Воспитание толерантности как фактор социализации учащихся. Презентация - воспитание толерантности как средство формирования успешной личности По проблеме толерантного отношения к детям презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитание толерантности Выполнила: Кузьмина Л.Ф. Социальный педагог ГАПОУ СО «Саратовский политехникум»

Взаимопонимание, - взаимоуважение, - ответственность, - доброжелательность, - сдержанность, - уступчивость, - коммуникабельность, - терпимость... Человеческие качества: Важно формировать у каждого человека с самого детства терпимость!

К сожалению, нетерпимость, неприязнь к другой культуре, образу жизни, привычкам всегда существовала и продолжает существовать в наше время. Следует отметить, что предметом нетерпимости может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность

это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям. Проявлять толерантность Каждый человек обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Монада – это древняя восточная теория о двух силах «Инь» (темная, земная, пассивная женская сила) «Янь» (светлая, небесная, активная мужская сила) Вся Вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Этот знак используется для формирования толерантного сознания учащихся.

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим: 1. «Я - о"кей, ты - о"кей.» Эта позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. 2. «Я - о"кей, ты - не о"кей.» Я - Принц, а ты - Лягушка. Эта позиция сходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя. 3. «Я - не о"кей, ты - о"кей.» Эта позиция неудачника, который потерял себя, занимается самоунижением и самоедством. 4. «Я - не о"кей, ты - не о"кей.» Эта позиция безнадежности, отчаяния, жизненного смысла. Поиск толерантной позиции

Толерантность Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Прощение Уважение прав других Милосердие Сотрудничество, дух партнерства Уважение человеческого достоинства

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара На испанском языке - это «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения». На французском – « отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам». На английском – « готовность быть терпимым, снисходительным» . На китайском – « позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным». На арабском – это «прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». На русском – « способность терпеть что-то или кого-то» (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО мы найдем следующие формулировки толерантности: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». «Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений». «Толерантность – не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека.

Толерантная личность Интолерантная личность Уважение мнения других Доброжелательность Желание что-либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость Любознательность Снисходительность Доверие Г уманизм Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Выражение пренебрежения Раздражительность Равнодушие Цинизм Немотивированная агрессивность Особенности личности

Советы интолерантному человеку * Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. * Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно. * Помните, что изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности. * Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности. * Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь. * Принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный. * Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные (познавательные) и творческие процессы. Больше общайтесь с разными людьми. * Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь за них.

Памятка Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь-то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Уважай собеседника Старайся понять то, о чем говорят другие Отстаивай свое мнение тактично Ищи лучшие аргументы Будь справедливым, готовым признать правоту другого Стремись учитывать интересы других ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

Молитва о встрече Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в это мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я - это я, а ты - это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно! А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.


Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди. Б.Шоу

Воспитание

толерантности


  • Толерантность – tolerare (лат.) переносить, выдерживать, терпеть Английский яз .- устойчивость, выносливость, терпимость, допуск, допустимое отклонение. Французский яз .- уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов. Китайский яз . – проявление великодушия в отношении к другому. Арабский яз. – снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим
  • В русском языке – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их ошибкам и промахам, быть к ним терпимыми.

Толерантность - это уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.


Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению. интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире , сохраняя свою индивидуальность


Толерантность – не пассивная, неестественная покорность мнениям, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.


Воспитание в духе толерантности способствует : - формированию у школьников навыков независимого мышления, - критического осмысления различных жизненных ситуаций, -выработки суждений, основанных на моральных ценностях


1.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ

  • *отсутствие в обществе устоявшихся традиций свободы (не вседозволенности, а именно свободы, выражающейся в известной формуле «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого»);
  • * отсутствие плюрализма (привыкания к многообразию взглядов и поведения людей);
  • *неуважение прав другого человека

Факторы,сдерживающие развитие толерантности

2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

  • Рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, особенно, среди молодежи
  • Наличие стереотипов в отношении представителей других культур

