Таможенная ставка. Таможенные платежи, виды ставок таможенных пошлин

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский социально- экономический институт

Экзаменационная работа

по дисциплине «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

и таможенная стоимость» на темы:

1. Виды ставок таможенных пошлин

2. Товары, полностью произведенные в данной стране

Выполнила:

студентка 4 курса группа 13

Чебакова Вера

Ижевск 2012

Введение

1.2 Способы расчета таможенных пошлин

Заключение

Список литературы

Введение

В связи с развитием мирового хозяйства, международных экономических связей, увеличением экспорта и импорта, в странах появляются государственные учреждения, осуществляющие контроль за провозом грузов, в том числе багажа и почтовых отправлений, через границу.

Такой орган получил название - таможня. Таможня осуществляет проверку грузов, взимает таможенные пошлины, таможенные сборы, штрафы за нарушение таможенных постановлений; задерживает товары, запрещенные к ввозу и вывозу законодательством данной страны; организует временное хранение товаров, проходящих через границу; выполняет другие функции.

Взимание таможенных пошлин, их расчет является важной и актуальной темой в системе международных отношений.

В первой части данной работы рассмотрены сущность и виды таможенных пошлин, их характеристика. Вторая часть посвящена способам расчета таможенных пошлин и как рассчитываются таможенные пошлины в России. В последней части работы рассматриваются применение льгот при исчислении таможенных пошлин. Также рассматривается практика применения таможенных пошлин в России. В заключении сделаны выводы по всей контрольной работе.

Тема 1. Виды ставок таможенных пошлин

1.1 Сущность и виды таможенных пошлин

Таможенные пошлины - разновидность налогов косвенных, которыми облагаются товары, ценности и имущество, провозимые через таможенную границу определенной территории, и которые взимаются таможней соответствующей страны по ставкам, установленным для данной территории таможенным тарифом.

Согласно Российскому законодательству (п.5 ст.5 Закона РФ "О таможенном тарифе"), таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенной пошлиной могут облагаться товары, ввозимые, вывозимые и транзитные. В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин: ввозная (импортная) таможенная пошлина; вывозная (экспортная) таможенная пошлина. Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами.

Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый не денатурированный.

Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Законе РФ "О таможенном тарифе". Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК РФ. Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Существует три вида ставок:

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

б) специфическая ставка таможенной пошлины;

в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро. Например, пиво безалкогольное - 0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) - 5 евро за 1000 шт.

Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения, либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной - 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20% таможенной стоимости) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви - 15% там. стоим. плюс 0,7 евро за 1 пару, также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов. В зависимости от целей, преследуемых взиманием таможенных пошлин, последние подразделяются на: фискальные, дающие доходы казне; покровительственные, или протекционистские, затрудняющие ввоз иностранных товаров в страну и ограждающие национальное производство от иностранной конкуренции; преференциальные, создающие благоприятные таможенные условия для одной или нескольких стран; антидемпинговые пошлины, препятствующие ввозу в страну товаров по заниженным ценам, т.е. по ценам ниже "нормальной стоимости" этих товаров; демпинг - бросовый экспорт, т.е. продажа товаров на внешнем рынке по "несправедливо" низкой цене. Это распространение товаров одной страны на рынке другой по цене ниже их нормальной стоимости

В качестве "нормальной стоимости" в большинстве случаев рассматривается цена, устанавливаемая при обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране. Величина антидемпинговых пошлин представляет собой разницу между "нормальной стоимостью" товара и его ценой, предлагаемой экспортером. Порядок использования антидемпинговых пошлин регулируется ГАТТ (Генеральным соглашением по тарифам и торговле), правила которого разрешают применять антидемпинговые пошлины в том случае, если демпинг угрожает причинить материальный ущерб промышленности страны-импортера или задержать ее развитие. В других отношениях применение антидемпинговых пошлин не рекомендуется, кроме случаев, когда предоставляются прямые или косвенные субсидии на производство либо экспорт демпингового товара.

"Нормальная стоимость" товара определяется по-разному в зависимости от наличия или отсутствия аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. В первом случае под нормальной стоимостью понимается сравнимая цена, устанавливаемая при обычном течении торговли на аналогичный товар, когда он предназначается для потребления в самой экспортирующей стране (или в стране его происхождения). При этом сравнимая цена должна быть очищена от всякого рода скидок, непосредственно связанных с рассматриваемой продажей, если экспортер предоставляет достаточные доказательства обоснованности таких скидок. Сравнение экспортных и внутренних цен - основной критерий выявления демпинга. Если аналогичный товар отсутствует на внутреннем рынке страны-экспортера, то для сравнения выбирается наивысшая цена аналогичного товара при обычном течении торговли на рынке третьей страны либо его "сконструированная стоимость". Под последней понимается стоимость производства товара в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах прибыли, а также бытовых, административных и других общих расходов. Демпинг используется как одно из средств борьбы конкурирующих фирм на внешнем рынке, а также для поддержания уровня производства в периоды экономических спадов.

В любом случае продажа по демпинговым ценам наносит ущерб экономике стран-импортеров, поэтому их правительства используют в качестве защиты антидемпинговые пошлины. Существуют также специальные правовые акты и положения, направленные против бросового экспорта и формирующие антидемпинговое законодательство. Разновидностью демпинга является демпинг валютный.

1.2. Способы расчета таможенных пошлин

Совокупность или свод ставок таможенных пошлин называется таможенным тарифом (фр. тариф - tarif - система ставок). Содержанием таможенного тарифа является перечень товаров, облагаемых (и не облагаемых) таможенной пошлиной и совокупность ставок таможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара. Наименования и обозначение товаров в таможенном тарифе РФ осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской федерации.

Все товары в ТН ВЭД России классифицированы по таким признакам как происхождение, вид материала (из которого изготовлен товар), назначение товаров, их химический состав, степень обработки (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция).

По структуре классификация включает в себя: разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и под субпозиции. Каждой категории товаров соответствует свой девяти - десятизначный цифровой код. Неотъемлемой частью ТН ВЭД являются примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям и под субпозициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД.

При таможенном декларировании код товаров определяется декларантом или таможенным брокером и указывается в соответствующих документах (таможенной декларации).

