Организация транспортировки и транспортно-складского обслуживания в цепях поставок. «Транспортировка в цепях поставок Система транспортных договоров

1. Особенности различных видов трансп-ки, выбор способа трансп-ки, виды трансп. документов.

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги стран Европы и Америки начали увеличивать число услуг с учетом пожеланий клиентов. Так к примеру, разрабатывается и применяется новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов, предоставляются услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки. Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды. Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг. Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля (в виде эскалаторов) и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов. Воздушный транспорт - приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Выбор способа транспортировки грузов является одной из важных задач, решаемых грузовладельцами. При этом альтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, но взаимосвязанных направления - выбор вида или видов транспорта, выбор определённых транспортных средств конкретного вида (видов) транспорта, выбор перевозчика, осуществляющего доставку груза. В целом на выбор способа транспортировки грузов влияет ряд объективных и субъективных условий, которые можно свести к нескольким основным позициям (табл. 8.3.).



Таблица 8.3. Основные условия выбора способа транспортировки

Условия выбора Содержание
Возможность Текущая - существующие виды ТС в данном территориальном образовании Перспективная (стратегическая) - будущее развитие транспортной сети в данном территор. образовании
Варианты Выбор трансп-ки ограничен по различ. причинам. Выбор трансп-ки практически неограничен
Принципы Сопоставимость показателей по различным видам транспорта Степень информационности транспортных услуг
Методы Полный учёт сопоставляемых показателей Ограниченный учёт сопоставляемых показателей
Показатели Количественные показатели по видам транспорта Качественные показатели по видам транспорта
Факторы Форма собственности транспортных средств Принятая система страхования грузов Варианты банковского обслуживания
Критерии Экономические (стоимостные) показатели Натуральные показатели Технико-эксплуатационные характеристики

2. Классификация грузов и способы их транспортировки .

Классификация грузов производится по следующим признакам: 1) по способу погрузки-выгрузки. Различают следующие виды грузов: а) штучные; б) навалочные; в) наливные грузы. К штучным грузам относятся промышленные и продовольственные товары в упакованном виде (мешках, ящиках, бочках и др.); грузы в кипах и тюках; изделия в незатаренном виде или без упаковки. Основными характеристиками штучных грузов являются: габаритные размеры; масса (вес); форма. Чистый вес груза называется нетто, вес с тарой - брутто. Навалочные грузы представляют собой грузы, погрузка-выгрузка, перевозка и хранение которых осуществляются навалом. Наливные грузы - это бестарные жидкие продукты, для перевозки которых применяются автомобили со специальными кузовами типа цистерн или другими устройствами, укрепленными в кузове; 2) по способам перевозки. Различают следующие виды грузов: а) универсальные; б) навалочные (сыпучие); в) навалочные прочие; г) наливные; д) специальные (специфические). К универсальным и навалочным прочим относятся грузы, которые могут перевозиться на обычных бортовых автомобилях. Для их перевозки, погрузки, выгрузки и складирования не требуется особых условий. Навалочные (сыпучие) грузы допускают погрузку и разгрузку навалом, и для их перевозки целесообразно применение автомобилей-самосвалов. К специальным грузам относят грузы, которые требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке; 3) по весу. Различают следующие виды грузов: а) легковесные (массой до 80 кг); б) обычные (весом до 250 кг для штучных грузов, весом до 500 кг - для грузов, загружаемых накатом);в) тяжеловесные (грузы весом более 500 кг); г) по размеру. Различают следующие виды грузов: габаритные (перевозка данных грузов осуществляется в автомобилях со стандартным кузовом); негабаритные (грузы, превышающие размером допускаемые дорожные габариты); 5) по степени опасности: а) класс «Взрывчатые вещества»; б) класс «Газы (сжатые, сжиженные или растворенные под давлением)»; в) класс «Легковоспламеняющиеся жидкости»; г) класс «Легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные к самовозгоранию, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой»; д) класс «Окисляющие вещества и органические перок-сиды»; е) класс «Ядовитые и инфекционные вещества»; ж) класс «Радиоактивные вещества»; з) класс «Коррозионные вещества»; и) класс «Прочие опасные вещества»; 6) по условиям хранения: а) подверженные воздействию атмосферных условий; б) не подверженные воздействию атмосферных условий; в) требующие специальных условий хранения. Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава и условия его эксплуатации, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки. Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, единой тарифной ставки фрахта, схема последовательного взаимодействия участников транспортного процесса. Комбинированная перевозка отличается от смешанной использованием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов: отправка крупных партий груза производится с завода – изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли – автомобильным. Интермодальная перевозка – перевозка грузов несколькими видами транспорта, осуществляемая под руководством одного оператора по одному транспортному документу с применением единой ставки фрахта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Значение институциональных участников цепей поставок и оказываемых ими услуг. Практика оказания услуг таможенными органами Уральского таможенного управления как институциональными участниками цепей поставок. Возможные пути повышения качества услуг.

