Виды рекламных стратегий. Рекламная стратегия Рекламная стратегия организации

Рекламные стратегии предприятия

Под стратегией в общем смысле понимается общее планирование деятельности, которое охватывает длительный период времени. Основная задача стратегии заключается в эффективном использовании имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели.

Рекламная стратегия представляет собой элемент общей стратегии предприятия, показывающий каким образом оно должно использовать имеющиеся в наличии ресурсы для увеличения продаж и доходности в долгосрочной перспективе.

Стратегия создает общие направления развития, которые должны способствовать повышению эффективности предприятия;

Отличие стратегического планирования от принятия оперативных управленческих решений заключается в том, что в разработке стратегии как правило, меньше достоверной информации;

Стратегия может изменяться в зависимости от появления новой информации;

Стратегическое планирование отличается от оперативного управления тем, что представляется сложным поиск цифровой полезности принятых решений, в связи с чем требуется корректировка системы оценок, основанных на сочетании цифровых характеристик (к примеру, издержки в валютном выражении) и высококачественных оценок.

Анализ состояния рынка;

Оценка текущего состояния предприятия;

Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности предприятия;

Сегментация рынка и анализ потребителей;

Анализ стратегических альтернатив и выбор рекламной стратегии;

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

В анализ рынка входит:

Установление границ рынка;

Расчет емкости рынка;

Определение текущей рыночной доли предприятия;

Оценка уровня конкуренции;

Определение тенденций развития рынка.

Основным инструментом анализа рынка являются рекламные исследования.

В ходе оценки текущего состояния предприятия производится анализ:

Экономической деятельности предприятия: финансовых результатов, структуры издержек, наличия ресурсов;

Производственных возможностей: технологические возможности, потенциал предприятия;

Маркетинговой деятельности: эффективности маркетинговых затрат, системы сбора и анализ информации, используемые каналы распространения.

Помимо этого большинством предприятий применяются методы портфельного анализа, такие как АВС-анализ, матрица БКГ, матрица МКК, матрица GE/McKinsey, SWOT-анализ и другие.

Анализ конкурентов включает в себя:

Определение конкурентов предприятия;

Оценка рыночной доли конкурентов;

Определение целей конкурентов;

Определение стратегий конкурентов;

Оценка сильных и слабых сторон конкурентов;

Анализ возможных реакций конкурентов на изменение стратегии предприятия;

Выявление основных конкурентов предприятия и определение стратегических действий по отношению к ним.

Определение конкурентов предприятия должно заключаться в выявлении не только прямых, но и косвенных конкурентов. Различают следующие уровни конкуренции:

Конкуренция в рыночном секторе - это наиболее узкий круг конкурентов. В данном случае предприятие фокусирует свое внимание на конкурентах, которые предлагают свои товары, аналогичные товарам предприятия, на том же рынке и по тем же ценам. Ограниченность рекламной стратегии лишь данным уровнем делает предприятие крайне уязвимым;

Конкуренция в отрасли. В данной ситуации под конкурентами рассматриваются как предприятия, предлагающие похожие товары на тех же рынках, так и товары-аналоги (товары-заменители);

Конкуренция за удовлетворение похожих потребностей - в качестве конкурентов рассматриваются предприятия, предлагающие товары, которые способны удовлетворить те же потребности, что и предлагаемый товар. Например, конкурентами газированной воды, могут считаться производители соков и минеральной воды, поскольку все они способны удовлетворить жажду;

Общая конкуренция - конкуренция за денежные средства потребителей. С развитием рынка возникают ситуации, когда определенные отрасли перестают существовать. Примером можно назвать видео-кассеты, которые постепенно перестали использоваться с появлением других, более совершенных носителей информации.

При анализе конкуренции необходимо найти определенный баланс между важностью такого анализа и объемами требуемой информации. Выявление и анализ большого круга конкурентов требует такого же объема информации, огромных финансовых и временных затрат, что делает анализ неэффективным с экономической точки зрения.

Важным этапом разработки рекламной стратегии является установка целей, в ходе которого происходит формулировка желаемого будущего состояния предприятия и его позиции на рынке. Оно и становится целью рекламной стратегии. Главными задачами данного этапа являются:

Определение задач, подлежащих решить;

Определение необходимости решения задач;

Определение иерархии целей.

Цели любой рекламной стратегии должны быть связаны с основными целями предприятия и его миссией. Они должны быть построены в виде иерархии: за достижением целей низшего уровня должно следовать достижение вышестоящих целей. Определение целей является важным этапом любого планирования, в том числе разработки рекламной стратегии.

Сегментация рынка - разделение потребителей на группы, схожие по определенным признакам;

Определение времени и способа воздействия на выбранные сегменты.

Сегментирование рынка представляет собой процесс структурирования рынка, которое основывается на неоднородности будущих покупателей и их потребительского поведения. Сегментирование рынка является важным условием для осуществления дифференцированного маркетинга.

Покупатели могут отличаться между собой по различным характеристикам: предпочтениям, потребностям, финансовым возможностям, привычками и пр. Исходя из деления покупателей на группы по определенным признакам, предприятие может определить в каком именно товаре нуждается та или иная группа, какие средства стимулирования сбыта необходимо использовать.

Поскольку потребности каждого человека являются уникальными, каждый потребитель уже может считаться отдельным рыночным сектором, однако с экономической точки зрения нецелесообразно выделять на рынке слишком малые группы потребителей, поскольку это приведет к существенному повышению затрат на маркетинговые мероприятия. Вместо этого, предприятие должно выделить относительно крупные группы потребителей, которые отличаются друг от друга требованиями к товару и реакцией на рекламные сообщения. Например, предприятие может разделить покупателей на группы в зависимости от их уровня дохода, либо от возраста, либо от того и другого вместе. Чем больше характеристик лежит в основе сегментирования, тем выше будет количество выделяемых групп, а размеры каждого сегмента будут уменьшаться. Важным в данном процессе является определение баланса между всеми характеристиками, положенными в основу сегментирования и размеров сегментов.

