Государственное регулирование транснациональных корпораций как основа повышения эффективности их взаимодействия с государством. Цель курса «Корпоративное право Государственное регулирование корпоративной деятельности заключение

Тема 5. Государственное регулирование деятельности объединений предприятий

5.1. Государственное регулирование корпораций

5.2. Антимонопольное регулирование в корпоративном секторе

5.3. Регулирование украинских корпоративных моделей

Контрольные вопросы и задания

Одним из самых важных элементов внешней сферы корпоративного управления является государственное регулирование корпоративного сектора. В целом государственное регулирование как одно из направлений корпоративного управления выходит за рамки только управления государственными предприятиями и хозяйственными обществами корпоративного типа. Создавая целостную организационно-правовую базу функционирования экономики, государство, так или иначе, регулирует разносторонние аспекты деятельности корпоративных предприятий.

Однако такой подход является достаточно широким, поэтому мы остановимся на направлениях деятельности государственных органов, которые касаются непосредственно регулирования деятельности корпоративных хозяйственных обществ.

В первую очередь следует отметить, что государственное регулирование осуществляют органы общей и специальной компетенции. Такой подход характерен практически для всех стран мира. На уровне законодательных органов выдаются правовые акты, которые имеют силу закона и регламентируют общие основы функционирования корпоративного сектора. В систему государственного регулирования входят Законы, принятые Верховной Радой, Указы Президента Украины, Постановления Кабинета Министров. В Украине на уровне органов специальной компетенции это: решения и предписания Антимонопольного комитета, Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Деятельность корпоративных хозяйственных обществ долгое время регулировалось Законами Украины «О хозяйственных обществах» и «О ценных бумагах и фондовой бирже». Эти законы приняты еще в 1991 г., с многочисленными поправками действовали до 2008 года, пока не был принят специальный Закон «Об акционерных обществах» . Поскольку акционерные общества являются также предприятиями - юридическими лицами, то они подчиняются той самой нормативной базе, что и другие предприятия. Как другие предприятия они ведут балансовый учет и отчетность, ведут статистическую отчетность и подают ее в установленном объеме и порядке органам государственной статистики. Причем обязательной нормой является то, что достоверность и полнота годового баланса и финансовой отчетности общества должна быть подтверждена аудитором (аудиторской фирмой).

Проверку финансовой деятельности обществ, как и других предприятий, осуществляют государственные налоговые инспекции , другие государственные органы в пределах их компетенции, ревизионные органы общества и аудиторские организации . Причем нормативно определено, что проверки не должны нарушать нормального режима работы общества, хотя на практике такую норму соблюсти сложно.



Важным направлением корпоративного управления со стороны государства является государственное регулирование рынка ценных бумаг . Это регулирование предусматривает реализацию единой государственной политики в сфере выпуска и обращения ценных бумаг и их производных. Государственным регулированием создаются условия для эффективной мобилизации и размещения участниками рынка ценных бумаг финансовых ресурсов, получение участниками рынка ценных бумаг информации об условиях выпуска и обращения ценных бумаг. Министерством финансов контролируются результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, объемы и характер соглашений с ценными бумагами и другой информации, что влияет на формирование цен на рынке ценных бумаг, обеспечение равных возможностей для доступа эмитентов, инвесторов и посредников на рынок ценных бумаг. Обеспечивается гарантирование прав собственности на ценные бумаги, защита прав участников фондового рынка, соблюдение участниками рынка ценных бумаг требований актов законодательства, предотвращение монополизации и создание условий для развития добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг, контроль прозрачности и открытости этого рынка.

К функциям государственного регулирования можно отнести следующее:

· создание системы защиты прав инвесторов и контроль соблюдения этих прав эмитентами ценных бумаг и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

· контроль достоверности информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, контролирующим органам;

· издание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и контроль этой деятельности;

· запрещение и прекращение на определенный срок профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае отсутствия специального разрешения (лицензий) на эту деятельность и привлечение к ответственности за осуществление такой деятельности согласно действующему законодательству.