Факторы, сдерживающие развитие толерантности

3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

  • Эгоцентричные установки сознания (эгоцентризм – видение мира через призму только своих интересов. Для эгоцентриста свойственно определение своего образа жизни, своих взглядов как единственно верных, отсутствие желания понимать других людей, менять свои взгляды и убеждения.)
  • Неумение детей понять и принять другого человека

Факторы, сдерживающие развитие толерантности

4.СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

  • Проявление нетерпимости к собственным детям;
  • Нежелание и неумение понять детские проблемы;
  • Негативный стиль

взаимоотношений с детьми;


ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с иными по взглядам и поведению людьми

Работа на уроках

Психологический климат

Внеурочная работа

Учебный материал уроков истории, чтения и т.д.

Коллективная творческая деятельность

Встречи с представителями других культур, выявление и отказ от собственных стереотипов, организация групповой коммуникации, поиск сходства культур, а не различий, осмысление собственной позиции, основанной на уважении к людям иной национальности…


  • Социальная восприимчивость и интерес к особенностям друг друга;
  • Признание равенства с другим человеком;
  • Отказ от превосходства и насилия;
  • Признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций;
  • Отказ от преобладания какой – то одной точки зрения;
  • Готовность принять другого таким, каков он есть;
  • Проявление доверия, умение слушать и выслушивать другого;
  • Способность к эмпатии (сочувствию и сопереживанию);
  • Способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия;
  • Готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия, но без ущемления как собственных интересов, так и интересов партнера, с правом отстаивать эти интересы.

Деятельность педагога по воспитанию толерантности

  • Воспитать толерантность – это значит помочь учащимся понять культуру своего и других народов, сформировать позицию терпимости и доверия как основы взаимопонимания и мирного сосуществования людей разных национальностей

  • Методы, используемые в воспитании толерантности: * Игра * Труд * Драматизация * Поручения * Состязания * Совет, поддержка * Показ образцов, примеров * Создание ситуации успеха

  • Методы, стимулирующие самооценку, саморефлексию, самовоспитание * Поощрение * Замечание * Самоанализ * Контроль * Самоконтроль * Ситуация доверия * Ситуация критики и самокритики

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 7

Программа «Воспитание культуры толерантности у детей младшего возраста» предусматривает следующие направления обучения толерантности: 1.Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. 2.Понимание того, что требуется уважать различия между людьми. 3.Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что различия выступают как дополняющие друг друга элементы. 4.Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Учащихся следует приучать к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий-это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. 5.И как результат-приобщение к культуре мира.

Слайд 8

1класс Я и моя семья

Сентябрь –диагностика учащихся(опросник для индивидуального знакомства с воспитанником). Октябрь-день бабушек(в рамках декады пожилых людей) Ноябрь---классный час «Моя семья» Декабрь---Праздничный концерт «Новогодняя карусель», конкурс на лучшую игрушку Мастерская Деда Мороза» Январь-классный час «На кого я хочу быть похожим?» Февраль-конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые.»(папы и мальчики) Март---праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые» Апрель- родительское собрание совместно с учащимися, рассказ о профессиях родителей. Май-игра-марафон «Весёлый поезд»

Слайд 9

2класс Ты да я, да мы с тобой.

Сентябрь –диагностика учащихся Классный час «Ты да я, да мы с тобой», составление декларации прав и обязанностей учеников 2 класса. Октябрь –аукцион «Книга рекордов нашего класса» Ноябрь-диспут «Легко ли быть настоящим другом?» Декабрь-читательская конференция по сказкам Х.К. Андерсена, новогодний бал-маскарад «Новогодний коктейль» Январь-классный час «Я и моё имя» Февраль--- праздник «Мама, папа, я-спортивная семья» Март-конкурс «Мисс и мистер класса» Апрель-классный час «О дружбе» Май-КВН «Наш класс»

Слайд 10

3класс Вместе лучше

Сентябрь -- диагностика учащихся, классный час Культура мира. Человек среди людей.» Октябрь-знакомство с русской национальной культурой, фольклорный праздник «Русские посиделки» Ноябрь-история национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей), осенние игры и состязания. Декабрь-как встречают Новый год в разных странах (игра-путешествие), новогодний праздник «Святки» Январь-классный час «Мы-- команда одного корабля» Февраль-праздник «Масленица» Март-читательская конференция по сказкам народов мира. Апрель-классный час «Стремись делать добро» Май-праздник «Я, ты, он, она-вместе дружная семья».

