Коммерческие и некоммерческие унитарные организации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации

Виды юридических лиц

Гражданский кодекса РФ классифицирует юридические лица на
коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации – это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49 Гражданского кодекса РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными.
Сделки, совершенные иными коммерческими организациями, в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных статьей 173 Гражданского кодекса.

Другая классификация юридических лиц, предусмотренная Гражданским кодексом РФ, основывается на особенностях прав учредителей (участников) юридического лица на имущество юридического лица.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных), относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц.

А. Коммерческие организации

Гражданский кодекс РФ исчерпывающим образом определяет виды коммерческих организаций. К ним относятся:

  • хозяйственные товарищества и общества,
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия,
  • производственные кооперативы.

Хозяйственные товарищества и общества

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. К хозяйственным товариществам относятся:

  • полные товарищества,
  • товарищества на вере (коммандитные товарищества).

К хозяйственным обществам относятся:

  • акционерное общество,
  • общество с ограниченной ответственностью,
  • общество с дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть:

  • индивидуальные предприниматели,
  • и (или) коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть:

  • граждане
  • и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.
К общим признакам хозяйственных товариществ и обществ относятся:

  1. Разделение уставного (складочного) капитала на доли (паи).
  2. Вкладом в имущество могут быть деньги, ценные бумаги,
    другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие
    денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного
    общества производится по соглашению между учредителями
    (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом,
    подлежит независимой экспертной проверке.
  3. Однотипная структура управления, высшим органом управления в которой является общее собрание участников.
  4. Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законами.
  5. Права и обязанности участников

Полное товарищество – товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 Гражданского кодекса РФ). Ответственность участников полного товарищества является солидарно-субсидиарной.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) -товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников -вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Полное товарищество и товарищество на вере создаются на основании учредительного договора.
Общество с ограниченной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются:

  • учредительный договор,
  • устав.

Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.
Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать 50 участников. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела.
Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.
Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.
Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью регулируется Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»13. Обзор вопросов судебной практики по делам, связанным с деятельностью обществ с ограниченной ответственностью, дан в Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»14.

Общество с дополнительной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.
К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила об обществе с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Основным признаком акционерного общества является разделение уставного капитала на акции. Акции может выпускать только акционерное общество.
Правовое положение акционерных обществ регулируется федеральными законами от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»15, от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»16. Обзор судебной практики по дел, связанным с деятельностью акционерных обществ, дан в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах".

Виды акционерных обществ:

  • Открытое акционерное общество;
  • Закрытое акционерное общество;
  • Акционерное общество работников (народное предприятие).

В отличие от открытого акционерного общества закрытое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать 50 участников.
Акционерное общество работников (народное предприятие) – акционерное общество, работникам которого принадлежит количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 75 процентов его уставного капитала.
Дочернее хозяйственное общество - это хозяйственное общество, в отношении которого другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).
Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
Зависимое хозяйственное общество - хозяйственное общество в отношении которого другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более:

  • двадцати процентов голосующих акций акционерного общества
  • или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Хозяйственное общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах.

Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

К основным признакам производственного кооператива относятся следующие:

  • производственный кооператив основан на началах членства,
  • является коммерческой организацией,
  • представляет собой не только объединение имущества участников, но и объединение личного трудового участия,
  • распределение прибыли зависит от трудового участия,
  • каждый участник обладает одним голосом на общем собрании участников независимо от имущественного вклада,
  • минимальное количество участников – пять членов,
  • члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Правовое положение производственных кооперативов регулируется федеральными законами от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»18, от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»19.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Виды унитарных предприятий:
1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Предприятие не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие)
Унитарное предприятие не вправе без согласия собственника распоряжаться как движимым, так и недвижимым имуществом. При этом собственник может изъять излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество.
Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Правовое положение унитарных предприятий регулируется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Б. Некоммерческие организации

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме:

  • общественных или религиозных организаций (объединений),
  • некоммерческих партнерств,
  • учреждений,
  • автономных некоммерческих организаций,
  • социальных, благотворительных и иных фондов,
  • ассоциаций и союзов,
  • а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения следующих целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а так же в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности распределяются между его членами.
Правовое положение потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»21 и другими нормативными правовыми актами.
Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.
Правовое положение данных организаций регулируется федеральными законами от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и другими нормативными правовыми актами.
Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован в следующих случаях:

  1. если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  2. если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  3. в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
  4. в других случаях, предусмотренных законом.