Как правило, за несоблюдение требований законодательства установлена административная и даже криминальная ответственность.

Государственное регулирование корпоративного сектора и контроль деятельности участников корпоративного сектора осуществляют Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества и другие в границах своих полномочий.

В Украине существует координирующий орган деятельности государственных органов по вопросам функционирования рынка ценных бумаг - Координационный совет, в который входят руководители государственных органов, которые в границах своей компетенции осуществляют контроль и другие функции управления относительно фондового рынка и инвестиционной деятельности в Украине. Возглавляет Координационный совет Глава Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Основным органом специальной компетенции является государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – государственный орган, который имеет центральный аппарат и территориальные органы.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку выполняет ряд задач. Основными среди них являются:

· установление требований относительно выпуска эмиссии и обращения ценных бумаг и их производных;

· информация о выпуске и размещении ценных бумаг, в том числе иностранных эмитентов (с учетом требований валютного законодательства Украины), которые осуществляют выпуск и размещение ценных бумаг на территории Украины;

· установление порядка регистрации выпуска ценных бумаг и информации об их выпуске, по согласованию с Национальным банком Украины;

· дополнительные требования относительно выпуска ценных бумаг коммерческими банками.

Комиссия устанавливает порядок и дает разрешение на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, на депозитарную регистрационную, расчетно-клиринговую деятельность с ценными бумагами и другие предусмотренные законодательством специальные разрешения на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Аннулирует эти разрешения в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах. Устанавливает порядок составления отчетности участниками рынка ценных бумаг соответственно действующему законодательству. Определяет по согласию с Минфином особенности ведения учета операций по ценным бумагам, устанавливает порядок и осуществляет государственную регистрацию фондовых бирж и внебиржевых торгово-информационных систем, назначает государственных представителей на фондовых биржах, в депозитариях и торгово-информационных системах. Координирует работу по подготовке специалистов по вопросам фондового рынка, устанавливает квалификационные требования к лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность по ценным бумагам.

Особенность российского общества состоит в том, что оно все еще находится в переходном состоянии. Все еще имеются сторонники того, что изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве осознанных, планомерных действий, что государство является ведущим началом экономических преобразований. Такой подход к управлению обществом, который не считается с объективными закономерностями, ведет к произвольному вмешательству публичных институтов в экономическую и иные сферы жизнедеятельности общества.

Экономика как система производственных отношений в основе своей - саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения.

Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т.е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда.

Государство, организуя общество (включая экономику), само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, организующей общественные процессы присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).

В странах с рыночной экономикой также преследуется цель упорядочения рынка, но не путем замены его государственной экономикой, не путем отмены свободы предпринимательства, а посредством установления разумных пределов этой свободы, поиска и законодательного закрепления баланса общественных интересов. Государство здесь оказывает воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами, гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т.д.

Современная Россия интегрируется в мировое хозяйство и не может игнорировать те правила, по которым развивается мировая экономика. Многое для этого сделано, но российская экономика по-прежнему переживает кризисное состояние, определяемое переходом от директивного хозяйствования к рыночному. Поэтому еще некоторое время потребуется большее, чем в стабильной рыночной экономике, вмешательство государства в экономическую сферу. Однако в любом случае такое вмешательство должно регламентироваться законом, балансирующим различные общественные интересы.



Между этими крайними полюсами существует ряд моделей, различающихся по степени вмешательства государства в экономику. При этом следует также учитывать, что экономическая система любой страны состоит из нескольких секторов, среди которых можно выделить по меньшей мере два, так или иначе отличающихся друг от друга по форме собственности и принципам регулирования:

1) частное предпринимательство, которое в значительной степени регулируется рыночными механизмами и основано на частной инициативе;

2) государственный сектор экономики, базирующийся на государственной собственности и жестко контролируемый государством.

Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вся полнота власти в демократическом обществе, как известно, принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют и государство, и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках.

Важной характеристикой экономической системы является объективное наличие и действие в ней соответствующей инфраструктуры, в том числе и в деятельности корпораций.

Виды государственного воздействия на деятельность корпорации

Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей. Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования, как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства направлениях; антимонопольное регулирование.

Важным условием становления российского предпринимательства является существование таких факторов, как рынок капиталов, рынок инвестиционных товаров и рынок труда.

К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят:

Антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

Валютные ограничения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

Патентное законодательство;

Защиту прав потребителя;

Государственные контракты;

Экспорт товаров и технологий двойного назначения;

Государственное содействие частному предпринимательству.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности - конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов. Этой главной цели подчинен ряд первоочередных задач:

а) обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

б) формирование государственного бюджета;

в) защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

г) обеспечение занятости населения;

д) обеспечение безопасности и обороны страны;

е) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в создании для них дополнительных благоприятных условий и более широкой помощи государственных структур - формирование нормативно-правовой базы, финансово-кредитные, инновационные средства, информационное обеспечение и др. Тем самым создается государственный режим благоприятствования для всех фаз деятельности малого бизнеса.

В литературе выделяются группы методов регулирования экономики. В первую группу можно включить методы и способы общенормативного регулирования:

а) ведение общих правил;

б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур;

в) определение порядка их деятельности.

Во вторую группу входят программно-установочные способы:

а) целевые программы;

б) тематические планы;

в) концепции, функциональные правила (режимы);

г) схемы управления;

д) схемы градостроительного планирования развития территорий;

е) генпланы городов;

ж) земельный кадастр.

К третьей группе относятся легализующие средства:

а) лицензирование;

б) аккредитация;

в) сертификация.

В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения:

а) стандарты;

г) тарифы;

д) нормативы;

е) лимиты;

ж) налоги (сборы);

и) ставки (таможенные пошлины и др.).

В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирования:

а) кредиты;

б) льготы;

в) отсрочки;

г) дотации;

д) субсидии;

е) трансферты;

ж) надбавки;

з) поощрение;

и) госзаказ;

к) госзакупки.

В шестую группу включаются контрольно-учетные и «запретные» способы:

б) статистическая отчетность;

в) проверки и иные формы контроля;

г) запреты;

д) ограничения;

е) предписания;

ж) санкции (штрафы и др.);

з) лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов).

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

Предприниматели все больше ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно функционировать и проявлять социальную жизнеспособность. Это не под силу даже корпоративной экономике. Она не может самостоятельно создать такую структуру подчиненности, в которой многочисленные и разнообразные процессы удерживались бы в рациональных рамках. Дело в том, что механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Отсюда потребность в системе государственных средств управления, поддерживающих, как опорная решетка, всю систему бизнеса. Что представляет собой эта "опорная решетка"?

Административный сектор экономики - это министерства, госкомитеты, агентства, комиссии и другие органы. Он наиболее часто подвергается нападкам: совершенно справедливо дорегуляция является сегодня одним из самых важных вопросов. Однако не только у нас. Вспомним, что администрация Рейгана выиграла выборы в 1980 г. именно под флагом борьбы с бюрократией. Ученых и политиков тревожит быстрый рост административных учреждений. Но надо отметить, что рост бюрократии - это общемировой процесс, обусловленный тем, что постоянно растут объемы бизнеса. Необходимость управления им, его планирование - главная задача государства в области предпринимательства. Определение правил игры на рынке, обеспечение достижения общественных результатов (экономический рост, снижение инфляции, безработицы) - функции государства. Бюрократия находится в сердце современного управления. Кое-кто, возможно, скажет, что она высасывает жизненно важные соки из общественного организма.