После осуществления сегментирования рынка требуется проанализировать каждый выделенный сегмент для того, чтобы определить их рыночный потенциал и осуществить выбор в пользу некоторых из них. Для этого предприятию необходимо определить оптимальное число сегментов и требования к ним.

Оценка и прогноз ресурсоемкости и прибыльности будущих товаров предприятия;

Прогноз конкурентоспособности товаров предприятия;

Прогноз объемов реализации и установление рыночных цен на товары;

Прогноз объема выручки и прибыли;

Выбор средств и временных промежутков контроля.

Одной из важных особенностей рекламной стратегии является необходимость рассмотрения каждой конкретной рекламы, входящей в нее. Рекламная стратегия должна быть основана на одной основной теме. Таким образом, вся реклама призвана постоянно напоминать потребителям о продукции или предприятии. При помощи этого достигается основная цель любой рекламной кампании - завоевание или удержание доли рынка.

На сегодняшний день в практике активно используется термин «уникальное торговое предложение» (УТП), значение которого заключается в том, что при помощи рекламы потенциальному потребителю как бы делается конкретное предложение: «Купи эту продукцию и получишь такую-то выгоду». Для ТОО, чтобы УТП сработало, требуется выполнение двух условий:

Важным в рекламной стратегии является также правильное позиционирование товара. Потребитель, увидев или услышав рекламу нового товара, находит место в своем сознании среди других аналогичных товаров. Товар при этом может оказаться в числе необходимых, или, напротив, ненужных ему. В таких ситуациях эффективность рекламной стратегии будет зависеть от следующих факторов:

Правильности определения предприятием места товара в восприятии потенциального потребителя;

Альтернативой в рекламной стратегии предприятия может стать выбор виды рекламы. Реклама может быть двух видов: аргументирующей или эмоциональной. Аргументирующая реклама предоставляет потребителю информацию о товаре при помощи изложения обоснованных выводов, по какой причине он должен приобрести данный товар. В основе такой рекламы находится понимание рекламы в качестве искусства продажи товара при помощи слова.

На сегодняшний день все большую популярность завоевывает другой вид рекламы - эмоциональной. Эмоциональная реклама является эффективным средством влияния в основном на молодежную аудиторию. Основными инструментами данной рекламы являются художественные средства и эффекты. Эмоциональная реклама основывается на том, что большинство товаров похожи между собой, и, соответственно, выбор потребителя зависит от тех чувств, которые они испытывает к конкретной торговой марке. Данные чувства при этом редко становятся результатами только лишь рациональных рассуждений.

На сегодняшний день большинство крупных предприятий пересматривают свои рекламные стратегии, постоянно изменяя художественные средства их реализации, а также основную тему и идею. Зачастую за основу рекламной стратегии берется задача изменения негативного мнения о торговой марке. Так, например, японским предприятиям после Второй мировой войны потребовалось около 30 лет, чтобы доказать всему миру, что их продукция высокого качества, что им безусловно удалось. За счет эффективных рекламных стратегий японские производители донесли до потребителей всего мира информацию о своих товарах.

Рекламная стратегия - это правило для копирайтера №2 в развернутом виде. В глобальном плане разработка рекламной стратегии - это самый главный этап рекламной кампании. Суть рекламной стратегии в том, чтобы донести до потребителя конкретную выгоду, разрешение проблемы или другое преимущество материального или психологического свойства, которое даёт приобретение товара.

Существуют всего две причины, по которым люди покупают товары:

Товар помогает решить какую-либо утилитарную проблему или проблему, которая может возникнуть;

Обладание товаром позволяет психологически приобщиться к чему-либо такому, что нравится человеку, что он считает для себя важным.

Разработка творческой рекламной стратегии как раз и состоит в том, чтобы определить, какой утилитарный и/или психологически значимый смысл должна придать товару реклама, чтобы покупатель отд ал предпочтение «нашему» товару, а не какому-то другому товару из той же группы. Иными словами, рекламист должен четко определить, какой смысл должен быть вложен в рекламное обращение, какое реальное (или воображаемое) свойство товара должна донести реклама, и какой целевой аудитории оно должно быть адресовано.

ИНФОРМАЦИЯ - СТРАТЕГИЯ - ТВОРЧЕСТВО

Информация:

На этом этапе необходимо собрать всю имеющуюся информацию о товаре, и среди его всех его преимуществ выбрать одно уникальное торговое преимущество - УТП.

Стратегия:

Определить концепцию продукта. Здесь необходимо определить что есть такое рекламируемый товар.

Решить - Конкретный «целевой» человек.

Решить - какое впечатление мы собираемся произвести на потребителя

Творчество:

Придумать - как донести концепцию до потребителя средствами рекламы. То есть придумать идею, выраженную в слогане.

Придумать ситуацию. После того, как суть, стратегия, концепция, УТП товара наконец-таки выражена в слогане, тогда можно приступать и к разработке конкретной ситуации под этот слоган, или рекламного текста, завязанного на этом слогане.

получил название рационалистической рекламы, второй - эмоциональной, или проекционной рекламы. Два этих типа стратегий используют как разные каналы сообщения. В первом случае доминирует вербальная информация(рекламный текст), а во втором - невербальная (рекламные образы, музыка, шоу-эффекты и так далее).

Практическая часть

У каждой компании свои собственные цели и своя собственная маркетинговая стратегия. Поэтому нельзя выбрать какую-либо стратегию в виде шаблонной или назвать ее самой эффективной.