Слайд 11

4класс Учимся договариваться

Сентябрь -- диагностика учащихся. Классный час «О правах и обязанностях ребёнка». Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка и уставом школы. Октябрь-психологическая игра «Необитаемый остров» Ноябрь-психологический тренинг «Научись управлять собой» Декабрь-пресс-конференция (с участием родителей) « Однажды в моём классе» Январь-- Классный час « Шесть шагов разрешения конфликта» Февраль-встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений. Март-- Классный час «Учимся договариваться» Апрель-- Классный час «Улыбка и смех приятны для всех» Май-игровая программа «Час общений»

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17


Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Бернард Шоу.


Что такое толерантность?

Во многих культурах «толерантность» является своеобразным синонимом понятия «терпимость»:

tolerance

tolerance

в китайском языке

  • tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

в арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение,

мягкость, сострадание, снисходительность,

благосклонность, терпение, расположенность к другим».

терпимость

  • терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным


Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство

Умение

не осуждать

других

Сотрудничество

Прощение


Основные черты личности

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других

непонимание

доброжелательность

игнорирование

желание что-нибудь делать вместе

эгоизм

понимание и принятие

нетерпимость

чуткость, снисходительность

пренебрежение, раздражительность

доверие, гуманизм.

любознательность

равнодушие, цинизм

агрессивность


Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. И от того, на каких основах строится такое взаимодействие зависит успех педагогического труда. Воспитывает, обучает не программа, не метод, а личность педагога. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение.





Любовь

Терпение

Самоконтроль

Умение

слушать

и слышать

Чувство

юмора

Доверие

Доброта

Уверенность

Справедливость

Жизне-

радостность

Ответственность

Склонность

не осуждать

других

В о л ш е б н а я л а в к а


Мы есть то, что мы делаем изо дня в день. Способность управлять своими поступками формирует характер, а благодаря характеру, человек обретает способность управлять своей жизнью. Аристотель


Слайд 2

Актуальность темы

Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.

Слайд 3

Актуальность данной темы обусловлена проблемами воспитания и обучения детей с нарушенным интеллектом, организацией системы их общения.

Слайд 4

Анализируя поведение детей с ограниченными возможностями можно сделать следующие выводы:

  • У этих детей недостаточно развита инициатива в общении.
  • При общении они испытывают страх, смущение, что приводит порой к прекращению общения.
  • Недостаточное развитие речи /трудности в построении вопросов, просьб, ответов./
  • Недостаточное развитие умения применять знания на практике.
  • Затруднение в анализе полученной информации, ее использовании.
  • Слайд 5

    Коллектив для ребенка с ограниченными возможностями

    Таким образом, по отношению к личности ребенка с ограниченными возможностями коллектив является:

    • средством духовного обогащения;
    • фактором его нравственно- психического развития, воспитания положительных личностных качеств;
    • средством, активизирующим, корригирующим его психическую деятельность;
    • средой, способствующей самовыражению и самоутверждению личности.
  • Слайд 6

    Коррекционные упражнения

    Для улучшения психологического климата и для снятия напряжения можно предложить некоторые коррекционные упражнения:

    • Танцевально-песенные упражнения – эти упражнения являются эффективным средством общегруппового сплочения, снятия напряженности, предотвращения утомления. Они помогают учащимся овладеть средствами общения через песню и танец.
    • Упражнения на развитие сензитивности- они рассчитаны на развитие умений эмоционального сопереживания, поддержки, отдачи «душевного тепла», а также знакомят участников с тактильным языком общения, что способствует развитию межличностной близости. («Прикосновение», «Рукопожатие», «Разговор руками»)
    • Упражнения на межгрупповое взаимодействие - в данном подходе группа воспринимается не как совокупность субъекта, а как отдельный уникальный организм. Основываясь на межличностных отношениях, можно наиболее успешно корригировать познавательную сферу детей с ограниченными возможностями.
  • Слайд 7

    ​Создание условий для приобретения опыта толерантного общения

    • создание комфортного психологического климата в классе;
    • способствовать уч-ся в самопознании и приобретении опыта позитивного общения;
    • способствовать уч-ся в приобретении опыта совместной деятельности.