С. Паркинсон провел исследования о чиновниках и вывел несколько формул роста бюрократии. В среднем ее прирост равен 5,8% в год. (См.: Ларнеги Д., Питер Л., Паркинсон С., Влох А. Ваше преуспевание в ваших руках. М" 1993. С. 279).

Государство и бизнес - величины взаимосвязанные и взаимозависимые. Какими же должны быть отношения между ними? Кратко их можно определить так. Не должно быть государственной монополии на хозяйствование, но и не может быть рационального предпринимательства без государства. Государство должно присутствовать в экономическом процессе, поскольку есть функции, которые только оно и может выполнять. Характер отношений между государством и бизнесом можно определить как партнерство. Партнерские отношения между государством и бизнесом сковывают свободу как одной, так и другой стороны. Но общеизвестно, что свободы нет и не может быть без несвободы. Последняя оформляет жизнь, создает необходимый структурно-функциональный каркас. Однако без свободы нет жизни. Покушающийся на свободу, воюет против жизни. Если приложить эти положения к нашему предмету рассмотрения, то можно сказать, что государство, не терпящее свободы предпринимательства, обречено. Но обречен и не признающий государство субъект предпринимательской деятельности. И неизвестно, что страшнее: бороться против свободы бизнеса или биться против государства. Думается, что отрицающий собственное государство совершает зло абсолютное. В государственном регулировании должна быть мера. Какая? Это может показать только общественная практика. Но ясно одно:

корпорации должны быть самостоятельны в своих решениях, но принимать собственные решения они должны с учетом определенных рамок, устанавливаемых государством. Равным образом и государство не может быть абсолютно свободным при принятии решений. Есть сферы и ситуации, в которых государство вмешиваться не должно. Не дело чиновника, например, вмешиваться в изготовление лекарства, но он должен проконтролировать его безопасность. Государственное регулирование может был> как положительным фактором, так и отрицательным, замедляющим процесс социального развития, подавляющим интерес, производителей к высокоэффективной деятельности. Именно этот процесс уловила М. Тэтчер в 70-х годах в Англии. Идея "офаниченного правительства", т.е. правительства, отказавшегося от борьбы за расширение участия в делах управления и вместо этого ограничившего сферу своих полномочий, стала определяющей в се политике. Результаты осуществления этой идеи оказались видны через 10 лет: начала справедливости, или, как говорят сами англичане, социалистические начала, были потеснены, открылся простор для частной инициативы, эффективность производства повысилась. Обратимся теперь к практике регулирования корпоративного предприятия со стороны государства, но к практике зарубежной. Возьмем конкретный пример. В булочных Бельгии стоимость хлеба была увеличена на 1 франк за батон. Подорожание небольшое, но процедура его проходила сложно. Особая комиссия по ценообразованию и контролю при министерстве экономики полгода досконально изучала ходатайство владельцев хлебопекарен, просивших дать им разрешение поднять цену на два франка.

В конце концов, согласие дали, удовлетворив их просьбу лишь наполовину. Надо отметить, что во всех странах Западной Европы есть специальные учреждения, которые, хотя и называются по-разному (офис цен, служба контроля за торговлей, комитет конкуренции), но выполняют одну и ту же функцию: зорко следят за состоянием внутреннего рынка. Административные учреждения, как компасом, руководствуются индексом цен на все основные товары и продукты, которые должны быть в постоянной гармонии с размерами доходов населения. Это называется корректировкой уровня жизни во избежание несоответствия доходов населения его расходам. Государственные органы в пределах своей компетенции могут вмешиваться в любую коммерческую деятельность. Главный инструмент воздействия на коммерсантов - рекомендации, совет. Если рекомендации остаются без внимания, взимается солидный штраф. В компетенцию государственных офисов и управлений входит и еще одна важная функция - контроль за соблюдением минимального уровня заработной платы. Все это вместе взятое образует выверенное равновесие доходов населения и цен в странах Западной

Европы. Во Франции государство вмешивается в регулирование вопросов, касающихся цен, внешней торговли, предоставления кредитов, следит за конкуренцией, обеспечением занятости трудоспособного населения. Регулирование осуществляется с помощью делегированного законодательства, в создании которого участвуют министерства экономики, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, внешней торговли, финансов и др.