Учреждение – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Учреждение не вправе распоряжаться как движимым, так и недвижимым имуществом. Это прерогатива собственника. Однако учреждение вправе заниматься самостоятельной деятельностью, приносящей доходы, и распоряжаться ими самостоятельно.
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.
Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.
Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.
Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов.
Некоммерческое партнерство - это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.
Автономная некоммерческая организация – это некоммерческая организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации.
Гражданский кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, которые могут создаваться и в других формах, предусмотренных федеральным законодательством.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятию присущи такие признаки, как организационное единство, имущественная обособленность. Предприятие также выполняет работы (оказывает услуги), несет самостоятельную имущественную ответственность, выступает в гражданском обороте от собственного имени. Цель деятельности предприятия – получение прибыли.

В зависимости от формы собственности предприятия бывают: государственные (федеральные и субъектов РФ), муниципальные (районных, городских, поселковых, сельских и иных образований), частные, общественные, смешанных форм собственности.

В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить: полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества, унитарные (государственные и муниципальные).

В зависимости от отраслевой специализации существуют предприятия: промышленные (заводы, фабрики, рудники, комбинаты и др.), агропромышленные (колхозы, фермерские хозяйства и др.), строительные (тресты, колонны, стройуправления и др.), транспортные (предприятия железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного, трубопроводного и других видов транспорта), связи (почтамты, телеграфы, узлы связи и др.), торговые (оптовые базы, магазины и др.), жилищно-коммунальные (жилищно-коммунальные управления и др.).

10.2. Правосубъектность предприятия: понятие и структура

Правосубъектность предприятия – способность быть субъектом права, в силу закона быть носителем субъектных прав и юридических обязанностей.

Предприятие обладает правоспособностью и дееспособностью (де-ликтоспособностью).

Правоспособность (ст. 49 ГК) возникает в момент создания (у государственных предприятий) или в момент государственной регистрации.

Правоспособность может быть ограничена лишь в случаях и порядке, установленных законом (п. 2 ст. 49 ГК).

Прекращается она в момент завершения ликвидации предприятия и в момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Предприятие имеет права и несет юридические обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, осуществляет лицензируемые виды деятельности при наличии соответствующей лицензии (разрешения).

10.3. Государственная регистрация и органы предприятия

Документы, предоставляемые для государственной регистрации предприятия:

1) заявление о регистрации;

2) устав, утвержденный учредителем (учредителями);

3) решение о создании предприятия или договор учредителей;

4) документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала предприятия;

5) свидетельство об уплате государственной пошлины. Правоспособность предприятия реализуется через его органы, среди которых называют следующие.

Общее собрание членов (акционеров, участников и т. п.) – высший орган предприятия, решает все основополагающие вопросы деятельности предприятия: выбирает директоров, ревизоров, утверждает баланс, проект распределения прибыли, вносит изменения в устав и т. п.

Правление (директора, совет директоров) – исполнительный орган, выступает в обороте от имени предприятия, реально осуществляет руководство предприятием.

Ревизионная комиссия – контрольный орган, проверяет бухгалтерскую документацию, книги предприятия, бюджет, финансовый отчет предприятия.

Наблюдательный совет – сочетает в себе некоторые функции общего собрания, правления, контрольно-надзорного органа.

10.4. Основания и порядок ликвидации предприятия

Деятельность предприятия может быть прекращена по решению учредителей или органа управления или по решению суда.

Если деятельность предприятия прекращается по решению учредителей или органа управления, то это происходит по решению общего собрания членов, по решению учредителей, в связи с истечением срока, на который оно создано, в связи с уменьшением числа членов ниже предусмотренного законом или превышением максимума, установленного законом для предприятий данного вида, по достижении цели, определенной в уставе, по окончании срока, на который создано, в связи с несостоятельностью, по иным основаниям.

По решению суда деятельность прекращается в связи с признанием недействительной регистрации предприятия вследствие допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства; осуществлением деятельности без соответствующего разрешения (лицензии); осуществлением деятельности, запрещенной законом; неоднократными или грубыми нарушениями законодательства; признанием несостоятельным (банкротом); в иных случаях, указанных в законе.

Предприятие может быть ликвидировано или реорганизовано.

