Проверка контрагента по всей России. Официальные источники

Кому будет интересна статья? Тому, кто хочет, наконец, разобраться, откуда берется информация о компаниях РФ, в чем отличие платных и бесплатных систем и как они работают и кому в итоге верить.

Прошлое

Думаю, что ни для кого не является «открытием», что буквально до 2010 года, в России доступ к информации о компаниях и ИП был практически недоступен для рядового пользователя. Все сведения по ним были закрыты для открытого использования.

Сразу стоит оговориться - в данной статье рассматриваются только поставщики официальной информации из государственных источников, ну, а различные каталоги и справочники к Онлайн-системам не относятся, и составляют совершенно другой рынок.

Но вернемся к истокам, итак, основу баз данных Онлайн-систем, которых на тот момент было не больше десяти, составляли информационные фонды Росстата, поставщиком, же таких сведений являлся ГМЦ Росстата, «подшефная» организация вышеупомянутой «конторы».

Учетно-регистрационные сведения, ФИО руководителя и его должность, контактные данные, усеченные сведения об учредителях, бухгалтерская отчетность, вот на таких именно данных, компании, среди которых особенно выделялся «СПАРК-Интерфакс», создавали Онлайн-сервисы. Такие системы были дорогими (т.к. особой конкуренции не было, а информация стоила, как «самолет»), иногда медленными, не всегда отличались объемом и актуальностью предоставляемой информации, но других законных способов получить данные о компаниях и ИП просто не было. Вскоре у таких систем стали появляться постоянные клиенты, количество которых было небольшим, но очень заметным, так как это были крупнейшие компании РФ.

Все изменилось после 2010 года, когда стали появляться Онлайн-системы, ориентированные на самый широкий круг пользователей. Лидерами стали сервисы Контур-Фокус (СКБ Контур) и СБИС (Тензор). Данные компании на сегодняшний день являются крупнейшими операторами электронного документооборота, и создание сервисов для проверки контрагентов было важным смежным направлением деятельности. По сути, выход операторов на рынок информации, стал «локомотивом» для развития Онлайн-систем в России. Цены на информацию пошли вниз, количество пользователей сервисов и собственно самих сервисов, увеличилось в разы.

Настоящее

Появление Открытого правительства и назначение Абызова М.А. министром по организации деятельности Открытого правительства в 2012 году определило бурное развитие рынка предоставления информации в РФ. Добиваясь “открытости” и публикации данных от Министерств и ведомств, Открытое правительство постепенно стало делать доступной информацию, в том числе о компаниях, для всех желающих. Массивы данных представлены на сайте Открытые данные РФ .

В 2015 году, Федеральная налоговая служба предоставила доступ к полным массивам данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (за исключением персональных данных физических лиц) всем желающим. В сети интернет появилось множество сайтов платных и бесплатных, предоставляющих систематизированную информацию о компаниях РФ. Открытие информации также и других государственных источников (Федеральной службы статистики, Генеральной прокуратуры, Центрального банка и многих других) позволило Онлайн-системам продолжить бурное развитие.

На сегодняшний день, существует более трех десятков различных сервисов по предоставлению официальной информации, их количество растет ежемесячно, так как не составляет большого труда получить информацию, создать базу данных и обеспечить к ней доступ Пользователей через интерфейс в сети интернет.

У «Клерка» есть удобные и бесплатные сервисы по проверке контрагентов: прямо сейчас.

Различия платных и бесплатных систем

При сегодняшнем уровне открытости официальных данных о компаниях и доступа к ним, разницы в достоверности информации платных и бесплатных систем нет (сразу определимся - рассматриваются серьезные бесплатные системы, которые специализируются на предоставлении информации). Источники одни и те же, обновление с одинаковой периодичностью, законные условия получения информации со стороны гос. органов для всех одинаковы. Разница может быть только в количестве источников данных, используемых системой, интерфейсе, быстроте работы системы, в формировании отчетов обработки информации.

Бухгалтерская отчетность компаний. Обновление 1 раз в год.

Судебные дела организаций. Обновление - ежедневно.