Таможенная стоимость ввозимых товаров служит налоговой базой для расчета таможенной пошлины по адвалорной ставке.

Таможенная стоимость применяется для определения суммы таможенного сбора за таможенное оформление товаров.

Таможенная стоимость вывозимых товаров служит налоговой базой для расчета экспортной таможенной пошлины по адвалорной ставке.

Элементы, входящие в структуру таможенной стоимости могут быть различны, в зависимости от того, стоимость это, ввозимых или вывозимых товаров.

Кроме того, необходимость определения таможенной стоимости может возникнуть:

при изменении таможенного режима;

в случае уплаты таможенных платежей в отношении незаконно перемещенных товаров или товаров, использованных на территории страны в нарушении требований таможенных процедур.

Таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию страны товаров представляет собой совокупность затрат, связанных с приобретением товаров и их доставкой до места ввоза на таможенную территорию страны.

В основе такой формулировки лежит главный метод определения таможенной стоимости ввозимых товаров - "Метод по цене сделки с ввозимыми товарами".

Если права на товар переходят в результате дарения или взаимозачетов (клиринг), то за основу берется, как правило, рыночная стоимость товара, с учетом степени его износа.

Таким образом, таможенная стоимость ввозимых товаров может быть представлена по ее составляющим, а именно:

· затраты по приобретению;

· затраты по доставке приобретенных товаров до места ввоза на таможенную территорию страны.

Затраты по приобретению могут включать:

а) комиссионные и брокерские услуги;

б) стоимость контейнеров, тары и упаковки (составляющих с товаром одно целое);

в) стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем продавцу бесплатно либо по сниженным ценам;

г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

д) величину части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи и использования ввозимых (оцениваемых) товаров на территории страны.

Так как основу всех затрат составляет контрактная стоимость товара, то все перечисленное должно быть включено в контрактную стоимость лишь в том случае, если эти расходы ранее туда не вошли.

Кроме того, при наличии факторов, влияющих на установление реальной цены товара, например, взаимозависимость продавца и покупателя, таможенный орган вправе не принять такую стоимость и обратиться к контрактным (рыночным) ценам на идентичные (одинаковые во всех отношениях) или однородные (имеющие некоторые различия, например по химическому составу, но коммерчески взаимозаменяемые и обладающие одинаковой репутацией на рынке) товары.

Вторую группу затрат составляют расходы по доставке приобретенных товаров до места ввоза на территорию страны (транспортные расходы), которые включают в себя следующие показатели:

а) Стоимость транспортировки (фрахт). Стоимость транспортировки составляют расходы, непосредственно связанные с перемещением товаров от места отправления (места погрузки) до места назначения. При определении таможенной стоимости стоимость транспортировки от места ввоза на таможенную территорию страны до места назначения может быть вычтена из цены сделки, если в документах четко определен порядок расчета стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки). Например, установлена тарифная ставка перевозки груза за 1 км соответствующего участка пути.

б) Расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров. Данные расходы могут не включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров, если такая перегрузка, перевалка осуществлялась после ввоза на таможенную территорию страны. При этом факт проведения таких операций и величина соответствующих расходов, а также их оплата продавцом должны быть документально подтверждены декларантом таможенному органу.

в) Страховые суммы. Страховая сумма (страховая премия) - сумма, уплаченная страховой компании в соответствии с договором страхования товара от рисков потери или повреждения в процессе доставки груза на весь маршрут перевозки от пункта отправления до пункта назначения.

Стоимость страхования зависит от стоимости товаров, а не от дальности перевозки. Поэтому расходы на страхование не подразделяются "до места ввоза" и "после места ввоза" и, соответственно, не подлежат исключению из цены сделки при определении таможенной стоимости.

Перечисленные затраты также как и предыдущие (затраты по приобретению) должны учитываться с целью доначисления только в том случае, если ранее не вошли в контрактную стоимость.

Типовой перечень расходов по доставке товаров (от продавца к покупателю) с учетом обязанностей партнеров, а также видов транспортных средств разработан Международной торговой палатой, которые известны как "Инкотермс - 2000" (Публикация Международной торговой палаты. № 560).

Таможенная стоимость вывозимых товаров выглядит несколько иначе. Так, таможенная стоимость определяется как цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товаров на экспорт, либо себестоимость идентичных или однородных товаров, включая затраты, связанные с их реализацией и размер получаемой прибыли.

В случае, если во внешнеторговом договоре отсутствуют фиксированные цены и отражены лишь условия определения окончательной цены товара (например, с учетом биржевых котировок на соответствующую дату, по формуле расчета цены и т.п.) либо если в соответствии с условиями внешнеторгового договора окончательная цена товара определяется по результатам его приемки покупателем по количеству и качеству (т.е. на дату таможенного оформления цена сделки не известна), определение и заявление таможенной стоимости осуществляется исходя из представленных декларантом документов, подтверждающих и/или уточняющих заявленную им таможенную стоимость вывозимых товаров. При этом, таможенное оформление вывозимых товаров производится с учетом временной (условной) оценки.

В качестве базы для временной (условной) оценки вывозимых товаров принимается либо предварительная (ориентировочная) цена, зафиксированная во внешнеторговом договоре, либо расчетная цена, определенная на дату отгрузки товаров в соответствии с установленными во внешнеторговом договоре условиями ее расчета. После представления декларантом в таможенный орган всех документов, необходимых для уточнения и/или подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, осуществляются корректировка таможенной стоимости и перерасчет таможенных платежей.

При невозможности проведения подобных расчетов временная (условная) оценка вывозимых товаров может быть произведена на основе имеющейся в распоряжении таможенного органа соответствующей ценовой информации.

При отсутствии сделки купли - продажи в отношении вывозимых товаров (например, безвозмездные и компенсационные поставки, поставки по договору аренды и т.п.), а также в случае невозможности использования цены сделки купли - продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости, стоимость вывозимого товара определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца - экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории страны, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию страны, производится путем применения следующих методов:

ь по цене сделки с ввозимыми товарами;

ь по цене сделки с идентичными товарами;

ь по цене сделки с однородными товарами;

ь вычитания стоимости;

ь сложения стоимости;

ь резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости (между собой) могут применяться в любой последовательности.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Для этих целей могут применяться отдельные формуляры таможенных документов, например, в Российской Федерации это - декларация таможенной стоимости (ДТС), бланки формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС).