Порядок ликвидации предприятия:

Заявление в регистрационный орган;

Создание ликвидационной комиссии, установление порядка и срока ликвидации;

Публикация объявления в печати для предъявления претензий кредиторов (срок для претензий – не менее двух месяцев);

Составление промежуточного ликвидационного баланса;

Удовлетворение претензий кредиторов;

Составление ликвидационного баланса;

Утверждение ликвидационного баланса;

Внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Предприятие может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, преобразования, выделения.

10.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Признаки унитарного предприятия:

Вид коммерческой организации;

Не наделено правом собственности на закрепленное имущество;

Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления;

Отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

Не несет ответственности по обязательствам собственника имущества;

Имущество предприятия находится в государственной и муниципальной собственности;

Имущество унитарного предприятия не может быть распределено по вкладам, долям, паям;

Имеет фирменное наименование;

Руководитель унитарного предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

По форме собственности унитарные предприятия могут быть государственными или муниципальными, а по объему прав на имущество – предприятия с правом оперативного управления, федеральное казенное предприятие, предприятия с правом хозяйственного ведения.

10.6. Виды некоммерческих организаций

Различают следующие виды некоммерческих организаций:

1) потребительские кооперативы;

2) общественные и религиозные организации (объединения);

4) учреждения;

5) объединения юридических лиц (ассоциации, союзы, концерны и др.).

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Признаки потребительского кооператива:

Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства;

Цель объединения – удовлетворение материальных и иных потребностей;

Осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности;

Объединение путем соединения имущественных паевых взносов;

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам;

Особое наименование.

Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Признаки фонда:

Вид некоммерческой организации;

Не основан на фиксированном членстве;

Учреждается гражданами и (или) юридическими лицами;

Основывается на имуществе, переданном учредителями, которое является собственностью фонда;

Создается для достижения социальных, благотворительных или иных общественно полезных целей;

Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по их обязательствам;

Вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей.

Основания ликвидации фонда:

В случае если имущества для осуществления его целей не достаточно, а вероятность получения необходимого имущества нереальна;

Цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения его целей не могут быть произведены;

В случае уклонения в деятельности фонда от целей, указанных в уставе;

В иных случаях, предусмотренных законом.

Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Признаки учреждения:

Вид некоммерческой организации;

Обладает правом юридического лица;

Деятельность финансируется собственником (полностью или частично);

Обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество;

Создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

Отвечает по обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении;

Собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности имущества учреждения.

Виды учреждений в зависимости от осуществляемой деятельности:

1) учреждения образования (детские сады, школы, училища, лицеи, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

2) учреждения науки (лаборатории, испытательные станции, научные центры, научно-исследовательские институты и др.);

3) учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулатории, медицинские центры и др.);

4) учреждения культуры (музеи, архивы, театры, концертные залы, выставки и др.);

5) иные учреждения.

Объединение юридических лиц (ассоциация или союз) – некоммерческая организация, созданная на основе договора между коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Признаки объединения юридических лиц:

Некоммерческое юридическое лицо;

Создаются коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;

Не отвечают по обязательствам своих членов;

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в порядке, предусмотренном учредительными документами;

Может заниматься предпринимательской деятельностью по решению участников ассоциации (союза);

Имеет собственное наименование.

Административно-правовой статус предприятий и некоммерческих организаций – совокупность административных прав и обязанностей, которые предприятия и некоммерческие организации приобретают и реализуют при совершении следующих действий:

1) создании предприятий и коммерческих организаций по решению собственника или уполномоченного им органа;

2) государственной регистрации предприятий и коммерческих организаций в учреждениях юстиции или в местных органах власти;

3) получении специального разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке уполномоченными субъектами исполнительной власти;

4) формировании органа управления делами предприятия (некоммерческой организации);

5) определении круга вопросов и полномочий вышестоящих органов исполнительной власти в отношении предприятий и коммерческих организаций;

6) ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности.

Административно-правовые гарантии деятельности предприятий и некоммерческих организаций:

1) недопущение отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности;

2) свобода коммерческой и иной незапрещенной деятельности предприятий и некоммерческих организаций, запрет на вмешательство в их деятельность органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

3) защита имущества предприятий (некоммерческих организаций) от незаконного изъятия;

4) недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции;

5) охрана коммерческой тайны.

7.1. Фонды

Фонд – унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно-полезные цели (ст. 118 ГК РФ).

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово “фонд”, месте его нахождения, о предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав (п. 1 ст. 123.20 ГК РФ).

Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется ст. 123.18 – 123.20 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о негосударственных пенсионных фондах.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе, и обязан ежегодно опубликовывать отчеты об использовании этого имущества.

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

– определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования имущества;

– образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

– утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

– принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

– принятие решений о создании филиалов и (или) открытии представительств фонда;

– изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом;

– одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначать коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительного органа относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со ст. 53.1 ГК РФ возместить убытки, причиненные ими фонду (п. 3 ст. 123.19 ГК РФ).

Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае:

– если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

– если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

– при уклонении фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

– в других случаях, предусмотренных законом.

Попечительский совет фонда является его органом и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах (п. 4 ст. 123.19 ГК РФ).

7.2. Учреждения

Учреждение – унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением или приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Учреждение может быть создано любым собственником, однако в нашей стране преобладающее положение заняли государственные и муниципальные учреждения.

В зависимости от категории учредителя учреждения подразделяются на частные, создаваемые гражданином или частным юридическим лицом, на государственные и муниципальные, соответственно создаваемые Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При создании учреждений не допускается соучредительство нескольких лиц, то есть нельзя, например, образовать учреждение гражданином и муниципальным образованием или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.

Государственные и муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансирования и размера ответственности учредителя по их долгам подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Автономные и бюджетные учреждения создаются публично-правовыми образованиями в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Порядок создания и деятельности автономных учреждений регулируется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, бюджетных учреждений – ст. 9.2, п. 2 ст. 13, ст. 14, п. 2 ст. 15, п. 2.1, п. 2.2 ст. 16, ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, а также Бюджетным кодексом РФ.

Правовое положение казенных учреждений, порядок их создания и ликвидации, финансовое обеспечение их деятельности на основании бюджетной сметы предусматриваются в Бюджетном кодексе РФ. В нем закреплены особенности правового положения казенных учреждений (ст. 161 БК РФ). Казенное учреждение находится в введении органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе учреждения. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров производится от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Устав бюджетного или казенного учреждения должен содержать наименование учреждения с указанием типа соответственно “бюджетное учреждение” или “казенное учреждение”, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указание о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Устав автономного учреждения содержит перечень обязательных сведений о нем в соответствии с Законом об автономных учреждениях.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случае и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального органа может избираться его коллегиальным органом, утверждаться его учредителем.

Бюджетные, автономные и казенные учреждения осуществляют свою деятельность на основе государственных (муниципальных) заданий, которые формируются в соответствии с решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Деятельность частных учреждений финансируется его собственником посредством закрепления за ним имущества на праве оперативного управления, включая денежные средства.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4 – 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). Однако в ст. 161 БК РФ это правило получает уточнение. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств в пределах возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества, независимо от того, за счет каких средств и по каким основаниям оно за бюджетным учреждением закреплено или им приобретено, особо ценного движимого имущества, полученного от собственника.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

По обязательствам как бюджетного, так и автономного учреждений, связанных с причинением вреда гражданам, при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность несет собственник бюджетного или автономного учреждения.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник этого имущества. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд (ст. 123.23 ГК РФ).

7.3. Автономные некоммерческие организации

Автономная некоммерческая организация – унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

В отличие от учреждения, где не допускается соучредительство нескольких лиц, автономная некоммерческая организация может быть создана несколькими соучредителями, как гражданами и юридическими лицами, так и либо гражданами, либо юридическими лицами.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью, а учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители автономной некоммерческой организации пользуются ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной организации, в состав учредителей которой могут быть приняты новые лица по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно.

Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

Оценку действительности решений учредителей автономной организации следует проводить по правилам гл. 9.1 ГК РФ.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (ст. 123.24 ГК РФ). Названная норма устанавливает принципиально иное правило, чем возможность некоммерческих организаций осуществлять приносящую доход деятельность (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Неслучайно, что в части, не урегулированной ст. 123.24 ГК РФ, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

7.4. Религиозные организации

Религиозная организация – добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

В отличие от ранее действующих положений ст. 117 ГК РФ, в которой общественные и религиозные организации рассматривались как равнозначные добровольные объединения граждан, ныне гражданско-правовое положение религиозных организаций регулируется раздельно. Характерно, что и местные, и централизованные религиозные организации составляют одну организационно-правовую форму юридического лица в отличие от общественных объединений, которые могут входить в организационно-правовую форму общественной организации либо ассоциации (союза). В связи с этим в приведенном выше определении опущена характеристика религиозной организации как унитарной. Тем самым законодатель, по существу, закрепил позицию тех ученых, которые доказывали, что нельзя отождествлять религиозные организации с общественными объединениями, поскольку характер целей и видов деятельности религиозных организаций существенно отличается от тех функций, которые осуществляют общественные объединения граждан и их ассоциации (союзы).