В США бизнес более мощный, чем в Западной Европе, там соответственно существует более мощная "опорная решетка" бизнеса. Вот лишь некоторые административные органы, регулирующие предпринимательство: комиссия по безопасности потребительских товаров, комиссии, регулирующие деятельность страховых компаний, комиссии по пищевым продуктам и медикаментам, комиссия по ценным бумагам и биржам, национальный совет по трудовым отношениям, ведомство социальной защиты, комиссия содействия равной занятости, ведомство профессиональной безопасности, ведомство пенсионного планирования, ведомство защиты окружающей среды, ведомство по добыче и переработке нефти и газа и др.

В России еще не накоплено достаточного опыта поддержки и регулирования предпринимательской деятельности. Правда, в последнее время в системе государственного аппарата создаются соответствующие органы. Недавно создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Правительстве Российской Федерации. Ее цель - создание механизма регулирования фондового рынка. Комиссия призвана стать гарантом защиты интересов акционеров, а также предотвращения злоупотребления на фондовом рынке. Довольно активно в последнее время действует и Антимонопольный комитет.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг корпораций путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. ФСФР России принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, осуществляет контроль и надзор в сфере финансовых рынков.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.

В целях осуществления своих полномочий ФАС России вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам которых принимать решения и выдавать предписания, привлекать корпорации и их руководителей к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, проводить поверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, устанавливать наличие доминирующего положения на рынке, давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и введении нетарифных мер, проводить анализ состояния товарных рынков.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет систему контроля за соблюдением корпорациями законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Для осуществления контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) документального подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, проводить налоговые проверки, производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, вызывать в налоговые органы налогоплательщика (налоговых агентов) для дачи пояснений, приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщиков (налоговых агентов), осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов) устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам, заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных корпорациям лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции (арбитражные суды) иски, связанные с нарушением налогового законодательства.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.

Технические регламенты принимаются с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и т.п.

При этом корпорации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Для обеспечения своих функции Ростехрегулирование вправе требовать от изготовителя (продавца и т.п.) предъявления декларации о соответствии сертификата соответствия требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок, принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушение требований технических регламентов, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия, привлекать изготовителя (продавца и т.п.) к установленной ответственности.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.

Цель – рассмотреть методы государственного регулирования корпоративной деятельности. уяснить значение государственного контроля и регулирования в сфере экономики.

План:

1. Понятие государственного регулирования экономики. Предпосылки усиления вмешательства государства в экономику.

2. Государственный контроль за деятельностью корпораций: общая характеристика и виды.

3. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности.

1. Понятие государственного регулирования экономики. Предпосылки усиления вмешательства государства в экономику.

Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям.

По мнению ряда ученых, усиление государственного вмешательства в экономику в условиях интенсивного развития промышленности является процессом объективным, предопределенным рядом предпосылок:

Экологические проблемы – человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на земле, делая их непригодными для человека; контроль за использованием природных ресурсов под силу только государству, посредством осуществления определенных мер, как – то: введение льгот за сокращение производства, выдача лицензий, установление экологических норм и проч.

Политические причины, которые не позволяют государству играть роль пассивного наблюдателя; прочность государства как социального института зависит от экономики; экономический упадок, различного рода экономические кризисы, делают неустойчивой саму власть. Государство вынуждено заниматься экономическим прогнозом и заранее принимать меры против дисбаланса в экономических отношениях.

Предотвращение стратификации общества – провозгласив принцип всеобщего равенства, государство обязано позаботиться об инвалидах, престарелых, малоимущих, малолетних и т.д., для чего государство должно взять на себя неблагодарную миссию перераспределения материальных благ – изъять часть произведенного продукта у наиболее обеспеченного слоя общества – предпринимателей, и распределить его среди малообеспеченных слоев населения (пособия, ночлежки, детские дома, система индексации заработка и проч.).