Перечислены самые важные источники, используемые при проверке контрагента. Также, дополнительно, могут использоваться данные Банка России, Генеральной прокуратуры, Гос.закупок, ФССП и многих других, но серьезного влияния на оценку Контрагента данные источники не оказывают, скорее дополняют, полученную из основных официальных органов, информацию.

Интерфейс сервиса проверки контрагентов

Современные Онлайн-системы в основном используют единую поисковую строку, которая позволяет проводить поиск как по точным реквизитам организации (ИНН, ОГРН) так и по комбинации данных (например: Название компании + ФИО директора). Далее выводится карточка с данными проверяемого Контрагента.

Быстрота работы системы

Для того чтобы, оценить быстроту обработки и выдачу информации (особенно актуально проверять платные системы - вы же платите не за ожидания у монитора). Так, например можно в поисковой строке любой системы ввести самый простой тестовый запрос - “ООО” (прим. автора: “Общество с ограниченной ответственностью”) - система должна выдать в течение одной - двух секунд результат более 7 млн. записей. Если сервис зависает или выдает ограниченный список - стоит задуматься о выборе другого поставщика информации, сервис, возможно, использует устаревшее оборудование и программное обеспечение и Вам придется тратить лишнее время на работу с данным сервисом.

Формирование различных отчетов

Важно: любой отчет, предоставленный коммерческим Онлайн-сервисом, никакой юридической силы не имеет и несет скорее информативный смысл. Тем более, у всех сервисов в “Правилах использования” обязательно написано об отсутствии ответственности за качество и актуальность предоставленной информации. Любой отчет по любой компании, полученный с помощью Онлайн-сервиса с каким-либо выводом в конце - это всего лишь мнение создателей сервиса и не более того.

Помните, Вы всегда самостоятельно несете финансовые и налоговые риски, связанные с заключением договора и выбором контрагента.

Будущее

При дальнейшем развитии направления открытых данных, доступ к открытой информации будет упрощаться. Продажа информации будет терять актуальность. Мы все видим существенные изменения в сети интернет - множество различных сервисов становятся бесплатными, используя альтернативные способы коммерциализации проектов. Прогнозируется появление большого количества бесплатных профессиональных сервисов по проверке контрагента. Уже сейчас можно выделить ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС и Руспрофайл . Они дают бесплатный доступ к основной информации.

Разумеется, останутся востребованными также лидеры среди платных сервисов - СПАРК, Контур-Фокус, Сбис, для профессионалов-аналитиков они необходимы, но количество таких пользователей в РФ не превышает 3% от общей аудитории пользователей информации. Для операторов электронного документооборота, сервис проверки контрагентов скорее станет дополнительным функционалом к основному бизнесу - передаче электронной отчетности. С дальнейшим развитием бесплатных профессиональных сервисов, остальные платные системы либо прекратят существование, либо будут искать альтернативные способы коммерциализации своих сервисов.

Если нет времени на поиск на разных сайтах, всю информацию о контрагенте можно получить в одном месте. Воспользуйтесь сервисом «» (https://upr.1cont.ru/), который разработала «Упрощенка».

Прямо сейчас вы можете бесплатно проверить контрагента по ИНН в программе "Упрощенка. Контрагенты" (по демодоступу).

Проверить контрагента по ИНН бесплатно

Узнайте все о контрагенте

ФНС может завернуть сделку и убрать деньги из расходов, если упрощенец не проявил так называемую «должную осмотрительность при выборе контрагента ». Партнер должен быть «чистым» по ЕГРЮЛ, вовремя и в должном объеме платить налоги, не быть однодневкой. Наш сервис даст полную информацию о вашем партнере так, как его видит ФНС.

Дополнительное преимущество сервиса - вы узнаете, есть ли на контрагенте дела в арбитраже и копают ли под него судебные приставы. Также можно проследить цепочку связей контрагента с другими фирмами и проверить, не подставные ли они.

В нашей картотеке доступны госконтракты и лицензии всех компаний. Например, если вы покупаете алкоголь, узнайте, есть ли лицензия у поставщика.

Еще одна важная опция - можно выяснить, идет ли в отношении фирмы проверка: налоговая, трудовая и др.