    Планируемый результат: Приобретение опыта толерантного общения.

    Слайд 8

    Коррекционные упражнения

    Знакомство. Самовыражение. Толерантность к себе и другим.

    • Цепь: Отработка способов толерантного поведения. Сближение участников группы.
    • Задачи: Создать условия для самораскрытия и рефлексии участников, продемонстрировать способы толерантного общения; предоставить возможность участникам осознать свои способности к толерантному общению.

    Игра «Запомни имя».

    • Цель: знакомство участников, создание доброжелательной и непринужденной атмосферы.
    • В группе каждый участник представляет себя нетрадиционным способом.

    Игра «Имя + прилагательное».

    • Круг. Участникам предлагается назвать свое имя, а затем, на каждую букву своего имени сказать качество, которое нравится в людях.

    Игра «Открой меня».

    • Водящий в центре круга, остальные спиной к кругу. Водящий касается рукой плеча любого участника, называя его имя. При угадывании участник поворачивается лицом в круг. Он открыт. Задача: открыть как можно больше имен. (Повторить 3- 4 раза)
  • Слайд 9

    Игра «Пять добрых слов»

    Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек (произвольно). Каждый на листе бумаги обводит свою руку и на ладони пишет имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество его обладателя (например, «ты – добрый», «ты – веселый», «ты – остроумный» и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все «пальчики» оказываются заполненными. Ведущий собирает рисунки и зачитывает качества. Все члены группы должны угадать адресата. В конце упражнения листы с ладошками забирают, как памятку «на черный день».

    Слайд 10

    Коррекционные упражнения

    Сплочение участников группы.

    • Цель: Развитие умения совместной деятельности.
    • Задача: Оптимизация взаимодействия участников группы.

    Игра «Скульптура».

    • Члены группы образуют команды по 3-4 человека. Задание: создать скульптуру. Выставка скульптур оценивается внутри группы. Угадывается сюжет. Время - 5 минут.

    Игра «В тесноте, да не в обиде».

    • В кругу. На 4-х стульях располагаются члены команды. Должны вместиться все. Затем остаются 3 стула, затем 2, но поместиться должна вся команда.

    Игра «Скала».

    • «Скала» - участники встают в линию, плотно держась друг за друга. Крайний стоящий в ряду – «скалолаз». Он должен пройти по краю пропасти, не заступив за черту, держась за скалу. Заступивший «срывается» в пропасть и делает еще одну попытку в конце очереди. И так каждый из команды проходит по краю пропасти, держась за «скалу».
  • Слайд 11

    Игра «Черепаха».

    • Учитель встает у одной стены, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу учителя начинается движение. Учитель говорит о том, что двигаться надо очень медленно, как черепаха, но игра будет успешной, если все участники одновременно дотронуться до противоположной стены. Однако останавливаться нельзя, только выполнив все инструкции, группа успешно преодолеет препятствия. Это упражнение может повториться 2 – 3 раза.

    Игра «Путаница».

    • Водящий отворачивается. Участники группы берутся за руки и «запутываются». Водящий должен распутать клубок.
  • Слайд 12

    Заключительная часть

    • Под релаксационную музыку все дети садятся в небольшой круг. Учитель держит в руке массажный мяч и обсуждает с детьми, что помогло им справиться со всеми заданиями, которые они сегодня выполняли, трудно ли было соотносить свои действия с действиями других. Каждому ребенку предоставляется право высказаться, при этом массажный мяч оказывается в руках у того ребенка, который отвечает, а затем им передается следующему.
    • И в заключение: В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей. Поэтому необходимо воспитывать наших детей быть открытыми, относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития…
  • Слайд 13

    Посмотреть все слайды