Необходимость жесткого контроля за теми сферами бизнеса, где со всей очевидностью просматривается угроза безопасности населения; бизнес все более активно использует сложные технологии, незначительные отступления от которых могут нанести существенный вред обществу, поставить под угрозу здоровье и жизнь людей (производство медикаментов, перевозка воздушным транспортом и т.д.).



Участие в мировом разделении труда, принадлежность к тому или иному блоку вынуждает государство прогнозировать свою экономическую политику, а также прибегать в целях решения сугубо политических вопросов на международной арене вводить различного рода экономические ограничения: экономические санкции, запрет на экспорт, лицензии, пошлины и проч.

2. Государственный контроль за деятельностью корпораций: общая характеристика и виды.

Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью осуществляется в нескольких формах:

1.Владение государственными предприятиями и организация их деятельности. Согласно законодательству Республика Казахстан может иметь в собственности предприятия и заниматься предпринимательской деятельностью. Управление этими предприятиями, в основном доминирующими на транспорте, в энергетике, в сфере связи, обороны и т.д., возлагается на государственные исполнительные органы. Таким образом, владея государственными предприятиями, государство само же контролирует их деятельность.

2.Контроль за размещением и строительством предприятий. Ошибки в размещении производства могут нанести существенный вред: безработица со стороны людей, вовлеченных в производство, имущественные потери. Государственные органы, располагающие большей информацией, чем бизнесмены, будут контролировать размещение предприятий, что позволит уменьшить процент ошибок в размещении производства, а также позволит государству одновременно осуществлять структурную политику, регулировать территориальные пропорции, заботиться о развитии инфраструктуры, о социальной политике и т.д. Методы же могут быть либо жесткими (выдача лицензий, заключение контрактов со строительными фирмами), либо мягкими (дача рекомендаций на размещение производства).

3.Финансовая помощь или финансовое участие. Это могут быть собственные капиталовложения (как правило, направляются на развитие инфраструктуры), а также дотации, инвестиции выдаваемые как частному сектору, так и государственным предприятиям.

4.Экологический контроль. Он может быть представлен непосредственным осуществлением мер природоохранного характера, экономическим стимулированием и поддержкой природоохранной деятельности предприятий (выдача субсидий, займов, кредитов, налоговые льготы и проч.), нормативным регулированием природоохранной деятельности (установление экологических нормативов, платежей за загрязнение окружающей среды), практической реализацией этих норм (инспектирование предприятий, наложение штрафных санкций).

5.Санитарный контроль. Особое значение здесь должно быть придано решению вопроса о субъектах контроля. Т.е. не должно быть монополизации того или иного участка контроля в руках одного государственного органа, поскольку это может служить почвой коррупции, но и не допустима ведомственная разобщенность в контроле.

6.Пожарный надзор.

7.Контроль качества продукции, прежде всего пищевой и медикаментов. Наилучшим методом контроля в данном случае является не взимание штрафных санкций за некачественный товар, а выдача подтверждающих стандарт свидетельств, лицензий на выполнение того или иного вида деятельности.

8.Система лицензирования во внешней торговле. Выдача уполномоченными государственными органами специальных разрешений на ввоз, вывоз, транзит определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допускается.

9.Установление трудового и социального законодательства т.е. в целях сохранения человеческих ресурсов установление в нормах правах пределов использования рабочей силы: минимальная заработная плата и отпуска, максимальная продолжительность рабочего времени, ограничения на право увольнения работников, установление квот приема на работу инвалидов, охрану труда женщин и подростков, соблюдение правил техники безопасности.

10.установления трудового и социального законодательства, - антимонопольный контроль, основные меры в данном случае могут и должны быть достаточно суровыми, как то: значительные штрафы, вынесение решений о ликвидации фирм или их реорганизации путем разделения, вынесение предписаний о продаже составных частей корпораций, запреты на слияние предприятий.