ДТС заполняется на все товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, декларируемые с использованием грузовой таможенной декларации, за исключением случаев:

Ш ввоза товаров физическими лицами (для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);

Ш ввоза товаров, заявляемая величина таможенной стоимости которых не порождает обязанности уплаты таможенных платежей (например, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 ст.319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей);

Ш если при таможенном оформлении одной из предыдущих партий товаров, поставленных по внешнеторговому договору, согласно которому ввозятся декларируемые товары, таможенным органом было принято решение о возможности применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в отношении всех товаров, поставляемых по этому договору, и не производятся дополнительные начисления к цене сделки и (или) вычеты из нее, а условия договора остаются неизменными (специальный порядок контроля таможенной стоимости товаров).

За исключением случаев ввоза товаров физическими лицами, таможенный орган оставляет за собой право требовать (при необходимости) письменного в произвольной форме представления ДТС для подтверждения заявленной декларантом в ГТД таможенной стоимости.

КТС применяется для уточнения сведений о декларируемых (посредством ГТД) товарах и может использоваться как до выпуска товаров, так и после их выпуска таможенным органом.

До выпуска товаров КТС составляется:

При выявлении, например, технических ошибок, повлиявших на величину заявленной таможенной стоимости; несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам; необоснованного выбора метода определения таможенной стоимости; некорректного выбора основы для расчета таможенной стоимости, а также при выявлении ряда иных недостатков;

При решении вопроса о выпуске товаров с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости;

При определении таможенной стоимости товара таможенным органом в случаях, установленных таможенным законодательством РФ.

После выпуска товаров КТС составляется:

1) при принятии решения по таможенной стоимости товаров, выпущенных с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены;

2) при выявлении после выпуска товара технических и (или) методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости и (или) сумму подлежащих уплате таможенных платежей; несоответствия фактурной и (или) таможенной стоимости товара, заявленной в ГТД, фактической фактурной и (или), соответственно, таможенной стоимости товара, имевшей место на день принятия ГТД, в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества, заявленного в ГТД, и (или), соответственно, качества, исходя из которого определялась заявленная таможенная стоимость товара;

3) при выявлении в ходе проведения таможенного и валютного контроля (за исключением таможенной ревизии) после завершения таможенного оформления товара технических и (или) методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, которые повлияли на величину его таможенной стоимости и сумму подлежащих уплате таможенных платежей; дополнительных документов и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении таможенной стоимости товара и при расчете суммы подлежащих уплате таможенных платежей;

4) при выявлении в ходе таможенной ревизии, иных проверок, осуществляемых налоговыми, правоохранительными органами, дополнительной информации и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, либо которые не были учтены при определении величины таможенной стоимости товара.

При проведении корректировки таможенной стоимости товара, КТС составляется на основе принятого таможенным органом решения о величине таможенной стоимости этого товара.

Лицо, подавшее таможенную декларацию (декларант или таможенный брокер), составляет КТС в одном из следующих случаев:

1) если таможенным органом принята таможенная стоимость, скорректированная этим лицом (пункт 5 ст.323 ТК РФ);

2) если выпуск товаров осуществляется с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены (на основе произведенного таможенным органом расчета размера обеспечения уплаты таможенных платежей) по результатам контроля таможенной стоимости (пункт 6 ст.323 ТК РФ).

1.3 Льготные таможенные пошлины

В зависимости от страны происхождения, существуют определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины, называемые тарифные преференции.

Данные преимущества выражаются, в применении к товарам сниженных ставок таможенных пошлин, освобождении товаров от уплаты таможенной пошлины, а так же в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Рассмотрим преференциальную систему РФ. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно.

В соответствии с пунктом 2 ст.29 ТК РФ правила определения страны происхождения товаров устанавливаются для целей:

· применения тарифных преференций;

· применения не преференциальных мер торговой политики (запретов и ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Преференциальная система Российской Федерации охватывает следующие группы стран:

1. Развивающиеся страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Иран, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и др.). В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок).

2. Наименее развитые страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и др.).

К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются.

Перечень стран-пользователей системой преференций РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057.

Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. К числу таких товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.

Освобождения от уплаты таможенной пошлины предусмотрены не только для товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из наименее развитых стран. Например, в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и соответственно Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова,

Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары.

Статьями 34 - 36 ТК РФ предусмотрены несколько форм документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Такими документами являются:

Декларация о происхождении товара;

Сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара составляется в произвольной форме. Причем Кодекс позволяет в качестве такой декларации использовать коммерческие или иные документы, имеющие отношение к перемещаемым через таможенную границу товарам и содержащие заявление изготовителя (продавца или экспортера) товаров о стране их происхождения.

Сертификат о происхождении товара предоставляется только в случаях, определяемых Правительством РФ. Существуют несколько форм сертификатов. Сертификат происхождения товаров формы "А", предоставляется в отношении товаров, ввозимых из стран-пользователей системой преференций РФ (стран дальнего зарубежья), и сертификат формы "СТ-1", в отношении товаров, происходящих из стран СНГ.

Ограничения на количество товаров, в отношении которых применяется обычная таможенная пошлина, представляют собой тарифные квоты. В отношении товаров, перемещаемых вне квоты, как правило, действует запретительная пошлина.

Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.

Тарифные квоты могут быть установлены в отношении импорта и экспорта. Виды квотируемых товаров и размер квот устанавливаются Правительством страны.

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. В случае если при установлении импортных квот проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств (т. н. исторический принцип). Тарифные квоты в настоящее время применяются только к импортируемым товарам.

Тема 2. Товары, полностью произведенные в данной стране

Определение страны происхождения товара

В отношении товаров, происходящих из государств - участников СНГ и обращающихся в торговле между этими государствами, действуют Правила определения страны происхождения товаров, принятые 24 сентября 1993 г.

Статья 25. Цель определения страны происхождения товара

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории. Указанные в настоящем Законе принципы определения страны происхождения товара основываются на существующей международной практике. Порядок определения страны происхождения товара устанавливается Правительством Российской Федерации на основании положений настоящего Закона.