    дипломная работа , добавлен 10.05.2015

    Понятие и основные черты глобальных проблем, причины их возникновения. Классификация глобальных проблем мировой экономики. Особенности проблем преодоления бедности и отсталости, международных долгов. Взаимозависимый характер и пути решения этих проблем.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Исследование современных тенденций самоорганизации мировой экономической системы. Отличительные черты глобальных цивилизационных трансформаций. Особенности бифуркационного этапа глобализации. Последствия олигархического капитализма для мировой экономики.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2013

    Черты и причины возникновения глобальных проблем. Классификация глобальных проблем мировой экономики. Пути решения проблемы международных долгов, бедности и отсталости, продовольственной проблемы. Типы стран по уровню обеспеченности продовольствием.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Сущность логистики и состояние сектора транспортно-логистических услуг мирового рынка на современном этапе. Дополнительные перспективы развития Таможенного союза. Первые логистические структуры, соответствующие требованиям международных стандартов.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Исследование глобальных стоимостных цепочек в мировой экономике. Структура глобальной цепочки добавленной стоимости. Вклад международного производства в развитие национальной экономики Китая. Участие страны в глобальных цепочках добавленной стоимости.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2016

    Понятие и основные черты глобальных проблем, их классификация и причины возникновения. Анализ проблем нищеты и занятости населения в мировой экономике. Демографическая и продовольственная проблемы. Сложности и тенденции развития экономики России.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

1. Транспортная логистика решает задачи, связанные

a) с перемещением грузов различными транспортными средствами

b) с приобретением и регистрацией транспортных средств

c) с учреждением, регистрацией и организацией деятельности транспортных и экспедиторских предприятий

2. Задачей менеджера по логистике в области транспорта не является

a) согласование транспортного процесса со складскими и производственными процессами

b) организация перемещения товара внутри склада

c) маршрутизация перевозок и контроль движения груза в пути

3. Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется тем, что

a) затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек

b) транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний – перевозчиков

c) значительное количество компаний являются владельцами транспортных средств

4. Доставка грузов по технологии «точно вовремя» (Just in time)

a) целесообразна для внедрения во всех случаях обеспечения потребности в различных изделиях, материалах, сырье

b) требует значительных затрат на содержание складского хозяйства

c) увеличивает нагрузку на управленческий аппарат по планированию, контролю и диспетчеризации поставок