Проверьте и свою фирму на риски

ФНС перенесла на июнь 2018 года открытие своего сервиса «Прозрачный бизнес». Безопасность компаний оказалось под угрозой - с 1 сентября 2017 года налоговики получат право без суда закрывать фирмы с недостоверными данными в ЕГРЮЛ. проверить достоверность сведений о своей фирме можно за одну минуту.

Стоимость подписки

Чтобы использовать сервис, оформите подписку. У нас сейчас действуют два тарифа: . В период подписки можно будет проверить любое количество контрагентов.

По новому закону проверять контрагентов нужно каждый раз перед сделкой. Чтобы не проверять каждый день выписки, просто найдите своих партнеров и нажмите кнопку «Отслеживать изменения » - если вдруг налоговики заподозрят фирму в недостоверности, вам сразу придет сообщение в личный кабинет.

ФНС сообщила на своем сайте, что поставила отметку о недостоверности 800 000 компаний, с ними работать стало опасно. Эти метки есть в нашем сервисе. Поэтому вы сможете проверять всех партнеров и поставить их на контроль в один клик.

Редакция журнала «Упрощенка» сделала сервис специально для бухгалтеров и руководителей. Мы внедрили принцип светофора: контрагент подсвечивается красным (нельзя работать), желтым (нужно проверить) или зеленым (безопасно работать) цветом. И вас не обязательно быть продвинутым пользователем компьютера или разбираться в тонкостях статьи 54.1 НК РФ по должной осмотрительности.

Хотите удостовериться в добросовестности потенциального клиента или партнера и обезопасить себя от проблем? Воспользуйтесь сервисом КУБ для бесплатной онлайн проверки надежности контрагента по ИНН, ОГРН или названию организации.

Кому и когда требуется проверка контрагента по ИНН или ОГРН онлайн?

Проверять контрагентов на благонадежность необходимо перед заключением договора и началом сотрудничества с каждым новым клиентом или деловым партнером. Это позволит избежать целого ряда рисков, в число которых входят:

    Потеря прибыли из-за невыполнения контрагентом-«однодневкой» принятых на себя обязательств (поставки товаров, оказания услуг, оплаты товаров/услуг и т. д.).

    Претензии со стороны налоговой из-за невозможности обосновать расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли и НДС.

    Претензии со стороны налоговой из-за невозможности обосновать полученную налоговую выгоду для возврата НДС.

    Потеря репутации из-за работы с недобросовестной организацией и т. д.

Всесторонняя проверка контрагента до заключения с ним договора не только снизит риски при работе с ним, но и станет аргументом в вашу пользу в случае судебных разбирательств с налоговой, так как подтвердит вашу осмотрительность при выборе деловых партнеров и клиентов.

Что входит в проверку контрагента?

Сервис онлайн-проверки контрагентов позволит вам бесплатно и без регистрации проверить клиента или партнера по следующим источникам:

    Базе ФНС (Федеральной Налоговой Службы) – дает возможность получить краткие сведения из ЕГРЮЛ, информацию о внесении изменений в данные о предприятии, содержащиеся в ЕГРЮЛ, данные о планируемой ликвидации, реорганизации, исключении фирмы из ЕГРЮЛ, уменьшении уставного капитала. Также источник предоставляет сведения о внесении руководителя или учредителей контрагента в реестр лиц, которые отказались от руководства организацией.

    Реестру массовых руководителей и массовых учредителей – позволяет узнать о наличии в руководстве организации лиц, которые возглавляют несколько юридических лиц.

    Реестру адресов массовой регистрации – предоставляет данные о регистрации фирмы в местах массовой регистрации и о возможности связаться с представителями контрагента по адресу, указанному в их регистрационных данных.

    Реестру бухгалтерской отчетности Росстата – позволяет ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента, которая является открытой по пункту 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н.

    Реестру госконтрактов Казначейства России – дает возможность узнать, какие государственные контракты по итогам размещения заказов выполняла и выполняет фирма.