Статья 26. Страна происхождения товара

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными настоящим Законом. При этом под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

Статья 27. Товар, полностью произведенный в данной стране

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

а) полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;

б) растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;

е) продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;

ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в пунктах "а" - "з" настоящей статьи.

Статья 28. Критерии достаточной переработки товара

1. Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

2. Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:

а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки: операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка); простые сборочные операции; смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

2. В случае, когда в отношении конкретных товаров или страны происхождение товара особо не оговаривается, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков.

3. Критерии достаточной переработки для конкретных товаров и стран устанавливаются и применяются на основании настоящего Закона в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 29. Определение страны происхождения товаров при их поставке партиями Товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, когда по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения. Условием применения этого правила является: предварительное уведомление таможенного органа Российской Федерации о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, подробной спецификацией каждой партии с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию; документальное подтверждение ошибочности разбивки товара на несколько партий; поставка всех партий из одной страны одним поставщиком; ввоз всех партий через одну и ту же таможню (таможенный пост); поставка всех партий товаров в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации либо истечения сроков на ее подачу в отношении первой партии.

Статья 30. Подтверждение происхождения товара

1. В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении товара.

2. При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении товара в тех случаях, когда он необходим и это зафиксировано в соответствующих контрактах в национальных правилах страны ввоза или предусмотрено международными обязательствами Российской Федерации, выдается уполномоченным на это органом.

· При ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке: на товары, происходящие из стран, которым Российская Федерация предоставляет преференции по таможенному тарифу;

· на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности; если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, а также законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Российской Федерации; в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа Российской Федерации есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

Статья 31. Сертификат о происхождении товара

1. Сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и должен содержать:

а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;

б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

2. Сертификат о происхождении товара представляется вместе с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформлении. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

3. В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенный орган Российской Федерации может обратиться к органам, выдавшим сертификат, или к компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

4. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены в случаях, установленных настоящим Законом, надлежащим образом оформленный сертификат происхождения или запрошенные сведения.

Статья 32. Основание для отказа в выпуске товара

1. Таможенный орган Российской Федерации может отказать в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации лишь при наличии достаточных оснований полагать, что он происходит из страны, товары которой не подлежат выпуску в соответствии с международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, и (или) законодательством Российской Федерации.

2. Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу.

3. Товары, происхождение которых достоверно не установлено, выпускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа Российской Федерации.

Статья 33. Дополнительные положения, относящиеся к определению страны происхождения товара

1. К товарам может применяться (восстанавливаться) режим наиболее благоприятствуемой нации или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год с даты осуществления таможенного оформления.

2. При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

3. Особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации из третьих стран, включая порядок применения правила "прямой отгрузки и непосредственной закупки", а также ввозимых с территорий свободных таможенных зон и свободных складов, расположенных на территории Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заключение

В данной контрольной работе рассмотрены определение таможенных пошлин, их виды и характеристика. Во второй части рассмотрены способы расчета таможенных пошлин, таможенный тариф, особенности таможенного тарифа в России, применение "Инкотермс-2000". Важную роль при исчислении таможенных пошлин имеет страна происхождения товара. Исходя из этого, применяются определенные льготы (преференции).

Во всей работе рассматривается практика применения таможенных пошлин в России (законодательное регулирование, методы расчета, преференциальная система РФ).

В связи с развитием экономических отношений, укреплении международных экономических связей, увеличивается движение товаров между странами (экспорт, импорт товаров). Поэтому объективный расчет таможенных пошлин, применение таможенного законодательства является важной задачей любой страны.

таможенный пошлина товар

Список использованной литературы

1. Таможенный кодекс РФ;

2. Закон "О таможенном тарифе" от 01.07.1993г.;

3. Закон "О государственном регулирования внешнеторговой деятельности" от 13.10.1995 г., № 157-ФЗ;

4. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. М.: ЮНИТИ, 1995

5. Шмитгофф. Эскпорт: право и практика международной торговли. М.: Юридическая литература, 19996.

6. Таможенный вестник. 2005, № 1-4

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и виды таможенных платежей. Фискальная политика таможенных органов. Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов. Взимание таможенных пошлин при таможенной процедуре. Изменение ставок таможенных пошлин в условиях Всемирной торговой организации.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2014

    Уплата таможенных пошлин как одно из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу Российской Федерации. Характеристика таможенных пошлин, их виды. Особенности исчисления таможенной пошлины. Возникновение обязанности по уплате.

    презентация , добавлен 25.10.2016

    Характеристика и функции таможенной пошлины в системе таможенных платежей. Виды ставок таможенных пошлин, их характеристика и экономическое значение. Определение и методы исчисления таможенной стоимости товара как основы для расчета таможенных платежей.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2015

    Особенности исчисления ввозных таможенных пошлин с применением тарифных преференций. Определение страны происхождения товара. Методы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Порядок и процедура предоставления тарифных льгот.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2014

    Способы расчета таможенных пошлин, их виды и характеристика. Адвалорная, специфическая и комбинированная ставки таможенной пошлины. Классификация товаров по различным признакам, определение кода товара. Практика применения таможенных пошлин в России.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2009

    Суть, характеристика, основные функции и виды таможенных пошлин, экономическое значение их ставок. Особенности определения и методы исчисления таможенной стоимости товара. Применение адвалорной и комбинированной ставки, оценка последствий их изменения.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2012

    Методы определения таможенной стоимости товара. Права и обязанности декларанта. Применение ставок таможенных пошлин и налогов. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования и контроля таможенных платежей в Кыргызской Республике.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2014

    Классификация таможенных пошлин, налогов. Взыскание таможенных пошлин, налогов. Статистические показатели внешнеэкономической деятельности. Влияние санкций США и стран Запада на экономическую ситуацию в Российской Федерации. Импорт льготных товаров.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2016

    Понятия, классификация и основные элементы таможенных пошлин, налогов и сборов. Ставки таможенных платежей как фактор, влияющий на объем взимаемых платежей. Сущность и роль таможенной стоимости. Льготы, предоставляемые при уплате таможенных пошлин.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Экономическая сущность и виды таможенных платежей. Определение круга плательщиков таможенных пошлин и налогов. Общие условия и способы обеспечения уплаты таможенных платежей. Сроки уплаты таможенных пошлин в Таможенном Союзе, ответственность за неуплату.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных пошлин :

1) адвалорные, т.е. установленные в процентах к таможенной стоимости товаров;

2) твердые (специфические), т.е. установленные в евро за единицу измерения (веса, объема и т.д.) облагаемого товара;

3) комбинированные, т.е. сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

В настоящее время таможенный тариф содержит два вида комбинированных ставок:

1. Ставка № 1 (в процентах), но не менее ставки № 2 (в евро за единицу измерения). То есть, применяется та ставка, которая дает в результате наибольший размер таможенной пошлины.