5. В первую очередь принципы логистики применимы

a) при перевозке опасных грузов

b) при доставке массовых сырьевых грузов

c) при доставке ценных высокотехнологичных товаров

6. Процесс доставки товара потребителям не усложняется при

a) увеличении номенклатуры грузов

b) увеличении количества доставляемого товара

c) расширении географии распределения товара

d) росте количества потребителей

7. Операции контейнеризации и пакетирования

a) усложняют технологию доставки товара при повышении ее эффективности

b) упрощают технологию доставки товара и не требуют дополнительного оборудования и дополнительных операций с товаром у грузоотправителя и грузополучателя

c) не влияют на сложность технологии доставки товара

8. Какая группа транспорта не выделяется при классификации по назначению

a) транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузам на коммерческой основе

b) транспорт, принадлежащий владельцам грузам и обеспечивающий их потребности в перевозках

c) транспорт, принадлежащий специализированным транспортно-экспедиторским компаниям

9. Владельцы груза используют в своей деятельности способ перевозки

a) минимодальный

b) мультимодальный

c) квазимодальный

10. Под мультимодальными перевозками обычно понимают

a) доставку груза несколькими видами транспорта

b)

c) доставку груза с применение комплексных технологий перевалки и складской переработки

d) доставку груза любым видом транспорта с обязательным участием автомобильного

11. Под унимодальными перевозками обычно понимают

a) доставку несколькими видами транспорта груза, сформированного в грузовые единицы – «юниты»

b) доставку груза одним видом транспорта

c) доставку груза с применение унифицированных технологий перевалки и складской переработки

12. Для перевозок грузов несколькими видами транспорта не используют термин

a) мультимодальная перевозка

b) интермодальная перевозка

c) смешанная перевозка

d) комбинированная перевозка

e) унимодальная перевозка

13. Преимуществом мультимодальных перевозок является

a) удешевление доставки

b)

c) простота в организации

14. Преимуществом унимодальных перевозок является

a) удешевление доставки

b) отсутствие перегрузочных операций

c) доставка точно в срок

15. Что не упрощает организацию унимодальных перевозок

a) ненужность согласований условий перевозки между несколькими участниками

b) уменьшение количества оформляемых документов

c) исключение расчетов с другими видами транспорта

d) использование видов транспорта, имеющих низкую себестоимость перевозок

16. Привлекательность мультимодальных перевозок обеспечивается за счет

a) ненужности согласований условий перевозки между несколькими участниками

b) уменьшения количества оформляемых документов

c) исключения расчетов с другими видами транспорта

d) использования видов транспорта, имеющих низкую себестоимость перевозок

Тема 2. Характеристика видов транспорта

17. К особенностям железнодорожного транспорта относятся

a) регулярность перевозок и устойчивые транспортные связи между регионами

b) большая маневренность и подвижность

c) высокая скорость доставки грузов

e) высокие затраты в пути сообщения

18. К особенностям автомобильного транспорта относятся

a) высокая провозная и пропускная способность

b) низкая энергоемкость перевозок

d) значительная экологическая нагрузка на окружающую среду

e) низкая себестоимость перевозки 1 т груза

19. К особенностям водного транспорта относятся

    высокая себестоимость перевозки 1 т груза

    ограничение возможности перевозок климатическими условиями

    сравнительно малый расход топлива

20. К особенностям воздушного транспорта не относятся

    низкая энергоемкость и стоимость перевозок

    высокая скорость доставки грузов

    минимальное время нахождения груза в пути

    высокая себестоимость перевозок

    небольшая провозная способность

21. Критерию максимума провозной способности транспорта в наибольшей степени отвечает

    автомобильный транспорт

    железнодорожный транспорт

    водный транспорт

    воздушный транспорт

22. Критерию готовности к перевозке в произвольный момент времени в наибольшей степени отвечает

a) автомобильный транспорт

b) железнодорожный транспорт

c) водный транспорт

d) воздушный транспорт

23. Критерию минимума себестоимости перевозки 1 т груза в наибольшей степени отвечает

a) автомобильный транспорт

b) железнодорожный транспорт

c) водный транспорт

d) воздушный транспорт

24. Критерию минимума времени нахождения груза в пути в наибольшей степени отвечает

a) автомобильный транспорт

b) железнодорожный транспорт

c) водный транспорт

d) воздушный транспорт

25. Критерию минимума времени нахождения груза в пути в наименьшей степени отвечает

a) автомобильный транспорт

e) железнодорожный транспорт

b) водный транспорт

c) воздушный транспорт

26. Критерию минимума риска несвоевременной доставки в наименьшей степени отвечает

a) автомобильный транспорт

b) железнодорожный транспорт

b) водный транспорт

c) воздушный транспорт

Образовательные установки:

знать

системную организацию доставки грузов в соответствии с принципами и правилами логистики;

уметь

Выполнять маршрутизацию транспортных потоков;

владеть

Методами транспортно-складского обслуживания в цепях поставок.

Ключевые термины

Транспортный поток. Доставка грузов. Транспортировка в цепях поставок. Грузовой поток. Транспортная логистическая система доставки грузов. Транспортно-распределительная система. Транспортно-логистический менеджмент. Маршрутизация транспортных потоков. Терминал. Транспортный коридор. Терминальный транспортно -распределительный центр. Единый технологический процесс транспортировки.

Транспортное обслуживание цепей поставок

В современном понимании транспорт (от лат. trans – через и porto – нести, переносить, перевозить) – это совокупность средств, предназначенных для перемещения грузов и пассажиров в пространстве.

С логистической точки зрения транспорт является технической основой, которая обеспечивает движение материальных и (или) товарно-материальных потоков, сосуществует с ними как транспортный поток , выполняя по отношению к ним обслуживающую функцию (см. параграф 2.1). При этом транспортный поток формируется совокупностью транспортных средств, обеспечивающих перемещение грузов и движущихся по транспортным путям сообщения.

Цель транспортного обслуживания заключается в том, чтобы выполнить доставку грузов, т.е. обеспечить наличие грузов в месте назначения. Согласно классификации процессов в логистике (см. параграф 2.2) доставка грузов рассматривается как комплексный технологический процесс, включающий в себя: подготовку и подачу грузов и транспортных средств к месту отправления, транспортировку – транспортный процесс и сопровождающие его грузообрабатывающие операции (погрузка, разгрузка, перевалка, хранение), сдачу груза грузополучателю.

Транспортное обслуживание цепей поставок должно осуществляться на принципах логистики, заимствованных из общего их состава, развитых и дополненных в соответствии со спецификой сервиса, а именно на принципах:

  • оптимальности – транспортные процессы должны совершаться при всех возможных вариантах только по наиболее рациональному сценарию, исходя из выбранных критериев: наличия или отсутствия подъездных путей и транспортной инфраструктуры, дальности перевозок, сложности маршрутов и т.д.;
  • надежности – транспортные процессы должны обеспечивать соблюдение графика отправления, движения, перевалки, прибытия. Взаимодействие транспортных средств должно осуществляться таким образом, чтобы избегать опозданий одних и простоев других видов транспорта. Вероятность срыва движения материального потока по вине транспорта должна быть минимальной;
  • эффективности – работа транспорта должна осуществляться так, чтобы полностью удовлетворять потребности в перевозке, т.е. перемещении груза в пространстве, при соблюдении следующих условий: максимально полная загрузка транспортных средств по грузоподъемности и грузовместимости; повышение коэффициента использования пробега, обеспечение загрузки на обратный или следующий рейс; снижение общих затрат на транспортировку.

При реализации принципов логистики транспортное обслуживание должно воплощать правила логистики – доставка нужного груза в нужное место и время, в нужном количестве и соответствующего качества, нужному грузополучателю с оптимальными транспортными издержками. Данное требование предъявляется ко всему процессу доставки грузов и, в первую очередь, – к транспортировке.