Вместе с тем возможно обобщение определенного опыта. Так, еще в начале 90-х годов 20-го века компания Information Resources , Inc . (IRI ) подвела итог своего исследования, в рамках которого было проанализировано 389 успешных рекламных кампаний и экс­периментов, связанных со СМИ (реклама считалась успешной в том случае, если IRI была уверена на 80%, что увеличение объема продаж произошло не случайно). Оказалось, что «не существует очевидной взаимосвязи между увеличением процента вло­жений и ростом объема продаж.

– В успешных медиа-проектах стремились либо расширить целевую аудито­рию, либо сместить акценты на определенную группу потребителей…

– Вполне вероятно, что пользу от увеличения вложений в рекламную дея­тельность получают те группы товаров, объемы продаж которых и без того увеличиваются и которые часто покупают.

– После успешной кампании наблюдалось увеличение объема продаж в тече­ние до двух лет при обычных затратах на рекламу.

– Агрессивное стимулирование сбыта (снижение цены) только препятствует достижению рекламного эффекта, тогда как стимулирование потребителя (купоны, дающие право на скидку или бесплатный приз; розыгрыш круп­ных призов среди покупателей) увеличивает ее эффект.

– Новые торговые марки и расширение ассортимента товара обычно сильнее реагируют на рекламные акции, чем уже существующие наименования то­варов».

Виды рекламных стратегий

Считается, что есть только две причины, по которым люди покупают: когда продукт помогает им решать некую утилитарную проблему или когда обладание продуктом позволяет человеку психологически приобщиться к чему-то, что ему нравится, что он считает важным для себя.

В зависимости от того, на чем строится рекламная мотивация – на утилитарных свойствах продукта или на его психологически значимых (часто воображаемых) достоинствах – рекламу часто делят на два типа: рациональная и эмоциональная.

По одной из известных классификаций, все продукты можно поделить на четыре «эмоционально-рациональные» группы:

– вызывающие чувства с большим к ним интересом (например, косметика, ювелирные изделия, модная одежда и аксессуары);

– вызывающие чувства с низким к ним интересом (например, пиво, сигареты, кондитерские изделия);

– вызывающие размышления с большим к ним интересом (прежде всего, это дорогие товары: автомобили, бытовая техника и пр., это также риелторские, финансовые услуги и т.д.);

– вызывающие размышления с низким к ним интересом (таковы недорогие товары – стиральные порошки, чистящие средства, бензин).

Считается, что чем меньше размышлений и интереса вызывает продукт, тем меньше логических аргументов и больше эмоциональных внушений используется в его рекламе. И наоборот: чем больше размышлений и интереса вызывает продукт, тем больше аргументов и меньше эмоций нужны в его рекламе.

Рациональный характер рекламы предполагает использование относительно большого числа фактов, аргументов, доказательств, цитат и пр. в сочетании со схемами и иллюстрациями или без них. Рекламодатель строит свое предложение логически и, переходя от одной детали к другой, постепенно приближается к своей цели: убедить потенциального потребителя. Потребитель обрабатывает получаемую информацию и формирует свое, осмысленное отношение к ней.

Но бывают ситуации, когда человека не надо убеждать, когда нужно только внушающее действие. Это происходит в тех случаях, когда продукт не обладает реальными полезными для потребителя качествами или они не выделяют его на фоне конкурентов, а также когда на рынке у товара нет конкурентов или производитель (рекламирующий товар персонаж) обладает бесспорным авторитетом, или же сам реципиент плохо либо вовсе не знаком с данной продуктовой категорией и не имеет четкого мнения о ней.

Деление рекламы на рациональную и эмоциональную во многом искусственное и условное. Практически все сообщения в той или иной степени несут и информационную, и эмоциональную нагрузку. Более того, со времен известного рекламиста Россера Ривса самой удачной принято считать ту рекламу, которая воздействует и на разум, и на чувства, в которой рациональное утверждение обернуто в эмоции. Конечно, соотношение рациональных и эмоциональных элементов в различных ситуациях будет разным.

Принято считать, что вербальный текст является основным носителем рациональной информации в рекламном сообщении, а иконический (иллюстративный) эффективнее в передаче эмоциональной. Поэтому же многие разделяют мнение, что печатные СМИ лучше подходят для изложения логических доводов и сведений, а аудиовизуальные медиа – для передачи человеку чувств и настроений.

Возникшие и называемые в разное время по-разному, все виды рекламных стратегий успешно применяются в сегодняшней рекламной практике и ни одну нельзя считать устаревшей. Различие между ними состоит в способе сопоставления главного утверждения о конкретном продукте с рекламными утверждениями конкурентов. И если базисное деление – стратегию рационального или эмоционального типа – предпочесть, в значительной степени определяется характером самого продукта, тем, какие свои потребности (реальные утилитарные или психологически значимые) потребитель удовлетворяет, то выбор той или иной стратегии из данного типа зависит, прежде всего, от рыночной ситуации.

Рекламные стратегии рационального типа

Как родовая определяется стратегия, при которой качества продукта и польза от его употребления заявляются прямо, без сравнения с другими, без указаний на его специфические характеристики, отличающие его от конкурентов. Подобное рекламное утверждение подошло бы для рекламы любого товара из данной категории, и в этом смысле оно имеет обобщающий, родовой характер. Например, «При боли и спазмах» можно было бы сказать не только о «Но-шпе», но и о любом спазмолитике, однако таким образом препарат утверждается в сознании потребителей как синоним целой категории продуктов, как ее ярчайший представитель, как Спазмолитик с большой буквы. И каждое последующее средство воспринимается как препарат «вроде» Но-шпы.