11.контроль за ценами, наиболее целесообразным в данном контексте использовать политику доходов, например, устанавливать максимальные пределы роста цен и заработной платы.

12.ответственность перед вкладчиками, появление данного вида государственного контроля предопределено проблемами существования на начальных этапах становления рыночной экономики финансовых пирамид, как одного из наиболее серьезных способов мошенничества, при котором страдает значительная часть населения, поэтому в целях предотвращения манипулирования инвестициями установлен данный вид контроля.

Таким образом, прямой государственный контроль над корпоративной деятельностью достаточно обширен и оправдан, так как сферы на которые он распространяется, затрагивают жизненно важные общественные интересы. И именно те страны, где государственный патернализм был выше, осуществили переход к рыночной экономике с гораздо большей легкостью, так как там использовались более мощные инструменты.

Помимо перечисленных выше средств прямого контроля, государство располагает и такими, которые позволяют оказывать на предпринимательскую деятельность косвенное влияние:

Налоги, которые представлены двумя разновидностями – прямые (изымаемые из доходов или с имущества) и косвенные (касаются определенных операций и включатся в цену товара – акцизы, таможенные пошлины).

Налоговые льготы, с помощью которых государство определяет приоритеты в социально – экономическом развитии страны либо строит региональную политику.

Влияние на динамику цен и доходов, например, ограничение денежных средств в обороте может привести к снижению цен, а кредитно – фискальные меры (повышение налогов, ограничение инвестиций и гос.закупок) приводят к ограничению спроса.

Регулирование занятости и профессиональной подготовки работников, напрмер, взыскивать с предпринимателей плату за каждого освобожденного работника, вставшего на учет на бирже труда, либо, наоборот, выплачивать ему вознаграждение за прием на работу безработных, а также путем определения сети образовательных учреждений, готовящих специалистов нужных профессий.

Стимулирование конкурентоспособности предприятий с помощью комплекса правительственных мер, направленных на развитие одной или нескольких отраслей (государственные закупки, поддержка венчурных или рискованных фирм).

Осуществление мероприятий по развитию инфраструктуры того или иного региона в целях стимулирования притока капитала в данную местность.

Прогнозирование и обеспечение бизнеса полученной в результате прогнозирования информацией, у нас пока практически не используется, но, например в Японии, ежегодно публикуются такие экономические прогнозы, которые в большей стпени служат скорее справочным материалом.

Прямые и косвенные способы регулирования корпоративной деятельности не являются взаимоисключающими, а скорее должны дополнять друг друга.

3. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности.

Пределы корпоративного регулирования - это установленные законом рамки, в которых корпорациям предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Для установления пределов корпоративной деятельности используется множество средств и способов. К ним относятся следующие.

2. Политические нормы. В основном они содержатся в Конституции, но могут содержаться и в преамбулах других нормативно – правовых актов. Например, человек провозглашен высшей ценностью, следовательно, корпорации не могут устанавливать корпоративные нормы, умаляющие его права и свободы.

3. Программные положения. Они необходимы для того, чтобы в процессе регулирования очертить для субъектов права перспективу социального развития.

4. Целевые установки, определяющие стратегию в процессе правового регулирования. Если целью общественного развития является повышение благосостояния народа, то усиление милитаризации экономики, переключение деятельности большинства корпораций в данном направлении вряд ли будет способствовать достижению вышеназванной цели.

5. Задачи общества, государства, закрепленные в том или ином нормативном акте определяют тактику в правовом регулировании. Например, в ЗоТ РК одной из задач является повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся. Следовательно, вопрос о выплате дивидендов участникам акционерного общества должен быть увязан с вопросом о том, достойную ли заработную плату получают наемные работники АО.

6. Правовые принципы определяют требования, обращенные к субъектам корпоративной деятельности, выраженные в обобщенной форме.