Транспортировка как основная составляющая комплексного технологического процесса доставки позволяет преодолеть пространственно-временной разрыв между процессами генерации и потребления товарно-материальных ценностей в логистических цепях, обеспечивая интеграцию логистических процессов. Экономическое значение этой сервисной функции доказывается тем, что в настоящее время от 20 до 80% логистических издержек составляют затраты на транспортировку . Их формирование обусловливается степенью участия транспортировки в создании добавленной стоимости: "добыча ресурсов – внутрипроизводственный транспорт – магистральный транспорт – склад снабжения – внутрипроизводственный транспорт – производство – внутрипроизводственный транспорт – склад готовой продукции – внутрипроизводственный транспорт – магистральный транспорт – склад потребителя – транспорт – конечное потребление".

Транспортировка, осуществляемая в соответствии с принципами и правилами логистики, обретает признаки транспортной логистики и требует организации управления транспортировкой. Транспортная логистика и транспортно-логистический менеджмент решают задачи сервисного обеспечения цепей поставок и управления сервисом в следующем наиболее общем их составе:

  • разработка оптимальных маршрутов движения транспорта;
  • подбор необходимых транспортных средств, исходя из технико-экономических особенностей их применения;
  • определение способа доставки;
  • выбор типа грузовых единиц;
  • правильное и четкое оформление транспортной документации в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов;
  • управление транспортным риском;
  • обеспечение взаимодействия всех субъектов перевозочного процесса для планомерного и бесперебойного продвижения транспортных потоков в цепях поставок;
  • диспетчеризация перевозок;
  • организация экспедирования;
  • выполнение контроля за движением транспортных средств;
  • координация применяемых при транспортировке видов транспорта и транспортных средств;
  • эффективное использование последних достижений в области информационных технологий, средств связи и обмена данными при управлении доставкой грузов.

По общим правилам системная организация транспортной логистики и управление транспортировкой в цепях поставок должны обеспечиваться созданием транспортной логистической системы доставки грузов, действующей на основе:

  • использования различных видов транспорта;
  • единства и непрерывности технологического процесса транспортировки;
  • ускорения доставки грузов, а также повышения их сохранности;
  • использования логистических технологий "точно в срок" (доставка по потребности) и "от двери до двери" (управление доставкой груза по всей цепи поставок от грузоотправителя до грузополучателя);
  • применения терминальных технологий организации доставки грузов потребителю через сеть грузовых терминалов, на которых происходит накопление и переработка грузов, сервисное обслуживание товарных потоков и доставка товара конечному потребителю.

Элементы состава транспортных логистических систем в обобщенном виде представлены на рис. 9.1.

Транспортные логистические системы доставки грузов обладают следующими особенностями:

  • наличие материальной основы – подвижного состава различных видов транспорта, погрузоразгрузочных и складских машин, механизмов и оборудования, транспортной сети путей сообщения, зданий и сооружений транспортной инфраструктуры, терминального хозяйства и т.п.;
  • применение единой согласованной между участниками цепи поставки технологии доставки грузов от грузоотправителя грузополучателю;
  • подчиненность действий звеньев цепи принципу экономического, организационного, коммерческо-правового единства;

Рис. 9.1.

  • внедрение механизации и автоматизации основных процессов грузопереработки, позволяющих ликвидировать тяжелый и непроизводительный ручной труд;
  • применение специальных средств информационной поддержки принятия решений;
  • оценка экономической эффективности функционирования транспортных систем по критерию снижения транспортных издержек на доставку груза.

В контексте указанных системных характеристик определяется понятие "транспортировка в цепях поставок " – это форма осуществления транспортного процесса, при которой во всех звеньях цепи на основе эффективного использования транспортных средств, перегрузочного и складского оборудования, а также информационных технологий обеспечивается максимально возможная скоростная сохранная доставка груза от грузоотправителя до грузополучателя.

Классификация транспортных систем доставки грузов в цепях поставок проводится по признакам, представленным в табл. 9.1.

Таблица 9.1

Классификация транспортных систем

классификации

Вид транспортных систем

Общего пользования (магистральный транспорт).

Специального назначения (внутрипроизводственный транспорт)

География перевозок

Местная (в пределах населенных пунктов).