Но данный подход уместен только при наличии определенных условий: у торговой марки есть монопольное или хотя бы доминирующее положение на рынке либо когда продукт на рынке новый, незнакомый. (Так рождаются названия-понятия: аспирин, кеды, ксерокс, анорак, памперс и т.д.) Только в подобной ситуации такое (не очень-то убедительное и аргументированное) рекламное утверждение может формировать и длительное время поддерживать позиции лидера на рынке.

В основе другой стратегии – стратегии преимущества – лежит декларация превосходства определенного товара или услуги над конкурентными продуктами того же типа, которое имеет скорее некий количественный характер (выражается словом «более») и не представляет собой качественно иное/новое свойство. В общем случае речь идет об улучшенном составе, более низкой цене, более широком спектре применения, более длительном сроке хранения, более удобной упаковке и т.п. Например, данное средство моет в два раза больше посуды («Fairy »), а подгузники впитывают влагу в два раза быстрее («Pampers ») и т.д.

Х. Рэнк, углубленно анализировавший методы рекламной стратегии данного типа, создал известную модель «интенсификации/ослабления». В соответствии с ней рекламист может интенсифицировать не только положительные свойства рекламируемого продукта, но и отрицательные качества конкурентных товаров или же редуцировать слабые качества рекламируемого продукта и достоинства конкурентов. Например, реклама «Vanish » доказывает свои преимущества перед конкурентами (на практике это преимущества кислородного отбеливания по сравнению с хлорным), подчеркивая негативные последствия от употребления других отбеливателей – портят цвет цветной одежды и структуру белой ткани («Что же вы наделали?! Вы же ее испортили!»)

Считается, что данный подход обычно эффективнее на начальном этапе завоевания рынка, когда реклама конкурентов все еще строится на родовой стратегии.


Другим видом стратегии является уникальное торговое предложение . Термин был введен известным идеологом рациональной рекламы Р. Ривсом, а идея заключается в противопоставлении так называемой «витринной» рекламе, где за красивыми словами не стоит ничего, существенно отличающего данный продукт от продукта конкурентов. По мнению Ривса, каждое рекламное сообщение должно предлагать потребителю конкретную специфическую пользу, причем такую, которую, во-первых, конкуренты не могут или просто не догадались предложить, и, во-вторых, имеющую значительный мотивационный потенциал для потребителей. Так в сознании потребителей продукт приобретает определенную индивидуальность, особенность, уникальность, которую он воспринимает как важную и привлекательную для себя. Например, «Tik -Tak » – это конфетки, которые освежают дыхание, но не полнят («Свежесть только в двух калориях»), а «Dirol Drops » – конфетки, которые освежают и полезны для зубов. Они полезны для зубов в том числе и потому, что не содержат сахара, т. е. они тоже не полнят, но этот «поезд» уже «увели» конкуренты, а потому следует выдвинуть на первый план антикариесные свойства. Это показывает, что не обязательно, чтобы рекламируемое уникальное свойство было присуще только данному товару.

Во всех этих случаях продукты действительно обладают заявленными качествами и могут доставить потребителю соответствующие пользы. Но налицо есть и реальное (истинное) уникальное торговое предложение.

Однако уникальное торговое предложение может быть и просто плодом эффективной риторики со стороны рекламистов. Например, пиво «Афанасий» – знаковое пиво!» не за какие-то действительные «заслуги», а за то, что имеет термознак на этикетке, показывающий степень охлажденности напитка. В подобных ситуациях речь идет о воображаемом (лживом) уникальном торговом предложении. Хрестоматийным стал пример с рекламой сигарет «Cool ». На английском «Cool » означает «холодный, невозмутимый, крутой». Слоган гласил «Бросьте горячие сигареты – курите Cool !». Так в сознании потребителей рекламируемая марка противопоставляется всем остальным, приобретая уникальное отличие. Совершенно очевидно, что данное отличие не существует в действительности, а является результатом игры слов, плодом воображения рекламиста.

Во многих случаях, когда описанные рекламные стратегии по тем или иным причинам неприменимы (продукт не является лидером на рынке, не превосходит в чем-либо своих конкурентов и не обладает уникальными свойствами), можно с успехом применить стратегию п озиционирования . Этим понятием обозначают метод определения самой выгодной позиции продукта в ряду конкурентных товаров, отыскания для него свободной рыночной «ниши» в товарном многообразии и в сознании потребителей.

Некоторые исследователи считают, что «позиционирование имеет стратегическое значение, им занимаются многие люди в цепочке от производства до авоськи – и производитель, и торговец, и рекламист, но окончательное позиционирование делается потребителем».

Другие считают ее самой эффективной стратегией в условиях рекламного бума, когда рынок насыщен товарами, а человек перегружен рекламными сообщениями, создающими сильный информационный шум, и новому продукту очень трудно завоевать себе место в сознании потребителя.

В некотором смысле правы те, кто полагает, что новых товаров не бывает. Каким бы ни был новый продукт, человек моментально сопоставит его с уже существующими и определит его как более или менее похожий на что-то другое. Мысленное позиционирование, как процесс определения места нового продукта в ряду уже существующих, является рыночной формой реализации идеи о том, что познание – это процесс сопоставления нового знания с уже полученным.

Но ряд блестящих примеров удачного позиционирования, например, автомобилей «Playboy » как машины для свободного времени, или «Saab » как самого подходящего автомобиля для норвежской зимы, или «Нивы» – самой пригодной для российских дорог, доказывает, что этот процесс требует углубленного знания рынка и высокого творческого потенциала. В литературе, посвященной рекламе, описано множество приемов позиционирования товара или услуги так, чтобы они выделялись на фоне конкурентов. Это можно сделать, представляя продукт, как первый появившейся на рынке («Rank Xerox »: Мы научили мир копировать»); как второй за лидером («Мы только №2» фирмы «Avis », действительно позволившей ей стать №2 после «Hertz », или «Другой суп», сделавший «Crosse & Blackwell » чуть ли не единственной альтернативой «Campbell ’s Soup »); как направленный на определенный рыночный сегмент (например, на молодежь «Pepsi : Generation Next »), и т.д.

