработавших ресурс Су-33 на вооружение авианосца поступят 26 палубных истребителей МиГ-29К.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ»

  • Водоизмещение, т:
    стандартное: 46 540
    полное: 61 400
  • Размерения, м:
    длина максимальная: 306,5
    ширина максимальная: 72
    осадка: 10,5
  • ГЭУ: паротурбинная мощностью 200 000 л. с.
  • Максимальная скорость хода, узлы: 29
  • Дальность плавания: 7680 миль на скорости 18 узлов, 3850 миль на скорости 29 узлов
  • Вооружение: 12 ПУ ПКРК «Гранит», 4 х 6 ВПУ ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР), 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего рубежа «Кортик», 2 РБУ-12000 «Удав», 6 30-мм автоматических артустановок АК-630М
  • Состав авиагруппы:
    — по проекту: 36 истр. Су-27К или МиГ-29К, 14 верт. Ка-27
    — на 1996 г.: 15 истр. Су-33 (Су-27К), 1 штурм. Су-25УТГ, 11 верт. Ка-27
    — на 2013 г.: 10 истр. Су-33,2 штурм. Су-25УТГ, 12 верт. Ка-27,2 верт. Ка-31
  • Экипаж, чел.: 1960 + 626 авиагруппа

Возможно вам будет интересно:




Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» предназначен как для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника так и для авиационного прикрытия оперативных соединений кораблей - авианосной многоцелевой группы (АМГ) и придания ей боевой устойчивости.
«Адмирал Кузнецов» - единственный боевой корабль проекта 11435 "Кречет" , создавался как своего рода компромисс между линией развития кораблей с самолетами вертикального взлета и посадки (проекты 1143, 1143.4, остался "Адмирал Горшков") и разработанными в 1970-е гг., но так и оставшихся неосуществленными проектами полноценных авианосцев с катапультным взлетом самолетов и атомной главной энергетической установкой (проекты 1160 и 1153). Проектная численность авиакрыла на ТАВКР - 50 летательных аппаратов (ЛА), включая 36 истребителей Су-27К, 14 вертолетов Ка-27.

Команда корабля для пр. 1143.5 составляет 1 960 человек, включая 200 офицеров. Также на корабле размещены 626 человек летного персонала и 40 человек - штаб соединения кораблей. 3 857 корабельных помещений включают 387 кают, 134 кубриков команды с 50 душевыми, 6 кают-компаний, 120 складских помещений и 6 000 метров коридоров.

Разработка корпуса базируется на более раннем классе типа "Киев"(1143.4, "Адмирал Горшков"), который был заложен в 1982 году, но с большим водоизмещением - 58 500 тонн по сравнению с 40 400 тоннами, и имеет несколько медленную скорость 29 узлов по сравнению с 32 узлами на пр.1143.4.
В месте с тем к орпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб. Ангар площадью 153х26 м по высоте занимает три межпалубных пространства (7,2 м) и вмещает 70% штатного числа ЛА. Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов (вместо применяющихся за рубежом тягачей-буксировщиков); тягачи используются лишь для подачи ЛА на платформы лифтов. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование (НКЗ) прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива - около 2500 т. ПТЗ шириной 4,5 м состоит из трех продольных переборок, одна из которых (2-я) бронированная пакетная (многослойная).

Энергетическая установка практически полностью повторяет примененную в проекте 1143.4, но за счет увеличенного запаса топлива дальность плавания 18-уз. ходом повысилась до 8000 миль. Автономность выросла в 1,5 раза.

ТАВКР проекта 1143.5 (с 1981 г. - 11435) отличается чисто «авианосной» архитектурой со смещенным к правому борту «островом». Площадь сквозной полетной палубы - 14800 кв.м, угловая часть размерами 205х26 м располагается под углом 7° к ДП. Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки «Луна» и бортовые самолетоподъемники. От предполагавшихся катапульт отказались на заключительном этапе разработки проекта - их заменили носовым трамплином с углом схода ЛА 14°. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций - по 100 м, с третьей позиции - 200 м.

- 30 мм AK-630 зенитные автоматы, 8 x 6 с 24 000 патронов

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб» и многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», средства РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1».