Правовое положение религиозных организаций также определяется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и не противоречащими закону установлениями, т.е. предписаниями, исходящими от руководящих или координирующих органов религиозных концессий.

Порядок образования органов религиозной организации, их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях, уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом не менее чем десятью гражданами-учредителями, а централизованная организация – не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является ее устав, утверждаемый ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации, и иные сведения, предусмотренные Законом о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ).

Гражданская правоспособность религиозных организаций возникает с момента их государственной регистрации в качестве юридического лица и носит специальный характер, т.е. она может совершать сделки и заключать договоры для достижения целей ее деятельности, осуществляя виды деятельности, составляющие ее предмет.

Религиозные организации являются собственниками имущества, необходимого для обеспечения их деятельности, в том числе приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного или переданного им в собственность иными гражданско-правовыми способами.

На принадлежащее религиозной организации имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном Законом о свободе совести и религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественных прав на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители не отвечают по обязательствам этих организаций, а религиозные организации не отвечают по обязательствам своих учредителей (ст. 123 ГК РФ).

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях предусматривает безвозмездную передачу в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Порядок передачи такого имущества регулируется Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”.

Заканчивая рассмотрение организационно-правовых форм некоммерческих организаций, следует отметить, что деление их на корпоративные и унитарные юридические лица не всегда четко проведено. Как уже объяснялось, в автономной некоммерческой организации, признаваемой унитарной некоммерческой организацией, не определены права и обязанности учредителей, что является непременным элементом корпорации. В главу 4 ГК РФ не включены положения о хозяйственном партнерстве, равно как и о публично-правовых компаниях.

В ГК РФ не разрешена проблема отношений связанности (аффилированности) между юридическими лицами. ГК РФ ограничился воспроизведением ранее существовавшего положения о дочернем хозяйственном обществе (ст. 67.3 ГК РФ).

Таким образом, в ГК РФ представлен перечень организационно-правовых форм юридического лица общей численностью 17, в том числе:

– 6 типов коммерческих организаций, которые являются корпоративными, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий;

«Предприятие» как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (п.1 ст.113 ГК РФ), сохранена новым ГК только для государственной и муниципальной собственности. Ранее действовавший закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешал создавать «предприятия» - не собственники всем другим собственникам, а не только государству: общественным и религиозным организациям, фондам и даже отдельным гражданам.

В результате появились «индивидуальные (и семейные) частные предприятия» ИЧП), строившиеся по модели госпредприятий, то есть не имеющие права собственности на свое имущество и фактически полностью контролировавшиеся собственниками-учредителями, которые не несли никакой имущественной ответственности по долгам таких организаций. Сами эти ИЧП не имели даже минимального уставного фонда, так как требования к его размеру в законодательстве отсутствовали. ИЧП представляли собой фигуру, с помощью которой учредитель-собственник ограничивал или просто исключал свою ответственность по долгам перед третьими лицами - контрагентами созданного им ИЧП. На данный момент ИЧП упразднено, существует «Индивидуальный предприниматель…».

Государственные и муниципальные предприятия по гражданскому законодательству относятся к унитарным предприятиям. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Важным является положение, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по видам (долям, паям), в том числе между его работниками.

Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Российской Федерации в соответствии с первой частью ГК РФ создаются и действуют два типа унитарных предприятий:

основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;

основанное на праве оперативного управления имуществом, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие считается федеральным казенным предприятием.

Первые имеют более широкий круг имущественных прав, чем вторые:

у них создается уставный фонд;

они имеют возможность создавать дочерние предприятия;

собственник имущества данных предприятий, как правило, не отвечает по обязательствам предприятий.

В своей деятельности государственные и муниципальные предприятия руководствуются ГК РФ и принятым впоследствии Законом о государственных и муниципальных предприятиях, а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность данного типа предприятий.