Представляется, что только последние два подхода предлагают принципиально иной метод рекламирования, который, вероятно, и следует называть позиционированием – поиск незанятой рыночной позиции и выстраивание относительно лидера рынка.

Рекламные стратегии эмоционального типа

Образы и символы часто оказывают более сильное мотивационное воздействие и дают более мощный толчок к покупке, нежели «разумные» доводы. В современном мире все больше покупок совершается не в силу жизненной необходимости, и они направлены не на удовлетворение «реальных» потребностей, а потребностей иного, психологического естества. Как заявил в одном своем интервью всемирно известный итальянский модный «император» Лучано Бенеттон («Benetton »): «Мы делаем одежду для людей, которые в ней не нуждаются».

В таких случаях реклама может помочь человеку найти «место» для определенного продукта в своем мире, в своей ценностной системе, ассоциировать рекламируемый товар или услугу с объектом, имеющим положительную психологическую значимость. Она способствует эмоциональному распознаванию продукта среди его конкурентов. С помощью образов и ассоциаций реклама формирует определенные символьные характеристики предметов, которые имеют не меньшую значимость, чем физические характеристики. Поэтому считается, что телевидение – самый подходящий рекламоноситель для сообщений, построенных на стратегии эмоционального типа, хотя и радио (с его возможностями «театра воображения»), и глянцевые журналы (с их безупречностью в передаче изображения) способны с ним конкурировать.


Применение такого типа рекламы уместнее всего в тех случаях, когда желанный выбор того или иного продукта, той или иной марки может быть обоснован не рационально, а только эмоциональными или эстетическими пристрастиями. Иногда она с успехом применяется как «контрапункт» – когда реклама конкурентов строится исключительно на рациональной основе. (Так выстроена, например, реклама «Pril », в которой спор трех «граций», кому мыть посуду, разрешается красивым молодым человеком – любителем мытья посуды с помощью данного средства. В отличие от конкурентов, стремящихся убедить домохозяек в «своих» моющих и ценовых, иными словами – разумных, преимуществах, создатели данного рекламного клипа пытаются продать им надежду, что найдется такой домашний рыцарь, который сделает за них нудную работу.)

Когда речь идет о рекламе, основывающейся на эмоциональных механизмах воздействия, «классики» рекламы (Д. Огилви, Р. Ривс, П. Мартино и др.) используют термин «имидж марки ». Но в наши дни все настойчивее складывается мнение, что имидж марки – всего лишь один из методов создания рекламы, воздействующей на чувства человека, наряду с резонансом и аффективной рекламной стратегией. Разница между ними не так ясно очерчена, как между стратегиями рационального типа. Со значительной долей условности их можно определить как стратегии, фокусирующие внимание, соответственно, на образе жизни (действительный или желанный), на образе мысли и на образе чувствования человека.

Стратегия «имидж марки» рассчитывает превратить предмет рекламы в символ определенного социального или психологического типа людей, создать устойчивую связь рекламируемой марки с ярким человеческим образом
(с его стилем жизни, поведения, с его средой и кругом общения и так далее), который должен быть привлекателен для потенциального потребителя, соответствовать его представлениям о себе самом или о том, кем он хотел бы быть. Продавая вместе с рекламируемым продуктом и желанный образ, реклама помогает потребителю посредством продукта подчеркнуть свою индивидуальность и свою принадлежность к определенному социальному слою или психологическому типу. Но с помощью рекламируемого продукта потребитель не только выражает себя, он самоидентифицируется с неким эстетизированным или психологически значимым образом, каковым он в действительности, как правило, не является. В таком смысле реклама – это фабрика иллюзий, которые человек покупает себе вместе с рекламируемым товаром.

Многие исследователи доказывают, что приверженцы той или иной марки сигарет, спиртных или безалкогольных напитков, косметических средств и других продуктов очень часто при тестовом употреблении не могут отличить свой любимый продукт от конкурентных марок или распознают его ошибочно. Например, в исследовании, проведенном пивоваренной компанией «Anheuser -Bush », респонденты были заранее классифицированы по их мотивации употребления пива, после чего они были ознакомлены с отрывками из рекламных роликов четырех вроде бы новых сортов пива с выдуманными названиями. Герой каждого клипа олицетворял один из установленных потребительских стереотипов. Респонденты не подозревали, что все сорта пива идентичны. «Процент выбравших марку, соответствующую их типу личности, оказался гораздо выше, чем можно было бы предположить. Большинство из них даже были убеждены, что хотя бы одна из марок вообще не годится к употреблению...».


Это показывает, что предпочтения к определенному роду продуктов часто формируются не на базе действительных различий в потребительских качествах, а на основе внушенных представлений. То есть выбор той или иной марки в значительной степени определяется тем, чей имидж оказался привлекательнее для данного потребителя – добродушного толстяка (пиво «Толстяк»), ответственного бизнесмена («Солодов»), беззаботного тусовщика («Клинское»), изобретателя-романтика («ПИТ») или белого медведя («Белый медведь») и пр.

Другой эффективной стратегией для создания рекламы продукта, при покупке которого ведущими оказываются иррациональные мотивы, является резонанс . В таких рекламных сообщениях обыгрываются актуальные проблемы общественной, политической, экономической или культурной жизни страны в данный момент. Резонанс могут вызывать и вечные темы, и непреходящие общечеловеческие ценности.