2. Ставка № 1 (в процентах) плюс ставка № 2 (в евро за единицу измерения).

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов производится в валюте Российской Федерации.

По товарам, для которых установлены адвалорные ставки, таможенная пошлина рассчитывается по формуле:

где Т п – таможенная пошлина, руб.;

Т с – таможенная стоимость товара, руб.;

С п – ставка таможенной пошлины, %.

Таможенная пошлина по товарам, на которые установлены специфические ставки пошлин, рассчитывается по следующей формуле:

где Т п – таможенная пошлина;

Q – количество ввозимого товара;

С п – специфическая ставка таможенной пошлины, в евро;

К е – курс евро, установленный ЦБ РФ на день принятия таможенный декларации.

Таможенные пошлины по товарам, облагаемым по комбинированным ставкам первого вида, исчисляют следующим образом. Сначала определяют размер пошлины по специфической ставке в евро, затем по адвалорной. После этого выбирают наибольшую из этих величин.

Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, называется таможенным тарифом РФ. Вопросы применения таможенного тарифа регулируются Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (№ 5003-1 от 21 мая 1993 года). Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ и периодически изменяются. В настоящее время действуют ставки, установленные в постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830. В нем приведены базовые ставки.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаем, указанных в Законе РФ «О таможенном тарифе».

В этом законе предусмотрены следующие особые виды таможенных пошлин : специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров. Специальные пошлины применяются также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств и их союзов.



Антидемпинговые пошлины применяются при ввозе на территорию РФ товаров по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, при условии, что такой ввоз наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым в РФ товарам, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. При этом они могу быть:

а) базовыми;

б) преференциальными;

в) максимальными.

Базовые ставки таможенных пошлин закреплены в Таможенном тарифе и применяются в размере 100% в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Поскольку Российская Федерация не является участницей Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), указанный режим устанавливается двусторонними международными договорами и соглашениями. Список таких стран приведен в Приложении 1.

Преференциальные ставки таможенных пошлин являются льготными ставками, входящими в национальную систему преференций Российской Федерации. Они применяются в размере 75% базовых величин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации. К этим странам в основном относятся развивающиеся страны и зависимые территории Азии, Африки и Латинской Америки. Перечень таких стран приведен в Приложении 2.

По ввозимым товарам, происходящим из наименее развитых стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации таможенные пошлины не применяются. Перечень этих стран приведен в Приложении 3.

Преференциальный режим не распространяется на некоторые виды товаров при их ввозе на территорию РФ. К таким товарам относятся отдельные продукты питания (натуральные соки, воды, пиво), подакцизные товары, аудио – и видеотехника, часы всех видов, автотранспортные средства и др. пошлины не применяются.

Таким образом, преференциальные ставки – это разновидность льготных ставок таможенных пошлин, предоставляемых отдельным странам или группам стран.

Базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в 2 раза в отношении товаров, ввозимых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятсвуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена. Такие ставки называются максимальными ставками .

Ставки сбора за таможенное оформление товаров и транспортных средств фиксированы. Так, за оформление товаров, предназначенных не для коммерческих целей сбор взимается в российских рублях в размере 0,1% таможенной стоимости оформляемых товаров. За оформление товаров, предназначенных для коммерческих целей, сбор складывается из 2-х составляющих:

1) в российских рублях (0,1% таможенной стоимости);

2) в иностранной валюте (0,05% таможенной стоимости товаров и транспортных средств).

При этом валютная составляющая сбора оплачивается только в валюте, котирующейся ЦБ РФ.

§ 3. Льготы при уплате таможенных пошлин

Льготы по таможенным пошлинам называют тарифными льготами. Они предоставляются исключительно по решению и в порядке, установленном Правительством РФ. Основными видами тарифных льгот

1) заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня переплаты налогоплательщики, своевременно не привлеченные являются:

1) возврат уплаченной пошлины;

2) освобождение от уплаты пошлины;

3) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

1. Возврат таможенных пошлин (налогов, сборов) производится в случаях:

– излишне взысканной их суммы;

– отзыва таможенной декларации;

– восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

– при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;

– изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима.

В случае реэкспорта товаров возврат уплаченной пошлины производится при соблюдении следующих условий:

n реэкспортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в которой они были на момент ввоза;

n реэкспортируемые товары не использовались для извлечения дохода;

n реэкспорт товара осуществляется не позднее установленных сроков с момента ввоза.

2. От уплаты таможенных пошлин освобождаются :

а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути;

б) предметы материально-технического снабжения и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности российских и арендованных судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промыслов, ввозимая на таможенную территорию РФ;

в) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представительствами иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ;

г) валюта РФ, иностранная валюта, а также ценные бумаги;

д) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

е) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые в качестве гуманитарной помощи: товары в целях ликвидации последствий аварий и катастроф и т.д.;

ж) товары, выступающие в качестве безвозмездной помощи, поступающие на благотворительные цели по линии государства, правительства, включая оказание технического содействия;

з) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами, и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности;

и) пожарно-техническая продукция, ввозимая в РФ для обеспечения деятельности органов государственной противопожарной службы;

к) иные товары, определенные законодательством.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенные пошлины не уплачиваются, если:

1) ввозимые товары освобождены от обложения таможенными пошлинами на основании российских законов;

2) общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

3) до выпуска иностранных товаров для свободного обращения они оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли в нормальных условиях транспортировки, хранения, использования или эксплуатации;

4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с законодательством;

5) физическими лицами ввозятся культурные ценности (при условии их письменного декларирования);

6) товары ввозятся физическими лицами для личного пользования (не для коммерческих и иных целей) и их стоимость не превышает 65 тысяч рублей (за исключением ввоза транспортных средств). При этом Правительство РФ определяет количественные, стоимостные и иные ограничения на беспошлинный ввоз товаров.