Согласно п.4 ст.113 ГК РФ органом управления унитарным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица со всеми вытекающими из ГК РФ правами и обязанностями. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, должны быть указаны место его нахождения, наименование предприятия и другие сведения. Особенностью фирменного наименования унитарного предприятия является указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества государственных и муниципальных предприятий не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных п.3 ст.56 ГК РФ.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, а если имеется недостаточность имущества у казенного предприятия, то РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании п.5 ст.115 ГК РФ. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, имеет право изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Таким образом, главной отличительной особенностью государственных и муниципальных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных ГК РФ пределах.

Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества действует в соответствии с установленными целями (в уставе закрепленными), заданиями собственника и назначением имущества, поэтому казенное предприятие распоряжается закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. УП являются казенными предприятиями.

Следовательно, федеральное казенное предприятие создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Правительства Российской Федерации, которое несет субсидиарную ответственность за убытки казенного предприятия

Существуют некоммерческие организации. Некоммерческими организациями согласно ст.116-123 ГК РФ являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Согласно ст.116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. К числу потребительских кооперативов относят жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и другие.

Гражданский Кодекс РФ содержит наиболее общие правила об имущественно - правовом положении всякого потребительского кооператива. Он предусматривает, что особенности правового положения отдельных видов потребительских кооперативов должны определяться специальными законами о них.

Единственным учредительным документом является устав потребительского кооператива. Высшим органом кооператива является общее собрание. Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности. Кооператив как юридическое лицо является единым и единственным собственником своего имущества. Основу имущественной самостоятельности кооператива составляет его паевой (уставный) фонд. ГК не содержит требований к минимально необходимому размеру такого фонда, т.к. для различных видов кооперативов этот размер не будет одинаковым. Паевой фонд кооператива формируется за счет паевых взносов его участников (членов).

Общественные и религиозные организации как добровольные объединения граждан для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей признаются юридическими лицами. Как участники имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они приобретают правовое положение, определяемое нормами ГК. В категорию общественных и религиозных организаций входят разнообразные объединения граждан: политические партии и профсоюзы, добровольные общества и союзы творческих деятелей, религиозные организации и т.д. Статья 117 ГК РФ предусматривает лишь некоторые основные положения, касающиеся их участия в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Во всех случаях общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками своего имущества. Их участники - граждане не имеют не вещных, ни обязательственных прав на это имущество, не приобретая от своего участия в них ни каких имущественных выгод. Имущество не подлежит возврату участникам ни в случае их выхода из организации, ни в случае их ликвидации. Члены общественных и религиозных организаций не несут ни дополнительной, ни какой либо иной имущественной ответственности по долгам организаций.

Фонды - относительно новый вид юридических лиц. В ст.118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественные полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для контроля за деятельностью фонда введены обязательные требования создания его попечительского совета.

Участниками фонда могут быть как граждане так и юридические лица, а также публично-правовые образования. Имущественная база фонда составляется за счет взносов учредителей и пожертвований любых других лиц. Фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно так и через создаваемые для этих целей общества: акционерные, с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Учреждения - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Как и унитарные предприятия - не собственники, они представляют собой остатки прежней экономической системы и несвойственны развитому товарному обороту. К числу учреждений относится большое количество разнообразных некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т.д. Исходя из многообразия видов учреждений, ГК допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами так и подзаконными актами. Основным источником имущества учреждения является полученное им по смете от собственника средства. Будучи не собственником учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество. Смета и характеризует их имущественную обособленность.

В общем, некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо всех обязательных для уставов сведений, также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом унитарного предприятия будет руководитель (назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен) Унитарное предприятие отвечает по ϲʙᴏим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом: не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Некоммерческие организации – юридические лица, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели ϲʙᴏей деятельности и не распределяющие прибыль между ϲʙᴏими участниками. Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, содержание кᴏᴛᴏᴩой зависит от целей создания конкретного юридического лица и его организационно-правовой формы.

Цели создания некоммерческих организаций: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация может осуществлять коммерческую деятельность исключительно постольку, поскольку ϶ᴛᴏ служит достижению целей, ради кᴏᴛᴏᴩых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. На предпринимательскую деятельность отдельных видов организаций могут быть установлены ограничения.

Существующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций различаются не по особенностям ϲʙᴏей юридической конструкции (круг участников, правоотношения между ними и организацией, особенности формирования и поддержания имущественной базы, органы управления и т. п.), а по специфике сферы деятельности организации (потребительские кооперативы, фонды, благотворительные организации и др.)