Данный тип рекламы ставит своей целью придать продукту психологически значимый смысл, связав его с некими важными для индивида ценностными понятиями или волнующими его идеями (а не с определенным социальным либо психологическим образом, как в имиджевой стратегии). Ярким примером могут служить рекламы различных общественных организаций и институтов, например, фондов охраны дикой природы и экологии. Но этот же механизм применяется и в торговой рекламе. Например, реклама «Pizza Hut » конца 90-х годов с Михаилом Горбачевым превращала вкушение пиццы чуть ли не в причастие свободы. Любой призыв купить отечественный товар рассчитывает вызвать своеобразный патриотический резонанс у потребителя. Нередко косметические фирмы специально отмечают, что их дезодоранты не содержат фреона и не вредят озоновому слою атмосферы или что продукт не испытывался на животных.

В марте 2006 года компания Lumix провела рекламную кампанию, резонирующую с солнечным затмением. Накануне на телевидении был показана реклама «Завтра впервые в 21 веке полное затмение. Спонсор солнечного затмения Lumix ». После затмения вышла реклама «Надеемся, вам понравилось полное солнечное затмение. Спонсор солнечного затмения Lumix ».

Аффективная стратегия рассчитывает вызвать эмоциональную сопричастность у человека с помощью юмора, неожиданных сюжетных ходов, игры слов и образов и т.п. Данный тип рекламы тоже стремится перенести приятные чувства, возникшие от контакта с рекламным сообщением, на рекламируемый продукт. Но она, в отличие от предыдущих двух типов, не стремится придать продукту некую социальную или психологическую значимость, приобщить потребителя к некому стилю жизни или ценностной позиции, а просто старается доставить ему удовольствие, рассмешить его, взбодрить, произвести на него впечатление каким-либо образом. Таким образом, с возгласом незадачливого электрика «Е-мое! Что же я надел-то!», на российский рынок ворвался «Twix ».

В последние годы аффективная реклама уже не стремится быть обязательно приятной – важно быть шокирующей. Классическим примером такого рекламного подхода стала реклама фирмы «Benetton » – ее послания довольно вызывающие, часто идут вразрез с «хорошим тоном», даже отталкивающие, но всегда впечатляющие. (Примечательно, что так вызывающи бывают пока только рекламные изображения. Может быть, мы скоро станем свидетелями и скандального вербального текста.)

Многие рекламисты отдают предпочтение аффективной стратегии, потому что она предоставляет большую творческую свободу, которой они нередко злоупотребляют, реализуя свои неудовлетворенные творческие амбиции за счет финансовых средств рекламодателей. В результате, даже если само «произведение» вышло удачным, потребитель запоминает рекламу, а не сам продукт или конкретную торговую марку. О таких ситуациях величайший рекламист 20 века Билл Бернбах говорил: «Простое буйство воображения, несвязанные с делом думы и грезы, вольные упражнения в графической акробатике и словесной гимнастике, – это не есть креативность. Креативный человек держит свое воображение в узде. Он запрягает его так, чтобы каждая мысль, каждая идея, каждое слово, которое он вставляет, каждая линия, которую он выводит, каждый блик и каждая тень в каждой фотографии, которую он снимает, делает более яркими, более достоверными и более убедительными главную тему или достоинство продукта, которые он решил донести до потребителя».

А еще реклама, основывающаяся на аффективной стратегии, устаревает морально гораздо быстрее – что может быть досаднее пересказывания старых анекдотов, например. В ней тяжело поддерживать преемственность между различными «поколениями» рекламных посланий, теряется внутренняя логика в развитии рекламной темы, а это грозит потерей кумулятивного эффекта от серии рекламных сообщений.

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге

Андрей Крылов Консультант, ст. партнер компании Living Eyes Consulting
Зуенкова Ольга Media planner

Расчет необходимой рекламной нагрузки для достижения потребительской лояльности строится аналогично действиям при планировании рекламной коммуникации по “знанию”. Различие в том, что связь между лояльностью и потреблением выше, чем между знанием и потреблением.

Про этот вариант постановки цели перед агентством можно сказать не так много, т.к. он применяется редко и не разработан подробно.

Не следует путать маркетинговые и коммуникационные цели, о которых говорилось в предыдущих вариантах постановки цели рекламной кампанией. Маркетинговые цели – достигаются изменением целевого поведения потребителей, в то время как коммуникационные цели ведут к изменению образа мышления потребителя и величины этих показателей в целевой аудитории. При этом целевое поведение, из которого образуются маркетинговые показатели, формируется в большой степени именно из восприятия потребителем торговой марки. Таким образом, коммуникационные и маркетинговые показатели взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При постановке рекламодателем задачи перед агентством в виде маркетинговой цели последнее переводит их через исследования в коммуникационные задачи и с помощью текущих коэффициентов перехода, положения бренда и прочих факторов вычисляет необходимое рекламное воздействие и его бюджет. Но при этом, как мы упоминали ранее, агентство должно согласовать свою рекламную стратегию со всеми, необходимыми для достижения данной цели, вышестоящими стратегиями и контролировать их осуществление.

Наиболее оперативно и точно маркетинговый отклик на рекламу (в виде увеличения уровня продаж, доли рынка) может быть увиден при совмещении: уровня покупок данной торговой марки (например, оперативно при сканировании шрих-кодов продуктов в супермаркетах) и достигнутого уровня рекламной интенсивности (например, на телевидении как основном носителе рекламной коммуникации, измеряемое пиплметром). В данном случае можно оперативно соотнести воздействие рекламы на потребительское поведение покупателей супермаркетов. В иных случаях измерение маркетинговых показателей в зависимости от коммуникационного воздействия осуществляется с некоторым запаздыванием во времени, и в качестве контрольных параметров при этом замеряют коммуникационные показатели торговой марки.