7. Установление пределов осуществления прав, в разных отраслях права эти пределы различны.

8. Установление способов защиты и самозащиты прав корпораций.

9. Фиксирование временных границ (сроки исковой давности, обжалования, опротестования и проч.).

10. Установление стандартов.

Контрольные вопросы:

1. Что такое государственное регулирование экономики.

2. Какие органы государства занимаются регулированием бизнеса.

3. Какие средства использует государство для прямого регулирования бизнеса.

4. Как можно косвенно влиять на бизнес.

5. Как можно в законодательном порядке упорядочить предпринимательскую деятельность.

Государство, организуя общество (включая экономику), само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, организующей общественные процессы присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).

В странах с рыночной экономикой также преследуется цель упорядочения рынка, но не путем замены его государственной экономикой, не путем отмены свободы предпринимательства, а посредством установления разумных пределов этой свободы, поиска и законодательного закрепления баланса общественных интересов. Государство здесь оказывает воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами, гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т.д.

Современная Россия интегрируется в мировое хозяйство и не может игнорировать те правила, по которым развивается мировая экономика. Многое для этого сделано, но российская экономика по-прежнему переживает кризисное состояние, определяемое переходом от директивного хозяйствования к рыночному. Поэтому еще некоторое время потребуется большее, чем в стабильной рыночной экономике, вмешательство государства в экономическую сферу. Однако в любом случае такое вмешательство должно регламентироваться законом, балансирующим различные общественные интересы.

Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вся полнота власти в демократическом обществе, как известно, принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют и государство, и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках.



Важной характеристикой экономической системы является объективное наличие и действие в ней соответствующей инфраструктуры, в том числе и в деятельности корпораций.

Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей. Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования, как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства направлениях; антимонопольное регулирование.

Важным условием становления российского предпринимательства является существование таких факторов, как рынок капиталов, рынок инвестиционных товаров и рынок труда.

К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят:

Антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

Валютные ограничения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";

Регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

Патентное законодательство;

Защиту прав потребителя;

Государственные контракты;

Экспорт товаров и технологий двойного назначения;

Государственное содействие частному предпринимательству.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности - конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов. Этой главной цели подчинен ряд первоочередных задач:

а) обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

б) формирование государственного бюджета;

в) защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

г) обеспечение занятости населения;

д) обеспечение безопасности и обороны страны;

е) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в создании для них дополнительных благоприятных условий и более широкой помощи государственных структур - формирование нормативно-правовой базы, финансово-кредитные, инновационные средства, информационное обеспечение и др. Тем самым создается государственный режим благоприятствования для всех фаз деятельности малого бизнеса.

В литературе выделяются группы методов регулирования экономики. В первую группу можно включить методы и способы общенормативного регулирования: а) введение общих правил; б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур; в) определение порядка их деятельности.

Во вторую группу входят программно-установочные способы: а) целевые программы; б) тематические планы; в) концепции, функциональные правила (режимы); г) схемы управления; д) схемы градостроительного планирования развития территорий; е) генпланы городов; ж) земельный кадастр.

К третьей группе относятся легализующие средства: а) лицензирование; б) аккредитация; в) сертификация.

В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения: а) стандарты; б) квоты; в) цены; г) тарифы; д) нормативы; е) лимиты; ж) налоги (сборы); з) плата; и) ставки (таможенные пошлины и др.).

В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирования: а) кредиты; б) льготы; в) отсрочки; г) дотации; д) субсидии; е) трансферты; ж) надбавки; з) поощрение; и) госзаказ; к) госзакупки.

В шестую группу включаются контрольно-учетные и "запретные" способы: а) учет; б) статистическая отчетность; в) проверки и иные формы контроля; г) запреты; д) ограничения; е) предписания; ж) санкции (штрафы и др.); з) лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов).

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования "сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

Сборник задач