Таможенные пошлины не взимаются, если ввозимые товары помещаются под следующие таможенные режимы:

– реимпорт;

– транзит;

– таможенный склад;

– магазин беспошлинной торговли;

– переработка товаров под таможенным контролем (если продукты переработки вывозятся);

– временный ввоз (применяется полное условное либо частичное освобождение);

– свободная таможенная зона и свободный склад;

– переработка товаров вне таможенной территории (при ввозе продуктов переработки не уплачиваются; по некоторым товарам – уплачиваются частично);

– реэкспорт (если были уплачены при ввозе – возвращаются);

– уничтожение;

– отказ в пользу государства.

Таможенные пошлины не уплачиваются, если товары ввозятся из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины (п.6 Приказа ГТК России от 26 апреля 1996 г. № 258).

Специфическая для внешнеторговой деятельности льгота – это установленные тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров. Тарифная квота – это определенная стоимость или количество импортируемых товаров, которые облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение тарифных ставок таможенных пошлин.

§ 4. Порядок уплаты

При ввозе товаров таможенные платежи уплачиваются не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи грузовой таможенной декларации.

В исключительных случаях плательщику может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты. Решение об этом принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

Отсрочка или рассрочка уплаты предоставляется при наличии следующих оснований:

– причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

– задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;

– товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

– осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.

Таможенные платежи можно уплачивать как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа.

По желанию плательщика таможенные платежи уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, котирующейся Центральным банком РФ.

Суммы излишне взысканных таможенных платежей подлежат возврату по письменному заявлению плательщика, поданному в таможенные органы не позднее трех лет с момента уплаты таких сумм.

При возврате таможенных платежей, проценты с них не выплачиваются, а их суммы не индексируются. Возврат таких платежей производится в той валюте, в которой производился платеж или списание. Перерасчет иностранной валюты в российские рубли производится по курсу ЦБ РФ, действовавшего на момент принятия таможенной декларации.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей применяются меры по их принудительному взысканию за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или за счет его иного имущества. При неуплате таможенных платежей в установленный срок уплачиваются пени. Они начисляются за каждый календарный день просрочки платежа в процентах в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Учет таможенных пошлин

Уплата ввозной таможенной пошлины отражается в бухгалтерском учете проводкой:

КРЕДИТ 51 (52)

– уплачена в бюджет ввозная таможенная пошлина.

Сумма ввозной таможенной пошлины включается в покупную стоимость приобретаемых товаров. При этом делается проводка:

ДЕБЕТ 41 (08,10,15)

– начислена ввозная таможенная пошлина.

Уплату вывозной таможенной пошлины отражают бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»

КРЕДИТ 51 (52)

– уплачена в бюджет вывозная таможенная пошлина.

Начисление вывозной таможенной пошлины отражается проводкой:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Таможенные пошлины»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»

– начислена вывозная таможенная пошлина.

Сумма экспортной выручки, подлежащая обязательной продаже, уменьшается на сумму вывозной таможенной пошлины в соответствии с п.8 инструкции ЦБ РФ от 29 июня 1992г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Таможенные пошлины перечисляются в федеральный бюджет.

В налоговом учете расходы по уплате ввозной таможенной пошлины уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (подп.1 п.1 ст. 264 НК РФ).

Контрольные вопросы

1. Какие виды обязательных платежей предусмотрены таможенным зако­нодательством?

2. Какова роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности и формировании доходной части бюджета?

3. Назовите основные цели введения таможенных пошлин.

4. Какова экономическая сущность таможенной пошлины?

5. Являются ли плательщиками таможенных пошлин физические лица?

6. Дайте характеристику видов таможенных пошлин.

7. Назовите виды ставок таможенных пошлин.

8. Что понимается под таможенным тарифом?

9. Каковы особенности установления ставок таможенных пошлин при ввозе товаров физическими лицами для лич­ного пользования?

10. Каким законодательным актом закреплен порядок взи­мания таможенных пошлин?

11. Что такое таможенная стоимость товаров?

12. Какие методы используются для определения таможен­ной стоимости товаров?

13. Каков порядок применения методов определения тамо­женной стоимости товаров?

15. Каков порядок декларирования таможенной стоимости товара?

16. Какие бывают таможенные льготы и преференции?

17. В отношении каких стран Российской Федерацией уста­новлена система преференций?

18. Каков порядок уплаты таможенных пошлин?

Глава 23. Государственная пошлина

1. Плательщики и объекты взимания.

2. Льготы и порядок уплаты государственной пошлины.

Идея формирования единого глобального экономического пространства, на которую опирается современный международный порядок, реализуется посредством принципов свободы торговли наряду с ликвидацией нетарифных барьеров и согласованным снижением ставок таможенных пошлин вплоть до их полного устранения. В данном обзоре представлена информация о ставках таможенных пошлин, их видах и порядке применения.

Виды таможенных пошлин

Контролирование импорта посредством прямого установления количественного объема ввоза практически во всех государствах заменяется на таможенно-тарифное урегулирование товарных потоков. Таможенно-тарифная процедура регулирования несет в себе фискальные, а также защитные функции. На практике применяют следующий перечень ставок таможенных пошлин:

  • Экспортные пошлины, которые крайне редко используются.
  • Импортные пошлины.
  • Транзитные пошлины, которые на сегодняшний день уже почти не применяются.

В зависимости от способа установления категории таможенных пошлин различают следующие типы:

  • Специфические пошлины в форме фиксированной суммы с одной единицы измерения.
  • Адвалорные пошлины в виде процентов от декларируемой продавцом цены товара.
  • Альтернативные или по-другому комбинированные пошлины, когда таможенный орган самостоятельно выбирает между специализированными и адвалорными процентами.

Таможенных тарифов: уровни ставок и цены

Как правило, таможенные тариф ставок таможенных пошлин включают несколько следующих уровней:

  • Общие ставки или, как их еще называют максимальные, автономные либо генеральные.
  • Наиболее благоприятные ставки в минимальном объеме.
  • Преференциальные.