На рисунке 5 приведен пример из практики изменения во времени коммуникационных и маркетинговых показателей марки при наложение их на рекламную интенсивность (измеренную в 30” TRP).

Рисунок 5 : Пример совмещения коммуникационных и маркетинговых показателей марки

При всех положительных и результативных аспектах реализации цели в терминах маркетинговых показателей существуют такие сложности как фактор доверия рекламодателя агентству, фактор ресурсов (интеграционных, технических, интеллектуальных и т.д.) агентства и рекламодателя и т.п. Данные работы требуют высокого уровня развития как рекламодателя, так и агентства, а так же их тесных партнерских отношений и долгосрочной совместной работы. При этом имея достаточное глубокое понимание бизнеса и торговой марки рекламодателя агентство отвечает перед клиентом за изменение маркетинговых показателей его торговой марки и, как промежуточный результат, часто ее текущие коммуникационные показатели.

Переход от коммуникационных и маркетинговых показателей к оценке стоимости бренда

Маркетинговые стратегии, направленные на две разные цели: увеличения доли рынка и максимизацию прибыли принципиально различны. Например, некоторые стратегические кампании по продвижению торговой марки могут в краткосрочном плане не вызывать ощутимой реакции потребителей, а значит, существенного изменения маркетинговых показателей марки. Предпосылками более долгосрочного и стратегического подхода к планированию рекламных кампаний и их интеграции в маркетинговую стратегию являются следующие факты:

  • Бизнес в России стал более цивилизованным, рынки структурировались и на них постоянно растет конкурентная борьба
  • Существенное место в успехе компании начинает занимать:
    • интеллектуальный потенциал и способность к инновациям
    • корпоративная стратегия развития
    • бренд, его репутация и долгосрочное развитие
  • Вышеперечисленные аспекты у стратегически развивающейся компании становятся жизненно важными наравне с такими финансовыми показателями как:
    • прибыль
    • свободный денежный поток
    • валовая прибыль
  • Рекламная кампания, направленная на решение лишь коммуникационных задач без учета маркетинговой стратегии и “сущности и характера” (позиционирования) бренда ведет к:
    • исчерпанию потенциала роста коммуникационных показателей торговой марки на целевую аудиторию
    • отсутствию четкого и / или размытию имеющегося позиционирования торговой марки в сознании потребителей
    • стагнации и отсутствию развития бреда и его привлекательности для потребителей

Непредусмотренное изменение или ошибочное позиционирование в ходе рекламной кампании может за несколько лет или даже год "убить" сильный некогда бренд. Любые коммуникационные цели рекламной кампании должны быть подчинены маркетинговой стратегии и быть адаптированы к будущему развитию бренда. То есть в долгосрочной перспективе становится более важна работа по повышению стоимости бренда, чем по увеличению текущей доли рынка. Отсюда возникает новый тип постановки задачи перед рекламной кампанией – в терминах стоимости бренда.

Бренд добавляет товару потребительскую стоимость. Стоимости бренда – это на данный момент самая показательная и надежная оценка, т.к. прибыль как показатель успешности бизнеса уже не играет той роли, как раньше, ведь часть ее должна быть реинвестирована обратно в бизнес. Бренд же участвует в создании денежных потоков, т.е. той части прибыли, которая безболезненно для фирмы может быть изъята из ее оборота, и, например, роздана акционерам. Итак, бренд дает своим владельцам:

  • повышение приверженности потребителей
  • снижение уязвимости перед действиями конкурентов или в условиях рыночного кризиса
  • увеличение маржи
  • создание потоков свободных денежных средств
  • поддерживает более благоприятную реакцию потребителей на рост либо снижение цен
  • укрепляет торговое и посредническое сотрудничество, поддерживает дилеров
  • способствует росту эффективности маркетинговых коммуникаций
  • открывает перспективы для расширения и лицензирования бренда
В стратегической, долгосрочной перспективе развития бизнеса наиболее эффективной является работа не по проведению “хорошей” рекламной кампании или по увеличению доли рынка и даже не по увеличению объема чистой прибыли за вычетом расходов на маркетинг, а работа по повышению стоимости бренда и его эффективности.

Главный результат оценки стоимости бренда для рекламных агентств – оценка эффективности инвестиций в рекламу и другие инструменты развития бренда, а так же оценка собственных действий по сравнению с мероприятиями конкурентов рекламодателя. Т.к. возможно возникновение таких ситуаций, когда эффективные в краткосрочном плане маркетинговые решения в перспективе не создают или разрушают стоимость бренда, подрывают его позиционирование в рыночной перспективе, то периодическая проверка стоимости бренда наравне с мониторингом коммуникационных и рыночных показателей марки является мероприятием необходимым для стратегического построения успешного бизнеса.

Применение методики оценки стоимости бренда при планировании рекламных кампаний в России находится в стадии становления . Данная методика должна взаимодействовать с другими мероприятиями по повышению стоимости бренда. Этот метод, из всех приведенных, наиболее долгосрочный (программы могут быть рассчитаны на срок в несколько лет), высокотехнологичный и затратный. При реализации рекламных кампаний, направленных на повышение стоимости бренда, важно соблюдать баланс между долгосрочными целями бизнеса и текущими маркетинговыми задачами

Таблица 2 в обобщенном виде отражает некоторые показатели четырех рассмотренных методов постановки целей рекламной кампании (продвижения).