    Реестр недобросовестных поставщиков – позволяет узнать, не является ли контрагент подрядчиком, поставщиком, исполнителем госзаказов, контракты с которым были расторгнуты по решению суда или из-за существенных нарушений условий сотрудничества.

    Картотеке арбитражных дел – позволяет узнать, участвовал ли контрагент в арбитражных делах, в каком качестве, а также чем закончилось каждое дело.

    Базу ФСПП (Федеральной службы Судебных Приставов) – дает возможность узнать, открыты ли в отношении фирмы исполнительные производства и есть ли у нее задолженности в ФСПП.

    Реестру дисквалифицированных лиц – позволяет узнать о наличии в составе исполнительных органов контрагента дисквалифицированных лиц.

Организационные меры по защите от недобросовестных контрагентов

Для защиты от сотрудничества с недобросовестными организациями рекомендуется разработать внутренний нормативный акт, который будет регламентировать процедуры преддоговорной работы с новыми бизнес-партнерами и заказчиками. В документе указываются:

    цели и принципы преддоговорной работы с потенциальными контрагентами;

    порядок взаимодействия менеджеров, служб безопасности и снабжения, юристов и прочих должностных лиц компании, которые контактируют с потенциальными контрагентами;

    перечень документов, которые в обязательном порядке запрашиваются у нового контрагента;

    перечень процедур, которые проводятся перед началом сотрудничества с контрагентом в целях его проверки и т. д.

Для проверки каждого нового контрагента на благонадежность, налоговые риски, долги, платежеспособность, финансовую устойчивость и другие параметры выпускаются отдельные приказы.

Не стоит пренебрегать возможностью онлайн-проверки каждого нового партнера или заказчика и получения всех возможных открытых данных о нем. Необходимо полностью отказаться от заключения договоров «задним числом». Для дополнительной защиты от финансовых рисков, которые возникают при работе с недобросовестными контрагентами, можно заключить договоры страхования техники, грузов, гражданской ответственности, перерывов в деятельности и т. д.

Кого еще можно проверить с помощью нашего сервиса?

    Прежде всего, нужно убедиться в том, что компания зарегистрирована в установленном порядке и ведет деятельность. Это можно сделать разными способами.

    Проверить ИНН

    Удостоверьтесь в том, что ИНН поставщика — не случайный набор цифр, а реальный цифровой код, который принадлежит компании, предлагающей сделку.

    Проверить это очень просто, так как у ИНН есть свой алгоритм, и поддельный номер, скорее всего, ему соответствовать не будет. Распознать ошибку в ИНН можно в любой программе для подготовки сведений о доходах физических лиц, введя номер в поле «ИНН работодателя». Если номер не будет удовлетворять алгоритму, появится сообщение об ошибке.

    Одновременно установить подлинность ИНН и принадлежность его той или иной компании можно на сайте ФНС или с помощью сервиса проверки контрагентов .

    Запросить копию свидетельства о госрегистрации (или лист записи в ЕГРЮЛ)

    Свидетельство о госрегистрации подтверждает, что контрагент существует как юридическое лицо и учтен как налогоплательщик. С 1 января 2017 года при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи нужного реестра — ЕРГЮЛ или ЕГРИП. Таким образом, лист записи — это документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

    В соответствии с п.13 Правил ведения ЕГРЮЛ лист записи государственного реестра включается в регистрационное дело юридического лица. В соответствии с п.19 Правил ведения ЕГРИП лист записи государственного реестра включается в регистрационное дело индивидуального предпринимателя.

    Получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

    Свежая выписка из ЕГРЮЛ подтверждает, что контрагент зарегистрирован и на момент ее получения не снят с учета. Кроме того, по выписке ЕГРЮЛ можно проверить реквизиты, указанные контрагентами в договорах и иных документах.

    Выписку можно запросить непосредственно у потенциального партнера или с помощью сервиса ФНС .