Структура таможенных ставок крупных развитых стран, как правило, включает две-три колонки с соответствующими тарифами пошлин. Система таможенных тарифов с ходом времени усложняется. Первоначально существовали одноколонные ставки таможенных пошлин в России, и применялся единый тариф по отношению ко всем импортировавшимся товарам вне зависимости от государства происхождения. Это препятствовало гибкому решению торгово-политических задач.

В рамках современных тарифов товары распределяют по категориям согласно производственным признакам. Для развитых стран свойственно то, что уровень ставок касательно импортных пошлин прямо пропорционален объему обработки ввозимой продукции. То есть, чем выше технологичность товара, тем выше будет пошлина. Такой подход стимулирует ввоз сырья, обеспечивая защиту государственной промышленности.

В свою очередь, подобная практика развитых стран не соответствует объективным интересам развивающихся государств, так как именно они выступают базовыми поставщиками сырьевых ресурсов. Учитывая это, многие развивающиеся государства в целях совершенствования своей национальной экономики стремятся к увеличению уровня обработки вывозимого сырья, что приводит к росту его стоимости.

Процедура оценивания продукции для таможенного обложения может превратиться в дополнительное препятствие для импорта, в особенности в том случае, если соответствующие органы самостоятельно контролируют и определяют в сторону повышения цену на товары для того, чтобы получить в бюджет своей страны больший объем пошлин.

На данный момент действует такой принцип, согласно которому таможенная стоимость должна базироваться на фактической цене товара. В основу таможенного оценивания продукции положена стоимость сделки, то есть реально внесенная либо подлежащая оплате сумма таможенного платежи. Дополнительные траты покупателя в виде комиссионных расходов, стоимости упаковки, страховки, фрахта и так далее включаются в эту цену на усмотрение государств.

В отношении цен, образующихся при обращении товаров между организациями, которые входят в одну транснациональную компанию, трансфертная стоимость сама по себе не может считаться неприемлемой основой для таможенного оценивания. Правда, таможенное учреждение имеет право усомниться в целесообразности подобных цен, и в такой ситуации обязанность доказывания обоснованности возлагается на импортера.

Соглашение по торговле и тарифам

Процедура сокращения уровня таможенных обложений продукции с последующей ликвидацией пошлин выступает одним из наиболее важных направлений деятельности Всемирной торговой организации. Решения о снижении объемов таможенных обложений принимаются в рамках Генерального соглашения ГАТТ на многосторонних торговых переговорах, начиная с 1947 года.

Результатом деятельности соглашения ГАТТ в 1947 году стало снижение средних объемов пошлин приблизительно с шестидесяти до сорока процентов. В середине семидесятых годов этот показатель составил десять процентов, а в девяностых семь. Необходимо отметить, что тарифная работа во Всемирной торговой организации происходит не только по пути снижения ставок, но и по своеобразному замораживанию на существующем уровне.

Особое место в таможенном и тарифном урегулировании занимают антидемпинговые, а, кроме того, компенсационные пошлины. В данном случае речь идет о финансовых контрмерах, которые санкционируются международным экономическим правом в качестве ответа на правонарушение, которое выражается в демпинге, а, кроме того, в субсидировании экспорта.

Антидемпинговые пошлины

В этой ситуации дело касается дополнительных пошлин, которые взимаются с продукции, которая продается на экспорт по ценам ниже ее стоимости на внутреннем рынке государства-экспортера.

В случае демпинга разрешено осуществить порядок применения ставок таможенных пошлин в размере, который равен разнице между приемлемой и фактической экспортной стоимостью. Но это возможно лишь тогда, когда результатом демпинга служит материальный урон национальной промышленности.

Условия для установления антидемпинговых пошлин

Для установления антидемпинговых пошлин необходимо соблюдать три следующих условия:

  • Необходимо констатировать наличие демпинга.
  • Требуется констатация причинения урона национальному производству.
  • Необходимо выявить причинную связь между ущербом и демпингом.

Антидемпинговое расследование осуществляет государственный компетентный органа по заявлению соответствующей отрасли, которую требуется представить производителем, который имеет свыше пятидесяти процентов доли в отечественном изготовлении данной продукции.

Материальный ущерб выражается обычно в следующих формах:

  • Сокращение прибыли и продаж.
  • Снижение объемов выпуска продукции и общей доли на рынке.
  • Упадок производительности и прибыли по инвестициям.
  • Неприменение производственных мощностей.

Ущерб выражается к тому же и в причинах неблагоприятного влияния на внутреннюю стоимость, запасы товаров, темпы роста, занятость, уровень заработной платы, размеры инвестирования и так далее.

В том случае, если в ходе расследования не удается определить конкретного поставщика демпинговых товаров, то пошлину вводят не против продукции выявленного предприятия-экспортера, а по отношению к товарам конкретного государства. Устанавливают данную ставку таможенной пошлины в размере и на сроки, которые способны нейтрализовать ущерб от демпинга. Правда, такой срок будет иметь ограничение в пять лет.

Компенсационные пошлины

Компенсационными называются пошлины, которые устанавливаются для того, чтобы нейтрализовать влияние субсидий либо льгот, сформированных прямо либо косвенно по отношению к экспорту или производству какого-либо продукта.

Очень часто введение антидемпинговых, а, кроме того, компенсационных пошлин используют противоправно и выборочно, нарушая международное экономическое право.

Компенсационные меры

Данные меры могут применять лишь в отношении субсидий, которые были признаны специфическими. Таковыми они могут быть признаны в том случае, если субсидию предоставляют исключительно отдельным предприятиям, категориям организаций либо отраслям промышленности. В том случае, если права на субсидию общедоступны и установлены критерии для ее получения, то такая категория не будет являться специфической.

Группы специфических субсидий

Принято выделять следующие группы специфических субсидий:

  • Запрещенные субсидии, которые предназначены для экспорта продукции либо для использования своих товаров вместо импортных. По отношению к таким субсидиям действует ускоренная, а, кроме того, упрощенная процедура использования компенсационных мер.
  • Субсидии, которые дают основания для судебных разбирательств. В таком случае субсидирующая сторона обязуется компенсировать ущерб.