Пригородная (межрайонные, областные).

Междугородная (в пределах стран).

Международная (в пределах земного шара)

Уровень системы

Транспортное средство.

Транспортное подразделение.

Транспортное предприятие.

Транспортная отрасль.

Национальная транспортная система.

Мировая транспортная система

Вид транспорта

Наземная (автомобильная, железнодорожная). Водная (морская, речная).

Авиационная.

Трубопроводная

Способ доставки

Простая (прямая).

Сложная (смешанная)

Род груза

Генеральная или тарно-штучная (в том числе пакетная, контейнерная).

Массовая (наливная, насыпная, навалочная)

Связность процессов транспортировки и складирования в логистике обусловливает трансформацию транспортных систем в транспортно-распределительные системы , которые позволяют накапливать грузы и по мере предъявления потребности направлять их грузополучателям. Транспортно-распределительные системы призваны решать задачи из области распределения материального потока, в том числе: выбирать вид транспорта, транспортного средства и планировать его загрузку; осуществлять как транзитные поставки напрямую потребителю, так и поставки через склад с промежуточным хранением, сглаживая неравномерности спроса на товар.

В транспортных и транспортно-распределительных системах товарно-материальные потоки приобретают характер грузовых потоков , которые представляют собой направленное движение принятых к перевозке товаров от пункта отправления к пункту назначения. Отличия грузовых потоков от материальных выявляются по следующим признакам: состав объектов управления – совокупность грузов, т.е. материально-вещественных единиц, размещенных в транспортном средстве; состав логистических операций – в отношении грузов совершаются транспортировка, погрузоразгрузочные работы, а также сопроводительные (экспедиторские) операции.

Концепция управления цепями поставок влияет на организацию транспортной логистики при перевозке груза между отдельными звеньями цепи поставок, что находит выражение в вариантах организационных решений:

  • юнимодальная перевозка – перевозка груза осуществляется одним видом транспорта и одним или несколькими перевозчиками с использованием транспортных документов, разграничивающих ответственность каждого перевозчика;
  • интермодальная перевозка – интегрированная перевозка грузов "от двери до двери" по единому транспортному документу, в которой принимают участие, по меньшей мере, два вида транспорта;
  • сегментированная перевозка – перевозка, при которой перевозчик, организующий транспортировку, может принимать на себя ответственность лишь за часть перевозки, осуществляемой им самим;
  • А-модальная перевозка – перевозка, при которой управление перемещением транспортных средств и грузовых единиц, независимо от характера участия в ней различных видов транспорта (последовательного, параллельного или их комбинации), осуществляется из одного диспетчерского центра;
  • бимодальная перевозка – перевозка груза осуществляется в специализированных транспортных средствах, обладающих автомобильными шасси и железнодорожными колесными парами, способных перемещаться как по автодорогам в качестве прицепов к тягачам, так и по железной дороге в грузовых составах.

В рамках этих и других организационных решений, предполагающих работу операторов транспортного рынка в смешанном сообщении, соответствующим образом должны прорабатываться вопросы: распределения обязанностей грузоотправителя, перевозчика, экспедитора и грузополучателя, их гражданской ответственности и рисков; координации работы внутрипроизводственного и внешнего транспорта, осуществляемого собственными силами организаций – участников цепей поставок и силами сторонних транспортных организаций, включая сорсинговые возможности.

Взаимодействие грузоотправителя и грузополучателя, обобщаемых понятием грузовладельца, может быть обеспечено участием перевозчика – организации, занимающейся перевозкой грузов, экспедитора – организации, курирующей транспортный процесс и выполняющей комплекс логистических операций с грузами, и агента рынка транспортных услуг – посредника, совершающего операции, связанные с использованием транспортных средств, в том числе арендой и эксплуатацией. На практике выполнение функций экспедитора и агента чаще всего совмещает транспортно-экспедиторская организация.