    Баланс позволяет сделать сразу несколько важных выводов о компании:

    • Во-первых, он подтверждает, что фирма сдает отчетность.
    • Во-вторых, позволяет установить, велась ли организацией хозяйственная деятельность.
    • В-третьих, из бухотчетности можно узнать о «портфеле» средств, которыми располагает компания. Если у фирмы практически нулевая стоимость активов, существенные долговые обязательства и уставный капитал 10 000 руб., - это повод задуматься, стоит ли давать такой фирме, например, товарный кредит. Слишком низкие по сравнению с суммой предполагаемой сделки обороты компании могут свидетельствовать и о том, что поставщик укрывает часть доходов. В этом случае от сделки лучше отказаться.

    На основе данных бухгалтерской отчетности легко составить финансовый анализ, который покажет динамику деятельности компании и позволит оценить ее финансовую устойчивость. В сервисе на карточке компании можно найти ссылки на бухгалтерскую отчетность и минифинанализ, который позволит сразу же увидеть ключевые моменты в бухформах без необходимости изучения большого и сложного финансового отчета по компании.

    Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, можно также получить на сайте ФНС .

    Дополнительная аналитика

    Необходимо убедиться в добросовестности контрагента и собрать доказательства того, что вы осуществляли необходимую проверку. Почему это важно? В случае судебного разбирательства это позволит подтвердить, что ваша компания проявила .

    С точки зрения налоговиков () компания не проявила должную осмотрительность, если у нее нет:

    • личных контактов руководства в компании-контрагенте при обсуждении условий поставок и при подписании договоров;
    • документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
    • сведений о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных, торговых площадей;
    • информации о способе получения сведений о контрагенте (реклама, рекомендации партнеров, официальный сайт и т.п.);
    • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
    • информации о наличии у контрагента необходимой лицензии (если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности), свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
    • информации о других участниках рынка аналогичных товаров, работ, услуг, в том числе тех, кто предлагает более низкие цены.

    Сведения о компании

    Массовый адрес регистрации

    Массовый адрес — один из признаков фирм-однодневок. В конце 2017 года Минфин выпустил , в котором предупредил, что при наличии подтвержденной информации о недостоверности поданных сведений об адресе юрлица регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Согласно документу, факты включения информации об адресе массовой регистрации — это основание для проверки достоверности данных в ЕГРЮЛ. Таким образом, регистрируя компании на массовый адрес, юрлицо или ИП рискует получить отказ в регистрации.

    Но ужесточение контроля массовых адресов касается не только бизнесов-новичков, но и уже зарегистрированных компаний: налоговая отправляет письма компаниям, которым необходимо предоставить в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе. Проигнорировать уведомление налоговиков не удастся: если адрес не подтверждается, представленные документы не соответствуют достоверности, то в ЕГРЮЛ вносится запись о неверных сведениях об адресе, что может повлечь исключение организации из реестра, согласно . Заключать договоры с контрагентами, зарегистрированными по массовым адресам, тем более опасно.

    Как проверить «массовость» адреса? Во-первых, на сайте ФНС доступен сервис, сверяющий вводимый пользователем адрес со списком массовых адресов. Во-вторых, показывает, какие компании зарегистрированы по тому же адресу, что и интересующий пользователя контрагент, сервис . В ряде случаев такое «соседство», даже если речь не идет о массовой регистрации, может оказаться существенным.

    Фактическое местонахождение контрагента

    Само по себе несовпадение фактического и юридического адреса никак не характеризует контрагента. По данным ФНС, почти 80% российских компаний расположены не по юридическому адресу, указанному при регистрации. Но налоговая рекомендует проверять фактическое место нахождения контрагента наряду с другими данными.

    Такую информацию можно получить, выехав по юридическому или фактическому адресу предполагаемого партнера. Это позволит не только уточнить, там ли в действительности расположен офис контрагента, но и взглянуть на помещение, производственные или торговые площади, поговорить с сотрудниками и соседями по офисному зданию. Особенно продуктивным может быть такой визит, если нанести его инкогнито, под видом покупателя или потенциального партнера.

    В Контур.Фокусе можно за один клик осмотреть панораму зданий и окрестностей по указанному юридическому лицу. Эта опция называется .