Таблица 2 : Сводная схематичная таблица постановки задач и их специфики

Задача в терминах

Результат, цель

Угрозы

Последовательность действий

Сроки цикла,

Инвестиции

Знания

Увеличение знания марки

Не всегда ведет к улучшению маркетинговых показателей продвигаемой ТМ, иногда может повредить бренду

измерение знания до РК -> постановка цели по знанию ТМ -> количество контактов и медиаплан -> реализация РК -> измерение знания после РК

От месяцев до года

От десятков тысяч до миллионов долларов

Лояльности

Увеличение лояльности к марке

Иногда может нанести вред бренду в долгосрочной перспективе, даже при увеличении текущих маркетинговых показателей

измерение лояльности до РК -> постановка цели по лояльности -> коммуникационная платформа РК (перевод лояльности в знание и количество контактов, медиаплан) -> реализация РК -> измерение лояльности после РК

Около года

От сотен тысяч до миллионов долларов

Марке-тинговых показателей

Улучшение маркетинговых показателей ТМ

В долгосрочной перспективе может нанести ущерб бренду при ошибочном позициониро-вании и несогласованности стратегий разного уровня

измерение маркетинговых и коммуникационных показателей до РК -> постановка цели по маркетинговым показателям -> стратегия маркетинговых коммуникаций, интегрированная в маркетинговую стратегию -> реализация ИМК -> измерение маркетинговых и коммуникационных показателей после РК

Более года, обычно от двух

От нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов

Стоимости бренда

Увеличение стоимости бренда

Данная технология долгосрочна, поэтому ее необходимо сочетать с вышеперечисленными для более оперативного реагирования на текущую ситуацию

измерение стоимостных, маркетинговых и коммуникационных показателей до РК -> постановка соответствующей цели -> долгосрочная стратегия развития бренда и маркетинговых коммуникаций, интегрированная в маркетинговую стратегию -> реализация мероприятий по увеличению стоимости бренда -> измерение показателей после РК (коммуникационных, маркетинговых, стоимостных бренда)

Обычно от двух до 5 лет и более

От нескольких миллионов до десятков миллионов долларов и более

Книга Адама Ферье (Adam Ferrier) «Рекламный эффект: как менять поведение» (The Advertising Effect: How to Change Behaviour), возможно, одна из лучших в области рекламы. В ней описывается 10 эффективных рекламных стратегий, каждая из которых сопровождается научным обоснованием.

Ферье – поклонник действенной рекламы, которая влияет на людей через действия, а не ощущения. Поскольку , как известно, не эффективна в прямом убеждении, автор предлагает 10 способов влиять на действия потребителей. Логика проста: лучший способ убедить кого-то – позволить им убедить самих себя. Происходит это вполне естественно, если вы побудите людей действовать в соответствии с желаемой моделью поведения. Почему? Потому что мы склонны согласовывать наши ощущения и действия, чтобы избежать дискомфорта когнитивного диссонанса. Другими словами, если вы влияете на действия, вы влияете на ощущения.

При этом изменение ощущений – только средство достижения конечной цели, конечная цель – изменение поведения (покупать, покупать больше, тратить больше). Действенная реклама фокусируется на том, что действительно важно – изменении поведения. Ферье считает, что реклама должна изменять поведение, если этого не происходит, реклама не имеет никакой ценности.

Структура действенной рекламы

В основе рекламного эффекта лежит структура действенной рекламы, которая состоит из мотивации на совершение действия и простоты совершения этого действия. Соответственно, чем больше потребитель мотивирован, и чем проще действие, тем более он склонен к его совершению. Поэтому чтобы повлиять на поведение, нужно повлиять на мотивацию и простоту совершения действия.

Что влияет на мотивацию

Индивидуальные стимулы: В чем мой интерес? Выиграю ли я от этого, и в какой степени?

Социальные нормы: Что другие подумают обо мне, если я совершу это действие?

Что влияет на простоту

Способность: У меня есть для совершения этого действия необходимые ресурсы, компетенции и навыки?

Возможность: Внешние условия позволяют совершить это действие?

Ориентируясь на эту схему, можно создавать рекламу с учетом поведенческой психологии (мотивация, способность и возможность – основные элементы намерения совершить действие). Ферье представил эту модель в четырех простых шагах, которые помогут вам создавать :

  1. Четко сформулируйте бизнес-цель
  2. Определите, какое определенное изменение в поведении требуется для достижения этой цели
  3. Выберите для себя одну из десяти стратегий, которые позволят вам изменить поведение
  4. Разработайте креативную идею на основе выбранной модели


Мотивационные стратегии

«Моделирование» : подразумевает привлечение вдохновляющих личностей – знаменитостей или экспертов, чтобы побудить потребителей к совершению действия. Например, кампания Nespresso с Джорджем Клуни:

«Владение» : приглашение публики стать частью кампании, чтобы они почувствовали себя ее владельцами (эффект обладания). Например, кампания Share a Coke:

«Коллективизм» : создание или укрепление социальных норм правильного или желаемого поведения. Например, кампания Dove For Real Beauty Evolution Sketches:

Стратегии упрощения

«Устранение проблем »: реклама, которая частично или полностью снимает барьеры (реальные, вымышленные или предполагаемые) на пути к совершению действия, делая его максимально простым и не требующим усилий. Например, кампания Impulse Saver от Westpac:

Модель Ферье доказала свою эффективность, решив сразу две проблемы рекламного мира:

  • Во-первых , она ориентирована на бизнес, а не идею в индустрии, где до сих пор правит тирания креативных директоров. Модель Ферье переворачивает иерархию агентств обратно на голову: креативный директор находится в подчинении у бизнес-цели и выбранной стратегии.
  • Во-вторых , модель Ферье ориентирована на поведение, а не идею, что переворачивает подход внимание – интерес – желание – действие с ног на голову. Вместо использования идеи для влияния на умы с целью вызвать интерес и убедить, модель Ферье влияет сразу на поведение, упрощая процесс принятия решения.