В принципиальном плане обращение к услугам перевозчика, экспедитора, транспортного агента означает появление в цепи поставок дополнительных звеньев (рис. 9.2), что влияет на экономическую целесообразность организационных решений в соответствии с базовой концепцией логистики, предусматривающей оптимизацию совокупных логистических затрат.

Рис. 9.2. :

1 – договор транспортной экспедиции; функции экспедитора: 2 – работа с грузом; 3 – поиск перевозчика; функции агента: 4 – поиск грузовладельца; 5 – работа с транспортным средством; 6 – договор транспортного агентирования; 7 – договор перевозки

  • Николайчук В. Е. Транспортно-складская логистика: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2006. С. 5.

Транспорт– это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров.

Транспорт - связующее звено между элементами логистических систем. Транспортная логистика - это перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.

Основные факторы выделения транспорта в самостоятельную область применения логистики:

1) способность транспорта реализовать основную идею логистики, т. е. создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему «снабжение-производство-распределение-потребление»;

2) неизбежность решения целого ряда, сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;

3) высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50% в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;

4) высокая доля транспортной составляющей во внешнеторговой цене товаров (особенно для стран с большими расстояниями перевозок);

5) наличие большого числа транспортно-экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров, как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях.

К задачам распределения товаров относятся:

Складирование готовых к отправке продуктов;

Транспортировка готовых товаров в определенные пункты доставки.

Под транспортировкой понимается изменение местонахождения товаров с помощью транспортных средств.

Особенности различных видов транспорта.

Особенности ж/д транспорта:

1.Неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства

2. Возможность строительства железнодорожных путей сообщения практически на любой сухопутной территории страны

3. Высокая провозная и пропускная способность

4. Возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок



5. Возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток

6. Сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов

7. Доставка грузов и пассажиров по более короткому пути следования

8. Относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок

Особенности морского транспорта :

1.Возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок

2.Пути сообщения не требуют затрат на сооружение или поддержание их в эксплуатационном состоянии

3.Неограниченная пропускная способность

4.Сравнительно малый расход топлива и энергии

5.При перевозках на большие расстояния более низкая себестоимость перевозок

Недостатки морского транспорта:

1.Зависимость от естественно-географических условий

2.Необходимость строительства на морских побережьях сложного портового хозяйства

3.Ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Пути сообщения проходят на окраинах России

Особенности речного транспорта:

1.Большая провозная способность на глубоководных реках

2.Сравнительно невысокая себестоимость перевозок

Недостатки речного транспорта:

1.Извилистость пути и судового хода

2.Ограничение в использовании подвижного состава, связанное с сезонностью работы

3.Удлинение маршрутов следования грузов

4.Небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров

Особенности автомобильного транспорта:

1.Большая маневренность и подвижность

2.Высокая скорость доставки грузов и пассажиров

3.В ряде случаев более короткий путь движения грузов и пассажиров

Недостатки автомобильного транспорта:

1.Сравнительно высокая стоимость перевозок

2.Относительно высокая стоимость материально-технической базы обслуживания

3.Недостаточная протяженность и плохое состояние имеющихся автомобильных дорог

Воздушный транспорт :

Основные преимущества – высокая скорость и возможность достижения отдаленных районов

Недостатки – высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий

Преимущества трубопроводного транспорта:

1.Возможность повсеместной прокладки труб и массовой перекачки нефти и нефтепродуктов

2.Меньшие расстояния перекачки, чем при транспортировании железнодорожным или речным транспортом

3.Низкая себестоимость транспортировки нефти

4.Обеспечение сохранности нефтепродуктов благодаря полной герметизации процесса

5.Полная автоматизация по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов

6.Исключение (при соответствующей изоляции) отрицательного воздействия на окружающую среду

Недостатки трубопроводного транспорта:

1.Узкая специализация

2.Необходимость наличия устойчивого и достаточного по величине потока грузов