    Посильность условий договора для контрагента

    Необходимо располагать очевидными доказательствами того, что контрагент имеет реальную возможность выполнить условия договора. Во внимание принимается, прежде всего, время, затрачиваемое на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

    Нарушения налогового законодательства

    Налогоплательщик вправе запросить у налоговиков сведения об уплате налогов контрагентами. При этом не принципиально, ответит ли инспекция на запрос компании. Кодексом не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства ().

    Как показывает арбитражная практика, о должной осмотрительности компании свидетельствует сам факт обращения в налоговую инспекцию с просьбой оказать содействие в проверке добросовестности контрагентов.

    Чтобы факт обращения в инспекцию был зафиксирован, запрос следует отправлять заказным письмом с уведомление о вручении (у вас остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление) или подать запрос лично в канцелярию налоговой инспекции (в этом случае на руках остается копия запроса с отметкой о принятии).

    Арбитражные дела

    «Черный список» на сайте ФНС

    Речь идет о реестре дисквалифицированных лиц. Дисквалификация — это административное наказание, которое заключается в лишении физического лица определенных прав, в частности, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

    Основанием для дисквалификации может послужить преднамеренное или фиктивное банкротство, сокрытие имущества или имущественных обязательств, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов и пр.

    Чтобы избежать сотрудничества с компаниями, руководитель которых был дисквалифицирован, достаточно проверить потенциального партнера через специальный сервис на сайте ФНС . Поиск осуществляется по наименованию юридического лица и ОГРН.

    К концу 2018 года ФНС запустила в тестовом режиме сервис «Прозрачный бизнес », который можно использовать для сбора комплексной информации о налогоплательщике - организации и проявления должной осмотрительности.

    Если ввести в поиск данные об ИНН, ОГРН или наименовании компании, то появится следующая информация:

    • дата госрегистрации и основного госрегистрационного номера юрлица, способ образования юрлица и наименование регистрирующего органа;
    • сведения об учете организации в налоговом органе;
    • состояние юрлица;
    • адрес юрлица и информация об адресе массовой регистрации;
    • ОКВЭД;
    • размер уставного капитала;
    • недостоверные данные о руководителе компании, управлении деятельностью множества иных юрлиц;
    • категория субъекта малого и среднего предпринимательства.

    Обращать внимание следует на знак треугольника, который может появиться в разделе как предупреждение. Это значит, что информация требует особого внимания.

    Полномочия лица, подписывающего документы

    Минфин рекомендует при проверке контрагентов получать документальное подтверждение полномочий руководителя (его представителя). В случае если документы подписывает представитель компании, от контрагента нужно получить доверенность или иной документ, уполномочивающий того или иного человека подписывать документы от лица компании.

    Также Минфин рекомендует налогоплательщикам запрашивать у руководителя компании-контрагента документы, удостоверяющие личность. Это подтвердит, что документы подписывает именно тот человек, который имеет на это полномочия. Кроме того, возможны случаи, когда контрагент зарегистрирован на утерянный или украденный паспорт. Выяснить это можно на сайте ФМС .

    Информация о сделке

    Подтверждение личных контактов при заключении сделки

    Отсутствие личных контактов при заключении сделки может свидетельствовать о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность. Доказать обратное помогут собранные данные об обстоятельствах заключения договора с контрагентом (кто участвовал в переговорах, кто отпускал товар и пр.).

    Проверка документов по сделке

    Эта процедура позволяет избежать не только претензий налоговых органов, но и возможных судебных споров.

    • проверить адрес, указанный в документах контрагента, в частности, в счетах;
    • удостовериться, что документы поставщика не содержат логических противоречий и соответствуют НК РФ и другим законам;
    • сопоставить подписи сотрудников на документах, чтобы исключить ситуацию, когда разные подписи ставятся от имени одного лица (такие документы лучше исключить, чтобы ИФНС не завила об их фиктивности).

    Приведенный список «фильтров» — неполный. Можно и другими способами проявить осмотрительность в выборе контрагента и получить о нем максимально полную информацию.

    Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

    Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

    Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
    самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

    Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

    Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

    Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

    7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

    Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

    8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

    Совет

    Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

    9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

    При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

    И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

    Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

    • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
    • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
    • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

    10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

    Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

    Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

    Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

    Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

    Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

    Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

    Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

    Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

    Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

    В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.