К числу разрешенных неспецифических, субсидий относят финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работнаряду с региональным развитием, адаптацией предприятий к требованиям, связанным с охраной окружающей среды и тому подобное.

Под субсидией принято понимать вклад, а также дотацию от правительства либо государственного органа, к числу которых можно отнести передачу средств наряду с прямыми переводами, кредитными гарантиями, финансовыми и налоговыми льготами, а, кроме того, любые виды поддержки доходов и стоимости. Материальный ущерб от субсидирования считают существенным в том случае, если общий размер стоимости товара превышает пять процентов. Компенсационные пошлины вводят власти импортирующего государства на основании итогов расследования.

Виды ставок таможенных пошлин

Ставки разделяют на три следующие группы:

  • Адвалорные. Эти виды ставок начисляют в процентах по отношению к таможенной стоимости облагаемой продукции.
  • Специфические ставки таможенных пошлин. Их начисляют в установленном размере за одну единицу облагаемого товара.
  • Комбинированные. Этот вид сочетает в себе оба названных варианта таможенного обложения.

Кроме того, выделяют особые виды ставок таможенных пошлин, которые делятся на сезонный, специальный, антидемпинговый и компенсационный виды. Порядок использования антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин регулирует федеральный закон под названием «О таможенном тарифе».

  • Сезонные пошлины. Такие пошлины устанавливают для оперативного контроля ввоза и вывоза продукции Правительством России. При этом значения таможенных пошлин, которые предусматриваются тарифом, не применяют. Продолжительность действия сезонных пошлин, как правило, не превышает шести месяцев в году.

  • Специальные пошлины. Эти пошлины применяют в качестве защитных мер в том случае, если товары ввозят на таможенную границу России в количестве и на условиях, которые наносят ущерб отечественным производителям данных конкурирующих товаров. А также тогда, когда требуются ответные меры на дискриминационные либо другие действия, которые ущемляют интересы России со стороны прочих стран или их союзов.
  • Антидемпинговые пошлины применяют в ситуациях ввоза на таможенную территорию страны продукции по ценам более низким, чем их нормальная стоимость в государстве вывоза на момент этой доставки в том случае, если подобные действия наносят материальный ущерб отечественным изготовителям данных товаров или препятствуют развитию и расширению их производства в России.
  • Компенсационные пошлины. Такие пошлины применяются в ситуациях ввоза на таможенную территорию России продукции, при изготовлении либо вывозе которой прямо или косвенно были использованы субсидии. А, кроме того, их применяют тогда, когда ввоз товара наносит материальный ущерб для отечественных производителей либо препятствует развитию и расширению данной продукции в России.

Необходимо отметить, что использованию особых видов пошлин всегда предшествует расследование, которое проводят в соответствии с законодательством России по инициативе органов государственной власти. Решения в процессе расследования основываются на количественно определяемых сведениях. Ставки таможенных пошлин устанавливает Правительство Российской Федерации по итогам завершенного расследования в отношении каждого отдельного случая. Размер ставок должен соотноситься с величиной установленного процедурой расследования демпингового занижения стоимости наряду с субсидиями и выявленным ущербом. Информацию о ставках таможенных пошлин на нефть и на группу товаров из этого сырья предоставляет Минэкономразвития России

Соглашение о применении уплаты пошлин

Соглашение об использовании централизованного порядка оплаты таможенных пошлин наряду с налогами между федеральным органом исполнительной власти в сфере таможенного дела и плательщиком, заключается в следующих случаях:

  • Когда сумма таможенной пошлины и налогов, которые были уплачены в течение года, который предшествовал заключению указанного соглашения, превосходит сто миллиардов рублей.
  • Отсутствует задолженность по оплате таможенных пошлин, и налогов.
  • Внешнеэкономическая деятельность осуществляется более трех лет.
  • Отсутствие неоднократно совершенных в течение одного года, который предшествует заключению указанного документа, административных правонарушений в сфере таможенного дела.
  • Ввоз, а также вывоз товаров происходит не реже одного раза в месяц.

Порядок исчисления и ставки таможенных выплат

Для расчета ставки таможенных платежей требуется располагать достоверной информацией о следующих данных:

  • Базовые ставки таможенных пошлин, а также сборов, налог на добавленную стоимость и акцизы на перевозимую через границу продукцию согласно кодам в товарной номенклатуре.
  • Действия особых ставок, среди которых специальные, антидемпинговые, а также компенсационные, сезонные, преференциальные и льготные. Кроме того, требуются сведения о квотируемых ставках таможенных пошлин в отношении перевозимого границу товара.
  • Правила и методы определения ввозимой либо вывозимой таможенной стоимости продукции.
  • Формулы расчета ставки таможенной пошлины в смысле итоговой суммы выплачиваемых платежей.
  • Существующая нормативно-правовая база, в соответствии с которой приводятся в действие вышеприведенные пункты.

Интересно отметить, что базовой ставкой ввозной таможенной пошлины выступает зафиксированный в Едином таможенном тарифе показатель, принятый за сто процентов и применяемый по отношению к товарам ста тридцати стран, с которыми Россия находится в режиме торгового и политического сотрудничества. А преференциальная ставка, равная семидесяти пяти процентам распространяется на товары из ста трех развивающихся государств. Что касается понятия "ввозная таможенная пошлина", то это такая таможенная пошлина, которая взимается государством при ввозе товаров на таможенную территорию. Если провести аналогию, то это таможенная пошлина за импорт. Стоит дать понятие и вывозной таможенной пошлине. Этот вид пошлины взимается государством при экспорте товаров. Законодательно это тоже отрегулировано. Документ об вывозной таможенной пошлине - Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 (ред. от 05.09.2017) "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Учитывая то, что Таможенная служба России обеспечивает подавляющую часть фискальных поступлений в копилку федерального бюджета, государство проводит контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности правил и норм грамотного оформления в виде расчета ставки таможенной пошлины и уплаты всех типов соответствующих платежей. Разумеется, все это требует большого опыта, а, кроме того, специальных знаний в сфере таможенного регулирования внутриэкономических отношений. Базовым нормативным документом, который регламентирует процесс выплаты данных платежей, выступает Таможенный кодекс.